Краткая биография беляев а. р.

Краткая биография Александра Беляева

>> Все биографии >> Писатели СССР

Беляев Александр Романович (1884— 1942), писатель.

Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов.

Отец отдал его учиться в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём.

После окончания семинарии он поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки, занимался журналистикой.

По возвращении в Смоленск работал присяжным поверенным, был музыкальным критиком и театральным рецензентом в газете «Смоленский вестник» (через несколько лет стал её главным редактором).

Обратите внимание

В 1913 г. Беляев отправился в поездку по Европе. Это путешествие дало массу впечатлений, которые позже отразились в книгах: он летал на гидроплане, забирался в горы, спускался в кратеры потухших вулканов, исследовал жизнь городской бедноты.

Два года спустя случилось несчастье: тяжёлая болезнь — костный туберкулёз позвоночника — на долгое время приковала Беляева к постели. Лишённый возможности передвигаться, он погрузился в чтение: изучал книги по медицине, биологии, истории, технике, следил за новейшими достижениями науки.

Встав на ноги, ещё долгое время вынужден был носить специальный корсет, преодолевая сильную боль.

С 1923 г. Беляев жил в Москве. Его литературная деятельность началась в 1925 г., когда журнал «Всемирный следопыт» опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля» (переработан в одноимённый роман в 1937 г.).

В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами.

Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей.

Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева («Человек-амфибия», 1928 г.; «Продавец воздуха», «Властелин мира», оба 1929 г.; «Ариэль», «Человек, нашедший своё лицо», оба 1941 г., и др.).

Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии.

Важно

В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции.

К. Э. Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения («Прыжок в ничто», 1933 г.; «Воздушный корабль», 1934—1935 гг.).

Беляев использовал разные жанры — от волшебной сказки до романа-памфлета. Он признан одним из основоположников современной российской научной фантастики.

Умер 6 января 1942 г. в городе Пушкине под Ленинградом.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-belyaeva

Александр Романович Беляев

Родился Александр Романович Беляев 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника Романа Петровича Беляева. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа.

В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения.

В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам. По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом.

Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать — Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка.

Еще одной «забавой» были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте — съемках «фотографий ужасов». Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства.

Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером. По окончанию Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку.

Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем.

Совет

В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу юрисконсультом.

В свободное время он пробовал заниматься литературой — в результате в газете «Гудок» стал печататься с продолжением его первый рассказ «Голова профессора Доуэля”(1925). В Москве Беляев прожил до 1928 г.; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов.

Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел. В 1928 г. А. Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера».

Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия — рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой.

Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же Беляев создает в эти годы пьесу «Алхимики…», роман «Прыжок в ничто». Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа.

Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо», рассказ «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти».

Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).

Обратите внимание

За всеми этими произведениями — страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее.

«Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства» подвергались резкой критике со стороны властных структур, что в поздний период творчества вынудило Беляева к созданию произведений, в которых основное — перечень изобретений, открытий, технических достижений и воспевание коммунистического будущего («Подземные земледельцы», «Под небом Арктики», «Чудесное око» и др.). В художественном отношении эти произведения малоинтересны. Не случайно подлинным завещанием писателя стал его последний роман в 1941 г. — «Ариэль». Герой романа наделен способностью летать без каких-либо научных обоснований этого таланта со стороны автора. Образ Ариэля — лучшее достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие возможности человека. Под конец жизни Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего «земное притяжение». Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы Беляев с семьей был оккупирован. 6 января 1942 г. писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу. Биограф Беляева О. Орлов выяснил, что вскоре после смерти писателя им «заинтересовывается гестапо. Исчезает папка с документами. Немцы роются в книгах и бумагах Беляева». Так или иначе, а семье Беляева пришлось заплатить за это сполна отбытием десятилетней ссылки на Алтае. Могила же писателя затерялась.

Неистребимый интерес Беляева к неведомому всегда искал опору в факте, в логике познания, приключения же служат, главным образом, занимательной канвой. Впрочем, и вымышленная фабула нередко отталкивается у него от факта. Толчком к созданию романа «ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АТЛАНТИДЫ» (1926) послужила, например, вырезка из французской газеты: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». Беляев заставил экспедицию разыскать в глубинах Атлантики останки этой легендарной цивилизации, восстановить историю предполагаемого материка. Материал писатель почерпнул из книги Р. Девиня «Атлантида, исчезнувший материк», русский перевод которой вышел в 1926 году. Девинь очень живо реконструировал легендарную страну, спор о самом существовании которой не решен по сей день. В известном смысле это была уже готовая научно-фантастическая обработка легенды, и Беляев воспользовался ее фрагментами, некоторые практически незаметные у Девиня частности развернув в целые образы. Например, Девинь упоминал, что на языке древних племен Америки (предполагаемых потомков атлантов) Луна называлась Сель. У Беляева это имя носит прелестная царевна. Беляев сохранил стремление ученого-популяризатора не отрываться от научных источников. Девинь, например, связывал с Атлантидой легенду о золотых храмовых садах, по преданию, укрытых от опустошительного вторжения испанских конкистадоров в недоступные горные страны Южной Америки. Беляев поместил эти сады в свою Атлантиду. Была или не была Атлантида, были или не были сады, где листья вычеканены из золота, но достоверно известно, что высокая культура обработки металлов уходит в глубочайшую древность. При всем том Беляев, писал известный атлантолог Н. Ф. Жиров, «ввел в роман много своего, особенно — использование в качестве скульптур горных массивов». В его романе столица атлантов построена на гигантской ладони бога Солнца, изваянного в цельном горном кряже. По словам Жирова, Беляев тем самым «предвосхитил открытие» его «перуанского друга, д-ра Даниэля Руссо, открывшего в Перу гигантские скульптуры, напоминающие беляевские (конечно, меньших масштабов)». Это частность, хотя по-своему и примечательная. Роман начинается главой «Как была открыта Атлантида», в которой удачливый американский фабрикант и биржевик мистер Солли слёг от мозгового удара. Врач категорически запретил ему возвращаться к коммерческой деятельности и посоветовал развлекаться, избегая умственного и нервного напряжения. Случайно он увидел книгу про Атлантиду и решил создать подводную экспедицию для отыскания исчезнувшего материка, что он и сделал. После долгих трудностей были найдены неоспоримые следы Атлантиды. Была найдена громадная библиотека. Рукопись удалось расшифровать, и один из участников экспедиции написал роман, в котором каждое положение основано на научных данных. Многочисленные гости прибывают в столицу Атлантиды город Посейдонис на праздник Солнца. Царь Атлантиды Гуан-Атагуераган подчинил все известные народы мира. Восстания были редки, но если они были, их подавляли с беспощадной жестокостью. Царь собрался уменьшить налог в пользу храмов, а это могло вызвать недовольство жрецов. Один из рабов Адиширна-Гуанч был гениальным художником, скульптором и ювелиром. К празднику Солнца он создал Золотые Сады. Царевна Сель пришла посмотреть на работы и была восхищена. Адиширна сказал Сели, что этот сад — символ жизни: ты видишь роскошные плоды, цветы, но не можешь насладиться ими, так как они искусственные, а если ты захочешь сорвать их, они больно уколют. Жрец Эльзаир, астроном и астролог, наблюдая за звёздами, увидел, что неподвижные звёзды сдвинулись со своих мест. Пять жрецов пришли к нему и сообщили, что царь уменьшил их доходы. Кто-то из жрецов предложил убрать царя. И жрецы решили создать дворцовый переворот и сделать царём брата Гуан-Атагуерагана Келетцу-Ашинацака. Далее описывается великолепный праздник Солнца, который был омрачён мрачными предсказаниями прорицателя На-Шана. Потом мы узнаём, что среди рабов намечается восстание. Акса-Гуам-Итца, сын жреца Шишена-Итца, был влюблён в рабыню Ату и захотел освободить её и всех рабов. Жрецы сказали брату-близнецу царя, что он на самом деле старший брат, и подговорили его устроить восстание. Жрец Шишен-Итца узнал о готовящемся восстании рабов и собрался донести царю. Акса-Гуам призывал рабов восстать против царя. Многие не верили ему. Но вдруг один из рабов принёс голову жреца Шишен-Итца. Когда прошло первое впечатление от увиденного, Адиширна предложил план восстания. Он не верил в восстание, но хотел освободить Сель, которую отец хотел выдать замуж за царя Ашура. Хранитель Высших Тайн Ацро-Шану должен был передать эту тайну другому жрецу Крицне. Он сказал, что Высшая Тайна в том, что её нет. Все знания и умения жрецов — результат тысячелетних наблюдений и экспериментов. Он сказал также, что богов нет. Эльзаир сообщил Ацро-Шану о том, что звёзды сдвинулись, а тот сказал, что сдвинулась земля. На соседних с Атлантидой островах начали действовать вулканы, а это приведёт к гибели Атлантиды. Началось восстание рабов, царь сбежал, а рабы не догнали его, так как увидели изумруды и стали их собирать. Рабы занялись грабежом. Восстание на Священном Холме было подавлено. Акса-Гуам был ранен, но его спас жрец Крицна. Акса-Гуам отправился на поиски Аты и увидел сошедшую с ума мать, а потом смерть Аты. Царь приказал уничтожить всех рабов и набрать новых. Но жрецы сообщили о том, что Атлантиду ожидает гибель от землетрясения, и всем нужно спасаться. Для построения кораблей необходимы рабы. Жрецы посоветовали объявить о помиловании рабов, но большую часть в последний момент нужно оставить. Во всех городах Атлантиды гонцы рассказали о том, что она обречена. Люди готовились к бегству. Но некоторые рабы не вернулись из лесов. Царь и его приближённые, за исключением царицы Сель, которая куда-то пропала, покинули Атлантиду. Акса-Гуам, Адиширна и царевна Сель жили в лесу. Акса-Гуам почти всё время проводил на охоте, а влюблённые переживали свой «золотой век». Но вот началось землятресение. Акса-Гуам, спасаясь от огня, бежал на Священный Холм. Здесь он увидел ужасы человеческого безумия. На Холме собрались брошенные рабы, которые теперь были свободны и богаты. Рабы, не обращая внимания на то, что земля гибнет, занимались грабежом. Адиширна и Сель не погибли от первого извержения вулкана. Но через несколько дней, ночью, началось новое извержение. Спасаясь, Адиширна увидел хранителя Высших Тайн, который вёл летопись. Без записи этих событий последних дней Атлантиды её история не будет полна. В одну ночь Атлантиды не стало. Большой корабль плыл по океану. Все люди на нём были мертвы. Только один человек был жив — это был жрец Шитца. Корабль приплыл к земле, но Шитца не знал, куда он попал, живы ли люди с других кораблей. Он начал устраиваться на новом месте. На рассвете жрец пропел гимн Солнцу. Он пел и видел, как показались бледнолицые люди в звериных шкурах, с голубыми глазами и русыми волосами.

Читайте также:  Краткая биография чаковский

Суровый климат оказался гибельным для атланта. Заболев, он решил посмотреть, нет ли на корабле лекарств. И вдруг он увидел Акса-Гуама, который тайно проник в трюм корабля и там оставался. Они провели ночь у костра, рассказывая свои истории. Шитца рассказал, что белокурые люди почти боготворят его за его знания и умения (например, умение разводить костёр). Шитца умер. Акса-Гуам похоронил его, познакомился с жителями этих мест и завоевал их уважение. Он многому научил их, а в долгие вечера он рассказывал им об Атлантиде и о Золотом веке. А люди слушали эти рассказы, хранили их и передавали друг другу.

Известный писатель-фантаст родился 4 марта в г. Смоленск в семье священнослужителя. Чтение было его любимым занятием, а Жюль Верн – любимым писателем. Учился будущий фантаст в духовной семинарии, увлекался живописью и фотографией, любил театр и музыку, играл в любительских спектаклях, интересовался техникой. В 1901 он окончил семинарию, но не стал священнослужителем, а поступил в юридический лицей в Ярославле. Одновременно с учебой в лицее осваивал скрипку в консерватории. Семья писателя жила бедно, отец умер, Александру приходилось играть в оркестре, рисовать декорации для театра и подрабатывать, чтобы заплатить за учебу. В 1906 году он окончил лицей и вернулся в Смоленск, где работал поверенным. Со временем заработав себе репутацию хорошего юриста, улучшил свое материальное положение.

Он был довольно разносторонним и увлекающимся человеком. Все время пытался изучить возможности человека и мечтал взлететь – с зонтом от солнца прыгал с крыши, к рукам привязывал веники, поднимался в воздух на аэроплане. Беляев любил путешествовать. Впечатления от заграничной поездки остались у него в памяти до самой смерти. По возвращению в Смоленск, писатель трудился в “Смоленском вестнике”. Со временем стал редактором издания.

В 35 лет Беляев серьезно заболел. Костный туберкулез приковал его к постели на три года. Жена его бросила, ухаживали за ним мама и старая няня. Беляев искал хороших специалистов и поехал лечиться в Ялту. Там он немного окреп и даже начал писать стихи. Изучал иностранные языки, медицину и биологию, историю и технику, много читал и занимался самообразованием. Одержав победу над болезнью в 1922 году, писатель возвращается к нормальной жизни. Врачи советуют не менять благоприятный климат, и Беляев остается жить в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1922 году писатель венчается, а в 1923 расписывается со второй женой Маргаритой Мангушевской. В 1924 году у них рождается дочь Людмила. 1923 год – переезд в Москву, научная и литературная деятельность, выходят научно-фантастические рассказы и повести в популярных журналах. В 20-е годы выходят: “Голова профессора Доуэля”, “Остров погибших кораблей», “Человек-амфибия”, “Борьба в эфире», «Над бездной”, очерки о Ломоносове, Циолковском, Менделееве, Павлове.

1928 год – переезд в Ленинград. 30-е годы: переезд в Киев, затем обратно в Москву, а в 1931 году снова в Ленинград. В Киеве писателю подходил климат, но он совершенно не мог работать (издательства не принимали рукописи на русском). В это же время одна дочь писателя умирает от менингита, другая заболевает рахитом. Состояние писателя ухудшается.1931 год – переезд в Ленинград.30-е годы: выходят книги “Прыжок в ничто”, “Вторая Луна”, “Звезда КЭЦ”, “Чудесное око”, “Под небом Арктики”. 1941 г. — лебединая песня писателя «Ариэль».

В последние годы писатель был очень слаб, летом 38 года семья переезжает из Ленинграда в Пушкино, где Беляев умирает в оккупированном городе от голода, а жену и дочь писателя немцы вывозят в Польшу.

Источник: https://www.allsoch.ru/belyaev_ar/

Александр Беляев: краткая биография и фото фантаста

Александр Романович Беляев (1884—1942) –  русский писатель, один из основоположников отечественного научно-фантастического романа; с 1942 по 1965 Александр Беляев не издавался.

Известные произведения Беляева: романы “Голова профессора Доуэля” (1925), “Человек-амфибия” (1928),  “Властелин мира” (1929), “Борьба в эфире” (1928), “Прыжок в ничто” (1933), “Звезда КЭЦ” (1936), “Чудесное око” (1935), “Лаборатория Дубльвэ” (1938), “Под небом Арктики” (1938) и др.

Сын священника, учился в духовной семинарии, затем на юридическом факультете университета и одновременно в консерватории. Некоторое время работал в театре под руководством К.С.Станиславского, был присяжным поверенным, милиционером, скрипачом в цирковом оркестре, заведующим библиотекой, театральным декоратором, редактором городской газеты, воспитателем детского дома и юрисконсультом.

Печатался с 1910. С середины 1920-х годов, заболев туберкулезом позвоночника, занимался исключительно литературной деятельностью, став одним из основоположников жанра научной фантастики в отечественной литературе.

Важно

В 1925 были опубликованы первый рассказ Беляева Голова профессора Доуэля (1925; переработан в роман в 1937) и его первая повесть Последний человек из Атлантиды.

Эти и последующие произведения Беляева неизменно выходили за пределы специфически-научных прозрений к острым проблемам социального бытия, ответственности ученого и судеб гуманистических ценностей в технологизированном мире, населенных яркими и необычными людьми, увлекающих динамичным развертыванием авантюрно-приключенческого сюжета, впечатляющими картинами прошлого и будущего, проникнутых теплым юмором. Таковы, в частности, романы Остров погибших кораблей (1926; окончательная редакция 1937), Над бездной (1927), Вечный хлеб, в котором несправедливо устроенное общество делает изобретение ученого причиной всемирной катастрофы; Человек-амфибия, Борьба в эфире (все 1928), Продавец воздуха, Властелин мира (оба 1929), в которых ученые пытаются сделать свои изобретения орудиями власти или наживы; Прыжок в ничто (1933), живописующий бегство супербогачей в космическое пространство от торжествующего на планете Земля коммунизма; Ариэль (1941) – о человеке, способном летать, как птица.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ С ЖЕНОЙ МАРГАРИТОЙ И ПЕРВОЙ ДОЧКОЙ

Черты памфлета, утопии и антиутопии сочетаются в произведениях Беляева с плодотворными научно-техническими предвидениями (многие из которых уже сбылись), в частности, в романах: Подводные земледельцы (1930), Чудесное око (1935), Звезда «КЭЦ» (1936; посвящена К.Э.

Циолковскому), Лаборатория Дубльвэ и Под небом Арктики (оба 1928). Светлую тональность творчеству Беляева придает не только технократический оптимизм, но и свойственный определенному пласту отечественной литературы 1920–1930-х годов (А.С.Грин, П.Д.

Коган) романтический настрой, планетарная масштабность мировосприятия, просветительская идеализация человека и мощи его фантазии, разума и воли.

Беляев оставил также сценарий фильма Когда погаснет свет, цикл очерков о деятелях русской науки, статьи по теории научно-фантастического жанра. Долголетней популярностью пользуется созданный по одноименному роману Беляева художественный фильм Человек-амфибия (1962; реж. Г.С.Казанский, В.А.Чеботарев).

Умер Беляев в г.Пушкине Ленинградской области 6 января 1942.

Comments:

Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/292-belyaev.html

Беляев Александр Романович — биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги

Для Александра Беляева делом всей жизни стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы.

«Судебная формалистика» и мечты о путешествиях: детство и юность Александра Беляева

Александр Беляев. Фотография: traumlibrary.net

Александр Беляев вырос в семье православного священника в Смоленске. По просьбе отца поступил в духовную семинарию.

Читать газеты, журналы, книги и ходить в театр семинаристы могли только после особого письменного разрешения ректора, а Александр Беляев с детства любил музыку и литературу.

И он решил не становиться священником, хоть и окончил семинарию в 1901 году.

Беляев играл на скрипке и рояле, увлекался фотографией и живописью, много читал и играл в театре смоленского Народного дома. Любимым его автором был Жюль Верн. Будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник.

Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарем и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали.

Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

В 18 лет Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле.

Совет

Во время Первой русской революции участвовал в студенческих стачках, после чего губернское жандармское управление следило за ним: «В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы. Вел дневник, записывая события вооруженного восстания.

Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег».

После окончания лицея в 1909 году, Александр Беляев вернулся в родной Смоленск. Отец умер и молодому человеку пришлось содержать семью: оформлял декорации для театра и играл на скрипке в оркестре цирка Труцци.

Позднее Беляев получил должность частного поверенного, занимался юридической практикой, но, как позже вспоминал, «адвокатура — вся эта судебная формалистика и казуистика — не удовлетворяла».

В это время он также писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник».

Читайте также:  Сочинения об авторе гессе

Путешествие по Европе и увлечение театром

Александр Беляев. Фотография: regnum.ru

В 1911 году после удачного судебного процесса молодой юрист получил гонорар и отправился по Европе.

Он изучал историю искусств, путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции. Беляев впервые выехал за границу и получил массу ярких впечатлений от поездки.

После подъема на вулкан Везувий он написал путевой очерк, который потом опубликовали в «Смоленском вестнике».

Везувий — это символ, это бог Южной Италии.

Обратите внимание

Только здесь, сидя на этой черной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее.

Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Вместе со смоленской виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна».

Беляев и сам играл в любительских постановках: Карандышева в «Бесприданнице» и Торцова в пьесе «Бедность не порок» по произведениям Александра Островского, Любина в «Провинциалке» Ивана Тургенева, Астрова в «Дяде Ване» Антона Чехова. Когда в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского, режиссер увидел Беляева на сцене и предложил ему место в своей труппе. Однако молодой юрист отказался.

Беляев-фантаст: рассказы и романы

Александр Беляев. Фотография: regnum.ru

Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию.

Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского. Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская — они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева.

Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам.

В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска.

…Мне пришлось, поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать.

Жить в Ялте было тяжело, и в 1923 году семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт».

Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи.

И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики.

Важно

Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…»

В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р. Б., Б. Р-нъ, А. Романович, А. Роме.

«Человек-амфибия»

Владимир Кононов. Постер к художественному фильму Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия» (1961). Фотография: telespektakli.ru

В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений — роман «Человек-амфибия».

В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора.

Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.

Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху.

В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…

Беляевы ненадолго переехали в Ленинград, но из-за плохого климата вскоре перебрались в теплый Киев. Этот период стал очень тяжелым для семьи.

Старшая дочь Людмила умерла, младшая Светлана тяжело заболела, и у самого писателя началось обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин.

В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».

Привлечь внимание к большой проблеме — это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу — это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение.

«Понять, над чем работает ученый»

Александр Беляев. Фотография: regnum.ru

В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского.

После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «…остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т.

Беляеву».

После этого между ними завязалась постоянная переписка. Когда Беляев был на лечении в Евпатории, он написал Циолковскому, что планирует новый роман — «Вторая Луна». Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, — «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Циолковского).

Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.

С 1939 года для газеты «Большевистское слово» Беляев писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове. В это же время вышел еще один фантастический роман — «Лаборатория Дубльвэ», а также статья «Золушка» о трудном положении фантастики в литературе.

Совет

Незадолго до начала Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя — «Ариэль». В его основу легла детская мечта Беляева — научиться летать.

В июне 1941 года началась война. От эвакуации из Пушкина писатель отказался, потому что его прооперировали. Он не выходил из дома, мог вставать, только чтобы умыться и поесть. В январе 1942 года Александра Беляева не стало.

Его дочь Светлана вспоминала: «Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно.

Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…»

Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9510/aleksandr-belyaev

Павел Иванович Беляев : краткая биография

Па́вел Ива́нович Беля́ев (26 июня 1925, Челищево, Северо-Двинская губерния — 10 января 1970, Москва) — Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР № 10, Заслуженный мастер спорта СССР, участник Советско-японской войны, полковник.

Павел Иванович Беляев родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Рослятинского района Северо-Двинской губернии (ныне Бабушкинский район Вологодской области).

В 1937—1941 годах учился в средней школе № 3 в городе Каменске-Уральском Свердловской области, в 1941—1942 годах — в средней школе № 1 Каменска-Уральского. После окончания десятилетки в 1942 году работал токарем на Синарском трубном заводе.

В 1943 году добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в Ейское военное авиационное училище лётчиков, в 1943—1944 годах размещавшееся в городе Сарапул Удмуртской АССР. Училище окончил в 1945 году.

Лётчиком-истребителем участвовал в Советско-японской войне в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии ТОФ (август-сентябрь 1945 года), затем проходил службу в частях авиации ВМФ СССР.

С 1956 года учился в Военно-воздушной академии (ныне имени Ю. А. Гагарина), которую окончил в 1959 году.

Освоил самолёты У-2, Ут-2, Як-7Б, Як-9, Як-11, Ла-11, МиГ-15 и МиГ-17, имел общий налёт более 500 часов.

В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). Был самым возрастным среди набранных лётчиков, старшим по званию — майор, и по должности — командир эскадрильи. Внутри группы был единственным, кого коллеги именовали по имени и отчеству.

Проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Восток» и «Восход».18—19 марта 1965 года Беляев совершил космический полёт в качестве командира корабля «Восход-2». Во время полёта второй пилот корабля А. А. Леонов совершил первый в мире выход в открытый космос.

При посадке корабля «Восход-2», из-за отклонений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П. И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.

Обратите внимание

Космонавтов нашли в 70 км западнее городов Березники, Соликамск и Усолье Пермской области (59.605N, 55.463E). Полёт продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд.

В последующие годы проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз». Герой Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.

Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики. Награждён многими иностранными орденами и медалями. Награждён золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР.

Был избран почётным гражданином городов Калуга, Калининград, Пермь, Вологда, Тюмень, Снежинск, Березники.

Скончался 10 января 1970 г. в Москве от перитонита. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

П. И. Беляев в Киеве, фото А.Т.БормотоваЛётчики-космонавты СССР в Звёздном городке (П. И. Беляев в первом ряду, справа)

Воинские звания

  • Младший лейтенант (16.07.1945)
  • Гвардии лейтенант (13.05.1947)
  • Гвардии старший лейтенант (21.08.1950)
  • Гвардии капитан (29.04.1954)
  • Майор (18.11.1959)
  • Подполковник (23.05.1962)
  • Полковник (18.03.1965)

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина (23 марта 1965).
  • Орден Красной Звезды (17 июня 1961).
  • Медаль «За боевые заслуги» (11 ноября 1953).
  • Медаль «За победу над Германией» (9 мая 1945).
  • Медаль «За победу над Японией» (30 сентября 1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (25 мая 1965).
  • Медаль «За освоение целинных земель» (19 марта 1965).
  • Другие советские медали:4 — юбилейные и 2 — за безупречную службу в ВС СССР.
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда НРБ и орден Георгия Димитрова (1965, НРБ).
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Труда ДРВ (1965, ДРВ).
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя МНР и орден Сухэ-Батора (1967, МНР).
  • Орден Карла Маркса (ГДР, 1965).
  • Орден Сирийской Арабской Республики с диамантом.
  • Медаль «За освобождение Кореи» (15 октября 1948, КНДР).
Читайте также:  Сочинения об авторе руставели

Память

Именем Беляева названы:

  • кратер на Луне,
  • малая планета (№ 2030 Belyaev),
  • научно-исследовательское судно Академии наук СССР (РАН), «Космонавт Павел Беляев»
  • борт VQ-BSH авиакомпании Аэрофлот.

А также улицы:

Мемориальная доска

Мемориальная доска со скульптурными портретами открыта 9 мая 2015 года на доме № 2 в Звёздном городке в память трёх лётчиков — участников Великой Отечественной войны: Г. Т. Берегового, Н. Ф. Кузнецова и П. И. Беляева (скульптор Андрей Следков).

Памятники

Памятник П. И. Беляеву в Вологде на улице МальцеваПамятник Павлу Беляеву на Аллее Космонавтов в МосквеНадгробный памятник Беляева на Новодевичьем кладбище Москвы

Прочее

  • Космонавт увековечен в скульптурной композиции «Павший астронавт» — первой и пока единственной художественной инсталляции на Луне.
  • Ежегодно во второй половине августа в Череповце проводится хоккейный турнир, носящий имя П. И. Беляева. Идея его проведения возникла с вводом в строй спортивно-концертного комплекса «Алмаз» в 1971 году. В 2007 году турнир перенесён из СКК «Алмаз» в Ледовый дворец.

Фильмы

  • «Время первых» (2017). В роли Беляева Константин Хабенский.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/pavel-ivanovich-belyaev

Беляев А.Р. – биография

Беляев Александр Романович (1884 – 1942), прозаик.

Родился 4 марта (16 н.с.) в Смоленске в семье священника. С детства много читал, увлекался приключенческой литературой, особенно Жюлем Верном. Впоследствии летал на аэропланах одной из первых конструкций, сам мастерил планеры.

В 1901 окончил духовную семинарию, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убежденным атеистом. Любил живопись, музыку, театр, играл в любительских спектаклях, занимался фотографией, изучал и технику.

Поступил в юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в консерватории по классу скрипки. Чтобы заработать деньги на учебу, играл в цирковом оркестре, рисовал театральные декорации, занимался журналистикой. В 1906, окончив лицей, вернулся в Смоленск, работал присяжным поверенным. Выступал в качестве музыкального критика, театрального рецензента в газете “Смоленский вестник”.

Важно

Он не переставал мечтать о дальних странах и, накопив деньги, в 1913 путешествует по Италии, Франции, Швейцарии. Впечатления от этой поездки он сохранил на всю жизнь. Вернувшись в Смоленск, работал в “Смоленском вестнике”, через год стал редактором этого издания.

Тяжелая болезнь – костный туберкулез – на 6 лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает.

Победив болезнь, в 1922 возвращается к полноценной жизни, служит инспектором по делам несовершеннолетних. По совету врачей живет в Ялте, работает воспитателем в детском доме.

В 1923 переезжает в Москву, начинает серьезную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах “Вокруг света”, “Знание-сила”, “Всемирный следопыт”, заслужив титул “советского Жюля Верна”. В 1925 публикует повесть “Голова профессора Доуэля”, которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, “что может испытать голова без тела”.

В 1920-е вышли такие известные произведения, как “Остров погибших кораблей”, “Человек-амфибия”, “Над бездной”, “Борьба в эфире”. Пишет очерки о великих русских ученых – Ломоносове, Менделееве, Павлове, Циолковском.

В 1931 переезжает в Ленинград, продолжая много работать. Особенно интересовался проблемами освоения космоса и океанских глубин. В 1934, прочитав роман Беляева “Воздушный корабль”, Циолковский написал: “… остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву”.

В 1933 выходит книга “Прыжок в ничто”, 1935 – “Вторая Луна”. В 1930-е были написаны “Звезда КЭЦ”, “Чудесное око”, “Под небом Арктики”.

Последние годы жизни провел под Ленинградом, в г. Пушкине. Войну встретил в больнице.

6 января 1942 Беляев умер от голода в оккупированном Пушкине.

Источник: https://kraidruzei.ru/biografii/beljaev-a-r/beljaev-a-r-biografija.html

Беляев Александр Романович – Российский Писатель

Русский писатель-фантаст. Репортер. Юрист. Один из основоположников отечественной научно-фантастической литературы. Первый из российских писателей посвятивший себя этому жанру.

Александр Беляев родился 16 марта 1884 года в городе Смоленск. Мальчик вырос в семье священника. В 1901 году окончил Смоленскую духовную семинарию. Но становиться священником не хотел и поэтому поступил в Демидовский лицей в Ярославле.

     После смерти отца ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием, игрой на скрипке и частными уроками. Окончив лицей стал неплохим юристом, приобрел свою клиентуру. Его дела складывались удачно, часто бывал за границей. Но в 1914 году оставляет все и посвящает себя писательству.

     В возрасте тридцати пяти лет Александр Романович тяжело заболел туберкулезом позвоночника и шесть лет оказался прикован к постели, из них три года пролежал в гипсе. Но несмотря ни на что сумел вылечиться и вернуться к полноценной жизни. Сначала жил в Ялте, работал воспитателем, инспектором уголовного розыска, затем переехал в Москву и снова занялся юриспруденцией, продолжая писать.

Совет

     В 1920-е годы Беляев написал такие известные романы как «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия». В 1928 году снова переехал, на этот раз в Санкт-Петербург и сразу окунулся в литературную деятельность. Заинтересовавшись проблемами функционирования психики, пишет романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо».

     Всего Александр Беляев является автором более двадцати повестей и романов, нескольких десятков рассказов, множества эссе, очерков, рецензий, критических статей, пьес, публицистических произведений. Когда началась Великая Отечественная война, писатель отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда.

     Великий русский фантаст Александр Романович Беляев  умер от голода 6 января 1942 года. Похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Место захоронения писателя достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая похоронена там в 1982 году.

Романы

«Голова профессора Доуэля» отд. изд. – Л.-М, «Сов. писатель», 1938«Остров погибших кораблей» («Всемирный следопыт», 1926, № 3-4; 1927, № 5-6; отд. изд. – М., «ЗиФ», 1927) – поставлен фильм«Последний человек из Атлантиды» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-8; отд. изд. – М., «ЗиФ», 1927)«Властелин мира» («Гудок», 1926, 19-24, 26-31 окт.

, 2-6, 10-14, 16-18 нояб.; отд. изд. – Л., «Красная газета», 1929)«Борьба в эфире» («Жизнь и техника связи», 1927, № 1-9, под загл. «Радиополис»; отд. изд. – М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)«Человек-амфибия» («Вокруг света», 1928, № 1-6, 11-13; отд. изд. – М.

, «ЗиФ», 1928)«Продавец воздуха» («Вокруг света», 1929, № 4-13)«Человек, потерявший лицо» («Вокруг света», 1929, № 19-25)«Подводные земледельцы» («Вокруг света», 1930, № 9-23)«Прыжок в ничто» (отд. изд. – Л.-М., «Молодая гвардия», 1933)«Воздушный корабль» («Вокруг света», 1934, № 10-12, 1935, № 1-6)«Чудесное око» (отд. изд. – К.

: Молодий більшовик, 1935, на укр. яз.; перевод И. Васильева – Избранные научно-фантастические произведения в 2-х томах. М., «Молодая гвардия», 1956. Т. 1)«Звезда КЭЦ» («Вокруг света», 1936, № 2-11; отд. изд. – М.-Л.: Детиздат, 1940)«Небесный гость» («Ленинские искры», 1937, 17-27 дек.; 1938, 4-29 янв., 9, 27 февр., 3-27 марта, 3-21 апр.

, 5-27 мая, 3-21 июня, 3 июля)«Под небом Арктики» («В бой за технику!», 1938, № 4-7, 9-12; 1939, № 1-2, 4; ранее отрывок под загл. «Пленники огня» – «Вокруг света», 1936, № 1; отрывок под загл.

«Подземный город» – «Вокруг света», 1937, № 9)«Лаборатория Дубльвэ» («Вокруг света», 1938, № 7-9, 11-12; «Большевистское слово», 1939, 8, 10, 12, 15, 18, 20, 22, 26, 28 янв., 4, 8, 10, 15, 21 февр., 4, 6 марта)«Человек, нашедший свое лицо» (отд. изд. – Л., «Сов. писатель», 1940)

«Ариэль» (отд. изд. – Л., «Сов. писатель», 1941)

Повести

«Вечный хлеб» («Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)«Золотая гора» («Борьба миров» (Л.), 1929, № 2)«Земля горит» («Вокруг света», 1931, № 30-36)

«Замок ведьм» («Молодой колхозник», 1939, № 5-7)

Рассказы

«Ни жизнь, ни смерть» («Всемирный следопыт», 1926, № 5-6)«Идеофон» («Всемирный следопыт», 1926, № 6, подпись: А. Ром)«Белый дикарь» («Всемирный следопыт», 1926, № 7)«Охота на Большую Медведицу» («Вокруг света», 1927, № 4)«Сезам, откройся!!!» («Всемирный следопыт», 1928, № 4, подпись: А. Ром; «Вокруг света», 1928, № 49, под загл. «Электрический слуга», подпись: А.

Роме)«Мертвая голова» («Вокруг света», 1928, № 17-22)«Инстинкт предков» («На суше и на море», 1929, № 1-2)«Светопреставление» («Вокруг света», 1929, № 1-4,7)«Держи на Запад!» («Знание – сила», 1929, № 11)«Легко ли быть раком?» («Вокруг света», 1929, № 13, подпись: А. Ром)«Отворотное средство» («Вокруг света», 1929, № 27)«В трубе» («Вокруг света», 1929, № 33, подпись: А.

Ром)«Нетленный мир» («Знание – сила», 1930, № 2)«Город победителя» («Всемирный следопыт», 1930, № 4)«ВЦБИД» («Знание – сила», 1930, № 6-7)«Зеленая симфония» («Вокруг света», 1930, № 22-24)«На воздушных столбах» («Борьба миров», 1931, № 1)«Солнечные лошади» («Природа и люди», 1931, № 19-20, подпись: Арбель)«Заочный инженер» («Революция и природа», 1931, № 2 (21))«Воздушный змей» («Знание – сила», 1931, № 2)«Шторм» («Революция и природа», 1931, № 3-5)«Сильнее бога» («Природа и люди», 1931, № 10, подпись: Арбель)«Чертово болото» («Знание – сила», 1931, № 15)«Необычайные происшествия» («Еж», 1933, № 9-11)«Рекордный полет» («Еж», 1933, № 10)«Встреча Нового, 1954 года» («Еж», 1933, № 12)«Слепой полет» («Уральский следопыт», 1935, № 1; с. 27-34)«Пропавший остров» («Юный пролетарий», 1935, № 12)«Мистер Смех» («Вокруг света», 1937, № 5)«Невидимый свет» («Вокруг света», 1938, № 1, подпись: А. Романович)«Рогатый мамонт» («Вокруг света», 1938, № 3)«Анатомический жених» («Большевистское слово», 1940, 12 февр.; «Ленинград», 1940, № 6)Изобретения профессора Вагнера:«Человек, который не спит» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)«Гость из книжного шкафа» («Голова профессора Доуэля». М., «ЗиФ», 1926)«Над бездной» («Вокруг света», 1927, № 2, под загл. «Над черной бездной»; «Борьба в эфире». М.-Л., «Молодая гвардия», 1928)«Творимые легенды и апокрифы»: 1. «Случай с лошадью», 2. «О блохах», 3. «Человек-термо» («Всемирный следопыт», 1929, № 4)«Чертова мельница» («Всемирный следопыт», 1929, № 9)«Амба» («Всемирный следопыт», 1929, № 10)«Хойти-Тойти» («Всемирный следопыт», 1930, № 1-2)

«Ковер-самолет» («Знание – сила», 1936, № 12)

Очерки

«Восхождение на Везувий» («Смоленский вестник», 1913, № 181, 185, 189)«Прогулка на гидроаэроплане» («Смоленский вестник», 1913)«Гражданин Эфирного Острова» («Всемирный следопыт», 1930, № 10-11)

«Визит Пушкина» (новогодняя фантазия) («Большевистское слово» [Пушкин], 1939, 1 янв.)

Сценарий

«Когда погаснет свет» («Искусство кино», 1960, № 9-10, в сокращении)

Первая жена – Анна Ивановна Станкевич.

Вторая жена –  Вера Васильевна Прыткова.

Третья жена – Маргарита Константиновна МагнушевскаяДочь – Людмила.

Дочь – Светлана.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/belyaev-aleksandr-romanovich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector