Лорка, Федерико Гарсиа
(1898-1936) испанский поэт и драматург
Федерико Гарсиа Лорка относился к тем деятелям испанской культуры, которых называют «поколением 98-го года». Он вошел в литературу в то время, когда испанская культура обратилась к собственным великим корням. Никто из испанских литераторов XX в. так широко и разнообразно не использовал поэтический и музыкальный фольклор своей страны, как это сделал знаменитый поэт.
Он родился в небольшом селении Фуэнте Вакерос, находившемся поблизости от Гранады, центра Андалусии, и был старшим сыном состоятельного арендатора Федериго Гарсиа Родригеса. Мать поэта — донья Висента Лорка — до свадьбы работала учительницей в местной школе.
Она была второй женой Федериго Родригеса. Первая жена умерла через три года после свадьбы, так и не родив ему ребенка. Поэтому Федерико был не только старшим, но и самым любимым сыном в семье.
Отец не изменил своего отношения к нему даже тогда, когда стали очевидны его нетрадиционные наклонности.
Семья Лорки была известна своей музыкальностью: отец и дед поэта играли на гитаре и пели на всех деревенских праздниках, мать и бабушка были признанными в округе исполнительницами народных песен и романсеро. С трех лет Федерико участвовал в семейных концертах, он оказался самым музыкальным из всех детей. Мать научила его читать и играть на фортепиано.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья перебралась в соседнее селение Аскероса. Там находилась частная школа, в которую отец отдал Федерико, как старшего сына в семье. Вскоре учитель подтвердил музыкальные способности мальчика и начал заниматься с ним музыкой.
Когда Федерико закончил пятый класс, отец перевез семью в Гранаду, чтобы отдать сына в престижную закрытую школу при монастыре Святого Сердца Иисусова. Федерико был одним из лучших учеников и закончил школу сразу по двум отделениям — литературному и музыкальному.
Однако его дальнейшая судьба стала предметом семейных споров. Учитель Федерико, испанский композитор А. Сегура, советовал юноше поступать в консерваторию, а родители требовали, чтобы тот получил «солидную» профессию и стал адвокатом.
Не осмеливаясь выступить против семьи, Федерико поступил сразу на два факультета Гранадского университета — правовой и литературно-философский, но уже с второго курса сделал окончательный выбор в пользу литературы.
В университете Федерико Лорка не оставлял занятия музыкой, он даже выступал перед товарищами с небольшими концертами, исполняя произведения Моцарта и Шопена.
Способного юношу заметил профессор литературы М. Берруэта, руководивший студенческим литературно-художественным центром. Вскоре в «Бюллетене» центра появляются стихи Лорки, а затем и статья «Символическая фантазия«, посвященная юбилею великого испанского поэта Хосе Серильи.
Вместе со своим профессором, Федерико Лорка совершает путешествие по Испании, записывает фольклор и осматривает достопримечательности. Во время путешествия Берруэта знакомит Лорку со своими друзьями — писателем Мигелем де Унамуно и поэтом Антонио Мачадо.
Вернувшись в Гранаду, Федерико Лорка печатает книгу очерков и путевых заметок «Впечатления и картины» (1918).
Ее выход приводит к конфликту с отцом, который требует, чтобы Федерико бросил литературу и продолжил заниматься юриспруденцией. Лорка снова подчиняется диктату семьи, правда, по совету Берруэты, покидает Гранаду и переезжает в Мадрид.
Он поселяется в университетском городке и слушает лекции на правовом факультете, но все свободное время отдает литературе.
На летние месяцы Федерико Гарсиа Лорка возвращается в Гранаду. Он ежегодно выезжает в окрестные селения и записывает народные песни, танцы и сказки. В 1920 г.
молодой литератор пишет пьесу-сказку «Колдовство бабочки» и с помощью Антонио Мачадо передает ее в мадридский кукольный театр «Эслава». Пьесу принимают к постановке, и 22 марта 1920 года проходит ее премьера. В течение нескольких недель пьеса шла с постоянным аншлагом.
Имя Лорки впервые становится известным широкой публике. Вышедший одновременно с пьесой сборник его стихов получает благожелательные отзывы в критике.
Вдохновленный успехом Федерико Лорка увез свою пьесу в Гранаду, и вскоре она с триумфом прошла на сцене местного театра. Во время работы над постановкой драматург познакомился с композитором Мануэлем де Фалья.
Они начинают работать над сборником канте хондо — старинных андалузских народных песен. В июле 1922 года Лорка и де Фалья организуют в Гранаде фестиваль, на который собираются исполнители канте хондо со всех концов Андалусии.
На открытии фестиваля Федерико Лорка выступает с лекцией о канте хондо, которую затем печатает в виде брошюры.
В это же время он знакомится с известным испанским художником Сальвадором Дали, и вскоре между ними завязываются дружеские отношения. Лорка неоднократно навещает Дали в его доме в местечке Кадакес. Под влиянием художника он начинает заниматься графикой и создает серию офортов.
Одновременно он продолжает обрабатывать фольклор и на основе собранных текстов выпускает сборник стихов «Поэма о канте хондо» (1923). В нем Федерико Лорка объединил народные песни в цельное произведение. Героиней становится цыганка Петенера, она бродит по миру, находя утешение в песнях. Каждая глава поэмы построена на основе одной из разновидностей канте хондо.
Вырученные от продаж сборника средства позволяют Лорке обрести долгожданную материальную независимость. В конце августа 1923 года он завершает образование и получает диплом лиценциата права в Гранадском университете.
Поэт полон творческих планов, но 13 сентября в стране происходит государственный переворот, и к власти приходит диктатор Примо де Ривера. Вместе с другими деятелями испанской культуры Лорка выступает против диктатуры, отменившей все гражданские свободы.
Стихи Лорки, в которых звучит тема стихийного протеста, оказываются созвучны происходящему в стране.
Постепенно из отдельных стихотворений составляется новая книга — «Песни» (1927). Тираж издания мгновенно раскупают, и вскоре стихи Лорки начинают звучать не только в Гранаде, но и в других городах страны. Теперь поэт уже не копирует фольклорные произведения, а создает самостоятельные в жанровом отношении произведении. В них он отражает собственный поэтический мир.
Одновременно с книгой стихотворений, Федерико Лорка завершает первое крупное драматическое произведение — народную драму-романсеро «Мария Пинеда». В основу сюжета была положена легенда о печальной судьбе девушки, убежавшей с любимым.
Когда ее поймали, то объявили колдуньей и приговорили к сожжению на костре. Через С. Дали Лорка передает свою пьесу известной испанской актрисе М. Ксиргу. Вскоре она извещает молодого автора, что поставит пьесу в своем театре в Барселоне.
25 июля 1927 года состоялась премьера пьесы в Барселоне. Одновременно проходит выставка офортов Дали, написавшего декорации к спектаклю. А всего через несколько недель М. Ксиргу привозит пьесу в столицу. Там спектакль превращается в демонстрацию, и власти спешат запретить публичный показ пьесы Лорки.
В столице поэт входит в круг крупнейших представителей испанской культуры XX века. В доме художника Рафаэля Альберти он знакомится с известным испанским тореро И. Мехиасом. Образ отважного тореадора вдохновляет Лорку на создание цикла стихотворений. В начале 1928 г.
выходит из печати самая крупная книга стихов Лорки — «Цыганский романсеро». В ней автор создает собственный поэтический мир, наполненный образами испанского фольклора. Впоследствии многие стихотворения из этого сборника станут народными песнями.
Федерико Лорка пробует писать и прозу: в журнале «Гальо» появляется несколько его рассказов.
В начале 1929 года Федерико Гарсиа Лорка впервые выезжает за пределы Испании. Вместе с несколькими друзьями он отправляется в Париж, затем в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк. Несколько месяцев поэт провел в США, он даже закончил курсы английского языка и слушал лекции в Колумбийском университете.
Вернувшись в Испанию в конце 1930 г., Лорка создает своеобразный триптих — книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке» и пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет». В стилистике этих произведений он следует традициям европейского авангарда.
Федерико Лорка с восторгом встречает известие о падении военной диктатуры и восстановлении демократических свобод. Федерация испанских студентов предлагает ему возглавить студенческий театр, и появляется передвижной коллектив «Ла бар-рака» («Балаган»), с которым поэт ездит по всей стране.
Он пишет для театра цикл произведений под общим названием «Андалузские трагедии». Пьесы «Кровавая свадьба», «Иерма», «Донья Роста, девица, или Язык цветов» и «Дом Бернарды Альбы» построены на острых романтических коллизиях.
В каждой из них действует героиня, которая выступает против нелепых запретов и предрассудков.
Пьесы Лорки идут на лучших сценах Испании, писатель много ездит по стране, выступая с лекциями и чтением стихов, авсентябре 1933 года уезжает в Аргентину. В Буэнос-Айресе его принимают как почетного гостя.
Он впервые пробует свои силы как режиссер — ставит собственную пьесу-водевиль «Чудесная башмачница» и комедию Лопе де Веги «Дурочка». Вернувшись в Испанию, Лорка узнает о смертельном ранении своего друга И.
Мехиаса во время боя быков и посвящает его памяти поэму «Плач по Игнасио Мехиасу».
В это время в стране поднимается волна забастовок. Федерико Гарсиа Лорка выступает в поддержку шахтеров Андалусии и организует сбор средств для забастовщиков. Он передает им средства, полученные от издания книг и от театральных постановок.
Впервые Федерико Лорка четко определяет свою политическую позицию и выступает как сторонник левых сил. Перед парламентскими выборами он снова ездит по стране и агитирует за коммунистов.
Его стихотворения звучат на митингах и печатаются как прокламации.
Победу Народного фронта на выборах Лорка отмечает публикацией сборника «Первые песни». Летом 1936 года, закончив дела в столице, он выезжает к родным в Гранаду, а на другой день после приезда узнает о начале фашистского мятежа.
Федерико Лорка пытается добраться до столицы, но власти держат его под домашним арестом, ему негласно предлагают покинуть страну, но он отвечает отказом. Ровно через месяц, 18 августа 1936 года, Федерико Гарсиа Лорка был арестован и на следующий день расстрелян неподалеку от Гранады.
Источник: http://biografiivsem.ru/lorka-federiko-garsia
Федерико Гарсиа Лорка хронологическая таблица
Федерико Гарсиа Лорка хронологическая таблица жизни и творчества изложена в этой статье.
Федерико Гарсиа Лорка — испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века.
5 июня 1898 — родился в селении Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада в семье зажиточного землевладельца.
1909 – семья переезжает в Гранаду, где Лорка учится в школе Святого Сердца Иисусова, одновременно занимаясь музыкой.
1914 – поступает на факультет литературы и философии и факультет права Гранадского университета.
1915 – первые сохранившиеся стихи Лорки, навеянные чтением любимых поэтов: Р.Дарио, А.Мачадо, Х.Р.Хименос.
1917 – первое выступление в печати – статья «Символическая фантазия», написанная к столетию со дня рождения поэта Хосе Серильи, помещённая в «Бюллетене» гранадского Литературно-художественного центра, в работе которого Лорка принимает участие. Путешествует по Испании
1918 — выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes («Впечатления и пейзажи»), принесший ем известность.
1919-1929 – Лорка, переехав в Мадрид, живёт в Студенческой резиденции, ежегодно навещает Гранаду.
1921 – выходит первый поэтический сборник «Книга стихов» (Libro de poemas) Лорки.
1921-1922 – создаётся сборник стихов «Поэма о канте хондо» (El Poema del cante jondo, изд. 1931г.).
1927 – выходит вторая книга стихов «Песни» (Canciones). Создано драматическое произведение «Мариана Пинеда» (Mariana Pineda). Лорка выставляет свои художественные работы в Барселоне.
1928 – выходит сборник стихов, посвящённый судьбам андалусских цыган, – «Цыганское романсеро» (Romancero gitano). Вместе с другими молодыми литераторами Лорка издаёт в Гранаде журнал «Гальо» (Gallo), в котором публикует несколько своих рассказов.
1929 – Лорка едет в США, посетив по дороге Париж и Лондон, и учится на курсах английского языка при Колумбийском университете.
1930 – пьеса «Волшебная башмачница» (La Zapatera prodigiosa), во многом близкая к народному фарсу.
1931 – Лорка создаёт своеобразный триптих: книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке», пьесы «Публика» (El público) и «Когда пройдёт пять лет» (Así que pasen cinco años). Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca («Балаган»)
1933 – написана пьеса «Любовь дона Перлимплина» и трагедия «Кровавая свадьба» (Bodas de sangre).
1934 – трагедия «Иерма» (Yerma)
1935 – сборник стихов «Плач по Игнасьо Санчесу Мехиасу», «Диван Тамарита» (Diván del Tamarit), возрождающий древние жанры касыды и газелли, привнесённые в Испанию арабской поэзией.
1936 – трагедия «Дом Бернарды Альбы» (La Casa de Bernarda Alba),
Июль 1936 – Лорка выезжает из Мадрида в Гранаду, где начинается фашистский мятеж. 18 августа Лорку арестовывают.
19 августа 1936 – Лорка расстрелян франкистами в Гранаде.
Ещё в течение сорока лет после гибели поэта его творчество находится под запретом
Источник: https://kratkoe.com/federiko-garsia-lorka-hronologicheskaya-tablitsa/
Гарсиа Лорка Федерико: биография
поэты
Гарсиа Лорка Федерико (1898-1936) – испанский поэт, драматург, литературовед, музыкант, основатель передвижного театра «Ла-Баррака».
К популярным произведениям автора относятся:
Сборники:
- «Книга стихов» (1921);
- «Канте-хондо» (1921-1922);
- «Цыганское романсеро» (1928);
- «Тамаритянський диван» (1936).
Пьесы:
- «Марианна Пинеда» (1927);
- «Кровавая свадьба» (1933);
- «Дом Бернарды Альбы» (1935).
Родился в с. Фуэнте Вакерос в семье фермера и сельской учительницы. Мать будущего поэта хорошо разбиралась в искусстве и сумела привить любовь сыну, обучая его музыке и рисованию. Для младших брата и сестры Федерико организовал домашний кукольный театр.
Мальчик получил хорошее образование:
- учился в иезуитском колледже;
- затем по желанию отца поступил на юридический факультет Гранадского университета.
В начале 20-х годов появляются его стихи. Федерико Гарсиа Лорка, чьи первые произведения привлекли внимание профессора Мартина Берруеты, был приглашен им к участию в студенческой экспедиции по родной Испании. Впоследствии родился сборник «Впечатления и картины».
С 1919 до 1929 г. Лорка живет в студенческой резиденции, в это время в его биографии появляются первые серьезные знакомства. Он знакомится с художником-сюрреалистом Сальвадором Дали, поэтом Хорхе Гильеном. Выдающимся событием в жизни Федерико стал фестиваль канте-хондо в Гранаде, к подготовке которого он был привлечен.
Вместе с известным испанским композитором Мануэлем де Фалья он путешествует по Испании в поисках лучших исполнителей кантехондо (манера горлового пения).
В 1929 г. Гарсиа Лорка уезжает в Америку, где изучает литературу и искусство США в Колумбийском университете, посещает Аргентину, Кубу.
В 1931 г.. Организовывает передвижной театр «Ла-Баррака» ( «Балаган»), с которым выступает в течение трех лет. В это время в Испании устанавливается фашистский режим. Федерико Лорка смело выступал с антифашистской пропагандой, что в итоге и привело к концу его биографии. Он был арестован, а 19 августа 1936 расстрелян.
Биография Гарсиа Лорки насыщена различными событиями и поэтому интересна почитателям его творчества.
Имя поэта в Испании стало символом любви к родине, к человеку, его поэзия считается высшим проявлением гуманизма. В своем творчестве Лорка экспериментировал с разными жанрами. Его лирические произведения ритмично приближены к музыкальным, в них сохранены фольклорные традиции.
Другие биографии.
Краткая биография Петрарки.
Биография Амадея Гофмана.
Источник: http://biografiya-kratkaya.blogspot.com/2017/10/Garcia-Lorca-Federico-biography.html
Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936). Биография в датах и фактах
Тема: Лорка Федерико Гарсиа
Федерико Гарсиа Лорка — испанский поэт и драматург, творчество которого принадлежит к вершинным явлениям западноевропейского модернизма.
В основу его своеобычного, пронизанного напряженным драматизмом и необычайной образностью художественного мира был положен синтез национальных культурных традиций, индивидуального авторского мифотворчестваи художественных экспериментов начала ХХ в.
Жизнь Ф. Гарсиа Лорки в датах и фактах
5 июня 1898 г. — родился в андалузском селении Фуэнте Вакерос, расположенном неподалеку от Гранады. После окончания иезуитской школы продолжил обучение в Гранадском университете, который, однако, не окончил. В университетские годы издал свою первую книгу — путевые заметки «Впечатления и пейзажи» (1918).
1919 г. — переехал в Мадрид, где поселился в так называемой Студенческой резиденции — культурном центре нового типа, целью которого была подготовка элиты Испании.
1920 г. — дебютировал как драматург пьесой «Волшебство бабочки». Спектакль, поставленный по этому произведению, закончился полным провалом.
1921 г. — вышел в свет первый лирический сборник Гарсиа Лорки — «Книга стихотворений». В этом же году поэт начал работать над «Поэмой о канте хондо», опубликованной в 1931 г.
1928 г. — издал цикл «Цыганское романсеро», который получил всенародное признание.
1929 г. — отправился путешествовать в США и на Кубу. Во время этой поездки был создан сборник стихотворений «Поэт в Нью-Йорке» и несколько пьес. Материал с сайта //iEssay.ru
1931 г.
— по возвращении на родину организовал странствующий студенческий театр «Ла Барака» («Балаган»). Ему Лорка отдал почти три года жизни, в течение которых он работал режиссером, актером, художником и даже обыкновенным статистом.
Вместе с театральной труппой поэт объездил всю страну, побывав в самых отдаленных деревнях, жители которых никогда не видели сценических представлений.
1933 — 1936 гг. — были созданы наиболее сильные трагедии театра Лорки и всей испанской драматургии ХХ в.: «Кровавая свадьба» (1933), «Йерма» (1934).
19 сентября 1936 г. — был расстрелян франкистами неподалеку от Гранады.
На этой странице материал по темам:
- биография в датах лорка
- лорка трактат дуэнда
- фридрих лорка интересные факты
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/l/lorka/biografiya_facts
Гарсиа лорка, федерико
Гарсиа лорка, федерико (Garcia Lorka, Federico) (1898–1936) – испанский поэт и драматург.
Родился 5 июня 1898 в селении Фуэнте-Вакерос близ Гранады в семье андалузского землевладельца. С детства увлекался живописью, занимался музыкой. В подростковом возрасте начал писать стихи и декламировал их в местных кафе.
Изучал право в Гранадском университете. В 1918 опубликовал книгу прозы, написанную по впечатлениям от поездки в Кастилию. В 1919 перевелся в Мадридский университет на отделение литературы.
Организовывал театральные представления, выступал с публичным чтением своих стихов.
В это время его имя ассоциировалось с группой «Поколение 27», к которой относились также Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, поэт Рафаэль Альберти.
В 1921 вышла первая Книга стихов (Libro de poemas), в которой чувствуется влияние Дарио и Хименеса, при этом поэзию Лорки отличает близость к народной культуре и особая музыкальность стиха.
Второй поэтический сборник Песни (Canciones, 1927) передает драматическое видение жизни, присущее андалузским народным песням. В это время увлекался древним традиционным андалузским «глубоким пением» (cante jondo), участвовал в организации фестивалей.
Занимался живописью – в 1927 в Барселоне состоялась его выставка.
С 1929 возглавлял студенческую театральную труппу Балаган (La Barraca). Ее участники старались возродить интерес к классической национальной драматургии – разъезжали по селам с постановками испанской классики – Лопе де Веги, Кальдерона, Сервантеса.
Первый театральный успех Лорки был связан с постановкой пьесы Мариана Пинеда (Mariana Pineda, 1929) с декорациями Сальвадора Дали – исторической поэмы в стихах о гибели замученной за участие в тайной деятельности против тирана Фердинанда VII жительницы Гранады.
Наибольшую известность Лорке-поэту в Испании и за ее пределами принесли поэтические сборники Цыганские баллады (Romancero gitano, 1928) и Поэма о канте хондо (El Poema del cante jondo, 1931), после которых за ним утвердилась слава «цыганского поэта». В них наиболее полно проявились характерные черты дарования Лорки – он воспринимает жизнь фатально, как роковое предначертание, лиризм исполнен огромного эмоционального накала.
В 1929 ездил в Нью-Йорк изучать английский в Колумбийском университете. Познакомился с местными любительскими и профессиональными театральными коллективами. Здесь был написан поэтический сборник Поэт в Нью-Йорке (Poeta en Nueva York), опубликованный после смерти автора, в 1940.
По возвращении в Испанию в 1931 организовал собственную театральную компанию. Пробовал себя в драматургии – писал популярные фарсы – Волшебная башмачница (La Zapatera prodigiosa, 1930) и Любовь дона Перлимплина (Amor de Don Perlimplin con Belisa en su jardin, 1933). В 1933 совершил поездку в Буэнос-Айрес, где руководил постановкой своих пьес.
В марте 1933 в Мадриде состоялась премьера трагедии Кровавая свадьба (Bodas de sangre, 1933). Она имела огромный успех и с тех пор не сходит с подмостков испанских театров.
Сюжет был взят из газетной заметки о невесте, сбежавшей в свадебную ночь с возлюбленным.
Пьеса стала первой частью задуманной трилогии, посвященной «испанской вселенной», в основу каждой из частей которой была положена трагедия женщины, ставшей причиной кровавой распри.
В трагедии Иерма (Yerma, 1934), второй части испанской трилогии, речь идет о жаждущей материнства женщине, муж которой неспособен сделать ее матерью.
Не желая осуществить свое желание с другим человеком или, нарушив традиции, покинуть супруга, она решается на убийство мужа.
Несмотря на сильное трагическое звучание, Иерма не пользовалась таким успехом, как Кровавая свадьба, – консервативные критики обвинили драматурга в покушении на традиционные испанские ценности.
Неоконченная трагедия Дом Бернарды Альбы (La Casa de Bernarda Alba, 1935) считается третьей частью испанской трилогии. В ее основе – история пяти дочерей деспотичной матери, требующей неукоснительного выполнения строгих моральных предписаний.
Но дочери хотят любить и пытаются найти свои способы покинуть материнский дом. Младшая, узнав, что ее возлюбленный стал жертвой ее безжалостной матери, кончает жизнь самоубийством. Роль Бернарды была специально написана для великой трагической актрисы Маргариты Ксиргу.
И хотя при жизни Лорки пьеса не была поставлена, она считается его высшим достижением в драматургии.
Сам он больше ценил свои драматургические сюрреалистические эксперименты, разрушавшие нормы театрального реализма, – Когда пройдет пять лет и Аудитория.
Последнее поэтическое произведение относится к 1935 – Плач по Игнасио Cанчесу Мехиасу (Llanto por Ignacio Sanchez Mehias) было написано в память его погибшего друга – знаменитого тореадора.
Летом 1936 перед запланированной поездкой в Мексику поехал на родину. В Испании начиналась гражданская война, и на четвертый день его пребывания в Гранаде вспыхнул военный мятеж на юге Испании.
Городской гарнизон присоединился к мятежникам, новые хозяева города стали проводить массовые аресты и расстрелы «левых» и сторонников республиканцев. Лорка не принадлежал ни к какой политической партии, хотя и считался левым.
19 августа 1936 по приказу франкистского центра в Севилье вместе со школьным учителем и двумя матадорами он был расстрелян в овраге Виснар в предгорьях Сьерра-Невады.
За два месяца до смерти закончил первую часть Дома Бернарды Альбы и считал, что только приступает к своим основным произведениям. При франкистах произведения Лорки были объявлены вне закона и сожжены в Гранаде.
В основе многогранного творчества Лорки – архаические пласты народного сознания. В его поэзии звучат мотивы, близкие по настроению канте хондо, – передается атмосфера ночи, небытия, сумерек.
Лорка писал: «Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром…».
Лорка – один из самых любимых поэтов Испании, драматург, известный во всем мире, в том числе и в России.
Сочинения: Гарсиа Лорка Ф. Избр. произведения: В 2-х тт.М., 1986; Избранное в 2-х томах. Пер. с исп. М., Худож. лит, 1986; Гарсиа-Лорка Ф. Избранное. М., Детская литература, 1983; Письма Лорки. Пер. писем, предисл. и коммент. Малиновской Н.–В мире кн.М., 1987, № 2.
Ирина Ермакова
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GARSIA_LORKA_FEDERIKO.html
Федеріко Гарсія Лорка біографія коротко
Федеріко Гарсія Лорка біографія скорочено іспанського поета і драматурга викладена в цій статті.
Лорка народився 5 червня 1898 в містечку Фуенте-Вакерос в іспанській провінції Гранада. У школі хлопчик вчився не надто успішно. У 1909 родина переїхала в Гранаду. У 1910-х Федеріко брав активну участь у житті місцевого художнього співтовариства.
У 1914 році Лорка почав вивчати право, філософію і літературу в університеті Гранади. Гарсіа Лорка багато подорожує по країні.
У 1918 р у Лорки виходить перша поетична збірка, Impresiones y paisajes (“Враження і пейзажі”), що принесла йому популярність.
У 1919 р Гарсіа Лорка приїжджає в Мадрид. У столичному університеті він знайомиться з Сальвадором Далі і Луїсом Буньюель, а також з Грегоріо Мартінесом Сьєррою, директором театру “Еслава”. На прохання Мартінесa Сьєрри Лорка пише свою першу п’єсу El maleficio de la mariposa (“Чаклунство метелика”) і здійснює її постановку (1919-1920). До 1928 року він навчається в мадридському університеті.
У наступні роки Гарсіа Лорка стає помітною фігурою серед художників-авангардистів. У нього виходять нові поетичні збірки, включаючи Romancero gitano (“Циганське романсеро”, 1928). У цих віршах поет, за його власними словами, “хотів злити циганську міфологію зі всієї сьогоднішньою буденністю”.
Через рік Гарсіа Лорка їде в Нью-Йорк, в результаті чого незабаром з’являються нові твори – книга віршів Poeta en Nueva York (“Поет в Нью-Йорку”, 1931), п’єси El público (“Публіка”, 1931, 1936) і ” Коли пройде п’ять років “(1931).
Повернення поета до Іспанії збіглося з падінням режиму Прімо де Рівери і встановленням республіки. У 1931 році Гарсіа Лорку призначають директором студентського театру La Barraca (“Балаган”). Працюючи в театрі, Лорка створює свої найвідоміші п’єси: Bodas de sangre (“Криваве весілля”), Yerma (“Йерма”) і La casa de Bernarda Alba (“Дім Бернарди Альби”).
Перед початком громадянської війни Гарсія Лорка виїжджає з Мадрида в Гранаду, хоча було очевидно, що там його чекає серйозна небезпека: на півдні Іспанії були особливо сильні позиції правих. 18 серпня 1936 націоналісти заарештовують Гарсіа Лорку, і наступного дня поета вбивають як республіканця та комуніста.
Багато сучасних досліджень спростовують цю думку, вважаючи причиною розстрілу Лорки ворожнечу між його сім’єю та іншими впливовими родинами регіону. Лорка не робив заяв на користь сторін конфлікту і був особистим другом Хосе Антоніо Прімо де Рівери.
Після цього до смерті генерала Франко книги Гарсіа Лорки були заборонені в Іспанії.
Для підготовки до уроку можна використати детальну хронологічну таблицю Федеріко Гарсія Лорки, щоб розширити дані короткої біографії.
Loading…
Источник: https://neimovirne.ru/federiko-garsiya-lorka-biografiya-korotko/
Фредерико Гарсиа Лорка: биография испанского поэта
Федерико Гарсиа Лорка (1899—1936) родился в местечке Фуэнте Вакерос (провинция Гранада) в зажиточной крестьянской семье.
Человек исключительной и разносторонней одаренности, он с детства увлекался живописью, музыкой, поэзией, великолепно знал народную песню. В 1914 году Лорка поступил в университет в Гранаде, где изучал философию и право.
Причудливые нравы этого живописного андалузского города оказали большое влияние на формирование личности Лорки. В это время он начинает писать стихи.
В 1919 году Фредерико Гарсиа Лорка переезжает в Мадрид и попадает в круг поэтической богемы. Он широко соприкасается с различными направлениями модернистского искусства.
Ультраизм не привлек его интереса, но сюрреализм показался ему течением, открывающим большие творческие возможности.
Молодой Фредерико Гарсиа Лорка дружил с одним из основоположников сюрреализма художником Сальвадором Дали и примыкавшим к сюрреализму кинорежиссером Луисом Буньюэлем. Привлекал Лорку и так называемый гонгоризм, истолкование Гонгоры в духе поэзии модернизма.
В 1920 году состоялась премьера первой пьесы Лорки «Злые чары бабочки». В 1921 году вышла первая книга его стихов. Лорка работал сразу над четырьмя сборниками, в том числе над такими, ставшими знаменитыми, как «Поэма дель Канте Хондо» и «Цыганский романсеро».
В 1927 году была поставлена известная пьеса Лорки «Мариана Пенеда». В 1929—1930 годах поэт совершил путешествие в Америку, побывал в Соединенных Штатах, Канаде, на Кубе. Там он, между прочим, вступил в дружеские отношения с известным чилийским поэтом Пабло Нерудой. Впечатления от поездки Фредерико Гарсиа Лорки в Соединенные Штаты отразились в книге под названием «Поэт в Нью-Йорке».
По возвращении в Испанию Лорка целиком отдается театру. Он создал бродячий театр для народа под названием «Крестьянский дом». Театр этот нес классическую испанскую драматургию в самые отдаленные части Испании. В этот период Лорка пишет свои лучшие пьесы — «Чудесная башмачница», «Кровавая свадьба» и другие.
Лорка не был революционером. Но в борьбе между демократией и реакцией его симпатии были целиком на стороне демократии, на стороне республики. Он был одним из организаторов мадридского союза антифашистской интеллигенции. Именно поэтому Лорка был ненавистен фашистской реакции. Именно поэтому она его и убила.
Фредерико Гарсиа Лорка приехал в Гранаду, где должны были 18 июля 1936 года справляться двойные именины — Лорки и его отца. Начался мятеж, фашисты расстреливали республиканцев. Лорка решил укрыться в семье Росалесов, которую знал с детства.
Это была богатая семья, некоторые члены которой сочувствовали мятежникам. Днем, когда никого из мужчин не было дома, пришли с ордером на арест.
Очевидно, мятежники звонили в Севилью и согласовали свои действия с одним из фашистских главарей — Кейпо де Льяно.
Лорку увезли в Виснар, двое суток держали в старой школе. 20-го августа он и еще трое республиканцев были расстреляны фашистами.
Могила поэта не сохранилась. На месте, где его похоронили, построены виллы испанских богачей.
Источник: Штейн А.Л. История испанской литературы. – М.: Едиториал УРСС, 2001
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/frederiko_garsia_lorka_biografija_ispanskogo_poehta/62-1-0-1055
7 известных стихотворений Федерико Гарсиа Лорка
19 августа 1936 года франкистами был убит талантливый испанский поэт, Федерико Гарсиа Лорка.
О Лорке обычно говорят не так много: родился 5 июня 1898 года в городке Фуэнте-Вакерос в Андалузии, в 11 лет с семьей переехал в Гранаду, природу этих мест воспевал в своих стихах, в школе учился неважно, был впечатлительным мечтательным мальчиком, вырос, много путешествовал, увлекся поэзией, вошел в круг художников-авангардистов, писал пронзительные стихи и прозу, рисовал, музицировал. Придерживался левых взглядов, за что и был расстрелян фашистами Франко в начале Гражданской войны в Испании. Даже грустно, что такую большую и глубокую жизнь можно свести к такому небольшому и беглому абзацу. Еще более грустно, что такой большой и красивый талант можно погубить всего одним быстрым нажатием курка…
Не все знают, что Лорка родился в очень хорошо обеспеченной семье помещика, выращивающего сахарный тростник, жил в комфортабельной вилле, окруженной живописной природой, а его мать была талантливой пианисткой. В юности Лорку литература влекла куда меньше, чем музыка и театр. Он вообще мог бы стать пианистом, поскольку именно обучение этому мастерству поглощало большинство его времени и сил.
Он вдохновлялся Дебюсси, Шопеном, Бетховеном. Чуть позже его главной Музой стал испанский фольклор. В литературном творчестве этот источник вдохновения так же сохранится. Писать Лорка начал только лишь после трагического события, сильно повлиявшего на него – смерти его учителя по фортепиано.
Тогда юноша написал небольшие эссе – «Ноктюрн», «Баллада», «Соната» – и положил их на музыку. Уже тогда он стал собирать вокруг себя артистический свет Гранады – это были встречи в кафе, чтения, беседы.
Путешествие по северу Испании, предпринятое вместе с профессором университета, где он учился, вылилось в сборник стихов «Впечатления и пейзажи» и принесли талантливому 20-летнему юноше первую известность.
По настоянию верившего в талант Лорки профессора Фернандо де лос Риоса, родители отправляют сына в прогрессивный Мадридский «Оксфорд» – университет Residencia de estudiantes – изучать литературу, право и философию.
Федерико Гарсиа быстро стал центральной фигурой в художественной среде Мадрида 20-х годов, куда он приехал на учебу в 1919 году.
В университете он сразу же подружился с лучшими из лучших – Сальвадором Дали, Луисом Бунюэлем, Мануэлем де Фалья и многим другими творческими молодыми людьми, которые затем станут известными в стране.
Знакомство с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава», привело Лорку в театр: восхищенный талантом юноши, Сьерра предложил Лорке написать его первую пьесу – «Колдовство бабочки».
Насмешки со стороны публики по поводу необычного сюжета – любви бабочки и таракана – определили отношение Лорки к театральной общественности. Разочарованный поверхностным восприятием с ее стороны, он акцентирует внимание на поэзии.
Лорку привлекали темы Родины, природы, любви, смерти. В немного сюрреалистичной, чарующей манере воспевал он окружающую действительность и область грез. Все это нашло отражение в сборниках «Книга стихов», «Стихи о канте хондо», «Первые песни», «Песни».
Самый известный сборник стихов «Цыганское романсеро» 1928 года был полон цыганской мифологии в ее сплаве с тогдашним временем.
Невероятно мелодичные, звучные стихи, стилизованные под баллады и поэмы средневековых времен, все еще бывшие в ходу в сельской местности Андалузии, стали основой для многочисленных романсов.
До конца жизни Лорка возвращался к теме «глубинной, хрупкой, дрожащей Андалузии», скрытой от первого взгляда на нее.
Однако успех имел и негативную сторону: Лорка сильно страдал от навешенного на него ярлыка «цыганского поэта», чувствуя умаление своего потенциала, сужение таланта в этом небольшом определении.
Депрессию усугубили отдаление его тогдашнего лучшего друга Сальвадора Дали, в которого, как известно, Лорка, так поэтично воспевавший женскую красоту, был сильно влюблен, огромные страдания из-за гомосексуальности, вынужденной быть хранимой в тайне, а затем и вовсе разрыв с друзьями-сюрреалистами.
В то же время, в 1929 году, Дали и Бунюэль начинали сотрудничать над фильмом «Андалузский пес», в чем Лорка увидел насмешку над ним, а потом у Дали начался роман с будущей женой и музой Галой. Семья, обеспокоенная тяжелым душевным состоянием Лорки, настояла, чтобы тот отправился пожить год-другой в США.
Уехав в Нью-Йорк, Гарсиа Лорка поступил в Колумбийский университет, изучал английский, потом перебрался в Вермонт, потом в Гавану, на Кубу. В книге стихов «Поэт в Нью-Йорке» 1931 года отразились впечатления поэта от года, проведенного в Штатах, песни о духе странствий, смешанные со щемящей тоской по Родине.
Он резко отошел от преследовавшей его славы «фольклориста», исследуя темы отчуждения и изоляции в современном материалистичном обществе. Эти же темы поднимал он и позднее, утверждая, «великое искусство зависит от яркого осознания смерти, связи с почвой страны и признания ограниченности разума».
Последним собранием стихотворений поэта стали «Сонеты о тёмной любви», написанные в 1936 году, незадолго до расстрела, вдохновленные классическими любовными сонетами 16-го века.
Писал Лорка и прозу, но слава драматурга была более поздней и не такой яркой. Первая после неудачного дебюта молодости пьеса была написана только в 1927 году – «Мариана Пинеда» – и именно ее Лорка называл своей первой. Поставленная с участием Сальвадора Дали, она снискала большого успеха в ходе премьеры в Барселоне.
В США в 1931 году вышли две пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет», но самые известные, в том числе и для российского читателя, появились по возвращении в Испанию в том же году, во время работы Лорки директором в передвижном студенческом театре La Barraca («Балаган»), несущим театральное искусство в бедные испанские кварталы.
Это «Кровавая свадьба», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы», полные презрения к нормам традиционного буржуазного общества.
Но визитной карточкой Лорки, несомненно, является его поэзия. Яркие, глубокие, полные внутренней теплой жизни стихи оставляли горячий след в сердцах его соотечественников. Такой же след оставляют они и сегодня.
У нас талантливого поэта переводили не менее талантливые личности – М.Цветаева, Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К. М. Гусев и другие.
Стоить отметить, что все свои работы Лорка сопровождал собственными графическими рисунками, выставка которых проходила в Москве в Институте Сервантеса в 2003 году.
Вспоминая Федерико Гарсиа Лорку, «Вечерняя Москва» выбрала 7 его известных стихотворений:
1. БАЛЛАДА МОРСКОЙ ВОДЫ (“Книга стихов”, 1921)
Море смеетсяу края лагуны.Пенные зубы,
лазурные губы…
– Девушка с бронзовой грудью,
что ты глядишь с тоскою?
– Торгую водой, сеньор мой,
водой морскою.
– Юноша с темной кровью,
что в ней шумит не смолкая?
– Это вода, сеньор мой,
вода морская.
– Мать, отчего твои слезы
льются соленой рекою?
– Плачу водой, сеньор мой,
водой морскою.
– Сердце, скажи мне, сердце, –
откуда горечь такая?
– Слишком горька, сеньор мой,
вода морская…
А море смеетсяу края лагуны.Пенные зубы,
лазурные губы.
(Перевод А. Гелескула)
2. ГИТАРА (“Стихи о канте хондо”, 1921)
НачинаетсяПлач гитары.РазбиваетсяЧаша утра.НачинаетсяПлач гитары.
О, не жди от нееМолчанья,Не проси у нееМолчанья!НеустанноГитара плачет,Как вода по каналам – плачет,Как ветра над снегами – плачет,Не моли ееО молчанье!Так плачет закат о рассвете,Так плачет стрела без цели,Так песок раскаленный плачетО прохладной красе камелий,Так прощается с жизнью птицаПод угрозой змеиного жала.О гитара,Бедная жертва
Пяти проворных кинжалов!
(Перевод М.Цветаевой)
3. MEMENTO (“Стихи о канте хондо”, 1921)
Когда умру,схороните меня с гитарой
в речном песке.
Когда умру…В апельсиновой роще старой,
в любом цветке.
Когда умру,буду флюгером я на крыше,
на ветру.
Тише…
когда умру!
(Перевод И.Тыняновой)
4. ПРЕЛЮДИЯ (“Песни”, 1921-1924)
И тополя уходят,
но след их озерный светел.
И тополя уходят,
но нам оставляют ветер.
И ветер умолкнет ночью,
обряженный черным крепом.
Но ветер оставит эхо,
плывущее вниз по рекам.
А мир светляков нахлынет –
и прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко
раскроется на ладони.
(Перевод А.Гелескула)
5. НЕМОЙ МАЛЬЧИК (“Песни”, 1921-1924)
Мальчик искал свой голос,спрятанный принцем-кузнечиком.Мальчик искал свой голос
в росных цветочных венчиках.
– Сделал бы я из голосаколечко необычайное,мог бы я в это колечко
спрятать свое молчание.
Мальчик искал свой голосв росных цветочных венчиках,а голос звенел вдалеке,
одевшись зеленым кузнечиком.
(Перевод М. Самаева)
6. ПРОЩАНИЕ (“Песни”, 1921-1924)
Если умру я –
не закрывайте балкона.
Дети едят апельсины.
(Я это вижу с балкона.)
Жницы сжинают пшеницу.
(Я это слышу с балкона.)
Если умру я –
не закрывайте балкона.
(Перевод А.Гелескула)
7. МАЛЕНЬКИЙ ВЕНСКИЙ ВАЛЬС (“Поэт в Нью-Йорке”, 1929-1930)
Десять девушек едут Веной.Плачет смерть на груди гуляки.Есть там лес голубиных чучели заря в антикварном мраке.Есть там залы, где сотни окони за ними деревьев купы…О, возьми этот вальс,
этот вальс, закусивший губы.
Этот вальс, этот вальс,полный смерти, мольбы и вина,
где шелками играет волна.
Я люблю, я люблю, я люблю,я люблю тебя там, на луне,и с увядшею книгой в окне,и в укромном гнезде маргаритки,и в том танце, что снится улитке…Так порадуй теплом
этот вальс с перебитым крылом.
Есть три зеркала в венском зале,где губам твоим вторят дали.Смерть играет на клавесине,и танцующих красят синим,
и на слезы наводит глянец…
А над городом – тени пьяниц…О, возьми этот вальс,
на руках умирающий танец.
Я люблю, я люблю, мое чудо,Я люблю тебя вечно и всюду,и на крыше, где детство мне снится,и когда ты поднимешь ресницы,а за ними, в серебряной стуже, -старой Венгрии звезды пастушьи,и ягнята, и лилии льда…О возьми этот вальс,
этот вальс “Я люблю навсегда”.
Я с тобой танцевать буду в Венев карнавальном наряде реки,в домино из воды и тени.Как темны мои тростники!..А потом прощальной даньюя оставлю эхо дыханьяв фотографиях и флюгерах,поцелуи сложу перед дверью -и волнам твоей поступи вверю
ленты вальса, скрипку и прах.
(Перевод А.Гелескула)
Многие говорят о том, что в своих стихах Лорка предсказывал свою насильственную гибель и захоронение в неизвестном месте. Он действительно много писал о своей смерти. Также предчувствовал он и перемены, связанные с Гражданской войной.
Так и произошло: дружественный республиканскому режиму, Лорка оказался объектом преследования в ходе развязавшейся в 1936 году Гражданской войны. Несмотря на огромную опасность, связанную с концентрацией франкистов на юге, поэт очень стремился попасть на малую родину, в Гранаду, увидеть апельсиновые деревья, пройти по берегу реки…Этот шаг стал роковым. 18 августа 1936 г.
Лорку арестовали и на следующий же день расстреляли в горах как республиканца, а книги его запретили вплоть до смерти генерала Франко.
Получать рассылку
Источник: https://vm.ru/news/209823.html
Федерико Гарсиа Лорка – биография, информация, личная жизнь
Федерико Гарсиа Лорка (исп. Federico García Lorca). Родился 5 июня 1898 года – умер 19 августа 1936 года. Испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график. Центральная фигура «поколения 27 года», один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века. Убит в начале Гражданской войны в Испании.
Лорка родился 5 июня 1898 г. в городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. В школе впечатлительный мальчик учился не слишком успешно. В 1909 г. семья переехала в Гранаду. В 1910-х Федерико активно участвовал в жизни местного художественного сообщества.
В 1914 году Лорка начал изучать право, философию и литературу в университете Гранады. Гарсиа Лорка много путешествует по стране. В 1918 г.
у Лорки выходит первый поэтический сборник, Impresiones y paisajes («Впечатления и пейзажи»), принесший ему если не коммерческий успех, то хотя бы известность.
В 1919 г. Гарсиа Лорка приезжает в Мадрид. В столичном университете он знакомится с Сальвадором Дали и Луисом Буньюэлем, а также с Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором театра «Эслава». По просьбе Мартинесa Сьерры Лорка пишет свою первую пьесу El maleficio de la mariposa («Колдовство бабочки») и осуществляет её постановку (1919-1920). До 1928 года он учится в мадридском университете.
В последующие годы Гарсиа Лорка становится заметной фигурой среди художников-авангардистов. У него выходят новые поэтические сборники, включая Romancero gitano («Цыганское романсеро», 1928). В этих стихах поэт, по его собственным словам, «хотел слить цыганскую мифологию со всей сегодняшней обыденностью».
Через год Гарсиа Лорка уезжает в Нью-Йорк, в результате чего вскоре появляются новые произведения – книга стихов Poeta en Nueva York («Поэт в Нью-Йорке», 1931), пьесы El público («Публика», 1931, 1936) и «Когда пройдет пять лет» (1931).
Возвращение поэта в Испанию совпало с падением режима Примо де Риверы и установлением республики. В 1931 году Гарсиа Лорку назначают директором студенческого театра La Barraca («Балаган»). Работая в театре, Лорка создает свои самые известные пьесы: Bodas de sangre («Кровавая свадьба»), Yerma («Йерма») и La casa de Bernarda Alba («Дом Бернарды Альбы»).
Перед началом гражданской войны Гарсиа Лорка уезжает из Мадрида в Гранаду, хотя было очевидно, что там его ждет серьёзная опасность: на юге Испании были особенно сильны позиции правых. 16 августа 1936 г.
франкисты арестовывают Гарсиа Лорку в доме братьев Росалес, и предположительно на следующий день поэта расстреливают по приказу губернатора Вальдеса Гусмана и тайно захоранивают в 2 км от Фуэнте Гранде. После этого до смерти генерала Франко книги Гарсиа Лорки были запрещены в Испании.
Вместе с тем следует отметить, что он поддерживал дружественные отношения с лидерами фаланги-ХОНС Хосе Антонио Примо де Риверой и Онесимо Редондо Ортега.
Существует версия о том, что поэт не был убит и просто пропал без вести. В 2008 году внучка учителя, расстрелянного вместе с Лоркой, потребовала эксгумацию тел общей могилы, в которой якобы покоился и Лорка (по закону о восстановлении исторической памяти).
Эксгумация этой и ещё 18 братских могил была проведена по приказу судьи Бальтасара Гарсона, действовавшего по собственной инициативе, что вызвало потерю им должности и уголовное обвинение в превышении полномочий. Никаких останков не обнаружили не только в могиле, но и во всём муниципальном округе, где, по официальной версии, развернулась трагедия.
Более мифическая версия утверждает, что раненого поэта тайно переправили в Аргентину, но он уже не помнил своего имени и прошлого.
Произведения Гарсиа Лорки переведены на многие языки; на русский их переводили М. Цветаева (переводила Лорку в последние дни своей жизни), Н. Асеев, В. Парнах, А. Гелескул, Юнна Мориц, Н. Трауберг, Н. Малиновская, Б. Дубин, Н. Ванханен, К. М. Гусев и другие.
Многими признаётся, что Лорка в концовке стихотворения «История и круговорот трёх друзей» (1930, сборник «Поэт в Нью-Йорке») предчувствовал Гражданскую войну, собственную гибель и неизвестность места своего захоронения.
В конце 1980-х годов благодаря исследованиям биографа Йена Гибсона стало известно о гомосексуальности Гарсиа Лорки. Его любовником в последние годы жизни был журналист и критик Хуан Рамирес де Лукас, которому поэт посвятил «Сонеты темной любви».
Стихотворные сборники Лорки:
Libro de poemas (Книга стихов, 1921)
Poema del cante jondo (Стихи о канте хондо, 1921, изд. 1931)
Primeras canciones (Первые песни, 1921-1922, изд. 1936)
Canciones (Песни, 1921-1924, изд. 1927)
Oda a Salvador Dalí (Ода Сальвадору Дали, 1926)
Romancero gitano (Цыганское романсеро, изд.
1928)
Poeta en Nueva York (Поэт в Нью-Йорке, 1929-1930, изд. 1940)
Llanto por Ignacio Sánchez Mejías (Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу, 1935)
Seis poemas gallegos (Шесть стихотворений по-галисийски, изд. 1935)
Diván del Tamarit (Диван Тамарита, 1936, изд.
1938)
Sonetos del amor oscuro (Сонеты о тёмной любви, 1936, изд. 1984)
Пьесы Лорки:
Mariana Pineda (Мариана Пинеда, 1927)
La zapatera prodigiosa (Чудесная башмачница, 1930)
Retablillo de Don Cristóbal (Балаганчик дона Кристобаля)
El público (Публика, 1930)
Así que pasen cinco años (Когда пройдет пять лет, 1930)
Amor de don Perlimplín con Belisa en su jardín (Любовь дона Перлимплина, 1933)
Bodas de sangre (Кровавая свадьба, 1933)
Yerma (Йерма, 1934)
Doña Rosita la soltera o el lenguaje de las flores (Донья Росита, девица, или Язык цветов), 1935)
La casa de Bernarda Alba (Дом Бернарды Альбы, 1936)
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Lorka.php