Фолкнер Уильям
Родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в семье управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса».
Когда Фолкнер был ещё ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь.
В 1918 году Эстелл Олдем, в которую Фолкнер был влюблён с детских лет, вышла замуж за другого. Уильям решил отправиться добровольцем на фронт, но его не взяли.
Тогда он поступил в лётную военную школу, но, прежде, чем он успел завершить курс, Первая мировая война закончилась. Фолкнер вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи, впрочем, вскоре бросив.
За год до этого, в 1919-м, состоялся его литературный дебют: в журнале «The New Republic» было опубликовано его стихотворение «Дневной сон фавна».
В 1925 году Фолкнер познакомился в Новом Орлеане с писателем Шервудом Андерсоном. Тот порекомендовал Фолкнеру больше уделять внимание прозе, а не поэзии, и дал совет писать о том, что Фолкнер лучше всего знает — об Американском Юге, об одном крохотном участке этой земли «размером с почтовую марку».
Вскоре в штате Миссисипи появился новый округ — Йокнапатофа, вымышленный Фолкнером, где будет происходить действие большей части его произведений. Все вместе они составляют йокнопатофскую сагу — историю Американского Юга от прихода первых белых поселенцев на земли индейцев до середины двадцатого века.
Особое место в ней занимает Гражданская война 1861—1865 годов, в которой южане потерпели поражение. Героями саги стали представители нескольких семей — Сарторисов, де Спейнов, Компсонов, Сноупсов, а также другие жители Йокнапатофы.
Переходя из произведения в произведение, они становятся старыми знакомыми, реальными людьми, о жизни которых каждый раз узнаёшь что-то новое.
Первое большое признание Фолкнер получил после выхода в свет романа «Шум и ярость» (1929). В том же году он женился на Эстелл Олдем, после её развода с первым мужем. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 году, и Джил. Однако произведения Фолкнера пользовались в основном успехом у критиков, а не у читателей, считаясь необычными и сложными.
Чтобы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии для Голливуда и занимался этим пятнадцать лет — с 1932-го до 1946-го.
В эти же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непокорённые» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940) и другие, а также сборник рассказов «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая известная его повесть «Медведь».
Только присуждение Нобелевской премии по литературе в 1949 году принесло Фолкнеру, чьё творчество уже давно пользовалось любовью в Европе, признание на родине.
К последним работам Фолкнера относятся роман «Осквернитель праха» (1948), сборник рассказов, изданный в 1950 году, «Притча» (1954), завершение трилогии о Сноупсах — романы «Город» (1957), «Особняк» (1959) и его последний комический роман «Похитители» (1962).
Поселившись неподалеку от Виргинского университета, Фолкнер завершил свою карьеру в некоторой растерянности от собственного успеха и зачастую выдавал себя за простого фермера, а не за всемирно известного писателя.
17 июня 1962 г. Уильям Катберт Фолкнер упал с лошади, а несколько недель спустя, 6 июля, приехав в санаторий в Байхелиа (штат Миссисипи), скончался от тромбоза.
Источник: http://fb2.net.ua/publ/f/folkner_uiljam/20-1-0-140
Уильям Фолкнер книги, биография
Уильям Катберт Фолкнер — знаменитый американский писатель, чьи произведения давно стали классикой мирового искусства. В 1949 году получил Нобелевскую премию по литературе. В 1955 и 1963 стал обладателем Пулитцеровской премии.
Будущий писатель родился в Миссисипи городе Нью-Олбани.
Ещё в детстве вместе с семьей он переехал в Оксфорд, где и прожил всю оставшуюся жизнь, создав массу великолепных произведений. Первое стихотворение Фолкнера (Полуденный отдых фавна) было опубликовано в 1919 году в журнале The New Republic.
Долгое время он занимался именно поэзией, но после знакомства в 1925 году с писателем Шервудом Андерсоном, по его совету стал больше уделять внимание прозе. Он писал о том, что знает лучше всего — об Американском Юге.
Для этого он придумал собственный округ в Миссисипи, который назывался Йокнапатофа и впоследствии поместил сюда большую часть историй и приключений персонажей своих книг.
Книги Уильяма Фолкнера похожи на один очень длинный роман, литературный сериал, действие которого растянулось на несколько веков. История Юга Америки от У.
Фолкнера начинается с прихода в эти места, населённые индейцами, белых поселенцев. Йокнапатофская сага заканчивается в середине 20-го века. Схожими являются не только земли выдуманного округа в Миссисипи, но и несколько семей, которые переходят из одной книги в другую.
Сарторисы, де Спейны, Компсоны, Сноупсы и многие другие являются знакомыми и любимыми для тех, кто знаком с творчеством этого необыкновенного писателя.
17 июня 1962 года Уильям упал с лошади и попал в больницу. Писатель, прозаик, литературный модернист, который и сейчас считается непревзойдённым, умер в американском городе Байхелия 6 июля 1962 года. Последней работой Фолкнера стала книга «Похитители».
Книги Уильяма Фолкнера
Купить книги Фолкнера в интернет-магазине с доставкой.
Список книг:
Красные листья
Старики
Авессалом, Авессалом!
Город
Деревушка
Дикие пальмы
Дым
К звёздам
Когда я умирала
Непобеждённые
Огонь и очаг
Осквернитель праха
Особняк
Пилон
Полный поворот кругом
Притча
Реквием по монахине
Сарторис
Свет в августе
Святилище
Солдатская награда
Уош
Ход конём
Шум и ярость
Хотите, чтобы ваши дети занялись увлекательным делом и полюбили творчество? В этом вам сможет помочь гончарная мастерская для детей. Мастерская подарит всем посетителям курсов большое удовольствие и полезные навыки.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Источник: https://art-assorty.ru/6102-uilyam-folkner.html
Жизнь и творчество Уильяма Фолкнера
Американский романист и новеллист Уильям Катберт Фолкнер родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи). Он был старшим из четырех сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер.
Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Уильям был еще ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь.
До школы Уильяма, застенчивого, замкнутого мальчика, учила читать мать, а в 13 лет он уже писал стихи, посвященные Эстелл Олдхэм, девочке, в которую был влюблен. Школу Фолкнер не кончил и некоторое время работал в банке у своего деда.
Уильям не смог жениться на Эстелл из-за туманных финансовых перспектив, и, когда девушка в апреле 1918 г. вышла замуж за другого, «жизнь для него, — как выразился его брат Джон, — кончилась». Фолкнер хотел вступить добровольцем в армию, но ему отказали по причине малого роста.
Приехав к своему другу в Йельский университет, он решает записаться в Канадские военно-воздушные силы и в июле поступает в военную школу в Торонто. Когда же спустя несколько месяцев первая мировая война закончилась, Уильям вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи. Его литературный дебют состоялся в 1919 г.
— стихотворение «Дневной сон фавна» («L’Apres midi dun faun») было опубликовано в журнале «Нью рипаблик» («New Republic») в 1919 г.
В 1920 г. Фолкнер бросил университет, так и не получив диплома, и по приглашению романиста и театрального критика Старка Янга переехал в Нью-Йорк, где работал продавцом в книжном магазине Элизабет Пролл. Через некоторое время будущий писатель вновь возвращается в Оксфорд и устраивается почтмейстером при университете, пока его не увольняют за чтение на рабочем месте.
Приехав в 1925 г. в Новый Орлеан, Уильям знакомится с писателем Шервудом Андерсоном, который, заинтересовавшись творчеством Фолкнера, посоветовал ему уделять больше внимания прозе, чем поэзии.
Провал поэтического сборника «Мраморный фавн» («The Marble Faun») подтвердил правоту Андерсона, и Фолкнер пишет роман «Солдатская награда» («Soldiers’ Pay»), который Андерсон передал своему издателю.
Пока рукопись романа лежала в издательстве, Уильям Фолкнер несколько месяцев путешествовал по Европе. За «Солдатской наградой» последовал роман «Москиты» («Mosquitoes», 1927) — сатирическое изображение нью-орлеанской богемы.
Хотя ни первый, ни второй роман не привлек внимания читателей, Фолкнер не отчаивается и пишет «Сарторис» («Sartoris», 1929), первый из пятнадцати романов, действие которого происходит в вымышленном округе Йокнапатофа, своеобразном микрокосме американского Юга, населенном несколькими поколениями колоритных персонажей.
Первоначальный вариант этого романа, который был сокращен издателем, вышел в 1973 г. под названием «Флаги в пыли» («Flags in the Dust»).
Хотя «Сарторис» и был отмечен критикой, широкое признание Фолкнер получает лишь после выхода в свет романа «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929), где впервые осуществляется принцип «двойного видения» — основной творческий принцип прозы Фолкнера, с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Критики единодушно провозгласили роман «великой книгой», где трагическая тема «заставляет вспомнить о Еврипиде». На простого же читателя роман большого впечатления не произвел: новаторская повествовательная техника Фолкнера была трудна для восприятия.
Все это время Уильям Фолкнер продолжал встречаться с Эстелл Олдхэм, и после ее развода в 1927 г. они поженились. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 г., и Джилл.
Фолкнер написал свой следующий роман «На смертном одре» («As I Lay Dying», 1930) за шесть недель, работая в ночную смену на электростанции. В этой книге, состоящей из пятидесяти девяти внутренних монологов, рассказывается о путешествии бедной семьи южан Бандренов, которые везут тело миссис Бандрен в Джефферсон на кладбище.
Хотя американский писатель Конрад Эйкен назвал этот роман «высшим пилотажем», «На смертном одре» продавался так же плохо, как и предыдущие книги писателя.
Оказавшись перед необходимостью содержать семью, Фолкнер решает написать, говоря его же словами, «историю, ужасней которой не придумаешь», — и через три недели появляется «Святилище» («Sanctuary», 1931), история молодой женщины, которая была изнасилована гангстером, после чего, по иронии судьбы, нашла прибежище в публичном доме в Мемфисе.
Роман стал бестселлером; несмотря на сенсационный характер, он произвел впечатление на многих критиков, в том числе и на Андре Мальро, который заявил, что «Святилище» — это «греческая трагедия с детективным сюжетом».
Успех романа лишь временно решил финансовые проблемы писателя, поскольку спрос на книги в годы Великой депрессии резко упал; кроме того, романы Фолкнера не давали читателю возможности отвлечься от жизненных неурядиц. В поисках более прибыльной работы писатель в 1932 г.
— в том же году, когда вышел «Свет в августе» («Light in August»), — совершил первую поездку в Голливуд в расчете на экранизацию одного из своих рассказов.
На протяжении ряда лет Фолкнер пишет киносценарии таких популярных фильмов, как «Дорога к славе» («The Road to Glory», 1936), «Гунга Дин» («Gunga Din», 1939), «Иметь и не иметь» («То Have and Have Not», 1945) и «Вечный сон» («The Big Sleep», 1946).
Одновременно Фолкнер создает такие произведения, как «Пилон» («Pylon», 1934), «Авессалом, Авессалом!» («Absalom, Absalom!», 1936), «Дикие пальмы» («The Wild Palms», 1939), «Деревушка» («The Hamlet», 1940), а также «Сойди, Моисей» и другие рассказы» («Go Down Moses, and Other Stories», 1942), куда вошел рассказ «Медведь» («The Bear»), один из лучших в мировой литературе. Многие книги Фолкнера были переведены на французский язык и вызвали восторженные отклики ряда европейских писателей и критиков. «Фолкнер — это бог!» — писал Жан Поль Сартр американскому критику Малколму Каули. Вместе с тем, как заметил впоследствии Каули, «на родине Фолкнера читали мало и явно недооценивали».
Задавшись целью представить Уильяма Фолкнера как можно более широкому кругу читателей, Каули в 1946 г.
издал «Избранного Фолкнера» («The Portable Faulkner»); сборник имел большой успех и вызвал заметное оживление интереса к произведениям писателя.
В своем предисловии к этому сборнику Каули исследовал сагу Йокнапатофы с точки зрения американского мифа, назвав романы Фолкнера «недосягаемым художественным подвигом».
В 1950 г. Ульяму Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия за 1949 г. «за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа». Присуждение ему Нобелевской премии вызвало противоречивые отклики.
«Его называют реакционером, — сказал в своей речи член Шведской академии Густаф Хельстрём, имея в виду чрезмерное увлечение Фолкнера темами ненависти и насилия на американском Юге. — Но даже если это и так, ненависть у него уравновешивается чувством вины.
Для такого писателя, с его чувством справедливости и гуманности, ненависть невозможна. Именно поэтому его Йокнапатофа универсальна».
В своей краткой речи Фолкнер остановился на проблеме выживания человека и ответственности писателя.
«Перед угрозой ядерного уничтожения, — сказал он, — молодой мужчина или молодая женщина, пишущие сегодня, забыли о сердечных проблемах, о мятущихся душах… И все же я верю, что человек не просто выстоит, но победит.
Человек бессмертен… потому что у него есть душа, потому что он способен к состраданию, жертвенности и стойкости».
Фолкнер получил Нобелевскую премию в пору творческого кризиса. После очередной поездки в Голливуд он вернулся в Оксфорд и закончил «Реквием по монахине» («Requiem for a Nun», 1951), а затем попытался создать свой «magnum opus» — «Притчу» («A Fable», 1954), роман о первой мировой войне, главный герой которого, капрал, имеет много общего с Христом. Однако критики роман не приняли.
Хотя здоровье Фолкнера было серьезно ослаблено регулярными и тяжелыми запоями, он воспользовался приглашением госдепартамента представлять Соединенные Штаты Америки на Международной писательской конференции в Бразилии в 1954 г. В следующем году Уильям Фолкнер совершает кругосветное путешествие в качестве официального представителя американского правительства.
Романами «Город» («The Town», 1957) и «Особняк» («The Mansion», 1959) писатель подвел черту под историей семьи Сноупсов, которую он начал в 1940 г. в «Деревушке». С 1957 г.
и почти до самой смерти писатель ведет семинары в университете штата Виргиния; положение writer in residence (т.е. писателя, получающего стипендию от университета) еще больше повысило его репутацию и материальную обеспеченность.
Признанный самым популярным американским писателем в Венесуэле, Фолкнер в 1961 г. принимает участие в праздновании 150-летней годовщины этой страны.
В следующем году Фолкнер начал писать свою последнюю книгу «Похитители» («The Reivers», 1962).
17 июня 1962 г. он упал с лошади, а несколько недель спустя, 6 июля, приехав в санаторий в Байхелиа (штат Миссисипи), скончался от тромбоза.
Литературная слава Фолкнера продолжает неуклонно расти и после его смерти. По словам Майкла Миллгейта, «критики, анализируя причудливые композиционные и образные модели его книг, приходят к выводу, что продуманность стиля органически связана с материалом романов, с их нравственными и эмоциональными мотивами».
«Работая в одиночестве, в бескрайней культурной пустыне Миссисипи, — писал американский романист и критик Джон Олдридж, — Фолкнер сумел создать оазис для своего ума и сад для своего творчества, — сад, который писатель возделывал с такой любовью, что и в наши дни он продолжает питать воображение образованных людей во всем цивилизованном мире».
Источник: https://omiliya.org/article/zhizn-i-tvorchestvo-uilyama-folknera
Биография и творчество Уильяма Фолкнера
Интересующимся литературой имя Фолкнера знакомо хорошо. По крайней мере половина из написанного им переведена на русский, его произведения подробно анализируются, для него не скупятся на самые хвалебные определения, вплоть до “гениальности”.
Чем же примечательно творчество этого человека, Нобелевская премия которому присуждена «за его яркий и уникальный вклад в современную американскую прозу»? Формальные ответы просты.
Основу художественного наследия Фолкнера составляют 19 романов и более 70 рассказов, из числа которых 15 романов и значительная часть рассказов посвящены жителям маленького округа Йокнапатофа, не существовавшего в действительности, а созданного воображением автора и расположенного на юге США, в штате Миссисипи, близ мест, где провел жизнь он сам. Эти произведения самостоятельны, но тесно сплетены, и каждое добавляет свои характеристики персонажам, оттеняет новые грани людских проблем.
Если выстроить произведения об Йокнапатофе в ряд по хронологии изображаемых событий, то вырисовывается история края на протяжении полутора столетий, начиная с 30-х годов XIX века и кончая 50-ми годами XX века.
Первыми жителями Йокнапатофской саги являются местные индейцы, затем прибывают белые поселенцы, вырастают плантации, на которые завозят чернокожих рабов, строятся деревушки, города, особняки. И вот уже на земле Иокнапатофы бушует война Севера с Югом, отзвуки которой доходят и до сменившего ее машинного века. Завершает этот временной ряд современная Америка.
Эпос населяют представители всех расовых, социальных и возрастных групп: индейцы и белые, плантаторы и рабы, интеллигенты и проститутки, взрослые и дети.
Развернутое изображение истории американского Юга само по себе является достойной темой литературы, но не оно позволяет относить творчество Фолкнера к высшим свершениям культуры. Сделанное им гораздо серьезнее.
Писателя интересовал в первую очередь внутренний мир человека, и ему удалось изобразить эти бездонные пропасти полнее других, в бесконечном разнообразии, опенках и противоречиях.
История Йокнапатофы стала историей человеческого Духа.
Одним из центральных моментов прозы Фолкнера является идея универсальности людских проблем.
Волновавшие Фолкнера проблемы Духа отнюдь не развитие простейших моральных установлений типа евангельских заповедей. Для него, как и в жизни, все гораздо сложнее.
Фолкнера-художника интересовал, как он говорил, «человек в конфликте с самим собой, со своим собратом, со своим временем, с местом, где он живет».
Решения нравственных ситуаций в его произведениях никогда не носят назидательного характера, всегда это тяжелая 6opь6a человека, одинокое противостояние окружающему миру.
Не случайно одним из часто встречающихся у Фолкнера персонажей оказывается мальчик в пору возмужания, в период, когда его детские представления приходят в противоречие с реальностью жизни. Таков, например, белый подросток в романе «Осквернитель праха», идущий на все, чтобы спасти от линчевания невиновного негра. Таковы герои романа «Непобежденные» и ряда других.
Важнейшее место в его понимании человеческого общества занимало прошлое. Он нередко разбивает хронологическое время, перемешивая прошлое с настоящим и пытаясь тем самым восстановить порвавшуюся связь времен. Длинные фразы его прозы как бы отражают всю сложность взаимосвязей человеческого бытия.
Читать Фолкнера непросто (сам он советовал читателям: не поняли с трех раз, примитесь в четвертый). И нередки споры о том, является ли «сложная» проза так уж необходимой.
Ведь совмещали же Толстой и Достоевский демократическую простоту изложения с небывалой глубиной проникновения в суть явлений.
Ответ, который дает на эти вопросы современность, грубо говоря, таков: то, что сказал «сложный» Фолкнер, пока никому не удавалось выразить другими средствами.
Читать Фолкнера интересно. Запутанная вязь его повествований, когда одни и те же события предстают в понимании разных людей, когда время действия непрерывно мигрирует, а суть происходящего раскрывается постепенно, по притягательности напоминает детективы.
Фолкнера называли жестоким писателем. Действительно, линчевания, убийства и насилия занимают много места в его книгах. Но это не имеет ничего общего с культом жестокости.
Биография Фолкнера не отмечена внешне сложными коллизиями. Его предки — выходцы из Шотландии (их исходная фамилия — Фальконеры) — перебрались в Америку в XVIII веке.
Смелые и предприимчивые, они немало сделали для принявшего их Юга; прадед писателя командовал полком южан в войне Севера с Югом и построил первую в этих краях железную дорогу, дед являлся президентом банка.
Но ко времени рождения Уильяма — старшего из четырех сыновей — семья уже не отличалась ни богатством, ни чем-либо еще.
Билли с детства увлекался литературой, зачитывался приключениями, английскими поэтами-романистами. Школу он не закончил, уйдя из 10-го класса и начав работать,— ему казалось, что самообразование эффективнее, чем школа.
Когда началась мировая война, юноша, тяготевший к авиации, поступил в летное военное училище. Но за несколько недель до завершения учебы война окончилась. Фолкнер был страшно разочарован.
В эти же годы он пережил сердечную драму — невозможность жениться по материальным соображениям на любимой девушке (лишь через много лет, после ее неудачного замужества, их судьбы все-таки соединились).
Потом молодой человек работал в адвокатской конторе отца, но не оставлял литературных занятий. В 1919 году в печати появилось его первое стихотворение, а 5 лет спустя — небольшой поэтический сборник. С помощью семейных знакомств, несмотря на незаконченную школу, Уильяма устроили учиться в университет, но вскоре он бросил занятия.
В попытках войти в литературные круги он приехал в Нью-Йорк, начав там с мытья посуды в ресторане и кончив возвращением в родной Оксфорд, городок, население которого к концу жизни писателя едва перешагнуло цифру 4000. Здесь он получил должность почтмейстера, но из-за нерадивости был вынужден подать в отставку.
В новых поисках связей, уже будучи автором ряда критических статей, Фолкнер приехал в 1925 году в Йовый Орлеан. Там он познакомился с маститым прозаиком Шервудом Андерсоном, который хорошо отнесся к молодому таланту и помог опубликовать первый роман Фолкнера «Солдатская награда», повествовавший о возвращении солдата с войны.
В дальнейшем Фолкнер уже никогда не изменял прозе.
Первые романы Йокнапатофского цикла — «Сарторис», «Шум и ярость», «Когда я умирала» — не принесли ни успеха, ни денег, и Фолкнер, чтобы прокормить семью, работал кочегаром, ухитряясь писать романы на перевернутой угольной тачке.
Признание пришло с романом «Святилище», вышедшим, когда автору было уже порядком за 30. Его дальнейший литературный путь тоже не был простым.
Но Фолкнер никогда не изменял своему призванию, не обращая внимания на поражения, недоброжелательную критику или редкие успехи.
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/folkner_u/biografija_i_tvorchestva_uiljama_folknera/48-1-0-97
Уильям Фолкнер (1987)
mvpphila Ноя 29, 2017 (оценок: 1, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Имя: Уильям Катберт Фолкнер (William Cuthbert Faulkner)
Дата рождения: 25 сентября 1897 года
Место рождения: США, г. Нью-Олбани, штат Миссисипи
Все книги Уильяма Фолкнера
Уильям Фолкнер — биография
Уильям Катберт Фолкнер — выдающийся американский прозаик первой половины XX столетия, лауреат Нобелевской премии по литературе. В его творчестве прослеживается сочетание американских народных традиций с нотками модернизма, что сделало его литературные эксперименты легендарными шедеврами мирового масштаба.
Будущий писатель появился на свет 25 сентября 1897 года в небольшом городке Нью-Олбани штата Миссисипи; он стал первенцем в многодетной семье.
Вскоре после его рождения родители переехали в Оксфорд, находящийся в северной части штата, где прошла вся жизнь Фолкнера. С детства Уильям очень любил читать, однако был слабым учеником.
За неуспеваемость его отчислили из старших классов школы и далее Уильям занялся самообразованием. Иногда он слушал лекции в Миссисипском университете.
В 1918 году подруга будущего писателя Эстелла Олдхэм, которую Уильям тайно любил много лет, вышла замуж за другого, что привело Фолкнера в отчаяние. Он решил добровольно пойти на фронт и вступил в ряды Королевских военно-воздушных сил Канады. Но молодой человек не успел попасть на линию огня — во время его обучения в летной академии в Торонто Первая мировая война была завершена.
Уильям возвратился в Оксфорд и возобновил посещение университетских занятий, но вскоре оставил учебу. Он начал всерьез задумываться о писательской карьере. 1919 год считается началом его литературной деятельности — тогда увидело свет его дебютное стихотворение “Полуденный отдых фавна”. Первой книгой, вышедшей из печати в 1924 году, стал поэтический сборник “Мраморный фавн”.
В 1925 году жизнь свела Фолкнера с американским писателем Шервудом Андерсоном, который значительно повлиял на тематику и стилистику творчества начинающего литератора. Андерсон посоветовал Уильяму перейти на прозу и писать об американских южных землях.
Вскоре в творчестве Фолкнера был создан придуманный округ Йокнапатофа — прототип его родного округа Линкольн, ставший местом действия во многих произведениях американского прозаика. Масштабная серия “Йокнапатофская сага” была начата в 1929 году романом “Сарторис” и прошла “красной нитью” через все творчество писателя.
Она включает более семидесяти произведений автора, в том числе двенадцать крупных романов.
Первой прозаической работой Фолкнера стал роман “Солдатская награда”, который в 1926 году помог выпустить из печати начинающему автору Андерсон. Однако громкая слава пришла к Уильяму в 1929 году после выхода в свет его произведения “Шум и ярость”. В том же году Фолкнер женится на Эстелле Олхэм, которая успела к тому времени развестись.
Популярность талантливого прозаика растет с каждым годом. В период с 1930 по 1941 годы он создает романы, ставшие его лучшими книгами — “Когда я умирала”, “Святилище”, “Свет в августе”, “Пилон”, “Авессалом, Авессалом!”, “Побежденные”, “Дикие пальмы”, “Поселок”, “Сойди, Моисей!”. В сороковых и пятидесятых годах количество его литературных трудов заметно снизилось.
Несмотря на признание общественности, писательская работа Фолкнера приносила ему небольшой доход. Чтобы прокормить семью, в 1932 году Уильям заключает договор с одной из голливудских кинокомпаний. В его обязанности входило написание и доработка сценариев, наполнение готовых сюжетов интересными идеями.
Писатель рассматривал эту деятельность исключительно как дополнительный заработок и находил время для истинного литературного творчества. Связь Фолкнера с Голливудом продлилась до 1946 года.
За это время прозаик создал многочисленные романы, повести и новеллы, сделавшие его популярным далеко за пределами родины.
В 1949 году произошло знаменательное для Уильяма событие — он стал лауреатом Нобелевской премии за вклад в развитие американской прозы. Это был пик его славы — он наконец-то добился признания американских читателей, в то время как в Европе его произведения давно находились на высоких позициях читательских рейтингов.
Кроме того, талантливый прозаик получил ряд других литературных премий, среди них — премия О. Генри и Национальная книжная премия. Дважды легендарный писатель был награжден Пулитцеровской премией, во второй раз — посмертно за последнее произведение “Похитители”. Более десяти книг Фолкнера вышли на телевизионные экраны.
Самыми известными экранизациями считаются фильмы по произведениям прозаика “Шум и ярость”, “Убежище”, “Воры”, “Два солдата”.
Все книги Уильяма Фолкнера — это пронзительный крик и вызов бездуховности современного общества.
Семейные драмы, в которых автор отобразил историю нескольких поколений в разрезе социально-политических событий, поражают своим психологизмом, витиеватыми переплетениями трагических и комических моментов, глубокими персонажами.
Особенностью литературного стиля Фолкнера является большое количество символов и метафор, что позволяет причислить некоторые работы авторы к фантастическому жанру.
Все желающие ознакомиться с творчеством выдающегося американца могут бесплатно скачать его электронные книги на нашем сайте, воспользовавшись материалами в форматах fb2 (фб2), txt (тхт), epub и rtf.
Если вы хотите читать онлайн книги Уильяма Фолкнера на русском языке, воспользуйтесь нашей виртуальной библиотекой.
Последовательность книг в обширном списке библиографии прозаика находится в порядке хронологии, что облегчит вам поиск нужного произведения.
Все книги Уильяма Фолкнера
Серия книг — Трилогия о Сноупсахy
из архива Гостелерадиофонда
- Полный поворот кругом (спектакль)
Эксклюзивная классика (АСТ)
XXI век – The Best
- Королевский гамбит (сборник)
Йокнапатофская сага
Без серии
- Сборник рассказов «Эти тринадцать»
- Похитители
- «Сойди, Моисей» и другие рассказы
- Дикие пальмы
Рекомендуем к прочтению:
Источник: http://LifeInBooks.net/pisateli/uilyam-folkner/
Уильям Фолкнер – писатель
Уильям Катберт Фолкнер родился 25 сентября 1897 года, в городе Нью-Олбани, штат Миссисипи, США.
Его отец, Марри Чарльз Фолкнер, работал управляющим университетом. Мама, Мод Батлер, занималась домохозяйством.
Когда будущий писатель был ещё ребенком, семья Фолкнеров переехала в город Оксфорд. Именно там писатель вырос и в последствии прожил всю жизнь.
Фолкнер закончил не полную среднюю школу и больше официально не учился.
Его дальнейшее образование складывалось из саморазвития и курсов при университете, которые Уильям иногда посещал.
После того как 1918 году, девушка в которую писатель был влюблен вышла замуж за другого человека, Уильям решил отправится добровольцем в армию. Однако его туда не взяли.
Желание воевать все равно оставалось у Фолкнера и он отправился на службу летчиком.
Писатель проходил обучение в британской школе в Торонто, но повоевать так и не сумел – Первая мировая война закончилась раньше, чем он закончил обучение.
После этого Уильям вернулся в родной город Оксфорд.
Карьера
В 1919 году было опубликовано стихотворение Фолкнера в журнале TheRepublic.
Это стихотворение – «Полуденный отдых фавна», можно сказать стало официальным литературным дебютом писателя.
А в 1924 году состоялась публикация его первой книги, это был сборник стихотворений «Мраморный фавн».
В 1925 году другой писатель, Шервуд Андерсон, дал Фолкнеру совет – писать прозу на тему которой Уильям владеет лучше всего – американский юг.
Писатель советом воспользовался и в скором времени придумал новый округ – Йокнапатофа (Yoknapatawpha), в котором и будут в последствии происходить события многих его романов.
Известность писатель получил после выхода его романа « Шум и ярость», который был издан в 1929 году. В том же году Фолкнер женился.
Романы, однако, не приносили Уильяму большого дохода, поэтому, чтобы содержать семью он устроился на работу сценаристом в Голливуде. Там он проработал около 15 лет.
Фолкнер был успешным сценаристом, работал с таким режиссером как Говард Хоукс.
В тоже время он продолжал писать романы.
В те годы свет увидели такие произведения как:
- Свет в августе
- Авессалом, Авессалом
- Непобежденным
- Дикие пальмы
- Поселок
В 1949 году Уильяму Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия по литературе, после чего он получил признание на родине, хотя к тому времени его книги пользовались популярностью за рубежом.
В конце своей жизни он упал с лошади, а смерть наступила через несколько недель в резельтате тромбоза. Писатель умер 6 июля 1962 года, в возрасте 64 лет.
Экранизации по книгам Уильяма Фолкнера
В 2014 году вышел фильм “Шум и ярость”, режиссером которой выступил Джеймс Франко. Главные роли исполнил сам режиссер и Джон Хемм, слава к которому пришла после сериала “Безумцы”.
2013 год был отмечен фильмом “Когда я умирала” по одноименному роману Уильяма Фолкнера, режиссером и исполнитетем главной роли так же был Джеймс Франко.
“Когда я умирала” – это одно из самых известных и часто переиздаваемых произведений Фолкнера – рассказ ведется от 15 лиц, и в 59 главах рассказывает о перевозке гроба с телом матери и главы семьи. Это произведение оказало влияние на многих авторов.
Фильм “Нога” режиссера Никиты Тягунова, вышедший в 1991 году, хоть и рассказывал о последствиях афганской войны, но был основан на одноименном рассказе Фолкнера.
В 1957 году увидел свет фильм “Запятнанные ангелы”, основанный на романе “Пилон”. Фильм снят по мотивам произведения и экранизацией в полной мере не является
Фильм “Долгое жаркое лето” 1958 года – экранизация романа “Деревушка”. Режиссер Мартин Ритт, главные роли исполнили Пол Ньюман и Джоан Вудвард
в 1988 году в СССР выходил телеспектакль “Брошь” по одноименному рассказу Уильяма Фолкнера. Это произведение было напечатано только через пять лет после написания и считается необычным для творчества писателя. А в 50-х годах выходил телеспектакль по мотивам этого произведения, где сценаристом выступил сам Фолкнер.
Читайте так же
Джеймс Франко
Кадзуо Исигуро: краткая биография
Источник: https://helperia.ru/a/uilyam-folkner-pisatel
Биография У. К. Фолкнера и краткий обзор его литературной деятельности
Американский романист и новеллист Уильям Катберт Фолкнер родился 25 сентября 1897 г. в Нью-Олбани (штат Миссисипи). Он был старшим из четырех сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер.
Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер (1826-1889), во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Фолкнер был ещё ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь.
До школы Уильяма, застенчивого, замкнутого мальчика, учила читать мать, а в 13 лет он уже писал стихи, посвященные Эстелл Олдхэм, девочке, в которую был влюблен. Школу Фолкнер не закончил и некоторое время работал в банке у своего деда.
Фолкнер не смог жениться на Эстелл из-за туманных финансовых перспектив, и, когда девушка в апреле 1918 г. вышла замуж за другого, «жизнь для него, – как выразился его брат Джон, – закончилась». Уильям решил отправиться добровольцем на фронт, но его не взяли по причине малого роста.
Тогда он поступил в лётную военную школу в Торонто, но, прежде, чем он успел завершить курс, Первая мировая война закончилась. Фолкнер вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи, впрочем, вскоре бросив.
За год до этого, в 1919-м, состоялся его литературный дебют: в журнале «The New Republic» было опубликовано его стихотворение «Дневной сон фавна» («Aprиs-midi dun faune») было опубликовано в журнале «Нью рипаблик» («New Republic») в 1919 г.
В 1920 г. Фолкнер бросил университет, так и не получив диплома, и по приглашению романиста и театрального критика Старка Янга переехал в Нью-Йорк, где работал продавцом в книжном магазине Элизабет Пролл. Через некоторое время будущий писатель вновь возвращается в Оксфорд и устраивается почтмейстером при университете, пока его не увольняют за чтение на рабочем месте. Приехав в 1925 г.
в Новый Орлеан, Фолкнер знакомится с писателем Шервудом Андерсоном, который, заинтересовавшись творчеством Фолкнера, посоветовал ему уделять больше внимания прозе, чем поэзии. Провал поэтического сборника Фолкнера «Мраморный фавн» («The Marble Faun») подтвердил правоту Андерсона, и Фолкнер пишет роман «Солдатская награда» («Soldiers Pay»), который Андерсон передал своему издателю.
В 1925 году Фолкнер познакомился в Новом Орлеане с писателем Шервудом Андерсоном.
Тот порекомендовал Фолкнеру больше уделять внимание прозе, а не поэзии, и дал совет писать о том, что Фолкнер лучше всего знает — об Американском Юге, об одном крохотном участке этой земли «размером с почтовую марку».
Провал поэтического сборника Фолкнера «Мраморный фавн» («The Marble Faun») подтвердил правоту Андерсона, и Фолкнер пишет роман «Солдатская награда» («Soldiers Pay»), который Андерсон передал своему издателю.
Вскоре в штате Миссисипи появился новый округ — Йокнапатофа, вымышленный Фолкнером, где будет происходить действие большей части его произведений.
Все вместе они составляют йокнапатофскую сагу — историю Американского Юга от прихода первых белых поселенцев на земли индейцев до середины двадцатого века. Особое место в ней занимает Гражданская война 1861–1865 годов, в которой южане потерпели поражение. Героями саги стали представители нескольких семей — Сарторисов, де Спейнов, Компсонов, Сноупсов, а также другие жители Йокнапатофы. Переходя из произведения в произведение, они становятся старыми знакомыми, реальными людьми, о жизни которых каждый раз узнаёшь что-то новое.
Первое большое признание Фолкнер получил после выхода в свет романа «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929), где впервые осуществляется принцип «двойного видения» – основной творческий принцип прозы Фолкнера, с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Критики единодушно провозгласили роман «великой книгой», где трагическая тема «заставляет вспомнить о Еврипиде». На простого же читателя роман большого впечатления не произвел: новаторская повествовательная техника Фолкнера была трудна для восприятия.
Все это время Уильям Фолкнер продолжал встречаться с Эстелл Олдхэм, и после ее развода в 1927 г. они поженились. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 г., и Джилл. Однако произведения Фолкнера пользовались в основном успехом у критиков, а не у читателей, считаясь необычными и сложными.
Чтобы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии для Голливуда и занимался этим пятнадцать лет — с 1932-го до 1946-го.
В эти же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непокорённые» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940) и другие, а также сборник рассказов «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая известная его повесть «Медведь».
Фолкнер написал свой следующий роман «На смертном одре» («As I Lay Dying», 1930) за шесть недель, работая в ночную смену на электростанции. В этой книге, состоящей из пятидесяти девяти внутренних монологов, рассказывается о путешествии бедной семьи южан Бандренов, которые везут тело миссис Бандрен в Джефферсон на кладбище.
Хотя американский писатель Конрад Эйкен назвал этот роман «высшим пилотажем», «На смертном одре» продавался так же плохо, как и предыдущие книги писателя.
Оказавшись перед необходимостью содержать семью, Фолкнер решает написать, говоря его же словами, «историю, ужасней которой не придумаешь», – и через три недели появляется «Святилище» («Sanctuary», 1931), история молодой женщины, которая была изнасилована гангстером, после чего, по иронии судьбы, нашла прибежище в публичном доме в Мемфисе.
Роман стал бестселлером; несмотря на сенсационный характер, он произвел впечатление на многих критиков, в том числе и на Андре Мальро, который заявил, что «Святилище» – это «греческая трагедия с детективным сюжетом».
Успех романа лишь временно решил финансовые проблемы писателя, поскольку спрос на книги в годы Великой депрессии резко упал; кроме того, романы Фолкнера не давали читателю возможности отвлечься от жизненных неурядиц. В поисках более прибыльной работы Фолкнера в 1932 г.
– в том же году, когда вышел «Свет в августе» («Light in August»), – совершил первую поездку в Голливуд в расчете на экранизацию одного из своих рассказов.
На протяжении ряда лет Фолкнер пишет киносценарии таких популярных фильмов, как «Дорога к славе» («The Road to Glory», 1936), «Гунга Дин» («Gunga Din», 1939), «Иметь и не иметь» («То Have and Have Not», 1945) и «Вечный сон» («The Big Sleep», 1946).
Одновременно Фолкнер создает такие произведения, как «Пилон» («Pylon», 1934), «Авессалом, Авессалом!» («Absalom, Absalom!», 1936), «Дикие пальмы» («The Wild Palms», 1939), «Деревушка» («The Hamlet», 1940), а также «Сойди, Моисей» и другие рассказы» («Go Down Moses, and Other Stories», 1942), куда вошел рассказ «Медведь» («The Bear»), один из лучших в мировой литературе. Многие книги Фолкнера были переведены на французский язык и вызвали восторженные отклики ряда европейских писателей и критиков. «Фолкнер – это бог!» – писал Жан Поль Сартр американскому критику Малколму Каули. Вместе с тем, как заметил впоследствии Каули, «на родине Фолкнера читали мало и явно недооценивали».
Задавшись целью представить Фолкнера как можно более широкому кругу читателей, Каули в 1946 г.
издал «Избранного Фолкнера» («The Portable Faulkner»); сборник имел большой успех и вызвал заметное оживление интереса к произведениям писателя.
В своем предисловии к этому сборнику Каули исследовал сагу Йокнапатофы с точки зрения американского мифа, назвав романы Уильяма Фолкнера «недосягаемым художественным подвигом».
В 1950 г. Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия за 1949 г. «за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
Кстати, и само известие о присуждении ему в 1949 г.
Нобелевской премии “За яркий и уникальный вклад в современную американскую прозу” Фолкнер встретил достаточно прохладно, если не сказать, равнодушно. Он отказывался ехать в Стокгольм, заявив прессе, что “…это слишком далеко. Я — фермер и не могу надолго отлучаться”. Уговорила Джилл, дочь писателя.
Ей очень хотелось побывать в Европе, а любимой дочери Фолкнер отказать не мог.
В шведской столице писатель приобрел репутацию самого неразговорчивого из всех нобелевских лауреатов. На обязательных приемах, обедах, пресс-конференциях он старался держаться в тени и как можно меньше говорить. Даже Нобелевскую речь он прочитал так быстро и невнятно, что многие из присутствующих смогли ознакомиться с ней лишь на следующий день из газет.
Присуждение Нобелевской премии Уильяму Фолкнеру вызвало противоречивые отклики.
«Его называют реакционером, – сказал в своей речи член Шведской академии Густаф Хельстрём, имея в виду чрезмерное увлечение Фолкнера темами ненависти и насилия на американском Юге.
– Но даже если это и так, ненависть у Фолкнера уравновешивается чувством вины. Для такого писателя, с его чувством справедливости и гуманности, ненависть невозможна. Именно поэтому его Йокнапатофа универсальна».
В своей краткой речи Уильям Фолкнер остановился на проблеме выживания человека и ответственности писателя.
«Перед угрозой ядерного уничтожения, – сказал он, – молодой мужчина или молодая женщина, пишущие сегодня, забыли о сердечных проблемах, о мятущихся душах… И все же я верю, что человек не просто выстоит, но победит.
Человек бессмертен… потому что у него есть душа, потому что он способен к состраданию, жертвенности и стойкости».
У. Фолкнер получил Нобелевскую премию в пору творческого кризиса. После очередной поездки в Голливуд он вернулся в Оксфорд и закончил «Реквием по монахине» («Requiem for a Nun», 1951), а затем попытался создать свой «magnum opus» – «Притчу» («A Fable», 1954), роман о первой мировой войне, главный герой которого, капрал, имеет много общего с Христом.
Однако критики роман не приняли.
Хотя здоровье Уильяма Фолкнера было серьезно ослаблено регулярными и тяжелыми запоями, он воспользовался приглашением госдепартамента представлять Соединенные Штаты Америки на Международной писательской конференции в Бразилии в 1954 г. В следующем году У.
Фолкнер совершает кругосветное путешествие в качестве официального представителя американского правительства.
Романами «Город» («The Town», 1957) и «Особняк» («The Mansion», 1959) Ф. подвел черту под историей семьи Сноупсов, которую он начал в 1940 г. в «Деревушке». С 1957 г. и почти до самой смерти писатель ведет семинары в университете штата Виргиния; положение writer in residence (т.е.
писателя, получающего стипендию от университета) еще больше повысило его репутацию и материальную обеспеченность. Признанный самым популярным американским писателем в Венесуэле, Уильям Фолкнер в 1961 г. принимает участие в праздновании 150-летней годовщины этой страны.
В следующем году Фолкнер начал писать свою последнюю книгу «Похитители» («The Reivers», 1962).
Уже в зрелые годы Фолкнер вернулся к увлечению своей молодости — самолету, на котором летал часто и с удовольствием. И еще была у него одна страсть — к верховой езде, которая не оставила его и на склоне лет. Лошадей Фолкнер любил безоглядно.
Они же постоянно были и причиной его серьезных травм. Но после выздоровления он снова садился в седло, говоря: “Не могу я дать этой проклятой кобыле одержать надо мной верх. Я должен подчинить ее себе”. Последнее падение оказалось роковым17 июня 1962 г. он упал с лошади.
После сильнейшего ушиба Фолкнеру пришлось лечь в больницу, приехав в санаторий в Байхелиа (штат Миссисипи),он скончался от тромбоза 6 июля 1962 г. Похоронили его на кладбище в Оксфорде.
Всю жизнь Фолкнер противился вмешательству в его личную жизнь.
Сохранилось его письмо литератору Малькольму Каули, который собирался писать о нем биографический, очерк: “У меня одно стремление — исчезнуть как отдельный индивидуум, кануть в вечность, не оставить в истории ни следов, ни мусора, только книги, которые были изданы… Пусть итог и история моей жизни найдут выражение в одной фразе моей эпитафии и некрологе: он создавал книги”.
Литературная слава Фолкнера продолжает неуклонно расти и после его смерти. По словам Майкла Миллгейта, «критики, анализируя причудливые композиционные и образные модели его книг, приходят к выводу, что продуманность стиля органически связана с материалом романов, с их нравственными и эмоциональными мотивами».
«Работая в одиночестве, в бескрайней культурной пустыне Миссисипи, – писал американский романист и критик Джон Олдридж, – Фолкнер сумел создать оазис для своего ума и сад для своего творчества, – сад, который писатель возделывал с такой любовью, что и в наши дни он продолжает питать воображение образованных людей во всем цивилизованном мире».
Источник: http://litra.bobrodobro.ru/8978
Творчество Уильяма Фолкнера (25.09.1897 – 6.07.1962 гг.)
Творческая манера
американского писателя Уильяма Фолкнера
близка Вирджинии Вулф своим утонченным
психологизмом: Фолкнер является
общепризнанным родоначальником метода
психоанализа/шизоанализа в литературе.
Однако, и это совершенно в традициях
американской литературы, Фолкнер не
изолирует своих героев от социума;
психологический детерминизм в творчестве
писателя никогда не отрывается от
социально-исторической обусловленности
человека: сознание человека всегда
зависимо от его памяти о прошлом, от
связи с историей его семьи, рода, края
или «малой Родины», где он вырос.
Тема, которая
интересовала писателя на протяжении
всего жизненного пути и нашла отражение
в каждом его романе, – человек
и история,
человек и
его память.
Последнюю из них можно сформулировать
и как своеобразие
восприятие сознанием человека движущегося
времени:
какова сила
памяти человека о прошлом и что она
определяет в настоящем.
Поэтому не случайно
герои Фолкнера чаще всего изображаются
в переломные моменты жизни страны, в
период «смены вех», когда старый уклад
рушится, а новый еще не сложился, когда
недавнее историческое прошлое постоянно
напоминает о себе и не дает возможность
утвердиться настоящему.
Местом действия
почти во всех романах писателя становится
Юг Соединенных штатов Америки – не
только потому, что это малая Родина
писателя, аристократа из обедневшего
дворянского рода, уроженца Калифорнии,
выступающей в романах писателя под
названием Йокнапатофы, что на индейском
диалекте означает «белая река».
Юг
Америки становится местом действия в
романах писателя еще и потому, что в
период гражданской войны Севера и Юга
здесь с наибольшей силой выразились
противоречия в историческом развитии
страны.
Для Юга были характерны особая
острота и кровопролитность решения
социальных проблем, устойчивость
социальных мифов, власть стереотипов
и пережитков прошлого, власть памяти о
прошлом над сознанием человека.
Поэтому
Юг США давал благодатный материал для
раскрытия законов человеческой психики,
для изображения проявлений биологической
и социальной природы человека на уровнях
сознания и подсознания.
Для раскрытия этой
проблематики Фолкнер создает особое
время-пространство – хронотоп.
Прием смены повествовательных перспектив как важнейшее средство изображения в методе психоанализа
При разработке
метода психоанализа важнейшим приемом
стала смена
повествовательных
перспектив.
В романе «Шум и ярость» (1926 г.) события
излагаются от имени 4-х повествователей.
Трое из них являются родными братьями,
представителями угасающего
аристократического рода Компсонов,
4-ый повествователь – автор романа.
Переход от точки зрения одного
повествователя к другому намеренно
никак не обозначен и угадывается
читателем, исходя из различий в стиле
изложения и в особенностях видения
событий.
Точка зрения каждого из
повествователей значима и вносит свою
лепту в изображение картины событий,
происходивших с семьей Компсонов. Первая
часть романа изображает события,
увиденные глазами Бенджи – идиота или
олигофрена.
Повествование во второй
части ведется от имени Квентина –
идеалиста и максималиста, а в третьей
части – от имени Джейсона – прагматика
с обыденным сознанием. «Объясняя в одном
из последних интервью, почему
повествователем 1-й части романа он
избрал идиота Бенджи (образ, восходящий
к роману Дж.
Конрада «Тайный агент»),
Фолкнер сказал, что его привлекла идея
абсолютной, “слепой и сосредоточенной
на себе невинности ребенка”, которой
может обладать лишь идиот – “человек,
знающий, что
происходит, но не понимающий почему”
[1, с. 431-432].
Смена рассказчиков
в романе уподобляется смене 3-х типов и
возрастных стадий сознания: детского,
дологического, чувственного, который
воплощает Бенджи, подросткового,
расколотого, который олицетворяет
Квентин, и взрослого, прагматического,
обыденного, который представлен при
изображении Джейсона. Всем 3-м типам
сознания противопоставлено сознание
автора – более широкое и объективное
сознание наблюдателя, который способен
увидеть подлинный нравственный идеал
– служанку семьи Компсонов негритянку
Дилси с присущими ей жертвенным стоицизмом
и наивной религиозностью.
Тип сознания
повествователя/рассказчика определяет
само строение внутреннего монолога
каждого персонажа.
Для идиота Бенджи
характерно «несказанное» слово – слово
человека, который не понимает
причинно-следственных и временных
связей между явлениями, выступает как
знак простейших физических ощущений,
которые по аналогии вызывают в его
памяти образы предшествующих событий.
Квентин одержим идеей о самоубийстве:
для него смерть лучше бесчестья, он
никак не может смириться с позором, на
который обрекла семью Компсонов его
любимая сестра Кэдди, вступившая в
незаконную любовную связь и родившая
ребенка до брака. С позиции традиционных
семейных устоев, которые очень крепки
на юге страны, это большое бесчестье.
В
монологе Квентина слова являются знаками
идей, которые постоянно отбрасывают
его сознание в «колодцы прошлого» (по
смысловой ассоциации).
Слово в монологе
Джейсона в точности соответствует тому
социальному и психологическому типу,
который представляет собой персонаж:
оно однозначно, социально окрашено и
подчинено внешней реальности.
Гуманистический
пафос автора романа проявляется в том,
что картина мира, увиденная глазами
даже такого персонажа, как олигофрен
Бенджи, помогает читателю выяснить
объективную сущность событий, произошедших
в семье Компсонов: каждая точка зрения
«достраивает» картину событий, внося
в нее нечто свое.
Так, Бенджамину с его
детским, дологическим мышлением, на
интуитивном уровне ведомо то, чего
никогда не поймет Джейсон и что не
доступно последнему: предчувствие беды,
безотчетное понимание несправедливости,
совершаемой по отношению к Кэдди и по
отношению к нему самому.
Приведем в
пример восприятие Бенджамином эпизода,
непосредственно предшествовавшего его
оскоплению: Бенжди руководствуется
совершенно иным мотивом, у него нет
никаких дурных мыслей и побуждений, он
лишь хочет поиграть с соседской девочкой,
но окружающие его люди превратно понимают
его действия и жесты, в силу их собственной
испорченности, и подвергают Бенджи
унизительному и непонятному для него
оскоплению.
Склонность Кэдди
отдаться естественному чувству любви,
поступить в соответствии со своей земной
природой, следствием чего является ее
позор – девичье бесчестье – символически
изображается в форме упреждающего
намека: в эпизоде, изображающем смерть
бабушки, когда родители отправили детей
из дома, описывается, как Кэдди залазит
на дерево, чтобы подсмотреть, что делается
в доме, а братья видят снизу ее испачканные
в грязи штанишки. Запах деревьев, с
которым ассоциируется образ Кэдди в
сознании Бенджи, символизирует ее
земную, страстную сущность, не чуждую
телесной слабости. Таким образом, даже
сознание Бенджи вносит в понимание мира
нечто значимое.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4242299/page:4/