Краткая биография каверин

Вениамин Александрович Каверин

Каверин Вениамин Александрович (1902 — 1989) родился в семье музыканта в Пскове. Окончил Институт восточных языков (1923) и историко-филологический факультет ЛГУ (1924).

Впервые напечатался в альманахе «Серапионовы братья» в 1922 г. (рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год»). Для ранних произведений В. А.

Каверина характерны поиски героев, материала, жанра; среди них и фантастические рассказы («Мастера и подмастерья», 1923, «Бубновая масть», 1927), и детективные повести («Конец Хазы», 1926, «Большая игра», 1926), и повесть, посвященная работе и жизни ученых («Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», 1929), и очерки о социалистическом преобразовании деревни («Пролог», 1931), и, наконец, историко-литературная работа («Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», 1929). Этот период творчества В. А. Каверина, в соответствии с программой «Серапионовых братьев», отмечен стремлением выработать свою повествовательную манеру, свой писательский почерк, что дало основание рапповской критике обвинить молодого писателя в «формализме».

В дальнейшем, в романе для юношества «Два капитана» (книга 1−2, 1938−44) и в трилогии «Открытая книга» (1949−56) этот почерк становится все более определенным. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, — отличительные способности этих книг.

Обратите внимание

В «Двух капитанах» борьба деятельных и прекраснодушных героев с их опасными, изворотливыми противниками изобилует особенно изобретательно придуманными сюжетными ходами.

Происки предприимчивых авантюристов, опасности, которых удается избежать только в результате счастливого стечения обстоятельств, неожиданные препятствия, возникающие на пути героев, тайны и случайные совпадения — все это позволяет причислить роман В. А. Каверина к приключенческому жанру.

Вместе с тем история Сани Григорьева, представляющая собой воплощение юношеских мечтаний о романтических путешествиях, научных открытиях и подвигах, в чем-то типична для биографий многих советских молодых людей; это соединение реалистического начала с увлекательными необыкновенными приключениями немало способствовало тому, «Два капитана» стали одной из популярнейших книг для юношества.

Многообразие прозаических жанров у В. А. Каверина связано с широтой интересов писателя. В его книгах можно встретить моряков, летчиков, ученых, школьников, литераторов, инженеров, военных.

Писатель входит во все тонкости профессии своих героев, раскрывает их образы не только в дружеских, родственных и любовных связях, но и главным образом в их «производственной» деятельности.

Это особенно сказывается в образах каверинских ученых и литераторов, весь смысл жизни которых сосредоточен в работе, изображенной писателем увлеченно и поэтому увлекательно. Характерно, что и в этих сочинениях В. А. Каверин обнаруживает склонность к сюжетным усложнениям. В романе «Исполнение желаний» (кн.

1−2, 1934−36) научная деятельность и житейский обиход ученых, посвятивших себя историко-литературным изысканиям, предстают перед читателем в неожиданном, почти детективном аспекте; в «Открытой книге», героиня которой доктор Власенкова работает в области микробиологии, борьба честных ученых с авантюристами от науки развертывается в целой цепи сложных сюжетных построений.

В 1962 г. В. А. Каверин опубликовывает повесть”Семь пар нечистых”, посвященную первым дням Великой Отечественной войны. Герои повести — заключенные одного из северных лагерей, встречают войну безоружными, лишенными права защищать свою Родину.

Важно

В повести рассказано, как они завоевывают это право в бою, и рассказано с безыскусственностью и резкостью, не свойственными писателю в прежних его вещах.

Тема повести — единство советских людей; несмотря на то, что атмосфера культа личности Сталина порождала взаимное недоверие, герои повести — советские люди, с первых дней войны объединяются в стремлении отстоять завоевания революции.

Источник: https://www.allsoch.ru/kaverin/

Вениамин Каверин

Вениамин Александрович Каверин – русский советский писатель, драматург и сценарист. Член литературной группы «Серапионовы братья» и лауреат Сталинской премии. Автор культовой книги для многих поколений молодежи – романа «Два капитана», которым зачитывались миллионы.

Писатель Вениамин Каверин

Вениамин Зильбер – так звучит настоящее имя прозаика – взял творческий псевдоним Каверин. А вместе с ним унаследовал от прототипа – гусара и дуэлянта Петра Каверина, приятеля юного Александра Пушкина, выведенного им под своей фамилией в «Евгении Онегине» – прямоту и нежелание идти на компромиссы.

Детство и юность

Автор «Двух капитанов» родился в 1902 году в Пскове, куда с женой Анной и тремя детьми из Выборга перебрался капельмейстер Омского пехотного полка Александр Зильбер.

В Пскове и без того не маленькое семейство ждало прибавление: к двум дочерям и сыну прибавилось еще три мальчика, младшим из которых и был будущий прозаик. Позже писатель назовет свою семью сложной, недружной, но по-своему замечательной и заметной в провинциальном городке.


Обратите внимание

Вениамин Каверин

Глава семейства был человеком талантливым, музыкально одаренным. В казарме, где Зильбер-старший репетировал с оркестром армейские марши, проходило две трети суток. Так что с домашним хозяйством и шестью отпрысками, как могла, управлялась Анна Григорьевна, мама.

Как и муж, Анна была музыкально-одаренной и образованной женщиной. Выпускница московской консерватории виртуозно играла на рояле и спасала чахлый семейный бюджет платными уроками музыки.

Вениамин Каверин в детстве

Энергичная, интеллигентная Анна Зильбер-Дессан организовывала в провинции концерты известных артистов. Благодаря ей в Пскове побывали Вера Комиссаржевская и Федор Шаляпин. Все дети умели играть на разных инструментах, много читали и с любопытством внимали дискуссиям взрослых, обсуждавших культурные события в городе или стране.

Младший и весьма любознательный Вениамин прислушивался к разговорам братьев и их друзей – будущих литераторов и ученых Юрия Тынянова, Августа Летавета и Мирона Гаркави.

Вениамин Каверин в молодости

В 1912 году Каверин поступил в местную гимназию. Поступление далось мальчику непросто: с рождения гуманитарий, он дважды провалил экзамен по арифметике. Проведенные в стенах гимназии 6 лет запомнились яркими событиями.

Детство закончилось зимой 1918-го, когда в Псков вошли немцы. Уходить от суровой действительности помогали книги.

Молодежь – реалисты, семинаристы, студенты – спорили о творчестве Максима Горького, Леонида Андреева и Александра Куприна. Авторитетом для юного Каверина был Юрий Тынянов, взявший в жены сестру Елену.

Тынянов раскритиковал полудетские стихи 13-летнего Вени, хотя и отметил хороший слог. Он первым посоветовал Каверину писать прозу.

Литература

В 1919-м будущий литератор отправился с братом в Москву, где вскоре стал студентом университета. По рекомендации Тынянова в 1920-м перевелся в университет Северной столицы и в том же году поступил в Институт восточных языков.

Вениамин Каверин знакомился с поэтами, рифмовал сам, посещал семинары, лекции и, наконец, решился продемонстрировать таланты: на конкурс, объявленный Домом литераторов, подал рассказ «Одиннадцатая аксиома», за который получил премию. Рассказ начинающего писателя отметил Горький.

Содружество «Серапионовы братья» (крайний справа – Каверин)

Виктор Шкловский ввел молодого автора в литературное содружество «Серапионовы братья», куда входили Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин.

«Брата Алхимика», как именовали Каверина, критиковали за пристрастие к сюжету и чрезмерное увлечение стилем.

Бичевал мэтров и Вениамин: Ивана Тургенева называл «главным литературным врагом» и саркастично заявлял, что «из русских писателей» больше всего любит Эрнста Гофмана и Роберта Льюиса Стивенсона.

Обратите внимание

Вениамин Каверин

В 1923-м в творческой биографии молодого прозаика случилось знаковое событие: Вениамин Каверин издал первую книгу рассказов, назвав ее «Мастера и подмастерья». Следивший за творчеством молодого дарования Горький назвал коллегу «оригинальнейшим писателем».

Совет

Вениамин Каверин, как лучший из выпуска, остался в университетской аспирантуре: филолога привлекали малоизвестные русские авторы начала XIX века.

В 1929 году с блеском защитился в Институте истории искусств. В начале 1930-х литератор сочинил пьесы, которые взяли в репертуар именитые режиссеры.

Всеволод Мейерхольд предлагал Каверину сотрудничество, но тот отказался, сосредоточив силы на повестях и романах.

Книги Вениамина Каверина

Первый трехтомник Каверина вышел, когда автор отметил 28-летие. Но в 1930-е талантливого прозаика объявили писателем-«попутчиком» и обвинили в «жажде буржуазной реставрации».

На подобные обвинения в те годы следовало реагировать, чтобы не попасть в жернова репрессий. Вениамин Каверин смирил гордыню и написал роман «Исполнение желаний».

Книгой зачитывались, но автор назвал сочинение «инвентарем назидательности».

Этот роман и последовавший за ним «Два капитана» спасли Каверина от горькой судьбы брата Льва Зильбера, академика, трижды побывавшего в лагерях. По слухам, роман похвалил Иосиф Сталин. Каверину вручили премию имени вождя. При этом автор умудрился ни разу не вспомнить в романе партию, комсомол и самого правителя. Книга стала самым известным произведением прозаика.

Роман Вениамина Каверина «Два капитана»

В годы Великой Отечественной войны писатель побывал на Ленинградском фронте и Северном флоте как корреспондент «Известий». Пережитое нашло отражение в книгах, вышло продолжение «Двух капитанов».

В 1946 году вышло постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Андрей Жданов назвал Михаила Зощенко и Анну Ахматову «подонком» и «блудницей».

Прежние друзья, встретив опальных литераторов, спешили перейти на другую сторону улицы. Но не изменилось отношение к старому другу у Каверина, называвшего Зощенко одним из лучших писателей современности.

Вениамин Каверин выручал опального коллегу, помогая деньгами.

Вениамин Каверин на фронте (слева)

В 1947-м писатель покинул Ленинград и перебрался в столицу. Жил в Переделкино и трудился над трилогией «Открытая книга». Роман о становлении микробиологии вышел в 1948 году и понравился читателям. Но критики и коллеги-литераторы встретили книгу разгромной критикой. Авторы 14 рецензий и статей объявили роман враждебным социалистическому строю.

В 1954 году, на 2 писательском съезде, Вениамин Каверин призвал уважать свободу творчества и дать справедливую оценку наследию Михаила Булгакова и Юрия Тынянова. В 1956-м в альманахе «Литературная Москва» вышел 2 том «Открытой книги». Времена изменились, продолжение романа встретили спокойно.

Вениамин Каверин за работой

В 1960-е Вениамин Каверин в «Новом мире», возглавляемом Александром Твардовским, опубликовал статьи, в которых пытался реабилитировать Зощенко. В 1970-е выступил в защиту Александра Солженицына.

В 1972 году прозаик подарил читателям поразительно искренний роман «Перед зеркалом», а в 1976-м – повесть «Освещенные окна».

Творческое наследие Вениамина Каверина – это и замечательные сказки «Верлиока», «Немухинские музыканты», «Песочные часы».

Обратите внимание

Вениамин Каверин

Писатель не был диссидентом, хотя не раз мужественно защищал коллег, попавших в опалу. Предельно откровенную оценку строю и прогнувшимся под него литераторам дал в книге мемуаров «Эпилог», которую написал «в стол» в 1970-е. Жесткой критике подверглись Алексей Толстой, Валентин Катаев, Константин Симонов.

О публикации «Эпилога» в стране не могло быть и речи, но печатать мемуары за границей Каверин не хотел. Он передал рукопись на сохранение изгнанному из СССР Владимиру Войновичу. Книга вышла в 1989 году на родине. Каверин дождался сигнального экземпляра.

Личная жизнь

В 1922-м молодой писатель женился на Лидии Тыняновой, сестре друга Юрия Тынянова. В счастливом и продолжительном браке у пары родились двое детей – Николай и Наталья.

Вениамин Каверин с женой

Дети не пошли по стопам родителей (Лидия Николаевна писала для детей) и выбрали медицину. Сын и дочь стали профессорами, защитили докторские степени.

Смерть

Вениамин Каверин писал до последних дней жизни, но осуществить все замыслы не успел. Последняя, прощальная, книга – о Тынянове, дружбу с которым Вениамин Александрович пронес через всю жизнь.

Могила Вениамина Каверина

Писатель умер весной 1989-го, прожив 87 лет. Похоронили автора «Двух капитанов» на Ваганьковском кладбище.

Библиография

  • 1923 – «Мастера и подмастерья»
  • 1925 – «Девять десятых судьбы»
  • 1925 – «Конец Хазы»
  • 1928 – «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»
  • 1929 – «О. И. Сенковский (Барон Брамбеус)»
  • 1931 – «Художник неизвестен»
  • 1934-1936 – «Исполнение желаний»
  • 1938-1944 – «Два капитана»
  • 1949-1956 – «Открытая книга»
  • 1957-1959 – «Неизвестный друг»
  • 1960 – «Кусок стекла»
  • 1962 – «Семь пар нечистых»
  • 1962 – «Косой дождь»
  • 1963-1964 – «Двойной портрет»
  • 1972 – «Перед зеркалом»
  • 1978 – «Двухчасовая прогулка»
  • 1983 – «Наука расставания»

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin)
  • Памятник литературным героям романа «Два Капитана» — Татаринову и Григорьеву – расположен в городе Пскове, в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В. А. Каверина
Читайте также:  Краткая биография ростан

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/14000-veniamin-kaverin.html

Краткая биография Вениамин Каверин

Каверин Вениамин Александрович родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия – Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина — гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г.

переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э.Мандельштама и В. Б.Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф.Одоевского, А.

Ф.Вельтмана, О. И.Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием “Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского”, принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе “Серапионовы братья”, в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие.

В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина “Мастера и подмастерья”, в 1925 г.

– роман “Конец Хазы”, а в 1931 г. – роман “Художник неизвестен”.

Важно

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех — их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах.

С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал “Исполнение желаний” – он, как и несколько последующих (“Два капитана”, “Открытая книга”), пользовался большой популярностью.

Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, – отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты “Известия”.

В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя – романа “Два капитана”; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить романы “Перед зеркалом” (1971) и “Верлиока” (1982), а также автобиографические книги “В старом доме” (1971) и “Освещенные окна” (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников.

Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына.

Совет

Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове “Новое зрение”, написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника “Два капитана”, который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм “Чужой пиджак”, кинофильм в двух сериях “Два капитана”и телефильм в девяти сериях “Открытая книга”. Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести “Школьный спектакль”.

По знаменитым “Двум капитанам” было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла “Норд-Ост”, созданного по мотивам этого романа.

11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг “Норд-Оста” с бессмертным девизом полярников “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-veniamin-kaverin/

Вениамина Каверин биография

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Этот девиз героев известного романа стал, наверное, визитной карточкой и самого писателя Вениамина Каверина, автора «Двух капитанов».

История, начавшаяся в 1930-е годы, оказалась удивительно современной и сегодня, для тех мальчишек и девчонок XXI века, что мечтают не об офисной карьере менеджера или бухгалтера, а о морях и небе, дальних странствиях и приключениях.

Уроженец древнего Пскова Вениамин Каверин (1902-1989) написал немало рассказов, повестей, романов, таких как «Открытая книга», «Перед зеркалом», «Наука расставания», трилогия «Освещенные окна». Но главной книгой его жизни стали «Два капитана». Во многих своих произведениях Вениамин Александрович не раз вспоминал Псков – город далекого детства.

Дружеские узы

С детства писателя окружала музыка: он родился в семье капельмейстера пехотного полка, а его мать, получившая блестящее образование и владевшая сетью музыкальных магазинов, не раз устраивала в городе выступления таких звезд, как Федор Шаляпин.

Супругом сестры Вениамина Елены был известный писатель Юрий Тынянов. Именно он посоветовал Вениамину после окончания гимназии отправиться на учебу в Ленинград.

Там в университете Каверин занимался на философском факультете университета и арабском отделении Института живых восточных языков.

Обратите внимание

Тынянов был не только старшим товарищем Вениамина, но и наставником в вопросах литературы.

Именно он стал первым слушателем и объективным критиком первых сочинений Каверина, убедил его всерьез заняться прозой, а тот в лице Юрия обрел истинную дружбу – чувство, воспетое им на многих страницах будущих книг. Комиссию по литературному наследию Тынянова Каверин потом возглавлял до последних дней своей жизни.

Псевдоним он тоже выбрал под впечатлением дружбы. Настоящая фамилия писателя была Зильбер. Кавериным же он стал, «имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировало его мужество и смелость».

С 1984 года большая дружба связала уже зрелого писателя с областной детской библиотекой родного Пскова.

Ее работники и друзья, поклонники творчества Каверина, стали инициаторами создания в городе литературного музея автора «Двух капитанов». С 1990 года и сама библиотека называется в честь писателя.

Он посетил ее и лично передал очередные памятные вещи в 1986 году, приехав на 200-летие школы № 1 – бывшей мужской гимназии, в которой когда-то учился.

В июне 1995 года у здания библиотеки открылся памятник «Два капитана» с фигурами Сани Григорьева и капитана Татаринова. Работу питерских скульпторов Андрея Ананьева и Михаила Белова в свое время одобрил сам Каверин: «Этот проект прекрасно передает содержание и нравственную цель моего романа “Два капитана”».

Важно

Творчество Каверина нашло немало отражений в современном искусстве. Многие его произведения экранизированы, по роману «Два капитана» написаны опера и известный мюзикл Георгия Васильева и Алексея Иващенко «Норд-Ост».

Судьба этой постановки связана с драматическими событиями в Москве, где в 2002 году в Театральном центре на Дубровке прямо в ходе сценического действия состоялся захват заложников вооруженными террористами, повлекший в итоге многочисленные жертвы.

Каверинский Псков

Еще в 1920-е годы писатель обратился к давним впечатлениям о родном городе, создавая черновой вариант книги «Конец хазы».

Ее персонажи исполняют известную воровскую песню «Мы со Пскова два громилы!», которую Каверин явно слышал еще в детстве.

Город в 1-й части трилогии «Открытая книга» – «Юность Тани» именуется Аопахиным с весьма узнаваемыми псковскими историческими местами, включая известный Ольгинский мост, названный в честь первой христианской правительницы Киевской Руси.

В автобиографических «Освещенных окнах» фигурирует и сам Псков, и старинные названия его улиц. Реки города Энска, Тихая и Песчинка, из «Двух капитанов» соответствуют Пскове и Великой.

В 1980-е годы Вениамин Александрович написал два рассказа «Загадка» и «Разгадка» о тихом городке под названием Бартенев.

Его монашеская обитель и часовня Негасимой лампады весьма напоминают даже названиями часовню Негасимой свечи и Мирожский монастырь в Пскове.

Впечатлениями детства пронизаны многие страницы творчества Каверина, придавая им удивительную реальность и узнаваемость в описаниях различных мест и уголков природы.

Совет

Оценивая же пройденный творческий путь, страницы своей жизни, впоследствии писатель признавался: «Самое интересное в ней все-таки мое детство и юность.

Уверен: если бы не было такого детства и такой юности, я не написал бы всех своих книг…»

Источник: https://posmotrim.by/article/veniamina-kaverin-biografiya.html

Вениамин Каверин. Подробная биография

Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.

Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.

В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова.

Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков. Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н.

Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).

В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 — университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).

Читайте также:  Краткая биография честертон

В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры.

Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов.

От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию — такова оказалась писательская эволюция Каверина.

Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано — в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923).

Обратите внимание

Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «…

самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка “Детства”»,— размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи — романы «Скандалист» (1928) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936).

В главных персонажах обоих романов — студентах Нагине и Трубачевском — без труда распознается авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа — Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции.

В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты

Тема Каверина — это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.

Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил.

Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.

В «Эпилоге» (1989), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады.

Важно

Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985).

В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников.

Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д.

Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей — в ФРГ).

В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931) — наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь — она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.

Вениамин Александрович Каверин умер 2 мая 1989 года.

Биография

Произведения

  • Два капитана
  • Перед зеркалом
  • Песочные часы

Критика

Ключевые слова: Вениамин Каверин, биография Вениамина Каверина, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Вениамина Каверина

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170211-biografiya-veniamina-kaverina

Интересные факты из жизни и биографии Вениамина Каверина

Вениамин Каверин прошел долгий жизненный путь, был свидетелем многих переломных исторических событий, которые он описал в своих произведениях. Его персонажами стали новые герои. Главный его роман стал настольной книгой для нескольких поколений молодежи, научив их честности, стойкости, верности, умению дружить. Сам писатель придерживался этих идеалов в течение всей своей жизни.

Именем писателя В.А. Каверина астрономы назвали астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).

Как все начиналось?

Писатель появился на свет в провинциальном Пскове в большом семействе военного музыканта и пианистки с консерваторским образованием. Из шестерых детей Вениамин был самым младшим. Все весьма талантливые, все добились успехов в искусстве и науке. С раннего детства будущий писатель много читал — классику, приключения. Любимым писателем был Стивенсон.

Влияние других людей в творчестве писателя

Огромную роль в становлении будущего литератора сыграл его старший брат Лев, который станет позже вирусологом, основателем целой научной школы, и одноклассник Льва, Юрий Тынянов, в дальнейшем тоже известный беллетрист и мастер слова. Друзья позже породнились: Каверин взял в жёны сестру Тынянова, а Юрий стал мужем сестры Вениамина.

В гимназические времена единственной серьезной проблемой у будущего мастера слова была математика.

Каверин в юности пробует силы в поэзии. В те времена стихосложение было широко распространено среди молодежи с гуманитарным складом ума.

Получение новой фамилии

Настоящая фамилия его была Зильбер, он придумал себе вымышленное имя по имени П.П. Каверина, одного из приятелей молодости А.С. Пушкина, описанного поэтом в 1-й главе «Евгения Онегина».

Студенческая пора

В 1919 г. В.А. Каверин перебирается в Москву, чтобы получить аттестат и поступить на историко-филологический факультет Московского университета.

Ему удается сочетать учебу и работу. Он ведет деятельную общественную жизнь, принимает участие в работе пушкинского семинара под руководством Всеволода Иванова, посещает литературные встречи с известными поэтами. По рекомендации друга в 1920 г. переезжает в Петроград и продолжает учебу сразу на двух факультетах.

Увлечение поэзией после того как его стихи раскритиковали О.Э. Мандельштам и В.Б. Шкловский, быстро остыло. Зато рассказ «Одиннадцатая аксиома» в 1920 г. выиграл конкурс и заинтересовал М. Горького.

«Серапионовы братья»: начало писательской деятельности

Огромное значение для воспитания В.А. Каверина как мастера слова имела его причастность к группе литераторов «Серапионовы братья», которая возникла в 1921 г. Название кружка руководители позаимствовали из произведения немецкого романтика Гофмана.

Оно намекало на христианского аскета Серапиона и должно было обозначать высокое качество литературы и ее аполитичность. В первые годы советской власти такая позиция была непозволительна. Вскоре молодые люди поняли свою наивность, и среди них начались идеологические разногласия: группировка разделилась на западное крыло и восточное.

Первые предпочитали приключенческие жанры, а вторые уделяли внимание изображению бытовых и фольклорных сюжетов.

Совет

Первое время это не мешало творческому сотрудничеству, но постепенно они совсем разошлись во взглядах, чему способствовали серьезные нападки критиков.

Однако свою первую новеллу, сочиненную в стиле Гофмана, Каверин опубликовал в сборнике этого кружка.

В течение 20-х годов писатель занимался одновременно литературной деятельностью и наукой: окончил аспирантуру и завершил книгу «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского», засчитанную ему за диссертацию.

Лучшие произведения

В 30-е годы Каверин начинает писать крупные прозаические произведения. Сначала появился роман «Исполнение желаний», посвященный творческим исследованиям ученых. Этой же теме посвящена трилогия «Открытая книга», написанная после войны. Романы оценили высоко: сюжет был построен достаточно замысловато, герои подчеркнуто контрастны. И это стало отличительным чертой стиля автора.

Большинству книголюбов мастер слова известен как создатель популярного романа «Два капитана». Романтические приключения и одухотворенность военной генерации молодежи покоряли книголюбов всех возрастов.

Память о героях книги «Два капитана»

Из окон псковской детской библиотеки виден памятник главным персонажам его книги «Два капитана» — капитану Татаринову и Саньке Григорьеву.

В Полярном Мурманской области находится площадь «Двух капитанов», получившая наименование по заглавию любимой книги. На Северном флоте в военные годы В.А.

Каверин служил военным корреспондентом, за что получил орден Красной Звезды. Именно здесь было создано продолжение эпопеи, за которую ему в 1946 г. вручили Сталинскую премию.

Вероятно, именно это позволило ему не подвергнуться репрессиям подобно старшему брату.

Последние годы

Характером Вениамин Александрович был очень миролюбивым, старался никогда не вступать ни в какие литературные и общественные конфликты. Он не был диссидентом. В советское время его литературная судьба складывалась довольно благополучно.

Все его книги публиковались при жизни, за исключением последней книги воспоминаний. Была, конечно, критика, которая была связана с идеологией, но от нее никто не был застрахован.

Каверин поступал по совести, он не вступал в партию и не всегда желал подчиняться ее установкам.

Обратите внимание

Так было в 1955 г., когда литераторам разрешили самим издать сборник «Литературная Москва», который буквально через год запретили.

В 1958 г., когда Каверин, верный своим принципам, единственный из всех писателей старшего поколения не стал травить Бориса Пастернака.

Так было и в 1962 г., когда Каверин во вступлении к «Жизни господина де Мольера» упомянул о другом романе М.А. Булгакова.

Так, было и тогда, когда он отказался подписать письмо, направленное против врачей-убийц, и когда подписал обращение в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского.

Лучшие романы В.А. Каверина не один раз экранизировали. Целые поколения молодежи учились у его героев мужеству, порядочности, стойкости, умению любить и дружить.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-i-biografii-veniamina-kaverina/

Вениамин Каверин

Романы, повести
Пурпурный палимпсест , сборник (1922)
«Хроника города Лейпциг за 18.. год», повесть (1922)
«Мастера и подмастерья», сборник (1923)

«Девять десятых судьбы», роман (1925)

«Конец Хазы», роман (1925)

Скандалист, или Вечера на Васильевском острове , роман (1928)

«Черновик человека», повесть (1929)

«Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» (1929; 1964 — новая редакция)

«Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
«Исполнение желаний», роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973)
Два капитана , роман (книги 1—2, 1938—1944)
Открытая книга , роман…

Романы, повести
Пурпурный палимпсест , сборник (1922)
«Хроника города Лейпциг за 18.. год», повесть (1922)
«Мастера и подмастерья», сборник (1923)

Читайте также:  Краткая биография сэлинджер

«Девять десятых судьбы», роман (1925)

«Конец Хазы», роман (1925)

Скандалист, или Вечера на Васильевском острове , роман (1928)

«Черновик человека», повесть (1929)

«Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского, журналиста, редактора «Библиотеки для чтения» (1929; 1964 — новая редакция)

«Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
«Исполнение желаний», роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973)
Два капитана , роман (книги 1—2, 1938—1944)
Открытая книга , роман (1949—1956)
«Неизвестный друг», повесть (1957—1959)
«Кусок стекла», повесть (1960)
«Семь пар нечистых», повесть (1962)

«Косой дождь», повесть (1962)

«Двойной портрет», роман (1963—1964) — рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
«Школьный спектакль» (=Так не было — так было), повесть (1968)

Перед зеркалом , роман (1972) — раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы

«Двухчасовая прогулка», роман (1978) — о жизни советских учёных
«Наука расставания», роман (1983)
Силуэт на стекле , повесть (1987)
«Над потаённой строкой», роман (1988)

Рассказы
«Одиннадцатая аксиома» (1920)
«Пятый странник», фантастический рассказ (октябрь-декабрь 1921)
«Столяры» (1922)
«Манекен Футерфаса» (1923)
«Большая игра», фантастический рассказ (1923)
«Бочка», фантастический рассказ (1923)
«Ревизор» (1926)
«Бубновая масть» (1927)
«Голубое солнце» (1927)
«Друг микадо» (1927) «Сегодня утром» (1927)
«Пролог», путевые рассказы (1930):
«Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение».
«Из дневника танкиста» (1941)
«Морская пехота» (=Салют; Прощальный салют) (1941)
«Трое» (=Три дня) (1941)
«Домик на холме» (=Долг; Дом на холме) (1942)
«Рисунок» (1980)
«Загадка» и «Разгадка» (объединены в повесть «Шестнадцатилетие») (1983)

«Летящий почерк» (1984)

Драматические произведения
«Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах, 1933)

«Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность», 1954)

Сказки
«Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»: «Городок Немухин»,

«Сын стекольщика»,

«Немухинские музыканты»,
«Лёгкие шаги» (1962),
«Сильвант»,

«Много хороших людей и один завистник» (=Аптека «Голубые шары») (1960),

Песочные часы (1943),
Летающий мальчик .
«Снегурочка»
О Мите и Маше, о Весёлом Трубочисте и Мастере Золотые Руки
«Верлиока» (2 июня 1981)

Воспоминания, эссеистика
«Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)

«Освещенные окна» (1970—1973—1975)

«В старом доме» (1971)
«Собеседник». Статьи (1973)

«Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)

«Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)

Эпилог (20 июля 1979), послесловие (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988)

Литератор (1988)
Новое зрение (в соавторстве с В.Новиковым) (1988)
«Счастье таланта» (1989)

Статьи
«Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей, 1954)
«Горький и молодые» (1954—1960)
«Александр Фадеев» (1957)
«Заболоцкий» (1958)
«Маяковский» (1958)
«Волшебная палочка» (1960)
«Аркадий Гайдар» (1962)
«Диккенс и театр» (1963)
«Юрий Тынянов» (1964)
«Неоткрытые дороги» (1964)
«Читая Хэмингуэя» (1964)
«Всеволод Иванов» (1965)
«Булгаков» (1965)

«Евгению Шварцу» (1965)

Источник: https://www.livelib.ru/author/1575-veniamin-kaverin

Вениамин Каверин

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены — урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина — Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892—1944) — вышла замуж за Ю. Н.

 Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии — крупный советский вирусолог. Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей — Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 — после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С.

 Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899—1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина — детская писательница Л. Н. Тынянова (1902—1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын — Николай Вениаминович Каверин (род.

Важно

1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Дочь — фармаколог.

14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив — учился на тройки, четвёрки.

Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер.

Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.

Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

    Уж тёмно: в санки он садится.     «Пади, пади!» — раздался крик;     Морозной пылью серебрится     Его бобровый воротник.     К Talon помчался: он уверен,     Что там уж ждет его Каверин.

    Вошел: и пробка в потолок,     Вина кометы брызнул ток,     Пред ним roast-beef окровавленный,     И трюфли, роскошь юных лет,     Французской кухни лучший цвет,     И Стразбурга пирог нетленный     Меж сыром Лимбургским живым

    И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Совет

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935—1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953—1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции.

Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940—1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения.

Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Каверин умер 2 мая 1989 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Адреса в Ленинграде

1930—1946 — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.

Произведения

Романы, повести

  • «Мастера и подмастерья», сборник (1923)
  • «Конец Хазы», роман (1926)
  • «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928).

  • «Художник неизвестен», роман (1931) — один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе
  • «Исполнение желаний» роман (книги 1—2, 1934—1936; новая редакция 1973).
  • «Два капитана» роман (книги 1—2, 1938—1944)
  • «Открытая книга» роман (1949—1956).

  • «Семь пар нечистых» повесть (1962)
  • «Косой дождь» повесть (1962)
  • «Двойной портрет», роман (1967) — рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь
  • «Перед зеркалом», роман (1972) — раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы
  • «Наука расставания», роман (1983)
  • «Девять десятых судьбы»

Сказки

  • «Верлиока» (1982)
  • «Городок Немухин»
  • «Сын стекольщика»
  • «Снегурочка»
  • «Немухинские музыканты»
  • «Лёгкие шаги»
  • «Сильвант»
  • «Много хороших людей и один завистник»
  • «Песочные часы»
  • «Летающий мальчик»
  • «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки»

Воспоминания, эссеистика

  • «Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965)
  • «Собеседник». Статьи (1973)
  • «Освещенные окна» (1976)
  • «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980)
  • «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984)
  • «Счастье таланта» (1989)

Награды и премии

  • орден Ленина (1962)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды
  • орден Дружбы народов
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за роман «Два капитана»

Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

  • Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923.
  • Рассказы. М. Круг. 1925.
  • Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926.
  • Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с.
  • Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926.
  • Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931.
  • Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с.
  • Художник неизвестен. Л. 1931.
  • Черновик человека. Рассказы. Л. 1931.
  • Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937.
  • Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939.
  • Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941.
  • Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941.
  • Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с.
  • Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с.
  • Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942.
  • Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с.
  • Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с.
  • Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с.
  • Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943.
  • Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950.
  • Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953.
  • Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960.
  • Три сказки. М. Детгиз. 1960.
  • Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с.
  • Очерк работы. М. Советская Россия. 1964.
  • Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с.
  • Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972.
  • Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976.
  • Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с.
  • Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с.
  • Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с.
  • Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982.
  • Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с.
  • Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с.
  • Сказки. Баку. Гянджлик. 1986.
  • Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989.
  • Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с.
  • Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с.
  • Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983.

Экранизации и постановки

  • 1955 — «Два капитана» (реж. Владимир Венгеров).
  • 1973 — «Открытая книга» (реж. Владимир Фетин).
  • 1976 — «Два капитана» (реж. Евгений Карелов).
  • 1977—1979 — «Открытая книга» (реж. Виктор Титов).

  • 1978 — Поворот — (реж. Вадим Абдрашитов)
  • 1981 — «Немухинские музыканты» (реж. Мария (Мариэта) Муат).
  • 1989 — «Легкие шаги» (реж.

    Елена Машкара)

  • 2001 — мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев)

Память

  • В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin).
  • Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина — «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой — военкор Незлобин.

Источник: http://people-archive.ru/character/veniamin-kaverin

Ссылка на основную публикацию