Сочинения об авторе франклин

Обзор книги: Autobiography of Benjamin Franklin

Сегодня я вам расскажу об ещё одной достойной книге. Это автобиография писателя, учёного и политика Бенджамина Франклина.

Помимо прочего, интересно то, что первую часть биографии Бенджамин не планировал делать публичной. Он рассказывал историю своей жизни в письмах своему сыну.

На страницах книги вы познакомитесь с простым и честным человеком. Бенджамин расскажет вам, как его жизнь начиналась в многодетной небогатой семье, как и что конкретно делал, какие решения принимал и почему. Каждому из нас, безусловно, есть чему у него поучиться.

Обратите внимание

Основная идея не нова: будьте честными и трудолюбивыми, вы будете очень ярко положительно выделяться на фоне миллионов обычных людей.

Картинка не имеет прямого отношения к книге, но в принципе верно передаёт основную мысль. Хорошая картинка.

Дневник Франклина

Так же в книге рассказывается про известный Дневник Франклина. (я впервые познакомился с ним тут)
Бенджамин задумал стать совершенным человеком, и для этого документировал отклонения от благодетелей, действовал по определённой схеме. Вот список благодетелей Франклина:

1. Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения. 2. Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. 3. Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время. 4. Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено. 5. Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать. 6. Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий. 7. Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила. 8. Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. 9. Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей. 10. Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище. 11. Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев. 12. Целомудрие. — Будь целомудрен в мыслях, управляй своими инстинктами. 13. Скромность. — Подражай Иисусу и Сократу.

Хочу привести список в оригинале, мне он кажется не менее важным:

1. Temperance. Eat not to dullness; drink not to elevation. 2. Silence. Speak not but what may benefit others or yourself; avoid trifling conversation. 3. Order. Let all your things have their places; let each part of your business have its time. 4. Resolution. Resolve to perform what you ought; perform without fail what you resolve. 5. Frugality. Make no expense but to do good to others or yourself; i. e. , waste nothing. 6. INDUSTRY. Lose no time; be always employ'd in something useful; cut off all unnecessary actions. 7. Sincerity. Use no hurtful deceit; think innocently and justly; and, if you speak, speak accordingly. 8. Justice. Wrong none by doing injuries, or omitting the benefits that are your duty. 9. Moderation. Avoid extreams; forbear resenting injuries so much as you think they deserve. 10. Cleanliness. Tolerate no uncleanliness in body, cloaths, or habitation. 11. Tranquillity. Be not disturbed at trifles, or at accidents common or unavoidable. 12. Chastity. 13. Humility. Imitate Jesus and Socrates.

Прежде я использовал подобный дневник, с определённой долей успеха. Однако в итоге я инвертировал систему. Я поощряю не неделание, а действие. Т.е. в оригинальной системе очень просто было не поставить точки, забить вообще, и это выглядело как идеальный день. Это неправильно.

Теперь я ставлю плюсики когда что-то хорошее сделано. Красивый стрик плюсиков не хочется прерывать. Поощрять нужно действия. Никто не запомнит человека за всё то плохое, которое он не сделал. Запомнят тех, кто делал хорошее.

Так или иначе, Дневник Франклина — ещё одна причина обратить на автобиографию внимание.

Итого

Книга очень понравилась, это одна из тех книг, когда читаешь и по способу изложения, по ходу мыслей автора понимаешь, насколько это великий человек.

Жанр: автобиография

Источник: https://dima.stefantsov.com/obzor-knighi-autobiography-of-benjamin-franklin/

Бенджамин Франклин – биография, список книг, отзывы читателей

 #Ш1_2курс
#миссия_хамелеон2

Кто-то должно быть меня оклеветал, потому что сегодня рано утром ко мне в спальню ворвался незнакомый человек в чёрном костюме и заявил, что я арестован. – За что? – поинтересовался я.- Я не уполномочен отвечать на подобные вопросы.

Там, – человек показал указательным пальцем на потолок, – виднее. А мы с вами люди маленькие. Если арестовали, то есть за что.- Кстати, – продолжил он. – Вы знаете, кто такой Бенджамин Франклин?- Американский президент? – предположил я.

Мужчина бросил на меня презрительный взгляд:- С чего вы взяли?- Он же изображён на стодолларовой купюре.- На деньгах что, одни президенты изображены? Эх, вы, а ещё в банке работаете. Вот почитайте на досуге.И бросил на кровать небольшой томик. «Время – деньги. Автобиография Бенджамина Франклина» прочитал я на обложке.

– Могу я хотя бы одеться? – поинтересовался я.- Не стоит, – махнул рукой мужчина. – Я вас пока не забираю. Читайте!

С этими словами он вышел, а я погрузился в чтение, рассудив, что если я арестован, то не долженсегодня идти на работу.

Книга оказалась занимательней, чем я ожидал от человека, жившего в 18 веке. Простым, почти современным языком Франклин рассказывал о своей семье, о годах учения у старшего брата печатному делу, прочитанных книгах и выведенным им самим нравственным правилам.

Важно

С удивлением я узнал, что он первый в Америке организовал публичную библиотеку по подписке, издавал собственную газету, занимался литературой, философией, языками и физикой.

Один из первых начал печатать бумажные деньги и ратовал за их повсеместное хождение, что обеспеченными людьми того времени воспринималось в штыки.

В половине первого мне позвонил директор и поинтересовался, почему я не соизволил явиться на работу.- Я арестован, – ответил я.Мне посоветовали не маяться дурью и поменьше увлекаться алкоголем.Но на работу я так и не пошёл, потому что получил повестку немедленно явиться в зал суда на судебное слушание.

Когда я прибыл, в зале не оказалось никого, кроме драившей полы уборщицы с папиросой в зубах. Она сообщила, что ни о каком заседании ей не известно и, вообще, она человек маленький, а там (она подняла вверх палец, и мы дружно посмотрели на потолок) разберутся. По потолку бегали мелкие чёрные жучки. Они что ли разберутся?- Что это там у вас за книга? – спросила она.

Читайте также:  Краткая биография гримм

– Автобиография Франклина.- Хороший человек?- Уж получше этих моих подчинённых. Вечно ходят и скалятся, а стоит отвернуться, корчат недовольные рожи. Франклин, по крайней мере, воспитывал в себе добродетели. Завёл специальную тетрадь и в ней отмечал, что сделал правильно, а что нарушил. Вырабатывал нравственную чистоту. Напомнил мне Льва Толстого. Тот тоже писал правила жизни в дневнике.

Только ничего, кажется, так и не выработал. Франклин был упорней.- Какой только дурью богатые не маются, – высказала своё мнение уборщица, исторгнув изо рта клубы сизого дыма.- Он не был богатым. Только под конец жизни, да и то всегда жил очень скромно. И если бы не жена, то так и ел бы один хлеб с кашей из простой оловянной миски. – В бога-то он верил?- Верил. Только по-своему.

Что бог существует – для него непоколебимая истина. А всё остальное, наносное придумали люди и отнюдь не для укрепления нравственности. Нравственность для него не синоним религиозности. Естественными правами человека он считал свободу, собственность и жизнь. Признавал за народом право на восстание. В определённых случаях.- Тяжело, наверное, жить с таким человеком, – подытожил я.

– Если он в книге умудряется прочитать столько нотаций, то каков он в разговоре?

– Зануда! – усмехнулась уборщица.

Ровно через год в мою дверь позвонили двое в чёрном. – Как вам Франклин? Понравился? – спросил один. – Чем у него всё закончилось?- Не знаю. Он дописал автобиографию только до 1757 года, когда был послан в Лондон провинциальным собранием Пенсильвании в качестве уполномоченного.- Непорядок.

Могли бы поинтересоваться его дальнейшей судьбой. Впрочем, мы не за этим. Вам вынесен обвинительный приговор.- За что меня осудили?- Мы не уполномочены, мы люди маленькие. Там, – мужчина показал на потолок, – не дураки собрались. Они знают, что делают.

– Но я же прочитал! Изучил и знаю, что Франклин не президент, а учёный, политический деятель, дипломат, журналист и издатель! Он прошёл путь от младшего сына небогатого ремесленника и стал одним из авторов Декларации независимости и Конституции США.

Совет

Он выделил тринадцать добродетелей, к которым следует стремиться: воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость.

Последние слова я кричал, когда меня волокли по лестнице. – Глупец! – усмехнулся один из моих конвоиров. – Он так и не понял, что дело вовсе не в Бенджамине Франклине!

Источник: http://readly.ru/author/21112/

Творчество Бенджамина Франклина

  • Творчество Бенджамина Франклина.

    В начале XVIII века, до того, как Просвещение властно заявило о себе в литературе, наиболее распространенными жанрами американской словесности оставались прозаические: рассказ путешественника и вошедший в моду в конце прошлого столетия рассказ пленника, автобиография, духовный дневник; появлявшиеся порой очерки были подражательными по форме и тематике. По мере развития общества все большее значение приобретали эпистолярный жанр, в особенности личное письмо, и публицистика — уже не только духовная (проповедь, теологический трактат), но и политическая (трактат, договор и т. д.). По-прежнему широко представленная в колониальной литературе, поэзия приобретала отчетливо светский характер и ориентировалась при этом на европейские классицистские образцы.

    У жителей американских колоний постепенно выработался и стал высоко цениться литературный вкус, определявшийся, однако, вкусами и пристрастиями метрополии.

    Аддисон и Стил, Джон Драйден и Сэмюель Джонсон, Джонатан Свифт и в особенности Александр Поуп почитались в Новом Свете как непререкаемые авторитеты и были объектами подражания.

    Произведения этих английских литераторов стали школой стилистического мастерства и для крупнейшего писателя американского Просвещения Б. Франклина.

    Достаточно быстро, однако, просветительская вера в неизбежность общественного прогресса, в возможность достижения индивидуального совершенства, в превосходство разума над прочими сферами человеческой личности произвела существенные изменения в литературе колониальной Америки.

    Основные направления этих изменений сводятся к стремлению писателей воздействовать непосредственно на широкую читающую публику, донести до нее определенные социальные и религиозные идеи, с чем связано явное преобладание в американской словесности эпохи Просвещения всевозможных популярных форм, включая газетную периодику.

    В плане литературной эволюции Америки XVIII столетия особенно характерно творчество Бенджамина Франклина (1706—1790), самой выдающейся фигуры американского Просвещения, “первого философа и первого воистину великого писателя Нового Света”, как отозвался о нем его английский современник философ Дэвид Юм. Франклин — едва ли не единственный из ранних американских литераторов, чьи произведения и ныне вызывают не только историко-культурный, но и самостоятельный художественный интерес. Творческое наследие Б. Франклина обширно (он писал с ранней юности и до самой смерти) и весьма разнообразно: оно охватывает практически все жанры светской литературы колониальной эпохи, периода Американской революции и молодой республики и при этом демонстрирует уверенное и легкое владение пером, оставшееся не превзойденным никем из его американских современников.

    Франклин — автор многочисленных газетных очерков (ранняя серия “Сайленс Дугуд”, 1722; высмеивающий суеверия “Ведовской процесс на Маунт Холли”, 1730; разоблачающая двойную мораль “Речь мисс Полли Бейкер” и др.

    ), знаменитого “Альманаха бедняка Ричарда” (1732—1758), памфлетов по актуальнейшим вопросам внешней и внутренней политики (“Как сделать большую империю маленькой”, 1772; “Способ укрощения восставших”, 1774; “Заметки о вежливости дикарей Северной Америки”, 1783; пародирующая выступления сторонников рабства “Речь Сайди Мемета Ибрагама”, 1790).

    Он вел обширную переписку, дипломатическую и личную, и в совершенстве владел эпистолярным жанром, а также оставил замечательную автобиографию, самую известную и читаемую автобиографию в мире.

    Франклин охотно пародировал популярные жанры колониальной беллетристики: рассказ путешественника (“Путешественник: Гигантский прыжок кита”, 1765) и рассказ пленника (бурлескный “Отчет о пленении Уильяма Генри в 1755, его пребывании среди индейцев племени Сенека в течение 6 лет и 7 месяцев, пока он не сбежал от них”, 1766).

    Вместе с тем сам он отнюдь не избегал популярности и предпочитал, как явствует уже из перечня его сочинений, преподносить моральные уроки в юмористической форме, обреченной на читательский успех.

    Таково и его стихотворное размышление о нравственной природе человека — 20 строк текста и три строки заглавия, гласящего: “В защиту молодого человека, содержащегося в тюрьме и в оковах за совращение старухи 85-и лет , у которой был один только глаз, и тот красный”.

    Простое перечисление всех сочинений Б. Франклина заняло бы далеко не одну страницу, особенно если учесть не только его литературные произведения, но и литературную критику и многочисленные философские и научные трактаты, проекты технических изобретений и политические проекты.

    Подобная творческая продуктивность кажется поистине невероятной.

    А между тем Франклин никогда не замыкался в сочинительстве, а успешно сочетал его с бурной и разносторонней практической деятельностью, связанной с самыми разнообразными интересами и обязанностями: издательскими, научными, общественными, политическими, дипломатическими.

    Обратите внимание

    Он был одновременно всем, “только не поэтом”, — как заметил в следующем столетии Г. Мелвилл. Это заявление кажется парадоксальным (Франклин писал и стихи), но, по сути, оно верно: рациональный практический ум сына “века Разума” был “антипоэтичен” в глазах крупнейшего писателя романтической эпохи.

    Читайте также:  Краткая биография рютбёф

    Среди технических изобретений и общественных нововведений Франклина — печь Франклина, громоотвод (Филипп Френо писал: “Он королей с престола свел / И стрелы молнии отвел”), первая публичная библиотека, устройство уличных тротуаров, их подметание и освещение, Американское философское общество, Университет Пенсильвании, городская больница и новый тип часов.

    Кипучая энергия, толкавшая Франклина браться за усовершенствование практически всех сфер человеческой жизни, в сочетании с его пытливым, эмпирическим и прагматическим складом ума, создавали характер, который со временем был признан типично американским.

    Ошеломляющая карьера Франклина, которой он был всецело обязан лишь самому себе, своим личным достоинствам, также имела отчетливо американское качество.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Творчество Бенджамина Франклина, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.       Нравится

  • Источник: http://soshinenie.ru/tvorchestvo-bendzhamina-franklina/

    Эссе Франклин Рузвельт

    Дипломатия – важнейшее средство осуществления внешней политики, которое помогает государству достичь его цели мирными путями.

    Дипломат это в первую очередь человек который официально представляет интересы своей страны. Дипломатомами являются также и главы государства в тех странах где президент отвечает и за внутренюю и за внешнюю политику.

    Одним из таких людей был выдающийся человек 32-й президен США — Франклин Делано Рузвельт.

    Франклин Рузвельт руководил своей страной в очен сложный и переходный для нее период.

    Как мы помним то время хорошо всем запомнилось по двум событиям:

    Мировой финансовый кризис

    Вторая мировая война

    Свою страну президент успешно провел через эти сложнейшие испытания и после войны США предстала перед миром как великая держава.

    Заслуга Франклина Рузвельта как дипломата заключается в том что он сумел установить дипломатичесие отношения с СССР, несмотря на то что госдепартамент США был категорически против установления отношений с Советским Союзом.

    Все крупнейшие дипломаты США продалжали Антисоветскую политику называя Советскую Россию « фанатичным, экспансионным государством» и что призанание Советского Союза будет «жертвой нашими принципами».

    Заместитель госсекретаря У.

    Важно

    Филлипс занимался поиском причин которые могли бы затянуть установления дипломатических отношений между СССР и США, также он лично уговаривал Рузвельта внести в текст проекта советско- американских договоренностей такой пункт, с которым незачто не согласился бы СССР.

    На этот шаг Рузвельт ответил очень твердо и сказал: «Если вы действительно считаете, что отношения с крупнейшей страной мира пойдут во вред США, то вы наносите удар по своей компетенции, неужели вы хотите вылететь с дипломатической миссией в Африку?»

    Вскоре несмотря на все уловки дипломатов, советская делегация 20 октября 1933 года прибыла в Вашингтон, а 16 ноября 1933 года официально утвердились отношения между СССР и США.

    Это звучит как абсурд, но госдепартамент США и различные влиятельные люди и дипломаты действительно активно мешали Рузвельту в установлении дружеских отношений с Советским Союзом. Однажды до него дошла информация о том, что в Америке есть граждане лояльные к Гитлеровскому режиму, на что рузвельт бурно отреагировал и добавил фразу словами – «особенно в госдепартаменте»

    Указывая на его мужетсвенную инициативу, Сталин отзывался о нем так: «Несомненно, из всех капитанов современного капиталистического мира Рузвельт — самая сильная фигура».

    Данное заявление он сделал в 1934 году после установления дипломатических отношений между СССР и США указывая на то, что он не поддался внешнему влиянию и проявил решительность и самостоятельность.

    Источник: http://aret.ru/10-klass/esse-franklin-ruzvelt/

    Сочинение «Анализ «Автобиографии» Бенджамина Франклина»

    Бенджамин Франклин (1706 – 1790) принадлежит к числу выдающихся американских мыслителей и общественных деятелей. Он сочетал в себе крупнейшего ученого-энциклопедиста, блестящего пропагандиста просветительских идей и активного деятеля буржуазной революции. По решению Всемирного Совета Мира 250-летие со дня рождения Франклина отмечалось во всех странах.

    Научная и общественная деятельность Франклина неразрывно связана с войной за независимость в 1775 – 1783 гг. Самым крупным по объему и наиболее известным произведением Франклина является «Автобиография» (The Life of Benjamin Franklin written by Himself). Она была начата Франклином в 1771 г. в Англии, писалась в течение многих лет, но так и осталась незаконченной.

    В первом из фрагментов описывается его детство и жизнь до женитьбы в 1730 г. Второй, более короткий фрагмент, содержащий известные дидактические страницы о моральном самоусовершенствовании, был написан во Франции в 1784 г.

    Совет

    Третий и четвертый, добавленные Франклином уже в США в последние годы его жизни, доводят повествование до 1757 г., обрываясь на эпизодах, связанных с приездом Франклина в Англию в качестве представителя Пенсильвании.

    Сохранившийся план работы показывает, что Франклин намеревался написать историю всей своей жизни. Появление книги в печати также имеет свою длительную историю. Первая и вторая части были напечатаны в Париже во французском переводе в 1791 – 1798 гг.

    На языке подлинника «Автобиография» вышла целиком лишь в 1868 г.Автобиография Франклина — это рассказ человека «третьего сословия» о том, как он, полагаясь только на свои силы, достиг знаний и славы.

    Многие эпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появление бесприютного юноши Франклина на улицах Филадельфии — города, который должен был стать ареной его возвышения — с тремя краюхами хлеба, купленными на последние деньги. Без всякой рисовки Франклин повествует о своей жизни, комментирует свои удачи и критикует ошибки.

    Идеологическая схема автобиографии такова: сначала Франклин применяет выработанные им правила практической морали для достижения материальной независимости, затем он использует материальное благополучие для дальнейшего просвещения своего разума и для деятельности на пользу общества.

    Пафос, как это хорошо чувствовали современники, был в том, что герой автобиографии, молодой буржуа, возвышался не путем отречения от своего класса и перехода к аристократии и не в качестве «плута», достигающего своей цели с помощью обмана и унижений перед сильными мира сего, но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии, и как ее выдающийся представитель, которого не могут не признавать даже враги. Друг Франклина Воган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая его опубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значение, чем «все жизни Плутарха, взятые вместе». Воган намечает несколько важнейших, с точки зрения буржуазного Просвещения, воспитательных задач, которые призвана выполнить книга Франклина: она покажет, что человек не является по своей природе злобным животным и что его моральные качества зависят от условий воспитания; она покажет, сколь мало необходимо знатное происхождение «для счастья, добродетели и величия». Наконец, она будет способствовать надлежащему взгляду на американскую революцию, показав высокие достоинства одного из ее виднейших вождей.

    Этой оценке Франклина его современниками резко противоречит укоренившийся в XIX в.

    и поддержанный в особенности романтиками взгляд на Франклина как на проповедника филистерской морали и грубого апологета буржуазно-собственнического идеала.

    Читайте также:  Краткая биография задорнов

    Карлейль называет Франклина «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца. Китс с презрением говорит о «философствующем квакере, набитом скаредными поучениями».

    Источник: https://shdo.net/sochinenie-analiz-avtobiografii-bendzhamina-franklina/

    Творчество Бенджамина Франклина (1706-1790)

    Франклин, не получивший даже начального школьного образования, начал работать подмастерьем в типографии брата, «о вскоре бежал, не выдержав жестоких побоев. Однако с печатным делом он не расстался, работал наборщиком в других типографиях, в том числе в Лондоне, а со временем приобрел собственную типографию.

    В Америке не существовало тогда профессионализации писателя, и потому типография давала Франклину и средства к существованию, и возможность обращения к широкой читательской аудитории с целью распространения знаний и улучшения нравов. Типография же стала для него и своего рода «университетом».

    Круг чтения в отцовском доме был ограничен сочинениями богословского характера, к которым любознательный юноша не имел вкуса. На типографские заработки он смог приобретать книги, среди которых, как читаем в его «Автобиографии», были «Жизнеописания» Плутарха, «Путь паломника» Дж.

    Обратите внимание

    Беньяна, томик «Зрителя» Аддисона и Стиля, книги Дефо, Попа и других, как древних, так и современных английских авторов.

    Особую роль в духовном становлении Франклина сыграло его знакомство с произведениями английских просветителей — Шефтсбери, Коллинза, Мандевиля и других и, конечно же, с сочинением Локка «Опыт о человеческом разуме», на котором выросло все английское Просвещение.

    Материалистическая в своей основе теория познания Локка, который отрицал существование «врожденных идей» и ставил во главу угла чувственное восприятие, оказалась созвучна Франклину.

    Идеями Просвещения пронизано уже одно из самых ранних его сочинений — опубликованное в Лондоне «Рассуждение о свободе, необходимости, удовольствии и страдании» (1725), написанное с позиций деизма.

    Освобождение человеческой мысли, и в том числе науки, из-под власти религиозных предрассудков Франклин считал одной из важнейших задач, блестяще подтвердив это впоследствии серией опытов по электричеству. Однако, проявляя известную ограниченность, а, также опасаясь нападок со стороны пуритан, он все же говорил о необходимости сохранения религии для поддержания нравственности.

    Тем не менее, в своем понимании нравственности Франклин резко расходился с религиозной доктриной.

    В противовес обещаниям спасения на том свете, которое дается лишь избранным членам церковной общины в награду за их праведность, он выдвинул свою концепцию добрых дел, без которой, как свидетельствуют страницы «Автобиографии», любой разговор о нравственности считал бесплодным. С не меньшей убедительностью подтверждает это и жизнь Франклина.

    Как и во всем, что его касалось, требование служения граждан «общему благу» не осталось голым тезисом, но нашло воплощение во множестве «добрых дел», направленных на достижение общественного прогресса, таких, как организация сбора средств в пользу больницы для бедных или создание Американского философского общества, публичной библиотеки, пожарной команды, благоустройство города, освещение улиц. В этом требовании сказывался также демократизм писателя, выступавшего с позиций трудящегося человека и открыто противопоставлявшего себя аристократической верхушке, гнушавшейся «презренной пользы».

    Важно

    Созвучна оказалась Франклину и просветительская идея «естественного права», определявшая ценность личности исходя не из происхождения, а из ее собственных достоинств и способностей. Последние не являются, однако, чем-то неизменным, данным раз и навсегда, но беспрестанно развиваются в ходе накопления знаний.

    Из этого вытекало роднившее Франклина с другими просветителями убеждение в исключительной роли Разума.

    Во многом опираясь при этом на традиции и ценности городского и сельского ремесленничества, не подвергшегося в то время сильному социальному расслоению, Франклин сохранял связи с народными истоками, нередко отождествляя Разум со «здравым смыслом».

    Первые литературные опыты Франклина — заметки, напечатанные в 1722 г. под псевдонимом «Сайленс Дугуд» (нечто вроде «молчание — золото»), и очерки «Любопытный» (1728—1729) —еще во многом подражательны.

    Их источником был «Зритель» Аддисона и Стиля, которым зачитывались многие его современники по обе стороны океана.

    Под влиянием «Зрителя» Франклин предпринял не оставшуюся безуспешной попытку исправления собственного слога, о чем чистосердечно поведал на страницах «Автобиографии».

    Весьма скромны в них и объекты, на которых писатель останавливает свой насмешливый взгляд. Рисуя немудрящие житейские эпизоды, он высмеивает праздность, невежество, склонность к авантюризму.

    Среди его «героев» — и недалекая, дурно воспитанная женщина, чья назойливость мешает соседке заниматься делами, и искатели кладов, которые вместо того, чтобы выучиться какому-либо полезному ремеслу, способному обеспечить им безбедное существование, лишаются последних средств в погоне за призрачным богатством.

    Уже в ранних очерках дают себя почувствовать черты, присущие позднему творчеству Франклина. Это противопоставление труда (как основы достойной жизни) и праздности, а также сильный налет морализаторства, которое отнюдь не смущало юного автора.

    Совет

    Он настойчиво декларировал свои дидактические задачи исходя из убеждения, что его наставления могут быть с немалой пользой усвоены человеком из низов, каким был он сам.

    Чем, однако, Франклин еще не овладел, так это умением следовать совету Попа, который он сочувственно приводит в «Автобиографии»: поучать без поучений.

    Заметно приблизился он к этому в «Альманахе Бедного Ричарда», который начал издаваться в 1732 г. и выходил ежегодно в течение 25 лет. Этот альманах-календарь был адресован прежде всего земледельцам и ремесленникам.

    Франклин помещал в нем множество ценных сведений и советов, но преподносил их в форме остроумных, емких, легко запоминающихся речений, похожих на народные пословицы и поговорки, Более того, все эти сведения он излагал не от своего лица, не от имени одного из виднейших граждан Пенсильвании или светил мировой науки.

    Скрывшись за маской «Бедного Ричарда», автор вкладывал свои поучения в уста человека, близкого по опыту и образу мышления основному кругу читателей, что и обеспечило небывалую популярность «Альманаха». Немало способствовал этому и отмеченный яркой афористичностью стиль. Франклин не был создателем этого типа издания.

    В то время, когда выходил «Альманах Бедного Ричарда», подобный тип календаря был распространенным явлением. Франклин отлично сознавал, что добиться своей цели он мог единственным способом — посредством живого и меткого слова.

    Собственным трудом обеспечивает Ричард как пропитание семьи, так и независимость своих суждений. Правда, за истекшие столетия этот образ несколько потускнел.

    Это естественно: в отличие от обычных литературных героев, характеристика Ричарда создается без помощи таких компонентов художественного произведения, как сюжет, фабула, взаимоотношения с другими персонажами и т. п. Все ее богатство целиком и полностью заключено в выразительности его речи.

    Обратите внимание

    То, что многие его высказывания вошли в арсенал народной речи, приняв форму пословиц, — лучшее свидетельство того, сколь успешно справился Франклин со своей задачей. Немало проиграл образ Ричарда в мнении потомства и оттого, что чаще всего переиздавалась та часть «Альманаха», которая озаглавлена «Путь к изобилию» (1757).

    В ней сосредоточены высказывания относительно бережливости, предусмотрительности в делах, пользы накоплений и т. д., побудившие воспринимать этого героя, — а вместе с ним и автора, — как проповедника идей накопительства.

    Источник: http://www.testsoch.info/tvorchestvo-bendzhamina-franklina-1706-1790/

    Ссылка на основную публикацию