Творческий облик Иоганна Себастьяна Баха
Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach)
Годы жизни: 1685-1750
Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным. Его творчество поистине неисчерпаемо: после «открытия» баховской музыки в XIX столетии интерес к ней неуклонно возрастает, произведения Баха завоевывают аудиторию даже среди слушателей, которые обычно не проявляют интереса к «серьезному» искусству.
Творчество Баха, с одной стороны, явилось своеобразным подведением итогов. В своей музыке композитор опирался на все то, что было достигнуто и открыто в музыкальном искусстве до него. Бах превосходно знал немецкую органную музыку, хоровую полифонию эпохи Возрождения, особенности немецкого и итальянского скрипичного стиля.
Он не только знакомился, но и переписывал сочинения современных ему французских клавесинистов (в первую очередь Куперена), итальянских скрипачей (Корелли, Вивальди), крупнейших представителей итальянской оперы. Обладая удивительной восприимчивостью ко всему новому, Бах разрабатывал и обобщал накопленный творческий опыт.
Вместе с тем, он был гениальным новатором, открывшим для развития мировой музыкальной культуры новые перспективы. Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича, Онеггера).
Творческое наследие Баха почти необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров, причем среди них есть такие, масштабы которых исключительны для своего времени (MP). Произведения Баха можно разделить на три основные жанровые группы:
- вокально-инструментальная музыка;
- органная музыка,
- музыка для других инструментов (клавира, скрипки, флейты и т.д.) и инструментальных ансамблей (в т.ч. оркестровая).
Произведения каждой группы связаны, в основном, с определенным периодом творческой биографии Баха. Самые значительные органные сочинения были созданы в Веймаре, клавирные и оркестровые главным образом относятся к Кётенскому периоду, вокально-инструментальные в большинстве написаны в Лейпциге.
Основные жанры, в которых работал Бах, традиционны: это мессы и пассионы, кантаты и оратории, хоральные обработки, прелюдии и фуги, танцевальные сюиты и концерты. Унаследовав эти жанры от своих предшественников, Бах придал им такой размах, которого они прежде не знали.
Он обновил их новыми средствами выразительности, обогатил чертами, заимствованными из других жанров музыкального творчества. Ярким примером может служить Хроматическая фантазия d-moll.
Созданная для клавира, она включает выразительные свойства больших органных импровизаций, а также драматическую декламацию театрального происхождения.
Баховское творчество, при всей своей универсальности и всеохватности, «обошло стороной» один из ведущих жанров своего времени – оперу.
Вместе с тем, мало что отличает некоторые светские кантаты Баха от комедийной интермедии, уже перерождавшейся в то время в Италии в оперу-buffa. Композитор нередко называл их, подобно первым итальянским операм, «драмами на музыке».
Можно сказать, что такие произведения Баха, как «Кофейная», «Крестьянская» кантаты, решенные как остроумные жанровые сценки из повседневной жизни, предвосхитили немецкий зингшпиль.
Круг образов и идейное содержание
Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое. Баховское искусство вмещает и глубокую скорбь, и простодушный юмор, острейший драматизм и философское размышление.
Подобно Генделю Бах отразил существенные стороны своей эпохи – первой половины XVIII века, однако иные – не действенную героику, а религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией.
В своей музыке он размышляет о самых важных, вечных вопросах человеческой жизни – о назначении человека, о его нравственном долге, о жизни и смерти.
Эти размышления чаще всего связаны с религиозной тематикой, ведь Бах почти всю свою жизнь служил при церкви, огромную часть музыки написал для церкви, сам был глубоко верующим человеком, прекрасно знающим Священное Писание. Он соблюдал церковные праздники, постился, исповедовался, за несколько дней до смерти принял причастие. Библия на двух языках – немецком и латинском – была его настольной книгой.
Иисус Христос у Баха – главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов. Самое сокровенное в истории Христа для Баха – это Голгофа и крест, жертвенный подвиг Иисуса ради спасения человечества. Эта тема, будучи важнейшей в баховском творчестве, получает этическое, нравственное истолкование.
Музыкальная символика
Сложный мир произведений Баха раскрывается через музыкальную символику, сложившуюся в русле эстетики барокко.
Современниками Баха его музыка, в том числе инструментальная, «чистая», воспринималась как понятная речь благодаря наличию в ней устойчивых мелодических оборотов, выражающих определенные понятия, эмоции, идеи.
По аналогии с классическим ораторским искусством эти звуковые формулы получили название музыкально–риторических фигур.
Одни риторические фигуры носили изобразительный характер (например, anabasis – восхождение, catabasis – нисхождение, circulatio – вращение, fuga – бег, tirata – стрела); другие подражали интонациям человеческой речи (exclamatio – восклицание – восходящая секста); третьи передавали аффект (suspiratio – вздох, passus duriusculus – хроматический ход, употребляемый для выражения скорби, страдания).
Благодаря устойчивой семантике, музыкальные фигуры превратились в «знаки», эмблемы определенных чувств и понятий. Например, нисходящие мелодии (catadasis) употреблялись для символики печали, умирания, положения в гроб; восходящие звукоряды выражали символику воскресения и пр.
Мотивы-символы присутствуют во всех сочинениях Баха, причем это не только музыкально-риторические фигуры. В символическом значении часто выступают и мелодии протестантских хоралов, их отрезки.
С протестантским хоралом Бах был связан на протяжении всей своей жизни – и по вероисповеданию, и по роду деятельности в качестве церковного музыканта. Он постоянно работал с хоралом в самых разных жанрах – органных хоральных прелюдиях, кантатах, пассионах. Вполне закономерно, что П.Х. стал неотъемлемой составной частью музыкального языка Баха.
Хоралы пелись всей протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый элемент мироощущения.
Хоральные мелодии и связанное с ними религиозное содержание были известны каждому, поэтому у людей баховского времени легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания.
Пронизывая всё творчество Баха, мелодии П.Х. наполняют его музыку, в том числе инструментальную, духовной программой, проясняющей содержание.
Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Один из важнейших у Баха символов – символ креста, состоящий из четырех разнонаправленных нот.
Если графически связать первую с третьей, а вторую с четвертой, образуется рисунок креста. (Любопытно, что фамилия BACH при нотной расшифровке образует такой же рисунок.
Вероятно, композитор воспринимал это как некий перст судьбы).
Наконец, имеются многочисленные связи между кантатно–ораториальными (т.е. текстовыми) сочинениями Баха и его инструментальной музыкой. На основании всех перечисленных связей и анализа различных риторических фигур, разработана система музыкальных символов Баха. Огромный вклад в ее разработку внесли А. Швейцер, Ф. Бузони, Б. Яворский, М. Юдина.
«Второе рождение»
Гениальное творчество Баха не было по-настоящему оценено его современниками. Пользуясь славой как органист, он при жизни не привлек должного внимания как композитор.
О его творчестве не было написано ни одной серьезной работы, лишь ничтожная часть произведений была опубликована.
После смерти Баха его рукописи пылились в архивах, многие безвозвратно затерялись, а имя композитора забылось.
Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора. Это было вторым рождением Баха.
К столетию со дня его смерти (1850) в Лейпциге было организовано баховское общество, поставившее целью издание всех сохранившихся рукописей композитора в виде полного собрания сочинений (46 томов).
Несколько сыновей Баха стали видными музыкантами: Филипп Эммануэль, Вильгельм Фридеман (Дрезден), Иоганн Кристоф (Бюккенбург), Иоганн Кристиан (самый младший, «Лондонский» Бах).
ГОДЫ | ЖИЗНЬ | ТВОРЧЕСТВО |
1685 | Родился в г. Эйзенахе в семье потомственного музыканта. Эта профессия была традиционной для всего рода Бахов: почти все его представители на протяжении нескольких веков были музыкантами. Первым музыкальным наставником Иоганна Себастьяна был его отец. Кроме того, имея прекрасный голос, он пел в хоре. | |
В 9 лет | Остался круглым сиротой и был взят на воспитание в семью старшего брата – Иоганна Кристофа, который служил органистом в Ордруфе. | |
1700 | В 15 лет с отличием закончил Ордруфский лицей и переселился в Люнебург, где поступил в хор «избранных певчих» (в Michaelschule). К 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом. | |
1703 | В течение нескольких следующих лет несколько раз меняет местожительство, служа музыкантом (скрипачом, органистом) в небольших немецких городах: Веймаре (1703), Арнштадте (1704), Мюльхаузене (1707). Причина переезда каждый раз одна и та же – неудовлетворенность условиями работы, зависимое положение. | Появляются первые сочинения – для органа, клавира («Каприччио на отъезд возлюбленного брата»), первые духовные кантаты. |
1708 | ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД Поступил на службу к веймарскому герцогу в качестве придворного органиста и камерного музыканта в капелле. | – годы первой композиторской зрелости Баха, очень плодотворные в творческом отношении. Достигнута кульминация в органном творчестве – появилось все лучшее, что создано Бахом для этого инструмента: Токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор, прелюдия и фуга до-минор, Токката до мажор, Пассакалия до-минор, а также знаменитая «Органная книжечка». Параллельно с органными сочинениями работает над жанром кантаты, над переложениями для клавира скрипичных итальянских концертов (более всего Вивальди). Веймарские годы характерны также первым обращением к жанру сольной скрипичной сонаты и сюиты. |
1717 | КЁТЕНСКИЙ ПЕРИОД Становится «директором камерной музыки», то есть руководителем всей придворной музыкальной жизни при дворе кётенского князя. Стремясь дать сыновьям университетское образование, пробует перебраться в крупный город. | Поскольку в Кётене отсутствовал хороший орган и хоровая капелла, сосредоточил основное внимание на клавирной (I том «ХТК», Хроматическая фантазия и фуга», Французские и Английские сюиты) и ансамблевой музыке (6 «Бранденбургских» концертов, сонаты для скрипки соло). |
1723 | ЛЕЙПЦИГСКИЙ ПЕРИОД Становится кантором (руководителем хора) в Томасшуле – школе при церкви св. Фомы. Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской музыки для жителей города. | – время наивысшего расцвета баховского гения. Были созданы лучшие произведения для хора с оркестром: Месса си-минор, Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею, Рождественская оратория, большинство кантат (около 300 – в первые три года). В последнем десятилетии Бах в наибольшей степени сосредотачивается на музыке, свободной от какой-либо прикладной цели. Таковы II том «ХТК» (1744), а также партиты, «Итальянский концерт. Органная месса, Ария с различными вариациями» (после смерти Баха названными Гольдберговскими). |
Последние годы омрачены болезнью глаз. После неудачной операции ослеп, но продолжал сочинять. | Два полифонических цикла – «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение». |
Источник: http://musike.ru/index.php?id=9
II. Сведения об авторе
Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С.Баха, – непременное условие гармоничного развития музыканта любой специальности, в том числе пианиста.
Общепризнано, что преподавание Баха – один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к художественно выразительному, полноценному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора.
Немалые затруднения вызывает, прежде всего, сам процесс постижения специфических (структурных) особенностей музыки Баха как музыки полифонической.
Но, пожалуй, еще больше сложностей возникает в сфере исполнительства.
Как известно, клавирные сочинения композитора дошли до нас в виде рукописей, не содержащих, за редкими исключениями, указания Для исполнителя, поскольку в то время они почти не фиксировались.
Судьба сочинений Баха оказалась необычной. Не оцененный при жизни и вовсе забытый после своей смерти (1750), автор их был признан как гениальный композитор спустя, по меньшей мере, три четверти века.
Но пробуждение интереса к его творчеству произошло уже в резко изменившихся культурно-исторических условиях, в период бурного развития фортепианной музыки и господства в ней романтического стиля. Не случайно произведения композитора интерпретировались в это время с позиций, абсолютно чуждых его искусству.
Модернизация творчества Баха на манер романтической музыки XIX века стала почти узаконенным явлением. Обильную дань этой «традиции» сполна заплатил К.Черни, в редакции которого вышло три важнейших инструктивных сборника композитора. Примеру Черни последовали и многие другие музыканты.
Новое отношение к творчеству Баха, ознаменованное стремлением освободить его от чужеродных примесей и передать его подлинный облик, сложилось только в конце XIX века. С тех пор изучение музыкального наследия композитора было поставлено на прочный фундамент научно-исторического анализа.
Насколько мы сейчас близки к прочтению клавирной музыки Баха в ее истинном виде, – на этот вопрос вряд ли можно ответить с полной определенностью. Очевидно, что и теперь наши знания о ней приблизительны, ибо в этой области существует целый ряд спорных, нерешенных проблем.
Тем не менее, очевидно и другое: огромные достижения в изучении баховской полифонии, особенно советскими исследователями, настолько значительны для понимания закономерностей музыкального языка композитора, что игнорирование этих результатов в педагогике сегодняшнего дня выглядело бы как оправдание косности и субъективизма.
Источник: http://music.bobrodobro.ru/670
Сергей Шустов – Бах. Эссе о музыке и о судьбе
Здесь можно скачать бесплатно “Сергей Шустов – Бах. Эссе о музыке и о судьбе” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русское современное, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812.
Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание “Бах.
Эссе о музыке и о судьбе” читать бесплатно онлайн.
Часто Баха называют Творцом, а все его творения в цельности – космосом. Бах каким-то непостижимым до сих пор образом исхитрился создать свою Вселенную.
И он единственный из композиторов, «собирателей звуков в порядок», сумел это сделать.
Мир Баха необыкновенно гармоничен, уравновешен, упорядочен, он словно бы продуман с самого начала (а так, собственно, и надлежит поступать Демиургу, готовящемуся к сотворению мира).
Бах
Эссе о музыке и о судьбе
Сергей Шустов
© Сергей Шустов, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Прелюдия №1, Хорошо темперированный клавир, BWV 846
Прелюдию следует играть легко. Непринужденно. Прелюдия – это свободно развивающаяся музыкальная мысль. За ней последует фуга. Фуга – это уже глубокое размышление. Фуге нужно тоже отдать то, что ей положено по законам музыкального сочинительства. Поэтому прелюдия не претендует на сложность и серьезность фуги. Прелюдия всего лишь предваряет фугу.
Как написать прелюдию? О, это очень просто! Нужна фантазия, немного упорства, которое подчиняет фантазию замыслу, все это необходимо сдобрить пряной, искрящейся импровизацией. Ну, и, конечно же, прелюдии совершенно необходима запоминающаяся благозвучная мелодия! Прелюдия не скована строгими рамками правил.
Ее задача – подготовить настроение для последующей за ней фуги.
Поскольку фуги бывают различны меж собой: строгие и величественные, легкие и торопливые, скорбные и рыдающие, буйные и жизнерадостные, патетические и энергичные, созерцательные и умиротворенные, то и прелюдиям надлежит быть разнообразными, чтобы подготовить соответствующее настроение. Взять нужный тон.
Само слово «прелюдия» в переводе с латинского означает «играю предварительно», «делаю вступление». Поэтому прелюдия не должна сразу раскрывать все, что задумал композитор. Это с успехом доведет до конца фуга. Прелюдия – начало. Фуга – развитие.
Прелюдия – знакомство. Фуга – дружба, любовь, ненависть, отторжение, привязанность, соревнование, сосуществование; все, что следует после знакомства, просто жизнь. Прелюдия – событие. Фуга – процесс. Прелюдия – революция. Фуга, скорее, эволюционна.
Может ли прелюдия жить без фуги? Конечно, может. Равно как все, что мы приписали выше прелюдии, прекрасно может обойтись без того, что мы приписали фуге.
Вроде бы… Но цельность мировоззрения Баха (а мы будем вести речь в этой книге именно о великом Иоганне Себастьяне Бахе) заключается и в том, что насколько цельна часть, настолько же едино целое.
Все творчество Баха, необозримое и глубочайшее море музыки, цельно. Оно – как единая фуга.
Это двухчастное изобретение Баха – прелюдия и фуга – отражает всю глубину его философии. В малом Бах удивительным образом находит и показывает великое!
Бах изобрел, точнее сказать, утвердил окончательно (ведь и до него писали прелюдии и фуги! Создателем этой «диады» считается Иоганн Пахельбель – друг отца Баха) цельность «прелюдии и фуги», вероятно, в кётенский период своей жизни (1718—1723), чтобы более никогда не оставлять это изобретение без дела. Второй том «Хорошо темперированного клавира», состоящий из новых 24 прелюдий и фуг (все – парами, все – цельность!) он, уже маститый мастер, закончит в Лейпциге, в 1744 году.
Есть люди, которым больше нравятся баховские прелюдии, чем фуги. Значит, они, эти люди, настроены на романтический, фантазийно-импровизационный лад.
Есть люди, которые с большим волнением вслушиваются в фуги: в тех и других (в слушателях и музыке) есть серьезность, величавость, мудрость и точность. Впрочем, чаще всего всё происходит вовсе не так.
Если мы допускаем, что прелюдия больше тяготеет к миру чувств и эмоций, а фуга – к силам разума, логики, анализа этих чувств, то в разное время, в различных жизненных ситуациях и коллизиях, людям бывают необходимы то одна, то другая.
Однако, цельное восприятие прелюдии и фуги как единого творения, дает наиболее полное представление о сложности и противоречивости как внутреннего человеческого устройства, называемого душой, так и окружающего эту душу мирозданья.
Мне представляется, что слушая отдельные произведения Баха, мы постигаем цельность отдельностей, но только в случае «всеохвата» его творчества целиком нам дано и возможно понять, что все, что он создал – единое величественное произведение. И потому часто Баха называют Творцом, а все его творения в цельности – космосом.
Бах каким-то непостижимым до сих пор образом исхитрился создать свою Вселенную. И – он единственный из композиторов, «собирателей звуков в порядок», сумел это сделать.
Мир Баха необыкновенно гармоничен, уравновешен, упорядочен, он словно бы продуман с самого начала (а так, собственно, и надлежит поступать Демиургу, готовящемуся к сотворению мира).
…..
Те слова, которые Вы сейчас, дорогой читатель, читаете – прелюдия к моей книге. Прелюдия, посвященная величайшему композитору всех времен и народов (так часто пишут о нем!) – Иоганну Себастьяну Баху. Задача моя – отнюдь не доказывать Вам то, что Бах, действительно, «величайший».
Сравнительные степени вряд ли помогают подлинному, глубинному пониманию высокого искусства. Они, скорее, похожи на заклинания. Сопровождающиеся маловнятным и затемненным по смыслу многословием. Позволю привести цитату из просветительской книги, предназначенной для детей (!).
Речь в ней идет о музыке эпохи барокко, эпохи, в которую жил и творил наш Бах: «…В отличие от современных ему направлений – классицизма и рококо, барокко в наибольшей степени отразило глубочайшие внутренние противоречия эпохи, отмеченной резким усилением абсолютистской и феодально-католической реакции и одновременно активным подъемом передовых сил, эпохи необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшей такие великие имена, как Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, Ж.Б.Мольер, Дж. Свифт, Рембрандт, Д. Веласкес». По моему разумению, дети возьмут во внимание из этой цитаты, по крайней мере, тот факт, что современниками Баха были столь замечательные личности…
…..
Почему я решился написать о Бахе? Для меня самого этот вопрос оказывается сложным. Я не могу на него ответить сразу и однозначно. Ведь я – непрофессионал в музыкальном искусстве.
И, казалось бы, мне не под силу понять то, что понимают профессионально разбирающиеся в музыке люди. Про Баха написано очень много литературы.
Толкованию его творчества – непостижимого и загадочного для одних, вполне логичного и рассудочного для других – посвящены многочисленные труды исследований…
Но, однако, возражаю я сам себе, музыка-то существует не только для профессионалов! И – даже не столько для них! Тогда почему же не имеет права сказать слово «простой поклонник» Баха? Обычный слушатель? Быть может, его взгляды и суждения покажутся интересными таким же, как и он, «неспециалистам»?
Источник: https://www.libfox.ru/644444-sergey-shustov-bah-esse-o-muzyke-i-o-sudbe.html
Иоганн Себастьян Бах – море или ручей в мире музыки?
Бах Иоганн Себастьян (1685—1750)
Писать о Бахе очень трудно – слишком велико несоответствие между дошедшими до нас скупыми и биографическими данными и масштабами творческого наследия композитора.
Масштабы эти в свое время удивляли Бетховена, который сказал однажды: «Не ручьем (Bach — по-немецки “ручей”), а морем надо бы его назвать!» Л.
https://www.youtube.com/watch?v=-46M4bFr6TI
Швейцер писал о Бахе:
«Он человек двух миров: его художественное восприятие и творчество протекают, словно не соприкасаясь с почти банальным бюргерским существованием, независимо от него».
Действительно, существование Баха внешне было бюргерским, банальным. Таким же, как у его отца, деда, многочисленных родственников,— все они были профессиональными музыкантами, занимавшими весьма скромное положение.
Музыкантом-органистом в маленьком немецком городке Ордруфе был и старший брат Иоганна Себастьяна, у которого тот воспитывался, потеряв родителей в десятилетнем возрасте. Старший брат был строгим, суровым воспитателем.
Вот пример: младшему очень хотелось познакомиться с клавирными сочинениями немецких композиторов, но взять драгоценную тетрадь ему разрешено не было.
Он все же переписал ее тайком, в лунные ночи, не зажигая огня, но и копия была отобрана в наказание за своевольство… Некоторым объяснением, если не оправданием этой жестокости может служить только дороговизна нотных изданий того времени (из-за трудоемкости переписки нот).
Мальчик-хорист в школьном хоре при церкви, скрипач, альтист, органист в различных маленьких городках и. наконец, придворный капельмейстер (Веймар, Кетен) — таковы вехи музыкальной биографии Иоганна Себастьяна Баха до тех пор, пока он в 1723 году, уже почти сорокалетним, не обосновался в Лейпциге, где прожил до конца своих дней.
В это время Бах был отцом многочисленного семейства, старшие дети (от первой жены, уже умершей) жили еще при нем, подрастали младшие дети — от второй жены, Анны Магдалены. (Юным музыкантам известно это имя: в нотную тетрадь Анны Магдалены, которая и сама была хорошей музыкантшей, Бах записывал легкие пьески для обучения младших детей.
И сейчас мимо этой «Нотной тетради» не проходит никто из обучающихся музыке.)
Бах в семейном кругу
Жить было нелегко, и поэтому неудивительно, что среди немногих сохранившихся в архиве Баха бумаг очень много различных заявлений и писем к влиятельным особам, и все об одном: улучшить более чем скромное материальное положение. В Лейпциге Бах получил место кантора, то есть руководителя школьного хора при церкви св.
Фомы (Томаскирхе).
Школа (Томасшуле), где обучали пению, игре на органе и других инструментах, существовала с XIII века и пользовалась хорошей репутацией, но в эти годы хор был малочисленным, и Бах постоянно жаловался, что из всех ее воспитанников «семнадцать пригодны для музыки, двадцать еще не пригодны и семнадцать негодны».
Бах работал почти во всех известных в то время музыкальных жанрах. Преобладание какого-либо определенного жанра в тот или иной период можно в известной мере объяснить условиями работы, вкусами хозяев и заказчиков.
Так, в Веймаре имелся превосходный орган, и Бах в годы работы там написал самые знаменитые свои органные произведения, в том числе органные токкаты, из которых наиболее известна ре-минорная, хотя другие ей нисколько не уступают.
Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги как будто запечатлели в себе самый процесс музыкального творчества. Сначала — вдохновенная импровизация, как будто не скованная никакими законами, даже не имеющая четких контуров, своего рода звуковая туманность, из которой должен родиться стройный и гармоничный звуковой мир.
И он рождается — в фуге. Первоначальный музыкальный образ — тема фуги, повторяясь, переходя от одного голоса к другому, постепенно завоевывает все звуковое пространство, развиваясь по строгим законам музыкальной логики. Контрастное единство токкаты или фантазии и фуги как бы подтверждает неразрывность вдохновения и разума в искусстве.
Бах сам был непревзойденным органистом, а когда слушатели удивлялись его мастерству, он обычно говорил, что секрет прост: «Нужно всегда вовремя ударять по нужной клавише…»
Работая в Кетене, Бах писал много камерных сочинений, сюит и сонат для различных инструментов, поскольку именно этот род музыки особенно привлекал его хозяина, князя Леопольда, который и сам играл на клавире, скрипке и виоле да-гамба (старинном инструменте, родственном виолончели). Видимо, в кетенском оркестре были отличные музыканты, так как вряд ли сам князь, будучи только музыкантом-любителем, мог бы сыграть знаменитую «Чакону» Баха из сюиты для скрипки, ведь она и по сей день является эталоном виртуозности для скрипачей.
Памятник Баху в Лейпциге
Круг обязанностей Баха в Лейпциге предоставлял ему большие возможности для творчества. По условиям своей работы Бах должен был к каждой воскресной церковной службе писать новую кантату (всего он написал их 265). Исполнение кантат было своего рода концертом внутри церковной службы.
Кантата включала в себя арии и хоры, среди которых были И совсем простые, певшиеся всей общиной, и более сложные, для учеников Баха из Томасшуле. И конечно, возможность слушать каждую неделю новое сочинение Баха привлекало к Томаскирхе не только ее постоянных прихожан, но и других жителей Лейпцига.
В той же церкви они могли и послушать, как великий органист играет хоральные прелюдии, как из простых, с детства знакомых мелодий немецких хоралов вырастают новые, живые и трепетные голоса органных регистров.
В Лейпциге Бах написал и самые крупные хоровые сочинения. Его месса си-минор (цикл хоров для праздничной церковной службы) и была написана как музыкальное приношение саксонскому королю Августу в надежде получить звание придворного капельмейстера.
Король Август был католиком, вот почему эта месса так монументальна и торжественна; в протестантских церквах, где Бах работал, весь ритуал был гораздо скромнее и проще.
При жизни Баха из этого сочинения исполнялись лишь отдельные хоры: в мессе так много музыки, что для самой церковной службы просто не осталось бы времени.
Иной, менее торжественный, но более проникновенный характер носит музыка Баха к так называемым «пассионам», или «Страстям»,— драматизированному рассказу о страданиях и смерти Иисуса Христа. Рассказ этот известен в четырех вариантах, приписываемых четырем легендарным авторам-евангелистам. Бах использовал два из них: «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею».
Текст, созданный более чем за полторы тысячи лет до Баха, композитор прочитал так, как будто он был современником и свидетелем описываемых событий. Он как будто лично знал бедного галилейского проповедника, учившего любви и милосердию, ставшего жертвой клеветы и предательства и приговоренного к позорной казни. Он как будто сам видел горе его матери, растерянность и страх учеников.
Повествование излагается речитативом, и Бах удивительно тонко разграничивает манеру речи рассказчика-евангелиста и действующих лиц. Партии Иисуса и римского наместника Пилата поручены однородным голосам, но интонации первого возвышенны и благородны, второго — грубы и надменны.
Кроме канонического церковного текста, в «Страстях» есть и лирические отступления — арии на слова современного Баху поэта. Эти арии нередко превращаются в своего рода дуэты голоса с солирующим инструментом — скрипкой, флейтой.
Замечательный пример — ария альта из «Страстей по Матфею», следующая за рассказом об отречении одного из учеников Иисуса — Петра.
Сдержанная, скорбная мелодия голоса сопровождается рыданиями скрипки, в которых изливается вся горечь запоздалого раскаяния.
Разнообразны хоры «Страстей». Кроме драматических эпизодов, передающих крики разъяренной толпы, требующей казни, там звучат и строгие, величественные в своей простоте хоралы.
В баховских «Страстях» соединились трогательная наивность древних народных представлений на евангельские темы и драматическая выразительность оперной музыки, причем гораздо более яркая, чем в самой опере баховского времени.
Ничего равного сцене суда в «Страстях по Иоанну» мы не встретим ни во французской, ни в итальянской опере XVIII века. Немецкая же опера тогда еще не вышла из периода ученичества.
Современники (кроме, пожалуй, тех, у кого Бах непосредственно находился на службе) высоко ценили гениального мастера, подытожившего все ценное, что было до него создано в немецкой (и не только в немецкой) музыке.
Но в последние годы жизни Баха, в середине XVIII века, в музыке произошел заметный стилистический перелом.
Старинное полифоническое искусство, расцветавшее в хоровой и органной музыке, вытеснялось новой, более доступной для восприятия манерой изложения, отчетливо разделяющей фон и рельеф, глав ведущую мелодию и сопровождение.
Монументальные хоровые циклы заслоняются оперой, органные фантазии и токкаты — изящными клавирными сюитами из небольших пьес в танцевальных ритмах. Бах тоже работал в этих жанрах, но они не были центром его внимания. В новой манере писали его сыновья (Филипп Эммануэль и Иоганн Христиан). И хотя они унаследовали лишь какую-то долю отцовского дарования, долгое время именно Филипп Эммануэль считался великим Бахом.
А память о старом Бахе жила лишь среди немногих музыкантов, тем более что не многие его сочинения были изданы. Но Баха знали и любили Моцарт и Бетховен.
А когда, сто лет спустя после первого исполнения «Страстей по Матфею», молодой Феликс Мендельсон в 1829 году извлек их из забвения и исполнил в Лейпциге, началось возрождение музыки Баха. Оно коснулось и России.
Памятью об этом осталась новелла «Себастьян Бах», написанная Владимиром Федоровичем Одоевским, ученым и писателем, другом Пушкина и Глинки.
Основные сочинения:
Для хора и солистов с оркестром:
- «Страсти по Иоанну» (1723)
- “Страсти по Матфею” (1729)
- Рождественская оратория (1734)
- Месса си минор (1733)
- духовные кантаты (сохранилось 199)
- около 30-ти светских кантат
Для оркестра:
- 6 Бранденбургских концертов
- 5 увертюр-сюит
- концерты для различных инструментов с оркестром
Сочинения для ансамблей, для клавесина (в том числе — «Хорошо темперированный клавир»: 48 прелюдий и фуг), для органа:
- около 20 прелюдий и фуг
- 3 фантазии и фуги
- 5 токкат с фугами
- хоральные прелюдии и т. п.
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Источник: https://ProPianino.ru/iogann-sebastyan-bax
Биография Иоганна Себастьяна Баха | Великие исторические личности
Мар 29, 2012 Опубликовано Мар 29, 2012 в Новости
Биография: Иоганн Себастьян Бах (Bach) (21.3.1685, Эйзенах — 28.7.1750, Лейпциг) — немецкий композитор.
Предками Баха были музыканты — органисты, капельмейстеры, служившие в различных немецких городах. Его отец Иоганн Амброзиус был альтистом, старший брат Иоганн Кристоф — органистом, учеником И. Пахельбеля.
Когда десятилетний Бах остался сиротой, заботы о нем взял на себя Иоганн Кристоф, живший тогда в Ордруфе. Под руководством брата начались музыкальные занятия Баха.
Не желая быть в тягость брату, у которого была большая семья, а доходы весьма малы, Бах в возрасте 15 лет переехал в город Люнебург и поступил на службу в церковную капеллу в качестве певчего. Одновременно он занимался в общеобразовательной школе.
В местной библиотеке Бах знакомился с рукописями сочинений известных немецких и итальянских композиторов, причем интересующие его произведения он полностью переписывал и затем тщательно изучал. Большое значение для Баха имело его сближение с органистом Г.
Бемом, автором органных прелюдий и клавирных пьес, которые оказали некоторое влияние на становление инструментального стиля Баха.
Необеспеченное материальное положение не давало Иоганну Себастьяну Баху возможности продолжать образование. В те годы жизнь музыкантов была очень тяжелой; они должны были служить в церковных капеллах или при княжеских дворах, где находились почти на положении прислуги.
Не избежал этого и Бах; около 20 лет он вынужден был переезжать из города в город в поисках приемлемых условий. В 1703 году, около года, он служил скрипачом придворного оркестра в Веймаре. Недовольный условиями работы, Бах переехал в 1704 году в Арнштадт, где получил место церковного органиста.
Здесь он мог уделять достаточно времени развитию своего исполнительского мастерства (в «Новой церкви», где служил Бах, был отличный орган), много занимался сочинением музыки. Уже в своих ранних произведениях Бах проявил исключительное композиторское дарование.
Он писал кантаты (самое раннее из сохранившихся крупных произведений композитора — духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», о которой В.
Вольфрум, биограф Баха, писал, что «…эта смелая юношески огненная кантата не уступает ни в чем крайним дерзаниям современной школы»), программно-изобразительную сюиту «Каприччио на отъезд любимого брата» и др. сочинения. Внимательно изучая произведения лучших органных композиторов того времени — И. А. Рейнкена, И.
Пахельбеля, Д. Букстехуде (получив отпуск, Бах пешком отправился в Любек, чтобы послушать в воскресных концертах сочинения Букстехуде), Бах делал органные обработки хоралов, писал различные пьесы для органа. Уже в юношеские годы Бах проявлял огромную трудоспособность, сохранившуюся у него до конца жизни.
Из-за конфликта с начальством, недовольным «новшествами», вводимыми Бахом во время церковной службы (ему инкриминировалось то, что он «вводил в хорал много странных вариаций и примешивал к нему чуждые звуки»), он покинул Арнштадт и поселился в Мюльхаузене, где также занимал место церковного органиста, но уже через год он уехал в Веймар.
Во время 9-летнего пребывания в Веймаре (до 1717 года), где Бах занимал должность придворного органиста и «камерного музыканта», а с 1714 года и концертмейстера, он все больше времени посвящал композиторской деятельности.
Он продолжал изучение творчества немецких и итальянских композиторов, знакомился с сочинениями французских музыкантов; многие из их произведений Бах переложил для клавира или органа.
В эти годы Бах выступал как исполнитель на органе и клавире, и вскоре он стал известен в Германии как один из лучших виртуозов. Баха часто приглашали в такие крупные города, как Дрезден, Халле, Лейпциг.
В 1717 году в Дрездене должно было происходить состязание в игре на клавире между ним и известным французским клавесинистом Л. Маршаном. Однако француз, прослушав предварительно игру Баха, ночью тайно покинул город, отказавшись от выступления.
Но ни победа Баха над знаменитым музыкантом, ни его известность не упрочили положения композитора в Веймаре. Даже когда здесь освободилось место капельмейстера капеллы, то против ожидания Баха эту должность предложили не ему, а какому-то малоодаренному музыканту.
Когда же возмущенный Бах попросил отпустить его из капеллы, то веймарский герцог приказал арестовать великого композитора за непочтительность. После освобождения из-под ареста Бах в 1717 году поселился в Кетене, где работал «дирижером и директором камерной музыки» при дворе принца Леопольда.
Период пребывания Баха в Веймаре и Кетене можно считать началом расцвета его творчества. Здесь им было создано, помимо светских кантат, значительное количество органных произведений (пассакалья, токката и фуга ре минор и др.
), духовных кантат, I том знаменитого «Хорошо темперированного клавира», являющегося сейчас настольной книгой каждого музыканта, Бранденбургские концерты, Французские сюиты, Английские сюиты, Инвенции и др.
Жизнь в небольших немецких городах начала тяготить Баха. Его тянуло к крупным музыкальным центрам Германии. К тому же ен хотел дать хорошее образование своим сыновьям, что было возможно лишь в университетском городе. Безуспешно пытался Бах получить место органиста в одной из церквей Гамбурга.
С большим трудом он добился должности кантора школы св. Фомы в Лейпциге, освободившейся после смерти И. Кунау. После того как от этого места отказались «более знаменитые» композиторы Г. Телеман и X.
Граупнер, магистрат города должен был «довольствоваться музыкантом среднего достоинства» и пригласил Баха.
В 1723 году Иоганн Себастьян Бах вместе со своей многочисленной семьей (он был дважды женат; от первого брака у него было 4 ребенка и от второго — 17) окончательно обосновался в Лейпциге, где прожил до конца жизни.
Помимо работы кантором, Бах служил органистом в крупнейших церквах города. В 1729-1740 годах он возглавил «Музыкальную коллегию» — общество, ведавшее концертной жизнью Лейпцига. Нередко композитор сам выступал в этих концертах и как дирижер, и как солист.
Для этих же концертов он писал оркестровые сюиты, инструментальные концерты, светские кантаты. Лейпцигский период творчества Баха был особенно плодотворен.
За это время были созданы II том его «Хорошо темперированного клавира», си-минорная месса, Итальянский концерт, ряд органных сочинений. Большинство его кантат также относится к этому периоду.
Во многих городах Германии была хорошо известна разносторонняя деятельность Бах как музыканта, пользовавшегося большим авторитетом, исполнителя, педагога — (в числе учеников Баха — его сыновья Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Кристоф, И. Ф. Агрикола, И. Т.
Гольдберг — отличный клавесинист, для которого Бах написал свои 30 вариаций, Г. А. Гомилиус, Ф. Кирнбергер, И. X. Китель, И. Т. Кребсидр.). Однако Баха как композитора знал лишь узкий круг его друзей и почитателей. При жизни произведения его почти не издавались, многие из них были утеряны.
Ослепший к концу жизни, Бах скончался, не получив у современников признания. Виднейшим композитором из баховской семьи считался в те годы не Иоганн Себастьян, а его сын Филипп Эммануил.
Бах даже не смог обеспечить свою семью; после его смерти вдова Баха умерла в доме призрения, младшие дети были на грани нищеты.
Лишь после смерти Баха постепенно вырос интерес к его творчеству, а спустя 80 лет его музыка получила, наконец, исключительное распространение. Очень много для всесторонней пропаганды творчества Баха сделал Ф.
Мендельсон, благодаря которому в 1829 году в Берлине с необычайным успехом были исполнены «Страсти по Матфею». В 1850-х годах в Лейпциге было основано Баховское общество, поставившее своей задачей изучение и публикацию всех сочинений великого композитора.
(Одним из инициаторов этого общества был Р. Шуман.) В 1851-1900 годах издано полное собрание сочинений композитора в 47 тт.
Музыкальное наследство Баха чрезвычайно богато и разнообразно. За исключением оперы, он творил во всех современных ему жанрах.
Такие его вокальные произведения, как «Магнификат» (1723), Месса си минор (1733-1738) — одно из капитальнейших сочинений Баха, изобилующее пленительными ариями, драматическими хорами, трогательными хоралами, «Высокая месса» (1730), «Страсти по Иоанну» (1723), «Страсти по Матфею» (1729) и др.
, принадлежат к лучшим достижениям мирового хорового искусства. Хотя эти композиции написаны на евангельские тексты, они по характеру трактовки сюжетов выходят за рамки церковной музыки. С исключительной силой композитор передает в них реальные человеческие чувства и переживания.
Бах, претворяя в них мотивы героической борьбы и победы («Магнификат»), создал исключительные по впечатлению образы скорби народа. В вокальных произведениях Бах разрабатывает не только народно-песенные мелодии, но и темы танцевального характера в ариях, симфонических эпизодах.
В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка.В числе органных произведений Баха — хоральные прелюдии, хоралы, прелюдии и фуги, пассакальи, токкаты. Эти композиции относятся к лучшим произведениям мировой органной литературы. Красота, стройность формы, ясность развития, глубина содержания — характерные черты баховского стиля — полностью проявились в органных сочинениях Баха.
Творчество Баха является вершиной полифонического стиля и в этом смысле представляет собой монументальный итог развития европейской музыки на протяжении нескольких веков. Вместе с тем не случайно то, что Бетховен называл Баха «праотцем гармонии», «бессмертным богом гармонии».
Действительно, Бах, как никто до него, воплотил в своем творчестве единство мелодии и гармонии и в рамках полифонического стиля прокладывал новые пути, приведшие в конечном итоге к рождению новых форм и средств музыкальной выразительности, развитых впоследствии великими композиторами новой исторической эпохи. Благотворное влияние Баха сказывается и в наши дни.
Творения великого художника-гуманиста продолжают восхищать слушателей силой, яркостью, свежестью и глубиной мысли, правдивостью образов и чувств.
Наследие Баха оказало огромное влияние на развитие не только немецкой, но и всей мировой музыки.
Источник: http://get-tune.net
Источник: http://history-persons.ru/2012/03/biografiya-ioganna-sebastyana-baxa/
Методическая разработка на тему: МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Об исполнении клавирных произведений И.С.Баха». ( преподаватель Кадырова Р.О.)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Об исполнении клавирных произведений И.С.Баха».
( преподаватель Кадырова Р.О.)
г. Воркута
2014г.
Рассмотрено на заседании ПЦК
фортепианного отделения
Протокол №______
От «___»____________2014
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
____________ Д А Слепокуров
«________» февраля 2014 года
Цель моего доклада – обобщить на основе изученного материала некоторые «частные» вопросы исполнения клавирных сочинений И.С.Баха – вопросы звучания, артикуляции, темпа, ритма, агогики, динамики.
Но прежде, наверное, надо рассказать об интерпретации баховской музыки, которая не может быть осмыслена вне отношения к традициям ее исполнения.
А сложились они в эпоху романтического исполнительства и в известной мере до сих пор сохраняет свое влияние.
Представляется, что эпоха романтизма в исполнительстве – период, продлившийся с 20-30 годов прошлого столетия примерно до середины нынешнего; на протяжении всего этого периода исполнительское искусство в своих главных чертах определялось романтической музыкой, и шире, романтической эстетикой.
Это явственно отразилось на фортепианном репертуаре. В нем безраздельно господствовало творчество романтиков, а также Бетховена, воспринимавшегося односторонне, как предтеча романтизма. Что касается музыки 17-18 веков, то она была представлена весьма скудно.
В программах концертов, как правило, почти полностью отсутствовали произведения клавесинистов, даже сочинения Гайдна и Моцарта. Единственным исключением оказался И.С.Бах. По-видимому, это было в значительной мере обусловлено тем, что некоторые стороны его музыкального языка оказались близкими устремлениям романтиков.
Например, баховская вертикаль, изобилующая сложными созвучиями, резкими диссонансами для слуха, воспитанного творчеством романтиков, искавших пути обогащения мажоро-минорной системы могла быть в чем-то более привлекательной в сравнении с гармонией, например, Гайдна или Моцарта.
Подобным же образом оказалось актуальной, свойственная музыке Баха, «бесконечная» мелодия, возродившаяся (в новом качестве) в искусстве романтизма.
Вследствие такого рода аналогии многие баховские произведения, исполненные в той манере, которая была рождена романтической музыкой, обретали заметное сходство с ней. Иначе говоря, они романтизировались.
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2015/03/22/metodicheskiy-doklad-ob-ispolnenii-klavirnyh