Краткая биография полевой

Борис Полевой – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия – Кампов). Родился 4 (17) марта 1908 года в Москве – умер 12 июля 1981 в Москве. Русский советский прозаик и киносценарист, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1947, 1949). Лауреат Международной премии Мира (1959).

Борис Полевой родился 4 (17 по новому стилю) марта 1908 года в Москве в семье юриста.

Отец – Николай Петрович Кампов (1877-1915), сын преподавателя Костромского духовного училища Петра Николаевича Кампова. В возрасте двух лет осиротел, воспитывался в Шуе у своего деда, протоиерея М. В. Миловского.

Окончил Шуйское духовное училище (1891), Владимирскую семинарию (1898), юридический факультет Юрьевского университета, стал юристом. Пять лет работал в Москве секретарём Окружного суда.

Обратите внимание

Затем три года был городским судьей в Ржеве, а с 1911 года – городским судьей в Твери. Умер от туберкулёза.

Мать – Лидия Васильевна Кампова (урожденная Митюшина, умерла в 1960 году), окончила Московские высшие женские медицинские курсы, работала врачом в Твери-Калинине. Умерла в Москве.

В 1913 году семья переехала в Тверь.

С 1917 по 1924 годы учился в школе № 24 (ныне Тверская гимназия № 6).

Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике.

Борис Полевой в молодости

Карьеру журналиста начал в 1928 году, имел покровительство Максима Горького. Работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».

Псевдоним Полевой получился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus – поле) на русский. Один из немногих псевдонимов, придуманных не носителем, а другими лицами.

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Бориса Полевого «Мемуары вшивого человека» – о жизни людей «дна». Книга была отмечена Горьким.

С 1928 года стал профессиональным журналистом. В 1939 году в журнале «Октябрь» вышла первая повесть Полевого «Горячий цех», которая принесла ему литературную известность.

Член ВКП(б) с 1940 года.

С 1941 года жил в Москве.

В годы Великой Отечественной войны Борис Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.

Широкую известность и Сталинскую премию ему принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке» (повесть в 4 главах), посвящённая подвигу лётчика А. П. Маресьева. Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 млн экземпляров. По повести поставлена одноимённая опера Сергея Прокофьева.

Важно

Свои военные наблюдения он отразил в книгах «От Белгорода до Карпат» (1945), «Повесть о настоящем человеке» (1946), «Мы – советские люди» (1948), «Золото» (1949-1950).

Автор четырёх книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы о его присутствии на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондента газеты «Правда» – «В конце концов» (1969).

Выступил на общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года, осудившем Бориса Пастернака, требовал выдворения его из СССР.

В 1961-1981 годах – главный редактор журнала «Юность». Член бюро ВСМ и Президиума Советского комитета защиты мира. С 1967 года был секретарём правления Союза писателей СССР, с 1952 года – вице-президентом Европейского общества культуры. Депутат Верховного Совета РСФСР (1946-1958).

С 1969 года до своей смерти занимал пост председателя Правления Советского фонда мира.

Подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

Награды и премии Бориса Полевого:

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Polevoi-Boris.php

Борис Полевой

В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента “Правды”, в том числе на Калининском фронте (1942). События войны были отражены им в корреспонденциях этих лет. Много талантливых публицистических статей написал Б.Н.

Полевой у стен Ржева.

Борис Полевой (настоящее имя – Кампов Борис Николаевич) родился 17 (4) марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь.

После окончания средней школы и промышленного техникума работал на тверской текстильной фабрике “Пролетарка”.

Совет

Тяга к журналистике появилась у Б.Н.Кампова (Полевого) очень рано. Еще в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете “Тверская правда” первую корреспонденцию. С 1924 года его заметки и корреспонденции о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет.

В 1928 году Б.Н.Полевой оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах “Тверская правда”, “Пролетарская правда”, “Смена”.

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б.Н.Полевого “Мемуары вшивого человека” – о жизни людей “дна”. Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов “перевести с латинского” (campus – поле) на русский.

В 1939 году вышла первая повесть Б.Н.Полевого “Горячий цех” о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе.

В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента “Правды”, в том числе на Калининском фронте (1942). События войны были отражены им в корреспонденциях этих лет. Много талантливых публицистических статей написал Б.Н.Полевой у стен Ржева.

Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: “От Белгорода до Карпат” (1944), “Повесть о настоящем человеке” (1946), “Мы – советские люди” (1948), “Золото” (1949–1950).

В 1949 году вышла в свет повесть “Вернулся”. Из записей, сделанных на строительстве Волго-Донского канала родился цикл рассказов “Современники” (1952).

В 1958 году был опубликован роман “Глубокий тыл” о самоотверженном труде жителей г. Калинина в годы Великой Отечественной войны.

Обратите внимание

Большое место в творчестве Б.Н.Полевого занимал жанр путевых дневников-очерков: “Американские дневники” (1956), “За тридевять земель” (1956), “30 000 ли по новому Китаю” (1957).

В качестве корреспондента центральных газет Б.Н.Полевой много ездил по стране. Результатом этих поездок явились дневники-очерки о стройках: “Ангарские записи” (1959), “Саянские записи” (1963). На основе документальных очерков написан и роман “На диком бреге” (1962).

Писательское творчество и журналистика – лишь одна сторона деятельности Б.Н.Полевого. Он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организаторской работой, долгие годы (1962–1981) являлся главным редактором молодежного журнала “Юность”. Умер 12 июля 1981 года.

Источник: http://facecollection.ru/people/boris-polevoy

Полевой Борис Николаевич

Полевой (Кампов) Борис Николаевич (1908/1981)— советский писатель. Наиболее известные произведения: «Повесть о настоящем человеке» (1946), в которой описан знаменитый подвиг летчика А.

Маресьева, а на основе его героической судьбы создан образ положительного героя; сборник рассказов «Мы — советские люди» (1948), романы «Золото» (1949/1950) и «Доктор Вера» (1966).

Лауреат Государственной премии СССР (1947,1949), Герой Социалистического Труда (1974).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 224.

Полевой (псевд.; наст. фамилия — Кампов) Борис Николаевич (4[17].03.1908—12.07.1981), писатель. Детство провел в Твери (Калинин). По окончании промышленного техникума работал на Калининском текстильном комбинате. Первая книга очерков «Мемуары вшивого человека» (1927) была отмечена критиками. Литературную известность Полевому принесла повесть «Горячий цех» (1939).

С начала Великой Отечественной войны Полевой — военный корреспондент «Правды». События войны отражены в его очерках, печатавшихся в газете и объединенных в книгу «От Белгорода до Карпат (1945).

Большую популярность в СССР и за рубежом приобрела книга Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946; Сталинская премия, 1947). В ней также проявилась характерная черта творческой манеры Полевого — стремление к документальности. Образ положительного героя создан в повести на основе реального подвига летчика А. П.

Важно

Маресьева. После войны Полевой побывал во многих странах; об этом рассказывают его книги-репортажи «Американские дневники» (1956), «За тридевять земель» (1956) и др. В романах «Глубокий тыл» (1958) и «На диком бреге…» (1962) Полевой показал сильные, героические характеры русских людей, их повседневную кипучую жизнь.

В романе «Доктор Вера» (1966) нарисовано несгибаемое мужество русских людей на территории, оккупированной немецкими фашистами.

«Повесть о настоящем человеке» послужила основой одноименной оперы С. С. Прокофьева (1948).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru

Подробнее о знаке см. ст. Э. Гетманский. Помнит мир спасённый.

Полевой (настоящая фамилия – Кампов) Борис Николаевич (1908 – 1981), прозаик.

Родился 4 марта (17 н.с.) в Москве в семье юриста. Детские и юношеские годы прошли в Твери, на фабричном дворе огромного текстильного комбината, принадлежавшего Морозовым.

Дома была хорошая библиотека, оставленная отцом (умер в 1916), где были собраны все русские и лучшие иностранные классики.

Мать, по профессии врач, направляла его чтение, и среди первых прочитанных книг были Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Помяловский, позже Тургенев, Гончаров, Никитин и Чехов. Самым любимым писателем был М.Горький.

Еще в школьные годы стал интересоваться журналистикой, первая заметка появилась в губернской газете “Тверская правда”. Активным рабкором этой газеты стал по прошествии нескольких лет, когда, окончив промышленный техникум, работал на калиниском комбинате “Пролетарка”.

Читайте также:  Краткая биография чулков

В 1927 вышла в свет первая книга очерков “Мемуары вшивого человека”, отмеченная Горьким.

С 1928 становится профессиональным журналистом.

Литературную известность Полевому принесла повесть “Горячий цех”, опубликованная перед войной в журнале “Октябрь”.

Совет

С начала Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. Военные события, свидетелем которых он стал, отражены в его очерках, объединенных позднее в книге “От Белгорода до Карпат” (1945).

В 1946 выходит знаменитая “Повесть о настоящем человеке”, написанная за девятнадцать дней (когда он в качестве военного корреспондента присутствовал на Нюрнбергском процессе).

Военной тематике посвящены сборник рассказов “Мы – советские люди” (1948) и роман “Золото” (1949 – 50).

В 1952 публикует сборник рассказов и очерков о строителях Волго-Дона – “Современники”.

В 1956, после поездки по разным странам, пишет книги-репортажи “Американские дневники”, “За тридевять земель”.

В 1958 – 62 публикует романы “Глубокий тыл” и “На диком бреге…”

В 1966 выходит роман “Доктор Вера”. Многие годы был главным редактором журнала “Юность”.

Умер Б. Полевой в 1981 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Полевой Борис (настоящее имя Борис Николаевич Кампов) [4(17).3.1908, Москва — 12.7.1981, Москва] — прозаик.

Отец был юристом, мать — врачом. Вскоре после рождения Полевого семья переехала в Тверь. Отец рано умер; мать работала в фабричной больнице текстильного комбината товарищества Тверской мануфактуры, который принадлежал известным промышленникам Морозовым.

Обратите внимание

После смерти отца семья из города вынуждена была переселиться в «служащие дома» морозовской фабрики. Отцом была собрана большая библиотека; любовь к литературе привила мать. Полевой учился в техникуме, работал на текстильном комбинате, был плотогоном, избачом (заведовал сельским клубом).

Первые заметки, очерки были написаны еще школьником и впервые появились в газете «Тверская правда», затем в молодежной газете «Смена», в других тверских газетах.

Однажды по заданию газеты несколько дней провел в тесном общении с «блатным миром», результатом чего явилась серия очерков о «тверском дне», изданных отдельной книгой — «Мемуары вшивого человека» (1927) (это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов).

Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus — поле) на русский. После выхода в свет своей первой книги начинающий писатель получил большое письмо от М.Горького, что сам Полевой считал поворотным моментом в своей судьбе.

Именно после доброжелательного письма Горького Полевой посвящает себя литературной работе, журналистике. В газетах Твери он проработал до самого начала войны.

В 1939 в журнале «Октябрь» появилась первая повесть Полевого «Горячий цех», о которой сам он высказался так: «…

в наших социалистических условиях возможно выводить в книге живого реального современника, который, если он несет в себе типичные приметы времени, может стать и героем литературы» (Оглядываясь на прожитое // Советские писатели. Автобиографии: В 2 т. М., 1959. Т.2. С.237).

В этом высказывании — кредо писателя, который не изменял журналистскому видению жизни и тогда, когда создавал художественные произведения. В основе повести «Горячий цех» — реальная судьба «хулиганистого паренька», который поставил новый рекорд в кузнечном деле и «под напором доброй воли коллектива» раскрылся «в лучших своих чертах» (Там же).

Важно

Книги Полевого были призваны воспитывать человека «нового общества». Таковы почти все последующие романы Полевого — «Золото» (1949), «Глубокий тыл» (1958), «На диком бреге…» (1962), «Доктор Вера» (1965), повесть «Анюта» (1977), сб. рассказов: «Современники» (1952) (посвященный строителям Волго-Донского канала), «Далекие друзья» (1959).

В годы Великой Отечественной войны Полевой находился в действующей армии. Боевым офицером и журналистом Полевой прошел всю войну. Осенью 1941 его репортажи начали появляться в газете «Правда». В качестве офицера связи и корреспондента он встретил последний день войны в восставшей Праге, откуда передал свой последний военный репортаж.

В годы войны Полевой становится известным журналистом и публицистом; широко расходятся его книги «От Белгорода до Карпат» (1945), «Мы — советские люди» (1948), повесть «Вернулся» (1949), «Эти четыре года» (корреспонденции с фронта — 1974).

В послевоенные годы публицистическая деятельность Полевого была так же активна: «Американские дневники» (1956), «30000 ли по новому Китаю» (1957), «Саянские записи» (1963) и др.

Самое известное произведение Полевого — «Повесть о настоящем человеке» (1946), поведавшая о несгибаемом мужестве человека.

Герой книги Алексей Мересьев (реальный прототип носил фамилию Маресьев) — летчик, лишившийся в бою ступней обеих ног и вернувшийся в авиацию. Рассказ А.Маресьева, сбитого в лесах под Великими Луками, Полевой записал в свой дневник во время одной из фронтовых встреч.

Присутствуя в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, слушая допросы о фашистских злодеяниях на советской земле, Полевой обратился к своим фронтовым записям и, находясь в Германии, за 19 дней написал эту повесть. Книга имела огромный успех. Она помогала поколению, израненному войной, искать силы для того, чтобы вернуться к мирной жизни.

Положенный в основу книги документальный принцип был дополнен рассуждениями писателя об особом характере «советского человека, коммуниста». Книгам Полевой, при всей их очерковости, документальности, свойственна эмоциональная приподнятость стиля и одновременно — некая заданность, социальный заказ, попытка создать образ «положительного героя» как пример для подражания.

Совет

В этом качестве «Повесть о настоящем человеке» Полевого оказалась рядом с романом Н.Островского «Как закалялась сталь». Повесть была экранизирована в 1948 на Мосфильме (реж. А.Столпер; в роли Мересьева — П.Кадочников). На сюжет повести С.Прокофьевым была написана в 1948 одноименная опера.

Писательское творчество и журналистика — лишь одна сторона деятельности Полевой: он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организационной работой, долгие годы (1962-81) являлся главным редактором популярного молодежного журнала «Юность».

Пример литературной жизни Полевого — пример бессмертия.

Его жизнь оборвалась в 1981, а 1982 начался с публикации в №1 журнала «Юность» статьи «Борис Полевой: человек, писатель, редактор». Затем в том же году были опубликованы посвященные ему статьи В.Карпова «С верой в человека» (Октябрь. №5), С.Баруздина «Обаяние личности» (Дружба народов. №10). Позднее были опубликованы статьи Ю.Осипова «Память о настоящем человеке: К 75-летию со дня рождения Б.Н.Полевого» (Огонек. 1983. №16), Ю.Яковлева «На этой улице когда-то» (Юность. 1984. №1). «Слово о Борисе Полевом» А.Нуршаихов опубликовал в своей книге «Повести, воспоминания, эссе», изданной в Алма-Ате в 1986; в «Литературном обозрении» появилась статья Н.Железновой «Девочка и солдат» (1989. №2), в «Алтае» — статья Б.Мештаева «”Кампо” — по-латински поле: Штрихи к портрету Бориса Полевого» (1990. №2).

Победное свое шествие продолжила «Повесть о настоящем человеке». Отдельными книгами она была издана в 1982 в Новосибирске и Кишиневе, в 1983 — в Киеве (с предисл. Г.Г.Шевченко), Харькове и Каунасе, в 1984 — в Петрозаводске и Киеве, в 1985 — в Перми, Днепропетровске, Йошкар-Оле, Ташкенте, Алма-Ате, в 1986 — в Киеве (с послесл. Г.Г.Шевченко) и в Душанбе, в 1987 — в Уфе, Минске и Баку. В Москве «Повесть о настоящем человеке» выходила отдельными изданиями в 1981, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1989 и 2001. Издание 1985 открывало предисловие В.Карпова «Учебник мужества», издание 1989 сопровождали предисл. и послесл. Н.Железновой «Настоящие люди Бориса Полевого» и «Талант рождается дважды», в издании 2001 были опубликованы вступительная статья П.А.Николаева «Подвиг как нравственная норма» и послесл. Н.Железновой «Человек — это когда живут гордо…»

Г.К. Каурова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с. 86-88.

Далее читайте:

Записка Союза писателей СССР секретарю ЦК КПСС М.А. Суслову об организации в СССР Пен-клуба, [Не позднее 22 сентября 1956 г.]

Письмо Б.Н. Полевого с просьбой об указаниях ЦК КПСС в связи с предстоящим выходом романа «Доктор Живаго». [Не позднее 17 сентября 1958 г.]

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Полевой Б. На диком бреге. Роман. “Роман-газета” №№ 21 (475)—22 (476). 1962.

СС: в 9 т. / вступ. статья В.Озерова. М., 1981-86;

Автобиография // Сов. писатели. Т. 2. М., 1959;

30000 ли по Китаю. М., 1959;

Близко и далеко. (Новые дневники). М., 1960;

Самые близкие: Избр. рассказы. М., 1961.

Эти четыре года: Из записок военного корреспондента. М., 1978;

Самые памятные: История моих репортажей. М., 1980;

Полководец. М., 1983;

Повесть о настоящем человеке. М., 2001.

Литература:

Галанов Б.Е. Борис Полевой: Критико-биографический очерк. М., 1957;

Железнова Н.Л. Настоящие люди Бориса Полевого: Очерк творчества. М., 1978;

Рубашкин А.И. Эти четыре года // Рубашкин А.И. Прямая речь: очерки. Л., 1980. С.192-196;

Железнова Н.Л. Борис Полевой: Проза. Публицистика. Мемуары. М., 1984.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_p/polevoibn.php

Книги Полевой Борис Николаевич

Полевой Борис Николаевич

Борис Николаевич Полевой — советский русский писатель-прозаик и журналист. Он родился 4 или, согласно новому стилю, 17 марта 1908 года. Несмотря на то, что родился он в Москве, своим родным городом писатель всегда считал Тверь, куда, будучи восьмилетнем мальчиком, в 1913 году переехал вместе с семьей.

Читайте также:  Сочинения об авторе гоцци

Именно там прошли его самые беззаботные детские и юношеские годы. Его отец, Николай Кампов, был юристом. После смерти в 1916 году, он оставил замечательную домашнюю библиотеку, в которой находились самые лучшие произведения русской и мировой классики.

Мать Бориса, врач по профессии, внимательно следила за культурным развитием и образованием мальчика, направляя его чтение. Вследствие чего, первыми прочитанными Борисом книги были произведения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Помяловского, Некрасова, немного позже Гончарова, Тургенева, Чехова и Никитина.

Максим Горький был самым любимым писателем Бориса Николаевича.

Обратите внимание

С 1917 по 1924 годы в школе № 24 проходили школьные годы Бориса, в настоящий момент это Тверская гимназия № 6. Уже здесь в 1922 году юноша начал увлекаться журналистикой.

Его первая заметка была напечатана в «Тверской правде» (губернская газета), когда он еще был учеником шестого класса.

Начиная с 1924 года, его статьи регулярно появлялись в городских газетах «Пролетарская правда», «Смена», «Тверская деревня».

После окончания тверского технического училища в 1926 году Борис Николаевич работал на текстильной фабрике «Пролетарка» технологом.

В 1927 году выходит в свет первая книга, состоящая из очерков и получившая положительный отзыв Максима Горького, «Мемуары вшивого человека». Она повествует о жизни людей, так называемого «дна».

Это книга была единственной, написанной под именем Борис Кампов.

Впоследствии один из редакторов предложил автору перевести фамилию Кампов с латинского на русский язык (campus означает поле), отсюда и появился псевдоним Полевой, один из немногих, придуманный не самим носителем, а посторонними лицами.

С 1928 года Борис Полевой работает профессиональным журналистом.

Настоящую литературную известность писателю принесла, опубликованная им незадолго до Великой Отечественной войны в журнале «Октябрь», его первая повесть, получившая название «Горячий цех». Эта повесть о людях первой пятилетки, трудившихся на Калининском вагонзаводе.

Полевой являлся участником советско-финской войны (1939 – 40 гг). В 1941 году он переехал жить в Москву, где работал на Калининском фронте военным корреспондентом.

Важно

Ему приходилось бывать в самых горячих точках. В своих статьях и очерках он отражал свои фронтовые впечатления и самые яркие события величайшей битвы с фашизмом, свидетелем которых он являлся.

Все они собраны в книге 1945 года «От Белгорода до Карпат».

Накопленный за время войны материал стал основой для будущих книг писателя.

Всеобщую славу и мировую известность Борису Полевому в 1946 году принесла, написанная им во время его присутствия на Нюрнбергском процессе в качестве военного корреспондента всего лишь за 19 дней, состоящая из четырех глав «Повесть о настоящем человеке». Автор был награжден за нее Сталинской премией в 1947 году.

В ее основе лежит реальный подвиг известного летчика, героя Советского Союза А. П. Маресьева, который продолжал воевать даже после того, как лишился обеих ног. Несколько позже в 1948 году по этой повести был поставлен одноименный фильм Сергея Прокофьева, главную роль в котором исполнил П. Кадочников.

«Повесть о настоящем человеке» была любимой книгой у советской молодежи. Эта повесть не просто учила мужеству, она часто помогала людям в те нелегкие для советского народа времена. Ее знали практически во всех странах мира, в нашей же стране она издавалась более ста раз.

Военной тематики также посвящены книги «Мы – советские люди» (1948 г), которая также была отмечена в 1949 году Сталинской премией, «Золото» (1949 – 1950 гг).

Среди многочисленных произведений писателя нельзя не отметить повесть «Вернулся» (1949 г), путевые очерки 1956 года «Американские дневники», за которые в 1959 году автору была вручена Международная премия Мира, «За тридевять земель», «30 000 ли по новому Китаю» (1957 г).

Замечательными произведениями являются роман «Глубокий тыл» (1958 г) и роман «Доктор Вера» (1966 г), «Ангарские записи» (1959 г) и «Саянские записи» (1963 г). На основе собранных Борисом Полевым документальных очерков, в 1962 году был написан прекрасный роман «На диком бреге».

В этом же 1962 году Полевой занял пост главного редактора известного молодежного журнала, носившего название «Юность», а еще раньше в 1952 году писатель являлся вице-президентом в Европейском обществе культуры.

С 1967 года Борис Николаевич был назначен секретарем правления бывшего Союза писателей СССР.

Совет

За свою активную общественную деятельность в 1968 году писатель был награжден Золотой медалью Мира, а в 1974 году ему было присвоено важное звание Героя Социалистического труда.

Умер Борис Николаев Полевой в 1981 году 12 июля и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. После смерти писателя в 1983 году в Твери в честь его имени была названа улица. А в 2006 году была установлена мемориальная доска на доме, в котором он жил.

Источник: http://ThankYou.ru/lib/classic/polevoj

Краткая биография Полевой Н. А

Полевой, Николай Алексеевич — известный писатель, журналист и критик; родился в Иркутске 22-го июня 1796 года. Он происходил из старинного курского купечества; предки его часто надолго оставляли свой родной город и занимались торговыми предприятиями на дальнем востоке.

Не раз впоследствии вспоминал Полевой свою “далекую родину, Сибирь, богатую золотом и дремучими лесами”, вспоминал вместе с “первыми мечтами юности” и “любимыми играми детства”.

Это детство, однако, не было благоприятно для развития умственных способностей мальчика, чтобы подготовить в нем будущего известного литератора и знаменитого журналиста.

Отец его, человек высоких нравственных качеств и сильного характера, пылкий, увлекающийся, хотя и был довольно хорошим начетчиком в области исторической и беллетристического литературы XVIII-го века, но, всецело преданный своему коммерческому делу, смотрел с предубеждением на литературные занятия и имел несколько странные понятия об образовании. Мать П.

, женщина нежная, кроткая, воспитанная в стенах Иркутского девичьего монастыря, под надзором тетки, матери казначеи, с глубоко вкоренившимися религиозными взглядами соединяла страсть к романам; в жизни она вполне подчинялась авторитету мужа, в мечтах любила останавливаться на героях Ричардсона, Жанлис и Дюкре-Дюминиля.

Унаследовав от отца сильный характер, а от матери — религиозность и мягкосердечие, Полевой с самого раннего детства стал проявлять и оригинальные черты своей личности: выказывал сильную любознательность и наклонность к авторству.

Чуть не шести лет выучившись читать, к десяти Полевой успел ознакомиться со всеми книгами, какие только попадались ему под руку: с “Разговором о всеобщей истории” Боссюэта, путешествиями Ансона и Кука, “Деяниями Петра Великого” Голикова, некоторыми произведениями Сумарокова, Ломоносова, Карамзина, Хераскова, Коцебу и др.

Он рано стал писать стихи, издавал рукописные газеты, сочинил драму “Брак царя Алексея Михайловича”, трагедию “Бланка Бурбонская”, мечтал окончить труд Голикова. Но стремление мальчика учиться не находило себе удовлетворения.

Обратите внимание

С одной стороны, жизнь на далекой окраине, с другой — твердое решение отца приспособить сына к торговым занятиям — служили препятствиями для развития естественных наклонностей последнего. H. A. не попал даже в Петербургское Коммерческое Училище, куда одно время думал определить его отец, знакомый с директором училища — В. С. Подшиваловым.

Нередко горевал мальчик, когда отец отнимал его книги, жег его драмы и журналы и бранил за невнимательное ведение конторских дел, присматриваться к которым его заставляли с десятилетнего возраста. Но влечение к просвещению брало верх над страхом наказания: маленький писатель был неисправим и спустя несколько времени “принимался за прежнее”.

В 1811 году отправленный отцом с некоторыми препоручениями в Москву, куда вскоре переселилась вся семья Полевых, он прожил почти год один в древней столице. Здесь Н. А.

впервые увидел театральные представления, приходил в восхищение от “Павла и Виргинии” и игры Самойловых; здесь накупил и прочел он довольно много книг и по временам “пробирался” в Университет, где слушал лекции Мерзлякова.

Страхова, Гейма, Каченовского; здесь было изведено много бумаги и начато немало произведений — опытов еще неумелого, но уже бойкого пера: трагедия “Василько Ростиславич”, повесть “Ян Ушмовец”, продолжение “Опыта повествования о России” Елагина — все это вызвало гнев приехавшего в Москву отца и было предано сожжению.

С этого года жизнь Полевого, в течение десяти-одиннадцати лет, принимает бродячий характер. Неудачные предприятия, которые то начинал, то бросал отец, побуждали сына ездить и на Дон, и в Курск, и в Иркутск; потом — опять в Курск, Москву и, наконец, в Петербург. И чем более преград для самообразования ставило беспрерывное кочевание по России, тем сильнее становилась у него жажда знания.

“Обольстительный мир раскрывался перед ним; воображение его рисовало в будущем картины пленительные”. С 1814 г. H. A. начал изучать русский язык по грамматике Соколова; приблизительно тогда же принялся он и за изучение иностранных языков.

“Пьяный цирюльник Наполеоновской армии, итальянец, который остался доживать свою жизнь в одной из курских цирюлен, показал ему произношение французских букв; старик, музыкальный учитель, богемец, который учил на фортепиано дочерей хозяина Полевого (коммерсанта Баушева, у которого в в трудное время служил последний конторщиком) и любил после уроков посидеть в конторской комнате и покурить трубку, научил его немецкой азбуке”. Впоследствии усвоение иностранных языков пошло успешнее при содействии живших в Иркутске ссыльного поляка Горского и пастора лютеранской церкви Беккера. Подобное образование, конечно, было чуждо какой-либо системы: учиться можно было лишь урывками от обязательных занятий, по вечерам и ночам. Часто просидев целую ночь и загасив свечу только с утренней зарей, шел молодой труженик или в контору хозяина, или занимался отцовскими делами.

Читайте также:  Краткая биография шишков

В 1817 г. император Александр I-й посетил Курск, и радушная встреча, оказанная ему жителями города, “воспламенила воображение” Полевого. Свои чувства и впечатления он изложил в статье, которая, правда, с большими изменениями, была напечатана С. Н.

Глинкой на страницах “Русского Вестника”, где в том же году были помещены еще две статьи Полевого, посвященные воспоминанию о взятии Парижа и графу Барклаю-де-Толли, также заезжавшему в Курск.

Важно

Это были первые напечатанные произведения Полевого; они произвели некоторую сенсацию в Курске, доставили юному автору знакомство с губернатором, а вскоре после этого одно написанное Полевым стихотворение обратило на себя внимание местного епископа Евгения.

Полевой, постепенно становившийся известными приобретавший расположение значительных лиц в городе, почувствовал под ногами более твердую почву и, ободренный успехом, еще с большим рвением стал пополнять пробелы своих знаний. Увлеченный статьей Греча, указывавшего на недостаточную разработку русского языка, Н. А.

задумал переспрягать все глаголы, выписанные из Геймова словаря, и таким образом составить новую систему русских спряжений; одновременно он пробовал переводить с иностранных языков и писать небольшие статейки, — и эти работы свои посылал к редактору “Вестника Европы”, который не отказывал в их помещении (так, напечатана статья о Волосе).

В 1820 году Полевому удалось в одну из поездок в Москву лично познакомиться с М. Т. Каченовским. Знаменитый основатель скептической школы числился тогда еще профессором изящных искусств, но уже был автором нескольких исторических статей, в которых, между прочим, выступал против Карамзина и готовился с следующего года занять кафедру истории.

Склонный признать баснословным весь древнейший период и заподозрить показания летописи, “Русской Правды” и договоров князей, Каченовский мог развить в своем молодом собеседнике интерес к отечественной истории и указать, что знание греческого языка необходимо для ее разработки. H. A.

с увлечением принялся за изучение древних языков, а для усовершенствования в стиле продолжал писать в “Вестнике Европы”. Едва ли не в ту же поездку он лично познакомился и с С. Н. Глинкой.

В 1821-м году Полевому пришлось посетить Петербург, где он впервые увидел Жуковского, Грибоедова, Греча, Булгарина, и где его “с распростертыми объятиями” встретил питавший слабость к русским самородкам П. П. Свиньин, сейчас же предложивший сотрудничество ему в “Отечественных Записках”. Вскоре после этого Российская Академия наградила Полевого серебряной медалью за оконченное, наконец, исследование: “Новый способ спряжений русских глаголов”, а в 1824 г. (два года спустя после смерти отца) Н. А. принимает участие в “Северном Архиве” и “Мнемозине” и сближается с князем В. Ф. Одоевским, который, несмотря на свой юный возраст (21 год), был способен заронить в головы своих собеседников искру увлечения Шеллингом. И вот, расширив мало-помалу круг своих литературных знакомств, Полевой, при ближайшем участии и содействии князя П. А. Вяземского, решается прикончить торговые дела отца, сделаться журналистом и издавать “Московский Телеграф” (1825 — 1834).

К русской журналистике первой половины 1820-х годов вполне применимы несколько позже написанные стихи Пушкина:

Один журнал

Исполнен приторных похвал,

Тот брани плоской; все наводят

Зевоту скуки, чуть не сон….

Совет

И, действительно, некогда славный “Вестник Европы”, видимо, устарел и своей неодобрительной критикой произведений Пушкина выказывал неспособность к усвоению новых понятий об искусстве; в статьях “Сына Отечества” нельзя было найти широких и глубоких взглядов, которые могли бы оказать влияние на читающий класс; “Благонамеренный” Измайлова издавался неаккуратно и небрежно; “Русский Вестник” падал во мнении публики, так как “вызовы Минина, Пожарского и других старожилов летописей ваших утомляли слух” и “дух времени требовал освежения”…

Это освежение сразу почувствовалось по выходе в свет первой книжки “Московского Телеграфа”. Организованный по плану одного из лучших французских периодических изданий — “Revue Encyclopedique”, журнал Полевого был тесно связан с иностранной прессой.

Все наиболее выдающиеся явления из западноевропейской науки, литературы, общественной жизни находили себе отголосок в “Телеграфе”.

На страницах его впервые были помещены в русском переводе лучшие критические статьи Августа Шлегеля, сотрудников “Le Globe”, “Revue Francaise”, “Le Catholique” и английских Reviews (этюды Маколея), многие беллетристические произведения А, де Виньи, Бенжамена Констана, П. Мериме, Е.

Сю, Бальзака, Шекспира, Байрона, Вальтера Скотта, Шиллера, Гете, Жан-Поля, Гофмана, Тика; также — выдержки из исторических сочинений Баранта, Кине, Геерена, Мишле и др. Таким образом, задавшись целью “передавать читателям не одно русское, но просто все, что изящного, приятного и полезного найдется и в отечественной, и во всех древних и новых литературах”, Полевой популяризацией живых и оригинальных идей Запада благотворно влиял на развитие общественного чувства и ума.

Интересуясь иностранным, Полевой, согласно своей задаче, не забывал и отечественного. Почти все члены образовавшегося вокруг него кружка, поддерживавшего его смелое предприятие, были сотрудниками его журнала. А членов было немало: князь П. А. Вяземский, князь В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, И. И.

Козлов, Кс. А. Полевой, М. А. Максимович, В. А. Ушаков; несколько позже — И. А. Крылов, A. Ф. Вельтман, А. А. Марлинский, B. И. Даль, И. П. Сахаров, отец Иакинф (Бичурин) и др. вносили посильную лепту в “Московский Телеграф”.

Помимо того, князь Вяземский, бывший после Полевого, “главным одушевителем редакции”, постарался привлечь еще новых сотрудников — своих приятелей из так называемого “Пушкинского” кружка, державшегося довольно замкнуто.

Обратите внимание

Благодаря его посредничеству, Пушкин присылал Полевому свои лирические пьесы и эпиграммы, Жуковский — “Отрывки писем из Саксонии” и некоторые стихотворения, Боратынский — лирику и сатирические вещи, Батюшков (уже полубольной) — отрывок из “Мессинской невесты”, Языков — послания и оды, А. И.

Тургенев — “Письма из Дрездена”. Это участие лучших литературных талантов справедливо упрочило за “Телеграфом” славу выдающегося органа печати 1820-х и начала 1830-х годов.

Время издания “Телеграфа” было очень счастливо для полного развития разносторонних дарований Полевого, который выступил на литературном поприще не только как журналист, но и как критик, беллетрист и историк. Его внимание привлекала и еще одна отрасль знания, которой он начал очень интересоваться, но в области которой не был способен создать что-либо оригинальное. Это была философия. Человек с пытливым и живым умом, Полевой не был рожден философом. Однако, его чуткость ко всяким новым веяниям и беседы с известным впоследствии статистиком В. П. Андросовым, будущим профессором Дерптского университета М. П. Розбергом и Ив. В. Киреевским способствовали его ознакомлению с распространенной в 20-х годах Шеллинговой системой. Впрочем, усвоение философских идей по источникам было не по сердцу Полевому: питая слабость к французской литературе и науке, он предпочел немецким теориям эклектизм Кузена, развивавшего в своем учении многие положения Шеллинга и Гегеля. Воззрения Кузена не были бесполезны для Полевого: они отразились в рецензии на книгу А. И. Галича “Опыт науки изящного” (“Московский Телеграф” 1826) и в статье: “О романах В. Гюго и вообще о новейших романах” (“Московский Телеграф” 1832), где говорится о проявлении в жизни природы и человека трех основных идей истины, блага и красоты, о народах, носителях той или иной идеи и т. д., а главным образом дали Полевому возможность выработать более точные, чем были прежде, критические приемы для оценки литературных произведений и выставить в новом свете многие явления русской истории. Приемы, посредством которых Полевой подходил к разрешению разных литературных вопросов, для его эпохи были новостью. Критика начала XIX-го века находилась в таком же состоянии, как и современная ей журналистика. “Она дико поет с чужого голоса”, писал Полевой, и был прав. Это была “критика слов и мелочей”, подходящая к анализу произведения с правилами и законами, заранее установленными для каждого предмета, в чем, конечно, чувствовалось сильное влияние традиций Лагарпа. И не только критические очерки посредственных писателей, но даже лиц, выдающихся по образованию и таланту, напрель, Мерзлякова и Жуковского, подчинились указанному направлению. Единственной заслугой этих очерков является сравнительный метод, заключающийся в сопоставлении произведений русских с западноевропейскими. Правда, в некоторых статьях, вроде статей Карамзина о Богдановиче и Вяземского — об Озерове и Дмитриеве, можно усмотреть первые опыты критико-биографического этюда, но и здесь критика остается при старом, Мерзляковском приеме сопоставлений без анализа исторических условий, среди которых возникло то или другое поэтическое произведение.

Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-polevoj-n-a/

Ссылка на основную публикацию