Борис Полевой – биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия – Кампов). Родился 4 (17) марта 1908 года в Москве – умер 12 июля 1981 в Москве. Русский советский прозаик и киносценарист, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1947, 1949). Лауреат Международной премии Мира (1959).
Борис Полевой родился 4 (17 по новому стилю) марта 1908 года в Москве в семье юриста.
Отец – Николай Петрович Кампов (1877-1915), сын преподавателя Костромского духовного училища Петра Николаевича Кампова. В возрасте двух лет осиротел, воспитывался в Шуе у своего деда, протоиерея М. В. Миловского.
Окончил Шуйское духовное училище (1891), Владимирскую семинарию (1898), юридический факультет Юрьевского университета, стал юристом. Пять лет работал в Москве секретарём Окружного суда.
Затем три года был городским судьей в Ржеве, а с 1911 года – городским судьей в Твери. Умер от туберкулёза.
Мать – Лидия Васильевна Кампова (урожденная Митюшина, умерла в 1960 году), окончила Московские высшие женские медицинские курсы, работала врачом в Твери-Калинине. Умерла в Москве.
В 1913 году семья переехала в Тверь.
С 1917 по 1924 годы учился в школе № 24 (ныне Тверская гимназия № 6).
Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике.
Борис Полевой в молодости
Карьеру журналиста начал в 1928 году, имел покровительство Максима Горького. Работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».
Псевдоним Полевой получился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus – поле) на русский. Один из немногих псевдонимов, придуманных не носителем, а другими лицами.
В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Бориса Полевого «Мемуары вшивого человека» – о жизни людей «дна». Книга была отмечена Горьким.
С 1928 года стал профессиональным журналистом. В 1939 году в журнале «Октябрь» вышла первая повесть Полевого «Горячий цех», которая принесла ему литературную известность.
Член ВКП(б) с 1940 года.
С 1941 года жил в Москве.
В годы Великой Отечественной войны Борис Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.
Широкую известность и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах), посвящённая подвигу лётчика А. П. Маресьева. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 млн экземпляров. По повести поставлена одноимённая опера Сергея Прокофьева.
Свои военные наблюдения он отразил в книгах «От Белгорода до Карпат» (1945), «Повесть о настоящем человеке» (1946), «Мы – советские люди» (1948), «Золото» (1949-1950).
Автор четырёх книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы о его присутствии на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондента газеты «Правда» – «В конце концов» (1969).
Выступил на общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года, осудившем Бориса Пастернака, требовал выдворения его из СССР.
В 1961-1981 годах – главный редактор журнала «Юность». Член бюро ВСМ и Президиума Советского комитета защиты мира. С 1967 года был секретарём правления Союза писателей СССР, с 1952 года – вице-президентом Европейского общества культуры. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946-1958).
С 1969 года до своей смерти занимал пост председателя Правления Советского фонда мира.
Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.
Награды и премии Бориса Полевого:
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Polevoi-Boris.php
Борис Полевой
В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента “Правды”, в том числе на Калининском фронте (1942). События войны были отражены им в корреспонденциях этих лет. Много талантливых публицистических статей написал Б.Н.
Полевой у стен Ржева.
Борис Полевой (настоящее имя – Кампов Борис Николаевич) родился 17 (4) марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь.
После окончания средней школы и промышленного техникума работал на тверской текстильной фабрике “Пролетарка”.
Тяга к журналистике появилась у Б.Н.Кампова (Полевого) очень рано. Еще в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете “Тверская правда” первую корреспонденцию. С 1924 года его заметки и корреспонденции о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет.
В 1928 году Б.Н.Полевой оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах “Тверская правда”, “Пролетарская правда”, “Смена”.
В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б.Н.Полевого “Мемуары вшивого человека” – о жизни людей “дна”. Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов “перевести с латинского” (campus – поле) на русский.
В 1939 году вышла первая повесть Б.Н.Полевого “Горячий цех” о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе.
В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента “Правды”, в том числе на Калининском фронте (1942). События войны были отражены им в корреспонденциях этих лет. Много талантливых публицистических статей написал Б.Н.Полевой у стен Ржева.
Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: “От Белгорода до Карпат” (1944), “Повесть о настоящем человеке” (1946), “Мы – советские люди” (1948), “Золото” (1949–1950).
В 1949 году вышла в свет повесть “Вернулся”. Из записей, сделанных на строительстве Волго-Донского канала родился цикл рассказов “Современники” (1952).
В 1958 году был опубликован роман “Глубокий тыл” о самоотверженном труде жителей г. Калинина в годы Великой Отечественной войны.
Большое место в творчестве Б.Н.Полевого занимал жанр путевых дневников-очерков: “Американские дневники” (1956), “За тридевять земель” (1956), “30 000 ли по новому Китаю” (1957).
В качестве корреспондента центральных газет Б.Н.Полевой много ездил по стране. Результатом этих поездок явились дневники-очерки о стройках: “Ангарские записи” (1959), “Саянские записи” (1963). На основе документальных очерков написан и роман “На диком бреге” (1962).
Писательское творчество и журналистика – лишь одна сторона деятельности Б.Н.Полевого. Он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организаторской работой, долгие годы (1962–1981) являлся главным редактором молодежного журнала “Юность”. Умер 12 июля 1981 года.
Источник: http://facecollection.ru/people/boris-polevoy
Полевой Борис Николаевич
Полевой (Кампов) Борис Николаевич (1908/1981)— советский писатель. Наиболее известные произведения: «Повесть о настоящем человеке» (1946), в которой описан знаменитый подвиг летчика А.
Маресьева, а на основе его героической судьбы создан образ положительного героя; сборник рассказов «Мы — советские люди» (1948), романы «Золото» (1949/1950) и «Доктор Вера» (1966).
Лауреат Государственной премии СССР (1947,1949), Герой Социалистического Труда (1974).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 224.
Полевой (псевд.; наст. фамилия — Кампов) Борис Николаевич (4[17].03.1908—12.07.1981), писатель. Детство провел в Твери (Калинин). По окончании промышленного техникума работал на Калининском текстильном комбинате. Первая книга очерков «Мемуары вшивого человека» (1927) была отмечена критиками. Литературную известность Полевому принесла повесть «Горячий цех» (1939).
С начала Великой Отечественной войны Полевой — военный корреспондент «Правды». События войны отражены в его очерках, печатавшихся в газете и объединенных в книгу «От Белгорода до Карпат (1945).
Большую популярность в СССР и за рубежом приобрела книга Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946; Сталинская премия, 1947). В ней также проявилась характерная черта творческой манеры Полевого — стремление к документальности. Образ положительного героя создан в повести на основе реального подвига летчика А. П.
Маресьева. После войны Полевой побывал во многих странах; об этом рассказывают его книги-репортажи «Американские дневники» (1956), «За тридевять земель» (1956) и др. В романах «Глубокий тыл» (1958) и «На диком бреге…» (1962) Полевой показал сильные, героические характеры русских людей, их повседневную кипучую жизнь.
В романе «Доктор Вера» (1966) нарисовано несгибаемое мужество русских людей на территории, оккупированной немецкими фашистами.
«Повесть о настоящем человеке» послужила основой одноименной оперы С. С. Прокофьева (1948).
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru
Подробнее о знаке см. ст. Э. Гетманский. Помнит мир спасённый.
Полевой (настоящая фамилия – Кампов) Борис Николаевич (1908 – 1981), прозаик.
Родился 4 марта (17 н.с.) в Москве в семье юриста. Детские и юношеские годы прошли в Твери, на фабричном дворе огромного текстильного комбината, принадлежавшего Морозовым.
Дома была хорошая библиотека, оставленная отцом (умер в 1916), где были собраны все русские и лучшие иностранные классики.
Мать, по профессии врач, направляла его чтение, и среди первых прочитанных книг были Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Помяловский, позже Тургенев, Гончаров, Никитин и Чехов. Самым любимым писателем был М.Горький.
Еще в школьные годы стал интересоваться журналистикой, первая заметка появилась в губернской газете “Тверская правда”. Активным рабкором этой газеты стал по прошествии нескольких лет, когда, окончив промышленный техникум, работал на калиниском комбинате “Пролетарка”.
В 1927 вышла в свет первая книга очерков “Мемуары вшивого человека”, отмеченная Горьким.
С 1928 становится профессиональным журналистом.
Литературную известность Полевому принесла повесть “Горячий цех”, опубликованная перед войной в журнале “Октябрь”.
С начала Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. Военные события, свидетелем которых он стал, отражены в его очерках, объединенных позднее в книге “От Белгорода до Карпат” (1945).
В 1946 выходит знаменитая “Повесть о настоящем человеке”, написанная за девятнадцать дней (когда он в качестве военного корреспондента присутствовал на Нюрнбергском процессе).
Военной тематике посвящены сборник рассказов “Мы – советские люди” (1948) и роман “Золото” (1949 – 50).
В 1952 публикует сборник рассказов и очерков о строителях Волго-Дона – “Современники”.
В 1956, после поездки по разным странам, пишет книги-репортажи “Американские дневники”, “За тридевять земель”.
