Краткое изложение произведения Рютбефа “Чудо о Теофиле”
Когда-то эконом одной знаменитой церкви, которого звали Теофил, славился в округе своим достатком, высоким положением и добротой. Но жизнь обошлась с ним жестоко, он потерял все и впал в немилость у кардинала.
И вот однажды Теофил, сидя у себя дома, с горечью вспоминал, с какой ревностью он молился раньше за своего покровителя кардинала, который так несправедлив к нему. Эконом был человеком гордым и решил во что бы то ни стало отомстить обидчику.
Своими силами сделать это было невозможно, и, поколебавшись, Теофил решил отправиться к могущественному волшебнику Саладину, который умел заклинать дьявола.
Саладин встретил Теофила с распростертыми объятиями. Узнав о несчастьях, постигших приятеля, волшебник обещался помочь и велел прийти на следующий день.
По дороге домой благочестивый Теофил испугался, что его постигнут вечные муки в наказание за сделку с врагом рода человеческого, но, вспомнив о своих бедах, все-таки решился на свидание с нечистым.
Саладин же страшными чарами вызвал дьявола и уговорил его помочь Теофилу.
На следующий день эконом пришел к Саладину даже раньше времени, и тот послал его к дьяволу, строго наказав не произносить христианских молитв по дороге. Представ перед нечистым, Теофил пожаловался на свою судьбу, и супостат ответил, что готов вернуть ему и честь, и богатство, если за это Теофил отдаст ему душу и станет его слугой.
Теофил согласился и написал расписку, которую дьявол оставил у себя, приказав эконому быть с той поры жестоким к людям и забыть всякое милосердие. А кардинал, устыдившись своей несправедливости по отношению к Теофилу, решил восстановить его в должности и послал своего слугу Задиру сыскать изгнанного эконома.
Обругав Задиру последними словами, Теофил решил, однако, пойти к кардиналу.
И вот Теофил видит полнейшее раскаяние кардинала, но разговаривает со своим господином зло и грубо, хотя принять обратно должность и деньги соглашается, Теофил выходит на улицу и видит своих друзей Петра и Фому. С ними он также обходится круто и, проклиная и оскорбляя их, идет своей дорогой. Но его мучают угрызения совести.
После долгих терзаний приходит и покаяние в содеянном. Горюя, прибрел Теофил в капеллу Пресвятой Девы. Пав на колени, он стал усердно молиться за спасение своей души, истекая слезами. Сжалившись над несчастным экономом, Мадонна явилась его очам и пообещала отнять у дьявола проклятую расписку.
Затем Пречистая пошла к врагу рода человеческого и под угрозой расправы отобрала у него бумагу. Вновь представ перед Теофилом, Мадонна повелела ему отдать эту расписку кардиналу, чтобы тот всем в назидание прочел ее прихожанам в церкви, дабы знали они, как легко погибнуть душе.
Теофил пришел к кардиналу и, рассказав, как все было, вручил ему гнусный договор. Владыка, возрадовавшись спасению слуги, созвал верующих в храм и прочел им бумагу, где содержалась похвальба нечистого, скрепленная кровью Теофила.
Услышав о таком чуде, все присутствующие в храме встали и в один голос воскликнули: “Тебя, Бога, хвалим!” Так был посрамлен лукавый бес, искушающий души людей легким богатством и славой.
Т. Н. Котрелев
Источник: https://ukrtvir.com.ua/kratkoe-izlozhenie-proizvedeniya-ryutbefa-chudo-o-teofile/
Исократ : краткая биография
Исократ – древнегреческий теоретик ораторского искусства, писатель, публицист – появился на свет в 436 г. до н. э. в семье зажиточного афинянина. Поначалу основным его занятием была логография, позднее его увлекло искусство красноречия.
Деятельность на поприще преподавания сделала Исократа знаменитым и богатым человеком. Поначалу в его биографии было обучение на Хиосе, позднее – в Афинах.
Исократ настолько умело учил искусству художественной прозы, слыл настоящим мастером, что стал основателем собственной школы риторики, никогда не знал недостатка в учениках, съезжавшихся со всей Эллады.
Мировоззрение самого ритора в значительной мере складывалось под влиянием софистов, Сократа. От софистов он перенял манеру учить за деньги, некоторые свои сочинения также писал за гонорары.
Однако даже слава выдающегося ритора не смогла полностью удовлетворить честолюбивого Исократа. Он мечтал, чтобы его сочинения, посвященные политике и морали, могли также влиять на умы. Оратор сочинил немало политических речей. Работа над наиболее ранней и признанной лучшей – «Панегирик» – длилась 10 лет (390-380). Самую позднюю он окончил, будучи 96-летним старцем.
Приуроченные к различным праздникам, речи Исократа никогда не произносились на народных собраниях, хотя темы них затрагивались общегосударственные и весьма серьезные. Исидор был ярым противником демократии, защищал аристократию и олигархию, выдвигал аргументы в пользу монархии.
На закате лет ритор выступил с призывом к царю Македонии Филиппу II, чтобы тот объединил Элладу и выступил вместе с греками против персов.
Обращаясь к целым народам и правителям, Исократ так и не дождался от них следования его поучениям.
Он был уверен, что основной помехой являлась боязнь публичных выступлений, слишком слабый для выступающего на собраниях голос, однако на самом деле ему не хватало многих других качеств, присущих прославленным ораторам.
Тем не менее, будучи непревзойденным мастером литературных форм, он своими торжественными речами во многом стимулировал дальнейшее развитие художественной прозы античности.
До наших дней дошло 30 его произведений, из которых 21 – это речи и 9 – письма известным историческим деятелям, например, тирану Дионисию и царю Филиппу. Они являются ценным источником сведений о том, какой была культурная, социально-политическая жизнь Греции в IV столетии до н. э.
Скончался известный афинский ритор в 338 г. до нашей эры.
Биография из Википедии
Исокра́т (греч. Έισοκράτης, 436 до н. э.(-436), Афины — 338 до н. э., Афины) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов.
Речи Исократа
Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п.
Судебные речи, числом 8 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочинённые учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал свою причастность к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намёки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за её падением перемены.
Славу и богатство доставила Исократу преподавательская деятельность, сначала на Хиосе, потом в Афинах, а также составление сочинений наставительно-политических.
В «Панафинейской» речи (XII), в речи «Против софистов» (XIII) и в «Обмене состояниями» (XV) имеются некоторые автобиографические известия; здесь же преподаны правила декламации его речей (XV, 10-12).
Из так называемых речей только немногие (IV, VI, VII, VIII, XII, XV) заслуживают это название; все прочие — или обращения к царям и правителям с наставлениями и похвалой, или упражнения в модном тогда стиле софистов.
Самая ранняя и вместе замечательнейшая из речей Исократа, «Панегирик», стоила автору 10 лет труда (390—380); наиболее поздняя, «Панафинейская» речь, начата им на 94 и кончена на 97 году жизни; обе речи названы так от праздников, к которым приурочивал автор их произнесение. На самом деле сочинения Исократа назначались для чтения дома или в кружке друзей и ни одно из них не произносилось ни в суде, ни в народном собрании. До конца дней своих, однако, Исократ стремился направлять события к определённой цели посредством воззваний к народам и царям и никак не мог понять, почему никто не пользуется его уроками в политике. Зато в роли мастера и учителя литературной прозы Исократ не имел соперников; слава его привлекала в его школу многочисленных учеников из разных мест европейской и азиатской частей Эллады.
Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конём, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста.
Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др. Подобно софистам, Исократ учил за деньги, получая до 250 р. с. с ученика за курс; получал он иногда деньги и за свои сочинения — напр.
за панегирик Евагору, саламинскому царю на Кипре, около 30000 р. сер.
Ученикам частью преподавались правила построения речи, начиная с подбора отдельных слов и кончая образованием длинных периодов, частью читались, с комментариями, собственные сочинения учителя.
Об одном и том же предмете говорить на разные лады, подновлять старое, новому придавать печать старины, великое уничтожать, ничтожное превозносить — таково, по словам Исократа, назначение речи (IV, 8); то же говорили софисты, когда учили неправое дело сделать правым, и наоборот.
Период увлечения чудесной силой слова ознаменовался быстрыми успехами в разработке грамматики, в выяснении различных стилей и т. п. Усилиями Исократа завершено было развитие аттической прозы и приспособление её для разнообразнейших видов литературы не одних афинян, но и всех эллинов.
Влияние Исократа перешло в Рим, отразившись на цицероновской прозе, а через последнюю проникло в книжную речь новых народов. Не обращаясь за украшениями к поэтической речи, избегая всего вычурного и напыщенного, И.
довольствовался в своих уроках риторики и в составлении образцовых произведений теми средствами языка, какие были для всех доступны в живой речи современных ему афинян. Образцы предложений Аристотель в своей «Риторике» заимствует из Исократа.
Периодическая речь, гармоническая, тщательно отделанная в своих составных частях, была впервые создана Исократом и преподана многочисленным его ученикам. На афинян, в высшей степени чувствительных к красотам слова, да и на прочих эллинов подобные сочинения производили чарующее впечатление (XII, 2; XV, 38-40).
Но слава ритора не удовлетворяла Исократа; он желал учить современные поколения «не только красноречию, но и добродетели», то есть морали и политике. Ему казалось, что только незвучный голос и робость перед толпой мешала ему играть роль вдохновителя народов и царей (XII, 9. 10). На самом деле больше, нежели голоса, недоставало Исократу.
Ему не хватало ясного видения людей и событий, силы воли и решимости, страстного увлечения идеей и неутомимого изыскания живой действительности в её сокровенных мотивах и причинах — тех именно качеств, которые обеспечивали великим ораторам греческим и римским успех в многолюднейших собраниях.
Вместо фактов, приуроченных к данному месту и времени, вместо неотразимых заключений из фактов Исократ обыкновенно предлагает своим читателям несколько общих положений о желательном порядке вещей и облекает эти мысли в изящную форму многоречивых советов в том убеждении, что народы или цари только дожидались благонамеренных указаний ритора и готовы согласовывать с ними свои поступки.
В совершеннейшем из своих сочинений, «Панегирике», изданном после Анталкидова мира (387), Исократ советует эллинам прекратить раздирающие их распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов, с предоставлением морской гегемонии афинянам, а сухопутной — спартанцам.
Предлагая повторить старый, много раз не удававшийся опыт, Исократ в то же время перечислением заслуг Афин перед эллинами только раздражал лакедемонян и затруднял полюбовное соглашение между двумя государствами.
С этого времени Исократ не переставал проповедовать мир в среде эллинов, борьбу эллинов против персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины (XII, 11 сл., 74-76, 119-1 2 1 и др.).
В умиротворителя Эллады и национального вождя эллинов Исократ пытался обратить то царя спартанского Архидама, то сиракузского тирана Дионисия Старшего, то царя македонян Филиппа. В 346 до н. э.
, когда Филипп владел уже многими городами Фракии, разрушил Олинфский союз, держал в своих руках Фермопилы и разорил Фокиду, Исократ приветствовал в беспощадном завоевателе благородного рыцаря, которому оставалось только опровергнуть клеветы афинских демагогов и стяжать себе вечную славу покорением Востока для свободных эллинов.
Та же наивная вера в Филиппа проходит через всю «Панафинейскую» речь, выпущенную в свет в 339 г. Года за три до этого Исократ убеждал Филиппа беречь свою жизнь, столь необходимую для славы Эллады.
Сохранился рассказ, будто Исократ не перенёс роковой вести о поражении союзных эллинских сил при Херонее и уморил себя голодом; но на самом деле Исократ оставался до конца верным своему самоослеплению.
Ко времени после Херонейской битвы относится письмо Исократа к Филиппу, в котором ритор с радостью оповещает, что теперь, когда умиротворение эллинов наступило само собой, царю легко исполнить заветную мечту своего советника.
Исократ был ритор, бедный оригинальными идеями, мечтатель без точных сведений о положении вещей. Несравненный мастер формы, он был лишен энергии, энтузиазма и творчества мысли.
Историческая роль его сводится, помимо выработки общеэллинского литературного языка, к распространению раньше приобретённых понятий, гуманных и цивилизующих, далеко за пределы Афин; многочисленные ученики и читатели Исократа тем легче усваивали эти понятия, чем меньше изложение их носило на себе печать сильной, оригинальной личности.
Литература
Isokratous Apanta, 1570
Тексты и переводы
- В «Loeb classical library» речи изданы в 3 томах (№ 209, 229, 373).
- В серии «Collection Budé» сочинения изданы. Архивировано 28 ноября 2012 года. в 4 томах.
Русские переводы:
- Исократа афинейского оратора и философа политические речи о должностях как всякого человека, в рассуждении приватного и гражданского состояния, так и царствующих особ о благополучном управлении государства…; и что монархический образ правления есть превосходнейший из всех других политических форм, и к благосостоянию человеческого рода есть самый удобнейший. / Пер. с эллино-греч. И. Дмитревского. СПб., 1789. 219 стр.
- 2-е изд., испр. / Вновь же переведены, уяснены и примеч. пополнены М. Дмитревским. М., 1836. 2+100 стр.
- Панигирик. / Пер. А. Замятина. Смоленск, 1883. 45 стр.
- Наставление Демонику. Речь о значении ареопага. / Пер. М. Н. Гурьева. СПб., 1883. 44 стр.
- Исократ. Торжественное похвальное слово. / Пер. Н. Коренькова. Калуга, 1891. 76 стр.
- Полный перевод: Исократ. Речи. Письма. / Пер. Ю. В. Андреева, В. Г. Боруховича, М. Н. Ботвинника, Л. М. Глускиной, А. И. Зайцева, Н. Н. Залесского, К. М. Колобовой, Е. А. Миллиор, Т. В. Прушакевич, Э. Д. Фролова, И. А. Шишовой. // Вестник древней истории. 1965. № 3 — 1969. № 2.
- Исократ. Панегирик. / Пер. Э. Юнца. // Ораторы Греции. М., 1985. С. 39-64.
- Полный перевод: Исократ. Речи. Письма; Малые аттические ораторы. — М., 2012. — 1072 с.
Исследования
- Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики. Исократ. — М.: Наука, 1994. — 256 с.
- Меланченко И. В. Панэллинизм и концепция межполисных отношений Исократа. Архивировано 28 ноября 2012 года.: Автореферат на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — М., 2001.
- Миллер Т. А. Письма Платона и Исократа. // Античная эпистолография: Очерки. — М.: Наука, 1967. — С. 47-58.
- Миллер Т. Б. От поэзии к прозе (риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика. — М.: Наука, 1991. — С. 60-105.
- Мищенко Ф. Г. Исократ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Россиус А. А. Полемика Исократа с Академией Платона // Вестник древней истории. — 1987. — 2. — С.93-102.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/isokrat
История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье. Рютбёф (ум. Ок. 1285)
|
Рютбёф
(ум. Ок. 1285).
Это самый знаменитый поэт XIII в., однако о нем нет никаких сведений, за исключением тех, что содержатся в его стихах. Даже имя его, скорее всего, является псевдонимом.
Вероятно, он был родом из Шампани, жил в Париже и, похоже, был профессиональным поэтом, зависящим от щедрости своих покровителей. Он написал множество поэм на самые разнообразные сюжеты.
Зачастую его стихотворения имели форму «ди» – поэмы различной длины, в которых повествование всегда ведется от первого лица. Ди рассказывались, а не пелись.
Самыми известными и ценимыми считаются «автобиографические» ди («Жалобы Рютбёфа», «Бедность Рютбёфа», «Раскаяние Рютбёфа».
«Женитьба Рютбёфа»), в которых поэт изображает себя под видом бедного жонглера, удрученного несчастьем; темами стихов являются бедность, холод, голод, смерть друзей, неудачный брак, жалкая жизнь его товарищей по нищете и разгулу… Сюда вплетаются также насмешки и словесные игры; так, поэт играет собственным именем: «Он груб. Вот отчего зовется Грубый Бык[1]
Рютбёф и сочиняет грубо…» В этих поэмах часто присутствуют просьбы, обращенные к богатым покровителям.
Трудно сказать, в какой мере эти поэмы Рютбёфа являются автобиографичными или «искренними», как склонны воспринимать их современные читатели. Возможно, они представляют собой набор общих мест: бедность – излюбленный топос для многих поэтов того времени. В трогательной пассаже «Жалоб Рютбёфа» поэт оплакивает исчезнувших друзей:
Что сталось с моими друзьями,
Столь близкими мне,
Которых я так любил?
Думаю, они рассеялись…
Однако из контекста становится ясно, что сожалеет он о том, что лишился материальной помощи своих покровителей («друзей»).
Рютбёф писал также религиозные произведения: «Житие святой Элизабель» и «Миракль о Теофиле» (около 1260), первый образчик жанра «миракля с персонажами» (театральная форма рассказов о чудесах, которая в дальнейшем получит большее развитие).
Он принимал участие в спорах своего времени: таковы полемические поэмы против нищенствующих орденов, в которых они противопоставляются светским преподавателям университета, поэмы в пользу Крестового похода, сатирические поэмы, например «Ренар в Аду».
Примечания
1. Rude boeuf – ср. С именем Rutebeuf. – Прим. пер.
|
Источник: http://lit-prosv.niv.ru/lit-prosv/istoriya-francuzskoj-literatury-lgpsv/ryutbef.htm
Гораций – краткая биография – Русская историческая библиотека
читайте также статьи Произведения Горация, Гораций «Сатиры» – краткое содержание, Гораций «Эподы» – краткое содержание, Гораций «Оды» – краткое содержание, Гораций «Послания» – краткое содержание
Великий римский поэт Квинт Гораций Флакк (65-8 до Р. Х.), родившийся 8 декабря 65 года в старой военной колонии Венузии, на границе Апулии с Калабрией, был сын зажиточного отпущенника, учился под отцовским надзором в Риме у хороших преподавателей, одним из которых был Орбилий.
Он получил хорошее умственное и нравственное воспитание, потом поехал в Афины и расширил там свои знания.
Гораций был дружен с Брутом и вовлечен был в борьбу за республику, сражался при Филиппах, но, – по крайней мере, по его уверению – бежал из сражения, бросив щит, и отправился в Рим.
Гораций. Картина Дж. де Кирико, XIX век
Гораций был теперь беден, поступил в число служащих по письменной части на мелких должностях и кормился тем. От своего республиканства он скоро вылечился. Все прекрасные надежды Горация, все мечты о свободе, о возвращении благородного прошлого были разбиты суровою действительностью.
Первые опыты его поэтической деятельности приобрели ему дружбу Вария и Вергилия; по их рекомендации он был принят в число знакомых Меценатом и скоро стал его другом.
В доме этого своего покровителя, образованного светского человека, в кругу даровитых и высокообразованных людей, собиравшихся за гостеприимным столом богатого вельможи, Гораций приобрел то светское изящество, которым проникнуты его произведения.
Умственный горизонт его расширился, его понятия прояснились, вкус развился; замечания хороших литературных судей научали его совершенствовать свои произведения, их похвалы ободряли его, робкого сына отпущенника.
В приёмной у Мецената. Картина С. Бакаловича, 1890
Знаменитый покровитель искусств Меценат доставил обеспеченное положение своему любимому поэту, имевшему одинаковые с ним убеждения и своими похвалами, посвящением многих своих произведений так много содействовавшему его славе: он подарил Горацию имение, снабженное всеми удобствами жизни.
Оно находилось в Сабинской земле, недалеко от очаровательного Тибура. Гораций жил там, в сельской тишине, делал временами маленькие поездки в Рим, в другие итальянские города, бывал и в Байях, на водах, для восстановления своего слабого здоровья.
Он был скромен в своих желаниях, предпочитал блеску и роскоши высшего общества свободную жизнь, небогатую, но независимую, имея главными своими удовольствиями занятия поэзиею и посещения нескольких даровитых людей, бывших любимыми его друзьями.
Император Август хотел сделать Горация своим секретарем, но он скромно отклонил это предложение. Дружба Горация с Меценатом невозмутимо длилась 30 лет; они оба умерли в один год и были похоронены рядом, в саду Мецената на Эсквилинском холме.
Император Октавиан Август (“Август из Прима Порта”). Статуя I в. по Р. Х.
Автор фото – Till Niermann
Благодаря своему житейскому благоразумию, Гораций сумел поставить себя в обществе очень хорошо: при дворе Августа, в домах вельмож он держался той середины между высокомерием и унижением, которую так трудно соблюдать в кругу богатых человеку небогатому.
Его произведения скоро сделались любимым чтением всех образованных людей и остались до сих пор достоянием всех цивилизованных народов. Знание света, тонкая наблюдательность, сократовская ирония, красота формы, ясность выражения, простого и милого, дают мыслям Горация объективное достоинство.
Он не был одарен гениальным творчеством, но был лучшим, чистейшим органом поэзии века Августа. Добродушная ирония, шутливый тон, каким он говорит сам о себе, составляют одну из привлекательных сторон его произведений.
Гораций ставил задачею поэта «приносить пользу, доставляя наслаждение, учить тому, что полезно и вместе приятно»; он исполнял это сам.
Творческой фантазии у Горация нет; но высокое достоинство его произведениям дают разнообразие и справедливость мыслей, прелесть формы, мастерское уменье владеть стихом; ум и рефлексия были в нем сильнее воображения, и он усердно заботился вознаграждать превосходною отделкою формы недостаток творчества и пластичности в своих произведениях.
В последнее время было много нападений на Горация. Уже Лессинг видел надобность защищать его от порицаний.
«Да, – говорят, – он писал очень нежные и милые песни, но он очень сладострастен; он восторженно хвалил храбрость, а сам был трус, бежавший из сражения; имел возвышенные понятия о Боге, но очень ленился служить ему», – так перечисляет Лессинг порицания, какие тогда делались Горацию. К ним теперь прибавляют: он прославлял свободу, а был низким льстецом сильных людей.
Эти упреки не лишены основания, но нельзя назвать их совершенно справедливыми. Гораций любил жить в свое удовольствие, жил в изнеженное, сладострастное время, и не имел силы плыть против течения. Прославляя в стихах вино и легкие связи; он любил и в действительности эти удовольствия; ему приятно было сидеть за роскошным столом богача.
Но Гораций не был рабом чувственности; легкие связи не были у него страстью; по правилу Аристиппа: «человек должен быть господином, а не рабом удовольствии, он всегда сохранял власть над своими влеченьями. Умея наслаждаться, Гораций умел отказываться от наслаждений.
Основная мысль его практической философии – надо пользоваться удовольствиями, какие дает жизнь (carpe diem – «лови день, живи настоящим»), но не стремиться к ним алчно.
В эпоху владычества пороков можно считать добродетелью уже и то, когда человек соблюдает умеренность в наслаждениях, не становится рабом страстей, держится правила «не ослепляться ничем» (nil admirari, по выражению Горация); хорошо уже и это, хотя бы у человека не было силы резко восставать против пороков своего времени. Нельзя хвалить того, что Гораций только шутит над нравственной испорченностью; он был бы более достоин уважения, если бы глубоко скорбел о ней; но несправедливо порицать его за то, что он не был суровым моралистом, отдавался спокойному течению жизни, стараясь только избегать внешних и внутренних бурь.
Гораций читает свои сатиры Меценату. Картина Ф. Бронникова, 1863
Еще несправедливее упрек ему в трусости. Слабый, маленького роста, болезненный, Гораций не родился быть героем, и не мог оставаться восторженным приверженцем формы правления, не имевшей уж никаких опор в действительности.
Участие Горация в войне против триумвиров было юношеским увлечением, за которое он поплатился потерею своего состояния; спокойная жизнь под властью монарха соответствовала его личному характеру и качествам его таланта.
О задушевной преданности религии не может быть и речи, когда говорится о том времени: язычество тогда умирало, греческая мифология оставалась лишь богатым запасом прекрасных сцен и образов для поэтов и художников. Народная религия была конгломерат всяческих суеверных обрядов, прорицаний, праздников, охраняемый государственной властью по политическому расчету.
Образованные люди не имели религии, ее заменяла им философия; в этом отношении Гораций – один из хороших людей своего времени; далекий и от лицемерия и от легкомыслия, он говорит, что добродетель и умеренность – необходимые условия счастья, ставит основанием его рассудительность и самообладание.
А льстивость его стихотворений не была делом его личного характера: тон придворной литературы всегда бывает льстивый. Август и Меценат проявляли к Горацию большую благосклонность; этим объясняются и оправдываются его похвалы им, которые – должно прибавить – не переходила границ приличия, не имели ничего несовместного с уважением его к себе.
Его стихотворения не заражены миазмом угодничества, раболепства, общею болезнью времен деспотизма. Напрасно говорят порицатели Горация, что его проповедь умеренности, спокойного наслаждения жизнью, чуждого честолюбивых стремлений, была обращена главным образом к тем людям, знатность, богатство и гордость которых могли внушать опасения Августу.
Приписывать Горацию такой умысел значит выдумывать. «Гораций – нравственный поэт, говорит Арнольд в его биографии. – Только любовь к истинному добру, прекрасному, одушевляла его, и только ее хотел он возбуждать в других. Ни лицемерия, ни льстивости не было в его похвалах, а в порицаниях его не было желчи.
Меткое остроумие, тонкая ирония, невинные шутки дают привлекательность его серьезным мыслям. Есть у Горация нескромные выражения, есть картины, которые по нашим понятиям безнравственны; но это было во вкусе того времени, и вся древность считала дозволительным описывать чувственные наслаждения таким прямым языком». В молодости Гораций держался эпикуреизма; но это не помешало ему в зрелых летах признавать достоинство строгой стоической морали.
Источник: http://rushist.com/index.php/greece-rome/2226-goratsij-kratkaya-biografiya
Публий Теренций Афр – краткая биография
Публий Теренций Афр – известный древнеримский драматург, комедиограф. Сведения о его жизненном пути до нас дошли благодаря биографии, написанной еще в древности Светонием.
Публий Теренций родился примерно в 195 г. до н. э. (в других источниках указывается 185 г.), был уроженцем Карфагена.
Прозвище Афр дает основание считать, что он относился к какому-либо из африканских или ливийских племен.
Из Карфагена Теренций перебрался в Рим, где служил в качестве раба у Теренция Лукана, сенатора. Хозяин обратил внимание на его даровитость, позаботился об образовании и предоставил впоследствии свободу. Несмотря на происхождение, Теренций вошел в высшие слои современного ему общества благодаря несомненной талантливости.
Молодые римские аристократы, прекрасно осведомленные о литературных достижениях Греции, испытывали стремление сделать более благородными нравы своих соотечественников, их речь. В организованное Сципионом-младшим и его другом Лелием сообщество, преследующее именно такие цели, вошел и Теренций.
Покровители вдохновили его на то, чтобы он вплотную занялся комедиями.
Теренций преуспел на поприще так называемой контаминации – сочинения произведений по двум пьесам одного автора или пьесам нескольких литераторов. Основой комедии Теренция были творения греческого автора комедий Менандра, а также Аполлония (Аполлодора) Афинского.
На основании сочинений первого им были на протяжении 166-160 гг. до н. э. написаны комедии «Самоистязатель», «Девушка с Андроса», «Братья», «Евнух», а у второго автора он позаимствовал канву для написания пьес «Свекровь», «Формион».
Они представляют собой тот редкий случай, когда сочинения столь далекой поры дошли до нашего времени все и в полном объеме.
В отличие от Плавта, другого знаменитого римского комедиографа, также перерабатывавшего греческие пьесы, Теренций делал свои сочинения лишенными буффонады и грубой комичности, более последовательными, серьезными по содержанию, уделял больше внимания психологической достоверности персонажей. В его исполнении пролог перестал участвовать в развитии сюжета; он стал «трибуной» для полемики с литературными оппонентами, публицистических высказываний.
Уже в древности произведения этого комедиографа изучались в школах, служили объектами для толкований комментаторов-грамматиков.
Вся дальнейшая древнеримская драматургия испытала на себе заметное влияние пьес Теренция, и особенно это касалось тогаты – разновидности комедий, получившей распространение во II веке до н. э. Незабытыми сочинения Теренция оказались и впоследствии.
Считается, что они оказали влияние на творчество Мольера. Скончался известный римский комедиограф в 159 г. до н. э.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_publiy_terenciy_afr.html
Домье Оноре. Краткая биография
Домье Оноре родился в городе Марсель, 26 февраля 1808 года умер, 11 февраля 1879.
Французский живописец, скульптор, и рисовальщик, самый известный карикатурист 19-го века.
Приехав в Париж с родителями 1816 году, он познакомился в галерее Пале Рояле с художниками и писателями и стал изучать антики в Лувре. В 1822 году брал уроки рисования затем, в 1828, взялся осваивать недавно изобретенную литографию.
Оноре Домье — французский художник
Живописью начал заниматься около 22 лет. В 1832 году сделался сотрудником сатирического издания Карикатюр, где публиковал политические карикатуры, направленные против короля Луи-Филлипа и правительства. За рисунок, представлявший Луи-Филлипа в виде груши, Домье был заключён в тюрьму за оскорбление королевского величества.
После ужесточения цензуры в 1835 и заперта журнала Домье с 1837 года он стал публиковать свои рисунки в газете Шаривари, с которой сотрудничал в течение 28 лет. Его карикатуры той поры были направлены не прямо против режима, но против того, кто его поддерживал – против «буржуа», ставших объектом едких насмешек.
Оноре Домье — французский художник
В 1860 он расторг договор с издательством, чтобы сделаться независимым художником, но сразу оказался без денег. Хотя Домье впоследствии вновь стал работать для газеты, он оставался полностью зависимым от финансовой поддержки друзей художников, которые сохраняли, ему верность до конца его жизни, когда к тому же он почти ослеп.
Значение Домье как рисовальщика, в первую очередь, в том, что он поднял карикатуру до уровня самостоятельной формы художественного выражения.
Он пытался, опираясь на традиции английского карикатуры, а именно Хогарта, а также на опыт Гойи-граверта, придать выразительную силу самому рисунку как таковому и создать общепонятные символы и образы.
Поэтому пояснительные подписи к рисункам имели для Домье второстепенное значение.
Оноре Домье — французский художник
Его карикатуры вызывали ярость у некоторых критиков; далеко не беспристрастное, они обнаруживают личную позицию художника и его чувства. Живописное творчество Домье, признанное в наше время, не было оценено его современниками. Хотя он и прежде поддерживал тесные связи с художниками Барбизонской школы, Домье в начале революции 1848 решительно обратился к живописи маслом.
Среди его друзей были такие живописцы, как Милле, Теорд Руссо, Коро и Делакруа, а также писатели, в том числе Бальзак и Бодлер. Его картины, косвенным образом и иначе, чем рисунки, также обнаруживают критическое отношение художника к обществу.
Оноре Домье — французский художник
Полностью отвергая историческую живопись своего времени, Домье черпал вдохновение в жизни простых людей, с большим реализмом раскрывая её величие и трагизм.
Его герой – это человек, задавленный работой и однообразием повседневной жизни, человек, стремление которого к освобождению, кажется, обречено на неудачу. Образ Дон Кихота у Домье стал совершенным воплощением не только политической и социальной ситуации 19 века, но и положение в обществе самого художника.
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Карикатуры Крымской войны
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/zarubezhnaya-zhivopis/dome-onore-kratkaya-biografiya.html
Краткая биография Тютчева Ф.И
Фёдор Иванович Тютчев родился и провёл детство в имении своего отца в Орловской губернии. Учился дома. Хорошо знал латынь и древнегреческий язык. Он рано научился понимать природу.
Сам писал, что он дышал с природой одной жизнью. Первым его учителем был широко образованный человек, поэт, переводчик Семён Егорович Раич.
Раич вспоминал, что быстро привязался к своему ученику, потому что его нельзя было не полюбить.
Он был очень ласковый, спокойный и очень талантливый ребёнок. Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии. Он научил понимать литературу, поощрял желание писать стихи.
В 15 лет Тютчев поступил в Московский университет, а в 17 лет закончил его и затем уехал на службу в русское посольство за границу. 22 года прослужил дипломатом сначала в Германии, потом в Италии. И все эти годы писал стихи о России.
«Я больше всего в мире любил Отечество и поэзию», — писал он в одном из писем из чужбины. Но стихов своих Тютчев почти не печатал. Его имя как поэта не было известно в России.
В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. У них родились 3 дочери.
В 1836 году к Пушкину попала тетрадь со стихами неизвестного поэта. Стихи Пушкину очень понравились. Он их напечатал в «Современнике», но имя автора было неизвестно, так как стихи были подписаны двумя буквами Ф.Т. И только в 50 гг. уже Некрасовский современник опубликовал подборку стихов Тютчева и сразу же имя его стало известным.
Первый сборник его вышел в 1854 году под редакцией Ивана Сергеевича Тургенева. Стихи были проникнуты трепетной, нежной любовью к Родине и затаённой болью за её судьбу. Тютчев был противником революции, сторонником панславизма (идеи объединения всех славянских народов под властью русского самодержавия). Основные темы стихов: Родина, природа, любовь, размышления о смысле жизни
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
В философской лирике, в любовной, в пейзажной обязательно присутствовали размышления о роковых вопросах бытия и о предназначении человека. У Федора Ивановича Тютчева нет сугубо любовных стихов, или о природе. У него всё переплетено.
В каждом стихотворении душа человеческая и самого автора. Поэтому Тютчева называли поэтом-мыслителем. Каждое его стихотворение – размышление о чём-то. Тургенев отмечал мастерство Тютчева в изображении душевных переживаний человека.
В декабре 1872 года у Федора парализовало левую половину тела, резко ухудшилось зрение. Тютчев скончался 15 июля 1873 года.
Источник: http://sochinyalka.ru/2014/08/kratkaya-biografiya-tyutcheva.html
Федор Тютчев биография
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений.
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.
Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года.
Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
А 1844 году Тютчев вернулся в Россию. С 1848 года занимает должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Вместе с тем принимает активное участие в кружке Белинского, участниками которого также были Иван Тургенев, Николай Некрасов, Иван Гончаров и другие.
Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.
Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта.
Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других.
Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».
Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева.
Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.
- Тютчев был очень влюбчивым человеком. В его жизни была связь с графиней Амалией, затем женитьба на Э. Петерсон. После ее смерти второй женой Тютчева стала Эрнестина Дернберг. Но и ей он изменял в течение 14 лет с другой возлюбленной – Еленой Денисьевой.
- Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи.
- Всего у поэта родилось 9 детей от разных браков.
- Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев так и не стал профессиональным литератором.
- Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837».
- посмотреть все интересные факты из жизни Тютчева
Пройдите тест – проверьте, хорошо ли вы знаете краткую биографию Тютчева:
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/t/tyutchev-fedor-ivanovich-tyutchev-fyodor-ivanovich
краткая биография художников) – удожники и архитектура IX века)
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека.
Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г.
картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи.
Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Его портреты Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет Голицина А. М. и 1809 г.
В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С.
Пушкина и др. В 1812 году Кипренскому было присвоено звание академика, Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова. Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.
Сильвестр Щедрин (1791-1830) Мастер русского пейзажного романтизма и лирического осмысления природы. Полностью отдавшись романтике пейзажа и природной среде восприятия, Щедрин как бы восполняет своими картинами, упавший интерес художников того времени к пейзажу. Щедрин познал рассвет своего творчества и признания. Закончив Академии художеств в Санкт Петербурге, в 1818 г. приехал в Италию и прожил более 10 лет, в Риме, Неаполе, Амальфи и в Соренто где провел свои последние месяцы жизни. На более сорока его картинах Щедрин изобразил виды окрестности Соренто, при встрече на улицах города Сорентийцы его ласково приветствовали Дон Сильвестро. Очень много работал с натуры, заслужил невероятную по тем временам популярность у итальянцев желавших | |
|
|
художника А.В. Тропинина, отличающаяся легким колоритом. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества. Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль, в портрете Тропинин старается передать себя как художника, творца. Тропинин разработал свой самостоятельный образный стиль портрета, характеризующий специфический московский жанр живописи. В то время Тропинин стал центральной фигурой московского бомонда, творчество которого отразилось в 20-е 30-е годы, принесшие ему знаменитость. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения. Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье. Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К.И. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных , карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Художник любил простых людей находя в этом определенную лирику это отразилось в его картинах показывающие нелегкий крестьянский быт. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра 1, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Картина была куплена императором за 3000 руб.Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр. Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Мастер исторической живописи, его картина Последний день Помпеи произвела ошеломляющее впечатлении на его современников. Картина сложена из контрастов света и тени, Брюллов в этой картине показал весь драматизм погибающей древней Помпеи, в суматохе обреченные жители разбегаются от неистовства извергающегося Везувия. Даже А.С. Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Под влиянием традиционного академического классицизма, Карл Брюллов наделял свои картины исторической достоверностью, романтическим духом и психологической правдой. Брюллов был великолепным мастером парадного портрета в котором ярко акцентировал характерными признаками человека, он мастерски пишет светские портреты применяя в яркие колористические моменты в композиции картины, Графиня Ю. П. Самойлова. В других портретах он применяет более сдержанный колорит, портрет выдающегося русского скульптора И.П.Витали, Поэта Н. В. Кукольника, писателя А.Н.Струговщикова. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени. |
Источник: https://sites.google.com/site/udoznikiiarhitekturaixveka/kratkaa-biografia-hudoznikov
Антиох Кантемир: краткая биография, о его произведениях, фото потррета
Кантемир — один из основоположников русского классицизма и новой сатирической поэзии.
Сын молдавского князя, он получил прекрасное домашнее образование, с ним занимались учителя Славяно-греко-латинской академии. Литературную деятельность начал с переводов в прозе с латинского языка. Позднее обратился к стихам и перевел сатиры Буало, затем стал писать оригинальные сатиры, которые переписывались и расходились в обществе. Кантемир поддерживал реформы Петра I в политике и культуре, отстаивал идею естественного равенства людей и преимущества личных заслуг человека перед знатностью происхождения. В 1731 г. правительство Анны Иоанновны назначило Кантемира русским послом в Лондон, а в 1738 г. — в Париж. За границей Кантемир перерабатывал сатиры, написанные в России, создавал новые, переводил Горация, Анакреона, французских просветителей. Сатирические произведения Кантемира, не напечатанные при жизни поэта, расходились в России во множестве списков и после его смерти. Созданные им образы оказали значительное влияние на формирование сатирического направления в русской литературе.
С творчеством А. Д. Кантемира справедливо связывают возникновение новой русской литературы и классицизма. В. Г. Белинский отмечал, что «Кантемир начал собою историю светской русской литературы.
Вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю». В наследии Кантемира главное место занимают сатиры — стихотворения обличительного характера. Он ввел этот жанр в русскую литературу.
Поэт ставит перед собой задачу нести в общество гуманистические идеи Просвещения. По выражению самого Кантемира, его сатиры призваны «осмеивая злонравие… исправлять нравы человеческие».
В первой сатире «На хулящих учения. К уму своему» поэт дает живые примеры пороков, бытующих в обществе, создает портреты людей, носителей тех или иных недостатков. Здесь выведен ханжа Критон, невежественный помещик Силван, пьяница Лука, щеголь Медор, консервативный епископ.
Каждый из них по-своему хулит учение, но все они едины в своей ненависти к науке и просвещению.
В этой и других сатирах Кантемира характеры персонажей обрисованы метко и точно, как и требуют правила классицизма, каждый из них является носителем только одного качества: глупости, косности, невежества, алчности и др.
В сатирах Кантемира всегда угадывается образ автора, просвещенного человека, с негодованием клеймящего недостойных людей, с болью сердца воспринимающего бескультурье и безнравственность многих своих современников. О себе поэт говорил: «Все, что пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все то, что моим согражданам вредно быть может».
Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/331-kantemir.html