Николай Лесков биография
Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», “Левша” и многих других, создатель театральной пьесы “Расточитель”.
Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино.
Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.
В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось – за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса.
В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим.
В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы”, “Овцебык” (1863), “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).
В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции. Максим Горький сказал «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала “Русский вестник”. Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 — 1880 он написал романы “Соборяне” (1872), “Захудалый род” (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман “Захудалый род” не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым.
Также в это время он написал несколько повестей: “Островитяне”(1866), «Очарованный странник» (1873), “Запечатленный ангел”(1873). К счастью, “Запечатленного ангела” не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ “Левша” (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) – старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть “Заячий ремиз”(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.
Лев Толстой говорил о Николае Семеновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов, наряду с Иваном Тургеневым, считал его одним из своих главных наставников.
Личная жизнь в биографии Николая Лескова складывалась не очень удачно. Первой женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей – первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.
Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковском кладбище.
- В биографии Лескова интересных фактов из жизнисобрано немало. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.
- посмотреть все интересные факты из жизни Лескова
Думаете хорошо усвоили краткую биографию Лескова? Пройдите тест:
Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/leskov-nikolay.html
Ален-Рене Лесаж. Биография и обзор творчества
Ален-Рене Лесаж. Биография и обзор творчества
(1668-1747)
Одним из наиболее значительных французских писателей первой половины XVIII столетия был Ален-Рене Лесаж. В годы, когда во Франции лишь зарождалось просветительское движение, Лесаж с большой художественной силой отразил оппозиционные настроений широких демократических кругов.
Творчество Лесажа еще тесно связано с литературными традициями прошлого столетия, с художественным наследием Мольера, Лабрюйера, Фюретьера, создателей испанского плутовского романа. И вместе с тем в нем зреют элементы нового качества, ощущаются новые художественные веяния.
Оно оказало большое влияние на последующее формирование реалистического романа и реалистической комедии во Франции.
Лесаж в своих лучших произведениях запечатлел многие противоречия, характерные для общественной жизни Франции начала XVIII века. Ведущая тема его творчества — разоблачение возрастающей и всепобеждающей власти денег. В своих комедиях и романах Лесаж разрабатывал рту тему в разных аспектах.
Писатель показывал, как господство чистогана подтачивает нравственные устои дворянской среды («Хромой бес», «Тюркаре»). Он изображал социальный тип, распространенный в период разложения феодального уклада.
Эго образ выходца из низов, который делает стремительную карьеру, богатеет, выбивается «в люди» («Жиль Влас»), Он воспроизводил, наконец, судьбы людей — жертв первоначального накопления, выбрасываемых бурно развивающимися буржуазными отношениями из привычной патриархальной колеи.
В этом направлении, в художественном раскрытии теневых сторон крепнущего буржуазного уклада Лесаж — романист и драматург шел дальше своих современников, вождей французского Просвещения первой половины XVIII века — Вольтера и Монтескье.
Ален-Рене Лесаж родился в 1668 году в Бретани, в семье нотариуса, владельца старинного феодального замка и поместья. Однако Лесажу уже с юных лет пришлось столкнуться с жизненными трудностями. В возрасте девяти лет он лишился матери. Когда мальчику было четырнадцать лет, умер его отец. Опекун юного Лесажа оказался человеком жадным и жестоким.
Он ограбил своего подопечного и, стремясь отделаться от мальчика, поместил его в иезуитский коллеж города Ванн. Когда Лесаж успешно окончил это учебное заведение, его отправили в Париж изучать юридические науки. Пройдя университетский курс, Лесаж получил звание адвоката.
Однако уже скоро, в середине 90-х годов он решил бросить юридическую практику и целиком посвятил себя литературному труду. Жизненный облик Лесажа-литератора оказался явлением необычным, новым. Лесаж стал во Франции одним из первых значительных писателей, жившим исключительно на доходы от литературной работы.
Лесаж как оригинальный писатель складывался медленно и постепенно. Он начал свои творческий путь в качестве переводчика произведений испанской литературы XVII столетия.
Затем, понемногу накапливая мастерство и осознавая свои возможности, Лесаж все чаще переходил от перевода (комедии Лопе де Вега, Рохаса и Кальдерона) к вольным обработкам испанских источников (переделка подложного продолжения «Дон кихота» Сервантеса, которое было написано Авельянедой).
Со временем художественные мотивы, почерпнутые из испанской литературы, писатель начал использовать для осуществления самостоятельных творческих замыслов. Первый, подражательный и ученический период литературной деятельности Лесажа длится до 1707 года. В этом году Лесаж опубликовал свой роман «Хромой бес» и поставил на сцене одноактную комедию «Крис-пен — соперник своего господина».
Криспен – соперник своего господина
Пьеса Лесажа, его первое самостоятельное дра-«Криспен — матическое произведение, привлекает к себе соперник внимание прежде всего новым содержанием,
господина» которое писатель вложил в унаследованный от
мольеровской комедии образ слуги-ловкача. Как и его предшественники — Маскариль, Сганарель и Скапен,— Криспен обладает незаурядным жизненным опытом, практической смекалкой, большим запасом энергии, юмора и оптимизма. Он находчив, остроумен, одарен кипучим темпераментом и богатым воображением.
Однако Криспену Лесажа присущи и некоторые принципиально новые черты, порожденные изменением жизненных обстоятельств. У Скапена не было личной судьбы, самостоятельных жизненных целей. Его энергия была целиком направлена на удовлетворение интересов господина.
Условия, в которых приходится подвизаться Криспену, уже иные. Положение господ, дворян, сильно пошатнулось, и им все труднее приходится обходиться без помощи Энергичных и изворотливых Криспенов. Одновременно со сдвигами, происшедшими в окружающей действительности, сильно изменился и облик самого слуги.
В мольеровском Скапене привлекают прежде всего положительные, обаятельные черты человека из народа: любовь к людям, особенно к молодежи, незаинтересованное стремление помочь ей, добыть ей счастье, несмотря на риск и опасность.
Криспен же — это подсказанный Лесажу атмосферой времени тип выходца из низов, заражающегося пороками господствующего общества, превращающегося в прожженного дельца.
У Криспена в отличие от Скапена уже есть своя самостоятельная и длинная биография, полная темных пятен и лишь частично Знакомая его господину. Сам он то и дело находится в самовольной отлучке, занимается какими-то рискованными аферами. Однако ему известны средства, как обходить грозящие опасности.
Он пришел к выводу, что юстиция «это — столь прекрасная вещь, что за нее никогда не грех переплатить». Криспен прекрасно умеет использовать в своих интересах царящие вокруг него законы купли и продажи.
Чем более он ими овладевает, тем более независимыми и грубыми становятся его манеры в обращении с господином.
Постепенно жизненные планы Криспена делаются все более смелыми, он начинает повторять, что ему надоело носить ливрею, что он утомлен своим зависимым положением. Он мечтает о состоянии и положении в обществе.
Наконец, у него созревает замысел, который и в голову не мог прийти Маскарилю и Скапену — он хочет вступить в прямое соперничество со своим господином.
Используя благоприятное стечение обстоятельств, он решает отбить у Валера невесту, захватить приданое, а затем бежать очертя голову во Фландрию для того, чтобы начать там новую жизнь.
Действие пьесы развивается стремительно. Лесаж в «Криспене» выявляет себя блестящим мастером ведения сценической интриги.
Положение вещей все время резко меняется, и зритель находится в непрерывном напряжении: удастся или не удастся Криспену его дерзкий замысел? В конце концов все рушится и правда выходит наружу. Однако времена уже не скапеновские.
Скапена за такие проделки господа могли бы избить и сослать на галеру, теперь же они вынуждены поступать гораздо более осторожно со своими слугами.
Заключительная сцена комедии написана Лесажем с особенно едким сарказмом. Престарелые отцы семейства, богачи Оронт и Орган, охотно прощают Криспену и его приятелю Лабраншу их проделки. Желая остепенить обоих плутов, почтенные старцы обещают их пристроить к финансовому делу.
Совершенно очевидно, что оба молодца еще далеко пойдут.
Зажиточные круги Франции начала XVIII века — это среда, в которой Криспен и ему подобные должны чувствовать себя как рыбы в воде — таков окончательный вывод небольшой по размеру, но острой по своему разоблачительному содержанию пьесы Лесажа.
Тюркаре
Крупнейшее достижение Лесажа-дрэматурга — пятиактная комедия «Тюркаре» (1709), произведение, достойно продолжающее и развивающее народные, сатирические традиции мольеровской драматургии.
Острие своей сатиры Лесаж направил в «Тюркаре» против ненавистных народу финансовых воротил, так называемых откупщиков.
Эти дельцы предоставляли правительству крупные займы и возвращали их себе с лихвой, безжалостно выколачивая из населения налоги, сбор которых они брали на откуп.
Разоблачительное содержание комедии Лесажа не на шутку переполошило представителей финансового мира, и они решили во что бы то ни стало сорвать постановку «Тюркаре».
В первую очередь они постарались заручиться поддержкой актеров Французской Комедии, которым были вручены с этой целью крупные взятки. Лесаж, однако, не испугался грозившей ему травли и вступил в борьбу со своими влиятельными противниками.
В конце концов история с «Тюркаре» стала вызывать столь шумные толки, что дофин счел целесообразным пойти навстречу общественному мнению и дать распоряжение о постановке пьесы. Королевская власть надеялась тем самым извлечь пользу и для себя. Это было тяжелое для правительства Людовика XIV время.
Страна была охвачена глубоким социально-экономическим кризисом, который еще более усугублялся преследовавшими Францию неудачами в войне за испанское наследство и непрерывными вспышками крестьянских восстаний '.
Правительство делало все возможное, чтобы в глазах широких общественных кругов свалить вину за свои неудачи на пользовавшихся всеобщей ненавистью финансистов. Властям казалось, что сатирическая комедия Лесажа сможет им сослужить в этом отношении добрую службу.
“Когда финансовые тузы узнали о приказе дофина, они предложили самому Лесажу огромную сумму в 100 000 ливров, если тот добровольно снимет свою пьесу со сцены. Лесаж с брезгливостью отверг эту взятку, и 14 февраля 1709 года состоялась премьера «Тюркаре», одного из наиболее значительных произведений французской драматургии XVIII века.
Главное действующее лицо в сатирической комедии Лесажа — могущественный финансист, откупщик Тюркаре. Этот насыщенный типическими чертами образ разработан драматургом весьма рельефно.
По отдельным разбросанным в комедии штрихам можно легко составить довольно полное представление о неприглядном жизненном пути этого преуспевавшего выскочки, в юности служившего лакеем у старого маркиза де ла Трибодьер, а теперь завоевавшего положение в высшем обществе, тепло принятого светскими кругами.
Создавая образ своего Тюркаре, Лесаж охотно прибегает к приему сатирической гиперболизации. Лесаж подчеркивает и заостряет те черты внутреннего облика Тюркаре, которые ему представляются особенно существенными и характерными. Это, с одной стороны,— грубость и наглость откупщика, а с другой — его граничащая с глупостью примитивность, его невежество.
Эти черты не случайно выхвачены Лесажем. Тюркаре, для того чтобы сколачивать богатство, уже не нужно больше применять изворотливости, ума, хитрости, находчивости, знания людей, жизни, как это требовалось от молье-ровского Гарпагона. Став откупщиком, он превратился в орудие государственной власти.
Поддержка господствующих кругов, которые без него не могут обойтись, освобождает Тюркаре от необходимости напрягать свои умственные способности. От него требуется лишь одно — жестокость и бесчувственность.
Он богатеет и процветает потому, что является исключительно подходящим орудием насилия, того насилия, при помощи которого и существует, утопая в роскоши и предаваясь наслаждениям, дворянское общество.
Осмеяние Тюркаре неразрывно связано с разоблачением тех, кто стоит за его спиной, и тех, кому суждено занять его место. Оно перерастает у Лесажа в обобщенную сатиру на современное ему господствующее общество. Этому способствует правдивость, выразительность других образов пьесы.
Метко и зло обрисованы в комедии представители опускающейся дворянской среды: баронесса, шевалье, маркиз.
Шевалье обладает звонким дворянским именем, у него обаятельная внешность, прекрасные манеры, высокие связи, но он уже наполовину сутенер, существующий на подарки своих возлюбленных, которых он бессовестно обманывает и обкрадывает. Баронесса искренно влюблена в очаровательного шевалье.
Однако для того, чтобы удовлетворять прихоти своего капризного поклонника, она в свою очередь вынуждена опуститься до положения куртизанки, вымогающей средства у богатых покровителей. Что касается маркиза, то он не может совершать поступки столь же предосудительные, как и шевалье, лишь потому, что всегда навеселе.
Однако не только одни дворяне льнут к денежному мешку Тюркаре. На его содержимое покушаются и более опасные хищники, представленные в пьесе Лесажа коварной субреткой Лизеттой и пронырливым, цепким слугой Фронтеном. Это собственники другого пошиба, чем Тюркаре. Они столь же нечисты на руку, как и этот видный представитель ростовщического капитала.
Совершенно очевидно, однако, что они сумеют с большей выгодой для себя использовать накопленное состояние. Фронтен и Лизетта умнее и энергичнее Тюркаре. Украденные 40 000 ливров они не собираются подобно откупщику швырять на ветер, подражая порокам господ. Они их используют для того, чтобы, пользуясь словами Фронтена, «зажить жизнью порядочных людей».
В заключительный триумфальный возглас Фронтена: «Царство господина Тюркаре кончилось, начинается мое царство», Лесаж вкладывает саркастическое содержание.
Внутренний смысл той убийственной для господствующего общества картины, которую Лесаж нарисовал в своем «Тюркаре», с особенной четкостью может быть выведен из некоторых размышлений Фронтена, например, из следующей реплики этого наиболее проницательного персонажа пьесы: «Я поражаюсь тому, как устроен белый свет! Мы ощипываем кокетку, кокетка проедает состояние делового человека, деловой человек грабит других. Все это вместе взятое составляет весьма забавный круговорот жульнических проделок!» (действие 1, явл. 12). Господствующее общество в изображении Лесажа предстает скопищем тунеядцев и мошенников. Оно насквозь прогнило и не может не распространять вокруг себя тления и разложения.
Примечательны и особенности художественного метода, которым написан «Тюркаре». В «Тюркаре» мы не находим отпечатка фарсовой условности, который был еще так ощутим в «Криспене».
Не улавливаем мы в этом произведении и ноток сентиментальной нравоучительности, которые настойчиво звучат в комедиях целого ряда менее значительных современников Лесажа (например, в произведениях Детуша).
Наконец, мы не обнаруживаем в «Тюркаре» и ярко выраженного влияния классицистической эстетики с присущей ей рационалистической отвлеченностью в трактовке характеров. Персонажи комедии Лесажа кажутся нам как бы непосредственно выхваченными из живой действительности.
Они возникают перед нами как образы индивидуализированные и вместе с тем социально обусловленные в своем поведении. Их развитие подчинено не субъективному произволу автора, не освященным литературной традицией правилам, а объективным закономерностям окружающей действительности. Лесаж, автор «Тюркаре», выступает как отдаленный, но вместе с тем очевидный предшественник Бальзака-драматурга.
Постановка «Тюркаре» послужила переломным моментом в творческом развитии Лесажа-драматурга.
Правительство в очень скором времени убедилось, что идейное содержание комедии Лесажа не столько служит укреплению авторитета властей, сколько, наоборот, способствует разоблачению существующего порядка, и лишило сатирика своей поддержки. После семи представлений, несмотря на то, что пьеса пользовалась большим успехом, она была снята с репертуара.
Лесаж и ярмарочный театр
Теперь доступ писателю на сцену театра Французской Комедии оказался закрытым. Лесаж театрне пожелал поступиться своей творческой свободой и искать примирения с руководством консервативно настроенной театральной труппы; порвав с Французской Комедией, он стал обслуживать ярмарочные театры в Париже.
Эти ярмарочные театры, излюбленное место развлечений демократического зрителя, в первой половине XVIII века находились в состоянии постоянной вражды с властями. Последние, охраняя привилегии, которыми обладал театр Французской Комедии, применяли по отношению к ярмарочным театрам различные репрессии.
То им запрещали пользоваться сценической речью, то предписывали устранять из спектаклей музыку, то возбраняли пение куплетов. Драматурги и режиссеры ярмарочных театров проявляли неистощимую изобретательность, стараясь отстоять свое право на существование и обойти эти запреты.
Когда их лищали права пользоваться литературным текстом, они создавали ярко оформленные пантомимы. В ответ на запрещение выводить больше одного актера на сцену немедленно создавались особые, невиданные дотоле пьесы-монологи. Ярмарочные театры нашли выход из положения и тогда, когда приходилось исключать из спектакля пение.
На сцену в соответствующие моменты выносили плакаты с первыми строками куплетов, которые тут же подхватывались и распевались в зрительном зале. Многим из этих остроумных выдумок ярмарочные театры были обязаны изобретательности Лесажа.
Лесаж работал в качестве драматурга ярмарочных театров на протяжении 26
Источник: http://www.winstein.org/publ/10-1-0-695
Ален Рене Лесаж – биография, список книг, отзывы читателей
#Ист1_3курс
Кинематограф знает немало примеров того, как переснимают старые фильмы: потому что уж больно хороша задумка, или потому, что наконец-то развились технологии до нужного уровня, или потому, что тема благодатная для легкого успеха.
Часто переснятые фильмы вызывают волну негатива, но случается, вкладывают в историю новую жизнь и вполне уместно акутализируют. О чем это я, собственно? При чем тут кинематограф? Ровно при том, что книгу “Хромой бес” неплохо бы было “переснять в новых реалиях и с новыми технологиями”.
Потому что задумка диво как хороша и открывает широкие возможности. Но исполнение, честно сказать, на сегодняшний день выглядит достаточно плоским и примитивным.
Кстати, именно такие мысли, по-видимому, посетили и автора “Хромого беса”, который повзаимствовал идею у испанского автора прошлого (для самого Лесажа прошлого, конечно, а не для нас) века. Нет, о плагиате речи нет, Лесаж того и не скрывал. Он выкатил самый натуральный ремейк. Не имею возможности сравнить с первоисточником, потому возвращаюсь к самой книге.
Любопытность идеи заключается в том, что все любят подглядывать. Любит это и студент, который давая деру от убийц, ввалился к колдуну, пленившему Хромого беса. Колдун где-то был занят, а студент тем временем пораспоряжался у того в мастерской и, грохнул скляночку, выпустил Беса.
Тот в награду за свое освобождение приподнял ему крыши домов (Мадрида, как ни странно для автора-француза), включая тюрьму и психушку, рассеял туман над историями покойников на кладбище и снами горожан. И, вот так вот подглядывая где только можно, рассказал студенту много небольших историй.
Отличная почва для многих сюжетов, разнообразных судеб и различных характеров.
По факту же получилось очень много скучных и однообразных историй с одинаково картонными персонажами. Может быть, на автора налагала дополнительные оковы необходимость быть полезным своей книгой, не знаю. Но ничего нового там нет: распутные жены, блудливые мужья, корыстные дети, скупые родители, подлые друзья.
И пара историй про идеальную дружбу и непобедимую любовь – очень махровых: с длинными речами и многодневными неуемными плачами (если в 18 веке все и впрямь так себя вели – ой, и шумно же там было!), а так же втыканием клинка во все тела подряд, включая свое (от раскаяния) и невероятными совпадениями.
Был и эпизод со сменой цвета – насвинячил, осознал, исправился, все танцуют. Тем не менее – все там либо черные, либо белые. На худой конец – двуцветные. Наверное, это дань принятому тогда стилю изложения – нужно упрощать и преувеличивать, чтобы уж наверняка быть правильно понятым.
Мысль, что именно самое люди были примитивнее, я отбрасываю, ибо в том же Дон Кихоте (написанном раньше) народец-то пофактурнее.
В итоге я нашла книгу удачно коротенькой, вполне познавательной (с точки зрения истории литературы), с многообещающей задумкой, но довольно скучной.
Источник: http://readly.ru/author/6446/
Лесаж Ален Рене
Alain-Rene Lesage
Французский писатель
13 декабря 1668 – Лесаж родился в Сарзо (ныне департамент Морбиан).
1692 – после изучения в Париже права становится юристом.
1694 – после женитьбы решает зарабатывать на жизнь литературой. Последующие пятьдесят лет живет в Париже. Чтобы прокормить семью (у него было четверо детей), практически постоянно пишет романы и пьесы.
1700 – выпускает сборник пьес «Испанский театр» – свободный перевод испанских комедий, которые третировались теоретиками классицизма во Франции как явление дурного вкуса. Однако для творчества Лесажа изучение испанской литературы оказалось очень благотворным.
1707 – написана пьеса «Криспен, соперник своего господина» (Crispin rival de son maitre).
1709 – поставлена пьеса «Тюркаре» (Turcaret). В ней и «Криспене» выведен ранний прототип Фигаро – слуги, который умнее своего господина. В образе бессердечного ростовщика Тюркаре Лесаж дает резко сатирический портрет беззастенчивых откупщиков.
В этом же году он пишет роман «Хромой бес» (Le Diable boiteux), сюжет которого заимствует у испанского писателя Л.Велеса де Гевары (1570-1644), выпустившего книгу под тем же названием в 1641 году.
Используя сюжетную канву испанского романа, Лесаж дает яркую сатирическую картину современного французского общества и его нравов.
1712-1735 – Лесаж пишет пьесы для ярмарочного театра, куда он вынужден уйти из театра «Комеди Франсез» после борьбы, разгоревшейся вокруг «Тюркаре» (оскорбленные банкиры добивались запрещения комедии). В этих пьесах Лесаж использует комедийные маски народных зрелищ и сказочную форму для пропаганды идей эпохи Просвещения.
1721-1737 – выходят тексты комических опер «Ярмарочный театр, или Комическая опера» (т. 1-10), написанные вместе с Л. Фюзелье и Дорневалем.
1715 – изданы первые две книги плутовского романа «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» (Histoire de Gil Blas de Santillane). Его действие происходит в Испании, однако герои и сюжет – французские. В романе представлена галерея представителей различных слоев французского общества.
Утверждали, что существовал испанский оригинал Жиль Блаза, который Лесаж, как и во многих других случаях, просто обработал, однако подтверждений этому нет.
Источники «Жиль Блаза» следует искать в круге чтения Лесажа, его наблюдениях над своими современниками времен Людовика XIV и начала царствования Людовика XV.
1724 – третья часть романа «Жиль Блаз».
1732 – роман «История Гусмана де Альфараче» (Histoire de Guzman d’Alfarache).
1734 – роман «История Эстебанила Гонсалеса» (Histoire d’Estevanille Gonzales).
1735 – последняя часть романа «Жиль Блаз».
1736 – роман «Саламанкский бакалавр» (Le bachelier de Salamanque).
7 ноября 1747 – Лесаж умер.
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/lesazh_alen/
Читать
Ален Рене Лесаж
Похождения Жиль Бласа из Сантильяны
АЛЕН РЕНЕ ЛЕСАЖ
Ален Рене Лесаж (1668–1744), один из выдающихся французских писателей, вступил на литературную арену а тот период, когда во Франции началось разложение феодализма и стали формироваться новые, капиталистические отношения.
Эти социальные сдвиги в стране нашли широкое отражение в художественной литературе того времени: возвышенная, героическая тематика классицизма начинает сменяться тематикой бытовой, отражающей явления современной общественной жизни.
Именно в области этой реалистической, бытовой литературы и развернулось незаурядное сатирическое дарование Лесажа — писателя и драматурга.
Автор «Жиль Бласа» Лесаж родился 8 мая 1668 г. в Бретани в семье нотариуса. В 14-летнем возрасте он остался круглым сиротой и был определен опекунами в иезуитский колледж в гор. Ванне. По выходе из колледжа Лесаж поступил в Парижский университет, где получил юридическое образование. Незначительное время он занимался адвокатской практикой, а затем всецело посвятил себя литературной работе.
Писательская деятельность Лесажа началась с переводов классиков античной литературы и испанских драматургов, вслед за чем он перешел к самостоятельному творчеству в качестве драматурга и романиста. Первая известность Лесажа связана с появлением в 1707 г. его комедии «Криспен» и романа «Хромой бес».
Фабулой для одноактной комедии «Криспен — соперник своего господина» явился традиционный испанский комедийный сюжет: слуга по соглашению с хозяином заменяет его в любовной интриге.
Однако в разработке этой темы Лесаж пошел гораздо дальше своих испанских и французских предшественников, в частности французских драматургов Скаррона и Мольера. Его Криспен — уже не шаблонный комический слуга.
Это энергичный, ловкий и смелый разночинец, мечтающий выбиться из своего зависимого положения, — образ, для периода зарождения буржуазного общества значительно более реальный и социально заостренный.
Заглавие и тема романа «Хромой бес», так же как его сюжетная конструкция и композиционные приемы, заимствованы Лесажем из романа испанского писателя Веласа де Гевара. Но и здесь Лесаж пошел дальше испанского автора.
В отличие от Гевары, который только наметил свой оригинальный замысел — показать жизнь людей, застигнутых врасплох, — Лесаж осуществил этот замысел до конца, развернув обширную, полную контрастов картину жизни современного французского общества.
Успех, который принесли Лесажу «Криспен» и «Хромой бес», был еще более подкреплен написанной им в 1709 г. комедией «Тюркаре». Герой пьесы — предприимчивый делец, начавший с лакейской службы, в результате грязных финансовых махинаций и бесчеловечной эксплуатации своих жертв сосредоточивает в своих руках огромные богатства и достигает высокого положения в обществе.
Помимо «Криспена», «Хромого беса» и «Тюркаре», из-под пера Лесажа вышло более ста пародийно-сатирических пьес для народных ярмарочных театров, ряд романов, переводов и других литературных работ. Среди них самое выдающееся место принадлежит роману «Жиль Блас», над которым автор трудился более 20 лет своей жизни (первые две части были опубликованы в 1715 г., последняя — в 1735 г.).
События, описанные в «Похождениях Жиль Бласа из Сантильяны», подобно многим другим произведениям Лесажа происходят в Испании.
Такой интерес Лесажа (как, впрочем, и многих других французских писателей того периода) к испанской жизни и литературе определялся тесными экономическими и политическими связями обоих государств, известной общностью социальных отношений. Однако дело не только в этом.
Не имея возможности прямо и открыто высмеивать политические порядки французской монархии, писатель употребляет испанские термины и обозначения как некий «эзоповский язык», пользуется им для изображения далеко не приглядной французской действительности.
«Похождения Жиль Бласа» тесно примыкают к традициям испанского романа — романа быта и социальных нравов современности, оформленного в виде автобиографического повествования бездомного и деклассированного бродяги — слуги многих господ и жертвы житейских превратностей.
Основные идейно-художественные особенности романа, помимо наличия главного героя-плебея, заключаются в откровенно-реалистическом понимании жизни, в развитии сюжета путем показа последовательных комико-бытовых эпизодов и приключений, наконец, в морально-философском и обличительном разъяснении описанной жизни.
В центре своего произведения Лесаж ставит испанского мещанина Жиль Бласа, приключения которого развертываются попеременно то в народной, то в аристократической среде, то даже в придворных кругах. В результате перед читателем возникают представители различных социальных слоев — от воров и публичных женщин до министров, высших церковных сановников и т. д.
Такой сюжетный прием позволил автору романа набросать громадное монументальное полнокровное полотно французской действительности. При этом автор не ограничивается простым показом этой действительности. Роман Лесажа — произведение остро сатирическое, содержащее резкую и разностороннюю критику ее, критику с позиций передового для того времени класса — буржуазии.
Реалистический ромам Лесажа имел огромный успех не только у современников, но оказал значительное влияние на последующую европейскую литературу. На «Жиль Бласе» воспитывались, например, такие крупнейшие мастера английского реалистического романа, как Фильдинг и Смоллет. Непосредственные подражания роману Лесажа имеются в литературе почти всех народов.
Большой интерес к роману Лесажа «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» вполне оправдывает выпуск настоящего его издания, которое поможет ознакомиться широкому кругу наших читателей с одним из лучших образцов мировой реалистической литературы XVIII в.
КНИГА ПЕРВАЯ
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ ОТ АВТОРА
Поскольку существуют такие люди, которые не могут прочитать книгу, не отождествляя кого-либо с изображенными там порочными или смехотворными характерами, то я заявляю сим хитроумным читателям, что они тщетно станут искать этого сходства в персонажах, встречающихся в настоящем произведении.
Признаюсь всенародно: моей единственной целью было показать человеческую жизнь такою, какая она есть, и, видит бог, я не имел намерения изобразить кого-либо особливо.
Пусть же никто из читателей не относит на свой счет того, что применимо к другим в такой же мере, как и к нему самому; иначе он, говоря словами Федра,1 разоблачит себя некстати: «Stulte nudabit animi conscientiam».2
В Кастилии, как и во Франции, встречаются медики, у которых вошло в систему пускать больным несколько больше крови, чем следует. Везде мы видим те же пороки и тех же чудаков.
Каюсь, я не всегда точно следовал испанским нравам, и те, кому ведомо, какую беспорядочную жизнь ведут мадридские актерки, пожалуй, упрекнут меня за то, что я недостаточно резко изобразил их распутство; но я счел долгом смягчить картину, дабы приспособить ее к нашим обыкновениям.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=62769&p=1
Краткая биография Николая Лескова
>> Все биографии >> Писатели из России
Лесков Николай Семёнович (1831— 1895), писатель.
Родился 16 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника.
Образование получил в Орловской гимназии. С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве.
В 1861 г. переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.
В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», 1862 г.; «Язвительный», «Житие одной бабы», оба 1863 г.; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).
В то же время одна из ранних статей Лескова — о петербургских пожарах (1862 г.) — послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Рассказ «Овцебык» (1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Писатель создаёт шаржированные типы нигилистов (повесть «Загадочный человек», 1870 г.; роман «На ножах», 1870—1871 гг.). Идеал Лескова — не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.
В середине 70-х гг. Лесков создал образы православных праведников, могучих духом (роман «Соборяне», 1872 г.; повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», обе 1873 г.; «Несмертельный Голован», 1880 г.; «Печерские антики», 1883 г.; «Однодум», 1889 г.).
В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа (повесть «Железная воля», 1876 г.; «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881 г.).
Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник» (1883 г.).
В середине 80-х — 90-е гг. писателя занимает новый для России тип — буржуа («Чертогон», 1879 г., другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно», 1884 г.; «Грабёж», 1887 г.; «Полуношники», 1891 г.).
Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Так, в «Левше» герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания.
Умер 5 марта 1895 г. в Петербурге.
Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-nikolaya-leskova
ÐеÑаж Ðлен Рене
ÐеÑаж (Lesage) Ðлен Рене (8.05.1668–17.11.1747) — ÑÑанÑÑзÑкий пиÑаÑелÑ, пÑедÑÑавиÑÐµÐ»Ñ Ñаннего ÐÑоÑвеÑениÑ.
ÐеÑаж ÑодилÑÑ Ð² пÑовинÑии, в ÑемÑе ноÑаÑиÑÑа. Ðн ÑÑилÑÑ Ð² паÑижÑком ÑнивеÑÑиÑеÑе, где полÑÑил ÑилоÑоÑÑкое и ÑÑидиÑеÑкое обÑазование. ÐеÑÐ²Ð°Ñ Ð¿ÑбликаÑÐ¸Ñ ÐеÑажа — волÑнÑй пеÑевод 42 ÑÑоÑиÑ.
пиÑем гÑеÑеÑкого пиÑаÑÐµÐ»Ñ ÐÑиÑÑенеÑа (ок. V в.) под названием «ÐаланÑнÑе пиÑÑма ÐÑиÑÑенеÑа» (1695).
ÐолÑÑое воздейÑÑвие оказало на ÐеÑажа иÑкÑÑÑÑво ÐÑпании, оÑобенно ÑеаÑÑ Ðопе де Ðега и ÐалÑдеÑона. СнаÑала он пеÑÐµÐ²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸ÑпанÑÐºÐ¸Ñ Ð´ÑамаÑÑÑгов Ð´Ð»Ñ ÑеаÑÑа Ðомеди ФÑанÑез (Ñб.
«ÐÑпанÑкий ÑеаÑÑ», 1700), а заÑем и Ñам обÑаÑаеÑÑÑ Ðº ÑеаÑÑÑ, ÑледÑÑ ÑÑадиÑиÑм СкаÑÑона и ÐолÑеÑа («ÐÑиÑпен, ÑопеÑник Ñвоего гоÑподина», 1707).
Ðго лÑÑÑÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ — «Ð¢ÑÑкаÑе» («Turcaret», 1709).
ÐÑведеннÑй в ней обÑаз ТÑÑкаÑе — вÑÑ Ð¾Ð´Ñа из лакеев, наживÑего обманом огÑомнÑе денÑги, ниÑÑожеÑÑва и глÑпÑа, Ð²ÐµÑ ÐºÐ¾ÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑидаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ богаÑÑÑва, — ÑÑал наÑиÑаÑелÑнÑм.
ÐокÑÑг ÑÑой пÑеÑÑ, поÑÑавленной в ÑеаÑÑе Ðомеди ФÑанÑез, ÑазÑазилÑÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑий Ñкандал: оÑкÑпÑики и банкиÑÑ Ñвидели в ТÑÑкаÑе Ñвой ÑаÑиÑиÑеÑкий поÑÑÑеÑ.
ÐÑамаÑÑÑÐ³Ñ Ð¿ÑиÑлоÑÑ ÑйÑи в ÑÑмаÑоÑнÑй ÑеаÑÑ. Ðа 20 Ð»ÐµÑ ÑабоÑÑ Ð² нем ÐеÑаж напиÑал ÑвÑÑе ÑоÑни комиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑ, паÑодий, панÑомим («Ð¯ÑмаÑоÑнÑй ÑеаÑÑ, или ÐомиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑа», 10 Ñ., 1721–1737).
ÐÑобое знаÑение Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ñоза ÐеÑажа, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð²ÑаÑÑÑ Ñ Ð¸ÑÑоков пÑоÑвеÑиÑелÑÑкой лиÑеÑаÑÑÑÑ. Ð 1707 г. поÑвлÑеÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ пеÑвÑй Ñоман «Ð¥Ñомой беѻ («Le Diable boiteux»).
Рнем иÑполÑзован ÑÑÐ¶ÐµÑ Ð¿Ð»ÑÑовÑкого Ñомана иÑпанÑкого пиÑаÑÐµÐ»Ñ XVII века ÐеваÑÑ «Ð¥Ñомой беѻ. См. ÑÑаÑÑÑ: Ð¥Ñомой Ð±ÐµÑ (Ñоман Ð. Ð . ÐеÑажа).
ÐеÑÑина ÑвоÑÑеÑÑва ÐеÑажа — Ñоман «ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ¸Ð»Ñ ÐлаÑа из СанÑилÑÑнѻ («Histoire de Gil Blas de Santillane», 1715–1735). ÐейÑÑвие его Ñнова ÑазвоÑаÑиваеÑÑÑ Ð² ÐÑпании.
РпеÑвÑÑ Ð´Ð²ÑÑ ÑаÑÑÑÑ (1715) вÑÑ Ð¾Ð´ÐµÑ Ð¸Ð· низов обÑеÑÑва ÐÐ¸Ð»Ñ ÐÐ»Ð°Ñ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑеÑез низÑие и ÑÑедние обÑеÑÑвеннÑе Ñлои, Ñже здеÑÑ Ð¿Ð»ÑÑовÑкой Ñоман (как пеÑвоиÑÑоÑник замÑÑла) пÑевÑаÑаеÑÑÑ Ð² один из пеÑвÑÑ Ð¾Ð±ÑазÑов пÑоÑвеÑиÑелÑÑкого «Ñомана ÑазвÑаÑениѻ, коÑоÑÑй ÑазвивалÑÑ Ð¿Ð°ÑаллелÑно пÑоÑвеÑиÑелÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¶Ðµ «ÑÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ñ Ð²Ð¾ÑпиÑаниѻ. Ðве дÑÑгие ÑаÑÑи еÑе более ÑкÑÑпнÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÑÑел, ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð¿ÑоÑвеÑиÑелÑÑкий ÑоÑиалÑнÑй Ñоман. См. ÑÑаÑÑÑ: ÐÐ¸Ð»Ñ ÐÐ»Ð°Ñ (Ñоман Ð. Ð . ÐеÑажа).
«ÐÐ¸Ð»Ñ Ðлаѻ оказал глÑбокое воздейÑÑвие на пÑоÑвеÑиÑелей (ÐидÑо, Филдинга и дÑ.). Ðа ÑÑÑÑкий ÑзÑк Ñоман впеÑвÑе пеÑеведен в 1754–1755 гг.
(а вÑкоÑе поÑвилиÑÑ Ð¸ пеÑÐµÐ²Ð¾Ð´Ñ «Ð¥Ñомого беÑа», 1763; Ñоманов, напиÑаннÑÑ ÐеÑажем в 1730-е Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ иÑпанÑким иÑÑоÑникам: «Ð¡Ð°Ð»Ð°Ð¼Ð°Ð½ÐºÑкий бакалавѻ, 1763, «ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÐÑÑебанила ÐонÑалеÑа», 1765–1766; пÑеÑÑ «ÐÑиÑпен, ÑопеÑник Ñвоего гоÑподина», 1779). Ð. Т. ÐаÑежнÑй напиÑал Ñоман «Ð оÑÑийÑкий ÐилÑблаз, или Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½ÑÐ·Ñ Ð. С. ЧиÑÑÑкова» (1814). ТÑадиÑии Ñомана ÐеÑажа обнаÑÑживаÑÑÑÑ Ð¸ в «Ðване ÐÑжигине» (1829) Ф. Ð. ÐÑлгаÑина.
ÐÑÑгие пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐеÑажа: волÑнÑй пеÑевод из Ð.
ÐоÑÑдо «ÐовÑй пеÑевод ÐлÑбленного Роланда» (1717); Ñоман «ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð¾Ð±ÐµÑÑа ШевалÑе, пÑозванного ÐоÑеном, капиÑана ÑлибÑÑÑÑеÑов в Ðовой ФÑанÑии» (1732); повеÑÑÑ «ÐÐµÐ½Ñ ÐаÑок» (1735); ÑбоÑник пиÑем «ÐайденнÑй Ñемодан» (1740); мемÑаÑÑ «ÐÐ°Ð±Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÑмеÑÑ» (1743); и дÑ.
Ð¥ÑдожеÑÑвеннÑй меÑод ÐеÑажа в оÑеÑеÑÑвенном лиÑеÑаÑÑÑоведении Ñ Ð°ÑакÑеÑизовалÑÑ ÐºÐ°Ðº пÑоÑвеÑиÑелÑÑкий Ñеализм, и Ð´Ð»Ñ ÑÑого еÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑе оÑнованиÑ.
СоÑ.: Oeuvres. T. 1–5. P., 1878–1879; в ÑÑÑ. пеÑ. — ТÑÑкаÑе. Ð., 1955; ÐÑиÑпен — ÑопеÑник Ñвоего гоÑподина. Ð., 1957; ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ¸Ð»Ñ ÐлаÑа из СанÑилÑÑнÑ: Ð 2 Ñ. Ð., 1958; Ð¥Ñомой беÑ. Ð., 1969; ÐÐ¾Ñ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÐ¸Ð»Ñ ÐлаÑа. Ð., 1990; Ð¥Ñомой беÑ. Ð., 2006.
ÐиÑ.: ÐÑÑоÑÐ¸Ñ ÑÑанÑÑзÑкой лиÑеÑаÑÑÑÑ: в 4 Ñ. Ð., 1946. Т. 1; ÐаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¢. Я. ФÑанÑÑзÑкий ÑÑмаÑоÑнÑй ÑеаÑÑ. Ð.; Ð., 1948; ÐондаÑев Ð. Ð.
У иÑÑоков полиÑониÑеÑкого Ñомана // ФÑанÑÑзÑкий ÑÑиволÑнÑй Ñоман. Ð., 1993; Dédéyan Ch. Lesage et Gil Blas. T. 1–2. P., 1965; Laufer R. Lesage ou le métier de romancier. P.
, 1971.
Ðл. Ð. ÐÑков
ÐÑÐ°Ð¿Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑного пÑоÑеÑÑа: Ðовое вÑемÑ: XVIII век, ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð° ÐÑоÑвеÑениÑ.
— ТеоÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии лиÑеÑаÑÑÑÑ: ÐапÑавлениÑ, ÑеÑениÑ, ÑколÑ: ÐÑоÑвеÑиÑелÑÑкие напÑавлениÑ.
— ТеоÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑоÑии лиÑеÑаÑÑÑÑ: ÐапÑавлениÑ, ÑеÑениÑ, ÑколÑ: Реализм. — ÐеÑÑоналии: ФÑанÑÑзÑкие пиÑаÑели, лиÑеÑаÑоÑÑ.
Источник: http://www.litdefrance.ru/199/1481
Краткая биография Лескова самое главное
Родился в 1831 году в Орловской губернии. Отец был следователем, а мать уроженкой из дворянского рода.
У Николая было четверо братьев и сестер, поэтому положение семьи было крайне трудным. Когда отец решает покинуть работу, они переезжают в другое село этой же губернии. В этом месте Лесков начинает замечать у себя склонности к литературной деятельности.
В гимназию его отдали, когда мальчику было уже 10 лет, и с учебой у него были проблемы, так как за все время он освоил только программу 1 и 2 класса. Через 6 лет друзья помогают ему найти работу и Николай Семёнович устраивается на службу в уголовную плату.
Переломным моментом в жизни Лескова был 1847 год. В доме, где жила его семья происходит пожар и сгорает всё имущество, а отец умирает от тяжелой болезни.
В начале 1849 года он уезжает в Украину и переводится на должность чиновника казённой платы. Здесь писатель знакомиться с культурой народа, и посвящает всё время изучению архитектуры и достопримечательностей.
С 1857 по 1860 год объездил всю Россию по рабочим делам, после чего вернулся в Киевскую губернию.
В это время он олностью отдает себя литературной деятельности. Публикует статьи, пишет наброски для будущих произведений. Спустя 2 года принимает решение уехать в Петербург.
Там он становится корреспондентом и посещает ближние страны, где детально изучает народную культуру. Вернувшись на родину, ему стала интересна русская жизнь, как люди живут и от чего страдают.
На основе этого пишет несколько работ, которые получают известность и призвание. Ему не нравилось положение России, и он решается освятить эту тему в своих работах.
Многие писатели того времени критикуют его, но Лесков на этом не останавливается.
В 1881 году он пишет свою самую известную повесть «Левша», которая пришлась на пик его литературной карьеры.
В семейной жизни у Николая Семеновича были проблемы, оба брака распались, но от первого у писателя было двое детей.
В 1895 году Лесков скончался и был похоронен на одном из Петербургских кладбищ.
6 класс, интересные факты
Биография Лескова личная жизнь по датам
Множество людей, знакомые с творчеством Николая Лескова, считают его писателем, максимально приближенным к народу. Родился он 4 февраля (16-го по старому стилю) 1832 года в одном из сел Орловской губернии.
Родители Николая не были бедными, мать – дворянка, а отец работал чиновником. В семье было пятеро детей, у писателя две младшие сестры и столь же братьев.
Детство и юношество прошло в одном из родовых имений, позже, когда отец отставил работу и решил заниматься сельхоз фермой, они жили на хуторе в г. Орлей.
После смерти папы от холеры, молодой Лесков не смог окончить учебу в гимназии. В шестнадцать лет он пошел работать в уголовную палату, а в 1849г. его переводят в Киевскую палату казначейства.
Проживая у дяди – профессора, Лесков проникся украинской культурой, он интересовался архитектурой и древней живописью, иконописью, изучал польский язык, посещал литературные собрания, философские кружки и лекции в институте, в этот период Николай набрался впечатлений и опыта для своих будущих творений.
В 1853г. играет свадьбу с дочерью коммерсанта Ольгой, вскоре у них рождается двое детей, но первый, мальчик, погибает еще до года. Жена начала лечится от психических расстройств в Петербурге, и их брак развалился.
В 1857 году, писатель бросает службу в Киеве и уходит трудиться в компанию состоятельного родственника. Полностью посвятить себя литературному творчеству Николай решает в 1861 году, в Петербурге. Впервые публикует писателя издание «Отечественные записки».
Во втором браке у писателя рождается сын (1866 – 1953гг.), но семейная жизнь, так же не складывается и в 1877 году супруги расстаются.
Глубокое понимание русской души и жизни обычного народа, придавали рассказам Лескова особую искренность, за что его ценили другие знаменитые авторы того времени.
Рассказы «Овцебык» и «Погасшее дело», роман «Обойденные», повести «Житие одной бабы» и «Леди Макбет Мценского уезда», в этих работах виден неравнодушный взгляд Николая Семеновича на проблемы России и жизни народа. Особенностью писателя являлось то, что он наверно, был одним из первых известных в России вегетарианцев.
Николай хотел развивать эту культуру питания, неоднократно отправлял небольшие статьи в журналы, хотел создать книгу кулинарных рецептов для людей, отказавшихся от мяса. Конечно, эти увлечения отражались и на его творчестве.
Когда Лесков работал корреспондентом в газете, ему посчастливилось побывать в некоторых странах Европы (Польша, Чехия, Франция), там он познакомился с традициями, искусством, манерой письма живших там именитых писателей.
В период 70х-80х годов 19 века Лесков затрагивал в своих работах национальные и исторические проблемы России, её не готовность к революции. Заметно это в работах «Соборяне», «Захудалый род», «Запечатленный ангел». Из-за идейных разногласий с редакторами многие произведения Николая Семеновича не печатались и очень корректировались.
Один из самых знаменитых рассказов писателя «Левша», написанный в 1881 году и основанный на народной присказке об оружейном мастере и блохе.
Лев Толстой был хорошим другом Николая, поддерживал его взгляды и направления в литературе. А Чехов видел в нем своего главного наставника.
Последняя, довольно большая повесть «Заячий ремиз» была написана в 1894 году, в ней была затронута тема критики правителей государства, поэтому ее напечатали лишь 1917г.
Перед смертью много лет Лесков мучился приступами астмы, последний из которых унес его жизнь 21 февраля (5 марта) 1895 года, в городе Санкт-Петербург, его могила находится на Волковском кладбище.
6, 10 класс, творчество личная жизнь
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Платонов↑ БиографииНикитин →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/leskov