Владислав Петрович Крапивин
- Биография
- Книги в каталоге
- Лучшие цитаты
Дата рождения: 14.10.1938
Известный советский, затем российский детско-юношеский писатель, поэт, драматург, сценарист, педагог.
Крапивин Владислав Петрович родился и вырос на берегах р.Туры, в Тюмени, в семье педагогов. В 1956 году окончил школу, приехал в Свердловск и поступил в Уральский государственный университет им. А.М.Горького на отделение (в дальнейшем — факультет) журналистики.
В марте 1961 года защитил диплом на тему “Очерк и рассказ в газете и журнале” и поступил на работу в газету “Вечерний Свердловск”. В том же году Владислав Крапивин создал в городе Свердловске детский внешкольный отряд “Каравелла”, где ребята стали заниматься, журналистикой, парусным делом, спортивным фехтованием и съемками фильмов.
В 1965 году шефство над «Каравеллой» взял журнал «Пионер», а Владислав Петрович оставался его руководителем более 30-ти лет. Сегодня этот отряд называется «Пресс-центр и флотилия “Каравелла”, каждое лето проводится парусная практика на яхтах, построенных ребятами, круглый год идет корреспондентская работа, устраиваются спортивные соревнования, снимаются фильмы. В 1962 г.
перешел в журнал “Уральский следопыт”, где состоял сначала литсотрудником, а затем заведующим отделом. К 1962 году относятся и первая публикация крупной прозы писателя – книга Рейс “Ориона”. Эта и несколько последующих книг привлекли внимание к начинающему писателю.
В 1964 году Владислав Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР, через год книгу В.
Крапивина “Звезды под дождем” выпустило центральное издательство “Детская литература”. С того момента он стал постоянным автором этого ведущего детского издательства и сотрудничает с ним до сих пор. В том же году Владислав Крапивин женился и в этом браке состоит до сих пор (двое сыновей, внуки).
С 1964 по 1991 год (до момента, когда журнал сильно сократил объем и перестал печатать крупную прозу) В.Крапивин был одним из ведущих авторов “Пионера” — главного журнала в детской литературе той поры. Кроме того, часто публиковался в других журналах (в частности, в “Урале” и — особенно много — в «Уральском следопыте»).
В 1965 году писатель окончательно оставляет журналистику и с тех пор занимается литературным трудом. Книги Крапивина пользуются неизменной популярностью у детей и взрослых. Писатель – лауреат многочисленных литературных премий и официальных наград за литературную и педагогическую деятельность.
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм “Колыбельная для брата” по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина. В 90-х – 2000-х годах вышло несколько собраний сочинений писателя. В 2007 году В.П.Крапивин вернулся на жительство в Тюмень — по приглашению Тюменского госуниверситета и губернатора Тюменской области.
Интересные факты из жизни
Писатель Сергей Лукьяненко признался, что его повести «Пристань жёлтых кораблей», «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» написаны под влиянием творчества Владислава Петровича. В то же время в повести «Царь, царевич, король, королевич» (1994) Лукьяненко фактически пародирует и творчество Крапивина, и даже его образ.
Награды писателя
Государственные наградыМедаль “За доблестный труд (1970)Орден Трудового Красного Знамени (1984)Орден Дружбы народов (1989)Орден Почета (2010)
Литературные премии
Великое Кольцо (1981)
Аэлита (1983)
Зиланткон (1998)Литературная премия губернатора Свердловской области (1999)Литературная премия «Малая Урания» (2001)
Российская литературная премия имени А. Грина (2001)
Сигма-Ф (2002)Литературная премии имени разведчика Н. И. Кузнецова (2003)Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2003)
Орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи (2003)
Премия «Большой Роскон» (2006)
Прочие награды и звания
Премия Ленинского комсомола (1974)Звание Отличника народного просвещения РСФСР (1980)Знак А.Гайдара ЦК ВЛКСМ (1983)Нагрудный знак “Отличник погранвойск” II степени.Медаль «300-летие Российского флота»Почетный знак администрации Севастополя «За заслуги перед городом» (2010)Почетный гражданин города Екатеринбурга
Библиография
Творческое наследие Владислава Крапивина очень обширно и включает помимо художественной прозы, также стихи, пьесы, эссе, очерки и статьи. Полная библиография на официальном сайте писателя. Далее приводится список произведений в жанре крупной прозы.
Циклы произведений
Острова и капитаны
Хронометр (Остров Святой Елены) (1987)
Граната (Остров капитана Гая) (1988)Наследники (Путь в архипелаге) (1989)
Паруса «Эспады»
Мальчик со шпагой (1975)
Бронзовый мальчик (1994)
Рыжее знамя упрямства (2006)
Великий Кристалл
Голубятня на желтой поляне (1985)Кораблики, или «Помоги мне в пути…» (1993)
Сказки капитанов
Портфель капитана Румба (1991)
Безлюдные пространства
Бабушкин внук и его братья (1997)
Лужайки, где пляшут скворечники (2000)
Топот шахматных лошадок (2005)
Ампула Грина (2006)
Стальной волосок
Бриг «Артемида» (2008)
Гваделорка (2009)
Сказки Севки Глущенко
Трофейная банка, разбитая на дуэли (2008)
Журавлёнок и молнии (1983)
Фрегат «Звенящий» (1997)
Давно закончилась осада… (2001)
Семь фунтов брамсельного ветра (2003)
Стража Лопухастых островов (2003)
Прохождение Венеры по диску солнца (2005)
Стеклянные тайны Симки Зуйка (Воздух той давней ночи; Стеклянные сказки Симки Зуйка) (2005)
Тополята (2011)
Экранизации произведений, театральные постановки
Наиболее известные экранизации:
Колыбельная для брата (СССР, 1982) реж. Виктор Волков
Трое с площади Карронад (Россия, 2008) реж. Виктор Волков
Легенда острова Двид (Россия, 2010) реж. Анарио Мамедов
Полный список на Кинопоиске.
Официальный сайт писателя: http://www.rusf.ru/vk/
- Биография
- Книги в каталоге
- Лучшие цитаты
Паруса “Эспады”. Мальчик со шпагой
Дагги-Тиц
Под созвездием Ориона
Владислав Крапивин – все книги автора в каталоге
- 3 + «Детство – это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём всё равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы.»
- 3 + «Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами.»
- 3 + ««И учись летать высоко и смело. Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь. Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами.»»
Владислав Крапивин – все цитаты автора
Апдайк, Джон Хойер (Updike), John Hoyer)
Свифт, Джонатан (Swift , Jonathan )
Рид, Брайанна (Reid, Bryanna)
Аберкромби, Джо (Abercrombie, Joe)
Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=389
Владислав Крапивин. Немодный писатель
14 октября 2016 года исполняется 78 лет самому загадочному и противоречивому из современных детских писателей
Текст: Владимир Березин
Фото: www.ural.kp.ru
Я впервые увидел этого писателя не так давно. Были девяностые ещё годы, и я ездил тогда на конвенты фантастов, которые справедливо считали Крапивина своим — некоторые даже числили себя в его заочных учениках.
Теперь мне с трудом верится, что сам он был в семинаре у знаменитого детского классика Кассиля, и вообще был свидетелем всех превращений нашего Отечества. А тогда я видел перед собой классика.
Товарищи мои были с ним накоротке, а я был как бы при них, и не сказать, что мы были кристально трезвы — но это очень личная история, и единственный смыл её здесь — в том, что в те времена он казался мне настоящим классиком.
Я помнил его текст в одной из синих книг знаменитой двенадцатитомной «Библиотеке пионера», текст про маленького оруженосца Кашку с его бесплатной добротой, про нежную подростковую дружбу, пионерский лагерь и прочие атрибуты ушедшего детства — и поэтому тогда у меня было странное впечатление, что со мной говорит портрет из кабинета литературы.
А вот сейчас я понимаю, что писатель
Крапивин был тогда вовсе не настоящим советским писателем — он был совершенно параллелен советской школе
Это при том, что у него был орден Трудового Красного знамени, не самый маленький в советской иерархии наград. И он вовсе не был диссидентом — но он был именно параллелен той школе, в которой учился я. Это был какой-то другой мир — с одной стороны, в его книгах, а с другой стороны — в его клубе «Каравелла», существующем с 1961 года.
Я знал членов этого клуба, с несколькими преломил хлеб, один из них, мой товарищ, стал настоящим полковником. Те, кого я знал, даже состарившись, трепетно относились к их девизу «Tamborileros, аdelante!»,что, кажется, означало на испанском «Барабанщики, вперед!».
И это тоже был особый мир, который был уже параллелен мне: я не очень любил всё это — нашивки и форму, какие-то звания, и вообще «структуру», в том, особенном советском смысле этого слова.
Сейчас я понимаю, что писатель Крапивин был вполне естественен тогда.
Но теперь я понимаю куда более важные вещи.
Первая выражалась в том поразительном обстоятельстве, что учителю Крапивину удалось при Советской власти создать именно структуру, которая эту Советскую власть пережила. И это при том, что Советская власть никаких параллельных структур не терпела и очень насторожённо относилась даже к филателистам.
Человек в этих рамках двигался по очевидным ступеням официальной лестницы — октябрятская организация, пионерская организация, комсомольская организация, и, если кто решал двинутся дальше — партия. Просто — «партия», потому что это слово не требовало пояснений — какая.
Второе важное наблюдение заключалось в том, что, как писатель,
Крапивин занимался очень интересным возрастом, который из классической советской детской литературы как бы выпадал
Нет, в ней было много книг о маленьких гражданах возраста Чука и Гека, и много книг о подростках, но большая их часть была как бы не о подростках.
Пионеры-герои, кстати, отнюдь не все были по возрасту теми пионерами, которые читали о них в героических книжках — они были куда старше. Вообще советское общество старалось взрослеть стремительно.
Даже в комсомол тогда принимали с четырнадцати лет.
А вот Крапивин сосредоточился именно на внутреннем мире подростка. И это был именно подросток, не малыш и не взрослый.
Не строитель светлого будущего, не мальчик, которому предстоит вписаться в систему, а именно то загадочное существо, которое ни во что не вписывается
С моей стороны то была очень личная история.
Биография писателя внешне проста — родился в Тюмени, жил в Свердловске, потом уже в Екатеринбурге, вернулся в Тюмень, а потом опять переехал в Екатеринбург. Был журналистом, оставаясь писателем, основал вместе с детьми тот самый клуб «Каравелла».
(История таких клубов, кажется, ещё не написана, а это было то самое движение «снизу», которое доказывало, что как не покрывай общество обрядом официальных структур, а жизнь всё равно найдёт дырочку и выльется вовне, в самых разнообразных формах).
Писатель Крапивин был признан, и, как настоящий признанный писатель, всё время ругался с чиновниками и критиками. У него есть немалый круг поклонников — выросших детей, которые и по сию пору готовы ругаться за своего кумира — правда, в социальных сетях.
Но объект яростной защиты ведь не только сюжет и стиль.
Часто человек защищает не саму книгу, а то ощущение восторга, которое она в нём вызвала, он защищает, в конце концов, своё собственное детство.
А тогда,
в советское ещё время, Крапивин вызывал очень странное ощущение — вроде бы и не запрещённый писатель, но и явно не в официальной моде
И сейчас Крапивин никуда не делся. Он написал огромное количество книг, и по плодовитости сравним с Дюма — с той важной поправкой, что свои книги он писал сам.
Но в моде не будет никогда. Чтобы стать успешным в наше время, Крапивину пришлось бы писать совсем иначе. Ему и его родственникам стало бы безусловно сытнее, но мир при этом стал бы неполон.
С ним можно не соглашаться, его можно не понимать (это касается и взрослых его читателей, и подростков советского времени, и нынешних), но Крапивин как литературный феномен — бесспорен и важен.
Я бы не сказал, что он хорошо раскрыт, описан и анализирован — восторженных текстов о нём я видел много, как много и брезгливо-отстранённых.
Но не видел объяснений того, как работают сюжетные конструкции, как из раза в раз реализуется противостояние общества, параллельной ему маленькой структуры и подростка с индивидуальностью. Как проникает одно в другое, как отторгают кого-то, как кто-то вписывается в общий или необщий корпоративный порядок.
Как действовала романтика на подростка семидесятых, скажем, и как теперь действует на современных.
Их, кстати, реже стали звать тинэйджерами.
Была такая важная, хоть сейчас и забытая заочная полемика Крапивина с саратовским критиком Арбитманом.
Крапивин образца девяносто четвёртого года отвечал Арбитману на какую-то статью, время от времени ругая слово «тинэйджер». Чем был виноват этот термин я, правда, не понял, а Крапивин писал: «“Тинейджер” в нашем обществе — это порождение нескольких последних лет, нашего равнодушного к детям времени.
Этакое жующее заграничную жвачку создание, чьи мысли сводятся к “адидасовским” шмоткам, а постижение искусства застыло на уровне разноцветных пивных банок и кассет с мордобойно-сексуальными триллерами». Но, собственно, самым интересным для меня было другое: мысль о том, кто лучше — дети или взрослые.
Для Крапивина этот ответ был однозначен: «Для г-на Арбитмана, очевидно, является сомнительной и пугающей новостью тот факт, что
подростки «изначально (курсив мой — В. К.) честнее, порядочнее, самоотверженнее… взрослых»
Но это объективная — не только социальная, а даже и биологическая истина. Дети действительно рождаются неиспорченными, искренними существами, они во многих отношениях чище взрослых. Беда только, что в то же время они — наивнее, беспомощнее и неопытнее своих родителей и наставников.
Потом уже, постепенно, взрослый мир переделывает их по своим законам — одних раньше, других позже. Столкновение детского бескорыстия и взрослого прагматизма — это драма многих поколений» * .
Оказалось всё ещё сложнее.
Тогда в городе, заваленном мартовским снегом, который был ли ещё Свердловском или уже превратился обратно в Екатеринбург, мне рассказывали про структуру клуба, который превратился к тому же и в киностудию и в пресс-центр.
Интересно, что многие
поздние советские утописты проповедовали образ «учителя»
В повести «Возвращение» Стругацких прямо говорится: «в мире наибольшим почётом пользуются, как это ни странно, не космолетчики, не глубоководники и даже не таинственные покорители чудовищ — зоопсихологи, а врачи и учителя. В частности, выяснилось, что в Мировом Совете — шестьдесят процентов учителей и врачей.
Что учителей всё время не хватает, а космолётчиками хоть пруд пруди» ** . Но только свердловский писатель попытался сам воспитывать новых людей.
При этом статья Арбитмана называлась «Слезинка замученного взрослого», там Арбитман придумал (или, по его словам, использовал кем-то придуманный) термин «пионерско-готический роман».
Кстати, там упоминался и чрезвычайно популярный фантаст Сергей Лукьяненко с «Тайной сорока островов».
А Крапивин всё говорил и говорил о том, что дети всегда лучше и чище взрослых.
Но при этом чтении я вспомнил, что была в Китае такая казнь — отдавали человека подросткам
Это была мучительная казнь, ибо подростки, как и любые подростки мира, находились по ту сторону добра и зла. Они были достаточно ловки и сильны, но, одновременно, по-подростковому жестоки и беспощадны.
И ещё я помнил о том, что во многих странах мира дети обыденно берут в руки оружие — не для того, чтобы играть. И в рамках традиционного гуманизма кажется, что они безвинны. У них есть скидка на вину.
Но вина на всех.
Рецептов нет.
ЧТО ИЗ ВСЕГО ЭТОГО СЛЕДУЕТ?
Во-первых, то, что 14 октября день рождения писателя, без которого невозможно понять всё позднее советское общество — при том, что менее типичного писателя я не могу представить.
Во-вторых, те поводы к размышлениям, которые возникают вокруг крапивинских книг, героев и его структур — едва ли не самые мало обдуманные.
Где грань ответственности подростка? Что отделяет уважение к учителю от его культа? Есть ли эволюция романтического начала, и как отделить романтику от эскапизма? Что такое, наконец, подростковая дружба? Про любовь говорят постоянно, а вот дружба в литературе сюжет гораздо менее прояснённый.
Вопросов много, и читателю решать самому.
* Крапивин В. Пионерско-готический роман, тинейджеры и «обескураживающие повторы» //Уральский следопыт», № 8, 1994.
** Стругацкие А. и Б. Возвращение. Полдень, XXII век. — М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1962. С. 15.
Ссылки по теме:
Иллюстратор Медведев получил премию президента
Медведев рассказал, как научился рисовать
14.10.2016
детидетские книгирусские писатели
Просмотры: 0
Главная › Материалы проектов › Владислав Крапивин. Немодный писатель
Другие материалы проекта ‹В этот день родились›:
Выберите месяц Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Показать еще Показать все
Источник: https://godliteratury.ru/projects/vladislav-krapivin-nemodnyy-pisatel
Крапивин Владислав Петрович
14 октября 1938 г
В 2018 году исполняется 80 лет
Советский и российский писатель, автор около 250 рассказов, повестей, романов для детей и юношества Владислав Крапивин – парадокс современной детской литературы: известен миллионам читателей. 14 октября 1938 года в Тюмени в семье Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных родился третий ребенок – Владислав.
Родители – педагоги по образованию, отец также был православным священником в Кирове. Но, спасаясь от репрессий, Петру Федоровичу пришлось оставить сан и перевезти семью в Тюмень. Еще в детстве Владислав стал сочинять истории, которые с удовольствием рассказывал сверстникам, а те с не меньшим удовольствием слушали.
После школы юноша сначала планировал поступить в педагогический вуз, пойдя по стопам родителей, но в итоге выбрал факультет журналистики Уральского госуниверситета имени А. М. Горького. В студенческие годы Владислав Крапивин участвовал в литературном кружке, сотрудничал с местными СМИ, увлекался творчеством Паустовского.
Начинается отсчет биографии молодого писателя с книги «Рейс «Ориона», изданной в Свердловске в 1962 году. Сразу за ней последовал сборник рассказов «Брат, которому семь». В 1964 году Крапивина приняли в члены Союза писателей СССР. Не одно поколение детей выросло на книгах «Мальчик со шпагой», «Тень Каравеллы», «Трое с площади Карронад», «Дети синего фламинго», «Журавленок и молния».
Сам автор говорил, что пишет для детей не просто так, ему хотелось продлить собственное детство, отнятое войной. Романтикой юных дышат ранние произведения писателя – шпаги, паруса, дороги, зовущие в неведомую, но прекрасную даль.
И по этим дорогам шагают «крапивинские мальчики» – мятежники, романтики и мечтатели с собственным взглядом на мир, мужественные защитники, способные на серьезные поступки.
И читателю легко поверить в происходящее на страницах книги, потому что автор постоянно сталкивает персонажей с несправедливостью жизни.
Крапивин в какой-то мере жесток к собственным героям, но честен – в современном мире мятежники неудобны для обывателя, а потому всегда находятся под прицелом. Главное, что дарит писатель героям, – дружба.
Старшие подростки опекают младших, помогают безболезненнее взрослеть. А вот взрослым в мире Крапивина почти нет места.
В 1980-х годах Владислав Крапивин оставил реализм и плавно перешел к фантастическим мирам. Так появился цикл произведений «В глубине Великого Кристалла», включающий в себя семь повестей. Последней в цикле предполагалась «Белый шарик матроса Вильсона», но внезапно, по словам автора, после написались еще две повести.
Библиография автора обширна, одних рассказов – около семидесяти. В 2017 году в интервью журналу «Собеседник» на вопрос о количестве написанных произведений писатель ответил, что их не считал, добавив: «Всех, кому надоело, могу утешить: лет примерно в 75 я решил остановиться».
Литературовед Сергей Борисов выделяет среди произведений прозаика основные, на его взгляд, начиная с «Оруженосца Кашки» и заканчивая «Сказками Севки Глущенко».
Но при этом Борисов не берет в расчет творчество писателя в 1990-х и 2000-х годах, когда были написаны «Лужайки, где пляшут скворечники», «Бабочка на штанге» и т.д.
А еще Владислав Крапивин писал стихи, к которым сам, не считая себя поэтом, относится критически: одни были написаны для вставки в прозаические произведения, другие – как тексты песен.
Книги Крапивина печатались и в России, и за границей: в Болгарии, Японии, США, Франции, Германии. Цитаты из произведений уже превратились в афоризмы. Интересный факт: повести Сергея Лукьяненко «Пристань желтых кораблей», «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» написаны, по словам автора, под влиянием повестей Крапивина.
В 1979 году вышел двухсерийный фильм «Та сторона, где ветер», в котором снялся старший сын Крапивина Павел. Сняты экранизации произведений «Колыбельная для брата», «Трое с площади Карронад», «Мальчик со шпагой». А фильмом по мотивам книги «Дети синего фламинго» – «Легенда острова Двид» – писатель был не очень доволен.
По словам журналиста Владимира Березина, Крапивин, сосредоточившийся на внутреннем мире подростка, уникален и важен. Ведь в Советском Союзе была литература для детей, была для взрослых, а подростки как бы выпадали. Потому у творчества писателя так много поклонников.
Повзрослев, они готовы защищать и любимого автора, и любимые книги, защищая при этом в первую очередь собственное детство.
У Владислава Петровича много наград, в том числе ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и Почета. Признан почетным гражданином Екатеринбурга, Свердловской области, Тюмени.
Неоднократно получал литературные премии. С 2006 года присуждается Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина.
Раз в год, 14 октября, лауреату вручается премия, диплом и памятная медаль, эскиз которой создал Владислав Крапивин.
В 2007 году писатель переехал из Екатеринбурга в Тюмень. В родном городе преподавал в университете. В 2011 году на базе литературно-краеведческого центра Тюмени открылся музей Владислава Крапивина. Осенью 2013 года писатель с женой вернулся в Екатеринбург, поближе к семье старшего сына.
В 2007 году писатель переехал из Екатеринбурга в Тюмень. В родном городе преподавал в университете. В 2011 году на базе литературно-краеведческого центра Тюмени открылся музей Владислава Крапивина. Осенью 2013 года писатель с женой вернулся в Екатеринбург, поближе к семье старшего сына.
В 2016 году именем Крапивина назвали астероида № 407243.
Источник: http://kansklib.ru/cgb/chitatelyu/pisateli-yubilyary/krapivin-v-p
Презентация “Писатель, которому всегда “двенадцать” Творчество Крапивина В.П
Общероссийский конкурс «С книгой поведешься – ума наберешься»
Номинация: презентация
(биография и творчество детского писателя В.П. Крапивина)
Автор работы: Садубов Арман Максимович
Руководитель: Садубова Ольга Александровна
Название работы:
«Писатель, которому «всегда двенадцать»
Крапивин Владислав Петрович
родился в г. Тюмени 14 октября 1938 года в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
1956-1961
окончил факультет журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького
1961-1962
работал корреспондентом газеты «Вечерний Свердловск»
1962-1965
работал литературным сотрудником и заведующим отдела журнала «Уральский следопыт» (Свердловск).
Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отдела журнала «Уральский следопыт»
В 1961 году Владиславом Крапивиным по собственной инициативе был создан детский отряд «Каравелла».
Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет.
В 1965 году ушёл на творческую работу.
Вся жизнь и творчество Крапивина связаны с детьми.
Книги В.П Крапивина включены в:
- «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества»
- «Библиотеку приключений и научной фантастики»
- «Библиотеку мировой литературы для детей»,
- японскую 26-томную серию «Избранные сочинения для подростков».
Книги В. П0. Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, французский, испанский, румынский, персидский и другие языки.
Владислав Петрович — лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский следопыт», премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий. За литературную и общественную деятельность награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
В 2007 году он вернулся из Екатеринбурга в Тюмень, был избран профессором Тюменского государственного университета, вел школу литературного мастерства
В 2011 году состоялось открытие музея-выставки в честь Владислава Крапивина, функционирующего на постоянной основе при тюменском Литературно-краеведческом центре .
Литературно- краеведческий центр, расположенный по ул. Первомайской.
Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм “Колыбельная для брата”
Первые книги «Рейс «Ориона» (1962), «Брат, которому семь» (1963) появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками.
1965
1965
1966
1967
1968
1970
1971
1971
1972
1972
Интересные факты…
- По мотивам произведений Владислава Крапивина поклонники до сих пор пишут стихотворения и песни;
- Существует Международная детская литературная премия имени писателя и педагога Владислава Петровича Крапивина , которая присуждается раз в год российскому или зарубежному автору
14 октября нашему земляку Владиславу Крапивину исполнилось 75 лет.
Мы от всей души поздравляем его с юбилеем.
Помним, что Вам «всегда двенадцать»
Примите наши поздравленья: В свои-то 75 лет, Ну, ни за что по Вам не скажешь, Вам и пятидесяти нет! У Вас глаза блестят задором, Что забываешь все года, С таким, вот, жизненным напором Берут на приступ города. Так будьте же всегда любимы, Пускай здоровье не шалит. Вас поздравляем с юбилеем, А там — и сто лет прилетит.
«Если вдруг покажется пыльною и плоскою, Злой и надоевшею вся Земля, Вспомни, что за дальнею синею полоскою Ветер треплет старые марселя…
У крыльца, у лавочки мир пустой и маленький, У крыльца, у лавочки куры да трава, А взойди на палубу, поднимись до салинга, И увидишь дальние острова»
(В. Крапивин)
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiia-pisatiel-kotoromu-vsieghda-dvienadtsat-tvorchiestvo-krapivina-v-p
Владислав Петрович Крапивин
Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Во время обучения в университете был зачислен в штат газеты «Вечерний Свердловск».
Несколько лет работал литературным сотрудником и заведующим отделом в журнале «Уральский Следопыт». Позднее, в 1965 году, ушел на творческую работу. В 1961 году Владиславом Крапивиным был создан детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование.
Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда. Первая книга Владислава Крапивина «Рейс „Ориона“» вышла в 1962 году в Свердловске. Спустя два года автор был принят в члены Союза писателей СССР.
В настоящее время у В. Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков».
Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению.
Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина. Владислав Петрович Крапивин — лауреат премии Ленинского комсомола, премии «Аэлита» журнала «Уральский Следопыт» и Союза писателей РСФСР, премии имени А. Гайдара журнала «Пионер» и других литературных премий.
За литературную и общественную деятельность награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. В настоящее время по ряду причин писатель вернулся на родину и проживает в городе Тюмень.
Крапивин Владислав Петрович, родился 14 октября 1938 года, в Тюмени. Мать и отец автора были педагогами.
В 1956 году ему удается поступить в Уральский государственный университет, на факультет журналистики. За время его обучения, Крапивину предложили стать штатным сотрудником газеты “Вечерний Свердловск”.
После этого, он ещё несколько лет занимался журналистской деятельностью в издании “Уральский следопыт”. И уже в 1965 году стал заниматься творческой работой.
Крапивин принимал активное участие в жизни подростков. В 1961 году он создал детский отряд “Каравелла”. Отряд изучал морское дело и журналистику. Эта организация существует и в наше время.
Раньше он был под началом пресс – центра и парусной флотилии журнала “Пионер”.
Первую свою книгу, Владислав Крапивин, опубликовал в 1962 году. Он называлась “Рейс Ориона”. Через пару лет, автора принимают в членство Союза писателей СССР.
На сегодняшний момент, автор имеет около 200 произведений, изданных на разных языках. Его книги включены в “Золотую библиотеку произведений для детей и юношей”, “Библиотеку приключенческих произведений и фантастики”.
Некоторые произведения Крапивина, были экранизированы и показывались по Российскому телевидению. Фильм “Колыбельная для брата”, сценаристами которого были Владислав Крапивин и Станислав Фурин, был награждён несколькими государственными премиями.
За свои заслуги перед обществом, Крапивин, был награждён орденами Трудового красного знамени и Дружбы Народов. Сейчас он признан почетным гражданином Екатеринбурга, где проработал более сорока лет. Проживает Крапивин в городе Тюмень со своей семьёй.
Источник: http://sochin.net/krapivin/
Владислав Петрович Крапивин
Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года на берегах р. Туры в Тюмени в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Ещё во время учёбы был принят на работу в газету «Вечерний Свердловск», несколько лет работал в журнале «Уральский следопыт».
В 1961 году Владислав Крапивин создал детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование.
Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер».
Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда.
С 1965 года занимается творческим трудом. Первая книга — «Рейс „Ориона“» вышла в 1962 году в свердловском издательстве.
В 1964 году Крапивин был принят в члены СП СССР.
В 1982 по повести «Колыбельная для брата» на ЦКДЮФ имени Горького был снят одноимённый фильм, удостоенный нескольких премий в 1982—1984 годах.
С 2007 года Владислав Крапивин проживает в городе Тюмень. Владислав Петрович избран профессором Тюменского государственного университета, ведёт в университете школу литературного мастерства.
В 2008 году по повести «Трое с площади Карронад» (1979) был снят телевизионный четырёхсерийный минисериал, являющийся на данный момент лучшей экранизацией произведения Крапивина по мнению самого автора.
В 2010 году вышел фильм «Легенда острова Двид» по мотивам произведения «Дети синего фламинго». Однако сам Владислав Петрович отозвался о фильме скептически, раскритиковав несколько ключевых моментов.
Также является автором сценария первого полнометражного фильма, снятого в городе Тюмени, «Бегство рогатых викингов» (Реж. Илья Белостоцкий). На данный момент материалы кинокартины полностью отсняты, ведется монтаж и озвучивание.
Фильм планировали выпустить уже в 2011 году, причем с выходом на большие экраны. Однако ряд трудностей заставляет отложить официальный релиз на неопределенное время.
В январе прошла демонстрация отснятых материалов в Губернаторском зале библиотеки ТюмГУ с присутствием телевидения и прессы.
За долгую творческую деятельность было выпущено более 200 изданий книг Крапивина на разных языках мира; на его слова также написана песня для исполнения хором.
К 15 июня 2011 года в Тюмени приурочено открытие музея-выставки в честь Владислава Крапивина, функционирующего на постоянной основе. Экспозиция и предметный ряд будут состоять из вещей из жизни и творчества писателя. Музей расположится в Литературно-Краеведческом центре по улице Первомайской.
Семья
С 1964 года женат на Ирине Васильевне Крапивиной. Старший сын Павел и внуки Дарья и Пётр живут в Екатеринбурге. Младший сын Алексей — в Санкт-Петербурге.
Награды
- орден Трудового Красного Знамени (1984)
- орден Дружбы народов (1989)
- орден Почёта (2009).
- медали
- отличник народного просвещения РСФСР (1980)
- знак ЦК ВЛКСМ имени А.
Гайдара (1983)
- премия Ленинского комсомола (1974) — за создание высокохудожественных произведений и большую работу по коммунистическому воспитанию пионеров и школьников
- премия «Аэлита» (1983)
- литературная премия губернатора Свердловской области (1999)
- премия имени Александра Грина (2001)
- литературная премия «Малая Урания» (2001)
- литературная премия имени разведчика Николая Кузнецова (2003)
- литературная премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2003)
- премия «Большой Роскон» (2006)
- орден рыцарей фантастики (2003)
- почётный знак «За заслуги перед Севастополем» (2010).
- Почётный гражданин города Екатеринбурга.
Библиография
Рассказы
Рассказы из студенческих тетрадей
- Страна Синей Чайки (неоконченная повесть)
- Камень с морского берега
- Четыреста шагов
- Бабочка
- Победитель
- Экспедиция движется дальше
- Зелёная монета
- Овод
- Светлый день
- Восьмая звезда
- Медленный вальс
- Галинка
- Имени погибших
- Похлёбка с укропом
Ранние рассказы из газет и журналов
- Прачка. 1959 г.
- Табакерка (оригинальное название: „Табакерка из бухты Порт — Джексон“). 1959 г.
- Письмо Северной королевы. 1959 г.
- Здесь сражались красногвардейцы (оригинальное название: „Надпись на брандмауэре“). 1959 г.
- Тепло с севера (оригинальное название: „Рик — лайка с Ямала“). 1960 г.
- Вспомните „Эдельвейс“. 1961 г.
- Рукавицы. 1961 г.
- Риск. 1962 г.
Ранние рассказы
- Рейс „Ориона“. 1960 г.
- Планшет. 1960 г.
- Костёр. 1960 г.
- Снежная обсерватория. 1959 г.
- Самый младший. 1961 г.
- Трое с барабаном. 1961 г.
- Минное заграждение. 1960 г.
- Настоящее. 1960 г.
- Крепость в переулке. 1963 г.
Рассказы 1960—1963 гг.
- Почему такое имя?
- Айсберги проплывают рядом
- Минута солнца
- Рубикон
- Подкова
- Звёзды пахнут полынью
- Крылья
Повесть в рассказах. 1962—1964 гг.
- Зелёная грива
- Алька ищет друга
- Короткое счастье
- Подарок
- Капли скачут по асфальту
- Обида
- Плюшевый заяц
- Путешествие к Белому Гиганту
- Соринка
- Город весенних птиц
- Большое полосатое чудовище
- Ночные поезда
Рассказы разных лет
- Гвозди 1971 г.
- Генка и первый „А“
- Капитаны не смотрят назад 1963 г.
- Львы приходят на дорогу 1964 г.
- Такая была планета 1965 г.
- Путешественники не плачут 1967 г.
- Победители 1976 г.
Документальные рассказы.
- Сигнал горниста. 1971 г.
- Красный кливер. 1971 г.
- Штурман Коноплёв. 1971 г.
- Воробьиная ночь. 1971 г.
- Альфа Большой Медведицы. 1971 г.
- Первый шаг. 1976 г.
- След Каравеллы. 1963, 1978 гг. (в первом варианте: „Тень Каравеллы“).
Романы и повести
- Белый Щенок ищет хозяина. Повесть. 1962 г.
- Палочки для Васькиного барабана. Маленькая повесть. 1963 г.
- Звёзды под дождем. Повесть 1964 г.
- Оруженосец Кашка. Повесть. 1965 г.
- Та сторона, где ветер. Повесть. 1964—1966 гг.
- Часть первая. Август — месяц ветров. 1964 г.
- Часть вторая. Люди с фрегата „Африка“. 1966 г.
- Валькины друзья и паруса. Повесть. 1966 г.
- Лерка. (в журнальном варианте: Озерный царь). Повесть. 1968 г.
- Тень каравеллы. Повесть. 1968—1970 гг.
- Часть первая. Тень Каравеллы. 1968 г.
- Часть вторая. По колено в траве. 1970 г.
- Паруса «Эспады». Трилогия.
- Мальчик со шпагой. Роман. 1972—1974 гг.
- Часть первая. Всадники на станции Роса. 1972 г.
- Часть вторая. Звездный час Серёжи Каховского. 1973 г.
- Часть третья. Флаг-капитаны. 1974 г.
- Бронзовый мальчик. Роман. 1992 г.
- Рыжее знамя упрямства. Роман. 2005 г.
- Мальчик со шпагой. Роман. 1972—1974 гг.
- Алые перья стрел. Трилогия. В соавторстве с С. П. Крапивиным. 1971—1975 гг.
- Алые перья стрел.
Повесть.
- Каникулы Вершинина-младшего. Повесть.
- Шесть лет спустя. Повесть.
- Алые перья стрел.
- Болтик. Повесть. 1976 г.
- Колыбельная для брата. Повесть. 1978 г.
- Трое с площади Карронад. Повесть. 1979 г.
- Журавлёнок и молнии. Роман. 1981 г.
- Сказки Севки Глущенко. Повесть. 1982 г.
- Мушкетёр и фея и другие истории из жизни Джонни Воробьева. Цикл повестей. 1969—1985 гг.
- Бегство рогатых викингов. 1969 г.
- След крокодила. 1975 г.
- Мушкетёр и фея. 1975 г.
- Шлем витязя. 1980 г.
- Тайна пирамид. 1985 г.
- Острова и капитаны. Роман в трех книгах. 1984—1987 гг.
- Книга первая.
Хронометр (Остров Святой Елены)
- Книга вторая. Граната (Остров капитана Гая)
- Книга третья. Наследники (Путь в архипелаге)
- Книга первая.
- “Синий город на Садовой”. Повесть. 1991 г.
- Бабушкин внук и его братья. Роман. 1996 г.
- «Тридцать три — нос утри…». Повесть. 1997 г.
- Рассекающий пенные гребни. Повесть. 1998 г.
- Дело о ртутной бомбе.
Повесть. 1999 г.
- Давно закончилась осада…. Роман. 2000 г.
- Семь фунтов брамсельного ветра. Роман. 2000 — 2003 г.
- Битанго. Истории о друзьях и о себе. 1979—2000 гг.
- Книга первая. Шестая Бастионная. Рассказы и повести об улицах детства.
- Сентябрьское утро. Рассказ. 1979—1982 гг.
, включает ранее написанный рассказ «Флаг отхода»
- Далеко-далеко от моря… Рассказ. 1984 г.
- Алька. Рассказ. 1981 г.
- Бастионы и форты. Рассказ. 1985 г.
- Стрела от детского арбалета. Рассказ. 1978—1982 гг.
- Путешествие по старым тетрадям. Рассказ. 1984 г., включает ранее написанный рассказ «Мальчик и солнце»
- Остров Привидения. Рассказ. 1981 г.
- Вечерние игры. Рассказ. 1983 г.
- Мокрые цветы. Маленькая повесть. 1984—1985 гг.
- Сентябрьское утро. Рассказ. 1979—1982 гг.
- Сандалик, или Путь к Девятому бастиону. Повесть. 1984 г.
- Книга вторая. Золотое колечко на границе тьмы.
- «Пошёл, все наверх!»…. Повесть. 1992 г.
- Клад на Смоленской улице. Повесть. 1994 г.
- Мой друг Форик…. Повесть. 1995 г.
- Босиком по Африке. Повесть. 1993 г.
- Битанго. Повесть. 1994 г.
- Золотое колечко на границе тьмы. Повесть. 1994 г.
- Заяц Митька. Повесть. 1996 г.
- Однажды играли…. Повесть. 1998 г.
- Под созвездием Ориона. Повесть. 1999 г.
- След ребячьей сандалии. Повесть. 2000 г.
- Белые башни Города. Рассказ. 2001 г.
- Ржавчина от старых якорей. Повесть. 2002 г.
- Трое в «копейке», не считая зайца Митьки. Повесть. В соавторстве с Сергеем Аксененко и Александром Керданом. 2001 г.
- Непроливашка. Повесть. 2002 г.
- Дагги-Тиц. Повесть
- Книга первая. Шестая Бастионная. Рассказы и повести об улицах детства.
- Стальной волосок. Трилогия.
- Бриг «Артемида». Роман, 2008
- Гваделорка.
Роман, август 2008
- Бабочка на штанге. Роман, май 2009
- Тополята. Роман. 2010
- Прыгалка. Повесть. 2010
- Мраморный кролик. Повесть, январь 2011
- Пироскаф «Дед Мазай». Роман, июль 2011
Фантастические романы и повести
- Страна Синей Чайки. Повесть из цикла «Восьмая звезда». 1957 г.
- Я иду встречать брата. Маленькая повесть. 1961 г.
- В ночь большого прилива. Трилогия.
- Далекие горнисты. Рассказ. 1969 г.
- В ночь большого прилива. Повесть. 1977 г.
- Вечный жемчуг. Повесть. 1977 г.
- Голубятня на жёлтой поляне. Роман-трилогия. 1982—1983 гг.
- Книга первая. Голубятня в Орехове.
- Книга вторая. Праздник лета в Старогорске.
- Книга третья. Мальчик и ящерка.
- Оранжевый портрет с крапинками. Повесть. 1985 г.
- В глубине Великого Кристалла. Повести.
1988—1991 гг.
- Выстрел с монитора. 1988 г.
- Гуси-гуси, га-га-га… 1988 г.
- Застава на Якорном Поле. 1988 г.
- Крик петуха. 1989 г.
- Белый шарик матроса Вильсона. 1989 г.
- Лоцман. 1990 г.
- Сказки о рыбаках и рыбках. (другое название: «Лунная рыбка»). 1991 г.
- Помоги мне в пути. (Кораблики). Роман. 1993 г.
- Самолет по имени Серёжка. Повесть. 1994 г.
- Взрыв Генерального штаба. Повесть. 1996 г.
- Мальчик девочку искал…. Повесть. 2000 г.
- Синий треугольник. Почти фантастическая повесть. 2001 г.
- Колесо Перепелкина. Повесть. 2001 г.
- Стража Лопухастых островов. Роман-сказка. 2002 г.
- Нарисованные герои. «Лоскутная» повесть. 2003 г.
- Прохождение Венеры по диску солнца. Роман. 2004 г.
- Топот шахматных лошадок. Роман. 2005 г.
- Ампула Грина. Повесть. 2007 г.
- Бабочка на штанге. Повесть 2009 год.
- Тополята.
Роман 2010
- Пироскаф «Дед Мазай». Роман-сказка 2011 год.
Сказки о парусах и крыльях
- Фрегат «Звенящий». Рассказ об устройстве парусного корабля и плаваниях под парусами. (Книга для школьников, интересующихся морским делом). Роман-справочник. 1997 г.
- Лётчик для Особых Поручений. Повесть. 1972 г.
- Ковёр-самолёт. Повесть. 1975 г.
- Дети Синего Фламинго. Повесть. 1980 г.
- Тополиная рубашка.
Повесть из цикла «Шестая бастионная». 1984 г.
- Старый дом. Рассказ. 1970 г.
- Баркентина с именем звезды. Маленькая повесть. 1970 г.
- Возвращение клипера «Кречет». Повесть. 1983 г.
- Портфель капитана Румба. Морской роман-сказка для детей школьного, послешкольного и пенсионного возраста. 1990 г.
- «Я больше не буду» или Пистолет капитана Сундуккера. Повесть. 1995 г.
- «Чоки-чок» или Рыцарь Прозрачного Кота. (Приключения в стране, которая рядом.) Повесть. 1992 г.
- Серебристое дерево с поющим котом. Повесть. 1992 г.
- Дырчатая Луна. Повесть. 1993 г.
- Самолёт по имени Серёжка. Повесть. 1993 г.
- Лето кончится не скоро. Повесть. 1994 г.
- Взрыв Генерального штаба. Повесть. 1996 г.
- Полосатый жираф Алик. (другое название: «Трава для астероидов») Межзвёздная повесть. 1998 г.
- Лужайки, где пляшут скворечники. Роман Безлюдных Пространств. 1998 г.
- Топот шахматных лошадок. Роман. 2005 г.
- Ампула Грина.
Повесть. 2007 г.
Книги В. Крапивина и отряда «Каравелла»
- Чем крепче ветер. 1972 г.
- Море в конце переулка. 1976 г.
- Барабанщики, вперёд! 1986 г.
- Здравствуй, отряд! 1986 г.
- Непридуманные герои: перекличка времён и событий. 2005 г.
Экранизации
Фильмы
- 1974 — Валькины паруса
- 1974 — Оруженосец Кашка — Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно с 1990 г.
- 1974 — Всадники на станции Роса — Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно с 1990 г.
- 1975 — Мальчик со шпагой — Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно с 1990 г.
- 1978 — Та сторона, где ветер
- 1982 — Колыбельная для брата
- 1986 — Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса
- 2001 — Ещё одна сказка о золушке
- 2003 — Планета
- 2005 — Мушкетер и фея
- 2007 — Владислав Крапивин: Мастер снов
- 2008 — Трое с площади Карронад
- 2010 — Легенда острова Двид (экранизация произведения «Дети Синего Фламинго»)
- 2011 — Бегство рогатых викингов. Из цикла «Приключения Джонни Воробьева».
Телеспектакли
Включены в раздел Фильмы.
Известные телеспектакли по произведениям В. Крапивина являются фильмами с точки зрения технологии съемки и построения мизансцен.
Это не записи спектакля, а телефильмы: съемка ведётся однокамерным методом, отдельными сценами с последующим монтажом и озвучкой; декорации не театральные, а полноценные, есть сцены натурной съемки, причём не просто вставки, а действие полностью происходит вне помещения студии.
«Фильмом-спектаклем» подобные кино- и телефильмы называют только потому, что снимаются не на основе киносценария, а на основе пьесы, это чисто художественные тонкости, и фильмы-спектакли относятся к фильмам, а не к записям театральных постановок (записи театральных постановок — это зафиксированные на носителе в чистом виде спектакли, которые снимаются в режиме реального времени, а не отдельными дублями, в театральных, а не киностудийных декорациях, без монтажа крупных планов, а только за счет переключения камер при многокамерной съёмке непосредственно во время диалога актёров). А разница между телефильмом и кинофильмом заключается в том, что в телефильме преимущественно используются крупные и средние планы, так как мелкие детали в телевидении передаются плохо. Также применяется специфическая экспозиция и цветоустановка с учётом светотехнических и колорометрических особенностей сквозного (от мишени передающей трубки камеры до люминофора кинескопа включительно) телевизионного тракта. Таким образом, различие между телефильмом и кинофильмом чисто техническое, и телефильмы относят к жанру кинематографа, а не драматургии. Следует также отметить, что сам Владислав Крапивин относится к экранизации своих произведений довольно настороженно, о чём он написал в своей повести «Заяц Митька».
Интересные факты
Источник: http://people-archive.ru/character/vladislav-petrovich-krapivin