Сочинения об авторе евтушенко

Сочинение ЕГЭ по тексту Евтушенко о книге

 Сочинение ЕГЭ по тексту Евтушенко о книге.Какое значение имеет книга в жизни человека? Над этим вопросом задумывается Е.А. Евтушенко в предложенном для анализа тексте.  Рассуждая о значимости книг, автор обращается к биографии М. Горького.

Евтушенко убежден, что жизненный опыт этого блестящего писателя складывался не только из событий, которые с ним происходили («внешней биографии»), но и из прочитанных книг (внутренней биографии) Поэт считает, что «человек, не любящий книги, несчастен», даже если он об этом не подозревает.   Авторская позиция очевидна: книга помогает человеку развиваться, воспитывает его, учит сопереживать.

Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, без книг наша жизнь была бы пустой и бессмысленной, развивает духовность.  

В подтверждение своих слов приведу примеры из художественной литературы. Так, в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» можно увидеть, что происходит с людьми , если лишить их книги. Писатель показывает жуткое общество, в котором книги находятся под запретом, их уничтожают.

Но самое страшное в романе даже не это, а характеры людей: они безразличны друг к другу, их жизни пусты, лишены красок. На смену книгам пришли телеэкраны с мыльными операми, которые заменяют им настоящую жизнь.

Обратите внимание

Опасность книг, по мнению правительства, заключается в том, что начитанного человека сложно контролировать, однако главный герой произведения Гай Монтэг, прежде сжигавший книги, со временем осознает, что только вернув книги, можно спасти мир.

Этот роман предупреждает человечество о том, что литература играет очень важную роль в становлении личности, она делают человека лучше.
Другим примером, иллюстрирующим роль книг в жизни человека можно назвать рассказ М. Гелприна «Свеча горела».  В этом произведении литература “проиграла” прогрессу.

К одному из немногих оставшихся учителей литературы приходит молодой человек Максим, который осознал, что дети растут бездуховными, потому он хотел изучить литературу, чтобы передать знания детям. Со временем оказывается, что Максим не человек, а робот, который смог понять больше, чем окружающие люди.

Робота утилизировали, но труды его оказались ненапрасными, уроки литературы зародили в детях Анечке и Павлике интерес и любовь к слову.

Таким образом, можно сделать вывод: книги имеют огромное значение в жизни общества, помогают человеку стать лучше. делают его духовно богатым. Глупо и губительно даже пытаться лишить мир столь драгоценного дара.

ТЕКСТ
(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.

(4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю… только не стихи».

(7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов.

(9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня…».

(11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия:    «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.

(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые.

(17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.

(19)    В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:Нам не дано предугадать,Как слово наше отзовётся, —И нам сочувствие даётся,Как нам даётся благодать…(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.36) Таких качеств, пожалуй, пять.37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибоПоэта вне народа нет,Как сына нет без отчей тени.42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ Примеры сочинений / Пример сочинения ЕГЭ Предыдущая публикация Следующая публикация

Источник: https://rustutors.ru/primersoch/primersochege/687-sochinenie-ege-po-tekstu-evtushenko-o-knige.html

Проблема воспитания любви к поэзии

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко – советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России – больше, чем поэт» – пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия – больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет  и придает нам мудрости и жизненного опыта.

В данном тексте автор рассуждает о том, что человек не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу. А человек, не любящий книгу, глубоко несчастен, даже если сам об этом не догадывается.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя.

Но не всякий, кто может писать стихи, – поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки – испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле – дарить душу» .

Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти  поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения. 

Важно

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской  классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение  в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение.

Поэту свыше дана  сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду.

  В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь  лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.

(4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю… только не стихи».

(7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов.

(9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня…».

(11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия:    «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт.

(13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии.

(15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне.

(18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.

(19)    В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

(22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей.

(25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей.

Читайте также:  Краткая биография эзоп

(29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.

(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.

42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_vospitanija_ljubvi_k_poehzii/2017-10-06-7140

Сочинение Е. А. Евтушенко — лирический поэт

Евгений Александрович Евтушенко — один из самых популярных и хорошо известных современных поэтов — родился в 1933 году в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 году.

Первая книга Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет.

С этого времени сисСочинение по Достоевскомутически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Е.

Совет

Евтушенко нашла свое отражение поэтическая география его поездок по стране и за рубеж.
Имя Евтушенко давно и прочно вошло в современную поэзию. Более того, оно широко распространилось в самой нашей жизни среди людей разных поколений, разных профессий, разных взглядов на жизнь и разных литературных вкусов.

Обширная популярность Евтушенко заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он как поэт общителен, неравнодушен к человеческим судьбам, характерам, умеет находить ключ к душам замкнутых людей.

Евгений Евтушенко в основе своей поэт лирический, поэт, пишущий от собственного лица.
Начинал он в тот период, когда для многих поэтов существовал как бы один «лирический герой», однообразно и постоянно ясный. В 1954 году поэт выступил со стихотворением «Пролог».

