Сочинения об авторе носов е. и.

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Е.И. Носова

Views: 1331

Автор сочинения — Дарья Хохлова

Исходный текст

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати.

(3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия.

(5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила: 

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали. 

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной… (18)Одна мама всё надеется… 

(19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй. 

(20) И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната… номер… два… 

(21) Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки. 

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом.

(25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо.

(26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери. 

(27) И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто- то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою. 

(28) Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами… 

(29) И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов.

(З0)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветленно.

(31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратившись в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук. 

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (ЗЗ)Ну вот и ладно… — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли… (35) Вот и проводили наших… (36)Спасибо. 

…(37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39) Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем… 

(По Е. Носову)

Евгений Иванович Носов (1925—2002 гг.) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Сочинение

Музыка. Какое влияние она оказывает на состояние человека? Именно эту проблему поднимает Е.И. Носов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста приводит пример из жизни женщины, которая во время войны потеряла сына. Писатель с нескрываемым сожалением относится к своей героине, чьё материнское сердце изранено глубокой печалью. Но затем он повествует о том, как старуха попросила дядю Сашу, чтобы тот сыграл на музыкальном инструменте.

Обратите внимание

Музыка, в которой слушательница находила те же чувства, что были и в её душе, произвела на неё большое впечатление. Е.И. Носов с нескрываемым волнением говорит о том, что «печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратившись в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук».

Старухе стало намного легче, и по описанию происходящего мы видим, что автор текста очень рад за неё.

Писатель прямо не высказывает свою точку зрения относительно поднятой проблемы, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что Е.И. Носов убеждён: музыка оказывает благотворное влияние на состояние человека, помогая ему справиться с душевной болью даже в очень трудные жизненные моменты.

Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: музыка очень хорошо влияет на человека, ведь она утешает его в минуты печали.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар». В этом произведении умирающий старый повар Иоганн Мейер попросил свою дочь Марию позвать любого прохожего, чтобы тот его исповедовал. Мария нашла такого человека. Разговаривая со старым поваром, незнакомец спросил, каково последнее желание умирающего.

Иоганн Мейер ответил, что хочет, чтобы кто-то позаботился о Марии. Незнакомец сказал, что сделает это, после чего спросил, чего ещё желает повар. Тот ответил, что хотел бы увидеть свою умершую жену Марту такой, какой он видел её в молодости. Тогда незнакомец начал играть на клавесине.

И под влиянием чудесной музыки старик действительно увидел свою жену Марту, а затем он и его дочь Мария увидели прекрасный, восхитивший их пейзаж. Поэтому, когда они узнали имя незнакомца, которого звали Вольфанг Амадей Моцарт, Мария склонила колени перед великим музыкантом, подарившим ей и её отцу чувство счастья, несмотря на близость смерти и печаль старого повара по умершей жене.

Таким образом, музыка очень благоприятно влияет на состояние человека, успокаивая его даже в тяжёлых жизненных ситуациях.

Важно

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: музыка хорошо влияет на человека, помогая ему победить грусть. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении один из главных героев Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег Феде Долохову, находился в ужасном расположении духа, он чувствовал себя очень плохо.

Но вскоре Николай Ростов услышал пение своей сестры Наташи Ростовой. И под влиянием этого пения он понял, что его проигрыш Долохову – вздор, это не может помешать ему быть счастливым! В душе Николая Ростова тронулось что-то лучшее, что в нём было. И вскоре он сам не заметил, как тоже начал петь и веселиться.

Следовательно, музыка оказывает крайне благотворное влияние на человека, поскольку поддерживает его в минуты трудностей.

В заключение важно отметить: музыка словно пробуждает человека, избавляет его от горестей и печалей, помогая ему почувствовать счастье и понять красоту мира и прелесть жизни, поэтому можно смело сказать, что музыка превосходно влияет на состояние человека.

Какие ещё аргументы можно привести для доказательства такой точки зрения?

Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-e-i-nosova/

Е. И. Носов

Евгений Иванович Носов прошел войну настоящим окопником – заряжающим второго расчета 1969-го полка отдельной артиллерийской бригады РГК, которая постоянно “жила” и “работала” на танкоопасном направлении, в передовых порядках пехоты. Но война вблизи, “в упор”,

В ее батальной очевидности, в лобовой сшибке противостоящих сил, равно как и в ее тактической или стратегической сути, связанной с планированием и осуществлением боевых операций, не нашла отражения в творчестве Носова.

Если расположить рассказы и повести Носова в той последовательности, в какой они соответствуют хронологии жизни, обнаружится, что все написанное прозаиком, тяготеет, словно к магниту, к одному временному центру – войне.

Во всяком случае, в биографиях самых дорогих и близких ему героев те огненные годы занимают вполне определенное место, являясь для них зачастую нравственным ориентиром и в последующей жизни.

Станет яснее также и одна из особенностей творческой работы писателя: не повторяясь, по не известному читателю “перспективному плану” он пишет единую книгу о народе на войне и после нее, составляя, подобно художнику-мозаисту, свой рисунок времени из разнородных материалов – рассказов, повестей и очерков.

30-е годы: “Мост”, “За триумфальной аркой”; потом – “Усвятские шлемоносцы”, рассказ “Тысяча верст”, очерк “Парторг”, рассказы “Переправа” и “Фронтовые кашевары”, “Красное вино победы” и “Шопен, соната номер два”; далее – произведения, затрагивающие острые проблемы 1960-1980-х, однако не свободные от пережитого в войну: “Шуба”, “Моя Джомолунгма”, “Подпасок”, “В чистом поле за проселком”, “Шумит луговая овсяница”, “Течет речка…”, “И уплывают пароходы, и остаются берега” и другие, даже чисто пейзажные или анималистические этюды то словом, то образом выдающие в авторе писателя-фронтовика.

Исследуя судьбы крестьян, Носов обнаруживает редкостное духовное зрение, проницающее сквозь невзрачную и обыденную наружность в потаенные сокровища народного характера.

В “Усвятских шлемоносцах”, например, кажется, ничего необыкновенного: все – быт, все – мелочи… И покос на лугах, и складчина на водку по случаю “больших сенов” и “с устатку”, и даже, может быть, посыльный Давыдко с вестью о войне, и оступившие его мужики и бабы, потом – переживания, мысли и слова Касьяна и других усвятцев, “сходка” новобранцев у дедушки Селивана, хлопоты главного героя по хозяйству, выпечка хлебов, последний семейный ужин, сборы у правления колхоза, напутственные речи, дорога… Ничего особенного, все обыденно, как и в миллионах деревень конца июня 1941 года. И вместе с тем – все необыкновенно.

Предельная ситуация в судьбе народа, избранная Носовым для художественного исследования, исподволь навела писателя на осмысление вопросов войны и мира с той стороны, с какой их понимает сам народ в своих былинах, героических сказках, заговорах, оберегах, плачах и славах, поучениях, исторических песнях и воинских повестях.

“Усвятские шлемоносцы”, таким образом, аккумулируют в себе огромный пласт народной культуры, связанный с отношением русских людей к Родине – главной ценности каждого человека на земле.

Совет

Этим обстоятельством определяется и отбор материала для произведения, и характер его типизации – вся поэтическая сила автора направлена не на освещение психологии отдельного лица, а на постижение духовного мира народа в целом, не на особенное в человеке, а на общенародное в нем.

Не случайно и главный герой “Усвятских шлемоносцев” оставлен Носовым без фамилии и назван в былинном духе Касьяном Тимофеевичем, само имя которого означает “носящий шлем” и содержит “освящение и благословение к подвигам”.

В рассказах и повестях Носова есть предельная болевая черта, дойдя до которой герои его замолкают в сдавленной немоте и ожесточении, уверившись в бессилии, ненужности и ложности слова, а перо писателя останавливается, словно наткнувшись на открытую рану, и начинает, едва касаясь живой ткани, обходить эту рану по рваной закраине.

Носов умеет – до физической ощутимости и рельефности – передать самое небытие человеческое, не занятую никем и ничем, не возместимую жуткую пустоту, образовавшуюся с гибелью человека, умеет написать молчание, покой и совершенную тишину своего героя, немота которого столь значительна, психологически насыщена, напряжена, мыслеемка и оглушительна, что читатель в первую очередь только ее и слышит, несмотря на громкие голоса других персонажей. Это и молчание дяди Саши Полосухина на открытии обелиска в “Шопене…”, и – в особенности – молчание искромсанного вражеским железом на куски, собранного заново и замурованного в гипс Копешкина в рассказе “Красное вино победы”.

Повестью “Усвятские шелемоносцы” и рассказом “Красное вино победы” Носов прошел по самой границе с войной, взяв ее в некий сакральный круг, который в контексте всего его твор

Чества воспринимается как могильная тишина или зияющая зловещей чернотой пропасть, как немотно-напряженное молчание Саши Полосухина, ожесточенный взгляд вдруг замолкнувшей колхозницы, закрывшей лицо грубыми руками с негнущимися пальцами.

И эта могильная тишина напоминает читателям о тех длинных исторических ножницах, которые разделили жизнь людей на до и после войны и продолжают до сих пор доставать своими острыми концами живущих во исполнение народной мудрости о том, что “не те слезы, что на рать, а те, что опосля”.

Читайте также:  Краткая биография банабхатта

Слезам “опосля” и посвятил большинство своих произведений Носов, сделав основной упор не на героизме умирать на поле брани, а на во сто крат утяжеленном, вследствие священного подвига павших, мужестве выживать и оставаться людьми.

Обратите внимание

Именно отсюда берет начало пристрастие писателя к характеру драматическому, к судьбе укороченной и не реализованной в возможностях или навсегда пригнетенной войной, к человеку, в жизни которого “не все сошлось” и многое не осуществилось.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/e-i-nosov/

Биография Носов Е. И

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К. К.Рокоссовского.

Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962).

В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником). Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.). С 1951 жил в Курске.

В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе.

Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С.Тургенева, И. А.

Бунина и Н. С.Лескова. Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В. П.Астафьев, В. И.Белов и Б. А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.

), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А. М.

Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…

, 1990, и др.). В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.

) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («… Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать…

Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е!…» – И уплывают пароходы, и остаются берега).

Важно

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны.

Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы.

От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»).

Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…

) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т. ч.

на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А. А.Фету).

Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-nosov-e-i/

Сочинение Жизнь и творчество Н. Н. Носова

Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием.

Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин.

В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.

По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа.

Совет

Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения.

Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.

Первым рассказом Н. Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги уже известного,

Крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли и называют часто Н. Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть «Веселаясемейка»; 1956 —

«Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».

Книги Н. Носова иллюстрировали самые разные художники: И. Семенов, Г. Вальк, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В. Горяев и другие. Художник В. Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не раз повторял такую мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не всегда сразу объяснимо.

Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу. Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора. Вот возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя. Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе — такое приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».

Носова все называли «Веселым писателем. Может показаться странным, но в жизни (исключаю личную ее часть — семью), в общении с детьми, в школах, с издателями, коллегами Н. Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем «веселый человек».

Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе, краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков, доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его проявлялось во взгляде. И дети — герои в его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты.

Они нормальные здоровые дети, живут открыто, увлеченно.

Стремительно действуют и в игре, и в делах своих. Естественно, что часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше, чем могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения. Вспомните стихи А. Л. Барто «Я расту».

Обратите внимание

Нормальные, не изломанные жизнью, не больные (именно о таких рассказывает Н. Носов) дети, конечно, в своем вихре открытий, чаще всего так деятельны, что деятельность эта проявляет все нюансы противоречий между желанием и возможностями ребенка.

Это порождает массу недоумений, вопросов, удивлений. Все это чувствует и передает писатель, поэтому его книги прежде всего глубоко правдивые произведения доброго, любящего человека, для которого детство самоценно. В нем все значимо. Все мило. Все дорого.

Все приятно и, не побоимся слов, празднично, то есть весело. Детство — счастье.

Задача взрослых — понять это и сделать миг детства счастливым, способствовать, чтобы праздничность детства сохранилась. Помочь ей перейти в отрочество, юность и задержать на всю жизнь.

Просто веселых людей много разного рода. Есть весельчаки, стремящиеся рассмешить детей плоскими и пошленькими анекдотами или злыми, черными шутками. Например, можно назвать черным «смех наоборот» Г. Б. Остера.

Этот смех сродни тому, как веселятся дети, увидев упавшую пожилую женщину, разбившую при этом бутылку с молоком, купленную, возможно, на последние деньги. Н. Носов не старается рассмешить. Он показывает правдиво мир хороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен.

Этот счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором.

«Юмор — это субъективная копия объективного комизма. Юмор предполагает высокие эстетические идеалы, иначе неизбежно он девальвирует, теряет свой очищающий эффект (катарсис), превращаясь в цинизм, пошлость, скабрезность. Не случайно классики мирового искусства У. Шекспир, Ч.

Диккенс, А. П. Чехов, К. Чапек, Ч. Чаплин и др. нередко использовали свойственный юмору дружеский смех для выражения сущности положительных героев, раскрытия за внешней комедийностью прекрасного, гуманистического начала в человеке» (подчеркнуто мною. — Т. П.).

Такова именно эстетика Н.

Носова: за внешней комедийностью он видит и помогает увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей, в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной компанией.

Исследование ребенка. В 1972 году вышло любопытнейшее писательское исследование Н. Н. Носова «Повесть о моем друге Игоре». Это — вдумчиво проведенное, изящно представленное читателям изучение интеллектуального, духовного роста ребенка от первого года жизни до шести лет

Важно

Включительно. Читать книгу редкостно интересно каждому, а учителю профессионально очень полезно. Полезно это и с детьми читать вместе (дома, в школе), и самим детям самостоятельно — работает эффект заражения.

Ребенок невольно сравнивает себя с реакциями героя, свои речевые возможности со словами, с речью Игоря и закономерно сам развивается.

Нам же здесь, опираясь на художественный дневник дедушки Николая Николаевича Носова, надо сказать следующее об эстетике его творчества.

Покоряет более всего осознанное признание не только равноправия детей и взрослых, но и приоритета детства как этапа в становлении человека и как условия полноценной жизни взрослых. Не только в личном, но и в футурологическом, социальном, культурологическом плане. Писатель анализировал

Силу и богатство «волшебной страны» детства еще в начале своего творческого пути. Он начинал писать для взрослых, но не нашел свою тропу и признавался: попав «в волшебную страну детства увидел детство уже не в тумане далекого прошлого, а в непосредственной близости».

«Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше, и чего, мне казалось, не замечалии другие». Да, удивление и любовь— два чувства-лейтмотива «Повести о моем друге Игоре».

Читаем первую зарисовку из этой книги.

Называется она «Дидя».

«Вечер 31 декабря 1963 года. Я держу Игоря на руках перед наряженной новогодней елкой. Он тянется ручонками то к сверкающему стеклянному шару, то к светящейся лампочке и кричит, захлебываясь от восторга:

Читайте также:  Краткая биография иванов

— Дидя, ву! Дидя, ву-у!

Он называет меня не деда или дедя, как обычно зовут своих дедушек другие ребята его возраста. Я у него почему-то «дидя». Я не возражаю против такого названия, наоборот, оно мне даже нравится. Во всяком случае — оригинально. А поделиться радостью с другим — разве это не проявление чувства дружбы, которое доступно ребенку уже в тот период, когда он начинает произносить свои первые слова?»

Конечно, было бы интересно поразмышлять об уровне, интенсивности развития Игоря, о развитии его способности анализировать, сравнивать различные предметы, факты. Книга дает обильный материал для раскрытия возрастной психологии ребенка и в год, и в два, и в 3, 5.

Надеюсь, что вы, уважаемый коллега, прочтете всю повесть об Игоре и подумаете над этими и другими вопросами, которые возникнут при чтении картинок из жизни внука Н. Н. Носова.

Совет

Здесь же, полагаю, необходимо заметить, что и это специфическое произведение писателя убеждает: ему свойственно трудно определимое одним словом особое внимание — доверие к ребенку, которого он изучает. Ребенок для писателя Н. Н.Носова – субъект, а не отстраненный от художника-исследователя объект.

Н. Носов ничего не описывает. Он рассказывает. Предлагает читателю свою, любовью согретую аналитическую информацию о своем герое. И приглашает своего читателя нарисовать, вообразить, создать свою «субъективную копию».

Страницы: 1 2 3

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-zhizn-i-tvorchestvo-n-n-nosova/

Готовые школьные сочинения

июня
21 2011

Носов Николай Николаевич

Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в
поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После
1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он
работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в
городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием.

Искусство
влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он
выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году
перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до
1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик
мультипликационных, научных, учебных картин.

В годы Великой

Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.

По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и

нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы

для него и его приятелей-дошкольников… «Постепенно я понял, что сочинять
для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только
литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И
уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с

самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя

Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении
детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже
упоминавшемся 1957 году.
Первым рассказом Н. Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая
книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и
дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год
выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее?
Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги
уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли
и называют часто Н. Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник
Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть
«Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»;
1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и
его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку
«Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном
городе».
Книги Н. Носова иллюстрировали самые разные художники: И. Семенов,
Г. Вальк, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В. Горяев и другие.
Художник В. Горяев; обращаясь к детям и педагогам, не раз повторял такую

мысль: «Художественное творчество требует вдохновения. Его появление не

всегда сразу объяснимо… Но если у вас не пишется, возьмите любимую книгу.
Уйдите в ее мир. Постарайтесь почувствовать настроение автора… Вот
возьмите, например, веселые рассказы Николая Носова. Читайте для себя.
Для удовольствия. И вы почувствуете, что улыбаетесь. На душе — такое
приятное чувство одушевленной встречи с хорошими людьми».
Носова все называли «Веселым писателем. Может показаться странным, но в
жизни (исключаю личную ее часть — семью), в общении с детьми, в школах, с
издателями, коллегами Н. Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем
«веселый человек». Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе,
краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков,
доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его
проявлялось во взгляде. И дети — герои в его книгах — не весельчаки, не
скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто,
увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в делах своих. Естественно,
что часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше, чем
могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии
жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения.
Вспомните стихи А. Л. Барто «Я расту».
Нормальные, не изломанные жизнью, не больные (именно о таких
рассказывает Н. Носов) дети, конечно, в своем вихре открытий, чаще всего
так деятельны, что деятельность эта проявляет все нюансы противоречий
между желанием и возможностями ребенка. Это порождает массу

недоумений, вопросов, удивлений. Все это чувствует и передает писатель,

поэтому его книги прежде всего глубоко правдивые произведения доброго,
любящего человека, для которого детство самоценно. В нем все значимо. Все
мило. Все дорого. Все приятно и, не побоимся слов, празднично, то есть

весело. Детство — счастье. Задача взрослых — понять это и сделать миг

детства счастливым, способствовать, чтобы праздничность детства
сохранилась. Помочь ей перейти в отрочество, юность и задержать на всю
жизнь.
Просто веселых людей много разного рода. Есть весельчаки, стремящиеся
рассмешить детей плоскими и пошленькими анекдотами или злыми, черными
шутками. Например, можно назвать черным «смех наоборот» Г. Б. Остера.
Этот смех сродни тому, как веселятся дети, увидев упавшую пожилую
женщину, разбившую при этом бутылку с молоком, купленную, возможно, на
последние деньги… Н. Носов не старается рассмешить. Он показывает
правдиво мир хороших, нормальных детей. Этот мир прекрасен. Этот
счастливый мир богат светом, жаждой жизни и, конечно, юмором.
«Юмор — это субъективная копия объективного комизма… Юмор предполагает
высокие эстетические идеалы, иначе неизбежно он девальвирует, теряет
свой очищающий эффект (катарсис), превращаясь в цинизм, пошлость,
скабрезность. Не случайно классики мирового искусства У. Шекспир,
Ч. Диккенс, А. П. Чехов, К. Чапек, Ч. Чаплин и др. нередко использовали
свойственный юмору дружеский смех для выражения сущности
положительных героев, раскрытия за внешней комедийностью прекрасного,
гуманистического начала в человеке»’ (подчеркнуто мною. — Т. П.). Такова
именно эстетика Н. Носова: за внешней комедийностью он видит и помогает
увидеть нам прекрасное, доброе в любимых писателем героях: Косте
Шишкине, Мишке и Коле, которым так и не удалось насладиться своей кашей,
в Вите Малееве и его друзьях, в Незнайке со всей его сказочно прекрасной
компанией…
Исследование ребенка. В 1972 году вышло любопытнейшее писательское

исследование Н. Н. Носова «Повесть о моем друге Игоре». Это — вдумчиво

проведенное, изящно представленное читателям изучение
интеллектуального, духовного роста ребенка от первого года жизни до шести
лет включительно. Читать книгу редкостно интересно каждому, а учителю
профессионально очень полезно. Полезно это и с детьми читать вместе
(дома, в школе), и самим детям самостоятельно — работает эффект

заражения. Ребенок невольно сравнивает себя с реакциями героя, свои

речевые возможности со словами, с речью Игоря и закономерно сам
развивается… Нам же здесь, опираясь на художественный дневник дедушки
Николая Николаевича Носова, надо сказать следующее об эстетике его
творчества.
Покоряет более всего осознанное признание не только равноправия
детей и взрослых, но и приоритета детства как этапа в становлении
человека и как условия полноценной жизни взрослых. Не только в личном, но
и в футурологическом, социальном, культурологическом плане. Писатель анализировал силу и богатство «волшебной страны» детства еще в начале
своего творческого пути. Он начинал писать для взрослых, но не нашел свою
тропу и признавался: попав «в волшебную страну детства… увидел детство
уже не в тумане далекого прошлого… а в непосредственной близости». «Признаюсь, волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказал
один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребенке то, чего не
замечал раньше, и чего, мне казалось, не замечалии другие». Да, удивление и
любовь— два чувства-лейтмотива «Повести о моем друге Игоре». Читаем
первую зарисовку из этой книги. Называется она «Дидя».
«Вечер 31 декабря 1963 года. Я держу Игоря на руках перед наряженной
новогодней елкой. Он тянется ручонками то к сверкающему стеклянному
шару, то к светящейся лампочке и кричит, захлебываясь от восторга:
— Дидя, ву! Дидя, ву-у!
Он называет меня не деда или дедя, как обычно зовут своих дедушек другие
ребята его возраста. Я у него почему-то «дидя». Я не возражаю против такого
названия, наоборот, оно мне даже нравится. Во всяком случае — оригинально.
А поделиться радостью с другим — разве это не проявление чувства дружбы,
которое доступно ребенку уже в тот период, когда он начинает произносить
свои первые слова?»
Конечно, было бы интересно поразмышлять об уровне, интенсивности
развития Игоря, о развитии его способности анализировать, сравнивать
различные предметы, факты. Книга дает обильный материал для раскрытия
возрастной психологии ребенка и в год, и в два, и в 3, 5… Надеюсь, что вы,
уважаемый коллега, прочтете всю повесть об Игоре и подумаете над этими и
другими вопросами, которые возникнут при чтении картинок из жизни внука
Н. Н. Носова. Здесь же, полагаю, необходимо заметить, что и это

специфическое произведение писателя убеждает: ему свойственно трудно

определимое одним словом особое внимание — доверие к ребенку, которого
он изучает. Ребенок для писателя Н. Н.Носова – субъект, а не отстраненный от
художника-исследователя объект. Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Носов Николай Николаевич . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/nosov-nikolaj-nikolaevich/

Произведения Носова

Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук-тук-тук! — в дверь литературы, адресованной юным читателям. И эта дверь широко и гостеприимно распахнулась перед ним… А через год вышла книга Носова «Ступеньки».

Произведения Носова дарят ребятам очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения!

Есть люди, которые думают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Эти люди глубоко заблуждаются. Тем и привлекательны книги Носова, что, радуя, веселя, они в то же время заставляют серьезно задумываться.

Находчивые, изобретательные ребята действуют на страницах произведений Николая Носова. Одна из его книг называется «Фантазеры». Иногда с удивлением мы слышим, что это слово употребляется как обидное, кого-то укоряющее: «Эх вы, фантазеры!»

Но на самом-то деле фантазеры — это мечтатели, сердца которых окрылены смелыми и неожиданными замыслами. Вот такими именно людьми вырастут юные герои носовских рассказов. А вместе с ними и его юные читатели!

«Витя Малеев в школе и дома» — одно из лучших произведений, рассказывающих о том, как юный человек учится. Но в центре произведения не проблема пятерок и двоек. Оно одухотворено большой мыслью: без знаний в наш век жить невозможно! Эта полная юмора книга окрылена благородным пафосом приобщения юного человека к бесценным сокровищам знаний.

Пожалуй, все дети страны знают и горячо любят книги Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка»… Это уж, как мы видим, не «семейка», а большая семья ярких произведений, которые всегда будут умными, надежными спутниками детства.

«Тут Незнайка увидел чудо природы, которого ни разу в жизни не видел. Посреди улицы лежали огромные зеленые шары, величиной с двухэтажный дом, а может, даже и больше». Иллюстрация А. Лаптева к сказке Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Читайте также:  Краткая биография мандзони

Рассказы и повести Николая Носова помогают ребятам стать добрыми и честными, смелыми и бескорыстными людьми. Прекрасно то, что писатель воспитывает не скучным, назойливым голосом, а с дружеской и веселой улыбкой.

Обратите внимание

Среди многих заветов, которые оставил нашей детской литературе А. М. Горький, есть и такой: для детей надо писать забавно. Забавно — это значит не легкомысленно, а увлекательно, интересно. Так именно и пишет любимец нашей детворы Николай Николаевич Носов.

Источник: http://www.testsoch.info/proizvedeniya-nosova/

Сочинение: Юмористические рассказы Н Носова для детей

Кинешемский педагогический колледж

Контрольная работа

Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»

Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна

Курс 4 Группа «А»

Предмет Детская литература

Работа 1 Вариант 8

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

План

1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя. Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно – эстетических вопросов

2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор

3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги

Список используемой литературы

1.Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного.

Вообще у книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него.

Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», — писал Носов.

Важно

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли.

Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке.

В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься.

Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения.

Совет

Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод.

Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель.

Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения.

И живое обсуждение рассказов Носова — это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто — живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Обратите внимание

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство — основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!».

И сторожа он боится — только успели убежать и порадоваться, что он не догнал — а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже — на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной.

Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя — мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события.

Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

— Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

— Не много ли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.

— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Важно

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают — утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

— А вода где? — спрашиваю.

–PAGE_BREAK–

— Вода… там, в колодце.

— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

— И ведро, — говорит, — в колодце.

— Как — в колодце?

— Так, в колодце.

— Упустил?

— Упустил.»

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!

Я говорю:

— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

— Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.

— Ну давай, — говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

— В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение — кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

— Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах.

В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи.

Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

Совет

Герои произведения Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»).

Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.

3.Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач.

О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет отношение к смеху.

Книги Носова охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.

Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей.

Список используемой литературы

1.Н. Носов. Рассказы.

2.Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М., Просвещение, 1975

3.Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975

4.Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980, с.101

5.Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987

Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-literaturnye-proizvedeniya/263435/

Ссылка на основную публикацию