Краткая биография белый

Андрей Белый

Андрей Белый (настоящее имя Бори́с Никола́евич Буга́ев; 14 (26) октября 1880 год, Москва, Российская империя — 8 января 1934, Москва, РСФСР, СССР) — русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма.

Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой. До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. В 1891—1899 гг.

учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. В 1895 г.

сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.

Обратите внимание

В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В студенческие годы знакомится со «старшими символистами».

С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам.

В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».

Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты».

В нашем кружке не было общего, отштампованного мировоззрения, не было догм: от сих пор до сих пор соединялись в исканиях, а не в достижениях, и потому многие среди нас оказывались в кризисе своего вчерашнего дня и в кризисе мировоззрения, казавшегося устарелым; мы приветствовали его в потугах на рождение новых мыслей и новых установок, — вспоминал Андрей Белый.

В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство.

До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А.

 Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909).

Важно

Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой (1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»).

В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария.

Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н.

 Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.

После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. С конца 1919 г. Белый думал об отъезде за границу, чтобы вернуться к жене в Дорнах.

Но выпустили его только в начале сентября 1921 г. Он встретился с Асей, которая предложила ему разойтись навсегда.

По стихам того времени, по его поведению («христопляски Белого», по выражению Марины Цветаевой) можно почувствовать, что он очень тяжело переживал это расставание.

Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все антропософские издания.

Совет

Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» открывают нам подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими известными талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов.

Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу.

Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 года снимают две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер у неё на руках от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве.

Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.

Литературный дебют — «Симфония (2-я, драматическая)» (М., 1902). За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908) в индивидуальном жанре лирической ритмизованной прозы с характерными мистическими мотивами и гротескным восприятием действительности.

Войдя в круг символистов, участвовал в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Перевал». Ранний сборник стихов «Золото в лазури» (1904) отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами.

После возвращения из-за границы выпустил сборники стихов «Пепел» (1909; трагедия деревенской Руси), «Урна» (1909), роман «Серебряный голубь» (1909; отд. изд. 1910), очерки «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (1911).

Итоги собственной литературно-критической деятельности, отчасти символизма в целом, подведены в сборниках статей «Символизм» (1910; включает также стиховедческие работы), «Луг зелёный» (1910; включает критические и полемические статьи, очерки о русских и зарубежных писателях), «Арабески» (1911). В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В романе «Петербург» (1913—1914; переработанная сокращённая редакция 1922) символизированное исатирическое изображение российской государственности. Первый в задуманной серии автобиографических романов — «Котик Летаев» (1914—1915, отд. изд. 1922); серия продолжена романом «Крещёный китаец» (1921; отд. изд. 1927). В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (М., 1917)

Обратите внимание

Понимание Первой мировой войны как проявления общего кризиса западной цивилизации отражено в цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918).

Восприятие животворной стихии революции как спасительного выхода из этого кризиса — в очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). Также в 1922 году в Берлине публикует «звуковую поэму» «Глоссолалия», где, опираясь на учение Р.

https://www.youtube.com/watch?v=_QJlPXtMhgg

Штейнера и метод сравнительно-исторического языкознания, разрабатывает тему создания вселенной из звуков.

По возвращении в Советскую Россию (1923) создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923) и мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и „Медный всадник“» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934).

Романы

  • ««Серебряный голубь. Повесть в 7-ми главах»» (М.: Скорпион, 1910; тираж 1000 экз.); изд. Пашуканиса, 1917; изд. “Эпоха”, 1922
  • «Петербург» (в 1-м и 2-м сб. «Сирин» (СПб., 1913; тираж – по 8100 экз.), окончание в 3-м сб. «Сирин» (СПб., 1914; тираж 8100 экз.; отдельное издание ([Пг.], 1916; тираж 6000 экз.); переработанная в 1922 версия – ч. 1, 2. М.: Никитинские субботники, 1928; тираж 5000 экз.); Берлин, “Эпоха”, 1923
  • «Котик летаев» (1915; изд. – Пб.: Эпоха, 1922; тираж 5000 экз.).)
  • «Крещеный китаец» (как «Преступление Николая Летаева» в 4-м вып. альм. «Записки мечтателей» (1921); отд. изд., М.: Никитинские субботники, 1927; тираж 5000 экз.)
  • «Московский чудак» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. – М.: Никитинские субботники, 1927
  • «Москва под ударом» (М.: Круг, 1926; тираж 4000 экз.), также 2 изд. – М.: Никитинские субботники, 1927
  • «Маски. Роман» (М.; Л.: ГИХЛ; 1932; тираж 5000 экз.), вышли в свет в январе 1933

Поэзия

  • «Золото в лазури» (М.: Скорпион, 1904), сборник стихов
  • «Пепел.Стихи» (СПб.: Шиповник, 1909; тираж 1000 экз.; изд. 2-е, перер. – М.: Никитинские субботники, 1929; тираж 3000 экз.)
  • «Урна. Стихотворения» (М.: Гриф, 1909; тираж 1200 экз.)
  • «Христос воскрес. Поэма» (Пб.: Алконост, 1918; тираж 3000 экз.), вышла в апреле 1919
  • «Первое свидание. Поэма» (1918; отд. изд. – Пб.: Алконост, 1921; тираж 3000 экз.; Берлин, “Слово”, 1922)
  • «Звезда. Новые стихи» (М.: Альциона, 1919; П., ГИЗ, 1922)
  • «Королевна и рыцари. Сказки» (Пб.: Алконост, 1919)
  • «Звезда. Новые стихи» (Пб.: Государственное изд-во, 1922; тираж 5000 экз.).
  • “После Разлуки”, Берлин, “Эпоха”, 1922
  • «Глоссолалия. Поэма о звуке» (Берлин: Эпоха, 1922)
  • «Стихи о России» (Берлин: Эпоха, 1922)
  • Стихотворения (Берлин, изд. Гржебина, 1923)

Документальная проза

  • «Путевые заметки» (2 тома) (1911)
  1. «Офейра. Путевые заметки, ч. 1». (М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1921; тираж 3000 экз.)
  2. «Путевые заметки, т. 1. Сицилия и Тунис» (М.; Берлин: Геликон, 1922)
  • «Воспоминания о Блоке» (Эпопея. Литературный ежемесячник под ред. А.Белого. М.; Берлин: Геликон. № 1 — апрель, № 2 — сентябрь, № 3 — декабрь; №4 — июнь1923)
  • «На рубеже двух столетий» (М.; Л.: Земля и фабрика, 1930; тираж 5000 экз.)
  • «Начало века» (М.; Л.: ГИХЛ, 1933; тираж 5000 экз.).
  • «Между двух революций» (Л.,1935)

Статьи

  • «Символизм. Книга статей» (М.: Мусагет, 1910; тираж 1000 экз.)
  • «Луг зеленый. Книга статей» (М.: Альциона, 1910; тираж 1200 экз.)
  • «Арабески. Книга статей» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.)
  • “Трагедия творчества”. М., “Мусагет”, 1911
  • «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности» (1915)
  • «Революция и культура» (М.: Изд-во Г. А Лемана и С. И. Сахарова, 1917), брошюра
  • «Ритм и смысл» (1917)
  • «О ритмическом жесте» (1917)
  • «На перевале. I. Кризис жизни» (Пб.: Алконост, 1918)
  • «На перевале. II. Кризис мысли» (Пб.: Алконост, 1918), вышла в январе 1919
  • «На перевале. III. Кризис культуры» (Пб.: Алконост, 1920)
  • “Сирин ученого варварства”. Берлин, “Скифы”, 1922
  • «О смысле познания» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
  • «Поэзия слова» (Пб.: Эпоха, 1922; тираж 3000 экз.)
  • «Ветер с Кавказа. Впечатления» (М.: Федерация, Круг, 1928; тираж 4000 экз.).
  • «Ритм как диалектика и “Медный всадник”. Исследование» (М.: Федерация, 1929; тираж 3000 экз.)
  • «Мастерство Гоголя. Исследование» (М.-Л.: ГИХЛ, 1934; тираж 5000 экз.), вышло посмертно в апреле 1934

Разное

  • «Трагедия творчества. Достоевский и Толстой» (М.: Мусагет, 1911; тираж 1000 экз.), брошюра
  • «Симфонии»
  1. Северная симфония (героическая) (1900; издано – М.: Скорпион, 1904)
  2. Симфония (драматическая) (М.

    : Скорпион, 1902)

  3. Возврат. III симфония (М.: Гриф, 1905. Берлин, “Огоньки”, 1922)
  4. Кубок метелей. Четвертая симфония» (М.: Скорпион, 1908; тираж 1000 экз.).
  • «Одна из обителей царства теней» (Л.: Государственное изд-во, 1924; тираж 5000 экз.), очерк

Издания

  • Андрей Белый Петербург. — Типография М. М. Стасюлевича, 1916.
  • Андрей Белый На перевале. — Алконост, 1918.
  • Андрей Белый Одна из обителей царства теней. — Л.: Ленинградский Гублит, 1925.
  • Андрей Белый Петербург. — М.: «Художественная литература, 1978.
  • Андрей Белый Избранная проза. — М.: Сов. Россия, 1988. —
  • Андрей Белый Москва / Сост., вступ. ст. и примеч. С. И. Тиминой. — М.: Сов. Россия, 1990. — 768 с. — 300 000 экз. 
  • Андрей Белый Крещеный китаец. — «Панорама», 1988. — 
  • Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
  • Андрей Белый Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Терра — Книжный клуб, 2003—2005.
  • Андрей Белый Мастерство Гоголя. Исследование. — Книжный Клуб Книговек, 2011. —
  • Белый А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья и сост. Т. Ю. Хмельницкой; Подгот. текста и примеч. Н. Б. Банк и Н. Г. Захаренко. — 2-е издание. — М., Л.: Сов. писатель, 1966. — 656 с. — (Библиотека поэта. Большая серия.). — 25 000 экз.
  • Белый А. Петербург / Издание подготовил Л. К. Долгополов; Отв. ред. акад. Д. С. Лихачев. — М.: Наука, 1981. — 696 с. — (Литературные памятники).

Стихи Андрея Белого

Источник: http://poetrysilver.ru/bio/140

Андрей Белый

Сегодня эта книга – экспонат литературного прошлого, для знатоков и гурманов. (Александр Солженицын)

Октябрь, 1905. Петербург.

Россия уже пережила многочисленные забастовки рабочих и кровавое воскресенье, положившее начало первой русской революции, уже отгремели в Одессе выстрелы с броненосца “Потёмкин” и восстание подавлено, уже позади последнее сражение Русско-японской войны – цусимское, в котором разгромлен русский флот.

В воздухе витает революция и что-то ещё. Мозговая игра. В “Петербурге” в этой игре участвуют абсолютно все герои, включая город, автора и читателя. Никакой надежды на лёгкое чтение, есть лишь безудержный вихрь размышлений, состояний, эмоций.

Всё это в размытом хаосе скачущих с одного на другое мыслей и чувств. Это какой-то совершенно нереальный, чрезмерно бурный поток, который швыряет читателя, как щепку. Прибавить к этому сложный, слишком вычурный для современности язык, местами с совершенно не читабельными предложениями, и как раз получится тот самый новаторский роман начала прошлого века.

Несмотря на хаос, сюжет тут имеется, и он довольно интригующий. Сенатор Аполлон Аполлонович Аблеухов занимает важное место в политической жизни России, ни одно важное распоряжение не обходится без его визы. Он деятелен и скрупулёзен настолько, что вся жизнь в его доме подчиняется определённому раз и навсегда заведённому ритму.

Даже вещи не просто разложены по конкретным местам, а всё при этом запротоколировано и вызубрено лакеем назубок. Нужен галстук – ищи северо-восток полку номер три. Сам Аполлон Аполлонович любит закрытые пространства и классические кубические формы. Беспокойство овладевало им лишь при созерцании усечённого конуса. А вот сын его, Николай Аполлонович, он другой.

Встаёт поздно, почитывает Канта, ничем особенным не занимается, проникается идеями терроризма. Но есть две вещи, которые роднят отца и сына: они оба переперчивают еду и У обоих логика была окончательно развита в ущерб психике. Как водится, Николай Аполлонович влюблён. Его воображение пленила жена друга детства, Софья Лихутиня. Девица же эта…

Словом, Софья Петровна запуталась: ненавидя, любила; любя, ненавидела. Вот одна завязочка сюжета.

Вторая же ведёт читателя к сардиннице. Да-да, к такой жестяной коробочке, куда на заводе кладут рыбку, и в которую террористы потом закладывают бомбу. И тут на сцену выходят ещё два персонажа: Александр Иванович Дудкин, беглый революционер и некто Липанченко.

Тоже весьма нездоровые персонажи, как ни крути.

Важно

Дудкин, например, о себе говорит так: Появились ещё особые любострастные чувства: знаете, ни в кого из женщин я не был влюблён: был влюблён – как бы это сказать: в отдельные части женского тела, в туалетные принадлежности, в чулки, например.

Петербург – это сон.

Носы протекали во множестве: орлиные, утиные, петушиные, зеленоватые, белые; протекало здесь и отсутствие всякого носа.

Что касается стиля романа, то это, конечно, некий бурлеск, не всегда, правда, удачный. Всё тут явно чрезмерно и как-то неровно. Например, Андрей Белый использует систему повторов, которая в орнаментальной прозе подчёркивает строгий ритм.

Но автор грешит перебором. Иногда повторений так много, что сила приёма не просто слабеет, а сходит на нет. Если же говорить о мелодике конкретных фразах, иногда она слишком тяжела для восприятия, а иногда фразы столь удачны, что диву даёшься (Заплеталась невская сплетня).

В романе много придуманных слов – они тоже иногда вызывают улыбку, а иногда недоумение. Общий темп – порывистость. Она тут везде: то герой вскочил, побежал, споткнулся (и это неоднократно), то мысль потекла, споткнулась, взяла новое направление и потекла дальше (тоже постоянно). Но самое для меня интересное – как автор выражает мысли в цветовой гамме.

Вот это было, не побоюсь этого слова, потрясающе! Пожалуй, мне до “Петербурга” не приходилось ещё сталкиваться с таким романом-картиной, который буквально заставляет видеть краски.

Он действительно похож на небольшое по размеру полотно с яркими чуть размытыми пятнами, в стиле импрессионистов, обрамленное туманами, серыми мрачными кариатидами и голыми ветками деревьев.

В целом я соглашусь с Александром Солженицыным, который говорил о книге так:

Но всё вместе создаёт впечатление большой неровности повествования: чередование удач, нелепостей, вздора, сумасшествия, безумия. Впечатление, всё же, патологии.

От себя добавлю, что патология эта однозначно обладает какой-то привлекательностью, точнее аттрактивностью – она приманивает, затягивает и не отпускает до последней страницы.

Более чем достойный литературный эксперимент, и я очень рада, что с ним познакомилась.

Источник: https://www.livelib.ru/author/12402-andrej-belyj

ТЕМА: Андрей Белый краткая биография

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

  • tamara
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 756
  • Репутация: 1
Белый Андрей – псевдоним. Настоящее имя – Бугаев Борис Николаевич, поэт.
Родился 14 октября (26 н.с.) в Москве в семье профессора Московского университета. Получил прекрасное домашнее образование. Учился в гимназии крупного педагога Л. Поливанова, где проявились его незаурядные гуманитарные дарования, проявившиеся в занятиях литературой и философией. Среди русских классиков особо ценил Н. Гоголя и Ф. Достоевского. В 1903 окончил естественное отделение математического факультета Московского университета. Наряду с изучением трудов Ч. Дарвина и философов-позитивистов увлекался теософией и оккультизмом, религиозной философией и поэзией Вл. Соловьева и философско-поэтическим творчеством Ф. Ницше. В то же время “серьезно относился к вопросам религиозным”.
Принадлежал к символистам “младшего поколения” (вместе с А.Блоком, Вяч. Ивановым, С.Соловьевым, Эллисом). В 1904 выходит первый сборник стихов “Золото в лазури”, дополненный особым разделом “Лирические отрывки в прозе”. А. Белый был одним из теоретиков русского символизма “второй волны”, разработчиком нового эстетического мировидения. Развивая тезис о музыке как о главенствующем виде искусства и необходимости подчинения ей других, он попытался создать литературное произведение по музыкальным законам: это его четыре “симфонии” – “Северная” (1901), “Драматическая”, “Возврат” (1902), “Кубок метелей” (1907), воплотившие основные идеи русского религиозно-философского, теургического символизма. От “симфоний” начинается прямая линия к орнаментантной стилистике первого романа Белого “Серебряный голубь”, написанного через год.
Революция 1905 – 07 заставила А.Белого обратиться к действительности, вызвала интерес к общественным проблемам. В 1909 выходят сборники “Пепел”, затем “Урна”.
В 1912 вместе с женой, художницей А. Тургеневой, уезжает в Европу, где увлекается мистическим учением Р.Штейнера, основателем антропософии. В 1914 поселяется в антропософском центре в Швейцарии, вместе с другими последователями Штейнера принимает участие в строительстве Иоаннова храма. Здесь его застает война, и только в 1916 он возвращается в Россию.
В эти годы прозаические произведения занимают главное место в его творчестве. Среди них наиболее знаменит роман “Петербург” (1913 – 14, вторая редакция – 1922). А. Белый не был враждебно настроен к Октябрьской революции, хотя и не стал ее певцом. В послереволюционные годы вел занятия по теории поэзии с молодыми писателями в Пролеткульте, издавал журнал “Записки мечтателей”.
В 1920-е были написаны повести “Котик Летаев” (1922), “Крещеный китаец” (1927), историческая эпопея “Москва”.
Последние годы жизни А. Белый посвятил писанию обширных мемуаров, представляющих чрезвычайно большой интерес для истории и литературоведения (“На рубеже двух столетий”, 1930, “Начало века. Воспоминания”, 1933, “Между двух революций”, 1934). 8 января 1934 он скончался в Москве.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • yliana
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 400
  • Репутация: 0
Андрей Белый (настоящее имя Борис Николaевич Бугаев; 14 (26) октября 1880 год, Москва, Российская империя — 8 января 1934, Москва,РСФСР, СССР) — русский писатель, поэт, критик, ; один из ведущих деятелей русского символизма.
Родился в семье профессора Николая Васильевича Бугаева, известного математика и философа, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой. До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира[1]. В1891—1899 гг. учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен,Ницше. В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.
В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета[2] (естественное отделение). В студенческие годы знакомится со «старшими символистами». С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства».
Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты»[3]. В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
В 1903 году Белый вступил в переписку с А. А. Блоком, в 1904 году состоялось личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет, но осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта; однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал сотрудничать в «Весах» (1904—1909). Белый больше двух лет жил за рубежом, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Вернувшись в Россию, в апреле 1909 года поэт сблизился с Асей Тургеневой (1890—1966) и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии. Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания — Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. 23 марта 1914 года в швейцарском городе Берне был заключен гражданский брак Анны Алексеевны Тургеневой с Борисом Николаевичем Бугаевым. В 1916 году Б. Н. Бугаев был призван на военную службу и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Ася с ним не последовала.
После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. С конца 1919 г. Белый думал об отъезде за границу, чтобы вернуться к жене в Дорнах. Но выпустили его только в начале сентября 1921 г. Он встретился с Асей, которая предложила ему разойтись навсегда. По стихам того времени, по его поведению («христопляски Белого», по выражению Марины Цветаевой) можно почувствовать, что он очень тяжело переживал это расставание.
Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела сохранить особый стиль иллюстраций, которыми пополнились все антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» открывают нам подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими известными талантливыми людьми Серебряного века. Белый остался совершенно один. Он посвятил Асе большое количество стихов. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».
В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё, словно за спасительницу. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. До этого они с марта 1925 по апрель 1931 года снимают две комнаты в Кучине под Москвой. Писатель умер у неё на руках от инсульта, ставшего последствием солнечного удара, 8 января 1934 года в Москве. Любовь Дмитриевна Менделеева пережила бывшего возлюбленного на пять лет.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • maks
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 2125
  • Репутация: 2
Белый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880— 1934), писатель, теоретик символизма. Родился 26 октября 1880 г. в Москве в семье известного математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева. В 1899 г. по инициативе отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В студенческие годы он начал писать «симфонии» (литературный жанр, созданный им самим). Лирическая ритмизованная проза (к ней писатель обращался постоянно) стремилась передать музыкальную гармонию окружающего мира и зыбкий строй человеческой души. «Симфония (2-я, драматическая)» стала первой публикацией Белого (1902 г.); «Северная симфония (1-я, героическая)», написанная раньше, появилась в печати лишь в 1904 г. Литературный дебют вызвал насмешливые отзывы большинства критиков и читателей, но был высоко оценён в символистских кругах. В 1903 г. вокруг Белого сложилась группа единомышленников, состоявшая в основном из студентов Московского университета. Они назвали себя «аргонавтами» и занялись поисками «золотого руна» — высшего смысла символизма, в конечном итоге означавшего сотворение нового человека. Теми же мотивами наполнен поэтический сборник Белого «Золото в лазури» (1904 г.). Год выхода книги стал знаменательным для автора: он познакомился с А. А. Блоком, начал печататься в новом журнале символистов «Весы». Революцию 1905 г. писатель бурно приветствовал, восприняв её в духе своих исканий — как очищающую бурю, роковую стихию. В 1906—1908 гг. Белый пережил личную драму: он безнадёжно влюбился в жену Блока Любовь Дмитриевну. Это повлекло за собой трагический надлом в отношениях с другом-поэтом и в конце концов вылилось в пронзительную лирику (сборник «Урна», 1909 г.). Роман «Серебряный голубь» (1909 г.) — попытка осмыслить катастрофическое состояние России как пролог к её грядущему духовному возрождению. В первой половине 10-х гг. создан самый известный роман Белого, представляющий собой одно из высших достижений русского символизма, — «Петербург», сочетающий гротеск и лирику, трагедийность и комизм. В Октябрьском перевороте 1917 г. Белый увидел очередное явление очистительной стихии. Он искренне старался приспособиться к жизни в новой России, участвуя в «культурном строительстве», даже написал поэму, пронизанную революционным пафосом, — «Христос воскрес» (1918г.). Однако в начале 20-х гг. опять уехал за границу. Встречавшие его в Берлине отмечали в нём душевный надлом. Причинами послужили измена жены, разочарование в учении немецкого мистика Р. Штейнера и др. «Сожжённый талант» — так сказал о себе Белый уже после возвращения в Россию (1923 г.). В последние годы жизни он выпустил три книги воспоминаний: «На рубеже двух столетий» (1930 г.), «Начало века» (1933 г.), «Между двух революций» (1934 г.). Эти мемуары —- бесценный источник сведений об эпохе и о литературных исканиях.

Летом 1933 г. в Коктебеле у Белого случился солнечный удар. 8 января 1934 г. после нескольких кровоизлияний в мозг «гениального и странного» (по словам Блока) писателя не стало.

Администратор запретил публиковать записи гостям.

Источник: https://retsepty-vkusno.ru/index.php/biografii-velikikh-i-izvestnykh-lyudej/6679-andrej-belyj-kratkaya-biografiya

Александр Белый – биография, список книг, отзывы читателей

Под именем Александр Белый скрывался Борис Николаевич Бугаев. Он был писателем, ярким представителем русского символизма, поэтом-декадентом, критиком, стиховедом.

Родился будущий поэт 26 октября 1880 года в интеллигентной семье. Отец – Николай Васильевич Бугаев, профессор, декан в Московском университете и знаменитый математик. Мать – Александра Дмитриевна (в девичестве Егорова), считалась признанной московской красавицей. Первые 26 лет своей жизни Борис прожил на Арбате в самом центре Москвы.

Всё детство маленького Бориса прошло под строгим контролем родителей. В 1891 Бугаев младший поступил в престижную гимназию Л. И. Поливанова, которую окончил в 1899 году. В старших классах Белый увлёкся буддизмом, оккультизмом и мистикой, одновременно изучая литературу. Знакомство с семьей Соловьевых круто поменяло жизнь юного Бориса.

Совет

Их дом стал для пятнадцатилетнего юноши по-настоящему родным. Соловьевы поддержали Белого в его первых литературных опытах, познакомили с творчеством Генрика Ибсена, Мориса Метерлинка, Оскара Уайльда, с философией Ницше и Шопенгауэра. После гимназии Александр Белый поступил в Московский университете на естественное отделение математического факультета.

Здесь он изучал зоологию беспозвоночных и теорию Дарвина, химию. Поэт с отличием окончил университет. Но Бориса не переставало сильно тянуть к литературе.

В 1900 году Александр Белый окончательно решил связать свою жизнь с поэзией, поэтому в 1902 году он с друзьями организовал свой литературный кружок, получивший название «Аргонавты». Внутри кружка царила атмосфера отсутствия всяких литературных штампов и приветствовалась свобода мышления.

В 1903 году молодой поэт завязал дружбу и переписку с Александром Блоком, а 1904 году познакомился с ним лично. В этом же году Александр Белый поступил на историко-филологический факультет, но после двух лет учебы он сам захотел отчислиться, его больше привлекала работа в журнале «Весы».

В 1906 году увидели свет две книги сборника под названием «Свободная совесть».

В тот период времени самым близким человеком для Александра стал Блок, недавно женившийся на Любови Менделеевой. Сам Блок мало уделял внимания своей жене (ходили слухи, что Блок предпочитал Любови легкодоступных женщин).

Менделеева часто жаловалась Белому на это, Александр почти каждый день наведывался к молодой женщине. Вся эта интрижка затянулась, и Любовь даже призналась в чувствах Александру Белому. Как итог, они стали страстными любовниками на два года. Блок посвятил этой запутанной связи свою знаменитую пьесу о любовном треугольнике – «Балаганчик».

История завершилась для Белого печально, Менделеева вычеркнула из своей жизни молодого поэта и осталась с мужем. Александр долго пребывал в депрессии и решил бросить все и уехать за границу.

Белый больше двух лет прожил за рубежом из-под его пера вышли несколько сборников, посвященных Блоку и Менделеевой. Оказавшись снова в России поэт встречает новую любовь – юную художницу Асю Тургеневу.

Обратите внимание

Молодая женщина в скором времени становится его женой, и они в 1911 году отправляются в долгое путешествие, которое проходит через Сицилию, Тунис, Египет и Палестину. В 1912 году в Берлине Александр Белый познакомился с основателем антропософии («науке в духе») Рудольфом Штейнером, поэт с удовольствием стал его учеником.

В 1914 году началась ужасная война. И Рудольф вместе с учениками перебрался в Швейцарию. Там стартовало строительство Иоанова здания – Гётеанума, храма, который должен был собрать под своей крышей представителей всех религий. Эта сооружение возводилось руками последователей Штейнера.

В 1916 году Белого принудительно вызвали в Россию для проверки годности к несению воинской службы. Ася не последовала за мужем, она осталась в храме в Швейцарии.

В 1917 году Белый вернулся за границу к жене. Встреча с Асей дала ему понять, что они разошлись навсегда. Жена поэта решила посвятить себя служению в храме. Она даже получила имя «антропософской монахини». Александр очень тяжело переживал эту разлуку, он снова остался один.

Депрессия овладела им, он создал в тот период огромное количество стихов, посвященных Асе Тургеневой.

Спустя годы, в жизни Александра Белого появилась третья женщина – Клавдия Николаевна Васильева. Она-то и провела рядом с поэтом остаток его жизни.

Борис Николаевич не испытывал никаких страстных или любовных чувств к Клавдии, но все-таки она была для него лучом надежды. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл её писатель, смогла уйти от первого мужа лишь в 1929 году и спустя несколько месяцев стала супругой Белого.

Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве.

Источник: http://readly.ru/author/229/

Андрей Белый. Подробная биография

Настоящие имя и фамилия – Борис Николаевич Бугаев.

Андрей Белый – русский поэт, прозаик, теоретик символизма, критик, мемуарист – родился 14 (26) октября 1880 года в Москве в семье математика Н.В.

Бугаева, который в 1886-1891 – декан физико-математического факультета Московского университета, основатель Московской математической школы, предвосхитивший многие идеи К. Циолковского и русских «космистов». Мать занималась музыкой и пыталась противопоставить художественное влияние «плоскому рационализму» отца.

Суть этого родительского конфликта постоянно воспроизводилась Белым в его позднейших произведениях.

Важно

В 15 лет познакомился с семьей брата Вл.С. Соловьева – М.С. Соловьевым, его женой, художницей О.М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С.М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для А.

Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, придумали псевдоним, познакомили с новейшим искусством и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл.С. Соловьев). В 1891-1899 Белый учился в Московского частной гимназии Л.И. Поливанова.

В 1903 году он окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 году поступил на историко-филологический факультет, однако в 1906 году подал прошение об отчислении.

В 1901 году Белый сдал в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Жанр литературной «симфонии,» созданный А.

Белым (при жизни были опубликованы «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904), «Возврат» (1905), «Кубок метелей» (1908)), продемонстрировал ряд существенных черт его поэтики: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности.

В 1901-1903 гг. входил в среду московских символистов, группирующихся вокруг издательства «Скорпион» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис) и «Гриф»; затем познакомился с организаторами петербургских Религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус.

С января 1903 года начал переписку с А. Блоком (личное знакомство состоялось 1904 г.), с которым его связали годы «дружбы-вражды». Осенью 1903 года Андрей Белый стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка «аргонавтов» (Эллис, С.М. Соловьев, А.С. Петровский, Э.К. Метнер и др.

), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургин»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира.

«Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в журналах «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904).

Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Андрея Белого (1904-1906) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ф. Ницше и Вл.С. Соловьева к неокантиантству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви к Л.Д.

Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. События Революции 1905-1907 гг.

были восприняты Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзии появляются социальные мотивы и «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1909-1910 гг. – начало перелома в мироощущении А. Белого, поиск новых позитивных жизненных путей. Подводя итоги прежней творческой деятельности, издал три тома критических и теоретических статей («Символизм», «Луг зеленый», оба 1910; «Арабески», 1911).

Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1909). Началом возрождения стало сближение и гражданский брак с художницей А.А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-1912, Сицилия – Тунис – Египет – Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок».

Вместе с ней Андрей Белый переживает годы восторженного ученичества у создателя антропософии Р. Штайнера.

Совет

Высшее творческое достижение этого периода – роман «Петербург» (1913-1914), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с осмыслением пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 века (М. Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-1916 гг. жил в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 вернулся в Россию. В 1915-1916 гг.

создал роман «Котик Летаев» – первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжение – роман «Крещёный китаец», 1921).

Начало Первой мировой войны Белый воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 – как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I.

Кризис мысли», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

В 1921-1923 гг. Андрей Белый в Берлине пережил мучительное расставание с Р. Штайнером, разрыв с А.А. Тургеневой и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность.

По возвращении на родину предпринял ряд безнадежных попыток найти свое место в советской культуре, создал романную дилогию «Москва» («Московский чудак», 1926; «Москва под ударом», 1926), роман «Маски» (1932), выступал как мемуарист («Воспоминания о Блоке», 1922-1923; трилогия «На рубеже двух столетий», 1930; «Начало века», 1933; «Между двух революций», 1934), написал теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Эти исследования оказали во многом определяющее влияние на литературоведение XX в. (формалистская и структуралистская школы в СССР, «новая критика» в США), заложили основы современного научного стиховедения (различение метра и ритма и др.). В творчестве Андрея Белого выразилось ощущение тотального кризиса жизни и мироустройства.

Умер Андрей Белый 8 января 1934 года в Москве.

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Андрей Белый, Борис Николаевич Бугаев, биография Андрея Белого, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские поэты 20 века, жизнь и творчество Андрея Белого

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20160531-biografiya-andreya-belogo

Интересные факты из жизни и биографии Андрея Белого

В октябре 1880 года, четырнадцатого числа по старому стилю, в одной из «профессорских» московских семей родился сын. Названный Борисом, он уже через два десятка лет стал известен всей читающей России как Андрей Белый.

Его отец, известный математик и мыслитель, поклонник Лейбница Николай Васильевич Бугаев был человеком довольно консервативных взглядов, а мать, Александра Дмитриевна, в своё время считалась едва ли не первой красавицей Москвы.

Детство и юность будущий теоретик символизма провёл на Арбате, и они не были безоблачными. Возможно, именно непростые отношения родителей объясняют странности в поведении, в том числе в отношениях с женщинами Андрея Белого. Этот псевдоним придумал для него Михаил Соловьёв, брат знаменитого русского философа.

Юность

Под влиянием отца, которого он позже называл своим первым идеологическим спутником, Борис поступает и блестяще оканчивает в 1903 году Московский университет, где учился на естественном отделении физико-математического факультета. Увлечение и хорошее знание математики прослеживается и в его творчестве. Но куда большее влияние на первые литературные опыты Андрея Белого оказало знакомство с семьёй Соловьёвых. Их дом вскоре становится для него родным.

Соловьёвы и первые увлечения

Именно Михаил и его жена знакомят нового друга с идеалистической философией Фридриха Ницше, творчеством Уайльда, Ибсена, драматургией Метерлинка. А любовь к музыке Вагнера и Грига определила ритмику многих произведений Андрея Белого. Особенно это касается «симфоний», прозаических произведений, созданных в уникальной «музыкально-словесной» форме.

Многое в его эстетической позиции объясняется также увлечением философией А. Шопенгауэра и, конечно, Владимира Соловьёва. С таким багажом знаний Андрей Белый начинает борьбу с позитивизмом и рационализмом, определявшими взгляды людей из окружения его отца.

Белый и Соловьев

Новое слово в литературе

«Симфонии» были созданы Белым по законам не литературного, а музыкального жанра, с использованием рефрена, контрапункта, ритмического построения фраз.

Это было новое слово в литературе, что горячо приветствовали новые знакомые Андрея. В то же время он знакомится со «старшими» символистами. Это была семейная пара, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.

Сближается он и с Валерием Брюсовым. Но их эстетизм младо-символистов уже не устраивает.

Впоследствии именно Андрею Белому и Блоку предстоит внести в декадентство романтические и мистические настроения. Новой для символизма была и идея творчества-служения. Сначала некоему высшему началу, а потом, в чём сказалось влияние Некрасова, России и народу.

Первый сборник

Переписка с Блоком начинается в январе 1903 года. В то время Андрей Белый уже входит в кружок «аргонавтов», поэтов, для которых творчество было синонимом религии. Жизнь и искусство, как служение, вот основное в их философии.

Такими идеями проникнуты и стихи А. Белого из его первого сборника «Золото в лазури». Но они уже не отражают внутренний мир поэта, для которого наступили тяжёлые времена переосмысления жизни и творчества.

Тяжести духовного кризиса способствовали и обстоятельства личной жизни.

Любовь и творчество

В 1904 году Андрей Белый знакомится с Блоком. У них было схожее детство, идеалы и предпочтения, но дружбу уже вскоре сменяет почти ненависть. Любовный треугольник, одной из сторон которого была жена Блока Любовь Менделеева, чуть было не разрывается самоубийством Белого.

Произошло это после того, как Любовь Дмитриевна объявила о своём возвращении к мужу. Состояла с поэтом в близких отношениях и жена Валерия Брюсова, Нина Петровская. Она даже стреляла в своего любовника. «Огненный ангел» Брюсова, «Балаганчик» Блока, «Петербург» Белого. Появлению этих произведений немало способствовали любовные переживания их создателей.

Ася и Штейнер

События 1905 года Андрей Белый воспринимает апокалиптически, хотя в стихах того времени, собранных в сборники «Пепел» и «Урна», он становится более конкретен и реалистичен.

Мистерия и фантастические, сказочные образы сменяются натуралистическими подробностями. В 1909 году, после возвращения из-за границы, Белый знакомится с Анной (Асей) Тургеневой.

Вместе они совершают путешествие по Ближнему Востоку и Северной Африке, а в 1912 году становятся учениками Рудольфа Штейнера.

Обратите внимание

На некоторое время антропософия для Андрея Белого – смысл жизни. Антропософскую окраску приобретает всё его дальнейшее творчество. До 1916 года он ездит за учителем по Европе, участвует в строительстве главного храма этого учения.

Впоследствии переосмысливает его, а вот Ася так и остаётся привержена идеям Штейнера. Когда Андрей Белый после пяти лет разлуки предлагает её вместе вернуться в Россию, она предпочитает расстаться окончательно.

Но это произошло уже в 1921 году.

Последние годы

Революцию Белый воспринял как некую стихийную силу, которая должна вывести человечество из духовного кризиса. В поэме тех лет «Христос воскрес» Россия предстаёт «мессией грядущего дня», в чём Андрей Белый опять перекликается с Блоком.

Но реалии «военного коммунизма» противоречит его мистическим ожиданиям. Автор «Двенадцати» погибает в этой реальности, а его друг-враг, прожив два года в Берлине, всё же опять возвращается на Родину.

Впереди его ожидают годы работы почти в изоляции.

Главным в творчестве становится мемуаристика. Он пишет книги, в которых отображает историческую панораму рубежа веков. Происходят изменения и в личной жизни.

Андрей Белый наконец встречает женщину, которая ничего от него не требует, просто любит. Когда её арестовывают, как и многих увлекавшихся антропософией, он пишет письмо Сталину.

Клодя, как он называл Клавдию Васильеву, возвращается и проводит с поэтом последние годы его жизни.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii-andreya-belogo/

Андрей Белый

(настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев)

(1880-1934) русский прозаик, поэт, критик, литературовед

Будущий знаменитый символист родился в семье профессора Н. Бугаева, известного математика, автора оригинальной теории эволюционной монатодологии и председателя Московского математического общества. Детские годы Бугаева прошли в бытовой и интеллектуальной атмосфере профессорской Москвы.

Она оказала влияние не только на его умственное развитие, но и на подсознание. Позже в своих романах и мемуарах он создаст образы знаменитостей, бывавших в доме, в виде кариатид, держателей особой системы мироздания.

Вероятно, благодаря своей неуемной энергии отец получит в этой иерархии почетное прозвище Гефеста, бога огня, подвижного и переменчивого.

Важно

Мать занималась только собой, вела светский образ жизни. О ее красоте свидетельствует образ молодой на картине «Боярская свадьба» К. Маковского, для которой она позировала.

Каждый из родителей мечтал сделать из мальчика будущего гения: отец видел в нем продолжателя дела, мать мечтала о всестороннем развитии, учила музыке и грамоте. Позже Бугаев вспоминал, что боялся расстроить мать своим непониманием и оттого еще больше тупел.

В целях самозащиты он уходил в свой внутренний мир, который во многом складывался под влиянием произведений Майн Рида, Жюля Верна. Позже детские фантазии и страхи (Бугаев часто болел) также станут содержанием его книг. Ведь он рано начал многое подмечать. Раздвоенность станет его обычным состоянием, со временем он даже откажется от своего имени.

Бугаев поступает в частную гимназию Л. Поливанова. Через руки этого педагога, знатока русской словесности, автора оригинальной методики образования, прошли многие русские деятели, из близких Бугаеву символистских кругов там учился В. Брюсов.

Детство заканчивается, наступает время чтения Бодлера, Верлена, Уайта, Гауптмана, Ибсена. К осени 1895 года относятся первые опыты сочинительства. Как поэт Бугаев формируется под влиянием французских декадентов и отечественной философии.

В 1896 году он знакомится с семьей М. Соловьева, брата философа В. Соловьева. Они поселились в том же доме на углу Арбата и Денежного переулка, где жили Бугаевы. Сережа Соловьев становится приятелем и другом поэта, а жена Соловьева знакомит его с творчеством импрессионистов и Врубеля. Бугаев увлекается музыкой Грига, Вагнера, Римского-Корсакова.

Соловьев придумал псевдоним для начинающего литератора – Андрей Белый. Ведь из уважения к отцу Бугаев не решается печататься под своим именем и подписывается «студент-естественник». В то время он учится на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета.

Правда, Андрей Белый выступал и под другими псевдонимами, их известно не менее двенадцати, среди них – Альфа, Бета, Гамма, Кунктатор, Леонид Ледяной. Подобная разбросанность свидетельствовала о неустойчивом состоянии поэта, он еще находится в процессе самопоиска.

Совет

Постоянство не являлось особенностью Белого. Он даже свои стихи сочинял на бегу, в процессе движения, перемещения.

Ни один текст Андрей Белый не воспринимал как окончательный: выпуская переиздания, он порой менял текст настолько, что он представлял вариации на ту же тему.

Гак, стихи из сборника «Пепел» переписывались им трижды, для изданий 1923 года и 1929 годов. Последний вариант был подготовлен для сборника «Зовы времени», но он не вышел из-за смерти поэта.

Роман «Петербург» существует в четырех редакциях, причем в первой из них ритмическую структуру определял амфибрахий, а во второй – анапест. Подобная структура требовала объяснений.

Ни один издатель не принял роман «Маски» (1932) в стихотворной форме.

Поэтому Белому приходилось давать предисловия к своим произведениям, снабжать их схемами и рисунками, проводить специальные семинары по метрике.

Первые произведения Белого в основном не сохранились, отрывки из других были позднее напечатаны в «Северных цветах» и «Золотом Руне».

Андрей Белый всегда мечтал согласовать точные науки и музыку. Он не работал по полученной специальности, но в статьях и теоретико-философских исследованиях использовал для построения своих теорий даже математические выкладки.

Опорой для Белого становится философия В. Соловьева и Ф. Ницше. Он откровенно заявляет, что основывался на их выводах для конструирования собственной системы взглядов, связанных с мистическим преображением бытия и познанием тайны сущего.

Обратите внимание

Начало XX века ознаменовано работой Белого над «Симфониями». Они представляют собой новую форму, лирическую ритмизованную прозу, где различные сюжетные линии стекаются по законам музыкальной композиции в виде отдельных лейтмотивов.

Как писал автор, ему было важно передать душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях. Но он еще только вырабатывает свой собственный почерк, в первой симфонии пока сильны книжные впечатления. «Третья симфония» интересна пророческим пафосом.

Андрей Белый постоянно расширял круг литературных знакомств, он многому научился у В. Брюсова, определенное влияние на поэта оказало окружение Мережковского-Гиппиус. Он напечатал значимые для творчества статьи «Формы искусства» (1902) и «Символизм как миропонимание» (1904) в их религиозно-философском журнале «Новый путь».

Белый верил в то, что является адептом нового искусства, истинного символизма. Его взгляды разделяли единомышленники, в основном студенты Московского университета, называвшие себя аргонавтами.

После встречи с А. Блоком в 1903 году им становится ясно, что оба поэта развиваются в одном направлении. Правда, сам Андрей Белый признавался, что в то время уступал Блоку в литературном мастерстве. Отношения дружбы-вражды отразятся в переписке, являющейся бесценным памятником истории развития символизма как литературного течения.

1904 год принес разочарования, Андрей Белый отходит от кружка аргонавтов и заводит полемику с Брюсовым. Предметом нападок было то, что Брюсов стал другом для покинутой Андреем Белым возлюбленной. В отношениях с Н.

Пиотровской Белый надеялся обрести астральную любовь, но они переросли в тривиальный роман. Тогда он порывает с ней.

Свои впечатления оба поэта отражают в стихах, Брюсов делает Белого героем своего романа «Огненный ангел».

Важно

Новая полоса творчества начинается с сотрудничества в ведущем символистском журнале «Весы», где Белый публикует свои статьи, заметки, рецензии. Постепенно он становится ведущим теоретиком символизма.

В течение некоторого времени (в 1906-1909 годах) Андрей Белый полагал, что влюблен в жену Блока Л. Менделееву. Но скорее он отдал дань общим настроениям, ведь многие полагали, что Менделеева станет земным олицетворением Вечной Женственности, обоснованной В.

Соловьевым и реализованной Блоком в стихах.

Позже свои переживания, навеянные неразделенной любовью и разочарованиями в юношеских мечтаниях, Белый отразит в сборнике «Урна» (1909), рассказе «Куст», в образе ангела Пери в романе «Петербург» (1916), а также в мемуарах.

Андрей Белый относился к тем людям, которые легко подвергались чужому влиянию и увлекались многими вещами одновременно. Он легко менял тональность в отношениях с окружающими, переходя от дружбы к ненависти и наоборот. Известно, что Белый неоднократно провоцировал окружающих на дуэли, но они не допускались близкими.

Литературная жизнь Белого шла параллельно с университетскими занятиями. Закончив в 1903 году естественное отделение с дипломом первой степени, осенью 1905 года Андрей Белый поступает на историко-философское отделение. Но вскоре покидает его, не закончив. Теперь он полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

Шкловский полагал, что из «Симфоний» Белого вышла новая проза, уже связанная не с традиционным сюжетом, а с расщеплением повествовательного целого, где значение имеют отдельные составляющие, но не целое.

Конечно, последователи использовали и блестящую смысловую игру, которую Белый затевал практически в каждом своем произведении.

Один из критиков отметил, что дробный мир поэта как бы запечатлен фасеточным зрением насекомых.

Совет

Революционные настроения Белого, вероятно, отразились в изменении сюжетной направленности его произведений. В 1904-1908 годах он создает книгу стихов «Пепел», где показывает свое отношение к теме родины. Любопытно, что вновь Белый и Блок думают одинаково, они обращаются к традициям Н. Некрасова, размышляя о том, куда пойдет Россия.

Андрей Белый пишет:

Просторов простертая рать:

В пространствах таянства пространства.

Россия, куда мне бежать

От голода, мора и пьянства? (“Русь”).

Некоторые критики полагают, что хотя Белый и пессимистичен, не видит будущего, по художественному мастерству – ритмическому разнообразию, словесной изобретательности, звуковому богатству – он превосходит Блока, четко обрисовывавшего возможное возрождение России.

В романе «Серебряный голубь» (1910) Андрей Белый продолжает историко-философскую линию противопоставления Востока и Запада. Он следует традициям Гоголя, этнографически точно изображая сцены колдовства и эротико-мистических радений.

Формально сюжет подчинен истории героя Дарьяльского, попадающего в руки сектантов-голубей. На самом же деле Белый бесконечно варьирует темы и мотивы произведения, добиваясь членения романа на отдельные составляющие. Язык произведения ритмизован, как и ранние повести Гоголя, местами он невнятен и напевен. Так Андрей Белый отражал смятенное состояние своих героев.

Позже стало ясно, что он открыл неогоголевскую эпоху в русской прозе, став создателем новой литературной формы – музыкально-ритмической прозы.

В десятые годы в жизнь Белого входит Ася Тургенева. Она воспринимала их отношения прежде всего как дружеские, Белый же верил в большее, поэтому совершенные вместе путешествия позже включил в свои романы как значимые для него воспоминания.

Начиная с 1912 года поэт путешествует по Европе, во время своих странствий знакомится с антропософами, их учителем Штайнером. В1915-1916 годах в Дорнахе Белый принимал участие в строительстве Иоаннова храма. Он возвращается в Россию в 1916 году в связи с военным призывом. Ася остается в Европе.

Предреволюционное десятилетие ознаменовано выходом лучшего произведения Белого – романа «Петербург», в котором он дал характеристику распада сознания своего героя – интеллигента Н. Аблеухова. Ведущими мотивами является тема града Петра как олицетворения мощной разрушительной силы и проблема ворвавшегося в Россию революционного вихря.

Обратите внимание

Заявленная Андреем Белым история русского интеллигента в смутное время является своеобразным обобщением тех идейных поисков, которые в свое время вели Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой. В свою очередь своими загадками, скрытыми отсылками, аллюзиями и реминисценциями Белый повлиял на представителей русского орнаментализма, заворожил своими поисками Е. Замятина, Б. Пильняка, В. Набокова.

Примерно в середине десятых годов Белый последовательно создает личную биографию, он предполагал назвать ее эпопеей «Моя жизнь». В предисловии к повести «Котик Летаев» издания 1922 года, Андрей Белый называет себя психологом-палеонтологом.

Он помнит даже форму облаков, проплывавших в разные годы над имением его отца «Серебряный Колодезь». Поэтому откровенно заявляет о том, что его память запечатлевает мельчайшие жизненные впечатления. Они и становятся содержанием книги, начиная с внутриугробных воспоминаний.

В повести «Крещеный китаец», второй части эпопеи, поэт расскажет о более зрелом периоде жизни.

Своеобразным продолжением эпопеи становятся «Записки чудака» (1922), свою задачу писатель формулирует следующим образом: назначение этого дневника – «сорвать маску с себя, как с писателя; и рассказать о себе, человеке, однажды навек потрясенном. . . Моя жизнь постепенно мне стала писательским материалом».

Вернувшись в Москву, Андрей Белый стал вестником новой культуры. Она была революционна по духу, но не по социальным устремлениям. В своих лекциях и статьях («Революция и культура») Белый призывает к бунту против форм. Он много пишет, хотя бытовая неустроенность приводила к болезням. Но все же поэт находит в себе силы публиковать и ранее написанное.

Оправившись после болезни, он на два года уезжает за границу. В Берлине происходит решительное объяснение и окончательный разрыв с Асей Тургеневой.

Штайнер уклоняется от свидания с Белым, который называет себя послом России от антропософии, и их отношениям также приходит конец.

Важно

Вместе с тем берлинское двухлетие стало рекордным для Белого временем по публикации его произведений: выходят семь переизданий и девять новых публикаций.

Подспудно у писателя возникает замысел мемуаров, частично пропавших при переезде, но восстановленных в начале тридцатых годов. Замысел «Воспоминаний о Блоке» удалось реализовать в 1922-1923 годах.

Другое направление творчества связано с созданием романа «Москва». Он вышел в виде двух частей – «Московский чудак» и «Москва под ударом».

Последнее десятилетие оказалось самым драматическим для Белого. Его спутница, К. Васильева (Бугаева), была арестована вместе с другими деятелями антропософского движения. Поэт пишет патетическое обращение на имя И. Сталина. Клавдия возвращается домой.

Она была не только другом, но и личным секретарем Белого. Возможно, поэтому ему удалось создать грандиозное сочинение – мемуарную трилогию «На рубеже веков» (1931), «Начало века» (1933), «Между двух революций», в которых он воссоздал время, получившее позже название «серебряного века».

Белому вновь удается проявить стилевое новаторство, он ведет живой разговор с читателем, фиксируя любопытные подробности быта того времени.

Конечно, некоторые характеристики кажутся гротескными, персонажи обрисовываются сатирическими красками. Андрей Белый пытается найти согласие с тогдашними властями, но все равно оценивается в печати отрицательно.

Правда, в разгромной статье Л. Троцкого отмечен поразительный дар поэта конструировать собственную Вселенную.

Совет

Параллельно, начиная с конца 1928 года Белый возвращается к своим работам о ритме русского стиха («Ритм как диалектика» и «Медный всадник», 1929), заканчивает свои размышления о прозе Гоголя («Мастерство Гоголя», 1934).

Смерть Белого оказалась неожиданной, он умер от мозгового спазма после солнечного удара. Вероятно, болезнь мозга не распознали вовремя.

Источник: http://biografiivsem.ru/andrei-belyi

Ссылка на основную публикацию