Краткая биография гюнтекин

Краткое содержание “Королек птичка певчая” Гюнтекина

Фериде, главная героиня, осталась без матери, еще когда ей было 6 лет, раннее детство провела в казарме, так как отец был военным. После того как мать умерла, отец увез ее к родственникам жены, в Стамбул, к самой богатой семье города.

Когда отец предчувствовал свою смерть, определил ее в католический французский пансион. Ее родственники очень любили ее, несмотря на то, что она не привыкла к светским манерам, живя вокруг военных и лазала по деревьям и кидала камнями почти как мальчишка.

Ей все сходило с рук, а за ее пристрастие лазать по деревьям ее прозвали птичкой-королек, Чалыкушу. Самую большую часть воспитания взяла на себя ее тетка Бесиме, а ее детей Кямрана и Неджмие Фериде не любила.

Обратите внимание

Они были ее противоположностями – дочка не слезала с колен матери, а мальчишка был изнеженным и избалованным.

Дом тетки посещала одна красивая вдова 25 лет Нериман-ханым. Все ею восхищались, только вот Фериде не верила ее искренности, а считала, что та пребывает в трауре, потому что ей идет черный цвет. Еще она не понимала цель ее визитов, ведь ни тетушка, ни Неджимие не подходили ей в подруги, но потом она догадалась, что та присматривается к Кямрану, ведь тогда ему уже было 20 лет.

Пока Фериде была на каникулах, в доме тети она случайно стала свидетельницей их признаний в любви, разгневалась и громко расхохоталась, чего они не смогли не заметить. Кямран тогда стал умолять ее никому ничего не рассказывать, а Нериман-ханым больше не появлялась в этом доме. Кямран стал дарить Фериде подарки, а родственники решили, что он стал ухаживать за своей двоюродной сестрой.

Когда Фериде вернулась после каникул в пансион, заметила, что все подружки встречаются с парнями и смеются над ней, называя ее “фляжкой”.

Тогда она стала врать, что встречается с Кямраном, хоть и не понимала ничего в отношениях мужчин и женщин, а потом, Кямран стал приходить к ней в пансион.

Подозревая его, она вскоре догадалась, что он ходит к ней, потому что недалеко жила сама Нериман, а дома говорил, что идет к Фериде. Неожиданно она узнает, что вдова снова вышла замуж.

Следующие каникулы Фериде прошли в доме другой тети в Текирдаге. Эта красивая девушка произвела фурор в городке, что к ней стали приходить свататься молодые люди. Самой любимой ее родственницей была кузина Мюжгян, которая имела некрасивую внешность от чего и страдала и завидовала Фериде.

Та как-то рассказала ей, что выдумала роман с Кямраном, после чего Мюжгян догадалась, что кузен ей нравится и рассказала ему все, как только он приехал. Тогда Кямран сделал предложение Фериде, она дала согласие, но им нужно было подождать 4 года, пока она не закончит учиться.

Важно

Немного погодя, Кямрана пригласили работать в Европу, он ждал согласия Фериде и она с трудом согласилась.

Вернулся он как раз когда она закончила учебу и сразу начали готовиться к свадьбе, но тут к Фериде пришла незнакомая женщина.

Она рассказала ей про свою подругу Мюнневер, которая лечилась в Европе после неудачного романа и там она встречалась с Кямраном.

Она показала ей его письма для Мюнневер, где были признания в любви и сказала что та, будучи больной, не сможет вынести, если он жениться на другой. Фериде, в ужасе, собрав все свои вещи и оставив записку о том, что она все знает покинула дом.

Чтобы разорвать связи с семьей, она уехала в самую далекую часть Турции работать учительницей.

Но там произошла ошибка и на место преподавателя уже претендовала местная женщина, которая закатила истерику, как только директор пытался что-то придумать об обустройстве Фериде и весь народ набросился на Чалыкушу, как на виновницу всех бед.

Тогда чиновник предложил той место в соседней деревне в горах, с дешевыми продуктами, удобной квартирой и новой школой, которой нужна такая молодая женщина. Она наивно поверила ему и только служитель гостиницы рассказал ей, что на самом деле, на том месте решили оставить ее, но конкурентка все подстроила.

Когда она попала на новое место работы, только тогда и поняла, как ее обманули! Она попала в глухую деревню в горах, в которой отремонтировали наспех 2 сарая – под школу и “удобный дом для учительницы”, жители которой жили еще по средневековым законам. Привыкшая к роскоши, она старалась не унывать.

Совет

Из своих учениц Фериде выделила Мунисе, красивую девочку 10 лет, которая не всегда посещала школу, говоря что дома много работы, потом она заметила что ее не любят в деревне.

Ученики, заметив, что учительнице она нравится, избивают ее, а позже Фериде узнала, что ее мать бросила ее с отцом и уехала с любовником, их роман не удался и теперь она проститутка, а у девочки теперь есть мачеха, которая ее постоянно изводит. Однажды, избегая побоев мачехи, Мунисе убежала к Фериде, а староста деревни помог получить одобрение отца на ее проживание у учительницы.

Прошло немного времени и к Фериде стали приходить письма от Кямрана, которые она жгла не читая, но один раз ей удалось прочитать на несгоревшем кусочке листа, что тетка постоянно плачет по ней и Кямран очень страдает.

Потом школу пришлось закрыть, а Фериде вернуться в город Б. в котором она жила до того как отправили в деревню работать. Мунисе решает уехать с ней. Благодаря случайности Фериде дали место в женском училище, где ее полюбили.

Особенное внимание ей уделял владелец училища и известный на всю страну композитор шейх Юсуф-эфенди, который был безнадежно больным, из-за чего и не хотел признаться ей в чувствах.

Потом он скончался, после чего на Фериде стали косо смотреть, после чего ей снова пришлось уехать.

Потом она нашла работу в военном городке Ч, где стала получать предложения выйти замуж от разных мужчин. Все получали отказ, даже красивый и благородный лейтенант Исхан.

В школе на нее стали косо смотреть из-за того, что она пользуется таким вниманием у мужчин, а потом у нее появилась подруга, которая, как оказалось, заманила ее на вечеринку, где ей проявлял внимание полковник Буххардин.

Фериде побежала к директрисе за советом, а та рассказала ей, что Назмие подлая и так заманивала уже много девушек, а избавиться от нее невозможно. Тогда директриса дала Фериде рекомендательное письмо к ее знакомому директору школы на острове Кушадасы, который поможет ей. Перед ее отплытием ей принесли букет роз.

Она не знала от кого эти цветы, но поняла все после того как случайно услышала разговор двух военных, которые говорили о том, что Исхан вызвал на дуэль Буххардина, чтобы заступиться за ее честь. Исхана, от серьезного наказания спасло недовольство жителями распутства Буххардина и связи его дяди. Тогда, в знак благодарности она сохранила несколько лепестков розы в своем дневнике.

Обратите внимание

На новом месте новое разочарование ждало Фериде – тот директор был болен, а свободных вакансий не было. Она расстраивалась, ведь сбережения с каждым днем уменьшались, а на руках у нее бал еще ребенок. Потом она получила приглашение стать гувернанткой в доме начальника отдела образования.

В ее обязанности входило воспитание его двух дочерей, которые и пригласили ее однажды на вечер, когда собрались гости. Там они смотрели семейные фотографии, где она уивидела Кямрана, которым все восхищались. Окружающие ее в тот вечер говорили, что он женат на Мюнневер, которая была родственницей хозяйки дома.

Также узнала из их уст, что он любил свою кузину, которая воспитывалась у них, что ее любили в том доме, терпели ее проказы, а она сбежала за несколько дней до свадьбы, а Кямран тогда чуть не заболел от горя. Фериде через силу задала вопрос хозяке, был ли Кямран в чем-то виновен, на что та сказала что конечно, нет.

Тогда Фериде отказалась от работы.

В отделе образования она встретила того директора, к которому и везла свое рекомендательное письмо. Он устроил ее в школу, но после начала войны ее превратили в госпиталь, главврач которого оказался давним ее знакомым. Он был бездетным вдовцом и привязался к Фериде как к дочери.

Она стала помогать ему перевязывать солдат и среди них встретила Исхана, лицо которого было изуродовано легким шрамом. Хайруллах сказал что теперь он не будет нравится девушкам, на что возразила Фериде и рассказала свою историю с Кямраном.

Главврач Хайруллах понял что она до сих пор любит его, но Фериде пытаясь доказать обратное, сделала предложение Исхану, который не хотел принять такую жертву и отказавшись, уехал на фронт. Вскоре от болезни умерла Мунисе, а заболевшую от нервных срывов Фериде Хайруллах привез к себе в дом, чтобы вылечить.

После этого пошли грязные слухи и сплетни, тогда он решил на ней жениться, чтобы мог ее защитить. Перед самой свадьбой она сделала последнюю запись в дневнике, признавшись, что любит Кямрана до сих пор. (конец дневника Фериде)

Прошло три года, Кямран уехал лечить свои душевные раны в Текирдаг, где излил душу дяде, от которого и узнал про роман Фериде с Юсуфом-эфенди, композитором. Тогда от отчаяния он женил Мюнневер на себе. После рождения сына она умерла, а он любил только Фериде, но та была замужем.

Важно

Семья на самом деле обвинила его в том, что она когда-то сбежала с дома. Но вдруг он встретил Фериде, которая приехала навестить родственников. Он решил возобновить отношения, но она пресекла, так как была замужем.

Она уже собиралась уезжать, как послала к Кямрану Мюжган, чтобы та передала ему пакет от недавно умершего мужа, который взял с нее обещание, что она помириться с родственниками и передаст пакет Кямрану.

В пакете он обнаружил ее дневник, который, как оказалось, положил туда ее умерший муж, ведь их брак был фиктивным, а он хотел чтобы она была счастлива. Тогда Кямран сказал Фериде что все знает, что они теперь муж и жена и он ее никуда не отпустит.

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-korolek-ptichka-pevchaya-gyuntekina/

Решад Гюнтекин — биография, список книг, отзывы читателей

1 курс Академии застал меня, когда я отдыхала в Турции, и,просмотрев выбор книг для #Весна1_1курс (1.2 Весеннее обострение), у меня как-то даже и других вариантов не возникло) Тем более, как оказалось, это известный во всем мире роман, экранизированный,а я про него никогда ничего и не слышала. В общем, решила окунуться в атмосферу по максимуму, так сказать)
Итак:

Первая четверть читалась примерно с одной и той же эмоцией — Чалыкушу, ты меня бесишь! Всем своим характером, всем своим поведением, всем-всем-всем! Ну как можно быть такой невозможной? Причем ладно бы тебе было лет 7, но нет, ты и в 15 и старше оставалась все таким же ребенком-шилом в попе.

И чем ты можешь нравиться Кямрану?

Потом..положение вещей несколько изменилось.. И, учитывая, что все повествование — это личный дневник Феридэ, даже в нем она не писала то,самое сокровенное.. Повествование о ее приключениях, как ее помотало по стране, процесс взросления, трудности и проблемы.

Но все равно — самое главное — по большей части все между строк. «… от безнадежных болезней и неизбежных бедствий есть только одно лекарство: терпение и покорность. Но несчастья обладают тайным состраданием. Кто не жалуется и встречает их с улыбкой, к тому они менее жестоки». Вот и все.

И парадокс в том, что чем меньше в дневнике было слов о Кямране, тем сильнее я чувствовала ее боль, тем больше я ей сочувствовала и в конце концов распереживалась не на шутку.

Плюс странным образом, не напрямую, но моему личному душевному состоянию в тот момент было все это очень близко, и я читала каждую следующую страницу с таким предыханием, как будто сейчас я узнаю ответы на все волнующие меня вопросы. В который раз уже замечаю, что каждая книга приходит в мою жизнь в очень определенное время..

Вот и «Королек…» пришла именно сейчас,не раньше и не позже. (отдельное спасибо @katya ) Поэтому развязки произведения я ждала просто с трясущимися коленками, давно у меня, честно говоря, такого не было, чтоб я ТАК сильно переживала.. Казалось, что от того, каким будет финал, зависит и то, как все будет у меня в жизни.

Совет

В общем, спойлерить канеш не буду, что там в конце-то, хорошо или плохо дело кончилось, кто читал — знает, кто не читал — когда-нибудь обязательно прочитайте. Но только дождитесь нужного момента, почувствуйте его, и тогда книга должна вызвать у вас много эмоций. Лично я во многом ради этого и читаю.

Насчет того, что роман написан мужчиной от лица девушки.. мое сугубо личное мнение, что очень своеобразно Решад Гюнтекин понимает женскую натуру..) Не совсем я с ним согласна. Хотя, может тут дело чисто в характере Феридэ, и мужчина-автор тут не причем. Но все равно я об этом иногда задумывалась,во время прочтения.

Кстати, начало меня немного удивило — дело вроде как в начале 20 века происходит, Турция, мусульманская страна, свои обычаи и нравы, а Феридэ живет как будто в Европе, слишком много ей позволено.

Читайте также:  Сочинения об авторе гиппиус

Но потом, когда она стала попадать в одну захолустную деревеньку за другой, все встало на свои места, все как я представляла — это не носи, туда не ходи, с тем не говори и в любой непонятной ситуации — молись) Ужас, конечно, но видимо, в глубинках и правда так живут.

И тогда, и сейчас, и даже не в мусульманских странах,и у нас в том числе..

Закончить хочется цитатой из романа: «… разве луч света, пробившийся в темное подземелье, или жалкий цветок, распустившийся среди камней у разрушенной стены, не есть признаки жизни, несущие человеку надежду и утешение?»Желаю всем найти свой луч света.

Источник: http://readly.ru/author/15963/

Решат гюнтекин биография

ЧЕЛОВЕЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. РЕШАТ ГЮНТЕКИН

«Гюнтекин был человечнее почитателей его талан­та!» — с горечью воскликнул один, из безымянных интер­нет-комментаторов в горячем онлайн-обсуждении самой знаменитой книги Решата Нури.

Комментарий в точку: Гюнтекин и вправду был старомодно человечен и глупо непрактичен: когда издательства переставали пла­тить ему за изданные романы (а переставали платить они с завидной регулярностью), он старался обходить их стороной — чтобы сотрудники не подумали, завидев его на улице, что он идет требовать денег, и не расстрои­лись в начале долгого трудового дня.

За всю свою жизнь Гюнтекищ самый известный турецкий писатель в мире, только однажды получил небольшой гонорар за книжку: это и был тот самый роман, о котором до сих пор живо спорят молодые читатели.

«Королек — птичка певчая» — так назвали русские пе­реводчики замечательный роман Решата Нури Гюнтекина, в оригинале звучащий как «Чалыкушу». Захватывающий, психологически глубокий, реалистически многогранный, «Чалыкушу» не только принес мировую известность авто­ру — он открыл новую страницу в истории турецкой лите­ратуры.

Проницательный взгляд писателя подметил мель­чайшие детали быта анатолийских крестьян, стамбульских служащих, занятых отцов и вздорных мамаш, острое перо нарисовало легко узнаваемые и каждому понятные обра­зы героев.

Обратите внимание

Роман немедленно стал любим во всех странах мира — обязательный показатель по-настоящему хорошей литературы, находящей отзыв в сердцах людей любой на­циональности.

Кстати, о национальности. Знаменитая экранизация «Чалыкушу», которой упивались зрители всего мира в се­редине восьмидесятых годов, сильно обеднила роман: за­ботливые сценаристы и режиссеры не включили в фильм эпизоды, касающиеся взаимоотношений турок и армян.

Решат Нури Гюнтекин закончил факультет литературы Стамбульского университета. Работал учителем, потом директорствовал в школах.

Под непосредственным руко­водством президента Турции Ататюрка участвовал в работе комиссии по реформе языка, очищению турецкого языка от арабских и персидских слов и введению латинского ал­фавита.

Работал инспектором в министерстве националь­ного образования, а затем — атташе по делам культуры, представительствовал от Турции в ЮНЕСКО, Он немыс­лимо много работал на ниве турецкой литературы: романы, рассказы, пьесы, сценарии, литературная критика, перево­ды, словарные и энциклопедические статьи — современ­ная турецкая литература почти всем обязана Гюнтекину. Согласно опросам, в каждой третьей читающей турецкой семье есть хотя бы один роман Гюнтекина, и в каждом кабинете литературы — обязательно в активном использо­вании его труды.

Мир же благодарен Гюнтекину за «Чалыкушу»: «Слава богу, что хотя бы где-то есть настоящая любовь, настоящая преданность и настоящая верность! Эта книга дает силы жить!» — восклицает еще одна читательница в Сети.

Истинное призвание человечной литературы — давать силы жить.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/reshat-gyuntekin-biografiya.html

Краткое содержание Королёк — птичка певчая Гюнтекин

Феридэ рано осталась без родителей, ее взяли на попечение родственники матери. Девочка учится и живет во французском пансионе, а на каникулы приезжает в семью тетки.

Феридэ обожает лазить по деревьям и делает это так ловко, что заслуживает прозвище – чалыкушу – птица королек, ставшее ее вторым именем.

Ловкая и быстрая Феридэ не очень любит своего спокойного, благоразумного двоюродного брата Кямрана, напоминающего ей изнеженную девушку.

Важно

Идет время, Феридэ вырастает. Однажды, приехав на каникулы, она застает в доме тетки гостью, молодую вдову Нериман. Случайно девушка становится свидетельницей объяснения в любви Нериман и Кямрана. Она обещает кузену молчать о том, что видела, но он с тех пор начинает уделять Феридэ больше внимания и дарить подарки.

Постепенно Феридэ понимает, что любит Кямрана, и он отвечает ей взаимностью. Они решают пожениться, но для начала влюбленным приходится выдержать разлуку длиной в четыре года: Кямран отправляется на дипломатическую службу в Европу. Феридэ за это время оканчивает пансион.

В семье начинаются предсвадебные хлопоты. Однажды к Феридэ приходит незнакомая женщина. Она рассказывает, что в Европе у Кямрана был роман с ее подругой, которая обладает слабым здоровьем и не переживет свадьбы любимого. Феридэ поражена изменой жениха. Она принимает решение уйти тайно из дома тетки и уехать в провинцию работать учительницей.

После долгих мытарств Феридэ приезжает работать в глухую деревушку Зейнилер. Здесь она удочеряет девочку Мунисэ, к которой плохо относится мачеха. Через какое-то время комиссия закрывает школу из-за плохого санитарного состояния.

 Феридэ отправляют работать в город Б. В девушку влюбляется Шейх Юсуф, преподаватель музыки и известный композитор, обладающий очень слабым здоровьем. Но для Феридэ он только друг. Когда музыкант умирает, весь город говорит о том, что он зачах от безответной любви к молодой учительнице. Феридэ опять вынуждена уехать.

Ее новое место назначения – городок Ч. К Феридэ проявляет интерес семья местного паши: они сватают ее за своего молодого родственника, офицера Ихсана, но девушка отказывает. Однажды приятельница зовет Феридэ на вечеринку в поместье.

Здесь Феридэ понимает, что ее заманили в ловушку, чтобы она сделалась любовницей одного из знатных военных. Девушке удается покинуть этот дом, но она понимает, что ее репутация испорчена, и снова вынуждена бежать.

Она узнает, что Ихсан, чуть было не убил опозорившего ее военного, и должен предстать перед военным судом.

Совет

Феридэ долго не удается найти нового места работы, она на пороге нищеты. Наконец, в городе Кушадасы она начинает успешно руководить школой.

Идет Первая Мировая война, и в здании школы размещается госпиталь. Им заведует пожилой доктор, с которым Феридэ когда-то познакомилась в Зейнилер. Девушка становится сестрой милосердия.

Она ухаживает за военным, чье лицо сильно искалечено, и узнает в нем Ихсана. Феридэ, желая доказать себе, что больше не любит Кямрана, хочет выйти замуж за Ихсана и заботиться о нем.

Но он понимает, что Феридэ делает это от безысходности, и разрывает помолвку, вновь отправляясь на фронт.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Бажов Каменный цветок
    Жил на Урале очень хороший, но уже не молодой мастер по малахиту. Поэтому решил хозяин, что бы мастер передал свое ремесло дальше. По этой причине наказал он своему показчику найти ученика этому мастеру
  • Краткое содержание Дети железной дороги Несбита
    В Лондоне живет семья: родители и трое детей. У них красивый дом и прислуга, выполняющая всю работу. Но однажды главу семейства арестовывают из-за ложного обвинения. Мать решает не рассказывать детям правду
  • Краткое содержание Не стреляйте в белых лебедей Васильева
    Егор Полушкин – главный герой произведения «Не стреляйте в белых лебедей» – живёт со своей женой и двумя детьми в обветшалой избушке, подаренной двоюродным братом в честь переезда в новый посёлок.
  • Краткое содержание Бодлер Цветы зла
    В 1857 году Шарль Бодлер опубликовал сборник стихов «Цветы зла». Это была самая скандальная и самая громкая часть его творчества. Первоначально он должен был иметь название «Бездна»
  • Краткое содержание Погодин Дубравка
    Одна маленькая девочка живет на побережье Черного моря. Дубравка любит активные дворовые игры с местными мальчиками: гоняет мяч, бегает на перегонки, в погоне за приключениями уплывает далеко в море

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/korolyok-ptichka-pevchaya-pereskaz

Автор Решад Нури Гюнтекин

Решад Нури Гюнтекин (тур. Reşat Nuri Güntekin) (25 ноября 1889, Стамбул, — 13 декабря 1956, Лондон) турецкий романист, писатель и драматург.

Первая повесть «Старый друг» вышла в 1917. «Цветок развалин» (1918), «Птичка певчая» (1922), пьес «Настоящий герой» (1918), «Кинжал» (1918), «Кусок камня» (1926) и др. В романах и рассказах Гюнтекин одним из первых в турецкой литературе реалистично и всесторонне изобразил Анатолию, провинциальные города и забитую турецкую деревню.

Примером служит роман «Королёк — птичка певчая», 1922), который повествует о судьбе молодой турецкой учительницы в Анатолии; по этой книге в 1966 году был снят фильм, а 1986 — сериал с участием Айдан Шенер. Его изложение имеет детальный и точный стиль, с реалистичным оттенком. Его другие значительные романы: тур. Yeşil Gece («Зеленая ночь») и тур. Yaprak Dökümü («Листопад»).

Гюнтекин затрагивает также острые проблемы семьи, взаимоотношений личности и общества, обличает духовенство. В романе «Зелёная ночь» (1928) Гюнтекин отразил национально-освободительную борьбу турецкого народа. Некоторые произведения Гюнтекина написаны в духе сентиментализма

Редактировать описание

Обсудить Добавить книгу

Авторы

Составители

Жанры

Категории

Формат

Года написания

Все 1000 1011 1040 1064 1088 1100 1170 1172 1176 1179 1181 1185 1188 1196 1208 1210 1212 1275 1290 1300 1307 1317 1325 1342 1343 1355 1361 1374 1392 1418 1474 1480 1484 150 1515 1532 1533 1546 1550 1556 1564 1572 1580 1591 1593 1594 1598 1600 1602 1603 1604 1605 1607 1611 1613 1614 1615 1616 1620 1623 1625 1626 1627 1630 1631 1634 1635 1636 1637 1640 1641 1644 1645 1651 1656 1657 1658 1659 1661 1662 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1675 1677 1678 1682 1683 1686 1691 1693 1694 1695 1697 1700 1707 1710 1713 1715 1716 1719 1720 1721 1722 1724 1726 1727 1730 1731 1732 1734 1740 1742 1743 1748 1749 1750 1751 1753 1755 1756 1759 176 1760 1762 1764 1766 1768 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1781 1782 1786 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1802 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 27 до н.э. 335 до н.э. 355 до н.э. 380 до н.э. 385 до н.э. 403 до н.э. 405 до н. э. 406 до н.э. 407 до нэ 409 до н.э. 411 до н.э. 414 до н.э. 417 до н.э. 428 до н.э. 429 до н.э. 431 до н.э. 433 до н.э. 441 до н.э. 443 до н.э. 444 до н.э. 453 до н.э. 458 до н.э. 56 58 до н. э. 62 63 64 65 700 до н.э. 850 до н.э. 935 954 976 986 II в. III в. VI в. VIII в. X в. XI в. XIII в. XIV в. XIX в. XV в. XVI в. XVII в. XVIII в. XVIII—XVII века до н.э.

Русское издание

Язык оригинала

Все абхазский азербайджанский албанский английский арабский армянский белорусский болгарский венгерский вьетнамский голландский греческий грузинский датский древнегреческий иврит идиш индонезийский исландский испанский итальянский казахский киргизский китайский корейский курдский латынь латышский литовский македонский молдавский немецкий норвежский Персидский польский португальский румынский русский санскрит сербохорватский словацкий словенский таджикский турецкий тюркменский узбекский украинский урду фарси финский французский хинди чешский шведский эстонский японский

Иллюстрации

Переводчики

Награды

Все BookNest Fantasy Awards Buchpreis der Stiftung Ravensburger Verlag Winners Euregio-Schüler-Literaturpreis European Union Prize For Literature Fantasy Stabby Awards National Book Award Neffy Awards Stiftung Ravensburger Verlag «Золотой кинжал» «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» «Русская премия» АБС-премия Американская книжная премия Астрея Ауреалис Аэлита Басткон Белое пятно Беляевская премия Британская национальная книжная премия Британская премия фэнтези Бронзовая Улитка Бронзовый Икар Букеровская премия Великое Кольцо Всемирная премия фэнтези Гонкуровская премия Готорнденская премия Гудридс Дитмар Дублинская премия Звёздный Мост Зиланткон Интерпресскон Китайская премия «Галактика» Китчис Литературная премия имени Номы Локус Медаль Джона Ньюбери Международная премия по фантастике Мемориальная премия Джона Кэмпбелла Мемориальная премия Теодора Старджона Меч без имени Мечи Мифопоэтическая премия Наутилус Национальная книжная премия Национальный бестселлер Немецкая фантастическая премия Неффи Нобелевская премия Оранж Премии «Кинжал» от Ассоциации писателей-криминалистов Премии конвента ДрагонКон Премия «Алекс» Премия «Дети ночи» премия «НОС» Премия «Хьюго» Премия SFinks Премия WORDS AWARD Премия «505 по Кельвину» Премия «Боб Моран» Премия «Большая книга» Премия «Спутник» Премия «Это — хоррор» Премия Агаты Кристи Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора премия Акутагавы премия Аполло премия Артура Ч. Кларка Премия Бетти Траск Премия блогеров в области детской и подростковой литературы Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики Премия Брэма Стокера Премия Вальтера Скотта Премия Вудхауса премия Гёте Премия Геффена премия Дадзая Осаму Премия Джеймса Тейта Премия Джеймса Типтри младшего Премия Дэвида Геммела премия Ёмиури Премия журнала «Nowa Fantastyka» Премия Жюли Верланже Премия за лучшую иностранную книгу Премия Игнотуса Премия им. Януша А. Зайделя Премия имени Сандзюго Наоки Премия имени Ширли Джексон Премия имени Эстер Глен Премия Индевор Премия Коста (Уитбред) Премия Курта Лассвица Премия литературного совершенства Премия Лорда Рутвена Премия Медичи Премия Международной Гильдии Ужаса Премия Небьюла Премия Ниро Вульфа Премия Нокт премия О.Генри премия Прометей премия Ромуло Гальегоса премия Сомерсета Моэма Премия Стрега Премия Сэйун Премия Танидзаки премия Триумф премия Фемина Премия Филипа К. Дика / Лучшая НФ-книга в США Премия Фолкнера Премия читателей журнала «Science Fiction Chronicle» Премия читателей журнала «Азимов» премия Эдгара Аллана По премия Эдогавы Рампо Премия Юкио Мисимы Пулитцеровская премия РосКон Рукопись года Русский Букер Сайдвайз Стеклянный ключ Странник Фанкон Фолио Хоррор-итоги на ФантЛабе

Читайте также:  Сочинения об авторе лермонтов

Герои

Возрастная рекомендация

Все 0+ 12+ 16+ 18+ 3+ 6+ 9+ Планета НФ — премия блогеров Редактировать описание

Источник: http://librebook.me/list/person/reshad_nuri_giuntekin

Птичка певчая

Роман состоит из пяти частей: первые четыре части — дневник главной героини, написанный от первого лица. Действие происходит в Турции, в начале ХХ века.

I часть

Главная героиня — Фериде — в шесть лет осталась без матери. Её отец был военным офицером, и раннее детство девочка провела в казарме. После смерти жены отец отвёз дочку в Стамбул, к родственникам покойной жены, которая принадлежала к одной из самых богатых семей города.

Предчувствуя свою гибель, он определил девочку во французский католический пансион. Привыкнув жить среди военных, Фериде была совершенно не приучена к светским манерам: она лазала по деревьям и кидалась камнями не хуже мальчишек, но многочисленные родственники Фериде души не чаяли в сироте, и маленькой проказнице всё сходило с рук.

За то, что Фериде обожала скакать по деревьям с ветки на ветку она получила прозвище Чалыкушу — птичка-королёк. Самое большое участие в воспитании Фериде приняла тётка Бесиме. Её дети — сын Кямран, который был намного старше своей кузины, и дочка Неджмие — были полной противоположностью Фериде.

Обратите внимание

Кямран, изнеженный, избалованный юноша, и Неджмие, не слезающая с колен матери, вызывали у Фериде раздражение.

Дом тёти Бесиме посещала красивая двадцатипятилетняя вдова Нериман-ханым. Все восхищались этой женщиной и сочувствовали её горю: потерять в таком молодом возрасте горячо любимого мужа. Только у Фериде вдова вызывала неприязнь и раздражение.

Она не верила в искренность её чувств и считала, что Нериман носит траур только потому, что ей очень к лицу чёрный цвет. Также Фериде не понимала цель визитов вдовы. Ни тётушки, ни юная Неджмие не подходили ей в подруги. Но вскоре Фериде догадалась, что Нериман в ожидании выгодной партии наметила своей жертвой двадцатилетнего Кямрана.

Однажды случайно, будучи дома на каникулах, Фериде застала парочку в момент объяснения в любви. Не в силах сдержать свой гнев, Фериде громко расхохоталась. После этого Нериман больше в доме не появлялась, а Кямран заискивающе умолял кузину никому не говорить о том, что она видела.

Боясь, что Фериде не сдержит слово и разболтает о его романе с Нериман-ханым, Кямран начал задаривать Фериде подарками. Увидев это, родственники решили, что Кямран ухаживает за своей юной кузиной.

Возвратясь в пансион после каникул, Фериде обнаружила, что все её подружки обзавелись кавалерами и посмеиваются над ней. Чалыкушу ничего не понимала в отношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на необыкновенную красоту Фериде, подружки считали её «фляжкой».

Чтобы спасти репутацию Фериде выдумала, что у неё роман с Кямраном. Словно в подтверждение её слов, Кямран начал приходить в пансион. Обнаружив, что он врёт, выдумывая причины посещений, Фериде догадалась, что вдова живёт неподалеку. Говоря дома, что идёт навестить Фериде, Кямран заходил к Нериман.

Неожиданно Фериде узнала, что Нериман вышла замуж.

Следующие каникулы Фериде провела в Текирдаге, у ещё одной тети. Красивая девушка из столичной богатой семьи произвела фурор в маленьком городке. К ней даже начали свататься местные молодые люди.

Важно

Кузина Мюжгян, самая любимая родственница Фериде, страдая от своей некрасивой внешности, в глубине души завидовала ей. Как-то Фериде проговорилась Мюжгян о своём выдуманном романе. Мюжгян догадалась, что Фериде неравнодушна к кузену. Неожиданно в Текирдаг приехал Кямран.

Не в силах сдержать свою зависть Мюжгян выдала ему тайну Фериде. Кямран сделал предложение кузине, подразумевая, что приехал в Текирдаг специально для этого. Несмотря на согласие Фериде свадьбу отложили на четыре года — Фериде должна была закончить пансион.

Неожиданно Кямран получил приглашение работать в Европе. Все зависело от решения Фериде. Скрепя сердцем, видя желание Кямрана уехать заграницу, она согласилась.

Кямран вернулся как раз когда Фериде закончила учёбу, начались приготовления к свадьбе. За несколько дней до свадьбы Фериде навестила незнакомая женщина. Незнакомка пришла к Фериде по поручению своей подруги Мюнневер.

После неудачного романа Мюнневер заболела и поехала в Европу лечиться. Там она встретила Кямрана, у них завязались близкие отношения. Женщина показала Фериде письма Кямрана с признанием к Мюнневер в любви.

Мюнневер не сможет жить, если Кямран жениться на другой, ещё один удар судьбы она не переживёт.

В ужасе Фериде возвратилась домой. Собрав свои вещи, оставив записку, что ей всё известно, она тайно покинула дом тёти.

II часть

Чтобы порвать все связи с семьёй, Фериде решила уехать работать учительницей в самую отдалённую область Турции. После долгих мытарств по кабинетам равнодушных чиновников она получила место в маленьком городке Б., но там её ждало разочарование: произошла ошибка, и на вакансию преподавателя претендовала ещё одна женщина, местная жительница.

Пока директор школы размышлял как выйти из положения, ведь ждать ответа из министерства придется очень долго, конкурентка Фериде закатила истерику. Сбежались местные жители во главе с муллой и набросились на Чалыкушу, как на виновницу всех бед. Вперед вышел чиновник и предложил Фериде поехать в деревушку Зейнилер, которая всего в двух часах езды.

Чудесное живописное место, горы, чистый воздух — ну чем не Швейцария! — приятные жители, дешёвые продукты, а главное — удобная квартира для преподавателя и новая отремонтированная школа просто ждут не дождутся молодую энергичную женщину! Наивная девушка согласилась и только служитель гостиницы, в которой она остановилась, открыл ей глаза: решено было оставить в школе её, но конкурентка, не желая отдавать хорошее место, всё подстроила!

Совет

Попав на новое место работы, Фериде поняла, как её обманули! Глухая деревня в горах, где жители живут по средневековым законам, два наспех отремонтированных сарая, приспособленые для школы и жилья для преподавателя, вместе с которым живёт и школьная уборщица, и есть то самое, обещанное ей «чудесное местечко». Постепенно втягиваясь в работу, привыкшая жить в роскоши Фериде старалась не унывать.

Среди своих учениц Фериде сразу выделила Мунисе, красивую десятилетнюю девочку, дочку лесника. Девочка редко ходила в школу, объясняя это тем, что дома много работы. Фериде также заметила, что Мунисе не любят в деревне, а увидев привязанность Фериде к девочке, ученики её избивают.

От уборщицы Фериде узнала, что Мунисе живет с отцом и мачехой, которая всячески издевается над падчерицей. Мать Мунисе сбежала с каким-то офицером, бросив мужа с дочкой. Роман оказался неудачным и мать Мунисе стала падшей женщиной.

Фериде была возмущена тем, что невинный ребёнок должен отвечать за грехи матери. Она всячески пыталась приласкать девочку и даже перешила для неё свои старые платья. Однажды, чтобы избежать побоев мачехи, Мунисе сбежала из дома и пришла к Фериде.

Староста деревни помог получить разрешение отца девочки на то, чтобы она осталась у Фериде.

Некоторое время спустя Кямран узнал, где находится Фериде, и от него начали приходит письма. Фериде сжигала послания одно за другим, даже не прочитав их. Последнее письмо сгорело не сразу, и Фериде удалось на сгоревшем клочке прочитать, что тётя всё время плачет и тоскует по ней, и также сильно страдает Кямран.

Внезапно из министерства просвещения пришёл указ закрыть школу. Фериде пришлось вернуться в город Б. Мунисе, тайно простившись с матерью, решает уехать с ней.

Благодаря счастливой случайности, в городе Б. Фериде получила место в женском училище. Ученицы и педагоги полюбили новую коллегу.

Обратите внимание

Особое внимание проявлял к ней владелец училища шейх Юсуф-эфенди, известный в стране композитор. Будучи безнадёжно больным человеком, он не решался признаться девушке в любви.

Юсуф-эфенди умер, и жители города стали косо смотреть на Фериде, считая, что она виновата в его смерти. Фериде снова пришлось уехать

III часть

Вскоре Фериде нашла работу в военном городке Ч. Красивая девушка сразу стала объектом внимания местных мужчин, на нее сыпались предложения руки и сердца. Одним из претендентов оказался лейтенант Исхан, племянник паши. Но красивый благородный юноша также получил отказ.

В школе косо смотрели на учительницу, которая пользуется таким вниманием у мужчин. У Фериде появилась подруга, Назмие, которую почему-то в школе не любили. Однажды Назмие пригласила Фериде на вечеринку, которую устраивала тётя её жениха. На вечеринке на Фериде обратил внимание полковник Буххардин.

Поняв, что её заманили в ловушку и вырвавшись оттуда, Фериде побежала к директрисе школы за советом. Та посочувствовала девушке: Назмие — очень подлый человек. Она давно уже заманивает девушек в подобные сети, но у неё достаточно покровителей и избавиться от неё невозможно.

Директриса дала Фериде рекомендательное письмо к своему знакомому — он директор школы на острове Кушадасы, он поможет ей.

Перед отплытием в каюту Фериде принесли букет роз. Фериде недоумевает: от кого? На пароходе из разговора двух военных, плывущих вместе с ней, Фериде узнала, что лейтенант Исхан вызвал полковника Буххардина на дуэль, заступившись за честь учительницы.

Связи дяди Исхана, паши и недовольство жителями распутством Буххардина спасли Исхана от серьёзного наказания, он отделался небольшим взысканием. Теперь Фериде поняла, от кого были цветы, и в знак благодарности сохранила в своём дневнике лепестки этих роз.

IV часть

На новом месте Фериде ждало очередное разочарование. Человек, к которому она хотела обратиться за помощью, был болен, а вакансий свободных не было. Фериде в пришла отчаяние: у неё на руках был ребёнок, а сбережения таяли с каждым днём.

Неожиданно Фериде получила приглашение на работу гувернантки в дом местного начальника отдела образования. Она должна была воспитывать его двух дочерей. От безысходности Фериде согласилась. Однажды в дом, где работала Фериде, съехались гости.

Ученицы Фериде пригласили её повеселиться с ними и стали показывать альбом с семейными фотографиями. Неожиданно Фериде увидела там и Кямрана. Пока гости восхищались его красотой, хозяйка рассказала, что он супруг её родственницы Мюнневер.

«Он очень любил свою кузину, взбалмошную девчонку, которая воспитывалась в их доме. Семья души в ней не чаяла, терпела все проказы, а она сбежала из дому за несколько дней до свадьбы. Кямран чуть не заболел от тоски и горя».

Важно

На заданный через силу вопрос Фериде, не был ли Кямран в чём-то виноват, хозяйка ответила, что, конечно, нет. Гости пришли к выводу, что девчонка просто бессердечная — бросить такого красивого молодого человека. Боясь разоблачения, Фериде отказывается от работы.

Придя снова в отдел образования, Фериде встретила человека, к которому у неё было рекомендательное письмо. Он помог ей устроиться в школу, но вскоре началась война и школу превратили в госпиталь.

Главврач госпиталя, Хайруллах-бей оказался давним знакомым Фериде — когда-то в Зейнилер она помогла ему перевязывать раненых офицеров полиции. Бездетный вдовец Хайруллах привязался к Фериде как к родной дочери. Среди раненных солдат Фериде встретила Исхана. Ранение у него было лёгкое, но ужасный шрам изуродовал его лицо.

Видя страдания Исхана, Фериде пыталась его утешить. В ответ на замечание Хайруллаха, что с таким лицом он не понравится девушкам, Фериде возразила, что красивое лицо — не главное в жизни, и рассказала свою историю: её обманул очень красивый жених и она вырвала его из сердца.

Но Хайруллаха трудно было обмануть: он понял, что Фериде до сих пор любит Кямрана. Назло Хайруллаху Фериде сама сделала предложение Исхану, но благородный Исхан не смог принять такую жертву и уехал на войну.

Вскоре от дифтерита умерла Мунисе. Заболевшую на нервной почве Фериде Хайруллах привёз к себе домой, чтобы вылечить. Это дало пищу для грязных сплетен и слухов.

Чтобы покончить с этим, Хайруллах решил жениться на Фериде — тогда у него будет законное право защищать её. Фериде покорилась своей участи.

В ночь перед свадьбой она сделала последнюю запись в своём дневнике, признаваясь уже самой себе, что до сих пор любит Кямрана.

(конец дневника Фериде)

V часть

Прошло три года. Кямран приехал в Текирдаг лечить свои душевные раны. На берегу моря он излил душу дяде. До него дошли слухи о романе Фериде с композитором Юсуфом-эфенди и он от отчаяния женился на Мюнневер. Родив сына, Мюнневер тяжело заболела и умерла.

Кямран все эти годы любил только Фериде, но она замужем. Вся семья обвиняла его в побеге Фериде, и никто не хотел понять. Вернувшись домой, Кямран неожиданно встретил Фериде. Она приехала в Стамбул навестить родственников, но узнав, что они в Текирдаге приехала сюда.

Все попытки Кямрана возобновить прежние отношений Фериде мгновенно пресекала: она замужем.

Совет

Поздно вечером, перед отъездом Фериде, Мюжгян пришла к Кямрану с необычным известием. Фериде принесла ей пакет, который она должна была передать Кямрану.

Её муж умер недавно, и перед смертью он взял с неё обещание, что она помирится со своей семьёй и передаст Кямрану этот пакет. Несмотря на клятву никогда больше не видеться с родными, Фериде приехала в Стамбул и узнала, что о ней ходят грязные сплетни.

Чтобы избежать новых неприятностей, она скрыла смерть Хайруллаха. Но отдать пакет Кямрану, рассказав правду, у неё не было сил. Кямран с Мюжгян вскрыли пакет и обнаружили там дневник Фериде. Хайруллах случайно нашёл его у жены и тайком выкрал, чтобы потом передать Кямрану.

Брак Хайруллаха и Фериде был фиктивный. Хайруллах женился на девушке, зная, что жить ему осталось недолго, а другого способа защитить Фериде он не видел.

Утром Кямран объявил Фериде, что ее тайна раскрыта, отныне они муж и жена, и больше он её никуда не отпустит.

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/reshat-nuri-gyuntekin/ptichka-pevchaya.html

Решад Нури Гюнтекин “Птичка певчая” (1922)

Решад Гюнтекин отдал всю жизнь работе в системе турецкого образования, поэтому не вызывает удивления, что главная героиня его первой книги “Птичка певчая” получила образование с уклоном во французский язык и стала преподавателем. Наблюдать за её карьерным продвижением – это тема для отдельного разговора, поскольку никакой конкретики тут не подразумевается.

Во многом, главная героиня книги является своеобразным продолжателем традиций героинь Шарлотты Бронте, что также пропадали на чужбине, обучая своему родному языку. У Гюнтекина ситуация немного иная, но общий стиль повествования точно такой же.

Гюнтекин также предвосхитил “Анжелику” Голонов, наделяя свою героиню сногсшибательной внешностью, дерзким нравом и чрезмерным чувством собственного достоинства.

Обратите внимание

Гюнтекин подошёл к написанию романа основательно, начиная с самых первых лет главной героини, отводя им добрую часть повествования. Именно там читатель узнает почему героиня получила прозвище Королёк, а потом на протяжении всей книги будет в этом только всё больше убеждаться.

Действительно, главная героиня ловко порхает с места на место, постоянно щебечет, верна одному человеку, блюдёт свою честь и готова отстаивать свои права до последнего.

Читайте также:  Сочинения об авторе блок

Изредка будут проскальзывать нотки женственности, так несвойственные главной героине, которую впору сравнивать с девушкой, обладательницей мужского характера и такого же взгляда на окружающий мир.

Трудно было, наверное, Гюнтекину примерять на себя образ женщины да додумывать за неё, пытаясь отыскать в каменной грудной клетке главной героини место для живого трепещущего от любви сердца.

Подумайте, Турция, где о равноправии женщин никто никогда не говорил. Совсем недавно Эрдоган в очередной раз подтвердил такое положение дел, указав женщинам на их место в обществе, когда они могут только помогать мужчинам, но никак не претендовать на что-то большее.

А как с этим обстояло дело в начале XX века? Если верить Гюнтекину, женщины чувствовали себя вольготно, их даже не забивали камнями, как до сих пор делают в некоторых странах. Не стесняется главная героиня оголять спину и руки, распускать волосы и дерзить мужчинам.

За это она, конечно, получит свою долю презрения, но ей это будет безразлично, поскольку красивая внешность всюду открывает дорогу.

Когда постоянно в тексте находишь упрёки вроде “мне пятнадцать лет и я уже засиделась в девках”, а главная героиня при этом становится всё старше, когда же потом переваливает за тридцать лет, то ощущаешь какое-то чувство несоответствия. К героине относятся как к десятилетней, во всём ей потворствуя и исполняя все её прихоти. Впрочем, слишком сурово так говорить, не пытаясь смотреть на книгу в целом.

Свою долю славы первая книга Гюнтекина получила. И это хорошо.

Важно

Её видимо легко приняло турецкое общество, хотя с трудом верится в возможность добрых отзывов о девушке, чьё поведение далеко от материнских идеалов о семье, и от карьерных тоже, тем более, если никакой карьеры нет, а жизнь просто идёт вперёд, когда героиня один раз сбежав из-под венца и постоянно меняя место работы, наконец-то погружается в будни сестры милосердия на Первой Мировой войне. Всюду Гюнтекин искал слова оправдания, стараясь свести вторую часть книги к благожелательному образу исправившейся и вставшей на истинный путь женщины. Это и объясняет финальную часть романа, в правдивость которой веришь ещё меньше, нежели в повествование первых глав.

Один плюс у книги: Турция – это действительно светское государство. Было так сто лет назад, будет и дальше.

Дополнительные метки: гюнтекин птичка певчая критика, гюнтекин птичка певчая анализ, гюнтекин птичка певчая отзывы, гюнтекин птичка певчая рецензия, гюнтекин птичка певчая книга, гюнтекин королёк критика, Reşat Nuri Güntekin, Çalıkuşu, The Autobiography Of A Turkish Girl, The Wren, analysis, review, book, content

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | Ozon

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
– Зелёная ночь
– Мельница
– “Городок” Шарлотты Бронте
– “Дочь снегов” Джека Лондона
– “Унесённые ветром” Маргарет Митчелл
– “Неукротимая Анжелика” Анн и Сержа Голон
– “Гнев ангелов” Сидни Шелдона

Источник: http://trounin.ru/guntekin22/

Решат нури гюнтекин

Творческий путь Решата Нури Гюнтекина начался, когда подходила к концу Первая мировая война. Первым его произведением была повесть «Старый приятель», за ней последовало еще несколько рассказов.

И вот в 1922 году, в газете «Время» (Vakit) Решат Нури начал публиковать роман «Королёк – птичка певчая» (Çalıkuşu), который и принёс автору широкую известность.

Светлый, лиричный образ девушки-идеалистки Фериде, история её любви и борьбы полюбились миллионам читателей. Однако, не одной лишь лирической темой привлекает эта вещь.

Написанный живым народным языком, роман рисует нам яркие портреты людей того времени, их повседневную жизнь, быт, проблемы, взаимоотношения, — и, словно самостоятельный персонаж – саму Анатолию во всём её многоообразии: пыльные городские улицы и залитые прозрачным светом холмы Хыдырлык, прокопченую дымную деревенскую глушь и пустынные морские берега, уют старинных домов и унылый сумрак казённых заведений… И есть там ещё один, на первый взгляд, совсем незаметный герой – Дорога. Не знаю, видел ли сам Гюнтекин то, что нескончаемая дорога, по которой вынуждена скитаться Чалыкушу, тоже образ живой… Думаю, что видел – он-то в жизни своей этих дорог повидал немало. И Фериде дорога сначала зовёт, потом ведёт, манит и обманывает, подбрасывает всякие неожиданности, сталкивает с трудностями, дарит радость и отчаяние – и всё-таки в конце концов приводит к дому. Потому что как бы ни были дОроги нам дорОги (а без них чего стоил бы любой жизненный путь!) – а конечная точка у них всех – дом, который так или иначе ищем все мы. Если уж не к храму, то непременно к дому. Ибо очаг свят.

Попробуем же поближе познакомиться с жизнью замечательного мастера и человека, имя которому – Решат Нури Гюнтекин.

Итак, 25 ноября 1889 года в семье военного врача Нури Бея и его жены Лютфие Ханым появились на свет близнецы – мальчик и девочка, Решат и Решиде. К сожалению, сестра Решата скончалась будучи ещё совсем молодой. Вместе с отцом, доктором Нури, Решат ещё в юности объездил чуть ли не всю Анатолию. Начальную школу он окончил в Чанаккале, затем учился в школе католического братства в Измире, куда его приняли в виде исключения – мусульманских детей обычно туда не принимали. А потом вдруг, без каких-либо видимых причин, отец забрал сына из школы, сказав ему так: «Ты, сынок, поезди, попутешествуй. Смотри на людей, узнавай природу…» Словно духовная перекличка со словами поэта совсем из другой страны, сказанными через несколько десятилетий совсем по другому поводу, но всё о том же:

«В таком году произошло бы то-то,
А в этом – это: ездить, видеть, думать…» 

Решат Нури так и делал – ездил по анатолийским деревням, где горы и камни, зелёные поля и виноградные лозы; разговаривал с людьми, учился их понимать. Зачем отец дал такой совет? Спустя годы, писатель говорил, что благодаря отцовскому совету он постиг науку – наблюдать. Старый доктор был образованным человеком, у него была обширная библиотека с книгами на персидском, арабском, французском языках, и их этих книг сын тоже мог бы почерпнуть немало интересного и полезного – а настоящая жизнь была важнее.

Через год Решат Нури едет в Стамбул и оканчивает там колледж Сен-Жозеф, затем литературный факультет, и долгие годы учительствует – сперва в Бурсе, потом в различных учебных заведениях Стамбула, как преподаватель французского и турецкого языков, философии и литературы.

Совет

В 1927 году молодой преподаватель женится на своей бывшей ученице, выпускнице женского лицея в Эренкёй. Невеста его, Хадие, была дочерью генерала Фейзи Паши (ныне вдова писателя, 94-летняя госпожа Хадие Гюнтекин живет в Левенте, в доме покойного супруга). В этом браке родилась у них единственная дочь – Эла. В своих письмах Решат Нури пишет, обращаясь к маленькой дочери: «Эла, доченька, когда я был ребёнком, как ты сейчас, то, глядя в ночное небо, просил у месяца: «Дедушка месяц, а, дедушка месяц, много у тебя сыновей и дочерей, дай-ка ты мне одну дочку, а тебе Бог даст». Дедушка месяц услышал меня – и дал, промолвив так: «Дам тебе дочку, будет она жить долго, как я, и будет прекрасна, как мои дети, а имя ей пусть будет – Эла». Отец дочки Элы, Решат Нури Гюнтекин».

…В Париже, куда перевели работать отца, Эла училась в начальной школе, и, как вспоминает, она, с хорошими оценками. Решат Бей стремился дать дочери хорошее образование. И, по возвращении в Стамбул, она пошла сразу в пятый класс частной школы Нилюфер Хатун в Нишанташи. В детстве Элы, она и её отец были неразлучными друзьями, совершали вместе много прогулок… Эла Ханым вспоминает: «Он был очень добрым человеком. В те времена отцы были не такими, как сейчас, у родителей не было доверительных отношений с детьми. Дети были – я знаю? – какой-то отдельной категорией. Да ещё и разница в возрасте… В 1951 году мы переехали в Левент, в этот дом. Напротив нас был пустырь, а дальше виднелось море. Улицы были узенькие, грязные… Но мы с папой подолгу там гуляли.»

…Они гуляли и вели по вечерам неспешные беседы. И со стороны отца не было ни нравоучений, ни нудных наставлений. Он читал дочери стихи, говорил с ней о Боге, о жизни. И никогда взрослый не стремился к превосходству над подростком. Они говорили между собой на равных, или почти на равных. Впрочем, на равных Решат Бей держался со всеми людьми – были ли это его коллеги, друзья, родственники, или просто чужие люди, народ. Эла вспоминает, как они с отцом заходили, бывало, куда-нибудь в лавку, либо в мастерскую к сапожнику, либо в чайную – все знали его в лицо: «Пожалуйте, Решат Бей, выпейте чаю, кофе…» И с этими людьми он тоже любил поговорить. О чём? Ну, конечно, книг он с ними не обсуждал. Говорил о том, о сём. О повседневном житье-бытье, расказывал им о том, что происходит в стране… Однако, при всей внешней общительности, у себя дома писатель предпочитал уединение. Не устраивал ни приёмов, ни застолий и вечеринок с другими писателями. Друзей у семьи Гюнтекин было лишь несколько – врач да пара служащих. Изредка они собирались, ездили на острова, пели, брали с собой граммофон и слушали музыку. А ещё Решат Нури любил готовить. Разумеется, хозяйство вела жена, но обычно, делая перерыв в своей работе, он шел на кухню и творил – это было его увлечение, его хобби. Правда, домашние утверждали, что после этого творчества на кухню невозможно было войти – очевидно, вдохновенный повар попросту переворачивал там всё вверх дном… Так, или нет – а блюда, приготовленные Решат Беем, все ели с большим аппетитом; это были традиционные турецкие блюда – чорбы, пилав с баклажанами и прочее. Для хозяйки тогда доступ на кухню был закрыт.

…Его книги принесли ему известность, но не богатство. Практичным человеком Решат Нури не был, и часто случалось так, что денежные вопросы улаживала Хадие Ханым. А Решат Бей стыдился потребовать своё, говоря так: «Ну как я к ним пойду, они же сочтут меня корыстным!..» Чрезмерная скромность писателя, увы, давала некоторым недобросовестным издателям и книгопродавцам возможность задерживать платежи. Пожалуй, самый большой заработок Гюнтекина был от продажи тиражей «Чалыкушу» – но ведь, кроме этого романа, были и другие произведения. Романы, рассказы, повести, пьесы, путевые заметки… Многие из них не были напечатаны при жизни автора и увидели свет уже после его смерти, благодаря стараниям его вдовы Хадие.

Где бы ни был, кем бы ни работал Решат Нури – прежде всего он был писателем, творцом и великим тружеником. Труд был для него основой жизни. Снова вспоминает Эла Ханым: «Вот ведь как, когда я была маленькой, моя детская находилась напротив папиной комнаты. Засыпая по вечерам, я видела полоску света под его дверью и слышала звук пишущей машинки. От этого я ощущала уверенность и надёжность. Этот звук – воспитывал меня.»

Решат Нури Гюнтекин прожил очень недолгую жизнь. В 1956 году, в возрасте 57 лет, он умер от рака в больнице в Лондоне, где тогда лечился. В свои последние минуты он говорил сидящей у его постели жене: «Хорошо, что Элы здесь нет. Она не видит моих страданий. Я благодарен ей…» Принимая последние муки, он думал о других – как человек, в этом был он весь.

Покинув этот мир, Решат Нури Гюнтекин оставил людям живой мир своих книг. Это 19 романов, 7 сборников рассказов и повестей, 2 пьесы, путевые заметки об Анатолии…По праву, его имя принадлежит к числу наиболее известных писателей Турции. Его знают, его любят не только в Турции, но и за её пределами. «За известность надо платить», говаривал он, бывало. Он оплатил всё – трудом писательским и духовным, телесными страданиями и краткостью земного пути. Поклонимся ему. А дальше – возьмём в руки какую-нибудь из его книг, откроем… и вновь побежит вдаль белая каменистая дорога, над которой незримо улыбнётся нам труженик и мудрец – Решат Нури Гюнтекин.

Краткая биографическая справка

25 ноября 1889 — родился в Стамбуле. 1912 – окочил литературный факультет Стамбульского университета. 1913 – 1931 – учительствовал в Бурсе и других школах страны. 1931 – 1933 – работал в Отделе народного образования. 1933 – 1943 – стал депутатом в Чанаккале 1954 – стал атташе Турции по культуре в Париже. 1956 – скончался в Лондоне.

Произведения:

Сборники рассказов: «Гость Господень», «Погасшие звёзды» (1927), «Лейла и Меджнун» (1928), «Обыкновенные дела» (1930) и др. Путевые заметки: «Записки об Анатолии» (изданы в 1936, переизданы в 1966 году). Наиболее известные пьесы: «Счетовод из Балыкесира» (1953), «Пир на Божьей горе» (1955). Романы: «Таинственная рука», «Королёк – птичка певчая» (1922), «Клеймо» (1924), «Из уст в сердце» (1925), «Вечернее солнце» (1926), «Враг одной женщины» (1927), «Зелёная ночь» (1928), «Сочувствовать» (1928), «Листопад» (1930), «Красные ветки» (1932), «Небеса» (1935), «Старая болячка» (1938), «Ночь огня» (1942), «Мельница» (1944), «Тополиный ветер» (1950), «Последнее прибежище» (1951), «Цветы на руинах» (1953), «Суд крови» (1955).

В основе статьи — материал ÇALIKUŞU AİLESİ Cemal Kalyoncu Aksiyon 20 Nisan 2002 s.385

(На турецком языке: материал полностью )

Источник: http://www.turkevim.com/publ/5-1-0-30

Ссылка на основную публикацию