Пример сочинения на ЕГЭ по русскому языку по тексту Приставкина [Проблема исторической памяти] | Сайт об истории и культуре России
Кто же творец истории – цари да бояре или ремесленники и хлеборобы? Кто кузнец воинских побед — князья и полководцы или обычные солдаты, пушкари да ратники? Именно эту проблему, проблему исторической памяти, ставит Анатолий Приставкин в своем тексте.
Действительно, в истории остаются имена лишь военачальников и императоров. А как же простые солдаты, которые тысячами гибнут на поле боя? Ведь их вклад в победу, по крайней мере, не меньше.
Проблему эту автор рассматривает, рассказывая о своем посещении музея, где среди множества экспонатов, имеющих отношение к «сильным мира сего», нашелся только один документ, упоминающий только об одном солдате – пушкаре Первушке Фёдорове.
Писатель приводит и свои рассуждения, касающиеся роли солдата в любой войне, доказывая, что эта роль важнее, нежели какого-нибудь князя или полководца.
Совершенно очевидно: авторская позиция по данному вопросу заключается в том, что несправедливо пренебрежение истории по отношению к таким скромным труженикам победы, как Первушка Фёдоров и многие другие так называемые простые люди. Не только и не столько, может быть, цари вершат судьбы мира, сколько эти незаметные герои, выполняющие свой долг перед Родиной.
Я бы согласился в этом вопросе с автором, но с одной оговоркой. Разумеется, необходимо знать и помнить, сколь огромный вклад в нашу историю внесли обычные солдаты и крестьяне.
Но ведь физически невозможно помнить их всех поименно: их же и в самом деле сотни тысяч! И то, что история не донесла до нас все их имена, вполне объяснимо этим обстоятельством.
Но значит ли это, что она не донесла до нас память об их беспримерном героизме?
Мне кажется, что все-таки нет. Большинство из нас однажды задумывается о том, что у истоков Великой Победы стояли вот такие Первушки Фёдоровы, которым нет числа. И помогает нам в этом именно литература, а не история.
Я где-то читал такое высказывание: «Смерть одного человека – это трагедия; смерть тысячи людей – это статистика». Так и история оперирует большими числами, но каждый отдельный человек и должен помнить об отдельных людях: знать историю своей семьи, ее героев.
А художественная литература воскрешает для нас и тысячи других людей, потому что литературные образы всегда собирательные в той или иной степени.
Я хотел бы сослаться на роман Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Перед нами судьба одного из скромных героев войны. Борис Костяев ничем не отличается от множества молодых людей, чью судьбу изломала война, людей, которые подарили нам мирное небо над головой.
Сколько было таких боевых офицеров, погибших на войне? Тысячи? Десятки тысяч? Может ли каждый из нас помнить все их имена? И не для того ли Астафьев написал свое произведение, чтобы мы помнили пусть не каждого из них, но помнили о них всех, чтобы у нас появилось личное отношение к Борису, а через него – и к этим тысячам офицеров, отдавшим жизнь во имя победы?
Я знал одного человека, который изучал историю своей семьи. У него дома почти музей, все экспонаты которого касаются родственников. Этот человек мог говорить о них часами. И не было среди них ни великих изобретателей, ни писателей, ни Героев Советского Союза. Но все эти люди честно трудились на благо Отечества, сражались во время войн, работали в тылу.
Мне кажется, если каждый из нас будет помнить о своих родных, то это и будет лучшая память обо всех героях, обо всех, кто жил до нас.
Мне бы хотелось тоже найти работу, которая стала бы счастьем моей жизни.
Ещё примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку
Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва
Исходный текст:
(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (З)Музей этот очень богат. и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.
(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.
(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».
(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.
(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.
(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя.
(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица.
(18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок.
(19)3а объёмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жёлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фёдоров.
(20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941!
(23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей.
(А. Приставкин*)
* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.
Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей. Повесть получила мировое признание — была переведена на более чем 30 языков.
Источник: http://samarus-school.ru/primer-sochineniya-na-egeh-po-russkomu-yazyku-po-tekstu-pristavkina-problema-istoricheskojj-pamyati.html
Сочинение-рассуждение по исходному тексту А. Приставкина “Фотографии” 11 класс(в формате ЕГЭ)
Урок русского языка в 11 классе
Комплексный анализ текста
Учитель русского языка и литературы
Уварова А.Е.
2011 год
Я не только боялся писать о тех страшных
военных днях, я боялся прикоснуться к ним
даже памятью: это было больно.
А. Приставкин.
Цели урока:
-
Научить детей строить сочинение по предложенному тексту;
-
Развивать навык анализа текста: определять тип, стиль, тему, проблему текста;
навык выполнения заданий части А (№10, 16, 19, 28, 29, 30), В 8.
-
Обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
Оборудование урока:
-
интерактивная доска
-
тексты для каждого ученика.
-
слайды на тему «Дети и война»
-
схема сочинения по предложенному тексту.
-
перечень средств художественной выразительности.
Ход урока:
Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста, итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданиям части С экзамена в форме ЕГЭ.
II. Анализ текста.
1. В качестве текста для анализа вам предлагается рассказ известного писателя А.Приставкина. Что вы знаете об этом авторе? О чем его произведения?
Сообщение ученика.
Анатолий Игнатьевич Приставкин:
- современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
- трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
- с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
- А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
- трудовая деятельность с мальчишеских лет;
- служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
- автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
– Прослушайте, пожалуйста, текст, определите его тип и стиль.
– Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).
– Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)
Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.
Чтение текста учителем. Видеоряд на тему «Дети и война».
Фотографии.
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)- Болеет… – повторяла девочка.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(8)- Бьет…
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(11)- А здесь?
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
(15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(22)- А мама?
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где же папа?
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(42)- Затерялся, да?
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(62) – А еще?
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?
(По А. Приставкину)
А30. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный; описание
2) публицистический; повествование и рассуждение
3) художественный; повествование
4) разговорный; описание
(повествование, потому что события чередуются во времени)
– Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события? (синтаксический параллелизм – использование однотипных предложений «Шли дни и месяцы. Шли месяцы и годы». Использование многоточия, как приема умалчивания, благодаря которым читатель понимает, что прошло время, предложения 15,16)
– Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. Для чего был написан этот текст Приставкиным? (в первую очередь, чтобы эмоционально воздействовать на читателя.)
– А эмоциональное воздействие – это признак какого стиля? (художественного).
-
Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было: по учебнику, стр. 402 повторить материал признаках художественного стиля; упражнение 534. Повторить средства эмоционального воздействия на читателя;
– Какими средствами пользуется автор для создания художественного образа, чтобы добиться эмоционального воздействия на читателя?
(средствами художественной выразительности).
– Какие средства художественной выразительности вы знаете?
IV. Анализ текста.
1. Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание части В 8, оно может быть сформулировано таким образом: Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
1. инверсия
2. градация
3. метафора
4. эпитет.
– Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
2. С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части С?
(структура сочинения)
I. Проблема выявляется из вступления (ключевые слова)
II. Комментарий актуальность, злободневность проблемы.
III. Позиция автора (не должно быть пересказа)
IV. Собственное мнение два аргумента
V. Выводы вернись к началу
-
Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь?
(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)
4. Обратимся к заглавию. Вам может помочь в определении проблемы задание А29. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
– Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
– Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца. Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
– Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
А28.
Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
– Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Война и дети».
5. – Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (в виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).
– Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. (первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья – в виде прямого заявления проблемы).
Итак, проблема сформулирована, теперь необходимо ее прокомментировать.
– Что входит в комментарий?
Попробуй ответить на вопросы:
– Насколько актуально то, о чём пишет автор?
– Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
– По возможности коснись истории вопроса
– Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
6. Заслушать вступления и отредактировать их. Итак, проблема сформулирована и прокомментирована, теперь следующий абзац – позиция автора.
О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
Я предлагаю вам свой вариант этого абзаца.
Ра..сказывая о жизни ребят в детском доме, А. Приставкин п..редает свою острую з..интересованность данной проблемой. ..держанно, без лишних эмоций он п…вествует о том, как мальчик после смерти родителей …делал все, чтобы сестренка не утратила связь с людьми, не п…теряла веру в них. П…реживания своего героя А.
Приставкин п…казывает через внутренний монолог ребенка («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям.
В ра…сказе нет гневных слов, обличающих войну или недостойное поведение взрослых; писатель с…знательно часто использует многоточие, и читателю пр…ходится самостоятельно делать нравственные выводы.
Работа над орфографией:
вставьте пропущенные буквы, над какими видами орфограмм мы работаем? Как можно сгруппировать правила о правописании приставок?
1. приставки, которые пишутся независимо от произношения (с-, со-, по-, пере-,)
2. приставки на –з, -с (рас-, раз-; без-, бес)
3. приставки на пре-, при-.
От чего зависит правописание приставок на з-, с-?
От чего зависит правописание приставок пре-, при-?
Это работа соответствует заданию А16 первой части ЕГЭ.
Работа над пунктуацией.
(доска) В последнем предложении объясните знаки препинания, дайте характеристику предложения.
1. простое осложненное предложение;
2. сложносочиненное предложение;
3. сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью;
4. сложное предложение с подчинительной связью.
– Правильный ответ 3. Эта работа соответствует заданию А10 первой части материалов ЕГЭ. (чем осложнено первое простое предложение)
7.
Вам осталось написать абзац, в котором вы должны выразить собственное мнение к предложенной проблеме, я надеюсь, что вы полностью согласитесь с мнением автора о том, что война и дети – понятия несовместимые.
В качестве аргументов вам необходимо привести два примера, один – из художественной литературы, другой – из публицистики или исторических событий, а также из опыта ваших родных или близких.
Может быть, уже кто-то вспомнил художественное произведение, которое как нельзя лучше подходит к нашей теме? (М. Шолохов «Судьба человека»).
Почему рассказ Шолохова подходит к теме нашего сочинения?
(в рассказе мальчишка остался один, но его усыновил Андрей Соколов)
А последний абзац – это выводы из всего сказанного. Вспомните, как необходимо строить вывод, последнюю часть сочинения-рассуждения? (вернуться к началу)
8. Я думаю, что в выводе должна прозвучать мысль об ответственности взрослых за счастливое детство, чтобы это словосочетание «счастливое детство» не стало расхожим, чтобы дети всей земли не боялись самолета в небе, чтобы они вздрагивали только от взрывов праздничного салюта.
У современного поэта М Садовского есть стихотворение. Оно бы могло стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, оно может стать эпиграфом к вашему сочинению.
Играют дети всей Земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному тексту.
Источник: https://infourok.ru/sochinenierassuzhdenie-po-ishodnomu-tekstu-a-pristavkina-fotografii-klassv-formate-ege-654242.html
Биография Приставкин А. И
Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в г. Люберцы Московской области. Когда началась война, Приставкину шел 10-й год.
Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Мальчик всю войну бродяжничал, оказывался в разных частям огромной страны — в Подмосковье, Сибири, Северном Кавказе. Трудиться начал с 12 лет.
В 15 лет устроился работать на аэродром в Жуковском.
В 1952 году окончил Московский авиационный техникум, работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии поступил в Литературный институт имени М. Горького /закончил в 1959 г./, занимался в семинаре поэта Льва Ошанина.
В послевоенные годы Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве — он написал пьесу, потом пошли стихи.
Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали.
В 1958 году напечатал цикл рассказов «Военное детство» в журнале «Юность», которые впоследствии были переведены на многие языки.
Вскоре Анатолий Приставкин едет на строительство Братской ГЭС и на долгие годы связывает свою судьбу и творчество с Сибирью. Работает в бригаде бетонщиков, одновременно являясь корреспондентом «Литературной газеты».
В эти годы пишет документальные повести «Мои современники» /1959/; «Костры в тайге» /1964/; «Страна Лэпия» /1960/; роман «Голубка» /1967/.
Вернувшись в Москву, Приставкин продолжает «сибирскую» тему, пишет очерки о строительстве БАМа. За повесть «Ангара-река» ему присвоили премию Союза писателей СССР. В 1961 году становится членом Союза писателей СССР. В начале 80-х написал повесть «Ночевала тучка золотая», за которую был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР /1988/.
В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей.
Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.
Вслед за этим вышла не менее трагичная и страшная по своей обнаженной правде повесть «Кукушата», ставшая последней частью трилогии, включающей в себя повести «Солдат и мальчик» и «Ночевала тучка золотая».
За повесть «Кукушата» в 1992 году писатель получил общегерманскую национальную премию. В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина».
Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен – центра. В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени А. Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ, подготавливал аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам принятия актов амнистии и помилования.
Последними работами писателя были повести «Судный день», «Первый день — последний день творенья», «Вагончик мой дальний». Автор около 30 книг. Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-pristavkin-a-i/
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10, 11 класс) на тему: Обучающее сочинение ( в формате ЕГЭ) по тексту А.Приставкина “Фотографии”. 10-11 класс
1.Прочитайте текст.
Фотографии.
(1)Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. (2)Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
(3)- Смотри, Люда, вот наша мама. (4)Она дома, она сильно болеет.
(5)- Болеет… – повторяла девочка.
(6)- А это папа наш. (7)Он на фронте, фашистов бьет.
(8)- Бьет…
(9)- Вот это тетя. (10)У нас неплохая тетя.
(11)- А здесь?
(12) – Здесь мы с тобой. (13)Вот это Людочка. (14)А это я.
15)И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…»
(16)Из дому пришло письмо. (17)Чужой рукой было написано о нашей маме. (18)И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. (19)Но рядом была моя сестричка. (20)И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
(21)- Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка…
(22)- А мама?
(23) – Мама? (24)Где же мама? (25)Наверное, затерялась… (26)Но я потом найду. (27)Зато смотри, какая у нас тетя. (28)У нас очень хорошая тетя.
(29)Шли дни, месяцы. (30)В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. (31)Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. (32)И что-то коченело в животе. (33)Два дня я не приходил к сестренке. (34)А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
(35)- Вот наша тетя. (36)Посмотри, какая у нас удивительная тетя! (37)Просто замечательная тетя. (38)А здесь Людочка и я.
(39)- А где же папа?
(40)- Папа? (41)Сейчас посмотрим.
(42)- Затерялся, да?
(43)- Ага. (44)Затерялся.
(45)И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
(46)- Насовсем затерялся?
(47)Шли месяцы, годы. (48)И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. (49)Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. (50)А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги, правленные карандашом:
(51)- Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. (52)Мы оставляем и тебя с сестренкой. (53)Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. (54)Она, к сожалению…
(55)Мне зачитали ответ.
(56)В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. (57)Ребята готовились в Москву. (58)Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. (59)Мы разглядывали фотографии.
(61) – Вот Людочка. (61)А вот я.
(62) – А еще?
(63) – Еще? (64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66)И меня много. (67)Ведь нас очень много, правда?(По А. Приставкину)
2.Сообщение учителя об Анатолии Игнатьевиче Приставкине:
• современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
• трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
• с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
• А. Приставкин, вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
• трудовая деятельность с мальчишеских лет;
• служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
• автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
• Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г.
В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР.
Повесть получила и мировое признание — в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков.
• Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ
• Последними работами писателя были повести “Судный день”, “Первый день – последний день творенья”, “Вагончик мой дальний”. Автор около 30 книг.
• Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
– Думаю, понятно, почему так пронзительно пишет Приставкин о жизни детей в послевоенных детских домах. Он знаком с этой жизнью не понаслышке.
3.Работа по содержанию текста.
А 1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос: «Почему рассказ назван «Фотографии»?
1.Дети постоянно рассматривают фотографии.
2.На фотографиях изображены родственники детей.
3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки.
4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.
– Почему правильным является ответ №3? (потому что именно в нем говорится о состоянии детей)
А2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Зачем рассказчик, по мнению автора, показывал сестрёнке фотографии?»
1. Мальчик скучал по родным.
2. Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.
3. Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.
4. Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.
4.Выявление проблемы данного текста и позиции автора.
– Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.
– Почему из первого? (обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)
– Назовите ключевые слова в этом предложении (дети не одиноки). Обратите внимание на соответствие словосочетаний, значит, мы на верном пути.
В определении проблемы вам может помочь и задание
А4.
Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?
1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.
2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.
3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.
4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.
– Ответ №4, почему? (потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).
Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста.
1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;
2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;
3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.
А можем ли мы выделить общую проблему? Когда происходили описываемые события? – значит, основная проблема «Война и дети».
Позиция автора:
Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.
– О чем должно быть сказано в этой части сочинения?
– Я предлагаю вам свой вариант . Запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
Ра..сказывая о жизни ребят в детском доме А. Приставкин п..редает свою острую з..интересова..ость данной проблемой. ..держанно без лишних эмоций он п…вествует о том как мальчик после смерти родителей …делал все чтобы сестренка не утратила связь с людьми не п…теряла веру в них. П…реживания своего героя А.Приставкин п…казывает через внутре..
ий монолог ребенка («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»). Авторская позиция пр…является в небе…различном отношении к изображаемым событиям. В ра…сказе нет гневных слов обличающих войну или недостойное поведение взрослых писатель с…знательно часто использует многоточие и читателю пр…ходится самостоятельно делать нравстве..ые выводы.
5.Сбор материала для сочинения.
-Ответьте на вопросы:
– От какого лица ведётся повествование? (От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)
– Главный герой. Какой он? Дайте характеристику. (Отзывчивый.мужественный, мудрый, терпеливый).
-Сестра Людочка. Какая она? (Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)
– Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).
– Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире? (Живут в мире жестокости и человеческого безразличия. Чужой рукой написано о нашей маме. Завуч говорил, глядя в бумаги, что тётя их принять не может Все готовились в Москву, а мы сидели с сестрёнкой и никуда не собирались. )
– Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память.Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)
6.Работа над художественными средствами.
– Какие основные художественные средства использует автор, чтобы показать трагизм детей?
Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:
-Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)
В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем почтальонша принесла маленький листок.
1. инверсия
2. градация
3. метафора
4. эпитет.
– Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?
(Потому что именно словосочетание пышным инеем передает состояние зимнего холода)
– Ещё какие средства использует автор?
• Многоточие.
• Синтаксический параллелизм. «Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».
• Градация ( О тёте: неплохая… хорошая… замечательная;
Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)
• Парцелляция. (Предложения 64-67).
( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?
• Уменьшительно-ласкательные суффиксы: Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.
7.Написание чернового варианта сочинения.
-С чего начать?
ВСТУПЛЕНИЕ.
• Цитата из текста в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
• Дать толкование слова Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно писатель Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена».
Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому милосердие, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужно сегодня.
Начать с чьего – либо высказывания и его комментирования. Что такое сострадание? Любовь к ближнему? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…
ЗАДАНИЕ
I ряд пишет вступление Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия
II ряд – Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.
III ряд- Цитата из текста в качестве зачина.
Пользуемся памяткой №1 Используем вводные конструкции и клише: для перехода к введению аргументов и вывода.
-Чему учит рассказ?
Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.
8.Домошнее задание.
Написать сочинение.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/07/14/obuchayushchee-sochinenie-v-formate-ege-po-tekstu-a
Практикум. Сочинение – рассуждение по тексту А. Приставкина
Текст
Андрей
увидел, как из узких вагонных дверей с вертикальными неудобными ступенями
какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в
темных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов
на землю.
–Блокадные…
Ленинградские… Из Вологды привезли…- было произнесено в толпе, рядом с Андреем.
Никто никак не среагировал на эти слова. Все
знали, что такое блокада и что такое Ленинград. Но было в детях что-то такое,
что люди, и не слышавшие последних слов, останавливались и замирали, не в силах
оторвать глаз. А на ними подходили всё новые и так стояли, выстроившись на краю платформы и забыв про свой поезд.
Люди
видели на войне всё. Их ничем ни удивить, ни поразить было нельзя. Но вот они
смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости,
потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах.
Ибо, хоть это
были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые; дети,
спасенные и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и
надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных
на платформе людей.
Дети
тоже были разные. Но что-то их всех объединяло. Не только необычный цвет лица,
сливавшийся с выпавшим снегом, не только глаза, в которых застыл, будто
заморозился, навсегдашний ужас блокады, не только странные неразомкнутые рты.
Было в них ещё одно, общее—и в облике, и в тех же лицах, и в губах, и в глазах,
и ещё в чём-то, что рассмотреть можно было лишь не поодиночке, а только когда
они все вместе, и что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к
другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в
колонну,–и можно выразить так: дети
войны. Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов.
Дети здесь своим присутствием выражали самую низкую, самую адскую,
разрушительную сущность войны: она била в зародыше, в зачатке по всем другим
детям, которые не были рождены, по всем поколениям, которых ещё не было.
Но вот
эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в
неведомый путь, ведь выжили же! Выжили! Дай-то
бог! Они были посланцы оттуда, из
будущего, несущие людям, стоящим на другой стороне платформы, на этой, ещё
военной, стороне жизни, надежду на будущее, несмотря ни на что.
Странной
колеблющейся тонкой струйкой вслед за худенькой темной женщиной потекли
блокадные вдоль рельсов всё дальше и дальше в сторону города.
И в каждом крошечном человечке, закутанном в тряпьё,
была, несмотря на робкость первых шагов,
слабое покачиванье,–отчего живая струйка то растягивалась, то сжималась, и
пульсировала, и рвалась, чтобы снова слиться,–неразрывная связь с ближними, друг
с другом, с кем они сейчас шли, сцепив синие пальцы так, что никто бы не смог
их разомкнуть, но и с людьми на платформе, и с этой беззвучной станцией, и с
этой новой обетованной землёй, которая их взрастит.
Семя ,
брошенное в жесткую почву, взойдешь ли, станешь ли шумящим колосом?
( По А. Приставкину)
Сочинение
После прочтения текста А.Приставкина
моментально всплыли в памяти слова классика Л.Толстого: « Война не любезность,
а самое гадкое в мире дело». Почти каждое предложение текста дает понять
основную мысль: «дети… вы
ражали
самую низкую, самую адскую, разрушительную сущность войны: она била в зародыше,
в зачатке…».
Читая эти строки, задумываюсь: а
вырастет ли из этих
«крошечных
людей, закутанных в тряпьё», обессиленных от тяжких испытаний, нормальный
человек?
Проблема эта психологическая, жизненно важная и актуальная особенно в наши
дни.
Автор считает, что дети, стоявшие на
перроне —«посланцы оттуда, из будущего, несущие людям надежду на будущее». Я
согласна с автором. Конечно, горько от того, что дети—« жалкие огарки» войны,
но всё же радостно, что они
«живые»,
спасённые, а значит, надежда на лучшее действительно есть.
Сжимается сердце, когда вижу с экрана
телевизора документальные кадры: измождённые в концлагере дети, торопясь,
освобождают ручонки, чтобы показать варварам свой номер. Видя этот ужас, говорю
себе: « Да будь ты проклята, война!»
До недавнего времени о детях, как о
жертвах войны, было написано не так уж много. В памяти лишь Ваня Солнцев из
повести «Сын полка» В.Катаева да Кузьмёныши из
произведения А.Приставкина «
Ночевала тучка золотая».
Плачу, читая воспоминания взрослых,
уважаемых ныне людей о военном лихолетье, о времени их « счастливого» детства в
документальной повести белорусской писательницы С.Алексиевич « Последние
свидетели», где название книги говорит само за себя.
Это текст-завещание, предостережение,
напоминание всем нам! И это текст-надежда: семя, брошенное даже в черствую,
жесткую почву, обязательно взрастёт; обязательно вырастет «шумящий колос», ведь
жизнь победить нельзя.
Источник: http://egepro100.blogspot.com/2012/10/ege-sochinenue-practicum.html
Сочинение рассуждение на тему врачиха автор А.приставкин
На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Автор24 – это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “тема”
19 февраля 2016
Заказчик создал задание на выполнение Сочинения по предмету Русский язык
19 февраля 2016
15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 250 до 540 руб
19 февраля 2016
Заказчик переписывался с автором Atkarsk2402
19 февраля 2016
Заказчик выбрал автора Atkarsk2402,
20 февраля 2016
Автор выполнил работу по теме Сочинение рассуждение на тему врачиха автор А.приставкин за 1 день и уложился в заданный срок
20 февраля 2016
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ
20 февраля 2016
Заказчик оставил положительный отзыв.
Закажи её у наших авторов!
Правила речевого этикета В широком смысле, речевой этикет выполняет регулирующую функцию в процессе общения (например, общение по возрастному статусу, молодежные или профессиональный нормы).В узком смысле, речевой этикет представляет собой семантическое поле функционального типа вежливой модели поведения в следующих актах коммуникации: обращение, знакомство, благодарность, просьба, извинение и пр.
Богатство синонимических …
Научный стиль речи Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность. Языковые средства экспрессивного тона:Подстили научного жанра:
Общими чертами разновидностей научного стиля являются: предварительное прорабатывание текста, монологическая форма сообщения, строгость языковых форм и нормирование терми…
Стили речи Каждый функциональный стиль языка опирается на присущие ему литературные нормы. Выделяют пять языковых жанров:Научный стиль речи, называемый стилем научного повествования имеет следующие признаки:Научный стиль речи характеризует употребление абстрактной лексики, вещественных и малых терминов преимущественно имен существительных, доказательность и однозначность.
Официально-деловой стиль речи, имеет …
Русский язык
Сочинения
Источник: https://Author24.ru/lenta/983240/
Презентация к урок «Учимся писать сочинение по тексту художественного стиля»
Художественный стиль
Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.
- Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах ;
- Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы
а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания.
- Автор чаще всего не дает прямых оценок событиям , героям или их действиям : читатель сам должен это сделать. ( Иногда автор может высказать свою точку зрения на происходящее в прямых оценках и характеристиках, как это делает, например, Л.Толстой в романе «Война и мир», формулируя собственные мысли о роли личности в истории, об исторических закономерностях и т.д.)
- Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.
Функция убеждения в художественном стиле вторична.
Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
- C формулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….)
Публицистический стиль
Художественный стиль
Проблема формулируется тезисно, открыто
- в одном предложении текста или одном фрагменте текста
- в нескольких суждениях автора,
- в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящен целый абзац)
Проблема выявляется путем анализа описаний поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.
Как увидеть автора в тексте художественного стиля?
- Какую конкретную ситуацию он воссоздаёт? На каком материале исследует волнующую его проблему?
- Как оценивает поступки героев?
(Если поступки или действия героев вызывают ваше осуждение, сочувствие, одобрение, то автор так же оценивает их. Обратите внимание на художественные приемы, позволяющие увидеть авторское отношение к изображаемому).
- Что автор хотел сказать читателям данным текстом? Над чем заставил задуматься? Какие выводы помог сделать?
Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!
Автор и рассказчик в художественном тексте
В образе автора отражаются и им определяются
- тема, сюжет, композиция, идея произведения;
- изображение событий, героев, их поступков, поведения;
- все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста».
Автор «всеведущ»
- Представляет автора в тексте;
- очевидец происходящего;
- принимает участие в событиях;
- повествует о них;
- с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий;
- ему доверена авторская оценка событий и героев.
Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания через внешние проявления.
о воспитанниках детдомов в трудное военное время
повести “Ночевала тучка золотая” , “Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца”,
«Трудное детство», автобиографический роман “Рязанка”
П Л А Н
1.Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста.
2.Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются?
3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя?
4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации:
– анализ размышлений главного героя, его поведения;
– определение характера взаимоотношений героев;
– анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры…
5. Создание собственного текста.
(1)Все мы, ребята Кизлярского детского дома, жили без родных много лет и совсем забыли, что такое семейный уют. (2)И вдруг нам объявили, что железнодорожники – наши шефы и они приглашают нас в гости.
(3)Разобрали нас по одному. (4)Дядя Вася, толстый и веселый начальник, привел меня к себе домой. (5)Жена охала, долго расспрашивала о родных, но в конце концов принесла душистый борщ и сладкую печеную тыкву… (6)Я расхаживал по комнатам, словно плавал в каком-то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить.
(7)В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. (8)Ребята, переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чем другом не могли говорить. (9)А в школе, с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество – стихи – Лида, я дописал еще одно слово – шефы.
(10)Больше всех хвалился белорус Вилька. (11)Он попал в гости к самому начальнику станции, и тот велел приходить еще. (12)Мне тоже хотелось сказать хорошее про дядю Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я могу показать, где он работает. (13)Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повел ребят. (14)Дядя Вася оказался занят. (15)Он хмуро посмотрел на ребят, а мне сказал:
– (16)Не вовремя ты, мальчик… (17)Ты приходи в воскресенье, домой приходи.
(18)Я пришел. (19)И снова ел тыкву и расхаживал по комнатам. (20)И снова тихое счастье не покидало меня. (21)А жена дяди Васи в соседней комнате сказала:
– (22)Странные они, эти дети. (23)Неужели они не понимают, что ходить все время нельзя? (24)Неудобно. (25)Мы же не родственники какие, чтобы их кормить.
(26)А дядя Вася ответил:
– (27)А что я мог поделать! (28)Вопрос о шефстве у нас на общем собрании решался. (29)И вот придумали…
(30)Я тихо-тихо брел по улицам. (31)Чтобы никто не спрашивал, почему я пришел раньше, остаток дня я просидел в школе. (32)Последнее вырезанное слово я расковырял. (33)Его теперь никто не смог прочесть. (34)Только осталась на черной крышке глубокая белая ранка.
(По А. Приставкину)
Поступки
героев
Мысли
героев
Речь
Поведение
Чувства
героев
Проблема
Взаимо-
отношения
героев
События
Факты
Исследуем текст
- О каком событии в жизни обитателей детского дома рассказывает А.Приставкин?
- Какие чувства испытывает герой в доме дяди Васи? Что позволило вам сделать такой вывод?
- Какие чувства испытывают дети после того, как сходили в гости к железнодорожникам? Почему они так взволнованы? Что позволяет вам почувствовать их переживания?
- Почему главный герой на крышке парты вырезал слово «шефы»?
- Почему главный герой повел товарищей знакомиться с дядей Васей?
- Что в поведении дяди Васи настораживает нас и позволяет догадаться о том, что произойдет дальше?
- Почему мальчику так важно было приходить в дом к дяде Васе?
- Какие чувства снова испытывает герой, когда второй раз приходит в гости к дяде Васе?
- Что происходит затем?
- Почему мальчик не сразу пошел в детский дом? Почему он не хотел, чтобы кто-нибудь спрашивал о произошедшем? Почему он расковырял слово «шефы»?
- Как последняя фраза помогает нам понять чувства и переживания главного героя?
- Как сопоставление чувств мальчика при первом посещении дома дяди Васи с чувствами, испытываемыми во время второго посещения, помогает нам понять трагичность произошедшего?
- Какие мысли возникают у вас после прочтения текста?
- Можно ли доброту запланировать на общем собрании?
- Что такое истинная доброта и искренняя забота?
- Почему А.Приставкину так важно было рассказать нам эту историю. К какому выводу он хотел нас привести? Какую мысль, значимую для автора, мы должны понять?
- Какой вопрос волновал А.Приставкина? (На какой вопрос А.Приставкин помогает нам найти ответ?)
Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь.
- Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль.
- Выпишите средства языка, с помощью которых читатель может увидеть эти переживания.
- С помощью какого приема автору удалось передать и свое отношение к происходящему, и создать ситуацию, заставившую рассказчика переоценить свое отношение к дяде Васе и его жене?
(С помощью противопоставления.)
- Какие смысловые части исходного текста противопоставлены?
Вывод
Противопоставление помогает
- увидеть индивидуальные особенности характера героев фрагмента
- проникнуть во внутренний мир героя
- понять равнодушное отношение взрослых по отношению к детям
- переоценить свое отношение к «решению собрания»
Говорим об особенностях повествования
Для всех повествовательных текстов общим является следующая композиция:
- завязка (начало действия),
- развитие действия,
- кульминация,
- развязка (конец события).
Кульминация. Исследуем текст.
Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
Кульминация должна выполнять ряд функций:
- разрешать сюжет ,
- идею текста,
- выводить героя на самое сложное испытание в его жизни,
- создавать самое сильное эмоциональное напряжение.
. Задание : обозначьте задачи автора, стилевые черты и языковые средства в кульминации текста.
Проверяем восприятие текста
Основной конфликт – противопоставление искренней веры в доброту взрослых истосковавшегося по домашнему теплу ребенка и равнодушия этих взрослых (доброта по решению собрания).
Развиваем коммуникативные умения. Личностная позиция
- Составьте развернутые метафоры или сравнения о чувстве долга, ответственности, благодарности, используя самые точные, на ваш взгляд, символы. Объясните выбор данных символов.
- Какие оценочные слова можно использовать в описании поведения детей из детского дома?
- В рассуждении о безответственном, формальном отношении взрослых к детям используйте
- вопросно-ответную форму изложения;
- ряд риторических вопросительных предложений.
- Переделайте безоценочные предложения в эмоционально окрашенные с явно выраженной субъективностью: Нужно заботиться о сиротах; каждый должен помнить свой долг перед детьми, чьи родители погибли во время ВОв и т.п.
Вывод
Композиционные приемы, выбранные А.Приставкиным, помогли ему не только предельно концентрировать события рассказа, но и найти решение важных нравственных и философских проблем.
Пишем сочинение
Начните своё высказывание со слов
- Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая, что…
- Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против тех, кто…
- Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание… и т.п.
- Способны ли мы понять, что милосердие – это милость, идущая от сердца, что формальное проявление доброты больно ранит человека?
Метод незаконченного предложения
- А.Приставкин не случайно обратился к проблеме…
милосердия. Формальное проявление доброты больно ранит человека.
- К сожалению, история о детях из детского дома, рассказанная им, …
- Автор, используя композиционные приёмы повтора, противопоставления,
- «Ключом» к пониманию внутреннего мира героя рассказа становится….
ДЕТАЛЬ: СЛОВО «ШЕФЫ» РАСКОВЫРЕНО, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ВИДЕЛ…
довольно часто встречается в нашей жизни.
помогает читателям увидеть насколько лицемерны взрослые по отношению к детям.
Анализ позиции автора
Текст А.Приставкина относится к художественному стилю, поэтому
Но её помогает понять
Автор считает
Думаю, что позиция автора бесспорна, так как
нет чётко заявленной позиция автора
композиция рассказа, поведение героев, их поступки.
недопустимым бездушное отношение к человеку, каким бы он ни был.
Работа со слайдом аналогично предыдущему.
каждый человек — это целый мир, который порой, к сожалению, так и остаётся непознанным .
Аргументируем свою точку зрения
- Можно привести аргументы, подтверждающие…
- Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….
- Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.
- Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения.
Обратимся к…
Аргументы из читательского опыта
- В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…
- Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…
- Эту мысль подтверждает аргумент из….
- Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.
Домашнее задание
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/priezientatsiia_k_urok_uchimsia_pisat_sochinieniie_po_tiekstu_khudozhiestviennog