Краткая биография бань

Баня

Действие пьесы происходит в СССР в 1930 г. Изобретатель Чудаков собирается включить сконструированную им машину времени. Он объясняет своему приятелю Велосипедкину всю важность этого изобретения: можно остановить секунду счастья и наслаждаться месяц, можно «взвихрить растянутые тягучие годы горя».

Велосипедкин предлагает с помощью машины времени сокращать скучные доклады и выращивать кур в инкубаторах. Чудаков обижен практицизмом Велосипедкина. Появляется англичанин Понт Кич, интересующийся изобретением Чудакова, в сопровождении переводчицы Мезальянсовой.

Чудаков простодушно объясняет ему устройство машины, Понт Кич записывает что-то в блокнот, затем предлагает изобретателю деньги. Велосипедкин заявляет, что деньги есть, выпроваживает гостя, незаметно вытаскивая у него из кармана блокнот, а недоумевающему Чудакову объясняет, что денег нет, но он их раздобудет во что бы то ни стало.

Обратите внимание

Чудаков включает машину, раздаётся взрыв. Чудаков выхватывает письмо, написанное «пятьдесят лет тому вперёд». В письме сообщается, что завтра к ним прибудет посланец из будущего.

Продолжение после рекламы:

Чудаков и Велосипедкин добиваются приёма у Победоносикова — главного начальника по управлению согласованием (главначпупса), стремясь получить деньги на продолжение опыта. Однако секретарь Победоносикова Оптимистенко не пускает их к начальству, предъявляя им готовую резолюцию — отказать.

Сам же Победоносиков в это время диктует машинистке речь по случаю открытия новой трамвайной линии; прерванный телефонным звонком, продолжает диктовать фрагмент о «медведице пера» Льве Толстом, прерванный вторично, диктует фразу об «Александре Семеныче Пушкине, непревзойдённом авторе как оперы Евгений Онегин, так и пьесы того же названия».

К Победоносикову приходит художник Бельведонский, которому он поручил подобрать мебель. Бельведонский, объяснив Победоносикову, что «стили бывают разных Луев», предлагает ему выбрать из трёх «Луев». Победоносиков выбирает мебель в стиле Луи XIV, однако советует Бельведонскому «выпрямить ножки, убрать золото и разбросать там и сям советский герб».

Затем Бельведонский пишет портрет Победоносикова верхом на лошади.

Победоносиков собирается на отдых, под видом стенографистки прихватив с собой Мезальянсову. Его жена Поля, которую он считает гораздо ниже себя, поднявшегося по «умственной, социальной и квартирной лестнице», хочет ехать с ним, но он ей отказывает.

На площадку перед квартирой Победоносикова Велосипедкин с Чудаковым приносят машину, которая взрывается огнём фейерверка. На её месте возникает Фосфорическая женщина — делегатка из 2030 г. Она прислана Институтом истории рождения коммунизма, с тем чтобы отобрать лучших представителей этого времени для переброски в коммунистический век.

Фосфорическая женщина восхищена увиденным ею при кратком облёте страны; она предлагает всем готовиться к переброске в будущее, объясняя, что будущее примет всех, у кого найдётся хотя бы одна черта, роднящая его с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью.

Летящее время сметёт и срежет «балласт, отягчённый хламом, балласт опустошённых неверием».

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Важно

Поля рассказывает Фосфорической женщине, что её муж предпочитает ей других — более образованных и умных. Победоносиков обеспокоен тем, чтобы Поля «не вынесла сор из избы».

Фосфорическая женщина разговаривает с машинисткой Ундертон, уволенной Победоносиковым за то, что она красила губы («Кому?» — удивляется Фосфорическая женщина. — «Да себе же!» — отвечает Ундертон.

«Если б приходящим за справками красили, тогда б могли сказать — посетители обижаются», — недоумевает гостья из будущего).

Победоносиков заявляет Фосфорической женщине, что он собирается отправиться в будущее исключительно по просьбе коллектива, и предлагает ей предоставить ему в будущем должность, соответствующую его теперешнему положению. Тут же он замечает, что прочие — гораздо менее достойные люди: Велосипедкин курит, Чудаков пьёт, Поля — мещанка. «Зато работают», — возражает Фосфорическая женщина.

Идут последние приготовления к отправке в будущее. Фосфорическая женщина отдаёт распоряжения. Чудаков и Велосипедкин с помощниками их выполняют. Звучит Марш времени с рефреном «Вперёд, время! / Время, вперёд!»; под его звуки на сцену выходят пассажиры. Победоносиков требует себе нижнее место в купе.

Фосфорическая женщина объясняет, что всем придётся стоять: машина времени ещё не вполне оборудована. Победоносиков возмущён. Появляется рабочий, толкающий вагонетку с вещами Победоносикова и Мезальянсовой.

Победоносиков объясняет, что в багаже — циркуляры, литеры, копии, тезисы, выписки и прочие документы, которые ему необходимы в будущем.

Победоносиков начинает торжественную речь, посвящённую «изобретению в его аппарате аппарата времени», но Чудаков подкручивает его, и Победоносиков, продолжая жестикулировать, становится неслышным. То же происходит и с Оптимистенко.

