Краткая биография ключевский

Краткая биография Ключевского

>> Все биографии >> Ученые из России

Ключевский Василий Осипович (1841 – 1911 гг.)

Российский историк, академик, почетный академик Петербургской Академии Наук.

Родился в селе Вознесенское Пензенской губернии в семье рано умершего сельского священника. Детство Ключевского прошло в жестокой нужде. Преодолев свое заикание, трудности учения, с отличием окончил в 1856 г. Пензенское духовное училище и поступил в духовную семинарию.

В 1861 г Ключевский, раздумав быть священником, покинул семинарию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1865 г. со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию.

Первая монография Ключевского «Сказания иностранцев о Московском государстве» свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. Ключевский по совету своего преподавателя С.М.

Соловьева для магистерской диссертации взял тему «Древнерусские жития святых как исторический источник», над которой работал шесть лет, изучив около 5 тыс.

житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научным подвигом.

Ключевский пришел к выводу, что жития — ненадежный исторический источник и часто не соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых. Этот труд позволил Ключевскому приобрести богатый источниковедческий опыт.

Обратите внимание

В 1867 г. Ключевский стал читать курс всеобщей истории в Александровском военном училище.

В 1871 г. ему предложили занять кафедру в Московской духовной академии, а на следующий год начать чтение лекций на Высших женских курсах.

Вскоре Ключевский приобрел славу изумительного лектора и в 1879 г. после смерти С.М. Соловьева занял его место в Московском университете. В 1872 г. Ключевский начал десятилетнюю работу над докторской диссертацией «Боярская дума Древней Руси».

Наряду со специальным курсом «Истории сословий в России», исследованиями, посвященными социальной тематике («Происхождение крепостного права в России», «Подушная подать и отмена холопства в России», «Состав представительства на земских соборах древней Руси»), истории культуры XVIII и XIX вв.

, Ключевский создал главный труд жизни «Курс русской истории», в котором изложил свою концепцию исторического развития России. С1902 г. и до конца жизни Ключевский готовил его к изданию и переизданию.

Помимо преподавательской и исследовательской работы, Ключевский в 1887—1889 гг. был деканом историко-филологического факультета и проректором.

В 1900 г. он был избран действительным членом Академии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900-1910 гг. стал читать курс лекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие выдающиеся художники.

Ключевский умер в Москве в 1911 г. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-klyuchevskogo

Биография Василия Ключевского

В течение шести лет работал над магистерской диссертацией “Древнерусские жития святых как исторический источник”, изучив не менее пяти тысяч житийных списков, хранившихся в Синодальной библиотеке и монастырских архивах.

Попутно он написал ряд самостоятельных статей и рецензий по истории церкви и русской религиозной мысли.

Среди наиболее крупных работ — “Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря”, “Псковские споры”, “Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права”, “Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства”, “Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века”. 

Еще десять лет Василий Ключевский посвятил докторской диссертации “Боярская дума Древней Руси”, где подробно исследовал состав и политическую роль московского боярства и бюрократический механизм Московского государства XVI-XVII веков.

В 1871 году Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года. В 1872 году (по другим источникам, в 1867 году) он начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах.

Важно

В сентябре 1879 года он был избран доцентом Московского университета, в 1882 году — экстраординарным, в 1885 году — ординарным профессором. В 1887-1889 годах был деканом историко-филологического факультета Московского университета.

В 1893-1895 годах, по поручению императора Александра III, читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу, брату Николая II.

В 1900-1910 годах читал курс лекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей.

В 1893-1905 годах Василий Ключевский был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 году был избран ординарным академиком, в 1908 году — почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук.

В 1905 году участвовал в комиссии о печати под председательством Дмитрия Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 году был избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания.

Ключевский стремился выявлению закономерностей исторического процесса, в основе которого, как он считал, лежат экономические и социокультурные условия. Политическую жизнь, государство Ключевский рассматривал как вторичные факторы, что шло в разрез с господствовавшей тогда моделью. 

В 1880-1890-е годы Ключевский развил свою концепцию в ряде специальных исследований, посвященных различным сторонам и периодам русской истории: “Русский рубль XVI-XVIII вв.

Совет

в его отношении к нынешнему” (1884), “Подушная подать и отмена холопства в России” (1885), “Происхождение крепостного права в России” (1885), “История сословий в России” (1886-1887), “Состав представительства на земских соборах Древней Руси” (1890-1892).

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание — “Курс русской истории” (в пяти частях), над составлением которого ученый трудился более 30 лет, а с 1902 года и до конца жизни готовил к изданию и переизданию.

Ключевским был написан ряд учебных пособий, среди них “Древняя русская история. Курс лекций” (1884), “Древняя русская история: от начала Руси до Смутного времени. Лекции” (1884), ” Краткое пособие по русской истории” (1899) и др. В 1897 году ему было поручено составление программы для написания истории Московского университета за истекшие 150 лет. 

25 мая (12 мая по старому стилю) 1911 года Василий Ключевский умер в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

С 1869 года Ключевский был женат на Анисье Бородиной (1837-1909). В семье родился сын Борис (1869-1944), он был помощником и секретарем отца. 

В 1912 году был выпущен сборник “Характеристики и воспоминания”, посвященный памяти Василия Ключевского, где он был назван создателем научной истории России.

Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти ученого первую книгу своих “Чтений” за 1914 год.

В 1991 году в Пензе в доме, где будущий историк провел детские и юношеские годы, был открыт музей. В 2008 году в Пензе был открыт памятник Василию Ключевскому.

Обратите внимание

С 1994 года Российская академия наук присуждает премию имени Ключевского за “большой вклад в области отечественной истории и славяноведения”.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20160128/1365828010.html

Ключевский Василий Осипович

Российский историк, профессор Московского университета, академик (1900), почетный академик (1908) Императорской Петербургской Академии Наук. Автор многочисленных трудов по русской истории, включая «Курс русской истории» в пяти томах.

Детство Ключевского

Василий Осипович Ключевский родился 28 января 1841 года в Пензенской губернии, в селе Воскресеновка (ныне в Пензенском районе Пензенской области). Отец Ключевского был священником.

Поскольку тот служил в Пензенской епархии, судьба сына была определена с самого раннего детства: Василий, покорный воле родителей, окончил Пензенское духовное училище и Пензенскую духовную семинарию. Семье жилось очень тяжело, поэтому неоднократно озвученную идею сына стать историком родители не поддерживали.

Между тем Ключевский увлекался историей и в перерывах между сдачей семинарских экзаменов жадно читал различные исторические труды, книги и исследования. К окончанию семинарии Василий Осипович уже не представлял себя никем другим, связывая свою жизнь только с исторической наукой.

Надо отдать должное родителям Ключевского, которые, поняв, что сын не испытывает энтузиазма при мысли стать священником, проявили себя очень понимающими людьми.

Осознав, что сын не собирается идти по стопам своего отца, они отпустили его сдавать вступительные экзамены на историко-филологический университет Московского университета, позволив оставить семинарию. Преодолеть нищету было очень тяжело: семья Ключевского переживала непростые времена.

Впоследствии Ключевский всю свою жизнь с благодарностью вспоминал родителей и предоставленную ему возможностью заниматься любимым делом. В университете он слушал лекции столь выдающихся для своего времени исследователей, как Леонтьев, Буслаев, Чичерин, Соловьев и даже обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев. Научные интересы Ключевского во многом сформировались под их влиянием. Больше всего его впечатляли лекции Чичерина и Соловьева: превосходные ораторы, они как никто другой умели вдохновлять юных слушателей и оказывали почти гипнотическое воздействие на аудиторию.

Первые труды

Ключевский владел несколькими иностранными языками, что помогло ему не ограничиваться русскими источниками при написании своих работ. Его кандидатская диссертация называлась «Сказания иностранцев о Московском государстве». После окончания факультета Ключевский получил место при университете и стал изучать жития святых. Он преследовал цель отыскать свежий источник, чтобы изучить вопрос участия древнерусских монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси. Ключевский посвятил следующие несколько лет своей жизни дальнейшему изучению житий святых. Он не жалел времени и сил, исследуя и анализируя самые труднодоступные источники, рассеянные по разным книгохранилищам. Но по истечении двухлетнего срока Ключевский к своему разочарованию был вынужден признать, что полученный им результат совершенно не оправдал его ожиданий. В итоге Ключевским была написала магистерская диссертация на тему «Древнерусские жития святых как исторический источник». Работа была посвящена житийной литературе во многих ее аспектах – источниковедческой базе, образцам, приемам и формам. Ключевскому как исследователю была в целом свойственна самокритичность. Он очень редко оставался довольным результатами своих работ и исследований. Большинство преемников Ключевского отзывались о его работе над житиями в самых теплых выражениях. Но для своего времени исследование было едва ли не провокационным. Дело в том, что для середины XX века то строго-критическое направление, в котором были выдержаны работы Ключевского, было чем-то совершенно новым для церковно-исторической науки, где до сей поры не господствовали подобные методы.

Важно

После написания магистерской диссертации Ключевский продолжил пристальное изучение истории церкви и общественно-религиозной мысли.

Результатом стало написание целого ряда статей и рецензий, сыгравших огромную роль как для современного Ключевскому времени, так и для всей исторической науки в целом.

Крупнейшими из них были: «Псковские споры», «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря», «Западное влияние и церковный раскол в России XVII века». Вдохновение Василия Осиповича было неисчерпаемым.

Профессорская деятельность

Когда в 1979 году скончался один из преподавателей Московского университета Соловьев, Ключевский занял его место и начал читать там курс русской истории. Профессором в том же университете он стал с 1882 года и многие годы продолжал читать лекции. Ключевский был на редкость самодисциплинированным: он успевал параллельно с этим преподавать и в Московской духовной семинарии. Его друг Герье вскоре организовал знаменитые Московские женские курсы, куда также позвал преподавать Ключевского.

В период с 1887 по 1889 год Ключевский был проректором Московского историко-филологического факультета. Благодаря своей деятельности, ученый получил признание не только среди коллег, но и в «верхах». Император Александр III, впечатленный познаниями Василий Осиповича, пригласил его читать курс русской истории великому князю Георгию Александровичу.

Ключевский действительно сделал потрясающую для своего времени карьеру. Начав с рядового преподавателя, он всего за десятилетие взобрался на вершину: подобный прыжок был не просто результатом врожденного таланта Ключевского, но и его потрясающего трудолюбия. В 1905 году ученый принимал участие в работе Государственной Комиссии по пересмотру печати. Немаловажную роль он сыграл и в вопросах учреждения первой Государственной думы.

Главные работы Ключевского

Несмотря на то, что Василий Осипович Ключевский был крайне разносторонней личностью и как исследователь, и как человек, его интересы все-таки были больше связаны с историей духовной жизни русского общества. Абсолютное большинство его работ (монографий, статей и книг) были посвящены именно этой теме. Несколько сборников статей Ключевского включали в себя неизвестные данные и любопытные факты из биографий Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Михайловича Соловьева, Петра Великого, Екатерины Второй и многих других выдающихся деятелей своей эпохи.

В 1899 г. Василий Осипович издал «Краткое пособие по русской истории», ставшее прологом к объемному труду на аналогичную тему. Всего через несколько лет в печати появились четыре тома русской истории. Ключевский довел свое повествование до времени правления Екатерины Второй. Исследования Ключевского, охватывающие многолетнюю эпоху русской истории, были не похожи на те пособия, которые исследователи привыкли использовать при написании собственных работ и на которые в основном ориентировались. Ключевский с самого начала отказался от критики других авторов, не поднимал в своих исследованиях острые и противоречивые вопросы, не хотел спорить с другими историками как своей эпохи, так и предшествующей. Ключевский был первым в России исследователем, который стал читать курс российской историографии. Среди работ Василия Осиповича, посвященных узкоспециализированным темам, стоит выделить «Историю сословий в России», напечатанную на основе его спецкурса, который ученый читал, будучи профессором Московского университета. Довольно популярной была и «Терминология русской истории». Многие из работ Ключевского постоянно печатал журнал «Литературная мысль». После смерти Василия Осиповича многие из его учеников приняли участие в составлении сборника «Ключевский, характеристики и воспоминания». Среди самых выдающихся учеников и последователей Ключевского были историки Милюков, Бахрушин, Барсков, Богословский и многие другие. Исследовательская деятельность Ключевского сделала его выдающимся представителем Московской исторической школы.

Читайте также:  Краткая биография твардовский

Василий Осипович Ключевский скончался 25 мая 1911 года в Москве и был похоронен на Донском кладбище.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/kluchevskii-vasilii-osipovich

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1911), русский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу.

Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества.

В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков.

Совет

Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

Совет

С поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, П.М.Леонтьев и в особенности С.М.

Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества.

Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15–17 вв.

За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871).

Тема была указана Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков.

В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866–1867).

Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

Обратите внимание

После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях.

Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.

Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.

Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880–1881) составила известный этап в творчестве Ключевского.

Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – Русский рубль ХVI–ХVIII вв.

в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.

Важно

Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».

Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (13 – середина 15 в.

) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в.

, когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 в.

(более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии.

Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов.

Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.

Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/klyuchevskiy-vasiliy-osipovich

Краткая биография Ключевский В. О

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841-1911), русский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу.

Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. “Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери”, – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества.

В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков.

Совет

Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

С поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф. И.Буслаев, Н. С.Тихонравов, П. М.Леонтьев и в особенности С. М.

Соловьев: “Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет”.

Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества.

Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15-17 вв.

За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре “для приготовления к профессорскому званию”.

Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871).

Тема была указана Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков.

В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866-1867).

Обратите внимание

Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности “обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта”.

Обратите внимание

После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях.

Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.

Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.

Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые опубликована на страницах журнала “Русская мысль” в 1880-1881) составила известный этап в творчестве Ключевского.

Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – Русский рубль ХVI-ХVIII вв.

Читайте также:  Краткая биография гарсия

в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.

Важно

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.

Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: “История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней”.

Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (13 – середина 15 в.

) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в.

, когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 в.

(более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда “русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала”. Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство.

В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность. Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в.

Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого.

Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой “государственной школы” – К. Д.Кавелин, С. М.Соловьев и Б. Н.Чичерин. “В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли”, – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов.

Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества “Похвальное слово” Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку. Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-klyuchevskij-v-o/

Биография Василий Ключевский

Ключевский, Василий Осипович – знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии.

Сайт: Знаменитости

Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова , К.Н. Победоносцева , Б.Н. Чичерина , С.М. Соловьева .

Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, “какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет.

” Его кандидатская диссертация написана на тему: “Сказания иностранцев о Московском государстве”. Оставленный при университете, Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти “самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси”.

Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: “Древнерусские жития святых как исторический источник” (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм.

Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим.

Совет

Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни.

Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные: “Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря”, “Псковские споры”, “Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права”, “Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства”, “Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века”. В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 г.; в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. – экстраординарным, в 1885 г. – ординарным профессором. В 1893 – 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу ; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 – 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. – почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в “Русской Мысли” докторская диссертация Ключевского, знаменитая “Боярская Дума древней Руси”. В этом своем центральном труде специальную тему о боя

рской думе, “маховом колесе” древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской истории и специальных его исследований.

Ряд капитальных вопросов древнерусской истории – образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI – XVII веков, – получил в “Боярской Думе” такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих историков. Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в “Русской Мысли” статьи “Происхождение крепостного права в России” и “Подушная подать и отмена холопства в России” дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси. Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и признание со стороны большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В.И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его статьями, не вмешивался. В связи с исследованием экономического положения московского крестьянства появилась его статья: “Русский рубль XVI – XVIII веков, в его отношении к нынешнему” (“Чтения московского общества истории и древностей”, 1884). Статьями “О составе представительства на земских соборах древней Руси” (“Русская Мысль” 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного , закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам политического и социального строя древней Руси (“Опыты и исследования”. Первый сборник статей. М., 1912). Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине , Лермонтове , И.Н. Болтине , Н.И. Новикове , Фонвизине , Екатерине II , Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей Ключевского, “Очерки и речи”, М., 1912). В 1899 г. Ключевский издал “Краткое пособие по Русской истории” как “частное издание для слушателей автора”, а в 1904 г. приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II. Как в монографических своих исследованиях так и в “Курсе” Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения “местной истории” в раскрытии “явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться к данным условиям”, усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития, в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса. “Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития”. И на страницах “Курса” художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характерист

Реклама:

ик исторических деятелей и в обрисовке идейной стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей жизненной цельности. Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его “История сословий в России” (М., 1913). Получил распространение в литографированном издании его курс “Терминология русской истории”.

Лучшие дня

Миллионер в поисках помощникаПосетило:195 Жемчужина поп-музыкиПосетило:188 Пенсионер-рекордсмен: 38 минут в планкеПосетило:176

Источник: https://www.peoples.ru/science/history/vasiliy_kluchevskiy/

Ключевский Василий Осипович

(1841-1911) русский историк

Ключевский Василий Осипович — это не просто имя в истории русской науки, но явление мирового уровня. Уже через год после кончины Василия Осиповича он был признан основателем первой научной исторической школы. Его книги не утратили своего значения и в наши дни, почти через сто лет после смерти ученого.

Ключевский родился в селе Воскресенском Пензенского уезда в семье сельского священника. Когда Василию исполнилось восемь лет, его отец умер, а мать со всеми детьми переехала в Пензу и поселилась в небольшом домике. Жили Ключевские бедно, поскольку основным источником их доходов было казенное пособие, которое Василий получал как ученик городского духовного училища.

Читайте также:  Краткая биография тёпфер

Мальчик очень тяжело пережил смерть отца. Он еще долго не мог преодолеть нервное потрясение, что сказывалось и на его учебе. Но постепенно Ключевский стал выделяться среди сверстников и после окончания училища оказался в числе немногих выпускников, принятых в духовную семинарию. Именно там он увлекся историей и начал заниматься научной работой.

Ключевский даже отказался от духовной карьеры. Он прервал учебу в семинарии, отправился в Москву и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции крупнейших ученых своего времени — Ф.И. Буслаева, С.М. Соловьева, С.В. Ешевского.

В 1872 году Ключевский блестяще защитил магистерскую диссертацию «Жития святых как исторический источник», которую позже дополнил и опубликовал как книгу. Одновременно он начал преподавать в Московской духовной академии, а чуть позже — и в Московском университете. Также читал лекции на Высших женских курсах, в училище живописи и в Александровском военном училище.

Если представить все те годы, что Ключевский Василий Осипович преподавал в различных учебных заведениях, в виде единой линии, то окажется, что он непрерывно читал свои лекции в течение ста восьми лет.

И его лекции пользовались необычайной популярностью.

Несмотря на то, что он всю жизнь страдал от заикания, на них собиралось столько народу, что приходилось пропускать в аудиторию только тех, кто должен был их слушать по расписанию.

Василий Ключевский рассказывал об исторических событиях так, что его слушатели как будто видели их своими глазами. Об этом писал, например, Ф.Шаляпин, который в своих автобиографических записках называл Ключевского «великолепным учителем» и отмечал, что именно Ключевский помог ему создать образы Ивана Грозного и Бориса Годунова.

Одновременно Ключевский Василий Осипович занимался и научной работой. Его первая книга — «Сказания иностранцев о Московском государстве» — до сих пор считается незаменимым справочником, в котором собрано все, что когда-то писали иностранцы о средневековой Руси.

Обратите внимание

История в его представлении — это наука об общих законах строения человеческого общества. Он ввел в эту науку новое понятие — человеческое общежитие, которым обозначал единство общества, составляющих его людей и окружающей их природы.

Василий Ключевский постоянно дополнял и совершенствовал свой лекционный курс, но из-за скромности отказывался публиковать его, хотя таких предложений было много: ведь его лекции представляли собой уникальный материал о жизни народов, населяющих Российское государство. Тем не менее литографированные издания его лекций распространялись по всей России. Он решился издать свой курс лекций и начал готовить его к печати только в 1902 году, после своего шестидесятилетнего юбилея.

«Курс русской истории», который отдельными томами начал выходить с 1904 года, и стал главным сочинением Ключевского. Его появление сразу же стало событием в научной и общественной жизни России, поскольку это была первая попытка проблемного изложения русской истории.

В отличие от своих предшественников, которые давали систематизированное изложение исторических фактов и событий, Ключевский раскрывал общие закономерности всемирно-исторического процесса, в котором главная роль отводилась народу.

Он даже придумал термин «историческая личность народа» и заявлял, что именно это и является «основным предметом изучения его истории».

Такой подход позволял его слушателям и читателям делать самостоятельные выводы и размышлять о том, как складывается история государства.

Даже в преклонном возрасте Василий Осипович Ключевский сохранил удивительную память и работоспособность. Так, после долгих научных заседаний он мог с точностью воспроизвести, как они проходили, не упуская ни имен, ни дат, ни фактов.

Ключевский Василий Осипович был выдающимся ученым, но отличался необыкновенной скромностью. Любопытно, что он почти не надевал официальный вицмундир и всегда носил скромный черный сюртук.

В жизни ученого не было каких-то особо примечательных событий, он много работал в архивах, собирал исторические факты, размышлял над ними, писал книги. Кроме чтения лекций, это было самым любимым его занятием.

Важно

И самым большим огорчением для Василя Ключевского было то, что он не мог посвятить этому все свое время, так как приходилось заниматься и другой работой.

Одно время, с 1887 по 1889 год, он был деканом историко-филологического факультета и проректором Московского университета, но такая работа была ему в тягость, и он попросил освободить его от этих обязанностей. Как это ни покажется странным, но в какой-то степени занятиям наукой мешала его известность.

В 1893 году по распоряжению Александра III ему пришлось выехать на Кавказ, в Абастуман, чтобы преподавать историю царевичу Георгию, который лечился там от туберкулеза.

Однако Ключевский обладал достаточно твердым и независимым характером и нечасто соглашался делать то, что ему было неинтересно.

Так, например, он отказался писать книгу об умершем к тому времени царе Александре III, которую от него требовал царский двор.

Такой же независимостью отличались и взгляды Василий Осипович Ключевского на русскую историю, которые тоже воспринимались по-разному.

Одни ученые поддерживали их, другие категорически отрицали, но и те и другие признавали его выдающиеся заслуги в развитии исторической науки.

После его смерти московские и петербургские ученые подготовили и издали посвященный ему сборник «Характеристики и воспоминания», в котором Ключевский был назван «создателем научной истории России».

Источник: http://biografiivsem.ru/klyuchevskiy-vasiliy-osipovich

Историк В.О. Ключевский

В.О. Ключевский

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли». (В.О. Ключевский)

Василий Осипович Ключевский родился в селе Воскресенском недалеко от Пензы в семье бедного приходского священника, который был первым учителем мальчика, но который трагически погиб, когда Василию было всего 9 лет. Семья перебралась в Пензу, где поселилась в небольшом домике, переданном одним из друзей священника.

Окончил сначала пензенское духовное училище, а затем духовную семинарию.

В 1861 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Его преподавателями были Н.М. Леонтьев, Ф.М. Буслаев, К.Н. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, лекции которых оказали на молодого историка большое влияние.

«Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет», — писал впоследствии Ключевский.

Музей Ключевского в Пензе

Карьера

После окончания университета Ключевский остается здесь преподавать и начинает работу о древнерусских святых, которая стала его магистерской диссертацией.

Попутно он пишет несколько работ по истории церкви и русской религиозной мысли: «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря», «Псковские споры», «Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права», «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства», «Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века» и др.

Ключевский много сил отдает преподаванию: в 1871 г. его избирают на кафедру русской истории в Московской духовной академии, на которой он работал до 1906 г.

; затем он начал преподавать в Александровском военном училище, а также на высших женских курсах. Его научная и преподавательская карьера быстро идет вверх: в сентябре 1879 г.

Совет

его избирают доцентом Московского университета, в 1882 г. — экстраординарным, в 1885 г. — ординарным профессором.

В.О. Ключевский

В 1893 — 1895 годах он читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу (сыну Александра III) ; преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 — 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете.

Он являлся академиком и почетным академиком ряда научных обществ.

За Ключевским утвердилась слава блестящего лектора, который умел захватывать внимание аудитории силой анализа, даром изображения, глубокой начитанностью.

Он блистал остроумием, афоризмами, эпиграммами, которые востребованы и сегодня. Его работы всегда вызывали полемику,  в которую он старался не вмешиваться.

Темы его работ исключительно разнообразны: положение крестьянства, земские соборы Древней Руси, реформы Ивана Грозного…

Его волновала история духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой теме относится ряд статей и речей Ключевского о С.М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом. Он издал «Краткое пособие по Русской истории»,  а в 1904 г. приступил к изданию полного курса. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II.

В. Ключевский излагает строго субъективное понимание русской истории, устраняя обзор и критику и не вступая ни с кем  в полемику. Он полагает в основу курса факты не по их действительному значению в истории, а по их методологическому значению.

«Курс русской истории»

Самый известный научный труд Ключевского – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Он работал над ним более 30 лет, но решился к его публикации только в начале 1900-х годов.

Основным фактором русской истории Ключевский считает колонизацию России, вокруг колонизации и развертываются основные события: «История России есть история страны, которая колонизируется.

Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».

Ключевский разделил русскую историю на четыре периода:

Обратите внимание

I период — приблизительно с VIII до XIII в., когда русское население сосредоточивалось в основном на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда политически была разбита на обособленные города, а в экономике господствовала внешняя торговля.

II период — XIII – середина XV в., когда главная масса народа переместилась в междуречье верхней Волги и Оки. Это по-прежнему раздробленная страна, но на княжеские уделы. Основу экономики составлял вольный крестьянский земледельческий труд.

Памятник Ключевскому в Пензе

III период — с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизирует донские и средневолжские черноземы; произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

IV период — до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей

Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя, самодержавие опирается на военно-служилый класс – дворянство. К крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Жизнь самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. По убеждениям он был умеренным консерватором, политические выступления его крайне немногочисленны.

Но если они и были, то всегда отличались оригинальностью мышления и никогда не были в угоду кому-то. Позиция у него была только своя. Например, он произнес в 1894 г. «Похвальное слово» Александру III, которое вызвало возмущение революционного студенчества, настороженно отнесся к революции 1905 г.

“Исторические портреты” В. Ключевского

Его «Исторические портреты» включают ряд биографий известных людей:

Первые Киевские князья, Андрей Боголюбский, Иван III, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Иван Грозный, Царь Федор, Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Царь Михаил Романов, Царь Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.

Созидатели земли русской
Добрые люди Древней Руси, Нестор и Сильвестр, Сергий Радонежский, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, К.Минин и Д.М. Пожарский, Патриарх Никон, Симеон Полоцкий, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын, князь Д.М. Голицын, Н.И. Новиков, М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, декабристы, H.M. Карамзин, К.Н.

Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьев,

Т.Н. Грановский.

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1005

Ссылка на основную публикацию