Краткая биография Эразма Роттердамского
>> Все биографии >> Ученые Нидерландов
Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.)
Один из наиболее выдающихся гуманистов. Родился в городе Роттердаме (нынешние Нидерланды). Настоящее имя Герхард Герхардс
Раннее сиротство, незаконнорожденность заранее закрывали ему всякую общественную карьеру, и юноше оставалось лишь удалиться в монастырь; после некоторых колебаний он это и сделал.
Несколько лет, проведенных Эразмом в монастыре, не пропали для него даром.
Монастырская жизнь оставляла любознательному монаху много свободного времени, которое он мог употребить на чтение любимых им классических авторов и на совершенствование в латинском и греческом языках.
Даровитый молодой монах, обративший на себя внимание выдающимися познаниями, блестящим умом и необыкновенным искусством владеть изящной латинской речью, скоро нашел себе влиятельных меценатов.
Благодаря последним Эразм мог оставить монастырь, дать простор своим давнишним влечениям к гуманистической науке и побывать во всех главных центрах тогдашнего гуманизма.
Прежде всего, он попал в Камбре, потом в Париж. Здесь Эразм издал свое первое крупное сочинение — «Adagio», сборник изречений и анекдотов различных античных писателей.
Эта книга сделала его имя известным в гуманистических кругах всей Европы.
Во время путешествия по Англии он сдружился со многими гуманистами, в особенности с Томасом Мором, автором «Утопии». Вернувшись из Англии в 1499 г., Эразм некоторое время ведет кочевую жизнь: Париж, Орлеан, Роттердам. После нового путешествия в Англию в 1505—1506 гг Эразм получил, наконец, возможность побывать в Италии, куда давно влекло его гуманистическую душу.
Туринский университет поднес ему диплом на звание почетного доктора богословия; Папа в знак особого своего благоволения к Эразму дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно обычаям каждой страны, где ему приходилось жить.
Во время очередного путешествия была написана знаменитая сатира «Похвала Глупости». Оксфордский и Кембриджский университеты предложили ему профессуру.
Эразм остановил свой выбор на Кембридже, где в течение нескольких лет преподавал греческий язык в качестве одного из редких в ту пору знатоков этого языка, а также читал богословские курсы, в основу которых им был положен подлинный текст Нового Завета и труды отцов Церкви.
В 1513 г. Эразм отправился в Германию, но в 1515 г. опять вернулся в Англию. В следующем году он вновь перекочевал на континент, теперь уже навсегда.
На этот раз Эразм нашел себе могущественного мецената в лице короля Испании Карла 1 (будущего императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга). Последний пожаловал ему чин королевского советника, не связанный ни с какими реальными функциями, даже с обязанностью пребывания при дворе.
Это создало Эразму вполне обеспеченное положение, избавлявшее его от всяких материальных забот, и предоставило возможность всецело отдаться своей страсти к научным занятиям.
Новое назначение не требовало от Эразма изменить своей непоседливости, и он продолжает кочевать по Брюсселю, Антверпену, Фрейбургу, Базелю.
Лишь в последние годы жизни он окончательно обосновался в Базеле, где и умер в ночь с 11 на 12 июля 1536 г.
Источник: http://citaty.su/biografiya-erazma-rotterdamskogo
Эразм Роттердамский краткая биография
Эразм Роттердамский краткая биография крупнейшего учёного Северного Возрождения изложена в этой статье.
Эразм Роттердамский биография кратко
Будущий мыслитель появился на свет 28 октября 1469 года в городке Гауда, вблизи Роттердама. Он был незаконным сыном священника и его служанки. При рождении его назвали Гергард. Сначала мальчик учился в местной школе, после продолжил обучение в Нертогенбосхе, общине «Братья общей жизни».
В 13 лет потерял родителей. И из-за своего статуса «незаконнорожденного» принимает решение удалиться в монастырь. Он решает стать священником Августинского монастыря.
Роттердамский имел прекрасные интеллектуальные способности, широкий круг познаний, досконально знал латынь. Эти знания привлекали к нему влиятельных людей, и благодаря им Эразм покидает стены монастыря.
Его нанял на работу епископ Камбре на должность секретаря. Покровитель в 1495 году отправляет бывшего священника в университет Парижа, чтобы он изучил богословие.
Несколько лет Роттердамский прожил во Франции, а в 1499 году посещает Англию, где читает лекции в Оксфордском университете.
Взгляды Эразма Роттердамского в значительной мене отобразились в его работах. Первое значительное сочинение носило название «Адагии», которые издались в 1500 году. Ученый комбинировал и соединял идеи раннего христианства и античности. Кстати, «Адагии» принесли ему мировую популярность. Он долго не жил на одном месте, а путешествовал, преимущественно, по городам Франции.
В 1504 году издается книга «Оружие христианского воина», в которой автор изложил основы своей небесной философии. Несмотря на то, что он был католиков, Эразм является предтечей Реформации.
После очередной поездки в Англию, Эразм Роттердамский отправляется в Италию в 1505 году. Здесь он прожил 2 года, получив степень доктора богословия в Туринском университете.
Гуманист совершил третью поездку в Англию, которая ознаменовалась написанием выдающегося его сатирического произведения — «Похвала глупости».
Памфлет опубликовали в 1509 году, и с этого момента Эразм Роттердамский вошел в число самых авторитетных богословов. Долгое время ученый преподавал в университете Кембриджа.
В 1513 году ученый уезжает на 2 года в Германию, путешествуя по ее городам. Только в 1515 году вновь возвращается в Англию. Император Священной Римской империи, Карл Испанский, сделал его советником короля.
Последние годы жизни гуманист прожил в Базеле, где и скончался 12 июля 1536 года.
Источник: https://kratkoe.com/erazm-rotterdamskiy-kratkaya-biografiya/
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский – известный европейский философ, ученый и гуманист Северного Возрождения. Поклонники его творчества звали исследователя «князем гуманистов». В числе заслуг Роттердамского изучение религиозных текстов с научной позиции, трактовка богословия, а также педагогические заветы.
Детство и юность
Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года, хотя некоторые источники указывают 1466-й и 1467-й как возможные годы появления мальчика на свет. Его родиной стала Гауда, располагающаяся неподалеку от Роттердама. Поэтому его фамилия – это скорее прозвище, обозначающее место проживания философа.
Портрет Эразма Роттердамского
Эразм оказался незаконнорожденным ребенком служанки и сына достопочтенных бюргеров, которому прочили карьеру священнослужителя. Вспыхнувшие между молодыми людьми чувства не ознаменовались свадьбой. Эразм воспитывался матерью под именем Гергард.
Позднее в переводе с латинского языка его имя стали озвучивать как Дезидерий Эразм.
Мальчик испытывал тягу к знаниям. Поначалу он был учеником простой школы в Гауде, а затем школы Герта Грота, располагавшейся в Девентере. Основным профилем во втором учебном заведении была древняя литература.
Эразм остался сиротой в 13 лет. Его семья оказалась жертвой чумы, а юношу отправили в монастырь. Родственники со стороны отца не проявляли интереса к нему, поэтому на перспективы можно было не рассчитывать.
Бюст Эразма Роттердамского
С 1486 по 1492 годы молодой человек жил в обители монахов-августинцев, где принял сан. Он посвящал обучению все свободное время, погружаясь в чтение книг, совершенствуясь в латыни и древнегреческом языке, познавая азы ораторского мастерства. Успехи юноши не остались без внимания, и он получил пост секретаря епископа французского города Камбре.
С 1493 по 1499 годы Роттердамский жил в Париже, где свел знакомство с лордом Маунтджоем. В совместном путешествии с высокопоставленной особой в Лондоне Эразм был представлен Томасу Мору, Джону Фишеру и Джону Колету. Новые знакомства положили начало продолжительной дружбе философов. В этот же период состоялся первый променад с британским королем Генрихом VIII.
Общественная деятельность
Эразм постоянно путешествовал между Нидерландами, Британией, Францией и Италией. В Турине он получил диплом доктора богословия и был радушно принят Папой Римским. В Оксфорде в 1506 году философа пригласили к преподавательской деятельности, но он отдал предпочтение Кембриджу, сделавшему похожее предложение.
Выбор был сделан, исходя из того, что в последнем преподавал приятель Джон Фишер.
Джон Фишер
Эразм Роттердамский стал педагогом древнегреческого языка и учил студентов богословию. Для занятий он самостоятельно перевел и истолковал Новый Завет.
В этом заключалось новаторство исследователя, раскритиковавшего привычный подход к религиозному тексту. В 1511 году Роттердамского назначили профессором Кембриджа, а спустя 2 года он уехал в Германию.
Затем последовал визит в Великобританию и Швейцарию, где по протекции Карла Испанского философ стал советником короля. Ученый продолжал привычную работу и неустанно путешествовал.
Отдельное место в истории гуманизма занимает вклад Эразма Роттердамского. Он обладал безупречной репутацией и авторитетом в обществе. Единственным человеком, удостоившимся такой же славы, был Вольтер, чьи произведения были на пике популярности во 2-й половине 18 века. Слава Роттердамского гремела на всю Европу.
Ученый Эразм Роттердамский
Он состоял в переписке с правителями разных стран, папами и кардиналами, поддерживал добрые отношения с государственными мужами.
Благодаря расположению сильных мира сего он мог стать кардиналом, получать пенсию от баварского правительства в случае предпочтения Нюрнберга для постоянного места жительства.
Авторитет Роттердамского был велик: к нему приходили за советом высокопоставленные чиновники и управленцы. Он отвечал на вопросы научного, политического и философского характера. Как истинный гуманист, Эразм Роттердамский придерживался идей о научном духе, радеющем за исследования и истинное знание.
Идеи и творчество
Первые книги автора увидели свет в Париже. Дебютное произведение под названием «Adagia» представляло собой компиляцию афоризмов и поучительных историй, прототипом которым послужили труды древних писателей.
В 1501 году Эразм создал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», опубликованный в 1504-м. Философию духовного самосовершенствования он ставил превыше традиционных обрядов.
Иллюстрация к трактату Эразма Роттердамского «Похвала глупости»
В путешествии по Великобритании был создан труд под названием «Похвала глупости», содержащий критические мысли относительно схоластического богословия эпохи Средневековья.
В нем мыслитель рассуждает о свершениях человечества и его ошибках, повторяющихся циклично, предрассудках и пороках, актуальных в любое время. Книгу переиздавали 40 раз при жизни автора. Она переведена на популярные языки мира.
Роттердамский обладал прекрасным чувством юмора, эрудицией и оптимизмом, поэтому свою веру в человека, готового бороться с собственным несовершенством, писатель отстаивал.
В творчестве Эразм Роттердамский сочетал принципы философа с привычками ученого и талантом писателя.
Современники звали его «европейский оракул», так как деятельность и взгляды мыслителя серьезно влияли на мировоззрение человека в 16 веке.
В 1515 году вышла книга «Наставление христианского государя», а в 1516-м – «Жалоба мира», описывающие позицию мыслителя относительно завоевательных войн и пацифистских идей. В труде «О свободе воли» автор выступал против Реформации.
Эразм Роттердамский прославлял гуманизм в различных направлениях. Он проявлял себя в качестве филолога, собирая, переводя и истолковывая произведения Еврипида, Лукиана и других древнегреческих авторов.
Исследователь также изучал фонетику языка, которая легла в основу науки о лингвистике Древней Греции. Богослов изучал Евангелие, толкуя его в смелом ключе. Он выдвигал критические предположения, не зная о том, что из них возникнет протестантское движение христианства.
Еще одним направлением для развития мыслителя была педагогика. «Разговоры запросто», готовившиеся с 1518 по 1533 годы, входят в число самых популярных книг в этой области.
Книги Эразма Роттердамского
Роттердамский верил, что на развитие личности человека влияет воспитание, которое предполагает интеллектуальное развитие, заложение основ нравственности и формирование религиозных взглядов.
Физиологическое развитие – немаловажный сопровождающий фактор.
Главная цель воспитания – раскрыть потенциал подопечного, уважая и помня, что каждый индивид несет ответственность за поступки. Эразм пропагандировал уважение и заботу о детях, дискредитируя насилие и телесное воздействие.
Он также продвигал идею о необходимости обязательного образования для каждого.
Личная жизнь
Эразм Роттердамский вел образ жизни, подходящий священнослужителю. Он не участвовал в любовных интригах и имел безупречную репутацию в отношении общения с противоположным полом. У философа не было жены и детей, а всю его личную жизнь составляли путешествия и научные труды. Исследователи, описывающие биографию мыслителя, не находят ни одного компрометирующего доказательства.
Портрет Эразма Роттердамского работы Ганса Гольбейна
Однажды Ганс Гольбейн изобразил Роттердамского на портрете якобы заглядевшимся на девушку. Но персонаж на картине был явно смущен и испытывал неудобство от близости к женщине. Никто из приятелей Эразма не делился интригующими подробностями личной жизни философа, так как их попросту не было.
Смерть
Эразм Роттердамский скончался 12 июля 1536 года. Причиной смерти стала дизентерия. Его последним пристанищем оказался кафедральный собор Базеля, находящийся на Соборной площади в сердце города. В 1538 году на могиле философа установили памятник из красного известняка.
Памятник Эразму Роттердамскому
Мыслитель ушел в иной мир, закрепив за собой славу главы гуманизма. В наследство после себя он оставил обширную библиотеку и дорогостоящее имущество. В Базеле сегодня находится университет, где которое десятилетие существует Эразмовская стипендия.
Студенты здесь помнят цитаты великого гуманиста.
Цитаты
«Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя».«Вежливость порождает и вызывает вежливость».«Все превращает любовь и немного делает мудрым».«Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен».
Библиография
- 1509 – «Похвала глупости»
- 1511 – «Навозник гонится за орлом»
- 1515 – «Воспитание христианского государя»
- 1516 – «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного»
- 1524 – «О свободе воли»
- 1530 – «О приличии детских нравов»
- 1533 – «Разговоры запросто»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/22475-erazm-rotterdamskii.html
Биография Эразма Роттердамского
Роттердамский Дезидерий Эразм (1469-1536) — учёный Северного Возрождения, прозаик и переводчик, современники называли его князем гуманистов. Настоящее имя писателя — Герхард Герхардс (в переводе означает «желанный»). Ему принадлежит авторство греческого перевода Нового Завета с комментариями и критическим анализом.
Учёный появился на свет 28 октября 1469 года в пригороде Роттердама Гауде. Большинство его работ были написаны на латыни. Эразм прославился благодаря своим свободолюбивым взглядам, он постоянно вступал в полемику со своими коллегами насчёт спорных доктрин.
Также он был первым, кто применил критический анализ по отношению к священным писаниям.
Детство и образование
Будущий учёный был незаконнорожденным сыном священника. Его отец в юности влюбился в девушку, которая ответила ему взаимностью. Но родители хотели видеть сына исключительно в духовной карьере, и они разлучили влюблённых. Позже появился на свет мальчик, его назвали Герхардом.
Родители умерли, когда ему едва исполнилось 13 лет.
Сначала Эразм обучался в местной начальной школе, но потом он перешёл в Девентер. В программу, разработанную «общежительными братствами», входили произведения древних классиков. Уже тогда Агрикола поражался способностям талантливого юноши.
После смерти родителей Герхард замкнулся в себе. Он стал боязливым, нервным и скрытным. Мальчик понимал, что не сможет построить полноценную карьеру из-за репутации отца. Поэтому он посоветовался с приятелями и учителями и решил отправиться в монастырь.
В 1486 году Дезидерий уходит в Эммаусский монастырь и принимает сан священника. Там он проводит следующие 5 лет.
Несмотря на все старания, Эразм не был расположен к монашеской жизни. Всё свободное время он проводил за чтением книг, испытывая раздражение от бесед монахов.
До конца жизни он с негодованием рассказывал об их бессердечности, пошлости и пьянстве.
Частые переезды
В 1492 году Дезидерий получил сан священника. В то же время ему удалось завоевать внимание влиятельных людей благодаря своей изящной речи и острому уму. После этого камбрейский епископ пригласил его в Рим для изучения богословия. Юноша с радостью согласился, предварительно получив разрешение на отъезд от монахов.
Вначале он отправился в Париж, считавшийся тогда центром схоластической учёности.
Герхард не испытывал трепета перед французской системой образования. Он часто критиковал парижских богословов, обвиняя их в грубости и лицемерии. Это разочарование привело к тому, что учёный решил самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Он отказался от духовной карьеры, стал преподавателем. Параллельно с этим Эразм выпустил первое сочинение под названием Adagia. В этот сборник он включил различные анекдоты и цитаты античных писателей. Гуманисты по всей Европе высоко оценили работу Роттердамского.
Через несколько лет писатель познакомился с молодым вельможей, он стал его воспитателем.
Вместе они отправились в Англию, где Герхард уже был известен благодаря своим произведениям. Там он подружился со многими гуманистами, в частности, с Томасом Морром, Джоном Колетом и Джоном Фишером. До 1499 г. Эразм оставался в Оксфорде, совершенствуя своё знание греческого языка.
После возвращения из Англии учёный вёл преимущественно кочевой образ жизни.
За несколько лет ему удалось побывать в Париже, Левене, Роттердаме и Орлеане. Во время путешествий Герхард написал сатирический трактат «Похвала глупости», это окончательно закрепило его славу среди гуманистов. Писателя неоднократно приглашали в Нидерланды и Англию, даже король Генрих VIII лично отправлял за ним людей.
Но Эразм мечтал о поездке в Италию, и только в 1505 г. это желание сбылось.
В течение следующих двух лет Роттердамский путешествовал по Италии. Везде к нему относились с благоговением. Папа даже позволил учёному одеваться и вести себя так, как ему захочется, в зависимости от обычаев страны.
После этого Эразм посетил ещё несколько городов, в их числе Турин, Болонья и Флоренция. Затем он отправился в Англию в третий раз, получив предложение преподавать в Кембридже и Оксфорде.
Последние годы
Писатель предпочёл остаться в Кембридже, где уже преподавал его коллега епископ Фишер. Герхард обучал студентов греческому языку, анализировал вместе с ними текст Нового Завета. Его методика обучения отличалась от педагогики других богословов, и это неизбежно вызывало критику.
Своё отношение к приверженцам схоластики Эразм описал позже в «Похвале глупости». В 1513 г. писатель покинул Англию из-за некомфортного климата. На два года он перебрался в Германию, там состоялось их знакомство с Ульрихом Цазием.
Роттердамский всегда ценил свободу. Он стремился постоянно путешествовать, не оставаться долго на одном месте.
С 1516 г. он жил в Базеле, там же был напечатан первый перевод Нового Завета на греческий язык. Эразм вёл переписки со всеми выдающимися учёными того времени, пользовался их уважением. Он написал ещё несколько филологических и богословский статей, важнейшей из них стала работа «Разговоры».
Роттердамского часто сравнивали с Лютером, но они преследовали совершенно разные цели. Учёный не собирался становиться вождём народа, его пугали любые серьёзные изменения и перевороты. В спорных ситуациях Эразм оставался сдержанным и молчаливым, он считал себя выше ссор из-за догматов.
Для него честная и добропорядочная жизнь была важнее религиозных суеверий, поэтому писателя часто обвиняли в холодности.
Последние годы жизни учёный провёл в путешествиях. Безбедное существование ему обеспечил будущий император Карл Испанский.
Он предоставил Эразму звание королевского советника, благодаря которому тот ежемесячно получал 400 флоринов. Никаких обязанностей на Дезидерия Карл не возлагал, поэтому писатель мог полностью отдаться науке. Его продуктивность существенно возросла, было издано ещё несколько работ.
Уже в зрелом возрасте Роттердамский посетил Брюссель, Лувен, Фрайбург и Антверпен. Но его здоровье постепенно ослабевало, поэтому пришлось осесть в Базеле. Там и прошли последние месяцы жизни Эразма. Он умер в ночь на 12 июля 1536 года.
Источник: https://stories-of-success.ru/erazma-rotterdamskogo
Эразм Роттердамский – краткая биография – Русская историческая библиотека
читайте также статью Эразм Роттердамский как гуманист
Дезидерий Эразм Роттердамский (1466-1536), знаменитый западный писатель и учёный, родился 27 октября 1466 в Роттердаме; он был побочный сын; отец и мать его умерли, когда он был еще 13-летним ребенком. Он учился в девентерской школе, и уже тогда Агрикола удивился его необыкновенным способностям.
По совету опекунов и одного из друзей, Эразм на 20 году поступил в Эммаусский монастырь (близ Гауды). Он прожил там пять лет (до 1491 года). Но от природы он был нерасположен к монашеству, а то, что видел он в Эммаусе, развило в нем это отвращение.
Он до конца жизни с негодованием говорил о сухости сердца эммаусских монахов, о пошлости их разговоров, об их обжорстве и пьянстве. Эразм с радостью принял приглашение епископа камбрейского ехать с ним в Рим.
Но раньше чем епископ собрался в путь, Эразм, рукоположенный в священники, получил от монастырского начальства разрешение и пособие ехать в Париж для изучения богословия.
Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523
Источник изображения
Схоластический характер преподавания в парижском университете не нравился Эразму; он говорил о парижских богословах: рассудок у них испорчен, язык варварский, манеры обращения грубы, жизнь лицемерна, слова ядовиты, сердце коварно.
Эразм надеялся прожить своим трудом, отказался от монашеской карьеры, стал добывать пропитание себе частными уроками и литературной работой; это было тогда новостью.
В своих сочинениях Эразм Роттердамский едко осмеивал лицемеров и обскурантов, омерзение к которым сохранил на всю жизнь.
Имя его уже пользовалось большой известностью, когда он поехал в Англию с молодым вельможей, воспитателем которого был; там он нашел себе друзей и покровителей в гуманистах Колете и Томасе Море. Некоторое время Эразм жил в Оксфорде и усовершенствовал свое звание греческого языка.
Пробыв год в Англии, он в 1499 возвратился на континент и жил то во Франции, то в Нидерландах, занимаясь учеными трудами по классической литературе и по богословию. В это время Эразм Роттердамский издал свои знаменитые «Пословицы» (Adagia). Потом он поехал в Италию, прожил там несколько лет; гуманисты везде принимали его с почетом, как знаменитого товарища.
По приглашению короля Генриха VIII, Эразм снова поехал в Англию и на пути туда написал начало своего знаменитого сатирического трактата «Похвала глупости», Encomium moriae. Он противопоставляет в ней здравый смысл ученым нелепостям и осмеивает пороки.
Эта маленькая книга Эразма Роттердамского, изданная с рисунками Гольбейна, имела громадный успех и была переведена на все языки западных народов.
Глупость, могущественная богиня, произносит у Эразма речь в похвалу себе, описывает свое царство, перечисляет своих подданных. Ей служат государи и нищие, поэты и ораторы, юристы и философы. Но самые верные её слуги монахи, схоластические богословы, церковные сановники.
Монахи считают невежество благочестием, грязь и попрошайничество великими добродетелями, и из-за важных вопросов о числе узлов на поясе, о цвете мантии, о величине капюшона забывают заповеди христианства.
Христос на страшном суде скажет: «Откуда эти новые евреи? Я обещал царство небесное не тем, кто ходит в монашеском платье, читает молитвы, перебирая четки, а тем, кто совершает дела веры и любви».
От монахов речь Глупости переходит к епископам, забывающим о благе своей паствы, думающим только о деньгах, именьях, роскоши, наслаждениях, и к папам, берущим на свою долю роскошь и удовольствие, оставляющим труды и заботы на долю апостолам Петру и Павлу.
Прижизненное (1515) издание «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского с рисунками Гольбейна
Эразм Роттердамский и теперь недолго прожил в Англии (до 1513). Он не хотел занимать никакой должности; ему нравились свобода и ученый досуг; несколько времени он разъезжал по разным городам континента, не останавливаясь нигде надолго; но с 1516 жил большею частью в Базеле.
Там Эразм напечатал свое издание греческого текста Нового Завета, составившее эпоху в богословии.
Он восстановил текст по сличению множества рукописей с глубоким знанием языка и гениальной критической проницательностью; сравнение вариантов и объяснительные примечания этого издания дали основу всем дальнейшим богословским исследованиям.
Эразм Роттердамский пользовался тогда глубоким уважением ученых во всей западной Европе, вел обширную переписку. Из его литературных трудов этого времени особенно важны «Разговоры» (Colloquia), написанные превосходным латинским языком в тоне известного античного скептика Лукиана.
Эта книга предназначена быть руководством к изучению хорошего латинского слога, в особенности разговорного; но в ней также разъясняется множество церковных, научных и общественных вопросов. Эразм написал тогда много филологических и богословских статей, издал много классических писателей с примечаниями, писал примечания к изданиям сочинений отцов церкви.
Своими трудами Эразм Роттердамский подготовил Реформацию. Потом говорили даже, что «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел». Но научный интерес был для Эразма выше религиозного, филологический выше догматического, и крутые перевороты не нравились ему, потому с началом церковной реформы он отстранился от Лютера.
Портрет Эразма Роттердамского. Художник Ганс Гольбейн Младший, 1523
Человек небольшого роста, слабого сложения, обыкновенно державший глаза опущенными, слушавший и говоривший с улыбкой, боязливый, вздрагивавший при слове «смерть», Эразм Роттердамский не был создан для роли вождя народных движений. При споре Рейхлина с обскурантами он уже держал себя молчаливее, чем следовало бы защитнику науки.
Лютер совершенно не нравился Эразму, считавшему бесполезными ссоры из-за догматов, ожидавшему пользы от научного просвещения высших сословий. Он советовал противникам церковных злоупотреблений действовать умеренно и надеялся, что церковная иерархия сама произведет необходимые улучшения.
Эразм Роттердамский уклонялся от сношений с реформаторами, не принял к себе Гуттена, бежавшего в Базель, и подвергся резким упрекам его. Но и противники реформации порицали Эразма за его холодность к борьбе их с реформаторами, говорили, что он выковал оружие для Лютера.
Чтобы показать, что он чужд делу Реформации, Эразм писал против принятого Лютером учения Августина о предопределении. Обе враждовавшие между собою партии были враждебны Эразму; но католики все-таки считали его своим.
Эразм Роттердамский умер 12 июля 1536. Настроение его мыслей было философско-языческое, а не христианское. Он вел безукоризненную жизнь; ум его был свободен от религиозных суеверий. Он считал честную жизнь достаточной для душевного спокойствия. Набожности в Эразме не было совсем.
Источник: http://rushist.com/index.php/west/2391-erazm-rotterdamskij-kratkaya-biografiya
Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи
Очень многие слышали хотя бы мельком имя величайшего ученого Эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского.
Он намного перешагнул свое время, обладал уникальными познаниями в области философии и мифологии, политологии и социологии.
Родился он в голландском городе Гауде, а умер в Швейцарии, в Базеле, за свою жизнь посетил десятки стран и городов, везде черпая из источника познания.
Но где бы он ни был и что бы не изучал, настоящим местом его обитания была – Античность. Он в совершенстве владел древнегреческим и латинским языками.
Когда ему предложили читать лекции в одном из английских университетов, он выбрал Кембридж и читал лекции по богословию на основании настоящих текстов Ветхого и Нового Завета.
Для того времени это было удивительно, поскольку существовало множество переложений и толкований всех библейских текстов.
Краткая биография
Очень интересна и поучительна биография философа. Он родился в 1469 году и был незаконнорожденным, считается, что некий католический священник согрешил со своей служанкой и от этой связи и родился будущий философ.
Это состояние уже с самого младенчества закрывало ему пути в широкий мир, кроме того он родился в чрезвычайно бедной семье. Если вспомнить отношение к незаконнорожденным в то время, то сразу станет понятно, что ничего хорошего не ожидало такого ребенка.
И единственное, что оставалось для молодого человека – это путь к Богу, в монастырь.
После эпидемии чумы 1485 года, во время которой скончалась его мать, Эразм со своим братом Питером приехали в город Гауда к отцу, но после его скорой смерти юноши попали в семью дальних родственников.
Родичи настаивали на поступлении молодых людей в монастырь, и Эразм поступил послушником в августинский монастырь, где вскоре и принял постриг (христианский обряд принятия монашества или посвящения в духовное звание).
Таким образом, молодой Эразм посвятил свою жизнь богу. Жизнь в монастыре оставляла ему много времени для занятий языками и для изучения трудов знаменитых богословов и философов. Достаточно быстро этот юноша обратил на себя внимание блестящими способностями, отточенным греческим и латинским языком, превосходными манерами и способностями к логике и риторике.
Его проповеди не остались без внимания, и вскоре он получил могущественных меценатов. С их помощью он смог побывать во всех крупных городах Европы, где совершенствовался в философии и богословии.
Именно в Париже молодой богослов опубликовал свое первое сочинение «Адажио»- сборник афоризмов, анекдотов и крылатых фраз, принадлежащих философам античности. Именно благодаря этой книге о нем узнали в Европе.
Путешествуя по городам Англии, Эразм Роттердамский познакомился и подружился со многими философами – гуманистами, особенно близко сошелся с Томасом Мором, автором знаменитой книги «Утопия», повествующей о несуществующем острове Утопия, где в гармонии и счастье живут люди, построив новый совершенный мир.
В 1499 году после возвращения из Объединенного Королевства, философ путешествует по европейским городам: Париж, Вена, Орлеан, Роттердам. В 1505-1506 гг он смог посетить города Италии, о которых давно мечтал.
Старейший университет города Турина наградил Эразма дипломом почетного доктора философии и богословия. Папа Римский в знак особого благоволения разрешил носить светскую одежду той страны, в которой он в данный момент находится. Именно в это время была написана самая известная и популярная книга – сатира «Похвала глупости».
В 1513 году Эразм посетил Германию, в 1515 в последний раз побывал в Англии, стране, которую очень любил и в которой провел с пользой множество счастливых часов.
Вернувшись в Европу, философ поселился в Испании, поскольку король Испании, будущий император Священной Римской Империи Карл 1 предложил ему должность придворного советника. Это позволило ученому вести достаточно свободный образ жизни, не задумываясь о хлебе насущном.
Умный король вовсе не требовал от своего советника постоянного присутствия во дворце и философ не изменил своей страсти к путешествиям и побывал еще во многих городах Европы: Вене, Брюсселе, Антверпене и других.
Лишь в конце жизни Эразм обосновался в Базеле, где жил довольно замкнутой жизнью и умер в 1536 году на шестьдесят седьмом году жизни.
Философское учение
По словам самого философа, некоторые его произведения, принесшие небывалую популярность, написаны были «от нечего делать» в минуты отдыха. Например, самая известная его книга «Похвала глупости» только при жизни автора издавалась более сорока раз.
Автор считал, что эта книга будет вечной, поскольку вечна глупость человеческая. Даже самый мудрый из людей порой совершает глупые поступки, поэтому глупость можно считать двигателем прогресса. Книга – мягкая сатира, порой прорывается сарказм, а иногда мы видим иронию.
Философ мудро, но и не без улыбки, доказывает, что все беды человечества происходят от глупости людской. Конечно, современному читателю довольно трудно прочитать и осознать этот труд из-за огромного количества исторических имен и событий, а также богословской софистики, наполняющей роман, но поняв, идеи Эразма, невольно улыбаешься, соглашаясь с великим гуманистом, живущим в далеком 15 веке.
Одна из первых книг «Кинжал христианского воина»- для самого автора служила образцом поведения истинного христианина. По словам философа, настоящий христианин должен день за днем беречь и отстаивать свои ценности, бороться за них любыми способами и отвергать все соблазны.
Эразм, вслед за Лютером, считал, что следует упростить христианские обряды, обратиться к учению ранних христиан и понять, какие именно ценности заставляли их твердо выносить любые мучения и идти даже на казнь за свою веру.
Только строгие моральные правила, установленные самим Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения истинного католика. Главная же цель христианина – помогать ближнему и реализовывать идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений и схоластики.
Основные идеи философии Эразма Роттердамского
Интересно, что цитаты и афоризма великого гуманиста и философа актуальны и в наше время.
«Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой»- сколько философ и поэтов и до и после него сравнивали образование со светом и давали понять, что только свет разума способен победить вселенскую глупость.
«Нет ничего невозможного для человека, имеющего твердую волю» — всей своей жизнью философ подтверждал это утверждение, поскольку в одной из первых книг он уже установил правила поведения истинного христианина и следовал своим заветам до конца жизни.
«Язык – лучший помощник для установления добрососедских отношений», Эразм считал что люди, обладающие рассудком и нравственными принципами, могут и должны обходиться без насилия и уметь договариваться.
«Счастье состоит в основном в том, чтобы смириться с собственной судьбой и научиться быть довольным тем, что есть»- величайшая мысль, старательно культивируемая многими философами во многих странах.
Человек может быть счастлив по собственному желанию, для этого он должен научиться радоваться тому, что имеет и довольствоваться своим настоящим положением.
Никакое богатство и знатность не дадут настоящего счастья, если нет в душе покоя и цели жизни.
Поскольку Эразм изучал труды авторов античности и был прекрасно знаком с их философией, то и его взгляды на этику имели несколько отличную от общепринятых в то время.
Итальянские философы эпохи Возрождения считали, что каждый человек может быть центром Вселенной, но для этого он должен уподобиться своему Господу – Иисусу, понять и принять всей душой его учение и дословно исполнять Его заповеди.
Но современники философа, по его собственному мнению, далеки от совершенства, причем даже Церковь и Государство поддерживают неправедный путь своих прихожан. В своих религиозных взглядах философ причудливо соединил христианское учение и видение античных авторов универсальной религии, способной удовлетворить все духовные потребности.
Эдем, по мнению Эразма Роттердамского, напоминает Республику, описанную Платоном и Аристотелем в их трудах.
Философ считает, что каноническая церковь в постоянной жажде наживы отняла чистоту помыслов у христиан.
Теперь главное, что необходимо для истинно верующего – это добиться духовного очищения, отрешиться от ложных ценностей и следовать сердцем за Христом и точно выполнять заповеди Господни.
Надо сказать, что с теориями философа были не согласны не только католические священнослужители, но и протестанты считали, что ученый слишком упрощает теологию и дает большую волю самому человеку, ка хозяину своей судьбы.
Учение о педагогике
Учение Эразма Роттердамского построено на христианском «гуманизме», которое учит любить и уважать всех без исключения людей. Основные постулаты педагогики таковы:
- Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
- Только разум – основная движущая сила любого человека,
- Поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
- Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.
В Средние века очень мало говорили об особом мире ребенка и его потребностях. Философ же после большого перерыва ( с античности) заговорил о том, что ребенку требуется правильное воспитание, которое должны осуществлять разумные родители и правильно подобранные учителя.
В процессе воспитания необходимо учитывать:
- Возраст и физиологические особенности каждого ребенка и не требовать ничего, превосходящего его силы,
- Склонности и способности каждого ребенка. Хороший учитель должен уметь распознать склонности, находящиеся в зародышевом состоянии и умело развивать их.
Учение философа о педагогике было для его времени чрезвычайно новым и революционным. Но его взгляды на воспитание не потеряли своей актуальности и по сей день.
Источник: https://NetherlandsLife.ru/erazm-rotterdamskij/
Эразм Роттердамский – доклад сообщение
Дезидрий Эразм, известный как Эразм Роттердамский, был знаменитым ученым, философом и религиозным реформатором Возрождения на севере европейского континента. 28 октября 1466 он родился в городе Роттердам. Эразм остался сиротой в 13 лет.
Еще в школьные годы учителя отмечали одаренность этого ребенка. В 20 лет он стал членом Эммауского монастыря, где прожил 5 лет.
Увиденное в этом монастыре ужасно поразило его, кардинально испортило его мнение о католичестве и стало одной из причин его дальнейших реформаторских идей.
Эразму довелось проходить обучение в Парижском университете. Популярное в то время схоластическое мышление также не пришлось по нраву философу. Чтобы обеспечить свое существование, Эразм занялся преподаванием и литературными изысканиями.
В Англии он нашел себе протекцию в знаменитых в ту эпоху гуманистах Т.Море и Колете. В Оксфорде Эразм улучшил знания древних языков. По возвращении на европейский континент он продолжил заниматься литературой и богословием.
Эразм путешествовал по Европе, где был положительно принят всеми известными гуманистами.
Основными трудами Эразма Роттердамского считают его трактаты «Похвала глупости», «Разговоры». В книге «Похвала глупости» философ высмеивает пороки католической церкви и европейского общества. Он указывает на комичность монашеских обрядов, абсурдность ритуалов католицизма, их несвязность с постулатами христианской веры.
В 1516 г. ученый переезжает жить в Базель. Здесь он опубликовал свою версию перевода с греческого языка Нового Завета, которая стала открытием новой эпохи в развитии богословия.
Многие историки полагают, что Эразм Роттердамский своими трудами проложил дальнейшую дорогу Реформации, коренным изменениям и расколом вероисповеданий в католической церкви. М.Лютер воспринимал его как одного из своих вдохновителей и духовных наставников.
Хотя самому Эразму такая бурная активность не понравилась, и в дальнейшем он отошел от Реформации, предпочитая заниматься научными изысканиями. Философу не нравился Лютер и по личным, человеческим качествам, а также он не воспринимал серьезно его кардинальные взгляды.
Эразм был сторонником изменения действующей системы путем просвещения высшей сословной знати, а не путем восстаний и войн.
12 июля 1536 Эразм из Роттердама скончался, оставив неизгладимый след в развитии католицизма, философии и теологии Северной Европы. Мировоззрение Эразма, хотя и считается официально христианским, по своей сути, было более языческим.
Вариант 2
Эразм Роттердамский- великий ученый, писатель философ эпохи Северного Возрождения уходящего XV столетия и зарождения VI века. Родиной ученого считается город Гауда в окрестностях Роттердама. Точный год рождения не определен (с 1467 по 1469 годы).
Рожденного вне брака, ребенка воспитывала мама. Тринадцатилетним мальчиком после смерти попадает в монастырь. В средние века внебрачный ребенок не мог иметь хорошую перспективу устроиться в жизни.
Годы, проведенные в монастыре, где 1492 году Эразм принимает монашеский сан, прошли в глубоком изучении языков (латыни, древнегреческого), чтении философских трудов, обучению ораторскому искусству.
Период с 1493 года по 1499 год Роттердамский обучается в Париже. В этот период он посещает Англию, где знакомиться в великим Томасом Мором, будущим королем Франции принцем Генрихом, Джоном Колетом. В парижский период был создано первой произведение сборник изречений и анекдотов.
В 1505 году исполняется мечта ученого он приезжает в Италию, где его встретили с особым почетом. Папа благословил на возможность придерживаться обычаев той страны, где находится ученый. Туринский университет вручил диплом на звание доктора богословии.
Два года длилось путешествие по Италии, далее посещение Англии, где престол был занят его приятелем и почитателем Генрихом VIII. В период своих путешествий Роттердамский написал небольшое ироническое произведение « Похвала Глупости».
Особенностью произведения стала сочетание критики церковного уклада и обрядов через обращение к античным авторам. Повествование ведется от лица Глупости, которая прославляет себя. Несмотря на то, что сам автор считал это произведение безделицей, написанной от скуки, оно прославило его в века.
Переведено творение более чем на 200 языков, в том числе русский язык.
В Англии Эразм Роттердамский преподавал греческий язык и богословие в Кембриджском университете, где получил звание профессора богословии леди Маргарет.
Новшеством в преподавании предмета являлись основополагающие принципы Нового Завета. В те времена курс богословии был основан на средневековых философских теориях Фомы Аквинского, Дунса Скота.
В 1513 году Эразм отправляется вновь в путешествие. Теперь он посещает Германию, где проводит два года жизни и снова возвращается в Англию.
Но по приглашению Карла V он перебирается жить в Испанию, занимая титул королевского советника. Испанский период жизни Роттердамского являлся наиболее плодотворным.
Страсть к путешествию не угасла и он продолжает ездить по городам Бельгии Швейцарии. В городе Базеле в 1536 году Эразм Роттердамский умер.
Роттердмаский был многогранным человеком. Его труды в области педагогики «О благовоспитанности детей», «Способ писать письма», «О первоначальном воспитании детей» до настоящего времени служат эталоном всей педагогической науки. Острота ума, знание языков, реформаторские идеи сделали Эразма выдающимся человеком эпохи Северного Возрождения, признанного при жизни.
Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/ehrazm-rotterdamskij-doklad-soobshchenie
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский (Desiderius Erasmus Roterodamus) – ученый, философ, писатель конца XV – первой половины XVI веков.
- Чем прославил себя? Появление этого мыслителя положило начало развитию идей гуманизма в европейском мире эпохи Ренессанса.
Биграфия
Эразм Роттердамский появился на свет 28 октября 1469 (или 1467) года в городке Гауда (Gouda), предместье Роттердама (Rotterdam). Гауда находится на пересечении путей из Роттердама в Амстердам (Amsterdam) и из Утрехта (Utrecht) в Гаагу (Den Haag).
Отцом его был сыном богатых бюргеров, готовившимся к профессии священнослужителя.
Любовь к незнатной девушке заставила оказаться от карьеры, однако влюбленные так и не поженились, и родившийся вне брака ребенок, нареченный Гергардом (Gerrit Gerritszoon), рос и воспитывался с матерью.
Имя, данное при рождении, трансформировалось под влиянием латинского языка в Дезидерий Эразм. Добавление Роттердамский указывает на место, где жил мыслитель.
[veo class=»veo-yt» string=»_wUnX2Fw018″]Эразм посещал начальную школу в родном городке, затем школу Герта Грота (Geert Groot) в Девентере (Deventer), где изучалась древняя литература.
После того как в 13-летнем возрасте он потерял и отца, и мать, умерших во время эпидемии чумы, Эразм попадает в монастырь.
Это произошло потому, что незаконнорожденный в те времена не мог надеяться занять какой-либо важный и денежный пост.
В обители у монахов-августинцев Эразм прожил с 1486 по 1492 годы, приняв в 1492 году монашеский сан, без устали изучая латынь и древнегреческий, осваивая науки, читая философские и художественные произведения времен античности, овладевая мастерством публичного выступления.
Эразм делает успехи, и его приглашают на службу секретарем, ведущим переписку господина на латинском языке, к епископу в городе Камбре (Cambrai) на севере Франции. А с 1493 года он уезжает в Париж и продолжает там свое образование до 1499 года. Важной вехой в биографии стало знакомство с лордом Маунтджоем (Mountjoy), который приглашает Эразма в совместное путешествие в Лондон.
Там произошла встреча Эразма с великим философом-утопистом Томасом Мором (Thomas More), философом-богословом Джоном Колетом (John Colet), епископом Джоном Фишером (John Fisher). Происходит встреча и с будущим королем Англии Генрихом VIII (Henry VIII). Начиная с этого времени завязывается многолетняя дружба и переписка нидерландского и английских мыслителей.
[veo class=»veo-yt» string=»scJzLQRvVVo»]С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует: Орлеан (Orleans), Левен (Leuven), Роттердам.
В 1505- 1506 годах сбылась мечта Эразма о странствиях по Италии: Турин (Turijn), Болонья (Bologna), Флоренция (Florence), Венеция (Venetië), Падуя (Padua), Рим (Rome).
Его с восторгом приняли в университете города Турина, вручив диплом доктора богословия, его приветствовал сам Папа Римский (De Paus), разрешив носить одежду по правилам тех стран, в которых окажется Эразм.
В 1506 году Эразм отправляется в Англию, получив приглашение преподавать в Оксфорде (Oxford) и Кембридже (Cambridge) и пользуясь поддержкой короля Генриха VIII.
Получив одновременно приглашение стать профессором в Оксфорде и Кембридже, Эразм предпочел Кембридж, так как руководил этим университетом его единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий и богословие, опираясь на собственный перевод и толкование Нового Завета (Het Nieuwe Testament).
Такой подход к преподаванию богословия был новаторским, так как Эразм Роттердамский подверг критике богословов средневековья типа Фомы Аквинского (Thomas Van Aquino), которые цитируют Библию, не вдумываясь в смысл этой великой книги.
В 1511 году Эразм Роттердамский получил звание профессора богословия Кембриджского университета.
В 1513 году мыслитель переезжает в Германию, много путешествует по этой стране, в 1515 году возвращается в Англию, а в 1516 году поселяется в городе Базель (Basel) под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Carl Spaans, Keizer Karel V Van Habsburg). Философа принимают на должность советника короля с жалованьем в 400 флоринов. Такая должность позволяет много заниматься наукой, путешествовать: Эразм посещает Брюссель (Brussel), Антверпен (Antwerpen), Фрайбург (Freiburg) и др.
В Базеле философ и окончил свои дни 12 июля 1536 года.
Произведения
Париж стал городом появления на свет первых трудов Эразма Роттердамского. Первая изданная книга – «Adagia», сборник афоризмов и поучительных веселых историй, составленный на основе книг древних авторов. Эта книга принесла автору известность во всей Европе.
В 1501 году появился трактат на тему религии и этики под названием «Оружие христианского воина», изданный в 1504 году. Здесь Эразм показал, что считает главным в христианской религии: не бездумно совершаемые обряды, а постоянное духовное самосовершенствование человека, стремящегося соответствовать заповедям Христа.
[veo class=»veo-yt» string=»Dw9jhP81kQw»]Центральное произведение было написано во время поездки в Англию в 1509 году – это «Похвала глупости», в которой он критиковал средневековое схоластическое богословие.
«Похвала глупости» была напечатана в Париже в 1511 году и в течение одного года переиздавалась 7 раз, при жизни философа – более 40 раз, а до конца XIX века – более 200 раз, включая переводы на разные языки.
[veo class=»veo-yt» string=»y-mBiIOhAac»]Книга представляет сатирический взгляд писателя на человечество с его пороками, предрассудками, ошибками, повторяющимися из века в век и имеющими всеобщий характер и не утратившими актуальности и в наше время.
Еще одна причина популярности – общий тон книги, наполненной юмором, но не сарказмом, иронией, но не жестоким обличением, своеобразным сатирическим оптимизмом. Произведение стало изящной пародией на похвалу Глупости самой себе. Книга великого гуманиста наполнена верой в человека, способного преодолеть свои недостатки.
Уже в первых трудах Эразм показывает единство в одном лице писателя, ученого и философа. Его труды оказали огромное влияние на умы современников, принеся автору звание «Европейского оракула». Литературно-публицистические произведения Эразма начинают формировать взгляды, жизненную позицию человека XVI века.
Эразм состоял в переписке с несколькими королями (король Англии Генрих VIII Тюдор, король Франции Франциск I Валуа; Hendrik VIII Tudor, Frans I van Valois и др.), с Папой Римским, с учеными и государственными деятелями. Многие из этих высокопоставленных особ просили у него совета и поддержки.
Важные произведения появляются в 1515 и 1516 годы: «Наставление христианского государя» и «Жалоба мира». Эти книги выразили протест писателя против войн, завоевательной политики европейских государств, вражды между странами и народами и представляли собой горячий призыв к миру.
В 1524 году создается трактат «О свободе воли», где высказывается против идей Реформации. В 1533 году появляется работа «О желанном церковном согласии», призывающая к миру и взаимному уважению представителей разных религиозных взглядов и направлений. В продолжение нескольких лет, с 1518 по 1533 год, создается книга «Разговоры запросто», посвященная проблемам педагогики.
Чем прославил себя в богословии и филологии
Эразм Роттердамский был разносторонним ученым. Первым направлением его исследований стала филология.
Он с юных лет полюбил античные книги, поэтому занимался собиранием, переводом и толкованием произведений античных писателей.
Например, им были выполнены переводы и подготовлено издание произведений знаменитого древнегреческого трагика Еврипида (Euripides), древнегреческого писателя-сатирика и первого в истории литературы фантаста Лукиана (Lucian) и др.
Одновременно он пишет труды о древнегреческом языке, рассматривает вопросы фонетики этого древнего языка. Многие выводы ученого до сих пор являются актуальными и лежат в основе исследований языка Древней Греции.
Важным направлением было богословие – научное исследование текстов Евангелия и посланий Святых Апостолов, их смелое толкование. Сам того не желая, Эразм заложил предпосылки для возникновения движения протестантизма внутри христианской религии.
Еще одно направление изысканий ученого – педагогика. Эразм Роттердамский считается основоположником гуманистической педагогики. Свои взгляды он сформулировал в трудах «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма» и др.
Идеи гуманистической педагогики
До сих пор являются ведущими в теории образования и воспитания утверждения Эразма Роттердамского:
- Личность не является врожденным явлением, она формируется под влиянием воспитания;
- Важнейшим направлением образования и воспитания является интеллектуальное развитие индивидуума в комплексе с формированием нравственности и религиозных убеждений, а также физическим развитием;
- Задача воспитания – раскрыть задатки воспитанника в его активной деятельности, и прежде всего в труде;
- Каждая личность достойна уважения, так имеет волю и является субъектом любых совершающихся событий;
- Человек отвечает за свои поступки и др.
Эразм первый указал на то, что каждый ребенок достоин бережного и уважительного отношения, так как представляет собой целый мир, таящий искру Божию. Философ выступал против насилия, любых наказаний, применяемых в процессе обучения и воспитания, а также высказал идею обязательного всеобщего народного образования.
Интересными представляются идеи о том, что образование ребенка нужно начинать с 3-летнего возраста, причем с первых шагов оно должно быть научное.
На начальных этапах должны изучаться языки (латинский и древнегреческий), так как именно в раннем возрасте ребенок быстро осваивает языки. Обучение маленьких детей надо строить в приятной для ребенка и понятной для него игровой форме, при этом предлагать ребенку большое количество заданий на запоминание.
Любое образование должно строиться на основе взаимного уважения и любви педагога и ученика.
Идеи великого гуманиста
Эразма Роттердамского отличала живость и подвижность, жизненный оптимизм, открытость и общительность, интерес к познанию нового. Он оказался одним из людей, которые не привязаны ни к одной стране.
Он не чувствовал себя ни голландцем, каковым являлся по происхождению, ни германцем, каковы был по месту жительства и службы. Он признавал себя гражданином мира, одинаково относился ко всем странам.
Он не придавал значения национальности человека, а наиболее близкими для себя по духу считал античные Грецию и Рим.
Такая принадлежность ко всем странам и ни к одной одновременно, видимо, и привела его в Базель, который имел статус города вне государств и вне политики.
В течение всей жизни Эразм Роттердамский был верен собственным взглядам на устройство общества и религию, не стал сторонником ни одного из реформаторских движений в церкви. Цельность взглядов, стремление к миру и взаимному уважению сделали его великой фигурой, провозгласившей идеи истинного гуманизма.
Цитаты
[veo class=»veo-yt» string=»_8zgddMK4qA»]- Вызывает восхищение мудрая природа, до бесконечности и делающая всех равными.
- Язык — самое действенное средство для достижения взаимопонимания и мира.
- Нет такого несовершенного мира, который оказался бы ужаснее любой блестяще выигранной войны!
- Правители в большей мере обладают сильной властью, чем просвещением, они в больше степени слушаются голоса жажды наживы, чем ума.
Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку (400
Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/erazm-rotterdamskij.html