Сочинение ЕГЭ по тксту Токаревой “Самый счастливый день”
Текст
Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни». Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня был в жизни самый счастливый день? Я выбрала воскресенье – четыре месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого сразу поехали к бабушке.
Получилось двойное развлечение. Но наша учительница говорит, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу. А какая польза людям от того, что я была в кино, а потом поехала к бабушке?
Я заглянула в тетрадь своей соседки Ленки Коноваловой.
Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Ее самый счастливый день был тот, когда ее принимали в пионеры. Я стала вспоминать, как нас принимали в пионеры в Музее погранвойск и мне не хватило пионерского значка. Шефы и вожатые забегали, но значка так и не нашли. Я сказала: “Да ладно, ничего…” Однако настроение испортилось.
Я продолжала размышлять. Однажды мы с мамой отвели домой старика. Он потерял ботинок и сидел в одном носке. Мама сказала: нельзя бросать его на улице, может у него несчастье. Мы спросили, где он живет, и отвели по адресу. От этого поступка, наверняка, большая польза, потому что человек дома и семья не волновалась.
Но самым счастливым днем это не назовешь: ну отвели и отвели…
Я перегнулась вправо и заглянула в тетрадь Машки Гвоздевой. Я там ничего не разобрала, но Машка, наверняка, пишет, что самый счастливый день был тот, когда у них взорвался синхрофазотрон и им дали новый. Эта Машка просто помешана на схемах и формулах. Ленка Коновалова перевернула страницу – исписала уже половину тетради. А я все сижу и шарю в памяти своей самый счастливый день.
Вообще, если честно, мои самые счастливые дни- это когда я возвращаюсь из школы и никого нет дома. Тогда я радуюсь возможности жить как хочу: ничего не разогреваю, ем прямо из сковородки, потом включаю проигрыватель на полную громкость, зову Ленку Коновалову, и мы начинаем мерить мамины платья и танцевать.
Потом Ленка уходит, а я сажусь в кресло, закутываюсь в плед и читаю. Сейчас я читаю рассказы Кортасара. У него в рассказе “Конец игры” есть слова “невыразимо прекрасно”. Они так действуют на меня, что я поднимаю глаза и думаю: иногда мне кажется, что жизнь невыразимо прекрасна, а иногда становится все отвратительным.
Я посмотрела на часы. Осталось шестнадцать минут.
Я решила написать, как мы сажали вокруг школы деревья. Где-то я прочитала: каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребенка и написать книгу о времени, в котором жил. Я вспомнила, как в тот день тащила ведро чернозема, поругалась с Женькой, но, как бы там ни было, дерево прижилось и останется будущим поколениям.
Значит, содержание учительнице понравится, она поставит мне пятерку.
Я снова посмотрела на часы. Осталось одиннадцать минут. Я взяла ручку и стала писать о том, как мы с папой пошли утром в кино, а потом поехали к бабушке. И пусть учительница ставит мне что хочет. Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались.
А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь ее в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком.
Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу.
И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.
Сочинение.
Что значит счастливый день для ребенка? Этим риторическим вопросом заставляет нас задуматься В. Токарева.
«…: какой у меня был в жизни самый счастливый день? А самый счастливый день у меня впереди».
Это проблема актуальна в наше время, так как дети в любом возрасте считают себя «счастливыми», когда сами принимают решения и делают, что хотят.
Токарева пытается нам показать, что на самом деле для всех детей счастливыми становятся дни, проведенные с родными и близкими. «Меня все любили и восхищались мной».
Я полностью согласна с автором и считаю, что ребенок должен чувствовать каждый день любовь своих родителей; чем старше он становится, тем больше и шире должна разрастаться эта любовь.
Все дети хотят, чтобы родители ими восхищались, гордились, чаще собирались вместе, что – то обсуждали, о чем – то спорили, а повзрослев, смогли увидеть в родителях друзей и товарищей, обратившись к которым ,смогут найти поддержку в трудную минуту.
И насколько был счастлив человек в детстве, можно судить по его словам и поступкам во взрослой жизни.
Такой счастливой, по моему мнению, была Наташа Ростова из произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». С самого детства она росла счастливой девочкой, потому что всегда рядом с ней были самые любимые и родные люди, и, выйдя во взрослую жизнь, пыталась подарить эту любовь окружающим, раненым солдатам, которые нуждались в помощи не только физической, но и духовной.
Противоположным примером может быть произведение Островского «Гроза». По образу Тихона мы можем судить о его «счастливых» днях в детстве.
Никогда он не испытывал радости от родительской любви, никогда не знал, что такое настояая семья, и поэтому пытался создать свою семью, полную любви, нежности.
Но и здесь, в его жизни, все разрушила мать, Кабаниха, не позволив Тихону ни на минуту быть счастливым.
Таким образом, о каждом взрослом человеке можно судить ,«были ли в его детстве счастливые дни!!!»
Источник: https://infourok.ru/sochinenie-ege-po-tkstu-tokarevoy-samiy-schastliviy-den-1728481.html
Решу егэ
(1)В редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева, в котором он поведал о конфликте с инженером Зубаткиным.
(2)Конфликт возник на охоте. (3)Они гнали зайца, бежали по окончательно раскисшему осеннему полю. (4)Заяц широко, активно прыгал — и вдруг сел, развернувшись лицом к преследователям. (5)Нечаев так и написал: лицом, не мордой.
(6)Когда охотники подбежали и приподняли зайца, стало ясно, почему он не убежал: у него на каждой лапе налипло по килограмму грязи, и он не мог скакать. (7)Заяц это понял и остановился.
(8)Но сидеть спиной к преследователям ещё страшнее, и он развернулся, чтобы «встретить смерть лицом к лицу».
(9)Зубаткин вернул зайца на землю, сдёрнул с плеча винтовку и нацелился в упор, и это была уже не охота, а расстрел. (10)Нечаев сдёрнул с плеча свою винтовку и нацелился в Зубаткина. (11)И добавил словами, что, если Зубаткин убьёт зайца, он, Нечаев, убьёт Зубаткина.
(12)Зубаткин не поверил, однако рисковать не стал. (13)Он опустил ружьё и дал Нечаеву кулаком по уху. (14)Нечаев драться не собирался, но агрессия порождает агрессию. (15)Посреди осеннего поля произошла большая драка с нанесением словесных оскорблений и телесных травм.
(16)По заданию редакции Веронике надо было побеседовать с участниками конфликта и написать статью. (17)Она начала с Зубаткина. (18)Зубаткин был похож на Кирибеевича из «Песни о купце Калашникове» — та же обаятельная наглость, лучезарная улыбка хозяина жизни.
(19)Он смотрел на Веронику с таким видом, будто она сидела в его кабинете, а не он — в её. (20)Зубаткин знал, что юридические законы на его стороне, а морально-нравственные категории — это что-то весьма неопределённое и неосязаемое, как облако. (21)Нравственность у каждого своя.
(22)Как почерк.
— (23)Вы согласны с тем, что написал Нечаев? (24)Это так и происходило?
— (25)Согласен, примерно так.
— (26)Значит, Вы хотели убить зайца, который не мог от вас убежать?
— (27)Охота — это охота.
— (28)Охота — это охота, а не убийство. (29)Зверь и охотники должны быть на равных.
— (30)Вы хотите, чтобы у зайца было ружьё?
— (31)У вашего зайца не было ног. (32)Вы не имели права в него целиться.
— (33)Я не понимаю: что Вы от меня хотите?
— (34)Честно? (35)Чтобы Вы были другим. (36)Или чтобы Вас не было вообще.
(37)Зубаткин поднялся и пошёл из кабинета. (38)Вероника некоторое время смотрела на дверь.
(39)Современный человек набит информацией, нагрузками, стрессами, но он вешает на плечо ружьё и уходит к деревьям, к тишине, чтобы от всего отрешиться, очиститься, слиться с природой и услышать в себе древний охотничий инстинкт, выследить и подстрелить опасного или большого зверя. (40)В конце концов, можно подстрелить и зайца, когда ты с ним на равных. (41)Когда у тебя ружьё, а у него ноги и лес.
(42)Зубаткина ни природа, ни самоуглублённость не интересовали. (43)Но разве Зубаткин одинок в своём циничном потребительстве? (44)Сегодня имеет значение только то, что можно на себя надеть или чем насытиться. (45)Значит, зубаткины идут по земле целыми колоннами. (46)А нечаевы ничего не могут сделать…
(По В. С. Токаревой*)
* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) — российский прозаик и сценарист.
Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=7220
Текст для сочинения ЕГЭ по «Рождественскому рассказу» В.С. Токаревой
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Основная проблема | Нравственная; проблема отношения людей друг к другу, проблема выбора (Как вести себя по отношению к человеку, который когда-то обидел: отомстить ему, взять реванш или простить, проявив великодушие?) |
Позиций автора | Автор уверен, что нужно не мстить за обиду, а проявлять великодушие |
Текст
Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо устроить в классе живой уголок и каждый должен принести что-нибудь живое.
Мы с папой оделись и пошли в цветочный магазин.
— Здравствуйте, — сказал папа. — Нам что-нибудь для живого уголка.
— Лучше всего кактус, — посоветовала продавщица. — Самый неприхотливый цветок. Может долго обходиться без влаги.
Она поставила перед нами горшок с кактусом. Его и цветком не назовешь. Какое-то выживающее устройство, все в буграх и в иголках.
— Можно фикус, — сказала продавщица. — Но это очень дорого.
Я не хотела, чтобы папа выглядел бедным, и торопливо проговорила:
— Мне вон тот, красненький…
Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня и, наверное, самый дешевый.
— Это герань. Восемьсот рублей. — Продавщица поставила горшочек перед нами.
Папе нравилась цена. А мне нравился цветочек. Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. Как будто ребенок нарисовал. Или сам Господь Бог сотворил этот цветочек утром и в хорошем настроении. Проснулся и со свежей головой придумал такой цветок: ни убавить, ни прибавить.
— У меня в детстве была герань, — вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение. Детство — хорошее время, когда ребенка любят ни за что, просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвел.
Я шла по улице и не сводила с него глаз. А папа говорил:
— Смотри под ноги…
Дома я первым делом заперла котенка в ванной комнате, чтоб он не прыгнул на цветок и не сломал его. Котенок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. Несчастный котенок рыдал от одиночества, но я проявила жесткость, потому что малым злом (изоляция цветка) устраняла большое зло (гибель цветка).
Я поставила горшочек на подоконник, к солнцу. Потом налила в банку воды и стала поливать.
— Много нельзя, — предупредила бабушка. — Он захлебнется.
Я испугалась и даже ночью вскакивала и проверяла — жив ли мой цветок. А утром я увидела, что огонек еще ярче, листья еще бархатнее, а запах явственнее. Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах. Я его вдыхала долго-долго, потом выдыхала и снова вдыхала, втягивала в себя.
— Пусть оставит себе, раз ей так нравится, — предложила мама.
— Неправильно, — возразил папа. — Надо уметь отдавать то, что нравится самой.
— Я отнесу в живой уголок, и мы всем классом будем на него смотреть. Приятно ведь смотреть в компании. Как картины в музеях…
Без пятнадцати девять я пошла в школу.
Я шла и смотрела себе под ноги, чтобы не споткнуться и не упасть на цветок.
Стояла середина октября, но было тепло как летом и мальчишки перед школой клубились в одних только формах, без курток. Выше всех торчал Борька Карпов. У него большие руки и ноги, и ни на что хорошее эти руки не были способны, только давать щелбаны и подзатыльники. Остальные мальчишки были помельче, и все переплелись в какой-то общий ком.
Когда они меня увидели с цветком, прижатым к груди, то перестали клубиться, распутались и выпрямились. Ждали в молчании, когда я подойду. Мне это не понравилось. Я остановилась и стала на них смотреть.
Зазвенел звонок. Я надеялась, что звонок сдует всех с места, но мальчишки стояли.
«Ты что, боишься, что ли?» — спросила я себя и пошла к школьной двери. Во мне разрасталась какая-то тоска, хотя все было нормально. Я делала шаг за шагом. Остался последний шаг — и я за дверью. Последний шаг… И в этот момент Борька Карпов делает два движения: одно — вверх — заносит портфель над головой, другое — вниз — на мой цветок. Горшочек выскочил из рук, упал на землю и раскололся. Земля рассыпалась, а красная головка цветка отлетела смятым сгустком. Я смотрела на землю и ничего не понимала. Зачем? Чтобы другим было весело? Но никто не рассмеялся…
Вскоре Борькины родители купили себе квартиру в другом районе и Борька ушел из нашей школы навсегда.
Убитый цветок так и остался неотмщенным. Зло осталось безнаказанным, свободно и нагло гуляло по городу в образе Борьки Карпова. А в общем ничего не изменилось. Ничего не изменилось, но убитый цветок…
* * *
Прошло пять лет. Я поступила в университет на экономический, хотя собиралась на филологию.
Сегодня тридцать первое декабря. Новый год.
Возле метро раскинулся цветочный базарчик. Я подошла к продавцу и купила у него одну розу.
На моих часах — одиннадцать вечера. В это время все нормальные люди сидят за накрытым столом в предчувствии реальной выпивки. Готовятся провожать старый год. А я сижу в автобусе, где, кроме меня, только водитель и еще одна девушка.
А я — с розой. Моя роза — темно-бордовая, бархатная, юная, только что выплеснувшая из .бутона свою красоту, на длинном крепком стебле. Откуда взялась в холодной зимней Москве, из каких таких краев… Я подняла розу к лицу, и мы нюхаем друг друга.
На одной из остановок в автобус вошел солдат — высокий, как верста, с большими руками и ногами. Он, видимо, замерз, а потом оттаял, из носа у него текло. Нос был странный: он не стоял посреди лица, а как бы прилег на щеки. Должно быть, нос сломали. Ударили кулаком по прямой, а может быть, свалили и били по лицу ногами.
Солдат сел, продышал в стекле дырочку и стал смотреть в темноту. Время от времени он дул в свои пальцы. Я смотрела на него не отрываясь, что-то неуловимо знакомое в руках, наклоне головы… Я пыталась уловить это неуловимое и вдруг схватила за хвост: Борька! Борька Карпов! Он, конечно же, окончил школу, потом армия. Кто-то побил его вместо меня.
Все пять лет я мечтала встретить этого человека и сказать ему сильные и жесткие слова упрека. Я даже приготовила эти слова. Но они предназначались другому Борьке — красивому и наглому, хозяину жизни. А не этому, в казенной шинели. В свое время я хотела, чтобы он мучился. И он, должно быть, мучился и катался по земле. Но меня это не обрадовало. Нет. Не обрадовало. Во мне разрасталась пустота, клонящаяся к состраданию.
Я подошла к нему и сказала:
— Привет!
Борька повернул ко мне лицо, увидел перед собой красивую девушку с красивым цветком. Как на календаре. Он смутился и стал красный, как свекла.
— Не узнаешь? — спросила я.
Мы не виделись пять лет.
— Ты мне еще цветок сломал, — напомнила я.
— Какой цветок?
Он не помнил то утро и горшочек с геранью. И то, что стало для меня событием в жизни, для него не существовало вообще.
— Ты Борька Карпов?
— Да, — сказал он. — А что?
— Ничего. С Новым годом!
Я протянула ему розу. Зачем? Не знаю. Протянула, и все.
Борька не взял. Онемел от удивления. Тогда я положила ее ему на колени. Как на памятник.
Автобус остановился. Это была моя остановка. Я спокойно сошла. Не сбежала, не соскочила. Просто сошла.
* * *
Мы успели проводить старый год и выслушать приветственную речь президента. Потом забили куранты. Мы поднялись с бокалами и закричали «Ура!». И наша кошка включила свой моторчик и запела о том, что жизнь прекрасна, несмотря на быстротечность и на бессмысленную жестокость. Несмотря ни на что…
(По «Рождественскому рассказу» ) ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/teksty-dlya-sochinenij-ege/4271-tekst-dlya-sochineniya-ege-po-rozhdestvenskomu-rasskazu-v-s-tokarevoj
Алгоритм разработки сочинения-рассуждения П В Токарева к филол
Алгоритм разработки сочинения-рассуждения П. В. Токарева, к. филол. н.
Оптимальный путь для выстраивания подготовки к сочинению: анализ формулировки направления → определение возможных тем → анализ формулировок тем (понятие, вопрос, утверждение) и определение объёма темы → прохождение этапов разработки главной части в зависимости от типа формулировки темы и определение содержание темы → определение содержания введения к сочинению → определение содержания заключения к сочинению → написание черновика → анализ и редактирование черновика → написание чистовика.
Как могут быть сформулированы темы: 1. В виде понятия ( «Глобальные проблемы современного мира» , «Свобода и вседозволенность» , «Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермотнова» и т. п. ). 2. В виде вопроса ( «Что значит быть патриотом сегодня? » , «Легко ли быть молодым? » , «Как относится Лермонтов к своему поколению? » ). 3. В виде утверждения ( «Свобода – это осознанная необходимость» , «Флешка есть – ума не надо» , «Люблю отчизну я, но странною любовью. . . » ).
Направление 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200 -летний юбилей М. Ю. Лермонтова) 1) Направление задано цитатой-утверждением из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» . Причём это утверждение оценочное, следовательно, можно предположить такую формулировку темы, когда сочинение можно построить как размышление о системе ценностей поэта, на основе которых он оценил Бородинскую битву как такую, о которой необходимо помнить «всей России» . Задача пишущего в главной части сочинения будет сводиться к тому, чтобы проследить по тексту стихотворения, что и / или кто вызывает у поэта восхищении: готовность русских воинов «постоять головою за родину свою» , «чужие изорвать мундиры о русские штыки» , то, что это было «могучее, лихое племя» самоотверженность и патриотизм, который подтверждается не словами, а делами.
Направление 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200 -летний юбилей М. Ю. Лермонтова) 2) Можно предположить и другие темы, если вспомнить, что стихотворение «Бородино» – это, по сути, достаточно горький монолог старого солдата, обращённый к молодым. И горечь эта не только от того, что лирический герой вспоминает о погибших товарищах, но и от того, что новое поколение – его слушатели – увы, уже не «богатыри» . К этому новому поколению принадлежит и сам поэт. Поэтому тема сочинения может быть такова, что её раскрытие будет связано с поиском ответа на один из вопросов: «Как в стихотворении “Бородино” и оценке Бородинской битвы как достойной памяти потомков отразилась проблематика произведений М. Ю. Лермонтова в целом? » или «Какие характерные черты лермонтовского героя нашли отражение в лирическом герое стихотворения “Бородино” и его оценке Бородинской битвы как достойной памяти потомков? » .
Направление 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200 -летний юбилей М. Ю. Лермонтова) 3) То, что сказал М. Ю. Лермонтов о Бородинской битве, можно отнести и к самому поэту, тогда темы сочинений могут касаться своеобразия творчества поэта, которое и служит основанием для того, чтобы мы о нём помнили: «Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова» , «Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова» , «Роман “Герой нашего времени” как первый русский психологический роман» , «Онегин и Печорин – “страдающие эгоисты”» , «Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова» , «В чём своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова? » , «Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”? » и т. д.
«Формулировка темы и этапы разработки главной части» Тема-суждение (прямо выражает идею / тезис рассуждения) Автор сочинения самостоятельно подбирает аргументы для подтверждения / опровержения тезиса. Тема: «”Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. . . ” (В. Г. Белинский о лирике М. Ю. Лермонтова)» . Аргументы В. Г. Белинского: 1) Уже в первом напечатанном стихотворении М. Ю. Лермонтова – «Бородино» (1837 г. ) – главная мысль – «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» . 2) В «Песне про купца Калашникова» мы видим настоящую трагедию, когда каждый из героев по-своему прав и благороден, но над всеми ними вершит приговор неумолимая судьба.
«Формулировка темы и этапы разработки главной части» Тема-вопрос (не содержит идеи, но указывает прямой путь к ней) Автор сочинения самостоятельно определяет идею / тезис (то есть ответ на вопрос) и аргументы. Тема: «Каково основное настроение лирического героя стихотворений М. Ю. Лермонтова о родине? » Тезис (вариант формулировки): основное чувство – недоумение по поводу того, что в душе лирического героя любовь к родине ( «немытой России» , «стране рабов, стране господ» ), во-первых, всё-таки живёт, во-вторых, вызвана она не тем, чем может быть вызвана с «официальной» точки зрения. Аргументы: строчки из стихотворений «Родина» ( «Люблю отчизну я, но странною любовью…» ), «Прощай, немытая Россия…» , «Русская мелодия» , «Монолог» .
«Формулировка темы и этапы разработки главной части» Тема-понятие (не содержит прямого указания на идею рассуждения; с синтаксической точки зрения это назывное предложение) Автор сочинения самостоятельно определяет и проблему (ставит вопрос), и идею (основную мысль), и набор аргументов. Тема: «Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова» . Вопрос (вариант формулировки): Как представляет себе М. Ю. Лермонтов роль поэта и поэзии в жизни людей? Ответ (тезис / идея / основная мысль): Поэт – это проповедник высоких нравственных идеалов, которые, увы, не только не нужны «толпе» , но и вызывают у неё раздражение и даже агрессию по отношению к тому, что делает поэт. А сам поэт вызывает презрение. Аргументы: строчки из стихотворений «Пророк» ( «Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья…» ), «Смерть поэта» , «Молитва» , «Кинжал» и др.
«Объём и содержание темы» Объём темы – тот круг фактов, явлений, предметов, которые охватываются её формулировкой. Содержание темы – совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений, характеров) для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объём темы. Разработка конкретного содержания темы зависит от способа её формулировки (понятие, вопрос, утверждение). Между объёмом и содержанием темы обратно пропорциональная зависимость: чем больше объём, тем уже содержание; чем меньше объём, тем глубже содержание.
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде понятия Основные задачи вступления 1. Показать, какие варианты вопросов возможны к данной теме. «Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова» . 1) Как представляет себе М. Ю. Лермонтов роль поэта и поэзии в жизни людей? 2) Какие этапы проходит развитие темы поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова? 3) Как соотносится представление о роли поэта и поэзии в жизни людей с позицией других русских поэтов по этому вопросу? 4) Как повлияли представления М. Ю. Лермонтова о роли поэта и поэзии на взгляды по этому вопросу поэтов второй половины XIX – ХХ веков?
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде понятия Основные задачи вступления 2. Объяснить сужение темы (почему вы выбрали тот или иной вопрос к теме). Для тем по литературе здесь возможен сжатый пересказ. «Человек и природа в русской литературе» «Постепенное угасание классицизма и возникновение и развитие романтизма обусловили новый подход к решению проблем, занимающих русских писателей. Происходит смена канонов, изменяются характеры произведений и идеал героя. Многие второстепенные темы выходят на первый план и приобретают новое значение, как это произошло с темой природы. На примере творчества А. С. Пушкина можно проследить многогранность этой проблемы и многообразие путей её решения» .
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде понятия Основные задачи вступления 3. Пояснить значения тех слов в формулировке темы, которые, с вашей точки зрения, в таком пояснении нуждаются. Статья В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» «Все говорят о поэзии, все требуют поэзии. По-видимому, это слово для всех имеет такое ясное и определённое значение, как, например, слово “хлеб” или ещё более – слово “деньги”. Но когда только двое начнут объяснять один другому, что каждый из них разумеет под словом “поэзия”, то и выходит на поверку, что один называет поэзиею воду, другой – огонь» .
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде вопроса Основные задачи вступления 1. Пояснить, почему необходимо / актуально отвечать на вопрос, заданный в формулировке темы. «Как нужно воспитывать подрастающее поколение? » «Воспитанием подрастающего поколения занимаются все живые существа и человечество на протяжении всего своего существования. Однако в человеческом обществе в последнее время произошли значительные перемены: люди чаще получают готовые выводы вместо того, чтобы напрягать свой интеллект. По каждому предмету школьной программы в книжных магазинах есть множество учебников, родители спешат решить за своё чадо все вопросы, а что не знают родители, то знает Википедия. В результате дети, не приученные к духовному поиску, страдают от духовной пассивности, духовного потребительства» .
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде вопроса Основные задачи вступления 2. Пояснить значения тех слов в формулировке темы, которые, с вашей точки зрения, в таком пояснении нуждаются. «Кого можно считать истинным патриотом? » «Мы часто слышим и произносим высокие слова о любви к родине, порой не задумываясь о том, в чём выражается эта любовь. Вот человек сделал научное открытие, добился высот в труде, создал гениальное произведение искусства. А может быть, истинная любовь выражается в том, что в трудные для своей родины времена человек встал на её защиту, остался преданным ей во вражеском плену? Примером проявления истинной любви к отечеству, на мой взгляд, является жизнь и подвиг Героя Советского Союза М. П. Девятаева, написавшего о своей судьбе книгу “Побег из ада”» .
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде утверждения Основные задачи вступления 1. Пояснить, почему необходимо / актуально доказывать / опровергать приведённое в формулировке темы утверждение. Начало части 3 предисловия В. Набокова к английскому переводу романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «Здесь не место разбирать характер Печорина. Вдумчивый читатель без труда составит себе мнение о нём, прочитав книгу; однако о Печорине написано столько нелепостей людьми, смотрящими на литературу с позиций социологии, что уместно будет коротко предостеречь от возможных ошибок» .
«Вступление как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип формулировки темы – в виде утверждения Основные задачи вступления 2. Пояснить значения тех слов в формулировке темы, которые в таком пояснении нуждаются. «”Герой нашего времени” – русский психологический роман» «Психологический роман — разновидность романа, в котором автор ставит в качестве цели изображение и исследование “внутреннего мира человека” и “тончайших движений её души”» .
«Заключение как структурный элемент сочинения-рассуждения» Основное правило: должен быть выдвинут новый тезис, расширяющий тезис главной части, то есть нужно встроить свой скромный тезис в более общую систему, для сочинений на литературные темы – в историколитературный контекст. Заключение – это не просто выводы (главный вывод даётся в последних фразах главной части), это как бы выход из достаточно узкой системы конкретных доказательств в широкий мир жизни, философии, литературы и т. д.
«Заключение как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип заключения – суммирующее Подведение итога и формулирование выводов вернуться к важнейшим пунктам основной части и построить заключение как напоминание о них. «В романе “Война и мир” Л. Толстой создал живую картину российской действительности первой половины XIX века. Сам автор сравнивал его с “Илиадой”. Действительно, это одно из самых значительных произведений не только русской, но и мировой литературы. Один голландский писатель говорил: “Если бы Господь захотел написать роман, он не смог бы этого сделать, не взяв за образец “Войну и мир”. Я думаю, с этой мыслью нельзя не согласиться» .
«Заключение как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип заключения – типологизирующее Ставит сообщение в перспективу или вводящее фон для лучшего понимания. Самая простая схема – схема “вчера сегодня – завтра”: показать, чем был объект вчера, что представляет собой объект сегодня, чем будет объект завтра. 1. «Во все времена поэты обращались к теме Родины: одни восславляли её победы над врагами, другие — родную природу. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтает увидеть страну цветущей и свободной, народ — сильным» . 2. «Тема поэта и поэзии, назначения поэта после М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов» .
«Заключение как структурный элемент сочинения-рассуждения» Тип заключения – апеллирующее Прямое воззвание к чувствам читателя. «Человек и природа изначально едины. Мы дети Великой Матери Природы, но часто забываем об этом. А должны помнить!»
Практические задания для школьников 1. Проанализируйте список художественных текстов, входящих в школьную программу, и отберите те, на которые, с вашей точки зрения, можно опираться при разработке главной части сочинений-рассуждений соответствующего тематического направления. 2. Сформулируйте возможные темы в рамках данного направления: – в виде утверждения; – в виде вопроса; – в виде понятия. 3. Разработайте главную часть. 4. Разработайте введение. 5. Разработайте заключение.
Источник: https://present5.com/algoritm-razrabotki-sochineniya-rassuzhdeniya-p-v-tokareva-k-filol/
Рецензия на современный рассказ
Счастье – это дорога к осуществлению,
а не само осуществление…
Современный ритм жизни заставляет выполнять нас одну и ту же рутинную работу, мы не размышляем о том, как прошёл день, не оглядываемся в прошлое, а иногда даже не задумываемся о том, каким будет наше будущее.
А то, каким будет наше будущее, зависит от целей, которые мы себе поставим в жизни. Поводом для размышлений на эту тему в рассказе В.
Токаревой «Самый счастливый день (Рассказ акселератки)» послужило, казалось бы, на первый взгляд, простое школьное задание – написать сочинение на тему « Самый счастливый день в моей жизни».
На вопрос «Что такое счастье?» у каждого ответ свой, для кого-то это здоровье и благополучие своих близких, а для кого-то крупный счёт в швейцарском банке.…Но на самом деле счастья не бывает слишком много, ведь если постоянно купаться в его лучах, то со временем оно может испугаться и ускользнуть.
И чем упорнее мы идём к своей мечте, тем потом нам приятней её осуществление. Я думаю, что счастью нельзя дать точного определения, оно зависит от нашего восприятия окружающего мира, и, как я уже ранее сказала, каждый определяет его для себя сам.
В рассказе Виктории Токаревой рассуждения о счастье – главная тема (да и само название говорит за себя). А как термин «счастье» трактуется в словаре? Согласно словарю Ожегова, «счастье -это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения[1]».
Да, определение именно состоянию человека дано верно, я с ним полностью согласна, но речь в рассказе пойдёт о том, каким путём оно может быть достигнуто.
Автор рассказа даёт нам определение жанра (рассказ акселератки). Согласно словарю Ожегова, «АКСЕЛЕРАТ – ребенок, подросток, который растет, развивается ускоренно[2].
»Это связано с тем, что героиня, несмотря на свой юный возраст «умна не по годам». В отличие от своих одноклассников, не задумывающихся о теме, а умеющих писать гладко и ровно, то, что нужно, наша акселератка понимает разницу между истинным и ложным, настоящим и показным.
Она действительно отличается от своих ровесников развитием – развитием в духовном плане. У нее есть сформированные ценности, и ей сложно пойти против совести.
События, описанные в рассказе, происходили относительно недавно, и перед сегодняшними старшеклассниками стоят те же проблемы, что и перед героиней рассказа, размышляющей о честности и лжи, об истинных и ложных ценностях, умении сочувствовать и сопереживать. Ее одноклассники «строчат с невероятной скоростью и страстью», а главная героиня стоит перед выбором – написать что-нибудь общепринятое или рассказать о том дне, когда она действительно чувствовала себя счастливой (пусть ничего грандиозного в этот день и не произошло).
Важной составляющей рассказа является то, что он ведется от первого лица, поэтому мы чувствуем себя единым целым с героиней, понимаем искренность и простоту передачи ее мыслей. Этот прием помогает сделать рассказ понятным для читателя, а героиню – «одной из многих».
Особый интерес представляет для нас ироничность как отличительная черта стиля Токаревой[3]. Героиня рассказа умна и иронична. Она знает свои сильные стороны: у нее «большой словарный запас, и она легко им орудует». Но, сравнивая себя с одноклассниками, героиня с сожалением убеждается в том, что эти ее достоинства, похоже, совершенно не нужны современному человеку.
За своей иронией, как за маской, она прячет то, что хочет скрыть от окружающих: свои сомнения, тревоги и острое чувство счастья в общении с близкими людьми. В тексте рассказа не случаен афоризм «воспитание дано человеку именно для того, чтобы скрывать свои истинные чувства. В том случае, когда они неуместны».
Мне кажется поэтому, что задача рассказа – научить подростка не скрывать свои взгляды, мысли, смело высказывать свое мнение и уметь приводить убедительные аргументы в его защиту. Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека.
Но Токарева говорит о них не в назидательном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией.
Задача писателя – заставить читающего задуматься о смысле жизни, о самой главной составляющей ее – о счастье. Героиня рассказа вспоминает о событиях, произошедших в её жизни пытаясь вспомнить свой самый счастливый день.
Благодаря этому мы знакомимся с укладом её жизни, её ценностями и мечтами.
У всех ее одноклассников есть увлечения – кто-то радуется новому синхрофазотрону, кто-то увлекается музыкой, ее одноклассники с удовольствием пишут о своих увлечениях. Это и не удивительно, ведь у подростков всегда масса занятий, они, как правило, находятся в постоянном поиске.
У нашей героини нет такого занятия, которому она отдавала бы все свое время и силы, но при этом она разносторонне развита, много читает. Не- смотря на свою юность, она очень хорошо понимает отношения людей, для нее семья – высшая ценность.
При этом девочка боится так и не найти в жизни свой путь, перед ней пример своего отца, который не нашел себе занятия по душе: «когда он ходит на цыпочках, мне кажется, он ищет себя, не зажигая свет, заглядывая во все углы». Автор рассказа любит и свою маму, но при этом не может понять, как в 35 лет можно хотеть чего-то еще, если уже есть муж и ребенок.
Она настолько верно и преданно любит родителей, что с ужасом размышляет о том, что когда-нибудь ей придется выйти замуж и оставить семью.
Ей отчаянно хочется проводить как можно больше времени с родителями, ей хочется, чтобы они не искали счастья где-то за пределами дома, ведь его можно создать и в родных стенах, ведь как ни крути – на свете нет ближе людей, чем семья. Какие бы трудности не были в школе или на работе, всегда есть родной дом, в который можно вернуться и отогреться от холодной уличной стужи, можно отогреть и свое сердце, заледеневшее от общения с людьми, которые не нравятся, или от работы, которая не приносит удовольствия.
https://www.youtube.com/watch?v=m1NZNCP0nPU
В ходе рассуждений главной героини мы понимаем, что для неё самым важным и ценным в жизни является семья. Она принимает своих родных со всеми их достоинствами и недостатками, любит их такими, какие они есть.
Главная героиня чувствует себя со своими родственниками единым целым: «У меня глаза папины, у папы – бабушкины – карие, бровки домиком.
Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же и были как дерево: бабушка – корни, папа – ствол, а я – ветки, которые тянутся к солнцу».
Но несмотря на это, автор рассказа – серьезна и рассудительна, тем не менее, ей не чужды и простые детские шалости. Находясь в одиночестве дома, она, что называется «отрывается» – ест не подогретую еду «прямо со сковороды, руками и в шубе».
Еще она танцует с подругой в платьях своей мамы, а нарезвившись – всегда садится в кресло, укутавшись пледом, и начинает читать. Замечательно, что героиня может радоваться таким простым вещам – танцам с подругой, солнечному свету, книгам, общению с родственниками.
Интересно, а может ли так каждый из нас?
Прокручивая в голове различные моменты своей жизни (посвящение в пионеры, сажание деревьев, случай, когда они с мамой отвели пьяного человека домой), героиня понимает, что нет для нее большего счастья, чем общение с близкими людьми.
Вступая в диалог со своей совестью, она не могла ослушаться и честно написала о своем счастье. Несмотря на перспективу поступить в ПТУ, она не стала выдумывать. Героиня честна как в жизни, так и в собственных мыслях.
Прочитав это рассказ, я еще раз убедилась в том, насколько ценны отношения в семье.
Мне свойственны многие переживания героини, я тоже очень люблю проводить свободное время с родителями и сестрой. Я, как и героиня, еще не определилась с выбором своего жизненного пути.
Но благодаря рассказу я поняла, что главное – постоянно заниматься самосовершенствованием и не бояться делать шаги навстречу своему счастью. Героиня говорит «в жизни случается именно то, чего человек боится», и она права.
Я, в свою очередь, буду пытаться не бояться препятствий, которые неизбежно будут вставать на моем пути. Хотя, наверное, об этом легко говорить, сложнее прожить жизнь так, чтобы соответствовать. Но у меня тоже есть в жизни лавная ценность – моя семья. Постараюсь быть честной по отношению к себе, к ней, к окружающим.
[1]http://slovonline.ru/slovar_ojegov_shvedova/b-18/id-34341/schaste.html [2] http://www.ozhegov.org/words/292.shtml [3] http://www.livelib.ru/reader/Netty/tag/токареваИсточник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/04/10/retsenziya-na-sovremennyy-rasskaz
Проза Виктории Токаревой Содержание
Название повести “Я есть. Ты есть. Он есть” уже настраивает читателя на жестокую борьбу, в которой каждый борется за себя: мать, опекающая своего взрослого сына, Олег, оправдывая себя и свой поступок фразой: “Я боролся за свою любовь”. Мать уже не допустила один его брак, и все же он не имел права “ее… задвинуть под диван, как пыльный тапок”.
Целью исследования является анализ произведений Виктории Токаревой, написанных в разные годы.
Впервые трехтомник Токаревой увидел свет в 1994, но рассказы и повести Виктории Токаревой охватывают довольно большой период: от середины 80-х, когда СССР еще более или менее прочно стоял на ногах, до начала 90-х, когда рынок пришел в Россию, заставив опытного врага подрабатывать реставрацией икон.
Каждый раз, когда она видела мужа или сына, у нее “мерзли ноги, на голове волосы вставали дыбом. Хоть и знала – все в порядке”. Она думала, что существует на другом “более высоком уровне” и что советские торты нельзя есть, но и ей пришлось съесть свой кусочек торта “с тяжелым жирным кремом”, и к ней, как и ко всем, пришла беда.
У каждого рассказа или повести есть какие-то особенности, но их жанр можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями.
В этих произведениях идет речь о поведении людей в экстремальных ситуациях: жена узнает о многолетнем романе мужа с другой женщиной; мать узнает о женитьбе сына уже как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте; человек решает не врать даже в мелочах и никого не бояться.
Проанализируем повесть “Я есть. Ты есть. Он есть”. В этой повести писательница показывает жизнь и любовь сына глазами матери. Анна – мать-одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы. А Олег праздновал в ресторане свою женитьбу на студентке Ирине.
Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются. И спустя несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся с матерью более полугода, пока не произошла авария. Ира осталась калекой.
Олег попросил мать ухаживать за женой, а чуть позже он стал встречаться с другой женщиной, со своей коллегой.
б) Проблематика произведений обширна
а) ”Я есть. Ты есть. Он есть” – проблема взаимоотношений
Валентина Николаевича – так звали учителя – во время урока посетила мысль: “Им по двенадцать, и у них все впереди. А у меня все на середине”. Валентин Николаевич все еще остался посередине, и это уже неплохой результат, и слова о том, что завтра он собирается “ломать свою жизнь”, дают надежду на его окончательный возврат на начальные позиции, возможно, он даже осилит поездку в степь.
Основные тенденции женщин
Герои произведений Токаревой – простые люди, их жизнь меняется по каким-либо причинам.
Все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, стационарное положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни. Мало кто из них был счастливым человеком.
В своих произведениях Виктория Токарева рассказывает в основном о судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов.
Особенности женской психологии. Адресат прозы Токаревой
Жизнь Анны после этого потеряла всякий смысл, но вскоре Олег вынужден был прийти к матери за помощью, осознав, что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова вместе, сын и мать, а сострадание, порожденное отсутствующим взглядом Ирины, “съело ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная пустота”.
Мать взяла на себя все заботы, создала для сына все условия, и он, попав в сети Петраковой, пришел к такой мысли: “Только в этом доме он – бог. Богочеловек”. Но Петраковой удалось больше, чем Ирине – “Олега заглотнули вместе с каблуками”.
Мать уже окончательно потеряла сына, но долгие заботы об Ирине дали ей право на новую семью, в которой будут она, Ирина, вернувшаяся на “земную планету” и собака Дин, воспринимающая теплое и ясное состояние Анны.
В джанной работе будут исследоваться произведения Виктории Токаревой. Причина такого выбора в том, что Виктория Токарева показывает реальный современный мир, мир, в котором мы живем. Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей.
в) Человек, стоящий посередине, в рассказе “День без вранья”.
а) Рассказы помогают найти ответы на многие вопросы
Один день из жизни учителя французского языка описывается в рассказе “День без вранья”. Этот учитель решает провести без вранья и страха. Его искренность сбила с толку контролершу в автобусе.
Никто из взрослых собеседников не принял его всерьез. И только ученики поняли своего учителя верно.
Это произведение открывает нам глаза на то, что люди с возрастом привыкают к окружающей их лжи и не могут достойно встретиться с правдой.
Проблемой Марьяны были ее фантазии. Сын ходит в начальную школу и расстраивается из-за двойки, а она видит у него симптомы белокровия, думает о возможной гражданской войны, о жестокости детей, которые только и делают что “суют друг другу палки в глаза”.
Содержание
К “женской прозе” стали относить произведения В. Токаревой, Л. Петрушевской, Г. Щербаковой, Т. Толстой. Но это явление до сих пор не исследовано, критической литературы почти нет, хотя эта проза уже заняла свою нишу в русской литературе, у нее много читателей и почитателей.
Особенности, темы и идеи рассказов Токаревой
Литература новой волны, появившаяся в 70-х годах, была неоднородна. Авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм. Среди произведений “новой волны” появились такое течение как “женская проза”.
В рассказе “Инфузория-туфелька” показаны действия жены после того, как она узнала о присутствии в жизни мужа другой женщины. Марьяна все свои силы направила на создание дома-крепости, в котором ни одному из членов ее семьи не будет ничто и никто угрожать.
Отсутствие какой-либо работы, кроме домашнего хозяйства, привело к тому, что она слишком много внимания уделяла сыну и мужу. Ей удалось создать видимость идеальной семьи и самой же поверить в это.
Но случайно подслушанный разговор привел к появлению в ее крепости Афганки, у которой был роман с ее мужем, длившийся уже шестнадцать лет.
Первыми в голову пришли мысли о самоубийстве, но страх за судьбу сына пересилил; потом пришли мысли о необходимости выгнать Аркадия из дома, но возможные материальные трудности заставили задуматься о том, какими словами она будет выгонять мужа, чтобы не сильно обидеть его.
В конце концов, она так и не выгнала Аркадия, а решила бороться с Афганкой более вкусной едой, более тщательной уборкой, своей еже большей беспомощностью, зависимостью и “инфузористостью”. Решительность Марьяны показывают такие слова: “смертельная схватка с Той”, “и ночь, как война, в которой Марьяна дралась за свой дом, как солдат в захватнической войне”.
Писательница очень любит использовать различные литературные приемы. Часто встречаются метафоры: “бурые испарения”, “Было больно. Как дверью по лицу”, “День нанизывался на другой день, как шашлык на шампур”, “Семь месяцев. За это время может родиться ребенок”, “Сострадание съело ненависть, как солнце съедает снег”.
Произведения Токаревой – книги “о жизни
Рекомендуем почитать ►
Историзм характера Германна
Проза Виктории Токаревой.
Героиня проводит параллель между своим поступком в молодости, отношением к свекрови и действиями сына, и все становится на свои места. Такие фразы: “Ты им не нужна. Но ты им необходима”, “Ведь вы любите его для себя, чтобы вам было хорошо, а не ему”, – привели к размышлению отношений матери и сына.
“Женская проза” – “новая волна” в литературе
б) Сильная женщина в рассказе “Инфузория-туфелька”
В произведениях Виктории Токаревой обширная проблематика: она пишет об отношении людей к правде и ко лжи, о любви и чувстве долга, о доме-крепости. Также поднимаются такие проблемы как взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни, ужасные условия жизни в России и нежелание уезжать в другую страну.
Аркадию нужно было выплеснуть свои эмоции, поэтому он изменял ей. В его жизни с Марьяной, такой правильной и размеренной, не могло быть взрыва чувств, в противном случае она бы извела себя чувством вины. Встречи с Афганкой давали ему силы терпеть обилие внимания со стороны своей жены.
Марьяна очень боялась за будущее своего сына, которому придется жить “в такой стране”, где в школах воруют куртки, дети уже в начальных классах выражаются нецензурными словами; процветает преступность; равнодушное общество; на конвертах сначала пишут страну. “Другой страны Марьяна не хотела.
Но она хотела, чтобы в ее большом доме был порядок”.
Виктория Токарева поднимает в повести и другие вопросы: невосприимчивость счастливого человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители – обработанный материал, закон бумеранга, засорение атмосферы бурыми испарениями человеческого зла, город и уединение, общество конца ХХ и ХIХ веков, Родина и карьера.
“День без вранья” – первый рассказ Токаревой – был напечатан в 1964 году. Сейчас она известна не только как автор ярких, остросюжетных повестей и рассказов, но и как сценарист.
По ее сценариям были сняты и получили широкое признание фильмы и телеспектакли, например, “Уроки литературы”, “Мимино”, “Джентльмены удачи”, “Между небом и землей” и другие.
В 1993 году Виктория Токарева была принята в члены элитарного столичного “Пен-клуба”, устав которого не разрешает участие в каком-либо другом творческом объединении.
Ее произведения ценны тем, что они помогают читателям, еще не до конца разобравшимся в условиях новой жизни, найти ответы на многие вопросы.
Проза Виктории Токаревой
Список литературы
Источник: http://www.getsoch.net/proza-viktorii-tokarevoj-soderzhanie/
Автор Виктория Самойловна Токарева
(20 ноября 1937, Ленинград) — русский сценарист и автор коротких рассказов.
Виктория Токарева родилась в Ленинграде в 1937 году. Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда».
Тем не менее, любовь к литературе не сразу перешла в желание стать писательницей, в девичестве Токареварешила изучать медицину.
Но её заявление было отклонено, она решила получить музыкальное образование и четыре года училась по классу фортепиано в Ленинградской Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Однако в этом она тоже не преуспела. Понимая, что она никогда не станет музыкантом, она стала работать преподавателем музыки в школе на окраине Москвы.
Тем не менее, она была недовольна своим положением, решила стать актрисой и, в 1963 году, поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова.
Именно здесь она открыла в себе талант писательницы и стала сценаристом.
На второй год обучения в институте, Токарева опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья» (издательство «Молодая Гвардия»). С этого времени началось постоянное творчество Токаревой. Среди книг написанных в наши дни «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995), и «Лошади с крыльями» (1996), так же она публикуется в журналах «Новый мир» и «Юность».
Герои Токаревой, обыкновенные люди с обыкновенными проблемами хорошо знакомые читателю. Большинство её героев — женщины, именно поэтому, в основном она считается женской писательницей.
Творчество Виктории Самойловны может показаться моралистическим, отстаивающим общие ценности и взаимоотношения полов, именно по этой причине западные критики считают автора «феминисткой».
Хотя писательница и пишет в основном в реалистичной манере, иногда она полностью погружается, как она говорит, в «фантастический реализм», вплетая магию в реальность.
Творчество Виктории Токаревой часто сравнивается с А. П. Чеховым. Известный сценарист и сама признает, что произведения великого автора оказали на неё значительное влияние. Своим любимым современным российским писателем Токарева также считает Сергея Довлатова.
Разнообразны и отзывы критики. Некоторые российские критики считают Токареву просто еще одной женской писательницей, а зарубежные критики считают Викторию Самойловну не женской писательницей и не менее талантливой, чем другие российские писательницы, среди которых: Людмила Улицкая, Татьяна Толстая и Людмила Петрушевская.
Тем не менее, на западе, имеется лишь небольшой критический очерк в отношении творчества Токаревой, но она очень часто упоминается в работах Елены Госкило (Helena Goscilo) о российских женщинах писательницах феминистках, а так же Ричардом Чаплом (Richard Chapple).
Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960 года. Сегодня, на счету Виктории Самойловны 14 сценариев, многие из которых — адаптации её рассказов или книг, среди них — «Сто грамм для храбрости» (1976), «Талисман» (1983).
Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Сегодня, Виктория Самойловна Токарева живет и продолжает работать в Москве. Её работы переведены на английский и немецкий языки и доступны в нескольких сборниках, среди которых «Талисман и Другие рассказы» Виктории Токаревой; автор перевода на английский язык — Росамунд Бартлетт (Rosamund Bartlett), а на немецкий — Моника Танцшнер (Monika Tantzschner).
Источник: http://librebook.me/list/person/viktoriia_samoilovna_tokareva