В 1958 – 62 публикует романы “Глубокий тыл” и “На диком бреге…”
В 1966 выходит роман “Доктор Вера”. Многие годы был главным редактором журнала “Юность”.
Умер Б. Полевой в 1981 в Москве.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Полевой Борис (настоящее имя Борис Николаевич Кампов) [4(17).3.1908, Москва — 12.7.1981, Москва] — прозаик.
Отец был юристом, мать — врачом. Вскоре после рождения Полевого семья переехала в Тверь. Отец рано умер; мать работала в фабричной больнице текстильного комбината товарищества Тверской мануфактуры, который принадлежал известным промышленникам Морозовым.
После смерти отца семья из города вынуждена была переселиться в «служащие дома» морозовской фабрики. Отцом была собрана большая библиотека; любовь к литературе привила мать. Полевой учился в техникуме, работал на текстильном комбинате, был плотогоном, избачом (заведовал сельским клубом).
Первые заметки, очерки были написаны еще школьником и впервые появились в газете «Тверская правда», затем в молодежной газете «Смена», в других тверских газетах.
Однажды по заданию газеты несколько дней провел в тесном общении с «блатным миром», результатом чего явилась серия очерков о «тверском дне», изданных отдельной книгой — «Мемуары вшивого человека» (1927) (это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов).
Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus — поле) на русский. После выхода в свет своей первой книги начинающий писатель получил большое письмо от М.Горького, что сам Полевой считал поворотным моментом в своей судьбе.
Именно после доброжелательного письма Горького Полевой посвящает себя литературной работе, журналистике. В газетах Твери он проработал до самого начала войны.
В 1939 в журнале «Октябрь» появилась первая повесть Полевого «Горячий цех», о которой сам он высказался так: «…
в наших социалистических условиях возможно выводить в книге живого реального современника, который, если он несет в себе типичные приметы времени, может стать и героем литературы» (Оглядываясь на прожитое // Советские писатели. Автобиографии: В 2 т. М., 1959. Т.2. С.237).
В этом высказывании — кредо писателя, который не изменял журналистскому видению жизни и тогда, когда создавал художественные произведения. В основе повести «Горячий цех» — реальная судьба «хулиганистого паренька», который поставил новый рекорд в кузнечном деле и «под напором доброй воли коллектива» раскрылся «в лучших своих чертах» (Там же).
Книги Полевого были призваны воспитывать человека «нового общества». Таковы почти все последующие романы Полевого — «Золото» (1949), «Глубокий тыл» (1958), «На диком бреге…» (1962), «Доктор Вера» (1965), повесть «Анюта» (1977), сб. рассказов: «Современники» (1952) (посвященный строителям Волго-Донского канала), «Далекие друзья» (1959).
В годы Великой Отечественной войны Полевой находился в действующей армии. Боевым офицером и журналистом Полевой прошел всю войну. Осенью 1941 его репортажи начали появляться в газете «Правда». В качестве офицера связи и корреспондента он встретил последний день войны в восставшей Праге, откуда передал свой последний военный репортаж.
В годы войны Полевой становится известным журналистом и публицистом; широко расходятся его книги «От Белгорода до Карпат» (1945), «Мы — советские люди» (1948), повесть «Вернулся» (1949), «Эти четыре года» (корреспонденции с фронта — 1974).
В послевоенные годы публицистическая деятельность Полевого была так же активна: «Американские дневники» (1956), «30000 ли по новому Китаю» (1957), «Саянские записи» (1963) и др.
Самое известное произведение Полевого — «Повесть о настоящем человеке» (1946), поведавшая о несгибаемом мужестве человека.
Герой книги Алексей Мересьев (реальный прототип носил фамилию Маресьев) — летчик, лишившийся в бою ступней обеих ног и вернувшийся в авиацию. Рассказ А.Маресьева, сбитого в лесах под Великими Луками, Полевой записал в свой дневник во время одной из фронтовых встреч.
Присутствуя в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, слушая допросы о фашистских злодеяниях на советской земле, Полевой обратился к своим фронтовым записям и, находясь в Германии, за 19 дней написал эту повесть. Книга имела огромный успех. Она помогала поколению, израненному войной, искать силы для того, чтобы вернуться к мирной жизни.
Положенный в основу книги документальный принцип был дополнен рассуждениями писателя об особом характере «советского человека, коммуниста». Книгам Полевой, при всей их очерковости, документальности, свойственна эмоциональная приподнятость стиля и одновременно — некая заданность, социальный заказ, попытка создать образ «положительного героя» как пример для подражания.
В этом качестве «Повесть о настоящем человеке» Полевого оказалась рядом с романом Н.Островского «Как закалялась сталь». Повесть была экранизирована в 1948 на Мосфильме (реж. А.Столпер; в роли Мересьева — П.Кадочников). На сюжет повести С.Прокофьевым была написана в 1948 одноименная опера.
Писательское творчество и журналистика — лишь одна сторона деятельности Полевой: он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организационной работой, долгие годы (1962-81) являлся главным редактором популярного молодежного журнала «Юность».
Пример литературной жизни Полевого — пример бессмертия.
Его жизнь оборвалась в 1981, а 1982 начался с публикации в №1 журнала «Юность» статьи «Борис Полевой: человек, писатель, редактор». Затем в том же году были опубликованы посвященные ему статьи В.Карпова «С верой в человека» (Октябрь. №5), С.Баруздина «Обаяние личности» (Дружба народов. №10). Позднее были опубликованы статьи Ю.Осипова «Память о настоящем человеке: К 75-летию со дня рождения Б.Н.Полевого» (Огонек. 1983. №16), Ю.Яковлева «На этой улице когда-то» (Юность. 1984. №1). «Слово о Борисе Полевом» А.Нуршаихов опубликовал в своей книге «Повести, воспоминания, эссе», изданной в Алма-Ате в 1986; в «Литературном обозрении» появилась статья Н.Железновой «Девочка и солдат» (1989. №2), в «Алтае» — статья Б.Мештаева «”Кампо” — по-латински поле: Штрихи к портрету Бориса Полевого» (1990. №2).
Победное свое шествие продолжила «Повесть о настоящем человеке». Отдельными книгами она была издана в 1982 в Новосибирске и Кишиневе, в 1983 — в Киеве (с предисл. Г.Г.Шевченко), Харькове и Каунасе, в 1984 — в Петрозаводске и Киеве, в 1985 — в Перми, Днепропетровске, Йошкар-Оле, Ташкенте, Алма-Ате, в 1986 — в Киеве (с послесл. Г.Г.Шевченко) и в Душанбе, в 1987 — в Уфе, Минске и Баку. В Москве «Повесть о настоящем человеке» выходила отдельными изданиями в 1981, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1989 и 2001. Издание 1985 открывало предисловие В.Карпова «Учебник мужества», издание 1989 сопровождали предисл. и послесл. Н.Железновой «Настоящие люди Бориса Полевого» и «Талант рождается дважды», в издании 2001 были опубликованы вступительная статья П.А.Николаева «Подвиг как нравственная норма» и послесл. Н.Железновой «Человек — это когда живут гордо…»
Г.К. Каурова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с. 86-88.
Далее читайте:
Записка Союза писателей СССР секретарю ЦК КПСС М.А. Суслову об организации в СССР Пен-клуба, [Не позднее 22 сентября 1956 г.]
Письмо Б.Н. Полевого с просьбой об указаниях ЦК КПСС в связи с предстоящим выходом романа «Доктор Живаго». [Не позднее 17 сентября 1958 г.]
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
Полевой Б. На диком бреге. Роман. “Роман-газета” №№ 21 (475)—22 (476). 1962.
СС: в 9 т. / вступ. статья В.Озерова. М., 1981-86;
Автобиография // Сов. писатели. Т. 2. М., 1959;
30000 ли по Китаю. М., 1959;
Близко и далеко. (Новые дневники). М., 1960;
Самые близкие: Избр. рассказы. М., 1961.
Эти четыре года: Из записок военного корреспондента. М., 1978;
Самые памятные: История моих репортажей. М., 1980;
Полководец. М., 1983;
Повесть о настоящем человеке. М., 2001.
Литература:
Галанов Б.Е. Борис Полевой: Критико-биографический очерк. М., 1957;
Железнова Н.Л. Настоящие люди Бориса Полевого: Очерк творчества. М., 1978;
Рубашкин А.И. Эти четыре года // Рубашкин А.И. Прямая речь: очерки. Л., 1980. С.192-196;
Железнова Н.Л. Борис Полевой: Проза. Публицистика. Мемуары. М., 1984.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/polevoibn.php
Книги Полевой Борис Николаевич
Полевой Борис Николаевич
Борис Николаевич Полевой — советский русский писатель-прозаик и журналист. Он родился 4 или, согласно новому стилю, 17 марта 1908 года. Несмотря на то, что родился он в Москве, своим родным городом писатель всегда считал Тверь, куда, будучи восьмилетнем мальчиком, в 1913 году переехал вместе с семьей.
Именно там прошли его самые беззаботные детские и юношеские годы. Его отец, Николай Кампов, был юристом. После смерти в 1916 году, он оставил замечательную домашнюю библиотеку, в которой находились самые лучшие произведения русской и мировой классики.
Мать Бориса, врач по профессии, внимательно следила за культурным развитием и образованием мальчика, направляя его чтение. Вследствие чего, первыми прочитанными Борисом книги были произведения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Помяловского, Некрасова, немного позже Гончарова, Тургенева, Чехова и Никитина.
Максим Горький был самым любимым писателем Бориса Николаевича.
С 1917 по 1924 годы в школе № 24 проходили школьные годы Бориса, в настоящий момент это Тверская гимназия № 6. Уже здесь в 1922 году юноша начал увлекаться журналистикой.
Его первая заметка была напечатана в «Тверской правде» (губернская газета), когда он еще был учеником шестого класса.
Начиная с 1924 года, его статьи регулярно появлялись в городских газетах «Пролетарская правда», «Смена», «Тверская деревня».
После окончания тверского технического училища в 1926 году Борис Николаевич работал на текстильной фабрике «Пролетарка» технологом.
В 1927 году выходит в свет первая книга, состоящая из очерков и получившая положительный отзыв Максима Горького, «Мемуары вшивого человека». Она повествует о жизни людей, так называемого «дна».
Это книга была единственной, написанной под именем Борис Кампов.
Впоследствии один из редакторов предложил автору перевести фамилию Кампов с латинского на русский язык (campus означает поле), отсюда и появился псевдоним Полевой, один из немногих, придуманный не самим носителем, а посторонними лицами.
С 1928 года Борис Полевой работает профессиональным журналистом.
Настоящую литературную известность писателю принесла, опубликованная им незадолго до Великой Отечественной войны в журнале «Октябрь», его первая повесть, получившая название «Горячий цех». Эта повесть о людях первой пятилетки, трудившихся на Калининском вагонзаводе.
Полевой являлся участником советско-финской войны (1939 – 40 гг). В 1941 году он переехал жить в Москву, где работал на Калининском фронте военным корреспондентом.
Ему приходилось бывать в самых горячих точках. В своих статьях и очерках он отражал свои фронтовые впечатления и самые яркие события величайшей битвы с фашизмом, свидетелем которых он являлся.
Все они собраны в книге 1945 года «От Белгорода до Карпат».
Накопленный за время войны материал стал основой для будущих книг писателя.
Всеобщую славу и мировую известность Борису Полевому в 1946 году принесла, написанная им во время его присутствия на Нюрнбергском процессе в качестве военного корреспондента всего лишь за 19 дней, состоящая из четырех глав «Повесть о настоящем человеке». Автор был награжден за нее Сталинской премией в 1947 году.
В ее основе лежит реальный подвиг известного летчика, героя Советского Союза А. П. Маресьева, который продолжал воевать даже после того, как лишился обеих ног. Несколько позже в 1948 году по этой повести был поставлен одноименный фильм Сергея Прокофьева, главную роль в котором исполнил П. Кадочников.
«Повесть о настоящем человеке» была любимой книгой у советской молодежи. Эта повесть не просто учила мужеству, она часто помогала людям в те нелегкие для советского народа времена. Ее знали практически во всех странах мира, в нашей же стране она издавалась более ста раз.
Военной тематики также посвящены книги «Мы – советские люди» (1948 г), которая также была отмечена в 1949 году Сталинской премией, «Золото» (1949 – 1950 гг).
Среди многочисленных произведений писателя нельзя не отметить повесть «Вернулся» (1949 г), путевые очерки 1956 года «Американские дневники», за которые в 1959 году автору была вручена Международная премия Мира, «За тридевять земель», «30 000 ли по новому Китаю» (1957 г).
Замечательными произведениями являются роман «Глубокий тыл» (1958 г) и роман «Доктор Вера» (1966 г), «Ангарские записи» (1959 г) и «Саянские записи» (1963 г). На основе собранных Борисом Полевым документальных очерков, в 1962 году был написан прекрасный роман «На диком бреге».
В этом же 1962 году Полевой занял пост главного редактора известного молодежного журнала, носившего название «Юность», а еще раньше в 1952 году писатель являлся вице-президентом в Европейском обществе культуры.
С 1967 года Борис Николаевич был назначен секретарем правления бывшего Союза писателей СССР.
За свою активную общественную деятельность в 1968 году писатель был награжден Золотой медалью Мира, а в 1974 году ему было присвоено важное звание Героя Социалистического труда.
Умер Борис Николаев Полевой в 1981 году 12 июля и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. После смерти писателя в 1983 году в Твери в честь его имени была названа улица. А в 2006 году была установлена мемориальная доска на доме, в котором он жил.
Источник: http://ThankYou.ru/lib/classic/polevoj
Краткая биография Полевой Н. А
Полевой, Николай Алексеевич — известный писатель, журналист и критик; родился в Иркутске 22-го июня 1796 года. Он происходил из старинного курского купечества; предки его часто надолго оставляли свой родной город и занимались торговыми предприятиями на дальнем востоке.
Не раз впоследствии вспоминал Полевой свою “далекую родину, Сибирь, богатую золотом и дремучими лесами”, вспоминал вместе с “первыми мечтами юности” и “любимыми играми детства”.
Это детство, однако, не было благоприятно для развития умственных способностей мальчика, чтобы подготовить в нем будущего известного литератора и знаменитого журналиста.
Отец его, человек высоких нравственных качеств и сильного характера, пылкий, увлекающийся, хотя и был довольно хорошим начетчиком в области исторической и беллетристического литературы XVIII-го века, но, всецело преданный своему коммерческому делу, смотрел с предубеждением на литературные занятия и имел несколько странные понятия об образовании. Мать П.
, женщина нежная, кроткая, воспитанная в стенах Иркутского девичьего монастыря, под надзором тетки, матери казначеи, с глубоко вкоренившимися религиозными взглядами соединяла страсть к романам; в жизни она вполне подчинялась авторитету мужа, в мечтах любила останавливаться на героях Ричардсона, Жанлис и Дюкре-Дюминиля.
Унаследовав от отца сильный характер, а от матери — религиозность и мягкосердечие, Полевой с самого раннего детства стал проявлять и оригинальные черты своей личности: выказывал сильную любознательность и наклонность к авторству.
Чуть не шести лет выучившись читать, к десяти Полевой успел ознакомиться со всеми книгами, какие только попадались ему под руку: с “Разговором о всеобщей истории” Боссюэта, путешествиями Ансона и Кука, “Деяниями Петра Великого” Голикова, некоторыми произведениями Сумарокова, Ломоносова, Карамзина, Хераскова, Коцебу и др.
Он рано стал писать стихи, издавал рукописные газеты, сочинил драму “Брак царя Алексея Михайловича”, трагедию “Бланка Бурбонская”, мечтал окончить труд Голикова. Но стремление мальчика учиться не находило себе удовлетворения.
С одной стороны, жизнь на далекой окраине, с другой — твердое решение отца приспособить сына к торговым занятиям — служили препятствиями для развития естественных наклонностей последнего. H. A. не попал даже в Петербургское Коммерческое Училище, куда одно время думал определить его отец, знакомый с директором училища — В. С. Подшиваловым.
Нередко горевал мальчик, когда отец отнимал его книги, жег его драмы и журналы и бранил за невнимательное ведение конторских дел, присматриваться к которым его заставляли с десятилетнего возраста. Но влечение к просвещению брало верх над страхом наказания: маленький писатель был неисправим и спустя несколько времени “принимался за прежнее”.
В 1811 году отправленный отцом с некоторыми препоручениями в Москву, куда вскоре переселилась вся семья Полевых, он прожил почти год один в древней столице. Здесь Н. А.
впервые увидел театральные представления, приходил в восхищение от “Павла и Виргинии” и игры Самойловых; здесь накупил и прочел он довольно много книг и по временам “пробирался” в Университет, где слушал лекции Мерзлякова.
Страхова, Гейма, Каченовского; здесь было изведено много бумаги и начато немало произведений — опытов еще неумелого, но уже бойкого пера: трагедия “Василько Ростиславич”, повесть “Ян Ушмовец”, продолжение “Опыта повествования о России” Елагина — все это вызвало гнев приехавшего в Москву отца и было предано сожжению.
С этого года жизнь Полевого, в течение десяти-одиннадцати лет, принимает бродячий характер. Неудачные предприятия, которые то начинал, то бросал отец, побуждали сына ездить и на Дон, и в Курск, и в Иркутск; потом — опять в Курск, Москву и, наконец, в Петербург. И чем более преград для самообразования ставило беспрерывное кочевание по России, тем сильнее становилась у него жажда знания.
“Обольстительный мир раскрывался перед ним; воображение его рисовало в будущем картины пленительные”. С 1814 г. H. A. начал изучать русский язык по грамматике Соколова; приблизительно тогда же принялся он и за изучение иностранных языков.
“Пьяный цирюльник Наполеоновской армии, итальянец, который остался доживать свою жизнь в одной из курских цирюлен, показал ему произношение французских букв; старик, музыкальный учитель, богемец, который учил на фортепиано дочерей хозяина Полевого (коммерсанта Баушева, у которого в в трудное время служил последний конторщиком) и любил после уроков посидеть в конторской комнате и покурить трубку, научил его немецкой азбуке”. Впоследствии усвоение иностранных языков пошло успешнее при содействии живших в Иркутске ссыльного поляка Горского и пастора лютеранской церкви Беккера. Подобное образование, конечно, было чуждо какой-либо системы: учиться можно было лишь урывками от обязательных занятий, по вечерам и ночам. Часто просидев целую ночь и загасив свечу только с утренней зарей, шел молодой труженик или в контору хозяина, или занимался отцовскими делами.
В 1817 г. император Александр I-й посетил Курск, и радушная встреча, оказанная ему жителями города, “воспламенила воображение” Полевого. Свои чувства и впечатления он изложил в статье, которая, правда, с большими изменениями, была напечатана С. Н.
Глинкой на страницах “Русского Вестника”, где в том же году были помещены еще две статьи Полевого, посвященные воспоминанию о взятии Парижа и графу Барклаю-де-Толли, также заезжавшему в Курск.
Это были первые напечатанные произведения Полевого; они произвели некоторую сенсацию в Курске, доставили юному автору знакомство с губернатором, а вскоре после этого одно написанное Полевым стихотворение обратило на себя внимание местного епископа Евгения.
Полевой, постепенно становившийся известными приобретавший расположение значительных лиц в городе, почувствовал под ногами более твердую почву и, ободренный успехом, еще с большим рвением стал пополнять пробелы своих знаний. Увлеченный статьей Греча, указывавшего на недостаточную разработку русского языка, Н. А.
задумал переспрягать все глаголы, выписанные из Геймова словаря, и таким образом составить новую систему русских спряжений; одновременно он пробовал переводить с иностранных языков и писать небольшие статейки, — и эти работы свои посылал к редактору “Вестника Европы”, который не отказывал в их помещении (так, напечатана статья о Волосе).
В 1820 году Полевому удалось в одну из поездок в Москву лично познакомиться с М. Т. Каченовским. Знаменитый основатель скептической школы числился тогда еще профессором изящных искусств, но уже был автором нескольких исторических статей, в которых, между прочим, выступал против Карамзина и готовился с следующего года занять кафедру истории.
Склонный признать баснословным весь древнейший период и заподозрить показания летописи, “Русской Правды” и договоров князей, Каченовский мог развить в своем молодом собеседнике интерес к отечественной истории и указать, что знание греческого языка необходимо для ее разработки. H. A.
с увлечением принялся за изучение древних языков, а для усовершенствования в стиле продолжал писать в “Вестнике Европы”. Едва ли не в ту же поездку он лично познакомился и с С. Н. Глинкой.
В 1821-м году Полевому пришлось посетить Петербург, где он впервые увидел Жуковского, Грибоедова, Греча, Булгарина, и где его “с распростертыми объятиями” встретил питавший слабость к русским самородкам П. П. Свиньин, сейчас же предложивший сотрудничество ему в “Отечественных Записках”. Вскоре после этого Российская Академия наградила Полевого серебряной медалью за оконченное, наконец, исследование: “Новый способ спряжений русских глаголов”, а в 1824 г. (два года спустя после смерти отца) Н. А. принимает участие в “Северном Архиве” и “Мнемозине” и сближается с князем В. Ф. Одоевским, который, несмотря на свой юный возраст (21 год), был способен заронить в головы своих собеседников искру увлечения Шеллингом. И вот, расширив мало-помалу круг своих литературных знакомств, Полевой, при ближайшем участии и содействии князя П. А. Вяземского, решается прикончить торговые дела отца, сделаться журналистом и издавать “Московский Телеграф” (1825 — 1834).
К русской журналистике первой половины 1820-х годов вполне применимы несколько позже написанные стихи Пушкина:
Один журнал
Исполнен приторных похвал,
Тот брани плоской; все наводят
Зевоту скуки, чуть не сон….
И, действительно, некогда славный “Вестник Европы”, видимо, устарел и своей неодобрительной критикой произведений Пушкина выказывал неспособность к усвоению новых понятий об искусстве; в статьях “Сына Отечества” нельзя было найти широких и глубоких взглядов, которые могли бы оказать влияние на читающий класс; “Благонамеренный” Измайлова издавался неаккуратно и небрежно; “Русский Вестник” падал во мнении публики, так как “вызовы Минина, Пожарского и других старожилов летописей ваших утомляли слух” и “дух времени требовал освежения”…
Это освежение сразу почувствовалось по выходе в свет первой книжки “Московского Телеграфа”. Организованный по плану одного из лучших французских периодических изданий — “Revue Encyclopedique”, журнал Полевого был тесно связан с иностранной прессой.
Все наиболее выдающиеся явления из западноевропейской науки, литературы, общественной жизни находили себе отголосок в “Телеграфе”.
