Тобайас Джордж Смоллетт
Если Вы все еще пребываете в плену у стереотипов, что все англичане чопорные и надменные ханжи, больше всего в своей жизни ратующие за соблюдение церемоний и традиций и ставящие правила этикета, приличие и благопристойность во главу угла в своей жизни, добро пожаловать в мир Перигрина Пикля! Он сам, его родственники, друзья да и просто случайные персонажи с радостью помогут избавится Вам от подобных заблуждений! Они покажут нам такие черты характера и такие наклонности, что читателю не останется ничего другого, как даваться диву – это сюжеты из жизни или же иллюстрация к пребыванию в сумасшедшем доме… Не зря некоторое время роман издавался под названием”Веселая книга, или Шалости человеческие”. По-моему, это название куда более удачно отражает суть книги!
Не рассчитывайте встретить на страницах этой книги нормальных, адекватных людей. Их здесь нет. Все отличаются определенной придурью – кто-то в легкой форме, а кто-то в тяжелой, хронической… К примеру, миссис Пикль немотивированно ненавидит своего сына и требует еще в детские годы изгнать его из дома.
Дядюшка главного героя коммодор Траньон после прекращения морской службы все еще живет по ее законам и воображает свой дом и себя самого огромным кораблем. Тетушка Перигрина возжелала женить на себе человека, который кроме как “косоглазая сука” и “тупая старая дева” ее никак не называл.
Кэдуоледер Крэбтри притворяется глухим чтобы в его обществе люди могли говорить без острастки и он таким образом выведывал все их секреты.
Хэтчуей и Пайпс, с виду взрослые люди, участвуют в таких шалостях, что поневоле задумываешься, а не дибильны ли они! О самом главном герое и говорить не стоит – это наполовину человек, наполовину исчадие ада!
Поначалу Перигрин вызывает жалость.
А как иначе, если он с детства фактически был сиротой при живых родителях, которые прогнали его из дома как собаку? Но позднее понимаешь, что он весьма и весьма успешно научился пользоваться этим обстоятельством чтобы вызывать жалость и снисхождение – кто же возьмется ругать и бранить такого бедного малого? И если детские шалость Пикля еще хоть как-то можно оправдать, то его поведение во взрослой жизни не вызывает ничего кроме презрения и негодования!
Всеми своими поступками взрослый Перигрин якобы осуждает общество с его правилами, условностями и прочей мишурой.
Но в то же время он и сам недалеко от него ушел! Перигрин целико и полностью продукт той эпохи, в которой он жил, и того общества, в котором он вращался! Пьянство, кутежи, мотовство, взяточничество, кумовство, развращенность и многое-многое другое увидим мы на страницах этой книги.
Периодически Пикль бросает вызов всему этому и придумывает местами довольно забавные каверзы,с помощью которых выводит на чистую воду различных лицемеров и жуликов… Но в конечном итоге он ничем не лучше их и кто дал ему право брать на себя миссию вмешиваться в различные семейные дела, выставлять кого-то на посмешище, кого-то в чем-то обличать и так далее?!
От определенных его поступков было просто воротило. Например, когда девушка, за которой он ухаживал, раскусила, что он не собирается на ней жениться, а только хочет совратить и бросить, и дала ему от ворот поворот. Что делает наш герой? Преследует ее, донимает письмами, слезами и подарками, а когда это не работает предпринимает попытку выкрасть ее…
Просто потому что он хотел заиметь эту игрушку, а ему не дали! Отвратительно было читать, когда он постоянно волочился за замужними женщинами, соблазнял монашек и так далее! И что самое для меня странное – в силу своего поведения постоянно нарывался на драки, бросал вызовы на дуэли и никто (!!!) не мог проучить этого щеголя! Прям Рембо-первая кровь! Неубиваемый! Никто не находил на него управу!
Вся жизнь Перигрина – это было медленное скатывание в пропасть. Моральную и, конечно же, финансовую. То состояние, которое не было заработано своим трудом, никогда не будет оценено по достоинству. А Пиклю деньги достались очень легко. Поэтому финал книги для меня вполне логичен и закономерен.
Жаль только, что главный герой так легко отделался и в силу жизненных обстоятельств снова был на коне и в фаворе у судьбы… Не иначе как удача любит дураков!
Единственным персонажем, который мне понравился в книге, был коммодор Траньон. Да, он выпивал. Да, сквернословил.
Но в то же время он был по-настоящему добрым и бескорыстным человеком… И Пикля принял как родного сына и вложил в него душу и сердце… Правда, в том, что он вырос таким, каким был, была и дядина вина – уж слишком он его баловал, слишком много проявлял снисхождения.
Во время похорон старого моряка у меня даже глаза были на мокром месте – так все это было подлинно описано… Просто и душевно.
Помимо того, что читателю легко поддаться безумию главных героев, Тобайас Смоллет не облегчает нам чтение и посредством языка, которым написана книга. Он тяжелый. Он переусложненный. Книга пестрит очень длинными, витиеватыми предложениями. Подчас встречается, что на целую страницу приходится всего лишь два предложения.
При чем в одно автор вполне умудряется вместить столько всего, что к концу начало полностью выветривается из головы. Чувствуется, что автор отлично владеет слогом, что у него большой словарный запас, но такое ощущение, что он решит враз весь его и вывалить на читателя – как обухом по голове…
Сюжет очень затянут и размазан как манная каша по тарелке – для того чтобы рассказать нам историю Пери автору не обязательно было растягивать это на 800 с лишним страниц!
Кое-как помогает справится с текстом то, что он разбит на довольно небольшие главы. Правда и тут автор нашел, чем удивить. В сюжете есть два персонажа, которые проходят по судьбе нашего героя по касательной. Первый персонаж – дама, которая могла бы стать его любовницей, но не стала. Второй – мужчина, которого он видит в тюрьме и просто интересуется у сокамерников, кто это.
Так вот Тобайас Смоллет почему-то решил, что читатель должен знать их историю от и до… Более 200-х электронных страниц было посвящено тому, как эта неизвестная мадам крутила шуры-муры по всей Европе, сбегала и от мужа и снова возвращалась к нему! История мистера М. более занимательна, но чем-то очень сильно напоминает сюжет романов Александра Дюма.
Зачем автор уделил столько внимания персонажам, которые не сыграли в истории Пикля никакой роли? У меня есть только одно объяснение – через эти рассказы он хотел лишний раз показать нам высшее общество в разрезе, со всей его подноготной мерзостью и гнусностью…
Но что еще примечательно – весь текст книги и эти две отдельные главы написаны абсолютно по-разному – такое ощущение, что писались они разными людьми!
Условно “Приключения Перигрина Пикля” я бы поделила на две части. Первая – такая себе роуд-стори, когда Перигрин, вырвавшись из-под дядиного крыла, отправляется колесить и бедокурить по Европе.
Эта часть мне жутко не понравилась, читать было скучно, юмор не казался юмором вообще и все раздражало. Вторая – когда он, завершив путешествие, ведет оседлый образ жизни в Лондоне и, наконец-то, сталкивается с жестокой реальностью. Здесь дело пошло веселее и занимательнее.
Не могу сказать, что мне понравилось, но читалось уже без зубного скрежета…
Теперь что касается юмора. Вот прям чтобы смешно – такого не было. Случались моменты, которые вызывали улыбку, но не более. А встречались и такие, которые откровенно говоря смахивали на шутки очень низкого пошиба. Например, “…
на Перигрина все это подействовало, как мочегонное средство, и он принужден был выходить раз двадцать в ожидании развязки пьесы…” или “…
Арлекин, осмотрев ее с восторгом и любопытством, спрашивает одного из мельников, как пользоваться этой машиной, и, узнав, что это ветряная мельница, с огорчением замечает, что нет никакого ветра и, стало быть, ему так и не посчастливится увидеть, как она вертится.
Тогда он принимает позу человека, погруженного в глубокое раздумье, и затем, несколько секунд спустя, бросается стремительно и радостно к мельнику, говорит ему, что нашел способ заставить его мельницу работать, и преспокойно спускает штаны. Он поворачивается ягодицами к мельнице, после чего немедленно раздаются взрывы и крылья начинают вращаться…” Ну такое, согласитесь?…
Вот таким вот образом и состоялось мое знакомство с творчеством Тобайаса Смоллета. Честно говоря, я не в восторге и пока не могу причислить его к разряду моих любимых классиков английской литературы.
Но через время дам автору второй шанс. Однозначно.
Все таки у него довольно неплохо получается развлекать читателя демонстрацией нелепых представителей человеческой породы, которые как будто объявили войну здравому рассудку! 🙂
Источник: https://www.livelib.ru/author/21513-tobajas-dzhordzh-smollett
14. просветительский роман в Англии. Смоллетт » Шпоры для студентов
Зрелое и позднее просвещение.
Хотя хронологически появление основных произведений Смоллета почти совпадает с выходом в свет романов Филдинга, в плане историко-литературном творчество Смоллета знаменовало переход к новому этапу в развитии просветительского романа в Англии.
Смоллет стал выразителем новых тенденций, связанных с утратой присущих Филдингу оптимизма, веры в Природу н Разум; его творчество связано с поздним этапом зрелого Просвещения в Англии.
Последний роман Смоллета «Путешествия Гемфри Клинкера» перекликается с творчеством сентименталистов.
По присущей ему силе сатирического обличения и политической остроте Смоллет близок Свифту. Традицию авантюрно-плутовского романа, утвердившуюся в английской литературе с появлением произведении Дефо, он обогатил воспринятой им у Свифта сатирической беспощадностью.
Вместе с тем творчество Смоллета было бы невозможно без реалистических, полотен Филдинга.
Однако от филдинговских «комических эпопей» романы Смоллета отличаются и присущей им атмосферой мрачности, и проявляющейся во всем их строе дисгармоничностью, и ярко выраженной склонностью к гротескно-карикатурным принципам изображения, которые отвергались Филдингом.
Пафос творчества Смоллета основан на опровержении философии оптимизма. Социальная действительность Англии середины XVIII в. и собственный жизненный опыт писателя давали для этого достаточные основания. Творчество Смоллета носит ярко выраженный обличительный характер.
Вместе с тем в нем проявляется тенденция рассматривать пороки буржуазного мира и буржуазного индивида как проявление «природного зла».
Возникает известное противоречие: с одной стороны, Смоллет всем ходом действия своих романов, построенных в форме «приключений» героев, обосновывает формиро-вание их характеров под воздействием всевозможных жизненных испытаний; но, с другой стороны, не давая глубоких психологических мотивировок поведения и обнаруживая склонность к изображению определенной алогичности жизни и необъяснимости многих человеческих поступков, он тяготеет к утверждению мысли об исконной порочности людей и жизни вообще. Ощущение дисгармоничности мира, алогичности происходящего и присущая Смоллету беспощадность суждений составляют характерные особенности его творчества.
Родиной Смоллета была Шотландия. Он родился в Дунбартоне в семье бедного шотландского дворянина. Окончив школу, Смоллет уехал в Глазго, где стал учеником аптекаря и обучался на медицинском факультете университета. Но интересы его с ранней юности были связаны с литературой.
В историю литературы Смоллет вошел как автор ряда романов, среди которых наибольшую известность завоевали: «Приключения Родерика Рэндома» (The Adventures of Roderick Ran-dom», 1748), «Приключения Перегрина Пикля» (The Adventures of Peregrine Pickle, 1751) н «Путешествие Гемфри Клинкера» (The Expedition of Humphrey Clinker, 1771), а также публицистическая сатира «История и приключения атома» (The History and Adventures of an Atom, 1769).
Смоллет строит свои произведения в форме жизнеописаний героев, истории их «приключений», в процессе которых они познают жизнь и людей. Смоллет обращается к свободной композиции; главы-эпизоды его романов не связаны строгим сюжетным единством, многие из них могли бы поменяться местами. Но в своей совокупности они подчинены единой задаче: раскрыть «плутовство и эгоизм человечества».
Свою программу Смоллет изложил в предисловии к «Родерику Рэндому», Он хочет вызвать у читателя чувство возмущения и негодования низменными и порочными нравами общества; хочет писать о таких злоключениях героев, которые вызовут не смех, а сострадание; он стремится к правдоподобию в раскрытии «себялюбия, зависти, злобы и подлого равнодушия человечества».
Роман «Приключения Родерика Рэндома» написан от первого лица. Герой – молодой человек Родерик Рэндом – рассказывает о своей жизни. В детстве Рэндом не видел тепла и ласки. Он рано лишился родителей, страдал от унижений и обид. Нужда заставляет его браться за любую работу: он становится помощником лекаря на военном корабле, слугой, солдатом французской армии.
Родерик сталкивается с проявлениями крайней жестокости, безграничного себялюбия, безысходного отчаяния.
Капитан военного корабля Оукем бесчеловечно расправляется с больными матросами; вербовщики обманом и силой завлекают доверчивых бедняков на борт корабля; в трущобах Лондона обречена на гибель брошенная и обманутая своим возлюбленным мисс Уильяме; в тюремных застенках томятся люди, которых голод толкнул на воровство. Через все круги этого ада проходит и Родерик Рэндом.
Смоллет не идеализирует своего героя. Он показывает, как обстоятельства жизни делают его черствым, расчетливым, изворотливым. Смоллет смело ставит тему утраты иллюзий. Вера в то, что «каждый человек обладает естественным правом быть свободным», сменяется убеждением: «Англия – худшая страна но всем мире для пребывания в ней достойного человека».
Роман «Приключения Перегрина Пикля» углубляет тему эгоизма, определяющего поведение людей. Перегрин Пикль, в отличие от Родерика Рэндома, принадлежит к обеспеченным слоям общества. Богатый наследник, он не знает особых забот. Ему не приходится сталкиваться с нуждой и бесправием.
Деньги открывают перед ним двери в общество. Но богатство и уродует его. Живя в среде людей, руководствующихся принципами эгоистической морали, ставящих свои частные интересы выше всего, преклоняющихся перед богатством и знатностью, Пикль становится воплощением эгоизма, корыстолюбия, тщеславия.
Он презирает тех, кто занимает в обществе скромное положение, и угодничает перед людьми влиятельными. Он не способен на верную дружбу и большую любовь. Беспутный образ жизни разоряет его. Бедственное положение заставляет его переоценить свое прежнее отношение к людям, которые были его искренними друзьями.
Встреча с некогда отвергнутой им Эмилией вознаграждает его за перенесенные испытания.
Своеобразие характера Пикля заключается в соединении двух начал – природных свойств и качеств, приобретенных под влиянием условий жизни. Уже от рождения Пикль наделен многими отталкивающими чертами. Он зол и жесток, обладает врожденной склонностью мучить людей.
Потребность издеваться над окружающими заложена в его природе. Однако в процессе развития действия романа Смоллет переключается на реалистически обоснованную мотивировку поведения героев.
Перегрин Пикль – «достойный» сын и своей семьи, и общества, формирующих его по своему образу и подобию.
Характерная особенность Смоллета, давшая основание называть его юмор жестоким и страшным, состоит в гротескно-сатирическом изображении необъяснимо странных свойств и чудачеств, составляющих основу характеров многих его героев.
Понятие «юмора» как основы характера берет свое начало в английской литературе в творчестве Бена Джонсона. Смол-лет развивает эту традицию, проявляя особую склонность к гротеску и карикатуре.
Мать Пикля наделена маниакальной ненавистью к собственному сыну; бесконечны чудачества коммодора Траньона, лейтенанта Хатчуея и бывшего боцмана Тома Пайпса. Фигура Траньона особенно характерна.
Создавая его образ, Смоллет использует гротеск как один из таких видов сатирического изображения, который допускает деформацию пропорций, совмещение резких контрастов и очевидное преобладание элементов карикатуры.
Смоллет обогащает авантюрно-плутовской роман сценами, воспроизводящими общественную жизнь Англии. Роман-жизнеописание обнаруживает тенденцию к перерастанию в панораму общественно-политической жизни и нравов.
Последний роман Смоллета – «Путешествие Гемфри Клинкера» интересен как переходное явление от просветительского реализма к сентиментализму. Основное внимание в нем уделено не приключениям, а переживаниям героев, миру их чувств. В связи с этим закономерно обращение писателя к эпистолярной форме.
Повествуя о путешествии чудаковатого Мэтью Брэмбля по курортным местам Англии и Шотландии, Смоллет делает основной акцент на восприятии героем и его спутниками всего увиденного. Одни и те же события по-разному преломляются в сознании Брэмбля, его сестры и их племянников.
Эта многоцветная гамма чувств и составляет своеобразие повествования, основная тональность которого определяется мягким юмором.
Источник: http://shporiforall.ru/shpory/zarubezhnojj-literature-11-po-20-veka/14-prosvetitelskij-roman-v-anglii-smollett.html
СМОЛЛЕТТ, ТОБАЙАС ДЖОРДЖ
СМОЛЛЕТТ, ТОБАЙАС ДЖОРДЖ (Smollett, Tobias George) (1721-1771), шотландский писатель, прославившийся своими динамичными плутовскими романами Приключения Родрика Рэндома, Приключения Перигрина Пикля, Путешествие Хамфри Клинкера. Родился в Далкхорне (графство Дамбартоншир), был крещен 19 марта 1721.
Учился Смоллетт в Дамбартонской классической школе, затем провел несколько лет в университете Глазго. В мае 1736 определился учеником к известным хирургам Глазго У.Стёрлингу и Д.Гордону.
В эти годы Смоллетт написал несколько сатирических стихотворений (не сохранились) и начальные наброски трагедии Цареубийство (The Regicide), не увидевшей сцены, но изданной в 1749.
Восемнадцати лет Смоллетт отправился в Лондон, где сдал экзамен для поступления на военно-морскую службу, и в марте 1740 стал помощником хирурга на судне «Чичестер». Корабль участвовал в неудачной экспедиции адмирала Э.Вернона в Картахену (ныне в Колумбии) во время англо-испанской войны 1739–1948.
За время морской службы Смоллетт собрал материал, который впоследствии пригодился ему для изображения моряков в романах и – менее удачно – в забытой ныне комедии Ответный удар, или Моряки старой Англии (The Reprisal, or The Tars of Old England), поставленной Д.Гарриком в 1757.
Отбывая службу на берегу либо во время второго плавания в Вест-Индию, Смоллетт познакомился со своей будущей женой Энн Ласселз, наследницей скромного состояния на Ямайке, где, по-видимому, они и поженились около 1743. Поскольку у Смоллетта не было достаточных средств, он скорее всего вернулся в Лондон один в поисках заработка.
Известно, что в 1744 он практиковал как хирург на Даунинг-стрит. Примерно через четыре года молодая пара благополучно устроилась в Лондоне; около 1747 родилась их единственная дочь Элизабет.
Смоллетт посвящал много времени врачебной практике (в 1750 он получил степень доктора медицины в Абердинском Мэршел-колледже) и начал заниматься литературной деятельностью.
Из сочинений Смоллетта первой увидела свет Новая песня (A New Song, ок. 1744); позже она была переработана для Приключений Родрика Рэндома Затем появились поэма Слезы Шотландии (The Tears of Scotland, ок. 1746), много раз переиздававшаяся в 18 в.
; сатира Совет (Advice, 1746) и ее продолжение Порицание (Reproof, 1747). Перевод Жиль Блаза А.-Р.Лесажа вышел в 1749. Однако первым по-настоящему успешным произведением был Родрик Рэндом (The Adventures of Roderick Random, 1748), по его собственному опредению, «сатира на род человеческий». Образцом ему служили Дж.
Свифт и А.Поп, последнему он подражал в юношеских сатирах Совет и Порицание. В духе времени целью Смоллетта были просвещение и социальные реформы, само же повествование носило комический характер. В Родрике Рэндоме рассказывается о приключениях юного шотландца, это цепь эпизодов, представленных живо и ярко.
Действие происходит в разных странах, особенно хороши достоверные военно-морские сцены и трио моряков – Моргана, Боулинга и Рэттлина.
В 1750 Смоллетты переехали в Челси, где в течение тринадцати лет вели деятельную жизнь, наслаждаясь почти сельским окружением. Второй роман Смоллетта, Перигрин Пикль (The Adventures of Peregrine Pickle), увидел свет в начале 1751.
В том же году он напечатал первые, пока анонимные книжные рецензии на страницах «Мансли ривью» («Monthly Review»), нового журнала, основанного Р.Гриффитсом в 1749.
Третий роман, Приключения графа Фердинанда Фэтома (The Adventures of Ferdinand, Count Fathom), вышел в 1753, и тогда же Смоллетт после пятнадцатилетнего отсутствия навестил друзей и родню в Шотландии. В 1755 вышел перевод Дон Кихота, заменивший ранний перевод (предположительно Ч.Джарвиса).
Одновременно Смоллетт вместе с другими литераторами замыслил и подготовил к изданию ежемесячник «Критикл ривью» («Critical Review»); первый номер вышел в марте 1756. К декабрю того же года он, судя по всему, представил в этот журнал больше шестидесяти рецензий. Смоллетт неустанно занимался и другими начинаниями.
Его История Англии (Complete History of England), изданная в 1757 и дополненная в 1758, какое-то время распродавалась больше чем по 10 000 экземпляров в неделю.
Продажи этого бестселлера и Продолжения Истории Англии (Continuation of the Complete History of England) принесли автору больше 2000 фунтов чистой выручки, что по тем временам было значительной суммой.
В 1760 Смоллетт был признан виновным в публикации на страницах «Критикл ревью» (1758) клеветнических выпадов в адрес адмирала Ч.Ноулза, приговорен к крупному штрафу и одиннадцатимесячному тюремному заключению.
В тюрьме он написал большую часть Приключений сэра Ланселота Гривза (The Adventures of Sir Launcelot Greaves).
Этот роман выходил с продолжением в журнале «Бритиш мэгэзин» («British Magazine»), официальным редактором которого был сам Смоллетт.
К 1763 его здоровье было подорвано невероятным объемом литературной работы. Тогда же он получил самый страшный удар: в возрасте пятнадцати лет умела его единственная дочь. После этого Смоллетты, путешествуя неспешно и с остановками, перебрались в Ниццу, где и прожили с 1763 по 1765.
Там писатель создал свой замечательный труд Путевые заметки о путешествии по Франции и Италии (Travels through France and Italy,1766).
Он предпринял прощальную поездку в Шотландию, а затем был вынужден искать тепла и солнца в Италии, неподалеку от Ливорно, где и был закончен Хамфри Клинкер ((The Expedition of Humphry Clinker,1771).
Умер Смоллетт 20 сентября 1771.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SMOLLETT_TOBAAS_DZHORDZH.html
Тобайас Джордж Смоллетт – биография, список книг, отзывы читателей
Тобайас Джордж Смоллетт – шотландский романист, крупный мастер англоязычной пикарески и зачинатель просветительского романа воспитания, предвосхитивший, в частности, творчество Диккенса. Специализировался на романах из жизни моряков.
Смоллет родился в Шотландии в городе Далквхерн, входящем теперь в округ Рентон, Западный Дамбартоншир в настоящее время. Он был сыном судьи и землевладельца, получил образование хирурга в Университете Глазго. Но карьера в медицине уступала первое место литературным амбициям, и в 1739 году он отправился в Лондон, надеясь на удачу в драматургии.
Потерпев неудачу, он получил должность морского хирурга на английском военном корабле Чичестер (Chichester) и отправился на Ямайку, где провёл несколько лет. В 1742 он в качестве хирурга участвовал в кампании по захвату Картахены. По возвращении он стал практиковать на Даунинг Стрит и в 1747 году женился на богатой ямайской наследнице Анне Ласселс.
Его первой публикацией стала поэма о Каллоденской битве под названием «Слёзы Шотландии», но славу ему принесла книга «Приключения Родерика Рэндома». Она была создана по образцу «Жиль Блаза» Алена Рене Лесажа (Le Sage’s Gil Blas) и вышла в свет в 1748 году. Смоллет написал трагедию-продолжение «Цареубийство», напечатанную, но ни разу не поставленную на сцене впоследствии.
В 1750 Смоллет в итоге получил степень Доктора Медицины в городе Абердине и отправился путешествовать по Франции, где собирал материал для своего второго романа «Приключения Прегрина Пикла», который снова принес ему успех. Прожив некоторое время в Бате, он вернулся в Лондон и опубликовал «Приключения Фердинанда Каунта Фэтома» в 1753.
К этому моменту он стал значимой фигурой в литературе, его сравнивали с такими фигурами, как Дэвид Каррик (David Garrick), Лоренс Стерн (Laurence Sterne), Оливер Голдсмит (Oliver Goldsmith) и Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson), которого он с последующей известностью прозвал «Великим Ханом Литературы».
В 1755 году был напечатан его перевод «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса, который он редактировал в 1761. В 1756 он стал издателем «Критического Обзора».
С этих пор Смоллет занялся тем, что считал своей главной работой, «Полной Историей Англии», которая длилась с 1757 по 1765. В это время он написал ещё один роман, «Жизнь и приключения Сэра Ланцелота Гривза», 1760.
Страдая от потери дочери, он уехал с женой, результатом этой поездки стали «Путешествия по Франции и Италии» (1766).
Он также в 1769 написал «Историю и Приключения Атома», и эта книга открыла его взгляды на политику Британии во время Семилетней войны под видом древней японской сказки.
Также он посетил Шотландию, где почерпнул вдохновение для своего последнего романа, «Экспедиция Хамфри Клинкера» (1771), которая была опубликована в год его смерти. Некоторое время он страдал от кишечного заболевания, искал средства для лечения в Бате, но в конечном счёте отправился в Италию, где он похоронен в Ливорно.
В Шотландии, Дамбартоншир, около Рентонской начальной школы в честь него поставлен памятник, на котором высечено краткое посвящение на латыни, написанное док. Джонсоном. В 2002 это место было украшено поясняющей именной дощечкой.
Источник: http://readly.ru/author/43178/
Тобайас Смоллетт. Подробная биография
Тобайас Джордж Смоллетт – шотландский романист, поэт, переводчик, один из лидеров английского классического эпоса, крупный мастер англоязычной пикарески и зачинатель просветительского романа воспитания, предвосхитивший, в частности, творчество Диккенса – родился 19 марта 1721 года в Шотландии в местечке Далуэрн (Dalquhurn), входящем теперь в округ Рентон, Западный Данбартоншир.
Смоллетт был сыном судьи и землевладельца, и получил диплом хирурга в университете города Глазго. Однако намечавшаяся успешная карьера медика уступила место литературным амбициям, и в 1739 он отправился в Лондон, надеясь стать драматургом.
Потерпев фиаско, получил должность морского хирурга на английском военном корабле «Чичестер» (Chichester) и отправился на Ямайку, где провёл несколько лет. В 1742 он в качестве военного хирурга участвовал в кампании по захвату испанского порта Картахены.
По возвращении Смоллетт получил частную медицинскую практику на Даунинг Стрит и в 1747 женился на богатой ямайской наследнице Анне Ласселс.
Первой публикацией Смоллетта стала поэма о Куллоденской битве 1745 года под названием «Слёзы Шотландии», но славу ему принесла другая книга – «Приключения Родерика Рэндома». Она была создана по образцу «Жиль Блаза» Алена Рене Лесажа и вышла в свет в 1748.
В 1749 Смоллетт написал трагедию-продолжение «Цареубийство», напечатанную, но впоследствии ни разу так и не поставленную на сцене.
В 1750 Смоллетт получил степень доктора медицины в городе Абердине и отправился путешествовать по Франции, где собирал материал для своего второго романа «Приключения Перегрина Пикля», который позже принес ему успех. Прожив некоторое время в Бате, он вернулся в Лондон и опубликовал «Приключения Фердинанда Каунта Фэтома» в 1753.
К этому моменту Смоллетт стал значимой фигурой в литературе, его сравнивали с такими фигурами, как Дэвид Гаррик, Лоренс Стерн (Laurence Sterne), Оливер Голдсмит (Oliver Goldsmith) и Сэмюэл Джонсон (Samuel Johnson), которого он с последующей известностью прозвал «Великим Ханом Литературы». В 1755 был напечатан его перевод «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса, который писатель редактировал в 1761 году. В 1756 Смоллетт стал издателем журнала «Критический Обзор».
С 1757 по 1765 Смоллетт трудился над одной из своих основных работ — «Полной Историей Англии».
В 1760 он написал ещё один роман, «Жизнь и приключения Сэра Ланселота Гривза». Страдая после потери своей дочери, писатель с супругой уехал из родного города. Результатом этой поездки стали «Путешествия по Франции и Италии» (1766).
В 1769 Смоллетт написал «Историю и Приключения Атома». Эта книга, завуалированная под древнюю японскую сказку, открыла взгляды автора на политику Британии во время Семилетней войны.
Также он посетил Шотландию, где почерпнул вдохновение для своего последнего романа, «Экспедиция Хамфри Клинкера», которая была опубликована в 1771.
Некоторое время писатель страдал от кишечного заболевания, искал средства для лечения в Бате, но в конечном счёте отправился в Италию, где и умер 17 сентября 1771 года.
Смоллетт был похоронен в городе Ливорно. В честь него в Шотландии, в Данбартоншире, около Рентонской начальной школы сооружен памятник, на котором высечено краткое посвящение на латыни, написанное доктором Джонсоном. В 2002 это место было украшено поясняющей именной дощечкой.
Биография
Произведения
Критика
Ключевые слова: Тобайас Джордж Смоллетт, Tobias Smollett, биография Тобайаса Смоллетта, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, британская литература 18 в., шотландские писатели 18 в., жизнь и творчество Тобайаса Смоллетта, эпоха Просвещения
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20171115-biografiya-tobajasa-smolletta
Смоллетт Тобайас Джордж
Шотландский писатель
19 марта 1721 – Смоллетт крещен вскоре после рождения в Далкхорне (графство Дамбартоншир).
Учится в Дамбартонской классической школе, затем в университете Глазго.
1736 – определяется учеником к известным хирургам Глазго У.Стёрлингу и Д.Гордону.
В эти годы Смоллетт пишет несколько сатирических стихотворений (не сохранились) и начальные наброски трагедии «Цареубийство» (The Regicide), не увидевшей сцены, но изданной в 1749.
1739 – Смоллетт прибывает в Лондон, где сдает экзамен для поступления на военно-морскую службу.
1740 – становится помощником хирурга на судне «Чичестер». За время морской службы Смоллетт собирает материал, который впоследствии пригодился ему для изображения моряков в романах и – менее удачно – в забытой ныне комедии «Ответный удар, или Моряки старой Англии» (The Reprisal, or The Tars of Old England), поставленной Д.Гарриком в 1757.
1741 – корабль, на котором служит Смоллетт, участвует в неудачной экспедиции адмирала Э.Вернона в Картахену (ныне в Колумбии) во время англо-испанской войны (1739-1748).
1743 – женится на Энн Ласселз, наследнице скромного состояния на Ямайке, с которой познакомился, отбывая службу на берегу либо во время второго плавания в Вест-Индию.
1744 – Смоллетт возвращается в Лондон один в поисках заработка, где практикует как хирург и начинает заниматься литературной деятельностью. Позднее в Лондон переезжает и его жена. К этому году относится «Новая песня» (A New Song); позже она будет переработана для «Приключений Родрика Рэндома».
1746 – издана поэма «Слезы Шотландии» (The Tears of Scotland), много раз переиздававшаяся в XVIIIв. и сатира «Совет» (Advice).
1747 – рождается единственная дочь Элизабет. Выходит продолжение сатиры «Совет» «Порицание» (Reproof) и перевод «Жиль Блаза» А.-Р.Лесажа.
1748 – выходит первое по-настоящему успешное произведение «Родрик Рэндом» (The Adventures of Roderick Random), по определению автора, «сатира на род человеческий». Образцом ему служили Дж.Свифт и А.Поп, последнему он подражал в юношеских сатирах «Совет» и «Порицание».
В духе времени целью Смоллетта были просвещение и социальные реформы, само же повествование носило комический характер. В «Родрике Рэндоме» рассказывается о приключениях юного шотландца, это цепь эпизодов, представленных живо и ярко.
Действие происходит в разных странах, особенно хороши достоверные военно-морские сцены и трио моряков – Моргана, Боулинга и Рэттлина.
1750 – Смоллетт получает степень доктора медицины в Абердинском Мэршел-колледже. В этом же году Смоллетты переезжают в Челси, где в течение тринадцати лет ведут деятельную жизнь, наслаждаясь почти сельским окружением.
1751 – выходит второй роман Смоллетта «Перигрин Пикль» (The Adventures of Peregrine Pickle). В этом же году Смоллетт публикует первые, пока анонимные книжные рецензии на страницах «Мансли ривью» («Monthly Review»), нового журнала, основанного Р.Гриффитсом в 1749.
1753 – выходит третий роман Смоллетта «Приключения графа Фердинанда Фэтома» (The Adventures of Ferdinand, Count Fathom). В этом же году он впервые после пятнадцатилетнего отсутствия навещает друзей и родню в Шотландии.
1755 – выходит его перевод «Дон Кихота», заменивший ранний перевод (предположительно Ч.Джарвиса).
1756 – Смоллетт вместе с другими литераторами задумывает и подготавливает к изданию ежемесячник «Критикл ривью» (Critical Review). За год он пишет для него более шестидесяти рецензий.
1757 – выходит «История Англии» (Complete History of England, дополненная в 1758). Она и «Продолжения Истории Англии» (Continuation of the Complete History of England) становятся бестселлерами и приносят автору значительную прибыль.
1758 – выходит в свет «Отчет об экспедиции против Картахены» – ядовитые воспоминания Смоллетта о событиях англо-испанской войны, в котороых он принимал участие.
1760 – Смоллетт признан виновным в публикации на страницах «Критикл ревью» (1758) клеветнических выпадов в адрес адмирала Ч.Ноулза, приговорен к крупному штрафу и одиннадцатимесячному тюремному заключению.
1762 – в журнале «Бритиш мэгэзин» («British Magazine»), официальным редактор которого сам Смоллетт, выходят «Приключения сэра Ланселота Гривза» (The Adventures of Sir Launcelot Greaves), большей частью написанные в тюрьме.
1763 – в возрасте пятнадцати лет умирает единственная дочь Смоллетта, что становится для него страшным ударом.
1736-1765 – чтобы поправить здоровье, подорванное семейной трагедией и невероятным объемом литературной работы, Смоллетт с женой переезжает в Ниццу.
1766 – изданы «Путевые заметки о путешествии по Франции и Италии» (Travels through France and Italy). Вскоре Смоллетт совершает прощальную поездку в Шотландию и, вернувшись в Италию, селится неподалеку от Ливорно.
1769 – выходит памфлет «История и приключения атома» – мемуары, якобы продиктованные лондонскому литератору одним из атомов его тела, который побывал перед тем в организме разных японских политиков. Речь в памфлете шла, разумеется, не о японских, а об английских порядках.
1771 – дописан последний роман Смоллетта «Хамфри Клинкер» (The Expedition of Humphry Clinker). В этом романе в письмах Смоллетт ярко изобразил, как по-разному люди могут относиться к одному и тому же событию, поэтому его еще называют романом психологическим.
20 сентября 1771 – Смоллетт умер.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
- Зарубежные приключения
- Исторические приключения
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/smollett_tobajjas_dzhordzh/
Смоллетт Джерни – Молодежное театральное искусство
Совет: А чтобы не потерять эту страницу, просто нажмите на кнопочку ниже, и адрес этой страницы сохраниться на стене вашей соц.
сети Оцените материал
Имя актрисы на русском (кириллицей): Джерни Смоллетт |
Полное имя актрисы на родном языке: Jurnee Smollett |
1 октября 1986 1986-10-01 28 лет |
Нью-Йорк, США |
актриса |
1990 — наст. время |
Джерни Смоллетт (англ. Jurnee Smollett, род. 1 октября 1986(19861001)) — южноамериканская актриса.
Содержание
- 1 Жизнь и карьера
- 2 Фильмография
- 2.1 Киноленты
- 2.2 Телевидение
- 3 Примечания
- 4 Ссылки
Жизнь и карьера
Смоллетт родилась в Нью-Йорке в начала свою карьеру будучи ребёнком со съемок в маркетинговых роликах совместно со своими 4-мя братьями и сестрой, включая Джусси Смоллетта. Она родилась в смешанной семье; её мама — афро-американка, а отец был евреем, эмигрировавшим из Польши.
В пятилетнем возрасте она дебютировала на телевидении, а потом получила второстепенную роль в афто-ситкоме ABC «Тусоваться с мистером Купером». В 1994 году она получила свою первую регулярную роль на телевидении, в другом ситкоме ABC «На моей площади», где снималась со своими братьями и сестрой. Шоу было закрыто после 1-го сезона.
В 1996 году она появилась в кинофильме «Джек», также показала драматические возможности, играя дочь убитого правозащитника в эпизоде телесериала ABC «Милиция Нью-Йорка».
Прорывом в карьере Смоллетт стала основная роль в независящем кинофильме 1997 года «Пристанище Евы», которая принесла ей похвалу от критиков и премию Государственной ассоциации кинокритиков и ряд других премий. Осенью будущего года она присоединилась к ситкому CBS «Косби», который покинула несколько месяцев спустя.
Первую половину 2000-х Смоллетт провела играя эпизодические роли в телесериалах «Скорая помощь», «Сильное лечущее средство», «Доктор Хаус» и «Анатомия страсти». Также она игралась роли второго плана в фильмах «Роллеры», «2-ой шанс» и «Огромные спорщики».
К концу десятилетия Смоллетт снялась в 2-ух финишных сезонах телесериала NBC «Огни ночной пятницы» (2009—2011). В сезоне 2010—2011 она имела регулярную роль второго плана в недолго просуществовавшем телесериале CBS «Защитники».
В 2013 году она сыграла главную роль в кинофильме Тайлера Перри «Домашний консультант», который невзирая на нехорошие отзывы от критиков собрал более пятидесяти миллионов баксов в прокате. Скоро после чего она присоединилась в постоянной роли к телесериалу HBO «Реальная кровь».
В 2013 году у неё также была второстепенная роль в 5-ом сезоне телесериала NBC «Предки».
Сначала 2015 года Смоллетт была вожделенной актрисой на ведущие роли в пилотном сезоне широковещательного телевидения. Смоллетт в конечном итоге предпочла исполнять ведомую женскую роль в телесериале кабельного канала WGN America «Подземный путь», повествующем о побеге рабов с одной из плантаций в штате Джорджия.
В 2010 году Смоллетт вышла замуж за музыканта Джоссию Белла. Смоллетт участвовала в предвыборной агитации за Барака Обаму в процессе избирательной кампании 2008 года.
Фильмография
Киноленты
1996 | Джек | Jack | Фиби | |
1997 | Пристанище Евы | Eve’s Bayou | Ева Батист | Премия Государственного общества кинокритиков за наилучший дебют San Diego Film Critics Society Award за наилучшую женскую роль второго плана Номинация — Премия ассоциации кинокритиков Чикаго самой перспективной актрисе Номинация — NAACP Image Award наилучшей юный актрисе Номинация — Премия «Молодой актёр» за наилучшую женскую роль в кинофильме Номинация — YoungStar Award за наилучшую женскую роль в кинофильме |
1999 | Сельма, Господь, Сельма | Selma, Lord, Selma | Шианн Уэбб | Телевизионный кинофильм Номинация — Black Reel Award за наилучшую женскую роль второго плана на телевидении |
2000 | Красавец Джо | Beautiful Joe | Вивьен | |
2001 | Ресторанчик Руби | Ruby’s Bucket of Blood | Эмиральд Делакруа | Телевизионный кинофильм Номинация — Black Reel Award за наилучшую женскую роль второго плана на телевидении |
2005 | Роллеры | Roll Bounce | Тори Тернер | |
2006 | 2-ой шанс | Gridiron Gang | Даниэлла Ролинс | |
2007 | Огромные спорщики | The Great Debaters | Саманта Бук | NAACP Image Award за наилучшую женскую роль Номинация — Teen Choice Award за наилучший прорыв года |
2013 | Домашний консультант | Temptation: Confessions of a Marriage Counselor | Джудит | |
2015 | Каменные кулаки | Hands of Stone | Хуанита Леонард |
Телевидение
1991 | В воскресенье в Париже | Sunday in Paris | Элисон Чейз | Пилот |
1992 | Всю ночь | Out All Night | Лакита | Эпизод: «The Kid» |
1992 | Тусоваться с мистером Купером | Hangin' with Mr. Cooper | Дениз Фрейзер | 4 эпизода |
1992 | Мартин | Martin | Малая девченка | Эпизод: « I Saw Gina Kissing Santa Claus» |
1992-1994 | Полный дом | Full House | Дениз Фрейзер | 13 эпизодов |
1994-1995 | На моей площади | On Our Own | Джорди Джеррико | Постоянная роль, 20 эпизодов Номинация — Премия «Молодой актёр» за наилучшую женскую роль до 10 лет на телевидении (1995) |
1996 | Милиция Нью-Йорка | NYPD Blue | Ханна | Эпизод: «Where’s 'Swaldo» |
1998-1999 | Косби | Cosby | Джерни | Постоянная роль, 8 эпизодов |
2002 | Сильное лечущее средство | Strong Medicine | Руби | Эпизод: «Positive» |
2002 | Скорая помощь | ER | Роми | Эпизод: «Next of Kin» |
2003 | Wanda at Large | Холли Хокинс | Постоянная роль, 6 эпизодов | |
2006 | Доктор Хаус | House | Трейси | Эпизод: «Fools for Love» |
2008 | Анатомия страсти | Grey’s Anatomy | Бет Монро | Эпизоды: «Freedom: Part 1» и «Freedom: Part 2» |
2009-2011 | Огни ночной пятницы | Friday Night Lights | Джесс Мерривир | Постоянная роль, 26 эпизодов Номинация — NAACP Image Award за наилучшую женскую роль второго плана в драматическом телесериале (2010) |
2010-2011 | Заступники | The Defenders | Лиза Тайлер | Постоянная роль, 18 эпизодов |
2012 | Нехорошие девчонки | Bad Girls | Гвен Дельфино | Пилот |
2012-2013 | Доктор мафии | The Mob Doctor | Трейси Кулидж | Эпизоды: «Change of Heart» и «Resurrection» |
2013 | Не навреди | Do No Harm | Эбби Янг | Эпизоды: «Don’t Answer the Phone» и «A Stand-In» |
2013-2014 | Реальная кровь | True Blood | Николь Райт | Постоянная роль, 19 эпизодов |
2013 | Предки | Parenthood | Хизер Холл | 7 эпизодов |
2016 | Подземный путь | Underground | Розали | Постоянная роль |
Источник: http://www.onteatr.ru/aktrisy/ssha/smollett-dzherni
Тобайас Джордж Смоллетт (Tobias George Smollett). Биография. Фотографии
Тобайас Джордж Смоллетт родился в Далкхорне (графство Дамбартоншир), был крещен 19 марта 1721 года.
Учился Смоллетт в Дамбартонской классической школе, следом провел немного лет в университете Глазго.
В мае 1736 года определился учеником к известным хирургам Глазго У.Стёрлингу и Д.Гордону.
В эти годы Смоллетт написал немного сатирических стихотворений (не сохранились) и начальные наброски трагедии Цареубийство (The Regicide), не увидевшей сцены, но изданной в 1749 году.
Восемнадцати лет Смоллетт отправился в Лондон, где сдал экзамен для поступления на военно-морскую службу, и в марте 1740 года стал помощником хирурга на судне «Чичестер». Корабль участвовал в неудачной экспедиции адмирала Э.
Вернона в Картахену (теперь в Колумбии) во время англо-испанской войны 1739–1948 гг.
За время морской службы Смоллетт собрал материал, тот, что в дальнейшем пригодился ему для изображения моряков в романах и – менее удачно – в забытой сейчас комедии Ответный потрясение, или Моряки старой Англии (The Reprisal, or The Tars of Old England), поставленной Д.Гарриком в 1757 году.
Отбывая службу на берегу либо во время второго плавания в Вест-Индию, Смоллетт познакомился со своей будущей женой Энн Ласселз, наследницей скромного состояния на Ямайке, где, по-видимому, они и поженились в 1743 году. Поскольку у Смоллетта не было достаточных средств, он скорее всего вернулся в Лондон единственный в поисках заработка.
Известно, что в 1744 году он практиковал как хирург на Даунинг-стрит. Примерно сквозь четыре года юная пара удачно устроилась в Лондоне; примерно 1747 году родилась их единственная дочка Элизабет.
Смоллетт посвящал невпроворот времени врачебной практике (в 1750 году он получил уровень доктора медицины в Абердинском Мэршел-колледже) и начал заниматься литературной деятельностью.
Из сочинений Смоллетта первой увидела свет Новая песня (A New Song, ок. 1744 г.); позже она была переработана для Приключений Родрика Рэндома Затем появились поэма Слезы Шотландии (The Tears of Scotland, ок. 1746 г.), навалом раз переиздававшаяся в 18 в.; сатира Совет (Advice, 1746 г.) и ее продолжение Порицание (Reproof, 1747 г.).
Перевод Жиль Блаза А.-Р.Лесажа вышел в 1749 году. Однако первым по-настоящему успешным произведением был Родрик Рэндом (The Adventures of Roderick Random, 1748 г.), по его собственному опредению, «сатира на род человеческий». Образцом ему служили Дж.Свифт и А.Поп, последнему он подражал в юношеских сатирах Совет и Порицание.
В духе времени целью Смоллетта были просвещение и социальные реорганизации, само же повествование носило комический нрав. В Родрике Рэндоме рассказывается о приключениях юного шотландца, это цепочка эпизодов, представленных живо и ослепительно.
Действие происходит в разных странах, в особенности хороши достоверные военно-морские сцены и трио моряков – Моргана, Боулинга и Рэттлина.
В 1750 году Смоллетты переехали в Челси, где в течение тринадцати лет вели деятельную существование, наслаждаясь без малого сельским окружением. Второй роман Смоллетта, Перигрин Пикль (The Adventures of Peregrine Pickle), увидел свет в начале 1751 года.
В том же году он напечатал первые, покуда анонимные книжные рецензии на страницах «Мансли ривью» («Monthly Review»), нового журнала, основанного Р.Гриффитсом в 1749 году.
Третий роман, Приключения графа Фердинанда Фэтома (The Adventures of Ferdinand, Count Fathom), вышел в 1753 году, и тогда же Смоллетт затем пятнадцатилетнего отсутствия навестил друзей и родню в Шотландии. В 1755 года вышел перевод Дон Кихота, заменивший преждевременный перевод (предположительно Ч.Джарвиса).
Одновременно Смоллетт вкупе с другими литераторами замыслил и подготовил к изданию ежемесячник «Критикл ривью» («Critical Review»); основополагающий номер вышел в марте 1756 года. К декабрю того же года он, судя по всему, представил в тот самый журнал больше шестидесяти рецензий. Смоллетт неустанно занимался и другими начинаниями.
Его История Англии (Complete History of England), изданная в 1757 году и дополненная в 1758 году, какое-то время распродавалась больше чем по 10 000 экземпляров в неделю.
Продажи этого бестселлера и Продолжения Истории Англии (Continuation of the Complete History of England) принесли автору больше 2000 фунтов чистой выручки, что по тем временам было значительной суммой.
Источник: http://lichnosti.net/people_2928.html
Михальская Н. П., Аникин Г. В.: История английской литературы Тобайас Джордж Смоллет (Tobias George Smollett, 1721-1771)
Михальская Н. П., Аникин Г. В.: История английской литературы
Тобайас Джордж Смоллет (Tobias George Smollett, 1721- 1771)
Тобайас Джордж Смоллет (Tobias George Smollett, 1721- 1771)
Источник: Литература Западной Европы 17 века – просветительского романа в Англии. Смоллет стал выразителем новых тенденций, связанных с утратой присущих Филдингу оптимизма, веры в Природу и Разум; его творчество связано с поздним этапом зрелого Просвещения в Англии. Последний роман Смоллета “Путешествия Гемфри Клинкера” перекликается с творчеством сентименталистов.
Источник: Литература Западной Европы 17 века – обогатил воспринятой им у Свифта сатирической беспощадностью. Вместе с тем творчество Смоллета было бы невозможно без реалистических полотен Фллдинга.
Однако от филдинговских “комических эпопей” романы Смоллета отличаются и присущей им атмосферой мрачности, и проявляющейся во всем их строе дисгармоничностью, и ярко выраженной склонностью к гротескно- карикатурным принципам изображения, которые отвергались Филдингом.
Источник: Литература Западной Европы 17 века – Творчество Смоллета носит ярко выраженный обличительный характер. Вместе с тем в нем проявляется тенденция рассматривать пороки буржуазного мира и буржуазного индивида как проявление “природного зла”.
Возникает известное противоречие: с одной стороны, Смоллет всем ходом действия своих романов, построенных в форме “приключений” героев, обосновывает формирование их характеров под воздействием всевозможных жизненных испытаний; но, с другой стороны, не давая глубоких психологических мотивировок поведения и обнаруживая склонность к изображению определенной алогичности жизни и необъяснимости многих человеческих поступков, он тяготеет к утверждению мысли об исконной порочности людей и жизни вообще. Ощущение дисгармоничности мира, алогичности происходящего и присущая Смоллету беспощадность суждений составляют характерные особенности его творчества.
Источник: Литература Западной Европы 17 века – Но интересы его с ранней юности были связаны с литературой.
В историю литературы Смоллет вошел как автор ряда романов, среди которых наибольшую известность завоевали: “Приключения Родерика Рэндома” (The Adve”Приключения Перегрина Пикля” (The Adve”Путешествие Гемфри Клинкера” (The Expeditio”История и приключения атома” (The History aИсточник: Литература Западной Европы 17 века – “приключений”, в процессе которых они познают жизнь и людей. Смоллет обращается к свободной композиции; главы- эпизоды его романов не связаны строгим сюжетным единством, многие из них могли бы поменяться местами. Но в своей совокупности они подчинены единой задаче: раскрыть “плутовство и эгоизм человечества”. Свою программу Смоллет изложил в предисловии к “Родерику Рэндому”. Он хочет вызвать у читателя чувство возмущения и негодования низменными и порочными нравами общества; хочет писать о таких злоключениях героев, которые вызовут не смех, а сострадание; он стремится к правдоподобию в раскрытии “себялюбия, зависти, злобы и подлого равнодушия человечества”.
Источник: Литература Западной Европы 17 века – “Приключения Родерика Рэндома” написан от первого лица. Герой – молодой человек Родерик Рэндом – рассказывает о своей жизни. В детстве Рэндом не видел тепла и ласки. Он рано лишился родителей, страдал от унижений и обид.
Нужда заставляет его браться за любую работу: он становится помощником лекаря на военном корабле, слугой, солдатом французской армии. Родерик сталкивается с проявлениями крайней жестокости, безграничного себялюбия, безысходного отчаяния.
Капитан военного корабля Оукем бесчеловечно расправляется с больными матросами; вербовщики обманом и силой завлекают доверчивых бедняков на борт корабля; в трущобах Лондона обречена на гибель брошенная и обманутая своим возлюбленным мисс Уильяме; в тюремных застенках томятся люди, которых голод толкнул на воровство. Через все круги этого ада проходит и Родерик Рэндом.
Смоллет не идеализирует своего героя. Он показывает, как обстоятельства жизни делают его черствым, расчетливым, изворотливым. Смоллет смело ставит тему утраты иллюзий. Вера в то, что “каждый человек обладает естественным правом быть свободным”, сменяется убеждением: “Англия – худшая страна во всем мире для пребывания в ней достойного человека”.
Роман “Приключения Перегрина Пикля” углубляет тему эгоизма, определяющего поведение людей. Перегрин Пикль, в отличие от Родерика Рэндома, принадлежит к обеспеченным слоям общества. Богатый наследник, он не знает особых забот. Ему не приходится сталкиваться с нуждой и бесправием.
Деньги открывают перед ним двери в общество. Но богатство и уродует его. Живя в среде людей, руководствующихся принципами эгоистической морали, ставящих свои частные интересы выше всего, преклоняющихся перед богатством и знатностью, Пикль становится воплощением эгоизма, корыстолюбия, тщеславия.
Он презирает тех, кто занимает в обществе скромное положение, и угодничает перед людьми влиятельными. Он не способен на верную дружбу и большую любовь. Беспутный образ жизни разоряет его. Бедственное положение заставляет его переоценить свое прежнее отношение к людям, которые были его искренними друзьями.
Встреча с некогда отвергнутой им Эмилией вознаграждает его за перенесенные испытания.
Своеобразие характера Пикля заключается в соединении двух начал – природных свойств и качеств, приобретенных под влиянием условий жизни. Уже от рождения Пикль наделен многими отталкивающими чертами. Он зол и жесток, обладает врожденной склонностью мучить людей.
Потребность издеваться над окружающими заложена в его природе. Однако в процессе развития действия романа Смоллет переключается на реалистически обоснованную мотивировку поведения героев.
Перегрин Пикль – “достойный” сын и своей семьи, и общества, формирующих его по своему образу и подобию.
Характерная особенность Смоллета, давшая основание называть его юмор жестоким и страшным, состоит в гротескно- сатирическом изображении необъяснимо странных свойств и чудачеств, составляющих основу характеров многих его героев.
Понятие “юмора” как основы характера берет свое начало в английской литературе в творчестве Бена Джонсона. Смоллет развивает эту традицию, проявляя особую склонность к гротеску и карикатуре.
Мать Пикля наделена маниакальной ненавистью к собственному сыну; бесконечны чудачества коммодора Траньона, лейтенанта Хатчуея и бывшего боцмана Тома Пайпса. Фигура Траньона особенно характерна.
Создавая его образ, Смоллет использует гротеск как один из таких видов сатирического изображения, который допускает деформацию пропорций, совмещение резких контрастов и очевидное преобладание элементов карикатуры.
Смоллет обогащает авантюрно- плутовской роман сценами, воспроизводящими общественную жизнь Англии. Роман- жизнеописание обнаруживает тенденцию к перерастанию в панораму общественно- политической жизни и нравов.
Последний роман Смоллета – “Путешествие Гемфри Клинкера” интересен как переходное явление от просветительского реализма к сентиментализму. Основное внимание в нем уделено не приключениям, а переживаниям героев, миру их чувств. В связи с этим закономерно обращение писателя к эпистолярной форме.
Повествуя о путешествии чудаковатого Мэтью Брэмбля по курортным местам Англии и Шотландии, Смоллет делает основной акцент на восприятии героем и его спутниками всего увиденного. Одни и те же события по- разному преломляются в сознании Брэмбля, его сестры и их племянников.
Эта многоцветная гамма чувств и составляет своеобразие повествования, основная тональность которого определяется мягким юмором.
Источник: http://ruslit.biz/mixalskaya-n-p-anikin-g-v-istoriya-anglijskoj-literatury-tobajas-dzhordzh-smollet-tobias-george-smollett-1721-1771/