Ганс фаллада. борьба за жизнь
ГАНС ФАЛЛАДА (1893—1947) – немецкий писатель, свидетель подъема и падения Третьего Рейха, автор волшебных сказок и реалистичных романов, сюжетов про нежных ягнят, нахального барсука и хищников в человеческом обличии, испытал нищету, нужду и безработицу, частые переезды из города в город в поисках применения, два обвинения в убийстве, три срока тюрьмы из-за растраты, мошенничества и «неуважения» к режиму, «внутреннюю эмиграцию» во время Второй мировой, уничтожение книг и запрет занятия творчеством, многократное принудительное лечение в психиатрических больницах, наркоманию, алкоголизм, и глубокие депрессии.
«И у тебя, дружок, и у меня есть сердце, точно такое же, как у Кристы и её братика, и оно жаждет радости. Когда мы доставляем друг другу радость, нам приятно жить на нашей прекрасной Земле. А вот когда друг друга огорчаем, причиняем зло, нам становится плохо, мир кажется мрачным и капелька звёздного света, который мы носим в себе, готова угаснуть. Всегда помни об этом, дружок».
* * *
Настоящее имя – Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен.
Родился 21 июля 1893 года в крошечном городке Померании – Грайфсвальд, на берегу Балтийского моря, в обычной бюргерской среде. Был третьим из четверых детей. Главные критерии воспитания – прусская строгость и дисциплина. Родители увлекались политикой, музыкой и литературой, поэтому старались передать эти увлечения и детям.
Больше детьми занималась мама, дочь полунищего тюремного пастора, после кончины которого заключенные собирали средства на памятник ему, и бабушка с материнской стороны, гордая и прямодушная, существовавшая на жалкую вдовью пенсию, но не принимающая никаких подачек от богатых родственников.
Отец, юрист по профессии, «обеспечивал порядок и создавал ощущения стабильности и законности», будучи человеком строгим и педантичным, сумел привить детям любовь к литературе, читая отрывки из пьес Шекспира и Шиллера. Больше внимания он уделял своему продвижению по карьерной лестнице судейского чиновника.
Забегая вперед, отмечу, что в отношении с Рудольфом отец всегда оказывался на стороне общественного мнения.
Из воспоминаний: «У меня были все предпосылки для счастливейшего детства: самые любящие родители в мире, благонравные брат и сестры, и если я все-таки вырос сварливым, раздражительным мальчишкой с тягой к уединению, то причина была только во мне».
Источник: https://leonidluchkin.livejournal.com/9692.html
История немецкой литературы. Ганс Фаллада (Hans Fallada, 1893—1947)
|
Ганс Фаллада
(Hans Fallada, 1893—1947)
Ганс Фаллада — псевдоним талантливого писателя Рудольфа Дитцена. Он выходец из семьи судейского чиновника, человека сурового, педантичного, задавленного мещанскими предрассудками.
Довольно рано будущий писатель почувствовал, что ему не по себе в черствой и бездушной обстановке семьи. Уйти от постылой жизни, забыть ее ему помогают книги.
В написанной позже очень поэтичной книге о годах детства и юности «В те далекие времена у нас дома» (Damals bei uns daheim, 1941). писатель так “вспоминал о своем увлечении чтением:
«В одиннадцать или двенадцать лет я приобщился к Флоберу и Золя, Доде и Мопассану! Эротическое я не понимал и пропускал его, но какой неожиданный мир открылся для меня!..
Затем я открыл Чарлза Диккенса, и я еще и сейчас читаю и перечитываю его «Копперфилда» с увлечением. Как только я вспоминаю об этих книгах, которые я открыл для себя, я чувствую— они постоянно живут во мне.
И, конечно, русские — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»1.
Жизнь Фаллады была трудной: он испытал и муки безработицы, и перебивался на грошовой работе, и даже побывал за небольшую растрату в тюрьме.
По личному опыту ему хорошо известна тяжкая участь «маленького человека» в буржуазном обществе, который станет главным героем его произведений.
Впоследствии в автобиографической заметке «Как я стал писателем» Фаллада отмечал, что важную роль в его писательской судьбе сыграла близость к народу.
Мировоззрение Фаллады отличается большой противоречивостью. Он подвергал острейшей критике собственнический мир как мир несправедливый, негуманный, обрекающий «маленького человека» на невыносимые страдания.
Но писатель не видел никакого выхода, никакой перспективы, и это накладывало мрачный отпечаток на его миропонимание и творчество.
Фаллада оставался глухим к революционному движению своего времени, чуждался политики.
Его книги начали появляться в печати в 20-х гг., но первое признание принес ему роман «Крестьяне, бонзы и бомбы» (Bauern, Bonzen und Bomben, 1931), в котором описано восстание задавленных налогами крестьян провинции Гольштейн, происходившее в 1929 г.
Фаллада присутствовал в качестве репортера на судебном процессе, где разбиралось дело гольштейнских повстанцев. Все услышанное настолько потрясло его, что он решил написать об этом книгу. Вымысел сочетался в ней с документальностью репортажа. Восстание крестьян было подавлено, а его участники жестоко наказаны.
Все симпатии автора — на стороне повстанцев, изображаемых им жертвами социальной несправедливости. Однако писатель почти полностью обходит вопрос о политических целях и характере восстания.
С фаталистической обреченностью он приходил к выводу о том, что положение крестьян невыносимо, но такова жизнь, и все попытки изменить ее к лучшему ни к чему хорошему не приведут.
В этом романе Фаллада выступает прекрасным рассказчиком, художником, который создает жизненно достоверные характеры.
Широкую писательскую известность принес Фалладе роман «Что же дальше, маленький человек?» (Kleiner Mann —was nun? 1932), переведенный на многие иностранные языки и дважды экранизированный.
Заслуженный успех этого произведения объяснялся тем, что автор необычайно проникновенно изобразил драматическую судьбу «маленького человека», который живет в чужом и враждебном ему мире, раздираемом непримиримыми противоречиями.
Герой Фаллады выглядит затравленным и беспомощным перед лицом непонятной ему общественной стихии.
Автор с большой тонкостью и наблюдательностью умел живописать душевный мир, психологию «маленького человека», издерганного жизнью и растерянного.
Героями романа выступают Иоганнес Пиннеберг и его возлюбленная Лемхен. Они мечтают о маленьком, скромном счастье — иметь работу и семью, — но никак не могут избавиться от нищеты и изнурительной борьбы с враждебным и безжалостным обществом.
Отчаянная борьба за существование, в ходе которой Пиннеберга унижают, оскорбляют, попирают его человеческое достоинство, делают его пугливым и робким.
С большим трудом ему удается поступить продавцом в магазин готового платья. Но постоянный страх оказаться безработным, жить в нищете, когда появился ребенок, парализует волю Пиннеберга. Этот жалкий одиночка унаследовал от мещанской среды, из которой он вышел, многие ее предрассудки. Будучи бедняком, он сторонится людей своего круга, не проявляет к ним никакого сочувствия.
Важную роль в замысле романа писатель придавал образу Лемхен.
Она на голову выше своего мужа, более стойкая и волевая натура, поддерживающая его в самые трудные моменты, когда тот утрачивает веру в свои силы и способности.
Лемхен родилась в рабочей семье, уровень ее сознания выше, чем у Пиннеберга; она ненавидит богачей, считая их виновниками многих бед, с сочувствием отзывается о коммунистах.
Но Лемхен тоже многое неясно. Она также не знает, что делать «маленькому человеку». Вопрос, поставленный в заголовке романа, остался по существу без ответа.
«Писатель горячо и искренне сочувствовал своим героям и всем объективным содержанием романа обвинял капиталистический строй в бесчеловечности. Однако в тех выводах, которые он делал из жизненного материала…
он не очень высоко поднимался над уровнем политического сознания своих героев», — писал Б. Л. Сучков2.
Еще более мрачный и безнадежный колорит господствует в романе «Кто однажды отведал тюремной похлебки…» (Wer emmal aus dem Blechnapft frißt…, 1934). Герой его Вилли Куфальт во многом близок Пиннебергу.
Это тоже «маленький человек», с которым судьба обошлась еще более сурово. Куфальт — правонарушитель, посаженный за растрату в тюрьму. Отсидев положенный срок, он вышел на свободу с решением жить по-другому, честно.
Но на него и ему подобных смотрят с недоверием, как на закоренелых преступников.
Куфальт согласен на любую работу, но одна неудача за другой обрушивается на голову этого задавленного жизнью человека.
Ему не удалось и личное счастье, так как любимая им девушка не решилась соединить с ним свою судьбу, узнав о его прошлом. Он лишается работы, квартиры. Он обречен. Надежды на честную жизнь рушатся.
Кто однажды отведал тюремной похлебки, гласит народная молва, тот снова будет есть ее. И Куфальт, совершив кражу, вновь оказывается за решеткой.
Образ Куфальта, оказавшегося в тюрьме, глубоко символичен. И символика эта — мрачная, безнадежная. Буржуазное общество — это тюрьма, из которой тщетно стараются вырваться несчастные люди.
В годы фашистской диктатуры Фаллада оставался в Германии. Он не поддерживал гитлеризма и находился, подобно Келлерману, в своеобразной «внутренней эмиграции». Но не принимая нацистской идеологии, он не боролся против фашизма, пытаясь сохранить подобие какого-то нейтралитета.
Нацисты относились к Фалладе с недоверием: гуманизм писателя находился в противоречии с их человеконенавистнической идеологией. Его роман «Кто однажды отведал тюремной похлебки…» был запрещен, как и некоторые другие его книги, а сам писатель в 1933 г.
оказался за решеткой за «неуважение» к режиму.
Как ни пытался Фаллада сохранить свою писательскую независимость, атмосфера фашистской Германии неблагоприятно сказалась на его творчестве. Реализм его произведений слабеет, социальная проблематика глохнет, усиливаются черты сентиментальной идиллии, натурализма.
Это относится к его романам «Старое сердце отправляется в путь» (Altes Herz geht auf die Reise, 1936), «Маленький человек — большой человек, все перемешалось» (Kleiner Mann —großer Mann, alles vertauscht, 1939), «Человек стремится вверх» (Ein Mann will hinauf, 1943, изд.
1953).
В числе немногих произведений этой поры, в которых писателю удалось достичь высокого реалистического мастерства, в первую очередь следует назвать роман «Волк среди волков» (Wolf unter Wölfen, 1937).
Это произведение представляет собой широкое эпическое полотно, изображавшее Германию 1923 года, одного из драматических моментов современной немецкой истории.
Это год так называемого Рурского кризиса, еще больше подорвавшего разоренное войной хозяйство страны, усилившего послевоенную инфляцию, год мюнхенского «пивного путча», предпринятого национал-социалистами.
Обличение собственнического мира и его морали дано в этом романе острее и глубже, чем в предыдущих произведениях. Буржуазное общество уподобляется волчьей стае, где нет места чувству гуманности, сострадания. Закон джунглей заставляет каждого думать только о себе, о своей выгоде.
Богатых мало печалит, что миллионы живут в нужде. Перед соображениями выгоды глохнут даже родственные чувства.
Помещик фон Тешов разоряет собственного зятя Праквица, его не останавливает мысль о том, что это принесет страдания его дочери Эве фон Праквиц, Мало беспокоит это и госпожу фон Тешов.
Не лучше них и сама Эва, для которой личное благополучие превыше всего.
Большой интерес представляет образ лейтенанта Фрица, одного из главных героев романа. Он один из тех авантюристов, с помощью которых Гитлер в 1923 г. организовал фашистский путч и пытался прийти к власти, но потерпел неудачу.
Фриц —эгоист и отщепенец, предстающий вначале в ореоле таинственности. Он скрывается в лесу и участвует в подготовке тайных складов оружия для предстоящего путча. Писатель показал подлинное лицо этого «героя» — нравственно опустошенного человека, труса и развратника. Затея с путчем оказалась обреченной, что подчеркнуто и фактом самоубийства Фрица после провала путча.
Развенчивая Фрица, писатель косвенно выносил приговор современным фашистам, хотя, по понятным причинам, делал это очень осторожно, маскируя свой замысел.
В романе «Волк среди волков» особенно наглядно проявилась сила и слабость реализма Фаллады. С одной стороны, это беспощадное и правдивое обличение уродства собственнического мира, с другой— незнание путей выхода из тупика, в котором оказалось буржуазное общество. Критика этого мира никогда не перерастает у Фаллады в отрицание буржуазного уклада.
Речь, следовательно, идет лишь о путях улучшения этой системы, о возможности излечить ее от роковых недугов. И те пути, которые рекомендует автор, являются чистейшей утопией. Ом призывает к нравственному совершенствованию, самовоспитанию, к тому, чтобы люди были взаимно добры, гуманны, чистосердечны.
Так начинают поступать в романе Пагель, Аманда Бакс и некоторые другие.
Творческий путь Фаллады завершает роман «Каждый умирает в одиночку» (Jeder stirbt fur sich allein, 1947), написанный после разгрома гитлеризма.
В этом романе писатель впервые получил возможность высказать свое откровенное мнение о фашизме и той роковой роли, которую он сыграл в судьбе немецкого народа.
Сильное впечатление оставляет воссозданная в романе атмосфера подозрительности и доносов, господствовавшая в фашистском рейхе, где, по словам писателя, «весь воздух провонял предательством».
В этой гнусной атмосфере блаженствовали многочисленные нацисты всех рангов: Бальдур Перзике, его отец, шпик Боркхаузен, обергрунпенфюрер Праль и др. Эти подонки готовы на любую жестокость и гнусность.
В центре внимания писателя — супруги Отто и Айна Квангель, два пожилых человека, вставших на путь сопротивления. Тема антифашистской борьбы была новой для писателя и представляла известные трудности.
Автор правдиво раскрыл характер Отто, обстоятельно проследил особенности труда и жизни этого столяра-краснодеревщика, человека сдержанного, несколько суховатого и замкнутого, но честного и мужественного. До поры до времени Квангель пребывал в состоянии духовной апатии, не отдавая себе отчета в происходящем вокруг него.
Но с некоторых пор, особенно после гибели сына, он все чаще стал замечать факты насилия, бесчинств, несправедливости, творимых нацистами, Квангель упорно старается разобраться в смысле происходящего и постепенно приходит к мысли о необходимости бороться с варварским режимом.
Он ни с кем не связан, у него нет никакого опыта подпольной борьбы, и действует он подчас наивно и неумело, разбрасывая вместе с женой открытки с призывами бороться против Гитлера.
Арестованный гестаповцами, Отто проявляет нравственную стойкость и мужество. Палачи не сломили этого скромного человека, с достоинством встретившего смерть.
При всем трагизме в романе ощущается новый для творчества Фаллады проблеск оптимизма, вселяющий надежду на лучшее будущее. Как бы ни преуспевали гитлеровцы в нравственном растлении немцев, не может погибнуть народ, который выделяет из своей среды таких людей, как Отто Квангель.
Отто — новый, героический вариант темы «маленького человека», но есть в романе и другой вариант, отнюдь не героический.
Писатель показывает людей, которые не принимали сторону гитлеровцев, не совершали зверств, стараясь остаться в стороне и сохранить нечто вроде нейтралитета.
Но насколько призрачен такой нейтралитет, хорошо видно на судьбе Энно Клуге, который в конце концов становится пособником гитлеровцев.
Если раньше писатель с явной симпатией рисовал «маленького человека», иногда идеализировал его, то в данном случае он изображен без всяких прикрас, подчеркнуто сниженно. Энно — мало примечательная личность, мелкий паразит.
Появление романа «Каждый умирает в одиночку» свидетельствовало о начавшемся идейно-художественном подъеме в творчестве Фаллады, но преждевременная смерть оборвала жизнь писателя.
Лучшие романы Фаллады занимают видное место в немецкой литературе критического реализма 30—40-х гг.
Примечания.
1 Цит. по кн.: Сучков Б. Л. Лики времени, М., 1969, с. 158—159.
2 Сучков Б. Л, Лики времени, с. 181.
|
Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/gans-fallada.htm
Ганс Фаллада
Немецкий писатель, автор романов в духе критического реализма.
Рудольф Дитцен родился в бюргерской семье. В 1899 г. семья переехала в Берлин, в 1909 г. — в Лейпциг. В молодости состоял в обществе «Перелетная птица» (Wandervogel). В возрасте 18 лет перебрался в г. Рудольштадт, где стал учиться в гимназии. Вместе с другом Ханнсом Дитрихом фон Неккером пытался сов
ершить двойное самоубийство. Фон Неккер погиб, Рудольфа обвинили в убийстве и поместили в психиатрическую клинику.
В 1929 г. писатель женится на Анне Иссель. В 1931 г. к нему приходит писательский успех — опубликован роман «Крестьяне, бонзы и бомбы».
В 1944 г. брак Фаллады стал рушиться. Во вр
емя ссоры писатель стреляет в жену, и его обвиняют в попытке убийства.
Рудольф Дитцен родился 21 июля 1893 г. в северо-немецком городе Грейфсвальде, в бюргерской семье. В 1899 г. семья переехала в Берлин, в 1909 г. — в Лейпциг. В молодости состоял в обществе «Перелетная птица» (Wandervogel). В во
зрасте 18 лет перебрался в г. Рудольштадт, где стал учиться в гимназии. Вместе с другом Ханнсом Дитрихом фон Неккером пытался совершить двойное самоубийство. Фон Неккер погиб, Рудольфа обвинили в убийстве и поместили в психиатрическую клинику.
В 1929 г. писатель женится на Анне Иссель. В 1931 г.
к нему приходит писательский успех — опубликован роман «Крестьяне, бонзы и бомбы».
В 1944 г. брак Фаллады стал рушиться. Во время ссоры писатель стреляет в жену, и его обвиняют в попытке убийства.
Сочинения
Der junge Goedeschal, 1920
Anton und Gerda, 1923
Bauern, Bonzen und Bomben, 1931
einer Mann, was nun?, 1932 (English: Little Man, What Now?)
Wer einmal aus dem Blechnapf frißt, 1932
Wir hatten mal ein Kind, 1934
Märchen vom Stadtschreiber, der aufs Land flog, 1935
Altes Herz geht auf die Reise, 1936
Hoppelpoppel — wo bist du?, Kindergeschichten, 1936
Wolf unter W
ölfen, 1937
Geschichten aus der Murkelei, Märchen, 1938
Der eiserne Gustav, 1938
Süßmilch spricht, 1938
Kleiner Mann — großer Mann, alles vertauscht, 1939
Süßmilch spricht. Ein Abenteuer von Murr und Maxe, Erzählung, 1939
Der ungeliebte Mann, 1940
Das A
benteuer des Werner Quabs, Erzählung, 1941
Damals bei uns daheim, Erinnerungen, 1942
Heute bei uns zu Haus, Erinnerungen, 1943
Jeder stirbt für sich allein, 1947
Der Alpdruck, 1947
Der Trinker, 1950
Ein Mann will nach oben, 1953
Die Stunde, eh´du schlafen gehst, 1954
Junger He
Источник: http://facecollection.ru/people/gans-fallada
Ганс Фаллада
Рудольф Дитцен родился 21 июля 1893 г. в северо-немецком городе Грайфсвальде, в бюргерской семье. В 1899 г. семья переехала в Берлин, в 1909 г. — в Лейпциг. В молодости состоял в обществе «Перелётная птица» (нем. Wandervogel).
В возрасте 18 лет перебрался в г. Рудольштадт, где стал учиться в гимназии. Вместе с другом Хансом Дитрихом фон Неккером пытался совершить двойное самоубийство.
Фон Неккер погиб, Рудольфа обвинили в убийстве и поместили в психиатрическую клинику.
В 1929 г. писатель женится на Анне Иссель. В 1931 г. к нему приходит писательский успех — опубликован его роман «Крестьяне, бонзы и бомбы». Международную известность писателю принёс его роман о маленьком человеке «Маленький человек, что же дальше?» (нем. Kleiner Mann — was nun?) 1932 г.
В 1944 г. брак Фаллады стал рушиться. Во время ссоры писатель стреляет в жену, и его обвиняют в попытке убийства.
Писатель умер 5 февраля 1947 г. в Берлине.
Сочинения
- Der junge Goedeschal 1920
- «Антон и Герда» (Anton und Gerda) 1923
- «Крестьяне, бонзы и бомбы» (Bauern, Bonzen und Bomben) 1931
- «Что же дальше, маленький человек?» (Kleiner Mann — was nun?) 1932
- «Кто однажды отведал тюремной похлебки» (Wer einmal aus dem Blechnapf fri?t) 1932
- «У нас когда-то был ребёнок» (Wir hatten mal ein Kind) 1934
- M?rchen vom Stadtschreiber, der aufs Land flog 1935
- «Старое сердце отправляется в путешествие» (Altes Herz geht auf die Reise) 1936
- Hoppelpoppel — wo bist du?, Kindergeschichten, 1936
- «Волк среди волков» (Wolf unter W?lfen) 1937
- Geschichten aus der Murkelei, M?rchen 1938
- «Железный Густав» (Der eiserne Gustav) 1938
- Kleiner Mann — gro?er Mann, alles vertauscht 1939
- S??milch spricht. Ein Abenteuer von Murr und Maxe, Erz?hlung 1939
- Der ungeliebte Mann 1940
- «Приключение Вернера Квабса» (Das Abenteuer des Werner Quabs) 1941
- «У нас дома в далекие времена» (Damals bei uns daheim), воспоминания 1942
- «Сегодня у нас дома» (Heute bei uns zu Haus), воспоминания 1943
- «Каждый умирает в одиночку» (Jeder stirbt f?r sich allein) 1947
- Der Alpdruck 1947
- «Пьяница» (Der Trinker) 1950
- «Человек хочет наверх» (Ein Mann will nach oben) 1953
- «За час перед сном» (Die Stunde, eh?du schlafen gehst) 1954
- Junger Herr — ganz gro? 1965
Библиография
- Фрадкин И., Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961;
- Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; История немецкой литературы, т. 5, М., 1976;
- Manthey J., Hans Fallada in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, [Reinbek bei Hamburg], 1963.
Источник: http://people-archive.ru/character/gans-fallada
Список книг и других произведений Ганс Фаллада (Hans Fallada) Сортировка по году написания
Rudolf Wilhelm Friedrich Ditzen / Ханс Фаллада
Ганс Фаллада (нем. Hans Fallada, настоящее имя Rudolf Wilhelm Friedrich Ditzen — Рудольф Вильгельм Фридрих Дитцен; 21 июля 1893, Грайфсвальд — 5 февраля 1947, Берлин) — немецкий писатель, автор романов в духе критического реализма.
Жизнь Фаллады была трудной: он испытал и муки безработицы, и перебивался на грошовой работе, и даже побывал за небольшую растрату в тюрьме.
По личному опыту ему хорошо известна тяжкая участь «маленького человека» в буржуазном обществе, который станет главным героем его произведений.
Впоследствии в автобиографической заметке «Как я стал писателем» Фаллада отмечал, что важную роль в его писательской судьбе сыграла близость к народу.
Мировоззрение Фаллады отличается большой противоречивостью. Он подвергал острейшей критике собственнический мир как мир несправедливый, негуманный, обрекающий «маленького человека» на невыносимые страдания.
Но писатель не видел никакого выхода, никакой перспективы, и это накладывало мрачный отпечаток на его миропонимание и творчество.
Фаллада оставался глухим к революционному движению своего времени, чуждался политики.
В 1931 г. к нему приходит писательский успех — опубликован его роман «Крестьяне, бонзы и бомбы» (нем. Bauern, Bonzen und Bomben).
Международную известность писателю принёс его следующий роман «Маленький человек, что же дальше?» (нем. Kleiner Mann – was nun?) 1932 г.
Псевдоним Ганс Фаллада взял из двух сказок братьев Гримм: Ганс из сказки «Счастливый Ганс», а Фаллада из сказки «Гусиная пастушка» — так там звали говорящего коня.
Библиография
Ганс Фаллада. Волк среди волков.— М: «Государственное издательство Художественной литературы», 1957.
Ганс Фаллада. Что же дальше, маленький человек?. — М: «Художественная литература», 1964.
Ганс Фаллада. Железный Густав. — М: «Художественная литература», 1969.
Ганс Фаллада. Каждый умирает в одиночку. — М: «Прогресс», 1971.
Ганс Фаллада. Собрание сочинений в четырех томах. — М: «Художественная литература», 1990-2001.
Ганс Фаллада. Фридолин, нахальный барсучок. — М: «Детская литература», 1987. — 223 с.
Фрадкин И., Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961;
Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; История немецкой литературы, т. 5, М., 1976;
Manthey J., Hans Fallada in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, [Reinbek bei Hamburg], 1963.
Источник: http://librebook.me/list/person/hans_fallada_21_93_1893
Hans Fallada
Der deutsche Schriftsteller Hans Fallada lebte von 1893 bis 1947. Zu seinen bekanntesten Werken zählen die beiden Romane »Kleiner Mann – was nun?« (1932) und »Jeder stirbt für sich allein« (1947).
Kindheit und Jugendjahre
Der Schriftsteller Hans Fallada wurde am 21. Juli 1893 als Rudolf Ditzen geboren. Auf eine glückliche Kindheit in Greifswald folgten schwierige Jahre in Berlin und Leipzig. Als Jugendlicher war er häufig ernsthaft krank und es gab Hinweise auf eine Persönlichkeitsstörung.
Im Jahre 1911 tötete Ditzen seinen Freund Hanns Dietrich von Necker in einem inszenierten Duell. Er selbst überlebte schwer verletzt. Über die Motive für diese Tragödie kann bis heute nur spekuliert werden. Ditzen wurde verhaftet und bis 1913 in einer geschlossenen psychiatrischen Klinik untergebracht. Erste Schreibversuche fielen in diese Zeit.
Erste Romane
In den folgenden Jahren war Rudolf Ditzen in der Landwirtschaft tätig; in seiner freien Zeit arbeitete er als Schriftsteller. Er fand seinen Verleger Ernst Rowohlt und sein Pseudonym Hans Fallada.
Der erste Roman »Der junge Goedeschal« erschien 1920, der Roman »Anton und Gerda« im Jahre 1923. Beide lassen sich dem ausgehenden Expressionismus zuordnen.
In den dreißiger Jahren hat Fallada sich von ihnen distanziert; er ließ sie aufkaufen und einstampfen.
Drogensucht und Lebenswende
Falladas Rauschgift- und Morphiumsucht begann etwa 1916. Sie machte wiederholte Entziehungskuren notwendig. Unterschlagungsdelikte zur Finanzierung seiner Sucht führten 1926 zu einem zweieinhalbjährigen Gefängnisaufenthalt.
Nach seiner Entlassung lernte Fallada in Hamburg Anna Issel, genannt Suse, kennen.
Sie gab ihm Unterstützung und Halt und wurde zum Vorbild für Lämmchen in seinem Roman »Kleiner Mann – was nun?«, der den Autor 1932 über Nacht weltberühmt machte.
Zuvor war 1931 »Bauern, Bonzen, Bomben« erschienen, ein fiktionaler Bauernaufstands- und Prozessbericht, den Fallada neben seiner Tätigkeit als Rezensent beim Rowohlt-Verlag verfasst hatte.
Zeit des Nationalsozialismus
Um Auseinandersetzungen mit den herrschenden Nationalsozialisten auszuweichen stellte Fallada seinem 1934 erschienenen Gefängnisroman »Wer einmal aus dem Blechnapf frißt« ein Vorwort voran.
Dies wurde ihm als Anbiederung an die Machthaber ausgelegt, ein Makel, den er nie wieder ganz loswerden konnte.
Gleich anschließend schrieb er in nur 23 Tagen den nächsten Roman nieder: »Wir hatten mal ein Kind«.
Fallada litt unter starken Stimmungsschwankungen, später unter Nervenzusammenbrüchen. Kurze Zeit galt er den Nazis als unerwünschter Autor, ansonsten wurde er geduldet. In der Folge bearbeitete er unverfänglichen Lesestoff und schrieb Märchen, bis ihm 1937 mit »Wolf unter Wölfen« wieder ein großer Roman glückte.
Letzte Jahre in Carwitz und Tod
Источник: https://www.inhaltsangabe.de/autoren/fallada/
Hans Fallada
Hans Fallada wurde am 21. Juli 1893 in Greifswald als Rudolf Wilhelm Friedrich Ditzen geboren und verstarb am 5. Februar 1947 in Berlin. Hans Fallada war ein deutscher Schriftsteller, der vor allem für seine Erzählungen und Romane bekannt ist, auch wenn er viele Kurzgeschichten und Märchen verfasste.
Seine Hauptwerke sind zumeist der Neuen Sachlichkeit zuzuordnen, die sich vor allem durch eine illusionslos-nüchterne Darstellung der Gesellschaft nach dem Zweiten Weltkrieg auszeichnet (vgl. Literaturepochen). Falladas bekannteste Werke sind wohl die Romane Wer einmal aus dem Blechnapf frißt sowie Kleiner Mann – was nun?.
Das letztgenannte Werk ist außerdem ursächlich für Falladas Durchbruch als Schriftsteller und zeigt äußerst detailliert die Lebensumstände eines Angestellten zur Zeit der Weltwirtschaftskrise der 1930er Jahre.
Lebenslauf
- 1893: Der Schriftsteller Hans Fallada, mit gebürtigem Namen Rudolf Ditzen, wird am 21. Juli 1893 in Greifswald geboren.
- 1899 – 1911: Seine Familie zieht zunächst nach Berlin und dann nach Leipzig um. Er geht in Leipzig auf das Königin-Carola-Gymnasium.
Arzt stellt Anzeichen einer manifestierten Hysterie bei ihm fest. Fallada besucht das Gymnasium Fridericianum in Rudolstadt und wird dort zu einem Superintendenten in Pension gegeben. Gemeinsam mit seinem Freund Hanns Dietrich von Necker inszeniert er einen Doppelselbstmord. Er wird schwer verletzt und sein Freund Hanns Dietrich von Necker stirbt.
Fallada wird in die geschlossene Anstalt in Tannenberg bei Jena eingewiesen.
- 1913: Hans Fallada wird aus der geschlossen Anstalt entlassen. Er tritt eine Stelle als Gutseleve an und übernahm einfach Arbeiten.
- 1914 – 1919: Er wird für den Einsatz im Ersten Weltkrieg als untauglich eingestuft.
Fallada ist stark drogenabhängig (Alkohol und Morphium). Er muss sich mehrmals in Entzugskliniken und Sanatorien aufhalten.
- 1920 – 1925: Seine beiden Romane Der junge Goedeschal (1920) und Anton und Gerda (1923) erscheinen. Fallada unterschlägt Geld und wird zu zweieinhalb Jahren Haft verurteilt.
- 1928 – 1929: Er wird aus der Haft entlassen und kommt nach Hamburg. Fallada lernt in Hamburg Anna Issel kennen und heiratet sie 1929.
- 1931 – 1932: Seine Werke Bauern, Bonzen und Bomben und Kleiner Mann – was nun? erscheinen. Sein Verleger stellt Fallada in seinem Berliner Verlagshaus in der Rezensionsabteilung an.
Sein Durchbruch gelingt ihm mit seinem Roman Kleiner Mann – was nun?
- 1933: Fallada wird bei der SA denunziert. Er wird verhaftet und zieht danach nach Carwitz um.
- 1934: Sein Roman Wer einmal aus dem Blechnapf frißt erscheint.
- 1937: Falladas Roman Wolf unter Wölfen wird veröffentlicht.
- 1944: Hans Fallada wird erneut in die Haft eingewiesen. (Er hatte auf einen Tisch geschossen währen eines Streits mit seiner geschiedenen Ehefrau Anna). Er heiratet Ursula Losch.
- 1946: Fallada wohnt im Quartier Majakowskiring. Er arbeitet an seinem letzten Roman Jeder stirbt für sich allein.
- 1947: Hans Fallada stirbt am 5. Februar in Berlin an Herzversagen. Er wird zunächst auf dem Friedhof Pankow III in einem Ehrengrab zur letzten Ruhe gebettet. Später erfolgt seine Umbettung nach Carwitz.
Biografie
Seine Romantitel Kleiner Mann – was nun? und Wer einmal aus dem Blechnapf frißt, manifestierten sich im deutschen Wortschatz wie Anglizismen in der Alltagssprache deutscher Jugendlicher und wurden zu geflügelten Worten. Hans Fallada kennt also indirekt fast jeder, der an deutschsprachiger Literatur des 20. Jahrhunderts interessiert ist.
Rudolf Ditzen (geb. 21. Juli 1893 in Greifswald; † 5.
Februar 1947 in Berlin; vollständiger Name: Rudolf Wilhelm Friedrich Ditzen) sagt aber den wenigsten etwas, doch ist dies der bürgerliche Name des Autors, der unter dem Pseudonym Hans Fallada enorm populär werden sollte und der dieses für das Verfassen fast aller seiner Werke nutzte. Ditzen schrieb ab 1920 ausschließlich unter dem Pseudonym Hans Fallada. Seine Werke können nahezu ausschließlich der Neuen Sachlichkeit zugeordnet werden.
Rudolf Ditzen wächst als ältester Sohn in gutbürgerlichen Verhältnissen auf. Sein Geburtsort ist die pommersche Universitätsstadt Greifswald. Rudolfs Vater Wilhelm Ditzen (1852–1937) war Landrichter, der es später zum hoch angesehenen Reichsgerichtsrat brachte.
Ditzens Familie zog im Kielwasser der väterlichen Karriere mehrere Male um. Die Stationen führten Rudolf, seine Mutter Elisabeth und den Rest der Familie 1899 nach Berlin und ab 1909 nach Leipzig. Dort besuchte der spätere Schriftsteller 1911 das Königin-Carola-Gymnasium.
Hohe Erwartungen seines Vaters lasteten auf den Schultern des eher kränklichen und als unbegabt beurteilten jungen Rudolf. Der jedoch las die französischen und russischen Realisten des 19. Jahrhunderts und interessierte sich für Friedrich Nietzsche und Oscar Wilde.
Rudolf litt unter dem Erwartungsdruck seines Vaters und zog sich als Außenseiter oft in seine eigene Welt zurück. Sein Kontakt zu Gleichaltrigen war spärlich. Er wurde in jungen Jahren als leicht erregbar bezeichnet. Ein Arzt stellte sogar Anzeichen einer manifestierten Hysterie bei ihm fest.
Die Selbstzerstörung schien in diesen frühen Jahren bereits sein Wesen und Dasein zu bestimmen. In den Jahren 1910 und 1911 erregten drei Schüler-Selbstmorde an seinem Gymnasium das Aufsehen der Öffentlichkeit.
Kurz danach schloss sich Ditzen der Wandervogelbewegung an – einer Jugendbewegung, die in freier Natur eine eigene Lebensart entwickelte – mit der er einen mehrwöchigen Aufenthalt in Holland unternahm.
Zurück kam er mit einer Typhuserkrankung, von der er sich allerdings wieder erholte.
Eine bemerkenswerte Episode seiner Jugend, die ihm danach einen Aufenthalt in einem Sanatorium bescherte, leistet sich Ditzen, indem er nach seiner Typhuserkrankung anfing, den Eltern einer nur flüchtigen Mädchenbekanntschaft anonym obszöne Briefe zu schreiben. Nachdem er aufflog, besorgte er sich einen Revolver und entkam nur knapp einem Selbstmordversuch.
Mit ihrer Verständnisfähigkeit am Ende, schickten seine Eltern ihnfür acht Wochen in das Sanatorium Schloss Harth nach Bad Berka. Danach (1911) schloss sich für Rudolf der Besuch des Gymnasiums Fridericianum in Rudolstadt an. Er wurde dort zu einem Superintendenten in Pension gegeben.
Die Gymnasiasten-Tragödie von Rudolstadt ereignete sich am 17. Oktober 1911 als Ditzen gemeinsam mit seinem Freund Hanns Dietrich von Necker einen Doppelselbstmord inszenierte. Dabei kam Ditzens Freund ums Leben und Ditzen selbst wurde schwer verletzt. Die beiden Gymnasiasten hatten ein Duell improvisiert, bei dem Ditzen seinen Freund von Necker erschoss.
Der angehende Schriftsteller wurde nach dieser Eskapade in eine geschlossene Anstalt in Tannenberg bei Jena eingewiesen. Erst knapp zwei Jahre später, 1913, wurde er aus Tannenberg entlassen. Nach seiner Entlassung trat Rudolf eine Stelle als Gutseleve an und arbeitet fleißig und korrekt, sehr zum Gefallen seiner Arbeitgeber und Mitmenschen.
Als 1914 der Erste Weltkrieg ausbrach, meldete er sich freiwillig, wird jedoch als permanent untauglich abgewiesen. Rudolf Ditzen ist zu diesem Zeitpunkt bereits drogenabhängig und konsumierte regelmäßig Alkohol und Morphium. In den Jahren von 1917 bis 1919 musste er sich aufgrund der voranschreitenden Sucht mehrmals in Entzugsanstalten und Privatsanatorien aufhalten.
Trotz der Umstände schaffte er es, erste literarische Versuche zu unternehmen und verfasste zwei Romane mit den Titeln Der junge Goedeschal (1920) und Anton und Gerda (1923). Beide Romane erschienen im Rowohlt Verlag und wurden zu finanziellen Misserfolgen.
Um sein Leben und seine Sucht (Drogen und Alkohol) finanzieren zu können, unterschlug Ditzen in den Jahren von 1923 bis 1925 zweimal Geld und wurde daraufhin zu einer Haftstrafe von zweieinhalb Jahren verurteilt.
Im Jahr 1928 wurde er dann nach Hamburg entlassen und begann als Adressenschreiben seinen Lebensunterhalt zu verdienen. Im Hamburg lernte er 1928 auch Anna Margarethe Issel kennen, die er ein Jahr später heiratete.
Der Heirat folgten vier Kinder von denen eins bereits kurz nach der Geburt starb und ein zweites in seinen Jugendjahren.
Trotz anfänglicher Misserfolge blieb der Verleger Ernst Rowohlt an Ditzens Seite und motivierte ihn 1930 dazu, nach Berlin umzuziehen.
Hans Fallada, wie Ditzen sich seit der Veröffentlichung des Werkes Der junge Goedeschal (1920) nannte, kam mit seinem Roman Bauern, Bonzen und Bomben (1931) zu einem gelungenen Beachtungserfolg.
Sein Verleger stellte Fallada in seinem Berliner Verlagshaus in der Rezensionsabteilung an. Das schaffte für Ditzen den finanziellen Freiraum, um sich auf seinen nächsten Roman konzentrieren zu können.
Im Jahr 1932 erschien dann Hans Falladas Roman Kleiner Mann – was nun?, der sehr schnell zum Bestseller wurde und dem Schriftsteller zum endgültigen Durchbruch verhalf. Auch international fand das Werk große Anerkennung.
Somit wurde Hans Fallada nun einer breiten Leserschaft bekannt, die ihn fortan als bemerkenswerten Schriftsteller verehrten – oft ohne zu bemerken, dass Hans Fallada nur ein Pseudonym war, das sich Rudlof Ditzen zugelegt hatte, in Anlehnung an zwei Charaktere der Märchen Hans im Glück und Die Gänsemagd der Gebrüder Grimm.
Eine eher dunkle Phase brach nach diesen großen Erfolgen für Hans Fallada an, als er 1933 bei der örtlichen SA von Berkenbrück denunziert wurde.
So hatten seine Mitmieter ein Gespräch zwischen Ernst von Salomon und Fallada belauscht, das angeblich staatsfeindlichen Inhalt hatte.
Es folgten seine Verhaftung und sein Umzug nach Carwitz, einer kleinen Ortschaft bei Feldberg in Mecklenburg. Dort kaufte der Schriftsteller ein kleines Anwesen.
Seine Schaffenskraft war jedoch nicht gebrochen und so entstand der Roman Wer einmal aus dem Blechnapf frißt, worin er seine Erfahrungen der Inhaftierung verarbeitete. Sein Buch fiel nicht der Zensur der Nazis zum Opfer, sondern wurde unter den Nationalsozialisten erfolgreich veröffentlicht.
Trotz der Veröffentlichung von Wer einmal aus dem Blechnapf frißt kam Ditzens Werk im Dritten Reich unter Beschuss und wurde nach und nach als Negativliteratur gebrandmarkt. Um dieser Beurteilung auszuweichen, wand sich Ditzen der eher leichten und weniger angreifbaren Unterhaltungsliteratur zu.
Er ging einige Male als RAD-Sonderführer auf Reisen und veröffentlichte 1937 seinen Roman Wolf unter Wölfen, den erneut Rowohlt herausgab. Die Nazis interpretierten dieses Werk als durchaus willkommene Kritik an der Weimarer Republik. Joseph Goebbels war zu voll des Lobes für das Werk des Schriftstellers Hans Fallada.
Eine erneute Hafteinweisung musste sich Ditzen am 4. September 1944 unterziehen. Er hatte unter dem Einfluss von Drogen und im Streit mit seiner geschiedenen Ehefrau Anna, am 24. August 1944 in einen Tisch geschossen. Dem Streit ging seine Scheidung vom 5.
Juli 1944 voraus.
Während er in der Abteilung Heil- und Pflegeanstalt (Hafthaus I) der Landesanstalt Neustrelitz- Strelitz unter Beobachtung stand, verfasste er sein Trinkermanuskript mit Kurzgeschichten und einen Erfahrungsbericht über die Herrschaft und Machtergreifung der Nazis.
Источник: https://wortwuchs.net/lebenslauf/hans-fallada/