Краткая биография одоевский

Краткая биография Одоевского самое главное

Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка. Особого значения титулам Одоевский никогда не придавал. Владимир всегда участвовал в общественных кружках, занимался музыкой и литературой.

Жизнь Одоевского условно делится на три периода

Первый. Московский

Сирота Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Огромное значение придавал Владимир влиянию брата.

Первый общественный кружок, где участвовал Одоевский, закрыли по «вине» декабристов. В то время Владимир начинал писать роман, но не завершил это произведение. Зато он много редактирует, в том числе журналы. В тот период Одоевский увлекся мистикой, оккультизмом.

Питерский

Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии. Увлечение оккультизмом перерастает в интерес к алхимии и магии. Однако дружит Одоевский и со священниками, помогает им.

Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей.

Последний. Московский

Разочарованный в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение. Заняв сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского), ратовал за отмену крепостничества и смягчение цензуры. С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг.

В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было).
Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались.

Биография Одоевского для детей 3, 4 класса

В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей.

Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом.

Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.

Обратите внимание

 Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.

 По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском  архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.

В  1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.

В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора  Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки».

  Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве.

В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.

 В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом  священника и исследователя церковной музыки  Д.В. Разумовского.

В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.

Важно

 До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием.  Его интересы охватывали различные стороны жизни.

Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.

Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Зинаида Гиппиус
    В 1869 году 20 ноября в семье обрусевшего немца и дворянина Николая Гиппиус родилась дочь Зинаида. Родиной будущей мадонны декаданса стал небольшой городок Белёв, расположенный в Тульской губернии.
  • Елена Васильевна Глинская
    Великая княгиня московская Елена Васильевна Глинская родилась в Москве в 1508 году в семье царя Василия II, также известного по прозвищу “Тёмный”. Она росла умной и смышленой девушкой, учила иностранные языки, увлекалась живописью и искусством.
  • Эдвард Хагеруп Григ
    Эдвард Хагеруп Григ – величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.
  • Княгиня Ольга
    Великая княгиня Ольга, причисленная к Лику Святых, правила Киевской Русью в период с 945-960гг., в статусе регентши, при несовершеннолетнем сыне Святославе. Согласно «Повести временных лет» Ольга
  • Расул Гамзатов
    Поэт Р. Гамзатов появился на свет 8 сентября 1923 года в дагестанском селении Цада. После школы учился в педагогическом училище, затем пошел работать учителем.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/odoevskij-vladimir-fyodorovich

Владимир Одоевский. Сказки для детей. Произведения и биография

Краткая биография Одоевского Владимира Федоровича

  Владимир Федорович Одоевский – журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского романтизма.

Учёба Владимира Одоевского

  Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином.

Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И.

Давыдов и М. Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.

Первые публикации Владимира Одоевского

  Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать. В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику».

Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С. Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И. Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом.

Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой». Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях.

  В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером.

С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем. По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет.  

В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой.

Совет
Совет

Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам.

[/su_box]

Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».

 

Отношение Одоевского к декабристам

  В 1825 году биография Одоевского была омрачена таким известным событием, как восстание декабристов. Он отнёсся к нему с безоговорочным осуждением и грустным пониманием, ведь со многими заговорщиками писатель дружил или был близко знаком. Владимир Одоевский жёстко осудил николаевскую расправу над товарищами и готовился разделить их участь.

Но следственная комиссия не предъявила ему никаких обвинений.   В конце 1820-х годов биография Одоевского ознаменовывается началом работы над главным философским романом его жизни под названием «Русские ночи». Владимир завершит его в 1843 году. А в 1844 году роман выйдет в составе трёх томов сочинений В. Ф. Одоевского.

«Русские ночи», по сути, являются приговором немецкой философии от лица российской мысли. Данный вердикт выражался в чрезвычайно последовательном и внешне прихотливом чередовании притч и диалогов: европейская мысль объявлялась неспособной разрешить главные вопросы всемирного бытия и русской жизни в частности.

  Вместе с тем в «Русских ночах» содержится исключительно высокая оценка творчества Шеллинга: «Можно сказать, что Шеллинг в начале 19-го века был, как Колумб в 15-м: он открыл человеку доселе неизвестную его часть… душу». Ещё в 1820-х годах, находясь под влиянием философии Шеллинга, Владимир написал несколько статей, посвящённых проблемам эстетики.

Но немецкая философия — далеко не единственное увлечение, которое включает в себя духовная биография Одоевского. В 1830 г. писатель ознакомился с идеями новоевропейских мистиков: Баадера, Портриджа, Арндта, Сен-Мартена и др. В дальнейшем Владимир Одоевский изучал патристику, особо интересуясь традициями исихазма.

Многолетние размышления князя о смысле истории, судьбах культуры, прошлом и будущем России и Запада воплотились в его философском романе.   «Односторонность является ядом нынешнего общества и причиной всех недоумений, смут и жалоб», — писал князь в «Русских ночах».

По его мнению, эта универсальная односторонность появилась вследствие рационалистического схематизма, который просто неспособен предложить целостное и полное понимание человека, истории и природы. По Одоевскому, только символическое познание приближает людей к постижению «таинственных сил, связывающих жизнь вещественную и жизнь духовную».

Обратите внимание

Для этого, пишет князь, «естествоиспытатель воспринимает произведения как знаки вещественного мира, поэт – живые знаки собственной души, а историк – живые знаки, внесённые в летописи народов». Мысли писателя о символическом характере познания согласуются с общей традицией европейского романтизма.

В частности с теорией Шеллинга в сфере философии искусства и учениями Ф. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, которые подчёркивали особую роль познания в герменевтике – искусстве интерпретации и понимания. Владимир считал, что человек в буквальном смысле живёт в мире символов, причём это относится как к природной, так и к культурно-исторической жизни.

Отношение Одоевского к прогрессу

  Биография Одоевского, краткое содержание которой знают все школьники старших классов, не содержит никаких событий, свидетельствующих о неприятии им технического и научного прогресса. То есть писатель не был его противником.

На склоне лет князь писал: «То, что именуют судьбами мира, в данную минуту может зависеть от рычага, изобретённого каким-нибудь оборванцем на чердаке в Америке или Европе, посредством которого решаются вопросы, связанные с управлением аэростатами».

Также Владимир Одоевский считал бесспорным фактом то, что «с каждым научным открытием на одно человеческое страдание становится меньше».

Однако в общем, несмотря на силу технического прогресса и бурный рост различных общественных благ, западная цивилизация, по мнению писателя, из-за «одностороннего погружения в материальную среду» может дать человеку только иллюзию полной продуктивной жизни.

За уход из бытия в мир грёз современной цивилизации, человек рано или поздно будет расплачиваться. А вместе с пробуждением к нему придёт «невыносимая тоска». Вполне логично, если бы на этой фразе завершилась краткая биография Одоевского. Но есть ещё ряд интересных событий в жизни писателя.

  Биография Одоевского, краткое содержание которой есть во многих литературных энциклопедиях, насчитывает много полемик как со слявянофилами, так и с западниками. В этом нет ничего удивительного, ведь Владимир всегда отстаивал свои философские и общественные взгляды. В 1845 году в письме к А. С.

Важно

Хомякову (лидеру славянофилов) князь писал: «Моя судьба очень странная: вы считаете меня западным прогрессистом, а петербуржцы — отъявленным старовером-мистиком. Эти факты меня радуют, так как служат признаком того, что я нахожусь на пути к истине».

Читайте также:  Сочинения об авторе акутагава

  До издания романа «Русские ночи» биография Одоевского, краткое содержание которой вы сейчас читаете, ознаменовалась рядом творческих свершений. В 1833 году были опубликованы «Пёстрые сказки», собранные Иринеем Гомозейкою (этой словесной маской Владимир пользовался до конца жизни), которые впечатлили Н. В. Гоголя и предвосхитили тональность и образность его «Портрета», «Невского проспекта» и «Носа». В 1834 году вышла в свет сказка «Городок в табакерке», ставшая лучшим произведением во всей мировой словесности. Она на равных конкурировала с андерсеновскими рассказами и быстро полюбилась русским детям. Появились романтические повести, самая яркая из которых – «Последний квартет Бетховена». Она вышла в альманахе «Северные цветы» в 1831 году.

Отзывы коллег о Владимире Одоевском

  Краткая биография Одоевского содержит много отзывов коллег о его произведениях.

Вот, например, что написал Гоголь об упомянутой выше повести «Последний квартет Бетховена», а также о таких произведениях князя, как «Себастьян Бах» и Opere del Cavaliere: «Как же много у автора ума и воображения! Перечислено столько психологических явлений, что обычному человеку будет сложно их постигнуть!» Впоследствии вышло ещё несколько повестей, которые поэтесса К. Павлова окрестила «российской гофманианой»: «Саламандра», «Сильфида», «Косморама», «Сегелиель». Успехи князя заметил сам А. С. Пушкин и пригласил писателя сотрудничать с журналом «Современник» (так гласит его краткая биография). В. Ф. Одоевский взял на себя все хлопоты, связанные с выпуском 2-й книги «Современника», а после смерти поэта единолично выпустил 7-ю. До вмешательства Белинского «Современник» продержался только благодаря Владимиру.   В 1838 г. Владимир Одоевский продолжил тенденцию, намеченную в «Городке в табакерке» и «Пёстрых сказках». Можно сказать, что по этой причине оживилась его творческая биография. В. Ф. Одоевский опубликовал ряд «Повестей от дедушки Иренея». Они сразу попадают в категорию хрестоматийного чтения для детей. Успех окрыляет князя, и он его развивает, выпуская в 1843 году сборник «Сельское чтение», который становится народным журналом. В последующие 5 лет там были опубликованы 4 книги, которые переиздавались целых 11 раз. Белинский писал: «Одоевский породил целую гору книг для простонародья». В выпусках издания Владимир объяснял сложнейшие вопросы простым «народным» языком. Поэтому сборник и пользовался таким успехом.

Последние годы Владимира Одоевского

  В последние годы жизни Владимир Одоевский занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867). Все считали, что Владимир – поборник официозной народности.

Сам же князь написал: «Народность – это наследственная болезнь, от которой умрёт весь народ, если не освежит свою кровь физическим и духовным сближением с остальными нациями». Нечто подобное писатель и пытался сделать с российской и европейской культурой. Об этом нам говорит вся его биография. В. Ф. Одоевский скончался в Москве в начале марта 1869 года.

——————————————————- Владимир Одоевский. Сказки для детей. Читаем бесплатно онлайн  

Читать все сказки Одоевского
Читать сказки других известных авторов

 

Источник: https://skazkibasni.com/vladimir-odoevskij

Доклад: Одоевский Владимир Федорович

Князь, известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 г. в Орде и причтенного к лику святых.

Свое общее образование Одоевский получил в благородном пансионе при Московском университете и по окончании курса сотрудничал в «Вестнике Европы». Сблизившись с А.С.Грибоедовым и В.К.Кюхельбекером, он в 1824 — 25 гг. издавал альманах «Мнемозина». В 1826 г.

поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и в течение нескольких лет редактировал «Журнал Министерства Внутренних Дел». В 1846 г. был назначен помощником Директора Императорской Публичной Библиотеки и Директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г.

Обратите внимание

музея в Москву Одоевский был назначен сенатором московских департаментов сената, заняв должность первоприсутствующего 8 департамента.

Одоевский был человеком самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, он чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни.

Искание во всем и прежде всего правды («ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни»- писал он в свои преклонные годы, — «были всегда моими врагами и моими мучителями: всегда я преследовал их, и всюду они меня преследовали».) составляет исключительную черту всех его произведений.

Одоевский является не только как интересный повествователь сказочник, но и как научный мыслитель и исследователь нравственно-философских, экономических и естественных учений.

Совет

Среди многочисленных произведений Одоевского главное место занимают его «Русские ночи» — философская беседа между несколькими молодыми людьми, куда для иллюстрации выводимых автором положений вплетены рассказы и повести, из которых особенно выделяются два: «Бригадир» и «Себастьян Бах».

В последнем автор, излагая в изящной простоте биографию Баха, высказал, между прочим, свою восторженную любовь к музыке, как к «величайшему из искусств», изучению теории и истории которой он посвятил значительную часть своей жизни.

Из других повестей и рассказов, не вошедших в «Русские ночи», отличается большая полуфантастическая, полуисторическая повесть «Саламандра», написанная автором под влиянием изучения истории алхимии и исследований Я.К.Грота о финских легендах и поверьях, и серию полных злой иронии рассказов из своей жизни: «Новый год», «Княжна Мими», «Княжна Зизи» и др.

, сатирические сказки: «О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «О господине Коваколе» и др., а также серия нравоучительных детских сказок: «Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом» и др. Большая часть этих сказок была издана отдельной книгой под названием «Сказки дедушки Иринея».

Литературная деятельность Одоевского была также посвящена заботе о просвещении народа, и он долгое время состоял редактором «Сельского обозрения», издающегося Министерством внутренних дел; вместе с другом своим А.П.

Заблоцким-Десятовским Одоевский выпустил в свет книжки «Сельского чтения» в 20000 экземпляров под заглавием «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» и др.

Кроме этого, Одоевский написал для народного чтения ряд «Грамоток деда Иринея», а также «Пестрые сказки Иринея Гамозейки».

Одоевский был искренне предан интересам литературы и помогал всему честному и даровитому, что в ней появлялось, заботиться о расширении круга изданий. «Печать, — говорил он, — есть дело великое.

Честная литература — точно брандвахта, аванпостная служба среди общественного коварства». Одоевский, как было сказано выше, посвятил себя серьезному изучению музыки.

Обратите внимание

Как музыкальный писатель он известен следующими сочинениями о музыке: «Опыт о музыкальном языке» (1833), «Музыкальная грамота или основания музыки не для музыкантов» (1868), «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки» (речь, сказанная им при открытии Московской консерватории), «Об истинной русской музыке», «К вопросу о древнерусском пении» (газета «День» 1864, №№ 4, 17), «Русская и так называемая общая музыка» (в «Русском» Погодина 1867, №№ 11, 12).

В Петербурге на вечерах у Жуковского Одоевский сблизился с Глинкой.

Сближение это вскоре перешло в тесную дружбу, и Глинка неоднократно пользовался советами Одоевского, когда писал оперу «Жизнь за царя», успех которой был отпразднован на квартире Одоевского пением шутливого канона (“… веселися Русь, наш Глинка, уже не глинка, а — фарфор”), сочиненного Пушкиным, князем Вяземским и князем Вьельгорским и положенного на музыку самим Глинкой и Одоевским.

Как общественному деятелю, Одоевскому принадлежала инициатива устройства детских приютов, по его мысли в Петербурге основана больница для приходящих, получившая позднее наименование Максимилиановская, а также Елизаветинская детская больница. В заботе придти на помощь страждущим Одоевский встретил поддержку Великой княжны Елены Павловны, благодаря содействию которой в 1846 г. в Петербурге возникло «Общество посещения бедных».

Совет

Общество это, несмотря на неутомимую и энергичную деятельность своего председателя князя Одоевского, отдававшего ему все свое время и все свои силы, к сожалению, просуществовало только до 1855 г., когда должно было прекратить свою деятельность в последствие запрещения военным участвовать в нем, что лишило его множества деятельных членов и нанесло ему огромный удар.

Последние годы жизни Одоевский провел в Москве и смерть его застала за усиленными заботами об устройстве в Москве съезда археологов (Одоевский был одним из учредителей Археологического Общества и также Императорского Географического общества), во время которого ученики консерватории должны были под руководством Одоевского исполнить древнерусские церковные напевы. Эти напевы были исполнены на его скромных похоронах.

Одоевский умер в 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря.

Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/55841/

Александр Одоевский: биография, портреты, произведения поэта и декабриста

Поэт и декабрист, драгун и разжалованный солдат — эта фигура литературной России пушкинских времен весьма любопытна, хотя и почти позабыта сегодня. Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой.

Александр Одоевский. Акварель Н. Бестужева. 1833

Кто такой Одоевский

В день декабрьского восстания 1825 года это был молодой офицер из княжеского рода Рюриковичей, сын генерала — героя войны 1812 года. Красивый и богатый, талантливый и холостой, со звонким детским смехом и живой речью, постоянно бодрый и веселый. Основной чертой его характера была жизнерадостность.

В тайное общество он попал через дружбу с Рылеевым и Бестужевым. В роковой день заговора, как выяснило следствие, ничего такого Одоевский не сделал: находившись в состоянии умственного смятения, он просто бегал с пистолетом по площади, разговаривая с солдатами.

На допросах бедный 22-летний юноша показывал (впрочем, не совсем искренно, но очень испуганно), что членом тайного общества себя не считал, полагая всю эту историю шалостью и ребячеством. В крепости он сходил с ума.

«Он бегал, как запертый львенок в своей клетке, скакал через кровать или стул, говорил громко стихи и пел романсы. Этот-то пыл физической деятельности и был причиною, что даже терпение брата Николая разбилось при попытках передать ему нашу азбуку. Едва брат начинал стучать ему азбуку, он тотчас отвечал таким неистовым набатом, колотя руками и ногами в стену, что брат в страхе отскакивал, чтоб не обнаружить нашего намерения».
Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов

Приговор был не слишком суровым — ему дали восемь лет каторги с последующим поселением в Сибири. На каторге и поселении он пробыл с 1827 по 1837 год. Потом по приказу царя поселение заменили службой на Кавказском фронте рядовым.

Важно

Там Одоевский, постаревший и облысевший, но не потерявший темперамента и нежных душевных порывов, хохочущий до исступления и пытавшийся обогнать в джигитовке казаков, провел два года.

Его сослуживцами оказались Лермонтов и Лев Пушкин, прочитавший ему на память все стихи старшего брата. Умер он в 36-летнем возрасте от малярийной лихорадки в форте Лазаревском (в районе современного Сочи), могилу его вскоре разорили горцы, взявшие форт.

Лермонтов посвятил его памяти трогательное стихотворение, где называл его «мой милый Саша!».

За что его помнят

В советское время, когда из образа декабристов был сделан культ, в честь него любили называть улицы: еще бы, один из блестящей плеяды поэтов-мучеников царского режима! Пожалуй, самая запоминающаяся строчка Одоевского — из его стихотворного ответа на послание А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»:

Наш скорбный труд не пропадет,Из искры возгорится пламя,И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

В наши дни об этом поэте потихоньку забывают. Поразительно, но современники Одоевского тоже практически не знали, что он поэт.

До декабрьского восстания он успел напечатать только две критические статьи, при его жизни в прессе появилось только одно стихотворение — «Сен-Бернар», и то без ведома автора.

Только почти полвека спустя после смерти Одоевского, в 1883 году, декабрист барон Розен впервые собрал стихотворения своего покойного друга и напечатал их отдельной книгой.

Тогда критики, например Нестор Котляревский, писали, что, если б эти стихи были напечатаны в свое время, они бы заняли законное место в ряду тех искренних и неэффектных лирических стихотворений, какие писали другие авторы пушкинской эпохи.

Читайте также:  Краткая биография астафьев

Одоевский как ребус

Но самое любопытное в фигуре Одоевского — это запутанность наследия. Он не только почти не оставил напечатанных текстов — от него не осталось и автографов. Нашли только 24 строчки в паре писем да одно позднее стихотворение.

Александр Одоевский. 1824

Принципом Одоевского было отрицание самолюбия. Он никогда не записывал своих стихотворений — сочинял их наизусть и читал вслух друзьям, прекрасно импровизируя.

Одоевский был как Гомер: признавал только устное творчество. Почти все сохранившиеся стихи Одоевского, кроме упомянутых выше автографов, были запомнены и записаны его друзьями (в том числе декабристами М.А. Бестужевым, П.

А. Мухановым, И.И. Пущиным).

А если еще вспомнить, что сочинялись эти стихи (и хранились их списки) в суровых условиях сибирской каторги, то история становится еще запутанней. Кстати, при подготовке советского издания стихов Одоевского очень пригодились копии, нашедшиеся в секретных архивах Третьего отделения.

Розен попал на Кавказ в том же 1837 году и, наткнувшись на мечтательного поэта в Пятигорске, заставил его прочитать имевшиеся списки стихов и поправить в них ошибки. И даже в этом случае в его издание 1883 года попало множество непроверенных стихотворений из других источников. Поэтому советские литературоведы со временем отклонили авторство Одоевского у многих из них.

Что читать у Одоевского

Как бы ни хвалили критики 1880-х годов после выхода сборника Одоевского — этого вновь нашедшегося поэта золотого века русской литературы, великим современникам он, разумеется, уступает. Однако лучшие его произведения достаточно любопытны («Как я давно поэзию оставил», «Как недвижимы волны гор», «Тебя уж нет»).

Сосланный Одоевский называл свои стихи «песнями из гроба». Поражает его дума «Бал мертвецов», которую он сочинил, когда карету с арестантами провозили из крепости в ссылку мимо великолепно освещенного дворца Кочубеев, где веселилось все светское общество.

А в большой и в целом скучноватой поэме «Василько», которая посвящена ослеплению древнерусского князя, но написана под влиянием западноевропейского романтизма и похожа на рифмованного Вальтера Скотта, есть эффектная мистическая сцена. Главный злодей спускается в пещеру и общается с волхвами и ведьмами.

Хор жрецов

Грудных младенцев, непричастныхГреху отцов,Несите, ведьмы и русалки,Пред лик богов!Мы на костре сожжем начаткиОт их волос.Чтоб сын славян богам славянским

Во славу рос.

Три ведьмы

Мы змеею зашипелиИ как вихорь понеслись;С визгом в теремы влетелиИ детей из колыбели

Мы схватили и взвились

.

Источник: https://www.culture.ru/materials/69915/24-strochki-aleksandra-odoevskogo

Владимир Одоевский. Сказки для детей. Произведения и биография — Библиотека для детей

 
   

Сказки Владимира Одоевского для детей.Полный список произведений.Сказки дедушки Иринея.Краткая биография,жизнь и творчество В.Одоевского

 
Бедный Гнедко
Городок в табакерке
Житель Афонской горы
Мороз Иванович
О четырёх глухих
Отрывки из журнала Маши
Разбитый кувшин.

Ямайская сказка
Столяр
Червячок
Шарманщик
Анекдоты о муравьях
Серебряный рубль
Сиротинка
Два дерева
Деревянный гость, или сказка об очнувшейся кукле и господине Кивакеле
Игоша
Индийская сказка о четырех глухих
Необойдённый дом  

Читать все сказки Одоевского.Список произведений.
Читать сказки других известных авторов

 

Краткая биография Одоевского Владимира Федоровича

 
Владимир Федорович Одоевский – журналист, писатель, князь, музыковед, издатель и общественный деятель. Один из самых ярких представителей русского романтизма.

Учёба Владимира Одоевского

 
Одоевский Владимир Федорович, биография которого хорошо известна поклонникам его творчества, родился в Москве в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец — дворянином.

Он работал директором в Московском отделении Государственного банка. В 1822 году Владимир Одоевский с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М.

Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев.

Первые публикации Владимира Одоевского

 
Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать.

В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С. Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И.

Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой».

Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях.

«Общество любомудрия» и «Мнемозина»

 
В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером.

С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем.

По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет.

 
В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой.

Совет
Совет

Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам.

[/su_box]

Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».

Отношение Одоевского к декабристам

 
В 1825 году биография Одоевского была омрачена таким известным событием, как восстание декабристов.

Он отнёсся к нему с безоговорочным осуждением и грустным пониманием, ведь со многими заговорщиками писатель дружил или был близко знаком.

Владимир Одоевский жёстко осудил николаевскую расправу над товарищами и готовился разделить их участь. Но следственная комиссия не предъявила ему никаких обвинений.

«Русские ночи»

 
В конце 1820-х годов биография Одоевского ознаменовывается началом работы над главным философским романом его жизни под названием «Русские ночи». Владимир завершит его в 1843 году. А в 1844 году роман выйдет в составе трёх томов сочинений В. Ф. Одоевского.

«Русские ночи», по сути, являются приговором немецкой философии от лица российской мысли.

Данный вердикт выражался в чрезвычайно последовательном и внешне прихотливом чередовании притч и диалогов: европейская мысль объявлялась неспособной разрешить главные вопросы всемирного бытия и русской жизни в частности.

 
Вместе с тем в «Русских ночах» содержится исключительно высокая оценка творчества Шеллинга: «Можно сказать, что Шеллинг в начале 19-го века был, как Колумб в 15-м: он открыл человеку доселе неизвестную его часть… душу».

Ещё в 1820-х годах, находясь под влиянием философии Шеллинга, Владимир написал несколько статей, посвящённых проблемам эстетики. Но немецкая философия — далеко не единственное увлечение, которое включает в себя духовная биография Одоевского. В 1830 г.

писатель ознакомился с идеями новоевропейских мистиков: Баадера, Портриджа, Арндта, Сен-Мартена и др. В дальнейшем Владимир Одоевский изучал патристику, особо интересуясь традициями исихазма.

Многолетние размышления князя о смысле истории, судьбах культуры, прошлом и будущем России и Запада воплотились в его философском романе.

Символизм «Русских ночей»

 
«Односторонность является ядом нынешнего общества и причиной всех недоумений, смут и жалоб», — писал князь в «Русских ночах». По его мнению, эта универсальная односторонность появилась вследствие рационалистического схематизма, который просто неспособен предложить целостное и полное понимание человека, истории и природы.

По Одоевскому, только символическое познание приближает людей к постижению «таинственных сил, связывающих жизнь вещественную и жизнь духовную». Для этого, пишет князь, «естествоиспытатель воспринимает произведения как знаки вещественного мира, поэт – живые знаки собственной души, а историк – живые знаки, внесённые в летописи народов».

Мысли писателя о символическом характере познания согласуются с общей традицией европейского романтизма. В частности с теорией Шеллинга в сфере философии искусства и учениями Ф. Шлейермахера и Ф. Шлегеля, которые подчёркивали особую роль познания в герменевтике – искусстве интерпретации и понимания.

Владимир считал, что человек в буквальном смысле живёт в мире символов, причём это относится как к природной, так и к культурно-исторической жизни.

Отношение Одоевского к прогрессу

 
Биография Одоевского, краткое содержание которой знают все школьники старших классов, не содержит никаких событий, свидетельствующих о неприятии им технического и научного прогресса. То есть писатель не был его противником.

На склоне лет князь писал: «То, что именуют судьбами мира, в данную минуту может зависеть от рычага, изобретённого каким-нибудь оборванцем на чердаке в Америке или Европе, посредством которого решаются вопросы, связанные с управлением аэростатами». Также Владимир Одоевский считал бесспорным фактом то, что «с каждым научным открытием на одно человеческое страдание становится меньше».

Однако в общем, несмотря на силу технического прогресса и бурный рост различных общественных благ, западная цивилизация, по мнению писателя, из-за «одностороннего погружения в материальную среду» может дать человеку только иллюзию полной продуктивной жизни. За уход из бытия в мир грёз современной цивилизации, человек рано или поздно будет расплачиваться.

А вместе с пробуждением к нему придёт «невыносимая тоска». Вполне логично, если бы на этой фразе завершилась краткая биография Одоевского. Но есть ещё ряд интересных событий в жизни писателя.

Полемика

 
Биография Одоевского, краткое содержание которой есть во многих литературных энциклопедиях, насчитывает много полемик как со слявянофилами, так и с западниками. В этом нет ничего удивительного, ведь Владимир всегда отстаивал свои философские и общественные взгляды.

В 1845 году в письме к А. С. Хомякову (лидеру славянофилов) князь писал: «Моя судьба очень странная: вы считаете меня западным прогрессистом, а петербуржцы — отъявленным старовером-мистиком. Эти факты меня радуют, так как служат признаком того, что я нахожусь на пути к истине».

События до «Русских ночей»

 
До издания романа «Русские ночи» биография Одоевского, краткое содержание которой вы сейчас читаете, ознаменовалась рядом творческих свершений. В 1833 году были опубликованы «Пёстрые сказки», собранные Иринеем Гомозейкою (этой словесной маской Владимир пользовался до конца жизни), которые впечатлили Н. В.

Гоголя и предвосхитили тональность и образность его «Портрета», «Невского проспекта» и «Носа». В 1834 году вышла в свет сказка «Городок в табакерке», ставшая лучшим произведением во всей мировой словесности. Она на равных конкурировала с андерсеновскими рассказами и быстро полюбилась русским детям.

Появились романтические повести, самая яркая из которых – «Последний квартет Бетховена». Она вышла в альманахе «Северные цветы» в 1831 году.

Отзывы коллег о Владимире Одоевском

 
Краткая биография Одоевского содержит много отзывов коллег о его произведениях.

Вот, например, что написал Гоголь об упомянутой выше повести «Последний квартет Бетховена», а также о таких произведениях князя, как «Себастьян Бах» и Opere del Cavaliere: «Как же много у автора ума и воображения! Перечислено столько психологических явлений, что обычному человеку будет сложно их постигнуть!» Впоследствии вышло ещё несколько повестей, которые поэтесса К. Павлова окрестила «российской гофманианой»: «Саламандра», «Сильфида», «Косморама», «Сегелиель». Успехи князя заметил сам А. С. Пушкин и пригласил писателя сотрудничать с журналом «Современник» (так гласит его краткая биография). В. Ф. Одоевский взял на себя все хлопоты, связанные с выпуском 2-й книги «Современника», а после смерти поэта единолично выпустил 7-ю. До вмешательства Белинского «Современник» продержался только благодаря Владимиру.

Народные произведения

 
В 1838 г. Владимир Одоевский продолжил тенденцию, намеченную в «Городке в табакерке» и «Пёстрых сказках». Можно сказать, что по этой причине оживилась его творческая биография. В. Ф. Одоевский опубликовал ряд «Повестей от дедушки Иренея». Они сразу попадают в категорию хрестоматийного чтения для детей.

Успех окрыляет князя, и он его развивает, выпуская в 1843 году сборник «Сельское чтение», который становится народным журналом. В последующие 5 лет там были опубликованы 4 книги, которые переиздавались целых 11 раз. Белинский писал: «Одоевский породил целую гору книг для простонародья».

Читайте также:  Сочинения об авторе лермонтов

В выпусках издания Владимир объяснял сложнейшие вопросы простым «народным» языком. Поэтому сборник и пользовался таким успехом.

Последние годы Владимира Одоевского

  В последние годы жизни Владимир Одоевский занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867).

Все считали, что Владимир – поборник официозной народности. Сам же князь написал: «Народность – это наследственная болезнь, от которой умрёт весь народ, если не освежит свою кровь физическим и духовным сближением с остальными нациями».

Нечто подобное писатель и пытался сделать с российской и европейской культурой. Об этом нам говорит вся его биография. В. Ф. Одоевский скончался в Москве в начале марта 1869 года. ——————————————————- Владимир Одоевский.Сказки для детей.

Читаем бесплатно онлайн  

Читать все сказки Одоевского.Список произведений.
Читать сказки других известных авторов

Источник: https://skazkii.ru/vladimir-odoevskij

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Посмотреть видео по теме Доклада

Князь, известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 г. в Орде и причтенного к лику святых.

Свое общее образование Одоевский получил в благородном пансионе при Московском университете и по окончании курса сотрудничал в “Вестнике Европы”. Сблизившись с А.С.Грибоедовым и В.К.Кюхельбекером, он в 1824 – 25 гг. издавал альманах “Мнемозина”. В 1826 г.

поступил на службу в ведомство иностранных исповеданий и в течение нескольких лет редактировал “Журнал Министерства Внутренних Дел”. В 1846 г. был назначен помощником Директора Императорской Публичной Библиотеки и Директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г.

Обратите внимание

музея в Москву Одоевский был назначен сенатором московских департаментов сената, заняв должность первоприсутствующего 8 департамента.

Одоевский был человеком самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, он чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни.

Искание во всем и прежде всего правды (“ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни”- писал он в свои преклонные годы, – “были всегда моими врагами и моими мучителями: всегда я преследовал их, и всюду они меня преследовали”.) составляет исключительную черту всех его произведений.

Одоевский является не только как интересный повествователь сказочник, но и как научный мыслитель и исследователь нравственно-философских, экономических и естественных учений.

Среди многочисленных произведений Одоевского главное место занимают его “Русские ночи” – философская беседа между несколькими молодыми людьми, куда для иллюстрации выводимых автором положений вплетены рассказы и повести, из которых особенно выделяются два : “Бригадир” и “Себастьян Бах”.

В последнем автор, излагая в изящной простоте биографию Баха, высказал, между прочим, свою восторженную любовь к музыке, как к “величайшему из искусств”, изучению теории и истории которой он посвятил значительную часть своей жизни.

Из других повестей и рассказов, не вошедших в “Русские ночи”, отличается большая полуфантастическая, полуисторическая повесть “Саламандра”, написанная автором под влиянием изучения истории алхимии и исследований Я.К.Грота о финских легендах и поверьях, и серию полных злой иронии рассказов из своей жизни: “Новый год”, “Княжна Мими”, “Княжна Зизи” и др.

, сатирические сказки: “О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем”, “О господине Коваколе” и др., а также серия нравоучительных детских сказок: “Душа женщины”, “Игоша”, “Необойденный дом” и др. Большая часть этих сказок была издана отдельной книгой под названием “Сказки дедушки Иринея”.

Литературная деятельность Одоевского была также посвящена заботе о просвещении народа, и он долгое время состоял редактором “Сельского обозрения”, издающегося Министерством внутренних дел; вместе с другом своим А.П.

Важно

Заблоцким-Десятовским Одоевский выпустил в свет книжки “Сельского чтения” в 20000 экземпляров под заглавием “Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля”, “Что такое чертеж земли и на что это пригодно” и др.

Кроме этого, Одоевский написал для народного чтения ряд “Грамоток деда Иринея”, а также “Пестрые сказки Иринея Гамозейки”.

Одоевский был искренне предан интересам литературы и помогал всему честному и даровитому, что в ней появлялось, заботиться о расширении круга изданий. “Печать, – говорил он, – есть дело великое.

Честная литература – точно брандвахта, аванпостная служба среди общественного коварства”. Одоевский, как было сказано выше, посвятил себя серьезному изучению музыки.

Как музыкальный писатель он известен следующими сочинениями о музыке: “Опыт о музыкальном языке” (1833), “Музыкальная грамота или основания музыки не для музыкантов” (1868), “Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки” (речь, сказанная им при открытии Московской консерватории), “Об истинной русской музыке”, “К вопросу о древнерусском пении” (газета “День” 1864, №№ 4, 17), “Русская и так называемая общая музыка” (в “Русском” Погодина 1867, №№ 11, 12).

В Петербурге на вечерах у Жуковского Одоевский сблизился с Глинкой.

Сближение это вскоре перешло в тесную дружбу, и Глинка неоднократно пользовался советами Одоевского, когда писал оперу “Жизнь за царя”, успех которой был отпразднован на квартире Одоевского пением шутливого канона (“…

веселися Русь, наш Глинка, уже не глинка, а – фарфор”), сочиненного Пушкиным, князем Вяземским и князем Вьельгорским и положенного на музыку самим Глинкой и Одоевским.

Как общественному деятелю, Одоевскому принадлежала инициатива устройства детских приютов, по его мысли в Петербурге основана больница для приходящих, получившая позднее наименование Максимилиановская, а также Елизаветинская детская больница. В заботе придти на помощь страждущим Одоевский встретил поддержку Великой княжны Елены Павловны, благодаря содействию которой в 1846 г. в Петербурге возникло “Общество посещения бедных”.

Совет

Общество это, несмотря на неутомимую и энергичную деятельность своего председателя князя Одоевского, отдававшего ему все свое время и все свои силы, к сожалению, просуществовало только до 1855 г., когда должно было прекратить свою деятельность в последствие запрещения военным участвовать в нем, что лишило его множества деятельных членов и нанесло ему огромный удар.

Последние годы жизни Одоевский провел в Москве и смерть его застала за усиленными заботами об устройстве в Москве съезда археологов (Одоевский был одним из учредителей Археологического Общества и также Императорского Географического общества), во время которого ученики консерватории должны были под руководством Одоевского исполнить древнерусские церковные напевы. Эти напевы были исполнены на его скромных похоронах.

Одоевский умер в 1869 г. в Москве и погребен на кладбище Донского монастыря.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mediaterra.ru

Князь, известный русский писатель и общественный деятель, родился в 1803 г. в Москве и был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, происходя по прямой линии от князя черниговского Михаила Всеволодовича, замученного в

Источник: https://stud-baza.ru/odoevskiy-vladimir-fedorovich-doklad-biografii

Краткая биография Владимир Федорович Одоевский (*Общие критические статьи)

Князь В. Ф. Одоевский (1803-1869), писатель, философ, музыкант, один из умнейших, энциклопедически образованных людей своего времени. Воспитывался в Московском благородном пансионе. В 1823 г. вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым стал во главе общества любомудров, целью которого было “изучение современного германского любомудрия” и создание самобытной русской философии.

С В. К. Кюхельбекером издавал альманах “Мнемозина” (1824-1825). Переехав в 1826 г. из Москвы в Петербург, служил в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, а затем помощником директора Публичной библиотеки. Дом Одоевских стал в то время духовным и интеллектуальным центром Петербурга: здесь собирались литераторы, художники, музыканты.

Постоянным посетителем литературно-музыкального салона Одоевского был А. С. Пушкин, совместно с которым Одоевский и Н. В. Гоголь в 1833 г. намеревались издавать альманах “Тройчатку” (впоследствии Одоевский стал также сотрудником пушкинского “Современника”).

Одоевский писал музыкальные пьесы, статьи о музыке, работал над усовершенствованием клавесина, занимался

вопросами естествознания и политики, но основной сферой его деятельности была изящная словесность.

Представитель течения философского романтизма в литературе, Одоевский работал преимущественно в области малых жанров: создавал аллегории (“Старики, или Остров Панхаи”), притчи (“Бал”, “Бригадир”, “Насмешки мертвеца”), сказки гротескно-дидактического содержания (в 1833 г.

им был издан сборник “Пестрые сказки”), светские и фантастические повести и новеллы (“Княжна Мими”, “Княжна Зизи”, “Косморама” и др.). В конце 30-х гг. замышляет цикл повестей об общении человека со стихийными духами (“Сильфида”, “Саламандра”). Своеобразной энциклопедией русского романтизма стал роман Одоевского “Русские ночи” (1843), куда вошли его наиболее значительные повести 30-х гг., обрамленные философскими диалогами. В них писатель воссоздал атмосферу собраний Общества любомудров 1823- 1825 гг.

Обратите внимание

Отличительная черта прозы Одоевского – смешение фантастического и реального, мистики и рационализма, сатиры и философии, что отчетливо проявилось в новелле “Привидение”.

Привидение.- Впервые новелла опубликована: Литературные прибавления к “Русскому инвалиду”. 1838. № 40. Публикуется по изданию: В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы. М.: Дет. лит., 1985.

“Ник. Вас. Путяге” .- Н. В. Путята (1802-1877) – литератор, близкий друг Е. А. Баратынского. Дружеские отношения связывали его в 30-е гг. также с Одоевским и Пушкиным.

“…Ириней Модестович…” .- Первая книга Одоевского носила название: “Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ…” (1833). Впоследствии Ириней Модестович стал сквозным героем-повествователем ряда повестей Одоевского – прием, характерный для русской литературы 30-х гг. XIX в.

“…чинились…” – ломались, были чрезмерно церемонными.

“…первородного греха…” – так называлось в Библии греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола вкусивших яблоко познания и изгнанных за то из рая.

“…о людях, являвшихся после смерти…” .- См. примеч. к с. 121.

“…о танцующих стульях…” .- В 1830-е гг. это была одна из излюбленных тем светского общества (см. предисл.).

“…вольтерьянец…” – последователь учения Вольтера, политический и религиозный вольнодумец. В начале XIX в. слово часто употреблялось с бранным оттенком.

“…”Epitre a Uranie”…” – философско-дидактическая поэма Вольтера “Послание к Урании” (1733), в которой он выступает против христианского догмата о всеблагом боге.

” “Discours en vers”…” – поэтический трактат Вольтера “Рассуждение в стихах о человеке” (1738), в котором утверждается равенство сословий и теория “разумного эгоизма”.

“…готической архитектуры…” .-Для готической архитектуры (XII-XV вв.) характерны: стрельчатые арки, полукруглые окна с. многоцветными витражами, гигантские ажурные башни, устремленные ввысь, сложный орнамент. Все это противостояло гармонии и плавности линий античной архитектуры, за что итальянцы в XV в. назвали данный стиль готическим, то есть варварским.

“…английский сад…” – разновидность ландшафтного парка, основанного на использовании естественного ландшафта. Стал выражением романтизма в садово-парковой архитектуре второй половины XVIII в.

Источники:

    Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

    Аннотация:

    В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

    Источники:

      Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII – начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с

      Аннотация:

      В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/kratkaya-biografiya-vladimir-fedorovich-odoevskij-obshhie-kriticheskie-stati/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector