Пересказ романа А. Моравиа «Равнодушные»
События разворачиваются в 20-х годах 20 века. Автор представляет читателям всего несколько дней из жизни одной небольшой семьи, состоящей из матери по имени Мариаграция, владелицы постепенно разрушающейся виллы, и двоих уже взрослых детей.
Рядом с этим семейством постоянно находится возлюбленный хозяйки дома Лео и ее ближайшая подруга Лиза.
Ни одного из этих людей, за исключением Лео, не устраивает их однообразное и лишенное всякого смысла существование.
Что же касается любовника Мариаграции, то он вполне доволен жизнью и утверждает, что ничего не менял бы ни в себе, ни в окружающем мире, если бы у него появилась возможность родиться снова.
Он думает лишь о том, чтобы удовлетворять свои потребности и прихоти, никогда не испытывая чувства раскаяния или угрызений совести из-за того, что другим людям его развлечения могут причинить настоящую душевную боль.
У Лео вызывает живейший интерес уже вполне созревшая Карла, дочь Мариаграции. Он готов овладеть этой девушкой едва ли не глазах у своей любовницы, находясь в ее доме. Однако первая попытка соблазнения оказывается неудачной, Лео наливает Карле чересчур много шампанского, и ее организм, непривычный к спиртному, начинает реагировать весьма неприятным образом.
Тогда мужчина пытается заменить девушку Лизой, с которой ранее также находился в близких отношениях, однако та категорически отвергает домогательства Лео. Этот человек отнюдь не отличается порядочностью и честностью и в финансовых делах, ведя дела Мариаграции на протяжении ряда лет, он бессовестно обворовывает доверчивую и ленивую женщину, а вместе с нею и ее отпрысков.
Сама Мариаграция постоянно ревнует любовника, но не предполагает, что он увлечен ее собственной дочерью.
Она не перестает устраивать крайне некрасивых сцен ревности, нисколько не стесняясь детей, которые давно осведомлены об истинном положении вещей и прекрасно знают, что Лео является не только другом их семьи.
Женщина категорически не желает видеть того, что и дочь, и сын давно стали совершенно чужими для нее, что любовник ее не только не любит, но и почти откровенно презирает, она полагает, что по-прежнему ослепительно красива и обольстительна, абсолютно игнорируя свой достаточно солидный возраст.
Дочь Мариаграции Карла, которой уже более 20 лет, давно устала от скуки и бессмысленности обитания в родительском доме, девушка мечтает любой ценой уехать оттуда и начать новую жизнь. Ради этой цели она готова даже на связь с возлюбленным матери, хотя Лео ей нисколько не симпатичен и она отлично знает все его недостатки.
К самым близким по крови людям, к брату и матери, Карла относится равнодушно, ее ничуть не смущает то, что она отнимает у Мариаграции ее давнего любовника, девушка представляет себе, как много даст ей обеспеченный Лео впоследствии, ей будут доступны роскошные машины, драгоценности, путешествия по всему свету.
Но Карла согласна сблизиться с этим мужчиной, прежде всего, из-за того, что ей просто лень сопротивляться его настойчивости и давлению.
Когда девушка впервые все же отдается Лео, она не испытывает в интимные моменты ни радости, ни удовольствия, на следующее утро Карла ясно осознает, какая жизнь в действительности ожидает ее с этим человеком. Однако у нее нет желания задумываться над собственными ощущениями. Девушка дает согласие на брак с любовником матери, не видя для себя другого выхода.
Брат Карлы Микеле прекрасно понимает, в какой лжи и лицемерии существует он сам и все окружающие его люди.
Молодой человек мечтает о другой жизни, настоящей, наполненной искренними и сильными чувствами, но не испытывает ничего, кроме глубочайшего безразличия, ни к матери, ни к сестре, ни к Лизе, которая внезапно решает, что влюбилась в этого неопытного, чистого юношу.
Микеле поступает так, как следует действовать в определенной ситуации, с его точки зрения, порядочному и благородному представителю сильного пола, однако сам парень при этом абсолютно ничего не чувствует, поэтому все его старания оказываются напрасными.
Когда Лиза рассказывает юному возлюбленному о том, что Лео соблазнил его сестру Карлу, Микеле, желая произвести на эту женщину наиболее выгодное впечатление, приобретает пистолет и торопится к «другу семьи», раздумывая при этом, как он в дальнейшем будет выглядеть во время судебного процесса. Парень стреляет в Лео, однако он забывает о том, что пистолет необходимо было зарядить, в результате трагедия, которую представлял себе Микеле, оборачивается самым обыкновенными и весьма нелепым фарсом.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Разъяренный поступком молодого человека Лео намерен просто выгнать его из своего дома, но в этот момент из спальни выходит Карла. Сестра и брат едва ли не впервые за всю жизнь разговаривают друг с другом откровенно и искренне.
Лео, услышав о том, что они намереваются продать виллу, что для него станет подлинной катастрофой, тут же делает девушке официальное брачное предложение.
Микеле упрашивает сестру отказать этому мужчине, он уверен в том, что таким образом их семья просто продает Карлу, но сама девушка полагает, что для нее такой вариант будет лучшим из всего, на что она еще может надеяться.
Микеле окончательно отчаивается и разочаровывается в жизни и своих близких, он понимает, что и ему далее придется идти той же дорогой обмана, неверия в других людей и полнейшей безучастности, которую избрали для себя окружающие.
Источник: http://sochinyalka.ru/2017/05/pereskaz-romana-moravia-ravnodushnye.html
Сочинение на тему Антифашистские романы Альберто Моравиа» – по русскому языку и литературе
Роман «Равнодушные» критика определяла как антифашистский роман, поскольку в произведении Моравиа воссоздал затхлую атмосферу предфашистской эпохи, духовное вырождение человека, ее дегуманизацию как предпосылку фашизма. Герои романа лишены любых чувств, кроме тщеславия и сребролюбия.
Самое тщеславие, а не любовь заставляют старуху Марияграцию во всем давать поблажку Лео. В этом обществе властвует вранье, позорные поступки выдаются за высоконравственные: Лео разоряет семью, обижает дочь и мать, но ведет себя как друг семьи, как их благодетель. Интересный герой в этом романе — Микеле, юноша интеллигентного склада души.
Возмущенный окружающим враньем, Микеле лишь один раз высказывает протест, а потом снова охладевает. Сам образ равнодушия в этом психологическом романе приобретает значение символа широкого философского обобщения — равнодушие, отмирание души осмысливается как общечеловеческая трагедия XX ст., источник всех социальных неурядиц. В 1947 г.
писатель создал роман «Римлянка» («La romana»), в 1953 г. — «Римские рассказы» («Raccont romani»), которые со временем дополнялись новыми сборниками, так что понятие «римские рассказы» стало претендовать на статус литературного термина. Образ Рима в этих произведениях приобретает широкое обобщение, и вместе с тем роман и рассказы отличаются естественной конкретностью, локальностью.
Действующие лица романа и рассказов — обычные жители Рима, которые вынуждены искать пути к выживанию любой ценой и чаще всего этой ценой становится отказ от морали. В «Римлянке» главная героиня Адриана — женщина с лицом мадонны и духовным цинизмом блудницы. Она становится «доступной» без особых укоров совести, хотя в души лелеет мечту о любви.
Трое мужчин в жизни Адрианы, и у каждого из них частичка ее души. Первый из них шеф фашистской полиции Астурита, влюбленный в Адриану, второй — бандюга-верзила Сонцоньо, к которому героиня ощущает непонятное и неуправляемое физическое влечение, а третий — студент из благородной семьи Джакомо Диодати, участник антифашистского Сопротивления, которое Адриана любит душой.
События сплетаются в узел в конце романа: Джакомо попадает в тюрьму, в запале странной апатии (снова мотив фатального равнодушия!) называет имена своих товарищей из Сопротивления. Адриана требует, чтобы Астурита немедленно освободил Джакомо, влюбленный полицейский выполняет ее просьбу беспрекословно.
Измена Джакомо не имеет следствий, но юноша не может извинить себе позорный поступок и накладывает на себя руки. Адриана горько оплакивает Джакомо, почти не замечая гибели Астурити и Сонцоньо. Своего будущего ребенка, отцом которого она считает бандита Сонцоньо, Адриана хочет доверить семье возлюбленного Джакомо.
С этим неродившимся существом связанна в романе тема будущего Италии, и сам образ блудницы Адрианы словно очищается, в нем проступают черты мадонны, человеческой матери. Роман Моравиа отличается описанием обычаев, бытовыми деталями, и более всего — психологичностью. Кроме этого в нем заметный политический подтекст, осуждение фашизма как дегуманизации, морального обнищания.
В «Римских рассказах» — послевоенная Италия. Рассказ идет от первого лица, по обыкновению, это простой мальчик из тех, кто водит такси, стоит за прилавком, моет посуду в ресторане, находится в поисках работы, может из отчаяния стать воришкой, а если посчастливится, устроится в кино на роль гангстера.
Жизненная достоверность и лиризм «Римских рассказов» приближает их к неореализму, однако, в отличие от неореалистов, Моравиа иекогда не развивает темы солидарности простых людей, они у него разъединены, одиноки.
Почти трагически звучит этот мотив разобщенности в рассказе «Ромул и Рэм»: двое бывших друзей из Сопротивления после войны становятся почти нищими, и один из них, сознавая свой позорный поступок, грабит другого. Словно ничего не изменилось с того времени, когда Ромул убил своего брата Рэма, а позднее основал город Рим. Трагическое в рассказах Моравиа соседствует с комическим.
С темой фашизма, войны, Сопротивления связан и роман «Чочара» (1957), который был полностью закончен и опубликован лишь в 1957 г. Главная героиня романа — Чезира родом из горной Чочарии, которая известна варварством своих жителей.
Чезира — натура энергичная, в Риме она быстро нажила достаток благодаря торговле, а во время войны еще и спекуляции, но война выбила Чезиру из обычной среды: она вместе с дочерью Розеттою становится беженкой, теряет все нажитое имущество. В романе перед читателем возникает тыл с его разрухой, нуждами, голодом, своеволием иностранных солдат.
В этом романе предыдущие образы обрисованы в другом ракурсе: обесчещенная Розетта спокойно и едва не по собственной воле становится блудницей, тем не менее Чезира надеется возвратить дочери утраченную веру в жизнь и добро. Появляется в «Чочари» и интеллигент, антифашист Микеле Феста, который не является участником Сопротивления, но близок ему духом.
Этот новый Микеле уже не похож на героя «Равнодушных», он активен в своем человеколюбии; не герой-борец, а быстрее мученик Сопротивления, который гибнет от фашистского шара, заступившись за жителей чужого ему села. Гибель Микеле отдается болью в сердце Чезири, очищая ее душу. В романе «Чочара» есть признаки, которые сближают его с антифашистской литературой.
Психологический роман «Пренебрежение» («II disprezzo», 1954), посвящен итальянской интеллигенции в послевоенное время. Молодой писатель Риккардо Мольтени ищет «правильный путь» в искусстве и жизни. Ради заработка он идет работать в кино, пишет сценарии для Баттисти, процветающего продюсера кассовых фильмов.
Баттиста обращает внимание на его жену красавицу Эмилию и просит писателя переписать сюжет древнегреческой «Одиссеи» как развлекательный. Писатель Риккардо Мольтени не сразу понимает, что он, в сущности, благословляет ухаживание Баттисти к Эмилии и содействует искажению классической старинной поэмы в угоду прибыльному кино. Эту двойную измену Риккардо сознает слишком поздно: Эмилия покинула его, а потом погибла в аварии, «сломалась», ударившись в автомобиле и повредив позвоночник. Риккардо ненавидит и себя, и других. Наконец, он отказывается от работы у Баттисти; теперь у него нет работы, нет жены, нет перспективы. Роман «Пренебрежение» написан с добрым чувством к интеллигенту, который не хочет служить массовой культуре. В романе поднимаются проблемы семьи, культуры, которые тесно связаны со злободневной темой «выживания» человека в обществе, где властвует культ денег.
Сочинение на тему Антифашистские романы Альберто Моравиа»
Моравиа А.
Стр. 1
Сочинение на тему Антифашистские романы Альберто Моравиа»
Моравиа А.
Стр. 2
Сочинение на тему Антифашистские романы Альберто Моравиа»
Моравиа А.
Стр. 3
Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/sochinenie-laquoantifashistskie-romany-alberto-moraviaraquo
МОРА́ВИА
Авторы: Ю. Н. Галатенко
МОРА́ВИА (Moravia) Альберто (псевд.; наст. фам. Пинкерле, Pincherle) (28.11.1907, Рим – 26.9.1990, там же), итал. писатель, журналист. С 1916 страдал костным туберкулёзом, что помешало ему завершить среднее образование; самостоятельно изучал классич. лит-ру, иностр. языки.
Печатался с 1927 (поэзия, рассказы). Первое значит. сочинение М. – психологич. роман «Равнодушные» («Gli indifferenti», 1929, рус. пер. 1976), имевший большой успех у читателей, но враждебно встреченный офиц. фашистской критикой. Cоциально-критич.
роман «Обманутые ожидания» («Le ambizioni sbagliate», 1935), в котором ощущалось влияние романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», был запрещён Ватиканом. В 1935–37 жил в США (читал лекции в Колумбийском ун-те), затем во Франции и Мексике. Сатирич.
роман «Маскарад» («La mascherata», 1941), где в иносказательной форме изображён Б. Муссолини, привёл к резкому конфликту М. с правящим режимом. В 1941–62 женат на Э. Моранте; в 1943 вместе с ней скрывался от полиции в г.
Фонди (Чочария); эта местность была воссоздана им в близком к эстетике неореализма романе «Чочара» («La Ciociara», 1957, рус. пер. 1958; экранизация – В. Де Сика, 1960), повествующем о влиянии войны на судьбы простых людей.
Расцвет творчества М. пришёлся на послевоенные годы: сочетающий социальную критику с библейскими мотивами роман «Римлянка» («La romana», 1947, рус. пер. 1978); повесть «Непослушание» («La disubbidienza», 1948); антифашистский роман «Конформист» («Il Conformista», 1951, рус. пер. 1994, экранизация Б.
Бертолуччи, 1970); роман о судьбе иск-ва в совр. Италии «Презрение» («Il disprezzo», 1954, рус. пер. 1978; экранизация Ж. Л. Годара, 1963). В 1953 стал одним из основателей ж. «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого публиковались сочинения Ж. П. Сартра, Э. Витторини, И. Кальвино и др.
Быт и нравы римлян описаны М. в сб-ках «Римские рассказы» («I racconti romani», 1954) и «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani», 1959). Весной 1956 посетил СССР; впечатления от поездки отразил в эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS», 1958). Роман «Скука» («La noia», 1960, рус. пер.
1992) посвящён теме отчуждения человека в совр. обществе. В 1989 вновь посетил Россию, где вместе с Д. С. Лихачёвым и С. С. Аверинцевым cтал одним из учредителей Междунар. ассоциации интеллектуалов «Мир культуры». В 1984–89 депутат Европейского парламента.
До последних дней активно работал журналистом, в т. ч. в газ. «Corriere della Sera» и ж. «Espresso».
Среди сочинений М.: сб. очерков «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi», 1964); эксперим. роман «Внимание» («L’attenzione», 1965); отмеченный влиянием фрейдизма гротескный роман «Я и он» («Io e lui», 1971, рус. пер. 1994); драматургия, в т. ч. трагедия «Беатриче Ченчи» («Beatrice Cenci», 1955, рус. пер. 1957), пьесы «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969).
Источник: https://bigenc.ru/literature/text/2643108
Произведения Альберто Моравиа
Итальянская литература 20 века тесно связана со сложными историческими и политическими процессами, происходившими в стране и мире в целом. На развитие литературы и культуры начала века оказала влияние фашистская идеология, затем исторический опыт второй мировой войны и Сопротивления обусловил сдвиги в национальной жизни во всех слоях общества.
В литературе появляется иная направленность: обращение к тематике войны и Сопротивления, отражение пережитых страной драматических событий и смены эстетических ценностей. Главной темой становится обращение к народной жизни. Писатели ставят перед собой задачу рассказать об историческом опыте народа.
Таким образом в искусстве, литературе и кино появляется направление неореализма, которое более чем на десять лет заняло видное место в общественно-европейском культурном процессе. Литература неореализма стремилась к правдивому изображению реальной действительности, искала новые средства художественного мастерства, простого и ясного литературного языка.
Характерной чертой литературы этого периода является ощущение ответственности перед человеком и за человека, за его будущее, за его существование.
Кроме того, появляется чувство страха, что «цивилизация потребления» вытесняет в человеке подлинные духовные и эстетические ценности, в результате чего в произведениях появляются такие понятия как «опустошенность», «тоска», «абсурд», «некоммуникабельность», «отчуждение». Критик Р.
Кантони в статье «Болезнь нашего века» говорит, что наиболее внимательные и чуткие писатели описывают современного человека как существо, охваченное гнетущей тревогой, выбитое из колеи и заблудившееся в лабиринте обстоятельств. Писатели показывают эти моменты «изнутри», переплетенные в человеческой психике, констатируют одиночество, фетиш вещизма и богатства.
Альберто Моравиа родился 28 ноября 1907 года в Риме. Получить образование, традиционное для ребенка из обеспеченной семьи, ему не удалось. В девять лет он заболел костным туберкулезом и провел в больницах и санаториях все детские годы. Вернулся к активной жизни, когда ему было уже 17 лет.
Это сыграло большую роль в его творческом становлении, т.к. культуру он приобрел путем самообразования.
Он родился в семье римского архитектора. Он хорошо знал буржуазную среду. Она и стала предметом изображения в его творчестве.
После первых стихотворных опытов и новелл на французском языке, Моравиа в 22 года опубликовал на собственные средства роман «Равнодушные». Роман выявляет специфические моменты самосознания буржуазного интеллигента XX века: некоммуникабельность, одиночество.
Именно эта проблематика осталась в центре внимания Моравиа как художника-моралиста.
Возможно вы искали – Реферат: Творчий шлях П. Сосюри
На переднем плане у Моравиа феномен психологии человека, раскрывающийся уже в заглавии. Очевидно, что смысл по своей сути однозначен. Порой Моравиа объединяет их словом «ничто». Но это не имеет никакого сходства с нигилизмом.
Есть отчуждение, как антипод жизнеутверждения и нравственной стабильности.
Все, о чем писал Моравиа, прямо или косвенно соотносится с литературой, искусством, так как эта сфера бытия может служить моделью многих человеческих отношений.
Все романы, рассказы, новеллы, где Моравиа пытается философски осмыслить проблему творческой личности, по существу, об одном и том же – художник стремится проникнуть в реальный мир, понять его и создать подлинное произведение искусства. Но всякий раз такие намерения терпят фиаско.
Проблема отчуждения для итальянского романа – не привнесенная из вне модная тема. Этот социально-психологический мотив зазвучал в 20-е годы в особой тональности.
Действие «Равнодушных» развертывается в узкой сфере буржуазной семьи.
Лео, богатый любовник Мариаграции, матери двух детей, стремиться соблазнить ее дочь Карлу. Девушка не любит Лео, но уступает ему, надеясь изменить свою жизнь: ей опротивела царящая в доме фальшь, однообразие, сцены ревности. Ее брат Микеле, вялый и инертный юноша, понимает подлость Лео, разбившего их семью, разорившего их.
Но сильнее ненависти – его равнодушие, безразличие к моральным нормам.
Похожий материал – Реферат: Трагедия принца Гамлета
Микеле заставляет себя ссориться с Лео, а, узнав, что Лео стал любовником сестры, стреляет в него. Но все попытки неудачны, у Микеле нет искреннего порыва.
Развязка ничего не меняет в положении молодых героев. Лео решает жениться на Карле, но ее жизнь будет такой же тусклой и фальшивой, как жизнь матери, как жизнь всей среды, сделавшей из брата и сестры «равнодушных».
Главную идейную нагрузку несет образ Микеле. Юноша поражен болезнью тщеславия и равнодушия, он осознает себя неполноценным человеком.
Малодушие, самоирония, двойственность, нерешительность – производные его безразличия.
Он видит ничтожность соей жизни, но на гнев и возмущение не способен. И тем более на борьбу. Удел Микеле – отчужденность, духовное одиночество.
Характерно, что в своем отчуждении от семьи Микеле не делает различия между матерью и сестрой, не замечает душевного надлома Карлы, его целиком занимают лишь собственные ощущения.
Очень интересно – Реферат: Традиции народной баллады в творчестве английских романтиков (Кольридж, Вордсворт, Скотт)
Стремление же Карлы «покончить с прежней жизнью» толкает ее к тому, чтобы кинуться в бездну, окунуться в грязь. Ее покорность – тоже форма равнодушия.
Лео и Мариаграция – законченные эгоисты, чудовищно равнодушны к ближним.
Мариаграция знать ничего не хочет, кроме страсти к Лео, кроме светского тщеславия. Фальшь приросла к ней, как кожа, она лицемерит, даже когда кажется самой себе искренней. Дети платят матери безразличием и неприязнью, уступая в спорах. Из-за эгоистического желания обеспечить себе покой.
Прямое вмешательство автора в повествование, откровенно отрицательные ремарки вносят в роман элемент эмоциональности, которая в дальнейшем в творчестве Моравиа сменится более строгой психологической характеристикой.
В «Равнодушных» Моравиа переходит от психологии одного персонажа к психологии другого, высвечивая эмоции и внутренний мир каждого.
Характеры в «Равнодушных» не развиваются, все персонажи в конце остаются такими, какими были в начале романа.
Во всех сценах каждый остается в рамках своей роли, с тем же поведением: спокойная наглость Лео, ревнивые выходки Мариаграции, вспышки гнева и возмущения Карлы, сменяющиеся покорностью, тщетные попытки Микеле затеять ссору.
Напряженность ситуации нарастает только в результате действий Лео. Он единственный двигатель событий, он знает, чего добивается.
Вам будет интересно – Реферат: Тристан и Изольда
Роман «Равнодушные» – первая веха на творческом пути Моравиа. Это роман-реалия того времени, разоблачающий общественные пороки. Роман показывает духовную пустоту молодого поколения привилегированных классов 20-х годов.
Действие происходит в то время, когда Муссолини утверждал, что идеи фашизма вдохнут в молодежь моральные доблести древних римлян.
Ненависть Моравиа к этому мирку, к этому психологическому типу, к эгоизму не только не ослабела, но с годами приобрела бичующую силу сатиры. Писатель ничего не прощает равнодушным.
Фашизм на всю жизнь оставил в душе писателя горький осадок, дал повод для нравственных раздумий. И с каждым годом эта антифашистская тональность звучала все явственнее, хотя Моравиа признавался, что у него и в мыслях не было разоблачать социальную систему фашизма.
На последующие романы и повести влияет творчество Пруста, Кафки. Переплетение модернистских и реалистических тенденций в творчестве Моравиа на протяжении 30-х годов.
Он обнаруживает пустоту и лживость, трусость и приспособленчество в мире буржуазной интеллигенции.
Озлобленные, изголодавшиеся люди населяют его роман «Ложные притязания». Здесь все фальшиво, мелко. Возлюбленная героя романа Андреина хочет подняться над этим миром, уверовать в себя, и совершает убийство. Моравиа в обстановку фашистской Италии переносит ситуацию «Преступления и наказания» Достоевского.
Осмысливает его при помощи психоанализа.
Похожий материал – Реферат: Утопия и антиутопия в научной фантастике
К середине 30-х годов в творчестве Моравиа усиливается пессимизм, неверие в возможности человека. В этот период появляется цикл философско-сатирических рассказов, позже вошедших в сборник «Эпидемия». Здесь проявляются элементы социальной сатиры. Автор прибегает к аллегории, чтобы осудить фашистскую идеологию. В рассказе «Эпидемия» символом фашизма является странная болезнь, которая выражается в отвратительном запахе, исходящим из головы заболевшего. И это зловоние для заболевшего превращается в приятный аромат. Спустя 100 лет после начала эпидемии, вся нация лишилась органов обоняния. И никакого спасения от фашистского зловония автор не видит. Из-за своих «антифашистских памфлетов» Моравиа преимущественно жил во Франции, опасаясь репрессий.
Фанатизм Моравиа нашел в 30-е годы опору в теории Фрейда, которую он абсолютизировал как философию существования человека, а его сексуальное начало – определяющее в личном и общественном поведении.
В 1940 году он написал сатирический роман «Маскарад», в котором ясно видна сатира на антифашистскую диктатуру и где в форме гротеска изобразил Муссолини, после чего его возврат в страну стал невозможен.
С особой резкостью поставлены этические проблемы в послевоенном творчестве Моравиа. Антифашистский пафос зрелых произведений определил новые качества его творчества – усиление политических тенденций, демократичность, появление оптимизма. Неореализм привнес в его произведение новые темы. Вместе с тем усиливается философичность повествования.
Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-tvorchestvo-moravia.html
Сочинение «Кто был автором «Слова о полку Игореве», – Сочинения по литературе
КТО БЫЛ АВТОРОМ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Ты родину любил!
Н. А. Некрасов
Гениальный общий литературный памятник русского, украинского, белорусского народов — «Слово о полку Игореве» — был открыт случайно в 1795 году собирателем русских древностей Мусиным- Пушкиным. Высокие художественные достоинства «Слова» послужили поводом к тому, что некоторые ученые усомнились в подлинности поэмы, считали ее подделкой.
После того как было найдено произведение более позднего периода «Задонщина» с явным влиянием «Слова», подлинность поэмы была доказана. Исследованием «Слова» занимался и А. С. Пушкин. Он знал весь текст наизусть, любил и ценил. На одном из диспутов в Московском университете Пушкин горячо и страстно отстаивал неподдельность поэмы.
Размышляя об истории нашей словесности, Пушкин писал: «За нами темная степь — и на ней возвышается единственный памятник». Этой одинокой вершиной явилась героическая поэма «Слово о полку Игореве», написанная в конце XII века. Вместе с открытием «Слова «возник вопрос об авторе произведения.
К сожалению, история не сохранила нам имени автора «Слова», но текст поэмы дает нам возможность представить себе, каким был этот человек.
Автором «Слова» мог быть певец-сказитель. «Слово» начинается с зачина, где он вспоминает знаменитого древнего певца Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».
Новый певец обещает рассказать о печальных событиях по-иному, он не слагает славу своему герою, а повествует о жизни Руси на протяжении нескольких десятилетий — «от Старого Владимира до нынешнего Игоря». Он тонкий знаток поэзии, замечательный художник «Слова».
Он вводит в текст лирические отступления, раскрывая в них свои собственные мысли и чувства. Удачно соединяет их с изображением событий и характеров. С большим мастерством применяет средства устной народной поэзии.
Рассказ о том, как исполнял свои песни прославленный Боян, расцвечивает отрицательным сравнением: «Боян же, братие, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а свои вещие персты на живые струны возлагал».
Как подлинный народный поэт древнего времени, автор «Слова» отвлеченные понятия представляет как бы живыми суще ствами: «Завопила Карна, и скорбная Жля поскакала по русской земле, раскидывая огни в пламенном роге». Наряду с точными эпитетами — серый волк, чистое поле, черный ворон — встречаются метафорические: железные полки, золотое слово и т. д. Битва изображается в символических картинах то посева, то свадебного пира, то молотьбы.
Богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Речь Игоря эмоциональна, близка к разговорной: «Лучше быть убитыми, чем полоненными». Искренна и задушевна речь Всеволода: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи».
Пушкин, восхищаясь красотой «Слова», считал, что ни в одном произведении XVIII века нет «столько поэзии, сколь находится в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства» Игоря.
Автором «Слова», безусловно, был участник похода, который убежден, что выступать против степных кочевников надо не мелкими отрядами — пусть даже очень храбрыми! — а объединенными силами. Свою тревогу автор передает через олицетворения окружающей природы.
Почему «солнце тьмою застилало ему путь; ночь стонала грозою»? Нарастают зловещие признаки: «хищные птицы сторожат по дубам, ожидая кровавой добычи; волки накликают по оврагам грозу».
Усиливают тревогу восклицания: «Русская земля! Ты уже за холмом!» Он подробно описывает дружину Игоря и Всеволода, в бою она «ищет себе чести, а князю — славы». Как былинный герой Илья Муромец, самозабвенно и доблестно бьется Всеволод с половцами. Он — «ярый тур» — символ мужества.
Автор, явный противник княжеских усобиц и поборник мира, с горестью вспоминает о тяжелых Олеговых временах, когда из-за раздоров «сокращалась жизнь человеческая». В «Слове» даны картины мирного труда, то жатвы, то ремесла.
Противопоставляя эти картины описанию междоусобных войн и набегов половцев, автор «Слова» подчеркивает этим, что он стоит за мир, проводит идею защиты мирного труда.
Он негодует на князей, которые своими усобицами нарушают этот труд и ввергают в бедствия народ.
Но прежде всего автор «Слова» был передовым человеком своего времени, он истинный патриот земли Русской. Основной идеей «Слова» является «призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ» (Маркс).
Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий: княжеские междоусобицы и набеги полов цев. Чтобы защитить Русскую землю, необходимо было объединить усилия и дать решительный бой половцам.
«Если мы не прекратим междоусобий, — говорил Владимир Мономах, — то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».
Избрав основной темой своего произведения неудачный поход Игоря против половцев, автор показал, к чему приводят вражда князей и разобщенные действия против внешних врагов.
Неспроста повествование начинается со сборов в поход и характеристики князей и дружины. Автор «Слова» желает расположить читателя к своему герою — решительному и самоотверженному Игорю. Он укрепил свой ум, заострил сердце мужеством, исполненный ратного духа, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую.
Не останавливает его и солнечное затмение — дурное предзнаменование, сулившее неудачу. Ни минуты не колеблясь, он призывает дружину: «Братия и дружина! Сядем, братия, на своих борзых коней, да посмотрим синего Дона». Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова».
Он мужественно отражает атаки половцев, а когда видит своего брата в беде в пылу сражения, «Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода». Отвага, храбрость, воин ская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Всеволод прежде всего воин.
Он сразу, не обдумывая, откликается на призыв брата: «Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы». Он — настоящий воин-дружинник, воспитавший свою дружину в боевом духе; «А мои куряне — опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены».
Храбры «русичи», храбры их князья, но они терпят страшное поражение. Своим обособленным выступлением Игорь открыл дорогу половцам на Русь.
Тем самым причинил много бед, стал виновником смерти многих. Все произведение пронизано большой любовью автора к Русской земле, которая и печалится, и радуется вместе со своими героями. «И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по Русской земле».
В уста киевского князя Святослава вложил автор свою заветную мысль о том, что во имя Родины должны быть забыты все распри, личные обиды, жажда личной славы.
«Грозный и великий» Святослав в борьбе с кочевниками «притоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера, иссушил потоки и болота».
Ему, не знающему поражений, поют славу и порицают князя Игоря, который погубил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русского золота насыпал, то есть погубил русских воинов.
В «золотом слове», произнесенном на совете, старший князь осуждает своевольный поступок Игоря и Всеволода: «Рано вы начали сокрушать мечами землю половецкую, а себе славы искать».
Он готов сплотить под знаменами Киева всех русских князей и призывает вступить «в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
Передовые взгляды, выдающийся ум и горячая любовь к родине помогли автору создать бессмертное произведение, которое сделало бессмертным и самого поэта, потому что бессмертие человека в его делах.
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-kto-byl-avtorom-slova-o-polku-igoreve/
Альберто Моравиа. Равнодушные
Альберто Моравиа. Равнодушные
Италия, двадцатые годы XX в.
Три дня из жизни пятерых людей: немолодой дамы, Мариаграции, хозяйки приходящей в упадок виллы, её детей, Микеле и Карлы, Лео, давнего любовника Мариаграции, Лизы, её приятельницы. Разговоры, свидания, мысли…
Из всех пятерых один Лео доволен жизнью и говорит, что, доведись ему снова родиться на свет, он хотел бы быть точно таким же и носить то же имя Лео Мерумечи. Лео чужды раскаяние, тоска, угрызения совести, недовольство собой. Единственное его желание получать удовольствие от жизни.
Юность Карлы возбуждает в нем необузданную похоть, которую он, не задумываясь, готов удовлетворить чуть не на глазах у бывшей любовницы в её собственном доме. Тут ему, Правда, не везет: стараясь подстегнуть чувственность Карлы и придать ей смелости, он так усердно накачивает её шампанским, что в решающий момент бедняжку просто-напросто начинает тошнить.
И он тут же бросается к Лизе, еще одной бывшей любовнице, а когда та отвергает его домогательства, пытается овладеть ею силой. Мариаграцию этот самодовольный пошляк, сыплющий плоскими остротами и поучениями, почти презирает, даже к Карле, которую так настойчиво соблазняет, не испытывает ни любви, ни нежности.
В довершение ко всему Лео Мерумечи нечист на руку он ведет дела Мариаграции и без зазрения совести обкрадывает её семью.
Мариаграция изнывает от ревности, она чувствует, что Лео давно не испытывает к ней прежних чувств, но не видит истинной причины охлаждения его увлечения Карлой. В её жизни нет ничего, кроме отношений с любовником, ни интересов, ни обязанностей.
Она то и дело устраивает глупейшие сцены ревности, не стесняясь детей, давным-давно осведомленных о том, что Лео нечто большее, чем друг дома. Самое удивительное в этой женщине её абсолютная слепота.
Она словно отказывается воспринимать реальность, не видит того, что дети стали чужими, закрывает глаза на грубость и жестокость Лео, умудряется по-прежнему считать себя обольстительной красавицей, а Лео самым добрым человеком на свете. Ее ревность направлена на Лизу, и никакие уверения подруги не в силах ни в чем её убедить.
И все-таки в убогом душевном мире Мариаграции, в безвкусном сочетании глупости с сентиментальностью, есть место непосредственности и порывистости, а её дряблое доверчивое сердце способно на некое подобие любви и страдания.
Карла тяготится бессмысленностью существования и хотела бы любой ценой изменить жизнь, даже ценой связи с любовником матери, который, в сущности, ей безразличен и даже порой отвратителен. В отличие от матери она не питает никаких иллюзий относительно Лео, но жизнь в родительском доме, где привычка и скука вечно сидят в засаде, угнетает её.
Она страдает от того, что каждый день видит одно и то же и в жизни ничего не меняется. Мать и брат ей тоже безразличны единственный раз, когда мать пытается искать у нее утешения, Карла испытывает лишь неловкость.
Ей, правда, присущи некоторые душевные сомнения относительно возможной связи с Лео, но не потому, что она отнимает у матери любимую игрушку, а из-за собственной нерешительности и безволия. Но ведь другого способа начать новую жизнь она не знает, как не знает и того, какой должна быть эта жизнь.
В голове Карлы возникают заманчивые видения, ведь Лео может дать ей очень многое: автомобиль, драгоценности, путешествия, и все же не этим вызвано её решение отдаться ему. В действительности она просто уступает его нажиму.
Но в её душе живет смутная потребность в любви, и, когда во время первого свидания с Лео в его доме возникает недоразумение, связанное с запиской того же Лео, Карла невольно преподносит ему историю о вымышленном возлюбленном, который один любит и понимает её.
А само свидание рождает в девушке двойственные ощущения: природная чувственность берет свое, но Карла не получает от любовника ни нежности, ни утешения. После ночного приступа смятения и жалости к себе наступает утро, страхи исчезают, трезво оценивая случившееся, Карла с некоторым разочарованием понимает, какой будет на самом деле её новая жизнь. Но дорога проложена, Карла не хочет копаться в своих и чужих чувствах и принимает вынужденное предложение Лео выйти за него замуж, так и не сказав ни о чем матери.
Только Микеле ясно отдает себе отчет в том, что жизнь, которой живут все вокруг него, ложь, постыдная комедия. Он все время думает о том, что этот мир принадлежит таким, как его мать и Лиза, с их смехотворными претензиями, да еще самоуверенным негодяям вроде Лео.
Этот юноша, на которого время наложило неизгладимый отпечаток, несчастен и одинок еще более, чем другие, потому что осознает свою ущербность.
Его чувства и мысли меняются семь раз на дню то ему кажется, что он стремится к другой, честной и чистой жизни, то жаждет мирских благ и проигрывает в воображении момент, когда он продает свою сестру Лео (не зная того, что Карла уже стала его любовницей).
Склонный к самоанализу, Микеле знает, что он порочен и что главный его порок равнодушие, отсутствие искренних чувств. Ему противны окружающие, но даже им он завидует, потому что они живут реальной жизнью, испытывают реальные чувства.
Это любовь, ненависть, гнев, жалость; конечно, подобные чувства ему известны, но испытывать их он не способен. Он понимает, что должен был бы возненавидеть Лео, любить Лизу (которой вдруг пришла в голову слащаво-сентиментальная идея любви к чистому юноше), испытывать отвращение и сострадание к матери и нежность к Карле, но остает
Источник: https://www.studsell.com/view/8454/