Это стихотворение знаменовало собой новый поворот к более пристальному взгляду на человеческий характер.
Е. Евтушенко — поэт времени, чутко улавливающий все его главные влияния. И вместе с тем он поэт каждодневности, поэт немедленного отклика. В его поэзии соседствуют и советский актер Евгений Урбанский, и французская певица Эдит Пиаф, и Стенька Разин, и Тиль Уленшпигель.
Его творчество как поэта, понимающего свое предназначение, неотделимо от чувства любви к Родине:

Если будет Россия,

Значит, буду и я.
И как бы в подтверждение этих строк появилась другая книга «Катер связи», которая отразила это познание Родины. Евтушенко не довольствуется впечатляющим сюжетом, он насыщает этот сюжет подробностями, которые можно почерпнуть лишь в самой жизни.
Он создал галерею лирических портретов, подтвердив свою известную строку: «Людей неинтересных в мире нет». Любовью к людям поэт выражает любовь к Родине. Не может не радовать интерес поэта к истории. Его поэма «Казанский университет» связана с прошлым нашего отечества:
Казань, Казань, татарская столица,
предположить ты далее не могла, как накрепко
Россия настоится под крышкою бурлящего котча.
И в пахнущий казарменными щами,
Европою приправленный настой войдут
Державин, Лобачевский, Щапов,
войдут и Каракозов и Толстой.
Большое место в творчестве Евгения Евтушенко занимает любовная лирика. Все его стихи о любви наполнены тревожным биением сердца:
Молю тебя — в тишайшей тишине,
или под дождь, шумящий в вышине,
или под снег, мерцающий в окне
, уже во сне и все же не во сне —
весенней ночью думай обо мне и
летней ночью думай обо мне,
осенней ночью думай обо мне и
зимней ночью думай обо мне.
В его стихах путь к любимой — это поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к любимой. К любовной лирике относятся такие стихотворения, как «Любимая, спи!..», «Нет, мне ни в чем не надо половины!».
Поэт всегда хочет быть в своих стихах объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.
Он может исследовать судьбу одинокой женщины:
Она сказала: — Он уже уснул,—
Задернув полог над кроваткой сына,
И верхний свет неловко погасила,
И, съежившись, халат упал на стул.
Мы с ней не говорили о любви…
В стихах Евтушенко — творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие логической жизни мира, он пишет о международных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте, научно-техническом прогрессе и т. п.
Россия сокращает свою армию…
Девчата гладят платьица в горошинку.
Ребята едут,
и не бомбы атомные —
взрываются частушки под гармонику.
Своим творчеством, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после Второй мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое придают его стиху неповторимость и оригинальность.
Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимание на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.
Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета»).
Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко (роман «Ягодные места», 1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).
Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».
Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и Сочинение по Достоевскомутическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.
Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:
Есенин, милый, изменилась Русь.
Но говорить, что к лучшему — не стану,
А говорить, что к худшему — боюсь.

Достигшее зрелости творчество Евгения Евтушенко не утратило обаяния молодости. В этом одна из причин неослабевающего интереса к его отзывчивой музе.

Евгений Александрович Евтушенко — один из популярнейших и широко известных современных поэтов — родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.
Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет.

С этого времени сисСочинение по Достоевскомутически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.
В стихах Евтушенко — творческая активность современника.

Обратите внимание

Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международ ных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе.

В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность-поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.
Е.

Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).
Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко — повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).

Страницы: 1 2

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение Е. А. Евтушенко — лирический поэт. И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-e-a-evtushenko-liricheskij-poet/

Сочинение Евтушенко, Евгений Александрович – русский писатель

Родители Евтушенко – геологи, мать позднее — певица, заслуженный работник культуры РСФСР. Рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров. Был студентом Литературного института им. М. Горького, исключен в 1957 г. за выступление в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым».

Первая публикация стихов — 1949 г., в газете «Советский спорт». Принят в СП СССР в 1952 г., стал наиболее молодым его членом. Первая книга – «Разведчики будущего» («Разведчики грядущего», 1952) имела признака декларативной, плакатной, пафосной поэзии границы 40 – 50-х годов.

В самом деле дебютной стала не она, и не вторая книга — «Третий снег» («Третий снег», 1955), а третья — «Шоссе энтузиастов» («Шоссе энтузиастов», 1956) и четвертая — «Обещание» («Обещание», 1957), а также поэма «Станция Зима» («Станция Зима», 1953—56).

В них формируются яркие особенности поэтического стиля Евтушенко — богатство ритмики, одинаковое тяготение к ораторской патетике и бытовому разговорному языку, доминирование стихов лирично-повествовательных и сюжетно-балладных.

В этих произведениях Евтушенко разрабатывает любимую тему: неослабевающая память военного детства, проведенного в эвакуации, на «малой родине» в Сибири («Сапоги», «Свадьба», «Фронтовик»).

Именно в этих двух сборниках и поэме Евтушенко осознал себя поэтом нового поколения, которое потом назовут «шестидесятниками», и громко заявил об этом программным стихом «Лучшему из поколений» (1957). Мироощущение молодого Евтушенко формировалось под влиянием изменений в самосознании общества, которые были вызваны развенчиваниям «культа личности» И. Сталина. Их Евтушенко ощутил раньше и острее других.

Отсюда сквозные для него мотивы возрождения жизни, к которой возвращаются люди «из длинного отлучения от нас» (стихотворение, посвященное Я. Смелякову). Воссоздавая обобщенный портрет молодого современника «оттепели», Евтушенко пишет собственный портрет, который вобрал духовные реалии как общественной, так и литературной жизни.

Ключевые полярные понятия неправды и правды — времени, судьбы, искусства — становятся при этом фундаментальной подпочвой гражданской позиции поэта как позиции социально-активного движения.

Его углублением в следующие года станут не только стихи и поэмы, а и отважные поступки в поддержку преследуемых талантов, на защиту достоинств литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Такими являются многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А. Синявским, Ю. Даниэлем, травли А.

Важно

Солженицина, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов — генерала П. Григоренко, писателей А. Марченко, поддержка Э. Неизвестного, И. Бродского, В. Войновича. И это, и много другого видел глава КГБ В. Семичастный, заявляя, что Евтушенко «опаснее десяти диссидентов», и Ю.

Читайте также:  Сочинения об авторе башлачев

Андропов, сигнализируя в политбюро ЦК КПСС об «антисоветском поведении» поэта. Полемический вызов, который Евтушенко уже во время своих первых дебютов отважно бросил идеологическим, пропагандистским, моралистическим постулатам сталинизма, встревожили официальную критику.

Непринятием тогдашней властью была встречена прозаическая «Автобиография» Евтушенко, опубликованная во французском еженедельнике «Экспресо» (1963), Участники пленума правления СП СССР под руководством О. Корнийчука хором предъявляли обвинение поэту в идейном ренегатстве, в клеветах на советский порядок и советскую литературу.

Взаимоотношения Евтушенко с критикой — тема особая и часто драматическая. Справедливый он в том, что о себе сказал «значительно больше резкого, чем все мои критики, вместе взятые».

Свой идейно-моральный кодекс поэт не раз называл кодексом общественности («Поэт в России — больше, чем поэт…») и не декларативно подтверждал стихами, опубликование которых, будучи актом гражданского мужества, становилось значительным событием как литературной, так и общественной жизни: «Бабий Яр» («Бабий Яр», 1961), «Наследники Сталина» («Наследники Сталина», 1962), «Танцы идут Прагой» («Танцы идут по Праге», 1968), «Афганский муравей» («Афганский муравей», 1983). Эти вершинные явления гражданской лирики Евтушенко не имели характера одноразового политического действия. Так, «Бабий Яр» прорастает в стихотворение «Охотнорядец» (1957). Стих «Наследники Сталина» не только закономерно завершает «антикультовые раздумья» молодого Евтушенко, «и о путях прошлой России, и о сегодняшнем ее», а и перекидывает мостик с середину 80-х годов, которыми датированы стихи, которые знаменуют последние завершающие расчеты со сталинским прошлым: «Похороны Сталина», «Дочь комдива», «Еще не поставлены памятники», «Вдова Бухарина».

Открытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колонизаторской войны в Афганистане под лицемерным, демагогическим лозунгом «интернациональной обязанности» подготовлены в самом деле интернациональными стремлениями поэта, который выстрадал на ближних и дальних дорогах мира твердое убеждение: «Несчастье иностранным не бывает». Одновременно это и позиция настоящего патриота, который умеет, как сказано в стихе начала 70-х годов «Возрождение», «глазами чеха или венгра на наши глянуть штыки» и устыдиться их во имя любви к родине. В результате частых странствий страной, иногда очень далеких — русским Севером и Заполярьем, Сибирью и Дальним Востоком — в наследии Евтушенко появлялись как отдельные стихи, так и большие циклы и сборники поэзий. Немало впечатлений, наблюдений, встреч стали сюжетами поэм — широта географии целеустремленно развивает в них эпическую всеохватность замысла и темы.

О жизни и творчестве Евтушенко написано свыше 300 общих работ, сотни статей и рецензий в отдельных сборниках. Почти 100 — о поэтических переводах, 200 — о языке и стиле поэта. Почти 100 произведений поэта были положены на музыку. Газетные и журнальные публикации стихов, датированные 1992—1996 годами: «Стихи из последней книги», помещенные в роман «Не умирай прежде смерти», книгу «Поздние слезы» («Поздние слёзы», 1995), эксклюзивное издание «Бог бывает всеми нами…» и поэма «Тринадцать» («Тринадцать», 1996) свидетельствуют о том, что в «постперестроечное» творчество Евтушенко вплетаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарованности. Его творческий мир — самый точный, безотказный сейсмограф общественного состояния общества, сознания и настроений, которые изменялись в течение лет и десятилетий — от дуновений «оттепели» до «перестройки», а далее — к сегодняшним проблемам еще малоопытной русской демократии. Евтушенко — почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-evtushenko-evgenij-aleksandrovich-russkij-pisatel/

Эссе об евгении евтушенко

 Мне 15 лет.  Еду, держась за поручень, на работу в переполненном до полной вонючей духоты трамвае. За окном холодный мрак раннего утра. Тоска смертная. Вдруг вспоминаю строчки Евтушенко: “Окно выходит в белые деревья. В прекрасные и белые деревья…” Выборматываю, забывшись, всё стихотворение о бедном профессоре. Стою – жить можно.  Сосед толкает меня в бок:

 – Чего лыбишься?

 – Да так, – говорю, – стих вспомнил.

 – Псих, – ставит добродушный диагноз сосед.

Я понимаю, что эссе Моргулиса – жанр особый, комплиментарный, но ничего поделать с собой не могу. Я тоже, когда произношу фамилию поэта, невольно улыбаюсь, вспоминая Питер моего детства, давку в трамвае и окно, выходящее в прекрасные и белые  деревья.

НАД ПРОПАСТЬЮ  В ДУШЕ

          Эссе  об Евгении Евтушенко

Михаил Моргулис

Когда я разговариваю с Евтушенко, то некий холодок проникает в душу.
Разговор с ним всегда напоминает слова, произносимые на краю пропасти, перед глазами
великой тайны. Когда-то, по чьей-то прихоти, остался жить в нём мальчик с
гениальным слухом, одинаково хорошо слышащий плеск рек земли и журчанье
небесных ручьёв.

Совет

Мальчику всю жизнь хочется быть первым среди таких же как он,
а перед милой девчонкой покуражиться, пройти гоголем, ему хочется сказать, но
не скажет, что ради любви, он и сердце своё отдаст, и не заплачет. Этот
мальчик, наученный мерзостям жизни, но оставшийся навсегда наивным, добрым и
куражливым, живёт в Евгении Евтушенко.

Живёт, и безмолвно стонет от незаслуженных
обид, рождённых завистью, от наглости чиновничьей красномордной породы, от
равнодушия большинства в нашем мире, от одиночества, которое не может победить
ни дружба, ни любовь.

Но во все времена советской идеологии и сейчас — мальчик
знал и знает, что на опушке его души сидит на пеньке Господь и смотрит на
кувыркающиеся дни этого необыкновенного, нетипичного, гениально просто живущего
и просто мыслящего, натянутого как стрела, человека.

Я всегда жду от него открытия тайн жизни, и он их рождает или оживляет,
потому что гуляет на краю пропасти, куда постоянно заглядывает, и потому видит
некоторые из них.

Тайны от него исходят в стихах, хороводом, они то хохочущие,
ждущие ласк девчонки, то строгие монашки с поджатыми губами и благородными
лбами.

Тайны Бытия идут из его простреленной любовью души, они то шепчут
жаркими голосами молодости, то тихо хрипят бесцветными словами известных
коммунистов, они то взъерошивают древнее время и делают его юным, или словами
ребёнка изрекают истины, от которых начинаешь чувствовать холод вечности.

Но иногда ты с ним, вспоминая Киплинга, вступаешь в реку Жизни. И идёшь
рядом по тайным мутным водам, впитывая и постигая от ленивых струй великую и
мелкую суть реки Жизни, её гигантские и карликовые интриги, её ядовитые укусы
зависти и паучьи гнёзда злости. А потом в руках оказывается сеть, и ты ловишь
ею не золотую рыбку, а незнакомые, сожжённые в огне страданий человеческие
сердца.

Евтушенко не притворяется. Я о людях высказался так: «В каждом из нас живут
несколько человек. В примитивных людях, два- три. В продвинутых – семь-десять.
В редких гениях — много, до тридцати.

Обратите внимание

Эти люди, живущие в нас, выходят когда их
вызывают на сцену жизни, и говорят, и играют, и смеются, и плачут, произносят
правду и лгут, грешат и каются.

Но главным среди всех живущих в нас человеков остаётся
тот, изначальный, затаившийся, самый лучший.»

Самый главный человек в Евтушенко — это Евтушенко, но когда надо, выходят
тщательно подобранные отборные близнецы изначального евтушенковского Я. Потому
что один человек, даже самый великий, во время евтушенковского бреющего полёта
над землёй такой нагрузки не выдержит. Ему помогают рождённые в нём другие
люди, не изначальные, а наученные.

А стихи Евтушенко, в большинстве своём крылатые, расправляют крылья над
землёй, потом складывают их, и летят вниз: то ястребом на змей жизни, то белой
птахой, разбивающейся о землю во имя любви. Стихи его запоминает не только
разум, а фибры души, гениальные строчки прилепляются к сердцу навсегда:

Со мною вот что
происходит:

ко мне мой старый друг
не ходит,

а ходят в мелкой суете

разнообразные не те…

Ты спрашивала шёпотом:

“А что потом? А что
потом?”

Постель была расстелена,

и ты была растеряна…

Дай Бог, чтобы твоя
страна

тебя не пнула
сапожищем.

Дай Бог, чтобы твоя жена

тебя любила даже
нищим.

Перелюбленность
опасна.

Недолюбленность
прекрасна.

А
залюбленность страшна.

Шар
земной – усталый человек,

И
по обе стороны скорбя,

ты,
Господь, один у нас на всех,

лишь
зовём по-разному Тебя.

Кто
же я? Где такая волшебная щёлка,

сквозь
которую мог бы в себя заглянуть человек,

похожий
на Евтушенко, и понять,

 где он сам, ну, а где – кто-нибудь…

Вдруг подумал, что отношение Иосифа Бродского к нему всё же воздвиглось на
зависти. Ну да ладно, не будем принимать всерьёз созданные фантазёром Довлатовым
слова Бродского: «Если Евтушенко против колхозов, то я — за », скорее всего они
не говорились. Но Довлатов понимал, что сказаться такое могло, и потому выдумал
так, чтобы слова звучали правдиво.

Но истинная зависть Иосифа Бродского таилась в другом. И вот что в ней
особо болело: Несправедливость! Стихи Евтушенко читают миллионы, а меня,
десятки, ну, сотни. Меня, ниспровергателя советских идолов, не повторяют так,
как повторяют его. Его стихи слушают — и плачут, а мои тоже слушают, но не так
хорошо, да и мало людей. 

Несправедливая эта была зависть, не он написал «Бабий Яр», не он падал в
расстрельные ямы вместе с людьми, не он стихами, как светом, освещал и освящал жизнь миллионов, не он, а Евтушенко любовью и прощением
навсегда попадал в души буквально всех земных человеков. И очень-очень главное:
Бродский боялся признать, что Евтушенко не советский поэт, а просто великий
поэт. А раздражающие мысли у лауреата, повторю, простейшие: Евтушенко читают,
повторяют и слушают миллионы. А меня?!

Недаром известны слова Иосифа Бродского, которые не выдумаешь, и о которых
вспоминает литературовед, принципиальная Наталья Кравченко.

«Да, поэты разные, каждый
по-своему талантлив и замечателен, но если говорить о человеческих поступках,
то вот факты: Евтушенко всегда шёл к людям с открытой душой, он сделал много
добра в жизни, многим помог напечататься, того же Бродского опубликовал в своей
антологии “Строфы века”, помог вызволить его из ссылки, устроить в
американский колледж, а Бродский отвечал чёрной неблагодарностью и всю жизнь
завидовал его успеху в Союзе. Не Евтушенко завидовал, а Бродский! Когда
Бродский издавал первую книжку и его спросили, какой тираж он хотел бы
отпечатать, ответил: “А какой тираж у Евтушенко?”»

Вот и вся разгадка, это вам не мышьяк, выдуманный для Сальери и Моцарта.

Важно

Часто повторяю: зависть рождает ненависть, ненависть – это неугасимый пожар;
ненависть, рождённая в огне, может родить желание — уничтожить. Да, это, к
сожалению так: так было, и так есть. Ещё со времён неандертальцев.

И вот он, последний из могикан, скачет по прерии жизни: Одинокий всадник на
одиноком Пегасе. Они вместе создают строки, рождённые из кровавой пены коня и
крови человеческой, из одиночества Всадника и одиночества Коня. Они
останавливаются возле крошечных озерцов воды, и снова летят дальше.

В их
строках свобода ветра, и чёрное небо перед дождём, раскалённое солнце,
расплавленный лунный свет, заливающий мир, одинокая, как они, бурая земля с
такими же одинокими цветами, тлеющие рассветы и окровавленные закаты, клубящаяся
пыль подлости и серости. В их строчках, как перекати-поле, гуляет клоунская
дурашливость.

Они громко смеются, и на гриву коня падают слёзы всадника, а
слёзы коня ветер разносит по прерии. Они скачут вместе, и хрип Коня и Поэта
сливаются, и становятся одним одиноким и страшным голосом всех прерий и пустынь
человеческих.

Прерия никогда не заканчивается, они знают это, но спешат до
крови на удилах Коня и крови на губах Всадника, они в диком галопе летят туда,
где вдалеке их ожидает другой Всадник на Бледном коне — всадник, который ждёт
всех скачущих по прерии.

И ещё: в строфах Евтушенко присутствует то, что очень важно для человека:
стаи запахов жизни, невиданные стаи, они кружат над нами: запахи ягод,
лошадиного пота, нежной зелени, молочные запахи жизни и пороховые запахи
смерти, запахи сгоревшей любви и сбывшейся, запахи праздников и потерь,
трагические запахи одиночества, буйно цветущие запахи человеческой неблагодарности,
белые запахи великой нежности и источенные чужой местью запахи обид. И сиреневые запахи прощения. Почему
сиреневые — не знаю.

И ещё. В искусстве очень важно настроение. Оно не может выдуматься в стихах
или музыке, или в книге, оно — есть или его нет.

У Евтушенко мальчик и им
рождённые близнецы говорят так, что слова часто перетекают в музыку, и в ней
всё, все перипетии человеческой жизни, все импровизации и гаммы наших душ, всё
то, что так хрупко и невероятно трудно передать словами.

Совет

Стихам Евтушенко,
чуткого интерпретатора небес, изумительно помогает настроение. А настроение,
как мы уже понимаем, души черпают в небесах.

Не знаю, как это назвать иначе, есть в Евтушенко и гениальное безумие. Он
слушает вас, но видит возникающий перед ним мир.

Там много всего,
перечисленного мной: мальчик, река Жизни, близнецы мальчика, расправляющая
гигантские крылья птица стихов, в безумном галопе скачущий конь, но главное — сидящий
на пенёчке, на опушке души, Господь, устало повторяющий людям: «Истинно, истинно
говорю вам…».

Читайте также:  Краткая биография бичер - стоу

И поэт смотрит на Него, рассказывает о своих и чужих грехах, а
Господь, по милости Своей, их прощает. И, возможно, говорит: «Ты отмолил их
словами о любви и обо Мне. Надеюсь, много из сказанного тобой было во имя Меня».

www.morgulis.tv

Источник: http://a.kras.cc/2015/07/blog-post_487.html

О творчестве е. а. евтушенко

Тема: Жизнь и творчество поэта

Первые публикации стихов Евгения Евтушенко появились в 1949 году в газете «Советский спорт», а первый сборник «Разведчи­ки будущего» в 1952 году. Материал для него дала работа автора в изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем ощутимо стремление автора передать повседневный героизм труда советских людей («Геологи», «Обыкновенный подвиг»).

Но не­смотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторический декла­ративный тон. Но уже в следующих книгах («Третий снег», 1955; «Шоссе энтузиастов, 1956) лирический голос поэта звучит уверен­нее.

Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и кон­фликты, волнующие людей, автор находит им талантливое вопло­щение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика. Критически рассматривая многие явления жизни, поэт был строг к самому себе.

Он с тревогой и беспокойством говорил о трудностях и противоречиях, обнаруживающихся в ха­рактере его героя («Я что-то часто замечаю…», «Не понимаю, что со мною сталось?» и др.).

В последующих сборниках: «Обещание» (1957) и в поэме «Станция Зима» (1953-56) формируются вырази­тельные особенности поэтического почерка Евтушенко — богатство ритмики, тяготение к стихам лирически исповедальным и сюжетно-балладным. Осознание себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением «шестидесятников», заметно в двух сборниках «Свадьбы» и «Фронтовик» (1955) и в про­граммном стихотворении «Лучшим из поколения» (1957).

В 60-е годы в стихах Евтушенко стала обнаруживаться поверх­ность и камерная ограниченность поэтического мира. Поэт сам чув­ствовал это, стремясь глубже и серьезнее всматриваться в жизнь. В 1960 году поэт побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде аф­риканских государств.

Стихи зарубежного цикла обозначали выход к более многообразной тематике и богатому миру впечатлений. Большое значение имели для Евтушенко поездки на Кубу («Балла­да о Йорисе Ивенсе», «Кубинская мать», «Три минуты правды» и др.).

Зарубежная публицистика составляет значительную и луч­шую часть в сборниках «Взмах руки» и «Нежность» (1962). Поэт не­мало пишет о нежности и доброте, о внимательном отношении к человеку («Дядя Васи», «Первая машинистка», «Настя Карпова»).

Обратите внимание

В любовной лирике этих сборников немало чистых и светлых сти­хов («Какая-то такая тишь…», «На лыжах празднично я бегаю…», «Когда взошло твое лицо…»).

В стихах 1963-1964 годов порой звучат мотивы всеобщей отчуж­денности и непонимания («На Печоре», «Зачем ты так?»).

Свой идейно-нравственный кодекс поэт не однажды называл кодексом гражданственности («Поэт в России — больше, чем по­эт…»).

Крупными событиями как литературной, так и общественной жизни стали поэмы: «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983).

Свою гражданскую позицию поэт выразил открыто и прямо — от­крытый, резкий протест против оккупации Чехословакии и колони­заторской войны в Афганистане.

Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризуют и его поэмы «Станция Зима» и «Братская ГЭС» (1964), «Казанский университет» (1970), написанную к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980), приуроченная к 800-летию Куликовской битвы. Поездки за границу вдохновили поэта на создание поэм «Коррида» (1967) и «Под кожей статуи Свободы».

В ключе сюжетных повество­ваний о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977). Синтез эпики и лирики отли­чает развернутую в пространстве и времени политическую панора­му современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку» (1985).

Важно

Для каждой поэмы Евтушенко находит свою доми­нанту, не исключая, однако, многоразличия форм и внутри отдель­но взятой поэмы.

В стихотворениях конца 70-х — начала 80-х годов появляется мотив неудовлетворенности, душевного непокоя, разлада с «застой­ной» эпохой. И как поэт, чья возрожденная вера обрела новые сти­мулы, Евтушенко выразил себя в стихах 2-й половины 80-х годов: «Пик позора», «Перестройщикам перестройки», «Страх гласности», «Так дальше жить нельзя», «Вандея».

Материал с сайта //iEssay.ru

В 90-е годы поэтическая активность несколько ослабевает. Объ­ясняется это не только его длительным пребыванием на препода­вательской работе в США, но и все более интенсивными творче­скими исканиями в других литературных жанрах и видах искусства.

Еще в 1982 году он предстал в качестве романиста, чей первый опыт — «Ягодные места» — вызвал разноречивые отзывы и оценки. Второй роман — «Не умирай прежде смерти» (1993) с под­заголовком «Русская сказка» — при всей калейдоскопичности сю­жетных линий имеет своим направляющим стержнем драматиче­ские ситуации «перестроечной» поры.

Заметным явлением современной мемуарной прозы стала книга Евгения Евтушенко «Волчий паспорт» (1998).

Итогом более чем двадцатилетней не просто составительской, но и исследовательской работы стало издание на английском в США (1993) и русском (Минск, 1995) языках антологии русской поэзии 20 века «Строфы века». Фундаментальный труд, достойный внимания и поддержки — свидетельство огромного вклада Евтушенко в бла­городное дело пропаганды русской поэзии как в нашей стране, так и за рубежом.

Газетные и журнальные публикации стихов, датированных 1992-96 годами, «Стихи из последней книги», включенные в роман «Не умирай прежде смерти», книга «Поздние слезы» (1995), эксклю­зивное издание «Бог бывает всеми нами…» и поэма «Тринадцать» (1996) свидетельствуют, что в «постперестроечное» творчество Ев­тушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и раз­очарования. Его творческий мир — это мир человека, чутко улав­ливающего состояние современного общества, его духовное состояние и умонастроения и воссоздающего его в своей лирике.

На этой странице материал по темам:

  • евгений евтушенко особенности творчества
  • Реферат на тему:Жизнь и творчество Е.А.Евтушенко
  • жизнь и творчество евтушенко сообщение
  • евгений евтушенко творчество кратко
  • особенности творчества евтушенко

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/e/evtushenko/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/o-tvorchestve-e.-a.-evtushenko

Е. А. Евтушенко

В чем сущность поэзии “шестидесятников” как историко-литературного феномена? Спустя три десятилетия после дебюта Евгений Евтушенко так определял особость поколения “шестидесятников” в общем ряду современных им поэтических поколений: “Исторический перелом после 1953 года, после двадцатого съезда партии утвердил новое поэтическое поколение во всех наших республиках, в силу возраста не запятнанное трагическими ошибками прошлого, но принявшее на свои юношеские плечи ответственность не только за наши незабываемые победы в защите общей многонациональной родины, но и за трагедии – поколение, которое смолоду поставило вопрос о необходимости моральной перестройки нашего общества”. Однако та “перестройка”, к которой призывали молодые поэты в начале “оттепели”, не посягала на признанные устои советского общества.

В первых стихах “шестидесятников” нередко еще слышна была инерция общепринятых в поэзии соцреализма стереотипов – мотивы жертвенности, альтруистической готовности стать “материалом”, “прологом” в светлое будущее: “О те, кто наше поколенье! Мы лишь ступень, а не порог. Мы лишь вступленье во вступленье, к прологу новому пролог!” Однако доминирующую роль в их поэзии стали играть новые, непривычные мотивы; они повели за собой поэтику, определив в конечном итоге облик лирики “шестидесятников”.

Уже на исходе “оттепели”, подводя своего рода “промежуточные итоги”, Евтушенко писал:

И голосом ломавшимся моим

Ломавшееся время закричало.

И время было мной,

И я был им,

И что за важность,

Кто кем был сначала

( “Эстрада”, 1966).

В этих строчках, где через сопоставление физиологической подробности и емкой метафоры поставлены вровень подросток с ломающимся голосом и время, переживающее колоссальную историческую ломку, запечатлелось то отношение между человеком и временем, которое утверждали поэты-шестидесятники, – это отношение паритетности.

“Шестидесятники”, в сущности, восстанавливали первоначальный, идеальный смысл отношений между личностью и социумом, индивидуальной судьбой и историей, который предполагался социалистической мечтой. Герои Евтушенко задиристо провозглашали себя равнодостойными таким мифологизированным святыням, как “народ” и “Россия”.

Читаем у Евтушенко:

Я не знаток в машинах и колосьях,

Но ведь и я народ,

И я прошу,

Чтоб знали

И рабочий и колхозник,

Как я тревожусь,

Мучаюсь,

Дышу.

(“Считают, что живу я жизнью серой” 1957-1961).

Совет

Одновременно “шестидесятники” установили какой-то интимный, домашний контакт с явлениями и категориями мегамасштабными – эпохой, историей, человечеством.

У Евтушенко, например, поэзия уподоблена Золушке, которая “стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье… и, на коленях с тряпкой ползая, полы истории скребет” (“Золушка”).

Образные ассоциации такого рода, столь радикальные “уравнения” носили откровенно эпатирующий характер и вызывали соответствующую реакцию.

Парадокс усиливался тем, что образ самого лирического героя в поэзии “шестидесятников” давался в подчеркнуто обыденном воплощении (“В пальто незимнем, в кепчонке рыжей”, “Я шатаюсь в толкучке столичной”), его биография была очень узнаваема: “Откуда родом я? Я с некой сибирской станции Зима”; “войны дите”, что запомнило на всю жизнь эвакуацию, “сорок трудный год”, голодные очереди за хлебной пайкой, что “мальчишкой паромы тянул, как большой”. Но присутствовал здесь и совершенно новый, острейший драматизм – он, воспитанный с младенчества в том утопически-оптимистическом духе, который не допускал сомнений в правильности пути, по которому идет страна, переживал мучительный процесс освобождения от неправды, от “газированного восторга”. Однако правду о времени они открывали через постижение правды о человеке в собственно лирическом преломлении, а именно через открытие драматизма внутренней, душевной жизни своего лирического героя. Отношения с любимыми, размолвки с друзьями, случайные обиды – все это выговаривается лирическим героем.

В первую очередь он подвергает взыскательному анализу самого себя. И оказывается, что жизнь его души очень нелегка прежде всего потому, что он не в ладах с самим собою. Читаем в одном из ранних стихотворений Евтушенко: “Я что-то часто замечаю, к чьему-то, видно, торжеству, что я рассыпанно мечтаю, что я растрепанно живу.

Среди совсем нестрашных с виду полужеланий, получувств, щемит: неужто я не выйду, неужто я не получусь?” (1953). Этот же мотив “неупоения собой” звучит и позже – в стихотворениях “Со мною вот что происходит” (1957), “Пустота” (1960), “Всегда найдется женская рука” (1961) и др.

Подобное самобичевание героя тоже было непривычно для лирики соцреалистического толка.

В самом акте исповедования герой Евтушенко испытывает особую радость – облегчение откровенностью, возможность излить свою душу перед Другим. И вот здесь существенна следующая принципиальная особенность евтушенковской исповедальности: его герой требует внимания к своей душевной жизни, он жаждет чуткости к себе, он взыскует отклика от Других.

Тревожьтесь обо мне

Пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

Когда мне одиноко…

В усердии пустом

На мелком не ловите.

За все мое “потом”

Мое “сейчас” любите.

(1956)

Обратите внимание

Менее всего в этих строках следует видеть проявление авторского эгоцентризма. Здесь действует закон лирики – в слове и переживании лирического героя проецируется читатель, потенциальный согерой стихотворения.

Это его личную – а значит, в каждом из нас запрятанную – тоску по душевному отклику оглашает лирический герой Евтушенко.

В душевном отклике со стороны Других лирический герой находит поддержку себе в трудные минуты; он, если угодно, самоутверждается через факт небезразличия других к нему, наконец, – и это главное – он убежден, что его муки и страдания представляют социальный интерес, заслуживают внимания, заботы и отклика.

Таким парадоксальным и даже шокирующим, но в высшей степени адекватным лирическому сознанию способом Евтушенко утверждает самоценность любого человека и требует чуткости, отзывчивости к его душевной жизни.

Другая, “симметричная” первой, принципиальная особенность евтушенковской исповедальности состоит в том, что, взыскуя чуткости к себе, его лирический герой одновременно открывает свою душу навстречу Другим. “Я жаден до людей”, – признается он.

В его мир входят “Муська с фабрики конфетной”, “лифтерша Маша”, “Настя Карпова, наша деповская”, “Верка, Верочка” со “Скорохода”, “дядя Вася”, что пишет прошения за всех и обо всем, “бабушка Олена” с ее больными ноженьками… Это те самые простые советские люди, к повседневной жизни которых обратилось искусство в пору “оттепели”. Герой Евтушенко сострадает им и – любуется ими: каждый из них самоценен, и в каждом из них – Россия. Это двуединство образов “простых людей” и России своеобразно озвучено стихом: простенькие ритмы, ломкая рифма и – песенная мелодика, щемящая интонация (лучшее стихотворение из этого ряда -“Идут белые снеги”).

“Людей неинтересных в мире нет” – таков принцип мироотношения лирического субъекта Евтушенко. Он любит этих людей, их жизнь, их беды тоже становятся источником его переживания. Отсюда – высокий накал его гражданского пафоса.

Евтушенко несравнимо расширил диапазон гражданского переживания. В его стихах читатель без труда уловит нервную рефлексию на практически все сколько-нибудь значительные события в стране и мире, имевшие место быть в 1950-1990-е годы.

А некоторые его стихотворения становились значительными фактами общественной жизни, вызывая бурную реакцию представителей всего политического спектра.

Важно

Такова была судьба стихотворений “Бабий Яр” (1961), “Наследники Сталина” (1962), “Танки идут по Праге” (написано 23 августа 1968 года, на третий день после события).

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/e-a-evtushenko/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector