Джеймс Барри : краткая биография
Дже́ймс Мэ́тью Ба́рри (англ. James Matthew Barrie, 9 мая 1860, Кирримьюр — 19 июня 1937, Лондон) — шотландский драматург и романист, автор цикла сказочных произведений о Питере Пэне.
Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 в Кирримьюре (Шотландия) и был девятым ребёнком из 10 детей в семье ткача Дэвида Барри и домохозяйки Маргарет Огилви. Маргарет не имела никакого образования, потому что уже в 8 лет вынуждена была взять на себя все домашние обязанности из-за смерти матери.
У Джеймса были два старших брата — Александр (1842 — 16 июля 1914) и Дэвид Огилви (30 января 1853 — 29 января 1867), — четыре старших сестры — Мэри-Энн (1845—1918), Джейн (14 марта 1847 — 31 августа 1895), Сара (3 июня 1855 — 1 ноября 1913) и Изабелла (4 января 1858 — 1902), — и младшая сестра Маргарет (9 июля 1863 — 1936).
Ещё у него были две старшие сестры, Элизабет (12 марта 1849 — 1 апреля 1851) и Агнеса (23 декабря 1850 — 1851), которые умерли ещё до его рождения. Не смотря на низший соц-класс, все дети Барри сумели получить начальные азы образования (т.е., умели читать, писать и считать). Учился в Академии Дамфриса, затем в Эдинбургском университете.
По окончании университета работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл».
Литературную деятельность начал в 1885 году. В 1889 году писатель опубликовал серию повестей из деревенской жизни «Идиллия Олд Лихта» и роман из жизни журналистов «Когда человек один».
Затем Барри написал неудачную мелодраму «Лучше умереть» (Better Dead, 1888), любовно-психологические романы «Маленький служитель» (The Little Minister, 1891), «Сентиментальный Томми» (Sentimental Tommy, 1896) и его продолжение «Томми и Гризел» (Tommy and Grizel, 1900), книгу о матери «Маргарет Огилви» (Margaret Ogilvy, 1896).
С 1897 года Барри обращается к драматургии (сценическая обработка «Маленького служителя»). Известность ему приносит «Кволити-стрит» (Quality Street, 1901), комедия, изображающая Англию начала XIX века. Пьесы Барри («Мери Роуз», «Замечательный Крихтон», «Кволити-стрит», «Что знает каждая женщина») ввели его в круг выдающихся драматургов того времени.
В 1898 году Барри познакомился с Сильвией и Артуром Дэвис. Это знакомство стало началом долгой дружбы Барри и семьи Дэвис.
В 1894 году Барри женился на молодой актрисе Мэри Энселл, игравшей в одной из его пьес. Брак был расторгнут в 1909 году. Детей у четы Барри не было.
После смерти Сильвии и Артура Дэвис Барри стал неофициальным опекуном их детей — пятерых мальчиков.
В 1904 году на сцене была поставлена пьеса «Питер Пэн».
Барри удостоился многих почестей: в 1913 был произведен в баронеты, в 1922 награждён орденом «За заслуги»; в 1919—1922 стал ректором Сент-Эндрюсского университета, в 1930—1937 — канцлером Эдинбургского университета; с 1928 был президентом «Общества литераторов».
Джеймс Мэтью Барри скончался 19 июня 1937 года от пневмонии, не оставив прямых наследников. Большу часть своего состояния он оставил своей секретарше Синтии Мэри Эвелин Аскет.
В кино
В 2004 году Марк Форстер снял биографический фильм о Джеймсе Барри «Волшебная страна». Роль Барри сыграл Джонни Депп.
Фильм немало отличается от реальности, например, Барри встречает Сильвию уже вдовой и у неё четверо сыновей, а не пять. Причём в фильме Барри становится для них официальным опекуном, деля эту ношу с матерью Сильвии.
Питер Пэн
Во всём мире Барри известен как автор сказки о Питере Пэне. Дэвис Бойз послужили прототипами Питера Пэна и других детей в историях про Нетландию.
Впервые его образ появился в двух ранних книгах Барри. В романе «Томми и Гризел» упоминается отбившийся от семьи мальчик, который очень рад, что потерялся, но боится, что его всё же отыщут и заставят вырасти.
Потом о мальчике, который не хотел расти, было подробно рассказано в шести главах детской книги «Белая птичка» (The Little White Bird, 1902), вышедших затем отдельной книгой под названием «Питер Пэн в Садах Кенсингтона» (Peter Pan in Kensington Gardens, 1906) с иллюстрациями Артура Рэкхэма.
На сцене
На сцене пьесу «Питер Пэн» впервые поставил в декабре 1904 в Лондоне Чарльз Фроман.
В 1911 Барри переработал пьесу в повесть «Питер и Венди».
На экране
- 1927 — фильм «Кволити стрит» / Quality Street. Режиссёр Сидни Франклин
- 1937 — фильм «Кволити стрит» / Quality Street. Режиссёр Джордж Стивенс
- 1953 — мультфильм «Питер Пэн» / Peter Pan. Режиссёры Гамильтон Ласк, Клайд Джероними и Уилфред Джексон
- 1987 — фильм «Питер Пэн» / Режиссёр Леонид Нечаев
- 1991 — фильм «Капитан Крюк» / Hook. Режиссёр Стивен Спилберг
- 2002 — сиквел первого мультфильма «Питер Пэн 2: Возвращение в Нетландию» / Return to Neverland, Walt Disney Pictures
- 2003 — фильм «Питер Пэн» / Peter Pan. Режиссёр П. Дж. Хоган
- 2004 — фильм «Волшебная страна» / Finding Neverland. Режиссёр Марк Фостер
- 2012 — сериал «Однажды в сказке» / Once Upon a Time. Режиссёр Грег Биман, Марк Майлод
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/dzhejms-barri
Джеймс Мэтью Барри
Английская литература
Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 в Кирримьюре (Шотландия) и был девятым ребёнком в семье ткача. Учился в Эдинбургском университете. По окончании университета работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл». Литературную деятельность начал в 1885 году.
В 1889 году писатель опубликовал серию повестей из деревенской жизни «Идиллия Олд Лихта» и роман из жизни журналистов «Когда человек один».
Затем Барри написал неудачную мелодраму «Лучше умереть» (Better Dead, 1888), любовно-психологические романы «Маленький служитель» (The Little Minister, 1891), «Сентиментальный Томми» (Sentimental Tommy, 1896) и его продолжение «Томми и Гризел» (Tommy and Grizel, 1900), книгу о матери «Маргарет Огилви» (Margaret Ogilvy, 1896).
С 1897 года Барри обращается к драматургии (сценическая обработка «Маленького служителя»). Известность ему приносит «Кволити-стрит» (Quality Street, 1901), комедия, изображающая Англию начала XIX века. Пьесы Барри («Мери Роуз», «Замечательный Крихтон», «Кволити-стрит», «Что знает каждая женщина») ввели его в круг выдающихся драматургов того времени.
В 1887 году Барри познакомился с Сильвией и Артуром Дэвис. Это знакомство стало началом долгой дружбы Барри и семьи Дэвис. В 1894 году Барри женился на молодой актрисе Мэри Энселл, игравшей в одной из его пьес. Брак был расторгнут в 1919 году. Детей у четы Барри не было.
После смерти супругов Дэвис Барри стал неофициальным опекуном их детей — пятерых мальчиков. В 1904 году на сцене была поставлена пьеса «Питер Пэн». Барри удостоился многих почестей: в 1913 был произведен в баронеты, в 1922 награждён орденом «За заслуги»; в 1919—1922 стал ректором Сент-Эндрюсского университета, в 1930—1937 — канцлером Эдинбургского университета; с 1928 был президентом «Общества литераторов».
Умер Барри в Лондоне 19 июня 1937.
9 мая 1860 года в семье простого ткача родился девятый ребенок по имени Джеймс Мэтью Барри, в будущем известный писатель. Джеймс окончил Эдинбургский университет, уже, на тот период, имел работу в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл». 1885 год стал для него запоминающимся, ведь именно тогда началась плодотворная литературная деятельность Джеймса Барри.
1889 год – публикуется серия повестей о жизни в деревне «Идиллия Олд Лихта», затем роман, описывающий жизнь журналистов «Когда человек один». Но в его биографии были промахи, например в 1888 году мелодрама «Лучше умереть» стала неудачной. Но это только одно произведение не вызвало восторга. Затем последовали замечательные работы писателя. В 1891 году вышел любовный роман с элементами психологии «Маленький служитель», в 1896 году «Сентиментальный Томми», далее в 1900 году продолжение замечательного романа – «Томми иГризел». Также писатель в 1896 году выпустил книгу о матери «Маргарет Огилви». Настоящую известность Джеймс получает благодаря драматургии. В 1901 год пьеса – комедия об Англии начала 19 века «Кволити-стрит». Джеймс входит в список самых популярных и выдающихся драматургов. Такие пьесы, как «Замечательный Крихтон», «Мери Роуз», «Что знает каждая женщина» тоже были популярными в свое время.
В 1887 году было знакомство с семейство Дэвис, что послужило прочной и долгой дружбы, перенесенные через многие годы. Личная жизнь Джеймса тоже интересно развивалась. В 1894 году Джеймс берет в жены Мэри Энселл – молоденькую актрису, которая сыграла роль в одной из пьес драматурга. Прожив в браке 25 лет и не нажив детей, супруги решают развестись. Но Джеймс все равно становиться отцом пятерых детей. Смерть супругов Дэвис подкосила Барри, но он оформил опеку над их детьми. Пять мальчиков стали его семьей.
Но самая важная пьеса в жизни драматурга это «Питер Пэн», которую поставили в 1904 году. Джеймс Барри был удостоен многими почетными званиями: 1913 год – произведение в баронеты; в 1922 год – орден «За заслуги»; 1919-1922 гг. – был ректором Сент-Эндрюсского университета; 1928 год – президент «Общества литераторов»; 1930—1937 гг. – канцлер Эдинбургского университета. Смерть настигла Джеймса Мэтью Барри 19 июня 1937 году в Лондоне.
Источник: https://www.allsoch.ru/barri/
Джеймс Мэтью Барри – биография
Создатель одной из самых знаменитых сказок в мировой литературе, Джеймс Мэтью Барри, появился на свет 9 мая 1860 года в шотландском городке Кирримьюр.
Этот старинный городок отлично подходил для детства будущего сказочника: здесь были найдены каменные плиты с рисунками, созданными древним народом пиктов, а в XVI веке церковные власти городка преследовали ведьм… Непростое место этот Кирримьюр!
Но Джеймс рос в совсем не сказочной реальности — он был не просто сыном ткача с джутовой фабрики и домохозяйки, но еще и девятым ребенком в семье! Даже в семействе любящем и дружном будет ощущаться нехватка личного пространства.
Возможно, это подтолкнуло Джима к уходу в мир фантазий и последующему созданию собственной волшебной страны. И не только это: Джиму было 7 лет, когда трагически погиб один из его старших братьев, Дэвид (ему вот-вот должно было исполниться 14).
Маргарет, мать семейства, тяжело переживала горе, и малыш Джеймс старался на свой лад смягчить этот ужасный удар судьбы: он надевал на себя одежки покойного и беседовал с мамой от его имени. Мертвый Дэвид был обречен навсегда остаться мальчиком — знакомый мотив?
Все дети из семьи Барри ходили в начальную школу. Джим был самым маленьким и хилым в классе. Его не травили, но наградили кличкой в виде девчоночьего имени: Венди. Сама жизнь «подбрасывала» ему нужные детали будущей гениальной сказки! Вспомните имя героини «Питера Пэна».
Джеймсу, единственному из детей Барри, удалось поступить в Эдинбургский университет. Уже тогда он определился с призванием: он хорошо писал и по окончании университета устроился журналистом в «Nottingham Journal», а в 1885 году уехал в Лондон в качестве внештатного корреспондента этого издания.
К 1889 году он уже написал первые вещи — серию повестей о жизни в деревне, роман о журналистах и мелодраму «Лучше умереть» (с таким названием ее явно не ждал успех).
