Введение
Литература эпохи романтизма — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы, отмеченный удивительным многообразием талантов, россыпью великих имен писателей, классиков. Это направление господствовало в Европе всю первую треть 19-го века. Известный исследователь романтизма Н. Я.
Берковский писал: «Романтизм складывался как целая культура, многообразно разработанная, и именно в этом был подобен своим предшественникам — Ренессансу, классицизму, Просвещенью»Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. — Л., 1973. — С. 19. .
Важное место в истории этого культурного течения занимал немецкий романтизм.
Немецкий романтизм – явление особое. В Германии характерные для всего движения тенденции получили своеобразное развитие, определившее национальную специфику романтизма в этой стране. Искусство художников немецкого романтизма тяготело к мифологической форме мышления, к иносказательности, к фантастике.
Далекие от житейской практики, они больше всего интересовались жизнью души.
В данной работе рассматривается проблема психологии чувства в трактовке одного из самых ярких представителей немецкого романтизма, Генриха Клейста.
Генрих фон Клейст имел, пожалуй, самую тяжелую судьбу среди своих современников и трагическое мироощущение пронизывает все его творчество, особенно это касается его трагедий, самой яркой из которых является «Пентесилея».
Клейст представляет личность, которая в своем стремлении любить и быть любимой, в своем стремлении обладать предметом любви, готова не пощадить никого, включая собственно предмет своей страсти. Драматург не просто описывает внешние проявления страсти главной героини, а проводит тщательный психологический анализ ее чувств.
Цель данной работы – выявить, как именно Клейст изобразил конфликт, происходящий в душе человека, проследить его развитие и установить причины.
Генрих фон Клейст по праву принадлежит к числу выдающихся немецких писателей эпохи романтизма.
Он прожил недолгую, трагичную, полную внутренних потрясений и катастроф жизнь и закончил ее самоубийством вместе с последней подругой в состоянии «неизъяснимой радости и легкости». В течение своей жизни Клейст так и не прижился среди современников и часто подвергался критике с их стороны. А. Карельский писал о нем: «Клейст застиг современников врасплох, вызвал в них недоумение, растерянность». Карельский А. В. О творчестве Генриха фон Клейста. // Клейст Г. Избранное. Драмы, новеллы, статьи. – М., 1977. – С. 3.
Генрих фон Клейст родился в 1777 во Франкфурте-на-Одере в бранденбургской помещичье-офицерской семье. По словам Томаса Манна, всегда восхищавшегося писателем, Клейст «был молодой человек с детским лицом и странными, малообаятельными манерами.
Меланхоличный, мрачный, немногословный, косноязычный – отчасти, наверное, из-за дефекта речевого аппарата, дефекта, придававшего его словам, когда он ввязывался в умственные разговоры, неприятную резкость, – он быстро смущался, начинал заикаться, краснел и в обществе почти всегда держался неестественно, неловко, натянуто». Манн Т. Генрих фон Клейст и его повести / Т.
Манн // Иностранная литература. – 2003. – № 9. – (http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Mann_Kleist.htm#0).
В пятнадцать лет по традиции, принятой в его семье, мальчика отдали на военную службу. Прослужив семь лет, он наперекор воле родителей подал в отставку и принял решение заняться науками в качестве студента в университете в родном городе.
Но образование не увлекло юношу, он попытался разобраться в себе, найти свое место в мире. Поступить на какую-нибудь службу Клейст упорно не хотел.
Его научное усердие, его культ истины рухнули под страшным ударом: изучение Канта стало для него духовно-нравственной катастрофой, показав ему, что истина и совершенство недостижимы, поскольку всякое познание обусловлено формами нашего мышления. Это ошеломило его. В поисках новой жизненной цели он совершил несколько путешествий по Европе и начал писать.
Первым произведением Клейста стала пьеса «Семейство Шроффенштейн» (1803). Писатель закончил эту драму, «полную полунелепостей и нелепостей, но искрящуюся талантом», но вскоре отверг, назвав «жалкой дребеденью» Манн Т. Генрих фон Клейст и его повести / Т. Манн // Иностранная литература. – 2003. – № 9. – (http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Mann_Kleist.htm#0)..
Одновременно он работал над «Робертом Гискаром», но после полутора лет работы Клейст сжег рукопись и записался в наполеоновскую армию, готовившую вторжение на Британские острова. С подорванным здоровьем он в июне 1804 вернулся в Берлин. Годом позже в Кёнигсберге он сделал переработку мольеровской галантной комедии «Амфитрион» и написал реалистическую комедию «Разбитый кувшин» (1808, опубл.
1811); в это же время Клейст попробовал себя в жанре новеллы.
В «Разбитом кувшине» драматический талант Клейста раскрылся наиболее полно: здесь действием правит не случай, но логика характеров. Комедия стала как бы подготовкой к созданию трагедии «Пентесилея».
Трагедия была написана в 1807 году, но первая постановка «Пентесилеи» была осуществлена только в 1876 г.
на сцене Берлинского королевского театра; это был вариант, подвергшийся значительной переработке. В подлинном авторском варианте постановка была осуществлена лишь в 1892 г. придворным Мюнхенским театром. Образ Пентесилеи воплощает весь «мрак и блеск души» самого автора, в нем, как писал Клейст в письме к Марии фон Клейст осенью 1807 г., «задето … самое сокровенное».
Затем в 1810 он создал романтическую сказку «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем». Воссоздав по памяти первый акт «Роберта Гискара», Клейст намеревался закончить эту драму, но вместо нее написал поэтическую драму «Принц Фридрих Гомбургский» (1810, опубл. 1821).
Призывая Германию объединиться в борьбе против Наполеона, он написал политическую драму «Битва Германа» (1808), позже обратился к публицистике. Но прусский король был союзником Наполеона, поэтому поставить драму было невозможно, журналистская деятельность также находилась под угрозой срыва. Клейст был в отчаянии.
Осенью 1810 он выпустил том новелл, который открывался его прозаическим шедевром «Михаэль Кольхаас». В июне следующего года вышел второй том новелл. Эти произведения отличаются драматической сжатостью и живостью действия, однако, их герои – жертвы жестокой и неумолимой судьбы, слепого случая и обстоятельств. Утратив все надежды, Клейст покончил с собой близ Потсдама 21 ноября 1811.
Клейст до последнего вздоха оставался верен своему убеждению, что человек есть воплощение огромных сил и возможностей, дающих ему полное право бросить вызов Року и противопоставить в схватке с ним неумолимой судьбе свой несгибаемый дух, человеческое достоинство и ненасытную жажду сердца.
Источник: https://studbooks.net/763453/literatura/biografiya_tvorcheskiy_put_genriha_kleysta
Биография
Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 03.03.2016 13:58 Автор: Биограф Просмотров: 1853
Клейст Генрих фон Родился: 18 октября 1777 года. Умер: 21 ноября 1811 (34 года) года.
Генрих фон Клейст (нем.
Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере — 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) — немецкий драматург, поэт и прозаик.
Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д'О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).
В 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.
Семья Клейстов происходила из старинной знатной семьи. Отец, Иоахим Фридрих фон Клейст, служил штабс-капитаном от инфантерии (пехоты) в гарнизоне Франкфурта-на-Одере. Мать Генриха, Юлиана Ульрике, была второй женой Иоахима Фридриха. У них родилось пятеро детей: Фридерика, Августа Каролина, Генрих, Леопольд Фридрих и Юлиана.
После смерти отца в 1788 году Генриха послали учиться в Берлин. В 1792 году Генрих поступил на службу в гвардейский полк в Потсдаме и в 1796 году принял участие в войне против Франции.
Во время службы Генриха, 3 февраля 1793 года умирает его мать. Ушел со службы в 1799 году в ранге лейтенанта.
Затем изучал математику, физику и латынь в университете Виадрина, в 1800 году получил пост чиновника в министерстве финансов в Берлине.
После поездки по Франции со своей сестрой, Ульрикой, Клейст переезжает в Берн, где завершает свою первую пьесу «Семейство Шроффенштейн». В 1802 году ссорится со своей невестой Вильгельминой и впадает в ещё большую депрессию. Врачи диагностируют «чёрную меланхолию». Ульрика (сестра Генриха) вернула его в Веймар.
Драма «Семейство Шроффенштейн» была опубликована анонимно в следующем году. В этом же году он отправляется в масштабное путешествие по Европе, посещает Лейпциг, Дрезден, Берн (в июле), Милан, Женеву, Париж (в середине октября).
В октябре, после записи рукописи «Роберта Гвискара» — второй своей пьесы — Клейст тайно покидает столицу Франции, и едет в лагерь Булонь, не имея при себе паспорта, чтобы вступить в ряды французской армии, готовившей вторжение в Великобританию. Затем, отказавшись от своих планов, он получил паспорт в посольстве Пруссии и вернулся в Германию.
Заболел вскоре после того, как остановился в Майнце, оставался в постели шесть месяцев и закончил за это время работу над «Робертом Гвискаром».
В 1808 году Клейст в сотрудничестве с Адамом Мюллером издал первый номер литературного журнала «Феб». Клейст предложил Гёте сотрудничать с журналом, но тот отказался, резко раскритиковав Клейста. «Феб» издается всего год. В том же году в печати появилась новелла «Маркиза д’О» и отрывок новеллы «Михаэль Кольхаас». В это же время Клейст представил публике свою пьесу «Разбитый кувшин».
В 1810 году подружился с Генриеттой Фогель, больной раком.
Они решили совершить самоубийство — осуществить навязчивую идею, с которой Клейст не раз уже обращался к своей жене Марии, которой он с большим воодушевлением написал перед смертью: «Я нашёл подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной». В 1811 году Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.
«Истина в том, что мне ничто не подходит на этой Земле», — его дневниковая запись непосредственно перед тем, как свести счёты с жизнью.
Пьесы
«Семейство Шроффенштейн» (издана 1803)«Роберт Гвискар» (1803, сожжена автором, сохранился лишь первый акт)«Пентесилея» (1805-07, издана 1808)«Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнём» (1807, издана 1810)«Разбитый кувшин» (1806?, издана 1811?)«Амфитрион» (1807, по одноимённой пьесе Мольера)«Битва Германа» (1808, издана 1821)
«Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана 1821).
Наследие и признание
На сочинения Генриха фон Клейста писали музыку такие известные композиторы как Август Вильгельм Амброз, Хуго Вольф (симфоническая поэма «Пентесилея»), Ханс Пфицнер (опера «Кетхен из Гейльбронна»), Ханс Вернер Хенце (опера «Фридрих Гомбургский»).
Его драмы, новеллы и даже эссе многократно экранизировались.
Маркиза фон О
Издания на русском языке
Собрание сочинений в 2-х тт. — М.; Л.: Всемирная литература, 1923
Собрание новелл. — Л.: Academia, 1928
Пьесы. — М.: Искусство, 1962
Избранное. — М.: Художественная литература, 1977, 544 с. Тир. 100 тыс.
Источник: http://biography.su/poety/klejst-genrikh-fon
Генрих фон Клейст – биография, список книг, отзывы читателей
“Я не могу жить в стране, которая не защищает моих прав”. Как можно быть уверенным в своей безопасности, если любой жирный чиновник может отобрать у тебя все, что ты нажил своими руками.
Ни один суд не будет на твоей стороне, если за судьей кто-то стоит. Никогда в жизни не захотел бы жить в Германии XIX века. Это были мои первые мысли после прочтения рассказа Генриха фон Клейста “Михаэль Кольхаас”. Но все-таки стоит разобрать его поподробнее .
Оно не настолько очевидное, как об этом написано в аннотации.
Тем кто знаком с классической литературой, после ее прочтения может показаться, что перед ними сюжет в духе “Монте-Кристо”, “Овода”, “Спартака”, “Дубровского”. Ведь редактор обещает рассказ об униженном человеке, который постоял за свою честь.
Ну, во-первых, произведение гораздо меньше. Сюжетная линия одна и без особых литературных изощрений.
Во-вторых, давайте сразу к деталям. Речь о торговце лошадьми, у которого молодой юнкер, по чьей земле он проезжал, отобрал двух кобыл на время уплаты пошлины, а затем довел их до измождения. У юноши, были родственники среди высоких чиновников, поэтому вернуть справедливость по закону не вышло. (Мелькнул фрагмент”Левиафана”).
В результате трагического инцидента, Кольхаас (так звали торговца) берется вместе со своими слугами за оружие. К нему сразу же приходят желающие помочь крестьяне. Ну и что в итоге: горят города, погибают люди, расхищается собственность. И все ради двух лошадей. (Что было бы, если бы Елена Троянская была кобылой?).
Вот почему Дубровский, Овод и Монте-Кристо не похожи на Кольхааса. У них-то выбора не было.
И тут читатели делятся на две группы. Первая (любители Левиафана) полагает, что Кольхаас поступил разумно. Лейтмотивом их мнения служит фраза героя книги:
“Я не могу жить в стране, которая не защищает моих прав”. То есть готов на все, что бы его иск был рассмотрен по закону. Достучаться до чиновников палицей или мечом.
Вторая группа (в которую, я подозреваю, включен сам автор) считает, что Кольхаас персонаж отрицательный. Из-за своего горя он сжег почти весь город, разграбил людей и по сути организовал ОПГ. Почему же его армия разбойников росла? Вернемся к первому абзацу рецензии.
Поначалу к нему присоединились только верные слуги, которые хотели бороться с несправедливостью, также как и он. Но потом начали приходить любители наживы, разбойники, убийцы. Лишь в конце Кольхаас осознал, какого монстра он породил.
Автор этой рецензии полагает, что Клейст показал наглядное преобразование благочестивого человека в объект своей борьбы. Виной тому принципы
Как говорится:”Убивший дракона – сам становится им”
#Бойцовский_клуб Книга, по которой был снят фильм в период с 2010 по 2015 год
Источник: http://readly.ru/author/17107/
Генрих фон Клейст
Все мужчины старинного дворянского рода Клейстов служили офицерами в прусской армии, это была нерушимая традиция, и один из Клейстов даже воевал под Ленинградом.
Никаких других занятий Клейсты не практиковали, хотя имелись исключения, например Эвальд Христиан фон Клейст был весьма известным поэтом, причем известным за пределами родины: Осип Мандельштам даже посвятил ему стихотворение «К немецкой речи».
Но Эвальд Христиан фон Клейст не был, что называется, профессиональным поэтом, он, как и другие Клейсты, служил офицером и погиб от раны, полученной в битве при Кунерсдорфе во время Семилетней войны.
Через восемнадцать лет после гибели Эвальда Христиана в семье Иоахима Фридриха фон Клейста, штабс-капитана при инфантерии в гарнизоне Франкфурта-на-Одере, появился на свет Генрих фон Клейст, которому удалось сломать милитаристическую семейную традицию.
Впрочем, полностью избежать военной службы Генриху не удалось, и уже в возрасте пятнадцати лет он был определен в гвардейский полк в Потсдаме, принимал участие в военных действиях против Франции. Но среди семейства Клейстов Генрих отличался тем, что не представлял себя в армии.
Он всеми силами старался покинуть военную службу, и ему это удалось: отслужив семь лет, в ранге лейтенанта он уходит из армии.
Правда, хоть Генрих фон Клейст точно знал, что военная карьера не для него, чем именно ему заниматься в жизни, он не представлял и для начала занялся образованием.
Он изучает в местном университете физику, математику и латынь, увлекается древними языками, естествознанием, литературой.
Правда, все знания относительны, и Клейст мечется в поисках своего места в жизни, меняет работу, путешествует по Франции и Швейцарии, обращается к философии и в конце концов к искусству, к литературе – неслыханное занятие для военного семейства Клейстов.
В 1801-1802 годах Клейст пишет свое первое произведение, пессимистическую драму «Семейство Шроффенштейн» (Die Familie Schroffenstein), но еще до публикации он отвергает свое детище и пишет другую пьесу – «Роберт Гискард» (Robert Guiskard).
Когда у Клейста возникло желание стать писателем, он решил, что должен быть не хуже Шекспира или Эсхила, и пьесой «Роберт Гискард» он пытался превзойти великих писателей прошлого.
Клейст закончил пьесу, но потом засомневался в себе, в своих силах, сжег рукопись и опять засомневался, не уничтожил ли он свое лучшее произведение? Клейст начал по памяти восстанавливать рукопись, но восстановил только первый акт и бросил.
Но даже по этому фрагменту видно, что соединение античного стиля с современным искусством Клейсту более чем удалось. Этот удачный синтез виден и в другой пьесе, «Амфитрион» (Amphytrion) на основе мифе об Алкмене. В трагедии «Пентасилея» (Penthesilea) Клейст еще раз обращается к античности, рассказывая драматическую историю царицы амазонок, раздираемой любовью-ненавистью к Ахиллу.
В 1802-1806 годах Клейст пишет комедию «Разбитый кувшин» (Der zerbrochene Krug) о деревенском судье, который сам себя перехитрил и из судьи превратился в подсудимого.
Это единственная пьеса, поставленная при жизни Генриха фон Клейста, и сейчас она считается жемчужиной немецкой литературы, классикой, примерно как в России «Ревизор» Гоголя, хотя при жизни произведения Клейста мало кому были интересны.
Пьесу ставят и сейчас, но, к сожалению, не очень часто – она сложная и для постановки, и для актеров.
В 1807-1808 годах Клейст пишет «Кэтхен из Гейльбронна» (Kathchen von Heilbronn), комедию, в которой присутствуют все романтические атрибуты средневековья, в том числе и предрассудки, заставляющие главного героя оттолкнуть любящую девушку просто потому, что она из народа, но потом привести ее в дом в качестве супруги, так как она оказывается принцессой.
Потом Клейст примыкает к патриотическому фронту, пишет патриотические стихи и воинственные песни.
Вообще, Клейст очень хотел лично убить Наполеона и все ждал минуты, когда ему представится возможность выстрелить, поэтому нет ничего удивительного в том, что он присоединился к этому движению, про которое, кстати, самому Наполеону было прекрасно известно.
В 1808 году Клейст пишет тяжелую драму «Битва Германа» (Hermannsschlacht), в которой он через борьбу германцев и римлян показывает вечную борьбу немцев и французов и призывает Пруссию и Австрию объединиться перед лицом общего врага.
В 1810 году Генрих фон Клейст знакомится с Генриеттой Фогель. Генриетта неизлечимо больна раком, а сам Клейст давно вынашивает идею покончить с собой. Она соглашается покончить с жизнью вместе с Клейстом, и они приводят план в исполнение: в 1811 году Клейст застрелился, перед этим застрелив Генриетту.
Источник: https://cirkul.info/article/genrikh-fon-kleist
Генрих фон клейст. его жизнь и творчество
1777 (Франкфурт/Одер) -1811 (Потсдам)
Кто такой Генрих фон Клейст, сразу вспомнит не всякий читатель.
А тем не менее, имя этого
замечательного драматурга и новеллиста,
жившего на рубеже XVIII-XIX вв. достойно того, чтобы его знали и
читали.
В Германии, в 1912 году, в год столетия со дня смерти писателя,
была
основана престижная немецкая литературная премия имени Генриха Клейста.
Она присуждалась, в частности, Агнес Мигель (1916),
Бертольду Брехту (1922),
Роберту Музилю (1923), Анне Зегерс (1928), Эльзе Ласкер-Шюлер (1932).
Многие из этих писателей представлены на страницах
блога.
Знаменитый немецкий писатель и драматург, один из основоположников жанра новеллы, Генрих
фон Клейст прожил яркую, бурную, но весьма короткую жизнь. Он родился в семье
потомственных военных, и с детства мальчика готовили к военной карьере.
Его судьба
замечательна тем, что всю свою жизнь Клейст пытался вырваться из
замкнутого круга прусских военных традиций и это ему удалось: он смог оставить военную карьеру ради занятий литературой.
Для человека его социального положения и происхождения это было поступком: он
бросил вызов своему роду, принадлежавшему к знатной прусской аристократии, где
все мужчины всегда служили в армии, и иначе быть не могло. Мало того, он решил посвятить
себя литературе – занятию в глазах кадрового военного ничтожному и
несерьезному.
И для этого, прежде всего, Клейст занялся своим образованием: он изучает
математику, философию, естествознание, древние языки, много читает классиков художественной
литературы и – приобщается таким образом к немецкой, к общеевропейской
культуре, от которой военное дворянство в Германии отстояло очень далеко.
В эти
же годы Клейст знакомится и с романтизмом – новым современным течением в
литературе и искусстве в Европе и, в частности, в Германии.
Что же
осталось из литературного наследия Берндта Генриха Вильгельма фон Клейста, а
именно таково было его полное имя?
Жизнь Клейста была очень короткой. Он покончил
с собой, когда ему было неполных тридцать четыре года в период сомнений,
мучительного раздора с собой. При этом активно сочинял он от
силы всего лишь лет десять. Однако произведений после себя оставил достаточно
много. И все они давно переведены на русский язык.
Прежде
всего, он был замечательным, великолепным драматургом, одним из самых лучших в XIX веке, наряду с Ф.Шиллером, Л.Тиком,
и норвежцем Г.Ибсеном.
Он автор превосходной комедии «Разбитый кувшин», романтической
сказки по мотивам немецкой легенды «Кэтхен из Хайльбронна, или Испытание
огнём», драм «Амфитрион», «Принц Фридрих Гомбургский» и т.д.
Клейст – также великий трагический поэт (трагедии «Пентесилея», «Семейство Шроффенштейн»,
«Роберт Гвискар»).
Но он и замечательный новеллист. Его новелла «Михаэль Кольхаас» – прозаический шедевр,
хотя и была два раза переведена на русский язык, но все еще ждет своего
переводчика, который смог бы сохранить в переводе все своеобразие и обаяние оригинального стиля писателя.
Новеллы Г.
Клейста
«Маркиза д’О», «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго» — одни из
лучших в XIX веке. Написав их, Клейст может поспорить с такими прославленными
новеллистами, как знаменитый впоследствии соотечественник Пауль Хейзе и француз
Проспер Мериме. Многие из своих сочинений Г.
Клейст написал, находясь на государственной службе в Кёнигсберге (он служил чиновником в Земельной палате).
***
Генрих и Генриетта. Рисунок изнемецкого Интернет-сайта о Г.Клейсте |
Клейст
отличался страстной неудовлетворенной натурой. Ему были свойственны огромное внутреннее
напряжение и энергия. Его чувства как по отношению к себе, так и к другим
никогда не были простыми, но всегда сложными и чрезмерными. И в своем
литературном творчестве Клейст так же безжалостен к себе и доводит до патологии
любые свои порывы.
Так, он
сжигает свое уже завершенное произведение «Роберт Гвискар», почти сразу же
жалеет о содеянном и начинает по памяти восстанавливать утраченное. (К
сожалению, был восстановлен лишь первый акт, затем автор отказался от этой идеи).
Душевный кризис
и депрессии, продолжавшиеся у Клейста долгие годы, кончились, как известно, его
самоубийством. Клейст не раз обращался к мысли уйти по собственной воле из
этого мира. (Так, создавая новеллу «Михаэль Кольхаас», он писал:
«А каково мне будет в Берлине и суждено ли остаться в живых – покажет время!»).
В 1810 г. он нашел человека, разделявшего его взгляды на земное
существование и презрение к жизни. Девушку звали Генриетта Фогель, и как пишут
историографы, она была неизлечимо больна. Вместе они решили совершить
самоубийство.
В 1811 году в пригороде Потсдама Ванзее Клейст застрелился, предварительно
застрелив свою подругу.
Перед
смертью он напишет в своем дневнике: «Истина в том, что мне ничто не подходит
на этой Земле»…
На
страницах блога можно прочитать новеллу-фантазию Генриха фон Клейста «Локарнская
нищенка» (Das Bettelweib von Locarno). Она написана в 1803 г. в стиле
«историй о привидениях», столь популярном в XIX веке (Иоганн Апель, Пауль Хейзе,
Генрих Зайдель, Теодор Шторм и т.д.).
Т.К.
ЧИТАТЬ:
ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ«ЛОКАРНСКАЯ НИЩЕНКА»
Из высказываний Г.Клейста:
«…Сила хороша сама по себе.
Не спрашивай, откуда эта
сила
и куда она ведет, — это все не важно.
Важно — имеешь ты эту силу или нет!»
(Предисловие автора к «Роберту Гвискару»)
“Мы здесь, на земле, ничего,
совсем ничего не
знаем об истине.
То, что мы называем здесь истиной,
после смерти называется
совсем иначе,
и поэтому стремление создать себе что-то ценное,
что можно было
бы унести с собой на тот свет,
совершенно бесцельно и бесплодно.
Мысль эта потрясла
святая святых моей души”.
(Из письма к сестре)
Генрих, мой друг сладкозвучный!
Твой голос еще нам звучит на Земле,
Хоть в мире ином твой след уже затерялся,
Как путь от кометы, прекрасной и яркой..
Фридрих де ла Мотт-Фуке
«Прощание с Генрихом Клейстом»
/Abschied von Heinrich von Kleist/
Ноябрь 1811г.
КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО СО ССЫЛКОЙ НА HTTP://VBADEN.BLOGSPOT.COM.
*****
Источник: http://vbaden.blogspot.com/p/blog-page_935.html
КЛЕЙСТ, ГЕНРИХ ФОН
КЛЕЙСТ, ГЕНРИХ ФОН (Kleist, Heinrich von) (1777–1811), немецкий писатель. Полное имя – Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте-на-Одере.
Пятнадцатилетним подростком поступил на военную службу, но в 1799 оставил ее и начал изучать математику и философию в местном университете. После трех семестров усиленных занятий Клейст пришел к выводу, что все знания относительны.
Он стал скитальцем, одержимым мыслью о непостижимости человеческой судьбы, и поскольку разум не давал готового решения, он обратился к искусству. Первым произведением Клейста стала пьеса Семейство Шроффенштейн (Die Familie Schroffenstein).
Писатель отверг эту драму, задуманную как сплав шекспировской полноты характеров и софокловской плотности действия, еще до ее напечатания (1803), с началом работы над Робертом Гискаром (Robert Guiscard). После полутора лет работы Клейст сжег рукопись и записался в наполеоновскую армию, готовившую вторжение на Британские острова.
С подорванным здоровьем он в июне 1804 вернулся в Берлин. Годом позже в Кёнигсберге он сделал переработку мольеровской галантной комедии Амфитрион (Amphitryon, 1807) и написал реалистическую комедию Разбитый кувшин (Der zerbrochene Krug, 1808, опубл. 1811); в это же время Клейст попробовал себя в жанре новеллы.
В Разбитом кувшине драматический талант Клейста раскрылся наиболее полно: здесь действием правит не случай, но логика характеров. Комедия стала как бы подготовкой к созданию трагедии Пентесилея (Penthesilea, 1808), в основу которой положен миф о царице амазонок.
Затем была написана романтическая сказка Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем (Käthchen von Heilbronn, oder Die Feuerprobe, 1810). Воссоздав по памяти первый акт Роберта Гискара, Клейст намеревался закончить эту драму, но вместо нее написал поэтическую драму Принц Фридрих Гомбургский (Prinz Friedrich von Homburg, 1810, опубл. 1821).
Клейст поселился в Берлине. Призывая Германию объединиться в борьбе против Наполеона, он написал политическую драму Битва Германа (Die Hermannschlacht, 1809, опубл. 1821), обращается к публицистике.
Но прусский король был союзником Наполеона; поставить драму было невозможно, журналистская деятельность также находилась под угрозой срыва. Клейст был в отчаянии.
Осенью 1810 он выпустил том новелл (Erzählungen), который открывался его прозаическим шедевром Михаэль Кольхаас (Michael Kohlhaas). В июне следующего года вышел второй том новелл.
Эти произведения отличаются драматической сжатостью и живостью действия, однако их герои – жертвы жестокой и неумолимой судьбы, слепого случая и обстоятельств. Утратив все надежды, Клейст покончил с собой близ Потсдама 21 ноября 1811.
Литература:
Клейст Г. Драмы. Новеллы. М., 1969
Клейст Г Избранное. М., 1977
Генрих фон Клейст: Биобиблиографический указатель. М., 1991
Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992
Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы…»
Как настоящая фамилия Анны Андреевны Ахматовой?
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KLEST_GENRIH_FON.html
Читать
ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ
ДРАМЫ
НОВЕЛЛЫ
Перевод с немецкого Б. Пастернака, Ю. Корнеева, Н. Рыковой, Н. Ман, Г. Рачинского.
Вступительная статья Р. Самарина.
Примечания А. Левинтона.
Иллюстрации Б. Свешникова.
ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ
Стоял ноябрь 1811 года. По осенним дорогам Пруссии, через ее деревни, городки и города бесконечной чередой шли походные колонны пехоты, тянулась кавалерия, тащились артиллерийские парки, понтоны, обозы: Великая армия императора французов, набранная во всех углах империи — от герцогства Варшавского до королевства Неаполитанского, — ползла к новым исходным рубежам, на восток, к русской границе.
Беспокойно было в немецких землях, и особенно в Пруссии. Немецкие, в том числе и прусские, контингенты входили в состав Великой армии; им, которые сами были недавно покорены Наполеоном, предстояло теперь воевать против недавних союзников — русских.
И если правящие круги, запуганные и задобренные Бонапартом, ожидали выгод от новой авантюры Наполеона, то немало было и подлинных немецких патриотов, которых возмущала роль их соотечественников в ней. Лучшие офицеры прусской армии — Шарнгорст, Гнейзенау, Клаузевиц и многие другие — покидали прусскую службу и эмигрировали в страны, откуда можно было вести дальнейшую борьбу против Бонапарта.
На немецкое крестьянство, на немецкого ремесленника навалились новые бесконечные поборы и реквизиции, — французам нужны были хлеб, фураж, лошади, транспорт, сапоги, сукно, сбруя — всё, в чем нуждались и сами немцы, но что шло в ненасытные пасти французских военных магазинов.
Берлинская знать пресмыкалась перед проезжими французскими маршалами, чьи кареты катились вослед дивизиям, уходившим все дальше на восток; к салонах Берлина жили слухами и политическими новостями — одна тревожнее другой; в демократических кругах негодовали, но с оглядкой — боялись французской тайной полиции и ее доброхотных прусских прислужников, недостатка в которых не было.
И так нескончаемы были реки войска, текшие на восток, так внушительны были силы, двинутые на этот раз в ход против России, что с каждой неделей уходившего года все очевидней казалась неизбежность очередной победы Наполеона. Это означало для немецкого народа перспективу дальнейшего закабаления.
Поэтому мало кто из берлинцев обратил внимание на странное происшествие, случившееся 21 ноября в гостинице в Ванзее, одном из предместий, где летом охотно развлекались берлинцы: отставной офицер прусской гвардии Генрих фон Клейст покончил с собой, предварительно застрелив — по ее просьбе — свою возлюбленную Генриэтту Фогель.
Редко встречаются в истории мировой литературы писатели, настолько чуждые литературному движению своей эпохи и вместе с тем так ярко выразившие ее, как Г. фон Клейст. Он не укладывается ни в традиции «веймарского классицизма», ни в русло любого из течений немецкого романтизма 1800-х годов.
У него как бы нет ближайших предшественников (видимо, самые близкие — кое-кто из героев «бури и натиска»), ни прямых продолжателей до тех пор, пока немецкие экспрессионисты, вникая в национальную литературную традицию, не назовут его одним из своих провозвестников.
Да и романтик ли он? Разве все современники романтического литературного движения, даже связанные с некоторыми его корифеями, обязательно представляют один нз его аспектов? С другой стороны, можно ли представить себе более законченную и характерную трагическую повесть о романтическом гении, не понятом современниками, чем жизнь Генриха фон Клейста? А может быть, Клейст действительно прежде всего своеобразнейший художник-реалист, как утверждают некоторые исследователи, работающие в Германской Демократической Республике? Но что реалистического в таких его трагедиях, как «Семейство Шроффенштейн» или «Кетхен из Гейльброна»?
Споры вокруг Клейста очень остры. В годы сопротивлении Л. Арагон увидел в «Михаэле Кольхаасе» одно из самых ярких выражений протеста в мировой литературе, книгу, как бы оправдывавшую для Арагона немецкую литературу, славящую сопротивление.
А нацисты пытались сделать из Клейста предмет своеобразного нацистского литературного культа, используя его патриотическую ненависть к наполеоновской оккупации, прорвавшуюся и в публицистике Клейста, и особенно в драме «Битва Германна».
Но стараниями передовой немецкой науки о литературе доказано, что эта нацистская интерпретация Клейста — фальшивка, одна нз многих фальшивок, целью которых было искажение истории немецкой литературы в угоду нацистской пропаганде.
За какую бы книгу о Клейсте мы ни взялись и что бы из его собственных произведений ни читали, ясно, что это — один из самых сложных писателей начала XIX века.
Любой неискушенный читатель ощущает необычность и трагизм творчества Клейста; вероятно, это ощущение узнает и читатель нашего тома, очутившись в лихорадочной, бурной атмосфере пьес Клейста, насыщенных совершенно особым, ему одному присущим психологическим напряжением, чувством катастрофы, близящейся — и наконец разражающейся над странными и несчастными героями Клейста, к которым лучше всего подходит понятие «одержимый». Тем удивительнее, что из-под пера этого человека с душой великого трагического поэта вышла такая лучезарно ясная и веселая пьеса, как «Разбитый кувшин». Полно, неужели кровавые сцены «Битвы Германна» и очаровательные юморески «Разбитого кувшина» родились в пределах одного и того же художественного мира, заключенного в сознании Клейста?
Многие поклонники Клейста, — и среди них С.
Цвейг, оставивший интересный этюд о нем, — настаивают на том, что новеллы Клейста резко непохожи на его драматургию, что если в драматургии Клейст давал выход могучим страстям, кипевшим в нем, то в новеллах он — воплощение выдержки и самодисциплины художника, стремящегося быть объективным в такой же мере, в какой субъективен Клейст как драматург. Я убежден, что драма и проза Клейста взаимно дополняют друг друга как в равной степени мощное выражение его дарования, способного и на трагическую безудержность, на своеобразную вакханалию трагизма, примером чего может быть его «Пентесилея», и на трагическую сдержанность, под личиной которой бушуют всё те же страсти, те же демонические порывы. И, наконец, какое странное противоречие, — у этого одержимого трагическим гением поэта, одного из мрачнейших поэтов своего времени, создателя жестоких и страшных сцен и ситуаций, — какое у него круглое, мальчишески надменное, задорное лицо! Самая неподходящая маска для одного из величайших трагических писателей Западной Европы… Для того чтобы понять сущность трагедии Клейста — писателя и человека, нужно углубиться в его эпоху и в его биографию, хотя бы в тех пределах, в которых это возможно сделать, оставаясь в рамках вступительной статьи.
Клейст родился на исходе XVIII века (1776) в старинной прусской военной семье, во Франкфурте-на-Одере. Рано лишившись родителей и получив домашнее воспитание, Клейст в 1792 году, подростком, начал традиционную для его семьи службу в прусской гвардии в Потсдаме.
Вместе со своим полком он проделал Рейнский поход 1794 года и принял участие в осаде Майнца — в то время центра революционного движения в рейнских землях, разбуженных событиями Великой французской революции. Нет сомнения, что грозовая атмосфера конца века повлияла на юношу сильнейшим образом.
Совсем мальчиком он стал уже участником войны, в которой молодая французская республика начала свою титаническую борьбу со старой феодальной Европой. Молодой Клейст был отнюдь не другом французских республиканцев.
Но, как и многие другие немцы его времени и его поколения, он ощутил грандиозное значение революционных событий во Франции, ощутил их отзвук в Германии.
Будучи произведен в офицеры, Клейст вновь очутился в Потсдаме, резиденции прусских королей, на гарнизонной службе. Не вынеся ее, он в 1799 году ушел в отставку; это стоило ему разрыва с той военной средой, которая до тех пор терпела его и протежировала ему. Поссорился он и с родственниками.
Из писем Клейста мы знаем, что дома, во Франкфурте, его встретили более чем холодно. Он оказался чужим человеком, изгоем в среде Клейстов, этом рассаднике потомственных прусских офицеров и чиновников.
Чужой, чужой! И в офицерском собрании, где его сначала любили, а потом перестали понимать, и за домашним обеденным столом, в кругу родственников, которые смотрят на него как на отщепенца.
Как, сменить гвардейский мундир на студенческий сюртук, развеселую потсдамскую жизнь на изучение Канта? Письма Клейста, относящиеся к тому времени, рассказывают, как углублялась пропасть между юношей, пророчески чувствовавшим приближение потрясающих исторических событий, и его средой — даже теми ее представителями, которые пытались понять того нового Генриха, каким вернулся он в родной Франкфурт с военной службы. Разлад со средой и с самим собой растет, становится настолько сильным, что у Клейста мелькает мысль о самоубийстве, которая затем станет навязчивой идеей писателя и будет приведена в исполнение в наиболее трагический момент его жизни.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=245562&p=1
Биография Генрих фон Клейст по Крист Вольф – художественный анализ. Литература XX века
Жизнь и творчество Генриха фон Клейста стали предметом серьезных раздумий и дискуссий в немецкоязычных литературах XX века. И. Р.
Бехер еще в 1911 году написал «Гимн Клейсту», в котором трагическая неудовлетворенность писателя, приведшая его к самоубийству, изображается как необоримое стремление человека к совершенству, к преображению своих внутренних духовных возможностей в активную общественную позицию. О Клейсте писали Р. М. Рильке, Т. Манн, А. Цвейг, Б. Узе, Ф. К.
Вайскопф и многие другие прогрессивные писатели; полемика А. Зегерс с Д. Лукачем по проблемам реализма была особенно острой по вопросу о творческом методе Клейста, о продуктивности его реалистических сторон для развития литературы социалистического реализма. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Генрих фон Клейст по Крист Вольф.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В литературе ГДР интерес к Клейсту особенно усилился с середины 1970-х годов в связи с подготовкой к 200-летию со дня рождения писателя.
Была подготовлена интересная антология «Генрих фон Клейст в оценке немецкоязычных писателей» (1977), издано новое четырехтомное собрание его сочинений (1978), фундаментальное исследование Рудольфа Лоха «Генрих фон Клейст. Жизнь и творчество» (1978); в журналах и сборниках опубликовано немало статей о Клейсте, в театрах созданы новые инсценировки его пьес.
Криста Вольф (род. в 1929 г.)— одна из крупнейших современных писательниц, лауреат Национальной премии ГДР, автор известных романов «Расколотое небо» (1963), «Размышления о Кристе Т.» (1969), «Узоры одного детства» (1976), повестей, новелл, многочисленных эссе.
К немецкому романтизму она активно обратилась с начала 1970-х годов в сборнике новелл «Унтер-ден-Линден» (1974), по-своему продолжающем сборник новелл А. Зегерс «Странные встречи» (1972). Здесь К.
Вольф прежде всего привлек Гофман, художественный метод которого она переосмысляет в «Новых житейских воззрениях одного кота» (1970).
В эссе о Каролине фон Гюндероде и Беттине фон Арним и в повести о Клейсте К. Вольф размышляет о нескольких важных для нее проблемах (см. предисловие с. 12—-»14). Интерес к личности Гюндероде, ее окружению пробудился под воздействием А. Зегерс, о чем пишет сама К.
Вольф: «Я поехала как-то в Винкель на Рейне, долго отыскивала и нашла наконец на кладбище могилу Гюндероде: ее имя постоянно встречалось мне в эссе и письмах Анны Зегерс.
Анна упоминает ее среди других имен немецких писателей того же поколения, которые «окровавили свои головы о стену общественной действительности» и не смогли достичь классического совершенства в своем творчестве». Тщательно подготовленный К.
Вольф однотомник избранных произведений Гюндероде1 и роман в письмах Беттины фон Арним «Гюндероде», несомненно, пробудили в ГДР серьезный интерес к творчеству этой талантливой и незаслуженно забытой романтической писательницы.
Насколько документированы оба эссе, настолько пронизана творческим вымыслом и художественным воображением повесть о Клейсте, хотя и в ее основе — внимательное изучение творчества и переписки Клейста, Гёте, Савиньи, семейства Брентано и т. д. К.
Вольф сама указывает, что в основе ее художественной гипотезы лежит предположение Эдуарда фон Бюлова, одного из биографов Клейста, издавшего в 1848 году «Жизнь и письма Генриха фон Клейста»: «По дороге домой Клейст заболел в Майнце очень тяжелой болезнью, от которой надворный советник
Ведекинд излечил его лишь через шесть месяцев, и на это время он исчез из поля зрения всех своих друзей.
В это время, вероятно, он познакомился с Гюндероде и влюбился в дочь священника в местечке под Висбаденом…»
Современные исследования не подтверждают гипотезу Эдуарда фон Бюлова, но тут уж вступают в свои права законы художественного творчества, и достоверность вымысла К. Вольф, может быть, заставит по-новому увидеть и какие-то литературоведческие проблемы.
Приводим некоторые даты жизни и творчества Клейста, помогающие воссоздать реальный исторический контекст повести. 1777— 18 октября во Франкфурте-на-Одере в семье потомственного прусского офицера родился Генрих фон Клейст. В семье было семеро детей.
1788— смерть отца.
1788—1792— обучение в Берлине в пансионате.
1792— летом записан ефрейтором в гвардейский полк в Потсдаме.
1793— – весной принимает участие в так называемом Рейнском походе против французской революционной армии.
1792—1799— служба в прусской армии; приступает к активному самообразованию.
1799— поступает на философский факультет университета во Франкфурте-на-Одере.
1800— обручается с Вильгельм и ной фон Ценге. Предпринимает путешествие по Германии. 1801— поездка в Париж. Увлечение идеями Руссо. Вынашивает идею поселиться в Швейцарии. 1802— в Берне, знакомство с Генрихом Цшокке. В ноябре поселяется в Веймаре, близко знакомится с семейством Виланда. Работает над трагедией «Смерть Гискара». Трагедия «Семейство Шроффенштейн».
1803— поездка по южной Франции (через Лион в Париж). Пытается поступить на службу во французскую армию. При возвращении в Германию заболевает и задерживается на время болезни в Майнце под присмотром доктора Георга Ведекинд а.
1804— в июне возвращается в Пруссию.
1805— 1 мая едет в Кенигсберг для годичной подготовки к государственной службе. Новелла «Землетрясение в Чили».
1806— 14 октября Пруссия терпит поражение в битве при Иене и Ауэр-штедте. Клейст заканчивает драму «Амфитрион».
1807— арест по подозрению в шпионаже.
1807— 1808— в Дрездене, заканчивает комедию «Разбитый кувшин». Начинает выпускать «Феб, журнал для искусства». Публикует отрывок из повести «Михаэль Кольхаас», новеллу «Маркиза О.»; заканчивает трагедию «Пентесилея».
1808— 1809—драма «Битва Арминия». Поездка в Австрию. Начало патриотического подъема в Германии.
1810— 1811— Клейст в Берлине. Драма «Принц Фридрих Гомбургский». Начинает выпускать «Берлинскую вечернюю газету», где публикует свои статьи, рассказы и анекдоты.
1811— 21 ноября у озера Ванзее Клейст по обоюдной договоренности застрелил свою смертельно больную возлюбленную Генриетту Фогель и затем застрелился сам.
Источники:
- Встреча. Повести и эссе: Сборник./ Пер. с нем.; Составл. М. Рудницкого; Предисл. и коммент. А. Гугнина.— М.: Радуга, 1983.—624 с.
Аннотация: Современные прозаики ГДР — Анна Зегерс, Франц Фюман, Криста Вольф, Герхард Вольф, Гюнтер де Бройн, Петер Хакс, Эрик Нойч — в последние годы часто обращаются к эпохе «Бури и натиска» и романтизма. Сборник состоит из произведений этих авторов, рассказывающих о Гёте, Гофмане, Клейсте, Фуке и других писателях.
Источник: http://www.testsoch.info/biografiya-genrix-fon-klejst-po-krist-volf-xudozhestvennyj-analiz-literatura-xx-veka/