Василий Лебедев-Кумач
В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но… Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор.
Кто хочет — тот добьется
ВАСИЛИЙ Иванович Лебедев-Кумач родился в 1898 году в Москве в семье сапожника. Настоящая фамилия — Лебедев. Стихи начал писать с 13 лет, а первое стихотворение было напечатано в 1916 году.
В 1919–1921 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА» — писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ.
С 1922 года сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестянской газете», «Гудке», в журнале «Красноармеец». Не без его участия возник журнал «Крокодил», в котором Лебедев-Кумач проработал 12 лет.
В 30-е годы он становится признанным лидером поэтов-песенников. Им написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга».
В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но… Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор. В самом деле:
* * *
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь —
Только смелым покоряются моря.
* * *
Закаляйся! Если хочешь быть здоров,
Постарайся — позабудь про докторов.
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!
* * *
Кто привык за победу бороться,
Вместе с нами пускай запоет!
Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!
* * *
Как много девушек хороших,
Как много ласковых имен!
Но лишь одно из них тревожит,
Унося покой и сон,
Когда влюблен.
* * *
Сердце, тебе не хочется покоя!
Сердце, как хорошо на свете жить!
Сердце, как хорошо, что ты такое!
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!
Юмор, жизнелюбие, задор — вот отличительные черты творчества Лебедева-Кумача. И все же, все же… Это он в тридцать седьмом году — быть может, в самом жутком году российской истории — написал: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
А когда его избрали в Верховный Совет, он немедленно выступил с длинной рифмованной речью, прославляющей Сталина, закончив выступление словами: «Горжусь быть бардом сталинской эпохи».
А в 1940 году Лебедев-Кумач чуть не погубил собрата по перу Валентина Катаева, обрушив на него в «Правде» политические обвинения за пьесу «Домик».
Пусть ярость благородная вскипает, как волна
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная вскипает, как волна.
Идет война народная,
Священная война!
Под эту песню, написанную Лебедевым-Кумачом через два дня после начала войны, уходили на фронт, погибали, совершали подвиги.
И вдруг на гребне перестройки появились публикации, обвинявшие автора легендарной песни в плагиате.
Суть этого довольно грязненького обвинения заключалась в том, что песню «Священная война» написал еще в 1916 году Александр Адольфович Боде, преподаватель Рыбинской мужской гимназии, который почему-то только в 1937 году решил отправить текст Лебедеву-Кумачу. Не дождавшись ответа, Боде в 1939-м умер.
Странно, почему он отправил «Священную войну» именно Лебедеву-Кумачу, а не в какую-нибудь газету? Почему ждал так много лет? Почему, в конце концов, не разучил песню со своими гимназистами в Рыбинске еще в годы Первой мировой войны?
Те, кто пытался очернить имя Лебедева-Кумача, приводили следующий довод: «В четырехтомнике «История советской литературы», вышедшем в 1968 году, воспроизведен автограф этой песни… Нет на ру
кописи Кумача ни помарок, ни исправлений. А раз написано сразу набело, значит, списано». И недосуг было этим самым очернителям заглянуть в Центральный (ныне Российский) государственный архив литературы и искусства, где хранится черновик «Священной войны». Обратимся к свидетельству известного исследователя песен Юрия Бирюкова: «Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача».
Идет война народная,
Священная война,
И ярость благородная
Вскипает, как волна.
С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачеркивает в ней «и», меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.
Следующей была строфа:
За землю нашу милую,
За Родину свою
Всем сердцем…
Пойдем ломить…
Кумач подбирает рифму:
Всем сердцем, всей душой…
Всем сердцем, всею силою…
Зачеркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:
За землю нашу милую,
За наш Союз большой
Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой.
Третья строфа поначалу выглядит так:
Тупому зверю низкому
Загоним пулю в лоб,
Насильнику фашистскому
Найдем дорогу в гроб…
Вариант последней строки:
Сколотим крепкий гроб.
И еще одна версия этой строфы:
Сожмем железным обручем,
Загоним пулю в лоб.
Мы всей фашистской сволочи
Сколотим крепкий гроб…
В книге «Всегда на страже» Ю. Бирюков приводит воспоминания бывшего редактора «Красной звезды» генерал-майора Д. Ортенберга:
«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» — фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами… Во фронтовых газетах… не бывало, кажется, ни одного номера без стихов».
Редактор вызывает литературного сотрудника Соловейчика: «Добывайте срочно стихи». Тот садится за телефон, но никто из поэтов, как на грех, не отвечает. Удается связаться только с Лебедевым-Кумачом:
— Василий Иванович, газете нужны стихи…
— Когда?
— Не позже завтрашнего утра.
— Ну что ж, сделаю…
«На следующий день, — вспоминает далее редактор, — заходит ко мне человек среднего роста, светлоглазый, с золотистой шевелюрой.
Это и был Василий Лебедев-Кумач… Стихи немедленно пошли в набор… В сердце ударила строка, вынесенная потом в заголовок стихотворения: «Священная война».
Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач впервые произнес их вслух».
* * *
Вот, собственно, и вся история. В погоне за сенсацией иные журналисты не щадят ни свата, ни брата. Кому-то зачем-то понадобилось опорочить имя замечательного поэта-песенника. И никто за это не ответил, никто не наказан… Только в «Независимой газете» от 05.07.2000 г.
появилось опровержение: «Сведения, изложенные в статье «Священная война» — эхо двух эпох» о поэте-песеннике В. И. Лебедеве-Кумаче, признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача.
В связи с чем редакция газеты доводит до сведения читателей, что автором текста песни «Священная война» является В. И. Лебедев-Кумач».
_________________________________________________
«Песня хороша только тогда, когда звук, и слово, и мелодия, и мысль слились в одно целое, когда из песни «буквально ни слова, ни ноты не выкинешь».
«Поэт и композитор — два равноправных творца песни, и чем теснее и теплее их содружество, тем лучше и продуктивней они смогут работать». «Надо писать песню так, чтобы самому хотелось ее запеть.
Запевала должен начинать песню от самого сердца и петь ее со всей страстью и любовью — только тогда ее подхватит весь народ». В. И. Лебедев-Кумач
Источник: http://facecollection.ru/people/vasiliy-lebedev-kumach
Василий Лебедев-Кумач: некоторые странности любимого поэта сталинской эпохи
120 лет назад, 8 августа 1898 года, родился человек, который за 50 лет жизни сумел стать главным поэтом-песенником своего времени, добившись одновременно любви и ненависти своих современников
Его песни «Широка страна моя родная», «Утро красит нежным цветом», «Легко на сердце от песни веселой» и другие распевал весь СССР, и до сих пор они очень популярны. Правда, слова «другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» совершенно не подходили к атмосфере репрессий. А многие знаменитые коллеги вообще откровенно не жаловали поэта и предъявляли ему серьезные обвинения.
Мог бы учиться в Оксфорде
Сын московского сапожника Ивана Никитовича Кумача неизвестно почему при рождении получил фамилию матери-портнихи Марии Михайловны Лебедевой. Из-за бедности родителей он, скорее всего, закончил бы обучение тремя классами, но мальчику повезло.
Его первая учительница выхлопотала для Васи гимназическую стипендию у проживавшего в Англии историка Павла Виноградова.
Он даже лично приезжал в Москву для того, чтобы принять экзамен у своего стипендиата, и оказался чрезвычайно доволен уровнем показанных Василием знаний.
Виноградов пообещал по окончании гимназии устроить парня в Оксфордский университет, но все планы сломала революция.
Вместо Оксфорда Василию Лебедеву пришлось в 1917 году поступить в Московский университет, который так и не удалось закончить. Чтобы банально прокормиться, Василий начинает сотрудничать с различными печатными изданиями, включая журнал «Крокодил», публикуя в них свои стихи.
Рисунок Петра Белянина «Темное» совещание в редакции «Крокодила». Номер 7 – Василий Лебедев-Кумач. Источник: wikimedia.org
Лебедев быстро смекнул, что наибольшим успехом пользуется патриотический жанр, начав активно прославлять комсомол и партию большевиков, не забывая вспоминать «добрым словом» самого товарища Сталина.
Славил доносчиков и чекистов
В годы насильственной коллективизации из-под пера Василия Ивановича, который стал уже Лебедевым-Кумачом, вышло большое количество стихов, воспевающих честных работников, готовых пожертвовать жизнью своей семьи ради сохранения и спасения колхозного имущества.
В 1938 году Лебедев-Кумач написал «Гимн НКВД», став любимым поэтом советских чекистов.
Не забывал он и критиковать своих коллег, которые за такую критику в то время могли поплатиться жизнью. Так, в частности, чуть не произошло с Валентином Катаевым, о котором Лебедев-Кумач высказался в газете «Правда».
Будучи депутатом Верховного Совета СССР, он часто выступал с трибуны долго и в стихах. В некоторых источниках утверждают, что после одной такой речи поэт Ярослав Смеляков, недавно освободившийся из заточения, высказался: «Надоела мне моча Лебедева-Кумача», и тут же был посажен заново.
В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
Правда, впоследствии руководство страны решило видоизменить текст, заменив его словами Сергея Михалкова.
Лучший поэт советского кинематографа
Леонид Утесов исполняет песню «Легко на сердце от песни веселой». Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934)
Его песни, звучащие в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Трактористы», просто излучают счастье и оптимизм. И народ действительно их любил.
Правда, в узких кругах тексты поэта встречали не столь восторженно. Так, в своих воспоминаниях Леонид Утесов утверждал, что первоначально песни, написанные к «Веселым ребятам», были «бездарные и безликие» и что якобы певец написал отдельное письмо Лебедеву-Кумачу, и только после этого появились те шедевры, которые мы знаем наизусть.
А во время съемок «Цирка» знаменитая «Широка страна моя родная» была утверждена непримиримым композитором Дунаевским только с 36-го раза. Правда, и к этому варианту у современников было много вопросов, уж слишком диссонировал текст с происходящим вокруг.
Личный враг Гитлера
23 июня 1941 года, на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, Лебедев-Кумач получил задание написать патриотическую песню. Уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». Она исполняется по сей день, и до сих пор слушать ее равнодушно невозможно.
Сводный 1000-трубный военный оркестр исполняет «Священную войну» во время Парада Победы. 9 мая 2012 года. Источник: Сайт Минобороны РФ
Впервые (на музыку Александра Александрова) она прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР 26 июня 1941 года, став символом борьбы советского народа за свободу и независимость Родины.
Примечательно, что Гитлер незамедлительно назвал своими личными врагами передававшего сводки Совинформбюро диктора Юрия Левитана, а также Лебедева-Кумача, написавшего мощнейший текст «Священной войны», и пообещал повесить их на Красной площади после захвата Москвы.
К сожалению, больше ничего столь же значительного ему написать так и не удалось. После Победы он находился в глубокой депрессии, об этом свидетельствуют записи из его дневника, например: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно»
20 февраля 1949 года поэт-песенник скончался.
Поэт Василий Лебедев-Кумач. Фото Федора Кислова / Фотохроника ТАСС
Обвинения в плагиате
Еще при жизни Лебедева-Кумача ему часто инкриминировали заимствования в текстах. Особенно на этом настаивал Александр Фадеев, который не любил коллегу.
В 1972 году во Всесоюзное агентство СССР по авторским правам обратилась гражданка Польши Фаина Квятковская.
Она заявила, что является автором польского и русского текстов известнейшего фокстрота «У самовара».
В Советском Союзе его исполнял Леонид Утесов, а автором назвал себя Василий Лебедев-Кумач, который якобы присвоил себе полагающийся ей авторский гонорар за выпущенные пластинки.
Сначала ВААП решило не реагировать на это письмо, но выяснилось, что еще в 1931 году германская фирма миллионным тиражом выпустила пластинку с записью этой песни, а Утесов начал исполнять ее только через год.
Скандал замяли чисто по-советски. Перед Квятковской извинились и выплатили ей гонорар в размере… 9 рублей 50 копеек.
Еще больший скандал вышел из-за легендарной песни «Священная война», авторство которой приписывается учителю русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александру Боде. Дочь Боде написала сыну композитора Александрова и изложила свою версию создания песни ее отцом в 1916 году.
Специалисты утверждают, что Лебедев-Кумач лишь немного сократил старую песню и изменил фразу «с германской силой темною» на «с фашистской…».
Правда, потомкам Александра Боде так и не удалось ничего добиться, и уже современный российский суд, из-за недостатка доказательств, сохранил авторство «Священной войны» за Василием Лебедевым-Кумачом.
Источник: https://www.eg.ru/culture/592629-vasiliy-lebedev-kumach-nekotorye-strannosti-lyubimogo-poeta-stalinskoy-epohi-075346/
Василий Иванович Лебедев-Кумач, советский поэт: биография, личная жизнь, творчество
Василий Лебедев-Кумач – знаменитый поэт, который является автором слов к большому количеству популярных в Советском Союзе песен. В 1941 году был удостоен Сталинской премии второй степени.
Творил в направлении социалистического реализма, его излюбленными жанрами была сатирические стихотворения и песни. Считается одним из создателей особенного жанра советской массовой песни, которая обязательно должна быть проникнута патриотизмом.
К образцам таких произведений относили “Марш веселых ребят” (“Легко на сердце от песни веселой…”), “Песня о Родине” (“Широка страна моя родная…”), “Москва майская” (“Утро красит нежным светом…”).
Часто сотрудничал с режиссерами, писал тексты для песен, которые звучат в известных советских картинах, при этом неоднократно подвергался обвинениям в плагиате.
Биография поэта
Василий Лебедев-Кумач родился в Москве в 1898 году. Его отец, Иван Никитич Кумач, был бедным сапожником, а мать – Мария Михайловна Лебедева – портнихой. В момент рождения героя нашей статьи отцу было 28 лет, а его супруге – 25. Настоящая фамилия героя нашей статьи – Лебедев, творческий псевдоним Лебедев-Кумач он взял намного позже.
Среднее образование получил в московской гимназии № 10. Лебедев-Кумач оказался способным учеником, поэтому учился в гимназии бесплатно, на стипендию, выделенную историком Павлом Виноградовым – известном медиевистом, автором работ о средневековых поместьях в Англии, происхождении феодальных отношений в Италии, очерков по теории права.
В 1917 году в биографии Лебедева-Кумача происходит важное событие: он оканчивает гимназию с золотой медалью, что открывает множество путей для дальнейшего продолжения образования.
В том же году герой нашей статьи поступает в Московский университет на историко-философский факультет, однако происходит Октябрьская революция, следом за ней начинается гражданская война, так что окончить вуз ему не удается.
Трудовая деятельность
Работать Василий Иванович Лебедев-Кумач начал сравнительно рано. Одним из первых его официальных мест трудоустройства становится бюро печати управления Революционного военного совета, а также военный отдел “АгитРОСТа”.
После этого начал трудиться в различных периодических изданиях. С 1922 по 1934 годы был штатным сотрудником редакционной коллегии журнала “Крокодил”, постоянно писал различные произведения для кино и эстрады, о которых дальше расскажем подробнее.
В союзе писателей
В 1934 году стал членом Союза писателей Советского Союза, к тому же считается одним из основателей этого творческого профсоюза, стоявшим у его истоков. В 1938 году Лебедев-Кумач становится депутатом Верховного Совета, а в 1939-м вступает в коммунистическую партию.
Когда началась Великая Отечественная война, служил в качестве политработника в военно-морском флоте, штатно работал в газете “Красный флот”. После окончания войны уволился в звании капитана первого ранга.
В последние годы жизни
Василий Иванович Лебедев-Кумач умер достаточно рано, его не стало в феврале 1949 года. Поэту исполнилось только 50 лет.
Как отмечали современники и исследователи его биографии, здоровье героя нашей статьи сильно пошатнулось в 1940-е годы.
У него произошло сразу несколько инфарктов, а в 1946 году в личном дневнике он признался, что еще начался и творческий кризис.
Это была черная полоса в биографии Лебедева-Кумача, так как поэт отмечал, что страдает от серости собственной жизни и бездарности. Достаток и слава, которые его окружали, перестали радовать и удовлетворять.
Смерть
Через какое-то время отмечал, что рано или поздно все тайное становится явным, отмечая, что имеет в виду подхалимаж, раболепие, нечистые методы работы и подсиживание.
Герой нашей статьи был похоронен на Новодевичьем кладбище. В некрологе, опубликованном в газете “Правда”, отмечалось, что поэт Лебедев-Кумач подарил глубокие по содержанию и простые по форме произведения в сокровищницу русской словесности, ставшие важной частью современной социалистической культуры.
Творчество
Свои первые стихи герой нашей статьи опубликовал в 1916 году в небольшом столичном журнале под названием “Гермес”. Это были переводы древнеримского поэта Горация, а также собственные стихи на античную тематику.
В самом начале своего творчества Лебедев-Кумач преимущественно писал сатирические рассказы, стихи и фельетоны. Именно с этим набором жанров он начал сотрудничество с журналами и газетами “Гудок”, “Беднота”, “Крестьянская газета”, “Рабочая газета”, “Красноармеец”, а чуть позже с “Крокодилом”.
Также в 1920-е годы выходят отдельные сборники писателя под названием “Чаинки в блюдце”, “Развод”, “Защитный цвет”, “Со всех волостей”, “Людишки и делишки”, “Печальные улыбки”.
Много Лебедев-Кумач пишет текстов для артистов эстрады, в частности для советского агитационного театра “Синяя блуза”, самодеятельных коллективов.
Песенное творчество
Настоящая слава к герою нашей статьи приходит, когда песни на стихи Лебедева-Кумача начинают звучать в советских фильмах. Особенно ему удается сотрудничество с режиссером Григорием Александровым.
В 1934 году на экраны страны выходит комедия “Веселые ребята”. Это первая музыкальная комедия Александрова, тексты для песен пишет Лебедев-Кумач, а музыку – Исаак Дунаевский.
Картина представляет собой похождения музыкального и талантливого пастуха Кости Потехина в исполнении Леонида Утесов. Его по ошибке принимают за модного заграничного гастролера, он же производит настоящую сенсацию в столичном мюзик-холле, становясь дирижером джазового оркестра. Обычная домашняя работница Анюта, которую играет Любовь Орлова, делает карьеру певицы.
В 1936 году песни Лебедева-Кумача звучат в комедии “Цирк”, которую Александров снимает совместно с Исидором Симковым. На этот раз действие разворачивается в 1930-е годы в Советском Союзе.
На гастроли приезжает американский цирковой аттракцион “Полет на Луну”.
Большой популярностью пользуется главная звезда программы Мэрион Диксон, которую эксплуатирует и шантажирует создатель номера немец Франц фон Кнейшиц, знающий о ее “скелетах в шкафу”.
В 1938 году выходит еще одна их совместная работа – комедия “Волга-Волга”, главную роль в которой вновь исполнила Любовь Орлова. На этот раз картина рассказывает о судьбе маленькой труппы провинциальных артистов, которые едут в Москву на конкурс художественной самодеятельности на колесном теплоходе по Волге. Большинство сцен фильма и разворачиваются как раз на борту этого судна.
Массовая песня
Лебедев-Кумач считается одним из основателей такого популярного в будущем жанра, как советская массовая песня. Помимо уже перечисленных композиций в самом начале статьи, к этому же жанру относятся “Москва майская” (“Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…”) 1937 года, композиция “Жить стало лучше, жить стало веселей”.
В 1939 Лебедев-Кумач пишет “Гимн партии большевиков”, а в 1941 году Александров пишет музыку к одному из его самых известных стихотворений – “Священная война”.
Это патриотическая песня, написанная героем нашей статьи вскоре после начала Великой Отечественной войны. Она стала своеобразным гимном защитников Родины, которые сражались против немецко-фашистских захватчиков.
Песня знаменита своим удивительным сочетанием мелодичной распевности и грозной поступи марша.
“Священная война”
Текст “Священной войны” был опубликован уже 24 июня 1941 года, всего через два дня после нападения Гитлера на Советский Союз, одновременно был напечатан в “Красной звезде” и “Известиях”.
После его публикации Александров написал музыку, причем сделал это мелом на доске, потому что времени печатать ноты и слова просто не было.
Музыканты и певцы переписали их в свои тетради, на репетицию записи композиции был отведен только один день.
26 июня Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнил эту песню на Белорусском вокзале. При этом до середины октября “Священная война” Лебедева-Кумача не распространялось широко, так как считалась слишком трагическим произведением.
В ней упоминается не скорая победа, которую тогда всем обещали, а смертельная битва. Только после того, как немцы заняли Ржев, Калугу и Калинин, “Священную войну” начали ежедневно передавать по всесоюзному радио сразу после боя кремлевских курантов каждое утро.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы.
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Песня стала популярной в войсках, в трудную минуту поддерживала боевой дух, особенно во время изнурительных и неудачных оборонительных боев. После войны стала одной из самых часто исполняемых и любимых композиций Ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Во время войны Василий Иванович писал много стихов, практически каждый день в газетах появлялись его новые патриотические произведения.
Обвинения в плагиате
Лебедев-Кумач – советский поэт, которого, пожалуй, чаще других обвиняли в плагиате. В частности, о большом количестве заимствований в творчестве героя нашей статьи пишет профессор истории музыки столичной консерватории Левашев.
Например, он утверждает, что поэт-песенник украл строфу для “Москвы майской” у Абрама Палея, а текст песни, которую исполняют в фильме “Моряки”, у Владимира Тан-Богораза.
Из этой же статьи известно, что в 1940 году Фадеев собрал Пленум правления Союза писателей после получения официальных жалоб. На нем было представлено 12 доказательств воровства, но после звонка некоего влиятельного чиновника дело замяли.
Также Левашев писал, что и автором стихотворения “Священная война” является не Лебедев-Кумач, а учитель словесности из Рыбинска Александр Боде. Считается, что он ее написал еще во время Первой мировой войны.
Установить авторство “Священной войны” пытались в суде. Фемида признала сведения о плагиате не соответствующими действительности. Во многом потому, что выводы экспертов, обвинявших героя нашей статьи в воровстве, опирались только на косвенные источники информации. В суд обратилась внучка поэта. Решение было вынесено в 1999 году.
Отзывы о творчестве
Лебедев-Кумач был одним из самых известных и востребованных советских поэтов. В 1941 году критик Беккер писал, что тому с удивительной точностью удается передать чувство молодости, которое отличает всех людей сталинской эпохи, а также называет его создателем жанра жизнерадостной и веселой песни.
При этом Фадеев, который был одним из руководителей Союза писателей СССР, негативно относился не только к творчеству Лебедева-Кумача, но и к нему самому как к человеку.
Он открыто считал Василия Ивановича трусливым приспособленцем. В качестве примера часто рассказывал случай о том, что во время битвы за Москву Лебедев-Кумач пытался бежать из города.
Для этого он привел на вокзал две машины вещей, которые никуда не мог погрузить.
Отрицательно к нему относился и литературовед Вольфганг Казак, писавший, что песни поэта зависят от партийных лозунгов, проникнуты дешевой идеализацией и тенденциозным оптимизмом. При этом остаются примитивными в плане лексики с банальной рифмой и содержанием, пустыми эпитетами.
Семья
Личная жизнь Лебедева-Кумача сложилась непросто. Он женился в 1928 году, переехав с семьей в большую квартиру в районе Белорусского вокзала.
Причем рассказывали, что невесту поэт увел у своего коллеги по цеху, художника Константина Ротова, с которым они вместе работали в журнале “Крокодил”. Как-то компанией вместе отправились в поездку на юг, там Василий Иванович в Кирочку и влюбился.
Но через несколько лет жена Лебедева-Кумача ушла к своему избраннику, который вернулся из лагерей. Причем поселилась с ним в большой квартире в центре столицы, а самого Василия Ивановича отправила жить на дачу. По слухам, у него были отношения с Любовью Орловой.
В конце жизненного пути остался без семьи Лебедев-Кумач. Два последних года провел на даче в Подмосковье в обществе кота и любимой собаки. Все это время он работал над автобиографией.
Источник: https://autogear.ru/article/425/287/vasiliy-ivanovich-lebedev-kumach-sovetskiy-poet-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo/
В.И. Лебедев-Кумач: судьба поэта
120
лет назад родился один из самых известных советских поэтов-песенников Василий
Иванович Лебедев-Кумач. Песни, написанные на его стихи, распевал весь Советский
Союз.
Госпремия, благоволение Сталина, избрание депутатом в Верховный Совет
РСФСР, что еще можно было желать в то время? Но только на первый взгляд жизнь
поэта – это сплошной триумф.
Василий
Лебедев (именно так звучит его настоящая фамилия) родился в семье бедного сапожника
и портнихи.
Когда в России началась революция 1905 года и начались бои в Москве
– это стало одним из самых сильных впечатлений детства, и в этот год Василий
написал свои первые стихи.
В
1908 году он начал учиться в первом классе городского реального училища.
Василий рассказывал: «А учиться мне было трудно. Отец умер, когда я учился
только в третьем классе. А когда поступил в гимназию, стало еще труднее: нечем
было платить за право учения, плата же немалая. Была в гимназии только одна
стипендия – имени историка, профессора П.Г.
Виноградова, предназначенная для
лучшего ученика. Очень хотелось получить эту стипендию, напряг все свои силенки
и победил. Стало немножко легче. Через год приехал в Москву из Лондона
профессор Виноградов, меня ему представили. Обрадовался профессор, что у меня
по истории годовая отметка была пять с плюсом. И увеличил стипендию на 100
рублей в год – на экипировку.
Но эту дополнительную сотню я получил лишь один
раз, так как историк в дальнейшем «забыл» высылать обещанную прибавку. А когда
в первую мировую войну погиб мой старший брат, жить стало вновь труднее. Бегал
по богатым квартирам, давал уроки по русскому языку и латыни. Кончил гимназию с
золотой медалью.
В 1917 году поступил в Московский университет на
историко-филологический факультет, но закончить не смог – революция и
гражданская война сделали меня поэтом-агитатором».
Вместе
с Владимиром Маяковским юный поэт работал в военном отделе «АгитРОСТА».
Основной чертой поэзии Лебедева в это время стало соединение ораторских
лозунгов с песенным строем стиха. В 20-е годы поэт работал также для эстрады –
сочинял куплеты, сценки, частушки, лозунги для агитпоездов.
С
1922 года сотрудничал с «Рабочей газетой», «Крестьянской газетой», «Гудком»,
журналом «Красноармеец», позднее с журналом «Крокодил», в котором проработал 12
лет. В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических
сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства.
Псевдоним
«Кумач» стал частью официальной фамилии поэта.
Вот что он рассказывал: «Героика
того времени, кумачовые повязки красноармейцев, кумачовые банты и флаги
подсказали мне литературный псевдоним — Кумач, который навсегда слился с моей
фамилией (а весной 1941 года при очередной перемене паспорта я просил Главное
управление милиции вписать мой псевдоним в паспорт)».
Слава
поэта-песенника к Василию Лебедеву-Кумачу приходит в 30-е годы. Отправной
точкой можно считать его знакомство с Леонидом Утесовым на рубеже 1920-1930-х
годов. Утесов иногда заказывал ему тексты для своих эстрадных песенок.
Во время
съемок музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» он, будучи исполнителем главной
роли, предложил Лебедева-Кумача в качестве автора песен к будущему фильму. Имя
Василия Ивановича в ту пору было мало кому известно, и кандидатуру отвергли. Но
Леонид Осипович все-таки обратился к Лебедеву-Кумачу с просьбой написать слова
на уже готовую мелодию Дунаевского. Так родился знаменитый марш «Нам песня жить
и любить помогает…» Услышав песню, режиссер картины Александров воскликнул:
«Как это здорово! Как ударно! Кто это написал?»
В
домашнем архиве сохранилось письмо Дунаевского Лебедеву-Кумачу: «Дорогой друг,
нам обязательно нужно работать вместе. Ваше участие в картине для меня залог
успеха». Когда Григорий Александров приступил к съемкам своего следующего
фильма — «Цирк», — авторы песен были определены уже заранее.
Ключевой
песней картины стала «Песня о Родине»:
Широка
страна моя родная,
Много
в ней лесов, полей и рек.
Я
другой такой страны не знаю,
Где
так вольно дышит человек!
Писал
ее Василий Иванович ночью на коммунальной кухне под веревками с мокрым бельем,
среди примусов и керосинок. Другого места и времени для работы у него не было.
В единственной комнате, которую занимала семья, спала 6-летняя дочка, и нельзя
было курить.
31
декабря 1936 года вышел указ о награждении создателей кинофильма «Цирк». Среди
прочих была указана фамилия Лебедева-Кумача, удостоенного ордена Трудового
Красного Знамени.
В
30-е годы Василий Иванович становится признанным лидером поэтов-песенников. Им
написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана
Гранта», «Волга-Волга».
Прошло уже много лет с момента выхода любимых всем
народом кинокомедий, но песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают
жить среди нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними знакомо
уже не одно поколение людей нашей страны.
Юмор, жизнелюбие, задор – вот чем покорил
Лебедев-Кумач песенную аудиторию. Сейчас его сочинения назывались бы
хитами, а тогда это были просто популярные всенародно любимые песни, которые
распевали все от мала до велика.
Парадокс в том, что поэт, отмеченный тогдашним
правительством, писал стихи, в которых идеология как таковая не присутствовала.
Закаляйся!
Если хочешь быть здоров,
Постарайся
– позабудь про докторов.
Водой
холодной обливайся,
Если
хочешь быть здоров!
В
его стихах звучат и романтические мотивы, наивно-трогательные, подкупающие
оптимизмом и верой в добро как в песне «Ветер» из кинофильма «Дети капитана
Гранта»:
Кто
привык за победу бороться,
Вместе
с нами пускай запоет!
Кто
весел – тот смеется,
Кто
хочет – тот добьется,
Кто
ищет – тот всегда найдет!
А
чью душу не трогает проникновенный лиризм его песен, таких, как, например,
«Песня Кости» из кинофильма «Веселые ребята»!
Как
много девушек хороших,
Как
много ласковых имен!
Но
лишь одно из них тревожит,
Унося
покой и сон,
Когда
влюблен.
Сердце,
тебе не хочется покоя!
Сердце,
как хорошо на свете жить!
Сердце,
как хорошо, что ты такое!
Спасибо,
сердце, что ты умеешь так любить!
Песни
эти уже живут своей жизнью. Можно не знать их автора, но слова многих из них на
слуху и в наши дни:
А
ну-ка, девушки!
А
ну, красавицы
Пускай
поет про нас страна,
И
звонкой песнею
Пускай
прославятся
Среди
героев наши имена!
или:
Утро
красит нежным светом
Стены
древнего Кремля,
Просыпается
с рассветом
Вся
советская земля.
Поэту
удалось подняться и до высокого трагизма в песне «Священная война», написанной
24 июня 1941 года:
Вставай,
страна огромная,
Вставай
на смертный бой!
С
фашистской силой темною,
С
проклятою ордой.
Пусть
ярость благородная
Вскипает,
как волна.
Идет
война народная,
Священная
война!
Под
эту песню уходили на фронт, погибали, защищая Родину, совершали подвиги. Она
стала поистине народным произведением, как и многие другие стихи поэта.
Интересна
история создания этой одной из самых знаменитых песен времен Великой Отечественной
войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали
стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна
огромная, вставай на смертный бой…»
Стихи
эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят
о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и
строфы, подчас заменяя целые четверостишия.
Видимо, замысел этих стихов возник
у поэта еще в предвоенную пору.
По свидетельству Евгения Долматовского, за
несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под
впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города
Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
Не
смеют крылья черные
Над
Родиной летать…
Стихотворение
в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что
он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор
объявил:
–
Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он
написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени
– а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с
оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда
в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу
после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для
выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. В зале ожидания был
сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления.
Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно
зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум,
резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас
впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот
поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно
затихает…
Волнения
оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда
зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во
время исполнения гимна.
На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается
исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах… Песня утихла, но бойцы
потребовали повторения.
Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так
начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была
взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой
Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских
отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя
кремлевских курантов она звучала по радио.
«Священная война» звучала и во многих странах
мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской
Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в
его концертную программу.
Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили
начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что
песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой
войны. Успех был ошеломляющий.
На следующий день местные газеты сообщали, что
русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую
дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы.
Кстати,
еще в марте 1941 года Лебедев-Кумач
за тексты
к общеизвестным песням получил Сталинскую премию, которой распорядился, как
настоящий патриот – всю сумму до копейки, как только началась война, перевел в
Фонд обороны.
В
победу в великой войне Лебедев-Кумач внес свой вклад не только песней, но и непосредственным
участием в военных действиях в рядах военно-морского флота. Местом его
командировки стал Северный флот. Поэт был корреспондентом фронтовой газеты,
выходил в море, участвовал в боевых действиях и продолжал писать стихи.
Он
пришел с фронта, награжденный тремя орденами и несколькими медалями.
Однако
в последующие годы его здоровье заметно пошатнулось, он перенес несколько
инфарктов. У Василия Ивановича с юности было больное сердце, а многолетняя
работа на износ и война усугубили болезнь. В 1947 году после второго инфаркта
врачи посоветовали ему пожить за городом.
Уехал на дачу и принял решение в
Москву больше не возвращаться. Два последних, самых печальных и одиноких года жизни
он провел в обществе любимой собаки и кота. Вел дневник, начал работать над
автобиографической прозой. В письме к дочери написал: «Сознание очищается от
шелухи и ила. Многое в душе обдумалось и улеглось.
Так хочется писать хорошие,
нужные людям вещи! И несколько тем уже вырисовывается. Но все это за тысячи
верст от «газетчины».
Всё
изменилось в 90-х – Лебедева-Кумача обвинили в плагиате.
В прессе появилась
статья о том, что песня «Священная война» была написана в годы Первой мировой
войны учителем словесности из города Рыбинска, а Лебедев-Кумач спустя тридцать
лет присвоил себе авторство.
Якобы текст был сочинён во время Первой мировой, в
1916 году, и в 1937 году отправлен по почте Василию Ивановичу, а в 1939 году
Боде умер, так и не дождавшись ответа.
Аргументом
в пользу этой версии стало то, что в изданной в 1968 году «Истории советской
литературы» приведена фотокопия рукописи «Священной войны» без исправлений.
По
версии разоблачителей, это означало отсутствие «мук творчества» и плагиат. При
этом рукописей Александра Боде и свидетельств публичного исполнения
произведения тоже найдено не было.
Никаких прямых доказательств версии о
плагиате так и не было найдено.
В
качестве доказательств обратного можно привести черновик песни, хранящийся в
Российском государственном архиве литературы и искусства. На нём видны помарки,
замены и исправления.
Исследователь
песенного творчества Лебедева-Кумача Юрий Бирюков в своей книге «Всегда на
страже» отмечает, что стихи «написаны карандашом, как всегда у Кумача».
Кроме
того, он приводит рассказ экс-редактора «Красной звезды» Давида Ортенберга о
том, как искали стихи для первого номера газеты. Обзвонили всех поэтов, но
нашли только Кумача. Тот пообещал до утра что-то написать.
На следующее утро
Лебедев-Кумач принёс стихи, и они сразу ушли в набор. По словам Ортенберга, ему
врезалось в память заглавие стихотворения – «Священная война».
В
1998 году появляется очередная статья, называющая поэта плагиатором. Тогда его
внучка, Мария Деева, подала в суд иск о защите чести и достоинства. Заседания
многократно переносились и затягивались, но в итоге суд признал авторство песни
за Лебедевым-Кумачом, и в 2000-м газета опубликовала опровержение своих
материалов. Таким образом, в этой истории была поставлена окончательная точка.
Но,
к счастью, все эти бури Лебедева-Кумача
не затронули. Он умер 20 февраля 1949
года, а его поэзия любима до сих пор.
Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2018/08/blog-post_5.html
Василий Иванович Лебедев Кумач – краткая биография
Добавил: pluvash
Тема: Ушли из жизни
Советская культура 30-х годов прошла под знаком трех великих комедий Григория Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Они утвердили главное кредо коммунистического строя – оптимизм. Пожалуй, больше всего народ убедили в этом не режиссерская работа, не Любовь Орлова и даже не музыка Дунаевского.
А стихи Василия Лебедева-Кумача, которые знала наизусть вся страна. Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898 – 1949), взявший себе «революционную» приставку за рыжий цвет своей шевелюры, пришел в литературу в 20-е годы, как поэт-сатирик, фельетонист – несерьезный, легкий автор. Со слов «Легко на сердце от песни веселой» началась его слава.
Леонид Утесов пригласил Лебедева-Кумача, так как с текстом предыдущего автора песни не получалось. И пошли один песенный шедевр за другим в самых разных жанрах.
Лирика: «Сердце в груди бьется, как птица»; романтика: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»; юмор: «Капитан, капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка это флаг корабля!»; колыбельная: «Спят медведи и слоны, дяди спят и тети»; патриотизм: «Широка страна моя родная»; героизм: «Я на подвиг тебя провожала».
Вся страна распевала тексты Лебедева-Кумача – в праздничных колоннах и за столом, на любовных свиданиях и в тюремных бараках. Но, оказавшись востребованным властью, поэт трудился и над тем, что диктаторской власти было нужно. Есть у него стихи, начинающиеся так:
Как колокол набатный, прогудела Страна от возмущения дрожа. Спасибо вам, бойцы Наркомвнудела,
Республики великой сторожа!
За талант и лояльность Василий Иванович в 30-е оказался в рядах высшей творческой номенклатуры со всем полагающимся – Сталинские премии, большие деньги, квартиры, дачи, автомобили. Последних у него было целых три. Создатель оптимизма для страны, сцементированной страхом, не мог не реагировать на этот страх обычными для русского человека способами – пьянством и ерничеством. И в последнем он много себе позволял. Лебедев-Кумач был избран депутатом Верховного совета СССР, органа номинального, утверждавшего решения партии поднятием рук рабочими, колхозниками и правильными интеллигентами. Однажды на обсуждении бюджета он поднялся к трибуне, несколько раз нарочно споткнувшись, проделав часть пути на четвереньках, а затем начал читать текст:
Товарищи депутаты Верховного совета! Пускай моя мысль не удивляет вас: Задача выполнения народного бюджета
Связана с задачей воспитания масс.
И далее минут на двадцать, и все в стихах. Талант, довольно внезапно и ярко раскрывшийся, столь же скоро способен и закрыться – нормальная поэтическая судьба. Но падению предшествовал высший взлет – «Священная война». Текст, вызывающий слезы и дрожь телесную до сих пор, можно назвать первым и крупнейшим вкладом русской культуры в победу в Великой Отечественной. Позднее пошли разговоры о том, что Лебедев слямзил стихи у какого-то безвестного покойного поэта, да и автор музыки Александров тоже не совсем автор. Потребовался даже суд, чтобы доказать – написавший «Ух-тюх-тюх-тюх, разгорелся наш утюх» и «Вставай страна огромная…» – все тот же Лебедев-Кумач. Его биография вмещает в себя три жизни. Почти безвестную до «Веселых ребят», знаменитую до «Священной войны» и потом страшную. Есть не вполне достоверная легенда о том, что при эвакуации с Казанского вокзала в октябре 1941-го что-то в мозгах поэта перемкнуло, он швырнул в большой плакат со Сталиным свой орден и прилюдно назвал вождя сволочью. Потом лечился в психушке и вроде вылечился. Выступал на фронте перед бойцами, что-то публиковал. Но немного. Психоз перерос в тяжелую депрессию, а та – в мозговое заболевание. В 1949 году поэт умер, уже не понимая, кто он такой и что происходит вокруг. Было ему только 50 лет.
Павел Кузьменко
Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 4
Источник: http://22-91.ru/statya/vasilijj-ivanovich-lebedev-kumach—kratkaja-biografija/09.09.2011
Василий Лебедев-Кумач: судьба придворного поэта
Песни, написанные на его стихи, распевал весь Союз. Госпремия, благоволение Сталина, избрание депутатом в Верховный Совет РСФСР, что еще можно было желать в то время? Но только на первый взгляд жизнь поэта – это сплошной триумф.
Против «обывательщины и мещанства»
Василий Лебедев (позднее к его фамилии по желанию прибавится составная часть «Кумач») родился 5 августа 1898 года в Москве в семье сапожника.
В 18 лет юноша занялся переводами Горация, а вскоре активно включился в идеологическую реальность советской власти, начав публиковать свои стихи в журналах «Крокодил» и «Лапоть». Своей критикой они были направлены против «обывательщины и мещанства».
Он создал множество литературных пародий, сатирических сказок и фельетонов на темы хозяйственного и культурного строительства:
Мы возведем дома-дворцы.И радует меня сознанье,Что, может быть, в каком-то зданье
Частица будет кирпича от Кумача.
Но главным двигателем карьеры были, конечно, оды коммунистам. Это Василию Ивановичу принадлежит первый вариант стихов на музыку Александрова, ставшей позже с другими — Михалковскими рифмами – гимном СССР.
Первоначально были не «славься отечество наше свободное», а гимн НКВД, певшийся так: «Славой овеяна, Волею спаяна, Крепни и здравствуй во веки веков, Партия Ленина, Партия Сталина, Мудрая партия большевиков».
Писал Кумач и для молодых: «Будь упорным, умным, ловким, Различать умей врагов, И нажать курок винтовки, Будь готов! Всегда готов!». В народе же, наслушавшись этих воззваний и восхвалений, некоторые говорили: «Надоела всем моча Лебедева-Кумача».
Но большая часть Советов от его творений приходила в восторг, слушая задорные рифмы во всех знаменитых фильмах 30-х годов «Цирк», «Волга-Волга», «Если завтра война».
Леонид Утесов в своих воспоминаниях «Спасибо, сердце!» писал, что когда снималась знаменитая музыкальная кинокомедия режиссера Григория Александрова «Веселые ребята», ему, Утесову, ужасно не нравились «бездарные и безликие», по его выражению, слова песни, которую он должен был исполнять в центральной мужской роли Кости-пастуха. «Хотя все было снято, пропето, записано, но, приехав из Гагры, где снимались натурные кадры, в Москву на павильонные съемки, я тайно от всех обратился к В. И. Лебедеву-Кумачу и попросил его написать другие стихи. И он написал ставшие знаменитыми слова: “Легко на сердце от песни веселой” и рефрен, превратившийся в символ того времени: “Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг, нас зовет и ведет. И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!”».
«Все жилы вымотали мы друг другу»
Потом была работа над песнями к картине «Цирк». Над знаменитой «Песней о Родине» («Широка страна моя родная») Лебедев-Кумач и Исаак Дунаевский трудились полгода – не зная ни покоя, ни отдыха. Ведь надо было спрессовать на одной страничке огромное содержание, а музыка должна была звучать и торжественно, и проникновенно.
Ни мелодия, ни текст не удовлетворяли творцов. Варианты отвергались целиком, и все создавалось каждый раз заново. Кстати, потом некоторые песни, предназначавшиеся для «Цирка» прозвучали в других фильмах. Например, «А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер» впоследствии была использована в картине «Дети капитана Гранта».
Вспоминая о работе над «Песней о Родине», Лебедев-Кумач, улыбаясь, упрекал Дунаевского: «Все жилы вымотали мы друг другу, особенно ты мне».
Композитор не спорил: в то время поэты прекрасно знали, что более строгого редактора, чем Дунаевский, было не сыскать: он добивался точного звучания каждого слова, полного слияния текста и музыки.
Некоторые варианты «Песни о Родине» были очень хороши, но слишком серьезны, другие – слишком легковесны. За полгода было написано 35 вариантов. И лишь тридцать шестой удался.
Поэт и композитор встретились с Григорием Александровым и его коллективом, работавшим над фильмом. Наконец режиссер распорядился: подготовить запись музыки. Песня стала очень популярной. С 1939 года первые аккорды песни, исполняемые на вибрафоне, использовалась в качестве позывных Всесоюзного радио.
Однако Василий Иванович писал не только популярные песни, но и разгромные статьи на приятелей. В частности, его критический опус в «Правде» чуть ли не стоил Валентину Катаеву свободы. А когда Лебедева-Кумача избрали в Верховный Совет, он немедленно выступил с длинной рифмованной речью, прославляющей Сталина, закончив словами: «Горжусь быть бардом сталинской эпохи».
И в дальнейшем приобрел привычку на каждом заседании читать длинные речи в стихах. Одним из таких «произведений» стала «Речь на третьей сессии Верховного Совета РСФСР 31 мая 1940 года по докладу Бюджетной комиссии»:
Товарищи депутаты Верховного Совета!Пускай моя мысль не удивляет вас:Задача выполнения народного бюджетаСвязана с задачей воспитания масс.
Бюджет – это кровное дело всех граждан,Шахтер и танкист, машинист и поэт,Колхозник и летчик – пусть трудится каждый,Чтоб был исполнен народный бюджет!Надо любым путем непременноСделать, чтоб каждому в сердце вошло:Копейка народная также священна,Как и любое народное добро!
И в том же стиле было еще четыре страницы. За эти вирши сложно критиковать Лебедева-Кумача, он писал в духе своего времени.
Личная жизнь его была сложной. Сначала Василий увел невесту у коллеги по цеху, сделав ее своей женой.
Потом супруга ушла к вернувшемуся из лагерей избраннику, поселила его в их семейной квартире в центре Москвы, а Лебедева-Кумача отправила на дачу. Ему же жизнь, говорят, скрашивала Любовь Орлова.
Кстати, задолго до этого Кумача, режиссера Александрова и композитора Дунаевского называли орловскими рысаками, утверждая, что актриса «выехала» в своих фильмах только благодаря этой тройке.
«Болею от серости жизни своей»
Песни, написанные на стихи Василия Ивановича, помогали людям выстоять, а стране – победить в Великой Отечественной войне. Однако, несмотря на весь свой пафос и всю свою восторженность, поэта в конце концов одолела тоска. Он перестал писать стихи и стал медленно сходить с ума.
В опубликованных в 1982 году отрывках из записных книжек Лебедева-Кумача за 1946 год сохранилась запись: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу – все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно».
В декабре 1948 года он оказался в больнице, и там 22 декабря сделал первые наброски автобиографической поэмы:
Как первый цвет, как вешний снег,Прошла весна моя…Вот этот лысый человек —Ужели это я?Ужели я мальчишка тот,Что был кудряв и рыжИ голубиный хоровод
Гонял с соседних крыш?
В январе 1949 года Лебедев-Кумач пошел на поправку, так, по крайней мере, всем казалось. «Только бы вернулись сказки! А я готов играть в них любую роль – даже Кощея Бессмертного», – писал он в своем дневнике, а 20 февраля 1949 года Василия Ивановича не стало.
Еще за два года до потери рассудка он записал: «Рабство, подхалимаж, подсиживание, нечистые методы работы, неправда – все рано или поздно вскроется». Что вскроется? Иные исследователи нашли этому объяснение.
В 80-х годах появились публикации, обвинявшие Лебедева-Кумача, автора легендарной песни «Священная война», в плагиате.
В частности, утверждалось, что стихи к ней написал еще в 1916 году Александр Боде, преподаватель мужской гимназии города Рыбинска, который в 1938-м отправил текст Лебедеву-Кумачу. Не дождавшись ответа, Боде в 1939 году умер, а стихи, когда пришло время, Василий Иванович выдал за свои.
У дочери Боде, Зинаиды Колесниковой, сохранился черновик письма, отправленного ею Борису Александровичу Александрову (сыну композитора Александрова) в 1956 году:
«Мы все очень рады и большое спасибо вашему отцу Александру Васильевичу за музыку к “Священной войне”, но Лебедев-Кумач скрыл от вас правду о происхождении текста этой песни. Она родилась в городе Рыбинске на Волге в Первую мировую войну.
Написал текст учитель русского языка и литературы мужской гимназии А.А. Боде – мой отец. Он был образованным человеком, окончил филологический факультет Московского университета. Знал латинский и греческий языки, которые тоже преподавал.
В 1916 году дважды в день, идя в гимназию и обратно домой, он встречал колонны новобранцев. Старость свою отец проводил у нас под Москвой около детей и внуков. В последние дни жизни отец говорил о неизбежности войны с Германией: “Я чувствую себя слабым, а вот моя песня может теперь пригодиться”.
Считая Лебедева-Кумача большим патриотом, отец отправил ему личное письмо с рукописным текстом. Тем более, что отцу нравилась его песня “Широка страна моя родная”. Отец долго ждал ответа, умер в 1939 году, так и не дождавшись его. Посылая вам это письмо, мы убеждены, что вы, Борис Александрович, должны знать об истинном происхождении этой песни.
Будем благодарны, если ответите на это письмо. Зинаида Александровна Боде (в замужестве Колесникова)».
Между тем, защитники поэта привели свой аргумент: в Российском государственном архиве литературы и искусства хранится черновик текста «Священной войны» с карандашными поправками Лебедева-Кумача.
Фамилия на пластинке
Инкриминируется Василию Ивановичу и еще один плагиат. В 1931 году Фаина Марковна Квятковская (Гордон) и владелец кабаре в Польше Анджей Власта создали песню «У самовара», которая стала очень популярна в Польше: «Под самоварем сидзи муя Маша. Же муси так, а она ние!». В том же году к Фаине приехали представители германской фирмы «Полидор» и заключили контракт на выпуск пластинки.
При этом они попросили сделать перевод с польского на русский, ибо рассчитывали на продажу в городах, заполненных русскими эмигрантами: Берлине, Риге, Белграде и Париже. Перевод для нее не составил труда, ведь Квятковская родилась в Крыму, а полькой считалась лишь по отчиму.
В том же году пластинка фирмы «Полидор» вышла миллионным тиражом, и несколько экземпляров из Риги попали в Москву.
В 1932 году «У самовара» стал петь Леонид Утесов со своим оркестром, а затем композицию в его же исполнении записали в студии грамзаписи «Музтрест». В отличие от выходных данных на пластинках «Полидор», где значилось: «Музыка Фанни Гордон, слова Анджея Власта», на выпущенном советском диске можно было прочесть: «Обработка Дидрихса, слова Лебедева-Кумача».
Как писал собкор газеты «Курьер Варшавски»: «Самый популярный шлягер исполняется в летнем театре Эрмитаж – это известный в Польше фокстрот “У самовара”. Уже несколько месяцев он играется на танцплощадках, в ресторанах и кафе, звучит из радиорепродукторов на вокзалах и даже в парикмахерских в русском обозначении “Маша”, который был написан Фанни Гордон и Анджеем Власта».
В 1972 году Фаина Квятковская обратилась во Всесоюзное агентство по авторским правам и вскоре получила ответ: «В связи с письмом в ВААП о защите авторских прав на имя Ф. М. Квятковской, Управлением фирмы ‘Мелодия” дано указание Всесоюзной студии грамзаписи начислить причитающийся тов.
Квятковской гонорар за песню “Маша”, а также исправить допущенную в выходных данных ошибку. Генеральный директор П. И. Шибанов». В результате Квятковская получила гонорар на сумму – 9 рублей 50 копеек.
А что до Лебедева-Кумача, оказалось, что его фамилия на пластинке была напечатана лишь по инициативе Леонида Утёсова.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Столетие», Chtoby-pomnili.com, Songkino.ru, «Сегодня»
Источник: https://yagazeta.com/lichnost/kumiry/vasilijj_lebedev-kumach-_sudba_pridvornogo_poehta/