На страницах его впервые были помещены в русском переводе лучшие критические статьи Августа Шлегеля, сотрудников “Le Globe”, “Revue Francaise”, “Le Catholique” и английских Reviews (этюды Маколея), многие беллетристические произведения А, де Виньи, Бенжамена Констана, П. Мериме, Е.
Сю, Бальзака, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, Шиллера, Гете, Жан-Поля, Гофмана, Тика; также — выдержки из исторических сочинений Баранта, Кине, Геерена, Мишле и др. Таким образом, задавшись целью “передавать читателям не одно русское, но просто все, что изящного, приятного и полезного найдется и в отечественной, и во всех древних и новых литературах”, Полевой популяризацией живых и оригинальных идей Запада благотворно влиял на развитие общественного чувства и ума.
Интересуясь иностранным, Полевой, согласно своей задаче, не забывал и отечественного. Почти все члены образовавшегося вокруг него кружка, поддерживавшего его смелое предприятие, были сотрудниками его журнала. А членов было немало: князь П. А. Вяземский, князь В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, И. И.
Козлов, Кс. А. Полевой, М. А. Максимович, В. А. Ушаков; несколько позже — И. А. Крылов, A. Ф. Вельтман, А. А. Марлинский, B. И. Даль, И. П. Сахаров, отец Иакинф (Бичурин) и др. вносили посильную лепту в “Московский Телеграф”.
Помимо того, князь Вяземский, бывший после Полевого, “главным одушевителем редакции”, постарался привлечь еще новых сотрудников — своих приятелей из так называемого “Пушкинского” кружка, державшегося довольно замкнуто.
Благодаря его посредничеству, Пушкин присылал Полевому свои лирические пьесы и эпиграммы, Жуковский — “Отрывки писем из Саксонии” и некоторые стихотворения, Боратынский — лирику и сатирические вещи, Батюшков (уже полубольной) — отрывок из “Мессинской невесты”, Языков — послания и оды, А. И.
Тургенев — “Письма из Дрездена”. Это участие лучших литературных талантов справедливо упрочило за “Телеграфом” славу выдающегося органа печати 1820-х и начала 1830-х годов.
Время издания “Телеграфа” было очень счастливо для полного развития разносторонних дарований Полевого, который выступил на литературном поприще не только как журналист, но и как критик, беллетрист и историк. Его внимание привлекала и еще одна отрасль знания, которой он начал очень интересоваться, но в области которой не был способен создать что-либо оригинальное. Это была философия. Человек с пытливым и живым умом, Полевой не был рожден философом. Однако, его чуткость ко всяким новым веяниям и беседы с известным впоследствии статистиком В. П. Андросовым, будущим профессором Дерптского университета М. П. Розбергом и Ив. В. Киреевским способствовали его ознакомлению с распространенной в 20-х годах Шеллинговой системой. Впрочем, усвоение философских идей по источникам было не по сердцу Полевому: питая слабость к французской литературе и науке, он предпочел немецким теориям эклектизм Кузена, развивавшего в своем учении многие положения Шеллинга и Гегеля. Воззрения Кузена не были бесполезны для Полевого: они отразились в рецензии на книгу А. И. Галича “Опыт науки изящного” (“Московский Телеграф” 1826) и в статье: “О романах В. Гюго и вообще о новейших романах” (“Московский Телеграф” 1832), где говорится о проявлении в жизни природы и человека трех основных идей истины, блага и красоты, о народах, носителях той или иной идеи и т. д., а главным образом дали Полевому возможность выработать более точные, чем были прежде, критические приемы для оценки литературных произведений и выставить в новом свете многие явления русской истории. Приемы, посредством которых Полевой подходил к разрешению разных литературных вопросов, для его эпохи были новостью. Критика начала XIX-го века находилась в таком же состоянии, как и современная ей журналистика. “Она дико поет с чужого голоса”, писал Полевой, и был прав. Это была “критика слов и мелочей”, подходящая к анализу произведения с правилами и законами, заранее установленными для каждого предмета, в чем, конечно, чувствовалось сильное влияние традиций Лагарпа. И не только критические очерки посредственных писателей, но даже лиц, выдающихся по образованию и таланту, напрель, Мерзлякова и Жуковского, подчинились указанному направлению. Единственной заслугой этих очерков является сравнительный метод, заключающийся в сопоставлении произведений русских с западноевропейскими. Правда, в некоторых статьях, вроде статей Карамзина о Богдановиче и Вяземского — об Озерове и Дмитриеве, можно усмотреть первые опыты критико-биографического этюда, но и здесь критика остается при старом, Мерзляковском приеме сопоставлений без анализа исторических условий, среди которых возникло то или другое поэтическое произведение.
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-polevoj-n-a/