Андрей Битов. Подробная биография
Андрей Георгиевич Битов – прозаик, эссеист, кинодраматург – родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Отец, Г.Л. Битов, — архитектор, мать, О.А. Кедрова, — юрист.
Из блокадного Ленинграда в 1942 вывезен на Урал, затем в Среднюю Азию, в 1944 вернулся в родной город.
В 1955-1962 А.
Битов учился на геолого-разведочном факультете Горного института (с перерывом, после отчисления — первая проза, первое зачисление властями в неблагонадежные элементы — на службу в стройбате, в 1957-1958).
Первым литературным сообществом, в которое Битов вступил осенью 1956, оказалось ЛИТО Горного института, руководимое Глебом Семёновым, поэтом, ментором тогдашних ленинградских неангажированных дебютантов. Стихи Битова напечатаны во втором поэтическом сборнике семёновского ЛИТО, сожженном по решению институтского парткома летом 1957.
В первые 1-2 года своей литературной жизни Битов сошелся с Л. Агеевым, В. Британишским, С. Вольфом, Я. Виньковецким, Л. Гладкой, А. Городницким, Э. Кутыревым, А. Кушнером, Е. Кумпан и др. тогдашними молодыми авторами.
В 1960 он — участник конференции молодых писателей Ленинграда (вместе с Р. Грачевым, Я. Длуголенским, Б. Сергуненковым и др.).
Особенную роль в формировании внутреннего мира Битова сыграли его первая жена Инга Петкевич, вулканолог Генрих Штейнберг, поэт Глеб Горбовский, прозаики Виктор Голявкин, Рид Грачев, Генрих Шеф.
Много помогло сравнительно удачной литературной судьбе Битова и то обстоятельство, что в его даровании изначально были уверены самые авторитетные среди молодежи ленинградские писатели старшего поколения: Л.Я. Гинзбург, Г.С. Гор, В.Ф. Панова, Л.Н. Рахманов, М.Л. Слонимский…
В частности, последний руководил ЛИТО при издательстве «Советский писатель», которое Битов посещал в начале 1960-х.
Проработав после института меньше года буровым мастером Невской геологической партии на Карельском перешейке, Битов в 25 лет вступает на путь профессионального литератора.
В 1965 он принят в СП, в 1965-1966 учится на Высших сценарных курсах в Москве и с тех пор делит свою жизнь между двумя столицами.
Первые рассказы Битов напечатаны в альманахе «Молодой Ленинград» (1960) — «Бабушкина пиала», «Иностранный язык», «Фиг». Первый сб. рассказов «Большой шар» издан в 1963.
Утвердила авторитет Битов в глазах читателей, как это и бывало в поздние советские годы, ругательная, официальная критика. Рассказ «Жены нет дома» из сборника «Большой шар» включен был партийными идеологами в один негативный перечень с «Вологодской свадьбой» А. Яшина и «Матрениным двором» А. Солженицына.
Битов, вместе с Голявкиным, уличались в «чрезмерной приниженности и растерянности изображаемых ими героев» (Известия. 1965. 14 авг.).
В первую очередь Битов вернул отечественной прозе придушенного в советские годы, приравненного к «обывателю» и «мещанину» «маленького человека» как магистрального литературного героя.
Причем не в облике Акакия Акакиевича, а в облике пушкинского бунтующего Евгения из «Медного всадника». Больше того, в прозе Битова «на коне» оказывается не властелин, а сам Евгений. Ни в будущем, ни в прошлом нет для писателя тайны значительнее той, что скрыта в бытии простого современного человека среди обыденных увлечений и забот.
Рассказ «Пенелопа» (1962, опубл.
1965) — вариация той же психологической коллизии, что отражена в рассказе «Жены нет дома». Неизбывный мотив помощи (или ее ужасного отсутствия) «маленькому человеку» Битов выворачивает наизнанку, толкует его как лживый. Из объекта чужого воздействия герой прозы Битова превращается в субъект, воздействующий на свою и чужую жизнь.
Априорную ценность представляет заложенное в герое сознание, его рефлексия, а не бытие. В «маленьком человеке» Битов распознал большого индивидуалиста, «перл творения».
Насмешливая корректность самоидентификации персонажей — своего рода тавро прозы Битов, как и всей молодой ленинградской прозы. Но именно Битов написал в повести «Сад» (опубл.
1967) прямо: «”Господи! Какие мы все маленькие!” — воскликнул странный автор. “Это так! Это так!” — радовался Алексей».
Укладывающиеся в рамки обычной реалистической прозы сюжеты рассказов и небольших повестей Битова срастаются в неканонические художественные образования. Художественная интуиция писателя преодолевает жанр, предвосхищая идеи постмодернизма.
Вместо «жанра» структурообразующей единицей прозы выделяется «текст». Написанные вроде бы в строго реалистической тональности повести «Жизнь в ветреную погоду», «Сад» осмысляются как целое то внутри «складня» «Дачная местность» (с кинематографическим подзаголовком «Дубль»), то внутри «романа-пунктира» «Улетающий Монахов».
Степень рефлексии по поводу собственного текста у Битов становится такой, что произведение само стремится к авторскому комментарию, не может без него существовать. Рассказанный «случай из жизни» у Битова лишь имитировал привычную для традиционного реалистического рассказа фабулу. Дух поэтического осмысления жизни, дух эссеизма становится у Битова довлеющим себе творческим методом.
В книгах второй половины 1960-х — «Такое долгое детство» (1965), «Дачная местность» (1967), «Путешествие к другу детства» (1968), «Аптекарский остров» (1968) — герои странствуют по направлению к самим себе.
Серьезными, экзистенциально пережитыми, оказались встречи с Арменией и Грузией — уже не только (или не столько) с людьми, но — с отечеством «неземным», с храмами, вписанными в природу и «не заслоненными человеком и делами рук его» («Уроки Армении»), встречи с умозрением о «божественной норме», завершившиеся принятием символа веры. Здесь утвердилась и лит. точка отсчета — Пушкин. Пушкин как априорная, «божественная» данность, порождающая «текст».
Между «Уроками Армении» (1967-1969) и «Грузинским альбомом» (1970-1973) явился «Пушкинский дом», фрагментами печатавшийся в периодике, но изданный сначала в США (издательство «Ардис», 1978). На родине роман напечатан в 1987 (Новый мир.
№10-12), а в каноническом полном объеме лишь в 1999 (СПб.: издательство Ивана Лимбаха). Знаменательно, что «Пушкинский дом» писался в то же время, что и другое важнейшее произведение на эту тему — «Москва-Петушки» (1969) Венедикта Ерофеева.
Фактическая пьянка в Пушкинском доме — это и есть тот единственный день-ночь, который явлен в романе. Подобным образом Джойс в «Улиссе» описал всего один день из жизни Дублина.
Сразу после «Пушкинского дома» написана повесть-эссе «Птицы, или Новые сведения о человеке» (1971).
Она стала зачином самого крупного создания Битова дальнейших лет — «романа-странствия» «Оглашенные». Повесть написана о двоящейся сущности человеческого бытия.
В 1979 Битов участвует как автор («Последний медведь», «Глухая улица», «Похороны доктора») и составитель (с В. Аксеновым, В. Ерофеевым, Ф. Искандером и Е. Поповым) в московском литературном альманахе «Метрополь», бывшем, по словам Ерофеева, «попыткой борьбы с застоем в условиях застоя».
В СССР альманах не напечатали, зато он тут же вышел в США по-русски и переведен на английский и французский. На родине Битова отлучили от печатного станка до 1985. Что тут же «компенсировалось» изданием в Европе и США.
В эти годы Битов пишет повесть «Человек в пейзаже» (1983), ставшую второй частью «Оглашенных».
Персонажи двух первых повестей «Оглашенных» — рассказчик, доктор ДД, художник ПП — сошлись в третьей, названной «Ожидание обезьян» (1993). Накаленные дискуссии в неформальной обстановке растянулись и приблизились в «Ожидании обезьян» к еще одной раскаленной точке нашего исторического пейзажа — 1984 году.
Нескрытый замысел «Оглашенных» состоит в том, чтобы увидеть в бытии «маленького человека» — творца, не совладавшего с творением, но все же гениального.
Если в тоталитарном обществе Битову удавалось сводить концы с концами вольным трудом, то в свободные времена концы оказались на привязи у работодателей: «Пожалуй, до 1985 года я никогда не писал по заказу, чем было принято гордиться. Впрочем, не так уж трудно было беречь эту честь смолоду: никто и не просил» («Робинзон и Гулливер»).
Так что тяжесть нового ярма Битов не преувеличивает. Захотелось, например, издать отдельной книжкой свои стихи, и он это тут же делает — в двух вариантах: сборники «Дерево» (1997) и «В четверг после дождя» (1997).
Эти же стихи (часть) можно смешать с эссеистикой и получить еще одну книжку — еще одно «Дерево» (1998). Можно и астрологией заняться и утвердить «Начатки астрологии русской литературы» (1994). И свою «первую» книгу выпустить, через 40 лет после написания: «Первая книга автора (Аптекарский проспект, 6)» (1996).
Размышлениям о Пушкине посвящены книги «Предположение жить. 1836» (1999), «Вычитание зайца. 1825» (2001). И т.д.
Книг выпущено в последнее десятилетие XX в. и в начале XXI несравнимо больше, чем в советское время. На всех языках мира.
Силою вещей — и в то же время силою от этих вещей не зависимого характера — Битов стал одной из центральных фигур русской литературы, ее посланником в любых регионах планеты. Помимо различных литературных премий и занятых постов (президент русского ПЕН-центра, вице-президент международной ассоциации «Мир культуры», лауреат Государственной премии РФ, кавалер Ордена искусства и литературы Франции и т.п.), о его заслугах и авторитете можно судить хотя бы по установленному его стараниями памятнику Мандельштаму во Владивостоке.
Биография
Произведения
- Лес
- Птицы, или Оглашение человека
- Сад
Критика
- Освоение времени
- Право на ответ
- Размышления в пути
Ключевые слова: Андрей Битов, биография Андрея Битова, скачать биографию Андрея Битова, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Андрея Битова
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170613-biografiya-andreya-bitova
Реферат: Андрей Георгиевич Битов
(род. 1937)
БИТОВ, АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1937), русский писатель. Родился 27 мая 1937 в Ленинграде, в семье архитектора. Во время блокады был эвакуирован на Урал, затем в Ташкент. В 1955–1962, с перерывом на службу в армии, учился в Ленинградском горном институте. Работал буровым мастером в геологических экспедициях.
Начал писать в 1956. Первая публикация состоялась в 1960 – в альманахе «Молодой Ленинград» был издан рассказ Бабушкина пиала. Первый сборник рассказов Большой шар (1963) был осужден официальной критикой в газете «Известия» «за чрезмерную приниженность и растерянность героев». Однако книги Битова продолжали выходить, в 1965 он вступил в Союз писателей СССР, в 1967 – окончил Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР в Москве. Впоследствии написал сценарии к нескольким фильмам, из них наиболее известен В четверг и больше никогда режиссера А.Эфроса.
В рассказах 1960-х годов главным героем Битова был человек, «не совпадающий» с действительностью по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. В этом смысле он отличался от литературных персонажей большинства писателей-«шестидесятников». Наиболее характерный битовский персонаж того времени – Монахов из произведения Улетающий Монахов, жанр которого был определен автором как «роман-пунктир». Каждая глава этого произведения публиковалась как отдельный рассказ, впервые он был полностью издан по-русски в 1990, переведен на все европейские языки. Главный герой романа Монахов чувствует «полную растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений», но автор не осуждает его за это. Битов считает, что сомнение в себе естественно для человека и свойственно героям русской классической литературы.
В 1960–1983 Битов написал Книгу путешествий – семь произведений, описывающих его поездки в Башкирию, Среднюю Азию, на русский Север, в Армению и Грузию. Книга путешествий завершалась стихотворением, в котором автор определял главную цель своих странствий: «Пускайся в путь – и в нем себя настигни».
В 1979 Битов стал одним из авторов бесцензурного литературного альманаха «Метрополь». После этого его перестали публиковать в СССР, он стал «невыездным», его произведения издавались в Западной Европе и в США. Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в 1985.
Глубокое художественное осмысление российской истории и современности воплощено Битовым в романе Пушкинский дом (1971, опубл. 1978 в США). В романе описывается жизнь молодого талантливого филолога Левы Одоевцева – «скорее однофамильца, чем потомка» петербургских дворян. Дед Левы был репрессирован, отец отрекся от деда ради карьеры. Атмосфера семейного предательства во многом сформировала личность Одоевцева. Но Битова интересует не только очевидная, но и экзистенциальная причина конформизма главного героя. По мнению автора, люди, подобные Одоевцеву, выжили в 20 в. только благодаря «единственному способу не задаваться вопросом» – игнорированию реальности.
Взаимоотношения литературного персонажа с реальностью, движение времени через человеческую судьбу – то, что превращает главного героя в человеческий тип, – и составляет внутренний сюжет романа. Частью действительности является в Пушкинском доме русская литература. С нею связано и название романа: «и русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия – все это, так или иначе, Пушкинский дом без его курчавого постояльца». Личность Пушкина постоянно привлекает творческое внимание Битова. О Пушкине написана книга новелл и эссе Вычитание зайца (1993), новелла Фотография Пушкина (1985) и др.
Одна из важных тем в творчестве Битова – экология. Автора интересует возможность самопознания во взаимодействии с природой. Об этом написаны повести Птицы, или Оглашение человека (1971), Человек в пейзаже (1983), Ожидание обезьян (1993).
Обширная эссеистика Битова посвящена разнообразным темам истории и современности: гласности (Две заметки периода гласности, 1989), падению Берлинской стены (Берлинское небо, 1990), творчеству Набокова (Угольное ушко, или Страсбургская собака, 1993) и др.
Новая «пропорция действительности», по словам автора, разрабатывается в цикле новелл под общим названием Преподаватель симметрии (начат в 1987). Новеллы и эссе этого цикла пишутся от имени вымышленного автора Урбино Ваноски и являют собой не только изящную мистификацию, но и утонченную литературную игру с использованием беллетристических приемов.
С 1991 Битов – президент русского Пен-клуба. Награжден Орденом искусства и литературы Французской Республики, а также несколькими международными премиями, среди которых Пушкинская премия (ФРГ).
Живет в Москве и Петербурге, преподает в университетах Европы и США.
Источник: https://ronl.org/referaty/biografii/58332/
Биография Битов А.Г. краткая, читать
Вариант 1
Лауреат Государственных премий РФ, президент Российского Пен-клуба
Родился 27 мая РІ 1937 РіРѕРґР° РІ Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902-1977), архитектор.
Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905-1990), СЋСЂРёСЃС‚. Дети: РђРЅРЅР° (1962 Рі.СЂРѕР¶Рґ.), Р�ван (1977 Рі.СЂРѕР¶Рґ.), Георгий (1988 Рі.СЂРѕР¶Рґ.).
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года.
Потом была эвакуация РЅР° Урал, затем – переезд РІ Ташкент, СЃ которых РѕРЅ начал СЃРІРѕРё “путешествия”, РЅРµ прекращающиеся Рё РїРѕ сей день. Р’ школьные РіРѕРґС‹ увлекся альпинизмом, РІ 16 лет получил значок “Альпинист РЎРЎРЎР “.
Тогда же открыл для себя бодибилдинг. Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом.
В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии.
Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу.
Первые рассказы были опубликованы РІ альманахе “Молодой Ленинград” РІ 1960 РіРѕРґСѓ. Рти рассказы потом вошли РІ СЃР±РѕСЂРЅРёРє “Большой шар”, вышедший РІ 1963 РіРѕРґСѓ РІ Ленинграде.
С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р.
Габриадзе, В. Маканин, Р. �брагимбеков, Г. Матевосян.
1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре �нститута мировой литературы (�МЛ�).
Диссертация, написанная РёРј РїРѕ специальности “Теория литературы”, была представлена Рє защите, РЅРѕ защищать ее РѕРЅ РЅРµ стал.
Р’ 1967 РіРѕРґСѓ РІ РњРѕСЃРєРІРµ вышла первая РєРЅРёРіР° – “Дачная местность”, затем последовали: “Аптекарский остров” (1968), “РЈСЂРѕРєРё Армении” (1969), “Образ Р¶РёР·РЅРё” (1972), “Дни человека” (1976), “Семь путешествий” (1976).
После выхода романа “Пушкинский РґРѕРј” РІ 1978 РіРѕРґСѓ РІ РЎРЁРђ Рё участия РІ составлении бесцензурного альманаха “Метрополь” РІ 1979 РіРѕРґСѓ РѕРЅ практически РЅРµ печатался РґРѕ РїСЂРёС…РѕРґР° Рє власти Рњ.РЎ. Горбачева.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ перестройкой начались новые времена. Р’ 1986 РіРѕРґСѓ были изданы РєРЅРёРіРё Андрея Битова “Грузинский альбом”, “Человек РІ пейзаже” Рё “Статьи РёР· романа”. Р’ 1987 РіРѕРґСѓ вышел роман “Улетающий Монахов”.
Андрей Битов выпустил РґРІР° СЃР±РѕСЂРЅРёРєР° стихов: “Дерево” Рё “Р’ четверг после РґРѕР¶РґСЏ” (РЎРџР±.: Пушкинский фонд, 1997). Сейчас готовится Рє изданию третья РєРЅРёРіР° стихов.
РЈ автора есть замысел написать пьесу – РёР· РЅРµ освоенных РёРј жанров осталась драматургия. Рђ. Битова переводились почти РЅР° РІСЃРµ европейские языки.
РЎ 1978 РіРѕРґР° Сѓ писателя началась Р¶РёР·РЅСЊ РЅР° РґРІР° РіРѕСЂРѕРґР° – РњРѕСЃРєРІСѓ Рё Ленинград.
РћРЅ считает себя рекордсменом этого маршрута. РЎ 1986 РіРѕРґР° начались постоянные переезды: РњРѕСЃРєРІР° – Ленинград – заграница. Р’ 1992-1993 годах РІ Берлине научная коллегия (“Wisshenschafts Kolleg”) предоставила Рђ.
Битову условия для работы над его любимой темой. До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. �оселиани. За это время А.
Битовым была закончена “Р�мперия РІ четырех измерениях”, РѕРЅР° была издана РІ Р РѕСЃСЃРёРё РІ 1996 РіРѕРґСѓ. “Р�мперия…
” соответствует последовательности англоязычных изданий: “Life in Windy Weather” (1986), “Pushkin House” (1987), “Captive of the Caucasus” (1988), “The Monkey Link” (1995). Последние РєРЅРёРіРё Рђ.
Битова: “Оглашенные” Рё “Первая РєРЅРёРіР° автора” (1996), “Р’ четверг после РґРѕР¶РґСЏ” Рё “Новый Гулливер” (1997), “Неизбежность ненаписанного” (1998), “Дерево” Рё “Предположение жить, 1836” (1999), “Вычитание зайца, 1825” (2001), последняя РєРЅРёРіР° РЅР° английском языке – “Life Without Us” (1999).
РЎ осени 1986 РіРѕРґР° Андрей Битов стал “выездным”, выступал СЃ лекциями Рё чтениями РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… странах, участвовал РІРѕ множестве конференций Рё СЃРёРјРїРѕР·РёСѓРјРѕРІ. Преподавал СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ литературу Р·Р° рубежом, РІ частности РІ РЎРЁРђ: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (РќСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРёР№ университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
РЎ 1988 РіРѕРґР° Рђ. Битов участвовал РІ создании СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ Пен-клуба, Р° СЃ 1991 РіРѕРґР° – его президент. Рђ. Битов работал РІ РєРёРЅРѕ. Р’ 1979 РіРѕРґСѓ РѕРЅ написал сценарий для фильма “Р’ четверг Рё больше РЅРёРєРѕРіРґР°” (режиссер Рђ. Рфрос), РІ 1967 РіРѕРґСѓ был соавтором сценария советско-СЏРїРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ фильма “Маленький беглец”. Однажды Рђ. Битов даже снялся РІ фильме Сергея Соловьева “Чужая, белая Рё СЂСЏР±РѕР№”. Р’ 1990 РіРѕРґСѓ РѕРЅ стал первым лауреатом Пушкинской премии РІ Германии. Р’ 1992 РіРѕРґСѓ ему присуждена Государственная премии Р Р¤ Р·Р° роман “Улетающий Монахов”.
Р’ 1997 РіРѕРґСѓ РѕРЅ РІРЅРѕРІСЊ стал лауреатом Государственной премии Р Р¤ Рё премии “Северная Пальмира” Р·Р° роман “Оглашенные” (последний роман, завершающий “Р�мперию РІ четырех измерениях”). Рђ. Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого РІ Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная РєРЅРёРіР° РіРѕРґР° (Париж, 1990) Р·Р° роман “Пушкинский РґРѕРј”. Рђ. Битов – Шевалье французского ордена словесности, сопрезидент Набоковского фонда РІ Санкт-Петербурге, председатель РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
Рђ. Битов – лауреат премий журналов “Дружба народов”, “Новый РјРёСЂ”, “Р�ностранная литература”, “Звезда”, “Огонек” Рё РґСЂ. РЎ 1997 РіРѕРґР° Рђ. Битов – Почетный доктор Ереванского государственного университета Рё Почетный гражданин РіРѕСЂРѕРґР° Еревана. Рђ. Битов – вице-президент международной ассоциации “РњРёСЂ культуры” (президент – Фазиль Р�скандер). Рђ. Битов – вице-президент европейского сообщества интеллектуалов “Гулливер” СЃ центром РІ Амстердаме. РћРЅ – член Р¶СЋСЂРё “Пушкинской премии” РІ Гамбурге, член Р¶СЋСЂРё премии “РўСЂРёСѓРјС„”, член комитета РїРѕ присуждению Государственной премии Р Р¤. Р’ 1999 РіРѕРґСѓ был членом Р¶СЋСЂРё Всемирного РєРѕРЅРєСѓСЂСЃР° СЌСЃСЃРµ РІ Веймаре.
Рђ. Битов РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что СЃРѕ временем С…РѕР±Р±Рё становится профессией. Любовь Рє РєРёРЅРѕ привела Рє профессии сценариста Рё актера, любовь Рє РєРЅРёРіРµ – Рє участию РІ дизайне собственных РєРЅРёРі, любовь Рє музыке – Рє созданию Пушкинского джаза, РіРґРµ чтение черновиков Рђ.РЎ. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. Р’ 1998-1999 годах Пушкинский джаз гастролировал РІ РќСЊСЋ-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге Рё РњРѕСЃРєРІРµ. Нелюбовь Рє монументальной скульптуре привела Рє идее “минимонументализма” (совместно СЃ Резо Габриадзе). Как пример – памятник Р§РёР¶РёРєСѓ-Пыжику РІ Санкт-Петербурге, Зайцу – РІ селе Михайловском Рё С‚.Рї. Сама идея воссоединения профессии СЃ С…РѕР±Р±Рё привела Рє созданию РІ 1991 РіРѕРґСѓ неформального объединения “БаГаЖъ” (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий Рё примкнувшие Рє РЅРёРј Р®. Р РѕСЃС‚, Рђ. Великанов, Р’. Тарасов Рё РґСЂ.). РџРѕ словам Андрея Битова, РІСЃСЏ его Р¶РёР·РЅСЊ – это “сплошное путешествие, которое СѓР¶Рµ нельзя назвать С…РѕР±Р±Рё”.
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskprvww/index.html
Битов Андрей Георгиевич. Биография и творчество
Тема: Писатели второй половины XX века — начала XXI века
Андрей Георгиевич Битов (род. в 1937 г.) — прозаик, эссеист, публицист, киносценарист, поэт, автор статей, посвященных проблемам литературы и искусства. Начинает творческую деятельность как поэт в период «оттепели». В 1963 г. издает первый сборник рассказов «Большой шар».
Учится на высших сценических курсах в Москве, где в дальнейшем и живет. После свертывания «оттепели» не все произведения Битова могли быть опубликованы. Свою главную книгу — роман «Пушкинский Дом» — писатель создавал в 1964-1971 гг.
Через год после завершения романа Битов становится аспирантом института мировой литературы, печатает статьи о Пушкине, проблемах художественного творчества. В произведениях использует форму путевых записей, репортажей, воспоминаний, очерка, раскрывает свои взгляды на различные явления жизни, выявляет отношения человека и природы.
В поисках новых художественных форм Битов пишет роман «Преподаватель симметрии» (1987 г.), в котором, имитируя перевод с английского, создает речь условно русскую. На протяжении ряда лет писатель работает над постмодернистским романом-странствием «Оглашенные» (1995 г.), куда входят повести «Птицы, или Новые сведения о человеке» (1971-1975 г.
), «Человек в пейзаже» (1988 г.), роман «Ожидание обезьян» (1993 г.). Позднего Битова интересует сфера духовной жизни, экология природы и культуры. Он является автором киносценария «Заповедник» (1964, 1972 г.).
Роман А. Битова «Пушкинский Дом» впервые был издан в России в 1989 году. Он является ярким образцом постмодернизма в литературе.
Герой романа Лев Одоевцев, филолог, аспирант, сотрудник Пушкинского Дома (Института русской литературы Академии наук в Санкт-Петербурге). Сам автор объясняет название романа следующим образом: «И русская литература, и Петербург, и Россия — все это Пушкинский Дом без его курчавого постояльца». Роман состоит из пролога и трех частей.
В прологе романа, который написан позже остальных глав, как бы вдогонку изображаемым событиям, и являет собой яркий пример авторского осознания написанного, обозначена кульминации романа. В первой части («Отцы и дети») герой пытается решить проблемы с отцом и дедом. Вторая часть («Герой нашего времени») раскрывает взаимоотношения Льва Одоевцева с женщинами.
В третьей части («Медный всадник») поднимается тема дружбы-вражды.
В романе впервые появляется отрывок, набранный особым курсивом. Так называемый «Курсив мой» встречается на протяжении всего романа — как проявление Автора-личности, одного из субъектов повествования.
Во введении Автор — Андрей Битов — говорит о своих основных целях и методах, которые во многом соответствуют основным методам постмодернизма: «Мы склонны … следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности, воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами…». Таким образом, автор намеревается использовать старые рамки для помещения нового содержания. Примером могут служить названия глав и разделов: «Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Фаталист», «Маскарад» и т.д., что уже является чертой постмодернизма в литературе.
А. Битов использует также точные цитаты из упомянутых произведений в качестве эпиграфов.
Авторы и произведения, которые в целом явно ориентированы на постмодернистическую модель отражения окружающей действительности и создание субъективного художественного мира, не указаны, но вполне узнаваемы, и рассчитан этот прием прежде всего на эрудированного читателя.
Задачи этих цитат (как наименований, так и эпиграфов) сводятся к тому, чтобы напомнить читателю о вечности и повторяемости той или иной темы, подчеркнуть главную идею произведения, показать умерщвленное пространство культуры, от которой остались одни названия, обретающие в настоящем несколько иное значение.
Материал с сайта //iEssay.ru
Так, например, раздел первый назван «Отцы и дети». Но герой, Лева Одоевцев, мало похож на Базарова или Аркадия Кирсанова, скорее, он является носителем обобщенной вневременной идеи «детей» в целом.
Герои этого раздела собой, своими характерами, взаимоотношениями, воплощают классическую, «вечную» проблему отцов и детей. Однако, время, как одно из главных действующих лиц, жестко вносит свои коррективы — меняются акценты ценностей поколений (поколение отцов оказывается натуральнее, естественнее поколения детей), но конфликт разрешается традиционно в пользу детей.
Этот же подход прослеживаются и в остальных разделах и главах «Пушкинского Дома» («Маскарад», «Дуэль», «Выстрел»), в которых поднимаются «вечные» проблемы, преломленные временем.
На этой странице материал по темам:
- Творчество Битова
- андрей битов биография реферат список литературы
- в ожидании обезьян битов рецензия википедия
- влияние казакова на творчество битова
- названия романа “ожидание обезьян” означает
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/literatura-xx-veka/stati/pisateli-vtoroj-poloviny-xx-veka-nachala-xxi-veka/bitov-andrej-georgievich.-biografiya-i-tvorchestvo
Биография Андрея Битова
В 1955 году Андрей Битов поступил в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. В 1957-1958 годах служил в армии в стройбате на Севере. Демобилизовавшись в 1958 году, восстановился в институте, который окончил в 1962 году.
Некоторое время работал буровым мастером в геологических экспедициях, затем сосредоточился на литературной работе.
В 1967 году окончил Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР в Москве. В 1973–1974 годах учился в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ).
Писать Андрей Битов начал в 1956 году. В институте он входил в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Первые рассказы Андрея Битова были опубликованы в альманахе “Молодой Ленинград” в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник “Большой шар”, вышедший в 1963 году. В 1965 году Андрей Битов был принят в Союз писателей СССР.
В 1967 году в Москве вышла первая книга писателя – “Дачная местность”, затем последовали “Аптекарский остров” (1968), “Уроки Армении” (1969), “Образ жизни” (1972), “Дни человека” (1976), “Семь путешествий” (1976).
В 1971 году Битов закончил написание романа “Пушкинский дом”, который смог опубликовать только в США в 1978 году (в СССР роман был опубликован в журнале “Новый мир” в 1987 году, книжное издание вышло в 1989 году).
В 1979 году писатель поместил четыре рассказа в альманахе “Метрополь”, который был запрещен к публикации в СССР и вышел в США, за что Андрей Битов был уволен из Московского литературного института, где вел занятия по литературному мастерству. После этого его перестали публиковать в СССР, он стал “невыездным”, его произведения издавались в Западной Европе и США. Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в СССР.
С 1985 года вышло более 30 книг Андрея Битова, среди них “Грузинский альбом” (1985), “Книга путешествий” (1986), “Человек в пейзаже” (1988), “Улетающий Монахов” (1990), “Вычитание зайца” (1993), “Оглашенные” (1995), “Империя в четырех измерениях” (1996), “Кавказский пленник” (2004), “Моление о чаше” (2007), “Преподаватель симметрии” (2008) и другие. Битов также выпустил сборники стихов “Дерево” (1998) и “В четверг после дождя” (1997).
Сочинения писателя переводились почти на все европейские языки.
Битов известен и как автор сценариев к фильмам, в 1977 году он написал сценарий для фильма “В четверг и больше никогда”, был соавтором сценария советско-японского фильма “Маленький беглец” (1966), фильмов “Караван” (1973), “Закрытие сезона” (1974), “Три дня и два года” (1981). Писатель даже снялся в фильме Сергея Соловьева “Чужая, белая и рябой” (1986) в роли пианиста, композитора Петра Старцева.
С 1986 года Андрей Битов стал выезжать за границу, выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности, в США в Уэслианском (штат Коннектикут, 1988), Нью-Йоркском (1995) и Принстонском (1996) университетах.
С 1988 года Андрей Битов участвовал в создании российского Пен-центра (филиала международной правозащитной писательской организации), а с 1991 года является его президентом.
В 1991 году он был одним из создателей неформального объединения “БаГаЖъ” (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).
Андрей Битов удостоен нескольких десятков премий, среди которых две Государственные премии РФ (1992, 1997), премия Андрея Белого (1988), премия за лучшую иностранную книгу года (Франция, 1990), которой удостоился роман “Пушкинский дом”, Пушкинская премия (ФРГ, 1990), премия им. И.
А. Бунина (2006), “Премия Н.В. Гоголя в Италии” (2011), премии журналов “Иностранная литература” (1994), “Огонек” (1995), “Новый мир” (1996), “Звезда” (1997).
Награжден орденом “Знак Почета” (1987), французским орденом “За заслуги в искусстве и литературе” (1993), медалью Мовсеса Хоренаци (Армения, 1999).
Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана (Армения).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20120527/657521450.html
Краткая биография Битов А. Г
Лауреат Государственных премий РФ, президент Российского Пен-клуба Родился 27 мая в 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902-1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905-1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем – переезд в Ташкент, с которых он начал свои “путешествия”, не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок “Альпинист СССР”. Тогда же открыл для себя бодибилдинг.
Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере.
В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе “Молодой Ленинград” в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник “Большой шар”, вышедший в 1963 году в Ленинграде.
С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965-1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973-1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности “Теория литературы”, была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга – “Дачная местность”, затем последовали: “Аптекарский остров” (1968), “Уроки Армении” (1969), “Образ жизни” (1972), “Дни человека” (1976), “Семь путешествий” (1976).
После выхода романа “Пушкинский дом” в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха “Метрополь” в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М. С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена.
В 1986 году были изданы книги Андрея Битова “Грузинский альбом”, “Человек в пейзаже” и “Статьи из романа”. В 1987 году вышел роман “Улетающий Монахов”.
Андрей Битов выпустил два сборника стихов: “Дерево” и “В четверг после дождя” (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). Сейчас готовится к изданию третья книга стихов. У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992-1993 годах в Берлине научная коллегия (“Wisshenschafts Kolleg”) предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой.
До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена “Империя в четырех измерениях”, она была издана в России в 1996 году. “Империя…
” соответствует последовательности англоязычных изданий: “Life in Windy Weather” (1986), “Pushkin House” (1987), “Captive of the Caucasus” (1988), “The Monkey Link” (1995). Последние книги А.
Битова: “Оглашенные” и “Первая книга автора” (1996), “В четверг после дождя” и “Новый Гулливер” (1997), “Неизбежность ненаписанного” (1998), “Дерево” и “Предположение жить, 1836” (1999), “Вычитание зайца, 1825” (2001), последняя книга на английском языке – “Life Without Us” (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал “выездным”, выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма “В четверг и больше никогда” (режиссер А.
Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма “Маленький беглец”. Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева “Чужая, белая и рябой”. В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии.
В 1992 году ему присуждена Государственная премии РФ за роман “Улетающий Монахов”.
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии “Северная Пальмира” за роман “Оглашенные” (последний роман, завершающий “Империю в четырех измерениях”). А.
Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман “Пушкинский дом”. А.
Битов – Шевалье французского ордена словесности, сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов – лауреат премий журналов “Дружба народов”, “Новый мир”, “Иностранная литература”, “Звезда”, “Огонек” и др. С 1997 года А. Битов – Почетный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана. А.
Битов – вице-президент международной ассоциации “Мир культуры” (президент – Фазиль Искандер). А. Битов – вице-президент европейского сообщества интеллектуалов “Гулливер” с центром в Амстердаме.
Он – член жюри “Пушкинской премии” в Гамбурге, член жюри премии “Триумф”, член комитета по присуждению Государственной премии РФ. В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А. С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией.
В 1998-1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее “минимонументализма” (совместно с Резо Габриадзе). Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п.
Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения “БаГаЖъ” (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это “сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби”.
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-bitov-a-g/
Андрей Битов – биография, список книг, отзывы читателей
дата рождения: 27 мая 1937 г. место рождения: Ленинград жанры: литература 20 века , новеллы , повести
Андрей Георгиевич Битов — советский и российский писатель. Один из основателей постмодернизма в русской литературе. Почётный член Российской академии художеств.
Родился 27 мая 1937 в Ленинграде, в семье архитектора. Во время блокады был эвакуирован на Урал, затем в Ташкент. В 1955-1962, с перерывом на службу в армии, учился в Ленинградском горном институте. Работал буровым мастером в геологических экспедициях.
Начал писать в 1956 году. Первая публикация состоялась в 1960 — в альманахе «Молодой Ленинград». Первый сборник рассказов был осужден официальной критикой в газете «Известия» «за чрезмерную приниженность и растерянность героев». Однако книги Битова продолжали выходить.
В рассказах 1960-х годов главным героем Битова был человек, «не совпадающий» с действительностью по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. В этом смысле он отличался от литературных персонажей большинства писателей-«шестидесятников».
Наиболее характерный битовский персонаж того времени — Монахов из произведения «Улетающий Монахов», жанр которого был
Битов стал одним из авторов бесцензурного литературного альманаха «Метрополь».
После этого его перестали публиковать в СССР, он стал «невыездным», его произведения издавались в Западной Европе и в США. Новые публикации на родине стали возможны только с началом перестройки в 1985.
Глубокое художественное осмысление российской истории и современности воплощено Битовым в романе «Пушкинский дом».
В романе описывается жизнь молодого талантливого филолога Левы Одоевцева — «скорее однофамильца, чем потомка» петербургских дворян. Личность Пушкина постоянно привлекает творческое внимание Битова.
Одна из важных тем в творчестве Битова — экология. Автора интересует возможность самопознания во взаимодействии с природой. Об этом написана повесть «Человек в пейзаже».
Новая «пропорция действительности», по словам автора, разрабатывается в цикле новелл под общим названием «Преподаватель симметрии». Новеллы и эссе этого цикла пишутся от имени вымышленного автора Урбино Ваноски и являют собой не только изящную мистификацию, но и утонченную литературную игру с использованием беллетристических приемов.
С 1991 Битов — президент русского Пен-клуба. Награжден Орденом искусства и литературы Французской Республики, а также несколькими международными премиями, среди которых Пушкинская премия.
Живет в Москве и Петербурге, преподает в университетах Европы и США.
Причина первая: может быть этого мальчика недолюбили в детстве? Так да, недолюбили…так что же он настолько не может держать свой член в штанах, когда на его пути возникает какая-то одна из “тех самых”?..
А если смог удержать, то потом сам себя захваливает, какой же он молодец…ведь женатый человек, а не дал другой/бывшей/новой. Не дал этой, так пойдем к другой…
наверное, поступок истинного мужчины, да что уж истинного, хотя бы какого-нибудь мужчины.
На самом деле мне эта книга напомнила другую, не сюжетом, а именно ощущениями к герою – это “Искренне ваш Шурик” Людмилы Улицкой . там такой же скользкий персонаж, маменькин сынок, неугомонный к тому, чтобы с прямого пути все налево сворачивать…
Причина вторая: может быть мальчика недовоспитали?
Так да, недовоспитали…судя по семье, так там плохо скрываемый матриархат, а отец командировочный.
Что уж тут говорить, что привычно мальчику на женщин смотреть снизу вверх, боготворить их, а в душе не ощущать к ним ничего – полный ноль. Таскаться за одной, жениться на другой, уйти к третье, выцепить четвертую…
и вздыхать по первой. Что-то слишком сложный путь у героя…а герой ли он?
Человек, у которого все мысли уже “обдуманные”, все образы “обсмотренные”, вся жизнь ” прожитая”…весь он как будто бы должен быть мудрее, но нет…
Он вызывал только одно чувство – жалость, причем такую мерзкую жалость…когда смотришь на человека, жалеешь его, но еще и наподдашь, потому как…ну нельзя же быть таким то.
Полный ноль. Ноль эмоций, ноль жизни…обнуленный до основания мальчик.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Источник: http://readly.ru/author/16590/
Андрей Битов
А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана.
Родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Потомственный петербуржец. Отец – Битов Георгий Леонидович (1902–1977), архитектор. Мать – Кедрова Ольга Алексеевна (1905–1990), юрист. Дети: Анна (1962 г. рожд.), Иван (1977 г. рожд.), Георгий (1988 г. рожд.).
Первые воспоминания детства у Андрея Битова связаны с блокадной зимой 1941/42 года. Потом была эвакуация на Урал, затем переезд в Ташкент, с которых он начал свои «путешествия», не прекращающиеся и по сей день. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Тогда же открыл для себя бодибилдинг.
Любовь к горам привела его в 1957 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. Там работали такие известные ныне поэты, как А. Кушнер, А. Городницкий, В. Британишский, Г. Горбовский и др.
В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере.
В 1958 году ему удалось демобилизоваться, восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Тогда же он начал писать прозу. Первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Эти рассказы потом вошли в сборник «Большой шар», вышедший в 1963 году в Ленинграде.
С этого года Андрей Битов становится профессиональным писателем. В 1965 году он был принят в Союз писателей СССР.
В 1965–1967 годах он учился на Высших сценарных курсах при Госкино в Москве. Его сокурсниками были Р. Габриадзе, В. Маканин, Р. Ибрагимбеков, Г. Матевосян.
1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ). Диссертация, написанная им по специальности «теория литературы», была представлена к защите, но защищать ее он не стал.
В 1967 году в Москве вышла первая книга – «Дачная местность», затем последовали: «Аптекарский остров» (1968), «Уроки Армении» (1969), «Образ жизни» (1972), «Дни человека» (1976), «Семь путешествий» (1976).
После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В связи с перестройкой начались новые времена.
В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов».
Андрей Битов выпустил сборники стихов «Дерево» и «В четверг после дождя» (СПб.: Пушкинский фонд, 1997). У автора есть замысел написать пьесу – из не освоенных им жанров осталась драматургия. Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
С 1978 года у писателя началась жизнь на два города – Москву и Ленинград. Он считает себя рекордсменом этого маршрута. С 1986 года начались постоянные переезды: Москва – Ленинград – заграница. В 1992–1993 годах в Берлине научная коллегия («Wisshenschafts Kolleg») предоставила А. Битову условия для работы над его любимой темой.
До него из россиян такое право было предоставлено А. Шнитке и О. Иоселиани. За это время А. Битовым была закончена «Империя в четырех измерениях», она была издана в России в 1996 году. «Империя…
» соответствует последовательности англоязычных изданий: «Life in Windy Weather» (1986), «Pushkin House» (1987), «Captive of the Caucasus» (1988), «The Monkey Link» (1995). Последние книги А.
Битова: «Оглашенные» и «Первая книга автора» (1996), «В четверг после дождя» и «Новый Гулливер» (1997), «Неизбежность ненаписанного» (1998), «Дерево» и «Предположение жить, 1836» (1999), «Вычитание зайца, 1825» (2001), последняя книга на английском языке – «Life Without Us» (1999).
С осени 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).
С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. А. Битов работал в кино. В 1979 году он написал сценарий для фильма «В четверг и больше никогда» (режиссер А.
Эфрос), в 1967 году был соавтором сценария советско-японского фильма «Маленький беглец». Однажды А. Битов даже снялся в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой». В 1990 году он стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии.
В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».
В 1997 году он вновь стал лауреатом Государственной премии РФ и премии «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные» (последний роман, завершающий «Империю в четырех измерениях»). А.
Битов – лауреат международных премий: Андрея Белого в Санкт-Петербурге (1990), Лучшая иностранная книга года (Париж, 1990) за роман «Пушкинский дом». А.
Битов – Шевалье ордена искусств и литературы (Франция), сопрезидент Набоковского фонда в Санкт-Петербурге, председатель комиссии по наследству Андрея Платонова, член президиума Мандельштамовского общества.
А. Битов – лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонек» и др. С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана. А.
Битов – вице-президент международной ассоциации «Мир культуры» (президент – Фазиль Искандер), вице-президент европейского сообщества интеллектуалов «Гулливер» с центром в Амстердаме, член жюри «Пушкинской премии» в Гамбурге, член жюри премии «Триумф», член комитета по присуждению Государственной премии РФ.
В 1999 году был членом жюри Всемирного конкурса эссе в Веймаре.
Что касается свободного времени, А. Битов говорит, что со временем хобби становится профессией. Любовь к кино привела к профессии сценариста и актера, любовь к книге – к участию в дизайне собственных книг, любовь к музыке – к созданию Пушкинского джаза, где чтение черновиков А.С.
Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Нелюбовь к монументальной скульптуре привела к идее «минимонументализма» (совместно с Резо Габриадзе).
Как пример – памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Сама идея воссоединения профессии с хобби привела к созданию в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.).
По словам Андрея Битова, вся его жизнь – это «сплошное путешествие, которое уже нельзя назвать хобби».
Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
Источник: http://facecollection.ru/people/andrey-bitov