Краткая биография капнист

Василий Васильевич Капнист

Василий Васильевич Капнист — писатель и выдающийся драматург. Он родился в 1758 г. (в ряде других источников как годы его рождения указывают-ся 1756 и 1757 г. г.) в селе Обуховка, Миргородского уезда Полтавской губернии на Украине. Он был младший из четырёх сыновей бригадира В. П. Капниста и его второй жены, Софьи Андреевны Дуниной-Борковской.

Год рождения его был и годом смерти его отца, погибшего в сражении при Гросс-Огерсдорфе. Детские годы Василя прошли в родовом имении Капнистов, Обуховке. Воспи-танием занималась мать и посещавшие Обуховку учителя и переводчики, жив-шие неподалёку в Нежинском греческом братстве.

Мать Капниста — коренная малороссиянка, происходившая из хорошей дворянской фамилии, была женщиной малообразованной, но обладавшая природным умом. Овдовев, она направила все заботы на то, чтобы дать детям хорошее образование и, с этой целью, поместила их в один из лучших петербургских пансионатов.

В пятнадцать лет Василий Васильевич приехал в Петербург и зачислился капралом в Измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находив-шуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова — «охотника до наук и особо до стихотворства». Здесь он близко сошелся с Н. А. Львовым. В 1772 г.

 Капнист перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным, но вскоре выше в отставку. В годы пребывания в столице, Капнист усиленно старался пополнить свое до-машнее образование изучением древних и западноевропейских языков и клас-сиков.

Обратите внимание

А также, ознакомлением с произведениями русской литературы — Ломо-носова, Кантемира, Сумарокова. В начале 1782 г. он был избран в предводи-тели дворянства миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А. А. Безбородка, получив должность контролера главного почтового правления. В мае 1783 г.

 он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран киевским дворянством в губернские предводители, а через 2 года был назначен главным надзирателем Киевского шелковичного завода. В 1797 г., находясь уже в отставке, Капнист приезжал в Петербург по тяжебному делу.

В это время состоялось Высочайшее повеление о высылке из столицы всех не служащих дворян. Тогда Капнист, чтобы иметь возможность продлить свое пребывание в столице, обратился к Л. А. Нарышкину с прось-бою о доставлении ему службы. 31 октября 1799 г.

 он был причислен к театральной дирекции и назначен на должность «по рассматриванию всех пьес и переправливании оных». В это время русский театр в Петербурге был в упадке, и в публике замечалось явное охлаждение к нему.

Капнист, заведывая русскою труппою, употреблял все усилия к тому, чтобы оживить сцену, и с этою целью вызвал из Москвы нескольких талантливых артистов — Шушерина, Сахарова, Пономарёва. Капнист состоял при театральной дирекции по 14-е августа 1801 г. и при увольнении был награжден чином статского советника. В 1802 г.

 он был утвержден генеральным судьею 1-го департамента полтавского генерального суда, а затем, с 24 марта 1812 г. по 19 февраля 1818 числился при департаменте народного просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление кн. Голицыну, что имело своим последствием командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губернии. Скончался в селе Кибенцах, имении Д. П. Трощинского, с которым находился в дружеских отношениях. Похоронен в своей любимой, воспетой им в стихах, Обуховке.

Капниста и Львова, кроме дружбы, связывали и семейные отношения: первый был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, а второй — на ее сест-ре Марье Алексеевне. С переходом Капниста в Преображенский полк начина-ется сближение его с Державиным, который с 1795 г. также делается свояком его и Львова, женившись на Д. А. Дьяковой.

Как писатель, Капнист принадле-жал к тому литературному кружку, душою которого был известный знаток ис-кусств и литературы Н. А. Львов. Литературные занятия способствовали их сближению, несмотря на разницу в летах.

Важно

Через Львова Капнист познакомился и с Хемницером, в литературной деятельности которого принимал большое участие и оказывал на него несомненное влияние. Под влиянием этих-то лиц и совершился тот поворот Державина к самостоятельному творчеству, начало ко-торого он сам относит к 1779 году.

Друзья Державина усердно занимались про-смотром его сочинений, делали в них поправки, переводили для него произве-дения древних классиков, даже составляли для него виньетки.

Капнист значи-тельно превосходил Державина в образовании и знании иностранных языков, из которых французским владел вполне свободно, но из древних знал только латинский. В доме Державина Капнист познакомился, между прочим, с И. И.

Дмитриевым, на которого произвел впечатление живостью и остроумием — отличительными свойствами своего характера. В начале XIX столетия Капнист сблизился с литературным кружком Оленина. Из друзей Оленинского дома он находился в приятельских отношениях с Гнедичем, которому и подал мысль продолжать перевод Илиады, начатый Костровым. К этому же времени относится знакомство Капниста с Озеровым и Батюшковым, которого он поощрял в занятиях итальянской литературой.

Первым литературным произведением Капниста была «Ode a l’occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane a Kaynardgi le 10 juillet annee 1774». Ода эта была напечатана отдельным изданием в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником «С.

— Петербургского Вестника», в июньской книжке которого появилась «Сатира первая», заключавшая в себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях. Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою известностью пользовалась также «Ода на рабство», написанная в 1783 г., но напечатанная только в «Лирических сочинениях», изданных в 1806 году.

В ней вспоминаются прежние времена Малороссии, когда она пользовалась свободой, и высказываются жалобы на те узы рабства, которые наложены были на родину поэта. Ода эта, без сомнения, вызвана была указом 3 мая 1783 г., по которому поселяне киевского, черниговского и новгород-северского наместничеств объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях застал их новый закон.

«Ода на рабство», по словам самого автора, послужила поводом к сочинению «Оды на истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.». В это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах не «раб», а «верноподданный». Этою одою и началось сотрудничество Капниста в «Новых Ежемесячных Сочинениях» (1787 г., ч.

ХV), служивших как бы продолжением «Собеседника любителей русского слова», в котором Капнист также участвовал по приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева.

Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: «Московском журнале» (1792 г.) и «Аонидах» (1796—1799 гг.). В позднейшее время Капнист сотруд-ничал в «Северном Вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Дру-ге просвещения», «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Трудах» московского и казанского обществ любителей словесности, которых он был по-четным членом, и в «Сыне Отечества». Стихотворная деятельность Капниста выразилась преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные, нравоучительные, эле-гические, горацианские и анакреонтические. Гораций был любимым классиком Капниста, и в последние годы своей жизни он почти исключительно им зани-мался. Но в свои переводы из Горация Капнист внес слишком много субъек-тивного элемента, так что они являются скорее подражаниями, причем резко выделяются анахронизмы в смешении национального элемента с древне-классическим.

Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе известности, хотя неко-торые из его произведений очень ценились за легкий стих и временами непод-дельное, хотя и не глубокое чувство. Не говоря уже о современниках Капниста, укажем на Гоголя, который в стихах его находил «аромат истинно-душевного чувства и какую-то особенную антологическую прелесть».

Совет

Нельзя, однако, не заметить, что чувство это в большинстве случаев выражалось меланхолией, ко-торою Капнист злоупотреблял; это было замечено еще И. И. Дмитриевым, а впоследствии подтверждено и Белинским.

Своею литературною известностью Капнист обязан «Ябеде». Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда же была напечатана.

Поводом к сочинению «Ябеды» послужил процесс, веденный Капнистом с со-седом своим, помещиком Тарновским. Пьеса эта, не отличающаяся художест-венными достоинствами, имела блестящий успех, благодаря своему общест-венному значению. Но после четырех представлений комедия, но Высочайше-му повелению от 23 октября, была запрещена и изъята из продажи.

Опала эта объясняется тем, что, обличая взяточников, Капнист приобрел много врагов среди чиновного люда, и наиболее влиятельные из них, без сомнения, употре-били все усилия к тому, чтобы представить автора комедии опасным для обще-ства человеком. В 1805 г. опала с «Ябеды» была снята, после чего она долго держалась на сцене.

Популярность комедий была так велика, что некоторые выражения ее обратились в пословицы. Кроме «Ябеды», Капнисту принадлежат еще следующие драматические произведения: 1) «Клорида и Милон», пастушеская опера в одном действии, сюжет которой взят из древне-греческой жизни. Она была в первый раз представлена 6 ноября 1800 г.

 и тогда же напечатана без имени автора; 2) «Сганарель, или мнимая неверность», комедия в трех действиях, представ-ляющая собою переделку пьесы Мольера «Sganarelle, ou le cocu imaginaire». Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.; 3) «Антигона», трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября 1814 г.

 Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого. Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами, напечатанными в «Сыне Отечества».

Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах.

При составлении словаря ему по-ручен был выбор слов из «Слова о полку Игореве» и из «Русской Правды». Благосклоннее относился он к «Беседе любителей русского слова», в которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.). В «Чтениях» Бесе-ды, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста. Так, в 17-м Чтении (1815 г.

) помещено «Письмо к С. С. Уварову о гекзаметрах», в котором Капнист предлагал переводить Гомера размером русских народных пе-сентябрь. Но Уваров, как известно, опроверг его мнение, чем и убедил Гнедича переводить Илиаду размером подлинника. В 18-м Чтении (1815 г.

) было напе-чатано «Краткое изыскание о Гипербореянах и коренном российском стихо-сложении», в котором автор, сетуя на Ломоносова за то, что последний «не во-зобновил древнего русского стихосложения, пред всеми иностранными толико преимущественного», решается «вступить дерзостною ногою в ристалище, ми-нованное исполином отечественного стихотворства» и для того старается пре-жде всего доказать тождество Славян с Гипербореянами, «народом знамени-тым, от которого сами греки заимствовали искусства и науки». Очевидно, что в этой части своего исследования Капнист руководствовался не строгою научною критикой, а чувством патриотизма и различными фантастическими гипотезами, в чем, однако, и сам сознается. Изыскание Капниста, как и следовало ожидать, было встречено в печати насмешливыми отзывами. Последующие же его ста-тьи: «О восстановлении первых шести песней Одиссеи в первобытный их поря-док» (СПб. 1819) и «Мнение о том, что Улисс странствовал, не в Средиземном, но в Черном и в Азовском морях» («Сын Отечества», 1819 г.) не удостоились даже и насмешливого отзыва. Такое обидное молчание было принято автором за знак презрения к его «велемудрствованию».

Собрания сочинений Капниста печатались в Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды «На рабство», отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени.

Источник: https://www.allsoch.ru/kapnist/

Василий Васильевич Капнист : краткая биография

Васи́лий Васи́льевич Капни́ст (23 февраля 1758, село Великая Обуховка, Миргородский полк, Киевская губерния, Российская империя — 9 ноября 1823, село Кибинцы, Миргородский уезд, Полтавская губерния, Российская империя) — русский поэт и драматург, российский общественный деятель.

Детство

Василий Капнист родился в имении Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии.

Дед поэта Пётр Христофорович Капнист (Капниссий) — уроженец греческого острова Занте (Закинф), а его новой родиной стала Малороссийская губерния. Отец поэта Василий Петрович — воин, сотник Слободского полка, впоследствии полковник Миргородского полка и бригадир, был известен в ряде сражений и участвовал в 1737 году во взятии Очакова.

За свои доблести был назначен командиром слободских полков, награждён несколькими селами в Миргородском повете.

Обратите внимание

Это был незаурядный человек, образованный для своего времени, стремившийся дать надлежащее образование своим детям, которых у него было пятеро, а трое последних от второй его жены Софьи Андреевны Дуниной-Борковской (внучки генерального обозного Василия Касперовича Дунина-Борковского). Однако Василию Капнисту не пришлось увидеть шестого ребёнка, будущего поэта.

Когда ребёнок появился на свет, отца мобилизовали на войну с Пруссией. А 19 августа 1757 года он пал смертью храбрых в битве при деревне Гросс-Егерсдорф. Мать поэта серьёзно относилась к воспитанию детей, и Василий получил неплохое по тем временам образование, закончив один из лучших петербургских пансионов и освоив ещё дома французский и немецкий языки.

Служба

Когда мальчик подрос, его как сына заслуженного военачальника устроили в школу при лейб-гвардии Измайловском полку. Спустя полгода его произвели в подпрапорщики, а через пятнадцать месяцев в сержанты. В военной школе у Капниста завязалась большая дружба с Н. А. Львовым, который был на несколько лет старше.

В 1773 году, во время его перевода в лейб-гвардии Преображенский полк, он познакомился с Державиным, ставшим впоследствии его другом. В то время Державин ещё только начинал свой жизненный путь и сам нуждался в наставнике. В середине 1770-х установились короткие отношения с поэтом-баснописцем Иваном Хемницером.

Обратите внимание

В июле 1775 года Капнист оставил военную службу и отдался литературному творчеству. Первым произведением поэта, появившимся в печати, была написанная на французском языке в 1774 году, но опубликованная в 1775 году ода по случаю победы над Турцией и заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Произведением же, принёсшим поэту известность, стала «Сатира первая», опубликованная в 1780 году, в период запрета политически острых, злободневных сатир, инициатором чего была сама Екатерина II.

Однако и после закрытия «Трутня», «Живописца», «Кошелька» — журналов, издававшихся Николаем Новиковым, сатира продолжала существовать и была далеко не безобидной Произведение Капниста было ярким тому подтверждением.

В 1784 году Капнист переехал в своё поместье Обуховку. Там он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, а в 1785 году был избран киевским дворянством в губернские предводители.

В отставке Капнист занимался общественными и литературными делами. В 1785 году он стал членом Российской академии.

В 1896 году Бронислав Дембинский опубликовал обнаруженные им документы, согласно которым некий Капнист в 1791 году посещал Берлин и обсуждал с канцлером Пруссии возможность перехода «его земляков» под прусскую протекцию. Этого визитёра обычно отождествляют либо с Василием Капнистом, либо с его братом Петром. Существует также версия, что им был другой брат Василия — Николай..

Семья

Жена (с 1781) — Александра Алексеевна Дьякова (29.12.1759—1830), дочь обер-прокурора А. А. Дьякова, сестра Марии Львовой и Дарьи Державиной. Выпускница Смольного института. После замужества почти безвыездно жила с мужем в его имение в Обуховка, где мать Капниста «приняла её очень холодно».

По словам дочери, «свекровь не любила её потому единственно, что она была русская, и не называла её иначе, как «московка». Узнала же цену ей и полюбила её, только тогда, когда, оставшись одна в деревне и будучи разбита параличом, жила, можно сказать, только заботами её и неусыпным попечением, которая ни на минуту не оставляла её до смерти».

В браке имела двенадцать детей, но только шестеро из них остались живы:

  • Екатерина (1784/86—1837), с 1819 года замужем за коллежским советником Александром Ивановичем Полетикой;
  • Семён (1791/92—1843), женат с 1823 года на Елене Ивановне Муравьёвой-Апостол;
  • Владимир (1793—1817);
  • Иван (1794/95—1860), сенатор, женат на Пелагее Ивановне Горленко, их сын Пётр (1830—1898), писатель, поэт и драматург.
  • София (1797—1861), автор мемуаров, с 1833 года замужем за генерал-майором Василием Антоновичем Скалоном.
  • Алексей (1796/97—1867/69) , участник «Союза благоденствия», женат с 1833 года на Ульяне Дмитриевне Белуха-Кохановской.

Правнучка — Капнист, Мария Ростиславовна (1914—1993), актриса.

Творчество

Поэзия

Капнист примыкал к литературному кружку Львова, в который входили также Державин, Хемницер, Богданович, Оленин. Внимание читающей публики Капнист обратил на себя впервые напечатанной в июньской книге «Санкт-Петербургского вестника» (1780) «Сатирой первой», перепечатанной впоследствии в «Собрании Любителей российской словесности» под заглавием «Сатира первая и последняя».

В 1783 молодой литератор написал торжественную «Оду на рабство», которую, однако, решился напечатать лишь в 1806. В этом произведении Капнист является южно-русским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает наложенные на родину оковы рабства.

Поводом к написанию этой оды послужил указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах.

В 1786 новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться «верноподданный» вместо прежнего «раб», побудил Капниста написать «Оду на истребление в России звания раба».

В последующие годы произведения Капниста печатались во многих журналах и альманахах — «Новых ежемесячных сочинениях», «Московском журнале», «Аонидах» Карамзина. Капнист примыкает к сентименталистам во главе с Карамзиным. В 1796 Капнист издал первое собрание своих стихотворений с таким оригинальным двустишием на заголовке:

Капниста я прочел и сердцем сокрушился
Зачем читать учился.

«Ябеда»

Через два года появляется на сцене главное литературное произведение Капниста — комедия «Ябеда».

Эта комедия ставилась в репертуаре театров и до появления на сцене «Горя от ума» и «Ревизора», имеющих по своей обличительной тенденции много общего с «Ябедой», пользовалась определенным успехом.

Комедия была направлена против взяток и беспорядков, процветавших в судах, и очень резко на них нападала: на тип судьи, про которого говорится,

Что и ошибкой он дел прямо не вершил,Что с кривды пошлиной карманы начинил,

Что он законами лишь беззаконье удит;

на самые судейские порядки, при которых любое дело, «как солнце будь, то будет, аки мрак»: пьяные судьи, которые в комедии распевают песню:

Совет

Бери, большой тут нет науки,Бери, что только можно взять,На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать, брать, брать,

Пьеса, разрешённая Павлом I к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I не сразу вернулась на сцену. Некоторые выражения комедии обратились в поговорки.

Память

В 2008 году в селе Великая Обуховка открыт памятник Василию Капнисту.

Филателия

Гашение в честь 250-летия Капниста, 2008 годПочтовая марка СССР, 1958 год

Поэзия

Юлием Кимом написана юмористическая песня «Волшебная сила искусства (История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом)» (1984 год), посвящённая творчеству Василия Васильевича Капниста.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/kapnist-vasilij-vasilevich

Капнист Василий Васильевич – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Капнист Василий Васильевич (12.2.1756- 28.10.1823), поэт, переводчик, драматург, деятель культуры и просвещения, статский советник (1801), член Российской академии (1785). Из рода Капнистов. Учился в частном пансионе в Санкт-Петербурге.

В 1770 вступил в гвардию (в Измайловском, с 1772 в Преображенском полку), где вошел в кружок поэтов (Н.С. Львов, Г.Р. Державин, И.И. Хемницер и др.). В 1775 получил первый офицерский чин и вышел в отставку. В 1782 избран предводителем дворянства Миргородского уезда Полтавской губернии, с августа 1782 контролер Главного почтового управления (под началом графа А.А.

Безбородко). В 1783 оставил службу и уехал на родину (жил в селе Обуховка). С 1784 киевский губернский предводитель дворянства, с 1787 главный надзиратель Киевского шелковичного завода. В 1787 приехал в Санкт-Петербург по тяжебному делу; по ходатайству Л.А. Нарышкина причислен к Дирекции императорских театров на должность «по рассмотрению всех пьес…

» (октябрь 1799 – август 1801)). Капнист своей деятельностью способствовал постановке русских пьес, привлек на петербургскую сцену известных актеров (А.Е. Пономарева, Н.Д. Сахарова, Я.Е. Шушерина). Входил в литературный кружок А.Н. Оленина. С 1802 генеральный судья 1-го департамента полтавского генерального суда.

Находясь на службе при департаменте Министерства народного просвещения (март 1812 – февраль 1818), Капнист обратился через Министерство народного просвещения А.Н. Голицына с проектом неотложного уничтожения крепостной зависимости. В 1820-1822 полтавский губернский предводитель дворянства. Впервые Капнист выступил в печати в 1774.

Известность ему принесла стихотворная «Сатира I» (1780), вызвавшая широкую полемику в связи с колкими замечаниями о современных литераторах. В «Оде на рабство» (1783, опубликована в 1806) выступил против закрепощения крестьян в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах.

Свою «Оду на истребление в России звания раба» (1786, опубликована в 1787; написана в связи с указом императрицы о наименовании просителя не «раб», а «верноподданный») Капнист послал Екатерине II с надписью на обложке: «Освободительнице России».

Капнист – сторонник постепенного освобождения крестьян; эти взгляды нашли отражение в «Оде на пиитическую лесть», «К восставшему греческому народу» и др. Автор оперы «Клорида и Милон» (1800), трагедий «Гиневра» (1809), «Антигона» (1814), переводов, в т.ч. комедии Мольера «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1806).

Обратите внимание

Комедия «Ябеда» (1798; 1-я редакция под названием «Ябедник», 1793, запрещена цензурой) – острая сатира на бюрократию и суд, запрещенная к постановке после первых спектаклей (1798, запрет снят в 1805, пьеса шла на сцене до 1840). В 1814 участвовал в составлении «Словаря Академии Российской» (Капнисту поручен выбор слов из «Русской правды» и «Слова о полку Игоре-ве»).

Почетный член «Беседы любителей русского слова» (1811), в ее «Чтениях» публиковал свои стихи, а также статьи о стихосложении и др. Капнист сотрудничал в «Санкт-Петербургском вестнике» (с 1780-х гг.

), «Московском журнале» (1792), «Аонидах» (1796-1797), «Северном вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Отечественных записках», «Вестнике Европы» и др Последние годы жизни занимался главным образом переводами произведений Горация.

Использованы материалы книги: Сухарева О.В.

Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005



МОЯ БЕРЕЗКАКаждый день я просыпаюсь от легенького постукивания в окно. Это будит меня красавица-березка, струнка, высокая. Я припоминаю, как одного весеннего утра дедушка принес маленький саженец со сломанными ветвями.

Собрав инструмент, дедушка начал размечать место для ямы, а я замешивал в чугунке глиняный раствор. Дедушка тем временем начал копать яму. Когда она была готова, я, погрузив корневище в глиняную куплею, опустил саженец в ямку. Потом начал забросать ее, а дедушка нежно поддерживал

Ось і настала довгоочікувана новорічна ніч. Ніч, яку чекають з самого початку року. Адже багато після того, як відзначать Новий рік, починають чекати наступного, адже новорічна ніч наповнена любов'ю до близьких людей, вірою в краще завтра, надіями.Ось і ми родиною зібралися за святковим столом. І в такі моменти я мимоволі починаю згадувати все, що пережив за цей рік. Це і перша самостійна поїздка на велосипеді, про що я мріяв вже кілька років, але не міг виконати. Це і перше самостійне приготува

Михаил Афанасьевич Булгаков. Имя этого замечательного русского писателя долгое время было у нас запрещено, его произведения не печатались, многие рукописи были изъяты при обысках.

При жизни (а умер он сорока восьми лет от роду, в 1940 году) его произведения печатались очень мало: фельетоны, очерки о Москве, некоторые сатирические рассказы, Булгаков был еще и прекрасный драматург, но…

его пьесы постигла та же судьба, что и его прозу. В начале шестидесятых годов издательства стали делать робкие

Богданович Ипполит Федорович (1743-1803) – поэт екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г.

Важно

в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи.

В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при с

В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два наиболее распространенных типа женских национальных характеров. Поэт художественно выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, отнюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические типы.

Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывая восприятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность

«Вишневый сад», несомненно, одна из лучших пьес А.П. Чехова.

Здесь затронуты важные философские проблемы – мучительной гибели старого, прихода ему на смену нового, непонятного, угрожающего.     Автор показывает драму русской жизни конца 19 века: вишневый сад, который является символом помещичьей России, попадает в руки предприимчивого купца.

Так Чехов пытается понять и проанализировать переход от старых дворянских отношений к новым, капиталистическим.     Главным «капиталистом» в пьесе выступает

Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый ветер несётся над бурлящей водой, срывая паруса одиноких кораблей, не успевших укрыться в порту. Некогда безграничное пространство между небом и землёй сжимается, наполняется грязной смесью пыли, дождя и тумана. Начинается шторм.

Шторм всегда полон опасностей, ведь в это время море избавляется от всего того, что не может бороться со стихией. Но, когда воздушный поток ослабевает и волны понемногу,

Совет

Не законченный в 1940 году роман «Мастер и Маргарита» является одним из глубочайших произведений русской литературы.

Для наиболее полного выражения своих идей Булгаков выстраивает его композицию как сочетание реального, фантастического и вечного.

Такая структура позволяет наилучшим образом показать изменения, происшедшие за два тысячелетия в душах людей, и в конечном итоге ответить на главные вопросы произведения о добре и зле, творчестве и смысле жизни. Если рассмотрегь композицию «московских»

Мое отношение к Печорину.     Почему он герой своего и нашего времени?     Уже более полутора веков живет в русской литературе роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Не устарел ли он для нашего времени? Чем он может быть полезен для поколения людей начала 21-го века? Лермонтов очень удачно назвал свой роман, читатель уже заранее как бы бывает предупрежден в современности своего героя.

В чем же секрет долголетия этого романа? Само долголетие произведения уже говорит о том, что это велико

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.     Л. Н. Толстой     События частной и исторической жизни люди оценивают с помощью критерия нравственности: добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, народом.     Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени. В романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей. Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю “провидению”,
Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Читайте также:  Краткая биография калидаса

Источник: https://referat567.info/biografii/16894-kapnist-vasilij-vasilevich-kratkaya-biografiya.html

КАПНИСТ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КАПНИСТ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1758–1823) – русский поэт, драматург.

Родился 12 февраля 1758 в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье.

Отец, Василий Петрович Капнист – полковник Миргородского полка, командир слободских полков, погиб в сражении при Гросс-Егерсдорфе за полгода до рождения сына Василия, который был шестым в семье.

Согласно семейному преданию, матерью Капниста была турчанка Сальма, которая покончила с собой после смерти мужа.

Обратите внимание

До 13 лет жил в Обуховке, где часто бывали поэты и переводчики, члены Нежинского греческого братства, изучал французский и немецкий языки.

В январе 1771 Василия Капниста как сына заслуженного военачальника отправили в Петербург, где он был зачислен с чином капрала в полковую школу Измайловского полка, вскоре его произвели в подпрапорщики, затем – в сержанты.

В начале 1773 его переводят в Преображенский полк, где он знакомится с Гавриилой Державиным, который впоследствии стал его другом.

Летом 1775 оставляет военную службу и всецело отдается литературной деятельности. В 1780 переезжает в родное имение Обуховку, лишь изредка приезжая в Петербург.

В 1781 женился в Петербурге на Александре Асексеевне Дьяковой, родные сестры которой стали женами Н.А.Львова и Г.Р.Державина.

Высказывалось предположение, что отказ жить в столице был связан с указом Екатерины II, по которому крестьяне Мароссийских губерний объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях их застал закон.

Возмущенный Капнист написал Оду на рабство, а, бывая в Петербурге, демонстративно говорил по-украински.

В основном вся деятельность Капниста проходила на Украине, а в 1785 киевские дворяне избрали его своим предводителем. В том же году он стал членом Российской Академии, затем участвовал в создании Словаря Академии Россйской.

Важно

Первый литературный опыт Капниста – патриотическая ода, написанная по-французски в 1774 по случаю победы над Турцией, сочинение, которое сам он оценивал как слабое. В середине 1770-х вошел в литературный кружок Н.А.Львова и Г.Р.Державина, членами которого были также И.И.Хемницер, Ф.П.Львов и М.Н.Муравьев.

Первое серьезное сочинение – Сатира I , опубликованная в 1780 в журнале «Санктпетербургский вестник».

Сатира вызвала скандал в литературных кругах, поскольку ее автор не побоялся заклеймить в ней как бездарностей многих в то время известных, а в будущем прочно забытых писателей. В поддержку Капнисту выступил И.И.

Хемницер, который опубликовал в том же «Санктпетербургском вестнике» басню Черви и несколько эпиграмм.

Впоследствии, когда Сатира переиздавалась в «Собеседнике любителей русского слова», выпады Капниста были опущены, а само сочинение переименовано им в Сатиру первую и последнюю.

В 1783 написана Ода на рабство – своеобразный лирический монолог, в котором автор говорил не только от своего лица, но и от имени всех, кто оказался под игом тяжкия державы – то есть от лица закабаленных крестьян Черниговского, Киевского и Новгород-Северского наместничеств.

Описав тяготы крепостного права, Капнист заканчивает оду призывом отменить указ, ибо в противном случае ему невозможно будет воспевать, не кривя душой, деяния Екатерины Великой.

Ода оказалась «неудобной для печати», но, несмотря на это, была широко известна в образованных кругах, а Екатерина Дашкова хотела издать ее в «Новых ежемесячных сочинениях».

Когда же Екатерина II издала указ, согласно которому в прошениях, подаваемых на ее имя, следовало писать не «раб», а «верноподанный», Капнист отреагировал на это своеобразно.

Совет

В Оде на истребление звания раба (1787) он выдает желаемое за действительное, рисует картины всеобщего благоденствия, как будто указ и правда отменил рабство в России.

Вскоре последовала размолвка с Державиным, причиной которой стал Ответ Рафаила певцу Фелицы под заглавием Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия К. (1790).

Ответ…пародировал оду Державина Изображение Фелицы, написанную к годовщине коронации императрицы и отличающуюся длиннотами и патетическими восхвалениями.

На пародию Державин ответил разгневанным письмом: «Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство, то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить стих другим, а сам нечистотою своих был замаран».

Кроме сатиры, Василий Капнист отдавал дань и лирике.

Смерть друзей, сына обращает его к «утешению философией», в его стихах рождается образ печального, гонимого роком лирического героя, терпеливо сносящего удары судьбы: На смерть Плениры (посвященное жене Державина), На смерть Юлии, проникновенные лирические стихотворения В память береста, Обуховка. «В элегических одах его слышатся душа и сердце…» – писал о поэзии Капниста В.Г.Белинский.

Тонкий эстетический вкус, мастерское владение стихом обнаруживаются в меланхолических одах Мотылек, Чижик, в горацианских одах Певцу Фелицы и Желание стихотворца со свойственной этому жанру отрешенностью от политических и социальных треволнений.

Печатался в «Московском журнале» (1791–1792) и «Аонидах» (1796–1798) Н.М.Карамзина, влияние которого сказалось на творчестве Капниста в области языка. Капнист писал слогом, освобожденным от славянизмов и тяжеловесных оборотов (Старик, ожидающий весны, Закат солнца).

В 1796 в Петербурге вышел в свет первый сборник стихов – Сочинения Василия Капниста, включивший четыре раздела: «Оды торжественные», «Оды на разные случаи», «Лирические мелочи» и «Эпиграммы». Свое собрание стихотворений он предварил ироническим двустишием: Капниста я прочел и сердцем сокрушился. / Зачем читать учился.

Некоторые из стихов сборника появились в печати впервые: Ода на смерть Плениры, Ода на уныние, Ода на дружество, Чижик и др. «Лирические мелочи» включали стихотворения, которые Капнист относил к разряду анакреонтических, следуя толкованию этого жанра, изложенному Н.А.Львовым к переводам Анакреона 1794.

Обратите внимание

Литературную славу Капнисту принесла написанная в 1794–1798 сатирическая комедия Ябеда. Она была напечатана в 1798 и в том же году поставлена на сцене Петербургского Каменного (Большого) театра. Однако по приказу Павла I после четырех успешных представлений она была снята с репертуара. Печатное издание конфисковали у ее издателя, актера А.

Крутицкого с дальнейшим запрещением постановки на сцене. В то же время исследователи полагают, что пьеса императору все же понравилась, поскольку ее автор вскоре был назначен директором всех императорских театров Петербурга. Покинул он этот пост лишь после убийства Павла I, потрясенный событием.

Что касается дальнейшей судьбы комедии, то ее разрешено было ставить в 1805, и с тех пор она с успехом шла а театре вплоть до 1840-х.

В основе пьесы – реальный судебный процесс, начатый еще матерью Капниста, с другой помещицей, незаконно присвоившей себе одно из ее имений, и длившийся безрезультатно десятилетия. Механизм судопроизводства тогдашней России представляется в пьесе как бессмысленный и несправедливый.

О защите и поиске правды здесь не может быть и речи, повсюду приходится сталкиваться с «гнусностью мздоимства и ябеды». Для группы чиновников подобраны красноречивые имена: Кривосудов, Хватайло, Бульбулькин, Атуев и пр.

Все эти взяточники и мошенники готовы за деньги нагло «крутить» указы в нужную им сторону, умеют такой «закон прибрать», чтобы оправдать виновного и осудить невинного. Беспощадная характеристика происходящему вкладывается в уста второстепенного персонажа – работника суда с не менее красноречивой фамилией – Добров.

Особенно сильное впечатление на зрителей производили сцены попойки в доме председателя судебной палаты, во время которой ее члены решают судьбу подполковника с фамилией Прямиков.

Противоположность Прямикова – жулик, взяточник, ябедник Праволов: В поносных ябедах, злодейственных беспутствах. / В разбоях, грабежах и даже душегубствах / Довольно преуспел. Встреча двух персонажей происходит лишь в третьем действии, изображающем чиновничью попойку.

По словам Л.Бердникова и Ю.

Важно

Серебряного, «традиционная фабула классической комедии (соединение любящих, преодолевающих препятствия) оттеснена на второй план изображением бесстыдного судебного произвола и мздоимства, перерастающего в фантасмагорию.

Хотя благополучная концовка пьесы (благодаря вмешательству высшей власти) выглядела несколько искусственной, напряженность действия и мастерское использование русского языка стали залогом длительного успеха комедии Капниста у зрителей».

«Это одна из тех комедий, – писал о ней литератор М.А.Дмитриев, – которые делают честь не только автору, но всей литературе. Сила ее изумительная! Есть такие места, в которых порок, не теряя стороны комической, доходит до трагической силы: такова, например, ужасающая нравственное чувство оргия членов палаты. – Вот право Капниста на бессмертие…».

Последующие драматические опыты Капниста (одноактная комическая опера Клорида и Милон, 1800; трагедии Гинерва, 1809 и Антигона, 1811) особого успеха не имели.

В 1802 Капниста избрали генеральным судьей Полтавской губернии, а летом того же года он служил директором народных училищ в этой губернии. Об авторитете, которым он пользовался, говорит то, что в 1812 его избрали заместителем губернского маршала, а в 1817 – маршалом Полтавской губернии, обязанности которого он исполнял до 1822.

Делом своей жизни Капнист считал литературные занятия. Писал он и философско-публицистические миниатюры – краткие стихотворные изречения и афоризмы, одно из которых: Законы святы, да исполнители – лихие супостаты – позже использовал И.А.Крылов.

В 1806 в столице был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста Лирические сочинения, состоящий из четырех разделов: «Оды духовные», «Оды торжественные», «Оды нравоучительные и элегические», «Оды горацианские и анакреонтические». В первый раздел вошли переложения псалмов, написанные в 1870-е и опубликованные впервые. Во второй и третий – уже известные стихотворения (подвергшиеся некоторым изменениям), четвертый раздел состоял из переводов Горация и Анакреона.

Капнист мечтал создать аналог шедеврам Горация в русской литературе, найти выражение для вечного в преходящем. По единодушному мнению критиков, «горацианские оды стали вершиной его лирического наследия и в наибольшей мере повлияли на творчество русских поэтов начала XIX в.».

В 1810–1820-х сочинения Капниста появлялись на страницах журналов «Сын Отечества», «Чтение в Беседе любителей русского слова», «Труды Казанского общества любителей российской словесности», «Труды общества любителей российской словесности» и др. На события Отечественной войны 1812 он откликнулся поэмой Видение плачущего над Москвою россиянина, где обвинил в бедах страны дворянство, чиновничество и духовенство. По цензурным соображениям поэма издана не была.

Совет

В Оде на пиитическую лесть (1815) Капнист говорит о поэте как о духовном пастыре, смелом провозвестнике истины. От имени «царя-пророка» он возглашает: Цари надменны, трепещите…,перекликаясь и с декабристской лирикой, и с пушкинской одой Вольность.

Капнист был связан одновременно и с «Беседой любителей русского слова», и с авторами противоположного направления, разделяющими воззрения на язык и литературу Карамзина и «арзамассцев».

Его влияние на последующее поколение российских литераторов очевидно. Так, А.С.Пушкин неоднократно использовал стихи «горацианских» од Капниста, а М.Ю.

Лермонтов процитировал строфу из стихотворения Обуховка в поэме Кавказский пленник.

Последние годы жизни Капнист провел в Обуховке. Дружил с соседями по имению – опальным вельможей Д.Трощинским, драматургом и переводчиком Муравьевым-Апостолом, знал родителей Н.В.Гоголя. Частыми гостями Капнистов были будущие декабристы – сыновья Муравьева-Апостола, П.И.Пестель и др.

Членами общества «Союза благоденствия» стали и сыновья Капниста Алексей и Семен. Незадолго до смерти он приветствовал восстание в Греции, написав Воззвание на помощь Греции и К восставшему греческому народу (1822), перекликающиеся со стихами на ту же тему А.С.Пушкина, В.К.Кюхельбекера, К.Ф.

Рылеева, Д.В.Веневитинова.

Умер от воспаления легких 28 октября 1823 в селе Кибинцы Полтавской губернии, похоронен в селе Обуховка.

Источники: Капнист В.В. Избранные произведения. Л., 1973; Державин Г.Р. Письма В.В.Капнисту 1783–1816 гг. Русская литература, № 3, 1972

Алексей Пономарев

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/literatura/kapnist-vasiliy-vasilevich

Биография, Капнист Василий Васильевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

Все материалы на одной странице

Материал № 1

Материал № 2

Материал № 3

Материал № 4

Капнист, Василий Васильевич

писатель, род. в 1757 году, в селе Обуховке, миргородского уезда полтавской губернии, ум. 28 октября 1823 г. Он был младший из четырех сыновей бригадира В. П. Капниста и его второй жены, Софьи Андреевны Дуниной-Борковской; год рождения его был и годом смерти его отца, погибшего в сражении при Гросс-Огерсдорфе. Мать В. В.

Читайте также:  Краткая биография бхаса

 Капниста, коренная малороссиянка, происходившая из хорошей дворянской фамилии, была женщина малообразованная, но обладавшая природным умом. Овдовев, она направила все заботы на то, чтобы дать детям хорошее образование и с этою целию поместила их в один из лучших петербургских пансионов. Окончив образование, Капнист в 1771 г.

поступил в Измайловский полк капралом и в том же году произведен в подпрапорщики и в фурьеры, а в начале следующего года перешел сержантом в преображенский полк, где в 1775 г. и получил первый офицерский чин, но вскоре вышел в отставку. В начале 1782 г. он был избран в предводители дворянства миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А. А.

 Безбородка, получив должность контролера главного почтового правления. В мае 1783 г. он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран киевским дворянством в губернские предводители. В 1787 г. Капнист был назначен главным надзирателем киевского шелковичного завода. В 1797 г., находясь уже в отставке, Капнист приезжал в Петербург по тяжебному делу.

Обратите внимание

В это время состоялось Высочайшее повеление о высылке из столицы всех неслужащих дворян. Тогда Капнист, чтобы иметь возможность продлить свое пребывание в столице, обратился к Л. А. Нарышкину с просьбою о доставлении ему службы. 31 октября 1799 г. он был причислен к театральной дирекции и назначен на должность «по рассматривании всех пиес и переправливании оных».

В это время русский театр в Петербурге был в упадке и в публике замечалось явное охлаждение к нему. Капнист, заведывая русскою труппою, употреблял все усилия к тому, чтобы оживить сцену, и с этою целию вызвал из Москвы нескольких талантливых артистов. Капнист состоял при театральной дирекции по 14-е августа 1801 г. и при увольнении был награжден чином статского советника. В 1802 г.

он был утвержден генеральным судьею 1-го департамента полтавского генерального суда, а затем, с 24 марта 1812 г. по 19 февраля 1818 числился при департаменте народного просвещения. В 1822 г. Капнист был избран полтавским дворянством в губернские предводители. Скончался в селе Кибенцах, имении Д. П. Трощинского, с которым находился в дружеских отношениях.

Похоронен в своей любимой, воспетой им в стихах, Обуховке. Как писатель, Капнист принадлежал к тому литературному кружку, душою которого был известный знаток искусств и литературы Н. А. Львов, а наиболее видными представителями — Хемницер, Богданович, Державин и отчасти А. Н. Оленин.

Знакомство со Львовым относится еще ко времени пребывания Капниста в Измайловском полку, где оба они посещали полковую школу, находившуюся под особенным покровительством А. И. Бибикова, «охотника до наук, особливо до стихотворства». Капниста и Львова, кроме дружбы, связывали и семейные отношения: первый был женат на Ал. А. Дьяковой, а второй — на ее сестре Марье Алексеевне.

Чрез Львова Капнист познакомился и с Хемницером, в литературной деятельности которого принимал большое участие и оказывал на него несомненное влияние. С переходом Капниста в Преображенский полк начинается сближение его с Державиным, который с 17_95 г. также делается свояком его и Львова, женившись на Д. А. Дьяковой.

Литературные занятия способствовали их сближению, несмотря на разницу в летах. Благодаря Капнисту, Державин сошелся со Львовым и Хемницером. Под влиянием этих-то лиц и совершился тот поворот Державина к самостоятельному творчеству, начало которого он сам относит к 1779 году.

Друзья Державина усердно занимались просмотром его сочинений, делали в них поправки, переводили для него произведения древних классиков, даже составляли для него виньетки. Капнист значительно превосходил Державина в образовании и знании иностранных языков, из которых французским владел вполне свободно, но из древних знал только латинский.

Важно

В доме Державина Капнист познакомился, между прочим, с И. И. Дмитриевым, на которого произвел впечатление живостью и остроумием — отличительными свойствами своего характера. В начале XIX столетия Капнист сблизился с литературным кружком Оленина. Из друзей Оленинского дома он находился в приятельских отношениях с Гнедичем, которому и подал мысль продолжать перевод Илиады, начатый Костровым. К этому же времени относится знакомство Капниста с Озеровым и Батюшковым, которого он поощрял в занятиях италианской литературой.

Первым литературным произведением Капниста была «Ode a l'occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane a Kaynardgi le 10 juillet annee 1774». Ода эта была напечатана отдельным изданием в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником «С.

— Петербургского Вестника», в июньской книжке которого появилась «Сатира первая», заключавшая в себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях. Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою известностью пользовалась также «Ода на рабство», написанная в 1783 г., но напечатанная только в «Лирических сочинениях», изданных в 1806 году.

В ней вспоминаются прежние времена Малороссии, когда она пользовалась свободой, и высказываются жалобы на те узы рабства, которые наложены были на родину поэта. Ода эта, без сомнения, вызвана была указом 3 мая 1783 г., по которому поселяне киевского, черниговского и новгород-северского наместничеств объявлялись крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях застал их новый закон.

«Ода на рабство», по словам самого автора, послужила поводом к сочинению «Оды на истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.”. В это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах не «раб», а «верноподданный». Этою одою и началось сотрудничество Капниста в «Новых Ежемесячных Сочинениях» (1787 г., ч.

ХV), служивших как бы продолжением «Собеседника любителей русского слова», в котором Капнист также участвовал по приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева.

Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: «Московском журнале» (1792 г.) и «Аонидах» (1796—1799 гг.).

В позднейшее время Капнист сотрудничал в «Северном Вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Друге просвещения», «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Трудах» московского и казанского обществ любителей словесности, которых он был почетным членом, и в «Сыне Отечества».

Стихотворная деятельность Капниста выразилась преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные, нравоучительные, элегические, горацианские и анакреонтические.

Гораций был любимым классиком Капниста, и в последние годы своей жизни он почти исключительно им занимался.

Совет

Но в свои переводы из Горация Капнист внес слишком много субъективного элемента, так что они являются скорее подражаниями, причем резко выделяются анахронизмы в смешении национального элемента с древне-классическим.

Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе известности, хотя некоторые из его произведений очень ценились за легкий стих и временами неподдельное, хотя и не глубокое чувство.

Не говоря уже о современниках Капниста, укажем на Гоголя, который в стихах его находил «аромат истинно-душевного чувства и какую-то особенную антологическую прелесть».

Нельзя, однако, не заметить, что чувство это в большинстве случаев выражалось меланхолией, которою Капнист злоупотреблял; это было замечено еще И. И. Дмитриевым, а впоследствии подтверждено и Белинским.

Своею литературною известностью Капнист обязан «Ябеде». Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда же была напечатана. Поводом к сочинению «Ябеды» послужил процесс, веденный Капнистом с соседом своим, помещиком тарновским.

Пьеса эта, не отличающаяся художественными достоинствами, имела блестящий успех, благодаря своему общественному значению. Но после четырех представлений комедия, но Высочайшему повелению от 23 октября, была запрещена и изъята из продажи.

Опала эта объясняется тем, что, обличая взяточников, Капнист приобрел много врагов среди чиновного люда, и наиболее влиятельные из них, без сомнения, употребили все усилия к тому, чтобы представить автора комедии опасным для общества человеком. В 1805 г.

опала с «Ябеды» была снята, после чего она долго держалась на сцене. Популярность комедий была так велика, что некоторые выражения ее обратились в пословицы.

Обратите внимание

Кроме «Ябеды», Капнисту принадлежат еще следующие драматические произведения: 1) «Клорида и Милон», пастушеская опера в одном действии, сюжет которой взят из древне-греческой жизни. Она была в первый раз представлена 6 ноября 1800 г.

и тогда же напечатана без имени автора; 1) «Сганарель, или мнимая неверность», комедия в трех действиях, представляющая собою переделку пьесы Мольера «Sganarelle, ou le cocu imaginaire». Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.; 3) «Антигона», трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября 1814 г.

Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого. Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами, напечатанными в «Сыне Отечества».

Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах. При составлении словаря ему поручен был выбор слов из Слова о полку Игореве и из Русской Правды. Благосклоннее относился он к Беседе любителей русского слова, в которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.).

В «Чтениях» Беседы, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста. Так, в 17-м Чтении (1815 г.) помещено «Письмо к С. С. Уварову о гекзаметрах», в котором Капнист предлагал переводить Гомера размером русских народных песентябрь Но Уваров, как известно, опроверг его мнение, чем и убедил Гнедича переводить Илиаду размером подлинника. В 18-м Чтении (1815 г.

) было напечатано «Краткое изыскание о Гипербореянах и коренном российском стихосложении», в котором автор, сетуя на Ломоносова за то, что последний «не возобновил древнего русского стихосложения, пред всеми иностранными толико преимущественного», решается «вступить дерзостною ногою в ристалище, минованное исполином отечественного стихотворства» и для того старается прежде всего доказать тождество Славян с Гипербореянами, «народом знаменитым, от которого сами греки заимствовали искусства и науки». Очевидно, что в этой части своего исследования Капнист руководствовался не строгою научною критикой, а чувством патриотизма и различными фантастическими гипотезами, в чем однако и сам сознается. Изыскание Капниста, как и следовало ожидать, было встречено в печати насмешливыми отзывами. Последующие же его статьи: «О восстановлении первых шести песней Одиссеи в первобытный их порядок» (СПб. 1819) и «Мнение о том, что Улисс странствовал, не в Средиземном, но в Черном и в Азовском морях» («Сын Отечества», 1819 г.) не удостоились даже и насмешливого отзыва. Такое обидное молчание было принято автором за знак презрения к его «велемудрствованию».

Собрания сочинений Капниста печатались в Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды «На рабство», отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени.

«Рецензент» 1821 г., No21, 25; «Отеч. Записки» 1824 г., ч. XIX, No 52; «Атеней» 1828 г., ч. II, No 5; «Чтения в обществе истории и древн. российских» 1847 г., No 9; «Росс. Библиография» 1881 г., No 90; «Соч. Белинского», изд. 5-е, т. III, 399; т. VIII, 120—121; «Соч.

Батюшкова», изд. 1885—1887 гг.; «Киевская Старина» 1886 г, т. XVI; «Соч. Гоголя», изд. 10-е, т. IV, 170; «Записки С. П. Жихарева». M. 1890 г.; «Истор. Вестник» 1891 г., т. XLIV; «Русск. Архив» 1892 г., кн. II; «Архив дирекции императорских театров». СПб. 1892; «Библиограф» 1894 г.

, вып. 2.

B. Саитов.

Русский биографический словарь (1896—1918, изд. Русского исторического общества, 25 тт., неоконч.; издание осуществлялось вначале под наблюдением А. А. Половцова [Половцева; 1832—1909], который был председателем Общества с 1978 г.)

Все биографии русских писателей по алфавиту:

Важно

А – Б – В – Г – Д – Е – Ж – З – И – К – Л – М – Н – О – П – Р – С – Т – У – Ф – Х
– Ц – Ч – Ш – Щ – Э – Я

Десятка самых популярных биографий:

Источник: https://docbaza.ru/bio/rus/Kapnist_Vasili_Vasilevich/01.html

Ссылка на основную публикацию