Молодой автор ищет себя и пока не находит. Зато в Лондоне он общается с писателями и даже входит в некий созданный ими крикетный клуб. Членами клуба были Голсуорси, Уэллс, Вудхауз, Джером К.Джером, Бернард Шоу и Конан-Дойл. Последний был единственным из всей компании, умевшим играть в крикет!
К 1897 году Барри, все еще находясь в творческом поиске, обращается к драматургии — и это оказывается «его»: пьеса «Кволити Стрит», а за ней и ряд других, приносят ему успех, славу в драматургических кругах и деньги. А где же Питер Пэн? Он уже близко…
Джеймс, несмотря на успешные пьесы, продолжает творить и прозу, и в романе «Томми и Гризель», впервые появляется образ мальчика, оставшегося без семьи. Он радуется, что потерялся, и главный его страх — что найдут и ему придется вырасти: ему кажется, что без семьи он навсегда сможет остаться ребенком.
В 1898 году Джеймс, гуляя в Кенсингтонском саду, знакомится с двумя забавными мальчишками, гуляющими с няней (третий мальчик, грудной младенец, «прогуливался» на руках женщины).
Сам писатель к тому времени уже 4 года был женат, но не мог иметь детей (судя по воспоминаниям мемуаристов, он страдал импотенцией). Но детей он любил, ему нравилось с ними общаться — и мальчики по имени Джордж и Джек пришли в восторг от его выходок: он плясал со своим псом, шевелил ушами, рассказывал удивительные истории…
Очень скоро он стал для них просто «дядей Джимом». Вскоре на званом обеде он познакомился и с их родителями, Артуром и Сильвией Дэвис.
Этой паре будет суждено произвести на свет еще двоих мальчиков, а потом поочередно, с интервалом в три года, уйти из жизни (обоих погубил рак).
Джеймс Барри, наряду с бабушкой мальчиков, двумя их дядями и няней, стал их опекуном.
Благодаря общению с пятью мальчиками Дэвис у Барри окончательно сложился замысел «Питера Пэна» — ребята, играющие в индейцев и пиратов, будоражили его творческую фантазию.
В 1901 году не желающий расти мальчик — уже с этим самым именем, Питер Пэн (в честь одного из мальчиков Дэвис), появится в повести «Маленькая белая птичка», а в 1904 станет главным героем пьесы «Питер Пэн» и прославится на лондонских подмостках (в постановке Чарльза Фромэна в театре герцога Йорка).
В 1911 году Барри, не в силах расстаться с любимыми героями, переделает драматургический материал в прозаический, новеллу «Питер и Венди». Он до конца жизни продолжал общение с выросшими мальчиками Дэвис.
Тяжким ударом для него стала гибель двоих из них — старший, Джордж, в 22 года погибнет на фронте во Фландрии во время Первой Мировой, а четвертый, Майкл, не дожив и до 22 лет, утонет в озере в Оксфорде. Майкл был любимцем Барри, сохранилось фото, где 6-летний лохматый малыш со взглядом бесенка одет в костюм Питера Пэна.
Сам Барри, к тому времени баронет, награжденный орденом «За заслуги», канцлер своей alma mater, университета в Эдинбурге, и президент «Сообщества литераторов», умрет в 1937 году от осложнений пневмонии, завещав значительную часть всего нажитого своему бессменному секретарю Синтии Аскет.
Но самое ценное свое достояние — права на «Питера Пэна» — он подарит детской больнице Грейт Ормонд Стрит. До сих пор Мальчик, Не Желавший Расти, приносит этому заведению дивиденды от всех, кто работает над историей Питера Пэна — например, от киностудии Disney.
Источник: https://gidinform.ru/dzhejms-metyu-barri-biografiya/
Джеймс Мэтью Барри
Шотландский драматург и прозаик, более узнаваемый благодаря притче “Питер Пен”.
Родился 9 мая 1860 в местечке Кирим’юер в Шотландии и был девятым ребенком в семье ткача. Когда ему было 6, его старший брат Девид (материнский любимчик) умер за два дня до собственного 14-летия. Мама была в отчаянии, и Джеймс пробовал занять место Девида, даже надевал его одежку и насвистывал, как он.
В один прекрасный момент Джеймс зашел в материнскую комнату, и та спросила: “Это ты?” “Я думаю, она разговаривала с мертвым мальчуганом, — напишет Барри потом в автобиографической книжке, — и я обидно ответил: “Нет, это не он, это всего только я”. Его мама находила утешение, думая, что ее мертвый потомок навечно остается мальчуганом, никогда не вырастет и не покинет ее.
Барри обучался в Академии Дамфриса, а потом в Эдинбургском институте, по окончании которого работал в редакции газеты «Nottingham Journal».
Литературой начал заниматься в 1885 году — написал серию повестей о деревенская жизнь, роман, несколько любовно-психологических романов.
С 1897 года обращается к драматургии, становится известным после комедии «Quality Street» (1901) о жизни Великобритании начала XIX века.
В 1897 году Барри знакомится с Сильвией и Артуром Девисами, чья семья будет играть важную роль в жизни писателя. Он нередко проводит время с детьми Девисов. Сам Барри был женат на актрисе Мэри Энсел 15 лет, но детей не имел.
После смерти Артура и Сильвии Барри делается опекуном их пятерых детей — Джорджа, Джона (Джека), Питера, Майкла и Николаса. Барри придумал Питера Пена, чтоб веселить Джорджа и Джека: он выдумал, что их младший брат Питер умеет летать.
Он утверждал, что до рождения все дети — это птицы, и родителям приходится закрывать окно в детской комнате, чтоб малыши не улетели. Эта история переросла в сказку про мальчугана, который все таки улетел.
В первый раз образ Питера Пена появляется в 2-ух ранних книжках Барри. В романе “Томми и Гризел” упоминается мальчишка, который отбился от семьи: он рад, что потерялся, и опасается, что его отыщут и принудят вырасти.
Позже о мальчугане, который не желал расти, рассказывалось в 6 главах книжки “Белая птица” (The little white bird), которые потом вышли отдельным изданием под заглавием (Peter Pan in Kensington Gardens, 1906) с иллюстрациями Артура Рэкхема.
В 1904 году была поставлена пьеса “Питер Пен”, после которой к Барри пришла реальная слава: в 1922 году одарили орденом “За заслуги”, в 1919 он стал ректором Сент-Эндруского института, а в 1930 — канцлером Эдинбургского института, с 1928 был президентом Общества литераторов.
В 1911 Барри переработал пьесу в повесть “Питер и Венди” (Peter and Wendy).
Писатель потерял собственных самых возлюбленных домочадцев: Джордж был убит на войне (1915), Майкл, с которым Барри переписывался раз в день во время его обучения в институте, утонул вместе со своим другом и, может быть, любовником, в 1921 году за месяц до собственного 21-летия.
Джеймс Мэтью Барри скончался 19 июня 1937 г. Через пару лет после его смерти, Питер собрал домашний архив, включающий документы и переписку с Барри, присоединил к этому свои комментарии, после чего покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд.
Источник: http://glavbuk.ru/dzhejms-metyu-barri/
Джеймс Барри
Я подумаю об этом завтра.
“Унесенные ветром” Маргарет Митчелл.
Она подумает об этом завтра. Такая взрослая, серьезная и ответственная женщина. Меркантильная стерва, меняющая мужей, как перчатки. Черная вдова. Один в поле воин. Спасительница. Та, что платит за всё. Или…
Девчонка-подросток, красивая и избалованная, папина любимица; альфа-самочка в прайде тинейджеров, всегда получающая, .чего желает; скарлатина, почти чума; отчаянная драчунья, но с оглядкой на дворовые авторитеты. Девочка, пронесшая через три замужества мечту о Принце на Белом Коне.
Это в национальном характере понимаете. Северомериканские Соединенные Штаты под знаком Быка и тип отношения с действительностью соответствует возрасту Быка – возрасту подростка. Потому самые пронзительные, щемяще-нежные, бурлящие страстями: “все или ничего” артефакты мировой культуры родом оттуда.
Как вся русская культура “родом из детства”. Потому что Россия – Лошадь, соответственно возраст младшего школьника, 7-11 лет. И потому “Детство Тёмы”, “Детство. Отрочество. Юность”, “Три страны, которых нет на карте” “Старик Хоттабыч” “Зеркало” Тарковского и пелевинская “Онтология детства”.
Достоевская “слеза ребенка”, наконец.
Их предельная милитаризованность и естественное, как дыхание, подчинение иерархии. Наше тяготение к сильной руке при в целом малой управляемости (“суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения”).
Но я отклонилась от темы, а между тем, высокая геополитика, противостояния и сопутствующие обобщения вообще вне сферы моих интересов – возвращаюсь.
Америка вернула миру “Ромео и Джульетту” в том возрасте, какой заявлен Шекспиром в его гениальной пьесе. Да, я о фильме Дзеффирелли.
Вы ведь согласитесь, что шекспирова пара влюбленных неуловимыми деталями взрослее пятнадцати и шестнадцати лет? Дежурная театральная шутка о престарелой приме, играющей Джульетту, не на пустом месте возникла. А знаете, почему? Потому что Англия под знаком Крысы, которая соответствует возрасту самостоятельного молодого человека: 24-32 года. Они молоды, но уже не юны.
Не могла избавиться от этого ощущения, читая “Лужок черного лебедя” Митчелла (не родственника Маргарет, всего лишь однофамильца). Английский роман о тинейджере в реальности явится романом о молодом человеке, не “обдумывающем житье”, но действующем в манере полного сил индивидуума, которому открыты многие дороги.
Более озабоченного проблемами самоидентификации, чем стремлением стать “как все”.
Поводом написать этот текст послужила реплика умного человека о “Шербурских зонтиках” как отражении подростковости французов. Нет, – подумала, – Не подростки, те см. выше. А кто французы? Постой-постой, совершенно точно Коза, возраст которой соответствует старшему дошкольнику. Ну, наговоришь тоже. А и наговорю.
Смотрите: период острой лингвистической гениальности и как французская культура тяготеет ко всякого рода бон мо.
Первоначальная половая самоидентификация, “мы разные” и они словно первопроходцы, осваивающие галантное пространство с неизбывным удивлением богатству и яркости ощущений, даруемым взаимодействием мужчины и женщины.
Но.с мальчишечьей дружбой этим отношениям не равняться – и вот вам мушкетеры с их “один за всех, все за одного”. Хотите примеров посерьезнее? Да хотя бы: “А может быть это начало большой мужской дружбы?” из старого французского кино некогда новой волны.
Отношение
к жизни смышленого ребенка, для которого игра еще основной вид деятельности, невыносимая легкость бытия. Школьную сбрую наденут на Лошадь, совсем уже скоро. Французская культура – вся питерпэнистость.
Да-да, роман о мальчишке, не желающем становиться взрослым, написан представителем культуры, имеющей желание вернуться в детство, да не имеющей возможности.
Есть же Пруст, наконец, с его “В поисках утраченного времени”. И что с того? Я один только роман цикла прочитала, но что “В сторону Свана”, как не бесконечное пересыпание камушками из ладони в ладонь детских впечатлений? Вспыхивают молниями, озаряя взрослую жизнь.
Вот волшебный фонарь в его комнате и мама не поцеловала, прощаясь на ночь, и это самое тяжкое горе. Оно пребудет с ним навеки, циклически повторяясь, отражаясь в анфиладе зеркал с другими людьми. Или пирожное Мадлен, размоченное в ложке липового чая у тетушки.
Классика жанра, господа!
И что теперь? Жили – не тужили, тут явилась Майя Ставитская и объяснила, кому о чем можно писать? Ну конечно нет. Это просто наблюдение, любопытная закономерность, которая работает независимо от нашего к ней отношения.
Через самых солидных персонажей американской культуры сквозят подростки; русские – все дети, насильно вырванные из игровой среды, где для них естественно и посаженные за парту, как в повозку впряженные; англичане – молодые люди, порой желающие вернуться к былой беззаботности, но четко осознающие реальные плюсы нынешнего положения. А французы играют по-настоящему, даже вынужденные тяжко трудиться.. Гаврош и Козетта – самое оно.
Источник: https://www.livelib.ru/author/24102-dzhejms-barri
Джеймс Мэтью Барри: кем был создатель Небывалой страны?
Джеймс Барри родился 9 мая 1860 года в Шотландии, в городке Кирримьюир. Он был девятым сыном в семье ткача. Несмотря на то, что семья жила бедно, родители стремились дать детям достойное образование, и Джеймс окончил Эдинбургский университет.
После этого он работал журналистом, а в 1885 году Барри переезжает в Лондон, где начинает писать свои первые произведения.
Если романы Барри не принесли ему большой известности, то его пьесы имели огромный успех. Первой была комедия «Кволити-стрит», потом пьесы «Что знает каждая женщина», «Мери Роуз» и другие. И все же имя Барри живет благодаря «Питеру Пэну».
Существует прекрасный фильм Марка Форстера «Волшебная страна». Так перевели название на русский язык, а на английском — «Finding Neverland» — «В поисках Волшебной страны». И фильм показывает, как Барри искал свою Волшебную страну, писал «Питера Пэна».
Фильм немного отличается от реальности, но все же показывает главное — дружбу Барри с детьми Дэвис, для которых вначале и писалась сказка. После смерти их родителей Барри становится их опекуном, и это не единственный случай.
Барри также заботился о детях погибшего при полярной экспедиции Роберта Скотта, который был его другом и чье предсмертное письмо было адресовано Барри.
Барри дружил также со многими известными писателями того времени: Гербертом Уэллсом, Джеромом К. Джеромом, Томасом Харди и другими.
Вместе с Артуром Конан-Дойлом Барри даже написал либретто, которое, правда, с треском провалилось, после чего они написали рассказ, где к Шерлоку Холмсу приходят два писателя и просят объяснить причину их провала. Великий сыщик отказал им.
А что же с Питером Пэном? Его образ мелькал в книгах Барри еще до отдельной пьесы.
Это был мальчик, счастливый мальчик, который не хотел взрослеть. Который боялся, что его найдут и заставят вырасти. Возможно, это брат Барри, который умер в детстве и навсегда остался для всех молодым.
В Кенсингтонских садах стоит памятник Питеру Пэну.
Угадайте, кто его туда поставил? Сам Барри! Он заказал скульптуру Джорджу Фрэмптону и в ночь на 1 мая 1912 года установил её. Все сразу узнали Питера Пэна, и, хотя был большой скандал, скульптура стоит там до сих пор.
Сэр Джеймс Барри был удивительно добрым человеком, что подтверждает вся его жизнь.
И перед смертью он сделал подарок, по щедрости сравнимый с немногими. Барри подарил «Питера Пэна» детской больнице Грейт-Ормонд-стрит, и по специальному решению суда та до сих пор получает дивиденды, например, от компании Дисней.
Можно сказать, Барри также подарил миру имя Венди.
Барри дружил с детьми, и вот одна маленькая девочка называла его «френди» — дружок, но говорила она плохо, так и возникло имя «Венди».
Пьеса «Питер Пэн» была написана для детей, но она и для взрослых. Как многие действительно прекрасные сказки, она по-особенному мудра и светла. Такие истории сопровождают всю жизнь, и, как ни странно, Питер Пэн живет в каждом.
Кем же был Барри? Возможно, просто мечтателем, чудаком?.. Но разве это важно?
Какой чудесный мир он создал! Все знали когда-то, что Неляндия существует. Все хлопали, чтобы Динь ожила. Удивительно, сколько хлопков раздавалось, а может, и раздается сейчас! Все хлопают, все верят в чудо.
Не хотите вернуться в Небывалую страну? Помните, «второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра»
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/59305/
Джейм Барри
БАРРИ, ДЖЕЙМС МЭТЬЮ (Barrie, James Matthew) (1860–1937), английский драматург и романист. Родился 9 мая 1860 в Кирримьюре (графство Форфаршир, Шотландия). Был девятым ребенком в семье ткача. Начальное образование получил в Кирримьюре и Форфаре.
По прохождении подготовительного курса в академии Дамфрис был зачислен в Эдинбургский университет, который окончил в 1882. С января 1883 по октябрь 1884 работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл».
27 марта 1885 отправился в Лондон, где прожил до конца своих дней.
В течение 15 лет (1885–1900) Барри занимался литературной деятельностью.
В это время написаны все его романы: неудачная мелодрама Лучше умереть (Better Dead, 1888); Малый служитель (Little Minister, 1891); Чувствительный Томми (Sentimental Tommy, 1896) и его продолжение Томми и Гризел (Tommy and Grizel, 1900). В этих книгах много шотландских диалектизмов и местных словечек, чудаковатости, юмора, пафоса и сентиментальности, порою различаются нотки потаенной горечи.
После 1900 Барри пишет книги для детей, составившие повествование о Питере Пэне, и пьесы, которыми он больше всего известен. Первым сценическим успехом Барри стала постановка драматургической версии его Малого служителя (1897). Однако только Кволити-стрит (Quality Street, 1901; рус. перевод под назв.
В глухом переулке, 1906), блистательная комедия, изображающая Англию начала 19 в., ввела его в круг выдающихся драматургов того времени.
Успех закрепили пьесы, среди которых лучшими, пожалуй, были Восхитительный Крайтон (The Admirable Crichton, 1902), Питер Пэн (Peter Pan, 1904), О чем знает каждая женщина (What Every Woman Knows, 1908), Смотрится, как двенадцатифунтовая купюра (The Twelve Pound Look, 1910), Поцеловать Золушку (A Kiss for Cinderella, 1916), Дражайший Брут (Dear Brutus, 1917), Почтенная дама демонстрирует свои медали (The Old Lady Shows Her Medals, 1917), Мэри-Роуз (Mary Rose, 1920); все эти произведения отмечены теми же качествами, что и ранние романы. Почти все свои пьесы Барри сопровождал очень подробными, многословными сценическими ремарками; опубликованные через несколько лет после успешных премьер, пьесы столь же успешно раскупались. В пьесах Барри реальность часто смешана с вымыслом, а юмор и комические положения овеяны светлой печалью.
Настоящую славу принес писателю образ Питера Пэна, мальчика из Страны Никогдании, который очень не хотел становиться взрослым. Впервые его образ появился в двух ранних книгах Барри.
В романе Томми и Гризел упоминается отбившийся от родителей малыш, который очень рад, что потерялся, но боится, что его все же отыщут и заставят вырасти. Потом о мальчике, который не хотел расти, было подробно рассказано в шести главах детской книги Белая птичка (The Litle White Bird, 1902; рус.
перевод 1918), вышедших затем отдельной книгой под назв. Питер Пэн в Садах Кенсингтона (Peter Pan in Kensington Gardens, 1906) с иллюстрациями А. Рэкема.
На сцене пьесу Питер Пэн впервые поставил в декабре 1904 в Лондоне Ч.Фроман.
Главными персонажами выступали друзья Питера Пэна – Милая Венди, ее братья Джон и Майкл, собака-нянька Нана, взбалмошная фея Дин-Дили-Дон, а также Потерявшиеся Мальчишки, свирепый пират капитан Гук-Крюк, у которого вместо одной руки страшный железный крючок, и полагающийся набор Краснокожих индейцев, пиратов и разнообразного зверья.
Питер и фея подговаривают Венди и ее братиков убежать в страну Никогданию; друзья поселяются в подземном доме, купаются в лагуне, переживают множество страшных приключений и после победы Питера над пиратами возвращаются домой. В 1911 Барри переработал пьесу в повесть Питер и Уэнди.
Барри удостоился многих почестей: в 1913 был произведен в баронеты, в 1922 награжден орденом «За заслуги»; в 1919–1922 стал ректором Сент-Эндрусского университета, в 1930–1937 – канцлером Эдинбургского университета; с 1928 был президентом «Общества литераторов».
Умер Барри в Лондоне 19 июня 1937.
Энциклопедия Кругосвет
Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/b/barry.html
Джеймс Барри. Биография Джеймса Барри
Автор замечательной сказки про Питера Пэна, выдающийся романист и драматург Шотландии Джеймс Мэтью Барри стал девятым ребенком в семье трудолюбивого ткача. Родился мальчик в мае 1860 года и, невзирая на сложное материальное положение семьи, смог получить достойное образование.
Большим другом и эталоном природных талантов для детей являлась их мама Маргарет, одаренная самой природой прекрасным слухом и голосом, умением проникновенно петь народные песни и баллады, пересказывать удивительные легенды и сказания.
Многодетные родители, порой отказывая себе в самом необходимом, сумели всем своим отпрыскам обеспечить хорошее образование.
Старший брат Александр, первым получивший диплом и место преподавателя в Глазго, тут же взялся опекать ораву младших братьев и сестер. Как свидетельствует ранняя биография Джеймса Барри, юноша благополучно окончил академию, а затем и крупнейший шотландский университет в Эдинбурге.
По окончании обучения молодой человек устроился работать в редакцию журнала, где и получили известность его небольшие очерки, объединенные в книгу «Идиллия Старых Огней». С 25-летнего возраста Джеймс целенаправленно занимается литературным трудом, и его деревенские повести и романы обретают недюжинную популярность.
Творчество Барри пользуется благосклонностью читательской публики и литературных критиков, неустанно пополняясь новыми талантливыми произведениями. К сорока годам Джеймс становится лучшим драматургом Шотландии, создающим уникальные сценические поставки по собственным сочинениям.
Однако настоящие почести и слава пришли к Джеймсу в 1904 году, после показа на театральных подмостках его знаменитой сказки «Питер Пэн», за которую писатель был удостоен ордена и звания баронета.
Как указывает биография Барри, в 1919-м он избирается ректором при университете в городе Сент-Эндрюс, с 1928-го президентствует в Обществе литераторов страны, а в 1930 году становится университетским канцлером в Эдинбурге.
Поводом к написанию знаменитой истории о Волшебной Стране Нетландии и нестареющем мальчике стала крепкая дружба писателя с семейством Дэвисов, среди сыновей которых и был прототип главного героя этой сказки Питер. После смерти Артура и Сильвии Дэвис Джеймс самоотверженно опекал пятерых осиротевших детей своих друзей.
Личная жизнь Барри не изобилует интересными для читателя фактами, являясь весьма обыденной и рутинной. Супруга писателя Мэри неистово ревновала мужа к чужим детям, что не мешало ему проводить время в интересном для себя общении с любознательной ребятней.
После достаточно продолжительного брака супруги Барри все-таки развелись, так и не произведя на свет потомства.
Среди близких друзей Джеймса, человека исключительно порядочного и чрезвычайно доброго, было немало именитых друзей, таких как Джон Голсуорси и Герберт Уэллс, Джеймс Мередит и Артур Конан Дойл. Кстати, с последним из вышеперечисленных писателей Барри был наиболее дружен на протяжении многих лет.
Творческий путь Джеймса Барри отмечен многими литературными шедеврами, известными во всем мире, но именно трогательная история о мальчике, который не хотел взрослеть, до сих пор чрезвычайно интересна миллионам маленьких читателей.
Умер писатель в 1937 году, оставив свое внушительное состояние лондонской детской больнице, вместе с авторскими правами на свою бессмертную сказку.
Источник: https://stud-time.ru/biografii-zarubezhnyx-pisatelej-i-poetov/dzhejms-barri.html
James Matthew BarrieДжеймс Мэтью Барри
1860 — 1937
“Жизнь каждого человека – это дневник, в котором собираются записать одну историю, а записывают совсем другую” – так считал Джеймс Барри.
И правда – загадочный рок преследует некоторых писателей: всю жизнь сочиняют они книги для взрослых, но остаются бессмертными лишь в истории детской литературы.
Вот и Джеймс Барри – журналист, новеллист и талантливый драматург, издавший дюжины серьёзных произведений, известен как автор одной-единственной истории для детей – о Питере Пэне, волшебном мальчике, которому не суждено повзрослеть.
Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 года в шотландском городке Кирримьюр. Когда Джеймсу исполнилось шесть лет, трагически погиб его старший брат. Смерть любимого сына практически до конца жизни приковывает к постели мать – Маргарет Огилви, но в то же время сближает её и Джеймса.
Влияние матери на жизнь и творчество Барри было огромным, кто-то даже называет Огилви “удавом”, захватившим его сознание. Так это или нет, но маленький Джеймс, пытаясь заменить погибшего брата, практически не выходил из комнаты матери, где часами слушал её воспоминания о детстве.
Эти рассказы позже лягут в основу многих его произведений.
Пять счастливых лет провёл Джеймс в колледже в Дамфрисе. Там же был поставлен его первый спектакль – “Банделеро Бандит”. Семья прочила Барри карьеру священника, но он заявил родителям, что хочет стать писателем. После долгих семейных споров Джеймс всё же поступил в Эдинбургский университет на литературное отделение.
В студенческие годы Барри начал писать статьи о театре для эдинбургских газет, а в дальнейшем с успехом печатался в лондонских изданиях. В 1888 году некоторые очерки Джеймса Барри вышли единым сборником “Идиллии старых огней”.
Эта первая книга Барри положила начало трилогии о вымышленном провинциальном городке Трамзе, прототипом которого был родной Кирримьюр.
Литературный талант Барри, который ярче всего проявился в драматургии, быстро снискал ему признание читателей. Наиболее успешными его пьесами были “Восхитительный Кричтон” (1902), “Питер Пэн, или Мальчик, который не захотел стать взрослым” (1904), “Поцелуй Золушки” (1916), “Дорогой Брут” (1917) и “Мэри Роз” (1920).
Все произведения писателя автобиографичны. Он вовлекал в литературное пространство знакомых людей и происходившие с ним события. Почти в любом произведении можно найти отражение его собственной жизни.
После окончания университета Барри переехал в Лондон, где прожил до конца своих дней.
Он женился на актрисе Мэри Энселл, однажды сыгравшей в одной из его пьес, но брак не принёс ни детей, ни счастья и был расторгнут после двадцати трёх лет совместной жизни.
Однажды, прогуливаясь в Кенсингтонском саду с сенбернаром Портосом (прообразом чудесной Нани из “Питера Пэна”), Барри встретил пятилетнего Джорджа Дэвиса. Несмотря на сопротивление недоверчивой и чопорной няньки, Джеймс завёл дружбу с мальчиком и его братом.
При каждой встрече Барри придумывал для мальчиков сказочные истории и игры, давая волю своей фантазии. Позже на званом обеде он познакомился и с родителями мальчиков – Сильвией и Артуром Дэвис. С этого момента начались долгие, романтические и непростые отношения писателя с их семейством.
Однако родители умерли очень рано: в 1907 году от рака скончался отец, а буквально через два года ушла из жизни и мать. К этому моменту было уже пять сыновей Дэвис – Джордж, Джек, Питер, Майкл и Николас. После смерти Артура и Сильвии Барри полностью взял на себя заботу о детях, став их неофициальным опекуном.
Самый знаменитый образ Джеймса Барри – Питер Пэн возник как попытка развлечь Джорджа и Джека. Барри подкинул ребятам весёлую идею, будто их братишка Питер, тогда ещё младенец, умеет летать.
Больше того, он рассказал им, что все дети до того, как появились на свет, были птицами – а как ещё объяснить, зачем родители ставят решётки на окнах детских комнат?
Сначала волшебный мальчик Питер стал героем шести глав “взрослой” книги Барри “Маленькая белая птичка” (1902). Но идея о вечно юном мальчике занимала писателя уже давно.
Ещё в ранней повести “Томми и Гризель” (1900) возникает образ убежавшего от родителей малыша, который боится, что его отыщут и заставят вырасти.
Позднее Барри написал пьесу о дальнейших приключениях Питера Пэна.
На сцене пьесу “Питер Пэн, или Мальчик, который не захотел стать взрослым” впервые поставил 27 декабря 1904 года поклонник творчества Барри и его верный друг Чарльз Фроман.
Это была необычная постановка. Никто прежде не пытался показать реальный полёт на сцене – это казалось невозможным и обречённым на провал. Но веривший в чудеса и уверенный в успехе автор нанял профессионального воздушного гимнаста, и тот не только научил актёров летать, но и придумал для них новые ремни безопасности.
Содержание готовящегося спектакля хранилось в строжайшем секрете: для пущей конспирации актёрам выдавали не полный сценарий, а лишь отрывки, необходимые для репетиции.
Зрители не ожидали увидеть детскую, где в няньках служит собака – ньюфаундленд, ведь пьесы Барри славились реалистичностью и сентиментальностью, и подобное чудачество никак не вязалось с его именем.
Но зрители – и дети, и взрослые – были восхищены спектаклем.
По ходу спектакля Питер Пэн обратился к зрителям с просьбой поаплодировать фее Динь-Динь, потому что только человеческая вера может спасти её от смерти.
Этой сцены Барри очень боялся: прямое обращение к зрителям было непривычно для театра того времени. Риск, что публика не поймёт этого, был велик.
Барри даже сговорился с музыкантами, чтобы те в случае провала бросили свои инструменты и начать хлопать сами. Но растроганная публика отозвалась на призыв Питера спасти фею.
Перед каждой новой постановкой автор переделывал и совершенствовал пьесу. Один из его биографов насчитал более двадцати вариантов. Некоторые сцены со временем были изъяты.
Так случилось с эпизодом, в котором Крюк после возвращения Венди и её братьев с острова Небывалого появляется в Кенсингтонском саду в образе школьного учителя, окружённого персонажами итальянской commedia dell’arte (комедии масок).
В ответ на частые вопросы Чарльза Фромана, что же произойдёт с Венди, когда она вырастет, Барри сочинил эпилог “Когда Венди стала взрослой” и сам втайне его срежиссировал. И зрители, и сам режиссёр были очень удивлены, когда после заключительной сцены занавес открылся вновь.
И хотя на сцене этот эпилог поставили лишь однажды, узнать, что же именно произошло, может каждый: через несколько лет эпилог превратился в заключительную главу повести “Питер Пен и Венди”.
В 1906 году к Рождеству вышла книга “Питер Пэн в Кенсингтонских садах”, где были собраны сказочные главы из “Маленькой белой птички”.
Проиллюстрировал это издание Артур Рэкхэм – один из самых талантливых и успешных иллюстраторов того времени. Книга сразу стала необычайно популярной. А в 1911 году Джеймс Барри переделал пьесу в повесть “Питер Пэн и Венди”.
В России Питер Пэн появился в 1918 году1, но вновь о нём услышали лишь в конце 1960-х, когда вышла в свет книга “Питер Пэн и Венди” в переводе Н.М.Демуровой2; на настоящий момент этот перевод является наиболее полным, остальные скорее являются адаптациями. Чуть позже появилась и русскоязычная версия знаменитой пьесы Джеймса Барри, пересказанной Б.
Заходером, – “Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел расти”3. А вот с книгой “Питер Пэн в Кенсингтонском саду” русские читатели смогли познакомиться лишь совсем недавно благодаря переводчице Г.Гринёвой4, но, к сожалению, она не смогла удержаться от значительных изменений текста.
Джеймс Барри умер 19 июня 1937 года. “Взрослые” произведения Барри по вине литературных критиков, которые отнесли его к “исключительно детским писателям”, оказались надолго забыты, но главного героя его детских книг никто забыть не смог.
Ещё при жизни автора в Англии, Америке и некоторых других странах возникла театральная традиция – на Рождество показывать детям спектакли о “Питере Пэне”.
Питеру Пэну посвящено множество фильмов, мультфильмов, немыслимое количество театральных постановок и мюзиклов, написано немало подражаний и переделок, существует даже продолжение книги – “Питер Пэн в багровых тонах”, которое сочинила Джеральдин Макоркран.
Чем же так очаровывает Питер Пэн? Джеймс Барри создал не просто нового героя детской книги – он создал литературный миф. Трактовки этого мифа – разные. Но для многих поколений читателей Питер Пэн стал олицетворением самой идеи детства – времени, по которому так часто тоскуют взрослые.
Со времени первой премьеры пьесе о Питере Пэне неизменно сопутствовал успех, но её автор не разбогател на вырученных гонорарах. Зато в выигрыше остались дети. Перед смертью Джеймс Барри передал права на “Питера Пэна” детской больнице на Грейт-Ормонд-стрит в Лондоне.
А когда в 1987 году срок авторского права истёк, парламент в знак уважения к выдающемуся соотечественнику бессрочно продлил право больницы на получение определённого процента от продажи товаров с использованием имени вечно юного мальчика. Так что сказка продолжает лечить.
© Анна Штейман для “Библиотеки в школе”
2010 г.
1 Барри Дж. М. Книга с картинками о Петере Пане : дет. книга / Пер. Л. Бубновой; худ. А. Уудуорд, Д.О’Коннор. – М. : Дет. книга, 1918.
2 Барри Дж. М. Питер Пэн и Венди : повесть-сказка / пер. Н.
Демуровой ; стихи в пер. Д. Орловской ; худ. И. Кабаков. – М. : Дет. лит., 1968.
3 Барри Дж. М. Питер Пэн, или Мальчик, который не хотел расти : пьеса в пяти действиях / Пер. и послесл. Б. Заходера ; худ. М. Митурич. – М.
: Искусство, 1971.
4Барри Дж. М. Питер Пэн в Кенсингтонском саду : повесть-сказка / Пер. и худ. Г. Гринева. – Калининград : Янтар. сказ, 2000.
Источник: http://deti.libfl.ru/writer/barrie
Биография Барри Д.М. краткая, читать
Вариант 1
Джеймс Мэтью Барри родился 9 мая 1860 РІ РљРёСЂСЂРёРјСЊСЋСЂРµ (Шотландия) Рё был девятым ребёнком РІ семье ткача. Учился РІ РРґРёРЅР±СѓСЂРіСЃРєРѕРј университете.
По окончании университета работал в редакции газеты «Ноттингем Джорнэл».
Литературную деятельность начал в 1885 году.
В 1889 году писатель опубликовал серию повестей из деревенской жизни «�диллия Олд Лихта» и роман из жизни журналистов «Когда человек один».
Затем Барри написал неудачную мелодраму «Лучше умереть» (Better Dead, 1888), любовно-психологические романы «Маленький служитель» (The Little Minister, 1891), «Сентиментальный Томми» (Sentimental Tommy, 1896) и его продолжение «Томми и Гризел» (Tommy and Grizel, 1900), книгу о матери «Маргарет Огилви» (Margaret Ogilvy, 1896).
С 1897 года Барри обращается к драматургии (сценическая обработка «Маленького служителя»).
�звестность ему приносит «Кволити-стрит» (Quality Street, 1901), комедия, изображающая Англию начала XIX века.
Пьесы Барри («Мери Роуз», «Замечательный Крихтон», «Кволити-стрит», «Что знает каждая женщина») ввели его в круг выдающихся драматургов того времени.
Р’ 1887 РіРѕРґСѓ Барри познакомился СЃ Сильвией Рё Артуром Дэвис. Рто знакомство стало началом долгой РґСЂСѓР¶Р±С‹ Барри Рё семьи Дэвис.
Р’ 1894 РіРѕРґСѓ Барри женился РЅР° молодой актрисе РњСЌСЂРё Рнселл, игравшей РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· его пьес. Брак был расторгнут РІ 1919 РіРѕРґСѓ. Детей Сѓ четы Барри РЅРµ было.
После смерти супругов Дэвис Барри стал неофициальным опекуном их детей — пятерых мальчиков.
В 1904 году на сцене была поставлена пьеса «Питер Пэн».
Барри удостоился РјРЅРѕРіРёС… почестей: РІ 1913 был произведен РІ баронеты, РІ 1922 награждён орденом «За заслуги»; РІ 1919—1922 стал ректором Сент-РРЅРґСЂСЋСЃСЃРєРѕРіРѕ университета, РІ 1930—1937 — канцлером РРґРёРЅР±СѓСЂРіСЃРєРѕРіРѕ университета; СЃ 1928 был президентом «Общества литераторов».
Умер Барри в Лондоне 19 июня 1937.
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskprrwp/index.html