Даниил Гранин
Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия — Герман; 1 января 1919, с. Волынь, Курская губерния, РСФСР — 4 июля 2017, Санкт-Петербург, Россия) — русский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016) и премии Президента РФ (1998). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).
Биография
Родился 1 января 1919 года в посёлке Волынь (ныне Курская область), по другим данным — в Саратовской области, в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны.
Согласно официальной биографии, в 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал инженером на Кировском заводе.
Оттуда ушёл на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже, затем на Пулковских высотах, на фронте в 1942 году вступил в ВКП(б).
Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте — командир роты тяжёлых танков.
Сведения из официальной биографии Гранина были опровергнуты литературоведом Михаилом Золотоносовым, который обнаружил, что в архивных документах, обнародованных в общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
», сообщается, что на Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ, в армию в 1941 году вступил не рядовым, а был направлен в звании старшего политрука, впоследствии служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (сформирован 2 мая 1942), сведения же о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени не подтверждаются.
Впрочем, как уточняет Золотоносов, в наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен. Данные о вступлении в ВКП(б) в изученных литературоведом документах расходятся — в наградном листе указан 1940 год, но согласно личному делу из ЦГАИПД СПб, кандидатом в члены партии он стал лишь в 1941 году на Кировском заводе.
С 1945 по 1950 год работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте. В дальнейшем — профессиональный литератор.
Секретарь, с 1965 года второй секретарь, в 1967—1971 годах первый секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР.
В качестве одного из руководителей ленинградской писательской организации, по мнению Золотоносова, лично ответственен за осуждение И. А. Бродского на судебном процессе 1964 года.
Избирался народным депутатом СССР (1989—1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».
Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва. Член Всемирного клуба петербуржцев.
В возрасте 95 лет в 2014 году выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне.
Умер писатель 4 июля 2017 года в возрасте 98 лет.
Творчество
Печататься начал в 1949 году. Основное направление и тема произведений Гранина — реализм и поэзия научно-технического творчества — здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами.
- роман «Искатели» (1954)
- роман «Иду на грозу» (1962)
- Роман «После свадьбы» (1958) посвящён судьбе молодого изобретателя, посланного комсомолом на работу в деревню. Все три романа инсценировались для театра, по ним сделаны одноимённые фильмы («Искатели» (1956), «После свадьбы» (1962), «Иду на грозу» (1965)).
- Рассказы и повести «Победа инженера Корсакова» (опубликована в 1949 под названием «Спор через океан»), «Вариант второй» (1949), «Ярослав Домбровский» (1951), «Собственное мнение» (1956).
- Книги очерков о поездках в ГДР, Францию, на Кубу, в Австралию, Англию — «Неожиданное утро» (1962) и «Примечания к путеводителю» (1967);
- Рассказ «Дом на Фонтанке» (1967), повесть «Наш комбат» (1968), раздумья о «Медном всаднике» А. С. Пушкина — «Два лика» (1968).
- Художественно-документальные произведения: «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А. А. Любищеве), «Клавдия Вилор» (1976, Государственная премия СССР), роман «Зубр» (1987, о судьбе биолога Н. В. Тимофеева-Ресовского), «Блокадная книга», ч. 1 —2 (1977—1981, совместно с А. М. Адамовичем).
- В романе «Картина» (1979) и в повести «Неизвестный человек» (1990) затронуты проблемы сохранения исторической памяти, предпринят анализ состояния человека, теряющего своё место в социальной иерархии.
- «Повесть об одном учёном и одном императоре» — биография Араго (1991).
- Шпионский роман «Бегство в Россию» (1994).
- Повесть «Оборванный след» — о жизни учёных в современной России (2000).
- Эссе «Страх» — о преодолении тоталитаризма и коммунизма.
Семья
Жена — Римма Михайловна Майорова (1918—2004). Дочь Марина (род. 1945).
Библиография
Собрания сочинений
- Собрание сочинений в восьми томах. — СПб.: Вита Нова, 2009.
- Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Терра — книжный клуб, 2008.
- Собрание сочинений в пяти томах. — М.: Вагриус, 2007.
- Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Любимая Россия, 2006. — 1 500 экз.
- Собрание сочинений в четырёх томах. — Л.: Художественная литература, 1978—1980. — 100 000 экз.
- Собрание сочинений в пяти томах. — Л.: Художественная литература, 1989—1990. — 100 000 экз.
- Избранные произведения в двух томах. — Л.: Художественная литература, 1969. — 150 000 экз.
Отдельные произведения и сборники
- «Победа инженера Корсакова» — Л.: Советский писатель, 1950. — 15 000 экз. (повесть о научном превосходстве СССР над США)
- «Спор через океан» (повесть)» — М.: Правда, 1950. — 150 000 экз.
- «Ярослав Домбровский» — М.: Молодая гвардия, 1951. — 15 000 экз. (историческая повесть)
- «Новые друзья» — М.: Молодая гвардия, 1952. (рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС)
- «Искатели» (роман) — Л.: Советский писатель, 1955. — 90 000 экз.
- «Собственное мнение» (повесть-притча о двуличии советского технократа).
- «После свадьбы» (роман) — Л.: Советский писатель, 1959. — 30 000 экз.
- «В нашем городе» (фотоочерк) — Л.: Лениздат, 1958. — 15 000 экз.
- «Иду на грозу» — М.: Гослитиздат, 1962. — 500 000 экз.
- «Неожиданное утро» — Л.: Советский писатель, 1962. — 50 000 экз.
- «Остров молодых» (рассказы о Кубе). — Л.: Лениздат, 1962. — 30 000 экз.
- «Генерал коммуны» — М.: Советская Россия, 1965. — 50 000 экз.
- «Месяц вверх ногами» — Л.: Лениздат, 1966. — 115 000 экз.
- «Примечания к путеводителю» — Л.: Советский писатель, 1967. — 30 000 экз.
- «Наш комбат» (повесть о войне)
- «Кто-то должен» (повесть об учёных и их моральном выборе) — Л.: Советский писатель, 1970. — 30 000 экз.
- «Неожиданное утро» (очерки) — Л.: Лениздат, 1970. — 100 000 экз.
- «Сад камней» (сборник) — М.: Современник, 1972. — 75 000 экз.
- «До поезда оставалось три часа» — Л.: Советский писатель, 1973. — 50 000 экз.
- «Дождь в чужом городе» — Л.: Художественная литература, 1977. — 50 000 экз.
- «Эта странная жизнь» — М.: Советская Россия, 1974. — 100 000 экз. (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве)
- «Прекрасная Ута» — М.: Советская Россия, 1974. — 75 000 экз.
- «Однофамилец» (повесть, герой которой, инженер, встречает некоего молодого человека — будто бы самого себя, но в юности, когда он подвергался несправедливой критике)
- «Выбор цели» (повесть) — Л.: Советский писатель, 1975. — 30 000 экз.
- «Клавдия Вилор» (документальная проза) — М.: Советская Россия, 1977. — 100 000 экз.
- «Блокадная книга» (документальная проза, хроники блокады Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем, на издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет. Впервые часть её была напечатана с купюрами в 1977 году в журнале «Новый мир», а в Ленинграде книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города и переезда Г. В. Романова в Москву)
- «Обратный билет» (повести) — М.: Современник, 1978. — 30 000 экз.
- «Повести»— М.: Художественная литература, 1979. — 2 495 000 экз.
- «Картина» (роман) — Л.: Советский писатель, 1980. — 80 000 экз.
- «Место для памятника» — М.: Известия, 1982. — 240 000 экз.
- «Два крыла» (публицистика) — М.: Современник, 1983. — 50 000 экз.
- «Ещё заметен след» — Л.: Советский писатель, 1985. — 200 000 экз.
- «Тринадцать ступенек» (сборник) — Л.: Советский писатель, 1984. — 100 000 экз.
- «Река времён» — М.: Правда, 1985. — 500 000 экз.
- «Выбор цели» — Л.: Советский писатель, 1986. — 200 000 экз.
- «Ленинградский каталог» — Л.: Детская литература, 1986. — 100 000 экз.
- «Зубр» — М.: «Известия», 1987. — 300 000 экз. (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском)
- «Неожиданное утро» — Л.: Лениздат, 1987. — 200 000 экз.
- «О наболевшем» — Л.: Советский писатель, 1988. — 100 000 экз.
- «Милосердие» — М.: Советская Россия, 1988. — 50 000 экз.
- «Чужой дневник» — М.: Современник, 1988. — 100 000 экз.
- «Точка опоры» — М.: АПН, 1989. — 100 000 экз.
- «Наш комбат» — М.: Правда, 1989. — 300 000 экз.
- «Наш дорогой Роман Авдеевич» — Л.: СП «Совиттурс», 1990. — 100 000 экз. (сатира на Григория Романова)
- «Неизвестный человек»
- «Повесть об одном учёном и одном императоре»
- «Запретная глава»— Л.: Советский писатель, 1991. — 100 000 экз.
- «Бегство в Россию» — М.: Новости, 1995. — 10 000 экз. (документальное повествование о Джоэле Баре и Альфреде Саранте)
- «Страх» (эссе)
- «Оборванный след» (повесть)
- «Вечера с Петром Великим» (исторический роман, экранизирован)
- «Жизнь не переделать» — М.: Центрполиграф, 2004. — 10 000 экз.
- «Священный дар» — СПб.: Алетейя, 2007
- «Причуды моей памяти» (воспоминания) — М.: Центрполиграф, 2009
- «Всё было не совсем так» (размышления, написанные в виде кратких заметок, собранных на протяжении всей жизни, описывающих его детство, родных, друзей, главные события послевоенных лет и современную действительность)
- «Мой лейтенант» (роман)
- «Три любви Петра Великого»
- «Заговор» — М.: Олма медиа групп, 2012. — 4 000 экз.
- «Два лика»— СПб.: Звезда, 2013. — 1 000 экз.
- «Человек не отсюда»— СПб.: Лениздат, 2014. — 7 000 экз.
Экранизации
- 1956 — Искатели
- 1962 — После свадьбы
- 1965 — Иду на грозу
- 1965 — Первый посетитель
- 1974 — Выбор цели
- 1978 — Однофамилец
- 1979 — Дождь в чужом городе
- 1985 — Картина
- 1985 — Кто-то должен…
- 1987 — Поражение
- 2009 — Читаем «Блокадную книгу»
- 2011 — Пётр Первый. Завещание
Во всех фильмах Гранин является автором (соавтором) сценария.
Награды
- Герой Социалистического Труда (1 марта 1989 года),
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного (28 декабря 2008 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 января 1999 года) — за заслуги перед государством и большой вклад в развитие отечественной литературы.
- Орден Александра Невского (21 декабря 2013 года) — за вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю общественную деятельность.
- Два ордена Ленина (16 ноября 1984 года; 1 марта 1989 года),
- орден Отечественной войны II степени (1985),
- Орден Трудового Красного Знамени (28 октября 1967 года),
- Орден Дружбы народов (2 января 1979 года),
- Орден Красной Звезды (2 ноября 1942) — за образцовое выполнение боевых заданий командования фронтом по восстановлению и ремонту боевой техники,
- Крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» I класса — Офицерский Крест (ФРГ),
- медали.
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005 год).
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2009 год).
- Медаль «Маршал Баграмян» Министерства обороны Республики Армения (2013 год).
- Почётный член РАХ
- Почетный доктор СПбГУП с 1997 года
- Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.
- В октябре 2008 года получил в Санкт-Петербурге международную премию за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (диплом, нагрудный знак и денежная премия), которой были отмечены также Томас Венцлова, Раймонд Паулс, Ингмар Бергман (премия учреждена в 2004 году Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Всемирным клубом петербуржцев и фондом «Балтийский международный фестивальный центр»)
- Литературная Бунинская премия (2011 год)
- Царскосельская художественная премия (2012 год)
- Первая премия «Большая книга» (2012 год)
- Премия «Лучший роман года» (2013 год, Китай), за книгу «Мой лейтенант»
- Премия имени доктора Фридриха Йозефа Гааза — за особый вклад в укрепление германо-российских отношений (2016 год)
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства
- Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры
- Премия имени Гейне
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) в номинации «Литературное искусство»
- Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2016 года.
Критика
31 января 2014 года министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский в ходе записи передачи «Цена победы» подверг сомнению заявление ведущего радиостанции «Эхо Москвы» о том, что Д.
Гранин первым в «Блокадной книге» издания 2013 года обнародовал факты о производстве пирожных в блокадном Ленинграде, назвав это высказывание «враньём».
Научный руководитель Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков рассказал, что советские медиа информировали об этом ещё в ходе войны для нейтрализации пораженческих настроений в стране.
Публицист Олег Кашин, комментируя информацию о подтасовке Д. Граниным фактов из собственной биографии, отметил, что обречены на провал попытки общественного мнения приписать моральный авторитет выходцам из советской партийной номенклатуры.
К ней может быть отнесён и Даниил Гранин, который являлся руководителем Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР, народным депутатом СССР, членом бюро Ленинградского обкома КПСС и Героем Социалистического труда.
Петербургский писатель Михаил Золотоносов обвинил Гранина в подтасовке биографии, искажении фактов.
Источник: https://nekropole.info/ru/Daniil-Granin
Творчество Даниила Гранина — истоки, эволюция, характеристика
Даниил Гранин (наст. Герман) – сперва советский, а позже российский писатель, который начал свой творческий путь ещё в первые послевоенные годы, автор произведений
«Зубр», «Иду на грозу», «Мой лейтенант».
Биография Д.Гранина — ранние годы, творческое становление
Даниил Гранин появился на свет в 1919-м в Вольске (Саратовская губерния). Первые годы писателя прошли в русской глубинке, и сам он называл своё раннее детство «лесным»:
«Детство, оно было лесное… Баня со снежным сугробом, куда прыгал распаренный отец с мужиками, зимние лесные дороги, широкие самодельные лыжи…»
Реальность русской периферии формировала начальные представления автора о красоте, мире и месте человека в нём. Сам Гранин утверждал, что родиной писателя непременно является детство, поэтому истоки его творческого реализма стоит искать именно здесь – в Поволжье.
Перебравшись чуть позже с семьёй в Ленинград, будущий писатель поступает в Политехнический институт. Он тогда ещё не задумывается всерьёз о литературе, однако к концу обучения неожиданно для себя создаёт первое произведение – повесть о польско-французском революционере Ярославе Домбровском.
Этот факт обусловил творческую тенденцию к созданию документально-биографических произведений, которым Даниил Александрович уделял особое внимание на поздних этапах творческого пути.
Однако сама повесть тогда не понравилась автору, поскольку, по его словам, он писал о том, чего сам не видел:
«Написанное казалось безобразным, жалким, но остановиться я не мог».
В будущем это также определит специфику его творчества – реализм или документальная доказательность как обязательное условие литературного процесса.
В годы войны, будучи в Ленинграде, Гранин сперва трудился на Кировском заводе, позже, добившись снятия с него «брони», ушёл на фронт. Война произвела глубокое впечатление на автора, она, как он утверждал, научила его любви и братству. Однако к военной тематике он обращается позже.
В 1949-м в издании «Звезда» был опубликован первый рассказ писателя, который носил название «Вариант второй» и был создан им годом ранее. Тогдашняя жизнь писателя наложила отпечаток на специфику этого произведения.
Работая в Ленэнерго, он создаёт повествование об аспирантах «политеха» и впервые воплощает в жизнь свою творческую философию – брать за основу сюжета лишь переживания и проблемы, взятые лишь из реальной жизни, и искать романтизм в трудовой повседневности. Избранная сюжетная модель для того времени была отнюдь не нова – отечественный соцреализм тогда находился в своём зените.
Традиционной была и коллизия – столкновение таланта и целеустремлённости с бюрократией и карьеризмом. Чуть позже выходят произведения «Спор через океан» и «Искатели», которые также были выдержаны в духе реализма и научно-технической поэтичности. Именно роман «Искатели» и принёс писателю широкую известность.
Оказавшись в Союзе писателей, Гранин знакомится с тогдашними прозаиками и поэтами: К.Паустовским, А. Чивилихиным, М. Дудиным. По словам писателя, ему также посчастливилось застать ещё живыми Е. Шварца, А. Ахматову, О. Берггольц.
Все эти литераторы в разной степени формируют его как начинающего литератора.
Таким образом, в рассмотренный период:
- происходит становление творческой личности Даниила Гранина,
- им осуществляется поиск собственного стиля.
На этот процесс влияют разноплановые события в его жизни: учёба в качестве студента и аспиранта политехнического института, фронт, позже – знакомство с советскими литераторами. «Реализм Гранина» окончательно формируется лишь в 50-х годах.
Путь Гранина от социалистического к историческому реализму (1956–1980).
В середине 50-х годов в жизни страны произошли изменения, значительно повлиявшие на творчество Даниила Гранина. Самым главным из них оказался XX съезд КПСС, в ходе которого была произведена переоценка личности И. Сталина. На писателя это произвело огромное впечатление.
Именно тогда он впервые появляется идея обратиться к военной теме с целью заставить себя и читателя взглянуть по-иному на недавние трагические события, избавиться от пафосного казённого стиля и показать войну со всеми её ошибками и несправедливостями.
Вместе с тем, этот авторский замысел был реализован значительно позже.
В числе первых военных произведений оказалась книга «Пленные» (1967), а в 1977 году увидела свет «Блокадная книга» – документальное произведение, созданное Даниилом Граниным совместно с Алесем Адамовичем.
«Иной взгляд» удался – книга была запрещена, а опубликована без купюр лишь в 1984.
Для писателя это была попытка описания «окопной войны», которую он видел, будучи свидетелем ленинградской блокады. Кроме того, в этих произведениях автор рассуждал о генезисе нацистской идеологии и о необходимости межнационального объединения в битве за мир.
В 1960-е наступает конец этапа «научно-технической поэтичности». Последним произведением автора в подобном ключе стала повесть «Однофамилец», вышедшая в 1985 году. По признанию самого писателя, в прошлое ушла научная романтика, инженеры перестали быть героями своего времени и подобный отказ от прежней творческой модели являлся избавлением от ненужных надежд.
Путевые заметки — новые книги Гранина
С середины 50-х Даниил Гранин много путешествует. Это открывает новую страницу в его творчестве – освоение жанры записок путешественника. В разные годы писатель посетил Кубу, Японию, Австралию, США. Считая данный жанр «опасно лёгким», автор привлекал юмор в качестве способа ухода от принятых в этой отрасли литературных шаблонов.
Тем более для него самого это послужило своеобразным экзаменом на творческую пригодность и позволило развить литературное мастерство, поскольку, как считает автор, всему можно научиться, кроме юмора. В центре повествования традиционно находилось не описание событий, а фигура самого писателя и его личные впечатления.
Результатом этих поездок стала публикация произведений
— «Остров молодых»,
— «Месяц вверх ногами»,
— «Церковь в Овере»,
— «Сад камней» и др.
В указанный период происходит:
- пересмотр Граниным творческих взглядов,
- в частности, происходит отказ от научно-технической романтики,
- реализуется обращение к жанру путевых заметок,
- осуществляются первые серьёзные опыты на документально-художественном поприще.
Зрелое творчество писателя Д.Гранина
Последние три десятилетия в творчестве писателя отметились дальнейшим развитием документальной беллетристики.
В 1987 году вышло произведение о Н. Тимофееве-Ростовском «Зубр», через четыре года – «Повесть об одном учёном и одном императоре» о судьбе Доминика Араго, чуть позже – «Бегство в Россию» (про Альфреда Саранта и Джоэля Бара), и «Вечера с Петром Великим».
В 2011 году был опубликовано произведение «Мой лейтенант», в котором Гранин вновь обращается к теме блокадного Ленинграда. По признанию автора, это был взгляд на военные действия изнутри, из окопов, глазами населения, видевшего блокаду лично, слова и мысли которого вложены в уста главного героя – лейтенанта Д.
Гранин вне книг
С молодых лет Даниил Гранин тяготел к драматургии, поэтому неудивительно, что в его творческом багаже есть и сотрудничество с кинематографистами. Несколько его произведений было экранизировано, и писатель участвовал в написании данных киносценариев.
В разное время вышли картины по работам «Искатели» (1957), «После свадьбы» (1963), «Иду на грозу» (1965), «Однофамилец» (1978), «Первый посетитель» (1966).
Даниил Александрович Гранин преодолел на своём творческом пути эволюцию от соцреализма в сторону художественно-документальной прозы. Как писал сам литератор,
«Я пытался освоить разные жанры, вплоть до фантастики… Писатель, наверное, должен уметь делать всё. В этом состоит профессионализм».
В 2012 году увидела свет его последняя к настоящему моменту книга «Заговор». Помимо литературы, Гранин сейчас занят также общественной деятельностью.
Кавалер орденов:
— Дружбы народов,
— Трудового Красного Знамени,
— Андрея Первозванного и др.
Лауреат литературных премий:
— Литературная Бунинская премия,
— «Большая книга»,
— Царскосельская художественная премия.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь
Источник: http://velikayakultura.ru/sovremennaya-literatura-rossii/tvorchestvo-daniila-granina-istoki-evolyutsiya-harakteristika
Мемория. Даниил Гранин – ПОЛИТ.РУ
1 января 1919 года родился писатель Даниил Гранин.
Личное дело
Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман, 1919—2017) родился в селе Волынь Курской губернии, в семье лесника. Когда ему было семь лет, вместе с матерью переехал в Ленинград.
«Матери-горожанке, моднице, молодой, красивой, не сиделось в деревне, — писал Гранин в автобиографии. — Это я понимаю теперь, задним числом, разбираясь в их ночных шепотных спорах.
А тогда все принималось как благо: и переезд в Ленинград, и городская школа, наезды отца с корзинками брусники, с лепешками, с деревенским топленым маслом. А все лето — у него в лесу, в леспромхозе, зимою — в городе.
…Потом все разрешилось другими обстоятельствами — отца послали в Сибирь, куда-то под Бийск, а мы с тех пор стали ленинградцами».
Гранин учился в 15-й школе на Моховой улице в центре Ленинграда, где «оставалось еще несколько преподавателей бывшего здесь до революции Тенишевского училища — одной из лучших русских гимназий».
В 1935 году окончил школу, полгода проработал шофером, затем поступил в Ленинградский электротехнический институт.
Последние два года доучивался на электротехническом факультете в Ленинградском политехническом институте (в предыдущем вузе его специальность упразднили).
Получив диплом инженера-электрика на гидроэлектрических станциях, в 1940 году пошел работать на Кировский завод, где стал старшим инженером и заместителем секретаря комитета комсомола.
В 1941 году ушел на фронт добровольцем в составе заводского народного ополчения. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, закончил войну в Восточной Пруссии командиром танковой роты.
«Если пометить, как на мишени, все просвистевшие вокруг пули, осколки, все мины, бомбы, снаряды, то с какой заколдованной четкостью вырисовывалась бы в пробитом воздухе моя уцелевшая фигура. Существование свое долго еще после войны считал я чудом и доставшуюся послевоенную жизнь бесценным подарком.
На войне я научился ненавидеть, убивать, мстить, быть жестоким и еще многому другому, чего не нужно человеку. Но война учила и братству, и любви. Тот парень, каким я пошел на войну, после этих четырех лет казался мне мальчиком, с которым у меня осталось мало общего. Впрочем, и тот, который вернулся с войны, сегодня тоже мне бы не понравился.
Так же, как и я ему», — писал Гранин в своей автобиографии в 1980-м.
После войны работал начальником районной кабельной сети в Ленэнерго, участвовал в восстановлении энергоснабжения Ленинграда. Учился в аспирантуре Ленинградского политеха, опубликовал несколько статей по электротехнике.
Впервые Гранин стал публиковать художественную прозу еще в 1930-х: в 1937 году в журнале «Резец» были напечатаны его первые рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвященные Парижской коммуне. Сам он связывал начало профессиональной литературной работы с публикацией рассказа об аспирантах «Вариант второй» (журнал «Звезда», 1949).
По его словам, этот рассказ был «замечен критикой, расхвален, и я решил, что отныне так и пойдет, так и положено: я буду писать, меня сразу будут печатать, хвалить, славить и т. п.
К счастью, следующая же повесть “Спор через океан”, напечатанная в той же “Звезде”, была жестоко раскритикована.
Не за художественное несовершенство, что было бы справедливо, а за “преклонение перед Западом”, которого в ней как раз и не было».
В 1950-х вышли первые книги писателя — повести «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский», сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» и роман «Искатели» (1955). Последний принес Гранину известность и лег в основу одноименного фильма 1956 года. Главным героем произведения был ученый, борющийся с бюрократией.
Судьбам деятелей науки посвящены и другие произведения писателя, среди которых романы «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962); биографии биолога Александра Любищева («Эта странная жизнь», 1974), физика Игоря Курчатова («Выбор цели», 1975) и генетика Николая Тимофеева-Ресовского («Зубр», 1987).
«Я писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве, это была моя тема, мои друзья, мое окружение, — говорил Гранин в автобиографии. — Мне не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Я любил этих людей — моих героев, хотя жизнь их была небогата событиями».
Еще одной важной для писателя темой стала война. В 1968 году вышла повесть Гранина «Наш комбат», в 1976-м — «Клавдия Вилор» о жизни военнопленной.
В 1977—1981 годах Гранин в соавторстве с белорусским писателем Алесем Адамовичем написал «Блокадную книгу» — документальную хронику жизни Ленинграда во время войны.
С купюрами она была опубликована в «Новом мире» в 1977 году, полностью — в 1984-м, и с тех пор не раз переиздавалась. В последний раз Гранин представлял новое издание книги в 2013 году.
К военной прозе Гранина относится и роман «Мой лейтенант» (2011), за который писатель получил литературную премию «Большая книга».
Произведения последних лет написаны в жанре мемуаров. Помимо «Моего лейтенанта» это «Причуды моей памяти» (2009), «Все было не совсем так» (2010) и «Заговор» (2012).
Долгое время Гранин занимался общественной деятельностью, избирался членом правления и секретарем Союза писателей РСФСР и СССР, в 1989—1991 годах был народным депутатом СССР. Стоял у истоков создания ленинградского общества «Милосердие», возглавлял правление благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева, был одним из инициаторов создания Русского ПЕН-центра.
Даниил Граниин скончался в Санкт-Петербурге 4 июля 2017 года в возрасте 98 лет.
Даниил Гранин
kremlin.ru
Чем знаменит
Классик русской литературы, известный своими романами об ученых и изобретателях («Искатели», «Иду на грозу», «Зубр»), мемуарами и военной прозой.
Главным же произведением Гранина считается написанная в соавторстве с Алесем Адамовичем «Блокадная книга» — интервью с 200 ленинградцами, пережившими блокаду, их дневниковые записи, размышления авторов.
Книга стала своеобразным памятником всем блокадникам.
Гранин был также заметным общественником, входил в правление Союза писателей РСФСР и СССР, был одним из инициаторов создания Русского ПЕН-центра в 1989 году, на излете перестройки был народным депутатом СССР.
Был одним из инициаторов создания ленинградского общества «Милосердие». Возглавлял Общество друзей Российской национальной библиотеки и правление Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.
О чем надо знать
В 2014 году в биографии Гранина нашли нестыковки. Сам писатель не раз отмечал, что ушел на фронт рядовым с дивизией народного ополчения.
Литературный критик Михаил Золотоносов подверг эти данные сомнению. Он нашел документы, согласно которым Гранин ушел на войну в должности старшего политрука, то есть, по словам критика, был офицером со званием капитана.
Источник: https://polit.ru/news/2018/01/01/m_granin/
Гранин Даниил Александрович – биография
Даниил Александрович Гранин – личность, известная далеко за пределами России. Блестящий писатель, редактор, сценарист, лауреат многочисленных премий, обладатель государственных наград, а также человек, посвятивший свою жизнь общественной деятельности – это лишь общая характеристика одного из талантливейших писателей России.
1
Детство Гранина Даниила Александровича
О довоенном периоде жизни Даниила Гранина говорить что-либо определённое очень сложно. Этот выдающийся деятель изменил не только свою фамилию, но и некоторые факты биографии.
Настоящая фамилия Даниила Гранина – Герман. Сам писатель утверждал, что родился 01 января 1919 года в городе Волынь Курской губернии. Документально подтверждено, что датой рождения писателя является 01 января 1918 года.
А вот с местом всё не так однозначно.
Волынь – древнерусский город, стертый с лица земли во XIII веке нашей эры. Именно он дал название Волынской области Украины, часто называемую местными просто – Волынь. Не исключено, что именно в этих местах прошли первые годы жизни Гранина. В пользу этой версии говорит и национальность писателя, указанная в документах военных лет – украинец.
Но учёные не отвергают и версию самого Даниила Александровича о том, что он родился в Курской области. По сей день здесь существует село Волынка, находящееся всего в часе езды от границы с Украиной.
Отец Даниила Гранина был лесником, а мать занималась домашним хозяйством. Всего через несколько лет после рождения сына семья переехала в Ленинград, где и обосновалась.
По окончании школы Гранин поступил в институт на специальность «Электрические станции». В 1940 году молодой Даниил получил квалификацию инженера и определился на работу на Кировский завод Ленинграда.
Но на этом своё образование Гранин решил не заканчивать и в этом же году поступил в аспирантуру.
2
Участие Гранина Даниила Александровича в ВОВ
В начале июля 1941 году Даниил Гранин ушёл на фронт добровольцем. А уже 11 июля встретил первый бой в составе действующей армии. В этот же период Гранину довелось попробовать себя в роли командира – он заменил тяжело раненного полковника Лебединского и взял руководство полком на себя. Был дважды ранен. А уже через год получил в награду Орден Красной Звезды.
Именно опыт военных лет стал основой для творчества Даниила Гранина. События, произошедшие с будущим писателем на войне, нашли прямое отражение в его произведениях.
3
Литературная деятельность Гранина Даниила Александровича
Первые шаги на литературном поприще Гранин совершал ещё до войны. В 1937 году он публиковал в одном из ленинградских журналов свои рассказы. Однако в послевоенные годы в жизни Гранина не было места писательской деятельности, он посвящал себя работе, помогая восстанавливать разрушенный город.
Лишь в 1949 году Даниил Александрович вновь взялся «за перо» и триумфально вошёл в литературный мир. С 1950 года писательство стала основным направлением деятельности Гранина, которому он посвящал всё своё время.
Книги молодого писателя стали выпускаться ежегодно и быстро снискали популярность широкой публики.
Но наиболее знаковым моментом в творчестве Даниила Гранина стало издание романа «Искатели» в 1955 году. Это произведение принесло писателю бешеную популярность и прославило его в СНГ.
Следующим весомым этапом творчества стала «Блокадная книга», написанная вместе с А. Адамовичем в 1994 году. Это произведение стало знаковым уже и для молодого поколения читателей, знавшего о войне лишь по историческим трудам и рассказам старожил.
Последние годы жизни Даниил Александрович справедливо отдал написанию мемуаров, которые стали ценным источником биографической информации о писателе. Хотя сам автор признавался, что описываемые им события не лишены художественного вымысла и не могут считаться достоверными. Что ж, творческим людям свойственно отступать от жизненных реалий.
Даниил Александрович Гранин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. И можно смело заявить, что этот талантливый человек внёс крупный вклад не только в отечественную литературу, но и в просвещение общества в целом. Умер Гранин 4 июля 2017 года в возрасте 98 лет.
Источник: https://sovetclub.ru/granin-daniil-aleksandrovich-biografiya
Биография Даниила Гранина
Ранние литературные опыты Гранина относятся ко второй половине 1930-х гг. В 1937 году в журнале “Резец” были напечатаны его первые рассказы “Возвращение Рульяка” и “Родина”, посвященные Парижской коммуне.
Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считает публикацию в 1949 году в журнале “Звезда” рассказа “Вариант второй”.
Тогда же, по просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, он взял себе псевдоним Гранин.
Первые книги Даниила Гранина — повести “Спор через океан” (1950), “Ярослав Домбровский” (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС “Новые друзья” (1952). Первый роман “Искатели”, принесший писателю известность, был опубликован в 1955 году.
В своей прозе Гранин умело совмещал две жанровые структуры, социально-бытовую беллетристику и документально-художественное повествование, с объединяющей сквозной темой: ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения.
Гранин последовательно исследовал эту тему в романах (“Искатели”, 1954; “После свадьбы”, 1958; “Иду на грозу”, 1962), в повестях и рассказах (“Собственное мнение”, 1956; “Место для памятника”, 1969; “Кто-то должен”, 1970; “Неизвестный человек”, 1989), в документально-художественных произведениях, где наряду с историческими сюжетами (“Размышления перед портретом, которого нет”, 1968; “Повесть об одном ученом и одном императоре”, 1971) важное место занимают биографические повести о биологе Александре Любищеве (“Эта странная жизнь”, 1974), о физике Игоре Курчатове (“Выбор цели”, 1975), о генетике Николае Тимофееве-Ресовском (“Зубр”, 1987).
Новые грани таланта писателя раскрылись в романе “Бегство в Россию” (1994), рассказывающем о жизни ученых в ключе не только документального и философско-публицистического, но и авантюрно-детективного повествования.
Еще одной важной темой для Гранина является война. Наиболее полно антивоенная проза была представлена в сборнике “Еще заметен след” (1985) и “Блокадной книге” (1979, в соавторстве с Алесем Адамовичем), рассказывающей на документальном материале о героическом 900-дневном сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде.
Тяготение к документальности проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях Гранина, в том числе в посвященных впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны книгах “Неожиданное утро” (1962), “Примечания к путеводителю” (1967), “Сад камней” (1972) и др.
Гранину принадлежат эссе о Пушкине (“Два лика”, 1968; “Священный дар”, 1971; “Отец и дочь”, 1982), Достоевском (“Тринадцать ступенек”, 1966), Льве Толстом (“Герой, которого он любил всеми силами своей души”, 1978) и других русских классиках.
Все произведения писателя последних лет написаны в жанре мемуаров — “Причуды моей памяти” (2009), “Все было не совсем так” (2010), романы “Мой лейтенант” (2011) и “Заговор” (2012).
В январе 2013 года пятитысячным тиражом была переиздана “Блокадная книга” Даниила Гранина. В нее вошли фотографии из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, фотографии из личного архива Гранина в Центральном государственном архиве литературы и искусства Петербурга. В книге также впервые показаны фрагменты верстки журнала “Новый мир” с главами, подвергнутыми цензуре.
Источник: https://ria.ru/20140101/986852720.html
Доклад: Гранин Даниил Александрович
Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии
Родился в 1919 году. Отец — Герман Александр Данилович, был лесником. Мать — Анна Бакировна. Супруга — Майорова Р. М. (1919г.рожд.). Дочь — Чернышева Марина Данииловна (1945г.рожд.).
Родители работали в разных лесничествах Новгородчины и Псковщины. Отец был старше мамы на двадцать лет. У нее был хороший голос, все детство Даниила прошло под ее пение.
Были снежные зимы, стрельба, пожары, разливы рек — первые воспоминания мешаются со слышанными от матери рассказами о тех годах. В родных местах еще догорала Гражданская война, свирепствовали банды, вспыхивали мятежи. Детство раздвоилось: сначала оно было лесное, позже — городское. Обе эти струи, не смешиваясь, долго текли и так и остались в душе Д. Гранина раздельными. Детство лесное — это баня со снежным сугробом, куда прыгали распаренный отец с мужиками, зимние лесные дороги, широкие самодельные лыжи (а городские лыжи — узкие, на которых ходили по Неве до самого залива). Лучше всего помнятся горы пахучих желтых опилок вблизи пилорам, бревна, проходы лесобиржи, смолокурни, и сани, и волки, уют керосиновой лампы, вагонетки на лежневых дорогах.
Матери — горожанке, моднице, молодой, веселой — не сиделось в деревне. Поэтому она восприняла как благо переезд в Ленинград. Для мальчика потекло детство городское — учеба в школе, наезды отца с корзинами брусники, с лепешками, с деревенским топленым маслом. А все лето — у него в лесу, в леспромхозе. Как старшего ребенка, его, первенца, каждый тянул к себе. Это не была размолвка, а было разное понимание счастья. Потом все разрешилось драмой — отца сослали в Сибирь, куда-то под Бийск, семья осталась в Ленинграде. Мать работала портнихой. И дома прирабатывала тем же. Появлялись дамы — приходили выбирать фасон, примеривать. Мать любила и не любила эту работу — любила потому, что могла проявить свой вкус, свою художественную натуру, не любила оттого, что жили бедно, сама одеться она не могла, молодость ее уходила на чужие наряды.
Отец после ссылки стал «лишенцем», ему было запрещено жить в больших городах. Д. Гранина, как сына «лишенца», не принимали в комсомол. Учился он в школе на Моховой. Там оставалось еще несколько преподавателей находившегося здесь до революции Тенишевского училища — одной из лучших русских гимназий. В кабинете физики ученики пользовались приборами времен Сименса-Гальске на толстых эбонитовых панелях с массивными латунными контактами. Каждый урок был как представление. Преподавал профессор Знаменский, потом его ученица — Ксения Николаевна. Длинный преподавательский стол был как сцена, где разыгрывалась феерия с участием луча света, разложенного призмами, электростатических машин, разрядов, вакуумных насосов.
У учительницы литературы не было никаких аппаратов, ничего, кроме любви к литературе. Она организовала литературный кружок, и большая часть класса стала сочинять стихи. Один из лучших школьных поэтов стал известным геологом, другой — математиком, третий — специалистом по русскому языку. Поэтом никто не стал.
Несмотря на интерес Даниила к литературе и истории, на семейном совете было признано, что инженерная специальность более надежная. Гранин поступил на электротехнический факультет Политехнического института, который окончил в 1940 году. Энергетика, автоматика, строительство гидростанций были тогда профессиями, исполненными романтики, как позже атомная и ядерная физика. Многие преподаватели и профессора участвовали еще в создании плана ГОЭЛРО. О них ходили легенды. Они были зачинателями отечественной электротехники, были своенравны, чудаковаты, каждый позволял себе быть личностью, иметь свой язык, сообщать свои взгляды, они спорили друг с другом, спорили с принятыми теориями, с пятилетним планом.
Студенты ездили на практику на Кавказ, на Днепрогэс, работали на монтаже, ремонте, дежурили на пультах. На пятом курсе, в разгар дипломной работы, Гранин стал писать историческую повесть о Ярославе Домбровском. Писал не о том, что знал, чем занимался, а о том, чего не знал и не видел. Тут было и польское восстание 1863 года, и Парижская коммуна. Вместо технических книг он выписывал в Публичной библиотеке альбомы с видами Парижа. Об этом увлечении никто не знал. Писательства Гранин стыдился, а написанное казалось безобразным, жалким. Но остановиться он не мог.
После окончания учебы Даниила Гранина направили на Кировский завод, где он начал конструировать прибор для отыскания мест повреждения в кабелях.
С Кировского завода ушел в народное ополчение, на войну. Однако пустили не сразу. Пришлось добиваться, хлопотать, чтобы сняли бронь. Война прошла для Гранина, не отпуская ни на день. В 1942 году на фронте он вступил в партию. Воевал на Ленинградском фронте, потом на Прибалтийском, был пехотинцем, танкистом, а кончал войну командиром роты тяжелых танков в Восточной Пруссии. В дни войны Гранин встретил любовь. Как только успели зарегистрироваться, так объявили тревогу, и они просидели, уже мужем и женой, несколько часов в бомбоубежище. Так началась семейная жизнь. Этим и надолго прервалась, до конца войны.
Всю блокадную зиму просидел в окопах под Пушкино. Потом послали в танковое училище и оттуда уже офицером-танкистом на фронт. Была контузия, было окружение, танковая атака, было отступление — все печали войны, все ее радости и ее грязь, всего нахлебался.
Доставшуюся послевоенную жизнь Гранин считал подарком. Ему повезло: первыми его товарищами в Союзе писателей стали поэты-фронтовики Анатолий Чивилихин, Сергей Орлов, Михаил Дудин. Они приняли молодого писателя в свое громкое, веселое содружество. А кроме того, был Дмитрий Остров, интересный прозаик, с которым Гранин познакомился на фронте в августе 1941 года, когда по дороге из штаба полка они вместе ночевали на сеновале, а проснувшись, обнаружили, что кругом немцы…
Именно Дмитрию Острову Гранин и принес в 1948 году свою первую законченную повесть о Ярославе Домбровском. Остров, похоже, повесть так и не прочитал, но тем не менее убедительно доказал другу, что если уж хочется писать, то писать надо про инженерную свою работу, про то, что знаешь, чем живешь. Ныне Гранин советует это молодым, видимо, позабыв, какими унылыми ему самому тогда показались подобные нравоучения.
Первые послевоенные годы были прекрасными. Тогда Гранин еще не думал стать профессиональным писателем, литература была для него всего лишь удовольствием, отдыхом, радостью. Кроме нее была работа — в Ленэнерго, в кабельной сети, где надо было восстанавливать разрушенное в блокаду энергохозяйство города: ремонтировать кабели, прокладывать новые, приводить в порядок подстанции, трансформаторное хозяйство. То и дело происходили аварии, не хватало мощностей. Поднимали с постели ночью — авария! Надо было откуда-то перекидывать свет, добывать энергию погасшим больницам, водопроводу, школам. Переключать, ремонтировать… В те годы — 1945-1948 — кабельщики, энергетики, чувствовали себя самыми нужными и влиятельными людьми в городе. По мере того как энергохозяйство восстанавливалось, налаживалось, у Гранина таял интерес к эксплуатационной работе. Нормальный, безаварийный режим, которого добивались, вызывал удовлетворение и скуку. В это время в кабельной сети начались опыты по так называемым замкнутым сетям — проверялись расчеты новых типов электросетей. Даниил Гранин принял участие в эксперименте, и его давний интерес к электротехнике ожил.
В конце 1948 года Гранин вдруг написал рассказ про аспирантов. Назывался он «Вариант второй». Даниил Александрович принес его в журнал «Звезда», где его встретил Юрий Павлович Герман, который ведал в журнале прозой. Его приветливость, простота и пленительная легкость отношения к литературе чрезвычайно помогли молодому писателю. Легкость Ю. П. Германа была свойством особым, редким в отечественной литературной жизни. Заключалось оно в том, что литература понималась им как дело веселое, счастливое при самом чистом, даже святом отношении к нему. Гранину повезло. Потом уже ни у кого он не встречал такого празднично-озорного отношения, такого наслаждения, удовольствия от литературной работы. Рассказ был напечатан в 1949 году, почти без поправок. Был замечен критикой, расхвален, и автор решил, что отныне так и пойдет — что он будет писать, его сразу будут печатать, хвалить, славить и т.п.
К счастью, следующая повесть — «Спор через океан», напечатанная в той же «Звезде», была жестоко раскритикована. Не за художественное несовершенство, что было бы справедливо, а за «преклонение перед Западом», которого в ней как раз и не было. Несправедливость эта удивила, возмутила Гранина, но не обескуражила. Необходимо заметить, что инженерная работа создавала прекрасное чувство независимости. Кроме того, его поддерживала честная взыскательность старших писателей — Веры Казимировны Кетлинской, Михаила Леонидовича Слонимского, Леонида Николаевича Рахманова. В Ленинграде в те годы еще сохранилась замечательная литературная среда — были живы Евгений Львович Шварц, Борис Михайлович Эйхенбаум, Ольга Федоровна Берггольц, Анна Андреевна Ахматова, Вера Федоровна Панова, Сергей Львович Цимбал, Александр Ильич Гитович, — то разнообразие талантов и личностей, которое так необходимо в молодости. Но, может, более всего помогал Гранину участливый интерес ко всему, что он делал, Таи Григорьевны Лишиной, ее басовитая беспощадность и абсолютный вкус… Она работала в Бюро пропаганды Союза писателей. Многие писатели обязаны ей. У нее в комнатке постоянно читались новые стихи, обсуждались рассказы, книги, журналы…
Вскоре Даниил Гранин поступил в аспирантуру Политехнического института и одновременно приступил к роману «Искатели». К тому времени уже вышла многострадальная книга «Ярослав Домбровский». Параллельно Гранин занимался и электротехникой. Он напечатал несколько статей, перешел к проблемам электрической дуги. Однако эти таинственные, интересные занятия требовали времени и полной погруженности. По молодости, когда сил много, а времени еще больше, казалось, что можно совместить науку и литературу. И хотелось их совместить. Каждая из них тянула к себе все с большей силой и ревностью. Каждая была прекрасна. Пришел день, когда Гранин обнаружил в душе опасную трещину. Пришло время выбирать. Либо — либо. Вышел роман «Искатели», он имел успех. Появились деньги, можно было перестать держаться за свою аспирантскую стипендию. Но Гранин долго еще тянул, чего-то ждал, читал лекции, работая на полставки, никак не хотел отрываться от науки. Боялся, не верил в себя… В конце концов это произошло. Не уход в литературу, а уход из института. Впоследствии писатель иногда жалел, что сделал это слишком поздно, поздно стал писать всерьез, профессионально, но, бывало, жалел, что бросил науку. Лишь теперь Гранин начинает постигать смысл слов Александра Бенуа: «Величайшая роскошь, которую только может себе позволить человек, — всегда поступать так, как ему хочется».
Гранин писал об инженерах, научных работниках, ученых, о научном творчестве — все это было его темой, его окружением, его друзьями. Ему не надо было изучать материал, ездить в творческие командировки. Он любил этих людей — своих героев, хотя жизнь их была небогата событиями. Изобразить ее внутреннее напряжение было нелегко. Еще труднее было ввести читателя в курс их работы, чтобы он понял суть их страстей и чтобы не прикладывать к роману схемы и формулы.
Решающим рубежом был для Гранина ХХ съезд партии. Он заставил по-иному увидеть и войну, и себя, и прошлое. По-иному — это значило увидеть ошибки войны, оценить мужество народа, солдат, самого себя…
В 60-е годы Гранину казалось, что успехи науки, и прежде всего физики, преобразят мир, судьбы человечества. Ученые-физики казались ему главными героями того времени. К 70-м тот период кончился, и в знак прощания писатель создал повесть «Однофамилец», где как-то попробовал осмыслить свое новое отношение к прежним своим увлечениям. Это не разочарование. Это избавление от излишних надежд.
Пережил Гранин и другое увлечение — путешествиями. Вместе с К. Г. Паустовским, Л. Н. Рахмановым, Расулом Гамзатовым, Сергеем Орловым они поехали в 1956 году в круиз вокруг Европы на теплоходе «Россия». Для каждого из них это был первый выезд за границу. Да не в одну страну, а сразу в шесть — это было открытие Европы. С тех пор Гранин стал много ездить, ездил далеко, через океаны — в Австралию, Кубу, Японию, США. Для него это была жажда увидеть, понять, сравнить. Ему довелось спускался на барже по Миссисипи, бродить по австралийскому бушу, жить у сельского врача в Луизиане, сидеть в английских кабачках, жить на острове Кюрасао, посетить множество музеев, галерей, храмов, бывать в разных семьях — испанских, шведских, итальянских. Кое о чем писателю удалось написать в своих путевых записках.
Постепенно жизнь сосредоточивалась на литературной работе. Романы, повести, сценарии, рецензии, очерки. Писатель пытался освоить разные жанры вплоть до фантастики.
Говорят, что биография писателя — его книги. Среди написанных Д. А. Граниным — романы: «Блокадная книга» (в соавторстве с А. Адамовичем), «Зубр», «Эта странная жизнь». Писателю удалось сказать о ленинградской блокаде то, чего никто не говорил, рассказать о двух великих русских ученых, судьбу которых замалчивали. Среди других произведений — романы «Искатель», «Иду на грозу», «После свадьбы», «Картина», «Бегство в Россию», «Однофамилец», а также публицистические произведения, сценарии, путевые записки.
Д. А. Гранин — Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, орденов Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Он — лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, член Академии информатики, член Президентского Совета, президент Фонда Меншикова.
Д. Гранин создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого движения в стране. Его неоднократно избирали в правление Союза писателей Ленинграда, потом России, он был депутатом Ленсовета, членом обкома, во времена Горбачева — народным депутатом. Писатель воочию убедился, что политическая деятельность не для него. Осталось лишь разочарование.
Увлекается спортом и путешествиями.
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/56110/