Краткая биография дидро

Дени Дидро: биография, интересные факты и видео

Приветствую постоянных читателей и гостей сайта! В статье «Дени Дидро: биография, интересные факты» о жизни и творчестве французского писателя, философа, просветителя и драматурга.

Биография Дидро

Дени Дидро появился на свет в октябре 1713 г. в семье богатого ремесленника, чьи предки также были искусными ремесленниками или священнослужителями. Это предопределяет судьбу молодого Дидро. Его отец упорно настаивает на том, чтобы сын посвятил себя именно богословию.

В возрасте 13 лет молодой человек поступает в иезуитский колледж. Два года спустя, он отправился в Париж. Либеральный дух французской столицы полностью меняет его.

Вместо того, чтобы посвятить себя теологии, юноша буквально очарован естественными науками. Он занимается литературой и искусством. Дени готов защитить степень магистра по юриспруденции, но понимает, что это не его путь: он мечтает всерьез посвятить себя литературе.

«Энциклопедия» и эпоха Просвещения

В 1747 году Дидро был приглашен принять участие в создании французской версии английской «Энциклопедии», которую ранее переводили, но было допущено большое количество ошибок. В сотрудничестве с Даламбером, Дидро реализовал крупномасштабный проект «Энциклопедия», озаглавленный «Всеобщий словарь науки и ремесел».

Работы по созданию продолжались почти четверть века. У Дидро возникают трудности и препятствия, которые реально угрожали прекратить проект. Первый том был опубликован в 1751 году, а последний, 17-й том увидел свет лишь 21 год спустя. В работе над энциклопедией принимали участие Вольтер, Руссо, Гольбах, Монтескье.

Предисловие к энциклопедии написано Даламбером и воспринимается как своеобразный манифест Просвещения.

«Энциклопедия» стала для французов, да и всех европейских стран ярким символом. Просвещение XVIII века напоминало веселый период Ренессанса. Но языческое опьянение полноты и величия существования уступило место философской и практической точке зрения абсолютизма и власти над судьбой самого человека.

Обратите внимание

Вот почему защитники «порабощенного человечества» (класса угнетенных) были выдающимися мыслителями, писателями, учеными и видными общественными деятелями.

С помощью самых ярких умов эпохи, Дидро создает «Энциклопедию» и использует ее как мощное оружие против власти Церкви, против консерватизма, суеверия и авторитарного политического режима.

У «Энциклопедии» есть дух отрицания и гибели. Она отрицает абсолют, чудеса, тайны, метафизику, противоречия. Установлены свобода мысли, речи, действий и жизни, а также универсальная терпимость. Каждая доктрина не произносится напрямую, а рисует лишь туманные намеки и доводы.

Дидро является автором почти шести тысяч энциклопедических статей по различным темам: в области анатомии, искусства, политической власти, христианства, философии и т. д. Это был блестящий и плодовитый писатель с разнообразными интересами. Он переводит и занимается литературной критикой.

Надо отметить, что некоторе время у Дидро был литературный секретарь — писатель Жозеф Жубер.

Произведения Дидро

Кроме работы над «Энциклопедией», Дени Дидро находит время, чтобы писать романы и рассказы.

В 1794 году он опубликовал эссе «Lettre sur les aveugles a l’usage de ceux qui voient» («Письмо о слепых, предназначенное зрячим»). После публикации эссе против него была настроена вся консервативная часть общества. Они осуждают его и отправляют в тюрьму.

Он терпит преследование из-за своего атеизма и материалистических убеждений, выраженных однозначно в его работе «Pensees philiques» (Философские мысли).

Важно

Среди его философских трудов есть диалогические произведения. Дидро также является автором нескольких романов. Анонимно публикует свой первый роман «Les bijoux indiscrets»(Нескромные сокровища), пишет рассказы. Он называет свой знаменитый роман «The Nun» (Монахиня) энциклопедией.

Это анализ движения самых тонких механизмов в человеческой душе с морализирующей целью. Дидро не описывает чувства, а только внешние проявления. Для него душа всегда связана с телом, психологией, с биологией.

Предположение о том, что «Монахиня» является вульгарным романом, считается одной из тех глупостей, которые обычно существуют в течение длительного времени. Сегодня «Монахиня» считается современным психологическим и социальным романом.

Тоже самое относится к другой работе Дидро — «Племянник Рамо». Роман написан в нетипичной форме (роман-диалог) в сатирическом и ироническом выражении, критикует старое общество.

Дени Дидро посвятил свою жизнь служению справедливости. Он является самым ярким выразителем революционной идеологии третьего сословия во Франции XVIII века. Он, в буквальном смысле, повлиял на все области знаний.

Дидро и его соратники связывали свои надежды с работой не как последовательные революционеры, а с работой через реформы. С широкой программой философско-научного и политического просвещения.

Личная жизнь

Тридцатилетний Дидро влюбился в молоденькую девушку Анну, окончившую монастырскую школу. Влюблённые тайно венчались. Вскоре родилась дочь, которую Дидро очень любил. Но этот брак не был счастливым.

Вскоре писатель встретил женщину своей мечты и любил ее до конца своей жизни. Дени и Софи Волан встретились в 1757, когда им было уже за сорок. Софи умерла на пять месяцев раньше, чем её возлюбленный. Дидро очень тежело переживал утрату. Обострилась желудочно-кишечная болезнь. Он скончался в Париже 31 июля 1784 года.

Видео

В этой подборке видео дополнительная информация по теме «Дени Дидро: биография»

Источник: https://damy-gospoda.ru/deni-didro-biografiya/

Дени Дидро

Дидро известный французский писатель, философ-просветитель и драматург. Ниже читайте краткую биографию Дени Дидро.

Дени Дидро (Denis Diderot) родился во Франции, в городе Лангр, 5 октября 1713 года.

Стал основателем одного из крупнейших справочных изданий 18 века, которое, как кажется многим, подготовило почву для Великой французской революции.

Совет

Это издание называется «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (фр. Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers).

Дени Дидро отказался от церковной карьеры, несмотря на то, что это было большим желанием его семьи. В результате этого отец отказался от его содержания. Дидро стал зарабатывать на жизнь, давая частные уроки и занимаясь написанием статей в журналы. Большую часть заработка он получал, писав сочинения для проповедей.

Творчество в биографии Дени Дидро

В 1743 году Дени Дидро вступил в брак, женившись на Антуанетти Шампьон, которая  жила в большой бедности. За какое-то время до свадьбы Дидро поехал в Лангр, чтобы потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния. Но поездка закончилась неудачно.

Отцу удалось посадить его в тюрьму. Дидро бежал из тюрьмы и вернулся в Париж, после чего обвенчался со своей возлюбленной. В то же время надо отметить, что биографию Дени Дидро не красит тот факт, что он был неверным мужем и часто увлекался другими женщинами.

После свадьбы Дидро зарабатывал на жизнь переводами. Он перевел с английского языка «Историю Греции», «Опыт о достоинстве и добродетели», «Медицинский словарь». В то время он написал свои первые работы, которые ясно говорили о смелости начинающего автора.

Некоторые из них: «Философские мысли» (1746 год), «Аллеи, или прогулка скептика» (1747 год) и другие. Этими работами Дидро заявил о себе, как об атеисте, материалисте и детермисте. Его труд «Философские мысли» был напечатан без имени автора и имел очень большой успех.

Выразилось это также в том, что труд был публично сожжен.

Говоря о творческой биографии Дени Дидро, необходимо отдельно отметить, что вместе с другом Даламбером он получил приглашение стать в начале огромного нового труда, названного, «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Изначально планировалось просто перевести с английского энциклопедию Э. Чемберса. Но благодаря больших усилиям Дидро и его друга, труд превратился в огромное обозрение современного состояния знаний во Франции.

В течение 25 лет Дидро оставался во главе выросший до 28 томов «Энциклопедии». В этот период он столкнулся со множеством трудностей, и тюремное заключение, и приостановка публикаций, и кризис, который привел к уходу Даламбера.

В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Помимо Дидро и Даламбера, в ее создании участвовали такие гении, как Руссо, Вольтер, Монтескье. Одним из основных поставщиков статей был Гольбах.

Обратите внимание

Его дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера.

Через какое-то время после завершения первого издания «Энциклопедии» Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых. Оно было продолжением более раннего Письма о слепых. Оба Письма исходили из теории Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали абсолютной истиной. Смысл теории, что не существует 'врожденных идей', все знание приобретается из опыта.

Екатерина II в биографии Дени Дидро

В середине 1760-х годов, когда работа над «Энциклопедией» была почти завершена, Дени Дидро принял решение продать свою библиотеку. Его друг хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Екатерина II приобрела его библиотеку за 50 тысяч ливров и дала ему право пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря императрицы.

Дени Дидро написал даже несколько трактатов для Екатерины II. В них он пытался объяснить императрице зло абсолютистской власти и склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости. Результата это не принесло. Дидро прожил в Петербурге с октября 1773 года до марта 1774 года. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук.

31 июля 1784 года, в возрасте 70 лет Дидро умер от болезни желудочно-кишечного тракта.

Если вы уже ознакомились с биографией Дени Дидро, вы можете поставить оценку данному писателю вверху страницы. Кроме того помимо биографии Дени Дидро предлагаем вам почитать о других писателях в разделе Биографии.

Источник: https://reedcafe.ru/author/deni-didro

Дени Дидро. Биография и обзор творчества

Дени Дидро. Биография и обзор творчества

(1713-1784)

Дени Дидро — один из наиболее выдающихся просветителей XVIII века.

Великий мыслитель-материалист, блестящий литературный критик и теоретик искусства, талантливый писатель и публицист, издатель знаменитой «Энциклопедии», он сыграл исключительно большую роль в развитии передовой общественно-политической, философской и эстетической мысли эпохи Просвещения. «Если кто-нибудь,— писал Энгельс,— посвятил всю свою жизнь служению «истине и праву» (в хорошем смысле этих слов), то именно Дидро»

Дидро был врагом всякого рода схоластики.

Он боролся за сближение философии и литературы с живой действительностью, ратовал за искусство реалистически правдивое, близкое и понятное народу, выступал против деградирующей дворянской культуры и различных форм социального угнетения. Лучшие его произведения овеяны духом бунтарства против отживающего феодального строя и церкви. В них осуждаются также складывающиеся буржуазные отношения.

Дидро был представителем левого, демократического крыла французского Просвещения.

Несмотря на присущую ему буржуазную ограниченность, он отражал в своем творчестве интересы народных масс, поднимавшихся на борьбу за свое освобождение.

Важно

В призывах Дидро к действию, в его прославлении людей большого гражданского мужества, в его взволнованном стиле уже чувствуется дыхание приближающейся революции.

Дидро родился в 1713 году в г. Лангре (провинция Шампань) в семье состоятельного ремесленника. Отец его был искусным ножевым мастером. Учился Дидро сначала в местной школе, а затем в Париже, в частном учебном заведении д’Аркур. Родители прочат его в священники, но юноша не хочет связывать себя ни с какой определенной профессией.

Он ревностно изучает математику, английский, итальянский, латинский и греческий языки. За свою строптивость Дидро лишается отцовской материальной поддержки. Начинаются длительные годы борьбы с нуждой. Дидро ютится на чердаках, перебиваясь частными уроками, случайными литературными заказами, но ничто не может его сбить с избранного пути.

Дидро готовит себя к деятельности философа, критика, писателя.

В 30-е годы из Дидро постепенно формируется человек широких энциклопедических познаний. Он много читает. Тут труды и по философии, и по истории, и по естественным наукам. Причем Дидро не просто усваивает научные достижения прошлого, он ищет новые решения вопросов, стремясь привлечь лучшие завоевания человеческой мысли на службу общественного прогресса.

«Философские мысли»

К 1746 году появляется первое оригинальное сочинение Дидро — «Философские мысли».

Оно сразу же по выходе в свет было сожжено по приказу парламента, который в своем постановлении отметил, что автор «с напускным притворством» уравнивает все религии, «чтобы не признать, в конце концов, ни одной из них».

Однако цензурные репрессии только усилили интерес общественности к крамольному произведению Дидро. Оно немедленно было издано нелегально и получило широкое распространение.

«Философские мысли» ставят своей целью освобождение человеческой природы и человеческого мышления от гнета религиозных догматов. Дидро с присущей ему страстью защищает свободу человека, но он не отказывается еще полностью от признания бога, объясняя красоту и гармонию мира божественным предопределением.

«Письмо о слепых»

В 1749 году Дидро анонимно издает «Письмо о слепых в назидание зрячим». В ртом сочинении он уже оставляет теологическую точку зрения и переходит на позицию материализма и атеизма.

«Письмо» критически заострено против теологов, которые доказывали врожденность человеческих идей, божественное происхождение ума и различных понятий. Дидро, развивая учение Локка, наоборот, утверждает материалистический тезис о том, что источником знания являются ощущения, возникающие в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой.

Внешним толчком к созданию «Письма» послужила операция известного ученого Реомюра, который снял катаракту у слепорожденного. Общественное мнение чрезвычайно интересовал вопрос, сможет ли человек, всю жизнь проведший во мраке, видеть и различать предметы.

Совет

Приводя многочисленные примеры, Дидро подчеркивает, что «ничего не видишь, когда в первый раз пользуешься своими глазами; что в первые моменты зрение дает только множество смутных ощущений, которые проясняются лишь с течением времени благодаря привычке размышлять над тем, что происходит в нас».

Дидро подводит читателей к выводу, что наши представления о мире не имеют врожденного характера, они всецело зависят от опыта. Причем Дидро как подлинный материалист сами представления рассматривает как результат отражения человеком окружающей его действительности.

Он критикует сенсуалиста Кондильяка, который, изолировав ощущения от объективной реальности, по существу, оказался единомышленником субъективного идеалиста Беркли. В. И. Ленин подчеркнул, что в данном случае Дидро вплотную подошел «к взгляду современного материализма».

Дидро в «Письме» отмечает удивительную приспособляемость человека к внешним обстоятельствам. Люди, лишенные способности видеть, восполняют этот недостаток чрезвычайно развитым осязанием, обостренностью других органов чувств. Англичанин Сандерсон, ослепший на первом году жизни, достиг в дальнейшем изумительных результатов, стал математиком, причем читал лекции по геометрии и оптике.

В уста Сандерсона Дидро вкладывает атеистические мысли. «Если вы хотите,— заявляет он священнику Холмсу,— чтобы я верил в бога, то вы должны дать мне возможность осязать его».

Ученый отвергает божественное происхождение вселенной и человека, обвиняет церковников в том, что они для доказательства наличия божественной силы спекулируют на загадках природы, т. е.

Читайте также:  Краткая биография тёпфер

таких явлениях, которые еще пока не могут получить естественнонаучного объяснения.

«Письмо» вызвало переполох в стане реакции. Авторство Дидро было установлено. Философа привлекли к ответственности за богохульство, за пропаганду атеистических идей и заключили в башню Венсенского замка, где он пробыл свыше трех месяцев.

Произведения 50-60-х годов

Наряду с подготовкой «Энциклопедии» Дидро не прекращает деятельности и в других областях.

Обратите внимание

Он создает ряд художественных произведений: драмы «Побочный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), роман «Монахиня» (1760), сатирический диалог «Племянник Рамо» (1762), пишет значительные работы по эстетике: «Беседы о «Побочном сыне» (1757), «0 драматической литературе» (1758), «Опыт о живописи» (1765), публикует интереснейшие статьи о парижских художественных выставках, которые войдут в его «Салоны» (1761— 1781). К этому же времени относится написание важнейших философских сочинений Дидро: «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор д’Аламбера с Дидро» (1769), «Сон д’Аламбера» (1769), «Философские принципы материи и движения» (1770) и др. 60-е годы — наиболее плодотворный период в жизни и творчестве Дидро, когда его теоретическая и художественная мысль достигла наивысшего взлета.

Источник: http://www.winstein.org/publ/10-1-0-710

Дени Дидро Биография (стр. 1 из 2)

ШКОЛА ТВОРЧЕСТВА № 255

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Реферат по культуре

Беркович Евгении

Преподаватель Иванова Е.А.

Санкт-Петербург

2000 г.

Дени Дидро родился 5 октября 1713 года в городе Лангре. Его отец был ножевых дел мастером, эта профессия передавалась в семье из поколения в поколение в течение двух столетий. Отец был человеком простым, прямодушным, гордился своей честностью. Его влияние на сына несомненно.

По совету своего брата, каноника, отец отдает Дени в школу иезуитов, но потом, заподозрив их в намерении разобщить его с сыном и услать мальчика в дальний монастырь, он оставляет мысль сделать Дени священником.

Воспитание Дидро в парижском Сollege dе Harcourt принимает вполне светский характер. В Париже он увлекся новыми идеями, наводнившими столицу, чтением запрещенных книг. Неудачно проходит и подготовка Дидро после окончания колледжа к карьере юриста.

Впоследствии он жалел, что не выбрал адвокатской профессии. Дидро действительно обладал пламенным красноречием.

Нежелание Дени избрать определенное дело раздражили, наконец, отца до такой степени, что тот решает предоставить сына самому себе и перестает высылать ему деньги. Таким образом, Дидро очутился в Париже один и без средств.

Несколько лет проводит он, зарабатывая на хлеб самым неблагодарным трудом – грошовыми уроками, переводами третьесортных книг, даже писанием проповедей для малограмотных аббатов.

Он не ищет довольства и однажды покидает место воспитателя в зажиточной семье, заметив, что мещанские спокойствие и сытость начинают его усыплять. У Дидро в это время появляются серьезные умственные и духовные запросы.

Важно

Вращаясь среди развитой, но бедной молодежи, он встречает не только единомышленников, но друзей – Руссо, Д’ Аламбера, Кондильяка, Туссена. Тогда же произошла его неудачная женитьба на женщине, не понимавшей его стремлений и мыслей. Этот брак продолжался недолго, но был очень тяжелым для обеих сторон.

Прошло несколько лет. В свет выходит достаточно смелое произведение Дидро « Письмо о слепых», где говорится об операциях доктора Реомюра над слепыми.

Это « письмо» послужило причиной трехмесячного заключения Дидро в Венсенский замок, после того, как тот предал огласке свой скандал с доктором, не допустившим его присутствовать при операции, но сделавшим исключение для одной богатой особы. Этот арест еще больше развил в Дидро дерзкие, по сути революционные мысли.

Именно в это время Дидро начал главный труд своей жизни – «Энциклопедию»

Жизнь Дидро в быту была более, чем скромной. Постоянные затруднения в средствах сменяли одно другое. Юношей он был найден однажды у себя на мансарде в голодном обмороке, в зрелом возрасте был вынужден продать русской императрице Екатерине свою библиотеку, чтобы дать приданое дочери и иметь средства к существованию.

Удивительная одаренность Дидро доставила ему, малоизвестному сначала провинциалу, первенствующее место в известнейших салонах Парижа – у г-жи Д’ Эпинэ. Гольбаха – где получили начало многие из важнейших начинаний философии, творчества, политики.

В 1762 году, через 9 дней после прихода к власти Екатерины Великой, начались её отношения с Дидро, которые старательно поддерживались такими поклонниками творчества Дидро, как княгиня Дашкова или князь Голицын, в то время русский посол в Париже.

Но вскоре заочное общение перестает удовлетворять Екатерину, и, потерпев с Вольтером и Д’ Аламбером неудачу в попытке пригласить их в Россию, императрица уговаривает Дидро предпринять трудное путешествие в Петербург.

Поездка была обставлена Екатериной с максимальным комфортом, прием был чрезвычайно сердечен. Екатерина возлагает на Дидро несколько деловых поручений. Это были, в основном, проекты народного просвещения в России – план организации низшей и средней школы, университетов, женского образования.

Совет

Им были написаны такие труды, как « Plan d’ une universite pour la Russie» , «педагогический проект для женского образования» .

Жизнь Дидро, в целом не богатая событиями, (за исключением нескольких тревожных моментов в судьбе « Энциклопедии» и поездки в Россию), полна странных для обычного человека фактов. В возрасте шестидесяти шести лет он вдруг увлёкся биологией и слушал курсы химии и анатомии у Руэля.

Уже в пожилом возрасте Дидро искренне полюбил молодую девушку, m-lle Voland, и женился на ней. Он написал ей множество писем и победил предубеждение её родных своей искренней привязанностью. Она была посвящена во все его помыслы и намерения. Увы, и этот брак был недолгим. Жена умерла, и Дидро не смог перенести ее ранней смерти.

Уйдя от шума и суеты, он доживал свои последние месяцы.

Постепенно ушли из жизни его друзья и соратники – Руссо, Д’ Аламбер. Тридцатого июля 1784 года Дени Дидро последовал за ними.

Ему не суждено было создать собственной философской теории. Восприимчивый, быстро откликавшийся на все живое, он раздробил свой талант по многим областям мысли и творчества. Это был человек, призванный всюду пробуждать жизнь, вecти людей за собой

Энциклопедия

Еще с 1741 года Дидро мечтал о каком-нибудь грандиозном научном предприятии, которое побороло бы, наконец, нетерпимость и суеверие. В это время к нему явился книгопродавец Лебретон с предложением принять на себя редактуру английской энциклопедии Чемберса, полезного, но чисто технического справочника.

Дидро увидел в этом предложении знак судьбы .Он задумал не рабское переложение чужого труда, а самостоятельный и подробный обзор всех достижений науки, всех опытов социальной, политической и религиозной свободы.

Его горячность и вера в успех увлекли издателя, и тот принял на себя финансовую сторону предприятия.

Обратите внимание

Энергично и с большим пониманием людей Дидро стал группировать вокруг себя сотрудников. Обладая самыми разнообразными знаниями, от техники в ремеслах до эстетики, философии, естествознания и политики, он был самым подходящим человеком для центральной, объединяющей роли.

Редакторскую работу взял на себя Д Аламбер, своим ровным характером усмирявший вечное волнение и боевой задор Дидро. Он же внес в дело глубокие специальные знания по философским и математическим наукам.

Весте они распределили труд по отделам, привлекая для каждого из них лучших специалистов того времени, таких, как Вольтер и Монтескье.

Но свое участие в гигантском сборнике, осуществление которого было рассчитано на десятки лет, он и не думал замкнуть в рамки одиночного дела.

Следы его деятельного участия заметны повсюду, даже в описании открытий и усовершенствований в ремеслах и заводских производствах. Связи с рабочим миром облегчили для Дидро специальное его изучение.

Он расспрашивал и разузнавал все нужное в мастерских, сам учился ремеслам и мог внести в Энциклопедию до тысячи статей технического содержания.

В 1751 году был издан первый том. До 1772 года, когда вышли последние тома, тянется многострадальная, богатая гонениями, запретами и приостановками история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Всего на работу над ней ушло более тридцати лет, то есть все лучшие годы Дидро потратил на этот труд.

Он решил довести дело до конца вопреки всем препятствиям. Духовенство и двор, цензура, полиция, иезуиты – все объединились в борьбе против него. Д Аламбер, наконец, утомился и заявил другу, что не в силах больше делить с ним редакционные труды.

Важно

Дидро взял эту тяжелую обязанность на себя и после перерыва в несколько лет выпустил в 1765 году десять новых томов. Ему предлагали облегчить дело издания, перенеся его за границы Франции, Фридрих второй звал его в Берлин, Екатерина обещала устроить ему удобное печатание в одном из приморских городов России, например в Риге.

Но он остался на своем посту, и на глазах своих противников, пользуясь иногда покровительством людей, обязанных его преследовать ( например Мальзабера, главного блюстителя печати), с поразительной настойчивостью шел по намеченному им пути. К этому времени слава Энциклопедии разнеслась по всей Европе.

Везде, где царили беззаконие, жестокость, душевная тьма (а кроме пробудившейся раньше Англии вся Европа была тогда в таком состоянии), её статьи, изложенные твердым, научным языком, действовали необыкновенно эффективно.

Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения, что и послужило одной из основных причин столь яростного неприятия властью этой книги. Во многих статьях, например в статье” Свобода”, принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь, которые не могли понравиться правительству Франции.

Круг его научных интересов был чрезвычайно широк. Он писал о естественном отборе и теории наследственности, что дало возможность впоследствии называть Дидро предшественником Дарвина.

« Что значат тысячелетия в мировой жизни!» – восклицал он, говоря об эволюции, приведшей природу и человека к их современному состоянию. Он верил в успехи эксперимантальной науки с ее тонкими приборами и точными наблюдениями.

В своей работе «Сон д’Аламбера» он умышленно придал своим научным фантазиям форму болезненного бреда со вспышками ясного, здравого смысла. В такой форме можно было строить и высказывать догадки, которые многим должны былим показаться химерическими.

Тогда это были действительно мечты, но они были достойны замечательного философа природы, с годами оставившего далеко позади себя своих прежних единомышленников, вроде Гольбаха или Гельвеция.

Совет

Дени Дидро занимает одно из центральных мест среди представителей передовой революционной мысли Франции IYIII века. Он был одним из наиболее ярких выразителей материалистического мировоззрения просветительской эпохи на пути к буржуазной революции 1789 года.

Из всех областей мысли, занимавших Дидро, он особенно много внимания уделял проблемам теории познания, религии, этики и теории искусства.

Дидро утверждает, что сознание (мышление) и бытие (действительность), несмотря на свою противоположность, едины, так как они оба являются атрибутами одной и той же субстанция – материи.

Устойчивость наших знаний проистекает из нашей связи с природой, из нашего жизненного опыта и из нашей способности делать умозаключения на основе этого опыта. Так, агностицизму и грубому субъективизму Дидро противопоставляет возможность и неизбежность объективного отражения и познания действительности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/118700/deni-didro-biografiya

1.Биография и основные работы Дидро

Дени Дидро родился 5 октября 1713 г. в
городе Лангре, в семье зажиточного
ремесленника. После нескольких лет
обучения в местном и иезуитском колледже
в 1728 г. он переехал в Париж.

Здесь,
распрощавшись с мыслями о церковной
карьере, окончил колледж Д`Аркур в
Сорбонне, получив звание магистра
искусств в 1732 г.

В Париже он завязал дружеские отношения
с кругом философов, познакомился с
Д`Аламбером, Руссо и Кондильяком. Чтобы
заработать на жизнь, он занимался
переводами.

Дидро перевёл «Историю
Греции» Станиана, «Словарь всеобщей
медицины и химии» Джемса и «Опыт о
достоинстве и добродетели» Шефтсбери.
Под влиянием последнего Дидро написал
и в 1746 г. опубликовал « Философские
мысли». В том же году он начал работу по
подготовке «Энциклопедии». В 1748 г.

было
опубликовано «Письмо о слепых в назидание
зрячим», а в 1753 г. – знаменитое сочинение
«Мысли об объяснении природы».

В 1750 г. Дидро начал создание главного
труда своей жизни – многотомной
энциклопедии всех достижений века: от
ремёсел до искусств. Ни одна отрасль
народного хозяйства, ни одна профессия
не были обойдены ни в статьях, ни в
гравюрах.

С 1759 г. он начал посещать кружок Гольбаха,
где встречался с Гриммом, Сен-Ламбером,
Рейналем и итальянцем Галиани. В период
с 1769 г. по 1770 г. вышли из печати «Разговор
Д`Аламбера с Дидро», «Сон Д`Аламбера» и
«Философские принципы относительно
материи и движения».

В 1765 г.

Обратите внимание

после тридцати лет литературного
труда Дидро вынужден продать свою
уникальную библиотеку. Зная, какое
покровительство русская императрица
Екатерина II оказывает наукам, Дидро
предлагает ей приобрести библиотеку.

Чтобы выразить своё благоволение к
Дидро и поддержать продолжение его
деятельности, Екатерина II покупает
бесценную библиотеку с единственным
условием, чтобы он пользовался своими
книгами, тем самым умножая культуру
России и помогая выдающимся учёным.

В 1773 г. Дидро по приглашению Екатерины
II посетил Россию.

Он работал в Петербурге
над проектами реформ. Дидро с гордостью
носил звание почётного члена Петербургской
академии наук и Академии художеств.
Через год он переехал в Голландию, где
и закончил работу «Опровержение
Гельвеция». «Элементы физиологии»(1774-1780)
изданы в 1785 г.

В последнее десятилетие
своей жизни Дидро принял участие в
написании

В 1785 г. В последнее десятилетие своей
жизни Дидро принял участие в написании
книги Рейналя «Философская и политическая
история о заведениях и коммерции
европейцев в обеих Индиях», в которой
торговля представлена как основной
фактор прогресса и цивилизации.

Читайте также:  Сочинения об авторе карамзин

2.Деизм против атеизма и позитивной религии

В «Философских мыслях» Дидро выступает
против атеизма и религиозных «суеверий»,
которые должны уйти, оставив религию,
основанную на вере в природу. Позже
Дидро займёт более радикальную позицию.

Однако, в раннем произведении – «Прогулка
скептика, или Аллеи» в 1747 г. и в «Философских
мыслях» он не порывает ещё окончательно
с идеей Бога.

Он выступает с позиций
деизма, а значит, как против атеизма,
так и против позитивной религии и церкви.

Дидро пишет: «Я без труда поверю
одному–единственному честному человеку,
который мне объявит, что Его Величество
только что одержал полную победу над
союзниками; но даже если весь Париж мне
поклянётся, что недавно воскрес покойник,
я этому не поверю».

Кроме того, Дидро ставит под сомнение
не только чудеса, но и Божественное
вдохновение как источник Священного
Писания. Он пишет, что вернулся вновь к
неизбежному скептицизму. Дидро напоминает
слова Паскаля: «Если ваша религия ложна,
вы ничем не рискуете, считая её истинной;
если она истинна, вы рискуете всем,
считая её ложной».

7 июля 1746 г. по постановлению парижского
парламента «ядовитая» книга была
приговорена к сожжению.

Если в ранних произведениях Дидро
очевидна естественно –теологическая
позиция (с сильным влиянием Ньютона),
то в последующие годы, начиная с «Письма
о слепых», философская позиция Дидро
начинает меняться. Порвав с идеализмом
и религией, он стал материалистом и
атеистом.

В выдающихся произведениях
(как философских, так и художественных),
написанных в зрелые годы, – «Мысли об
объяснении природы», «Разговор Д`Аламбера
с Дидро», «Сон Д`Аламбера», «Философские
принципы относительно материи и
движения», «Монархия», «Племянник Рамо»,
«Жак-фаталист» (одновременно с более
чем двадцатилетним руководством и
активной работой по созданию «Энциклопедии»)
– Дидро «предстаёт убеждённым
материалистом и обличителем религии:
«статичной» и «сотворённой» природе
последователей Ньютона и Вольтера… он
теперь противопоставляет образ физической
реальности, находящейся в постоянном
движении и развитии, которая в себе
самой несёт своё начало и где наличие
определённого «порядка» не даёт повода
утверждать, что это вызвано конечными
причинами либо бытием некоего высшего
Распорядителя. (Паоло Росси).

Важно

Деизм у Дидро замещается материалистическим
неоспинозизмом, для которого действенным
остаётся постулат: Deus sive natura sive materia (Бог
или природа или материя). Мир – это
материя в движении.

Тем не менее, при внимательном изучении
творческого наследия Дидро заметна
попытка с позиции материализма объяснить
единство материи и движения, преодолевая
свойственный науке той эпохи механицизм.
Он ближе других материалистов XVIII в.

Подошёл к идее самодвижения материи и
видел в этом самый убедительный довод
против существования Бога. Высказав
мысль, что потенциально ощущение является
всеобщим свойством материи, Дидро
предвосхитил некоторые положения
эволюционного учения.

«Протестуя против положения о том, что
люди могут счастливо жить «под
неограниченной властью справедливых,
гуманных и добродетельных правителей»,
Дидро протестует против деспотизма
французского двора. Но и разоблачает
всю двусмысленность идеала и практики
просвещённого абсолютизма.

Дидро
спрашивает: «Что характеризует тирана?
Может быть, доброта, коварство?» И
отвечает: «Ничего подобного. Два этих
понятия вовсе не входят в определение
тирана. Это – выход за пределы присвоенной
власти, а не её использование.

Два или
три царствования справедливой, мягкой,
просвещённой, но неограниченной власти
могут стать величайшим бедствием для
нации: народы будут доведены до полного
забвения своих прав, глубокого рабства».

Дидро развил теорию, согласно которой
знание, опыт имеет целью не постижение
истины, а достижение способности
совершенствовать и увеличивать могущество
человека.

При этом Дидро учитывает роль
техники и промышленности в развитии
мышления и познания. Методами и
руководителями в познании являются
эксперимент и наблюдение.

На их основе
мышление может достигнуть знания если
и не вполне достоверного, то высоко
вероятного.

Совет

Центральным делом жизни Дидро стало
создание Энциклопедии. Передовая по
содержанию, Энциклопедия была боевой
по тону: пропаганда новых идей дополнялась
в ней критикой рутинных взглядов,
предрассудков, верований. Несмотря
огромные трудности, Дидро сумел довести
издание Энциклопедии до конца.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4127818/page:41/

Дени дидро (1713 – 1784)

Французский материалист и просветитель, Дидро вошел в историю как инициатор и руководитель издания «Энциклопедии», в эволюции своих философских взглядов он прошел путь от деизма до материализма. (Деизм – от лат.

deus – бог — философское учение, согласно которому бог есть безличная первопричина мира, однако после сотворения мира он далее не вмешивается в развитие природы и общества).

Такая трансформация взглядов Дидро произошла в сферах объяснения природы, человеческого бытия и сознания, в его мировоззренческой позиции:

  • в области онтологии разрабатывает учение о том, что все есть материя в движении
  • гносеологический подход основан на единстве разума и чувств в процессе познания
  • в отношении к религии прошел путь от деизма до атеизма
    • «Философские мысли» (1746)
    • «Мысли об истолковании природы» (1754)
    • «Об уме» (1758), «Философские принципы относительно материи и движения» (1770)
    • «О человеке» (1773-1774)

    Одним из крупнейших культурных, политических и общественных явлений ХУШ века было издание многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 – 1780), которая сыграла огромную роль в разработке и распространении просветительских идей. Дидро возглавил руководство этим изданием, которое, по его словам, должно было «изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех областях знания и во все времена».

    Работа над «Энциклопедией» продолжалась более 20 лет, к ней Дидро смог привлечь самых передовых ученых, ремесленников и философов того времени, сам стал автором множества статей. Французских просветителей, принявших участие в ее издании, в дальнейшем стали именовать «энциклопедистами».

    В ходе работы над этим колоссальным трудом пришлось преодолевать много трудностей как научного, мировоззренческого, так и организационного характера. Но, несмотря на все проблемы, Дидро и его единомышленникам удалось добиться издания «редчайшего из существующих памятников человеческого ума».

    После окончания работы над «Энциклопедией» с осени 1773 года Дидро, уступая настойчивым приглашениям Екатерины II, несколько месяцев провел в Петербурге. В течение этого времени философ ежедневно вел двухчасовые беседы с императрицей, настаивая на насущных социально-экономических преобразованиях в России, но до практической реализации этих советов дело тогда так и не дошло.

    Мир есть материя в движении

    Если на ранних этапах своего творчества Дидро стоит на позициях деизма, находясь под сильным влиянием теории Ньютона, то в более поздних произведениях его взгляды трансформируются в сторону материализма и атеизма.

    Это ярко проявляется в учении о бытии, которое строится на идее материальности мира. Кроме того, преодолевая механицизм того времени, Дидро утверждает, что мир представляет собой единство материи и движения.

    Подчеркивая, что «все есть материя в движении», философ заключает, «что материя разнородна, что в природе существует бесконечное множество различных элементов, каждый из которых обладает, в связи с их разнообразием, собственной специфической силой, несотворенной, неизменной, вечной, неразрушимой, и что эти силы развиваются».

    Обратите внимание

    Отсюда следует, что Дидро ближе других материалистов XVIII века подошел к идее самодвижения материи, ее внутренней активности, и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога.

    Движение, что очень важно, философ не сводил лишь к перемещению тел в пространстве и не считал механическое движение единственной и фундаментальной его формой. Он пишет: «Движение есть как в перемещающемся теле, так и в покоящемся».

    В объяснении развития мира Дидро продемонстрировал эволюционистский подход, признание постепенности процесса развития природы.

    Он считал, что простейшие микроорганизмы возникли из неживой природы, а более сложные организмы образуются в процессе трансформации более простых предшествующих им видов.

    При этом философ подчеркивал, что и животные и человек являются материальными существами: «Во Вселенной есть только одна субстанция – и в человеке, и в животном».

    Он видит их связь также и в способности к ощущениям, чувственным восприятиям – это обеспечивает, по его мнению, как физиологическое, так и психологическое единство всего живого. Ощущения, впечатления организма удерживаются в памяти, «доходят до самосознания» и являются основой для собственно мыслительной деятельности человека. Таким образом, Дидро с позиций материализма решает вопрос о происхождении сознания.

    Единство чувств и разума в процессе познания. В области гносеологии Дидро отрицал реальность божественного откровения и обосновал положение о том, что все свои знания человек приобретает за счет собственных познавательных способностей.

    Философ так же, как и многие его предшественники, использует скептицизм как один из этапов достижения истинного знания.

    Важно

    Он критикует «метафизику», претендующую на то, что она якобы уже раскрыла сущность бытия, и ее способ постижения истины является надежным и единственно верным.

    Его скептицизм распространялся также на неудовлетворенность достигнутым уровнем знаний.

    Изображая необъятную сферу наук «как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены», Дидро выдвигал задачу «расширить границы освещенных мест или приумножить на поле источники света».

    Он считал необходимым точно определить область познанного и понять, сколь многого люди еще не знают, часто прикрывая это незнание псевдоистинами.

    Дидро утверждал, что в силу бесконечности Вселенной человеку недоступно ее исчерпывающее познание.

    Критикуя метафизический идеал «абсолютного» знания, философ призывал учитывать, с одной стороны, «бесконечное множество явлений природы» и с другой – естественную ограниченность познавательных способностей разума и органов чувств. При этом он был убежден, что человеческое познание не только расширяется, но и углубляется, и его пределов не существует.

    Дидро считал, что в процессе познания необходимо исходить из единства чувств и разума. Будучи убежденным в том, что «чувства являются источником всех наших знаний», он считал, что без деятельности разума познание отражает лишь факты и является поверхностным.

    Чувства должны согласовываться с разумом и находиться в тесной связи с опытом, экспериментом.

    Он пишет: «Истинный метод философствования был и будет заключаться в том, чтобы умом проверять ум, чтобы умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами познавать природу».

    Наблюдение, размышление и эксперимент Дидро называл «тремя главными средствами исследования природы», определяя их специфическую роль в познании и взаимосвязь между ними: «Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует, опыт проверяет результаты комбинаций».

    Совет

    Философ уделял большое внимание гипотезам и обобщениям в процессе познания. Гипотезы, которые он называет «догадками», с одной стороны, требуют большого воображения, а обобщения могут выглядеть слишком «причудливыми и бессвязными».

    С другой стороны, Дидро считал правомерными лишь такие «догадки», которые строятся на запасах знания и могут быть подвергнуты опытной проверке – а это очень сложный, длительный и кропотливый процесс.

    Все это говорит о сложности процесса познания.

    Атеизм и нравственность в философии Дидро

    Большое место в своих трудах Дидро уделял критике религии и церкви, пройдя в этом вопросе путь от деизма до атеизма.

    Он считал, что религия не является необходимой единственной опорой нравственности, и разъяснял, что духовенство, выступая с моральными проповедями, «ставит правила веры выше указаний совести и велений закона».

    Он подчеркивал, что безбожие и безверие сами по себе также неспособны повысить уровень нравственного сознания и поведения человека. Истинная добродетель для Дидро заключается в его словах: «Любите ваших братьев и будьте полезными вашему отечеству».

    Дидро считал, что человек изначально добр по природе, ему присуще прирожденное «нравственное чувство», но оно должно быть осмысленным, и его необходимо все время развивать.

    Он пишет, что все люди имеют «одинаковую организацию, те же самые потребности, стремление к тем же самым удовольствиям и боязнь тех же самых страданий», поэтому, – заключает философ, – каждый человек должен поступать по отношению к другим людям так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему.

    Дидро как философ эпохи Просвещения абсолютно доверял силе человеческого разума, опираясь на который люди, по его мнению, могут создать справедливое общественное устройство.

    Дидро верил в то, что социальная справедливость является важнейшей объективной основой повышения нравственности, при этом условии гражданин будет лишен возможности «повредить обществу, не повредив самому себе».

    Обратите внимание

    Законодательные и правовые меры по обеспечению нравственности людей философ считал необходимым сочетать с системой просвещения и морального воспитания в семье, школе с помощью литературы, искусства, театра.

    С точки зрения Дидро, если нравственное воспитание будет неотделимо, от интеллектуального развития личности, то все должны понять, что «для нашего собственного счастья в этом мире лучше быть, в конце концов, честным человеком».

    Основные достижения философии Дидро

    • разрабатывал и распространял идеи Просвещения, оказав тем самым огромное влияние на общественную мысль своего времени
    • в рамках своего материализма высказал ряд диалектических идей о внутренней активности материи, о неразрывной связи разума и чувств в процессе познания
    • обосновал роль разума в утверждении нравственных и справедливых основ жизни человека и общества
    • вошел в историю как организатор издания и один из авторов «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»

     

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/denis-didereaut

Краткая биография – ДИДРО ДЕНИ (1713-1784). Цитаты

сентября 14, 2015 | Опубликовано: Ситуации

Дидро Дени, писатель, философ-просветитель, родился в 1713 г. во Франции в семье ремесленника. В 1732 г. стал магистром искусств.

Из ранних философских трудов известны «Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747).

Атеистическое сочинение «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) послужило причиной ареста писателя.

Выйдя из тюрьмы, Дидро стал редактором «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751—1780) и сумел, вместе с другими просветителями, Энциклопедию системой научного знания той эпохи и оружием в борьбе с религиозной идеологией.

В философских сочинениях «Мысли об объяснении природы» (1754), «Разговор д»Аламбера с Дидро», «Сон д»Аламбера» (1769) «Философские принципы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774—1780) Дидро отстаивал материалистические идеи, рассматривая все сущее как различные формообразования единой несотворенной материи.

Согласно его учениям, материя качественно многообразна, в ней есть начало самодвижения, развития. Задолго до Ч.

Дарвина Дидро высказал догадку о биологической эволюции. Отрицая божественное происхождение королевской власти, Дидро придерживался теории общественного договора, но со страхом относился к самостоятельному движению низов и связывал свои надежды с просвещенным монархом.

Важно

В последний период жизни склонялся к идее республики, но считал ее мало пригодной в условиях большого централизованного государства.

Дидро высказывался за реализм итальянской оперы, выдвигал идею среднего жанра между трагедией и комедией, в котором отражались бы горести и радости повседневной жизни человека третьего сословия, старался внести в драму будничность, чтобы приблизить происходящее на сцене к обыденной жизни: «Беседы о «Побочном сыне»« (1757) и «Рассуждение о драматической поэзии» (1758). Эстетический идеал Дидро неотделим от идеала социального и нравственного.

Герои его произведений «Монахиня» (1760), «Племянник Рамо» (1762), «Отец семейства» (1756), «Жак фаталист» (1773) дискутируют о философии и морали, в этих образах воплощен образ народа Франции с его жизнелюбием и житейской .

Дидро придавал огромное значение просвещению и воспитанию человека, хотя и не отрицал, что для развития ребенка большое значение имеют его анатомо-физиологические особенности. Главное в этом деле — выявить природные способности детей и развивать их. По приглашению Екатерины II в 1773 г.

он приехал в Россию, где по просьбе царицы написал «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» и заметки «О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и другие, где рассмотрел весь спектр педагогических проблем.

Дидро выступил с проектом государственной системы народного образования на принципах всеобщего бесплатного начального обучения и бессословности.

Он стремился обеспечить фактическую доступность школы, считал необходимым организовать материальную помощь государства детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе). Умер в 1784 г. в Париже.

Вы прочитали материал на тему: Краткая биография – ДИДРО ДЕНИ (1713-1784)

Источник: http://www.cka3ku.com/kratkaya-biografiya-didro-deni-1713-1784/

Дени Дидро

ДИДРО, ДЕНИ (Diderot, Denis) (1713–1784), философ, романист и художественный критик. Родился 5 октября 1713 в Лангре (Шампань), в семье ножовщика. Образование получил в иезуитском коллеже Лангра, впоследствии, вероятно, учился в парижском янсенитском Коллеж д'Аркур.

Отказавшись от церковной карьеры, зарабатывал на жизнь (отец отказал ему в содержании) частными уроками и случайными статьями в журналах, неплохие деньги доставляло сочинение проповедей.

Круг его друзей в ту пору состоял преимущественно из таких же полунищих интеллектуалов, и похоже, он сделался в этом окружении непререкаемым авторитетом.

Совет

В 1741 Дидро влюбился в Антуанетту (Нанетту) Шампьон, жившую в большой бедности с овдовевшей матерью.

Они решили вступить в брак, и он отправился в Лангр объявить об этом и потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния, однако отцу удалось посадил его в тюрьму. Бежав из темницы, Дидро вернулся в Париж, где они с Нанеттой тайно обвенчались.

Супруги не очень подходили друг для друга: Дидро не был верным мужем, а Нанетта с годами сделалась невыносимо сварливой; тем не менее они не расставались до смерти.

В начале 1740-х годов Дидро поручили перевести Рассуждение о достоинстве и добродетели (Inquiery Concerning Virtue and Merit) Шефтсбери, в ту пору мало известного во Франции.

На страницах этой работы (в значительной степени самостоятельной) он предстает еще теистом, но уже год спустя в Философских мыслях (Pensées philosophiques), своего рода опровержении Мыслей Паскаля, он выступает как скептик и вольнодумец.

К этому времени Дидро-философ уже достиг зрелости, заявляя о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте, но прежде всего – как о поборнике скептицизма. Напечатанные без имени автора Философские мысли имели значительный успех, выразившийся также в публичном сожжении.

Вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером он получил приглашение стать во главе огромного нового начинания, названного, Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел (Encyclopédie, ou Dictionaire raisonné des sciences, des arts et des métiers).

Издатель поначалу рассматривал этот словарь просто как перевод Энциклопедии Э.Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Даламбера тот превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции.

Обратите внимание

Тогда же Дидро напечатал эпикурейский роман в духе «либертинства» Нескромные сокровища (Les Bijoux indiscrets).

После Философских писем репутация Дидро подверглась новому испытанию, когда в 1749 он опубликовал вызывающе дерзкое Письмо о слепых в назидание зрячим (La Lettre sur les aveugles à l'usage de ceux qui voient). Дидро был заключен в Венсенскую крепость-тюрьму, где провел около четырех месяцев.

По выходе из тюрьмы работа над Энциклопедией возобновилась, к ней привлекли многих выдающихся представителей науки и искусства, включая Вольтера. Дидро занимался историей философии и ремесел. Редакторы строили свою энциклопедию в согласии с принципом «древа знания» Ф.

Бэкона, впрочем, несколько подправив «древо», так что религия оказывалась просто ветвью философии, а история представала скромным разделом памяти.

Особой заботой редакторов было сочетание «словарного» (алфавитного) порядка статей, удобного для обычного читателя, с предположительно более философским, «энциклопедическим» охватом материала, для чего была изобретена сложная иерархическая система перекрестных отсылок.

Через эти отсылки статья, например, ортодоксально религиозного содержания увязывалась с другой статьей, опровергавшей все основные тезисы первой. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала многих лет.

На первых порах поддерживаемая властями, затем она приобрела могущественных противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз приостанавливалась королевскими эдиктами. Когда она была доведена до середины, еще одним ударом стало отступничество Даламбера; последнее потрясение Дидро испытал, обнаружив, что издатель без его ведома осуществил цензуру статей.

Одним из основных поставщиков статей для Дидро был П.Гольбах, чей дом стал своего рода фабрикой, где переводились и откуда распространялись труды радикального и атеистического характера. На обедах у Гольбаха Дидро встретился и свел знакомство с Д.Юмом, Д.Гарриком, Д.Уилксом и Л.Стерном.

Важно

Вскоре после появления первого тома Энциклопедии Дидро опубликовал Письмо о глухих и немых (La Lettre sur les sourds et muets), продолжавшее более раннее Письмо о слепых. Оба Письма исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует «врожденных идей», все знание приобретается из опыта.

Письмо о глухих и немых содержит неожиданный поворот мысли: раздумывая о том, как нужно представлять происхождение языка, когда существуют глухонемые, автор приходит к «иероглифической» теории природы поэзии.

В обоих Письмах главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.

Связано с Письмами и другое сочинение Дидро этого периода – Мысли об объяснении природы (Penseés sur l interprétation de la nature, 1753), серия размышлений о роли «догадки» в науке. Незадолго до этого естествоиспытатель Ж.Л.Л.

Бюффон подверг критике претензии математики на абсолютную роль в познании, и Дидро вслед ему доказывал, что господство математики, которая представляет собой набор условных формул и имеет дело с абстрактными сущностями, отнюдь не идентичными реальным явлениям, подходит к концу, и она должна уступить место естественным наукам.

Эта перемена, утверждал далее Дидро, приведет к тому, что новая и творчески более значительная роль будет принадлежать опытному знанию.

Около 1756 под впечатлением от случайно попавшей ему в руки комедии К.

Гольдони Настоящий друг Дидро написал драму Побочный сын (Le Fils naturel), в развитии действия близко следующую за пьесой Гольдони (местами два эти произведения почти неотличимы), однако стремящуюся придать конфликту более серьезный философский характер.

В сопутствующем пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного театра, порывающего с условностями классицизма.

Недоброжелатели Дидро поспешили обвинить его в плагиате, и пьеса имела во Франции скромный успех, зато вторая пьеса Дидро, Отец семейства (Le Père de famille), вошла в репертуар «Комеди-Франсез». Сочинения, в которых он изложил свое понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имели значительный резонанс, особенно за пределами Франции.

Через Ж-Ж.Руссо Дидро познакомился с немецким литератором Ф.М.Гриммом, который издавал рукописный журнал «Корреспонданс литерер», знакомивший королевских особ с культурной жизнью Парижа.

Начиная с 1759 Дидро освещал в нем устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре – Салоны (Salons). Готовя эти статьи, он посещал мастерские знаменитых французских художников.

Совет

Его пространные «обозрения» по форме часто представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы.

Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная система эстетических взглядов, тесно связанная с его этическими концепциями. Эта связь хорошо видна на примере Парадокса об актере (Paradoxe sur le comédien). Сочинение было начато как отзыв о книге, посвященной английскому актеру Д.

Гаррику, но приобрело форму диалога об искусстве и актерской игре.

Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как Дидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой – одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами.

В середине 1760-х годов, когда работа над Энциклопедией почти закончилась, Дидро, заботясь о приданом для дочери, решил продать свою библиотеку.

Его друг и работодатель Гримм, благодаря «Корреспонданс литерер» хорошо знакомый с Екатериной II, предложил ей приобрести библиотеку. Царица согласилась, поставив условием, что Дидро останется хранителем библиотеки и ее личным библиотекарем.

Дидро стал советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помог ей положить начало коллекции Эрмитажа. В 1773 он отправился в Санкт-Петербург, где был принят с особыми почестями.

В нескольких трактатах, написанных для Екатерины II в эту пору и позднее, Дидро пытался (без заметного успеха) разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости, написал замечания на проект Наказа.

Путешествие подорвало его здоровье, однако Дидро еще несколько лет отдавал много сил литературным проектам. Он приготовил обширный материал для своего друга Г.

Обратите внимание

Рейналя, писавшего Историю обеих Индий (Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал обширное Эссе о Сенеке (Essai sur Sénèque), где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи остался законченный большой трактат по физиологии. В феврале 1774 его разбил удар, и 31 июля того же года Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви. В согласии с его желанием дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. В Петербург была перевезена и библиотека Дидро, купленная императрицей еще в 1765.

Литературное наследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения, напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишь исторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе, едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю.

Самое раннее из них – роман Монахиня (La Religieuse), в котором содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. По-видимому, Дидро не показывал Монахиню своим друзьям, хотя под конец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер».

Еще большую скрытность он проявил в отношении вскоре набросанного, а возможно и написанного набело диалога Племянник Рамо (Le Neveu de Rameau). Это необычное произведение, которое так любили И.В.Гёте (переведший его на немецкий), Г.В.Ф.Гегель (обращавшийся к нему в Феноменологии духа), К.

Маркс (отдававший Дидро предпочтение перед всеми другими прозаиками) и З.Фрейд (нашедший, что здесь предвосхищен Эдипов комплекс), вне сомнения, сам Дидро не собирался публиковать.

Произведение открыто для многих интерпретаций, однако в определенном отношении представляет собой размышление о природе гениальности.

В диалоге участвуют философ (можно назвать его вторым «я» Дидро) и его знакомый Жан-Франсуа Рамо, племянник выдающегося композитора Жана-Филиппа Рамо – сам неудавшийся композитор, опустившийся человек, который погряз в нищете и прославился лишь экстравагантными теориями и шутками.

Нужда заставляет его вести паразитическое существование, фиглярством добывая себе хлеб и кров, и он излагает целую науку о паразитизме. Второе «я» Дидро то забавляется, то испытывает к собеседнику отвращение, но признает, что опровергнуть его доводы нелегко.

Важно

В этом, однако, и нет особой нужды, так как для самого Рамо не тайна, что в его построениях есть фатальный изъян. Обманувшись во всех своих упованиях, он пытается обрести опору в цинизме, но и цинизм оказывается ненадежной точкой отсчета.

В 1769 Дидро написал полный фантазии пародийно сократический диалог о материализме Сон Даламбера (Rêve de d'Alembert).

Дидро и Даламбер беседуют о Декарте, и Дидро развивает один из своих любимых материалистических парадоксов, состоящий в том, что вся материя наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вслед за картезианцами говорить о «душе».

Последнее выдающееся литературное произведение Дидро, Жак-фаталист (Jacques le fataliste), написанное годом-двумя позже, навеяно Тристрамом Шенди Л.Стерна.

Это пикарескный роман, перебиваемый отступлениями, внутри которых имеются свои отступления; в центре – безымянный Хозяин и его слуга Жак, действие состоит в их соперничестве друг с другом за власть; верх без труда берет Жак.

Взаимоотношения героев и переход власти из рук в руки воспринимаются как притча, обладающая многогранным содержанием: речь идет и о природе литературного вымысла, и об отказе повествователя служить смиренным слугой или пособником читателя, и о французском обществе и зависимости дворянства от третьего сословия, и о судьбе, о необходимости для каждого признать ее верховную власть. В диалоге Сон Даламбера Дидро размышляет о сущности материализма, в романе – о всесилии детерминизма. Живой и веселый характер повествования напоминает сочинения Стерна, однако парадоксальность и глубина – заслуга Дидро.

Литература

Дидро Д. Собрание сочинений, тт.1–10. М. – Л., 1935–1947 Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961 Барская Т.Э. Дени Дидро, 1713–1784. М. – Л., 1962 Акимова А.А. Дидро. М., 1963 Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980 Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986

Дидро Д. Мои Салоны. М., 1993

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/d/didro.htm

Ссылка на основную публикацию