Сочинения об авторе кальдерон

Кальдерон – жизнь и творчество – Русская историческая библиотека

Деятельностью Лопе де Веги и его подражателей была подготовлена почва для возникновения гениальных произведений величайшего из испанских драматургов, Педро Кальдерона де ла Барки.

Обстоятельства благоприятствовали его успеху: королем тогда был Филипп IV, любитель театра, публика привыкла правильно судить о достоинствах пьес, имея огромный и очень разнообразный репертуар.

В королевской загородной резиденции Буэн Ретиро (Buen Retiro) близ Мадрида был построен новый великолепный театр, спектакли которого имели блистательную обстановку. По всем городам были театры; были они и во дворцах грандов. Авторы пьес, нравившихся королю, двору или публике, получали щедрые награды.

Обратите внимание

Благодаря всему этому, во времена упадка государственного могущества Испании драматическая поэзия достигла очень высокого развития. Формы её оставались те же, которые были выработаны Лопе де Вегой. Драматурги следующего поколения не создали новых, но значительно улучшили прежние.

Только два разряда пьес получили разработку, какой не имели прежде: фигуральная комедия, в которой действовала карикатурная фигура надменного и хвастливого глупца, получила большую популярность и увеличилась в объеме. Точно так же расширился объем интермедий, и занимательность их была увеличена вставками песен (сайнет) и костюмированными сценами.

Педро Кальдерон де ла Барка (Barca) родился 17 января 1600 в Мадриде, где отец его занимал маленькую должность в казначействе; фамилия его была старая, знатная, имевшая некогда свой замок в долине Коррьедо в Бургосских горах.

Педро Кальдерон учился в иезуитской школе, потом в Саламанкском университете, где усердно занимался юриспруденцией и некоторыми другими науками. Он стал писать драмы с ранней молодости.

Возвратившись в Мадрид, он выступил конкурентом в поэтическом состязании на празднике по поводу причисления Исидора, покровители Мадрида, к лику святых и заслужил похвалу Лопе де Веги, бывшего судьей состязания. По любви к походной жизни он поступил в военную службу, участвовал в миланском походе 1625 года и в войне с нидерландцами.

В этих странствованиях Кальдерон приобрел большое знание жизни. Филипп IV вызвал его из войска ко двору, поручил ему заведование праздниками и спектаклями в Буэн Ретиро. Он посвятил себя драматической поэзии.

Его пьесы имели такой успех, что когда ему было только еще 32 года, он уже славился по всей Испании, и Филипп IV возвел его в сан кавалера ордена Сантьяго. В 1640 году кавалеры всех рыцарских орденов были приглашены участвовать в походе для усмирения восставшей Каталонии. Кальдерон тоже вызвался идти в поход.

Король, чтоб удержать его при дворе, поручил ему написать новую драму. Он написал ее очень быстро и отправился в поход; оставался в войске до полного усмирения мятежа.

Важно

Устройством и описанием праздников при бракосочетании короля с Анной-Марией Австрийской (в 1649 году) он приобрел еще большую благосклонность короля, получил значительную пенсию, а через несколько лет при поступлении в духовное звание был назначен почетным капелланом короля и кроме доходов этой должности получил еще несколько бенефиций.

Подобно Лопе де Веге, Кальдерон не стеснялся своим монашеским званием; большую часть драм он написал уже будучи монахом. Кроме множества ауто для представления на больших церковных праздниках и в особенности на празднике Тела Господня он написал в монашестве очень много комедий, кансон, сонетов, романсов и других лирических стихотворений. Он сохранил свежесть сил до самой смерти (на 81 году жизни 25 мая 1681). Слава его была так громка, что торжественные панихиды по нему были отслужены не только в испанских городах, но и в Лиссабоне, Милане, Риме, Неаполе. За несколько лет перед смертью он поступил в конгрегацию (монашеский орден) Святого Петра (San Pedro); свое состояние, которое было велико, он завещал ей.

Педро Кальдерон де ла Барка

Еще при жизни Кальдерона книгопродавцы издавали с его именем много пьес, не принадлежавших ему; поэтому друзья просили, чтобы он составил список своих драм. Он исполнил их желание. В этом списке находится 73 ауто с принадлежащими к ним лоа (прологами) и 108 драм; но не все они помещены в изданиях его сочинений.

На Кальдерона переносятся все те похвалы, которых заслуживает не собственно он один, а вся испанская драматическая поэзия.

Он нашел ее уже доведенной до высокого развития, и главная заслуга его состоит в том, что он умел пользоваться результатами деятельности своих предшественников, стоя, по выражению литературоведа Шака, на их плечах.

Педро Кальдерон продолжал писать в том же духе, по тем же формам, как они, и только улучшал технику прежних видов драматической поэзии. Он брал у прежних драматургов материалы для своих произведений, заимствовал у них целые сцены; но, заимствуя, он перерабатывал и улучшал, так что драмы его принадлежат собственно ему.

План у него всегда хорошо обдуман, действие развивается естественно; стих превосходен, размеры его очень разнообразны, язык великолепен, описания очень ярки. Кальдерон умеет увеличивать интересность положений контрастами.

Характеристика лиц у него такая же типическая, как у других испанских драматургов; его фигуры имеют мало индивидуальных особенностей, в них преобладают черты представителей разных типов людей; есть у него и аллегорические фигуры. Но типическим лицам он придает некоторую индивидуальность, ясно определяя их отношения между собою.

Совет

Правда этим не вполне устраняется монотонность: один и тот же характер повторяется у него в нескольких драмах; винить в этом надо отчасти вкус знатного общества, для которого он писал. Угождением вкусу объясняется и чрезмерная изысканность многих выражений Кальдерона, излишество метафор и других украшений слога, сухость дидактических рассуждений. У Лопе де Веги больше свежести, натуральности, у Кальдерона много искусственности.

Подробнее о творчестве Кальдерона читайте в статье Кальдерон, пьесы – краткое содержание.

Покровительство двора и любовь народа к театру, блестящие успехи Лопе де Веги и Кальдерона возбуждали множество людей писать драмы. Говорят, что сам Филипп IV написал несколько драм; ему приписывались те, чей автор скрывал свое имя под неопределенным псевдонимом «Придворный».

Подобно Лопе де Веге Кальдерон имел множество подражателей, в числе которых есть люди очень даровитые. Таков например, Франсиско де Рохас, имевший очень изобретательную фантазию, но впадавший иногда в напыщенность, в так называемый гонгоризм.

Из его драм назовем «Никто кроме короля, или Гарсия дель Кастаньяр» (прославление преданности королю), «Кто король, тот не может быть отцом», «Брак по мщению» (содержание напоминает драму Кальдерона «Врач своей чести»).

Морето-и-Кабанья, принявший в старости, подобно многим другим испанским драматургам, монашество, искусно перерабатывал готовый материал и заслужил знаменитость своими историческими драмами, из которых назовем одну, «Благородный судья Кастильский».

(Этот судья – Педро Жестокий, король кастильский, которого многие испанские поэты прославляли за строгое правосудие). Еще лучше его веселые драмы «Милый Дон Диего», «Донья Диана» (послужившая образцом для «Принцессы Элиды» Мольера). Характеры у Морето очерчены хорошо, нравы изображены верно, комизм удачен.

Хорошими подражателями Кальдерона были: Матос Фрагосо, португалец, писавший по-испански (из его драм назовем «Мудрец в уединении и поселянин у себя дома»); Хуан Баутиста Диаманте (автор драмы «Сын, почтительный к отцу»), Альваро Кувильо де Арагон (написавший драму «Превосходная жена»), Хуан де ла Гес (автор драмы «Наказание скупости»), Антонио де Солис (написавший историю Мексики и переложивший в драматическую форму новеллу Сервантеса «Мадридская цыганка»).

Драма была самым любимым видом поэзии у испанцев, потому очень многие талантливые люди становились драматургами; эпическая и лирическая поэзия находились в пренебрежении. Напыщенные лирические стихотворения гонгористов не заслуживали любви публики.

Обратите внимание

Замечательный лирический поэт был в то время один. Эстеван Мануэль Вильегас (ум. в 1669 г.). Он прекрасно подражал Горацию, переводил и переделывал греческих лириков.

Его оды, песни, элегии, идиллии изящны, они нравились высшему обществу, и автора их называли испанским Анакреоном.

 если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Кальдерон де ла Барка – краткая биография

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3343-kalderon-zhizn-i-tvorchestvo

Творчество Кальдерона

ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

4. Творчество Кальдерона – вершина литературного барокко. Драма «Жизнь – это сон». Художественные особенности драматургии П. Кальдерона

Слава Лопе де Вега промелькнула вскоре после его смерти. Прекратилось издание его произведений, постановка его пьес, имя его все реже звучало из народных уст. Суровый период феодально-католической реакции наступил в Испании. Жизнерадостный талант поэта был уже больше не нужен. Кумиром Испании стал Кальдерон – мрачный и унылый поэт.

Кальдерон, безусловно, – талант значительно меньшей яркости, чем Лопе де Вега. Ему далеко до того высокого реалистического мастерства, которого достиг его предшественник, однако он заставил зазвучать такие струны в своей поэтической лире, которые на то время больше всего волновали его современников.

Кальдерон, только появившись на художественной арене, сразу начал воспевать философию пессимизма. Нет ничего вечного на земле. Жизнь – мгновенное, годы – всего лишь миг, от колыбели до могилы – только один шаг. Что же остается человеку? Страдать и повиноваться. Творчество Кальдерона ставили рядом с творчеством Шекспира, а это уже о чем то да и говорит.

Дон Педро Кальдерон де ля Барка родился в Мадриде 17 января 1600 года в семье неимущего дворянина, вынужденного из-за бедности работать в Раде (министерстве) по финансам. Начальное образование Кальдерон получил в иезуитской коллегии в Мадриде.

После ее окончания продолжил образование в университетах Алькала и Саламанки, где изучал богословие, схоластику, философию и право.

Но схоластические упражнения не вызывали, очевидно, особого восторга у темпераментного молодого испанца и, забросив учебу, около 1619 года он вернулся в Мадрид с тем, чтобы найти свое настоящее призвание, которому, начиная с этого времени на всю жизнь станет для него театр, сцена.

Юноша не шутя увлекся распространенными на то время литературными состязаниями, в которых принимали участие известные и уважаемые мастера сцены, которые пользовались большой популярностью как среди простых, так и знатных испанцев. А вскоре и сам Кальдерон уже дебютировал в одном из таких соревнований – и довольно успешно.

Важно

В 1622 году он принимал участие в состязании поэтов в честь праздника святого Исидора. Его заметил и отметил своей похвалой сам Лопе де Вега. Возможно, именно это обстоятельство стало началом блестящей театральной карьеры Кальдерона и побудила его к серьезным занятиям сценическим искусством. Через год появится его первая пьеса «Любовь, честь и власть».

С 1625 года Кальдерон уже входит в число главных поставщиков пьес для придворного театра и ауто (одноактных драм религиоВНО-дидактического характера) для церковных представлений.

Казалось бы, теперь дела Кальдерона должны были пойти блестяще, и так оно, очевидно, и было бы, если бы не вспыльчивый характер поэта, который в сочетании с естественной неуравновешенностью южного темперамента образовывал просто-таки взрывоопасную смесь.

Шпагой прославленный драматург владел ничуть не хуже, чем пером, а повод почувствовать себя оскорбленным находил с невероятной легкостью, поэтому кровавым столкновениям и дуелям, в которых принимал участие Кальдерон и его братья, не было конца. Иногда дело принимало слишком серьезный характер.

Братьям приходилось даже продать отцовское место в министерстве финансов с тем, чтобы покрыть счета в суде после очередной дуэли одного из них. Во время другой драки, в которой был тяжело ранен брата Кальдерона, поэт, преследуя обидчиков, вместе с друзьями ворвался в один из католических монастырей, нарушив таким образом, право церковной неприкосновенности, что могло иметь весьма серьезные последствия, – и мало бы, если бы не высокопоставленные покровители драматурга.

Несмотря на резко неприемлемое отношение к Кальдерона со стороны иезуитов, в Испании все же было немало образованных и влиятельных лиц, которые понимали истинную цену его таланта. Общественные позиции Кальдерона еще больше укрепились в 30-годах XVII века.

В 1635 году умирает «патриарх» испанской драматургии Лопе де Вега, и того же года Кальдерон получает звание придворного драматурга, формально и по сути (учитывая уровень и популярность его пьес), занимая роль первой персоны в испанском театре.

Этот неофициальный статус Кальдерона вскоре подтверждает и сам король Испании Филипп IV, который в знак своего высокого внимания подарил драматургу звание рыцаря ордена Сант-Яго.

Совет

В течение 1640 – 1642 лет Кальдерон участвовал в войне Испании против Франции, а также в подавлении восстания в Каталонии. Есть сведения, что в архивах даже хранится документ, который удостоверяет мужество и храбрость Кальдерона, выявленную в ходе этих кампаний.

С 1651 года, параллельно с театральной, Кальдерон делает и церковную карьеру. Он принимает сан священника, а еще через некоторое время получает должность почетного капеллана (духовника) короля Филиппа IV.

Читайте также:  Краткая биография йирасек

Вполне удачную снаружи биографию Кальдерона никак нельзя назвать ни безоблачной, ни легкой. В годы расцвета его таланта приходятся особенно агрессивные попытки иезуитов свести счеты с испанской сценой. Трижды на протяжении жизни Кальдерона церковники пытались добиться полного запрета театра. Частично их попытки имели успех.

Несмотря на свои личные симпатии к драматургии Кальдерона, король Филипп IV все же вынужден был считаться с требованиями церковной верхушки. В 40-х годах, в частности с 1644 до 1649 года, в Испании были закрыты все театры, более чем на 25 лет было приостановлено издание произведений Кальдерона.

Подобные гонения и травля драматург пережил еще дважды, в 1665 и в 1672 годах. В последние десятилетия своей жизни он вынужден был писать преимущественно для религиоВНОй сцены, на которой ставились спектакли во время различных церковных праздников.

Даже смерть Кальдерона (умер 25 мая 1681 года), иезуиты восприняли как сигнал для начала новой атаки на испанский театр.

Драматургическое наследие драматурга значительный по объему и насчитывает около 120 светских пьес, 78 ауто и 20 интермедий (сценок, преимущественно комического характера, которые исполнялись между отдельными действиями драмы).

Светские пьесы, которые составляют основную часть драматургического наследия, в соответствии с характером их проблематики, разделяют на три типа:

1. Комедия (была очень популярной среди художников барокко).

Обратите внимание

В центре комедий Кальдерона, как правило, тема любви, по сюжетным типом большинство из них относится к так называемых «комедий интриги» (то есть пьес, сюжет которых строится на быстрой и неожиданной смене ситуаций, на неестественном комическому стечению обстоятельств, стремительному развитию действия и т.д.). К наиболее удачных комедий Кальдерона принадлежат пьесы «С любовью не шути» (1627), «Дама – невидимка» (1629), «Сам себе охрана» (1635), «Не всегда доверяй худшем» (1650) и др.

2.

«Драмы чести» – это распространенные в испанской драматургии XVI-XVII века пьесы, в которых затрагиваются проблемы неписаного кодекса дворянской чести, ее нарушения и мести обидчикам за оскорбление.

Сюда принадлежат пьесы: «Живописец собственного бесчестия» (1648), «За тайное оскорбление – тайная месть» (1635), «Врач своей чести» (1633 – 1635), «Саламейський алькальд» (1642 – 1644) и др.

3. Морально-философские, религиозные драмы (в этих драмах нашли свое яркое выражение и далеко неоднозначную интерпретацию основные идейные постулаты и религиоВНО-философские проблемы эпохи контрреформации и барокко).

В этих драмах отразились сомнения, духовные поиски и страстные чувства, что волновали Кальдерона и его современников. К этому типу принадлежат пьесы Кальдерона «Стойкий принц» (1628), «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чудодейственный маг» (1637), «Чистилище святого Патрика» (1643) и др.

Самая знаменитая из них и одновременно самая пьеса европейского барокко – морально-философская драма «Жизнь – это сон».

Пьеса «Жизнь – это сон» написана Кальдероном в период между 1632-1635 годами. На сцене она впервые поставлена в Мадриде в 1635 году, а через год, в 1636 году, была опубликована в книжном варианте.

Фабульний содержание пьесы довольно прост. В соответствии с астрологических пророчеств, Сехізмундо, который родился в семье польского короля Базилио, должен в будущем стать страшным и зловещим тираном. Его своевольные и необдуманные поступки должны привести к гибели польского государства и смерти отца-короля.

Поразмыслив, я понял ясно,

Что будет принц Сехизмундо

Заносчивым человеком,

Несправедливым владыкой

И нечестивым монархом,

Под властью коего станет

Королевство добычей раздоров,

Школой измены черной,

Академией всех пороков.

А он, влекомый безумьем,

Сжигаемый гневом и страстью,

И на меня поднимет

Руку, и заставит пасть

Короля к стопам его сына

(О чем в стыдом говорю я!)

и станут мои седины ковром под его шагами.

Чтобы как-то избежать этой страшной беде, король приказал построить в отдаленной от людей местности башню, к которой он и поместил своего сына и где тот рос, находясь на правах самого узника.

Важно

Когда же Сехізмундо достиг юношеского возраста, отец решил убедиться в том, правду предвещали ему заре.

Себя теперь царем увидев,

И вновь потом – в тюрьме,

Он может решить, что это был лишь сон,

И если так он будет думать,

Не ошибется он, Клотальдо,

Затем, что в этом мире каждый,

Живя, лишь спит и видит сон.

По приказу короля Сехізмундо дали снотворного, после чего переодели его в наряд принца и перенесли до королевского дворца.

После пробуждения Сехізмундо – уже в роли принца – наследника, который должен управлять родительским королевством, – начинает вести себя чрезвычайно безответственно и просто невыносимо.

За полдня, проведенных во дворце, он успел перессориться чуть ли не со всеми, кто попадался на его пути. Он проявил неуважение к женщине, одного из придворных выбросил из окна и дошел до того, что начал угрожать даже собственному отцу.

Меня ты, – будучи царем, –

К себе не допускал бездушно.

Ты для меня закрыл свой дом,

И воспитал меня, как зверя,

И как чудовище терзал,

И умертвить меня старался.

И что же мне в том, что ты сказал?…

Я человеком быть хочу.

А ты стоишь мне на дорогое.

Убедившись, таким образом, в справедливости пророчества, король приказывает таким же способом вернуть Сехізмундо к его тюрьме и после того, как он снова проснется, убедить его, что все, пережитое им, происходило не наяву, а во сне.

Все последующие годы своей жизни Сехізмундо обречен быть в тюрьме.

О, я несчастный! Горе мне!

О, небо, я узнать хотел бы,

За что ты мучаешь меня?

Какое зло тебе я сделал?

Впервые увидев свет дня?

Но раз родился, понимаю,

В чем преступление мое:

Твой гнев моим грехом оправдан,

Грех величайший – бытие.

Тягчайшее из преступлений –

родится в мире…

Однако неожиданно события приобретают совсем другое направление.

Узнав о том, что у короля Базилио есть законный сын, но королевскую корону должен унаследовать не он, а приглашенный Базилио с чужеземной Московии принц Астольфо, народ поднимается против своего короля с оружием в руках.

Уволенному из его темницы Сехізмундо предлагают возглавить это восстание. Сначала он колеблется, но потом соглашается и становится во главе войск повстанцев.

В борьбе против короля Сехізмундо побеждает, но на этот раз свой гнев обращает на милость и прощает не только отца, но и своих непосредственных тюремщиков и московского принца Астольфо, который пытался занять его место на отцовском троне. Таким образом, Сехізмундо полностью подчиняет свои взбудораженные страсти требованиям разума и государственной воли и из тирана превращается в идеального правителя.

Совет

В действенно развития содержания пьесы мы не найдем каких-то неожиданных и крутых сюжетных изломов, острых перипетий или сложного разветвления действия.

Фабула пьесы, ее действенный цепочка разворачивается спокойно и ровно, хотя, с другой стороны, действие пьесы не расслаблена и сконцентрирована таким образом, чтобы читатель или зритель не терял интереса к ее содержанию.

Логично уравновешенная и композиция пьесы, которая делится на три части – действия, или, как называли их в тогдашнем испанском театре, хорнади, что буквально означает «дневной этап».

Композиция пьесы внутренней логикой своего развития приведена в соответствие с тремя качественно отличными, последовательными «этапами» духовной эволюции главного героя. В 1-й хорнаді образ Сехізмундо раскрывается в атмосфере страстных и гневных мыслей и чувств, связанных с его вынужденным заключением.

Во 2-й хорнаді, действие которой связана с «экспериментом» Базилио и переносом принца королевского дворца, Сехізмундо предстает в образе человека, полностью отдается на волю своим разнузданным страстям и необдуманным и своевольным решением.

В 3-й хорнаді, снова арестован и снова возвращен к башне, Сехізмундо обрисован в процессе внутреннего борение и победы над собственными душевными сомнениями и колебаниями.

Еще со времен Софокла (вспомним хотя бы его трилогию о бесталанного Эдипа и его детей) финалы драматических произведений, в которых люди являются марионетками, привязанными к веревку, что держит в своих руках неумолимая злая судьба, всегда заканчивались тупиком. Кальдерон находит другое продолжение: казалось бы, непримиримые враги, Сехізмундо и Базилио, поладили.

Надо понять голос Кальдерона – христианина: разве может быть иначе, если люди услышат голос Божий? Разве не наступит примирение врагов, если они поймут, что одинаково виноваты перед Богом? Разве не окутает их души и не согреет чувство всепрощения, если они поймут, что жизнь, в которой они враждуют, завидуют, ненавидят, унижают, страж-дают, грустят, есть сон, а настоящая вечная жизнь впереди, и каким оно будет, решать Богу?

Так сдержим же свирепость

И честолюбье укротим,

И обуздаем наше буйство,

Ведь мы, быть может, только спим.

Да, только спим, пока мы в мире

Столь необычном., что для нас –

Жить – значит спать, быть в этой жизни –

Жить сновиденьем каждый время.

Мне самый опыт возвещает:

Мы здесь до пробужденья спим.

Спит царь и видит сны о царстве,

И грезит вымыслом своим.

Повелевает, управляет

Среди своей дремучей мглы,

ЗаимообраВНО получает,

Как ветер, лживые хвалы.

И смерть их все развеет пылью.

Кто же хочет видеть этот сон,

Когда вот грезы о величье

Он будет смертью пробужден?

И спит богач, и в тревожном сне

Богатство грезится ему.

И спит бедняк, и шлет укоры,

Во сне уделу своему.

И спит, обласканный успехом,

И обделенный – видит сон.

И грезит тот, кто оскорбляет,

И грезит тот, кто оскорблен.

И каждый видит сон о жизни.

И о своем текущем дне,

Хотя никто не понимает,

Что существует он во сне.

Сам мотив жизни как сна – один из узловых мотивов барочной эстетики.

Обратите внимание

Пьеса «Жизнь – это сон» во многих отношениях, касающихся как проблематики, так и поэтики произведения, – является отличной драмой барочного искусства.

Театрализованная христианская проповедь – именно так можно охарактеризовать драму Педро Кальдерона «Жизнь – это сон» – имела наставить на путь истины, путь смирноти, благочестия, любви к ближнему, терпения, добродетели «блудных овец», которые пренебрегали заповедями Божьими. Достигла ли она цели? Возможно. Или, по крайней мере, частично.

С уверенностью можно сказать, что Кальдеронові зерна пессимизма прорастали в сердцах его современников и заставляли задумываться над вечными проблемами, которых часто не замечали или не хотели замечать неисправимые оп-тимісти.

Кажется, именно этого пессимизма не хватало некоторым художникам барокко, и «ау-тос» Кальдерона были необходимым противовесом на весах жизни.

Источник: http://zarlitra.in.ua/8-24.html

Эмилио Кальдерон – биография, список книг, отзывы читателей

Шпионаж по испански… Или может быть шпионаж в легендарном города Рим? Ммм.. Шпионаж во имя любви!

Самое-самое начало второй мировой, Европа. А точнее испанец молодой архитектор Хосе, работающий в Академии искусств вместе с прекрасной девушкой библиотекарем Монтсе.

Кушать Академии нечего, а кушать хочется, поэтому решено продать пару дорогостоящих экземпляров библиотеки, и продавать вызываются наши герои. Ну Монтсе понятно почему, она же библиотекарь, а вот Хосе.. Хосе просто влюблен в Монтсеррат.

В магазине они знакомятся с покупателем, но не простым покупателем, а принцем Юнио Чимо Виварини. И в тот же день жизнь их меняется навсегда..

Сама тематика книги: шпионаж за фашистами, да и ещё в такой обертке легендарного Рима, (автор пытается передать атмосферу и места, и времени, и характеров) – мне очень понравилась. Но… не понравилось исполнение. Слишком нудно местами. Книга короткая, всего 400 стр моего покетбука, 200 из которых я тянула в час по чайной ложке. Рассказ ведётся от первого лица, т.

е от лица Хосе, и казалось бы, с такой постановкой повествования интересней, потому что рассказ от чьего-то лица привносит его эмоции, чувства и мысли. В реальности же повествование местами напоминало учебник – сухо и уныло. Да, во второй половине стало интересней, вероятно Хосе оживился от страданий по Монтсе и работа его стала опасней.

Кроме того, по сюжету автора Гитлер с Гиммлером ищут Карту Творца, это некий артефакт, чуть ли не написаный самим богом. С помощью ее они хотят найти подтверждение тому, что арийцы высшая раса, и на основании этого уничтожить/подчинить другие расы. Ок, эта их идея логично объяснена и встроена в конву истории, вопросов тут нет. Но потом, как на мой взгляд, автор перегибает палку.

Важно

Оказывается фашисты ищут не только эту Карту, но и другие артефакты: какое-то всемогущее копье, потом там ещё был огромный череп из Америки, не помню размеров, жезлы и всякую такую белебердень, основанную на мифах и затеряных историях. Венцом этого всего стала их цель – (Внимание!) попасть в центр Земли, потому что они считали что Земля полая О_О.

Читайте также:  Сочинения об авторе древнерусская литература

На этом моменте у меня были эмоции как от фильма про фашистов на обратной стороне Луны. Для меня этот уже трешовый перебор.

В общем, хочу сказать норм, я думаю многим понравится. Там внизу автора сравнили с Сафоном, я не его фанатка, но честно сказать и рядом не лежало. Общего у них только что Испания, испанские имена и названия.P.s забыла написать, концовка очень понравилась. Лаконичная и правильная. Собственно поэтому рецензия и без красного угла.

#Хог1_3курс

#БК_2017
12. Книга, события в которой проходят в военное время.

Источник: http://readly.ru/author/18327/

Жизнь и творчество Педро Кальдерона — сочинение по творчеству П. Кальдерона

Педро Кальдерон де ла Барка (1600 – 1681) – испанский драматург, с именем которого связан второй этап развития испанского театра “золотого века”. Учился в колледже и в Саламанкском университете.

С начала 1620-х годов в Мадриде стал известен как сочинитель пьес для театров, эпизодически участвовал в военных действиях, которые вела Испания. В 1651 году принял сан священника и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжив при этом писать пьесы.

Кальдерону принадлежит около 120 пьес и 90 ауто.

В отличие от Лопе де Вега, творческие принципы которого в целом он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение.

Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление. Основная тема творчества Кальдерона – соотношения свободы человеческой воли и Провидения, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой.

Человек у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача – уметь хорошо сыграть отведенную ему роль в “великом театре мироздания” (название известного ауто Кальдерона), сохраняя при этом право свободы выбора между Добром и Злом (свободу воли).

Среди пьес Кальдерона есть и “комедии интриги” (”Лента и цветок”, “Астролог-притворщик”) и “драмы чести” (”Врач своей чести”), и народно-героические драмы (”Саламейский алькальд”), и религиозные драмы (”Поклонение кресту”, “Стойкий принц”), и драмы на мифологические (”Статуя Прометея”) и исторические сюжеты (”Дочь воздуха”).

Самые известные кальдероновские “комедии интриги” – “Дама-невидимка” и “Дом с двумя выходами трудно охранять”.

Совет

Сюжет обеих комедий построен на использовании схожего сценического приема – наличия потайного входа в помещение, которым пользуется дама, желающая добиться любви приглянувшегося ей молодого человека.

Но если у Лопе-комедиографа комедийная интрига развивается приемущественно в импровизационной манере, изобилует неожиданными поворотами, то в комедиях Кальдерона все идет по расчисленному автором порядку, подчинено доказательству того, что живое человеческое чувство и человеческую волю нельзя запереть в темницу. Кальдерон развивает перед зрителем и мысль о том, что единственной защитой чести любого человека может быть только он сам. Для многих героев Кальдерона честь – не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями.

Маниакальное следование голосу превратно понятой чести – чести как социальной условности – может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских “драм чести”, первая из которых – “Луис Перес галисиец”.

Самая знаменитая пьеса Кальдерона “Жизнь есть сон” включает в себя элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного).

Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии.

Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники.

Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко. Проблемы познания и свободы человека.

Кальдерон – одна из центральных фигур в европейской художественной культуре XVII века. Он был выдающимся сыном великого столетия, в котором завершился Ренессанс и развилось барокко.

17й век – это век торжества барокко, в котором причудливо сочетались гуманизм Возрождения и христианские идеи.

Обратите внимание

Если писатели Ренессанса делали ставку на силу разума и на свободу человека, то писатели барокко не забывали и о Боге, и искали гармонию для человека не в природе его, а в его душе.

Герой эпохи барокко никогда не был одинок, ибо рядом с ним всегда находился Бог. В творчестве Кальдерона доля ауто, религиозно-философских драм и комедий бытового плана примерно равная.

Кроме того, все они пронизаны (ауто и религиозно-философские драмы – в большей степени) идеями поиска идеала в самом человеке и достижения высшей правды, а также пониманием жизни как сна, в котором пробуждение – смерть.

Для Кальдерона-католика и человека эпохи барокко смерть не была чем-то безысходным и пугающим, как для представителя Ренессанса.

Смерть открывает врата высшей правды, и от того, каким вступит человек в эти врата, зависит его жизнь после смерти. Эти идеи были характеры для литературы и театра барокко в целом и для философских драм в частности. Неоднократно в разных своих пьесах Кальдерон подходил к теме идеального, справедливого монарха. В своей знаменитой драме «Жизнь есть сон» он попытался ее решить.

В драме изображена если не программа воспитания идеального монарха, то во всяком случае назидательная картина его самовоспитания. Главной задачей ауто «Жизнь есть сон» было дать наглядный урок воспитания идеального государя.

Роднит пьесу со священными ауто ее религиозный символизм, теологический тезис утверждения свободной воли и толкование жизни как сна, театра, где люди играют лишь отведенную им роль, чтобы потом воскреснуть к высшей правде уже в загробном существовании.

Сехизмундо побеждает, пройдя через падение.

Его победа – это победа над самим собой.

И это не просто изображение человека, обуздавшего свои страсти – это именно портрет идеального правителя, способного ради блага подданных и державы поступиться своими собственными желаниями: так, будучи сам влюблен в Росауру, он, тем не менее, устраивает ее судьбу так, чтобы она была счастлива. Показателен также эпизод с наказанием солдата, поднявшего восстание в пользу Сехизмундо – хотя он и поспособствовал тому, что принц занял свой престол, но нарушил верность своему сюзерену, за что он и наказан. Солдат поднял бунт против установленного порядка, справедливый монарх не может не покарать бунтаря. В этом процессе самовоспитания принца Сехизмундо в идеального монарха решающую роль сыграло восприятие им жизни как мимолетного сна. И кроме того, здесь Кальдерон еще рассматривает проблему личной свободы.

Важно

Заточенный в тюрьму Сехизмундо мечтает быть свободным, как птица, как дикий зверь, но, получив свободу, он и в самом деле уподобляется зверю. Драматург утверждает, что «звериная», ничем не обузданная свобода очень быстро убивает в человеке все человеческое – что и происходит с Сехизмундо, едва он только осознает, что свободен.

Из смиренного узника он превращается в тирана. Здесь Кальдерон касается тезиса о свободе воли и о том, что люди лишь выполняют волю небес, играя преопределенные им роли, и совершенствоваться и изменить судьбу они могут лишь одним способом – изменив самих себя и постоянно борясь с греховностью человеческой натуры.

Драма Кальдерона «Жизнь есть сон», несомненно, является вершиной его творчества.

В ней выражена кульминация всей испанской драматургии семнадцатого века.

Источник: http://sochbox.com/zhizn-i-tvorchestvo-pedro-kalderona-sochinenie-po-tvorchestvu-p-kalderona/

Педро Кальдерон. Скачать или читать новинки и популярные книги автора

Наст. имя: Calderón de la Barca Henao de la Barreda y RiañoРодился: 17 января 1600 (Мадрид, Испания)

Дата смерти: 25 мая 1681

Дон Педро Кальдерон де ля Барка Энао де ля Барреда и Рианьо, а именно так звучит его полное имя, аристократ по происхождению, родился в Мадриде 17 января 1600 года. Первоначальное образование получил в иезуитской школе. В пятнадцать лет поступил в университет в Саламанке, где прослушал курс гражданского и канонического права.

В первой половине своей жизни Кальдерон – человек шпаги. Он участвовал в военных походах в Италии и Фландрии, в 1637 годы был посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В1640 году принимает участие в подавлении мятежа в Каталонии.

В молодости он не раз обнажал шпагу на поединках и даже однажды, посмеявшись над напыщенным красноречием одного проповедника, был посажен в тюрьму за оскорбление духовного сана.

Вторая половина жизни Кальдерона посвящена церкви. В 1651 году он принял сан священника. Через тринадцать лет он уже важное духовное лицо, почетный капеллан короля, а в 1666 году – настоятель братства святого Петра.

Умер Кальдерон глубоким стариком 25 мая 1681 года. На его письменном столе осталась незаконченная духовная драма (ауто).

Первые поэтические лавры Кальдерон снискал себе в 1622 году, участвуя в состязании поэтов на празднике святого Исидора. Лопе де Вега заметил его, поощрив молодой талант лестной похвалой.

В 1635 году Кальдерон получил звание придворного драматурга.

Он писал для двора пьесы и музыкальные комедии, для духовных празднеств по заказам городских властей Мадрида – одноактные духовные представления (аутос сакраменталес).

Совет

В полное собрание сочинений поэта, изданное после его смерти (1682—1699), вошло 120 пьес, 80 аутос сакраменталес и 20 интермедий.

Творч. путь Кальдерона можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до середины 1620-х годов) он под влиянием Лопе де Вега создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623), «Мнимый звездочет» (1624), «Игра любви и случая» (1625), национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625) и др.

«Синтетический» период (до середины 30-х годов) характеризуется стремлением Кальдерона к широким обобщениям, постановке философ, и этических проблем, одновременной разработке нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-1629), «Жизнь – это сон» (1631-1632), «Сам у себя под стражей» (1636).

В третий, «аналитический» период (до конца 1640-х годов) Кальдерон тяготел к концентрированной разработке отдельных тем, раскрывая одну ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» (1635), «Саламейский алькальд» (1640-1645).

Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда Кальдерон сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.

Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творческой жизни Кальдерон писал также ауто, которым он придал классическую форму, вдохнув в эти символически-религиозные пьесы, утверждающие теологический тезис, подлинную поэзию.

Среди его ауто имеются философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто Кальдерона представляют развернутую теологическую расшифровку философских формул, содержащихся в светских пьесах.

Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем испанской контрреформации. Светские пьесы Кальдерона, все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произведений, тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами».

Свыше 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы исторические, философские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философских драм – «Жизнь – это сон». Драма «Любовь после смерти» (1633) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным.

Обратите внимание

В религиозных драмах – «Поклонение кресту» (1630-1632), «Чистилище святого Патрика» (1634) и др. – решаются теологические проблемы.

Широко известны «драмы чести» – «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в котором чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что воспринималось позднее как революционный призыв. Социальные мотивы сильны и в других пьесах, включая даже некоторые ауто, например «Великий театр мира» (1645).

Комедии в собственном смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (например, «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» (1633), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди которых выделяют бытовые и «дворцовые».

Большинство комедий Кальдерона тяготеет к так называемой «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетикой стихотворной речи.

Комедии Кальдерона, наиболее близкие к традициям Лопе де Вега, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотворной техникой и изысканным языком.

Унаследовав великие национальные традиции испанской литературы, Кальдерон при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов которого отразил уже М.

Читайте также:  Краткая биография златовратский

Сервантес, дает Кальдерону основание для пессимистической переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христианская вера с ее требованием обуздания гордыни.

В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.

Творчество Кальдерона получило широкую известность в Европе с начале 19 века, когда немецкие романтики создали восторженный культ писателя. У нас знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтическое увлечение пьесами Кальдерона получило выражение в переводах и постановках 1-й половины 19 века.

Книги автора Педро Кальдерон

«Вибрані твори» Педро Кальдерона – добірка, яка складається з двох поезій: «Ті, що були веселістю й красою…» та «Волосся пишне, що йому дала…»***. Ці твори представляють собою настроєво-медитативну лірику,…

Источник: https://itexts.net/avtor-pedro-kalderon/

Сочинение Поэтическое наследие Кальдерона

Филипп I? охотно покровительствовал искусству, в нем он искал отвлечения от своих тяжелых дум, вызываемых очевидной шаткостью его монархии, и поощряемый им, Кальдерон до самой своей смерти (в 1681 г.) мог беспрепятственно посвящать себя любимому делу, создавая драму за драмой.

Впрочем, он работал не исключительно для одного мадридского театра: ему поручали также составление тех autos sacramentales, что представлялись в соборах Севильи, Толедо, Гранады, и немало способствовали его славе. Кальдерон устоял против разрушительного действия времени несравненно тверже своего блестящего предшественника – Лопе де Вега.

Произведения его читаются с увлечением, не сходят со сцены испанских театров, и причина такой живучести, помимо художественной силы, заключается еще в том национальном мощном духе, что проникает в самую глубину народных сердец и шевелит в них самые отзывчивые фибры.

Важно

Наш ученый критик, – Филарет Шаль, – довольно верно определяет эту особенность Кальдерона в своих исследованиях испанской драмы:”Этот поэт, – говорит он, – воплощает в себе не только пылкий юг, но и его страстную веру, чуждую всякого раздумья или колебания.

Он ничего не страшится, ни в чем не сомневается: над головой его всегда распахнуто небо, там парят ангелы, сияет солнце славы и любви для избранных. Это все тот же кастильский воин, только облеченный в ризы священника”.Одно из наиболее характерных его творений La devocion de la Cruz (Поклонение Кресту) еще и поныне вызывает восторженные рукоплескания испанцев.

Надо прочитать эту символическую драму, чтобы иметь понятие, до какой степени была горяча, неистово-фанатична вера кастильянцев ХVI и XVII столетий, здесь со всеq яркостью выступает та необузданная религиозная страстность, что возвеличила испанский народ и довела его до падения.

В другом своем произведении A segreto agravio segreta venganza (За тайную обиду – тайная месть), Кальдерон изображает испанское чувство мести. Один и тот же мотив проходит y него через всю драму:

Да, мы должны, для верного отмщенья,Сдержать свой гнев, умерить сердца жар,Молчать и ждать удобного мгновенья,Чтоб нанести без промаха удар.

Какой гидальго не повторил бы за ним этих слов?

Но лучшим из всех его созданий, бесспорно, остается “La Vida es un sue?o” (Жизнь-Сон), ему нет равного, ни на одном языке, и невозможно читать его без глубокого волнения.

Из самой нелепой, невозможной основы автор сумел извлечь такие положения, такие эффекты, которые разом свидетельствуют и o необычайной силе его фантазии, и o возвышенности ума. Несмотря на свои теологические стремления, на некоторую аффектацию и даже манерность, затемняющую порою сам смысл, Кальдерон никогда не наводит скуки, не ослабляет силы общего впечатления.

В нем больше истинной страсти, чем во всех пресловутых певцах любви, что так часто стараются скрыть под напускной горячностью отсутствие действительной жизненной силы.

Совет

Другим крупным драматическим писателем той эпохи, стоявшим наряду с Лопе де Вега и Кальдероном, – был Тирсо де Молина, по своему настоящему имени – Габриэль Тэллес; он тоже принадлежал к духовному ордену, – Братства Милосердия и так же, как Лопе де Вега, отличался необыкновенной плодовитостью.

Насчитывают более трехсот пьес его произведений, из которых только 77 дошли до нашего времени, в том числе две особенно популярные, и теперь еще имеющие большой успех на мадридской сцене, – это Валькасская крестьянка и Дон-Хуан Тенорио или Севильский Соблазнитель.

В последней пьесе впервые появляется тип Дон-Жуана, принявший впоследствии столько различных оттенков в пересозданиях Мольера и Лорда Байрона.

Мы не останавливаемся на произведениях Морето, Аларкона и Рохаса, – этих трех талантливых драматических писателей, принадлежавших все к той же великой эпохе, по справедливости, названной золотым веком испанской литературы.

Ограничимся только напоминанием, что Морето написал прелестную, грациозную комедию El desden con el desden (Нашла коса на камень), из которой заимствовал Мольер свою Принцессу Элидскую.

Франциско де Рохас создал не менее замечательную драму Garcia del Casta?ar или Del rey abajo – ninguno (Кроме короля – никто) и дал несколько прекрасных сцен французскому театру посредством Томаса Корнеля, Ротру и Скаррона, a Хуан Рюис де Аларкон послужил образцом для знаменитого Пьера Корнеля в его комедии Лжец.

Мы особенно отмечаем последнее заимствование, имевшее большое значение для французской литературы: как известно, Мольер сильно увлекся этой комедией, увидев ее на сцене, что отчасти и побудило нашего великого комического поэта посвятить себя исключительно обрисовке характеров.Аларкона не признавали чистокровным кастильянцем; он родился в Мехико, почему и был прозван индейцем. Вообще, несмотря на свой несомненный талант, он никогда, не внушал симпатию мадридскому населению, может быть, вследствие своего физического безобразия, редко прощаемого толпой. Как бы то ни было, но несправедливое предубеждение публики, сначала сильно раздражавшее автора, приучило наконец и его самого относиться к ней с полным презрением. Вот как иногда мало зависит слава писателя от его действительных достоинств! Аларкон был унижен и презрен своими современниками, Лопе де Вега, напротив, превознесен до небес, a между тем

произведения первого, чем дальше, тем становятся ценнее, тогда как второй с каждым днем все больше и больше отходят в область забвения. Сеговийский Ткач, Испытание мужей, Заподозренная Правда уже значительно перевешивают во мнении современной критики самые лучшие из произведений Лопе де Вега.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-poeticheskoe-nasledie-kalderona/

Краткий очерк о пьесах Кальдерона – Готовое сочинение

Кальдерон, как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизни.

Например, в «Стойком принце» Кальдерон, объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера — изображает любовь принцессы Феникс к мавританскому полководцу Мулею, а также уводит образ шута, солдата Брито.

В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне — Хиль и Менга. То самое касается и пьесы «Чудодейственный маг», посвященной зарождению христианства и его столкновенью с иным большим мировоззрением старика мира — язычеством.

Обратите внимание

Центральным произведением Кальдерона, философская драма «Жизнь — это сон», в которой драматургу с чрезвычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а и мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона, полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса.

Действие пьесы происходит в католической Польше, ни одного реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенесши действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон, освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности.

Содержание и стиль произведения не только объясняет жизнь, а и предоставляет ему смыслового символического освещения.

Король Польши Басилио— астролог и маг — узнал на основании неотразимого пророчества, которое его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды.

Беспокоясь об интересах империи и отчизны, Басилио, который верил у пророчества, совершил со своим сыном жестоко — подверг заключению в башне и сковал цепями. Для Сехисмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехисмундо — человек «естественный».

Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя объединением человека и зверя.

Человеком он есть потому, что мыслит, так как любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем — потому, что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехисмундо в первой сцене первого акта — результат глубокой мысли:

Как в отчаянии безумных,
Клокочу, словно Везувий,
Сердце вырвал бы из груди!
Где же здесь, правда? Ум где?
Где закон, который ставит меру?
Чтобы человеку — нет, не верю! —
Господь Бог того не дал,
Что так щедро дарил
Реке и рыбе, птицы и зверю?!

(Пер. Г. Лукаша)

Важно

Сюжет связан с тем, что Басилио усомнился и решил проверить пророчество. Сехисмундо напоили сон-зельем, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем.

Попав во дворец, герой превратился из раба у тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, грозится отцу и т.д.. Когда Сехисмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном.

Но герой наделен умом, и логика его соображений такая: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон — это что-то прошедшее.

Сехисмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все — иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинает перерождение Сехисмундо. В пьесе выраженная утопическая идея самовоспитания принца.

В последнем действии трагедии правитель Сехисмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он — орудие Бог. Таким образом, Кальдерон, развивает в пьесе мысль, которая ради тщеславной и мелочной земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.

Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них обрисованная измена жены и то, как мужчина наказывает изменницу, возвращая честь семьи.

Известнейшие из них — «Врач своей чести», «За скрытое оскорбление скрытая месть», «Художник своего позора».

Воссоздавая в этих пьесах одну и одну и ту же ситуацию, Кальдерон, изображает разные человеческие типы, разные психологические отношения между супружеством, варьирует развитие сюжета.

Совет

Кальдерон, брал сюжеты не только из истории Испании, а и из истории других стран, как, например, в драме «Ересь в Англии», какая посвященная господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране.

Относительно пьес на тему испанской истории, нужно отделить драмы «Любовь после смерти» (прибл.

1633), в какой два плана, две сюжетные линии — рыцарская любовь мавра Альваро Тумаке к красавице-мавританке Клары Малек и восстание морисков Альпухари, придушенное испанцами, «Осада Бреди» — об осаде голландской крепости в северному Брабанте.

В последний период своей жизни Кальдерон, писал лишь «аутос сакраментален» — пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме.

Аутос — драматический спектакль, связанный с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон, реформировал и предоставил ей богословско-схоластичного характера. Одно из известнейших философских аутос драматурга — «Большой театр мира».

Кроме философских, Кальдерон, писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим толкованием, на темы Старика Завещания, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами с Евангелия.

В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушение существующих законов. Вместе с тем драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоническому финалу. Известный исследователь Х.М.

де Коссио заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, а и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она сориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее хлипкость и стойким порядком и величием.

Источник: http://schooltask.ru/kratkij-ocherk-o-pesax-kalderona/

Ссылка на основную публикацию