Николай Михайлович Языков
Николай Михайлович Языков родился 4 (16) марта 1803 года в Симбирской губернии в семье богатого помещика. В одиннадцать лет его определили в одно из престижных учебных заведений – Горный кадетский корпус.
Однако, не закончив его, в 1819 году юноша поступил в Институт инженеров путей сообщения, из которого он был отчислен за “непосещаемость”.
Точные науки и техника уже не прельщали его: Языков осознал себя поэтом и весной 1823 года поступил на философский факультет Дерптского (ныне Тартуского) университета, где учился семь лет, однако диплома не получил: перед выпуском оставил университет и занялся исключительно поэзией. Языков вступил в литературу в 1818 году.
Он был воспитан на произведениях Ломоносова и Державина, но творчески воспринял и усвоил уроки Батюшкова и Жуковского.
Однако, в отличие от стихотворений предшественников, в его посланиях создаётся образ беспечного “лентяя-мудреца”, с наслаждением предающегося утехам, этакого кутилы-студента. По словам исследователя В.Э.
Вацуро, поэт романтизирует “студенческую пирушку, застольное веселье… всё это идёт рядом с прославлением вдохновения и высокой поэзии”.
Не только Пушкину (“А.С. Пушкину”), но и его любимой няне Арине Родионовне (“К няне Пушкина”) посвятил Языков свои стихотворения.
Основной жанр поэзии Яыкова – элегия (в том числе и политическая), дружеское послание в высоком одическом стиле, песня. Для читателей того времени он был поэтом независимого, свободного студенчества, смело выражающего свои мысли и чувства.
В молодости Языков сближается с будущими декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А.
Бестужевым, публикуется в “Полярной звезде”, увлекается историей России, создаёт песни и баллады, в основе конфликта которых лежит монголо-татарское нашествие, борьба русичей за свободу, славная победа Дмитрия Донского на Куликовом поле: “Песнь барда во время владычества татар в России”, “Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве”, “Евпатий”. Безрадостное настоящее рождает тяжёлые думы и предчувствия горькой судьбы Отечества:
Однако дело декабристов кажется ему бесперспективным, ибо народ, предсказывает поэт за год до восстания 14 декабря, за ними не пойдёт:
Элегия (“Свободы гордой вдохновенье!..”), 1824
Языков – один из тех, кто энергично проповедует идею сохранения национальной культуры, собирания и издания произведений устного народного творчества. Поэтика фольклора отражается в его оригинальном творчестве (“Сказка о пастухе и диком вепре”, 1835; “Жар-Птица”, 1836 и другие).
Тяжёлый недуг (болезнь спинного мозга) вынуждает Языкова поехать на лечение за границу: сначала в Германию, потом в Чехию, Италию. В Италии он близко сходится с Н.В.
Гоголем, который в это время приходит к переосмыслению своих взглядов, ещё более укрепившись в необходимости понять святые истины (то есть божественные заповеди). Они много беседуют, и Гоголь отмечает: “Наши мысли и вкусы были почти сходны”.
Гоголь особо отмечал великолепный язык поэта, который, как он считал, создан для “дифирамба и гимна”: “Имя Языков пришлось ему недаром: владеет он языком, как араб диким конём своим”.
В 1846 году Языков создаёт одно из последних своих стихотворений (“Сампсон”), в котором пересекаются мотивы “буйства сил” юности и тема подвига народа в Отечественной войне 1812 года.
Сампсону (Самсону) – персонажу из библейской легенды – с самого детства в решительные минуты жизни нисходит “дух Господень”, дающий ему силу, с помощью которой он одолевает врагов. Его предназначенье – “спасать народ Израиля от руки филистимлян”. Тайна его несокрушимой силы заключается в его волосах.
По библейскому преданию, филистимлянка Далида (Далила), полюбившая героя, выведала у него секрет, ночью обрезала сонному Сампсону волосы и выдала его врагам. Сампсон был ослеплён и посажен в подземелье храма; когда волосы отросли, силы к нему вернулись и он разрушил храм и погиб вместе с филистимлянами.
В библейском сюжете Языков находит близкие ему мысли о неизбежности победы сил добра над пороками и врагами.
При жизни Языкова вышло три сборника его стихотворений: в 1833, 1844 и 1846 годах. На многие стихи поэта написана музыка композиторами А.С. Даргомыжским, К.П. Вильбоа и др. Наиболее известными песнями стали «Пловец» («Нелюдимо наше море…») и «Из страны, страны далёкой…». Сегодня уже только специалисты знают имя их автора. Они получили самую высокую оценку и обрели самую долгую жизнь – стали восприниматься как народные.
Умер Н.М. Языков 26 декабря (7 января) 1847 года в Москве.
Биография
Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/02/blog-post_4946.html
Моя биография
Меня зовут Ольга, мне 15 лет. Я учусь в 9 классе. Я живу в небольшом, но очень красивом городке, в котором есть много достопримечательностей. У меня большая семья: мама Аня, папа Максим, младший брат Олег и старшая сестра Марина. Еще у меня есть бабушки и дедушки, которых я очень люблю и часто приезжаю к ним в гости.
Моя семья очень дружная и веселая. Мама работает бухгалтером, папа – врач-педиатр, я и сестра учимся в школе, а вот брат еще маленький и ходит в садик. Каждые выходные мы ездим в гости к бабушкам и дедушкам, они нам рады всегда.
У меня есть много интересных увлечений, например, вязание, вышивание, кулинария. Это мое основное хобби, которому я уделяю максимум внимания. Особенно я отдаюсь творчеству на выходные. Но если меня заинтересовало что-то новое, то я обязательно попробую себя и в этом.
Я люблю много читать. Больше всего мне нравится классическая зарубежная литература. Мою любимый автор – это Эрих-Мария Ремарк, а любимое его произведение «Жизнь взаймы». Из поэтических произведений я выделяю стихи Джорджа Гордона Байрона, наиболее меня впечатлил его стих «Ворон».
У меня много друзей. Мы вместе проводим все свободное время за рукоделием. Это они открыли мне разные занятия, которые в итоги стали моим хобби. Также мы любим гулять по городу и фотографировать городские пейзажи. У нас есть мечта: когда-то мы выберем самые впечатляющие кадры и сделаем фотовыставку.
В школе я активистка, всегда участвую в разных мероприятиях, что-то предлагаю провести сама. Так как учеба мне дается легко, то после уроков я остаюсь заниматься с отстающими учениками.
Сначала у меня ничего не получалось, но потом я научилась объяснять задания и материал. Так появилась моя мечта – стать учителем.
А еще я пишу стихи сама. Правда, они у меня пока не очень получаются, но учительница сказала, что у меня есть потенциал. Есть такие стихи, личного характера, которые я никому не хочу показывать. Я их прячу, потому что в них я изливаю всю свою душу, и не хочется, чтобы их прочитал тот, кто меня не поймет.
Вот так я живу. Обычная школьница с обычными взглядами на жизнь. Мне очень хочется прожить достаточно веселую и разнообразную жизнь, чтобы было что вспомнить и больше о себе рассказать. Сейчас у меня в планах окончить школу, и поступить в высшее учебное заведение и стать дипломированным учителем. Я все сделаю, чтобы моя семья мною гордилась.
Источник: https://school-essay.ru/moya-biografiya.html
Метка: Сочинение про язык
Родной язык для каждого человека имеет большую ценность. Ведь, еще младенцем, человек начинает познавать мир именно с помощью языка. Сначала малыш гулит, потом учится разговаривать. Ребенок спрашивает у мамочки, как устроен мир, откуда берется то или иное явление. Речь – это то орудие, что помогает понять окружающую среду. …читать далее “Сочинение на тему Родной язык”
Язык является одним из самых характерных признаков общества. Ведь каждый народ в период своего развития создает собственный язык, которым потом пользуется вся нация. Язык имеет немало функции.
Однако основная ее функция – коммуникативная, то есть речь в обществе выступает средством общения. Также она выполняет функцию называния, познания окружающего мира, созидания мыслей и тому подобное. …
читать далее “Сочинение на тему Русский язык”
“Язык – целебный народный источник, и кто не припадет к нему устами, тот сам усыхает от жажды, тот не будет иметь успеха”, – писал В. Сухомлинский.
Сторониться родного языка или плохо знать его – непростительна ошибка. Язык – это то, что не только объединяет наш народ, но и связывает наших славных предков с нами, далекими потомками. …
читать далее “Сочинение Язык — целебный народный источник”
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. Ничто не стоит на месте. Время идет, общество развивается. В мире возникают новые процессы и явления, которые требуют новых названий. Так, с возникновением новой техники, на свет появились такие слова, как гаджет, айпад, айфон. …читать далее “Сочинение-рассуждение «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь»”
Русский язык – звучный и мелодичный язык русского народа. Он прекрасен и велик. Он является инструментом для общения не только для населения России. С его помощью общаются люди всего мира: Украины, Грузии, Израиля, Молдовы, Латвии. Я могу гордиться тем, что русский – мой родной язык. …читать далее “Сочинение о русском языке”
Обязанность каждого человека, гражданина своей страны – изучать родной язык, нести его в массы. Первое, что слышит от мамы ребенок – родное слово. С помощью слова он познает все, что его окружает. Затем он начинает говорить и сам. Именно благодаря языку каждая личность изучает окружающий мир и входит в общество. …читать далее “Для чего человеку необходимо изучать свой родной язык”
Язык живет вместе с жизнью народа. В нем отражаются те изменения, которые происходят в обществе. Например, архаизмы и историзмы расскажут об определенной эпохе или событиях.
Когда происходит новое явление, язык впитывает его в себя и выдает новое слово – неологизм. С течением времени появилось очень много слов: гаджет, инстаграмер, соцсеть.
Все они отражают сегодняшнюю действительность и доказывают то, что и язык – явление живое.
До тех пор живет язык, до тех пор живет и народ. Язык – это настоящая духовная и культурная сокровищница, которая на протяжении веков впитывала в себя достояние определенной нации, определенного этноса.
Острые пословицы, мудрые поговорки, мелодичные слова и целые конструкции, замечательные песни и меткие шутки и анекдоты. Все это является настоящим украшением языка, как средства коммуникации и общения между людьми. …
читать далее “Сочинение на тему: Язык – душа народа”
Источник: https://sochineniya-na5.ru/tag/sochinenie-pro-yazyk/
Сочинение на тему: «Русский язык»
Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык.
Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете.
Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
Источник: ycilka.net
Русский язык — это национальный, межгосударственный язык великого народа и наше достояние. Я горжусь тем, что являюсь гражданином Российской Федерации, что родился на нашей русской земле. Русский язык с самого моего рождения заполнил мою жизнь и имеет огромное значение не только в моей жизни, но и в жизни каждого из нас. Поэтому мы обязаны беречь наш родной язык.
С рождения мы слышим вокруг себя русскую речь. Она сопровождает нас всю жизнь. В какой бы уголок России мы ни поехали, всюду нас сопровождает наш верный помощник – русский язык.
В школе, дома, в театре, в кино – везде мы слышим русскую речь. Но мало кто задумывается, насколько важную роль в нашей жизни играет родной язык.
Без него мы не смогли бы поговорить с друзьями, прочитать интересную книгу, написать письмо родственникам.
Таким образом, русский язык является языком глобального общения, имеет огромное значение в нашей жизни и на мировой арене. Язык выступает как необходимый инструмент общения.
Во время школьных перемен часто можно услышать высказывания, подобные этому: «Как же надоел этот урок русского языка! Учим его с первого класса! И зачем его учить? Все его и так знают!». Но знать русский язык досконально невозможно, хотя он нам и родной.
Ведь возможности его безграничны! Русский язык можно учить всю жизнь, всегда узнавая что-то новое, но так и не познать всех его тайн.
Значение русского языка в моей жизни я бы сравнил со значением Родины для меня. Как я не мыслю своей жизни без Родины, так не представляю её без русского языка. Русский язык — основа всей нашей духовной культуры, наш бесценный дар.
Я многим ему обязан. Он дал мне возможность приобщиться к богатой, многовековой культуре населяющих Россию народов, узнать все об окружающей нас жизни. Я уверен, что русский язык поможет мне найти достойное место во взрослой жизни.
Я благодарен судьбе, что живу в России, учусь в русской школе и изучаю русский язык и русскую литературу, и говорю на русском языке.
Поэтому я утверждаю: «Значение русского языка в моей жизни велико!».
Источник: nsportal.ru
Русский язык — величайший язык в мире и он имеет статус международного языка. Почему? Во-первых, большое количество людей, зная его, разговаривают, а также он широко известен по всему миру. Во-вторых, в Организации Объединенных Наций рабочим языком является русский язык. В-третьих, наш язык информативен и выразителен, т.е. к каждому слову есть синонимы, и есть наименование каждого предмета.
Русский язык восхваляли многие писатели и поэты. Ими являлись не только русские, но и зарубежные поэты и писатели.
К примеру я хотела бы привести высказывание Проспера Мериме: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков.
Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы». Да, наш русский язык, действительно, богат, в этом я уверена. Я горжусь, что мой родной язык — русский, и не буду этого стыдиться!
О нашем могучем языке во время Великой Отечественной войны в 1941- 1945-ых годах писала стихотворения очень знаменитая писательница Анна Ахматова:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Такое «сильное» стихотворение, что аж душу затрагивает. Каждый солдат, уходя в бой, проговаривал это стихотворение, оно служило для них гимном. Стихотворение давало им силу, мужественности, стимул и адреналин.
Но, к превеликому сожалению, наш могучий и богатый своими выражениями и словами русский язык стоит на пятом месте в списке международных языков. Жаль, очень жаль.
С помощью высказывания русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева я хотела бы призвать людей беречь наш прекрасный русский язык и не забывать о нем: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в умелых руках оно в состоянии творить чудеса».
Я люблю русский язык и горжусь им! Ведь русский язык для меня – это как глоток свежего воздуха, как глоток жаждоутоляющей воды после долгой жажды, и как лучик яркого и теплого солнышка после долгой-долгой тьмы. Роднее русского языка – языка нет!!!
Источник: testsoch.ru
Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский? Ответ очень прост, русский язык – это единственный в мире язык, слова в котором могут пополняться снова и снова.
Из многих выражений и придуманных слов и пополняется наш язык, наша культура, ведь многое, что было популярно у наших бабушек и дедушек переходит и в нашу разговорную лексику, и наши внуки тоже будут говорить нашими фразами.
Русский язык очень сложный, но это не делает его менее привлекательным.
Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык.
Главное учиться быть грамотным человеком, не стоит кричать на весь свет, что он слишком сложен и что придумали слишком много дурацких правил.
Следует помнить, что язык, на котором мы говорим, это дар наших предков и не учение языка – это равноценно забыть о родных, не принять их культуру, стать чужим среди своих. Особенно печально это слышать от маленького, еще растущего поколения.
Они ведь еще не знают, что познав его, можно открыть для себя новый мир. В русском языке существует множество слов синонимов, поэтому составлять стихи не составит никого труда, подбирая нужное слово смысл его не поменяется.
Очень забавно узнавать новые слова, ведь слово означающий один предмет или действие по звучанию может ассоциироваться совершенно с другим предметом.
Полюбив язык, он откроет для тебя множество возможностей, все это я проверила на своем личном опыте. Прочитав большое количество книг, уже не вспоминаешь о правилах, и свободно пишешь предложения, не делая никаких ошибок. Вот что значит – богатый русский язык. Так что лучше беречь свой язык смолоду.
Источник: sochinite.ru
Русский язык красив и необычен. Сколько великолепных произведений написано на этом языке. Русским языком нельзя не восхищаться, ведь с помощью его можно передать всю красоту окружающего мира, а также и внутренний мир человека.
На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говориться совершенству не придела, еще многие поколения будут дополнять развивать язык.
Самое главное это сохранить русский язык, не дать ему умереть, как происходить с другими языками.
Следуя модным тенденциям современные люди начинают вытеснять родной язык, все больше отдавая предпочтения иностранным языкам, или искусственно созданным.
Русский язык несет в себе культуру и обычаи той страны, где на нем разговаривают. Каждый уважающий себя человек должен гордиться своим языком. Если родной язык популярен, любим, то тоже будет и с народом, который на нем разговаривать. Тот, кто уважает родной язык, уважает себя, уважает людей.
Задача будущего поколения сохранить русский язык, не дать ему исчезнуть, если исчезнет язык, то вскоре прекратит свое существование и вся нация. Родной язык не менее ценный, чем всякие полезные ископаемые, его нельзя купить или продать, им можно только гордиться и восхищаться.
Источник: russlit.net
Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность.
Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о «трёх штилях», Карамзин и его теория «салонной» изящной речи.
Русский язык – один из самых сложных для изучения. Как перевести на иностранный фразу «да нет» или «точно, наверное»? А о сленгизмах вообще лучше умолчать.
Мы можем как душе угодно ломать предложения, переставляя слова, меняя их местами, заменяя другими или дополняя синонимичными. Ударение у нас тоже подвижное. Сравните: гОрод – городОк – прИгород. Ни один из языков не имеет такой свободы.
Переставьте местами подлежащее и сказуемое в немецком и получите вместо повествовательного вопросительное предложение.
Богатство языка прослеживается на всех уровнях: в фонетике, грамматике и лексике. Последний более наглядный. В нашем словарном запасе есть слова, описывающие чувства, оттенки чувств и эмоции, которые невозможно перевести на другой без потери смысла. А ряды омонимом, синонимов, паронимов и антонимов!
По стилистике язык подразделяется на литературный, разговорный и научный. Притом, что носитель языка владеет всеми его подвидами.
И нельзя опустить такой факт: русский язык – один из шести международных. Из этого следует вывод: его богатства и красоты признаны не только нами, но и всем миром. Всё больше иностранцев приезжает в Россию, чтобы изучать наш язык, разговаривать на нём и – главное – понимать его.
Язык – это достояние народа, именно в нём заключён знаменитый русский дух, наша с вами душа.
Не так давно лингвисты столкнулись с проблемой большого количества заимствований из английского языка и задались вопросом: обогащается ли язык с их помощью или оскудевает? В разумных пределах заимствования – нормальное явление, именно за счёт него растёт лексика. Но иногда мы забываем родную речь и общаемся с помощью «хай», «окей» и других словечек, хотя имеем свои «привет», «здравствуй», «вечер добрый».
Именно народ является хранителем языка, поэтому у каждого из нас есть одна задача – сберечь и приумножить уже имеющиеся богатства.
Источник: resoch.ru
Источник: http://5klassnik.ru/po-russkomu-yazyku/1348-sochinenie-russkij-yazyk.html
Как писать лингвистическое сочинение?
Школьные сочинения мало кого из подростков приводят в восторг. Большинству из них намного проще выражать свои мысли вслух или в более лаконичных жанрах, вроде эпистолярного.
Но если тексты на тему «Как я провел лето» или «Моя будущая профессия» уже стали привычными и пишутся практически без проблем, то Государственная итоговая аттестация ставит перед учениками намного более сложные задачи.
Оценивание успеваемости по русскому языку включает в себя лингвистическое сочинение, успешно написать которое не получится, пользуясь лишь навыками создания эссе на свободную тему. Это задание имеет строгие каноны и определенные требования, не зная и/или не учитывая которых школьник рискует не просто не пройти аттестацию.
Особенности лингвистического сочинения касаются и темы, и формы, и содержания. Усвоить их ученик должен самостоятельно, потому что это экзаменационное задание выполняется в классной комнате под контролем преподавателя. Ни родители, ни шпаргалки не помогут наверстать упущенное на уроках языка. Причем важны именно фундаментальные знания.
Оценка лингвистического сочинения учитывает знание языковой теории, применение ее на письме, понимание принципов построения текста и различий между жанрами. Пренебрежение любым из этих параметров неизбежно скажется на количестве присвоенных работе баллов, так что буквально ко всем нюансам следует отнестись как можно внимательнее.
Требования к лингвистическому сочинению
Лингвистическим называется сочинение на тему из области теории языка. Задание может касаться грамматики, пунктуации, морфологии – словом, любого раздела лингвистики. По стилю изложения мыслей лингвистическое сочинение – это рассуждение, основанное на некоем изначальном тезисе и раскрывающем его смысл с помощью примеров, цитат и собственных аргументов.
Так что вам предстоит быть вдвойне щепетильным: продемонстрировать комплексную подготовку, теоретическую и практическую, написав это сочинение как «два в одном».
Тема лингвистического сочинения на ИГА озвучивается непосредственно перед началом выполнения задания и может формулироваться, например, так: «В каких случаях на письме используется двоеточие» или «Каковы правила оформления прямой речи в письменном тесте».
От вас требуется изложить соответствующее правило русского языка, привести варианты его использования и проявить способность внятно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Кроме того, нужно четко структурировать свой ответ в соответствии с утвержденными Министерством образования нормами написания лингвистического сочинения:
- Рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением соответствующей структуры текста.
- Постановка высказывания, необходимого для развития темы.
- Аргументация собственной точки зрения, использующая пройденный материал.
- Логичное и последовательное выражение мыслей, лаконичные и четкие формулировки.
- Знание научной терминологии и уместное ее использование в тексте сочинения.
- Грамотность, соблюдение всех правил грамматики, пунктуации, стилистики и т.д.
Эти требования закреплены в методических пособиях для учителей русского языка и обязательны для соблюдения при проверке экзаменационной работы. Удачное сочинение должно отвечать каждому из них и при этом не быть шаблонным, выражать индивидуальные знания и опыт школьников. Поэтому даже использование прошлогоднего материала не гарантирует полную готовность к написанию лингвистического сочинения. Каждый раз для аттестации предлагается новое задание, достойное выполнение которого возможно лишь благодаря полноценной всеобъемлющей подготовке и отличному знанию материала школьного курса.
Структура лингвистического сочинения
Построение текста сочинения учитывается экзаменатором в не меньшей степени, чем его содержание. При написании лингвистического рассуждения придерживайтесь такой архитектуры:
- Вступление. В этой части необходимо обозначить основной тезис, на котором базируется дальнейший ход мыслей автора сочинения.
- Основная часть.
По объему превышает две другие части текста. Она должна содержать достаточное количество аргументов и примеров, их иллюстрирующих. Приводите примеры своими словами, но в любом случае не меньше двух на каждое описываемое явление.
- Вывод. Станет заключением вашего сочинения.
Не забудьте упомянуть в нем ту же информацию, что во вступлении, но переформулировать ее.
Общий объем лингвистического сочинения не может быть меньше 70-80 слов. Более краткие работы рискуют быть не засчитанными экзаменационной комиссией. Поэтому постарайтесь высказываться развернуто, но без явной словесной «воды».
Для формулировки тезиса будет достаточно 2-3 сложных предложений, но рассуждение о его сути должно быть гораздо шире.
План лингвистического сочинения
Аттестационное задание не подразумевает обязательное составление плана и его отражение в чистовике, но мысленно составленная последовательность разделов текста поможет вам сосредоточиться и следовать нужным пунктам, ничего не забыв и не написав лишнего:
- Тезис-вступление.
- Примеры-аргументы:
- Вывод-резюме.
Каждый раздел начинайте с нового абзаца, то есть в вашем сочинении их должно получиться не меньше трех.
Пишем лингвистическое сочинение правильно
Тем не менее, не боги горшки обжигают, и вот уже несколько лет девятиклассники более-менее успешно проходят государственную аттестацию по русскому языку. Начните готовиться к ней заранее, и экзамен дастся вам без лишних сложностей. Во время подготовки учитывайте изложенные выше стандарты сочинения и пользуйтесь такой пошаговой инструкцией:
- Вам выдано задание – внимательно прочитайте его, не упуская из виду основных требований. Они будут указаны вместе с темой сочинения, и должны быть выполнены для получения хорошей оценки.
- Перечитайте отдельно тему или высказывание, которое должно стать основным тезисом вашего сочинения. Убедитесь, что хорошо поняли изложенную в нем идею и мысленно перескажите ее, выделите ключевые моменты содержания.
- Определите, какого раздела лингвистики касается заданная тема. Мысленно восстановите знания, касающиеся этой темы, и решите, с какими средствами языка она связана. Какова ее роль в языке? Значимость для его богатства и развития? Практическое применение носителями языка?
- Начните вступление с собственной формулировки тезиса – так, как вы понимаете его суть. Если в задании использовано авторское высказывание, упомяните источник и используйте как прямую, так и косвенную речь в этой части текста. Так вы продемонстрируете понимание задачи и умение пользоваться пунктуационными схемами.
- Не забывайте, что вступление не должно превышать 2-3 развернутых предложений, чтобы не выглядеть умышленно затянутым и заметно отличаться по объему от основной части сочинения.
- Отталкиваясь от тезиса во вступлении, приступайте к наполнению основной части текста. Используйте указанный в задании текст в качестве источника примеров для своих аргументов. Чтобы легче было подбирать примеры, попробуйте рассмотреть проблематику заданной темы с разных сторон. Например, сначала назовите само лингвистическое явление или правило, а затем опишите его значение в русском языке в общем и в данном тексте в частности. Аргументы, взятые из другого текста или «из головы» принесут меньшее количество баллов, чем при использовании используемого в задаче заданного материала. При этом роль в тексте должна быть пояснена для каждого из приведенных аргументов, а не только для некоторых из них.
- Старайтесь включать в текст сочинения выразительные средства языка. Они оживляют изложение информации и делают его более легким для восприятия, что обязательно скажется при выставлении оценки. Разделяйте смысловые части и отдельные иллюстрации знаками препинания, абзацами, вводными словами и фразами. Удобнее всего при перечислении своих доводов использовать выражения «Во-первых», «Во-вторых», «По мнению автора» и т.п.
- Заключительную часть сформулируйте лаконично, но вместите в нее квинтэссенцию двух предыдущих частей. Сделайте закономерный вывод, подведите итог собственным рассуждениям.
- Чтобы облегчить себе задачу по формулировке вывода, начните последний абзац сочинения со слов «Таким образом», «Исходя из сказанного», «В итоге приходим к выводу» или других, подобных по сути. Это направит ваши мысли в нужное русло и поможет изящно завершить размышления.
- Не забывайте, что качественное лингвистическое сочинение не может быть короче 70 слов, но и не растягивайте его чрезмерно. Высказывайтесь емко и по сути темы.
- Пишите неторопливо и разборчиво, чтобы возможные помарки и неясности не сказались на оценке.
