Чапек, Карел
(1890-1938) чешский писатель
Карел Чапек родился в небольшом местечке Малые Сватоневице на северо-западе Чехии. Его отец служил сельским врачом, мать писателя, Божена Чапкова, получила хорошее образование, знала несколько иностранных языков, играла на фортепиано.
Карел был младшим ребенком. Все дети отличались какими-либо талантами: сестра Елена унаследовала музыкальные способности матери, брат Иозеф оказался одаренным художником, а Карел во втором классе начал писать стихи.
Чтобы дать детям образование, отец перевез семью в Градец Кралове, где Карел поступил в гимназию и вскоре стал лучшим учеником.
В шестом классе вместе с братом он организовал тайное ученическое общество, они писали патриотические воззвания и разбрасывали их на улице. Когда конспиративный кружок раскрыли, Карела исключили из гимназии с волчьим билетом.
Но отцу удалось добиться, чтобы мальчик завершил образование в Брно, где жила его тетя. Карел прожил у нее два года, закончил гимназию и решил стать журналистом.
Летом 1907 г. семья Чапеков перебралась в Прагу, поскольку отец получил там место городского врача. Карел вместе с братом поступили в Карлов университет. Со второго курса Карел начинает сотрудничать в газетах, печатает рецензии и очерки о городской жизни. Он писал их вместе с братом, и они выходили за подписью «братья Чапеки». Часто Иозеф иллюстрировал рассказы своего брата.
Каждое лето братья путешествовали по Чехии или Германии, описывая свои впечатления в очерках и рассказах.
Издав очерки отдельной книгой, они отправились в Париж, где Иозеф общался с художниками, а Карел Чапек слушал лекции на философском факультете Сорбонны. Чтобы заработать на жизнь, братья регулярно посылали свои очерки и рассказы в пражские газеты.
Впоследствии они опубликовали свои произведения в сборнике «Сады Крконоша». Он представлял собой собрание лирической прозы, афоризмов и эпиграмм.
Вернувшись в Прагу, Карел завершает образование, получив степень бакалавра журналистики.
Но найти работу по специальности он не смог, поэтому ему пришлось сменить множество профессий: библиотекаря, гувернера, разъездного корреспондента.
Только в 1917 году Карел Чапек становится редактором крупнейшей чешской газеты «Народны листы». Получив постоянное место работы, он обретает финансовую независимость и получает возможность спокойно заниматься литературной работой.
В 1920 г. он заканчивает свою первую пьесу «Грабитель» и предлагает ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет.
В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы «Рур», персонажами которой Карел Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов.
Придуманное им слово «робот» вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека. Пьеса «Рур» была переведена на английский язык, она успешно шла на сцене одного из лондонских театров.
Работая для театра, Карел Чапек познакомился с молодой актрисой О. Шенплуговой. Вскоре он сделал ей предложение, однако свадьба не состоялась, поскольку врачи обнаружили у писателя туберкулез легких. К тому времени умерла его мать, и Карел поселился вместе с отцом.
В 1921 году Карел Чапек отправляется в Англию. Во время путешествия он знакомится с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершает пьесы «Средство Макропулоса» и «Из жизни насекомых». Они переводятся на иностранные языки, и к нему наконец приходит европейская известность.
В 1922—1923 годах Карел Чапек совершает большое путешествие по Европе, посещает Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпускает новые сборники очерков «Итальянские письма» и «Английские письма». В них в легкой ироничной манере он ведет разговор с читателем о текущих проблемах современности.
В 1924 году выходит крупное произведение писателя — роман «Фабрика абсолюта», в котором он в форме утопии рассказывает о жизни военизированного общества, в скрытой форме обличая процессы, происходившие в предвоенной Европе. Во втором своем романе — «Кракатит» (1925) — Карел Чапек размышляет о последствиях чрезмерной милитаризации.
В 1932 году врачи пришли к выводу, что писатель полностью излечился от туберкулеза. Через несколько месяцев он женился на О. Шенплуговой.
Постепенно Карела Чапека признают ведущим чешским писателем, он входит в ближайшее окружение президента Т. Масарика, становится негласным вождем антифашистски настроенной чешской интеллигенции.
В начале тридцатых годов Чапек выпускает трилогию, состоявшую из романов «Гордубал», «Метеор» и «Обычная жизнь». Одновременно он издает очерки «Беседы с Масариком» в двух томах, где выступает как страстный сторонник демократического общества и убежденный противник национализма и фашизма.
Книги практически сразу же были переведены на основные европейские языки, правда, власти Германии внесли их в список запрещенных книг и официально запретили Чапеку въезд в страну. Однако писатель продолжает путешествовать по Европе, он проходит пешком всю Испанию, Голландию. Карел Чапек побывал и в скандинавских странах.
Из каждой поездки он привозит материал для новых очерков, которые выходят на страницах газеты «Народны листы».
На 1936 год приходится пик популярности Чапека. После выхода романа «Война с саламандрами» он становится самым читаемым в мире чешским писателем.
Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Карел Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты.
Вслед за «Войной с саламандрами» писатель создает несколько пьес антивоенной тематики: «Белая болезнь», «Мать».
Интенсивная работа обострила болезнь, у Чапека вновь открывается туберкулез легких. Но он все равно продолжает писать и заниматься общественной деятельностью. В 1935 году он собирает съезд антифашистских писателей. В 1937 году он оставляет работу в газете, продолжая публиковать рассказы, очерки и фельетоны о современных событиях.
Болезнь неумолимо истощает его силы, но писатель начинает работу над новым романом «Жизнь и творчество композитора Фолтына». Карел Чапек хотел показать трагедию художника, отдавшего свой талант на службу фашизму. Однако он не успел завершить произведение: в канун рождества 1938 года Карел Чапек неожиданно умирает от инфаркта.
Источник: http://biografiivsem.ru/chapek-karel
Карел Чапек: биография, творчество, интересные факты
Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Карел Чапек: биография, творчество, интересные факты» — о жизни чешского писателя, прозаика и драматурга.
Творчество Карела Чапека — значительное и сложное явление чешской и мировой литературы XX века. Вступив на литературное поприще в эпоху кризиса культуры, писатель шел к искусству большой жизненной правды через преодоление идеологических заслонов того времени.
Противоречия в его мировоззрении, художественном методе, творческой эволюции на первый взгляд, кажутся парадоксальными. Впоследствии, когда был подведен итог его писательского пути, о Чапеке заговорили как о гуманисте и демократе, активном борце против фашизма и войны, мастере критического реализма.
Его имя может быть поставлено рядом с величайшими писателями прошлого столетия.
Биография Карела Чапека
Жизнь Чапека небогата внешними событиями. Родился он 9 января 1890 года в семье рудничного и окружного врача, в небольшом городке Малые Сватоневицы на северо-востоке Чехии.
На рубеже XIX и XX веков этот живописный уголок, природа которого вдохновила классиков чешской литературы Божену Немцову и Алоиза Ирасека на создание поэтичнейших произведений, превратился в промышленный край, окутанный завесой сажи и дыма.
Юные годы
В приемной отца, на окрестных шахтах и хуторах, у ворот фабрик, каждый рабочий казался будущему писателю чахоточным. Карел впервые учился видеть «двойное лицо» жизни и человека. Уже в этих детских и юношеских впечатлениях следует искать истоки его творчества.
Высшее образование Чапек получил в Пражском, Берлинском и Сорбоннском университетах. В 1915-м защитил докторскую диссертацию по эстетике. Будучи освобожденным от военной службы (всю жизнь он стоически переносил тягчайшее заболевание позвоночника), Карел мечтает работать в библиотеке.
Но ему приходится поступить домашним учителем к графу Лажаньскому. О том, какой ненавистью к аристократической среде проникся здесь молодой писатель, свидетельствует его рассказ «В замке» (1919). А также изображение сиятельных владельцев Балттина в романе «Кракатит».
С 1917 года Чапек — профессиональный журналист, член редакции газеты «Народни листы». Затем, с 1921 года и до последних дней, один из редакторов и сотрудников газеты «Лидовс новины».
Начало литературного пути
В начале своего литературно-общественного пути Чапек находится на левом фланге чешской литературы. Его поддерживает в полемических схватках крупнейший поэт-революционер Станислав Костка Нейман.
На страницах сатирического журнала «Копршивы» он печатается вместе с Ярославом Гашеком, Иваном Ольбрахтом, Франей Шрамеком. В эти годы Чапек сторонник «радикальной инициативы в целесообразной переделке мира» (хотя весьма смутно представляет ее конкретные формы) и пропагандист сближения искусства с жизнью.
Это не мешает ему увлекаться последними «измами» Парижа, Берлина и Лондона. Первые его шедевры созданы в соавторстве со старшим братом Йозефом Чапеком.
В них отразилась противоречивость идейно-художественной позиции молодых литераторов. Остроумное пародирование декадентских литературных течений и резкая сатира на общество соседствовали с эстетской манерностью и меланхолическим скепсисом.
Становление писателя
В последующие годы (1917—1921) Чапек пишет жизнерадостную, поэтическую комедию «Разбойник» (1919), прославляющую бунт молодости против мещанского миросозерцания и морали. Он выпускает сборники новелл «Распятие» (1917) и «Мучительные рассказы» (1921).
Лейтмотив этих новелл — утверждение непознаваемости мира и фатальной его враждебности человеку. Почвой для такого пессимистического философского обобщения было разочарование писателя в самих устоях миропорядка.
Только что рухнуло австрийское владычество, страна начинала свою историю как независимое государство. Но Чапек смотрел в будущее с тревожными раздумьями. Они пронизывают его произведения начала 20-х годов. Это пьесы «R.U.R.
» (1920), «Из жизни насекомых» (1922 г., написана в соавторстве с Йозефом Чапеком).
В каждом из этих произведений автор утверждает, что какие бы то ни было попытки изменить мир неоправданны и бесперспективны. С позиции так называемого маленького человека, мелкого дельца, Чапек взывает к всеобщему примирению и выступает с проповедью малых дел.
Это приводит, в конце концов, к тому, что в его творчестве наступает застой. Чапек отходит от значительных социальных проблем. Он ограничивает круг своего творчества природой, искусством, явлениями повседневного быта человека. В эти годы (1924 — 1932) творчество Чапека вызывает заслуженную критику со стороны чехословацких писателей.
Новый этап
Став свидетелем того, как фашистские правительства Германии, Италии и Японии развязывают агрессию в Европе, Абиссинии и Китае, Чапек остро чувствует опасность, нависшую над его родиной.
Чехословакия в силу своего географического положения и наличия внутри страны сильной прогитлеровской судетско-немецкой партии неминуемо должна была стать одной из первых жертв фашизма.
И писатель сознает, что независимость своей страны он сможет эффективно защищать лишь в рядах единого антифашистского Народного фронта. Вместе с тем он освобождается от многих своих иллюзий во взглядах на демократию. Он понимает, что возникновение нацизма непосредственно связано с интересами крупного капитала.
Все пристальнее присматривается Чапек к демократии нового типа. В творческой биографии писателя начинается новый этап.
Карел Чапек: книги
Осенью 1935 на страницах газеты «Лидове новины» из номера в номер печатается новый роман Карела Чапека «Война с саламандрами». Вскоре роман, как и пьеса о восстании роботов — «R.U.R», — приобретает всемирную известность.
«Война с саламандрами» — это книга не только о прошлом, но и о настоящем. Особенно актуалена сейчас, когда в повестку дня истории поставлен вопрос об избавлении человечества от дамоклова меча войны. Призыв Чапека не допустить, чтобы «зубы тигров» и «яд змей» вновь угрожали жизни народов.
Роман «Война с саламандрами» тесно связан с пьесой «R.U.R» по своему замыслу. В основе сюжета обоих произведений лежит догадка о том, что бы произошло, если бы на свете появилось существо, равное по интеллекту человеку. Будь то созданный биохимическим путем робот или исполинская саламандра.
На этом «если бы» построено большинство широко известных пьес и романов писателя. И вывод автора во всех перечисленных произведениях таков: всякое резкое отклонение от существующего миропорядка чревато для человечества неисчислимыми бедствиями. Самое разумное для него — примириться с тем, что есть.
Незадолго до смерти писатель вступает в общество друзей СССР. Возглавляемая им чехословацкая секция Международной ассоциации писателей в защиту культуры становится общенациональной организацией.
Роман «Война с саламандрами», пьесы «Белая болезнь» (1937) и «Мать» (1938), повесть «Первая спасательная» (1937), были недвусмысленным ответом на вопросы об идеологической принадлежности автора.
«Война с саламандрами» отражает определенные сомнения и колебания Чапека. В ней нет изображения Советского Союза, Народного фронта, борьбы за мир не потому, что автор не видел или не учитывал эти новые факторы мировой истории. Его книга — в первую очередь, сатира и цель ее — смертный приговор агонизирующей цивилизации.
Нельзя не упомянуть знаменитую фантастическую пьесу «Средство Макропулуса» (1922). Эта пьеса до сих пор остается в репертуарах театров многих стран мира. Мысль о бессмертии человека.
Интересные факты
Карел был женат на чешской актрисе и писательнице Ольге Шайнпфлюговой. Они были знакомы с 1920 года. Поженились в 1935 г.
Карел Чапек с супругой Ольгой Шайнпфлюговой (1902-1968)
К сожалению, этот брак был недолгим. В декабре 1938 г. Карел умер от воспаления лёгких, полученного в работах по ликвидации наводнения. Классик чешской литературы XX в. прожил всего 48 лет. Его брат, Йозеф, умер в немецком концлагере в апреле 1945.
Аудиокнига
К сожалению, видеоматериалов по теме «»Карел Чапек: биография» не нашлось. Но есть возможность послушать рассказ «Гадалка».
Источник: https://damy-gospoda.ru/karel-chapek-biografiya/
Карел Чапек – биография, информация, личная жизнь
Карел Чапек (чеш. Karel Čapek). Родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице – умер 25 декабря 1938 года в Праге. Один из самых известных чешских писателей XX века, прозаик и драматург, фантаст.
Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.
» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1922), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н.
«философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (První parta, 1937), «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.
Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова, Австро-Венгрия (ныне Чешская Республика), в семье врача Антонина Чапека (1855-1929). Он стал третьим и последним ребёнком в семье. Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках.
Его мать Божена Чапкова (1866-1924) собирала при жизни словацкий фольклор.
В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников.
Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами.
Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.
Чапек начал писать в возрасте четырнадцати лет. Его ранние произведения, такие как «Простые мотивы», «Истории фей» публиковались в местной газете Nedele.
В 1908-1913 годах писал в соавторстве с братом Йозефом. Позже эти рассказы вошли в сборники «Сад Краконоша» (1918) и «Сияющие глубины» (1916).
Будучи студентом он принимал активное участие в издании литературного альманаха (Almanac 1914). Одновременно Чапек интересуется живописью, в особенности кубизмом.
Брат познакомил его со многими представителями чешского модернизма, Карел проникся их идеями и посвятил ряд статей модернизму в живописи.
Учился в гимназии в Градец-Кралове (1901-1905), затем переехал в Брно к сестре, где прожил два года. Отсюда он переехал в Прагу, где продолжил учёбу. В 1915 году получил степень бакалавра в Карловом университете, защитив диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству» Также занимался философией в университетах в Берлине и Париже.
По состоянию здоровья не был призван в армию и короткое время работал гувернером в семье графа Лажански.
Осенью 1917 стал работать журналистом и критиком в газете Národní listy («Национальная газета»), с 1921 до своей смерти работал журналистом и культурным и политическим редактором в газете Lidové noviny («Народная газета»).
В 1921-1923 был драматургом пражского «Театра на Виноградах» (Divadlo na Vinohradech). Писательница и актриса этого же театра, Ольга Шайнпфлюгова, с 1920 была его знакомой и близким другом (заключили брак в 1935).
Активно занимался литературой с 1916 года (сборник рассказов «Сияющие глубины», написан в соавторстве с братом Йозефом). Очень разные по характеру прозаические произведения демонстрируют блестящее владение искусством реалистического описания, тонкий юмор и дар художественного предвидения (типичный пример – антиутопии «Фабрика абсолюта», «Кракатит» и «Война с саламандрами»).
Ещё при жизни он получил широкое признание как в Чехословакии, так и за её пределами: был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года, основателем и первым председателем Чехословацкого Пен-клуба (в 1925—1933), членом Комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931); в 1935 выдвигался на должность президента Международного Пен-Клуба Г. Уэллсом, его тогдашним президентом (отказался от поста по причине болезни). Помимо литературы и журналистики снискал известность как фотограф-любитель (его книга фотографий «Дашенька, или Жизнь щенка» была самой публикуемой в межвоенной Чехословакии).
Чапек, убеждённый антифашист, слабое здоровье которого было подорвано событиями 1938 года (Мюнхенский сговор), скончался от двустороннего воспаления лёгких 25 декабря 1938 г.
, полученного в результате работ по ликвидации наводнения незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии.
Перед этим он оказался фактически в полной политической и личной изоляции, после того как отказался покинуть страну после отставки и эмиграции её тогдашнего президента Эдварда Бенеша. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.
После смерти за писателем приходило Гестапо. Его архив был спрятан вдовой, Ольгой Шайнпфлюговой, в саду усадьбы Стрж в селе Стара-Гуть (у городка Добржиш, в 35 км к югу от Праги), где писатель провел последние три года жизни, и обнаружен после войны.
Творчество Чапека, который был личным другом и многолетним собеседником Т. Г. Масарика, пропагандировал многие его идеи (книги «Разговоры с Т. Г. Масариком» и «Молчание с Т. Г.
Масариком») и не проявлял особых симпатий к социализму (известная статья «Почему я не коммунист»), в коммунистической Чехословакии первое время было под запретом, но с 1950-1960-х годов вновь стало активно издаваться и изучаться.
Карел Чапек и его брат и соавтор художник Йозеф (умер от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен) являются изобретателями слова «робот». Карел ввёл в действие пьесы «R.U.R.
» искусственно созданных людей и назвал их «лаборами», от латинского слова labor («работа»).
Но это название не понравилось автору, и, посовещавшись с братом-художником, оформлявшим декорации спектакля, он решил назвать этих искусственных людей словацким словом, имеющим такое же значение (по-чешски «работа» – práce, а robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина»).
В отличие от многочисленных писателей-фантастов, использовавших затем слово «робот» для обозначения человекоподобных неживых механизмов, Карел Чапек назвал этим словом не машины, а живых людей из плоти и крови, только созданных на специальной фабрике.
Источник: http://stuki-druki.com/authors/chapek.php
Карел Чапек. Karel Čapek – Чешский Писатель
Карел Чапек родился 9 января 1890 года в деревне Малые Сватоневице, Чехия. Рос в семье врача Антонина Чапека. Он стал третьим и последним ребёнком в семье.
Это был курортный городок, в котором также была развита горная промышленность. Здесь отец Карела работал врачом при курортах и горных рудниках. Его мать Божена Чапкова собирала словацкий фольклор.
Старший брат Чапек, Йозеф – художник и писатель. Старшая сестра Чапкова, – литератор, мемуаристка.
В июле того же года семья переехала в город Упице, где Антонин Чапек открыл собственную практику. Упице был быстро расширяющимся городком ремесленников.
Чапеки жили в окружении сапожников, кузнецов и каменщиков, часто посещали дедушку и бабушку Карела, которые были фермерами.
Детские воспоминания отразились на творчестве Чапека: он часто изображал в своих произведениях обычных, заурядных людей.
В 1907 году поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне.
В 1915 году получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству».
Ко времени учебы относятся и его первые литературные опыты – сначала в поэзии, затем в прозе. В 1912 году Карел с братом Йозефом издал первую книгу рассказов – «Сад Краконоша».
Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского, затем журналистом в газетах Narodni listy и Lidove noviny. Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера «Зона» – своеобразного манифеста нового поколения поэтов.
В 1920 году он закончил свою первую пьесу «Грабитель» и предложил ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет.
В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы «R. U. R.», персонажами которой Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов.
Придуманное им слово «робот» вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека.
В 1921 году Чапек отправился в путешествие по Англии, во время которого познакомился с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершил пьесы «Из жизни насекомых» и «Средство Макропулоса».
Они были переведены на иностранные языки, к писателю пришла европейская известность. В 1922-1923 годах Чапек совершил большое путешествие по Европе, посетил Францию и Италию.
Вернувшись в Прагу, он выпустил сборники очерков «Итальянские письма» и «Английские письма».
В 1924 году вышел роман «Фабрика абсолюта», в котором писатель в форме утопии рассказал о жизни военизированного общества. Во втором своем романе – «Кракатит» – Чапек размышлял о последствиях чрезмерной милитаризации.
В начале тридцатых годов Чапек выпустил трилогию, состоявшую из романов «Гордубал», «Метеор» и «Обычная жизнь». Писатель продолжал путешествовать по Европе, из каждой поездки привозя материал для новых очерков.
В жанре шутливых путевых дневников были выпущены «Открытки из Голландии», «Путешествие на Север».
После выхода романа «Война с саламандрами» Карел Чапек стал самым читаемым в мире чешским писателем. Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты. Вслед за «Войной с саламандрами» писатель создал пьесы антивоенной тематики – «Белая болезнь» и «Мать».
Кроме пьес и романов, Чапеку принадлежат циклы иронических детективов «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана», сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов «Апокрифы», циклы комических миниатюр «Год садовода», «Дашенька» и «Как это делается».
Чапек стал биографом первого президента Чехословакии Томаша Масарика, который был его личным другом и многолетним собеседником,- книги «Разговоры с ТГМ» и «Молчание с ТГМ». Писатель был убежденным антифашистом. В 1935 году он принял участие в Международном антифашистском конгрессе писателей в Париже.
Чапек был основателем и первым председателем чехословацкого Пен-клуба, членом комитета Лиги Наций по литературе и искусству. В 1935 году он выдвигался на должность президента Международного Пен-клуба Гербертом Уэллсом, его тогдашним президентом, но отказался от поста по причине болезни.
Умер Карел Чапек 25 декабря 1938 года в Праге. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/karel-chapek
Карел Чапек. Биография
Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского, затем работал журналистом в газетах Narodni listy и Lidove noviny.
Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера “Зона” — своеобразного манифеста нового поколения поэтов.
В 1920 году он закончил свою первую пьесу “Грабитель” и предложил ее Национальному театру. Пьесу приняли, и она шла на сцене в течение нескольких лет.
В том же году на сцене Национального театра состоялась премьера фантастической пьесы “R. U. R.”, персонажами которой Чапек впервые в мировой литературе сделал роботов.
Придуманное им слово “робот” вошло в лексикон века и стало интернациональным наименованием механического человека.
В 1921 году Чапек отправился в путешествие по Англии, во время которого познакомился с ведущими английскими писателями Гербертом Уэллсом и Бернардом Шоу. Вернувшись в Прагу, Чапек завершил пьесы “Из жизни насекомых” (1921) и “Средство Макропулоса” (1922). Они были переведены на иностранные языки, к писателю пришла европейская известность.
В 1922-1923 годах Чапек совершил большое путешествие по Европе, посетил Францию и Италию. Вернувшись в Прагу, он выпустил сборники очерков “Итальянские письма” (1923) и “Английские письма” (1924).
В 1924 году вышел роман “Фабрика абсолюта”, в котором писатель в форме утопии рассказал о жизни военизированного общества.
Во втором своем романе — “Кракатит” (1925) — Чапек размышлял о последствиях чрезмерной милитаризации.
В начале тридцатых годов Чапек выпустил трилогию, состоявшую из романов “Гордубал” (1933), “Метеор” (1934) и “Обычная жизнь” (1935).
Писатель продолжал путешествовать по Европе, из каждой поездки привозя материал для новых очерков. В жанре шутливых путевых дневников были выпущены “Открытки из Голландии” (1932), “Путешествие на Север” (1936).
После выхода романа “Война с саламандрами” (1935) Карел Чапек стал самым читаемым в мире чешским писателем.
Успех книги объяснялся тем, что в жанре фантастики Чапек рассказал о той опасности, которую несут людям войны, национализм и безответственное отношение к экологии планеты.
Вслед за “Войной с саламандрами” писатель создал несколько пьес антивоенной тематики — “Белая болезнь” (1937), “Мать” (1938).
Кроме пьес и романов, Чапеку принадлежат циклы иронических детективов “Рассказы из одного кармана” и “Рассказы из другого кармана” (оба — 1929), сборник юмористически переосмысленных библейских и литературных сюжетов “Апокрифы” (1932), циклы комических миниатюр “Год садовода” (1929), “Дашенька” (1932), “Как это делается” (1938).
Чапек стал биографом первого президента Чехословакии Томаша Масарика, который был его личным другом и многолетним собеседником (книги “Разговоры с ТГМ” и “Молчание с ТГМ”).
Писатель был убежденным антифашистом. В 1935 году он принял участие в Международном антифашистском конгрессе писателей в Париже.
Чапек был основателем и первым председателем чехословацкого Пен-клуба (1925-1933), членом комитета Лиги Наций по литературе и искусству (с 1931 года). В 1935 году он выдвигался на должность президента Международного Пен-клуба Гербертом Уэллсом, его тогдашним президентом, но отказался от поста по причине болезни.
Умер Карел Чапек 25 декабря 1938 года в Праге. Похоронен на мемориальном кладбище в Вышеграде.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник: https://ria.ru/20150109/1039956398.html
Чапек, Йозеф (1887-1945)
11.12.2012
Йозеф Чапек родился в семье врача. Он был горожанином по рождению и воспитанию, и тема города занимала в его творчестве большое место. Чапек начал свою самостоятельную жизнь не как художник и не как писатель, а работал на фабрике ткачом, затем монтером, слесарем.
Он знал ту жизнь, о которой писал, не со стороны, не как наблюдатель, а как активный участник. Он и к творчеству своему относился как к труду, созиданию.
Его брат, известный чешский писатель Карел Чапек, говорил, что Йозеф за мольбертом выглядит как настоящий рабочий: блуза художника на нем превращалась в спецовку, а кисть в его руках — в инструмент.
В эти годы Йозеф Чапек еще не нашел себя, еще не выбрал свой путь. Он колебался между литературным творчеством и искусством.
Литература в этот период больше привлекает Чапека, а искусство интересует его пока не как художника, а как художественного критика: братья Чапеки пишут статьи об искусстве, много работают вместе.
Известно, что они были очень дружны, их объединяла не только совместная работа, но и общие взгляды на творчество, сходное мироощущение.
Получив художественное образование в Праге (1904 -1910), Йозеф Чапек совершает важные для своего творческого становления поездки во Францию в 1910 году и в Испанию в 1911 году.
Масса художественных впечатлений, мощный творческий импульс, который он не мог не ощутить, соприкоснувшись с искусством старых испанцев (Эль Греко, Сурбаран, Гойя) и окунувшись в атмосферу парижской художественной жизни, сделали из него художника.
Отныне он работает главным образом как художник, одновременно продолжая деятельность писателя-публициста, теоретика и исследователя искусства.
В 1910-е годы под влиянием французских художников Йозеф Чапек увлекается кубизмом и в 1911 году вместе с братом Карелом входит в “Группу художников”, которая примыкала к этому направлению.
Но в 1912 году группа распалась из-за разногласий между ортодоксальными кубистами и теми, кто, как братья Чапек, подходили к нему творчески. Благодаря творческому осмыслению кубизм в Чехословакии приобрел особую окраску.
Чешский вариант этого направления, получивший даже особое название “кубоэкспрессионизм”, своеобразно сочетался с экспрессионизмом, ему были свойственны социальная направленность экспрессионизма, его драматизм и острота темы.
Индустриальный город, тема взаимоотношения человека и города, “рассказанная” языком кубизма, приобретает и в картинах Чапека социальное звучание. Формальные задачи кубизма не являлись для Чапека самодовлеющими, а лишь помогали раскрыть тему.
Пустынный город (“Марсель”, “Фабрика”) представляется неким организмом, зловещим средством, подавляющим волю человека, превращающим его в марионетку, автомат.
С особенной остротой тема человека и города раскрыта Чапеком в более поздних работах (“Женщина над городом”), где холодный и равнодушный город с его пустыми окнами-глазницами вытесняет человека, заставляет съежиться под безжалостно направленными на него острыми треугольниками крыш.
Своеобразно отражена эта тема в рассказах, написанных совместно братьями Чапек. В них речь идет об изобретении некоего ученого — говорящих и двигающихся куклах-автоматах. Интересно, что слово “робот” изобрели именно братья Чапек.
Когда началась первая мировая война, охватившая всю Европу, Йозеф Чапек, будучи пацифистом, не пошел на фронт.
Как бы в противовес агрессивной военной шумихе вокруг, он пишет картины, посвященные красоте жизни, где яркий, открытый цвет, формы членятся не так дробно, как в первый кубистический период творчества художника, ощущается стремление к простоте и гармонии. Основными героями картин Чапека становятся дети и женщины, воплощающие собой светлое, лирическое начало.
Двадцатые годы для Йозефа Чапека — период творческого подъема. Он много и плодотворно работает. Интересны его работы в области книжной графики. Он иллюстрирует книги Карела Чапека (“Итальянские письма”, “О самых близких вещах”), делает к ним обложки.
Эти работы Йозефа Чапека отличаются декоративизмом, простотой, условностью. Чапек добивается почти плакатного лаконизма в этих обложках. Художник работает и для детей, он иллюстрирует собственную книжку “Рассказ о собачке и кошечке” и книжку Карела Чапека “Сказки”.
Рисунки для детей Чапека отличаются большой выдумкой и остроумием.
Этот счастливый период в жизни Йозефа Чапека прервался в начале 30-х годов, когда над Европой нависла зловещая тень фашизма. Художник стал активным борцом против фашизма. Он борется с “коричневой чумой” публицистическими статьями, впервые обращается к карикатуре.
В 1934 году в Праге открылась международная выставка карикатуры (в ней приняли участие и советские художники), основной темой которой стала антифашистская политическая сатира. Чапек был одним из участников этой выставки. Он создает циклы карикатур, объединенных антифашистской темой.
Так появляются циклы: “В тени фашизма”, “Сапоги диктатора”. С пророческой точностью он развертывает перед зрителем в этих рисунках устрашающую картину недалекого уже будущего. Художник сопровождает свои рисунки подписями, звучащими загадочно и страшно, как библейские пророчества.
Невольно напрашивается сравнение с рисунками Гойи, искусство которого поразило Чапека еще в Испании.
В сентябре 1938 года было заключено позорное Мюнхенское соглашение, Чехословакия была предана европейскими державами. С этого времени и до момента ареста Чапек работает не покладая рук. Он страстно борется с фашизмом как гражданин и как художник.
В этот год он создает живописные циклы “Огонь” и “Тоска”, которые звучат как призыв к борьбе. Символично выглядит фигура женщины, переходящая из картины в картину цикла “Огонь”. Это не реальная женщина, а символ поруганной родины.
Даже цвет ее одежды (сине-красно-белый) — это цвет национального флага.
В сентябре 1939 года Йозеф Чапек был арестован. Он был заключенным многих лагерей смерти — Бухенвальда, Заксенхаузена и других. Но даже в аду концентрационного лагеря он продолжал работать. До нас дошли стихи и рисунки Йозефа Чапека, спасенные его товарищем по заключению. В них мы узнаем его, непобежденного, мужественного человека, до конца исполнившего свой человеческий долг.
Йозеф Чапек умер в лагере Берген-Бальзен в апреле 1945 года, не дожив до победы нескольких недель.
Е. Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.
Источник: http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=3950
Карел Чапек: биография, творчество
Искусство и развлечения 21 октября 2016
Когда речь идет о чешской литературе, в голову приходит, прежде всего, имя такого автора, как Карел Чапек. Читателям во всем мире известны его фантастические рассказы, философско-психологические произведения. Краткая биография чешского писателя – тема статьи.
Жизнь и творчество
Карел Чапек родился в семье врача в 1890 году. Детство писателя прошло не в богемной среде, а в обычной. Семью Чапеков окружали ремесленники и фермеры. Детские впечатление прозаик и драматург отразил в своем творчестве, где преимущественно изображен быт заурядных людей.
Впрочем, творчество этого автора довольно многогранно. Карел Чапек писал и рассказы, и романы, и путевые заметки, и фантастические произведения.
И именно с его легкой руки писатели-фантасты стали использовать в литературном творчестве слово «робот», обозначающее механизм, созданный по человеческому подобию.
После окончания гимназии Карел Чапек поступил в столичный университет. А в 1915 году получил степень доктора философии. Много лет проработал журналистом, а в 1921-1923 гг. – драматургом в пражском театре.
Сочинять Чапек начал еще в отрочестве. Но ранние творения были опубликованы намного позже. Известность писателю принесли драматургические произведения. Самое известное из них – комедия «Из жизни насекомых».
Философ и прозаик
Формирование мировоззрения Чапека происходило под влиянием значительных исторических событий. Когда он окончил университет, началась Первая мировая война. Молодой писатель задумывался о причинах кровопролитных конфликтов. Ему небезразличны были и вопросы развития человеческой цивилизации.
Особенно стремительно развивалось творчество Чапека в тридцатые годы прошлого века. Экономический кризис и угроза нового кровопролития были проблемами, которые наиболее занимали мысли писателя. Чапек стал участником антифашистского движения. Особое место в его произведениях занимала тема войны.
До освобождения Чехословакии от фашистов писатель не дожил. Он умер в 1938 году. В те годы, согласно воспоминаниям очевидцев, мало кто верил в свержение фашистской диктатуры. Одним из писателей и общественных детяелей, которые не сомневались в поражении политики насилия, был Карел Чапек.
Видео по теме
Книги
Знаменитые произведения чешского писателя – «Кракатит», «Мать», «Фабрика абсолюта». Вершиной творчества Чапека принято считать роман «Войны с саламандрами». Это произведение относят к наиболее сильным антифашистским книгам довоенного времени.
Написал Чапек «Войну с саламандрами» за два года до смерти. По мнению критиков, в романе сочетается все лучшее, что есть в творчестве чешского автора.
В произведении присутствует оригинальная задумка, сатирическая гротескность, глубокий философский подтекст.
Множество рассказов, фельетонов, очерков написал Карел Чапек. Сказки, принадлежащие его перу, – «Почтарская сказка», «Про Фокса», «Птичья сказка» и многие другие.
Согласно воспоминаниям друзей и родных, Чапек не раз говорил о том, что умрет в возрасте шестидесяти лет. Предсказание не сбылось. Писатель ушел из жизни в сорок восемь лет.
Но за свою сравнительно недолгую жизнь он создал неимоверное количество произведений, переведенных впоследствии на все европейские языки. Большая часть из его книг была экранизирована.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/119839/
Факты из жизни Карела Чапека. Интересно знать
Карел Чапек (1890–1938) является одним из самых известных чешских писателей-фантастов XX века и автором многих знаменитых пьес. Совместно со своим старшим братом, художником-кубистом и эссеистом Йозефом Чапеком, Карел стал изобретателем слова «робот». AnyDayLife расскажет факты из жизни Карела Чапека.
Карел Чапек родился 9 января 1890 года в курортном городке с развитой горной промышленностью Мале-Сватоновице на территории современной Чехии, относящейся в те времена к Австро-Венгрии. Он был младшим из трех детей в семье врача. Вскоре после рождения Карела его семья переехала в городок Упице, в котором в большинстве жили ремесленники.
Жизнь среди простых рабочих людей отразилась на раннем литературном творчестве Карела, которое он начал уже в 14-летнем возрасте, публикуясь в местных газетах, героями его ранних произведений часто становились обычные, заурядные люди. С 1908 по 1913 Карел работал в соавторстве с братом Йозефом, который в свою очередь познакомил младшего брата с живописью и кубизмом. Карел даже закончил университет со степенью бакалавра по изобразительному искусству.
Карел работал журналистом вплоть до своей смерти, политическим редактором в газете, с 1921 по 1923 годы был драматургом пражского театра, где повстречал свою будущую супругу чешскую писательницу и актрису Ольгу Шайнпфлюгову.
Непосредственно литературной деятельностью Карел Чапек занимался с 1916 года. В 1936 году он стал номинантом на Нобелевскую премию по литературе, получил широкое признание в Чехословакии. Он также увлекался фотографией и издал книгу своих фоторабот, которая стала самой публикуемой в стране в межвоенный период.
Незадолго до полной немецкой оккупации Чехословакии Карел попал на работы по ликвидации наводнения, где заболел воспалением легких. Его и без того слабое здоровье было подорвано и он умер 25 декабря 1938 года в Праге.
Как и Карел, Йозеф был убежденным антифашистом, вместе и по отдельности братья создали ряд произведений социально-политической направленности против войны и фашизма.
За это сразу после начала Второй мировой Йозефа арестовали, в 1945 году он умер в концлагере Берген-Бельзен.
За свой вклад в искусство имена братьев Чапеков носят улицы в Праге и многих других городах, но они также известны благодаря изобретению слова «робот». Оно появилось в пьесе Карела под названием «R.U.R.», что расшифровывалось как «Россумские Универсальные Роботы».
В произведении описывается фабрика, производящая «искусственных людей», которых делают из выращенных тканей и органов и называют роботами.
В научно-фантастической пьесе поднимается вопрос справедливости эксплуатации таких существ и последствий, в том числе описывается восстание роботов против человечества.
Сначала Карел придумал название этим существа от латинского «работа» labor, но, посовещавшись с братом, назвал их словом, близким к словацкому robota, что в переводе означает «каторга» или «тяжелая работа».
Источник: https://anydaylife.com/fact/post/1851
Биография на тему Карел Чапек
Александр Бобраков
Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова “робот” – но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма.
Но и автор детективно-философских рассказов и серии “Апокрифов”, полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию “Титаника”. Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века.
Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек – Карел Чапек.
Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты – сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником – авангардистом идал первую книгу рассказов – “Сад Краконоша”.
Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (том самом, где сейчас находится кофейня “Славия”).
Затем Чапек работал журналистом – в газетах “Narodni listy” и “Lidove noviny”, продолжиыв тем самым традицию – ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой.
Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.
Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера “Зона” – своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы “R.U.R.” – о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово “робот”.
Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других – “Из жизни насекомых”, “Адам – творец”, “Средство Макропулоса”, наконец, в конце 30-х годов – произведения, исполненные явного антифашистского пафоса – “Белая болезнь” и “Мать”.
Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и “Апокрифы”, и 2 книги детективных рассказов – “Из одного” и “Из другого кармана”.
Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов “Разговоров с Т.Г.М.
” – в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.
Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы – “Фабрика абсолюта” (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, “Кракатит” (1924), “Гордубал” (1933), “Поветронь”, “Обычная жизнь” (1934), а также знаменитая “Война с саламандрами” (1938), которая удивит любого – кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого – актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…)
Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество.
По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека – скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале.
После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.
О Чапеке написано много, свою лепту в это внесли наши выдающиеся литературоведы – С.В.Никольский, О.М.Малевич, Е.Н.Ковтун. Однако о Чапеке пишут до сих пор – и будут продолжать писать. Этот большой писатель и человек всегда будет близок нам.
Источник: http://bumli.ru/biography/166937
Карел Чапек
Чешская литература
Карел Чапек (1890−1938) — чешский драматург, романист и эссеист. Он более известен как автор двух блестящих сатирических пьес -«Россумские универсальные роботы» (R.U.R.
Rossum’s Universal Robots, 1921), принесшая словесных роботов в английский язык, и «Из жизни насекомых» (The Insect Play, 1921), написанная с его братом Йозефом. Эти пьесы воплощают критику Чапека технологических и материалистических излишеств.
В других его пьесах, например, «Средство Макрополуса» (The Makropoulos Secret, 1923) высмеивается человеческие поиски бессмертия и сильное желание получить титаническую силу. Яначек использовал это произведение в качестве основы для своей оперы «Makropoulos Affair» (1925). Три тома его разговоров с Томасом Г.
Масарик (1928−35) формируют его политическую биографию. Произведение Чапека «Сила и слава» (Power and Glory, 1937) осуждает тоталитаризм и войну. Он также писал очерки путешественника, романсы, например, «Кракатит» (Krakatit, 1924), эссе и короткие рассказы.
В биографии Карела Чапека три философских романа «Гордубал» (Hordubal, 1934), «Метеор» (Meteor, 1934), а также «Обыкновенная жизнь» (An Ordinary Life, 1935) носят глубокий и даже мистический характер. Отличаясь от других его работ, они представляют собой лучшие образцы произведений Чапека.
Карел Чапек родился 9 января 1890 года в Мале-Сватонёвице близ Трутнова в семье курортного врача и собирательницы словацкого фольклора. С детства Карел рос общительным, любопытным мальчиком, легко сходился с людьми обычных профессий: фермерами, сапожниками, кузнецами, которые в дальнейшем становились героями его фантастических произведений. Учился в Градец-Кралове в Праге, занимался философией в Берлине и Париже.
С осени 1917 года занимался журналистикой, любительской фотографией, но славу принесла ему литературная деятельность. Он известен как автор пьес, в которых впервые прозвучало такое привычное и обыденное сейчас слово «робот». Чапек блестяще владел словом, у него был дар смотреть сквозь время, предвидя развития мира – общество потребления и гонка за вечной молодостью.
Знаковая пьеса – «Средство Макрополуса», где Карл с тонким юмором, переплетая реальность и фантасмагорию, показывает читателю, как утомительна вечная жизнь. Кроме того, он предсказал появление оружия, что сможет уничтожить планету, задолго до изобретения атомной бомбы.
Карл Чапек стремился разоблачить солдафонство, нетерпимость к инакомыслию, стяжательство. Воспитывал в читателях гуманизм, честное отношение к себе, как к личности. Мировая писательская общественность высоко ценила литературную и просветительскую деятельность Гашека. Он был номинантом Нобелевской премии по литературе 1936 года. Сам Герберт Уэллс интересовался его творчеством.
Скончался писатель 25 декабря 1938 года от воспаления легких. Его ослабленный организм не перенес выматывающих работ по ликвидации наводнения. Карел Чапек не увидел ни оккупации родной страны, ни страшных последствий войны, о которой он предупреждал мир.
Источник: http://sochin.net/chapek/
Доклад: Карел Чапек
Александр Бобраков
Писатель с мировым именем, фантаст, сатирик, автор слова «робот» — но и один из идеологов первой Чехословацкой республики, друг президента Масарика, автор публицистических статей, защитник демократии, враг фашизма и тоталитаризма.
Но и автор детективно-философских рассказов и серии «Апокрифов», полных метких наблюдений на человеческой природой. Но и писатель-авангардист, одним из первых описавших в художественной литературе трагедию «Титаника». Но и переводчик Гийома Аполлинера, с которого, собственно, начался невиданный взлет чешской поэзии 20-го века.
Но и философ, многие идеи которого актуальны и в современном мире. Это один и тот же человек — Карел Чапек.
Чапек родился 9 января 1890 года в Малых Сватоновицах в семье деревенского врача. В 1909 году он закончил пражскую гимназию. К этому же времени относятся и его первые литертатурные опыты — сначала в поэзии, затем в прозе. А в 1912 году Карел с братом Йозефом (впоследствии известным писателем и художником — авангардистом идал первую книгу рассказов — «Сад Краконоша».
Во время Первой мировой войны Карел Чапек работал воспитателем в доме графа Лажанского (том самом, где сейчас находится кофейня «Славия»).
Затем Чапек работал журналистом — в газетах «Narodni listy» и «Lidove noviny», продолжиыв тем самым традицию — ведь многие чешские писатели, в том числе и сам Ян Неруда, вынуждены были зарабатывать на жизнь журналистикой.
Впрочем, эта деятельность не только отнимала у писателей время, но и давала им новые сюжеты, как говорится, из самой гущи жизни. А в случае с Чапеком газетная полоса нередко становилась и трибуной для высказывания тех или иных политических взглядов.
Всечешскую известность Карелу Чапеку принес мастерский перевод в 1919 году стихотворения Гийома Аполлинера «Зона» — своеобразного манифеста нового поколения поэтов. А всемирную известность Чапек получил после постановки пьесы «R.U.R.» — о восстании машин. Именно там было впервые употреблено слово «робот».
Помимо этой пьесы, Чапек (иногда в соавторстве с братом) написал ряд других — «Из жизни насекомых», «Адам — творец», «Средство Макропулоса», наконец, в конце 30-х годов — произведения, исполненные явного антифашистского пафоса — «Белая болезнь» и «Мать».
Чапек, однако, был не только драматургом. Его перу принадлежат и книги для детей, и путевые заметки, и «Апокрифы», и 2 книги детективных рассказов — «Из одного» и «Из другого кармана».
Кроме того, Чапек стал биографом президента Чехословакии Масарика, издав несколько томов «Разговоров с Т.Г.М.
» — в высшей степени поучительных бесед о том, на каких принципах должно строиться молодое государство.
Но, конечно, самыми популярными произведениями Чапека были и остаются его романы — «Фабрика абсолюта» (1922), одна из первых антиутопий в мировой литературе, «Кракатит» (1924), «Гордубал» (1933), «Поветронь», «Обычная жизнь» (1934), а также знаменитая «Война с саламандрами» (1938), которая удивит любого — кого необычностью формы (чем не постмодернистское произведение?), кого — актуальностью содержания (в каждой эпохе есть свои саламандры…)
Умер Карл Чапек в Праге 25 декабря 1938 года, на рождество.
По легенде, предчувствуя беды, которые грядут в Чехословакии, он отправился в храм святого Вита и целую ночь молился там (совершенно неожиданный поворот в биографии Чапека — скептика и агностика) в неотапливаемом огромном зале.
После этого писатель заболел воспалением легких, и через неделю его не стало. Известно, что смерть спасла его от неминуемых после захвата Праги нацистами репрессий.
О Чапеке написано много, свою лепту в это внесли наши выдающиеся литературоведы — С.В.Никольский, О.М.Малевич, Е.Н.Ковтун. Однако о Чапеке пишут до сих пор — и будут продолжать писать. Этот большой писатель и человек всегда будет близок нам.
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/55798/