Наконец Фосфорическая женщина командует: «Раз, два, три!» — раздаётся бенгальский взрыв, затем — темнота. На сцене — Победоносиков, Оптимистенко, Бельведонский, Мезальянсова, Понт Кич, «скинутые и раскиданные чёртовым колесом времени».

Источник: https://briefly.ru/majakovskij/banja/

Краткое содержание Маяковский Баня

В рассказе описывается время в СССР, а именно 1930 годы. Главным персонажем является ученый по фамилии Чудаков. Ученый пытался создать машину времени. У него был друг Велосипедкин. Ученый объясняет ему важность его изобретения.

Машина могла остановить любую секунду и продлевать его до бесконечности. В ответ Велосипедкин предложил сделать из машины инкубатор для выращивания куриц. В этот момент его изобретением интересуется иностранец Понт Кич.

Иностранец пришел с переводчиком и предложил Чудакову крупную денежную сумму. Велосипедкин выдворил иностранца и промолвил, что деньги у них имеются. Потом он пообещал своему другу найти деньги. Ученый включает аппарат. Потом происходит взрыв.

Совет

Чудаков успевает только взять с собой письмо 50 – летней давности. В письме рассказывается, что завтра к нему придет человек из будущего.

Чудаков со своим другом обращаются к главному управляющему государственного органа Победоносикову. Целью прошения было получение денег на дальнейшие опыты. Однако зайти к начальнику у них не получается.

На этот момент Победоносиков отчитывал машинистку трамвая. Его разговоры прерывают постоянные телефонные звонки. К руководителю приходит Бельдевонский, который должен выбрать мебель для его кабинета.

Художник останавливает свой выбор на стиле Луи 14 века. 

Победоносиков собрался на отдых и решил поехать вместе с секретарем Мезальянсовой. С ним хотела поехать его супруга Поля. Но он ей отказал, так как считает ее лупой и недостойной себя.  

Перед домом Чудакова привозят оборудование, которое пускает фейерверки. К ним приходит делегатка из 2030 года. Ее послали из университета истории. Она пришла, чтобы перекинуть Чудакова в коммунистический век. Она предлагает перебросить в будущее всех заинтересованных людей с необычным складом ума, как у Чудакова.

Поля знакомится с женщиной из будущего и рассказывает о предпочтениях мужа и то, что ему нравятся умные и грамотные женщины. Женщина знакомится с машинисткой Ундертон, которую уволил супруг Поли. Сам Победоносиков изъявляет желание отправиться в будущее. При этом он просит женщину о предоставлении должности.

Последние приготовления к отправлению в будущее уже заканчиваются. Фосфорическая женщина дает распоряжение Чудакову и его другу. Во время отправления все поют марш. Все отправляются на машине Чудакова.

Победоносиков произносит торжественную речь и машина включается. Вдруг происходит взрыв и полная темнота. Очнувшись, все участники поездки понимают, что их раскидало по разным сторонам в будущее.

                

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Гиена
    Гиены с давних времен имеют плохую репутацию, хотя внешне эти животные выглядят довольно мило. Они кажутся добрыми и внушают доверие, как, например, ксендз или важный чиновник. И все же гиен не любят, их боятся и им приписывают разные волшебные свойства.
  • Краткое содержание Паустовский Акварельные краски
    Берг – художник. Он родился в небольшом еврейском городке на Днепре. Берг никогда не испытывал трепета при слове «родина». Он не привязывался к местам, где жил и воевал.
  • Краткое содержание Кортасар Игра в классики
    С первых страниц романа перед нами показан образ Орасио Оливейра, которому было 40-лет. Он проживал во Франции и совершенно бестолково проводил свое время. Целыми днями он гулял по Парижу, встречаясь с такими же
  • Краткое содержание Голсуорси Сага о Форсайтах
    Цикл «Сага о Форсайтах», написанный Джоном Голсуорси, повествует о жизни одного английского семейства в конце девятнадцатого века.
  • Краткое содержание Тургенев Собака
    В этом рассказе автор повествует нам об одном мистическом событии, и пытается навести читателя на размышления о чем-то сверхъестественном, и чудесном в нашей жизни

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/mayakovskij/banya-kratko

История и традиции русской бани. Краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Русская баня по-чёрному

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара.

Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара.

Обратите внимание

Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое.

На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев.

Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж.

Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук.

Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Важно

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар.

Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника.

Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А.

Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня.

И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь.

В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»).

После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней.

Совет

 После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой.

Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой.

В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Читайте также:  Краткая биография биэн

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека.

Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления.

А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И.

Обратите внимание

Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия.

Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто».

Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья.

И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности.

Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу.

Важно

Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня. 

Источник: https://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Русская баня и история ее происхождения

Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.

Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке – Апполинарий Васнецов. 1917 год. Как видно, здесь представлена баня по чёрному, дым идёт из всех щелей

Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней.

Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком.   Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни.

Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.

Отдельные племена Америки  пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.

Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет,  и таким же образом провожали покойника в мир иной.

Совет

В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар.

Таким образом, люди очищали свое тело и душу.  Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет.

  В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.

В России  парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней.  Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане.  Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства.  Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Нестор Летописец, у которого впервые упоминается о бане

Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца. Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры.

Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками.

Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя».  Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане.

Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно.  Есть интересный факт, произошедший в 945 году.

После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских.

Обратите внимание

Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и  они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы.

Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно.

  Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал».  Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.

В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей.  В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы.

Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить.

Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену.

О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.

Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи.

Важно

Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь).  До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе.

Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала  и отдавала свахе.

Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом.  Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.

Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться.

Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами.

Веники использовали в основном березовые.

После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.

Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов.

Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя.

Совет

Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.

В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности.

В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.

В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками.

Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем  установления места под строительство церкви.

В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.

Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.

Петр 1 не представлял жизни без русской бани

Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды.

Обратите внимание

Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат.

А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода»  и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.

Читайте также:  Краткая биография овечкин

Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня).

Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна.  Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани».

Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.

На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные».

Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый.  В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей.

Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.

Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.

Видео об истроии русской бани:

: 7 664

Источник: http://24banya.ru/banya-i-zdorove/istoriya-russkoi-bani.html

В. В. Маяковский, “Баня”: краткое содержание по главам :

В пьесе “Баня” переплелись отголоски будущего и реалии настоящего, это рассказ о бюрократических проволочках, которые не оставляют ни одну страну в мире без внимания. Борьба за место под солнцем будущего творит с людьми ужасные вещи. Зависимость от своих желаний в итоге не позволяет начальнику по согласованиям и его сподвижникам пройти через временной портал.

Сатирическое высмеивание Маяковским всей бюрократической прослойки было одной из основных идей этого литературного создания. Фантастическое развитие событий и убежденность в светлом коммунистическом будущем сделали из пьесы хороший пропагандистский ролик.

Создание пьесы

Пьеса “Баня” была написана Маяковским для Мейерхольда и его театра, первая вычитка была в сентябре 1929 г., но дописал работу он только через месяц. Публикация состоялась еще до театральной постановки.

Через анализ краткого содержания “Бани” Маяковского можно понять, что многие были согласны с идеей автора, но находились такие критиканы, которые твердили о том, что тема буржуазии давно исчерпана и не актуальна.

История с товарищем Ермиловым до сих пор известна в кругах почитателей Маяковского. Ермилов – это идеолог РАППа (Российской ассоциации политических писателей). Изначально он очень хорошо раскритиковал “Баню”, всячески пытаясь помешать ее дальнейшей экранизации, но в середине ХХ века все-таки признал, что не до конца понял положительное влияние пьесы.

Первые постановки

Изначально все постановки потерпели оглушительный провал, мнения разделились на два совершенно противоположных лагеря: одним было смешно до коликов в животе, другие же буквально засыпали от скукоты.

Но именно мейерхольдовская постановка сделала свое коронное дело – добавила нужной остроты, да так, что спектакль сняли с показов совсем.

Важно

Именно в его театре “Баня” совершила подвиг и стала самой выдающейся пьесой за всю историю сатирического театра в Союзе.

На целых двадцать лет пьеса ушла в небытие, и только в 1950 годах постановку возобновили. Сначала с помощью радиоспектакля, которые были очень популярными в те времена. В театральную нишу пьеса вернулась в 1953 году и больше не попадала под запреты советских идеологов и буржуазных деятелей искусства.

Действующие лица

Если смотреть краткое содержание “Бани”, Маяковский делит главных героев на две части – хорошие и плохие.

Товарищу Победоносикову, как главному начальнику по управлению согласованиями (главначпупс), отдана основная роль расхитителя государственных умов.

Поля – жена начальника, борется за свои женские права в их семейном гнездышке.

Оптимистенко – секретарь, который вместе с репортером Моментальниковым, портретистом Бельведонским, Иван Ивановичем, иностранцем Понт Кичем и Мезальянсовой входит в состав “группировки” буржуазии местного производства, но это все только по их мнению.

Чудаков – изобретатель машины времени, а Велосипедкин – его помощник и друг.

Фоскин, Двойкин и Тройкин – рабочие, которые помогают Чудакову с его машиной.

Уиндертон – бывшая обманутая машинистка, уволенная по личной прихоти Победоносикова.

И два нейтральных персонажа – это режиссер и Фосфорическая женщина.

Сюжет

Краткое содержание “Бани” Маяковского по главам уносит нас в далекие 30-е года социалистического прошлого, где процветающий бюрократ-начальник не дает пробиваться дальше со своим величайшим изобретением простым рабочим-инженерам. Последний взмах паяльной лампы – и машина времени в руках Чудакова готова! Даже фамилия говорит сама за себя.

Каждое действие “Бани” Маяковского по краткому содержанию имеет свое определенное пространство: то мы находимся в подвале вместе с друзьями товарищами, создателями машины, то в следующем действии переносимся в кабинет Победоносикова, и жизнь пьесы проходит у стола Мезальянсовой, а шестое действие начинается в квартире глупого бюрократа.

Третье действие по-своему уникально, ведь режиссер начинает высмеивать на сцене работу Победоносикова, героям дается право оценить свою роль в “Бане”. Но сатирическое зеркало, к которому их подвел режиссер, так и не помогает им понять свои гнилые стороны.

Совет

При написании краткого содержания пьесы Маяковского “Баня” действие можно разделить на две части.

Вторая начинается с главы, описывающей “совместную жизнь” странной компании рабочих и начальства – жадных расхитителей местного бюджета.

Именно вторая часть пьесы раскрывает характеры главных героев, а кульминация наступает в самых последних строках, где зрителю дается надежда на то, что напыщенные отрицательные персонажи все-таки осознали свое поведение.

Даже краткое содержание пьесы “Баня” Маяковского дает шанс оправдаться всем тем, кого скинула машина времени. Победоносиков обращается к залу с вопросом о ненужности его и остальных людей для коммунистического будущего, да и для советского настоящего тоже.

Краткое содержание пьесы “Баня” Маяковского

Повествование рассказывает о создании машины времени и способах ее запуска. Действия начинаются в подвальном помещении, время революции прошло, в стране правит социализм.

Как-то Чудаков спроектировал и собрал удивительную машину, дело было в 30-м году ХХ века. Со своим товарищем Велосипедкиным он размышляет о том, что эта машина обязательно сделает человека еще более счастливым. Ведь только подумайте, минуты счастья можно продлить всего одним поворотом рукоятки!

Но Велосипедкин настаивает не на повторении радостных моментов, а на более практичных делах. Например, можно будет повысить производительность инкубаторов с курами или сократить время на неинтересных выступлениях. Машина была сделана так, что умела не только удлинять счастливые дни, но и добиваться сокращения негативных моментов, например, оплакивание человека, которое иногда длится годами.

На мгновение между друзьями пробегает волна неприязни, но тут появляется странный иностранец Понт Кич. Он хочет приобрести эту машину и предлагает крупные суммы денег, но Велосипедкин его выставляет, украдкой вытащив из его кармана записную книжку, в которой иностранец делал какие-то заметки. На самом деле денег не было, но товарищи верили, что смогут их раздобыть для дальнейших опытов.

После тестового запуска машины она неожиданно выплевывает письмо из будущего, написанное через 50 лет. Оно сообщает о том, что на следующий день должен прибыть гость из далекого будущего.

Тогда Чудаков и его друг спешат за получением финансирования для следующего опыта, чтобы не пропустить приход незнакомца.

Обратите внимание

Но Победоносиков слишком упрям и жаден, как и его машинистка-секретарь: не дослушав их, она выдает им уже пропечатанный отказной лист.

Чудаков и остальные рабочие решаются пойти на кардинальные меры: поднять машину к квартире Победоносикова, пока Бельведонский пишет его портрет в образе суперважной персоны социалистического развития.

Вторая половина пьесы с третьего по шестое действия

Третье действие начинается с так называемого приема “театр в театре”, когда режиссер пьесы выходит на сцену и начинает со зрителями разыгрывать несуществующую сцену, которая на самом деле входит в основной сценарий пьесы. Это золотая середина.

Далее опять появляется начальник по согласованиям. Он собрался в свой запланированный отпуск с Мезальянсовой, несмотря на то, что состоит в официальном браке с Полей.

Но жену свою он ни во что не ставит и считает ее чуть ли не отбросом общества. Поля глупая, а он – элита советского государства. Она узнает, что билета на отдых два, просится с ним, но получает отказ.

Поля, конечно, в курсе всех его похождений и очень хочет свободы, но и тут Победоносиков не сокрушим.

Стоя на лестничной площадке и обжигая руки о горячую машину времени, ученые осознают, что вот-вот свершится то, для чего машина была создана. Неожиданно в пятом действии машина озаряется фейерверком, из нее выходит Фосфорическая женщина. Она называет себя делегаткой, которая прибыла из 2030 года.

Женщина рассказывает героям, что через сто лет из социализма в Союзе вырос хороший крепкий коммунизм. Даже учреждение, приславшее ее, имеет название подтверждающее ее слова – Институт истории рождения коммунизма. У нее специальная миссия по набору лучших из лучших для продолжения деятельности в коммунистическом веке.

Приняты будут все, кто обладает хотя бы одной чертой, сближающей человека с коллективномым обществом: он должен быть счастлив от выполнения своей работы, обладать самопожертвованием и постоянным стремлением изобретать что-то новое.

Важно

А время, пока они будут добираться до 2030 года, оторвет весь балласт ненужных и неправильных.

В кратком содержании “Бани” Маяковского сказано, что Фосфорическая женщина успевает побеседовать со всеми участниками действа для того, чтобы полностью понять их характеры.

Например, Поля, жалуется на своего мужа, что он любит находиться в компании более умных женщин, ранее сокращенная за крашение губ секретарша Ундертон делится своей бедой рыжего цвета и объясняет, что только губы и могут привлекать хоть какое-то внимание к ее персоне.

Каждый из персонажей хочет отправиться в путешествие и покорить просторы будущего коммунизма.

В шестой главе у Победоносикова и Фосфорической женщины возникает спор: начальник не желает находиться в очереди на переброску и выказывает неуважение и пренебрежение к Чудакову, который выпивает, Велосипедкину, который курит табак, а жену свою и вовсе обзывает мещанкой. Женщина в долгу не остается и доказывает свою убежденность в правильном выборе, оппонируя ему тем, что они все хорошие работники и любят свою деятельность. Например, Чудаков озадачен идеей выполнить пятилетний план за четыре года.

Несмотря на собранный багаж, все представители буржуазии после запуска машины были скинуты за пределы ее действия. Тут и сыграли правила попадания в будущее, о котором упоминала Фосфорическая женщина.

Интересные факты пьесы

В кратком содержании “Бани” Маяковского есть некоторые факты написания пьесы. Например, многие персонажи создавались из образов реальных людей. Прототипом портретиста Бельведонского стал Аполлон Бельведерский. Должность “главначпупс” начальника по согласованиям была взята из книги Чуковского.

Странный язык иностранца был придуман вместе с Ритой Райт, которая помогала автору в подборе русских слов, по звучанию похожих на английские. Так, например, из слова “understand” – “понимать” получилось “индостан”, а “Do you want” – “хотите ли вы” вышло “Дуй Иван”.

Источник: https://www.syl.ru/article/366132/v-v-mayakovskiy-banya-kratkoe-soderjanie-po-glavam

Краткое содержание Маяковский Баня для читательского дневника

Пьеса повествует о попытках запустить машину времени. Действия разыгрываются в подвале в послереволюционные времена. Изобретатель и его помощники проводят опыт с путешествием в будущее, получают оттуда небольшое послание. Для дальнейших опытов им срочно необходимы финансы, которые они пытаются истребовать в управлении. Их просьба встречает отказ.

В начале 3 акта режиссёр выходит на сцену и начинает обсуждать с актёрами и зрителями успех и течение спектакля. Мол, вы просмотрели 2 акта и, понравилось ли вам? Оценивается уместность ролей.

При этом актёры, естественно, вошли в образ и продолжают находясь в нём критиковать тексты. Автор противопоставляет советскому чиновничьему аппарату – изобретателя, чудака.

А энтузиазм новой стране не нужен, в моде исторический материализм.

Совет

После действующие лица предлагают постановщику сделать красивую пьесу, с эльфами. Но встречают протест, ибо в этой пятилетке уже было слишком много эльфов. Вместо этого директор пьесы предлагает чиновнику, товарищу Победоносикову жонглировать бумагой, печатью и партмаксимумом. Тот пробует, ничего не роняет, а режиссёр его хвалит: мол, никакого упадочничества, так как ничего не падает.

А далее директор постановки вызвал всех желающих сыграть символичную оперетку про восстание рабочих масс, размахивающих воображаемым молотом социализма, над гнетущим их танцующим капитализмом.

Установка инженера даёт результат, и из 2030 года появляется фосфорическая женщина, вся светящаяся, с заданием отобрать из прошлого для музея коммунизма лучших представителей.

Ищутся такие, кто может без труда переходить от конвейера к управлению, от рашпиля к арифмометру. Актёры спорят, кому отправляться в будущее, кому – нет.

Фосфорическая мадам из грядущего не понимает, как можно уволить стенографистку только оттого, что та ярко красит губы; для неё важно лишь, как кто работает.

Товарищ Победоносиков резюмирует, что именно «в его аппарате изобретён аппарат времени», поскольку в его аппарате свободного времени предостаточно. Ненужные для коммунизма действующие лица остаются на сцене, остальных уносит изобретение.

Читать краткое содержание Баня Маяковский

Годы СССР. Чудаков – это человек, фамилия которого уже обо все говорит. Он весьма необычный человек, хотя не нужно осудить только по фамилии. Он по профессии является изобретателем, который много выдумывает, и придумывает весьма необычные вещи.

Однажды примерно в 1930 году они придумал машину – очень странную. Ведь эта машина была чем-то вроде машины времени. Потому как она умела делать наши счастливые мгновения, которые чаще всего длятся несколько секунд или самое большее – минуту, намного дольше, чем они бывают на самом деле.

Эти растянутые мгновения счастья – делают людей такими счастливыми. Ведь наверно у каждого человека были мгновения, когда ему хотелось бы продлить миг счастья, чтобы еще больше порадоваться. И именно Чудаков сотворил такую машину. И он наконец-то решил включить эту машину, чтобы уже осчастливить многих людей.

Обратите внимание

И у него есть приятель, которого зовут Велосипедкин. Этот человек весьма практичен, и он не совсем понимает, зачем растягивать прекрасные мгновения счастья, если можно сделать вместо этого весьма нужные и бытовые дела. Например, кур разводить в инкубаторах быстрее, чем обычно, а также, сократить скучные доклады.

Ведь машина еще умеет сокращать горе, которое часто так длиться долго.

Чудаков обижается на друга, но тут появляется англичанин, имя которого Понт Кич, и он интересуется самим изобретением Чудакова. Он начинает предлагать деньги, но Велосипедкин выпроваживает его за дверь, говоря, что деньги есть. Ведь он видел, как тот записывал в блокнот то, о чем рассказывал ему Чудаков.

Ведь изобретатель простодушно рассказал об устройстве машины. И также, тихонько вытаскивает блокнот у него из кармана, где была записана весьма ценная информация. Оказывается, что их все же нет, после ухода иностранца. Но Велосипедкин обещает достать.

Вскоре, Чудаков получил возможность испытать свое изобретение.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mayakovskij/banya

История русской бани – откуда истоки и идеи создания

Для многих здоровый образ жизни неразрывно связан с паровой баней. И тут намечается интересная вещь. Просто есть в жизни нелепости, однажды заменившие правду.

Читайте также:  Сочинения об авторе кэрролл

Да так, что зараза искажения начинает выдаваться за непреложную истину и даже входит в состав словарей и справочников. Это и произошло с историей русской бани. Все бы ничего, если бы не крылся подвох.

Кто первым придумал баню

Иногда такие искажения, принятые за чистую монету, попросту могут угрожать здоровью людей.

Про такое заблуждение я и хочу рассказать. Возможно, кому-то это покажется неправдоподобным.

Отвечу просто: я профессионально занимаюсь вопросом традиционных печей более четверти века.

Доказательства простые и направление самостоятельны поисков я укажу. Желающие берут и проверяют.

Хотя, безусловно, некоторые люди заслуживают уважения за то, что получили пожизненный бан в Гугле.

Но таких сложно чем-то пробить. Я даже пытаться не буду. А вот остальных милости просим. Правда, рассказ начнется издалека. Просто тема интересная.

Сложно сказать, откуда пришла любовь людей к бане. Вероятно, прообразом послужили различные горячие природные источники.

Заметив их благотворное влияние на здоровье, человечество стало стараться моделировать сопутствующие факторы в искусственных условиях. Минерализацию воды повторить было сложно. А горячую воду и пар — запросто.

Важно

Многие знатоки относят появление бани к временам Древней Греции. Близкого родственника турецкого хамама и русской бани надо искать именно там.

Но этот факт не объясняет привычки устраивать паровые процедуры индейцами Южной и Центральной Америки задолго до Колумба. Потому версия с подражанием и искусственным моделированием условий выглядит правдивой.

Южноамериканские аборигены сооружали темескаль — камеру для потения — глиняное куполообразное строение. В подобной камере, напоминавшей небольшую пещеру, люди проходили регулярные процедуры, пользуя пар и целебные травы. Его упрощенный вариант в ходу в Гватемале и сегодня.

Североамериканские индейцы для таких дел использовали стандартный вигвам, в котором нагретые камни поливали водой — совсем как в русской бане.

По Геродоту бани нравились скифам — полуземлянки или шалаши с печами-каменками. Чем не прообраз русской баньки?

Бани в той или иной их разновидности были известны практически всем народам.

Японцы потели в кадушках с опилками (экономично), а мылись в других бочках. Уже с водой. Причем те и те имели собственные топки.

Читайте еще — истории косметики

Ну а на территории современной Индии археологам известны города возрастом свыше 5000 лет, где почти в каждом доме были ванны.

В древней Ирландии для потения применялись ямы в земле, часто встречавшиеся потом археологам и много лет приводившие в недоумение самые мудрейшие умы человечества — просто долго не могли проверить в такие ранние ванные комнаты.

В викторианские времена, подданные английской короны примерно так и изгоняли из своих тел простуду.

Совет

Вместо ямы деревянный ушат со скамейкой и большой крышкой, в которой был вырез для шеи пациента.

В шкафу скамейка, позволявшая принимать болезным и расслабленным процедуры комфортно. Пар подавался по трубке из специальной внешней емкости, имевшей автономный нагрев.

Но это были все полумеры или схематичные подделки. А первые настоящие бани и даже банные комплексы придумали античные греки.

Именно греческие задумки легли в основу турецкого хамама, восхищавшего поэта Пушкина и персидских бань, удививших Александра Македонского роскошью.

Римская терма и русская баня

Римская терма и русская баня — это все одна и та же греческая штука, задуманная античным мастером как душевая при гимнасии.

Каждый из народов приспособил первоначальную идею под реалии своего региона и свои возможности — отсюда видовое разнообразие.

Настолько яркое, что даже греки не побрезговали века спустя в Византии строить римские термы — свою же разработку, доведенную латинами до совершенства.

Что представляла из себя греческая банька, которую сами эллины прозвали лакониумом? Это каменная полусфера, в верхней части купола которого было отверстие, служившее для выхода дыма и освещения.

Купол, как огромная линза, позволял равномерно и эффективно направлять и отражать тепло от очага, установленного в центре помещения.

Для повышения теплоаккумулирующей способности центральной жаровни в нее помещали камни, которые затем поливали водой для интенсивного прогрева объема лакониума и повышения влажности. То получалась всем нам знакомая деревенская баня. Только из камня, а не дерева и в Древней Греции, а не в Сибири.

Многие восточные банные комплексы и ныне состоят из множества куполообразных помещений. По такому принципу устроена баня в Бухаре, исправно работающая и сегодня с XVI столетия.

В каких целях придумали баню

Греки, применявшие бани как клубы по интересам, первыми придумали строить бани общественные, включавшие в себя площадки для занятий спортом, комнаты отдыха, буфеты, бассейны для купания и множеством других помещений самой различной специализации.

Лакониумы сделали шаг к роскоши, жаровен с камнями стало недостаточно. Пришлось изобрести каменные скамьи с внутренним подогревом — своеобразные печи с лежанкой, чьи мраморные потомки встречаются и сегодня в хамамах.

Концепцию бани-комплекса, бани-дворца переняли римляне, с повышенным вниманием изучавшие достижения классической эллинской традиции. Жильцы Аппенинского полуострова не стали тупо копировать греческий концепт, а существенно его доработали, создав шедевр.

Первая система отопления

Жильцы Аппенинского полуострова приспособили самую эффективную из известных на тот момент систему отопления для нужд бани — гипокауст.

Суть проста. Печь располагалась в подполе здания. Из топки горячие газы проходили под каменным полом, приподнятом на столбиках из кирпича и уходили в тубулы — керамические трубы, расположенные в стенах помещения.

Выходило сочетание теплых полов и печных дымооборотов, располагавшихся в стенах.

Схема оказалась эффективной, имела высокий КПД. Но недостатки были ей не чужды — гипокауст стоил дорого.

Обратите внимание

Потому собственные термы имели только самые зажиточные граждане Рима в загородных виллах. В мегаполисах же даже императоры не брезговали общественными.

Археологам известны частные бани на виллах Британии, небольшие общественные термы в Помпеях, огромные банные дворцы Каркалла, Агриппы, Трояна и других в Риме.

Дело упрощалось тем, что более-менее устоявшийся император Римской Империи стремился построить акведук, арену или терму — то были любимые развлечения жителей Рима.

Развалины терм есть во Франции и Румынии, на территории разоренного Карфагена и нынешнего Туниса. После победы легионов над очередным Митридатом римские бани появились даже на территории современной Армении — ареал широк.

В качестве топлива применялось то, что под рукой. Чаще дрова. Известны случаи применения нефти. Ну а если случались геотермальные источники — не брезговали. Даже отдавали предпочтение — дешево и удобно. К таким сооружениям на месте выхода горячих подземных вод относятся термы в городе Бате — они успешно функционируют и сегодня.

Термы не были банями

Термы не были банями в нынешнем понимании этого слова. Это были комбинаты здоровья, а не утилитарные заведения гигиены.

Термы включали в себя палестру — тренажерный зал. Помимо раздевалки-аподитерия были обязательны массажные кабинеты, называвшиеся айлептериями.

Не забывали римляне и о классической парилке греков. А потому строили и пропнигии — парилки с печами-каменками по типу греческих.

Но их наличие было необязательным. Собственно, паровые процедуры в пропгинии считались лечебными и применялись только как лекарство по предписанию врача. Обычными же посетителями использовались нечасто.

Устройство гипокауста позволило получить несколько различных по микроклимату и температуре помещений.

Чем дальше от топки, тем холоднее. Такое зонирование позволило подобрать каждому посетителю банную процедуру по вкусу и потребностям.

А любителям погреться и попотеть адаптироваться к высокой температуре постепенно, без скачков, переходя последовательно из одной комнаты в другую с повышающейся температурой.

Непосредственно над топкой печи гипокауста располагался кальдарий.

Важно

Нахождение в нем без специальных сандалий было невозможно — так сильно пекло. Там же устраивали бассейн с горячей водой.

Кальдарию предшествовал теплый тепидарий. Перед тепидарием располагался умеренный лаконик с неглубоким бассейном для омовений.

До лаконика посетителю требовалось пройти через фригидарий — холодную комнату с холодными же бассейнами.

Это что касается банных процедур. Но вообще при термах были комнаты для свиданий и пункты общепита, помещения для деловых и личных разговоров и сувенирные лавки.

Словом, это были целые центры оказанию всевозможных оздоровительно-развлекательных услуг. Собственно, тенденция к возвращению такого подхода хорошо заметна и сегодня.

Дальше греческое изобретение получило две ветви развития. Из одного вышли хамамы — врачи признают, что их тепловой и влажностный режим хороши при лечении кожных заболеваний. Да и очищают ее они лучше всяких скрабов и шампуней.

Второй веткой стала русская баня

Второй веткой стала русская баня. Резкое сокращение размеров и масштабов затеи понятно — к северу от Греции протопить огромный объем классической термы проблематично. Потому оставили то, что проще и нужнее.

Читайте также — это прачечная?

Русская баня очищает кожу хуже хамама. Но имеет и преимущество — она превосходный кардиотренажер. Кроме того, в ту далекую эпоху она была еще и самым стерильным местом на подворье.

Фенолы из дыма и высокие температуры. Никаких микробов. Поэтому роды, проходившие в бане, отличались меньшим количеством осложнений. Да и у ребенка моментально включались процессы терморегуляции. Получалось здорово и полезно.

Русская баня и финская сауна одно и то же?

Бани археологам известны примерно с XI столетия. Их легко идентифицировать среди других построек. Сруб сравнительно небольшой, стоит в стороне (опасность пожара), внутри остатки очень большой, даже непропорциональной печи. Так что тут сложно ошибиться. Других вариантов нет. Точно такие же бани строились на севере еще до середины ХХ века. Этнографы успели изучить это живое ископаемое.

Дальше пошла путаница. Люди решили, что финская сауна и русская баня имеет отличия. И решили это только в 1970-х. Раньше такая глупость не приходила в голову.

Читайте также — от шубы до бикини

Отныне многие считают, что сауна хороша сухим жаром. А в русской бане влажный пар. В 1979 году я был у родственников в Лесном под Ленинградом. И мылись мы в бане, оставшейся от финнов — эта территория отошла к СССР только в 1940 году. Ни баня, ни конструкция бани не отличалась от русской.

Совет

В начале 1990-х мы возили приезжего финна в баню под Суздалем. Когда он услышал, что воду плескать не стоит — мол, это сауна — у финна глаза были размером с шайку. Он и не знал, что финская сауна работает без пара.

Вот фильм 1947 года. Саунистей и финляндистей некуда. Потому как кино финское, снятое в Суоми, про сауну. Посмотрите внимательней. И скажите, где там сухой жар?

Таких свидетельств много. От документальных (я лично видел, как минимум четыре от 1924 до 1948 года выпуска) до эпизодов у Каурисмяки. Желающим рекомендую изучить. Очень познавательно.

Или поискать сайты по истории сауны — у финнов их масса. Не обязательно знать финский — они все имеют английскую версию. Там часто встречаются фильмы, книги, фотографии. И везде сауна с веником и паром.

Штука в том, что русская баня и финская сауна не родственники. Не братья и не сестры. Это одно и тоже. Просто на разных языках.

В Карелии есть деревни со смешанным населением. Русские и финские народности. И распознать кто из них где живет по бане на подворье невозможно — они полностью идентичные. А вот по избе — так запросто.

У финнов есть приспособление для крепления шестов с хлебом — их национальный хлеб пекли с дыркой посередине раз в несколько месяцев.

Обратите внимание

По сути, то была заготовка сухарей. А хлеб потом хранили, нанизанный на шест под потолком. У русских так не принято.

А еще курные избы различались по расположению отверстия для выхода дыма — деталь совершенно несущественная, но как различие сохранившаяся все эти годы. Так как они тогда не сумели не сохранить отличия бань? Ответ прост. Их и не было.

А теперь история заблуждения

В Финляндии баню можно назвать национальной идеей. Это что-то вроде национального спорта. Но беда в том, что увлечение это сильно дорогое: нужна земля, сруб, печь.

Поэтому строилось много общественных саун каркасной технологии. Но и их на всех желающих не хватало. Сразу после второй мировой финны переживали страшную депрессию.

СССР утащил здоровый кусок территории, погиб большой процент населения, воевать пришлось то на стороне Германии, то против. Такие встряски не проходят для нации бесследно. Нужно было как-то вытаскивать страну из пропасти.

Читайте еще — кошелек, сумочка, рюкзак

Нужно было что-то, объединяющее людей и отвлекающее от недавних событий. Долго думали, долго решали.

И одна из светлых голов министерства предложила так: пусть будет сауна. Только ее требовалось сделать массовой и недорогой.

Идея состояла в том, что даже горожанин отныне мог бы позволить себе личную парилку. С большой влажностью и печным нагревом это казалось проблематичным. Подумали об электричестве — тут уж вода в сауне отпала совсем.

Заказ на электрические сухие сауны выполняли своими силами — их не хватило. Подключили недорогую в то время Японию.

Важно

Та, справедливо решив, что будет неплохо заработать не только на Финляндии, стала массово продавать электрические сауны и в другие страны мира. Благо, идея паровой бани становилась очень популярной.

А между тем, электрический городской вариант сауны в Суоми прижился. Да ненадолго. Медики стали обращать внимание на увеличение среди населения заболеваний раком легких.

Причину найти не могли — процент курящих — привычном жупеле онкологов — оказался даже ниже, чем некурящих.

Стали сравнивать с соседями — Данией, Швецией. Климат похож, экология тоже. Видимой причины не было. Стали копать статистику.

И поиски затянулись на десять лет. Наконец, кто-то из медиков заметил, что почти все заболевшие страшно любили париться. Это и оказалось причиной заболевания.

В традиционной бане влажность близка к 100%, а температура порядка 60 или 70 градусов. Сочетание влажности и температуры в таких пропорциях вполне достаточно для сворачивания ушей.

А вот при малой влажности не выше 30%, для поддержания того же потоотделения и вообще схожих тактильных ощущений нужна температура в 100 — 120 градусов.

А это уже не терапия — это шок для организма. Сухой воздух и малая влажность убивает легочные альвеолы еще быстрее и злее, чем курение.

Совет

Многие после сухой сауны испытывают головную боль — это и есть реакция организма на это испытание или, если быть точнее, встряску.

Читайте также – «потрите спинку пожалуйста»

Сомневающиеся могут поискать книгу главного спортивного врача Сборной СССР времен Московской Олимпиады.

Работа посвящена бане, в ней подробно описываются опыты по реабилитации спортсменов с помощью веника и парилки.

И проблема суховоздушной бани в ней описана языком человека профессионального, работающего в теме много лет.

Итог истории простой: финны одумались, но вот многие производители банных печей терять денег не хотят. И реклама сухой сауны продолжается — ее и устроить гораздо легче.

Читайте еще — исподняя истории

Не надо делать сложную паро- и гидроизоляцию. А заблуждение о разнице между русской баней и сауной вошла даже в некоторые справочники — но то на совести составителей статей.

Вам же я рассказал то, что знаю и в чем удостоверился, работая в реставрации печей и каминов много лет и даже участвуя в некоторых этнографических экспедициях. А вы уж дальше сами, как хотите.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://anisima.ru/kakaya-to-nepravilnaya-banya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector