Краткая биография новалис

Вопрос №3. Творчество Новалиса

Вопрос
№3. Творчество Новалиса. Художественные
особенности романа «Генрих фон
Офтердинген»

Крупнейший
представитель раннего немецкого
романтизма известен под псевдонимом
Новалис.
Его настоящее имя — Фридрих фон Харденберг
(1772–1801). Выходец из обедневшего дворянского
рода, он работал горным инженером.
Несмотря на занятость работой и очень
короткую жизнь, Новалис внес значительный
вклад в историю романтизма.

Философичность
Новалиса проявляется как в поэзии, где
основная тема — победа над смертью, так
и в прозе. Новалис – мистик. Мистик –
человек, которого не понимают, человек
не от мира сего. Для Новалиса мир – нечто
неисчерпаемое, непознаваемое. Новалис
выбрал конструктивный путь, руководствовался
девизом «Понять – значит выразить».

Обратите внимание

Эта мысль возникает и в «Генрихе фон
Офтердингене». Дух важнее вещи. Природа
для него некий инструмент. Лучше всего
природу может понять поэт, а не ученый.
Смысл поэзии Новалис видит в пророчестве,
абсолютизирует искусство, выводя его
за рамки рационального.

Главное
произведение Новалиса — неоконченный
роман «Генрих фон Офтердинген» (1799–1800,
оп. 1802).

Герой
Новалиса по мере своего путешествия,
открывающего ему различные неизведанные
сферы мироздания, только укрепляется
в своем стремлении стать поэтом. Новалис
избирает в качестве главного персонажа
полулегендарного немецкого миннезингера
XIII в. Генриха фон Офтердингена, о
котором не осталось почти никаких
сведений. Роман состоит из двух частей.

Первая, завершенная, называется
«Ожидание». Генриху снится прекрасный
голубой цветок, но громкий разговор
родителей возвращает его в реальный
мир. Но Генрих не может забыть свой сон
о голубом цветке, им овладевает
беспокойство, желание найти цветок.
Голубой цветок — это символ немецкой
романтической поэзии, иными словами —
чистой поэзии и совершенной жизни.

Голубой цветок – неясная мечта. Он
отправляется с матерью и купцами в
Аугсбург. Купцы знакомят его с двумя
легендами. В одной из них говорится о
том, как некогда, одному прославленному
поэту и певцу грозила гибель от руки
жадных до его сокровищ владельцев
корабля, на котором он плыл по морю.

Однако его песни так потрясли морских
животных, что они спасли ему жизнь и
вернули отобранные у него сокровища. В
другой легенде речь идет о дворе
просвещенного короля и его дочери,
которая однажды покинула родительский
дом и целый год скрывалась от отца, живя
в лесу с любимым человеком.

Через год
её возлюбленный своими песнями и игрой
на лютне настолько овладел сердцем её
отца, что тот даровал им обоим прощение
и принял в свои объятия их и своего
новорожденного внука.

Встреча
с пленницей Зулеймой открывает Генриху
романтический Восток, встреча с рудокопом
— природу, подземные кладовые природных
сокровищ и останков доисторических
животных, с отшельником фон Гогенцоллерном
— мир истории.

Важно

В Аугсбурге поэт Клингсор
открывает ему мир поэзии, которая есть
«основное свойство духа человеческого»,
а дочь Клингсора Матильда — любовь.
Видя Матильду, Генрих испытывает то же
чувство, что и во сне, которым открывался
роман. Они становятся женихом и невестой.

Вечером на пиру Клингсор рассказывает
символико-аллегорическую сказку, в
которой утверждается победа поэзии над
рассудительностью.

Из
второй части — «Свершение» — становится
известно, что смерть Матильды (она
утонула) повергла Генриха в глубокое
отчаяние. Но голос и призрак Матильды
призывают его вернуться к поэзии. Генрих
начинает петь — и в его душе отчаяние
сменяется тихой и светлой грустью.
Девушка, похожая на Матильду, отводит
его к старому врачу Сильвестру, похожему
на рудокопа.

Когда-то у него был отец
Генриха, наделенный талантом скульптора,
но он не послушался совета Сильвестра
развивать свой дар, ушел в земные заботы
и стал просто хорошим ремесленником.

Беседы Генриха и Сильвестра о совести
как могущественной силе, о слабости
людей как источнике зла, о единстве всех
миров и чувств во вселенной закладывают
основу дальнейшего развития сюжета
романа, который остался незавершенным.

Роман
– дорога. По типу произведения Данте
«Божественная комедия». Встречи людей,
которые ведут себя «не по-людски», напр.
рудокоп говорит не о руде, а о философии.
Новалис разрушает реальный мир. Действия
романа происходят сегодня – никогда –
всегда. Это некий гимн в честь поэзии.
Дух поэзии вечен.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4063678/

История немецкой литературы. Новалис (Novalis, 1772—1801)

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Новалис

(Novalis, 1772—1801)

Характерные черты романтического мировоззрения нашли яркое воплощение в творчестве Фридриха Леопольда Гарденберга (Friedrich Leopold von Hardenberg), печатавшегося под псевдонимом Новалис. Гете полушутя, полусерьезно называл его «императором немецкого романтизма».

Новалис, как никто другой из членов иенского кружка, верил во всемогущество поэзии, в силу человеческого духа, в их способность пересоздать жизнь на гуманистических основах, спасти ее от разгула индивидуализма, принявшего размеры бедствия в буржуазную эпоху, духовно сплотить народы, объединить мир, распавшийся в результате революционных потрясений и войн. Однако в воззрениях Новалиса есть реакционные черты. Высшим выражением духовности он считал религию, рассматривая ее как основу подлинного искусства. Поэтому будущность человечества Новалис связывал прежде всего с деятельностью католической церкви. Он идеализировал также патриархальные общественные отношения, монархический строй, считал монарха покровителем искусств, выразителем интересов всей нации, защитником идеи национального единства. Но это не мешало писателю относиться критически к отдельным сторонам жизни феодально-монархического общества, питать симпатии к трудовому народу.

Новалис происходил из культурной дворянской семьи и сам получил хорошее образование. Из гимназии и университета он вынес отличное знание классических языков, философии и литературы. Новалис занимался также естественными науками, в частности геологией, и в дальнейшем служил в должности инженера на солеварне близ Иены.

Совет

Религиозные настроения, характерные для молодого Новалиса, принимают мистическую окраску после тяжелого горя, постигшего его, — смерти невесты, 15-летней Софии Кюн. Новалис любил ее возвышенно-романтической любовью, находил в ней проявление божественной «мировой души». Его умиляли ее детская наивность, непосредственность, он считал ее олицетворением поэтического начала жизни.

Под влиянием трагического переживания, вызванного кончиной невесты, Новалис пишет «Гимны к ночи» (Hyrnnen an die Nacht, 1797—1798), опубликованные в «Атенее». Это цикл стихотворений, проникнутых спиритуалистическими мотивами.

Поэт выражает в нем свою неприязнь к реальной жизни и рвется в мир теней, который, как ему кажется, освободит его от душевной тоски.

Новалис жаждет смерти, рассматривает ее как единственную возможность навеки соединиться с умершей возлюбленной.

«Гимны к ночи» созданы во вдохновенном порыве религиозной экзальтации. Они написаны большей частью ритмической прозой и проникнуты искренним и сильным чувством. Отсюда их эмоциональная выразительность.

Новалис пишет о лично пережитом, придавая своим переживаниям широкий обобщающий смысл.

Ночь, как символ жизни потусторонней, свободной от мирских волнений и тревог, противостоит у него реальной действительности с ее житейской суетой и непрочностью всего истинно прекрасного.

Антирационалистической направленностью отличается также эстетика Новалиса. Теория искусства в ней строится на интуитивной, религиозно-мистической основе. Творческий процесс рассматривается Новалисом как акт подсознательный.

Поэт, по его мнению, «воистину творит в беспамятстве», уподобляясь сомнамбуле. Как эстетик Новалис решительно порывает с традициями Лессинга и других просветителей, отмечавших сознательный характер творчества.

Обратите внимание

В своих эстетических высказываниях он опирается на философию Шеллинга, доказывавшего интуитивную основу поэтической деятельности.

Другой характерной чертой эстетических воззрений Новалиса является их крайний субъективизм. Не принимая современной ему действительности, он меньше всего был заинтересован в объективном ее изображении.

Новалис ориентирует писателя прежде всего на выражение своих чувств и идеалов. Романтизм им понимается как искусство, пронизанное пафосом субъективности.

«Поэзия, — пишет он, — есть изображение души, настроенности внутреннего мира в его совокупности». «Все поэтическое должно быть сказочным».

Свои эстетические взгляды Новалис изложил во «Фрагментах» (Fragmente), затрагивающих широкий круг вопросов. Он развил их и художественно воплотил в неоконченном романе «Генрих фон Офтердинген» (Heinrich von Ofterdingen), вышел посмертно в 1802,. в основе которого лежит религиозно-мистическая концепция действительности.

Новалис полагает, что существует некая «мировая душа», духовное творческое начало, дающее жизнь всему сущему. Только в ней заключен источник всего прекрасного, подлинно человеческого. В зачаточном состоянии она содержится во всех формах неорганической и органической природы, достигая наибольшего расцвета в человеке.

В реальной, повседневной жизни духовная, творческая субстанция часто бывает, по мысли Новалиса, погребена под толстым слоем материальных напластований, и задача художника как раз состоит в том, чтобы освободить дух из плена материи, дать ему возможность свободно развиваться, и тогда наступит царство вечной красоты.

Новалис верил в безграничные потенции поэзии, и в этом привлекательность его эстетического учения, несмотря на его мистический характер. Он рассматривает искусство как основную силу, преобразующую не только общество, но и природу. Поэт для него — подлинный волшебник, чародей, который с помощью слов, звуков способен оживить весь мир, придать ему поэтическое очарование.

Чем дальше идет процесс общественного развития, тем больше, как полагает Новалис, материальное порабощает духовное. Эта тенденция достигла своего апогея в условиях буржуазного общества, где красота, поэзия принесены в жертву вещам, денежному расчету и т. д.

И немало сил надо потратить художнику, чтобы вдохнуть жизнь в косное буржуазное общество, сделать его соразмерным духовной сущности человека. Не так было в глубокой древности, во времена античности. Мир был тогда иным, восприимчивым к прекрасному.

Важно

Поэты в ту эпоху «дивными звуками волшебных инструментов пробуждали жизнь лесов», даже «оживляли мертвые семена растений… и создавали цветущие сады, укрощали зверей, смягчали нравы дикарей…, превращали стремительные потоки в тихие воды».

Читайте также:  Сочинения об авторе мурашова

Эта счастливая пора отразилась, по мнению Новалиса, в легенде об Орфее, который своим пением завораживал не только людей, но и обитателей морей.

«Генрих фон Офтердинген» —это своеобразный гимн, прославляющий поэзию, красоту и осуждающий жизнь бездуховную, основанную на материальной выгоде. Роман полемически направлен против «Годов учения Вильгельма Мейстера» Гете, который казался Новалису произведением насквозь прозаическим.

Его, очевидно, не удовлетворяло намерение автора показать, как главный герой, юноша, мечтающий стать актером, постепенно разочаровывается в поставленной цели, увлекается иными, более прозаическими задачами. Отсюда становится понятным упрек Новалиса Гете, что в его романе «романтическое, а также чудесное…

гибнут», речь ведется исключительно об обычных человеческих делах, «природа же и мистицизм совершенно забыты. Это поэтизированная бюргерская и домашняя повесть». В «Генрихе фон Офтердингене» Новалис ведет своего героя совершенно иным путем, чем Гете. Он заставляет его избавиться от бюргерских привычек, раскрыть свою поэтическую сущность.

Генрих под влиянием любви постепенно приобретает романтические черты, превращаясь из бюргера в поэта, захваченного мечтой о поэтическом преображении мира.

События, изображенные в романе, происходят в средние века в Германии. Главное действующее лицо — личность полулегендарная. Жизнь Генриха фон Офтердингена обросла легендами.

В народных преданиях он сохранился как талантливый миннезингер, победитель ряда поэтических состязаний в Вартбурге. Новалис, разумеется, не случайно избрал временем действия XIII столетие.

Это эпоха расцвета феодально-монархических отношений, период, с его точки зрения, наиболее благоприятный для развития поэзии.

Роман, по замыслу автора, должен был состоять из двух частей.

Совет

В первой из них («Ожидание») повествуется о юношеских годах Генриха, о его знакомстве с жизнью, о пробуждении в нем поэтического таланта под влиянием чувства к девушке. Вторая часть («Свершение») не была закончена.

Известны только ее главные сюжетные линии в пересказе Л. Тика. Генрих в ней выступает уже как сформировавшийся романтический поэт, находящийся в зените своей славы.

Основное развитие событий предваряет сон Генриха, носящий пророческий, символический характер. Ему привиделся голубой цветок, из лепестков которого выступало лицо прекрасной девушки. Отныне Генрих не находит себе покоя, он во власти любовного томления. Любовь изображается Новалисом, так же как и Ф.

Шлегелем, как сила, помогающая познать духовную сущность действительности, ее «мировую душу». Дальнейшее содержание романа связано с рассказом о путешествии Генриха в обществе матери и купцов в город Аугсбург к своему деду. Эти сцены также несут весьма большую идейную нагрузку.

В них предстает жизнь средневековой Германии, правда, показанная через восприятие писателя-романтика. Новалис в целом идеализирует средние века.

Влюбленность Новалиса в средневековье объясняется главным образом тем, что тогда высоко ценился поэтический талант.

Эту мысль он иллюстрирует рассказом о бедном юноше, который своим пением и стихами покорил сердце королевской дочери и в конце концов добился ее руки, стал правителем страны.

Поэтический дар рассматривается Новалисом как самая большая общественная ценность, дающая человеку право на высшие почести и уважение в обществе.

«Генрих фон Офтердинген» — произведение типично романтическое. Каждый образ в нем по существу символичен, отражает в самом обобщенном плане определенные слои феодальной Германии.

Обратите внимание

Человек изображается Новалисом лишь в сфере своего сознания. В романе, собственно, нет конфликта в традиционном смысле этого слова.

Перед Генрихом, словно на экране, проходят отдельные люди, символизирующие отдельные классы средневекового общества, взятые в их духовном содержании,

Несмотря на свои симпатии к феодальной действительности, Новалис критически изображает отдельные ее явления. Весьма характерно в данном случае его отношение к рыцарям, с которыми Генрих сталкивается во время своего путешествия. Новалис нисколько их не идеализирует.

В его изображении — это типичные прожигатели жизни, весело проводящие время в ожидании очередной военной кампании по освобождению гроба господня. Новалис не находит в них черт подлинного рыцарского благородства. Он вообще неодобрительно относится к идее решения религиозных распрей кровавым путем.

От имени восточной пленницы Зюлеймы, насильно разлученной с родиной, Новалис выступает против крестовых походов, «страшной ненужной войны, которая всех озлобила, принесла бесконечно много горя и навсегда отделила Восток от Европы». Новалис против межнациональной вражды, его одобрение получают войны, ведущиеся в защиту национальной независимости.

Он характеризует их как «настоящие поэмы». «Они создают, — пишет Новалис, — истинных героев». Идея единства человечества, основанного на принципах взаимного уважения всех входящих в него народов,— важнейший пункт политической программы Новалиса.

Новалис настроен весьма критично к паразитизму правящих классов феодальной Германии. В явно контрастном сопоставлении с рыцарями он создает образ трудолюбивого рудокопа, который «родится в бедности и бедным умирает».

Добывая золото, он тем не менее не поддается его растлевающему влиянию, оставаясь нравственно незапятнанным.

«Металлы,— пишет Новалис, — теряют для него притягательную силу, когда становятся товаром, и он предпочитает искать их в недрах земли, чем следовать их зову в жизни».

Важно

Человек-труженик, наделенный физическим и нравственным здоровьем, — неотъемлемая часть эстетического идеала писателя. Это тот критерий, с помощью которого он оценивает все социальные слои феодального общества.

«Труд, — пишет Новалис о рудокопе, — сохраняет свежесть его сердца и бодрость духа.

Только он и знает прелесть света и покоя, отраду чистого воздуха и широкого горизонта; только он один вкушает еду и питье благоговейно и радостно, как причастие».

Большую смысловую нагрузку в романе несет сцена встречи Генриха с Отшельником. В ней раскрывается свойственное писателю романтическое понимание истории. Новалис полагает, что единство мировому процессу придает «мировая душа», духовная творческая субстанция, сцепляющая в единое целое все звенья развития мира — и природу и общество.

Более сложные образования содержат все основные свойства низших структур, и в результате возникает непрерывная, взаимосвязанная цепь развития, достигающая своего завершения в человеческой личности. Следовательно, элементы духовного, человеческого, как полагает Новалис, содержатся в тех или иных пропорциях и в камне, и в воде, и в растениях, и в животных.

В связи с этим познание действительности понимается Новалисом как самопознание. Человеку достаточно погрузиться в недра своей собственной сущности, и он может «вспомнить» свое прошлое, все фазисы своего инобытия, своего предшествующего существования, и перед ним откроются все тайны истории. Именно такого взгляда придерживается Отшельник.

Это провидец, обладатель книги человеческих судеб, где можно узнать и прошлое и будущее всех людей. Генрих прочел в ней о своей прошлой и будущей жизни.

Заключительные эпизоды романа посвящены пребыванию Генриха в Аугсбурге. Здесь он знакомится с Матильдой, дочерью Клингсора. Ее лицо показалось Генриху знакомым. Оказывается, он видел его во сне выглядывающим из чашечки голубого цветка.

Так соединяются в повествовании идеальная и реальная жизнь, мечта и действительность. Все материальное, чувственно воспринимаемое трактуется Новалисом , лишь как форма существования духовного, постигаемого в моменты интуитивного видения.

Совет

В сказке, рассказанной Клингсором Генриху, символически выражена уверенность Новалиса в победе любви над всеми антипоэтическими силами мира и в возможности достижения идеального царства красоты.

Реальное общество представлено в рассказе Клингсора владениями короля Арктура. Здесь царят холод и мрак, все мертво, не ощущается никакого дыхания жизни. Спасение приходит от детей Арктура —сына Эрота, символизирующего любовь, и дочери Басни, воплощающей поэтическое начало бытия. Главный враг их — Писец, защитник сухого рационализма. Новалис дает понять, что противник Эрота и Басни представляет эпоху Просвещения, столь нелюбимую консервативными немецкими романтиками. Борьба между поэтическими и антипоэтическими силами идет в романе с переменным успехом, но завершается в конце концов победой детей Арктура. Маленькой Басне удается, проникнув в преисподнюю, скормить тарантулам злобных Парок, союзниц Писца. В царстве Арктура снова сияет солнце. Радость переживают не только люди, но и природа. Испытав благотворное влияние любви и поэзии, она также пробудилась от сна. «Цветы и деревья мощно росли и зеленели. Все казалось одушевленным. Все говорило и пело… Звери подходили к проснувшимся людям, радостно приветствуя их. Растения угощали их плодами и ароматами и очаровательно наряжали их. Ни один камень не давил больше человеческой груди…» Таково реальное, по мнению Новалиса, воплощение в жизни «голубого цветка», той мечты, которая воодушевляла и вдохновляла писателя.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Источник: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/istoriya-nemeckoj-literatury/novalis.htm

Новалис (1772 – 1801 гг.)

Георг Фридрих Филипп Фрайхерр фон Гарденберг

Новалис (1772 – 1801 гг.), настоящее имя Фридрих фон Гарденберг – немецкий поэт, философ и мистик, один из представителей йенской школы романтизма.

Новалис был, по его же словам, странником в этом мире – пророком, явившимся, чтобы возвестить людям об иной жизни, в которую ему самому было уготовано так быстро возвратиться. Но перед тем как покинуть земную обитель, столь чуждую его душе, он оставил неиссякаемое духовное богатство своей поэзии.

Поэзии, благодаря которой можно прикоснуться к тому прекрасному и сказочному миру, посланцем которого был этот удивительный человек. Нельзя не согласиться со словами А.

Карельского, исследователя творчества Новалиса, писавшего о нем: «поэт, человек явно трагической личной судьбы, поэт, начавший с гимнов ночи и смерти и умерший молодым, оказался, в конечном счете, одним из самых светлых явлений в истории немецкого духа».

Все творчество Новалиса проникнуто богоискательством. Этот поиск – поиск души, отчетливо ощущающей присутствие Бога повсюду. Поэтому мистика, поэзия и философия соединяются в его творчестве в единое гармоничное целое – «магический идеализм».  Весь мир поэт осмысливал поэтически, и поэзия эта – не просто искусство, а способ восприятия и познания всей Вселенной.

Читайте также:  Краткая биография льюис

Новалис убежден, что ключ к этому познанию – в глубинах человеческого духа. Человек – микрокосмос, в центре которого сокрыто божественное зерно. Обращение к себе, изменение и преображение себя, внутренняя алхимия – то, что позволяет человеку непрестанно двигаться навстречу Отцу.

В 1798 г. под влиянием алхимии, которую поэт рассматривал с духовной точки зрения, Новалис пишет поэму «Знаю Тебя Самого» («Kenne Dich Selbst»).

Обратите внимание

Счастлив, кто сделался мудрым и миром больше не увлечен,Кто от себя самого камень вечной мудрости ждет.Только разумный человек – настоящий адепт, он превращаетВсе в жизнь и в золото – не нуждается больше ни в каких эликсирах.В нем самом работает святая реторта – Царь в нем –

И Дельфы также, и он, наконец, понимает: Знаю Тебя Самого.

Самопознание предстает здесь как путь к Богу, но в нем же открываются и тайны природного, земного мира. Человек поднимает покрывало тайны, наброшенное на него самого и  — «…что увидел он? Чудо чудес! — себя самого».

«Идеализм магический», который создал Новалис, не перестает быть идеализмом, укорененным в христианской вере. Нынешний природный мир – только образ того, до чего должен возвыситься дух в своем развитии. Но до тех пор люди должны прожить свою жизнь в истинной, идущей от сердца вере, питание которой – внутри человека, а не во внешних источниках.

Таково романтическое христианство Новалиса – христианство, которое учит, что Бог истинно «внутри вас есть» и никого нет в посредниках между Ним и человеком.

Во «Фрагментах» мы находим простую и одновременно великую мысль, вобравшую в себя все содержание религиозных взглядов Новалиса, а также и всю глубину мистической философии в целом: «Unser ganzes Leben ist Gottesdienst» («Вся наша жизнь – богослужение»).

Генрих Гейне удивительно точно отразил судьбу и творческий путь Новалиса в одной короткой фразе: «Новалис видел всюду чудеса и чудеса прекрасные, он подслушал беседы растений, знал тайну каждой распускающейся розы, отождествил себя, наконец, со всей природой, и когда наступила осень и опали листы, он умер».

 Илл.: Novalis, Stahlstich von Friedrich Eduard Eichens (1845).

Источник: http://mir-gnozis.ru/novalis-1772-1801

Культура и Образование

НОВАЛИС (Novalis, псевд.; настоящее имя Георг Филипп Фридрих фон Харденберг – Georg Philipp Friedrich von Hardenberg) (1772–1801), наиболее влиятельный поэт раннего немецкого романтизма.

Жизнь Новалиса небогата событиями.

Родился 2 мая 1772 в родовом имении Обервидерштедт в Саксонии, был старшим сыном; вырос в тесном кругу благочестивой семьи.

Получил традиционное для его положения юридическое образование в университетах Йены и Лейпцига (1790–1791) и, видя себя в будущем преемником отца в должности управляющего Саксонскими соляными копями, изучал экономику и горное дело во Фрайбурге (1797–1798). Умер Новалис в своем имении 25 марта 1801.

Во время учебы в Йене Новалис сблизился с литературным кружком, душой которого были братья Шлегель; в него входили также философы И.Г.Фихте и Ф.В.Шеллинг и поэт Л.Тик. В «Атенеуме», влиятельном журнале, издаваемом Шлегелями, Новалис опубликовал сборник блестящих афоризмов Цветочная пыльца (Blütenstaub, 1798) и прозаическую версию Гимнов к ночи.

Важно

Сильнейшим испытанием в жизни Новалиса стала любовь к невесте Софи фон Кюн, умершей в 1797 в возрасте пятнадцати лет. Потрясение близостью любви и смерти заняло центральное место в его жизни и творчестве.

Сплавляя воедино любовь, ночь, христианство, европейский и восточный мистицизм, Новалис воспринимает и изображает любовь как первозданную космическую и чисто индивидуальную силу, когда душевное переживание обеспечивает духовное слияние со всей вселенной.

Поэтическим воплощением этих воззрений стали Гимны к ночи (Hymnen an die Nacht, 1800), отдающие предпочтение таинственному мистическому царству ночи любви и веры перед миром здравого смысла и просвещенного разума. В незаконченном романе Генрих фон Офтердинген (Heinrich von Ofterdingen, 1800, опубл.

1802) герой-поэт ищет «голубой цветок», который привиделся ему во сне. Здесь философия и поэзия нераздельны; философия определена как тоска по родине, и на экзистенциальный вопрос «Куда же мы идем?» дается поразительный ответ: «Всякий путь ведет домой».

Чрезвычайно важна и в корне новая концепция языка у Новалиса, нашедшая выражение в этом романе и во фрагменте Монолог (Monolog, 1798). Взгляды Новалиса на природу поэзии и использование языка оказали мощное воздействие на французских символистов и всю поэзию 20 в.

Творчество Новалиса включает также незаконченный философский роман Ученики в Саисе (Die Lehrlinge zu Sais, 1798, опубл. 1802), сборник религиозных стихов Духовные песни (Geistliche Lieder, опубл.

1802), философско-культурологическое эссе Христианство, или Европа (Die Christenheit oder Europa, 1799, полное изд.

1826), где духовное, политическое и культурное единство католического Средневековья противопоставлено разрушительным силам Реформации и Просвещения; а также теоретические работы о поэтике, особенно Сказки (Märchen) в посмертно опубликованных Фрагментах (Fragmente) и Дневниках (Journale).

НОВАЛИС

ЛИТЕРАТУРА

Совет

Новалис. Ученики в Саисе. – В кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2. М. – Л., 1935
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973
Новалис. Генрих фон Офтердинген.

Окончание «Генриха фон Офтердингена» в изложении Л.Тика. – В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 1. М., 1979
Новалис.

Гейнрих фон Офтердинген; Фрагменты; Ученики в Саисе. СПб, 1995

Источник: http://encyclopaedia.biga.ru/enc/culture/NOVALIS.html

Новалис

Новалис (псевдоним, настоящее имя — Фридрих фон Гарденберг нем. Georg Friedrich Philipp Freiherr von Hardenberg; 2 мая 1772, Видерштедт — 25 марта 1801, Вайсенфельс) — немецкий писатель, один из самых крупных представителей немецкого романтизма.

Новалис родился в 1772 году в семье крупного землевладельца.

Новалис был разносторонне образованным человеком: в 1790 году он слушал философию в Йене у профессора Фихте, с 1791 по 1793 года изучал юридическое дело в Лейпциге и Виттенберге, в 1797–1798 годах учился в горной академии Фрейбурга.

Благодаря своим поездкам по различных учебным заведениям, он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени — братьями Шлегелями, Людвигом Тиком, Шиллером.

Человечество зеленеет и цветет, увядает и замирает – в одно и то же время.

Новалис

В 1795 году Новалис был помолвлен с Софи Кюн, которую очень любил. Она рано умерла, но её образ нашёл воплощение во всех героинях Новалиса. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.

После окончания университете в 1797 году, Новалис начал изучать теологию, стремясь к познанию мира. В одной из своих статей — «Христианство или Европа» (она была опубликована посмертно) — он высказывает мнение, что Германия способна двигаться вперед только с помощью средневековой католической церкви и рекомендовал бросить все силы на возрождение её.

Но будучи действительно образованным и думающим человеком, Новалис понимает, что забрасывать науку и коммерческие отношения нельзя — без этого Германия никогда не выйдет из состояния задворок Европы. И тогда он предлагает компромисс между церковью, торговлей и наукой. Роль организатора общественного прогресса в размышлениях Новалиса была отведена католической вере.

Человеком стать – это искусство.

Новалис

Новалис не успел воплотить в жизнь хоть что-то из своих предложений. Он умер в возрасте 29 лет от туберкулёза.

Обратите внимание

В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.

Неустойчивость социального бытия своей группы Новалис пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.

Человек – это солнце, чувства – его планеты.

Новалис

В его «Гимнах к ночи» (1800) смерть вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, непосредственным проникновением (интуицией), не осложнённым пагубными премудростями рационализма.

Отсюда возникает идеал непосредственно творящего, ищущего, вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта.

Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки — искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Новалиса — неоконченном романе «Гейнрих фон Офтердинген» (1797–1800).

Душа находится там, где мир внутренний соприкасается с миром внешним. Никто не сможет познать себя, если не будет собой и другим одновременно

Новалис

В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в её многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развёрнутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма.

Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, — образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, — нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», — все это раскрывает тот идейный мир, в который уходит Новалис от бренности в поисках абсолюта.

Читайте также:  Сочинения об авторе санд

«Генрих фон Офтердинген».` В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене.

Важно

Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка».

Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы. Роман состоит из двух частей. Первая часть — «Ожидание», которую Новалис закончил, посвящена путешествиям Генриха и его душевным изысканиям. Вторая часть — «Свершение», которую Новалис не успел закончить. Эта часть посвящена поэзии, её значению в жизни мира.

Поэзия — это мир. По задумке Новалиса Генрих должен был продолжить свое путешествие и наконец сорвать цветок из своего сна. Этот роман писался до 1799 года. Толчком к этому роману стал роман Гете «Мейстер», посвященный воспитанию и духовному росту. Гете в своем романе впервые поднимает тему профессии.

Новалис же воспитание напрямую связывает с духовным ростом. Голубой цвет в романе — это символ самораскрытия, внутреннего, духовного.

В этом романе Новалис полно раскрывает смысл лирической стихии. Офтердинген — сновидец и мечтатель, он открыт впечатлениям. Это история о том, как мир воспринимает новую душу, как новая душа воспринимает мир. Все очень лирично.

Роман написан простым общедоступным языком. Роман пронизывают философские диалоги и рассказы. Сам Офтердингене ищет себя, слушает рассказы других героев, сопоставляет их с собой, со своей жизнью. Каждая профессия символизирует поиск смысла жизни. Например, рудокоп. Он роет вглубь также, как познается смысл жизни.

Новалис, ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX века его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов, экспрессионистов и неоромантиков конца 1890-х.

Согласно некоторым источникам, Новалис является автором фразы «Религия — это опиум для народа», ставшей знаменитой благодаря Карлу Марксу.

— Публикации на русском языке * Генрих фон Офтердинген. М.: Госиздат, 1922 * Фрагменты// Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980, с.94–107 * (Стихотворения)// Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература, 1985, с.

26–85 * Вера и Любовь, или Король и Королева// Эстетика немецких романтиков. М.: Искусство, 1987, с.44–57 * Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996 * (Стихотворения)// Строфы века — 2. Антология мировой поэзии в русских переводах XX века. М.: Полифакт, 1998 (по указателю)

* Генрих фон Офтердинген. М.

: Ладомир; Наука, 2003

На заметку:
Известное изречение “религия опиум для народа” принадлежит перу Новалиса. В 1798 году он пишет: “Ваша так навязываемая религия действует как опий: она заманивает и приглушает боли вместо того, чтобы приумножить силу.”

Источник: http://known-name.ru/face/novalis

Гейнрих фон Офтердинген

В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене.

Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображённого Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы.

Роман состоит из двух частей. Первая, завершённая, называется «Ожидание».

Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок.

Совет

Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, иными словами — чистой поэзии и совершенной жизни. Ему не удаётся досмотреть свой сон до конца, поскольку к нему в комнату заходит мать и будит его.

Продолжение после рекламы:

Чуть позже Генрих покидает Турингию, дом своего отца, и вместе с матерью едет в Аугсбург, на её родину. Они путешествуют в сопровождении купцов, тоже направляющихся в Южную Германию. Генрих, которому предначертано стать большим поэтом, с трепетом прислушивается к рассказам своих попутчиков о поэтах и об их власти над душами всех живых существ.

Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далёкие времена, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища.

В другой легенде речь идёт о дворе просвещённого, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком.

Через год её возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем её отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорождённого внука.

Через несколько дней путники останавливаются в замке старого воина и становятся свидетелями подготовки к новому крестовому походу. В его же владениях Генрих знакомится с молодой, привезённой с Востока пленницей Зулеймой. Она томится вдали от родины и оплакивает свою безрадостную судьбу.

Покинув замок, Генрих со своими попутчиками вскоре останавливается в предгорной деревне, где знакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли.

Под его предводительством они посещают в горах целую галерею пещер, где находят останки доисторических животных и знакомятся с отшельником фон Гогенцолерном, который после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для отдохновения, познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Отшельник показывает им свои книги. В одной из них Генрих видит пещеру, самого себя, а рядом с собой — отшельника и старика, однако все одеты в непривычную одежду и надписи сделаны на непонятном ему языке. Постепенно он находит на других страницах восточную женщину, своих родителей и многих других известных ему людей.

Брифли существует благодаря рекламе:

Обратите внимание

Ознакомившись за время своего путешествия по стране с некоторыми тайнами истории и недр земли, Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду — старому Шванингу.

В доме у деда Генрих знакомится с поэтом Клингсором, величавым человеком, изображение которого он уже видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой.

Между молодыми людьми с первого же взгляда зарождается любовь, а вскоре они становятся женихом и невестой.

Клингсор руководит духовным созреванием юного Генриха. Он беседует с ним о поэзии, о его внутреннем мире и о наиболее целесообразном и естественном «пользовании» своими душевными силами.

Призывает его развивать разум, а также постигать закономерность происходящих в мире событий и «сущность» любого дела, любого явления, чтобы душа его в итоге стала внимательной и спокойной.

Необходимо также, чтобы душа была искренней, а искренняя душа подобна свету, она столь же проникновенна, могущественна и незаметна, как свет.

Генрих рассказывает Клингсору о своём путешествии, и вся его речь, её строй и образность свидетельствуют о том, что молодой человек рождён быть поэтом.

По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть «основное свойство духа человеческого».

Важно

Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими её врагами. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа.

В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии.

Вторая часть романа (её Новалис не успел закончить) называется «Свершение». Начинается она с того, что Генрих в облике странника, в состоянии равнодушного отчаяния, в которое он впал после смерти Матильды, бредёт по горам. Перед ним внизу расстилается Аугсбург, вдали блестит зеркало страшного таинственного потока.

В стороне он как будто бы видит монаха, стоящего на коленях перед дубом. Ему кажется, что это старый придворный капеллан. Однако, подойдя ближе, он осознает, что перед ним всего лишь утёс, над которым склонилось дерево. Вдруг дерево начинает дрожать, камень — глухо звенеть, а из-под земли раздаётся радостное пение.

Из дерева слышится голос, который просит Генриха сыграть на лютне и спеть песню и обещает, что тогда появится девушка, которую он должен взять с собой и не отпускать от себя. Генрих узнает в нем голос Матильды. В листве дерева перед ним возникает видение его возлюбленной, которая с улыбкой ласково на него смотрит.

Когда видение исчезает, вместе с ним из его сердца уходят все страдания и заботы. Не остаётся ничего, кроме тихого томления и грусти. Проходят боль утраты и чувство пустоты вокруг. Генрих начинает петь и не замечает, как к нему подходит девушка и уводит его с собой.

Она знакомит его со стариком, которого зовут Сильвестром, он врач, но Генриху кажется, что перед ним стоит старик рудокоп.

Оказывается, что давным-давно старика посетил и отец Генриха, в котором Сильвестр увидел задатки скульптора и познакомил его с драгоценным наследием древнего мира. Однако его отец не послушался зова своей истинной природы, и окружающая действительность пустила в нем слишком глубокие корни. Он сделался просто искусным ремесленником.

Старик желает, чтобы Генрих вернулся в свой родной город.

Совет

Однако Генрих говорит, что лучше узнает свою родину, путешествуя по разным странам, и вообще люди, много путешествующие, отличаются от других более развитым умом и другими удивительными свойствами и способностями.

Они ведут беседу о важности возобладания единой силы, силы совести надо всем сущим; о причине зла, которое, по мнению старика, коренится в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров и чувств во вселенной.

Новалис не успел завершить эту вторую часть, в которой хотел выразить саму суть поэзии. Не успел он и оформить свою мысль о том, что все на свете: природа, история, война, обыденная жизнь — все превращается в поэзию, поскольку она и есть дух, оживляющий все сущее в природе.

Во второй части Генриху предстояло более полно ознакомиться с окружающим миром.

Он должен был попасть в Италию, участвовать в военных действиях, при дворе императора встретиться с сыном Фридриха II и стать его близким другом, побывать в Греции, совершить путешествие на Восток, вплоть до Иерусалима, затем вернуться в Турингию и вместе с Клингсором принять участие в знаменитом поэтическом турнире.

Продолжение романа должно было превратиться в мифологическое и символическое повествование, в котором все: животные, растения и камни — должно было разговаривать и претерпевать волшебные превращения. Матильде, уже после своей смерти, в облике разных женщин предстояло часто встречать Генриха, который наконец наяву должен был сорвать «голубой цветок» из своего сна.

Источник: https://briefly.ru/novalis/genrih_fon_ofterdingen/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector