Сочинения об авторе древнерусская литература

Мне нужно сочинение на тему: Значение древнерусской литературы для современного читателя

FoggyRaccoon Оракул (54917) 5 лет назад Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени.

Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Важно

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.

Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени.

Обратите внимание

Древнерусская литература XI – XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI – XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

Переделай своими словами просто, или замени

Савва Котов Ученик (199) 2 года назад Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Важно

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.

Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени.

Обратите внимание

Древнерусская литература XI – XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI – XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

Переделай своими словами просто, или замени

наталья мишина Ученик (150) 2 года назад Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Важно

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.

Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени.

Обратите внимание

Древнерусская литература XI – XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI – XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим. Переделай своими словами просто, или замениЗначение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Важно

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.

Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени.

Обратите внимание

Древнерусская литература XI – XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI – XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Совет

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня.

Изучение древнерусской литературы, памятников др

СВЕТЛАНА РЫЛОВА Знаток (285) 2 года назад Все наши знания и представления об этом мире, о роли добра и зла, о нормах поведения уходят корнями в глубокое прошлое. Каждый из нас проходит заново путь развития, и вместе с тем каждый неразрывно связан с опытом предшествующих поколений, с целой галереей суждений и образов, рождённых за много сотен лет до него. Что же такое древнерусская нравственность? Откуда берут корни извечные вопросы и проблемы, которые ставит перед собой современный нам человек? Была ли также актуальна многими веками ранее человеческая добродетель, рассуждал ли древнерусский человек о долге, чести, доблести? Были ли важны семейные узы и кровная обида?Сегодня мы даже не сомневаясь отвечаем утвердительно на каждый вопрос. Но откуда же мы берём подобные знания – ведь никто не изобрёл машину времени, не побывал в тех временах и не проникся той атмосферой, не осознал в полной мере той жизни, существенно отличающийся от нашей. И тем не менее, мы многое знаем о людях и нравах того времени. Один из важнейших источников – древнерусская литература – духовная, несомненно развитая и цельная, она составляет целый период в общем собрании всех художественных ценностей. Вспомним древнерусские былины… Богатыри, храбрые дружинники и поселяне – разве не отвагу и смекалку прославляли в них старинные писцы?! А “поучение” и “слово” – разве не вложен в этот жанр высший сакральный смысл, вся мораль и нравственная позиция тех лет. Чего только стоит знаменитое “Слово о полку Игореве” – кульминационное произведение древнерусской литературы. Вопросы долга, личной и общественной пользы, сплочённости людей и чистой безотчётной любви – множество вечных, актуальных сегодня тем затрагивается и раскрывается в этом “памятнике русской словесности”… Только объединив опыт своих предшественников, анализируя его и обобщая, мы можем здраво оценить понятие современной морали. Древнерусская нравственность – важнейший нюанс в совокупности наших взглядов и суждений, отказаться от этой кладези нельзя.

Не знаю точной темы, но это вполне можно взять за основу. Написано эксклюзивно для вас, сегодня бесплатно. Удачи!)))

Альберт Гайнуллин Ученик (104) 1 год назад Здравствуйте сегодня я хотел бы рассказать о значении древнерусской литературы для современного общества. В первую очередь я хотел-бы рассказать что такое древнерусская литература. Древнерусская литература создавалась в период с 11 по 16 век и её основными жанрами были: житие-жанр который создавали люди которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти. Повесть-это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. Первые книги было церковно – служебные и повествовательно – исторические. Они были написаны на церковно – славянском языке. Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Древнерусский писатель в своих произведениях прославляет милосердие, скромность, бескорыстие, и открытость.И всё-же как современному обществу относится к древнерусской литературе? Лично я отношусь к древнерусской литературе с интересом потому что мне интересно узнать чем тогда люди занимались, как они разговаривали, и вообще как отличалась жизнь тех людей от нашей. Ещё читая древнерусские произведения из них можно усвоить какие-либор жизненные уроки.Вообще древнерусская литература очень сильно отличается от современной с точки написания, но с точки самого смысла некоторые произведения очень схожи, и именно это говорит нам что современное общество прислушивается к народным мудростям и это значит что современное общество до сих пор прислушивается к наших предков.

Ссылка:

Эльдар Даутов Ученик (110) 1 год назад Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Важно

В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: “Повести временных лет”, – первая русская летопись, “Поучение Владимира Мономаха”, “Слова о полку Игореве”, “Хождение за три моря Афанасия Никитина”, и другие.

Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени.

Обратите внимание

Древнерусская литература XI – XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Жанры литературы связаны с церковной, фольклором, жанрами, которые воспевают любовь к родине. То есть литература XI – XII веков на Руси находилась в процессе жанрообразования (“Поучение”, “Моление”, “Слова о полку Игореве”).

Познание древнерусской литературы продолжается. Это и правильно. Приобщиться к литературе Руси того времени счастье и радость. Всё это не может нас оставить равнодушными к истории культуры нашей Родины. Литература Древней Руси – это зеркало славы наших предков, воинов, строителей, философов, политологов, художников слова и книжного дела.

Читайте также:  Краткая биография мариенгоф

Я считаю, что Древнерусская литература является хорошим явлением культуры нашего дня. Изучение древнерусской литературы, памятников древнего искусства является важным делом. Памятники прошлого должны служить будущему. Лучшие произведения культуры продолжают участвовать в нашей жизни. Мы изучаем древнерусскую литературу, продолжаем читать, расширяем свой кругозор. Вся литература Руси обращена к будущему, к нам, она пронизана заботой о будущим.

Переделай своими словами просто, или замени

окси С Ученик (181) 5 месяцев назад

Источник: https://otvet.mail.ru/question/95402536

Сочинение по теме древнерусская литература

С уверенностью можно сказать, что русская литература является одной из самых старых.

Началом великой русской литературы называют вторую половину десятого века. С того времени, более семисот лет происходило развитие древнерусской литературы. В этом сочинении постараемся рассмотреть влияние древней русской литературы на современность.

В чем заключается значение древней русской литературы для современности.

С самого начала следует заметить, что значение древнерусской литературы в большей степени состоит из того, что она позволяет нам понять многие достижения русской литературы в целом.

Прежде, чем прочувствовать и понять многие художественные произведения, следует знать, каким образом они создавались и кто были их авторы.

Обратите внимание

Помимо того мы сможем понять литературу только тогда, когда сможем узнать, при каких обстоятельствах она создавалась и принимала участие в жизни целого народа.

Литература в истории.

Древнерусская литература также является и частью истории народа. Здесь никогда не было вымышленных персонажей и событий. Её героями были только настоящие князья, цари, воины и многие другие. В основном описывались исторические события, такие как битвы и походы. На данном этапе можно понять моральные принципы, обычаи и нравы народа тех времён.

Примечательно то, что многие историки воспроизводят хронологию событий, благодаря данным, содержащимся в древнерусской литературе.

Влияние древнерусской литературы на развитие государства.

История развития Руси очень сильно связана с литературой тех времён. Многие авторы, создавая свои произведения, взывали к патриотическим чувствам народа и возрождению обычаев. Древнерусская литература воспитала у многих людей любовь к отчизне, русским обрядам и традициям.

На примерах героев тех времён мы учимся быть смелыми, храбрыми, честными и справедливыми к окружающим.

В заключение нужно сказать, что изучая древнерусскую литературу, памятники древности мы становимся ближе к пониманию современных писателей, которые заключали в основу своих произведений идеи опыт и красноречие тех лет.

Сочинение » Древнерусская литература » Влияние древнерусской литературы на современность

История любого народа изучается в основном по летописям, рукописным и печатным источникам, оставленным далекими предками. Только таким образом можно узнать о тех событиях, которые происходили много веков назад.

Для русского человека бесценным историческим и духовным наследием являются уникальные шедевры древнерусской литературы, пришедшие к нам еще с XI — XII веков. Все эти произведения пронизаны духом патриотизма и любви к родной земле.

Важно

В таком эпическом творении, как «Слово о полку Игореве» описывается героический поход славного князя новгород-северского Игоря Святославича против половцев, который он предпринял в далеком 1185 году.

Этот шедевр по праву относится к величайшим памятникам литературы Древней Руси. Благодаря ему мы узнаем о жизни и быте наших великих предков, их стремлениях и чаяниях. Произведение имеет и колоссальную историческую ценность, так как подробно описывает одно из самых значимых событий того времени.

Немаловажную роль в древней русской литературе занимает религия. Так до наших дней сохранилась уникальная книга “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, которая повествует о жизни русских святых. В этой повести, написанной писателем Ермолаем-Еразмом в середине XVI на основе муромских устных преданий, чудесным образом переплетаются русский фольклор с древней историей.

Еще один памятник древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха», созданный в XII веке великим киевским князем Владимиром Мономахом, называют первой светской проповедью, в которой впервые поднимаются нравственные и этические вопросы.

Безусловно, древнерусская литература имеют для современного читателя бесценное значение, поскольку несет в себе глубокую нравственную силу. Благодаря этим источникам мы узнаем о самых лучших чертах наших далеких предков – о их героизме, доблести, беззаветной любви к своей Отчизне и родному дому.

Мы знакомимся с их бытом и укладом жизни. Древнерусская литература – это наша история, которую мы должны знать, чтить и помнить.

Сочинение » Древнерусская литература » Сочинение на тему «Значение древнерусской литературы для современного читателя»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/4603/

Сочинение на тему ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В предыдущих классах изучалась “Повесть временных лет”, “Сказание о Кожемяке”, “Сказание о Белгородском киселе”, “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Фев – ронии Муромских”.

Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о “летающем змее” и о “мудрой деве”, которые талантливо объе­динены в одно литературное произведение.

Повесть легко рас­падается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел.

Во второй части расска­зывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра.

Совет

Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел ос­тавить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией.

Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои пра­вили честно, при их правлении город процветал.

“Повесть о Петре и Февронии” заканчивается рассказом об их смерти в один день.

Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому.

Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что глав­ной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму.

В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.

Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только под­виги, обращается к литературному вымыслу. Героями литера­турных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

Глоссарий:

– сочинение на тему древнерусская литература

– сочинение на тему уроки древнерусской литературы

– человек и история в древнерусской литературе сочинение

– Сочинение человек и история в древнерусской литературе

– сочинение уроки древнерусской литературы

(Пока оценок нет)
Loading…

Сочинение на тему великий могучий русский язык.

Сочинение на тему ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Categories: Сочинения по литературе

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-iz-drevnerusskoj-literatury/

Сочинение Уроки древнерусской литературы

Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.

Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.

Стоит отметить, что в школах не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее.

Обратите внимание

Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни.

Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.

Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.

Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.

Как правило, основой древнерусской литературы считалась личность любого человека. Ведь очень часто бывает так, что человек интересен не сам по себе, а как  полноценный участник той или иной социальной отрасли.

Авторы старались изобразить человека через его поступки, действия, решения. Все герои незримо делились на положительных или отрицательных. Такого понятия как противоречивый герой, просто не понималось в те времена.

Стоит отметить, что со временем такая литература, стала очень хорошо отражать на только поступки людей, но и их характер, который собственно и двигал ими в ходе принятия того, или иного решения и совершении поступка.

Другие сочинения:

← Нужна ли сатира сегодня?↑ 7 классУлица моего детства →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/7-klass/uroki-drevnerusskoj-literatury

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Значение древнерусской литературы в современном мире»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Что такое древнерусская литература? Это те памятники русской письменной культуры, которые создавались на заре становления нашего государства.

Примечательно, что в них нет ни слова вымысла, и все, о чем повествуется, – истинная правда.

И «Повесть временных лет», и «Слово о полку Игореве», и другие, менее масштабные произведения, все они полны образности и написаны живым, ярким языком.

Важно

       Читая памятники, оставленные нам нашими давно ушедшими предками, мы можем понять, чем жил тогда народ, какие нравы существовали и как выстраивались отношения. Мы узнаем, «откуда есть пошла земля Русская», как формировалось то, что сейчас досталось нам в наследие.

История – это путь, идя по которому, проникаешь в самую сущность любой нации. Постигаешь великие тайны родной страны. И древнерусская литература – первая помощница в этом нелегком, но очень увлекательном путешествии. Она расскажет все правдиво своим живым народным языком и покажет яркими, сильными образами.

А читателям, то есть, нам с вами, останется только поражаться, углубляясь все дальше и дальше.

       Историческое значение, конечно, первостепенно, если говорить о русской литературе. Но есть и еще одно. Художественное, эстетическое. Оно стоит на одной ступени с историческим, потому что тоже очень верно и красочно характеризует русский народ.

Все произведения написаны живым языком, они полны красок и ярких образов. Когда читаешь то же самое «Слово о полку Игореве», перед глазами с невероятной точностью разворачивается картинка. Так действие, описываемое в произведении, становится нашим собственным внутренним фильмом.

Разве такое случилось бы, не будь древнерусская литература очень богатой в художественном плане?

       И, наконец, могу сказать, что все такие произведения очень интересны.

Они пробуждают желание больше узнать об истории, более того, они сами по себе являются живыми, красноречиво говорящими свидетелями той самой древней истории.

То, что для нас сейчас стало лишь прошлым, для них когда-то было настоящим. В этом заключается особое очарование и завораживающая таинственность древнерусской литературы.

Совет

       Открывая ее, погружаешься в иной мир. Но это не фантастика. Это то, что когда-то происходило, и о чем наши далекие предки не поленились рассказать ярко и образно. И за это им огромное спасибо. К сожалению, памятники древнерусской литературы немногочисленны. Но те, которые дошли до наших времен, пережив бури и пожарища, являются истинными сокровищами.

Читайте также:  Краткая биография бичер - стоу

Они пробуждают живой интерес к истории и заставляют гордиться своим народом. И, конечно же, в свое время именно они стали тем самым фундаментом, на основе которого выросло мастерство таких гением, как Пушкин, Тургенев, Толстой, Достоевский и многие другие. Без древнерусской литературы никого бы из них не было.

Именно поэтому необходимо знать и чтить документальную память, оставшуюся нам от предков.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/drevnerusskaya/302-sochinenie-na-temu-znachenie-drevnerusskoj-literatury-v-sovremennom-mire.html

Особенности древнерусской литературы

Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течении семи веков до Петровской эпохи. Древнерусская литература-это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточием русской духовности и патриотизма.

На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий.

Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу, показывают красоту земли русской, поэтому эти произведения затрагивают сокровенные струны наших сердец.

Значимость древнерусской литературы как основы развития новой русской литературы очень велико. Так образы, идеи, даже стиль сочинений унаследовали А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

Древнерусская литература возникла не на пустом месте. Ее появление было подготовлено развитием языка, устного народного творчества, культурными связями с Византией и Болгарией и обусловлена принятием Христианства как единой религии. Первые литературные произведения, появившиеся на Руси, переводные. Переводились те книги, которые были необходимы для богослужения.

Первые же оригинальные сочинения, т. е. написанные самими восточными славянами, относятся к концу XI-началу XII в. в. Происходило становление русской национальной литературы, складывались ее традиции, особенности, обуславливающие ее специфические черты, определенную несхожесть с литературой наших дней.

Цель данной работы- показать особенности древнерусской литературы и ее основных жанров.

II. Особенности древнерусской литературы.

2. 1. Историзм содержания.

Обратите внимание

События и персонажи в литературе, как правило, плод авторского вымысла. Авторы художественных произведений, даже если описывают подлинные события реальных лиц, многое домысливают.

Но в Древней Руси все было совсем не так. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что, по его представлениям, реально произошло. Только в XVIIв.

Появились на Руси бытовые повести с вымышленными героями и сюжетами.

И древнерусский книжник, и его читатели свято верили, что описанные события реально происходили. Так летописи были для людей Древней Руси своеобразным юридическим документом. После смерти в 1425 г.

московского князя Василия Дмитриевича его младший брат Юрий Дмитриевич и сын Василий Васильевич стали спорить о своих правах на престол. Оба князя обратились к татарскому хану, чтобы тот рассудил их спор.

При этом Юрий Дмитриевич, отстаивая свои права на московское княжение, ссылался на древние летописи, в которых сообщалось, что власть прежде переходила от князя-отца не к сыну, а к брату.

2. 2. Рукописный характер бытования.

Еще одной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер бытования. Даже появление печатного станка на Руси мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII в. Бытование литературных памятников в рукописях вело к особому почитанию книги. О чем писали даже отдельные трактаты и наставления.

Но с другой стороны, рукописное бытование вело к нестабильности древнерусских произведений словесности. Те сочинения, которые дошли до нас, являются результатом работы многих и многих людей: автора, редактора, переписчика, а сама работа могла продолжаться в течение нескольких веков.

Поэтому в научной терминологии существуют такие понятия, как «рукопись» (написанный от руки текст) и «список» (переписанное произведение). Рукопись может содержать списки разных сочинений и может быть написана как самим автором, так и переписчиками. Еще одним основополагающим понятием в текстологии является термин «редакция», т. е.

Важно

целенаправленная переработка памятника, вызванная общественно- политическими событиями, изменениями функции текста или различиями в языке автора и редактора.

С бытованием произведения в рукописях тесно связана такая специфическая черта древнерусской литературы, как проблема авторства.

2. 3. Проблема авторства.

Авторское начало в древнерусской литературе приглушено, неявно, Древнерусские книжники не были бережливы с чужими текстами.

При переписывании тексты перерабатывались: из них исключались или в них вставлялись какие-то фразы или эпизоды, добавлялись стилевые «украшения».

Иногда идеи и оценки автора заменялись даже на противоположные. Списки одного произведения существенно отличались друг от друга.

Древнерусские книжники вовсе не стремились обнаружить свою причастность к литературному сочинению. Очень многие памятники так и остались анонимными, авторство других установлено исследователями по косвенным признакам.

Так невозможно приписать кому-то другому сочинения Епифания Премудрого, с его изощренным «плетением словес».

Неподражаем стиль посланий Ивана Грозного, дерзко смешивающего велеречивость и грубую брань, ученые примеры и слог простого разговора.

Совет

Бывает, что в рукописи тот или иной текст подписывался именем авторитетного книжника, что может в равной степени и соответствовать и не соответствовать действительности. Так среди сочинений, приписанных известному проповеднику Святому Кириллу Туровскому, многие ему, по-видимому, не принадлежат: имя Кирилла Туровского придавало этим сочинениям дополнительный авторитет.

Анонимность памятников словесности обусловлена и тем, что древнерусский «писатель» сознательно не пытался быть оригинальным, а старался показать себя как можно более традиционным, т. е. соблюдать все правила и предписания сложившегося канона.

2. 4. Литературный этикет.

Известный литературовед, исследователь древнерусской словесности академик Д. С. Лихачев предложил особый термин для обозначения канона в памятниках средневековой русской словесности- «литературный этикет».

Литературный этикет слагается:

– из представления о том, как должен был совершаться тот или иной ход события;

– из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

– из представлений о том, какими словами должен был описывать писатель совершающееся.

Перед нами этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.

III. Основные жанры древнерусской литературы.

Литература нового времени подчинена законам «поэтики жанра». Именно эта категория стала диктовать способы создания нового текста. Но в древнерусской литературе жанр не играл такой важной роли.

Жанровому своеобразию древнерусской литературы посвящено достаточное количество исследований, но четкой класс классификации жанров так и нет. Однако некоторые жанры сразу выделились в древнерусской литературе.

3. 1. Житийный жанр.

Житие- описание жизни святого.

Русская житийная литература насчитывает сотни произведений, первые из них были написаны уже в XI веке. Житие, пришедшее на Русь из Византии вместе с принятием христианства, стало основным жанром древнерусской литературы, той литературной формой, в которую облеклись духовные идеалы Древней Руси.

Композиционная и словесная формы жития отшлифовывались веками. Высокая тема- рассказ о жизни, воплощающей идеальное служение миру и Богу,- определяет образ автора и стиль повествования.

Обратите внимание

Автор жития ведет повествование взволнованно, он не скрывает своего восхищения святым подвижником, преклонения перед его праведной жизнью. Эмоциональность автора, его взволнованность окрашивают все повествование в лирические тона и способствуют созданию, торжественного настроения.

Такую атмосферу создает и стиль повествования- высокий торжественный, насыщенный цитатами из Священного Писания.

При написании жития агиограф (автор жития) обязан был следовать целому ряду правил, канонов. Композиция правильного жития должна быть трехчленной: вступление, рассказ о жизни и деяниях святого от рождения до смерти, похвала.

Во вступлении автор просит прощения у читателей за неумение писать, за грубость повествования и т. д. За вступлением следовало само житие. Его нельзя назвать «биографией» святого в полном смысле этого слова. Автор жития отбирает из его жизни только те факты, которые не противоречат идеалам святости.

Рассказ о жизни святого освобождается от всего бытового, конкретного, случайного. В составленном по всем правилам житии бывает мало дат, точных географических названий, имен исторических лиц.

Действие жития происходит как бы вне исторического времени и конкретного пространства, оно разворачивается на фоне вечности. Абстрагированность- одна из особенностей житийного стиля.

В заключении жития должна быть похвала святому. Эта одна из наиболее ответственных частей жития, требовавшая большого литературного искусства, хорошего знания риторики.

Древнейшие русские агиографические памятники- два жития князей Бориса и Глеба и Житие Феодосия Печорского.

3. 2. Красноречие.

Важно

Красноречие-область творчества, характерная для древнейшего периода развития нашей литературы. Памятники церковного и светского красноречия делятся на два вида: учительное и торжественное.

Торжественное красноречие требовало глубины замысла и большого литературного мастерства. Оратору необходимо было умение эффектно построить речь, чтобы захватить слушателя, настроить на высокий лад, соответствующий теме, потрясти его пафосом.

Существовал специальный термин для обозначения торжественной речи- «слово». (Терминологического единства в древнерусской литературе не было. «Словом» могла называться и воинская повесть.

) Речи не только произносились, но писались и распространялись в многочисленных копиях.

Торжественное красноречие не преследовало узкопрактические цели, оно требовало постановки проблем широкого общественного, философского и богословского охвата. Основные поводы создания «слов»- богословские вопросы, вопросы войны и мира, обороны границ Русской земли, внутренняя и внешняя политика, борьба за культурную и политическую независимость.

Древнейшим памятником торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, написанное в период между 1037 и 1050 годами.

Учительное красноречие- это поучения и беседы. Они обычно невелики по объему, часто лишены риторических украшений, написаны на общедоступном для людей того времени древнерусском языке. Поучения могли произносить деятели церкви, князья.

Поучения и беседы имеют чисто практические цели, содержат необходимую человеку информацию.

«Поучение к братии» Луки Жидяты, новгородского епископа с 1036 по 1059 год, содержит перечень правил поведения, которых следует придерживаться христианину: не мстить, не молвить «срамные» слова.

Ходить в церковь и вести себя в ней смирно, чтить старших, судить по правде, чтить князя своего, не проклинать, соблюдать все заповеди Евангелия.

Феодосий Печорский- основатель Киево-Печерского монастыря.

Совет

Ему принадлежат восемь поучений к братии, в которых Феодосий напоминает монахам о правилах иноческого поведения: не опаздывать в церковь, класть три земных поклона, соблюдать благочиние и порядок при пении молитв и псалмов, при встрече кланяться друг другу.

В поучениях Феодосий Печорский требует полного отрешения от мира, воздержания, постоянного пребывания в молитвах и бдении. Игумен сурово обличает праздность, стяжательство, невоздержанность в пище.

3. 3. Летопись.

Летописями назывались погодные ( по «летам»- по «годам») записи. Годовая запись начиналась словами: «В лето». После этого шел рассказ о событиях и происшествиях, которые с точки зрения летописца были достойны внимания потомков. Это могли быть военные походы, набеги степных кочевников, природные катаклизмы: засухи, неурожаи и т. д. а также просто необычные происшествия.

Именно благодаря труду летописцев у современных историков есть удивительная возможность заглянуть в далекое прошлое.

Чаще всего древнерусским летописцем был ученый монах, который проводил порой за составлением летописи долгие годы. Рассказ об истории в те времена было принято начинать с глубокой древности и лишь затем переходить к событиям последних лет.

Летописцу нужно было прежде всего отыскать, привести в порядок, а зачастую и переписать труд своих предшественников. Если в распоряжении составителя летописи оказывался не один, а сразу несколько летописных текстов, то он должен был «свести» их, т. е.

соединить, выбирая из каждого то, что считал нужным включить в свой собственный труд. Когда материалы, относящиеся к прошлому были собраны, летописец переходил к изложению происшествий своего времени. Итогом этой большой работы становился летописный свод.

Спустя какое-то время этот свод продолжали другие летописцы.

По всей видимости, первым крупным памятником древнерусского летописания стал летописный свод, составленный в 70-ые г. г. XI в. Составителем этого свода, как полагают, был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (?- 1088).

Обратите внимание

Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в том же монастыре два десятилетия спустя. В научной литературе он получил условное название «Начальный свод». Безымянный его составитель пополнил свод Никона не только известиями за последние годы, но и летописными сведениями из других русских городов.

Читайте также:  Краткая биография черный саша

“Повесть Временных Лет”

На основе летописей традиции 11 в. Родился величайший летописный памятник эпохи Киевской Руси – “Повесть временных лет”.

Она была составлена в Киеве в 10-е гг. 12 в. По мнению некоторых историков, ее вероятным составителем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, известный также и другими своими сочинениями.

При создании “Повести временных лет” ее составитель привлек многочисленные материалы, которыми пополнил Начальный свод.

В число этих материалов попали византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания.

Составитель “Повести временных лет” поставил своей целью не просто рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов.

Летописец подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже войдут в состав Древнерусского государства, о нравах и обычаях разных племен. В”Повести временных лет” подчеркивается не только древности славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности, созданной в 9 в. братьями Кириллом и Мефодием.

Важнейшим событием в истории Руси летописец считает принятие христианства. Рассказ о первых русских христианах, о крещении Руси, о распространении новой веры, строительство храмов, появление монашества, успеха христианского просвещения занимает в “Повести” центральное место.

Важно

Богатство исторических и политических идей, отраженных в “Повести временных лет”, говорит о том, что ее составитель был не просто редактором, но и талантливым историком, глубоким мыслителем, ярким публицистом. Многие летописцы последующих веков обращались к опыту создателя “Повести”, стремились подражать ему и почти обязательно помещали текст памятника в начале каждого нового летописного свода.

Источник: http://www.hintfox.com/article/osobennosti-drevnerysskoj-literatyri.html

Сочинение на тему “Древнерусская литература” – Сочинения

Древнерусская литература имеет очень тесную связь с крещением Руси в 988 году. Но первые рукописные произведения восточных славян появились за много лет до княжения Владимира Великого.

Велесова книга

Велесова книга – уникальный образец языческой культуры славян. Книга представляет собой набор деревянных дощечек, датируемых IX столетием.

Эта древняя рукопись рассказывает о жизни наших предков до принятия христианства. Также в книге повествуется о веровании, традициях и быте  древних славян.

Автор поучает будущих потомков жизненным ценностям и правилам, которые помогут сохранить силу и славу рода.

Велесова книга найдена в 1919 году белогвардейским полковником Изебенком.  Позже, во время эмиграции в Бельгии, полковник вместе с  Ю.Миролюбовым занимались исследованием и восстановлением книги.

Своеобразный язык и стиль написания Велесовой книги помог филологам и лингвистам при изучении древнеславянского языка, а сама книга имеет большую историческую ценность.

Христианский период

Крещенье Руси дало огромный толчок для развития русской культуры и литературы  в частности. Не удивительно, что первыми литературными произведениями  были именно церковные книги.

Совет

Письменные центры образовывались возле церквей и монастырей, где монахи занимались написанием летописей и переводами христианской литературы.
Повесть временных лет

Самым ранним и наиболее известным летописным сводом считается «Повесть временных лет», датирована  1113 годом.  Автор летописи, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, описал историю Киевской Руси со времен Ноя, до княжения Владимира Мономаха.

Кроме Нестора, дополнением к  «Повести временных лет» занимались монах  Лаврентий, игумен Сильвестр и другие церковные служители, имена которых не дошли к нам.

В летописи детально описан период правления каждого из киевских князей, упомянуты все важные военные конфликты и события того времени. «Повесть временных лет» очень важна для исследователей, как  уникальное социально-историческое произведение того времени.

Слово о полку Игореве

Выдающимся достижением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».  Рукопись написана в 1187 году и  рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев. Интересная форма написания, многочисленные  литературные образы и поэтический язык «Слова о полку Игореве» делают это произведение шедевром не только древнерусского, но и всего средневекового эпоса.

Источник: https://sochinenienatemu.com/drevnerusskaya-literatura/sochinenie-na-temu-drevnerusskaya-literatura/

Сочинение на тему Житие как жанр древнерусской литературы»

Введение Каждый народ помнит и знает свою историю. В преданиях, легендах, песнях сохранялись и передавались из поколения в поколение сведения и воспоминания о прошлом.

Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. «Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая.

Ее начало восходит ко второй половине X в. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой». Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни», — пишет Д. С. Лихачев. Древнерусская литература вплоть до XVII в.

Обратите внимание

не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц — исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский… Подобно тому, как мы говорим об эпосе в народном творчестве, мы можем говорить и об эпосе древнерусской литературы. Эпос — это не простая сумма былин и исторических песен. Былины сюжетно взаимосвязаны.

Они рисуют нам целую эпическую эпоху в жизни русского народа. Эпоха и фантастична, но вместе с тем и исторична. Эта эпоха — время княжения Владимира Красное Солнышко. Сюда переносится действие многих сюжетов, которые, очевидно, существовали и раньше, а в некоторых случаях возникли позже. Другое эпическое время — время независимости Новгорода.

Исторические песни рисуют нам если не единую эпоху, то, во всяком случае, единое течение событий: XVI и XVII вв. по преимуществу. Древняя русская литература — эпос, рассказывающий историю вселенной и историю Руси. Ни одно из произведений Древней Руси — переводное или оригинальное — не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира.

Каждый рассказ — законченное целое, и вместе с тем, он связан с другими. Это только одна из глав истории мира. Произведения строились по «анфиладному принципу». Житие дополнялось с течением веков службами святому, описанием его посмертных чудес. Оно могло разрастаться дополнительными рассказами о святом. Несколько житий одного и того же святого могли быть соединены в новое единое произведение.

Такая судьба нередка для литературных произведений Древней Руси: многие из рассказов со временем начинают восприниматься как исторические, как документы или повествования о русской истории. Русские книжники выступают и в агиографическом жанре: в XI – начале XII в. были написаны жития Антония Печерского (оно не сохранилось), Феодосия Печерского, два варианта жития Бориса и Глеба.

В этих житиях русские авторы, несомненно знакомые с агиографическим каноном и с лучшими образцами византийской агиографии, проявляют, как мы увидим далее, завидную самостоятельность и обнаруживают высокое литературное мастерство. Житие как жанр древнерусской литературы В XI – начале XII в.

создаются первые русские жития: два жития Бориса и Глеба, «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского» (до нового времени не сохранившееся). Их написание было не только литературным фактом, но и важным звеном в идеологической политике Русского государства.

В это время русские князья настойчиво добиваются у константинопольского патриарха прав на канонизацию своих, русских святых, что существенно повысило бы авторитет русской церкви. Создание жития являлось непременным условием канонизации святого. Мы рассмотрим здесь одно из житий Бориса и Глеба — «Чтение о житии и о погублении» Бориса и Глеба и «Житие Феодосия Печерского».

Важно

Оба жития написаны Нестором. Сопоставление их особенно интересно, поскольку они представляют два агиографических типа — жития- мартирия (рассказа о мученической смерти святого) и монашеского жития, в котором повествуется обо всем жизненном пути праведника, его благочестии, аскетизме, творимых им чудесах и т. д. Нестор, разумеется, учитывал требования византийского агиографического канона.

Не вызывает сомнения и то, что он знал переводные византийские жития. Но при этом он проявил такую художественную самостоятельность, такой незаурядный талант, что уже создание этих двух шедевров делает его одним из выдающихся древнерусских писателей.

Особенности жанра жития первых русских святых «Чтение о Борисе и Глебе» открывается пространным введением, в котором излагается вся история человеческого рода: сотворение Адама и Евы, их грехопадение, обличается «идолопоклонство» людей, вспоминается, как учил и был распят Христос, пришедший спасти род человеческий, как стали проповедовать новое учение апостолы и восторжествовала новая вера.

Лишь Русь оставалась «в первой (прежней) прелести идольской (оставалась языческой)». Владимир крестил Русь, и этот акт изображается как всеобщее торжество и радость: радуются люди, спешащие принять христианство, и ни один из них не противится и даже не «глаголет» «вопреки» воле князя, радуется и сам Владимир, видя «теплую веру» новообращенных христиан.

Такова предыстория злодейского убийства Бориса и Глеба Святополком. Святополк помышляет и действует по козням дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы бога и дьявола, и каждой ситуации, каждому поступку Нестор подыскивает аналогию, прообраз в прошлой истории.

Поэтому решение Владимира крестить Русь приводит к сопоставлению его с Евстафием Плакидой (византийским святым, о житии которого речь шла выше) на том основании, что Владимиру, как «древле Плакиде», бог «спону (в данном случае — болезнь) некаку наведе», после чего князь решил креститься.

Владимир сопоставляется и с Константином Великим, которого христианская историография почитала как императора, провозгласившего христианство государственной религией Византии. Бориса Нестор сравнивает с библейским Иосифом, пострадавшим из-за зависти братьев, и т. д. Об особенностях жанра жития можно судить, сравнив его с летописью. Характеры персонажей традиционны.

В летописи ничего не говорится о детстве и юности Бориса и Глеба. Нестор же, согласно требованиям агиографического канона, повествует, как еще отроком Борис постоянно читал «жития и мучения святых» и мечтал сподобиться такой же мученической кончины. Летопись не упоминает о браке Бориса.

Совет

У Нестора же присутствует традиционный мотив — будущий святой стремится избежать брака и женится лишь по настоянию отца: «не похоти ради телесныя», а «закона ради цесарьскаго и послушания отца». Далее сюжеты жития и летописи совпадают.

Но как отличаются оба памятника в трактовке событий! В летописи рассказывается, что Владимир посылает Бориса со своими воинами против печенегов, в «Чтении» говорится отвлеченно о неких «ратных» (то есть врагах, противнике); в летописи Борис возвращается в Киев, так как не «обрел» (не встретил) вражеское войско, в «Чтении» враги обращаются в бегство, так как не решаются «стати против блаженного». В летописи проглядывают живые человеческие отношения: Святополк привлекает киевлян на свою сторону тем, что раздает им дары («именье») , их берут неохотно, так как в войске Бориса находятся те же киевляне («братья их») и — как это совершенно естественно в реальных условиях того времени — киевляне опасаются братоубийственной войны: Святополк может поднять киевлян против их родичей, ушедших в поход с Борисом. Наконец, вспомним характер посулов Святополка («к огню придам ти») или переговоры его с «вышегородскими боярами». Все эти эпизоды в летописном рассказе выглядят очень жизненно, в «Чтении» они совершенно отсутствуют. В этом проявляется диктуемая каноном литературного этикета тенденция к абстрагированности.

Сочинение на тему Житие как жанр древнерусской литературы»
На свободную тему
Стр. 1

Сочинение на тему Житие как жанр древнерусской литературы»
На свободную тему
Стр. 2

Сочинение на тему Житие как жанр древнерусской литературы»
На свободную тему
Стр. 3

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/sochinenie-laquozhitie-kak-zhanr-drevnerusskoj-literaturyraquo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector