Краткая биография гриммельсгаузен

История немецкой литературы. Ганс Гриммельсгаузен

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Ганс Гриммельсгаузен

(Hans Jacob Christoffel Grimmelshaiisen, ок. 1622—1676)

Крупнейшим немецким писателем XVII в. является Ганс Гриммельсгаузен. Его жизнь изучена недостаточно, и весьма существенные стороны его биографии до сих пор остаются неизвестными.

Гриммельсгаузен издавал свои книги иод различными псевдонимами, и долгое время их подлинный автор оставался неизвестным. Лишь в XIX в.

, после долгих поисков, удалось окончательно установить, кто был подлинный автор «Симплициссимуса».

Родители Гриммельсгаузена были бюргерами городка Гельнгаузена, в Шварцвальде, людьми с умеренным достатком. В начале Тридцатилетней войны мальчик осиротел. В 1634 г. родной город Гриммельсгаузена был взят и начисто разграблен имперскими войсками.

Обратите внимание

Мальчик, неизвестно при каких обстоятельствах, пристает к воинской части. Так он становится невольным очевидцем, а позже и участником Тридцатилетней войны, выступая попеременно в роли пажа, писаря, а возможно, и мушкетера. В 1648 г.

, в конце войны, он был полковым писарем.

Ему довелось быть участником или очевидцем многих сражений, и ни один писатель той поры не познал с такой полнотой все кошмары и ужасы этой войны.

После заключения мира Гриммельсгаузен выступает то стряпчим, то экономом, то сборщиком податей и налогов. Одно время он был даже владельцем трактира. Умер он старостой шварцвальдского местечка Ренхен.

Начало литературной деятельности Гриммельсгаузена относится к 50-м гг., более интенсивный характер она приобретает в 60-е гг.

Гриммельсгаузен — автор ряда произведений, выпускавшихся под различными псевдонимами. В лучших своих книгах он отразил чаяния широких демократических кругов, обездоленных войной.

Он осмеливался ставить острые социально-политические вопросы своего времени, проявляя выдающуюся прозорливость в их решении.

Вот почему Иоганнес Бехер характеризует Гриммельсгаузена как крупнейшего политического писателя Германии XVII в.

Наиболее известное его произведение — роман «Похождения немецкого Симплициссимуса» (Der abenteuerliche Simplicissimus Teutsch, ок. 1668), за которым последовали книги, примыкавшие к нему по своему содержанию,— «Кураж», «Шпрингинсфельд», «Продолжение затейливого Симплициссимуса» и другие. Однако в идейно-художественном отношении они слабее «Симплициссимуса».

Важно

На страницах этой книги ярко и сильно воскрешается мрачная эпоха Тридцатилетней войны, разоренная и поруганная Германия. На этом безрадостном фоне развертывается судьба главного героя Симплиция, прозванного так за свое простодушие и наивность. Жизнь его показана с детства, которое было отнюдь не идиллическим.

Из-за военных невзгод он ребенком лишился родителей и рос как приемыш в крестьянской семье. Автор при этом остроумно высмеивал прециозную литературу, дававшую приукрашенное изображение действительности, обстоятельств жизни и воспитания героя. Симплиций растет не в роскошных палатах, воспитывается не в галантных нравах. Его «батька» (нем. диалект.

Кпап) живет в курной избе. Ее стены и потолок покрыты копотью — самой прочной краской в мире, и украшены самыми тонкими в мире тканями — паутиной. В отличие от героев рыцарских романов его «батька» командует волами.

Волы в упряжке составляли его команду, над которой он был капитаном, вывозить навоз было его фортификацией, а «пахотьба» — его походом, рубка дров — каждодневным телесным упражнением, подобно тому как очистка хлева — благородной забавой и турниром.

В мирное селение ворвались ландскнехты, они разграбили крестьян, а дома их сожгли. Перед читателями встает яркая картина буйства солдат: «Некоторые из них принялись бить скотину, варить и жарить… Другие увязывали в большие узлы сукна, платья и всякую рухлядь.., а то, что они не пожелали взять с собой, то разламывали и разоряли до основания…

» Испуганный мальчик бежит в лес, где его приютил отшельник, в недавнем прошлом офицер, отрекшийся от мирской жизни. Он стал воспитателем Симплиция, обучил его грамоте. Война настигает мальчика и в этой глуши. Он странствует по разоренной стране, выступая в роли пажа губернатора, шута, слуги. От его наивности и детского простодушия не остается и следа.

Достаточно возмужав, он становится лихим мушкетером, ведет разгульную и беспутную жизнь, бродяжничает и даже мародерствует. Но зерно добра и справедливости, зароненное в его сердце еще в детстве, не пропало. Время от времени Симплиций приходит к мысли об ошибочности избранного им пути. Ему хочется разобраться во всем, посмотреть другую жизнь.

Он уезжает в Швейцарию, видит людей, занятых мирным трудом. В пятой книге судьба забрасывает героя в далекую Московию, о которой он отзывается с уважением. Здесь пригодились опыт и знания бывалого Симплиция: он строит завод по изготовлению пороха, участвует в отражении татарского войска.

В конце многочисленных злоключений он становится отшельником, покидает мир, полный жестокости и несправедливости.

Совет

Роман Гриммельсгаузена проникнут глубоким демократизмом. Основные социально-политические проблемы ставятся и решаются с демократических позиций, с этих же позиций дается характеристика немецкого общества, его классов и сословий.

О крестьянстве, простых тружениках автор говорит с глубоким уважением и сочувствием. Крестьянство — соль земли, оно кормит весь род людской и целую прорву бездельников, которые тем не менее взирают с презрением на своих кормильцев.

В уста Симплиция автор вкладывает замечательную песню, которая звучит апофеозом крестьянину:

Презрен от всех мужичий род, Однако ж кормит весь народ. Все, что земля приносит нам, Возделал ты, презренный хам! Тобою жатва создана, Которой кормится страна. И даже царь, что богом дан, Прожить не может без крестьян.

(Пер. А. Морозова)

Писатель защищает права и поруганное достоинство крестьянина. Простой человек изображается им не только жертвой социальной несправедливости, но порой и борцом против нее. одной из сцен романа показана картина расправы вооруженных крестьян с грабившими их солдатами. Автор с нескрываемым одобрением описывал суровую расправу с грабителями: они не заслужили к себе человеческого отношения.

В своих раздумьях о будущем социальном устройстве Гриммельегаузен исходил из мысли сделать жизнь справедливой для крестьян, для простых людей. Устами некоего Юпитера автор нарисовал утопическую картину счастливого будущего.

Для достижения его в качестве важнейшей предпосылки предусматривается упразднение «по всей германской земле крепостной неволи со всеми пошлинами, налогами, податями, оброками и питейными сборами. …

Чтобы никто не слышал никогда о барщине, караулах, контрибуциях, поборах, войнах и о каком-либо отягощении народа».

Обратите внимание

Освобождение крестьянина мыслится «сверху», но как это произойдет, остается не совсем ясно. Несомненно одно, что развиваемая Юпитером программа направлена против князей и господ. Утопия Юпитера предусматривает воссоединение Германии, установление вечного мира, искоренение религиозных распрей и тяжб. Но утопия не свободна и от элементов консервативности.

Будущая Германия мыслится в ней своеобразной всемирной империей, управляющей другими народами Европы, и прежде всего германскими. Но эта националистическая тенденция, так охотно подчеркиваемая буржуазно-шовинистическими исследователями, не играет в романе существенной роли. Сам по себе примечателен тот факт, что эта утопия развивается полусумасшедшим бродягой Юпитером.

Ироническое отношение к нему со стороны автора не подлежит сомнению. Как отмечает Б. И. Пуришев, «трезвый Гриммельсгаузен понимал, как далека до воплощения этих мечтаний, как в тогдашней действительности мало было предпосылок для их осуществления»1.

Но при всей утопичности взглядов Юпитера, они поражают своей глубиной и смелостью, совершенно необычайной для отсталой Германии XVII в.

Для творческого метода создателя «Симплициссимуса» характерно преобладание реалистических тенденций. Они проявляются в правдивом отражении окружающего мира, национальной трагедии немецкого народа.

Обнаруживают они себя и в попытке изобразить характер главного героя в развитии, начиная с детства и кончая зрелым возрастом. Впрочем, проблема показа характера в развитии в романе лишь намечена, но не доведена до конца. Образ Симплициссимуса не свободен от условности и абстрактности.

Решение этой задачи будет достигнуто позднее, в XIX в., писателями критического реализма.

Своеобразной чертой творческого метода Гриммельсгаузепа является широкое использование сатиры и юмора. Автор прибегает то к бичующей сатире, когда он показывает деградацию правящих кругов, военщины, то к мягкому юмору, когда речь идет о близких ему людях из народа. Яркий пример такого юмора — описание «дворца», в котором рос Симплиций.

Важно

Демократизм Гриммельсгаузена проявляется не только в содержании, но и в форме его произведений. Ему глубоко антипатична придворная, прециозная литература с ее аристократическим духом, галантностью и вычурностью, и он неоднократно пародирует ее на страницах романа.

Писательская манера автора «Симплициссимуса» формировалась на демократических традициях немецкой литературы, на глубокой и органической связи с народным творчеством. В его книге много пословиц, поговорок и грубоватых прибауток в духе немецких шванков. Многим он обязан народным книгам о Фаусте, о шильдбюргерах, а также сказкам.

Гриммельсгаузен многое взял также у сатириков эпохи Реформации (Гуттена, Мурнера), у Мошероша, явившегося зачинателем социально-обличительного романа XVII в. Ему близки и народное творчество Ганса Сакса, и гневная сатира Логау. «Симплициссимус» связан и с традициями мировой литературы — и прежде всего с жанром плутовского романа.

Среди буржуазных литературоведов, склонных к недооценке новаторского, прогрессивного значения романа, существует мнение о том, что книга Гриммельсгаузена является лишь немецким вариантом плутовского романа. На самом деле «Симплициссимус» — качественно новое явление не только в немецкой, но и в мировой литературе.

Он превосходит плутовские романы глубиной и значительностью в постановке важнейших социальных проблем, ярко выраженным демократизмом и художественным мастерством.

Произведения Гриммельсгаузена подготовили просветительский роман XVIII в., разрабатывавший с демократических позиций наиболее острую общественную проблематику.

Отмечая высокое повествовательное искусство Гриммельсгаузена, нельзя пройти мимо эпизодов, где строгая эстетическая требовательность изменяет автору. Он нередко растягивает повествование, вводит ненужные сцены, без надобности усложняет интригу. Некоторые эпизоды романа написаны, к сожалению, во вкусе чрезмерно огрубевших нравов той поры.

«Симплициссимус» был лучшим, наиболее популярным произведением Гриммельсгаузена. Из других книг, примыкающих по своему содержанию к «Симплициссимусу», следует назвать «Шпрингинсфельд» (Springinsfeld, 1670), в котором рассказана история старого друга Симплиция, бывалого солдата Шпрингинсфельд а, искалеченного жизнью.

Эта книга кое в чем дополняет лучший роман Гриммельсгаузена, не достигая, однако, его идейно-художественного уровня.

Совет

То же самое можно сказать и о книге, посвященной маркитантке Кураж — «Симплицию наперекор, или Обстоятельное и диковинное жизнеописание великой обманщицы и бродяги Кураж» (Trutz-Simplex oder die ausführliche und wunderseltsame Leberisbeschreibung der Ertzbetrügerin und Landstörtzerin Courasche, 1670).

Героиня этого романа—маркитантка и авантюристка времен Тридцатилетней войны Кураж — одно время была любовницей Симплиция. Обиженная его непочтительным отношением к ней, Кураж решила назло Симплицию рассказать всю правду о себе, а также о том, как она отомстила своему любовнику.

Примечания.

1 Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы, с. 359.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/gans-grimmelsgauzen.htm

Ганс Гриммельсгаузен(Hans Jacob Christoffel Grimmelshaiisen, ок. 1622—1676)

Крупнейшим
немецким писателем XVII в. является Ганс
Гриммельсгаузен. Его жизнь изучена
недостаточно, и весьма существенные
стороны его биографии до сих пор остаются
неизвестными.

Гриммельсгаузен издавал
свои книги иод различными псевдонимами,
и долгое время их подлинный автор
оставался неизвестным. Лишь в XIX в.

, после
долгих поисков, удалось окончательно
установить, кто был подлинный автор
«Симплициссимуса».

Родители
Гриммельсгаузена были бюргерами городка
Гельнгаузена, в Шварцвальде, людьми с
умеренным достатком. В начале Тридцатилетней
войны мальчик осиротел. В 1634 г. родной
город Гриммельсгаузена был взят и
начисто разграблен имперскими войсками.

Мальчик, неизвестно при каких
обстоятельствах, пристает к воинской
части. Так он становится невольным
очевидцем, а позже и участником
Тридцатилетней войны, выступая попеременно
в роли пажа, писаря, а возможно, и
мушкетера. В 1648 г.

, в конце войны, он был
полковым писарем.

Ему
довелось быть участником или очевидцем
многих сражений, и ни один писатель той
поры не познал с такой полнотой все
кошмары и ужасы этой войны.

После
заключения мира Гриммельсгаузен
выступает то стряпчим, то экономом, то
сборщиком податей и налогов. Одно время
он был даже владельцем трактира. Умер
он старостой шварцвальдского местечка
Ренхен.

Начало
литературной деятельности Гриммельсгаузена
относится к 50-м гг., более интенсивный
характер она приобретает в 60-е гг.

Обратите внимание

Гриммельсгаузен
— автор ряда произведений, выпускавшихся
под различными псевдонимами. В лучших
своих книгах он отразил чаяния широких
демократических кругов, обездоленных
войной.

Он осмеливался ставить острые
социально-политические вопросы своего
времени, проявляя выдающуюся прозорливость
в их решении.

Вот почему Иоганнес Бехер
характеризует Гриммельсгаузена как
крупнейшего политического писателя
Германии XVII в.

Наиболее
известное его произведение — роман
«Похождения немецкого Симплициссимуса»
(Der abenteuerliche Simplicissimus Teutsch, ок. 1668), за которым
последовали книги, примыкавшие к нему
по своему содержанию,— «Кураж»,
«Шпрингинсфельд», «Продолжение
затейливого Симплициссимуса» и другие.
Однако в идейно-художественном отношении
они слабее «Симплициссимуса».

На
страницах этой книги ярко и сильно
воскрешается мрачная эпоха Тридцатилетней
войны, разоренная и поруганная Германия.
На этом безрадостном фоне развертывается
судьба главного героя Симплиция,
прозванного так за свое простодушие и
наивность. Жизнь его показана с детства,
которое было отнюдь не идиллическим.

Из-за военных невзгод он ребенком лишился
родителей и рос как приемыш в крестьянской
семье. Автор при этом остроумно высмеивал
прециозную литературу, дававшую
приукрашенное изображение действительности,
обстоятельств жизни и воспитания героя.
Симплиций растет не в роскошных палатах,
воспитывается не в галантных нравах.
Его «батька» (нем. диалект.

Читайте также:  Сочинения об авторе сервантес

Кпап) живет
в курной избе. Ее стены и потолок покрыты
копотью — самой прочной краской в мире,
и украшены самыми тонкими в мире тканями
— паутиной. В отличие от героев рыцарских
романов его «батька» командует волами.

Волы в упряжке составляли его команду,
над которой он был капитаном, вывозить
навоз было его фортификацией, а «пахотьба»
— его походом, рубка дров — каждодневным
телесным упражнением, подобно тому как
очистка хлева — благородной забавой и
турниром.

Важно

В
мирное селение ворвались ландскнехты,
они разграбили крестьян, а дома их
сожгли. Перед читателями встает яркая
картина буйства солдат: «Некоторые из
них принялись бить скотину, варить и
жарить… Другие увязывали в большие
узлы сукна, платья и всякую рухлядь.., а
то, что они не пожелали взять с собой,
то разламывали и разоряли до основания…

»
Испуганный мальчик бежит в лес, где его
приютил отшельник, в недавнем прошлом
офицер, отрекшийся от мирской жизни. Он
стал воспитателем Симплиция, обучил
его грамоте. Война настигает мальчика
и в этой глуши. Он странствует по
разоренной стране, выступая в роли пажа
губернатора, шута, слуги. От его наивности
и детского простодушия не остается и
следа.

Достаточно возмужав, он становится
лихим мушкетером, ведет разгульную и
беспутную жизнь, бродяжничает и даже
мародерствует. Но зерно добра и
справедливости, зароненное в его сердце
еще в детстве, не пропало. Время от
времени Симплиций приходит к мысли об
ошибочности избранного им пути. Ему
хочется разобраться во всем, посмотреть
другую жизнь.

Он уезжает в Швейцарию,
видит людей, занятых мирным трудом. В
пятой книге судьба забрасывает героя
в далекую Московию, о которой он отзывается
с уважением. Здесь пригодились опыт и
знания бывалого Симплиция: он строит
завод по изготовлению пороха, участвует
в отражении татарского войска.

В конце
многочисленных злоключений он становится
отшельником, покидает мир, полный
жестокости и несправедливости.

Роман
Гриммельсгаузена проникнут глубоким
демократизмом. Основные социально-политические
проблемы ставятся и решаются с
демократических позиций, с этих же
позиций дается характеристика немецкого
общества, его классов и сословий.

О
крестьянстве, простых тружениках автор
говорит с глубоким уважением и сочувствием.
Крестьянство — соль земли, оно кормит
весь род людской и целую прорву
бездельников, которые тем не менее
взирают с презрением на своих кормильцев.

В
уста Симплиция автор вкладывает
замечательную песню, которая звучит
апофеозом крестьянину:

Презрен
от всех мужичий род,

Однако
ж кормит весь народ.

Все,
что земля приносит нам,

Возделал
ты, презренный хам!

Тобою
жатва создана,

Которой
кормится страна.

И
даже царь, что богом дан,

Прожить
не может без крестьян.

(Пер.
А. Морозова)

Писатель
защищает права и поруганное достоинство
крестьянина. Простой человек изображается
им не только жертвой социальной
несправедливости, но порой и борцом
против нее. одной из сцен романа показана
картина расправы вооруженных крестьян
с грабившими их солдатами. Автор с
нескрываемым одобрением описывал
суровую расправу с грабителями: они не
заслужили к себе человеческого отношения.

Совет

В
своих раздумьях о будущем социальном
устройстве Гриммельегаузен исходил из
мысли сделать жизнь справедливой для
крестьян, для простых людей. Устами
некоего Юпитера автор нарисовал
утопическую картину счастливого
будущего.

Для достижения его в качестве
важнейшей предпосылки предусматривается
упразднение «по всей германской земле
крепостной неволи со всеми пошлинами,
налогами, податями, оброками и питейными
сборами. …

Чтобы никто не слышал никогда
о барщине, караулах, контрибуциях,
поборах, войнах и о каком-либо отягощении
народа».

Освобождение
крестьянина мыслится «сверху», но как
это произойдет, остается не совсем ясно.
Несомненно одно, что развиваемая Юпитером
программа направлена против князей и
господ. Утопия Юпитера предусматривает
воссоединение Германии, установление
вечного мира, искоренение религиозных
распрей и тяжб. Но утопия не свободна и
от элементов консервативности.

Будущая
Германия мыслится в ней своеобразной
всемирной империей, управляющей другими
народами Европы, и прежде всего
германскими. Но эта националистическая
тенденция, так охотно подчеркиваемая
буржуазно-шовинистическими исследователями,
не играет в романе существенной роли.
Сам по себе примечателен тот факт, что
эта утопия развивается полусумасшедшим
бродягой Юпитером.

Ироническое отношение
к нему со стороны автора не подлежит
сомнению. Как отмечает Б. И. Пуришев,
«трезвый Гриммельсгаузен понимал, как
далека до воплощения этих мечтаний, как
в тогдашней действительности мало было
предпосылок для их осуществления»1.

Но
при всей утопичности взглядов Юпитера,
они поражают своей глубиной и смелостью,
совершенно необычайной для отсталой
Германии XVII в.

Для
творческого метода создателя
«Симплициссимуса» характерно преобладание
реалистических тенденций. Они проявляются
в правдивом отражении окружающего мира,
национальной трагедии немецкого народа.

Обратите внимание

Обнаруживают они себя и в попытке
изобразить характер главного героя в
развитии, начиная с детства и кончая
зрелым возрастом. Впрочем, проблема
показа характера в развитии в романе
лишь намечена, но не доведена до конца.
Образ Симплициссимуса не свободен от
условности и абстрактности.

Решение
этой задачи будет достигнуто позднее,
в XIX в., писателями критического реализма.

Своеобразной
чертой творческого метода Гриммельсгаузепа
является широкое использование сатиры
и юмора. Автор прибегает то к бичующей
сатире, когда он показывает деградацию
правящих кругов, военщины, то к мягкому
юмору, когда речь идет о близких ему
людях из народа. Яркий пример такого
юмора — описание «дворца», в котором
рос Симплиций.

Демократизм
Гриммельсгаузена проявляется не только
в содержании, но и в форме его произведений.
Ему глубоко антипатична придворная,
прециозная литература с ее аристократическим
духом, галантностью и вычурностью, и он
неоднократно пародирует ее на страницах
романа.

Писательская
манера автора «Симплициссимуса»
формировалась на демократических
традициях немецкой литературы, на
глубокой и органической связи с народным
творчеством. В его книге много пословиц,
поговорок и грубоватых прибауток в духе
немецких шванков. Многим он обязан
народным книгам о Фаусте, о шильдбюргерах,
а также сказкам.

Гриммельсгаузен многое
взял также у сатириков эпохи Реформации
(Гуттена, Мурнера), у Мошероша, явившегося
зачинателем социально-обличительного
романа XVII в. Ему близки и народное
творчество Ганса Сакса, и гневная сатира
Логау. «Симплициссимус» связан и с
традициями мировой литературы — и
прежде всего с жанром плутовского
романа.

Среди буржуазных литературоведов,
склонных к недооценке новаторского,
прогрессивного значения романа,
существует мнение о том, что книга
Гриммельсгаузена является лишь немецким
вариантом плутовского романа. На самом
деле «Симплициссимус» — качественно
новое явление не только в немецкой, но
и в мировой литературе.

Он превосходит
плутовские романы глубиной и значительностью
в постановке важнейших социальных
проблем, ярко выраженным демократизмом
и художественным мастерством.

Важно

Произведения
Гриммельсгаузена подготовили
просветительский роман XVIII в.,
разрабатывавший с демократических
позиций наиболее острую общественную
проблематику.

Отмечая
высокое повествовательное искусство
Гриммельсгаузена, нельзя пройти мимо
эпизодов, где строгая эстетическая
требовательность изменяет автору. Он
нередко растягивает повествование,
вводит ненужные сцены, без надобности
усложняет интригу. Некоторые эпизоды
романа написаны, к сожалению, во вкусе
чрезмерно огрубевших нравов той поры.

«Симплициссимус»
был лучшим, наиболее популярным
произведением Гриммельсгаузена. Из
других книг, примыкающих по своему
содержанию к «Симплициссимусу», следует
назвать «Шпрингинсфельд» (Springinsfeld,
1670), в котором рассказана история старого
друга Симплиция, бывалого солдата
Шпрингинсфельд а, искалеченного жизнью.

Эта книга кое в чем дополняет лучший
роман Гриммельсгаузена, не достигая,
однако, его идейно-художественного
уровня.

То же самое можно сказать и о
книге, посвященной маркитантке Кураж
— «Симплицию наперекор, или Обстоятельное
и диковинное жизнеописание великой
обманщицы и бродяги Кураж» (Trutz-Simplex oder
die ausführliche und wunderseltsame Leberisbeschreibung der
Ertzbetrügerin und Landstörtzerin Courasche, 1670).

Героиня
этого романа—маркитантка и авантюристка
времен Тридцатилетней войны Кураж —
одно время была любовницей Симплиция.
Обиженная его непочтительным отношением
к ней, Кураж решила назло Симплицию
рассказать всю правду о себе, а также о
том, как она отомстила своему любовнику.

Примечания.

1
Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы,
с. 359.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4535223/page:13/

Ганс Якоб Гриммельсгаузен – Симплициссимус

Здесь можно скачать бесплатно “Ганс Якоб Гриммельсгаузен – Симплициссимус” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Европейская старинная литература, издательство Ленинград, год 1967.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Симплициссимус” читать бесплатно онлайн.

Традиции плутовского и героико-галантного романа, волшебно-сказочные мотивы и анекдотические ситуации, театральность барокко и колорит ярмарочного зрелища, сочетание аллегории с утопией и сатирой – из такой причудливой мозаики гениальный немецкий писатель Г.Я.К.

Гриммельсгаузен (1621 – 1676) создал удивительное художественное произведение принципиально нового типа, во многом созвучное нашему времени. “Симплициссимус” был вершиной творчества Гриммельсгаузена.

Совет

Это своеобразное и неповторимое полотно, отразившее бедствия и ужасы Тридцатилетней войны (1618 – 1648), опустошившей среднюю Европу и прежде всего Германию.

Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен

Симплициссимус

Вновь наилучшим образом упорядоченный и повсюду многажды исправленныйЗАТЕЙЛИВЫЙ СИМПЛИЦИУС СИМПЛИЦИССИМУСТо есть:Пространное, невымышленное и весьма приснопамятноеЖИЗНЕОПИСАНИЕнекоего простосовестного, диковинного и редкостного бродяги, или ваганта, по имениМельхиор Штернфельс фон Фуксхейм,как, где, когда и коим именно образом явился он в мир, как он в нем поступал, что видел примечания достойного, чему научился и чем занимался, какие и где испытал опасности для жизни и телесного здравия, а также чего ради, по доброй своей воле и никем к тому не понуждаем, презрел сей мир. Особливо приятное и отдохновительное, а также весьма полезное и глубокомысленное чтение с предисловием, 20 изрядными гравюрами на меди и тремя continuationesИздал: Герман Шлейфхейм Фон ЗульсфортМне по душе добро творить,Со смехом правду говорить,МОМПЕЛЬГАРТНапечатано типографским тиснением у Иоганна Филлиона в Нюрнберге, а в продаже находится у В.-Э.Фельсекера1671

Как Феникс, рожден я из пламени был.
Я ввысь воспарял, но себя не сгубил,
Бродил я по странам, в морях я бывал,
Отрады в скитаниях мало знавал,
О том же, что делалось в жизни моей,
Поведал читателю в книжице сей.
Пусть в жизни он следует ныне за мной:
Бежит неразумья, вкушает покой.

Благорасположенное напоминовение [1] доброхотным читателям

Высокочтимые, благосклонные, предорогие и любезные соотечественники!

Сим издается в свет совершенно новым набором и тиснением мое утешно-занимательное и весьма глубокомысленное Жизнеописание, украшенное изрядными гравюрами на меди, изготовленными по моей инвенции [2], а также моего батьки, матки [3], Урселе и сына Симплиция, к чему понуждает меня дерзкий и поистине наглый перепечатник, который, уж не ведаю, по зависти ли себялюбивого сердца или, как мне скорее думается, по бесстыдному подстрекательству неких недоброхотов, вознамерился пренаглым образом вырвать из рук и совершенно незаконно присвоить себе высокопохвальные труды, издержки, прилежание и усердие моего господина издателя, употребленные на добропорядочное и благопристойное издание сего моего сочиненьица, ему одному только препорученного и переданного со всею проистекающею из сего прибылью. Такое бесчинное предприятие, когда я о нем уведомился, повергло меня в прежестокую опасную болезнь, от коей я и по сей день не оправился. Однако ж велел я возлюбленному моему сыну Симплицию составить вместо меня и разослать любезным моим соотечественникам, а также довести до слуха Юстиции трактатец, на титуле коего обозначено:

ЗАПУСКАЮЩЕМУ ЛАПЫ В ЧУЖОЕ ДОБРО БЕЗЗАКОННИКУ ПО ПРАВУ ОБРЕЗАННЫЕ КОГТИ [4]

Надеюсь, что сие сочиненьице будет вам не докучливо, ибо в нем содержатся такие arcana [5], которые дают в руки превосходное средство сохранить свое добро в надежном покое и приятной безопасности.

Меж тем пусть сие издание моей книги, на коем обозначено имя моего издателя, будет предпочтено всем прочим; ибо другие экземпляры, кои выпущены противною стороною, я, не будь я Симплициссимусом, не только не признаю своими произведениями, но и стану их всячески преследовать до последнего дыхания, и, где только ни увижу, велю пустить на обертку, и не премину послать образчик господину Перетырщику. Впрочем же, не могу также не уведомить, что мой издатель с великим прилежанием и издержками намедни выпустил в свет мой «Вечный неизменный Календарь», также многие другие презанимательные сочинения, как-то: «Черное и Белое, или Сатирический Пильграм», «Побродяжка Кураже», «Затейливый Шпрингинсфельд», «Целомудренный Иосиф и его верный слуга Музаи», приятная для чтения «Любовная гистория и жизнеописание Дитвальда и Амелинды» и еще «Двуглавый Ratio status» [6], за коими в будущем должна последовать, ежели я и сын мой Симплиций будем живы, небольшая ежегодная настольная книга или календарь в кварту, содержащий Continuatio, сиречь продолжение моих диковинных приключений, дабы оказать вам, любезные соотечественники, некоторое удовольствие. А буде объявится наглый и охочий до чужого добра мошенник, который вознамерится и сие перепечатывать и присваивать, то я учиню ему такую баню или отместку, что он до конца дней своих не забудет Симплициссимуса. И сие, прошу вас, господа соотечественники, где бы вы ни пребывали, не оставлять без внимания. Я же, напротив, служу вам, чем только могу и умею, и остаюсь

Вашим покорным слугою

Читайте также:  Краткая биография элиот дж.

Симплициус Симплициссимус.

ЗАТЕЙЛИВЫЙ СИМПЛИЦИУС СИМПЛИЦИССИМУС

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ГЛАВЫ СЕЙ ПЕРВОЙ КНИГИ

1-я гл.

Симплиций толкует о знатном роде,

Понеже давно он славен в народе.

2-я гл.

Симплиций пастушеский сан приемлет,

Сей же никто у него не отъемлет.

3-я гл.

Симплиций дудит на волынке пузатой,

Покуда его не схватили солдаты.

4-я гл.

Симплициев дом – солдатам награда,

Нигде их разбою не видно преграды.

5-я гл.

Симплиций в лесу, что малая птаха,

Колотится сердце его от страха.

6-я гл.

Симплиций в лесу отшельника слышит,

Повергся в ужас, сам еле дышит.

7-я гл.

Симплиций находит себе кров и пищу,

С отшельником вместе живет, словно нищий.

8-я гл.

Симплиций в беседе с отшельником сразу

Выводит наружу дурацкий свой разум.

9-я гл.

Симплиций становится христианином,

А жил он доселе скотина скотиной.

10-я гл.

Симплиций писать и читать обучен,

В мыслях с пустыней вовек неразлучен.

11-я гл.

Симплиция повесть о жизни в пустыне,

Что им служило столом и периной.

12-я гл.

Симплиций смерть зрит, какою бывает,

Отшельника тело в земле погребает.

13-я гл.

Симплициус хочет пустыню покинуть,

Где ему привелось едва не погинуть.

14-я гл.

Симплиций видит, как солдаты-черти

Пятерых мужиков запытали до смерти.

15-я гл.

Симплиций уснул, не насытивши чрева,

Зрит в сонном виденье пречудное древо.

16-я гл.

Симплициус грезит о солдатской доле,

Где младший у старших всегда под неволей.

17-я гл.

Симплиций не может взять себе в толк,

Чего ради охотно дворян берут в полк.

18-я гл.

Симплиций в лесу письмецо обретает,

Пустыню затем не к добру покидает.

19-я гл.

Симплициус ищет лучшую долю,

А сам попадает в злую неволю.

20-я гл.

Симплиций понуро шагает в тюрьму,

По счастью, священник попался ему.

21-я гл.

Симплициус после тяжких невзгод

Нечаянно зажил средь важных господ.

22-я гл.

Симплициус слышит, как после сраженья

Отшельник в пустыне обрел утешенье.

23-я гл.

Симплициус жизнь начинает наново,

Становится пажем у коменданта в Ганау.

24-я гл.

Симплиций казнит беззаконие мира,

Где каждый избрал себе злого кумира.

25-я гл.

Симплиций не может в злом мире ужиться,

А мир сердито на него косится.

26-я гл.

Симплиций взирает ребяческим оком,

Каким солдаты подпали порокам.

27-я гл.

Симплиций зрит, как крапивное семя

Добро наживает в недоброе время.

28-я гл.

Симплиций в гаданье теряет кураж,

Его надувает проказливый паж.

29-я гл.

Симплиций, соблазном смущен, ненароком

Проворно съедает телячье око.

30-я гл.

Симплиций впервой зрит пьяных солдат,

Вздурились за чаркой, сам черт им не брат.

31-я гл.

Симплициус ставит на пробу кунштюк,

Едва тут ему не случился каюк.

32-я гл.

Симплициус зрит: на пиру кавалеры

Священника потчуют сверх всякой меры.

33-я гл.

Симплиций относит на кухню лисицу

С приказом сготовить на ужин с корицей.

34-я гл.

Симплиций на странных танцоров дивится,

От страху в глазах у него все двоится.

Симплиций толкует о знатном роде,
Понеже давно он славен в народе. [7]

В наше время (когда толкуют, что близится конец света) нашло на людей подлого звания поветрие, при коем страждущие от него, коль скоро им удастся награбастать и набарышничать толико, что они, помимо немногих геллеров в мошне, обзаведутся еще шутовским платьем по новой моде с шелковыми лентами на тысячу ладов или же иным каким случаем прославятся и войдут в честь, тотчас же восхотят они объявить себя господами рыцарского сословия и людьми благородного состояния предревнего роду; а как частенько оказывается и прилежными поисками подтверждение находит, деды-то их были трубочисты, поденщики, ломовики и носильщики, двоюродные их братья погонщики ослов, фокусники, фигляры и канатные плясуны, братья – палачи и сыщики, сестры – швеи, прачки, метельщицы, а то и потаскушки, матери – сводницы или даже ведьмы и, одним словом, весь совокупный род их в тридцать два предка столь загажен и обесчещен, сколь это повсегда лишь цеху сахароваров [8] в Праге быть возможно; да и сами они, новоиспеченные эти дворяне, нередко столь черны, как если бы они родились в Гвинее и воспитаны там были.

Источник: https://www.libfox.ru/116045-gans-yakob-grimmelsgauzen-simplitsissimus.html

Основное произведение Гриммельсгаузена

Гриммельсгаузен вырос в небольшом городке Гельнгаузен, что в Гессене, где, наверное, и родился, вероятнее всего, в марте 1621 года. Его предки, выходцы из Тюрингии. Дед писателя Мельхиор, пекарь и винодел. Гриммельсгаузен рано потерял отца, а мать в 1627 году снова вышла замуж и перебралась во Франкфурт. Мальчик остался под опекой деда и посещал латинскую лютеранскую школу.

Но учиться ему долго не пришлось. В сентябре 1634 г. Гельнгаузен захватило имперское войско и полностью разорило. Вероятно, вместе с другими беженцами он спрятался в занятой шведским гарнизоном крепости Ганау, где комендантом был Якоб Рамзай, выходец из Шотландии, — один из немногих исторических деятелей, со временем выведенных в романе « Симплицис-Симус». Достоверно, в начале 1635 г.

Гриммельсгаузен захватил отряд «кроатов», которые рыскали в окраинах Ганау, а со временем он попал к гессенцам. С осени 1637 г. Гриммельсгаузен находится в Вестфалии, пристав к имперскому войску под командованием графа Гйоца.

Обратите внимание

Документов об этом периоде не найдено, но мелкие детали рассказа Гриммельсгаузена, которые подвергаются исторической проверке, все же разрешают наметить достоверную канву его биографии.

Первые документы о Гриммельсгаузене датируются концом 1639 года, когда он устроился писарем у коменданта города и крепости Оффенбург (в Бадене) барона Г. Р. фон Шауенбурга и пробыл на этой должности до мая 1647 г. В конце Тридцатилетней войны он оказывается полковым писарем в Васербурге на Инне.

После Вестфальского примирения (24 октября 1648 г.) Гриммельсгаузен возвратился в Оффенбург, где 30 августа 1649 г. вступил в брак (по католическим обрядам) с Екатериной Хенингер, дочерью вахмистрлейтенанта. Когда он изменил вероисповедание — неизвестно.

Перед бракосочетанием Гриммельсгаузен восстановил свое дворянское происхождение и с того времени носил название «фон Гриммельсгаузен».

Получив место управляющего семейного имения баронов Шауенбургов в Гайсбахе, что возле подножия Шварцвальдских гор в Ренхтале, Гриммельсгаузен присматривал за имением, собирал налоги с крестьян-крепостных и завел себе хозяйство. В 1653 г.

он перекупил пустошь Шпитальбюне у арендаторов Шауенбурга, выстроил два дома, причем один из них обменял на предоставленный ему ранее дом управляющего, сделав его, таким образом, своей собственностью, и открыл там трактир «Возле серебряной звезды», который сохранился и действует и сегодня. В Гейсбахе Гриммельсгаузен начал заниматься литературной работой.

Хозяйственные операции втянули его в долги, и, недовольный своим положением, он в 1661 г. нанялся к страсбургскому врачу Й. Куферу в Уленбурге. Здесь он исполнял обязанности эконома.

Вероятно, что эта работа принесла ему много горечи, поскольку позднее в сатирическом образе ловкого парижского медика Канариса он вывел своего страсбургского хозяина.

Важно

Но в Уленбурге была богатая библиотека, и любознательный эконом, вероятно, получил к ней доступ.

В 1665 г. Гриммельсгаузен возвратился в Гайсбах, а в 1667 г. перебрался в город Ренхен, который принадлежал страсбургскому епископству. Он исполнял обязанности претора, т.е. рассматривал мелкие судебные дела, составлял имущественные акты и собирал налоги.

В Ренхене, вопреки значительному количеству обязанностей и докучливых дел, Гриммельсгаузен написал основные произведения. Последние годы жизни писателя были омрачены новой французско-немецко-нидерландской войной, в зону которой попал и Ренхен. Литературная работа прекратилась. Гриммельсгаузен заболел.

17 августа 1676 года он умер и похоронен в Ренхене, где в 1879 г. ему открыли памятник.

Основное произведение Гриммельсгаузена — «Причудливый Симплициссимус…» («Der Abenteuerliche Simplicissimus…») вышел из печати в 1668 г.

На титульном листе, где стояла дата — 1669 год (чтобы книга не сразу устарела), было указано, что это «Жизнеописание какого-то удивительного ваганта по имени Мельхиор Штерн-Фельс фон Фуксхейм». Поскольку книга шла нарасхват, на книжном рынке появились новые издания и пиратские перепечатывания.

Гриммельсгаузен напрасно грозился «пообрезать когти» бесстыдным издателям, которые «запускают свои лапы в чужое добро». Уже в 1669 г. появилось «Continuatio, или Продолжение «Симплициссимуса». В особом сообщении, подписанном таинственными инициалами «Н. J. С V. G. P.

zu Cernheim», отмечалось, что это произведение Самуеля Грейфензона фон Хирш-Фельда и что работа издается посмертно. В скором времени это «Продолжение» вышло из печати вместе со всем романом как его шестая книга. А в 1671 г.

Совет

появилось самое полное издание «Симплициссимуса», с тремя новыми Дополнениями, заимствованными из составленных им самим народных календарей, двадцатью гравюрами и лубковым листком.

Позднее Гриммельсгаузен опубликовал еще четыре романа, связанные между собой общими мотивами и прикрепленными тончайшей цепочкой к имени главного героя: «Простачку поперек, то есть предлинное и удивительное жизнеописание несусветной обманщицы и побродяжки Кураж» («Trutz Simplex, oder wunderseltsame Lebensbeschreibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courasche», 1670); в 1670г., вероятно, вместе с «Кураж», — роман «Удивительный Шпрингинсфельд»; в 1672 — два романа под общим названием «Удивительное птичье гнездо» («Das wunderbarliche Vogelnest»).

Источник: http://www.rlspace.com/osnovnoe-proizvedenie-grimmelsgauzena/

Краткое содержание Симплициссимус Гриммельсгаузена

Повествование относят к жанру плутовского романа, который был впервые написан на немецком языке и издан в Германии. Автор написал его от лица главного героя, который на склоне лет повествует о своих приключениях, которых у него было не мало. Сюжет сводится к следующему.

Жил-был на свете хороший мальчик безграмотный и очень наивный. Были у него мама и папа. Но тут пришли к ним злые солдаты и разгромили усадьбу, обидели отца с матерью, а сам мальчик убежал в лес, где его приютил отшельник, который обучил его грамоте и христианской морали.

После смерти отшельника мальчик попадает в дом к губернатору, но он по-прежнему наивен. Все его считают дурачком и одевают его в телячью шкуру, а на голове его колпак шута.

Но, как ни странно, его обучает играть на лютне и вот, когда наш наивный юноша играл на лютне перед дворцом, его похищают и, в конце концов, он оказывается в каком-то германском полку и становиться другом сына полковника.

Надо сказать, что лютня всю жизнь была его ангелом-хранителем, а сын полковника всё время попадался на его пути и они всегда помогали друг другу.

Но друга его обвиняют в краже, затем убивают полковника и у Симплициссимуса начинается сложная жизнь. Он утрачивает все добродетели, в которых его воспитал отшельник. Он занимается грабежами и убийствами, соблазняет женщин и судьба заставляет его посещать различные европейские страны. Правда, он умудрился жениться и найти клад. Но жизнь продолжает испытывать героя на прочность.

Кроме Европы он за свою жизнь побывал в России, где учил нас делать порох. Татары его взяли в плен и в конце концов он попал в Корею, а затем в Японию, откуда в рабство его увезли турецкие пираты. Но он вскоре вновь освободился, а через некоторое время вновь попал в плен.

Обратите внимание

И наконец, в конце своей жизни он в одиночестве оказался на необитаемом острове, написал своё жизнеописание голландским морякам, а сам остался доживать свой век на острове.

Чему же нас может научить этот рассказ? Ну, во-первых, тому что жизнь может быть очень богата на приключения и материальные блага можно добыть, познать любовь и ненависть, а кончить её придётся на острове одиночества. И ещё: прекрасный получился бы сериал.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Гранин Блокадная книга
    Блокадная книга состоит из высказываний жителей Ленинграда, которые оказались в блокаде. К примеру, описывается история о том, как девушка начала сходить с ума от голода и бормотать про то
  • Краткое содержание Астафьев Зорькина песня
    Жизнь – прекрасна, потому что природа делает ее именно таковой, интересной, красивой и просто настоящей.
  • Краткое содержание Полтава Пушкина
    Богат и известен генеральный судья Кочубей: его земли обширны, табуны огромны, меха, серебро и золото не считаны. Но главное его сокровище – дочь Мария, юная, красивая, скромная. Много женихов со всего края сватались к ней, но всем было отказано.
  • Краткое содержание Лессинг Натан Мудрый
    Рассказ начинается с крестовых битв в 12 столетий. Крестоносцы проиграли в битве и подписали мирный договор с султаном Саладином, который правил Иерусалимом. В Иерусалим прибыли военнопленные
  • Краткое содержание Бомарше Безумный день, или Женитьба Фигаро
    Все происходит в течение одного весьма насыщенного дня. Домочадцы, живущие в замке графа Альмавивы, разносят множество сплетен. Фигаро является домоуправителем. Он остроумен и мудр.
Читайте также:  Краткая биография гарсия

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/grimmelsgauzen-simplicissimus-pereskaz

ҐРІММЕЛЬСГАУЗЕН, Ганс Якоб Крістоффель фон

ҐРІММЕЛЬСГАУЗЕН, Ганс Якоб Крістоффель фон – творчість письменника

ҐРІММЕЛЬСГАУЗЕН, Ганс Якоб Крістоффель фон (Grimmelshausen, Hans Jacob Christoffel von — 1621, Ґельнґаузен – 17.08.1676, Ренхен) — німецький письменник.

Ґріммельсгаузен виріс у невеликому містечку Ґельнґаузен, що в Гессені, де, мабуть, і народився, найімовірніше, в березні 1621 року. Його предки, вихідці з Тюрингії, мали маленьке сільце поблизу Ґельнґаузена, куди вони переселилися, обюргерилися і втратили зв’язок зі своїм станом.

Дід письменника Мельхіор, пекар і винороб, навіть клопотав за найбідніших міщан у їхній тяжбі з ратушею. Ґріммельсгаузен рано втратив батька, а матір у 1627 році знову вийшла заміж і перебралась у Франкфурт. Хлопчик залишився під опікою діда і відвідував латинську лютеранську школу. Але навчатися йому довго не довелось. У вересні 1634 р.

Ґельнґаузен захопило імперське військо і цілковито розорило. Ймовірно, разом з іншими біженцями він сховався у зайнятій шведським гарнізоном фортеці Ганау, де комендантом був Якоб Рамзай, виходець із Шотландії, — один із небагатьох історичних діячів, згодом виведених у романі «Сімпліціс-сімус». Вірогідно, на початку 1635 р.

Ґріммельсгаузен захопив загін «кроатів», які нишпорили в околицях Ганау, а згодом він потрапив до гессенців. Із осені 1637 р. Ґріммельсгаузен перебуває у Вестфалії, приставши до імперського війська під командуванням графа Гйоца.

Документів про цей період не знайдено, але дрібні деталі оповіді Ґріммельсгаузена, які піддаються історичній перевірці, все ж дозволяють намітити достовірну канву його біографії.

Перші документи про Ґріммельсгаузена датуються кінцем 1639 року, коли він влаштувався писарем у коменданта міста та фортеці Оффенбург (у Бадені) барона Г. Р. фон Шауєнбурга і пробув на цій посаді до травня 1647 р. Наприкінці Тридцятилітньої війни він виявляється полковим писарем у Васербурзі на Інні.

Після Вестфальського замирення (24 жовтня 1648 р.) Ґріммельсгаузен повернувся в Оффенбург, де 30 серпня 1649 р. взяв шлюб (за католицьким обрядом) з Катериною Хенінґер, дочкою вахмістрлейтенанта. Коли він змінив віросповідання — невідомо.

Важно

Перед одруженням Ґріммельсгаузен відновив своє дворянське походження і відтоді звався «фон Ґріммельсгаузен».

Отримавши місце управителя родового маєтку баронів Шауєнбурґів у Гайсбаху, що біля підніжжя Шварцвальдських гір у Ренхталі, Ґріммельсгаузен наглядав за маєтком, збирав податки із селян-кріпаків і завів собі господарство. У 1653 р.

він перекупив пустище Шпітальбюне в орендаторів Шауєнбурга, збудував два будинки, причому один із них обміняв на наданий йому раніше дім управителя, зробивши його таким чином своєю власністю, і відкрив там трактир «Біля срібної зірки», який зберігся та діє і донині. У Гейсбаху Ґріммельсгаузен почав займатися літературною працею.

Господарські операції затягнули його в борги, і, незадоволений своїм становищем, він у 1661 р. найнявся до страсбурзького лікаря Й. Куфера, який отримав як «заставний лен» помістя та замок Уленбург. Тут він виконував обов’язки економа.

Імовірно, що ця праця принесла йому багато гіркоти, оскільки пізніше в сатиричному образі спритного паризького медика Канаріса він вивів свого страсбурзького хазяїна.

Але в Уленбурзі була багата бібліотека, і допитливий економ, імовірно, отримав до неї доступ.

У 1665 р. Ґріммельсгаузен повернувся у Гайсбах, а в 1667 р. перебрався у місто Ренхен, яке належало до страсбурзького єпископства. Він виконував обов’язки претора, тобто розглядав дрібні судові справи, складав майнові акти і збирав податки.

У Ренхені, попри значну кількість обов’язків і надокучливих справ, Ґріммельсгаузен написав основні твори. Останні роки життя письменника були затьмарені новою французько-німецько-нідерландською війною, в зону якої потрапив і Ренхен. Літературна праця припинилася. Ґріммельсгаузен захворів.

Совет

17 серпня 1676 року він помер і похований у Ренхені, де в 1879 р. йому відкрили пам’ятник.

Основний твір Ґріммельсгаузена — «Вигадливий Сімпліціссімус…» («Der Abenteuerliche Simplicissimus…») вийшов друком у 1668 р. На титулі, де стояла дата — 1669 рік (щоби книга не відразу застаріла), було зазначено, що це «Життєпис якогось дивоглядного ваганта на ймення Мельхіор Штерн-фельс фон Фуксхейм».

Оскільки книга йшла нарозхват, на книжковому ринку з’явилися нові видання і піратські передруки. Ґріммельсгаузен марно погрожував «пообрізувати кігті» безсоромним видавцям, котрі «запускають свої лапи у чуже добро». Уже в 1669 р. з’явилося «Continuatio, або Продовження «Сімпліціссімуса».

В особливому повідомленні, підписаному таємничими ініціалами «Н. J. С V. G. P. zu Cernheim», зазначалося, що це твір Самуеля Грейфензона фон Хірш-фельда і що праця видається посмертно. Незабаром це «Продовження» вийшло друком разом з усім романом як його шоста книга. А в 1671 р.

з’явилося найповніше видання «Сімпліціссімуса», з трьома новими Додатками, запозиченими зі складених ним самим народних календарів, двадцятьма гравюрами та лубковим листком.

Пізніше Ґріммельсгаузен опублікував ще чотири романи, пов’язані між собою спільними мотивами і прикріплених все тоншим ланцюжком до імені головного героя: «Простачку поперек, себто предовгий і найдивоглядніший життєпис несосвітенної ошуканки та волоцюжки Кураж» («Trutz Simplex, oder wunderseltsame Lebensbeschreibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courasche», 1670); у 1670р., імовірно, водночас із «Кураж», — роман «Дивовижний Шпрінгінсфельд»; у 1672 — два романи під спільною назвою «Дивовижне пташине гніздо» («Das wunderbarliche Vogelnest»).

«Сімпліціссімус» став вершиною творчості Ґріммельсгаузена. Це своєрідне та неповторне полотно, сповнене гіркоти і гумору, у якому відображені лиха та жахи Тридцятилітньої війни (1618—1648), що спустошила середню Європу і перш за все Німеччину.

Але твір Ґріммельсгаузена не хроніка і не побутовоописовий роман, як і не зібрання сцен табірного, похідного, міського чи сільського життя. Жоден із вирішальних воєнних епізодів, жодна значна історична особа не виведені у книзі.

Тридцятилітня війна слугує лише грізним фоном, історичною обстановкою, сукупністю обставин, які визначають долю та поведінку героя.

«Сімпліціссімус» глибоко вріс у літературу свого часу. Ґріммельсгаузен добре знав німецькі народні книги XVI ст.: «Мелузіну» (1474), «Фортуната» (1509), збірки шванків на зразок «Подорожньої книжечки» (1555) Вікрама чи історійок про витівки блазня Ейленшпіґеля (1515), далекого предтечі його героя.

Обратите внимание

Він брав із них чарівно-казкові та сатиричні мотиви, анекдотичні ситуації та готові «дотепні відповіді». Попри це, Ґріммельсгаузена не можна вважати простим продовжувачем цієї літератури, оскільки він як письменник склався і розвивався в межах пануючого стилю бароко, створюючи його народний варіант.

Він вибудовував «Сімпліціссімуса», відштовхуючись від взірців високої літератури бароко, використовуючи його поетику та стилістику для створення нової «великої форми»; таємниця (народження), несподівані зустрічі й упізнавання та інші композиційні прийоми героїко-галантних романів використані для сюжетних зв’язків, ущільнення розповіді.

Саме звернення до високої книжності було необхідне для створення особливої оповідної манери розповіді, що призводила до виникнення різкого контрасту поміж мовою та стилем, яким змальовані події, і тим, що відбувається насправді.

Змішування різнорідних елементів не порушує єдності розповіді, а створює трагічну напругу чи посилює комізм: «Непрозірна ніч укрила мене, оберігаючи від небезпеки, але, як на мою темноту, вона не була достатньо темною, а того заникався я в чагарях, куди доносилися до мене покрики катованих селян і спів солов’їв; сі птички, не вважаючи на селян, котрих також почасти називають птахами, не обдаровували їх співчуттям, і солодкий сей спів не стихав заради їхнього нещастя, тому і я влігся бочком і погідно заснув».

Особистість Сімпліціссімуса, за задумом автора, надзвичайно проста. Це персоніфікована «tabula rasa» — чиста воскова дошка, на якій життя різьбить свої письмена, повчальний приклад риторичної проповіді. Проходячи через сповнене злигоднів життя, головний герой намагається його осягнути.

Його думка спрямована не всередину себе, а в зовнішній світ, який він споглядає із жахом чи насміхом. Але він усвідомлює себе як особистість і особливий характер. «Не був би я справдешнім Сімпліціссімусом!» — вигукує він, підкреслюючи своєрідність своєї вдачі та свого розуміння речей.

Сімпліціссімус виступає у романі носієм здорового глузду. Він пов’язаний із народним досвідом і сповнений насмішкуватого оптимізму. Його особистий досвід доповнюється і мовби розсувається алегоричними картинами, які дозволяють перейти межі безпосередньо пізнаваного світу та прорватися до його сутності.

Ґріммельсгаузен використовував увесь арсенал риторичних засобів бароко від ораторського мовного ладу і закінчуючи складними алегоріями, притчами та повчальними прикладами з життя. Алегоричне осмислення дійсності проходить через увесь роман про Сімпліціссімуса. Алегоричний відсвіт лягає і на його головних героїв.

Важно

Виникає дидактичний триптих, у центрі якого перебуває сам Сімпліціссімус, а крила утворюють Херцбрудер, який уособлює життя праведника, що зрікся всього земного під впливом воєнних лихоліть і власних бід, майже безтілесний, і кривавий Олів’є — страшний приклад зашкарублого лиходія і запеклого грішника.

Поміж ними, як двома одвічними началами добра та зла, і хитається, наче маятник, Сімпліціссімус — звичайний смертний, який потрапив у вир війни. Плаваючи життєвим морем, він виробив лукаві та гнучкі правила поведінки і моралі.

Він не здатен засвоїти аскетичні ідеали Херцбрудера, але й не доходить до цілковитого морального падіння, як Олів’є.

Ґріммельсгаузен поєднує алегорію з утопією та сатирою. Він часто звертається до традиційних засобів народної сатири. У письменника в кривому дзеркалі «світу навиворіт» сповнений насилля та несправедливості світ одягає личину досконалості.

На дні озера Муммельзеє Сімпліціссімус знущально повідомляє наївним і довірливим сільфам, що на землі все відбувається щонайкраще, повсюди панує мир, розкошування, а найголовніше, справедливість. Утопічне царство сільфів, позбавлене людських пристрастей і радощів, безликих і слухняних, які механічно працюють задля загального добробуту, не до вподоби Сімпліціссімусу.

Симпатії героя не завойовує і реальна, здійснена на землі Утопія — община «перехрестів», яку він нібито побачив в Угорщині.

Ґріммельсгаузен — народний письменник, тому що виразив найкращі поривання та прагнення свого народу і створив грандіозне та неповторне художнє полотно, у якому з великою силою відобразив свою епоху. Але він був і народним оповідачем, талант якого особливо розкрився у романах, які стали продовженням «Сімпліціссімуса» — «Кураж» і «Шпрінґінсфельд».

Вони також обпалені гарячим подихом Тридцятилітньої війни. Кураж — типова маркітанка й авантюристка. Вона зросла у богемському містечку Прахатіц. Коли їй виповнилося тринадцять років, місто захопили і розорили імперські війська. Щоби врятувати Лібусю (так, власне, її звали) від розгнузданості ландскнехтів, її перевдягли хлопчиком.

Совет

Під іменем Янко вона стає пажем ротмістра, а коли перестала бути таємницею її стать — його коханкою. Вона зазнає багатьох пригод, декілька разів виходить заміж — за полковника, лейтенанта, мушкетера та маркітанта, йде за військом, особисто бере участь у боях, звідникує і нарешті прибивається до циганів.

Егоїзм і прив’язаність до всього земного надає їй життєвої сили та чіпкості, але вона йде лише вниз. Вона заздрісна, корислива, мстива і безсердечна, її справжнє пристановисько — табір, де вона тиняється в чоловічому одязі й торгує тютюном і горілкою. Свої «мемуари» вона пише на зло Сімпліціссімусу, оскільки зустрічалася з ним й обдурила його.

Книга написана в традиціях крутійського роману. Б. Брехт трансформував образ Кураж, розкривши його трагічну підоснову у п’єсі «Матінка Кураж і її діти».

«Шпрінґінсфельд» («Springinsfeld») — роман про долю відважного, винахідливого та веселого товариша Сімпліціссімуса у часи їхньої молодості. Тепер він заробляє на прожиток грою на скрипці та ляльковими виставами. Його супутниця, юна лютністка, ще безсоромніша, ніж Кураж, нахабно його обдурює. Він покірно йде за нею, «гадки не маючи про якусь честь».

Лютністка знаходить «дивовижне пташине гніздо», яке робить її невидимою. Вона залишає Шпрінгінсфельда і використовує знахідку для збагачення та різноманітних витівок, що призводить її до загибелі.

Шпрінґінсфельд пристає до венеційських вербувальників і допомагає їм грою на скрипці заманювати рекрутів, мандрує, позбувається ноги, злидарює і пускається берега — жалюгідна і типова доля ландскнехта.

Подальші два романи розповідають про долю «дивовижного пташиного гнізда», яке переходить із руку руки. Мабуть, вони перевершують «Сімпліціссімуса «жвавістю та легкістю викладу, але помітно поступаються у художній напрузі, трагізмі та соціальній значущості.

Ґріммельсгаузен написав також два «галантні» романи на псевдоісторичні теми: «Дітвальд і Амелінда»(1670) та «Проксімус і Лімпіда» (1672), які, на відміну від інших творів, опублікував під своїм справжнім прізвищем.

Створив він і два «біблійні» романи: «Доброчесний Йосиф»(1667) та його своєрідне продовження «Музай» (бл. 1670)— про слугу-пройду Йосифа, наділеного рисами пікаро.

Обратите внимание

Але не ці романи, а «Сімпліціссімус» обезсмертили Ґріммельсгаузена, оскільки лише в ньому письменник піднявся до загальнолюдських етичних проблем і пошуків морального виправдання буття.

За О. Морозовим

 

Источник: https://zarlit.com/biography/grimmelsgauzen.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector