Краткая биография овидий

Публий Овидий Назон – краткая биография

Выдающийся римский поэт Овидий (полное имя – Публий Овидий Назон) родился в средней Италии, в городе Сульмон в 43 г. до н. э. Об этом он сам рассказал в автобиографии. Овидий был потомком рода, относящегося к сословию всадников. Рос в богатой семье и получил благодаря стараниям отца замечательное образование.

Жившего в Риме и проходившего обучение у самых знаменитых наставников Овидия, тем не менее, не интересовало ораторское искусство; в то же время увлеченность поэзией прослеживалась еще в ранней юности. Даже когда ему надлежало написать что-то прозой, получались стихи.

Выполняя волю отца, Овидий стал государственным служащим, но карьера его закончилась где-то на низших должностях, после чего будущий выдающийся литератор оставил ее и занимался только поэзией, благо, финансовое положение позволяло не заботиться о хлебе насущном.

Обратите внимание

Образование Овидий получал не только Риме, но и в Афинах, в Сицилии и Малой Азии; накопленный опыт лег в основу его литературных произведений.

Овидию не пришлось долго ожидать благосклонности публики, известность пришла к нему сразу, а многие знаменитые поэты, в частности, Проперций и Гораций, стали его добрыми друзьями.

Самые первые из своих сочинений Овидий сжег, а затем явил общественности так называемые «Героиды» (послания любовного содержания, адресованные женщинами героической эпохи любимым мужчинам) и любовные элегии. Три книги любовных элегий, состоящие из 49 стихотворений, дошли до сегодняшнего времени.

Эти сочинения прославили его, но еще больший фурор произвела поэма «Наука о любви» в трех книгах, посвященная любовным, в том числе плотским, взаимоотношениям полов. Нескромность содержания сочеталась с выдающимися художественными достоинствами, свидетельствующими о зрелости мастерства художника.

Вслед за ней последовала также не чуждая натурализма поэма «Лекарство от любви».

В конце 8 г. н. э. произошло событие, которое предопределило всю дальнейшую биографию Овидия: он был сослан императором Августом в город Томы на побережье Черного моря (современная Румыния). Причины немилости неизвестны. Овидий сам упоминал о недовольстве стихами и некоем поступке, туманно говорил об ошибке.

Как бы там ни было, именно новое положение Овидия обусловило перелом в его творчестве, показало поэта совершенно с другой стороны, пребывающего в другом настроении.

Еще в дороге Овидий начал писать «Скорбные элегии», ставшие новым жанром в национальной поэзии, т.к. элегии ранее были связаны исключительно с любовной тематикой.

Эти сочинения проникнуты переживаниями и скорбью; часть из них обращена к Августу с надеждой на перемену участи. Затем им были написаны «Понтийские письма».

Важно

Во время нахождения Овидия в ссылке увидело свет его самое знаменитое произведение, вошедшее в сокровищницу античной культуры, – поэма «Метаморфозы». Строго говоря, она была написана в Риме, но неожиданный отъезд спровоцировал автора на уничтожение рукописи, благо, с нее сохранилось несколько списков.

Овидий, живя в Томах, переработал и дополнил сочинение до того вида, в котором оно известно сейчас. Поэма, во многом основанная на мифологии, фольклоре, включает в себя 250 сюжетов, в которых рассказывается о разнообразных превращениях живых существ в камни, растения, предметы и т.п.

Это произведение всегда было очень популярным, на другие языки его начали переводить очень давно.

Еще одним крупным (не только с точки зрения размера, но и значения) произведением являются «Фасты» – своеобразный календарь, в котором Овидий объясняет содержание священных римских дней и праздников. До сегодняшнего дня сохранилось только 6 книг, обрисовывающих события первого полугодия.

Смерть Овидия ознаменовала окончание золотого века римской поэзии. Его творчество – уникальное явление в мировой литературе. По степени влияния на европейское искусство с «Метаморфозами» не может сравниться ни одно из произведений эпохи античности. Эту поэму считали любимой многие выдающиеся люди, например, Гёте, Монтень и др. Пушкин давал творчеству Овидия чрезвычайно высокую оценку.

Скончался последний знаменитый поэт августовского века около 18 г. нашей эры.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_ovidiy.html

Овидий цитаты | Краткая биография Овидия

Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №14)

Овидий цитаты. Назон Публий Овидий кратко. Римский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к богатому всадническому сословию, и получил обычное в то время риторическое образование.

Воспитывался в эпоху Империи Августа, когда по окончании гражданских войн и установлении примата Италии над провинциями чрезвычайно возросло благосостояние италийского землевладельческого и торгового населения.

Овидий был поэтом светской жизни Рима века Aвгуста, отразил в своем творчестве идеологию торгово-ростовщического класса (всадничества), достигшего в то время высокой степени экономического развития.

Творчество Овидия

Oвидию чужда социальная и философская проблематика, характерна и для предшествуюшего литературного поколения, пережившего крушение Республики (Вергилий, Гораций) в его творчестве решительно пpeoбладают эротические темы, с упором не на глубину или нeпocpeдственность переживания, а на остроумную и эффектную ироническую игру тpaдuцuонными литературными мотивами. Произведения Овидий отличаются виртуозной легкостью и гибкостью стиха, которыми он владел в совершенстве. В его литературный стиль торгово-ростовщического класса изживал период своей молодости, от эпохи подъема переходил к эпохе зрелости.

Культивируя индивидуалистическую поэзию, Овидий в ранних поэмах «Наука любви» u «Средства от любви» дает наставления в области любовных отношений, вводит сценки из римской жизни.

Совет

Переход к большим произведениям в духе эллинистической “ученой” поэзии отмечен созданием поэмы Овидия «Метаморфозы», которая задумана как эпос и содержит около 250 мифологических и фольклорных сказаний о превращениях людей в животных, растения, созвездия и даже в камни. В последний период жизни написаны «Скорбные элегии» и «Понтийские послания».

В конце 8 г. н. э. Овидий был сослан Августом в город Томы (ныне порт Констанца в Румынии), где и умер.
Овидия высоко ценил А.С. Пушкин, интерес к поэту-изгнаннику отразился в стихотворении «В стране, где Юлией венчанный», «К Овидию», в поэме «Цыганы».

Овидий цитаты

* Бедный повержен везде.

* Без размолвок недолго длится любовь.

* Близки искусства тебе, а под их благодатным покровом кротость приемлют сердца, злобные распри бегут.

* Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Скорей перестанут петь птицы, летом стрекотать кузнечики, скорей аркадская собака пустится бежать от зайца, чем ответит отказом женщина на вкрадчивые предложения молодого человека! Согласится даже та, о согласии которой ты не мог бы и думать.

* В тысяче образов смерть у меня пред глазами витает; гибель не столь тяжела, сколь ожиданье ее.

* Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на стаю птиц.

Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ, быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвящать заботе о привлечении большого числа поклонников.

Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.

* Верь опыту.

* Вечно и всюду молчать — небольшая в этом заслуга. Но грешно говорить то, о чем должно молчать.

* Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы.

Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, проходят грусть, заботы и морщины на лбу, намерения становятся искренними, что так редко в наш век. Вино уничтожает всякую искусственность.

Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказалась огнем в огне.

* Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается.

* Время исцеляет любовную тоску.

* Все изменяется, ничто не исчезает.

* Все может ослабить время, но не мою печаль.

* Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире.

* Всепожирающее время.

* Всякая надежда, основанная на заслуге, законна.

* Говорливая молва, которая любит прибавить к правде ложь, растет с каждой самой маленькой ложью.

* Груз становится легким, когда несешь его с покорностью.

* Дело подлого труса — топтать того, кто упал.

* Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.

* Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их.

* Добродетельна только та жена, которую не принуждает страх. Та, которая верна из боязни, совсем не верна.

* Дозволено учиться даже у врага.

* Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что ты в восторге от ее красоты. Будет она в красном платье — хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идет ей.

Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дорoже золота, если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали ее за это. Подойдет она в одной рубашке, кричи: «Ты жжешь меня!» и умоляющим голосом проси ее не простудиться.

Если ее волосы искусно расчесаны на две косы, восторгайся, что они расчесаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся ее руками в танцах и голосом, когда она поет, если же она перестанет, покажи сожаление, что она рано окончила пение.

* Eсть некоторое наслаждение и в слезах.

* Женщина которая не согрешает только потому, что это не дозволено — согрешает.

* Зависть терзает сама себя.

* Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.

* Занятия налагают отпечатки на характер.

* Запретный плод сладок.

* Зло подавляй в зародыше! Если упущено время и укрепилась болезнь, что тут поделает врач?

* И кольцо стирается со временем.

* Или не берись, или доводи до конца.

* Искусства смягчают нравы.

* K неизвестному нет влечения.

* Какой умный человек не примешивает к нежностям поцелуи? Пусть красавица откажется подарить тебе поцелуи — срывай их, если тебе отказываются их дать! Быть может, сперва она начнет упираться и скажет: «Бессовестный». Но и упираясь, она захочет быть побежденной! Берегись только бесцеремонно срывать поцелуи с ее нежных губок и давать повод жаловаться на грубость!

* Капля камень долбит.

* Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний?

* Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.

* Кто может скрыть любовь?

* Любовь травами не лечится.

* Мгновения вечно сменяют друг друга.

* Молодость быстро летит: лови уходящее время.

* Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Как Сдается народу серьезный судья или сенат, состоящий из лучших членов общества, так сдается и девушка, побежденная твоим ораторским талантом. Скрывай, однако, свои силы, не выставляй напоказ своего красноречия! Отнюдь не употребляй изысканных фраз и выражений!

* Молчи, мой язык, говорить больше не о чем.

* Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.

* Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного.

* Мы плохо верим тому, во что неприятно поверить.

* Мы, мужчины, ненавидим переходящую всякую меру спесь.

* Верьте человеку опытному!

* И часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть ее за один ее взгляд.

* На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется больше.

* Не вздумай cтавить на вид женщине ее недостатки.

* Не погибает ничто в великой Вселенной.

* Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т.е. Одиссея), желавшего увидеть дым отечественных очагов.

* Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю: стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.

* Несчастных прежде всего оставляет разум.

* Ночь да еще вино не позволяют судить о красоте. Ночь скрывает недостатки и не дает составить понятия ни о каких отрицательных сторонах; эти часы любую женщину делают красавицей.

* Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь — робость.

* О деле суди по исходу.

* Опыт — самый лучший наставник.

* Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру.

* Позволь мне остаться в своем заблуждении.

* Пока ты счастлив, у тебя множество друзей, когда времена омрачаются, ты остаешься один.

Читайте также:  Краткая биография даль

* Пользуйся юностью — жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.

* Посулами всякий может быть богат.

* Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.

* При ухаживании помогают и слезы, ими ты размягчишь хоть алмаз! По возможности старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез (не всегда же они являются вовремя), намочи кончики пальцев и приложи к глазам.

* Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.

* Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления.

* Пусть не хватает сил, но желание все же похвально.

* Раньше или позднее в одну мы гавань прибудем.

* Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.

* Сберечь приобретенное — не меньшее искусство, чем его приобрести.

* Сказано — сделано.

* Слезам присуща подчас сила слова.

* Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас, в конце концов, скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.

* Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.

* Словами подобает скрашивать зло.

* Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.

* Смелому помогают и Венера, и счастливый случай.

* Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, кaк портится в озере без движения вода.

* Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.

* Средний путь самый безопасный.

* Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

* Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.

* Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.

* Там, где нет опасности, наслаждение менее приятно.

* Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.

* Трудитесь, пока позволяют силы и годы.

* Трудно верить, между тем женщины берут даже уроки смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа чуть-чуть приоткрывать низ верхних губ.

Смех должен быть, если можно так выразиться, легкими чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся, можно подумать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный.

Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.

* Ты был бы уступчив и снисходителен к мольбам, если бы прежде пылал любовью к кому-либо.

* У женщин разные характеры, а на тысячу разных сердец нужно действовать и тысячею разных средств. Сколько на свете разных лиц, столько и характеров. Одних рыб ловят острогой, других удочкой, третьи попадаются в сеть.

Обратите внимание

Так и ты не должен применять одного и того же средства для обольщения женщин всех возрастов. Если ты покажешься образованным невежде или нахалом жеманной, она, бедняжка, тотчас перестанет доверять себе.

Оттого-то женщина, боящаяся отдаться честному, падает иногда в грязные объятия мерзавца.

* Храброму вся земля родина.

* Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.

* Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

* Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?

* Чтобы заслужить любовь, мало одной красоты.

* Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура. Ты должен физическую красоту соединить с даром ума. Красота — ненадежное преимущество: чем больше стараешься, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать.

Не всегда цветут фиалки и фиолетовые лилии; на цветочном стебле розы, когда опадут лепестки, остаются одни шипы. И у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие лицо морщины.

Старайся образовать ум в нечто прочное и сделать из него помощника красоте: только ум останется с нами до могилы!

* Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов.

>> Овидий цитаты…

Все авторы: I века до нашей эры:
Вергилий Марон Публий
Гораций Флакк Квинт
Тит Ливий
Овидий Назон Публий
Сир Публий
Саллюстий Крисп Гай
Сенека Луций Анней (младший)
Сенека Луций Анней (старший)
Тибулл Альбий
Лукреций Кар Тит
Федр
Цезарь Гай Юлий
Все цитаты: I века до нашей эры >> Читать
Все высказывания древних философов: Читать

Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древний Рим за XX минут

Рекомендованное

Гесиод
Петр 1 (Великий)
Цицерон Марк Туллий
Эзоп
Бальтасар Грасиан
Copy linkОмар Хайям
Цитаты древнего мира
Цитаты про Войну
Цитаты про Любовь
Цитаты про Силу
Цитаты про Смерть
Цитаты про Алкоголь Предложения партнеров

Источник: https://ra-ja.ru/glavnaya/aforizmy/vyskazyvaniya-drevnih-filosofov/i-vek-do-n-e/ovidij-tsitaty/

Публий Овидий Назон. Биография

развернуть

(20 марта 43 года до н. э., Сульмо — 17 или 18 год н. э., Томис)

Publius Ovidius Naso)” width=”200″ align=”bottom” />

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

  Публий Овидий Назон в нашем цитатнике

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)

Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso)Биография

Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, в 1821 г. посвятившего ему обширное послание в стихах.

Овидий родился 20 марта 43 года до н. э. (711 году от основания Рима) в г. Сульмоне, в округе пелигнов, небольшого народа сабелльского племени, обитавшего к востоку от Лациума, в гористой части Средней Италии. Место и время своего рождения Овидий с точностью определяет в одной из своих «скорбных элегий» (Trist., IV, 10).

Род его издавна принадлежал к всадническому сословию; отец поэта был человеком состоятельным и дал своим сыновьям блестящее образование. Посещая в Риме школы знаменитых учителей, Овидий с самых ранних лет обнаружил страсть к поэзии: в той же элегии (Trist., IV, 10) он признается, что и тогда, когда нужно было писать прозой, из-под пера его невольно выходили стихи.

Важно

Следуя воле отца, Овидий поступил на государственную службу, но, прошедши лишь несколько низших должностей, отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией.

По желанию родителей рано женившись, он вскоре вынужден был развестись; второй брак также был недолог и неудачен; и только третий, с женщиной, уже имевшей дочь от первого мужа, оказался прочным и, судя по всему, счастливым. Собственных детей Овидий не имел.

Дополнив своё образование путешествием в Афины, Малую Азию и Сицилию и выступив на литературном поприще, Овидий сразу был замечен публикой и снискал дружбу выдающихся поэтов, например Горация и Проперция. Сам Овидий сожалел, что ранняя смерть Тибулла помешала развитию между ними близких отношений и что Вергилия (который не жил в Риме) ему удалось только видеть.

В 8 году нашей эры Август по не вполне ясной причине (исследователями высказывается несколько версий) сослал Овидия в город Томы, где на девятом году ссылки он и скончался.

Творчество

Первыми литературными опытами Овидия, за исключением тех, которые он, по его собственным словам, предавал огню «для исправления», были «Героиды» (Heroides) и любовные элегии.

Яркость поэтического дарования Овидия высказывается и в «Героидах», но наибольшее внимание римского общества он обратил на себя любовными элегиями, вышедшими, под заглавием «Amores», сначала в пяти книгах, но впоследствии, по исключению многих произведений самим поэтом, составившими три дошедшие до нас книги из 49 стихотворений.

Эти любовные элегии, содержание которых в той или другой степени, возможно, основывается на любовных приключениях, пережитых поэтом лично, связаны с вымышленным именем его подруги, Коринны, которое и прогремело на весь Рим, как об этом заявляет сам поэт (totam cantata per Urbem Corinna).

В этой довольно распространенной в римской литературе форме, уже имевшей своих классиков, Овидию удалось проявить в полной силе яркое дарование, сразу сделавшее его имя громким и популярным. Оканчивая последнюю из этих элегий, он изображает себя столь же прославившим свой народ пелигнов, сколько Мантуя обязана своей славой Виргилию, а Верона — Катуллу.

Совет

Бесспорно, поэтического дарования, свободного, непринужденного, блистающего остроумием и меткостью выражения, в этих элегиях очень много, как много точных жизненных наблюдений, внимания к детали и версификаторского таланта, для которого, по-видимому, не существовало никаких метрических трудностей. Несмотря на это большая часть творческого пути Овидия лежала впереди.

«Наука любви»

Не меньший резонанс вызвало и следующее произведение поэта, о приготовлении которого он возвещал своим читателям ещё в 18-й элегии II книги и которое в рукописях и изданиях Овидия носит заглавие «Ars amatoria» («Любовная наука», «Наука любви»), а в сочинениях самого поэта — просто «Ars».

Это — дидактическая поэма в трёх книгах, написанная, как и почти все сочинения Овидия, элегическим размером и заключающая в себе наставления, сначала для мужчин, какими средствами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут привлекать к себе мужчин и сохранять их привязанность.

Сочинение это, отличающееся в иных случаях известной нескромностью содержания — которую автор вынужден был оправдывать перед официальной моралью тем предлогом, что писал свои наставления для вольноотпущениц и живших в Риме чужестранок, на которых требования о строгости поведения не распространялись (Trist.

, II, 303), — в литературном отношении превосходно и обличает собой полную зрелость таланта и руку мастера, которая умеет отделать каждую подробность и не устает рисовать одну картину за другой, с блеском, твёрдостью и самообладанием. Написано это произведение во 2 — 1 гг. до н. э., когда поэту было 41 — 42 года от роду.

Одновременно с «Наукой любви» появилось к тому же разряду относящееся сочинение Овидия, от которого до нас дошёл лишь отрывок в 100 стихов и которое носит в изданиях заглавие «Medicamina faciei». На это сочинение, как на готовое, указывает женщинам Овидий в III книге «Науки любви» (ст.

205), называя его « Medicamina formae» («Средства для красоты») и прибавляя, что оно хотя и не велико по объёму, но велико по старанию, с каким написано (parvus, sed cura grande, libellus, opus). В дошедшем отрывке рассматриваются средства, относящиеся к уходу за лицом.

Вскоре после «Науки любви» Овидий издал «Лекарство от любви» («Remedia amoris») — поэму в одной книге, где он, не отказываясь и на будущее время от своей службы Амуру, хочет облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы от неё избавиться. В направлении, которого Овидий до сих пор держался, дальше ему идти было некуда, и он стал искать другие сюжеты. Мы видим его вскоре за разработкой мифологических и религиозных преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения: «Метаморфозы» и «Фасты».

Ссылка

Но прежде чем он успел эти ценные труды довести до конца, его постиг внешний удар, коренным образом изменивший его судьбу. Осенью 9 г. Овидий неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Чёрного моря, в дикую страну гетов и сарматов, и поселен в городе Томы (сейчас Констанца, в Румынии).

Обратите внимание

Ближайшая причина столь сурового распоряжения Августа по отношению к лицу, бывшему, по связям своей жены, близким к дому императора, нам не известна. Сам Овидий неопределённо называет её словом error (ошибкой), отказываясь сказать, в чём эта ошибка состояла (Tristia, II.

Читайте также:  Сочинения об авторе солоухин

207: Perdiderint cum me duo crimina, carmen et error: Alterius facti culpa silenda mihi est), и заявляя, что это значило бы растравлять раны цезаря.

Вина его была, очевидно, слишком интимного характера и связана с нанесением ущерба или чести, или достоинству, или спокойствию императорского дома; но все предположения учёных, с давних пор старавшихся разгадать эту загадку, оказываются в данном случае произвольными.

Единственный луч света на эту тёмную историю проливает заявление Овидия (Trist. II, 5, 49), что он был невольным зрителем какого-то преступления и грех его состоял в том, что у него были глаза.

Другая причина опалы, отдаленная, но может быть более существенная, прямо указывается самим поэтом: это — его «глупая наука», то есть «Ars amatoria» (Ex Ponto, II, 9, 73; 11, 10, 15), из-за которой его обвиняли как «учителя грязного прелюбодеяния». В одном из своих писем с Понта (IV, 13, 41 — 42) он признается, что первой причиной его ссылки послужили именно его «стихи» (nocuerunt carmina quondam, Primaque tam miserae causa fuere fugae).

«Скорбные элегии»

Ссылка на берега Чёрного моря подала повод к целому ряду произведений, вызванных исключительно новым положением поэта. Свидетельствуя о неиссякаемой силе таланта Овидия, они носят совсем другой колорит и представляют нам Овидия совсем в другом настроении, чем до постигшей его катастрофы.

Ближайшим результатом этой катастрофы были его «Скорбные Элегии» или просто «Скорби» (Tristia), которые он начал писать ещё в дороге и продолжать писать на месте ссылки в течение трёх лет, изображая своё горестное положение, жалуясь на судьбу и стараясь склонить Августа к помилованию.

Элегии эти, вполне отвечающие своему заглавию, вышли в пяти книгах и обращены в основном к жене, некоторые — к дочери и друзьям, а одна из них, самая большая, составляющая вторую книгу — к Августу.

Важно

Эта последняя очень интересна не только отношением, в какое поэт ставит себя к личности императора, выставляя его величие и подвиги и униженно прося прощения своим прегрешениям, но и заявляющем, что его нравы совсем не так дурны, как об этом можно думать, судя по содержанию его стихотворений: напротив, жизнь его целомудренна, а шаловлива только его муза — заявление, которое впоследствии делал и Марциал, в оправдание содержания многих из своих эпиграмм. В этой же элегии приводится целый ряд поэтов греческих и римских, на которых сладострастное содержание их стихотворений не навлекало никакой кары; указывается также на римские мимические представления, крайняя непристойность которых действительно служила школой разврата для всей массы населения.

За «Скорбными элегиями» следовали «Понтийские письма» (Ex Ponto), в четырёх книгах. Содержание этих адресованных Альбиновану и иным лицам писем в сущности тоже, что и элегий, с той только разницею, что сравнительно с последними «Письма» обнаруживают заметное падение таланта поэта.

Это чувствовалось и самим Овидием, который откровенно признается (I, 5, 15), что, перечитывая, он стыдится написанного и объясняет слабость своих стихов тем, что призываемая им муза не хочет идти к грубым гетам; исправлять же написанное — прибавляет он — у него не хватает сил, так как для его больной души тяжело всякое напряжение.

Цитата из Писем часто используется авторами как просьба к читателю о снисходительности. Тяжесть положения отразилась, очевидно, на свободе духа поэта; постоянно чувствуемый гнёт неблагоприятной обстановки все более и более стеснял полет его фантазии.

Отсюда утомительная монотонность, которая, в соединении с минорным тоном производит в конце концов тягостное впечатление — впечатление гибели первостепенного таланта, поставленного в жалкие и неестественные условия и теряющего своё могущество даже в языке и стихосложении.

Однако, с берегов Чёрного моря пришли в Рим два произведения Овидия, свидетельствующие о том, что таланту Овидия были под силу и предметы, обработка которых требовала продолжительного и серьёзного изучения.

«Метаморфозы»

Первым из таких произведений были «Метаморфозы» («Превращения»), огромный поэтический труд в 15 книгах, заключающий в себе изложение относящихся к превращениям мифов, греческих и римских, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду.

Этот высокий по поэтическому достоинству труд был начат и, можно сказать, окончен Овидием ещё в Риме, но не был издан по причине внезапного отъезда. Мало того: поэт, перед отправлением в ссылку, сжёг, с горя или в сердцах, даже саму рукопись, с которой, к счастью, было уже сделано несколько списков.

Совет

Сохранившиеся в Риме списки дали Овидию возможность пересмотреть и дополнить в Томах это крупное произведение, которое таким образом и было издано.

«Метаморфозы» — самый капитальный труд Овидия, в котором богатое содержание, доставленное поэту главным образом греческими мифами, обработано с такой силой неистощимой фантазии, с такой свежестью красок, с такой лёгкостью перехода от одного предмета к другому, не говоря о блеске стиха и поэтических оборотов, что нельзя не признать во всей этой работе истинного торжества таланта, вызывающего изумление. Недаром это произведение всегда много читалось и с давних пор переводилось на другие языки, начиная с греч. перевода, сделанного Максимом Планудом в XIV веке. Даже у нас есть немало переводов (как прозаических, так и стихотворных); четыре из них появились в свет в течение семидесятых и восьмидесятых годов XIX века.

«Фасты»

Другое серьёзное и также крупное не только по объёму, но и по значению произведение Овидия представляют «Фасты» (Fasti) — календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима.

Эта учёная поэма, дающая много данных и объяснений, относящихся к римскому культу и потому служащая важным источником для изучения римской религии, дошла до нас лишь в 6 книгах, обнимающих первое полугодие. Это — те книги, который Овидию удалось написать и обработать в Риме.

Продолжать эту работу в ссылке он не мог по недостатку источников, хотя не подлежит сомнению, что написанное в Риме он подверг в Томах некоторой переделке: на это ясно указывает занесение туда фактов, совершившихся уже по изгнании поэта и даже по смерти Августа, как напр. триумф Германика, относящийся к 16 г.

В поэтическом и литературном отношении «Фасты» далеко уступают «Метаморфозам», что легко объясняется сухостью сюжета, из которого только Овидий мог сделать поэтическое произведение; в стихе чувствуется рука мастера, знакомая нам по другим произведениям даровитого поэта.

«Ibis» и «Halieutica»

Есть в числе дошедших до нас сочинений Овидия ещё два, которые всецело относятся ко времени ссылки поэта и стоят, каждое, особняком от других.

Одно из них,«Ibis» (известное название египетской птицы, которую римляне считали нечистой), — сатира или пасквиль на врага, который после ссылки Овидия преследовал его память в Риме, стараясь вооружить против изгнанника и жену его.

Овидий посылает этому врагу бесчисленное множество проклятий и грозит ему разоблачением его имени в другом сочинении, которое он напишет уже не элегическим размером, а ямбическим, то есть со всею эпиграмматической едкостью. Название и форму сочинения Овидий заимствовал у александрийского поэта Каллимаха, написавшего нечто подобное на Аполлония Родосского.

Другое сочинение, не имеющее связи с остальными, есть дидактическая поэма о рыболовстве и носит заглавие «Halieutica».

От него мы имеем только отрывок, в котором перечисляются рыбы Чёрного моря и указываются их свойства.

Обратите внимание

Это сочинение, на которое, по специальности его сюжета, ссылается Плиний в своей «Естественной истории» (XXXII, 5), не представляет в литературном отношении ничего замечательного.

Утерянные произведения

Хотя сохранились эти два произведения, но до нас не дошла трагедия Овидия, под заглавием «Медея», которая хотя и была произведением юности поэта, но считалась в римской литературе одним из лучших образцов этого литературного вида.

На ней с удовольствием останавливается Квинтилиан (X, 1, 98), о ней упоминает и Тацит в «Разговоре об ораторах» (гл. 12).

Не дошло до нас и ещё нескольких сочинений, писанных частью в Риме, частью в Томах и в числе последних — панегирик Августу, писанный на гетском языке, о чём извещает в одном из своих понтийских писем (IV, 13, 19 и сл.

) сам Овидий, все ещё не теряя надежды на облегчение своей участи, если не на полное помилование. Но этим надеждам сбыться не было суждено. Не только Август, но и Тиберий, к которому он также обращался с мольбами, не возвратил его из ссылки: несчастный поэт скончался в Томах в 17 г. и погребен в окрестностях города.

Наследие

Овидий был последний из знаменитых поэтов Августова века, со смертью которого окончился золотой век римской поэзии.

Злоупотребление талантом в период его наибольшего развития лишило его права стоять наряду с Вергилием и Горацием, но ключом бившее в нём поэтическое дарование и виртуозность его стихотворной техники делали его любимцем не только между современниками, но и во все время Римской империи.

Бесспорно, Овидию как поэту должно быть отведено одно из самых видных мест в римской литературе. Его «Метаморфозы» и «Фасты» до сих пор читаются в школах, как произведение образцового по языку и стихосложению латинского писателя.

В честь Овидия назван кратер на Меркурии и город в Одесской области .

Крылатые фразы из произведений Овидия * Casta est quam nemo rogavit — Целомудренна та, которой никто не домогался 

* Fas est et ab hoste doceri — Учиться нужно всегда, даже у врага

Переводы В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 6 томах: * Том I. Героиды. Любовные элегии. * Том II. Искусство любви. Притиранья для лица. Лекарство от любви. Ибис. Орешник. Галиевтика. Утешение. * Тома III—IV. Метаморфозы. * Том V. Фасты. 

* Том VI. Тристии. Письма с Понта.        http://www.epwr.ru/quotauthor/363/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43788411502

43. Творчество Овидия: периодизация, художественные особенности композиции и стиля

Публий
Овидий Назон родился в 43 г. до н.э. в
городе Сульмоне (приблизительно в 150
километрах от Рима); он происходит из
зажиточного всаднического рода. Надежды
отца сделать его государственным
чиновником очень рано потерпели крушение,
так как молодой Овидий скоро убедился
в своей полной негодности для судейских
и административных должностей, которые
он пытался занимать.

Первый
период творчества

Первый
период творчества Овидия занимает время
приблизительно до 2 г. н.э. и посвящен
исключительно любовной элегии.

а)
Общий характер любовной элегии Овидия
отличается по своему содержанию по
преимуществу легкомысленной и безыдейной
тематикой, а по своему стилю – отрывом
от описания реальных чувств поэта к
реальным возлюбленным; этот реализм
заменяется красивой и пространной
декламацией с широким использованием
школьных риторических приемов.

Важно

б)
“Песни любви” (“Amores”) являются,
по-видимому, первым произведением Овидия
в этом роде. Первоначально это произведение
было написано в пяти книгах. Но в
дальнейшем сам поэт сократил его до
трех, содержащих всего 49 элегий.

в)
“Героини”, или “Послания”,
состоят из 15 посланий мифологических
героинь к своим возлюбленным (например,
Пенелопы к Улиссу, Филлиды к Демофонту,
Брисеиды к Ахиллу, Федры к Ипполиту,
Дидоны к Энею, Деяниры к Геркулесу) и 3
посланий героев с ответами на них героинь
(Париса к Елене и Елены к Парису, Леандра
к Геро и Геро к Леандру, Аконтия к Кидиппе
и Кидиппы к Аконтию). Сборник содержит,
таким образом, всего 21 послание.

г)
Другие произведения. Овидию принадлежат
еще три произведения, связанные с
тематикой любви: “Медикаменты для
женского лица” (до нас дошло только
начало в 50 двустиший с пропусками),
“Наука любви” и “Средства от
любви”.

Второй
период творчества

Второй
период творчества Овидия – это первые
годы н.э. до ссылки поэта.

Творчество
Овидия отмечено существенно новыми
чертами, поскольку он пытается здесь
восхвалять растущую империю, не
пренебрегая никакой лестью в отношении
Цезаря и Августа и возвеличения римской
старины.

Можно прямо сказать, что удается
ему это довольно плохо. Однако прежняя
любовная тематика, продолжая играть
огромную роль, уже не является единственной
и подчиняется теперь как новой.тематике,
так и новой художественной методологии.

Читайте также:  Краткая биография глинка

“Метаморфозы”
(или “Превращения”)

Являются
главным произведением этого периода.
Здесь поэт использовал популярный в
эллинистической литературе жанр
“превращения” (имеются в виду
превращения человека в животных,
растения, неодушевленные предметы и
даже в звезды).

Но вместо небольших
сборников мифов о таких превращениях
и вместо эскизных набросков этих
последних, которые мы находим в предыдущей
литературе, Овидий создает огромное
произведение, содержащее около 250 более
или менее разработанных превращений,
располагая их по преимуществу в
хронологическом порядке и разрабатывая
каждый такой миф в виде изящного эпиллия.

а)
Сюжет “Метаморфоз” есть не что
иное, как вся античная мифология,
изложенная систематически и по возможности
хронологически, насколько в те времена
вообще представляли себе хронологию
мифа. 

Совет

б)
Историческая основа “Метаморфоз”
ясна. Овидий o хотел дать систематическое
изложение всей античной мифологии,
расположив ее по тем периодам, которые
тогда представлялись вполне реальными.
Из необозримого множества античных
мифов Овидий выбирает мифы с превращениями.
Превращение является глубочайшей
основой всякой первобытной мифологии.

Но Овидий далеко не столь наивный
рассказчик античных мифов, чтобы мотив
превращения имел для него какое-нибудь
случайное или непосредственное значение.

Все эти бесконечные превращения, которым
посвящены “Метаморфозы”, возникающие
на каждом шагу и образующие собой
труднообозримое нагромождение, не
продиктованы ли такими же бесконечными
превратностями судьбы, которыми была
полна римская история времен Овидия и
от которых у него оставалось неизгладимое
впечатление.

С большой достоверностью
можно допустить, что именно эта беспокойная
и тревожная настроенность поэта, не
видевшего нигде твердой точки опоры,
заставила его и в области мифологии
изображать по преимуществу разного
рода превратности жизни, что принимало
форму первобытного превращения.

в)
Идейный смысл, или идеология “Метаморфоз”
достаточно сложна. Несомненно, во времена
Овидия цивилизованная часть римского
общества уже не могла верить в мифологию.
Но эта в общем правильная оценка отношения
Овидия к мифологии нуждается, однако,
в существенной детализации.

г)
Жанры, использованные в “Метаморфозах”,
так же разнообразны, как и в любом большом
произведении эллинистически-римской
литературы. Они создают впечатление
известной пестроты, но пестрота эта
римская, то есть ее пронизывает единый
пафос.

Написанные гекзаметрами и
использующие многочисленные эпические
приемы (эпитеты, сравнения, речи),
“Метаморфозы”, несомненно, являются
прежде всего произведением эпическим.
Битва лапифов и кентавров, бой Персея
и Финея могут быть приведены как пример
эпического жанра (V, 1-235).

Лирика не могла
не быть представленной в “Метаморфозах”
в самых широких размерах уже потому,
что большинство рассказов дается здесь
на любовную тему и не чуждается никаких
интимностей. Не слабее того представлен
драматизм. Медею, конечно, трудно было
изобразить без драматических приемов
(VII, 1 -158, 350-397).

Обратите внимание

Можно говорить также и о
драматизме таких образов, как Фаэтон,
Ниоба, Геркулес, Гекуба и Полиместор,
Орфей и Эвридика (X, 298-502) и многих других;
дидактическими частями “Метаморфоз”
являются их начало (хаос и сотворение
мира) и их конец (пифагорейское учение).

Обильно представлена также риторика в
виде постоянных речей (без пространной
и часто умоляющей речи нет у Овидия
почти ни одного мифа). В этих речах
соблюдаются традиционные риторические
приемы.

д)Художественный
стиль Овидия имеет своим назначением
дать фантастическую мифологию в качестве
самостоятельного предмета изображения,
то есть превратить ее в некоторого рода
эстетическую самоцель.

Необходимо
прибавить и то, что у Овидия вовсе нет
никакого собственного мифологического
творчества. Мифологическая канва
передаваемых им мифов принадлежит не
ему, а есть только старинное достояние
греко-римской культуры.

Сам же Овидий
только выбирает разного рода детали,
углубляя их психологически, эстетически
или философски.

+
«Фасты»

Источник: https://StudFiles.net/preview/3542972/page:40/

Овидий

Овидий (полное имя – Публий Овидий Назон) – выдающийся римский поэт, более всего известный как автор поэм «Наука любви» и «Метаморфозы», а также любовных элегий. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, посвятившего ему в 1821 году обширное послание в стихах.

Биография Овидия

Публий Овидий Назон родился  20 марта 43 года до н. э. (711 году от основания Рима) в городе Сульмоне в Италии.

В Древнем Риме Овидий был потомком рода, относящегося к сословию всадников. Отец его был человеком состоятельным и дал хорошее образование своим сыновьям.

С самых ранних лет Овидий обнаружил страсть к поэзии. Позднее он признается, что даже когда нужно было писать прозой, из-под его пера невольно выходили стихи. Молодой Овидий скоро убедился в своей полной неспособности занимать административные и судейских и должности, на что так надеялся его отец.

Оставив службу, выдающийся литератор занимался только поэзией, благо, финансовое положение позволяло не заботиться о хлебе насущном.

Важно

Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторичесски-декламационному стилю, элементы которого заметны даже в его позднейших произведениях. Овидий закончил своё образование, совершив путешествие в Грецию и Малую Азию, которое считалось в его время необходимым для всякого образованного римлянина, особенно поэта.

Накопленный опыт лег в основу его литературных произведений. Известность пришла к нему сразу, а многие знаменитые поэты, в частности, Гораций и Проперций, стали его добрыми друзьями.

По желанию родителей Овидий рано женился, но вскоре вынужден был развестись; также был непродолжительным и неудачным второй брак, и только третий, с женщиной, уже имевшей от первого мужа дочь, оказался прочным и, судя по всему, счастливым. Овидий собственных детей не имел.

Будучи человеком обеспеченным и свободным от государственной службы, Овидий вел легкомысленный образ жизни в Риме.

В свою поэзию он часто вводил легкомысленные мотивы и образы, что противоречило политике императора Августа, мечтавшего возродить древние и суровые римские добродетели. Возможно это было причиной ссылки Овидия в 8 году н. э.

в крайнюю северо-восточную местность империи, а именно в город Томы (нынешняя Констанца в Румынии), где в 17 г. (по другим сведениям в 18 г.) он и скончался.

Творчество Овидия

Первыми литературными опытами Овидия были любовные элегии и так называемые «Героиды» (послания любовного содержания, адресованные женщинами героической эпохи любимым мужчинам).

Наибольшее внимание римского общества он обратил на себя любовными элегиями, вышедшими, под заглавием «Amores». До нас дошли три книги из 49 стихотворений. Эти любовные элегии связаны с вымышленным именем его подруги, Коринны, которое и прогремело на весь Рим.

Здесь Овидию удалось проявить в полной силе яркое дарование, сразу сделавшее его имя громким и популярным.

«Наука любви»

Ещё больший фурор произвело следующее произведение поэта – поэма «Наука любви в трёх книгах, написанная, как и почти все сочинения Овидия, элегическим размером. «Наука о любви» посвящена любовным, в том числе плотским, взаимоотношениям полов.

 В поэме в стихотворной форме содержались наставления, сначала для мужчин, какими способами можно приобретать и сохранять за собой женскую любовь (1 и 2 книги), а потом для женщин, как они могут очаровывать мужчин и сохранять их привязанность.

Нескромность содержания сочеталась с выдающимися художественными достоинствами, свидетельствующими о зрелости мастерства художника.

Совет

Написано это произведение во 2 – 1 гг. до н. э., когда поэту было 41 – 42 года от роду. Вскоре после «Науки любви» Овидий издал «Лекарство от любви» — поэму в одной книге, где он стремится облегчить положение тех, кому любовь в тягость и которые желали бы избавиться от неё.

Овидий в это время находился в расцвете лет и в зените славы. Он уже не был тем легкомысленным юношей, который начал писать свои любовные элегии. Пора было подумать о том, чтобы достойными трудами заполнить остаток своей жизни.

Поэт занялся разработкой мифологических и религиозных преданий, результатом которой были два его капитальных сочинения: «Метаморфозы» и «Фасты». Работа шла быстро: через семь лет у Овидия были уже готовы и ожидали лишь последней отделки первые шесть книг «Фастов» и все пятнадцать «Метаморфоз».

Но закончить эти ценные труды поэт не успел. Осенью 8 г. он неожиданно был отправлен Августом в ссылку на берега Чёрного моря в город Томы. Неизвестны причины немилости. Сам Овидий упоминал о недовольстве стихами и некоем поступке, туманно говорил об ошибке.

Еще в дороге Овидий начал писать «Скорбные элегии» или просто «Скорби», ставшие новым жанром в национальной поэзии, т.к. элегии ранее были связаны исключительно с любовной тематикой. Эти сочинения проникнуты скорбью и переживаниями; часть из них обращена к Августу с надеждой на перемену участи.

Затем им были написаны «Понтийские письма» в четырёх книгах, содержание которых в сущности то же, что и элегий, с той лишь разницей, что сравнительно с последними «Письма» обнаруживают заметное падение таланта поэта.

Тогда Овидий вновь обращается к своим капитальным трудам, которые по причине внезапного отъезда в ссылку так и не были закончены и изданы.

Метаморфозы Овидия

Первым из таких произведений была поэма «Метаморфозы» («Превращения»), написанная ещё в Риме. Неожиданный отъезд спровоцировал Овидия на уничтожение рукописи, но к счастью, с нее сохранилось несколько списков. Живя в Томах, поэт дополнил и переработал сочинение до того вида, в котором оно известно сейчас.

«Метаморфозы» — самый капитальный труд Овидия, состоящий из 15 книг и заключающий в себе изложение относящихся к превращениям греческих и римских мифов, начиная с хаотического состояния вселенной до превращения Юлия Цезаря в звезду.

Сюжет «Метаморфоз» есть не что иное, как вся античная мифология, изложенная систематически и по возможности хронологически, насколько в те времена вообще представляли себе хронологию мифа.

Овидий создает огромное произведение, содержащее около 250 более или менее разработанных превращений, располагая их по преимуществу в хронологическом порядке и разрабатывая каждый такой миф в виде изящного эпиллия.

Обратите внимание

В «Метаморфозах» перед поэтом стояла задача нового осмысления мира. Недаром Овидий стягивает всю пеструю ткань своей большой поэмы к одному узлу, к одному ключевому символу — метаморфозе.

Метаморфоза означает единство мира, в котором все человечно или напоминает о человеке, история мира от дикого хаоса и до исторических времен — это и есть история его оживления и одушевления, ее-то и рассказывает Овидий.

Метаморфоза означает и вечность мира, в котором ничто не кончается смертью, а кончается только превращением.

Рассказав и показав это, Овидий заканчивает «Метаморфозы» прямым поучением — речью мудреца Пифагора о том, что все течет и меняется, все одушевлено вечной душой, переливающейся из тела в тело, и поэтому человек должен любить все живое и не употреблять в пищу мяса животных. Так идея превращения оказывается у Овидия неразрывна с идеей вселенской любви.

С «Метаморфозами» по степени влияния на европейское искусство не может сравниться ни одно из произведений эпохи античности. Эту поэму считали любимой многие выдающиеся люди, например, Монтень, Гёте и др. Пушкин давал чрезвычайно высокую оценку творчеству Овидия.

«Фасты»

«Фасты» — другое серьёзное и также крупное и по объёму, и по значению произведение Овидия. Это — календарь, содержащий в себе объяснение праздников или священных дней Рима.

Поэма дошла до нас лишь в 6 книгах, обнимающих первое полугодие, тех книгах, которые Овидию удалось написать и обработать в Риме.

В ссылке продолжать эту работу он не мог по недостатку источников, хотя он подверг в Томах написанное в Риме некоторой переделке: на это ясно указывает занесение туда фактов, совершившихся уже после изгнания поэта и даже после смерти Августа.

Овидий был последний из знаменитых поэтов Августова века, со смертью которого окончился золотой век римской поэзии. Как поэту Овидию должно быть отведено одно из самых видных мест в римской литературе. Его «Фасты» и «Метаморфозы» до сих пор читаются в школах, как произведения образцового по языку и стихосложению латинского писателя.

В честь поэта назван кратер на Меркурии и город в Одесской области.

Источник: http://www.smirnova-tatjana.ru/litsnosti/pisateli/1153-ovidii.html

Ссылка на основную публикацию