Вольтер биография
Вольтер – один из величайших мыслителей XVIII века. Он не только философ, но и поэт, прозаик, экономист, историк, правовед. Биография Вольтера и его труды стали примером для подражания и «настольными книгами» для многих поколений просвещенных людей.
Если следовать краткой биографии Франсуа Мари Аруэ Вольтера (кстати, мало кто знает, что Вольтер – это псевдоним, а Франсуа Мари Аруэ – имя, данное при крещении), то родился он в 1694 году в Париже, в семье небогатого, но хорошо образованного чиновника.
Отец позаботился о хорошем образовании для сына, но Иезуитский колледж будущего философа не впечатлил, как и перспектива юридической карьеры. Он решил заняться литературой.
Первые свои самостоятельные годы Вольтер провел при дворах французских аристократов, коих развлекал виршами сатирического содержания.
С 1726 по 1729 год Вольтер жил в Англии. Именно в этой стране он углубленно начал изучать политику, философию, историю Европы и мира, литературу.
Вернувшись из Англии, Вольтер пишет книгу под названием «Философские письма»: по форме – воспоминания и впечатления от поездки за границу, по сути – острая сатира на современную ему Францию. Книга была издана, но запрещена в 1734 году.
Вольтер был вынужден бежать в Лотарингию, где был принят маркизой де Шатле. Через несколько лет философ написал поэму «Светский человек», за что его обвинили в «издевательстве» над религией. Он опять вынужден был вынужден бежать и укрывался в Нидерландах.
Только к 1746 году он вернулся в Париж.
При дворе Людовика XV его приняли хорошо. Он был назначен на должность историографа и поэта, но фаворитка короля, маркиза де Помпадур, невзлюбила его, и философ опять предпочел уехать. На этот раз – в Пруссию по приглашению Фридриха II.
При дворе прусского короля он тоже прожил недолго, вызвав гнев монарха торговыми спекуляциями и рассорившись со всеми «учеными мужами» берлинской Академии наук. Из Пруссии он перебрался в Швейцарию, где купил несколько поместий.
Одно из них, Ферне, стало местом настоящего паломничества представителей «новой» интеллигенции, осуждавшей патриархальные устои старой Европы. В это время Вольтер уже не скиталец, а суровый критик, авторитет которого непререкаем.
Дружбой с ним гордились многие «сильные мира», в том числе Фридрих II (сменивший «гнев на милость»), Екатерина II (русская императрица), Мария – Терезия (австрийская императрица), Густав III (шведский король) и Людовик XVI, французский король, который и уговорил Вольтера, уже старца, вернуться в Париж.
В 1778 году философ приехал в столицу Франции, где ему был устроен восторженный прием. Он был назначен директором Академии наук, продолжал писать пьесы и даже задумался о том, чтобы переработать французский академический словарь.
Умер Вольтер в Париже в 1778 году от рака. Захоронен в Пантеоне (останки философа туда перенесли во время революции).
- На заре своей творческой карьеры Вольтер за небольшой сатирический вирш о регенте и его дочери был отправлен в Бастилию, потом опять попал туда за драку и попытку дуэли (будущий философ хотел вызвать на дуэль своего обидчика). Был отпущен на свободу только после того, как клятвенно пообещал уехать за границу.
- Интересно, что несколько астрологов предсказали Вольтеру всего 33 года жизни. Возможно, философ обманул Смерть, угодив по навету в тюрьму и избежав дуэли.
- Перед смертью родные философа хотели, чтобы он примирился с Церковью и Богом, но философ отказался это делать.
- Некоторые исследователи полагали, что останки Вольтера были выкрадены из Пантеона во время Реставрации, но в XX веке было доказано, что это суждение неверно.
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/v/volter-arue-fransua-mari-voltaire-arouet-francois-ma-rie
Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия
Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан.
Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания.
И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.
Краткая биография Вольтера
Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда.
Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа.
Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.
Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.
Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.
Первые опыты в драматургии
В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».
Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности.
Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI, идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля – деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.
Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.
Отъезд в Англию
Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.
Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию.
Пребывание в Англии в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбе за политические свободы, сильно изменило молодого человека и помогло закончить формирование его убеждений.
Новые взгляды нашли свое отражение в сборнике статей «Философские письма», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском.
В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.
По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.
Пребывание в Шампани
В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де Шатле.
Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию.
Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.
Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона». Отчеты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук. В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV».
Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.
Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвященная одному из самых тяжелых периодов французской истории и ее национальной героине Жанне Д, Арк. Поэма была закончена еще в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году.
В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.
Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.
Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.
В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.
Вольтер – царедворец
Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.
И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.
Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II.
Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру.
Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.
Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.
Создание «Энциклопедии»
В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.
Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера.
В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той ее части, где описывались различные чудеса и видения.
В очерке «Идолы и идолопоклонство» он упрекал христиан в поклонении идолам не менее чем язычники, только христиане при этом прикрываются высшими идеями и красивыми словами, но жертвы приносят не прямо, как это было у язычников, но тайно под покровом темноты и невежества.
В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина.
С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьяненных одной идеей и ради этого способных инициировать еще одну «Варфоломеевскую ночь».
Эта статье негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его друзей – философов.
Творчество в Фернее
Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.
Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось, и он смог позволить себе почти роскошный образ жизни.
Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира.
Плюс полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений, и умение правильно вести финансовые операции – все это к 1776 году превратило некогда бедного философа в одного из богатейших людей Франции.
Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника.
Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.
Даже в возрасте 65 лет, Вольтер писал и отправлял сотни писем. По заказу российского правительства он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Его произведение показывало Петра Алексеевича, как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.
Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества.
В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал ее жертвы, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар. Воззвание философа из письма к Аламберу (1760 г): «Раздавите гадину!»- было направлено против католицизма и абсолютной власти иезуитов.
Впрочем, не менее известна и другая крытая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало придумать». Он, как истинный сын своего времени, считал, что только религия может сдерживать народ, и только помощь церкви поможет правительству держать третье сословие в узде.
Смерть в Париже
На склоне лет, в 1778 году философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности. В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.
Посещение столицы Франции было очень насыщенным: Вольтер посетил несколько раз заседания французской Академии наук, увидел премьерный спектакль своей пьемы «Ирен», вступил в массонскую ложу «Девять сестер», а спустя три месяца умер.
Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.
Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое небрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование у широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.
Основные идеи Вольтера (кратко)
Основные идеи философов эпохи Просвещения заключались в нравственном перевоспитании общества, которое должно подняться на революцию и завоевать свою свободу с оружием в руках.
Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического (опытного) направления в науке.
Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.
Интересно, что отстаивая равенство, Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых, которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.
Философия Вольтера (кратко)
Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопрос, интересующий все просвещенное человечество с древнейших времен. Это вопросы: «Кто я? Для чего пришел в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»
В своих философских трудах Вольтер причиной всех зол в обществе считал католическую церковь и ее абсолютную власть над миром. Если судить по церковным канонам, то человек живет и умирает по воле Бога, и не может противиться божественному провидению.
Именно церковь уничтожает свободу совести и свободу слова. Но Вольтер, как истинный сын своего времени, не мог отрицать существование Бога и необходимость религии. При этом он считал, что доказательства существования Бога должны быть добыты эмпирическим путем, а не слепой верой.
При всех свободолюбивых взглядах Вольтер не был сторонником демократии, он ратовал за «просвещенную монархию». Он боялся народовластия и считал, что народ нужно держать в узде. При этом философ резко критиковал устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки. Все произведения его пронизаны гуманизмом и толерантностью.
Источник: https://MirFrance.ru/volter/
Вольтер: биография, интересные факты и видео
Приветствую постоянных обитателей и новых гостей сайта! В статье «Вольтер: краткая биография, интересные факты и видео» — основные сведения из жизни Вольтера, представлена интересная подборка видео, цитаты. Статья будет полезна старшеклассникам и студентам.
Известный под своим псевдонимом «Вольтер», Франсуа-Мари Аруэ (Francois-Marie Arouet), является одним из самых выдающихся представителей французского Просвещения.
С юношеских лет он пишет много стихов, письма, сатирические и драматические произведения, романы, исторические и философские трактаты, впоследствии переведенные почти на все европейские языки.
Одаренный гибким интеллектом, Вольтер обогащает свой родной французский язык удивительно богатым и простым стилем, который он создал. Поэт, драматург, эссеист, писатель, рассказчик, историк и философ и один из созидателей либертарианства и либерализма.
Биография Вольтера
Франсуа родился 21 ноября 1694 года в семье простого парижского чиновника. Когда он был еще ребенком, его интересовала литература и история. Он прочитал все книги, которые имелись в доме и буквально засыпал взрослых своими, подчас не детскими, вопросами обо всем на свете.
Некоторое время мальчик учился в колледже иезуитов «латыни и прочим глупостям», куда его определили родители. Но, не окончив, оставил его, поскольку предпочёл юриспруденции литературу. Молодой человек начинает создавать свои первые литературные произведения во дворце одного из аристократов.
Интересно, что еще в детстве астрологи пророчили ему смерть в 33 года. В это время должна была состояться дуэль, но, к счастью, не случилась. В свои 63 года знаменитый философ писал: «Я обманул астрологию на 30 лет, за это прошу меня извинить».
Он покидает Францию в 1726 году и отправляется в Англию. Там он изучает основы политики, различные отрасли науки.
Габриэль Эмили Ле Тоннелье де Бретеиль, маркиза Дю Шатле (1706-1749) — французский математик и физик. Супруга Вольтера.
Вернувшись в Париж, философ издал «Философские письма». Издание конфисковали, а издателя заключили в Бастилию. Вольтер бежал в Лотарингию, где встретил маркизу дю Шатле, их брак продолжался около 15 лет.
В 1746 г. Вольтер занимает при дворе должность поэта и историка, но происходит его ссора с всесильной маркизой де Помпадур. Вскоре он уезжает в Пруссию, а оттуда в Швейцарию, где покупает особняк в Ферне.
Социально-философские взгляды Вольтера
Будучи убежденным, что литература призвана служить социальному прогрессу, Вольтер превращает свои мысли и работы в философские труды против социальной несправедливости. Из блестящего писателя и философа он стал одним из самых резких критиков абсолютизма и откровенным врагом Церкви.
После публикации книги «Людовик XIV» (1751), писатель возглавляет борьбу с авторитарной властью. Опубликованы далее значимые эссе, также «Очерк обычаев и духа народов» (1756) и «Философский словарь», который подробно объясняет веру в превосходство разума над всеми другими человеческими эмоциями и страстями.
Создавая различные псевдонимы, он написал сотни анонимных брошюр, в которых критиковал Церковь и христианскую идеологию.
Известный мыслитель достигает европейской славы, благодаря своим философским и литературным произведениям. В них он раскрывает свое жизненное кредо — необходимость преодолеть пропасть между отчужденным обществом и угнетенной личностью.
Он твердо верит во внутреннее чувство всеобщей справедливости, которое должно быть закреплено в законах, регулирующих каждое человеческое общество. По словам Вольтера, общественная жизнь требует «социального устройства», которое защищает интересы каждого человека.
Франсуа-Мари Аруэ. (Вольтер) Годы жизни 1694-1778
Мораль должна раскрывать принципы плодотворного сожительства. Вольтер учит, что каждый человек должен взять свою судьбу в свои руки, улучшить свое положение на пути науки. Сделать свою жизнь искусством.
В 1778 г. 83-летний мыслитель возвращается в Париж. Сильные боли, в связи с онкологическим заболеванием, вынуждали философа принимать опий. 30 мая Вольтер отошел в мир иной. Прах великого француза находится в Пантеоне.
Подборка видео
В этой подборке видео вы найдете интересную информацию по теме «Вольтер: биография»
Вольтер: биография↓
Цитаты Вольтера↓
Философия Вольтера↓
Источник: https://damy-gospoda.ru/volter-biografiya/
Биография Вольтера кратко
Вольтер – один из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ.
Родился будущий писатель в 1694г. Мать его рано умерла, поэтому воспитанием сына занимался отец – известный парижский нотариус. Он отдал мальчика в иезуитский колледж, где тот проучился с 1704г. по 1711г.
Когда юноша окончил данное учебное заведение, отец пристроил его в адвокатскую контору. Но молодого человека больше привлекала литература. Первую пьесу он написал в восемнадцать лет, а когда ему исполнилось двадцать, он снискал славу короля насмешек.
В 1717г. за одно из своих сатирических стихотворений попал в Бастилию. Находясь в тюрьме, закончил ряд произведений, работу над которыми начал раньше, и создал несколько стихов.
Благодаря ходатайствам друзей в 1718г. вышел на свободу. В этом же году на сцене с успехом была поставлена трагедия «Эдип», сделавшая его знаменитым. Регент даже назначил ему пенсию.
Вольтер ощущает творческий подъём. Одно за другим появляются его произведения различных жанров. Писатель экспериментирует, частенько совмещая трагическое и комическое.
В 1726г. Вольтер снова попадает за решётку, а потом уезжает в Англию. На родину возвращается лишь через 3 года. Под влиянием впечатлений, полученных в Англии, пишет трактата «Философские письма». Напечатан он был в 1732г. В 1734г. по требованию французского парламента книга публично сжигается. Автору же приходится скрываться в Лотарингии, а затем – в Нидерландах.
В 1745г. писатель возвращается в Париж. Король дарит ему титул камергера и назначает придворным историографом. Кроме того его избирают членом Французской академии.
В 1751г. принимает приглашение Фридриха II и уезжает в Берлин. В 1753г. поселяется в Женеве. В 1758г. покупает имение Ферней, расположенное на границе Швейцарии с Францией.
Там он прожил почти до самой старости и написал философские повести «Кандид, или Оптимизм» и «Простак», а также много других произведений.
Его имение превратилось в своеобразное место паломничества прогрессивной интеллигенции.
Умер Вольтер в Париже в 1778г.
Биография 2
Сложно найти область гуманитарного творчества, в которой не отметился бы, острый как бритва, ум Вольтера. Драматург, поэт, мыслитель, публицист, сатирик, просветитель, философ, историк – не счесть ипостасей этого выдающегося человека. Его творчество до сих пор вызывает интерес у читателя.
Юные годы
Родина Вольтера – Франция. 21 ноября 1694 года в городе Париже впервые увидел свет один из ярких умов человечества. При рождении он получил имя Франсуа – Мари Аруэ, от которого отказался в пользу псевдонима Вольтер.
Родители философа были простыми людьми из среднего сословия. Отец был нотариусом. Мать происходила из семьи судебного служащего, прожила недолгую жизнь, скончалась в 1701 году.
На обучение Франсуа-Мари был отдан в лицей Людовика Великого, тогдашний колледж иезуитов. Отец мечтал направить мальчика по своим стопам, на юридическое поприще. В 1711 году, по окончании колледжа, Вольтер продолжает обучение в парижской Школе права. В возрасте восемнадцати лет бросает право и занимается литературным творчеством.
Начало гонений
Начинает он с едкой сатиры, за что становится частым гостем в стенах Бастилии. В 1717 году он попадает в неё почти на год, там пишет трагедию «Эдип» и поэму «Генриада».
В обмен на свободу Вольтеру приходится бежать из Франции в Англию. Через три года он возвращается на родину, издаёт книгу «Философские мысли». После чего моментально подвергается опале опять и бежит в Руан, в Лотарингию.
Муза философа
В Руане Вольтер встречает женщину, с которой проведёт свои лучшие во всех отношениях годы. Однажды вечером маркиза Эмилия дю Шатле спасает его от шайки разбойников, спугнув их своим появлением верхом.
Это была очень образованная и состоятельная дама. Эмилия специально приехала за философом, о котором была наслышана, чтобы дать ему покой и счастье в своём замке Сирей.
В этой тихой гавани философ создал лучшие произведения. Райская жизнь продолжалась пятнадцать лет, вплоть до смерти маркизы.
Европа
К 1945 году Вольтер уже приобрёл мировую известность. Однако, отношения с французским монархом так и не сложились. Тяжело переживая уход любимой женщины, он принимает приглашение Фридриха II переехать в Берлин. У прусского короля философ вызвал недовольство острословием и финансовыми махинациями, которыми вдруг увлёкся.
1948 год – переезд в Швейцарию, покупка поместья. Здесь Вольтер устраивает свой королевский двор, куда стекались многочисленный гости из разных стран. Активно переписывается с монархами Дании, Польши, Швеции, России. В этот период пишет много философских повестей.
Возвращение в Париж
На девятом десятке лет мыслитель возвращается в Париж. Вскоре у него обнаруживают онкологическое заболевание. 30 мая 1778 года Вольтера философа не стало. Его похоронили в Шампани, в 1791 году останки были перезахоронены в Париже, в усыпальнице знаменитых людей.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Александр Федорович Керенский
Керенский родился не в самой богатой семье, но и не в очень бедной, 1881 года, в мае, в городе Симбирск. Кроме того, в этом городе также родился Ленин. Родители Александра хорошо дружили с родителями Ленина. - Гаршин Всеволод Михайлович
ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы. - Осеева Валентина
Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. В семье, кроме Валентины, росли две старшие сестры. - Жан-Поль Марат
Жан-Поль Марат были одним из известнейших деятелей и идеологов Французской революции конца 18-го века. Он родился 24.05.1743 в Будри в семье медика. Ж.-П. Марат также получил отличное медицинское образование. - Державин Гавриил Романович
Державин – один из знаменитых русских поэтов, а также видный политический деятель своего времени. Гавриил был рожден в 1743 году в Казанской губернии. Его отец, дворянин и майор, рано ушел из жизни, поэтому Державин воспитывался только матерью.
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/volter
Краткая биография Франсуа Вольтера
>> Все биографии >> Философы из Франции
Вольтер Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778гг), французский философ.
После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого юный Франсуа-Мари Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни.
В 1717 г. за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию,, однако год тюремного заключения не охладил его литературный пыл. Уже в 1718 г. была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер».
Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига», упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею.
Лирика молодого Вольтера содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: философские повести «Микромегас», «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред», сатирические поэмы «Орлеанская девственница», публицистика, исторические сочинения.
Литературная деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости и мракобесия, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма», «Философский словарь». Сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской философской мысли.
С именем Вольтера связано распространение в России вольтерианства — духа свободомыслия, ниспровержения авторитетов и иронии.
Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции 1789—1794 гг. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.
В 1726 г. Вольтер был вынужден покинуть Париж. Двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды он изложил в знаменитых «Философских письмах».
«Письма» идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов во Франции.
Уже после возвращения Вольтера на родину книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.
Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук.
10 лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» и «Магомет», «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона», написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV».
Приобретенные в Сирее познания укрепили Вольтера в неприятии традиционной христианской картины мира, усилили критическую направленность его ума, стимулировали дальнейшие поиски рационального объяснения природных и социальных явлений.
Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе над эпической поэмой «Орлеанская девственница». Вольтер не побоялся использовать историю Жанны Д’Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков, избрав для этой цели самое мощное орудие —иронию.
Подлинную причину успеха Жанны он видел в том, что она уверовала в собственные силы и свою уверенность сумела передать королю и армии.
Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы отцов-инквизиторов.
Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили Вольтеру место придворного историографа Франции (1745 г.). В1746 г. состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля. Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750 г.
Однако вблизи ему открылся во Фридрихе не только острый ум, но также двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда писателя из Пруссии.
В 1754 г Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни, В окрестностях Женевы он купил небольшое имение «Де-лис» («Отрада»).
Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера.
Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В 1758 г он арендовал поместье Турней, а затем приобрел и поместье Ферней, которое стаяло его «удельным княжеством». Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни.
Ферней стал местом, где в течение 20 лет разворачивалась просветительская деятельность Вольтера. В свои 65 лет он продолжал выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом».
Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих работ фернейского периода можно отметить философские повести «Кандид» и «Простодушный», «Трактат о веротерпимости», «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа», «Карманный философский словарь», «Вопросы об «Энциклопедии».
На склоне лет, в 83 года, он решил еще раз повидать Париж. В 1778 г патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Спустя три месяца он скончался.
Источник: http://citaty.su/biografiya-fransua-voltera
Вольтер, жизнь и творчество, краткая биография
Биография Вольтера
Франсуа-Мари Аруэ, которого весь мир знает под именем Вольтер, родился 21 ноября 1694 года в столице Франции – Париже, в семье государственного чиновника. Он получил образование в иезуитском колледже и, согласно желанию своего отца, должен был стать юристом, но предпочел посвятить себя литературе.
Он начал свою карьеру в качество вольного поэта и обитал при дворах аристократов, за свои острые сатирические стихи он несколько раз попадал в стены Бастилии. После очередного тюремного заключения он был отпущен с условием выезда за границу, поэтому Вольтеру пришлось уехать в Англию, где он и прожил три года.
Альтернативой выезду было чрезвычайно длительное тюремное заключение.
Тем не менее, вскоре Вольтер вернулся назад во Францию, попытался издать «Философские письма», которые были запрещены цензурой. Из-за этого автору пришлось в очередной раз бежать, он уехал в Лотарингию.
Именно в Лотарингии он нашел свое счастье и целых пятнадцать лет прожил с маркизой дю Шатлэ.
Его следующее произведение (поэма «Светский человек») также не принесла автору удачи, так как Вольтер был обвинен в издевательстве над религией, и вынудила его спасаться бегством от властей. Он уехал в Нидерланды.
В Голландии поэт долго не продержался. Только в 1746 году удача улыбнулась поэту и он удостоился чести стать придворным историографом и сочинителем. Все было хорошо до тех пор, пока острый язык Вольтера не прошелся по влиятельной маркизе де Помпадур.
Поскольку она смогла убедить правящую верхушку в том, что Вольтер является политически неблагонадежным, то найти свое место на родине он так и не смог, поэтому он принял приглашение прусского короля и поселился в Берлине.
Острое слово Вольтера и его финансовые махинации и здесь поссорило его со многими значимыми и известными лицами, поэтому ему пришлось уехать в соседнюю Швейцарию, где он купил имение и назвал его «Отрадное». Именно в этом поместье он и прожил до конца своих дней.
Только к концу своей жизни Вольтер наконец-то стал обеспеченным и обзавелся несколькими предприятиями, что позволило ему говорить все, что он хотел и думал, так как многие аристократы занимали у него деньги.
Лишь в 84 года Вольтер вернулся в родной Париж, где его встречали овациями, хотя действующий монарх никак не комментировал его приезд. Именно тогда великий писатель и поэт смог купить себе шикарный особняк на улице Ришелье.
Казалось бы, наконец-то можно чувствовать себя счастливым, но Вольтера мучают сильные боли.
Писатель проходил тщательное медицинское обследование, после длительного анализа врачи выносят ему диагноз – рак предстательной железы. Это заставило его постоянно увеличивать дозы опия, его современники утверждают, что до самых последних дней Вольтер сохранял жизнерадостность и бодрость духа.
Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер был продолжателем аристократических жанров поэзии, он стал последним крупным представителем трагедии классической, ведь он написал 28 произведений в этом жанре – например, «Эдип», «Заира», «Брут», «Магомет», «Спасенный мир».
Он смог привнести в трагедии нотки чувственности и романтическую живописность, а кроме античных фигур все чаще встречались довольно экзотические персонажи – китайцы, средневековые рыцари, воины разных эпох.
Он специально использовал в своих трагедиях и персонажей из низшего сословия, что позволяло значительно приблизить происходящее к зрителю и читателю.
Его герои говорили простым языком и были понятны абсолютно всем, ведь Вольтер считал, что было создано уже достаточно «трагических приключений», которые возможны только среди монархов и рыцарей и абсолютно бесполезны для простых людей.
Другие сочинения, связанные с Вольтером:
По писателю: Вольтер
Источник: https://goldlit.ru/voltaire-biography
Вольтер – краткая биография
Вольтер, при рождении получивший имя Мари Франсуа Аруэ, – великий французский писатель, поэт, драматург, философ-просветитель XVIII века, историк, публицист – появился на свет в Париже 21 ноября 1694 г. В 1704 отец-нотариус отдал его на обучение в иезуитский колледж Людовика Великого, где он учился до 1711 г.
Мальчик прекрасно учился, но увлечение вольнодумной литературой и озвученные сомнения в христианских постулатах, продемонстрированные уже в столь юном возрасте, чуть было не привели к его исключению.
По окончании колледжа Мари Франсуа стараниями отца оказался в адвокатской конторе, но труды на литературном поприще казались ему более привлекательными.
Мечтая о признании, молодой Мари Франсуа принял участие в организованном Академией конкурсе, написав «Оду на обет Людовика XIII», но посчитал себя уязвленным, когда победа досталась протеже влиятельного академика.
Его сатирическую поэм «Трясина», высмеивающую Академию, переписывали, она оказалась очень популярной, и Мари Франсуа пришлось скрываться от неприятностей у знакомых.
С тех пор его литературная деятельность неоднократно становилась причиной преследований со стороны власть имущих, провоцировала события, игравшие в биографии немаловажную роль. Так, за сатирические стихи в адрес герцога Орлеанского в 1717 г. он угодил в Бастилию почти на год.
Влиятельные знакомые помогли вернуться на волю, а уже в 1718 г. на сцене «Комедии Франсез» была впервые поставлена трагедия «Эдип», удостоившаяся статуса первой классической французской трагедии XVIII века. Она прославила 24-летнего автора и его творческий псевдоним: с 1718 г. он стал известен как Вольтер.
Из-за конфликта в конце 1725 г. с известным дворянином, которого Вольтер имел неосторожность высмеять, он снова оказался в Бастилии, освободили его из заключения с условием, что он уедет за границу. Таким образом весной 1726 г.
Вольтер оказался в Англии, где его принимали как видного деятеля литературы, а он, в свою очередь, уделял большое внимание изучению социального устройства страны, ее историческому, философскому, культурному наследию. По итогам пребывания в Англии, откуда он возвратился спустя три года, в 1733 г.
им были опубликованы «Философские письма», проводившие очень смелые и не лестные для Франции параллели. Книгу приговорили к сожжению, а опальному автору удалось спастись от ареста бегством, после чего еще очень долго он не рисковал объявляться в столице.
Почти два десятка лет Вольтер жил рядом с границей Лотарингии в замке Сир, принадлежавшем маркизе дю Шатле, очень образованной женщине, которая увлекалась науками и приобщила к ним возлюбленного. Этот период биографии был решающим для становления Вольтера как выдающегося литератора и мыслителя.
В 1736 г. между ним и наследным принцем Пруссии завязалась многолетняя переписка, которая способствовала повышению престижа и будущего правителя, и самого Вольтера. Кроме того, в 1740 г.
принц стал королем Фридрихом II, и французские власти воспользовались доверительными отношениями, попросив писателя прояснить некоторые моменты внешней политики нового монарха в отношении их страны. Вольтер успешно выполнил возложенную на него миссию, что способствовало повышению его авторитета, который постепенно возрастал не только на родине, но и на всем континенте.
В 1745 г. его назначают на должность королевского историографа и придворного поэта, он становится членом Французской академии. Однако его хорошие отношения с двором длились недолго.
Летом 1750 г. Вольтер прибыл в Потсдам, приняв приглашение Фридриха II. Обнадежившись поначалу более свободными порядками, мыслитель затем почувствовал охлаждение к вменявшейся ему в обязанность правке сочинений монарха на французском языке.
Содействовали ухудшению отношений его сомнительные денежные операции и конфликт с президентом Академии. В итоге в 1753 г. он покинул Германию, чтобы в общей сложности на четверть века переехать в Швейцарию, где он обзавелся несколькими имениями.
Вольтер на склоне лет был очень богатым человеком, владел землями, часовыми и ткацкими мастерскими, солидным капиталом, давал аристократам деньги в долг, поэтому к финансовой независимости добавилась возможность свободно, без опасения репрессий выступать провозвестником общественного мнения, критиковавшего существующий строй. И все же основным занятием всегда оставалось творчество, выступавшее с обличением войн и преследования инакомыслящих, отстаивающее политические и религиозные свободы.
Не оставлял творческой деятельности 84-летний Вольтер и когда в феврале 1778 г., поддавшись уговорам, возвратился в Париж. Земляки-горожане устроили ему восторженную встречу. Спектакль по его последней пьесе – «Ирен» – стал настоящим триумфом. В роли директора Академии Вольтер начал перерабатывать академический словарь, но уже в мае того же года скончался.
Его творческое – литературное, историческое, философское – наследие составило 50 томов (издание Молана).
Влияние, которое фернейский мудрец, как называли Вольтера, оказывал на умы современников, в том числе весьма высокопоставленных, например, Екатерину II или Густава III, сложно переоценить.
XVIII век и в наше время иногда называют его именем, несмотря на то, что столетие подарило миру немало видных деятелей Просвещения.
Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_volter.html
Вольтер: философ, его жизнь кратко и понятно
Вольтер, в первую очередь, знаменит своими литературными трудами. Большая часть его произведения издавалась подпольно — философ всю жизнь подвергался общественной критике за свои прогрессивные взгляды.
В пьесах и памфлетах философ критиковал церковь и пропагандировал необходимость свободы и просвещения. Философия Вольтера повлияла на развитие общественно-политического строя во Франции и всей западной Европы.
Биография философа
В биографии Вольтера много противоречивых и скандальных фактов. Философ отказался от своего настоящего имени Франсуа-Мари Аруэ и подписывался придуманным псевдонимом.
Родившись в Париже, в семье зажиточного чиновника и получив хорошее образование в иезуитском колледже, он вопреки воле родителей отказался от карьеры юриста.
Его первой работой стало сочинение сатирических стишков, которые вызывали недовольство у аристократии. За свое творчество мыслитель дважды попадал в Бастилию.
Выйдя из заточения, будущий общественный деятель переехал в Англию. Там, философ изучал гуманитарные науки и работал над своей первой книгой. Вольтер оформил свои впечатления об Англии в сборник сочинений «Философские письма» и издал его сразу же по возвращении домой.
За эту работу его снова приговорили к заключению в Бастилии, но ему удалось сбежать в Лотарингию. Там, мужчина познакомился с маркизой дю Шатле, с которой прожил 15 лет.
Из Лотарингии ему приходится бежать в Нидерланды, чтобы избежать нового тюремного срока за обвинение в издевательстве над религией.
Став придворным поэтом, мужчина быстро нажил себе новых врагов среди местной знати и переехал в Пруссию, но и там не смог прижиться, и вскоре переехал в Швейцарию, где купил поместье, в котором жил до конца своих дней.
Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы.
Благодаря их покровительству, в том числе финансовому, мужчина стал одним из самых обеспеченных французов. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж.
Вскоре мыслителя стали беспокоить сильные боли и ему пришлось обследоваться у разных врачей, но их итоговый диагноз был безапелляционным — рак предстательной железы. В поисках способа продлить свою жизнь хотя бы на несколько месяцев, мыслитель вступил в «Девять сестер» — французскую масонскую ложу. Но через 2 месяца мужчина все же скончался.
Основные идеи
Главная идея Вольтера выражалась в его отношении к мракобесию и религиозному фанатизму. Непримиримый борец с властью церкви, он хотел избавления общества от религиозных заблуждений. Мыслитель критиковал веру, но не самих верующих. Мыслитель был сторонником просвещения, ратовал за свободу для всех людей, независимо от их происхождения.
Мыслитель отрицал религию, но верил в Бога. Доказательством его существования он считал сам окружающий мир, который не мог появиться сам по себе, значит, у него есть создатель и этот создатель — Бог. Но он не такой, каким его описывают в книгах.
По мнению Вольтера, Бог:
- всемогущ,
- бесконечен;
- безразличен.
Вместе с религией философ отрицал и атеизм. Но к атеистам он относился с гораздо большей симпатией, чем к приверженцам религии. Атеисты сохраняют способность здравомыслия — главную черту, отделяющую людей от животных. А фанатики, одержимые своей религией, теряют способность мыслить и уподобляются диким зверям.
Философия
Философские взгляды Вольтера были основаны на учении Локка. Он разделял его эмпирический подход, но отрицательно относился к материализму. Вопрос бессмертия души и необходимости свободы воли так и остался для философа открытым.
Свои философские заметки он опубликовал в сборнике «Карманный философский словарь». В этой работе, он критиковал религию и церковную мораль. Вольтер рассматривал церковь как преступную организацию, отбирающую у человека его естественное право на свободу. Он восхвалял научные достижения, за которыми видел будущее.
Лучший путь развития социума
Мыслитель был противником социального равенства. Мыслитель полагал, что в развитом обществе должно оставаться деление людей на образованных и обеспеченных и тех, кто должен трудиться ради их блага. Рабочим нельзя получать образование, иначе они разрушат само основание общества, и это приведет к хаосу.
Будучи приверженцем старого порядка, в своих работах Вольтер восхваляет аристократизм и монархизм. Мыслитель прославляет французское дворянство, наделяя благородными чертами помещиков и знать. Людей недворянского происхождения он изображает неохотно и отводит им роли отрицательных сатирических персонажей.
Отношение к вере и религии
Вольтер был беспощадным критиком религии. В своих книгах, мыслитель с помощью логики доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мировоззрения.
Философ затрагивал христианство и иудаизм, осуждал церковь, клерикализм и власть невежества.
При этом, личность Иисуса мыслитель описывал с большим уважением, не отрицая существования Бога, но отказываясь почитать его в соответствии с христианскими традициями.
Философ выступал в защиту ученых, обвиненных церковью. Он проповедовал идеи религиозной терпимости — в 18 веке этот термин означал не принятие, а презрение. В своих пьесах и памфлетах Вольтер высмеивал католицизм.
Положительными персонажами в его работах были люди, отрицающие религию, стремящиеся искоренить ее. Особенно сильно доставалось христианству — Вольтер считал христианские мифы выдумкой, созданной для управления людьми.
В поэме «За и против» он рассматривает главную идею христианства — любовь к милосердному богу. Вольтер убедительно доказывает, что эта идея — главный обман, на котором строится религия.
Если читать Библию непредвзято, можно легко заметить, насколько жестоки поступки бога по отношению к людям. Создатель — не любящий отец, а жестокий тиран, почитать которого недостойно.
Высказываясь против церкви, философ также критикует атеизм. Исповедуя деизм, он утверждает, что Бог существует и это он сотворил вселенную. Но постепенно его взгляды изменились.
Публично Вольтер остается верен идее божественного создания, но сам он все больше сомневается в существовании каких-либо высших сил.
В откровенных разговорах с единомышленниками мыслитель соглашается с тем, что Бога нет.
Вольтер утверждает, что вера в Бога необходима обществу. Без внешнего контроля люди не смогут удержаться от взаимного истребления. Бог выступает в качестве судьи и сдерживающего фактора и в этом смысле вера не вредит, а помогает сохранять человеческий род.
Еще одна сторона религии, которую Вольтер считал губительной — монашеский аскетизм. По мнению мыслителя, отказ от простых радостей в виде вкусной еды и веселого времяпровождения — большая глупость. Он придерживался оптимистического подхода к жизни: все хорошо, или обязательно будет хорошо в будущем.
Литературные труды
Вольтер писал и поэзию и прозу. Он начинал, как автор сатирических стишков, в которых высмеивал видных общественных деятелей и знакомых аристократов. Из-за своего злого юмора литератор часто оказывался в тюрьме, участвовал в дуэлях и постоянно получал угрозы. Но известность ему принесли драматические произведения:
- Кандид. В этом произведении Вольтер описал идеальную, по его представлению, страну — Эльдорадо. Она противопоставлена злому глупому и жестокому миру, в описании которого каждый узнавал современную Европу. Повесть была запрещена к публикации во Франции, и при жизни Вольтера издавалась нелегально.
- Орлеанская девственница. В этой поэме Вольтер высмеивает ценности феодального мира, кратко рассматривает все негативные стороны социально-политического строя, доводя героическую поэму до фарса.
- История Карла, короля Швеции. Эта работа повествует о Петре Великом и Карле — двух европейских монархах, и их противостоянии. С момента публикации этого произведения началась популярность Вольтера как писателя.
- Царевна Вавилонская. Представляет собой цикл произведений. В них философ рассматривает основные вопросы человеческого бытия. По мнению Вольтера, предназначение человека — счастье, но жизненные трудности омрачают его, поэтому человек вынужден страдать.
Также Вольтер писал героические произведения. Драма в его исполнении эволюционировала, его персонажи были сентиментальны, романтичны и поступали нетипично для представителей их эпохи.
Взгляды на политику
Среди философов было немного приверженцев монархического строя, но к ним несомненно относился Вольтер. Философ выступал против абсолютизма. Он ратовал за просвещение, необходимость образования для отдельной части общества, которую представляют философы и интеллигенция.
Правильный монарх, способный позаботиться о подданных и создать для них достойную жизнь, также обязан быть просвещенным человеком. Свой идеал правителя философ часто описывал в произведениях. Правители в его поэмах были светилами, ведущими дикую страну к цивилизации.
Вольтер крайне отрицательно относился к идее социального равенства и демократии, как власти народа.
По его мнению, непросвещенные рабочие не могут знать, какой должна быть хорошая жизнь и им обязательно нужна твердая правящая рука, которая сможет направлять их.
Он видел королевство как одну большую структуру, управляемую одним монархом. Те, кто против монархизма, на самом деле против развития человечества.
В ситуации, когда у власти оказывается жестокий и глупый человек, виноваты сами подданные. Вольтер отрицал божественную природу правителя и то, что его на престол благословляет Бог. Король — такой же человек, и другие люди могут как привести его на престол, так и сместить. В роли правителя философ мечтал увидеть современного человека, настроенного на развитие и созидание.
Вольтер состоял в переписке с несколькими монархами, чьи политические взгляды ему импонировали. Среди них была и Екатерина Великая. После смерти философа она выкупила его библиотеку за огромную сумму — 30 000 золотых рублей. Вместе с книгами Екатерина надеялась получить письма, но они остались во Франции и вскоре были опубликованы.
Правозащитная деятельность
Вольтер часто выступал в защиту людей, которых церковь, по его мнению, несправедливо осудила. После казни Жана Каласа философ организовал кампанию по пересмотру дела и отмене приговора. Каласа приговорили к смерти за убийство сына, но прямых доказательств его вины не было. В результате суд уступил и оправдал Каласа посмертно, а также оправдал всех причастных к этому делу.
Впрочем, некоторые полагали, что философ просто использовал это дело, чтобы еще раз выразить свою ненависть к церкви и привлечь внимание общественности к несовершенствам судебной системы.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/volter.html