В заключение остается лишь пожелать вам плодотворной подготовки и успешной сдачи Государственной итоговой аттестации по русскому языку и другим предметам. В лингвистическом сочинении вам понадобится вспомнить и рассуждать о самых разных языковых понятиях и средствах, использовать их на практике. Как следует отдохните накануне, не нервничайте, выполняйте задание по порядку, и необходимая информация обязательно всплывет в памяти в нужный момент.
Источник: http://kakimenno.ru/obrazovanie-i-nauka/srednee-obrazovanie/1709-kak-pisat-lingvisticheskoe-sochinenie.html
Сочинение.О русском языке, его роли в современном мире, в жизни и судьбе человека
Сочинение Аракеловой Валерии ( 2007-2008 ).
Согласие на размещение получено!
В настоящее время, время
глобализации английского языка, остро встает,
как мне кажется, решение проблемы усиления
интереса к изучению языка своей страны (русского как родного, как
государственного).
Причём этот интерес должен быть вызван уважением к создателю
русского языка– русскому народу. Кроме того,
интерес должен быть вызван и уважением к богатству языка. А то, что наш язык
удивительно богат, думаю, ни у кого не вызывает сомнений. Это отмечали и
писатели–классики, и общественные деятели. М.В.
Ломоносов находил в нем
«великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность
итальянского и, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость
греческого и латинского языков». И.С.Тургенев назвал русский язык «великим,
могучим, правдивым и свободным». По мнению А.С.
Пушкина русский язык «гибкий и
мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих
отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный. Я не могу не согласиться с
теми, благодаря кому наш русский язык так популярен в мире, так высоко оценён
всеми образованными людьми, благодаря кому интерес к его изучению не ослабевает,
несмотря ни на какие изменения в отношениях между нашей и другими странами.
Чем больше я осознаю
богатство и величие русского языка, тем требовательней становлюсь к своей речи,
ощущаю необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту
языка.Н.М.
Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка,
писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но
всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем
другим».
Думаю, нет необходимости доказывать наличие сложностей в освоении
русского языка не только для иностранцев, изучающих наш язык, но и для нас, для
тех, кто родился в России, кто с самого рождения слышал вокруг себя русскую речь,
кому бабушка или мама в детстве читала удивительные русские народные сказки,
сказки А.С.
Пушкина, произведения К.И.Чуковского…Труден наш язык, но в этом и
одно из преимуществ его.
Преодолевая трудности, тем самым познавая язык,
открывая его тайны, любой человек, я даже не сомневаюсь, почувствует, что без
русского языка его жизнь была бы неполной,
что ему очень повезло в том, что он может говорить на этом великом языке,
читать стихотворения, например, Анны Ахматовой в оригинале…А что может быть
интересней путешествия по страницам словарей?! Что может быть увлекательней, открыв
ряд загадок родного языка, по-новому прочесть любимые произведения классиков
русской литературы?!
С течением времени я поняла, что говорить и писать правильно и
говорить и писать хорошо – не одно и то же. Всегда полезно задуматься о том,
как сделать свою речь богаче, выразительнее. Правильный выбор языковых средств
– это сложная наука.
Чем грамотней человек, тем более требователен он к своей
речи, тем острее понимает, что учиться хорошему слову нужно у замечательных
русских писателей, учиться у них богатству русского языка, культуре речи и
великому дару выразительности.
Унылая пора!
очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье…
Разве можно лучше сказать об осени?!
И даже тот, кто не очень понимает, что такое оксюмороны и эпитеты, не сможет
остаться равнодушным к выразительности этих строк.
«Красное слово жемчугом по бархату
катится» – так живописно и образно говорит русский народ о красноречии, которое
когда – то называл и другими забытыми, но великолепными словами – краснословием,
златословием… Нельзя не вспомнить и
арабскую мудрость: когда ты говоришь,
слова твои должны быть лучше молчания.
В самом деле, каждый может говорить, и
потому многим из нас кажется, что каждый и умеет говорить, забывая при этом,
как велика разница между значениями глаголов «может» и «умеет».
Всегда ли мы
можем выразить свою мысль убедительно и доходчиво? Всегда ли мы способны
отстоять правоту с помощью доказательного, хорошо аргументированного слова?
Особенно страшно, когда этим умением не владеют люди, работающие на радио и
телевидении, люди, которые просто
обязаны правильно и красиво излагать
свои мысли.
А мы от них всё чаще слышим
некрасивые, простые предложения, которые содержат в себе огромное количество
повторений.
Страшно…Ведь очень много молодых людей ориентируются как раз на
популярных певцов, модных ведущих, актёров, о большинстве из которых нельзя
сказать того, что по идее должно: нет в них кровной любви и знаний своего
народа и своего языка, поэтому не могут они почувствовать сокровенную прелесть
нашего языка, России нашей. Обидно за них, за себя, за язык наш великий!
Русский язык –
национальное достояние, но не такое,
которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени. Язык, по
меткому выражению Н.В. Гоголя, «живой как жизнь». Отражая наши национальные
достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды.
Русские современные
поп – шлягеры… Иногда кажется, что это
какой – то малоосмысленный набор слов.
А «речи» тех, кто обслуживает в
магазинах, мастерских, если они в плохом настроении?! А сквернословие, за
примерами которого далеко ходить не надо?! Это ведь тоже русский язык, наш
язык.
Тревогой о состоянии и
судьбе русского языка пронизаны высказывания многих известных деятелей нашего
общества, культуры и литературы. А.И. Солженицын призывает: «Надо спасть
русский язык, национальную культуру и духовность».
Не могу не присоединиться к
этим словам, наблюдая невероятное оскудение литературных форм, засорение
русской речи матом, блатным жаргоном.
Однако, несмотря на всё
выше сказанное, ни у кого нет сомнений в том, что русский язык был и остаётся
одним из величайших языков мира.
Речь может идти лишь о том, что богатейшие
возможности русского языка остаются невостребованными в обществе. К большому сожалению,
резко снизилась культура владения языком.
Мы, не задумываясь о прошлом и будущем,
часто отдаём себя и свой язык на поругание, когда, например, на исторических
зданиях Санкт-Петербурга – памятниках русской архитектуры и культуры, на его
улицах и площадях вывешиваем плакаты, рекламу, название фирм, офисов и товаров
только на английском языке, да и то с ошибками.
Забот и огорчений сегодня
у русистов немало. И всё же! Как справедливо заметил академик Н.И. Толстой, «есть
такие ценности, которые не девальвируются, – это русский язык, русская
литература и русская культура».
Каждый носитель русского
языка сегодня должен оценить его роль в своей жизни, должен осознать
органическую связь «я и язык», «мой язык».
И тогда изучение русского языка для
человека станет проводником в постижении культуры, нравственных ценностей
русского народа, ключиком к разгадке «загадочной души» русского человека, с
одной стороны, и основным каналом освоения
современной культуры, путем в будущую цивилизацию, с другой.
«Лишь
усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык,
мы в состоянии будем в возможном же
совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде», – писал ещё Ф.М. Достоевский. Стоит ясно осознать:
язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы и, если угодно,
охраны. Это, несомненно, касается каждого из нас.
Мы должны понимать, что язык является
не только средством выражения мысли, но и отражением культурной, духовной жизни
народа, требующей для сохранения своей самобытности бережного к себе отношения.
Источник: http://ansabansab.blogspot.com/2012/03/blog-post_8283.html
Каким должен быть язык сочинения
Средством и формой выражения содержания, смысла является язык сочинения, который выступает, по меткому выражению М. Горького, как «первоэлемент литературы». От выбора языковых средств и умения использовать их в определённых целях во многом зависит качество сочинения и, соответственно, его оценка.
Главные требования к языку сочинения: он должен быть правильным и хорошим.
В понятие правильности речи входит соблюдение существующих норм (правил) – орфографических, пунктуационных, грамматических – при употреблении языковых средств. Хорошая речь характеризуется следующими признаками:
- она должна быть точной, логически последовательной, то есть определённо, стройно и точно выражать передаваемые мысли и понятия,
- обладать богатством и разнообразием языковых средств,
- быть образной и выразительной, то есть содержать умело подобранные и умело использованные художественно-изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнения и пр.,
- в подборе и использовании языковых средств должны соблюдаться «соразмерность и сообразность», то есть соответствие содержанию и стилю изложения.
Можно назвать два основных условия, от которых зависит успех в использовании языковых средств при написании сочинений.
Это, во-первых, основательные знания в области русского языка, умение практически пользоваться существующими языковыми средствами и правилами и, во-вторых, тщательная работа над языком написанного сочинения.
Знания и умения достигаются путём кропотливого изучения русского языка и выполнения тренировочных упражнений, работа же над языком написанного сочинения предполагает свои условия и требования.
В этом отношении интересны и полезны рекомендации писателей, касающиеся творческого процесса и выражающие их отношение к языку как средству и форме выражения того, о чём собирается поведать писатель.
Много интересных мыслей на этот счёт было высказано, например, Л.Н. Толстым, который придавал огромное значение работе над языком своих произведений. Толстой писал в одном из своих писем:
«…Важно относиться как можно строже и критичнее к тому, что бежит на бумагу с кончика пера».
В другом письме он даёт совет одному из писателей:
«…Старайтесь избегать излишнего многословия: лицам второстепенным так же, как и второстепенным эпизодам, не должно быть отводимо более места, чем главным».
Ценным является совет писателя исправлять, совершенствовать написанное, добиваясь улучшения его языкового выражения:
«…надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. 3 – 4 раза – это ещё мало».
Редактирование текста и работа над ним и языком сочинения осуществляется в черновом варианте, где допустимы всевозможные исправления, зачёркивания и т.д.
При первом прочтении самим автором чернового варианта сочинения следует внимательно вникнуть в содержание и смысл написанного и лишь попутно отметить на полях встретившиеся языковые неточности, ошибки и т.д. Вторичное чтение черновика должно быть полностью посвящено работе над языком: исправлению возможных ошибок, уточнению слов, сокращению или улучшению структуры предложений и т.д.
Источник: http://s.bacenko.ru/kakim-dolzhen-bitj-yazyik-sochineniya/
Судьба родного языка зависит от каждого из нас (сочинение-рассуждение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
В любой стране, в каждом уголке Земли, у различных народов есть свой единственный и неповторимый язык. Мы рождаемся, растём и развиваемся в такой среде, где нужно уметь общаться с другими. В этом нам помогает не только жестикуляция, но и основа взаимодействия с социумом – родной язык, что всех объединяет.
Русский язык видоизменяется, наполняется неологизмами, иностранными словами и фразами, становится где-то проще для восприятия, а в чём-то сложнее. Меняются структуры речи и предложений, в письмах люди стараются упрощать текст, чтобы не тратить своё драгоценное время на длинные и сложные слова, конструкции.
Всякий может подумать про себя: «Как я могу изменить свой язык? Я ведь один из миллиона и моё отношение к нему никак не повлияет на русский язык в целом». Но так думает чуть ли не большая часть всего населения.
И что же получается? Никто так и не возьмёт долю своей ответственности за прекрасный и могущественный русский язык, который вырисовывали пером классики нашей страны – Пушкин, Лермонтов, Достоевский?
Один человек не в силе осуществить масштабную идею по укреплению родного языка во всех слоях общества, особого отношения к нему и уважения. Но если об этом подумают тысячи, считая себя единственными воплотителями этого плана в жизнь, то судьба языка начнёт меняться в лучшую сторону.
Возможно, этого и не видно, но ведь не так давно никто и представить не мог, что такое «сленг» или «джаз-фанк».
Человечество, технологически совершенствуясь и создавая новые научные термины, делая открытия в разных сферах жизнедеятельности, открывает новые разговорные и профессиональные слова, упрощает просторечие, если кто-то, приехав из другого района или области, не может правильно понять своего собеседника.
Изменения в языке начинаются вследствие происходящих событий окружающего нас мира. Чем больше преступности и невоспитанных людей, тем ниже культура языка, каким бы разнообразным он не представлялся.
Проблемы родного языка – это зеркальное отражение «болезней» современного общества – будь то зависимость от алкоголя, отсутствие интеллигентности, плохое отношение к близким и чрезмерная агрессия.
Всё это порождает нецензурную лексику, которая вовсе не украшает русский язык. Впрочем, как и любой другой.
Не уметь грамотно писать и разговаривать на родном языке – признак высшего невежества. Не зная собственного языка можно утратить и свою родину. А человек без родины – это человек, у которого нет ничего близкого, родного, желанного и он всегда одинок.
Один известный писатель как-то ответил своим товарищам: «Судьба каждого народа органически сплетена с судьбой его языка. Хранить и лелеять родной язык могут только его носители. Ведь каждый народ – это неповторимая культура, история и традиции.
И, конечно же, язык».
Почтительно относясь к русскому языку, развивая и оберегая его можно не только на долгие столетия сохранить истинный вид родного языка.
Но тогда получится усовершенствовать его чудесную лексику, улучшить грамматику и внести свою неповторимую долю в то, с помощью чего мы можем выражать свои мысли и эмоции, распоряжаясь запасами тонны фраз в благих намерениях.
Судьба родного языка зависит от каждого из нас и как раз каждый из нас творит его малую часть, превращая в бесценный клад России.
Источник: http://resoch.ru/sudba-rodnogo-yazyka-zavisit-ot-kazhdogo-iz-nas-sochinenie-rassuzhdenie/
Проблема значения родного языка.. По И. А. Ильину
Сочинение по тексту:
В прочитанном мной тексте И.А. Ильин поднимает проблему значения родного языка.
Автор пишет о том, что Россия дала нам великий дар – могучий русский язык. Я понимаю это следующим образом: язык сформировался в результате многовековой истории существования нашей страны и нашего народа. Поэтому-то и отражается в нём вся Россия и её богатства, вся русская душа. С трепетом и гордостью автор констатирует факт: всё доступно нашему языку.
С помощью него мы выражаем тончайшие дуновения души, описываем явления природы, называем всё, что существует. И.А. Ильин говорит о том, что русскому языку свойственны богатство звукового строя, особая музыкальность, ритмическая гибкость. Это, по словам Ильина, язык «волевых решений и свершений», «зрелого самобытного национального характера».
Автор призывает нас беречь свой язык, так как не любить язык — значит не любить Родину.
Я согласен с мнением И.А. Ильина и считаю, что забота о благополучии Родины связана и с охраной национального языка. Почему это так? Ответ прост: вместе с границей государства, единой и целостной территорией, общностью власти, законодательной базой и историко-культурными традициями язык является неизменным признаком государства.
Он сплачивает нацию. Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем россиянам. Кроме того, сплачивают нацию и лучшие тексты — художественные, публицистические, научные, созданные на этом языке и вошедшие в золотой фонд национальной культуры. Русский язык имеет в этом плане богатейшие традиции.
О роли языка в истории народа и своём личном отношении к нему говорили многие писатели. Но меня привлекли слова К.Г.
Паустовского о том, что по отношению к языку можно судить не только о культурном уровне человека, но и о его гражданской позиции, что перекликается с идеями И.А. Ильина. И.С.
Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» написал о том, что в тяжёлые дни раздумий для него русский язык является поддержкой и опорой.
Я считаю, что наш язык действительно дал миру много, на нём говорят миллионы людей, поэтому я горжусь своим языком.
Текст И. А. Ильина:
(1)И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2)В нём вся она, — наша Россия.
(3)В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Всё доступно нашему языку. (5)0н сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать.
(6)В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нём ласковые шорохи и хрусты. (8)В нём травяные шелесты и вздохи. (9)В нём клёкот, и грай, и свист, и щебет птичий. (10)В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. (11)В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…
(12)Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой чёткой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своём целомудрии, в своей кованости и ритмической гибкости, — кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними.
(13)А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, — то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.
(18)Язык неуловимых
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его — его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. (22)Не любить его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.
(23)А что есть человек без Родины?
(24)Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России? (25)Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. (26)А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.
(27)Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснётся нашей Родины. (28)Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.
(29)А о Ней — говорить нельзя. (30)Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. (31)Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать.
(По И.Л. Ильину)
Источник: https://vopvet.ru/news/problema_znachenija_rodnogo_jazyka_po_i_a_ilinu/2015-06-19-1485