Камилла Клодель. Горькая история музы Огюста Родена
При знакомстве с биографией и творчеством величайшего скульптора Огюста Родена, не могла обойти мимо биографию Камиллы Клодель, страстной возлюбленной Родена.
Она была его музой, моделью, другом, любовницей, ученицей с любовью к которой связывают лучшие работы Родена. А период общения Родена с Камиллой считают наиболее творческим в жизни Огюста.
“Бронзовый Вальс” Камилла Клодель.
Любовь состоявшегося мастера, признаваемого гением, и юной начинающей скульпторши, Камиллы, разгорелась в 1884 году, когда девушке было только 20 лет(в большинстве других источников указан возраст 19 лет). Роден был старше ее на 24 года…
Камилла Клодель родилась в состоятельной мелкобуржуазной семье в провинциальном городке Фер-ан-Тарденуа на севере страны.
Спустя несколько лет семья переехала в Вильнёв-сюр-Фер, где появился на свет младший брат Камиллы — Поль.
Клодели часто меняли место проживания, однако каждое лето они возвращались в тихий Вильнёв-сюр-Фер, строгая природа которого оказала сильное влияние на детей.
Камилла Клодель
Еще в детстве в Камилле открылся талант, граничащий с гениальностью — талант ваяния. Она уговаривала всех своих родственников позировать ей.
Строгая мать была против такого «неправильного» увлечения дочери, поскольку уделом девушки из буржуазной семьи XIX века было только замужество и воспитание детей.
Камилла же стремилась к чему-то большему, а весь ее облик дышал дерзостью и решимостью — глубокие темно-синие глаза горели страстью, густая копна золотистых волос и чувственные губы вызывали при одном только взгляде на юную красавицу ощущение ее превосходства.
Отец же поддерживал дочь. Поэтому матери ничего не оставалось, как только подчиниться мужу и не препятствовать Камилле.В 1881 году родители расстаются, и мать с детьми переезжает в Париж в район Монпарнас.
Тогд Камилла Клодель, в возрасте 17 лет, поступает в академию Коларосси на обучение к скульптору Альфреду Буше. Уже с 1882 года она, вместе со своими подругами, арендует мастерскую для занятий любимым делом.
Камилла Клодель в мастерской Камилла с самого начала выгодно отличалась от своих сокурсниц, ее талант был пронзителен. Буше представляет свою лучшую ученицу директору школы изящных искусств, куда девушек не принимали, Полю Дюбуа. Дюбуа, увидев ее работы, сразу же предположил, что Камилла обучается у самого Родена. Однако, тогда юная скульпторша еще не была с ним знакома… В 1883 году происходит самое знаковое событие в жизни Камиллы, определившее ее дальнейшую судьбу. Тогда Буше уезжает в Италию, а обучение его воспитанниц продолжает тот самый Роден. Мастер оценивает по достоинству талант девушки, его невероятно впечатляет одна из лучших ее работ — гипсовый бюст любимого брата Поля. Уже в 1884 году Камилла начинает работать у Родена в мастерской. Спустя некоторое время она становится его моделью. А позже — любовницей и источником вдохновения.
Роден Огюст
Именно тогда Роден начинает изображать обнаженное женское тело, прекрасное и новое. Благодаря ему и его юной Камилле в XX веке появился современный идеал женских пропорций — стройный и летящий…
Однако, несмотря на появление в его жизни безумной страсти и новой музы, Роден не желает покидать Роуз Борэ, мать своего единственного сына, с которой он прожил уже более 20 лет. Поэтому домом любви мастера и его ученицы была мастерская Родена. Камилла пропадала ночами, а матери говорила, что ей приходится задерживаться у метра допоздна из-за огромного количества работы… В скором времени Роден уже настолько доверял Камилле, что позволял ей завершать свои собственные скульптуры и даже создавать целые их части. Камилла стала прообразом многих его работ: тогда, в середине 80-х годов XIX столетия, были созданы лучшие произведения Родена, главной темой которых являлась чувственная любовь. Самые известные из них «Вечный идол» и «Поцелуй».” Поцелуй” Роден Огюст В 1888 году любовники обретают более удобное место для встреч — Роден покупает новую мастерскую, особняк Фоли-Небур. Некогда здесь проживали свою любовь другие великие люди — Жордж Санд и Альфред де Мюссе. Камилла покидает отчий дом и снимает квартиру поблизости от особняка на бульваре Итали. Наступают самые лучшие и романтические моменты любви Клодель и Огюста. При этом Роден продолжает жить на два дома. Камилла была его страстью и вдохновением, а Роуз — семейным очагом и комфортом. Конечно, ни одну из женщин такое положение не могло устраивать до конца.
К началу 90-х годов отношения Огюста и Клодель уже не были такими нежными и безоблачными, как раньше. Ситуацию усугубляло и то, что талантливый и самобытный скульптор Камилла Клодель все еще оставалась в тени своего любовника, что унижало ее амбициозную натуру.
“Вечный идол”. Роден Огюст
Однажды Камилла рассказала брату Полю, который уже стал дипломатом, поэтом, художником и писателем, что Роден подписывает ее работы своим именем… Поль не понимал этих отношений.
В 1892 году происходит, пожалуй, самое сильнейшее потрясение в жизни Камиллы. Она забеременела от Родена, но, в результате несчастного случая, потеряла ребенка. Теперь она уже никогда не могла иметь детей… У нее начинается сильнейшая депрессия. И в 1893 году былое счастье навсегда закрывает свои двери — Камилла и Роден расстаются, хотя их встречи продолжаются еще несколько лет, до 1898 года. В 1893 году рождается одна из самых прекрасных скульптур Клодель «Бронзовый вальс», которая является аллегорией ее разрыва с любимым. В изломе двух танцующих фигур ощущается не только страстность чувств, но и их болезненность…
“Бронзовый вальс”. Камилла Клодель
Спустя еще несколько лет, после окончательного разрыва, в 1900, Камилла создает еще более выразительную аллегорию своей трагедии — скульптурную композицию «Зрелый возраст», изображающую мужчину и уводящую его старую женщину от молодой девушки, молящей не уходить…
“Зрелый возраст”. Камилла Клодель
В первые годы нового столетия Камилла Клодель имела множество покровителей, у нее был и коммерческий успех, а ее работы выставляли на различных престижных выставках. Критик Октав Мирабо сказал о прекрасной скульпторше «Бунт против природы: женщина — гений!». Однако, Камилла так и не смогла пережить свою сердечную трагедию до конца. С 1905 года у нее начинают проявляться психические отклонения, а после того, как Поль женился и уехал с дипломатической миссией в Китай в 1906 году, Камилла живет не выходя их своей мастерской.
“Талант и вдохновение”. Камилла Клодель
Теперь Камилла остается совершенно одна, только отец продолжает помогать своей любимой дочери не смотря ни на что.В марте 1913 года он умирает. Буквально через несколько дней после похорон, по инициативе Поля, Камиллу определяют в психиатрическую клинику. Именно здесь проходит остаток ее жизни… Сложно сказать, на самом ли деле ее состояние было настолько ужасным — сохранились письма из клиники, адресованные родным скульпторши, где говорилось о том, что Камиллу можно забрать домой. Однако, ее мать на них не отвечала, и даже ни разу не посетила дочь в больнице. Только Поль изредка навещал старшую сестру — раз в несколько лет. Камилла Клодель умерла 19 ноября 1943 года в клинике, прожив в этом печальном месте три долгих десятилетия…
“Мольба”. Камилла Клодель
Прочитав другие версии биографии Камиллы Клодель и просмотрев несколько документальных фильмах становятся известны другие подробности трагичной судьбы талантливой скульпторши.
Некоторые историки выдвигают догадки, что брат, тоже художник, был в тени её славы в мире искусства и просто решил убрать сестру с пути. Есть источники, согласно которым Камилла, хотя и имела психопатические вспышки, была в абсолютно ясном сознании, когда работала над своими скульптурами. Врачи пытались убедить её семью, что нужды держать Камиллу в клинике нет, но все же семья держала её там.
Камилла Клодель
Поль Клодель посещал сестру раз в несколько лет, но говорил о ней только в прошедшем времени. В 1929 её посетила подруга юности – Джесси Липскомб.
За все 30 лет, проведённые в клинике Монтедеверже, её ни разу не навестили ни мать, ни сестры. Она не получала ни писем, ни посылок. В официальном заключении было написано: “на момент кончины у мадмуазель Клодель не было никакого личного имущества, равным образом в ее деле не были обнаружены бумаги, имеющие ценность, хотя бы, как память о ней.” Когда по просшествию многих лет, родственники захотели отыскать ее могилу, управление кладбища с прискорбием сообщило, что интересующий их участок был использован для служебных надобностей и могилы больше не существует…Рекомендую посмотреть фильмы о жизни и любви Камиллы Клодель:
«Камилла Клодель / Camille Claudel (1988)» http://vk.com/video156547003_164153485
«Больше, чем любовь. Огюст Роден и Камилла Клодель.» http://vk.com/video156547003_164128539
Источники информации, используемые для написания поста: http://anywaytrip.ru/kamilla-klodel-zhizn-za-lyubov.html, http://ru.wikipedia.org/ , фото с просторов интернета
Источник: https://popova-artclass.livejournal.com/169115.html
Камилла Клодель: биография, интересные факты, видео
Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Камилла Клодель: биография, интересные факты» — о жизни французского скульптора и художника-графика.
В истории не раз случалось, что судьба разводила знаменитую пару, чтобы в будущем навечно соединить их имена. Возле гигантской фигуры скульптора Огюста Родена всегда будет маячить одинокий женский силуэт – отзвук любви и немой укор.
Клоделям не повезло – они произвели на свет двух детей, одаренных природой с пугающей щедростью. Мадам Клодель плакала не от умиления, а от страха. Все ли в порядке с сыном Полем, если мальчику наяву грезятся рыцари и замки.
Дочь никогда не брала в руки игрушек. Никто не слышал ее болтовни с подружками. Девочка облюбовала укромный уголок, где лепит всякую всячину из глины, которой полно в оврагах захолустного Вильнева.
В париж!
Обычные девичьи мечты не имели никакой власти над Камиллой. Ее сверстницы просились у родителей замуж, а она – в Париж в школу изящного искусства. В конце концов, родители, обессилев от настырности дочери, согласились.
Как выглядела Камилла, известно из описаний ее брата, вспоминавшего тот момент, когда она ринулась навстречу своей славной и страшной судьбе. «Высокий лоб над синими лучистыми глазами, чувственные губы. Густые каштановые волосы до пояса. В ней была дерзость, прямота, превосходство и веселость».
Такой приехала 20-летняя Клодель в 1882 г. в Париж. У нее была та же цель, с какой являлись сюда многие – завоевать столицу. В свой талант, в то, что станет скульптором, она верила настолько, что не очень-то расстроилась, когда узнала, что в Школу изящных искусств девушек не берут.
У закрытых дверей она оказалась отнюдь не единственной. Еще несколько молодых особ раздумывали, что делать дальше. И выход нашелся: сложившись, девушки пригласили заниматься с ними известного тогда скульптора Альфреда Буше.
Клодель с самого начала резко вырвалась вперед. Ее талантливость была очевидна, что мсье Буше решил показать ее работы директору Школы Полю Дюбуа.
Тот не поверил, что эти первые ученические опыты принадлежат девушке. Здесь чувствовалась резкая мужская манера. Какая энергичная живописная лепка! Где он видел подобное? Ну конечно – у Родена! Мсье Дюбуа так и сказал Буше: «Несомненно, ваша ученица занималась у Родена».
Роковая встреча
Молоденькая курсистка не только не брала уроки у Родена, но даже никогда его не видела. Но роковая встреча приближалась. Однажды мсье Буше попросил своего доброго знакомого подменить его на курсах.
Вот он прославленный Огюст Роден, хмурый, большеносый, кряжистый и неуклюжий. В этом нелюбезном человеке с колючим взглядом, в мешковатом костюме невозможно угадать тонкого вдохновенного ценителя юности. Перед молодым женским телом, он готов был упасть на колени.
Клодель была серьезна и так занята работой, что Роден не знал, как к ней подступиться. Ее внешность волновала его, как художника. Он мысленного освобождал ее от темного платья и уродливого длинного передника. Как можно прятать в эту коросту сияющее юностью и совершенством тело!
Огюст Роден был старше Камиллы на 24 года
Казалось, ни слава знаменитого маэстро, ни его своеобразное обаяние, под которое подпадали многие женщины, не действовали на Камиллу. Хмуро и упорно она требовала от Родена замечаний, советов и выслушивала их, даже не глядя на него.
Он выбрал единственно верную с этой злючкой тактику. Он относился к Камилле с подчеркнутым уважением, делился заботами о своей собственной работе и не торопился сдернуть с нее монашеское облачение.
Все произошло само собой… Девушка, недавно и мысли не допускавшая остаться в мастерской с Роденом наедине, не говоря о том, чтобы позволить ему лепить себя обнаженной, сдалась безоговорочно и полностью.
Он нежно, не пугая ее, справился с девичьим неведением Камиллы. И та, ни в чем не знавшая границ, привязалась к нему со всей страстью и самозабвением.
Разумеется, то же ожидалось и от Родена. Он должен был стать ее достоянием, ее абсолютной принадлежностью, сделав в их любовь равный с нею вклад. Ее первый мужчина занял столь важное место в ее жизни, что оставалось место только для творчества.
Поцелуй Родена
Клодель и не подозревала, что она-то для Огюста – фрагмент. Прекрасный, возвращавший ему молодость, вдохновение, но все-таки фрагмент. За его плечами оставалась трудная жизнь, а дома – стареющая женщина, вросшая в его судьбу так, что, пожалуй, он и не замечал ее.
А еще их общий сын, уже подросток, которого по привычке называли «маленький Огюст». Огюст встретил Розу в ту самую пору, когда у него не было ни денег, ни крыши над головой, ни натурщицы, необходимой ему как хлеб. Они были почти ровесники.
Но бережливая, крестьянская хватка Розы, добывавшей себе пропитание шитьем, все-таки обеспечивала ей сносную жизнь. Роден же в свои 24 года привык жить полуголодным, носить одежду, делавшую его похожим на портового работягу. В Розе Огюст нашел душу верную, кроткую и адски терпеливую.
Она притаилась как мышь, зная, что в любой момент в нее могут швырнуть всем, что попадется под руку. Но шли годы, и Роза с ее практической сметкой стала все яснее понимать свою благую роль в жизни обожаемого человека.
Да, ей, не умевшей ни читать, ни писать, далеко не только для Родена, его друзей, но и для его изящных подруг, искавших внимания мастера, медленно, но верно входящего в славу. Но, чтобы там ни было. Каждый вечер он спрашивает именно у Розы, что там у них на ужин.
Скульптура Родена «Поцелуй» в музее Родена, Париж
Камилла… Это совсем не то, что бывало у Родена с молодыми красивыми женщинами. В безумном восторге от ее пластичного с классическими пропорциями тела, он создает один из своих шедевров – «Поцелуй».
Юная пара, обнаженные юноша и девушка, приникли друг к другу в радостном порыве молодой страсти. В мировой истории скульптуры не много найдется примеров такого зримого воплощения земной любви, торжествующей и вечной.
Она позировала одна. Роден и представить не мог свою молодую подругу рядом с кем-то другим — даже во благо святого искусства.
Две женщины
Безошибочным чутьем женщины, хорошо знающей своего спутника, Роза почувствовала, что на сей раз ей грозит настоящая опасность. Жена нагрянула в обитель Огюста внезапно. Она никогда не вмешивалась в его дела, и это явление было подобно грому.
Клодель в тот момент подметала пол, но, лишь взглянув на женщину, которая пыталась что-то сказать дрожащими губами, спряталась за одну из скульптур.
Когда Роза ушла, унижение, испытанное Камиллой, вылилось в яростный, исступленный поток обвинений в адрес Родена. Который год они вместе! Разве не пора им узаконить отношения? Неужели эта нелепая старуха, прибежавшая подглядывать за ними, ему дороже Камиллы?
Хуже всего то, что к ревности Камиллы добавлялись и муки иного толка. Если как женщине ей хотелось именоваться мадам Роден, то, как скульптор она дорожила только своим именем. Но к нему-то критики, пресса, знатоки и поклонники искусства, то и дело добавляли – Огюст Роден.
В 1888 году Клодель закончила свое первое крупное произведение «Забвение». В нем тотчас нашли сходство со знаменитым роденовским «Поцелуем». Оскорбленная до глубины души за намек на плагиат, она берется за новую вещь, которая ей стоила четырех лет жизни.
Сккльптура «Вальс» К.Клодель. Музей Родена, Париж
Но и о ее «Вальсе» говорят как о подражании несравненному роденовскому стилю, текучести его скульптурных форм, так напоминающих живопись импрессионистов.
Камилла была вне себя от бешенства. Она может быть любовницей Родена, его музой. Но никогда – его творческим эхом! Отстаивая свою самостоятельность, Клодель утверждала, что сюжеты для своих произведений она «извлекает из своей головы и там их избыток».
В запальчивости, до глубины души уязвленная, она не щадит и чувств, связывающих ее с Роденом, во всеуслышание обвиняя его в заимствовании чужих творческих идей.
И вот настал день, когда Камилла Клодель закрывает за собой дверь мастерской Родена, которая больше десятилетия была приютом их любви. Возможно, она ждала, что ее уход заставит Родена выбирать между двумя женщинами. И он выбрал. Выбрал Розу.
Взлет творчества
Для таких натур, как Камилла, самая печальная определенность лучше иллюзий. Гигантская созидательная энергия Родена, вероятно, действительно подавляла ее собственную. Подтверждение того – взлет творчества Камиллы, поначалу забывавшей за работой горечь обид и разлуки.
В 1895 году она создает одну из самых сильных, выразительных скульптурных композиций «Зрелый возраст». Сюжет ее трагичен. Отвратительная старуха-смерть вырывает из рук юной девушки ее возлюбленного.
Исключительная выразительность образов на сей раз была по достоинству оценена. Ободренная, она через три года создала второй вариант «Зрелого возраста», когда смерть забирает мужчину.
Но Камиллу, познавшую творческую радость и удовлетворение от признания публики настиг удар, которого она не ожидала. Ей стало известно, что Роден препятствует продаже государству этой ее работы.
Жилось ей отчаянно трудно. Как не вспомнить замечание одной талантливой прославленной женщины. «Главное, что я бы подарила своему ребенку – это хороший характер». Вот в этом Камилле, так щедро одаренной, было отказано.
Она с редким умением наживала врагов, считая всех людей способными причинить ей только на зло. Окна ее квартиры были постоянно закрыты ставнями. Во мраке, отгороженной от всего света, ей работалось спокойнее.
Несмотря на страшную нужду, полуголодная, изменившаяся до неузнаваемости, она продолжала лепить. Из-под ее окоченевших пальцев – не было денег на уголь – выходили удивительные по выразительности вещи. В 1908 г. она создала свою «Необиду», фигуру юной девушки, смертельно раненной отравленной стрелой.
Последняя обитель
Но эти творческие победы были последними всплесками таланта и воли. Разум же Камиллы под гнетом разрушительных мыслей, временами погружался во тьму. Ее видели бесцельно бродящей возле дома Родена. Она выкрикивала угрозы и потрясала кулаками.
Март 1913 года. Из дома на улице Бурбонов два санитара вывели Камиллу и усадили в карету «скорой помощи». Ее родственники поместили ее в психиатрическую клинику в предместье Парижа. Откуда она вскоре была переведена в так называемый «приют», то бишь настоящую «психушку» в шести километрах от Авиньона.
Мсье Буше стыдил Родена. Почему он, знаменитый, богатый человек, не принял никакого участия в судьбе хорошо знакомой ему женщины. Роден оправдывался тем, что однажды нашел покупателей на работы Клодель. Он даже хотел устроить ее выставку, но она сама не захотела этого.
Между тем известие о впавшей в безумие Камилле, взволновало Родена. Он принялся лепить ее бюст, вспоминая первую пору их любви, молодое лицо с широко распахнутыми глазами.
Судя по письмам Камиллы, заживо похороненной в психиатрической больнице, ее никак нельзя было причислить к хронически, безвозвратно безумным людям.
Но ни брату Полю, ставшему знаменитостью Франции, поэтом, драматургом, писателем, живым классиком, ни всей многочисленной родне, которой Камилла могла принести лишь одно беспокойство, она была не нужна.
Между тем, ей очень хотелось выбраться из своего губительного заточения. «Если бы можно было возвратиться в нормальную жизнь, то я бы всегда прислушивалась к вашим советам. Я очень долго страдала…» (Из письма к брату)
Только через 12 лет после смерти Камиллы Клодель, ее родственники решили навести справки о месте ее погребения. Им ответили, что «часть кладбищенской территории был использована для других нужд и могилы нет».
В январе 1917 г., через 50 лет после рождения сына, — 77-летний Огюст Роден женился на Розе Бере. Спустя два месяца, она скончалась.
Видео
Здесь дополнительная и подробная информация «Камилла Клодель: биография»
Художественный фильм о жизни в психиатрической больнице К.К.
Друзья, если вам понравилась статья «Камилла Клодель: биография, интересные факты», поделитесь в социальных сетях!
Источник: https://damy-gospoda.ru/kamilla-klodel-biografiya/
Скульптор Камилла Клодель: биография, творчество
Многие знаменитые художники, писатели, композиторы оставили свой след в вечности. Их имена известны всему миру. Но есть гениальные творцы, судьба которых сложилась трагично, и сегодня мало кто их помнит. Такова история жизни Камиллы Клодель – талантливого скульптора и музы легендарного Родена.
«Белая ворона» в своей среде
Камилла родилась в солнечной Франции 8 декабря 1864 года, в добропорядочной буржуазной семье. Отец девочки хорошо зарабатывал, занимаясь торговыми операциями и сделками с недвижимостью. Мать происходила из фермерской семьи с сильными католическими традициями и представляла собой классический образец жены, матери и хозяйки того времени.
Как в такой обычной патриархальной семье мог родиться столь необычный ребенок? Видимо, провидение не особо задумывается на этот счет. А девочка действительно получилась странная. Камилла не любила играть в куклы и заниматься домашними делами, как мама.
Ее увлечением были длительные прогулки по окрестностям, во время которых она могла часами мечтать и наслаждаться первозданной красотой природы.
Самым любимым занятием юной Камиллы Клодель была лепка. Она постоянно приносила домой с речного берега глину и лепила сначала фигурки членов семьи, потом более сложные образы. Маму Клодель очень раздражало занятие дочери, потому что она считала все это баловством, да еще постоянно приходилось стирать испачканную одежду.
Отец девочки был достаточно суровым человеком, но талант дочери заметил и поддержал, когда пришло время. Вместе с талантом Камилле достались очень яркая внешность и дерзкий, вольнолюбивый, сильный характер. Поэтому стать добропорядочной буржуазной женой и матерью, мирно жить в провинции, ходить в церковь и дружить с соседями этой девушке было не суждено.
Ее ждала бурная, насыщенная, странная и страшная судьба.
Два гения в одной семье
Один гениальный ребенок в обыкновенной семье – это встречается в истории часто. Но два гения сразу… В семье Клодель произошло именно так. У Камиллы родился брат Поль – знаменитый поэт, писатель, драматург, религиозный деятель и дипломат.
Слава Поля, в конце концов, затмит талант его старшей сестры, и он практически от нее отречется. Но тогда, в детстве, Камилла была для него всем: божеством, наставником, другом и кумиром.
Младший брат с удовольствием позировал для скульптур сестры, разделял ее взгляды на жизнь, поддерживал все начинания и подчинялся ее крутому нраву. Они были очень дружны. Камилла любила брата и оказала большое влияние на развитие его творческой натуры.
Впоследствии, уже будучи признанным гением, Поль не помог сестре в трагической жизненной ситуации, предпочел отстраниться и практически забыть о ней. Она была для него всем в детстве, он остался для нее всем до конца жизни.
Опережая время
Семья Клодель часто переезжала из города в город в связи с разъездным характером деятельности главы семейства. В 1881 году они перебрались в Париж.
Камилле исполнилось семнадцать лет и она, полная надежд, отправилась изучать искусство в Академию Коларосси. Официальное обучение творческим профессиям в девятнадцатом веке для женщин было недоступно.
Поэтому Камилла и еще несколько девушек занимались на общественных началах в мастерской Альфреда Буше.
Надо сказать, что Буше уже видел работы юной Камиллы, побывав однажды в гостях у ее отца. Скульптор высоко оценил творчество Клодель и посоветовал развивать мастерство в Париже. Так и случилось. Во время учебы многие отмечали удивительный дар Камиллы, необыкновенность и особую магию ее произведений.
Кстати, один из известных и уважаемых скульпторов, увидев работу Клодель, вынес вердикт о том, что девушка брала уроки у самого Родена. Хотя это было не так. Но сбылось в самое ближайшее время. Как-то легендарный Огюст Роден зашел в мастерскую к ученицам Буше, чтобы провести урок.
Не заметить яркую девушку было невозможно, и вскоре она стала работать подмастерьем у великого мастера. Эта встреча круто изменила биографию Камиллы Клодель.
Роковая встреча с Роденом
Клодель для Огюста Родена стала помощником, моделью и возлюбленной. Он находил в ней невероятное вдохновение и совершенную красоту. Конечно, Роден оказал огромное влияние на творчество молодой художницы.
Тем более, что Роден и Камилла Клодель как-то похоже воспринимали эту окружающую реальность и внутренний мир человека. Это были равные по таланту люди: учитель и ученица. Но такое, казалось бы, плодотворное сотрудничество обернулось для Камиллы творческой трагедией.
Ее работы постоянно сравнивали с роденовскими, проводя прямую параллель. Постоянно звучали замечания о подражательстве и заимствовании.
Даже признавая художественную безупречность работ Камиллы Клодель, критики всегда упоминали ее имя рядом с Роденом. Например, ее «Забвение» все посчитали повторением роденовского «Поцелуя».
Сам мастер пытался объяснить широкой общественности, что Клодель – самостоятельная творческая единица, наделенная природным даром. Но это звучало как-то вяло и неубедительно.
Противостояние гениев рано или поздно должно было привести к разрыву.
Невозможная любовь
Творческие муки дополняли муки любовные. Как все гениальные натуры, Камилла не знала середины ни в творчестве, ни в любви. Ей нужно было все или ничего. Любовь к Родену была страстной и мучительной. Она находила в нем жизненную и творческую силу, жила этой любовью. Он тоже безумно ее любил. Но в его жизни давно и прочно присутствовала другая женщина.
С Розой Бере Родена связывало очень многое. Она была рядом с ним в его тяжелые времена, делила со скульптором его взлеты и падения. Молодой возлюбленной Огюст объяснял, что не может оставить Розу, потому что она больна и зависит от него, а он ей многим обязан.
Но страстную и гордую Камиллу эти объяснения не устраивали. Однажды она все-таки поставила его перед выбором: или я, или она. Он выбрал. Ей пришлось уйти.
Но Камилла Клодель была уверена, что это временное поражение, что ее молодость, красота и талант победят, Огюст обязательно придет за ней, просто не сможет без нее жить. Не пришел. Смог. И она не вернулась.
Ненависть
И тогда пришла лютая ненависть. Камилла винила Родена во всех больших и маленьких своих проблемах. Правда, она очень много работала и создала большое количество талантливых произведений. Среди них знаменитый «Вальс», пронзительная «Зрелость», трогательная «Молящаяся». Камилла Клодель активно выставлялась в известных залах и салонах.
Но, видимо страсть, обида, гордыня и, вместе с тем, любовь, сжигали ее изнутри. Говорят, она ночами напролет бродила под окнами Родена и выкрикивала ругательства и проклятия. Вспышки ненависти становились все чаще. Однажды она разбила все скульптуры в своей мастерской.
Скорее всего, это были проявления психопатического типа личности, который свойственен творческим тонко чувствующим людям.
Но, в конце концов, Камилле был поставлен страшный диагноз: шизофрения. Она стала испытывать финансовые трудности, ей порой нечем было даже платить за квартиру.
Хотя врачи утверждали, что в изоляции от общества нет никакой необходимости, семья посчитала болезнь Камиллы Клодель опасной и приняла решение отправить женщину в закрытую психиатрическую клинику.
Ей пришлось подчиниться. Это было начало конца.
Забвение
В 1913 году скульптор Камилла Клодель умерла для искусства. Следующие тридцать лет жизни она провела в закрытой психиатрической лечебнице в Виль-Эвраре.
Несколько раз врачи предлагали родственникам забрать ее домой, не видя необходимости в содержании женщины в изоляции. Но мать Камиллы всякий раз отвечала отказом. Ее мало кто навещал, редкие письма она получала только от брата Поля.
Клиника, где провела три десятилетия Камилла Клодель, славилась жесткими условиями содержания больных и излишне суровым бытом.
Говорят, что Клодель никогда не была по-настоящему сумасшедшей. О чем думала, что чувствовала женщина, находясь среди психически больных людей, видя их страдания и муки, никто никогда не узнает. Известно только, что Камилла вела себя замкнуто, отстраненно и апатично. И больше никогда не притронулась к любимой глине. Талантливая и всеми забытая, она скончалась в 1943 году.
Слава
Слава, о которой так страстно мечтала эта неординарная женщина, обошла ее стороной при жизни. Но посмертно творчество Камиллы Клодель нашло свое место в истории. Не только как музы знаменитого Родена, но и как уникального скульптора. Ее работы есть в частных коллекциях и мировых музеях.
О ее жизни был поставлен балет в 1999 году и снят одноименный художественный фильм с Изабель Аджани в главной роли. Слишком короткая и очень яркая творческая судьба, долгое забвение при жизни: такой оказалась плата за гениальность.
Как-то критик Октав Мирабо сказал о Камилле: «Бунт против природы: женщина – гений!».
Источник: https://autogear.ru/article/353/634/skulptor-kamilla-klodel-biografiya-tvorchestvo/
Филипп Клодель “Моё имя Бродек” (2007)
Может ли писатель достоверно отразить страдания людей, имея о них лишь поверхностные представления? Есть высокая степень вероятности, что может, если не будет при этом вдаваться в конкретику, а предпочтёт наполнять туманом происходящее на страницах. Примерно в такой манере ведёт повествование Филипп Клодель.
Главный герой его произведения эфемерен – он представляет собой собирательное понятие, не являясь никем конкретно и ни с чем не соотносясь. Он жертва бесчеловечного к нему отношения – заключения в подобие концентрационного лагеря. Автору требовалось пропустить чужое горе через себя, чем он и занимается на протяжении всего произведения.
Рассказов о буднях Второй Мировой войны читателю хватает, очевидцы тех дней оставили огромное количество воспоминаний и связанной с ними беллетристики. Последующие поколения считают, будто осталось свободное пространство, которое необходимо заполнить уже их домыслами о прошлом, чтобы создать впечатление иного восприятия ушедших событий.
Филипп Клодель взялся иносказательно рассказать в завуалированном антураже о некогда происходивших событиях, чьё повторение возможно в будущем и даже в настоящем. Существенной роли временная ориентация не имеет – главное принять за должное положение главного героя произведения.
Цельный сюжет отсутствует.
Филипп Клодель размышляет обо всё разом, мгновенно переключаясь между интересующими его темами. Ничего нового он не говорит, повторяя и без того известные истины: людей в заключении унижают, ими помыкают и их уничтожают; люди надеются, сетуют на судьбу и умирают.
Об этом и раньше говорили прямо и открыто, поэтому Клодель представляет ситуацию ещё раз, но от своего имени. В подобной манере может размышлять каждый, если ему захочется внутренне понять, что значит быть узником, и воплотить пришедшие мысли на бумаге, придав им вид художественного произведения.
Слог Филиппа Клоделя приводит читателя к мнению, словно повествующее лицо Бродек лишилось доли разума от перенесённых им страданий. Ежели Клодель преследовал придать повествованию именно налёт психических расстройств, то у него это получилось.
Хаотичность описываемых событий плохо складывается в единую картину, побуждая читателя обращать внимание на все упоминаемые автором детали, порой помещённые на страницы без определённой цели. Мысль повествующего лица лишена линейности, порождая дискомфорт.
Тяжело следить за сюжетом, когда свиньи опережают святость, упоминаемую до рыцарей, предваряющих завершение повествования.
Путём неопределённости хорошо морочить голову читателя. Филипп Клодель действительно может быть продолжателем мастеров абсурдистики. Только в его произведении нет причин что-либо скрывать.
Он выбрал не ту тему, где создание туманных образов может побудить читателя к собственным размышлениям. Предполагать и гадать на пустоте – дело неблагодарное. Нужна подходящая ситуация, чтобы ещё раз сказать о постыдной стороне человеческих помыслов.
Клодель предчувствует серьёзный военный конфликт или опосредованно намекает на отношение в некоторых странах к политическим заключённым словно к узникам концентрационных лагерей? Остаётся предполагать. Сам автор на этот счёт излишне туманен.
Впрочем, читателю всегда свойственно заблуждаться относительно авторских замыслов.
Задуманное редко находит понимание, принимая совершенно иное значение. Писателю в тексте нужно явно обозначить позицию или принимать какие угодно суждения о своём творчестве, чаще не самые лестные и довольно враждебные. Как относиться к случившемуся с Бродеком? Да, он страдал и имеет право на собственную точку зрения. Имеет ли на неё право кто-то другой? Имеет. Человек всегда должен всё переосмысливать, исходя из разных обстоятельств. Филипп Клодель предпринял попытку – кому-то она обязательно придётся по душе.
Дополнительные метки: клодель моё имя бродек критика, клодель моё имя бродек анализ, клодель моё имя бродек отзывы, клодель моё имя бродек рецензия, клодель моё имя бродек книга, Philippe Claudel, Le Rapport de Brodeck, Brodeck’s Report
Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop
Это тоже может вас заинтересовать:
– Иностранные номинанты премии Ясная поляна-2016
Источник: http://trounin.ru/claudel07/
Филипп Клодель – биография, список книг, отзывы читателей
Я не люблю жанр «детектив», но эту книгу и нельзя назвать детективом. Здесь есть убийство, но о нем почти не говорится. Расследование, интрига и имя настоящего убийцы полностью отсутствует.
Вообще все повествование – это воспоминания рассказчика, которые он непонятно зачем пишет, да и как его зовут читателю так и не откроют. Единственная информация, которая нам предоставлена, это то, что он полицейский и считается, что этого хватит, большую часть книги.
Вообще книга очень долго раскачивается, нас знакомят с жителями города и их привычками, и то не совсем и фрагментарно, что почти ничего не дает для составления какой-то целостной картины.
Ухудшает и то, что мы с ними знакомимся через призму мнения рассказчика, о котором нам ничего неизвестно, что естественно ухудшает и веру в его рассказ. В истории достаточно сильно нарушена хронология событий, что еще больше путает, а путаница вызывает вопрос: «Зачем я это читаю?»
Я решила не отчаиваться и найти в книги что-то хорошее, что бы ее дочитать у меня это получилось почти до самого конца. В книге поразительно хороший слог, нельзя сказать, что бы очень вкусный, но насыщенный образами, а если взять отдельные фрагменты, то они окажутся настолько хороши, что как будто вышли из-под пера заслуженных классиков.
Постепенно читателя все же познакомят с рассказчиком и даже прейдет понимание, зачем он это пишет. Конечно, познакомят, это громко сказано, но зато он обретет какое-то подобие человечности. Мы узнаем, что у него была жена и что его мучает совесть за то, что он когда-то не раскрыл убийство из-за ее смерти, и что она умерла, когда он начал заниматься этим делом.
Постепенно возникает сочувствие и соучастие, и даже становится интересно читать, но счастье долго не продлится.
Теперь можно сказать о том, что вызвало полное отвращение. Во-первых, взволновала судьба 20-ти летнего дезертира, этот фрагмент настолько реалистично описан и настолько порочит все человеческое (или напротив раскрывает), что становится стыдно.
Возможно, этот бы фрагмент так на меня не подействовал, если бы был только он.
Убивающей оказалась концовка, я не буду вдаваться в детали, ведь возможно кто-то решится повторить мой подвиг, скажу только, что после нее я возненавидела рассказчика.
Нет не так, мне стало стыдно, что он и я имеем одно название – человек, ведь тогда я стою с ним на одной ступени и от этого гнусно и противно.
Я понимаю, автор хотел нам показать насколько мы все мерзкие, если даже умудрился очернить образ милой учительницы, превратив ее в эгоистичное и жестокое существо. Я понимаю, что иногда о грязи надо говорить, но в этой книге разговор идет только о грязи и почему-то это все называют «детектив».
Мой совет, если не хотите тошнотворного привкуса на душе, проходите мимо, ничего значительного вы не потеряете.
#И1_3курс
Источник: http://readly.ru/author/4661696/
Камилла Клодель: жизнь, запечатленная в кадре
В ленте 1988 года Брюно Нюйттена рассказывается о начале творческого пути Камиллы Клодель, о ее отношениях с Роденом и о последних годах жизни Камиллы до ее помещения в психиатрическую лечебницу. В фильме роль Камиллы была отдана Изабель Аджани, Родена сыграл сорокалетний Жерар Депардье.
«Камилла Клодель», 1988
В молодости Камилла была независима и бесстрашна. Она не боялась одна ночью уйти из дома, чтобы раздобыть глину нужного сорта для новой скульптуры.
Клодель тогда не столько искала в Родене наставника, сколько пыталась добиться его признания. И он это понимал, он видел, что у Камиллы уже выработался свой собственный стиль, что ее не надо ничему учить.
Но признать в ней равного по силе и гениальности скульптора ему мешала гордыня.
Искусствоведы так и не пришли к согласию в споре о том, кто на кого оказал большее влияние: Роден на Клодель или Клодель на Родена. Судя по ленте Нюйттена, режиссеру представляется, что в творческом плане именно Роден в большей степени испытал влияние Камиллы. Неслучайно в фильме одна из ранних работ Клодель напоминает его знаменитого «Мыслителя».
Камилла Клодель
Роден находит свое вдохновение в Камилле, она становится его музой, его натурщицей. Он создает серию её портретов, словно пытается скопировать ее. Но все, что он может, это вновь и вновь воспроизводить лишь ее внешность, душа Камиллы остается для него загадкой.
Любовь Родена обжигающе холодна. Казалось бы, чуткие руки скульптора не смогли уловить изменения в теле Клодель: они даже не почувствовали округлившийся живот любимой женщины. Их отношения опустошили Камиллу. Некогда молодую и гордую, амбициозную и целеустремленную девушку охватывает отчаянье, ее мучает мания преследования. Во всем она видит стремление Родена уничтожить ее.
Камилла Клодель «Зрелый возраст»
Если раньше Камилла радовалась тому, что Роден мог подписать ее работу, как Микеланджело подписывал лучшие скульптуры своих учеников, то теперь она обвиняет его в воровстве, судорожно пытается отвоевать свое «я», доказать свою независимость от Родена. Но ее усилия оборачиваются тем, что она тонет в безумном одиночестве и все больше отдаляется от людей. Поведение Клодель вызывает опасения, и 10 марта 1913 года родственники помещают Камиллу в психиатрическую лечебницу.
Камилла Клодель «Болтушки»
В 2013 году в прокат вышла картина Бруно Дюмона «Камилла Клодель, 1915». Ее можно назвать логическим продолжением ленты Нюйттена. В ней воспроизведено несколько дней из жизни Камиллы в психиатрической лечебнице. В основу фильма легла переписка Клодель с братом Полем и ее история болезни.
Вокруг правомерности госпитализации Камиллы ходило немало слухов. Многие сомневались в том, что она действительно потеряла рассудок.
Бинош, сыгравшая в этом фильме скульптора, снимается вместе с непрофессиональными актерами, постояльцами лечебницы, поэтому разница между Клодель и ее окружением ощущается только острей. Но в то же время нельзя сказать, что ее героине удалось освободиться от мании преследования.
Во всех своих несчастьях Камилла продолжает винить Родена. Она боится его, боится, что он попытается ее отравить. Этот страх не дает Клодель спокойно вздохнуть, она находится в постоянном напряжении.
«Камилла Клодель, 1915», 2013
В лечебнице Камилла обращается к Богу. После расставания с Роденом в ленте Нюйттена она спорит с братом Полем о том, нужен ли человеку Бог, чтобы обрести себя. Тогда Клодель была уверена, что ей никто не нужен, чтобы стать собой.
Но в стенах психиатрической лечебницы у нее не остается никого, кроме Бога. В фильме Дюмона размышления ее брата о Боге и о своем месте в этом мире вызывают у его слушателя, монаха, улыбку.
Отношение Камиллы к Богу и религии показано не столь однозначным, оно гораздо интимнее.
«Камилла Клодель, 1915», 2013
Отчаянье Камиллы доведено до предела, она окончательно сломлена, потребность в самореализации утихла. Кажется, что вдохновение ее покинуло, а творчество причиняет только мучение.
Клодель мечтает лишь о том, чтобы выбраться из ада лечебницы. Камилла совсем забыла о сложных отношениях с матерью и хочет поселиться рядом с ней. Но ее мечтам не суждено сбыться.
Она умирает в стенах больницы 19 октября 1943.
Приставка «ученица Родена» или «любовница Родена» крепко приклеена к имени Камиллы Клодель. Но жажда освободиться от цепей, связывающих ее с Роденом, к сожалению, только посмертно и только отчасти может быть утолена несколькими глотками — кадрами фильмов, завороженных ее судьбой.
Источник: http://www.cablook.com/design-art/kamilla-klodel-zhizn-zapechatlennaya-v-kadre/
Камилла клодель
(1864—1943)
Французский скульптор.
На улице Варенн, перед входом в Музей Родена, стояла длинная очередь.
Однако в тот день 1984 года столько народа собрал не сам великий и прославленный мастер, а его «подмастерье» — женщина, чьё имя, как ещё недавно казалось, поросло травой забвения… И всё же какая-то справедливость в этом мире существует. Женщина, заплатившая за свой неженский дар собственной жизнью, всё-таки нашла признание, пусть не в сердцах современников, так хотя бы — потомков.
Однако, согласитесь, позднее восхищение малоутешительно для живого, страдающего человека, человека, потерявшего надежду. А судьба Камиллы Клодель поистине страшна, вызывает ужас равнодушием и жестокостью её близких.
Не имей Камилла божьего дара, её историю и тогда бы имело смысл поведать миру — в назидание чёрствости, как протест против подлости, — но эта женщина ещё к тому же была необыкновенно талантлива, что делает рассказ о ней по-настоящему трагическим.
Бог редко одаривает родителей талантливыми детьми, но представьте себе, что в одной самой обыкновенной семье, у людей без особенных амбиций и претензий к жизни, рождается целых двое гениальных отпрысков. Что тут можно сказать о случайности божьей благодати?.. Она, как видно, для человека непостижима.
Поль Клодель, знаменитый французский классик, поэт, драматург, писатель — любимый в родных пенатах, — уважаемый академик, посол. Но мало кто знает, что в детстве он с обожанием взирал на старшую сестру, бывшую ему примером во всём.
До неё он пытался дорасти и внешне, и внутренне, ей первой поверял свои ещё зыбкие, юношеские мечты о славе и успехе. Она, Камилла, первая начала борьбу с консервативными родителями — отцом, лотарингским агентом по недвижимости, и матерью — домохозяйкой.
Они и детям желали тихой провинциальной жизни в маленьком городке Вильневе. А дочь и сын Клоделей, словно по злому умыслу, словно они подкидыши, а не родные отпрыски, казались чужими в обывательском мирке родителей.
Поль витал в придуманных замках, а Камилла так ловко лепила из глины, что приводила в замешательство отца столь необычным занятием и в бешенство мать, которая замучилась стирать дочкину одежду.
Отъезд Камиллы в Париж в 1882 году не разрешил её проблем.
Для девушек двери Школы изящных искусств были закрыты, но наша героиня оказалась неодинокой, и несколько особ, решившихся презреть запреты общества заниматься скульптурой, основали частные курсы, руководителем которых стал знаменитый в то время Альфред Буше.
Поражённый работами Камиллы, педагог показал их директору Школы изящных искусств Полю Дюбуа. «Ваша подопечная брала уроки у господина Родена», — поставил диагноз авторитетный мастер.
Фактически это оказалось неверным, но по сути Дюбуа верно усмотрел в начинающей художнице восхищение перед признанным скульптором и яркий талант, способный поставить её в один ряд с великими мастерами. А ещё было в этом восклицании нечто от мистического, случайного предвиденья. Они скоро встретятся — Камилла и Роден, встретятся, чтобы ввергнуть друг друга в пучину несчастий и разочарований.
Роден, подменивший однажды Буше на «девичьих» курсах, будучи тонким ценителем слабого пола и художником по призванию, не мог не обратить внимание на красивую девушку.
«Прекрасный лоб над дивными глазами того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни, большой, чувственный, но ещё и очень гордый рот, густая копна каштановых волос, спадающих до самой поясницы.
Вид, впечатляющий дерзостью, прямотой, превосходством и весёлостью», — это описание принадлежит её брату, Полю.
Да, она была на редкость привлекательна, но не только это выделяло её среди остальных курсисток. На ней лежала особая печать, которая притягивает, манит и пугает, печать таланта. Роден пригласил Камиллу работать к себе в качестве подмастерья. Прошло немного времени, и Камилла стала не только ближайшей помощницей знаменитого скульптора, но и его натурщицей, его музой.
Это было начало её конца. Пылкая, уверенная, привыкшая всегда побеждать, быть первой и только первой, она органически не могла существовать рядом с Роденом, признанным мэтром.
В 1888 году Камилла завершает «Забвение» — своё первое большое произведение. Критики спешат увидеть в нём «перепевы» знаменитого роденовского «Поцелуя». Четыре года спустя, когда появляется «Вальс» Клодель, об этой скульптуре пишут, что она опять-таки по-роденовски динамична и экспрессивна. По поводу «Клото» со всех сторон раздаются ехидные ухмылки: “Заимствует, заимствует, заимствует… “
Может, для кого-то личная и творческая близость с великим мастером и была бы предметом гордости и покоя, но для бедной Камиллы она стала сущим мучением, оскорблявшим её болезненное самолюбие. В порыве бешенства Клодель не слишком задумывается о собственных высказываниях: «Свои произведения я извлекаю лишь из самой себя, страдая скорее избытком, нежели нехваткой идей.
Господин Роден, упрекающий других в подражании, лучше бы не обнародовал свой „Дух войны“, целиком скопированный у Рюда». А ведь она живёт с Роденом, она любит его страстно, безумно, с такой силой, которая свойственна только таким неординарным натурам.
Но она никогда не сможет ему простить, что её считают роденовской тенью, жалкой подражательницей, что ей не удаётся заблестеть собственными гранями.
К конфликтному дележу творческих идей прибавилась и неприятная житейская история, которая формально и привела к разрыву. Несмотря на то что Камилла делит кров с Роденом, скульптор продолжает поддерживать связь с прежней возлюбленной, верной спутницей прошлых трудных лет — Розой Бере.
Напрасно он пытается объяснить Камилле, что брошенная любовница всего лишь его друг, что она не соперница прекрасной молодой женщине, что она больна и он не имеет право её оставить. Клодель не желает ничего принимать в оправдание.
Она слишком осознает собственную значимость, чтобы даже самую малость любви и внимания уступить какой-то особе. Камилла ставит условия Родену: или — или… Знаменитый скульптор растерялся как мальчишка: он жалуется друзьям, страдает от «непонятного» ухода Камиллы. Но возвратить он её не попытался.
Какому талантливому мужчине нужна рядом такая беспокойная, одарённая женщина? А Камилла, вероятно, надеялась на другую реакцию возлюбленного… Да что надеялась — была уверена!
Получив наконец тягостную свободу, она набрасывается на работу. Пора разлуки родила сильные и выразительные образы. Из-под её рук в тот роковой 1895 год вышел первый вариант «Зрелого возраста» — юная коленопреклонённая женщина с мольбой пытается удержать за руку любимого, которого упрямо тянет к себе старуха-смерть.
Их руки ещё не разомкнулись, герой ещё не принял окончательного решения. Во втором варианте, созданном через три года, старость властно уводит за собой покорившегося, смирившегося мужчину. Роден не пришёл за своей Камиллой, надежды все тают, а вместе с их исчезновением копится злоба против бывшего возлюбленного.
Постепенно Роден превращается в злого гения Клодель. Проваливается выставка — происки Огюста, не на что купить материал — виновен Огюст, плохая пресса — коварство Огюста.
В оправдание Камиллы, следует сказать, что Роден действительно вёл себя не слишком по-джентельменски: Камилла и впрямь могла бы ожидать большего милосердия и понимания.
Роден откровенно чинил препятствия заключению договора на покупку государством «Зрелого возраста», он не захотел помочь Клодель, когда она униженно упрашивала судебного пристава не выбрасывать её вещи из арендованной квартиры, за которую ей нечем было заплатить. Известный скульптор легко забыл прежнюю любовь, и его не мучила совесть, не заботило чувство долга.
Между тем, неприспособленная к жизни, не умеющая легко ладить с людьми, Камилла мечется в поисках выхода. Начинается тяжёлая нервная депрессия: ночами женщина бродит под окнами особняка, где живёт Роден все с той же Розой Бере, и выкрикивает угрозы, беспокоя соседей; днём окна квартиры Клодель плотно закрыты ставнями — Камилла боится дневного света.
Она ещё борется — лепит удивительные вещи. Жанровая композиция «За разговором»: сплетницы в бане упоённо и деловито обсуждают чьи-то личные проблемы… Ещё в 1908 году она создаёт «Ниобиду» — девушку-дитя с теми же чертами лица, что у счастливой героини «Забвения», в той же самой позе, но теперь одинокую, смертельно раненную в грудь ядовитой стрелой.
Но тьма душевной болезни сгущается над её рассудком.
Не помогли Камилле и родственники. Обожавший её брат Поль вырос, делал собственную карьеру, поставил на собственный успех, и ему не нужна была в биографии строчка о безумной сестре, выбившейся из колеи. В конце концов, она сама учила юного Поля добиваться успеха.
10 марта 1913 года к дому на набережной Бурбонов подъехала карета «скорой помощи», и дюжие санитары отворили дверь обитательницы квартиры на первом этаже. Камилла Клодель с разрешения и при помощи родственников была доставлена в психиатрическую клинику парижского пригорода Виль-Эврар.
Оттуда её вскоре перевезли в другую лечебницу — в Мондеверг, забытый Богом угол на юге Франции, где ей предстояло провести 30 лет. Была ли она так больна, чтобы заточать её — пожизненно! — в одно из самых страшных в своём роде заведений, имевших прочную славу «загона для смертников»? Конечно, нет.
Просто добропорядочное семейство Клоделей предпочло «похоронить» Камиллу в сумасшедшем доме.
Можно добавить, что сама Камилла до конца дней продолжала винить во всех своих муках Родена. Она не переставала взывать о помощи из адского приюта: «Не могу больше выносить крики всех этих созданий! Боже, как же мне хочется снова оказаться в родном Вильневе! Не для того же я так работала, чтобы закончить жизнь под многозначным номером в сумасшедшем доме! Я заслужила лучшего…»
«На днях несчастную лицейскую преподавательницу, тоже попавшую сюда, нашли мёртвой в постели — умерла от холода. Невозможно вообразить, до чего холодно в Мондеверге. И это длится семь месяцев в году…»
«Если бы я снова могла вернуться к нормальной жизни, то счастье моё было бы слишком велико, чтобы посметь хоть в чём-то вас ослушаться. Я так настрадалась, что не решилась бы и шага лишнего сделать. Ты пишешь, что за мной кто-то должен ухаживать. Но у меня никогда не было нянек…»
Стоны этого несчастного существа не доходят до почтенного Поля, он предпочитает не обращать на них внимания. Только после смерти академика, посла, литератора Клоделя, спустя 12 лет после кончины Камиллы, семья решилась-таки получить прах родственницы из мондевергского заточения. Местное похоронное бюро ответило: «Данный участок кладбища был использован для других нужд, и могила исчезла».
Но время Камиллы всё-таки пришло, её настигла посмертная слава, хоть малое, но утешение — справедливость восторжествовала.
Сбылось предсказание литератора Армана Дейо: «Меня крайне удивит, если мадемуазель Клодель не займёт однажды, внезапно, своё место среди крупнейших скульпторов эпохи».
Источник: http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/100_velikih_zhenshin/p49.php