Краткая биография мелвилл

Герман Мелвилл

Герман Мелвилл родился в Нью-Йорке 1 августа 1819. Мальчиком посещал нью-йоркскую мужскую среднюю школу, а позже, когда его отец в 1830 разорился и семье пришлось перебраться в Олбани (штат Нью-Йорк), – Олбанскую Академию.

После смерти отца в 1832 Мелвилл некоторое время был банковским служащим, работал у дяди на ферме, на меховой фабрике у старшего брата Гансворта. Когда же во время депрессии 1837 и это дело лопнуло, Мелвилл, проучившийся недолго в олбанской гуманитарной школе, несколько недель пробовал работать школьным учителем близ Питсфилда (штат Массачусетс).

После некоторого недоразумения с жалованьем он возвратился домой, в Лансингборо под Олбани, и там в Академии Лансингборо изучал гидрографию, предполагая получить место на канале Эри. Когда эти надежды не оправдались, Мелвилл в июне 1839 нанялся в команду пакетбота «Святой Лаврентий», который курсировал между Нью-Йорком и Ливерпулем.

Возвратившись из плаванья в октябре, он снова некоторое время работал школьным учителем в Гринбуше и Брансуике (штат Нью-Йорк), затем съездил к дяде в Галену на Миссисипи. 3 января 1841 на китобойце «Акушнет» он отправился из Нью-Бедфорда в долгое промысловое плаванье по Южным морям.

Обратите внимание

Полтора года китобойного плаванья под властью сурового капитана принесли такое разочарование, что 9 июля 1842 в бухте Нукухива на Маркизских островах Мелвилл вместе с ещё одним молодым матросом сбежал со своего судна и целый месяц прожил в долине Тайпи, жители которой слыли людоедами, затем выбрался оттуда и на другом китобойце, «Люси Энн», добрался до Таити.

Там Мелвилл был вместе с другими членами команды на некоторое время заключён в тюрьму за бунт на судне. Потом он подрядился на китобоец «Чарльз и Генри», прожил какое-то время на Гавайях, на острове Мауи и в Гонолулу, откуда 17 августа 1843, поступив в американский военный флот, на фрегате «Юнайтед стейтс» отплыл на родину и 14 октября 1844 высадился в Бостоне.

Вскоре после возвращения домой Мелвилл взялся описывать свои приключения в Южных морях. В 1846 в Лондоне и Нью-Йорке вышла книга «Тайпи», где живо описано, как он пленником жил в долине Тайпи. Первое произведение Мелвилла имело большой успех.

Его можно считать родоначальником целого жанра повествований о приключениях в Южных морях, которые за последующие сто лет появлялись повсеместно и в изобилии. Продолжение «Тайпи» под названием «Ому» (1847 г.) тоже привлекло внимание читающей публики, но автора осудили за нелестные отзывы о деятельности миссионеров.

Между тем 4 августа 1847 Мелвилл женился на Элизабет Шоу, дочери главного судьи Массачусетса Лемюэля Шоу. Безуспешно пытаясь устроиться на государственную службу, Мелвилл пишет аллегорическую фантазию «Mardi and a Voyage Thither» и роман «Redburn (обе 1849 г.), широко используя обстоятельства своего плавания в Ливерпуль.

Следом была написана пятая книга Мелвилла, «Белый бушлат» (1850 г.), изображающая жизнь на военном корабле, и Мелвилл отправился в Англию договориться о её публикации, а заодно предпринял для отдыха недолгую поездку по Европе.

По возвращении он с семьёй переселился на ферму близ Питсфилда в надежде вести там свободную жизнь джентльмена-фермера. Здесь состоялось знакомство Мелвилла с Н. Готорном, под влиянием которого он написал свой самый знаменитый роман «Моби Дик» (1851 г.).

Роман не повторил успеха первых книг.

Внешне это повествование о приключениях на китобойном промысле, но главы о систематике китообразных, о приёмах добычи и разделки китов, великолепные описания океана и некоторых его удивительных обитателей, психологические очерки характеров отдельных китобоев и длинные философские рассуждения расположены вокруг сюжета захватывающей погони безумного капитана за китом. Результатом стала не аллегория, которой он бдительно избегал после неудачи с «Mardi», а ни на что не похожая комбинация приключений, мелодрамы и философии.

Изначально книгу выпустили тиражом всего около четырех тысяч экземпляров.

Важно

После того, как влиятельные издания разразились потоком разгромных рецензий на «Моби Дика», на роман махнули рукой, а продавцы книжных магазинов задвинули его на дальние полки.

Лишь спустя много лет после смерти писателя о книге вспомнили, оценив ее по-новому. Роман стал одним из самых популярных и читаемых во всем мире.

В «Pierre; or, The Ambiguities» (1852 г.) Мелвилл меняет антураж и обращает взгляд уже не на океан, а на местность в Беркширских холмах и на Нью-Йорк.

Затем, после опубликования в 1855 году романа «Израиль Поттер», он собрал свои рассказы и зарисовки, печатавшиеся в журналах «Патнем» и «Харперс», и издал их в сборнике «Рассказы на веранде» (1856 г.). а в скоре в 1857 году вышел роман «The Confidence-Man: His Masquerade».

После этого Мелвилл увлёкся стихосложением и до самой смерти издавал в основном сборники стихов.

В 1856–1857 годах Мелвилл совершил поездку по Европе и Святой Земле и после этого в течение трёх сезонов на основе своих дорожных записей читал лекции о скульптуре, путешествиях и Южных морях.

Последнее его морское плаванье относится к 1860 году, когда он на клиппере под командой своего брата Томаса отправился в Сан-Франциско. В 1863 г.

Мелвилл продал ферму брату Аллану и вернулся на постоянное жительство в Нью-Йорк, где в 1866 году получил место таможенного инспектора, которое занимал последующие девятнадцать лет. В 1866 году вышел первый сборник стихотворений Мелвилла «Батальные сцены, или Война с разных точек зрения». Длинная повествовательная поэма про Святую землю «Клэрел» была опубликована в 1876 году.

Совет

Получив кое-какое наследство и оставив службу в таможне в декабре 1885 году, Мелвилл посвятил остаток жизни кабинетным занятиям и литературной работе. На собственные средства он издал два томика стихов — «Джон Марр и другие матросы» (1888 г.) и «Тимолеон» (1891 г.

) — и оставил после себя рукопись повести «Билли Бадд, фор-марсовый матрос». Последнее произведение критики в наши дни ставят на второе место в творческом наследии Мелвилла — после «Моби Дика».

В нём рассказывается о молодом и ни в чём не повинном британском матросе, повешенном по обвинению в убийстве жестокого офицера.

Умер Мелвилл в Нью-Йорке 28 сентября 1891 г. Возрождение интереса к его творчеству началось вскоре после Первой мировой войны.

Российский читатель познакомился с творчеством Мелвилла поздно: в 1849 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал отрывки из «Тайпи», а также беглое переложение «Ому» и «Марди».

Спустя четыре года «Москвитянин» опубликовал фрагмент из «Моби Дика», озаглавленный «Китовая ловля», после чего о писателе надолго забыли. В 1929 году впервые на русском языке отдельным изданием, наконец, появилась «Тайпи».

С полным же текстом «Моби Дика» в классическом переводе Инны Бернштейн и с иллюстрациями Рокуэлла Кента отечественный читатель смог познакомиться лишь в 1961 году.

Выход романа, без преувеличения, произвёл в стране общественно-культурный шок и оказал огромное влияние на творчество многих писателей. Так, новелла «Моби Дик» (1962), несомненно, написана А. и Б. Стругацкими под впечатлением от романа Мелвилла.

Фантастика в творчестве автора:

Прямое отношение к предыстории научной фантастики имеет рассказ автора «Башня с колоколом», в котором робот, охваченный «франкенштейновым комплексом», убивает своего создателя.

Обратите внимание

Профильным произведением автора является и социально-утопический роман «Mardi and a Voyage Thither», представляющий собой историю поисков героем по имени Таджи и его спутниками на островах вымышленного архипелага Марди юной красавицы Йиллы, похищенной злыми колдунами.

Читайте также:  Краткая биография каверин

Марди — это аллегория нашего мира, а каждый из островов арихпелага представляет в сатирическом свете определённый континент или государство: Порфиро — это Европа, Ориенда — Азия, Хамора — Африка, Колумбо — Южная Америка, Франко — Франция, Доминора — Англия, Вивенца — США и т. д.

Путешественники попадают также в фантастические страны: Охону — страну негодяев, Хулумулу — страну калек, на остров царицы сладострастия Хаушии, в страну реализованной христианской утопии Серению и др.

К профильным произведениям можно отнести также и главный роман Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», названный многими критиками «самым великим американским романом 19 века» и оказавшим существенное влияние, в том числе, и на авторов научной фантастики (например, повесть Р. Желязны «Двери лица его, пламенники пасти его», роман-продолжение Ф.

Фармера «Небесные киты Измаила», «Involution Ocean» Брюса Стерлинга, ряд рассказов Р. Брэдбери). Центральный образ романа — гигантский кит, ведущий вечную и непримиримую схватку с преследующим его человеком, стал архетипичным образом «иномирного» чудовища в научной фантастике. Роман включён в «Fantasy: 100 Best Books» М. Муркока.

Отдельного упоминания заслуживает роман в диалогах «The Confidence-Man: His Masquerade», который Стивеном Джонсом включён в «Horror: 100 Best Books». К жанровым вещам можно отнести повесть «Писец Бартлби» и рассказы «Ад для девиц» и «Башня с колоколом», которые неоднократно входили в антологии хоррора, готики, мистики и фантастики.

Источник: https://fantlab.ru/autor6488

Мелвилл Герман: биография, карьера, личная жизнь

Американский писатель Герман Мелвилл появился на свет 1 августа 1819 года в Нью-Йорке. Там же он пошел в среднюю школу. В 1830 году его отец разорился. Семье пришлось перебраться в Олбани, где Герман продолжил обучение. Через год отца не стало. Мелвиллу пришлось самому зарабатывать на жизнь. Он успел потрудиться на ферме, в банке, в школе, на меховой фабрике.

В 1839 году Мелвилл нанялся на бот «Святой Лаврентий», который совершал рейсы между Нью-Йорком и Ливерпулем. А еще через два года молодой человек отправился в длительное плавание по Южным морям.

В те времена добыча жира китов приносила владельцам китобойных судов хорошую прибыль. У многих получалось сколотить на этом промысле целое состояние.

Однако молодому искателю приключений такая тяжелая работа быстро надоела.

Важно

Однажды Мелвилл, не выдержав сурового нрава капитана судна и его тирании, сбежал с судна. Месяц он обитал среди людоедов в живописной долине Тайпи на одном из островов на юге Тихого океана. И даже не избежал плена. Оттуда Мелвилл на китобойном судне отправился на Таити, потом пожил на Гавайях. В октябре 1844 года набравшийся жизненного опыта моряк прибыл в Бостон.

После возвращения на родину Мелвилл задумался о будущем и основательно взялся за восполнение пробелов в своем образовании. Он много читал, пытаясь понять, как создаются художественные произведения.

Писательская карьера Мелвилла началась в 1846 году с публикации его книги «Тайпи». Автор ярко описал жизнь в плену у полинезийцев. Произведение принесло писателю успех и впоследствии положило начало целому жанру – рассказам о Южных морях.

В августе 1847 года Мелвилл женился. Его избранницей стала Элизабет Шоу. Девушка происходила из хорошей семьи, ее отец был уважаемым всеми судьей. Двумя годами позже свет увидели две очередные книги Мелвилла, а знаменитый роман «Моби Дик» был опубликован в 1851 году.

В романе переплетается несколько сюжетных линий, что заставляет читателя быть предельно внимательным. Такая особенность произведения отталкивает от него любителей легкого и поверхностного чтения.

И одновременно притягивает тех, кто ценит загадочность и сложность построения сюжета.

В то же время Мелвилл предпринял несколько попыток устроиться на государственную службу, но успеха на этом поприще не достиг, хотя и получил солидную должность таможенного инспектора. Иначе и быть не могло – Германа манила литература.

После этого автор занес в свой актив еще несколько прозаических произведений, после чего увлекся поэзией. С той поры до конца жизни Мелвилл издавал лишь сборники стихотворений. Герман Мелвилл ушел из жизни 28 сентября 1891 года.

Совет

Позже критики не раз отмечали, что Мелвилл обладал особым талантом держать читателя в напряжении до самой развязки. Истории, которые рассказывал писатель, были для того времени редкостью. Многое в его книгах было основано на личном опыте бывалого путешественника.

Но кое-что он выдумывал. Будучи прекрасным и внимательным наблюдателем, Мелвилл отлично знал человеческую природу и нравы окружающих.

Он очень ярко описывал в своих произведениях самые неприглядные тайники человеческой души, клеймил жадность и алчность своих современников.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959202-melvill-german-biografiya-karera-lichnaya-zhizn-

Мелвилл Герман — Биография

Ге́рман Ме́лвилл (англ. Herman Melville; 1 августа 1819 — 28 сентября 1891) — американский писатель и моряк, автор классического романа «Моби Дик». Писал не только прозу, но и стихи.

Родился в Нью-Йорке. Когда ему было 12 лет, умер его отец-коммерсант, оставивший за собой долги и заставивший Мелвилла расстаться с мыслью о получении университетского образования.

С 18 лет плавал юнгой на пакетботе, затем некоторое время работал учителем; в 1841-м отправился на китобойном судне «Акушнет» в Южные моря.

Через полтора года из-за конфликта с боцманом «Акушнета» Мелвилл сбежал с корабля около Маркизских островов и попал в плен к туземцам, затем был освобождён экипажем американского военного судна. После трёхлетних странствий вернулся на родину, чтобы заняться литературной деятельностью.

Его основанные на собственном опыте романы «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (Турее: or A Peep at Polynesian Life, 1846) и «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (Omoo: A Narrative of Adventures in the South seas, 1847), сразу же принёсшие писателю славу (роман «Тайпи» был самой популярной книгой Мелвилла при его жизни), характерны уходом в экзотику, полным отказом от привычной для читателя действительности. Мелвилл уводит своего героя в первобытный мир, к неиспорченным цивилизацией дикарям Южных морей. За увлекательными сюжетами стоит волновавшая не только Мелвилла проблема: можно ли, отказавшись от цивилизации, вернуться к природе?

Аллегорический роман о плавании как философских поисках Абсолюта «Марди и путешествие туда» (Mardi and a Voyage Thither, 1849) успеха не имел.

В следующих произведениях, по-прежнему отталкиваясь от личного опыта, Мелвилл стремится анализировать окружающую действительность и социальные отношения.

Он пишет «Редберн: его первое странствие» (Redburn: His First Voyage, 1849) и «Белый бушлат, или Мир военного корабля» (White Jacket, or the World in a Man-of-War, 1850).

«Белый бушлат» изображает зло и жестокость современных автору военных.

Обратите внимание

Однако Мелвилл отказывается от реалистических морских романов и создаёт свой главный шедевр «Моби Дик, или Белый кит» (Moby Dick, or The Whale, 1851). Он провозглашает примат иррационального.

В «Моби Дике» Мелвилл доказывает иррационализм социальных отношений; он рисует фантастически мрачную действительность, где господствует таинственный белый кит по имени Моби Дик, которого практически никто не видел, но который обнаруживает себя «результатами своих действий».

Моби Дик властвует над всем, он согласно слухам вездесущ (возможно, он символизирует Бога или дьявола).

«Моби Дик» не был оценен подавляющим большинством современников.

После разгромной критики вышедшего спустя год готического романа «Пьер, или Двусмысленности» (Pierre, or The Ambiguities, 1852), — где изображен писатель, который среди шумной толпы чувствует себя таким же одиноким, как на полюсе, — Мелвилл стал публиковаться анонимно, печатая рассказы в журналах.

Многие из них вошли в сборник «Рассказы на веранде» (The Piazza Tales, 1856). За год до этого вышел исторический роман «Израэль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания» (Israel Potter: His Fifty Years of Exile, 1855) о забытом герое американской революции.

Последним романом Мелвилла был «Искуситель: его маскарад» (The Confidence Man: His Masquerade, 1857) – язвительная сатира на человеческую доверчивость. Действие происходит на корабле «Вздор», плывущем по Миссисипи.

Читайте также:  Краткая биография житков

Деньги, принесённые в первую очередь произведениями раннего периода, ещё оставались, и в 1860-м Мелвилл совершил кругосветное путешествие. Однако с 1866-го по 1885-й он уже служил чиновником на таможне.

Мелвилл продолжал писать, выпустив сборники рассказов «Батальные сцены и разные стороны войны» (Battle-Pieces and Aspects of the War, 1865), «Джон Марр и другие моряки» (John Marr and Other Sailors, 1888), поэтический сборник «Тимолеон» (Timoleon, 1891), но умер почти забытым. Только в анонимном некрологе написали об «исключительно одарённом авторе», который обладал «могучим поэтичным воображением».

Важно

Его последнее произведение, повесть «Билли Бад, фор-марсовый матрос» (Billy Budd, Foretopman, 1891), осталась в рукописи и была опубликована только в 1924 году. Повесть о несвободе человека перед законами общественной жизни и природы снова вызвала интерес к Мелвиллу. По мотивам «Билли Бада» Бенджамин Бриттен написал одну из лучших своих опер (1951).

С 1920-х началось переосмысление Мелвилла, и его признали классиком мировой литературы.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage20009/biography

Краткая Биография Герман Мелвилл. Мелвилл Герман

Малые повести Мелвилла (или «большие рассказы» — long short stories, как именуют иногда этот жанр в США и в Англии) «Бенито Серено», «Писец Бартлби», «Энкантадас» и «Билли Бадд» занимают видное место в наследии писателя и принадлежат к ярким и своеобразным страницам его зрелой прозы.

Первые три были написаны Мелвиллом в начале 50-х годов и вошли в сборник «Рассказы на веранде» (1856). После того более семидесяти лет они пребывали в совершенном забвении.

Последняя из повестей, «Билли Бадд», была создана Мелвиллом после длительного молчания, в конце 80-х годов, уже незадолго до смерти, пролежала в бумагах писателя еще почти сорок лет никому не известной и впервые увидела свет в 1924 году.

Эти характерные временные «разрывы» в литературной судьбе произведений ныне самого знаменитого из американских романтиков связаны с трагическим неблагополучием его писательского пути у него на родине, в США.

Герман Мелвилл родился в 1819 году в семье образованного нью-йоркского негоцианта; он не вышел еще из отрочества, когда отец разорился и умер, оставив большую семью без средств. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Герман Мелвилл.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Будущий писатель рано узнал горечь необеспеченной жизни в большом капиталистическом городе.

Поработав недолго клерком и школьным учителем, он в 1839 году нанимается юнгой на корабль, шедший в Англию. Знакомство с морем определило ближайшую будущность Мелвилла и в значительной мере его дальнейшие интересы.

Совет

В 1841 году он снова уходит в плавание матросом на китобойце и скитается по морям до 1844 года, испытав за это время множество приключений, прослужив на нескольких кораблях, в том числе на фрегате военно-морских сил США, побывав на Маркизских островах, на Таити и на Гавайях.

Возвратившись на родину, двадцатипятилетний моряк обращается к литературе. В 1846 году он публикует повесть «Тайпи» о своей жизни среди диких полинезийских племен. Начинается поразительное по интенсивности литературное «десятилетие» Мелвилла, в течение которого он написал все свои главные книги.

В первые несколько лет он пишет четыре повести: «Ому» (1847), в которой развивает мотивы «Тайпи»; «Редберн» (1849), где использует впечатления своего путешествия юнгой в Англию; «Марди» (1849), начинающуюся тоже как странствие по морям, но далее перерастающую в социально-утопическую сатиру; и заклеймивший палочную дисциплину в американском военном флоте «Белый Бушлат» (1850), которым и завершается цикл автобиографических морских повестей Мелвилла.

В 1851 году Мелвилл создал свою главную книгу (и одно из самых выдающихся произведений мировой романтической литературы) «Моби Дик, или Белый кит», многоплановое эпическое повествование о великой погоне капитана Ахава за Белым китом. Это мифическое чудовище олицетворяет у Мелвилла косные, злые силы, препятствующие людям в достижении истины и справедливости. «Моби Дик» как бы вершина, наивысшая точка в «буре и натиске» молодого романтика.

За последующие пять лет были написаны еще четыре книги: «Пьер, или Недоговоренности» (1852) — повесть о смятенном душевном мире современного человека и «Израиль Поттер» (1853) — историческая повесть времен американской войны за независимость; позже, в 1856 году, вышли уже названный сборник «Рассказы на веранде» и повесть в диалогах под названием «Шарлатан», где Мелвилл нарисовал удручающую картину бесчестности и морального лицедейства как признаков современной американской жизни.

Завершив свое «десятилетие», тридцативосьмилетний Мелвилл вступает во вторую половину жизни, которую можно назвать лишь уходом в небытие. Этот уход из американской литературы писателя со столь могучей творческой индивидуальностью принадлежит к печальным загадкам духовной истории США.

Наиболее очевидной причиной, по которой Мелвилл прервал свою литературную деятельность, был неуспех. После «Тайпи» и «Ому» отзывы о его книгах в печати становились все холоднее, а позднее стали враждебными.

Его шедевр «Моби Дик» был отвергнут критикой и не понят читателями.

Литературный доход становился неверным, вскоре вовсе сошел на нет, и обремененный семейством Мелвилл должен был думать о том, как заработать на жизнь.

Обратите внимание

Некоторые из биографов Мелвилла допускают возможность, что огромный труд десяти писательских лет подорвал его силы.

На гребне «десятилетия», в 1851 году, он сам в письме к своему близкому другу (выдающемуся американскому романтику Натаниелю Готорну) характеризовал свое творческое горение как особенное и быстротечное, умаляя в сравнении с ним все, что ранее испытывал в жизни, и предвидя грядущий спад.

«Можно считать, что до двадцати пяти лет я не развивался вообще, — писал Мелвилл. — Я начинаю отсчет с этой точки. После того и поныне не было месяца, чтобы в моей душе не расцвел цветок нового. Но я чувствую, что сейчас распускаются последние лепестки и скоро, поникнув, падут на землю».

Как следует думать, Мелвилла постиг некий тяжкий и сложный по своему «составу» душевный кризис, в котором слились и внешние и внутренние причины, побудившие его оставить литературную деятельность.

Главное, видимо, было в том, что Мелвилл утратил веру в идеализируемую им ранее американскую жизнь, с которой соединял свою надежду романтика на моральное обновление людей.

Он утратил также контакт с большинством своих соотечественников, полагавших, что погоня за материальным успехом есть достаточная и достойная человека цель жизни.

К этому времени относятся такие резкие отзывы Мелвилла о своей родине, как характеристика США в «Израиле Поттере»: «Неустрашимая, беспринципная, отчаянная, хищная, безгранично честолюбивая, прячущая дикарскую сущность под маской цивилизации Америка».

Житейские. факты, рисующие позднего Мелвилла, немногочисленны. Он стал таможенным инспектором в нью-йоркском порту, прослужил двадцать лет на этой скромной и низкооплачиваемой должности, уже пожилым человеком вышел в отставку.

Читайте также:  Сочинения об авторе руставели

Он выпустил три стихотворных сборника, не привлекших внимания публики (и не принадлежащих к главному в его творчестве), и в последние годы написал и оставил в столе небольшую повесть о Билли Бадде. Мелвилл умер в 1891 году совершенно забытым.

Важно

В 20-х годах нашего века прогрессивная американская критика заставила вспомнить о Мелвилле, и он был признан великим американским писателем.

Источники:

    Мелвилл Г. Повести. Пер. с англ. Сост. и вступит, статья А. Старцева. М., «Худож. лит.», 1977. 287 с.
    Аннотация: В книгу американского классика XIX века Германа Мелвилла входят четыре повести: «Писец Бартлби», «Энкантадас, или Заколдованные острова», «Бенито Серено», «Билли Бадд, фор-марсовый матрос». Во всех этих произведениях Мелвилл в характерной для него романтизированной форме затрагивает важнейшие социальные и моральные вопросы современной ему американской жизни.

Источник: http://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-german-melvill-melvill-german/

Герман Мелвилл. Биография и творчество

Герман Мелвилл. Биография и творчество Герман Мелвилл. Биография и творчество.

Еще более смелым, чем По, и не “камерным”, а исключительно масштабным исследователем нехоженой области духа был Герман Мелвилл (1819—1891), самый сложный и глубокий из американских романтиков, человек яркой и необычной судьбы.

Отважный матрос-китобой, бороздивший Южные моря — в юности, известный писатель — к тридцати годам, позднее он впал в немилость к американскому читателю, переставшему понимать его, временами еле сводил концы с концами и умер в полном забвении.

Некролог в газете сообщал о смерти таможенного чиновника, прослужившего двадцать пять лет.

Его “открыли” в 1920-е, после Первой мировой войны, которая обострила в людях чувство неблагополучия бытия; Мелвилл с его трагическим мироощущением и своеобразной художественной манерой был воспринят как современник.

Интерес к нему продолжал возрастать и достиг своего пика в 1950-е; “Моби Дик” был объявлен самым значительным романом XIX столетия. Ныне творчеству Г.

Мелвилла посвящено около сотни монографий и пяти сотен статей, что, конечно, свидетельствует о его признании, но отнюдь не о том, что оно исчерпано или хотя бы понято до конца.

Жизнь Мелвилла представляет богатейший материал для биографических исследований.

Третий из восьми детей состоятельного нью-йоркского коммерсанта Аллана Мелвилла, разорившегося, когда Герману было одиннадцать лет, сломленного духовно и физически и умершего два года спустя, будущий писатель не смог закончить школу и вынужден был работать, чтобы помочь семье.

Совет

Он сменил несколько занятий, а в 1838 поступил матросом на британский торговый корабль “Св. Лоуренс”. В 1841 году он отплыл из Массачусетса на китобойном судне “Акушнет”, направлявшемся в Тихоокеанские воды.

Не поладив с капитаном, Мелвилл с приятелем высадились летом 1842 на одном из Маркизских островов и несколько недель провели среди приветливых аборигенов, которые, как выяснилось при более близком знакомстве с их обычаями, были каннибалами.

Мелвилла подобрал проходивший мимо острова австралийский китобоец, где он принял участие в восстании матросов, за что какое-то время провел в тюрьме на Таити.

Из Таити он отплыл на нантакетском китобойце, но был высажен в Гонолулу, несколько месяцев бродяжил на Гавайях, затем нанялся матросом на фрегат “Соединенные Штаты”, на котором обошел весь Тихий океан и осенью 1844 года прибыл в Бостон.

Дома двадцатипятилетний Герман Мелвилл начал задумываться над своими приключениями и над своей дальнейшей судьбой. Мелвилл всерьез занялся самообразованием, стремясь наверстать упущенное в юности.

Он перечитал всю доступную ему мировую художественную литературу, проштудировал сочинения философов прошлого и современности. (Перекличка-полемика с идеями Руссо, Канта, Шеллинга, Эмерсона в произведениях Мелвилла несомненна). Тогда же Г. Мелвилл начал писать.

Результатом явились восхитившие читателей романы “Тайпи” (1846) и “Ому” (1847).

В 1847 году Мелвилл женился и обосновался в городе Нью-Йорке в одном доме со своим младшим братом и его супругой, матерью и несколькими незамужними сестрами.

Продолжай он и дальше писать приключенческие истории, он мог бы заработать состояние, но у Мелвилла был свой путь в литературе. Начиная с третьего романа “Марди” (1848), он начал неудержимо расходиться с читательской аудиторией.

Обратите внимание

Две его следующие книги “Рэдберн” (1849) и “Белый бушлат” (1850) продавались лишь благодаря его связям с европейскими издательствами.

Знаменитый ныне “Моби Дик” (1851) писался запоем в западном Массачусетсе, куда на лето выезжали многие литераторы и где Мелвилл (на паях с тестем) купил большой фермерский дом “Эрроухед”.

Там он работал до полудня, а затем с вечера и всю ночь (еду ему приносили на подносе и ставили у двери).

К зиме роман был закончен и ознаменовал собой полный разрыв Мелвилла и американской читающей публики.

Дальнейшие романы писателя “Пьер” (1852), “Израиль Поттер” (1855), “Проходимец” (1857), повесть “Бенито Серено”, сборник краткой прозы “Рассказы на веранде” (1856), куда вошла замечательная новелла “Писец Бартлби”, были сочтены то полным, то частичным провалом. Финансовое положение семьи Мелвилла, в которой было уже несколько детей, ухудшилось. Влиятельные друзья (среди них Н. Готорн, использовавший свою университетскую дружбу с президентом Ф. Пирсом) безуспешно пытались помочь писателю найти доходную должность.

В 1856 году Мелвилл продал свою половину “Эрроухеда” и один отбыл за границу, надеясь восстановить здоровье и душевные силы.

Он посетил Шотландию, Англию, объехал средиземноморские страны Мальту и Грецию, затем — Египет, совершил паломничество в Святую Землю, где начал писать философскую поэму “Кларейль”, на обратном пути побывал в Италии, Швейцарии, Германии, Нидерландах и через Англию вернулся домой.

Два года Мелвиллы жили, главным образом, на доходы с публичных лекций на темы, вроде “Положение в Риме” или “Южные моря”.

Важно

Смерть в 1866 году тестя, оставившего в наследство семейству дочери свою половину “Эрроухеда”, несколько выправила положение, и Мелвилл смог издать свои “Военные стихотворения” (1866). Они, однако, не привлекли особого внимания.

Писатель, казалось, был обречен пользоваться известностью лишь как “человек, который жил среди каннибалов”. В том же году он наконец получил должность таможенного инспектора города Нью-Йорк.

В 1860—1870-е Мелвилл работал над “Кларейлем”, поэмой в 18 тысяч строк, которую никто не понял.

Последние же его годы были поистине трагическими; они принесли смерть двоих из его сыновей, тяжелую болезнь одной дочери и разрыв с другой.

Перед самой смертью он закончил повесть “Билли Бадд, фор-марсовый матрос”, которая была опубликована лишь в 1924 и признана одним из главных достижений американской литературы.

Отличительные черты мелвилловского повествования — глубокая философская проблематика, сложная художественная символика, синтетизм. Естественно, они открывают простор для самых различных интерпретаций его творчества.

Мелвилла объявляют то предтечей европейского модернизма, то борцом-обличителем американского империализма, то фигурой, совершенно обособленной, не имеющей ни точек соприкосновения с реальной действительностью, ни аналогов в мировой литературе.

Между тем все это одинаково неверно.

Г. Мелвилл — романтик и американец, теснейшим образом связанный с общественной жизнью, с идейной и художественной мыслью своей страны и своего времени — с романтическим гуманизмом.

Совет

Его творчество — абсолютно романтическое по стилю и методу: наиболее сложные образы-символы прямо восходят к понятиям романтической философии бытия.

Что же касается особой универсальности звучания, космизма его лучших произведений, то это уже, безусловно, свойства гения.

Источник: http://soshinenie.ru/german-melvill-biografiya-i-tvorchestvo/

Ссылка на основную публикацию