Краткая биография руставели

Шота Руставели : краткая биография

Шота Руставели – выдающийся грузинский поэт, государственный деятель, автор величайшего литературного памятника – поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Данные о его жизненном пути малочисленны и не подтверждены историческими документами.

Считается, что родился он приблизительно в 1172 г. (другие источники называют цифры 1160-1166 гг.). Вероятнее всего, прозвище Руставели было связано с его малой родиной – селом Рустави, которых с таким названием в тот период было несколько.

Не исключено, что он был потомком знаменитого старинного рода и являлся владельцем Руставского майората.

Известно, что он получал образование в Греции, был государственным казначеем при дворе царицы Тамары.

В это время Грузия представляла собой политически мощное государство, в котором при дворе расцветало искусство, в том числе лирическая поэзия, имеющая приметы рыцарского служения.

Обратите внимание

В грузинском монастыре Святого Креста в Иерусалиме есть фресковый портрет, на котором изображен знатный человек в светской одежде с надписью под портретом «Руставели». Это дает основание считать, что Руставели был вельможей и поддерживал монастырь.

Шота Руставели был не только замечательным поэтом, но и прекрасным реставратором и художником. Вышеупомянутый Иерусалимский монастырь был им обновлен и расписан. Тем не менее в мировой культуре имя Руставели ассоциируется, прежде всего, с его поэзией. Именно в литературном творчестве он нашел свое призвание.

Его деятельности помогало знание арабской и персидской литературы, основ риторики и пиитики, богословия, знакомство с платоновской философией и гомеровскими сочинениями. Лирической поэзии Руставели свойственна афористичность и метафоричность.

Настоящим шедевром не только национальной, но и мировой литературы является поэма «Витязь в тигровой шкуре» – гимн патриотизму, служения отечеству, дружбе и любви.

Достоверные сведения о кончине Шота Руставели, как и о многом другом в его биографии, отсутствуют. Стали объектом многочисленных преданий и отношения поэта с царицей Тамарой. Одно из преданий гласит, что безответное чувство к ней привело Руставели в монашескую келью.

Другая легенда утверждает, что, несмотря на любовь к царице, Руставели женился, а спустя какое-то время после свадьбы царица Тамара повелела ему переложить на грузинский язык литературный подарок – поэму, которую ей преподнес шах.

Отказ от награды за прекрасно выполненную работу стоил ему жизни: спустя неделю после него был обнаружен его обезглавленный труп. Есть и такое предание, что после смерти царицы Тамары Руставели подвергся опале со стороны католикоса Иоанна, который ранее ему покровительствовал.

Эта заставило поэта отправиться в Иерусалим, где он и провел остаток своей жизни. Считается, что умер он примерно в 1216 г.

Биография из Википедии

Шóта Руставе́ли (груз. შოთა რუსთაველი, около 1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века. Считается автором хрестоматийной эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (вариант перевода — «Витязь в барсовой шкуре»).

«Шота Руставели», Flerier, Париж, 1852 год

Биографические сведения о поэте крайне скудны. Распространена версия, что фамилию его производят от села Рустави, где он, якобы, родился, а местонахождение села Рустави одни видят близ Ахалцихе, другие в Караязах.

Между тем, сам Шота пишет свою фамилию не «Руставели», а «Руствели»; это может указывать на то, что Шота происходит не из конкретного села Рустави.Географических пунктов с названием Рустави в ту эпоху существовало несколько.

Имеется также версия, что Руставели – это скорее кличка, которую получил ещё отец Шоты, якобы владевший Руставийским майоратом и имевшим происхождение из влиятельной богатой семьи; настоящая же фамилия у поэта другая.

Важно

До сих пор неизвестны точные данные о датах рождения и смерти поэта, о его происхождении, о многих местах его биографии. Почти ничего неизвестно об отце Руставели; нет достоверных фактов о том, что Руставели имел братьев и/или сестёр; о матери неизвестно вообще ничего.

И хотя в заключительных строках «Витязя в тигровой шкуре» поэт заявляет, что он — месх , это никак не позволяет нам уверенно говорить о месхетинском происхождении Шоты.

Вполне вероятно, что он мог сделать такое заявление под влиянием окружения, как это случалось с некоторыми известными людьми.

Учился в Греции, затем был казнохранителем царицы Тамары (найдена его подпись на акте 1190 года). Это было время политической мощи Грузии и расцвета лирической поэзии при пышном дворе молодой царицы, с признаками средневекового рыцарского служения.

Некоторые исторические данные можно почерпнуть из Синодика (поминальной книги) Крестного монастыря в Иерусалиме. Запись XIII века упоминает Шота, называя его должность при дворе.

В самом монастыре имеется фресковый портрет (первой половины XIII века) вельможи в светской одежде, а в надписи там же упоминается «Руставели» Отсюда можно заключить, что Руставели был сановником, оказавшим крупную поддержку монастырю.

Знакомый с поэмами Гомера и философией Платона, богословием, началами пиитики и риторики, персидской и арабской литературой, Руставели посвятил себя литературной деятельности и написал поэму «Витязь в тигровой шкуре», красу и гордость грузинской письменности.

По одной из легенд, безнадёжно влюблённый в свою повелительницу, он кончил жизнь в монастырской келье. Сообщают, что Тимофей, митрополит грузинский в XVIII веке, видел в Иерусалиме, в церкви св. Креста, построенной грузинскими царями, могилу и портрет Руставели, во власянице подвижника.

По другой версии, Руставели, влюблённый в царицу, женится, однако, на какой-то Нине и вскоре после свадьбы получает от «дамы идеального поклонения» приказание перевести на грузинский язык литературный подарок, поднесённый ей побеждённым шахом. Блестяще исполнив поручение, он от награды за свой труд отказывается.

Совет

Через неделю после этого был найден обезглавленный труп его. Поныне существует масса легенд о Руставели и его отношениях с царицей Тамарой.

По преданию, католикос Иоанн, при жизни царицы покровительствовавшей поэту, после начал гонение на Руставели. Согласно преданиям, он отправился в Иерусалим, где и похоронен, но предания эти не подкреплены фактами.

Уже в XVIII веке патриарх Антоний I предал публичному сожжению несколько экземпляров «Витязя в тигровой шкуре», отпечатанного в 1712 году царём Вахтангом VI.

Поэма «Витязь в тигровой шкуре» пера Шота Руставели — это явление для всей мировой литературы, ибо ценности, которые защищает поэт, дороги всем: это верность слову и дружбе, мужество, любовь.

Переводы

Полные переводы «Витязя в тигровой шкуре» есть на русском, немецком (Leist, «Der Mann im Tigerfelle», Лейпциг, 1880), французском («La peau de léopard», 1885), английском, арабском, азербайджанском, армянском, осетинском, испанском, итальянском, украинском («Витязь в тигровій шкурі», 1937, Микола Бажан), китайском, курдском, кыргызском, персидском, японском, чувашском (2008, в переводе Юхма Мишши), на иврите, хинди и др. На польском языке существуют два полных текста — переведённый в 1960 году с русского перевода Николая Заболоцкого и перевод с грузинского оригинала редакции царя Вахтанга VI, осуществлённый в 1976 году Ежи Загорским.

На русском языке существует 5 полных поэтических переводов поэмы (Константин Бальмонт, 1933; Пантелеймон Петренко, 1937; Георгий Цагарели, 1937; Шалва Нуцубидзе, 1937; Николай Заболоцкий, 1957) и десятки её изданий. Существует также построчный перевод С.

Г. Иорданишвили, который долго ходил по рукам в машинописном виде, пока не был опубликован в 1966 году (к помощи этого подстрочника прибегал, в частности, Н. Заболоцкий), переиздан в 2015 году с обстоятельными комментариями и сопроводительными статьями.

Отрывки из поэмы на протяжении с 30-х и до 80-х годов XX века часто переводились и многократно публиковались на всех языках народов СССР и стран социалистического лагеря.

Память

Памятник Шота Руставели перед зданием Национальной парламентской библиотеки Грузии

  • Имя Руставели присвоено грузинскому драматическому театру, театральному институту в Тбилиси, НИИ грузинской литературы Академии наук Грузии. В СССР имя было присвоено Батумскому государственному педагогическому институту.
  • Именем Руставели названы:
    • Главный проспект, аэропорт и станция метро в Тбилиси;
    • Улица в центре Еревана, а также многие улицы во многих городах Грузии и бывшего Советского Союза. Например, центральные улицы Киева, Бишкека, Ташкента и Харькова, Львова, окраинные улицы в Санкт-Петербурге, Москве, Владикавказе, Омске, Уфе, Челябинске, Туле, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Караганде, Мариуполе, Одессе и Сумах носят имя Шота Руставели
    • Улица в Иерусалиме, на которой находится Монастырь Святого Креста;
    • Одна из вершин Безенгийской стены Кавказа — Пик Шота Руставели.
  • В СССР были выпущены почтовые марки, посвящённые Руставели.
  • В 1930-х годах в СССР на Государственном фарфоровом заводе была выпущена фарфоровая статуэтка посвященная Руставели.

Почтовая марка СССР,
1938 годИллюстрация к поэме «Витязь в тигровой шкуре»: по одноименному рис. С. Кобуладзе, 1935—1937.Почтовая марка СССР,
1956 годПочтовый блок СССР, посвящённый 800-летию поэтаПочтовая марка СССР, посвящённая 800-летию поэта

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/shota-rustaveli

Краткая биография Шота Руставели. Жизнь и творчество писателя

В истории Грузии есть личности, чей жизненный путь вызывает интерес не только у историков, но и у обычных людей. Одна из них – Шота Руставели, деятельность и творчество которого датируется XII веком, когда Грузинское царство под управлением царицы Тамары переживало период расцвета.

Если вбить в поисковик фразу «биография Шота Руставели», информации найдется немного. Даже дата его рождения и смерти точно не известна. Однако кое-какие сведения все-таки сохранились.

Детство и происхождение

Историки и биографы не пришли к однозначному мнению, в каком году родился автор «Витязя в тигровой шкуре». Одни называют 1160, в других источниках указан 1172 год.

Не только дата рождения вызывает споры, нет достоверной информации и про происхождение Шота Руставели. Одни историки утверждают, что родился он в зажиточной и влиятельной семье. Однозначных подтверждений этому нет — Шота не афишировал свое происхождение.

Более правдоподобна версия, что семья Руставели жила в нищете и в раннем детстве его отдали на воспитание богатым вельможам (большинство исследователей жизни поэта уверены, что это были Багратиони).

Шота получил хорошее образование, он обучался в монастыре Месхетии, далее продолжил учебу в Греции (где именно неизвестно). Он изучал труды Платона и творчество Гомера, а также ознакомился с литературным наследием Персии и арабского народа. Он отлично владел несколькими языками, среди которых латынь и греческий, разбирался в риторике и богословии.

Обратите внимание

Фамилия поэта также стала предметом споров. Историки связывают ее происхождение с местностью, где был рожден Шота – селом Рустави. Но в те времена в Грузии было не одно поселение с таким названием. Другие придерживаются теории, что это было прозвищем его отца – владельца Руставийского майората.

Сам Шота Руставели в своем бессмертном произведении говорит, что он принадлежит к этнической группе месхов. Ученые-историки предполагает, что Шота так считал, потому что общался с представителями этой народности и они оказали на него немалое влияние.

Литературное наследие

Главное наследие Шота Руставели — произведение «Витязь в тигровой шкуре». Это не единственный литературный труд поэта, но только он сохранился до наших времен. Рукопись неоднократно переписывалась и до нас дошла только в редактированном варианте.

«Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели

Произведение состоит она из трех частей:

  • Вступление, где поэт восхваляет Тамару и обращается с просьбой о помощи к Всевышнему;
  • основной части, посвященной теме любви и дружбы;
  • заключение, развязка отношений.

Действия в поэме разворачиваются на обширной территории, в ней упоминаются вымышленные народности и животные. Но при этом описывается ситуация в Грузии времен жизни Руставели. Исследователи считают, что поэт положил в основу произведения народное творчество. В этом ключе его сравнивают с Шекспиром и Гете.

Речь в поэме идет о дочери царя Ростевана, который не имея сыновей, решает передать корону ей. Девушка – Тинатин, тайно влюблена в военачальника отца – Автандила. Автандил и царь на охоте однажды встречают человека, облаченного в тигровую шкуру. Он заинтересовал Ростевана и он захотел узнать его историю. Но незнакомец скрылся и Автандил по просьбе возлюбленной отправился на его поиски.

В итоге он находит незнакомца и узнает его печальную историю. Тот был влюблен в дочь правителя Индостана, но их разлучили и теперь влюбленный разыскивает принцессу. Автандил проникся историей Тариэла (незнакомца) и принимает решение помочь ему в поисках. Вместе они пережили немало приключений, в результате которых влюбленные воссоединились.

Государственная деятельность и личная жизнь

Шота был назначен казначеем Грузии по указанию царицы Тамары, в которую поэт был влюблен. После написания поэмы его назначили царским библиотекарем и вручила золотое перо – знак признательности за вклад в литературное наследие.

Читайте также:  Краткая биография замятин

Однако длилось это недолго. Тамара услышала о нежных чувствах поэта и впала в ярость. Руставели пришлось бежать в Иерусалим.

Шота Руставели и царица Тамара

Другой причиной побега называют брак Тамары с князем Осетии. В результате этого союза родились дети и Шота не смог наблюдать за счастьем своей возлюбленной с другим.

Его приютили в монастыре Св. Креста. В благодарность за теплый прием, Шота украсил стены монастыря потрясающими фресками, среди которых был и его автопортрет. Произведение было уничтожено в начале XXI века.

Смерть поэта окутана тайной. Дата ее доподлинно не известна, как и причина. Легенда гласит, что Тамара приказала ему сделать перевод поэмы, преподнесенной ей в дар персидским правителем. Поэт выполнил приказание, но от денег отказался, а через неделю обнаружили его обезглавленное тело.

Но это неподтвержденные легенды. Исследователи склоняются к тому, что жизнь Руставели закончилась в монастыре, чему подтверждение — могильная плита, установленная в харме.

Источник: https://interesnie-fakti.net/biografiya-shota-rustaveli/

Шота Руставели

Шота Руставели – грузинский поэт и государственный деятель. Этот талантливый подданный царицы Тамары стал автором всемирно известной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Это произведение стало памятником литературы, но мало кто знает, что поэма, написанная Руставели, подвергалась критике со стороны господствующей церкви. 

Портрет Шоты Руставели

В 18 веке католикос Антоний I публично сжег еретические, как он считал, рукописи. Однако это не помешало «Витязю в тигровой шкуре» дойти до наших дней. Произведение переводили на русский язык Константин Бальмонт, Николай Заболоцкий, Пантелеймон Петренко, Шалва Нуцубидзе и другие литературные деятели.

Детство и юность

Жизнь человека, который внес неоспоримый вклад в литературу, окутана ореолом тайны. Увы, материалов об этом талантливом писателе никаких нет. Неизвестно истинное место рождения Шоты, также неизвестно, кем были его отец и мать. Историки не могут сказать, в каких условиях рос и воспитывался будущий государственный деятель.

Были ли у Руставели братья и сестры – тоже остается загадкой, на которую нет ответа. Поэтому о жизни автора «Витязя в тигровой шкуре» сложено немало легенд, и сложно понять, какие из них истинны.

Памятник Шоты Руставели

Биографы до сих пор не пришли к общему знаменателю по поводу происхождения фамилии Руставели.

Некоторые уверены, что поэт был уроженцем конкретного села Рустави, так как Шота писал фамилию без буквы «а» – Руствели. Однако это предположение не помогает собрать кусочки мозаики в единую картинку, потому что на территории Грузии географических пунктов с таким же названием существовало немало.

Важно

К тому же это может означать, что поэт был феодалом, владевшим крепостью или городом под таким же названием.

Грузинский поэт Шота Руставели

Другие ученые считают, что Руставели – это прозвище родителя Шоты, который якобы был выходцем из состоятельной семьи и по совместительству владельцем Руставийского майората.

По мнению литературоведов, писатель взял прозвище отца в качестве творческого псевдонима. Но стоит сказать, что в рукописи, которая стала памятником литературы, поэт утверждает, что он – месхетинец. Но принадлежал ли Шота в действительности к этой субэтнической группе грузин, судить сложно.

Вероятно, Руставели сделал такое заявление, потому что общался с кругом известных месхов, которые оказали на Шоту влияние.

Шота Руставели

Будущий автор стихов получил достойное образование на родине Демокрита и Аристотеля – в Греции.

Шота изучал труды известного сочинителя «Илиады» Гомера, ознакомился с философией Платона, риторикой, персидской и арабской литературой, а также богословием. Окончив обучение, Руставели заведовал казной царицы Тамары, с именем которой связывают золотой век грузинской истории. То, что Шоте были доверены государственные деньги, показывает социальный статус автора поэмы.

Памятник Шоты Руставели

В период правления Тамары Грузия слыла великой и могущественной страной с исключительным плодородием. Правительница, обладавшая умом и красотой, покровительствовала литературе, поэтому в краю вечной весны лирическая поэзия развивалась со скоростью света. Легенда гласит, что Шота, сопровождающий Тамару во всех поездках, был безответно влюблен в повелительницу. Поговаривают, что золотое перо, подаренное царицей, Руставели до конца жизни носил на своей шапке.

Литература

«Витязь в тигровой шкуре» (или «барсовой») – единственное произведение Шоты Руставели, дошедшее до наших дней. Этот бесценный памятник грузинской литературы был написан между 1189 и 1212 годами.

Однако с течением времени рукопись Руставели претерпела существенные изменения: произведение, переходящее из рук в руки, в буквальном смысле подвергалось редакциям, которые совершались подражателями и переписчиками. 

Шота Руставели сочиняет поэму «Витязь в тигровой шкуре»

Но общепринятым вариантом считается поэма, напечатанная царем Вахтангом VI (Тифлис, 1712 год). Стоит отметить, что «Витязь в тигровой шкуре» был признан вероотступническим произведением, за что и получил немилостивое отношение со стороны официальной церкви того времени. 

Поэма повествует о человеческой любви и дружбе. В основе стихотворения лежит рассказ о правителе Ростеване, который, не имея сыновей, передает царскую корону дочери Тинатин, которая в свою очередь была влюблена в отважного военачальника Автандила.

Иллюстрации к поэме Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Доподлинно неизвестно, каким образом был придуман сюжет для поэмы, но на этот счет существует несколько мнений.

Первое гласит, что Руставели взял в качестве первоисточника персидскую прозу и переписал ее в стихотворной форме (это произведение так и не нашли). Однако можно предположить, что «Витязь в тигровой шкуре» был придуман Шотой самостоятельно – казнохранитель написал поэму, восхваляя царицу Тамару.

Профессор А.

Хаханов уверен, что Шота ориентировался на народный эпос: он позаимствовал поэзию, придуманную жителями Грузии, как когда-то сделали Уильям Шекспир и Иоганн Гете («Фауста» и «Гамлета» можно отнести к средневековым традициям).

Книга Шоты Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Но каким бы ни было происхождение «Витязя в тигровой шкуре», эта поэма считается ценным произведением для всей мировой литературы. Руставели стал основателем поэтического метра – шаири, которым затем повсеместно пользовались грузинские поэты.

Также стоит отметить, что Руставели был мастером литературных сравнений, которые и по сей день будоражат умы читателей. Несмотря на сложность метафорических оборотов Руставели, в его произведении доминируют художественная непосредственность и глубина мысли.

Личная жизнь

Личная жизнь Шоты Руставели также покрыта пеленой тайны, потому что ученые могут основываться только на предположениях и догадках. Существуют легенды по поводу взаимоотношений грузинского поэта и царицы Тамары. По некоторой информации, казнохранитель женился на некой Нине, но вскоре после свадьбы умер. 

Шота Руставели и царица Тамара

Другие говорят, что Руставели не сумел совладать с безответной любовью, поэтому предпочел мирской жизни уединение в монастырской келье. Шота Руставели слыл как талантливым поэтом, так и художником: в 1185 году он участвовал в реставрации Крестового монастыря, который пострадал от армии египетского султана. 

Автопортрет Шоты Руставели на фреске

По слухам, Руставели взял краски с кистью и собственноручно расписал колонны храма. Известно, что на одной из фресок Руставели нарисовал автопортрет – единственное изображение, по которому можно судить о внешности грузинского поэта.

Смерть

Как и при каких обстоятельствах скончался Шота Руставели – история также умалчивает. Неизвестна и дата смерти. По сказанию, царица Тамара приказала подданному перевести произведение, подаренное ей иностранным гостем. Руставели выполнил поручение покровительницы, но от денежного вознаграждения отказался. Вскоре после этих событий было найдено обезглавленное тело поэта. 

Памятник Шоты Руставели

Также принято считать, что, возможно, Шота умер в Иерусалиме. Ныне в различных городах встречаются улицы, названные в честь поэта, а в Тбилиси основан театр имени Шота Руставели.

Библиография

  • 1189–1212 – «Витязь в тигровой шкуре»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/13125-shota-rustaveli.html

Творчество и биография Шота Руставели

Редкому поэту выпадает судьба Гомера. Редкий поэт, словно теряя авторство, переселяется с книжной страницы на уста миллионов и живет из поколения в поколение, как песня, сложенная целым народом.

Поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» — это больше, чем литература: строки Руставели давно уже стали частью души грузинского народа в его труде, в его борьбе, в его нелегких исторических судьбах.

Шота несходен с прочими известными певцами.
Как меч, в бою отточенный,
Со ржавыми ножами.
(Перевод В. Державина)

Эти строки народ сложил о своем поэте, и у них нет автора. Но то же самое по сути думали великие поэты Грузии во все времена. В конце XVII века Арчил, грузинский царь и поэт, писал, что Шота Руставели был родоначальником грузинской поэзии, а почти двести лет спустя Акакий Церетели сказал об авторе «Витязя в тигровой шкуре»:

Памятник твой светозарный —
Слава особого рода.
Мы за тебя благодарны
Творческим недрам народа…
(Перевод П. Антокольского)

Историческая судьба поэзии Руставели была поистине гомеровской. К сожалению, по-гомеровски скудными оказались фактические данные о жизни великого поэта. Его жизнь, оставившая сияющий след, существует во времени и в то же время как бы вне дат.

Шота Руставели: факты биографии

Известно, что Шота Руставели, «Шота из Рустави», был из простых, незнатных людей, что при дворе царицы Тамары, крупнейшего деятеля средневековой Грузии, чье имя само стало источником легенд, он занимал высокую должность казначея, что умер он в далеком Палестинском монастыре. Это и все. Об остальном говорит поэма, и она говорит достаточно как о самом поэте, так и о народе, чью душу поэт выразил стихами, восемь с половиной веков звучащими над горами и долинами Грузии.

Однако как ветви дерева сходятся в стволе, так в едином, человеческом, понятном и близком для всех «сходятся», срастаются различные по национальной форме культуры.

Руставели «Витязь в тигровой шкуре»: описание, анализ, краткое содержание

Поэма «Витязь в тигровой шкуре» пера Шота Руставели — явление не только грузинской, но и мировой литературы, ибо ценности, которые защищает поэт, дороги всем: это верность слову и дружбе, мужество, любовь.

В то же время поэма Руставели глубоко национальна, хотя среди главных ее героев вообще нет грузин, а сам Шота писал, что он переложил в грузинский стих иранское предание.

Однако поиски персидского первоисточника поэмы, проводившиеся нашими учеными, ни к чему не привели: ничего подобного сюжету «Витязя в тигровой шкуре» в иранской литературе не было. Более того: по самому духу своему поэма, где главные герои — мусульмане, далека от персидской поэзии того времени.

Персидские поэты противопоставляли мучительному ощущению «бренности бытия» чашу вина и поцелуй «солнцеликой» возлюбленной.

Философское мироощущение Руставели иное. Восхищение величием и красотой мира всегда присутствует в его стихах наряду с ощущением быстротечности всего земного. Но этому ощущению он противопоставляет не опьяняющие и простые радости бытия, а глубокую печаль, высокую любовь, действие.

Совет

Порывы страсти, любви, тоски, гнева в поэме могучи и грозны, словно порывы бури. Как бы символом, условным приемом, выражающим целомудренное и напряженное до предела чувство, любовь Автандила и Тариэля, главных героев поэмы, и являются столь удивляющие порой читателей слезы и обмороки бесстрашных богатырей.

Поэма построена на контрастах, глубоко драматических. Прежде всего контрастны сами герои поэмы. Вот Нестан-Дареджан, возлюбленная Тариэля, — энергичная, умная, властная, умеющая бороться за свою любовь девушка.

А рядом с ней — возлюбленная Автандила царица Тинатин, кроткая, словно просветленная и в то же время внутренне твердая.

Друг бурного, мятущегося, порой не владеющего собой Тариэля — столь же благородный и сильный, но вдобавок как бы олицетворяющий начало разума и такта, преодолевающего порывы страсти, Автандил.

Контрасты печали — и радости, обморока — и бешеного боя, рыданий — и страстной речи пронизывают всю поэму. Они уживаются в каждой ее строфе, словно внутри живой клетки. Вот Тариэль рассказывает о схватке с тигрицей, которую он хотел обнять, только что освободив от льва, обидевшего ее. Но тигрица напала на Тариэля:

Разъярясь, она кидалась, тело мне когтями раня,
И тогда ее с размаху я отбросил и убил…
Тут я вспомнил ссору с милой в день
последнего свиданья —
И от скорби сжалось сердце. Видишь слезы, 
Автандил?
(Перевод Георгия Цагарели)

Читайте также:  Сочинения об авторе фейхтвангер

В память об этой схватке с тигрицей, напомнившей ему Нестан-Дареджан, Тариэль и стал носить тигровую шкуру.

Благородное, человечное отношение к женщине, глубокое внутреннее убеждение поэта в человеческом равенстве женщины и мужчины — все это связано скорее с психологией человека эпохи Возрождения, чем с мироощущением средневекового Востока. Верность долгу дружбы, верность слову, сила чувства, воля к борьбе за свою любовь — эти качества героев поэмы сделали их любимыми героями Грузии в течение многих веков.

Обратите внимание

Кроме того, поэма «Витязь в тигровой шкуре» была благодаря афористичности стихов своеобразной энциклопедией житейской мудрости. Сотни ее строк стали поговорками: «Что раздашь — твое; что скроешь — то потеряно навек». «Из кувшина может вытечь только то, что было в нем». «Клевета для слуха то же, что полынь для языка». Все эти афоризмы — четкие и яркие.

Интерес к творчеству великого поэта в России всегда был очень велик. Еще в 1845 году была осуществлена первая попытка перевести «Витязя в тигровой шкуре» на русский язык. Было сделано несколько русских переводов поэмы; среди них широко известны переводы К. Бальмонта, П. Петренко, Г. Цагарели, Н. Заболоцкого, Ш. Нуцубидзе.

«Мерным словом упиваться может каждый, кто не глух», — говорит Шота Руставели. И не только для воспитания вкуса, но и для «воспитания чувств» знакомство с поэмой нужно нашей молодежи. «Витязь в тигровой шкуре» — это стихи, воспитывающие в человеке высокие нравственные качества.

Было бы очень полезно, чтобы издания поэмы, талантливо иллюстрированные такими художниками, как Ладо Гудиашвили или С. Кобуладзе, заняли почетное место на книжной полке в вашей семье.

Источник: http://mamotvet.ru/tvorchestvo-i-biografiya-shota-rustaveli/

Шота Руставели — Биография — актуальный и творческий путь

ШОТА РУСТАВЕЛИ

Шота Руставели — величавый грузинский поэт XII века, создатель известной поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (другое заглавие «Витязь в барсовой шкуре»). Непонятно точно где, родился ребенок, которому судьба дала бессмертие.

Народные предания не единодушны относительно происхождения величавого поэта. Одни гласили, что он родом из знатной семьи, другие ведали, что обеспеченный дядя взялся воспитывать бедного племянника, осиротевшему еще с юношества. Может быть, он родился в конце 60-х либо сначала 70-х годов.

Возможной датой его рождения является 1166 год. Как свидетельствуют далее народные предания, дядя постарался дать племяннику совершенное для тех пор воспитание.

Шота выучился в одном из больших монастырей Месхетии — Зарзими и был признан достойным продолжать обучение в тогдашней высшей школе — в кахетинской академии в Икалто.

Академия в Икалто, основанная царем Давидом Строителем, была выдающимся центром тех пор. Она объединила вокруг себя целый ряд ученых и философов, которые не только лишь пересаживали на грузинский почву традиционную мудрость Платона и Аристотеля, да и продолжали и развивали философскую деятельность, застыла на то время в Византии под давлением христианской реакции.

Условия Грузии тех пор давали больше свободы ученым — продолжателям традиционной греческой философии, что и содействовало возникновению таких философов, как Иоанн Петрици, который познакомил грузинский люд с неоплатоником Проклом, переложив его «Альянс», и который отдал сам ряд выдающихся философских произведений, став одним из самых выдающихся представителей грузинской философской мысли XII века. Во главе этой плеяды философов и ученых стоял Арсений Иколтоели, который, по легенде, был учителем Шота в академии. Тут и начали формироваться зерна того неоплатоновского миропонимания, окрепшие в душе юного поэта во время его предстоящего обучения в афинских олимпийских монастырях Греции, куда выехал Шота после окончания академии в Икалто. Тяжело сказать, что в этих преданиях о школьные годы Руставели является правдой, а что сотворено народным воображением, но сама поэма свидетельствует о высочайшей философскую образованность поэта, который был на уровне самых передовых мыслей собственного времени. Из поэмы видно, что предстоящая судьба поэта была плотно сплетена с двором королевы Тамар, которая довершила процесс объединения Грузии в одно централизованное правительство, обуздав самостоятельность маленьких феодальных владетелей и создав базу для того расцвета старенькой грузинской литературы, которая, не считая известного Руставели, имела еще таких поэтов, как Чахрукадзе и Шавтели, оды которых к королеве Тамар и ее супруга Давида Сослани сохранились до сего времени. Руставели в собственной поэме вспоминает о когда-то написанные им «хорошо подобраны оды» на славу Тамар, но эти произведения Руставели не сохранились.
Доктор Павел Ингороква проверил, кто выезжал из Грузии в Иерусалим в Крестовый монастырь. Легенда показывает на одного славного грузина, близкого к королевскому роду и к самой королеве Тамар, тогдашней владычицы могучего Грузинского страны,- на ее поэта Шота Руставели, другими словами Шота Руставского (тот, кто происходит из Рустави является владельцем Руставского замка). Поселков с таким заглавием есть в Грузии несколько. Одно из их — в восточной провинции, которая имеет древнейшую заглавие Месхетия. Есть и недалеко от Тбилиси село Рустави. В XII веке оно было феодальным владением рода — одной из веток династии Багратионов, которая правила Грузией. Летописи, упоминая о обладателях городов Эрети и Рустави — о эту провинциальную ветвь королевского рода, отмечали придворную карьеру, которую сделал во времена королевы Тамар один из представителей руставських Багратионов — Шота: он — единственный, кто сначала ИХ века имел в Грузии знатный титул мечурчлет — ухуцеси. О нем сохранились некие исторические сведения, биографические факты. По происхождению он был из Мцсхетий, но его праотцы были уже месхами, как создатель гласит в заключительных строфах «Витязь в тигровой шкуре» — «да пишу я, месх неизвестный, родом из поселка Руставї». В известной биографии Шота Багратиони совпадает с тем, что говорят об создателе известной поэмы, народные предания и слова самой поэмы, несколько не совпадает. Доктор Ингороква показывает на произвол переписчиков книжек, которые охотно добавляли что-то свое в переписуваного. Так было и с текстом поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Шота Руставели стоял близко к центру грузинской политической жизни, также политической интернациональной жизни, каким был двор королевы Тамар. В свою поэму он вложил исторический опыт, очевидцем и участником которого был сам.

Вообщем, главный источник сведений о нем — пролог поэмы, посвященный королеве Тамар (1184-1213), в каком Руставели восхваляет и воспевает королеву и ее жена Давида Сослани.

Важно

Кое-где около 1187 года — не ранее 1184 и не позже года 1207 — Шота сделал собственного «Витязя в тигровой шкуре». В тексте поэмы есть ряд исторических и литературных указаний, которые позволяют более-менее точно найти те годы, когда она могла быть написана.

«Витязь в тигровой шкуре» был должен быть написан, во всяком случае, до 1213 года — до года погибели Тамар, что ее так жарко воспевает поэт.

Народная легенда повествует, что поэт был отмечен Тамарой, которая выдвинула его на значительную придворную должность королевского библиотекаря. Когда Руставели принес Тамар собственного «Витязя в тигровой шкуре», то королева, чествуя поэта, отдала ему в заслугу золотое перо, чтоб тот носил его на шапке. С этим пером и изображают Руставели все живописцы.

Поэт влюбился в королеву и не сумел скрыть собственных эмоций. Тамар разгневалась, Шота был должен бежать с родины. Убежище он отыскал в Иерусалиме, в монастыре св. Креста. В 1960 году было установлено, что Шота реставрировал и расписал грузинский монастырь св. Креста.

Он, видимо, стал монахом этого монастыря, но монастырская братия не забыла о значимой роли, которую сыграл их брат на дальной родине, и в пышноватых облачениях его было изображено на надмогильной фреске, и бучним титулом визира было украшено его имя в заупокойной упоминании. Год смерти Шота Руставели неведом, вероятнее всего между 1212-1216 годами.

Найдена в Крестовом монастыре фреска, также заупокойная упоминание в монастырской книжке — эти два документа дают основания более-менее точно утверждать, что создателем известной поэмы был Шота Багратиони.

На фреске на грузинском языке написано, что похороненый Шота просит Бога милости, а изображенный там человек в грузинском одежке светского вельможи — единственный правдивый портрет величавого грузинского поэта.

Источник: http://glavbuk.ru/shota-rustaveli-biografiya-aktualnyj-i-tvorcheskij-put/

Шота Руставели: выдающийся грузинский деятель, поэт и художник :

Шота Руставели по праву считается одним из блестящих грузинских государственных деятелей двенадцатого века. А его национальная эпичная поэма «Витязь в тигровой шкуре» является знаменитым произведением времен Средневековья и вызывает огромный интерес и в наши дни.

Биографические сведения

Достоверные факты о жизни поэта очень скудны и редко подтверждаются документальными источниками. Предположительно считается, что родился он в 1172 году. Свое прозвище Шота Руставели получил по наименованию родного села Рустави.

В то время существовало несколько населенных пунктов с похожим названием. Некоторые данные говорят о том, что поэт имел отношение к знаменитому роду и являлся властителем Руставского майората.

Факты о личности Шота просматриваются и в строках его поэмы, восхваляющей царицу Тамару. В ней автор называет себя «месхом».

Образование Руставели получил в Греции, после чего был назначен на должность государственного казначея при дворе царицы Тамары. О его деятельности на этом посту свидетельствует подпись на акте, датируемом 1190 годом.

Период политического могущества Грузии в двенадцатом веке сопровождается расцветом лирического искусства при роскошном дворе молодой Тамары со свойственным ему средневековым рыцарским служением.

О должности, которую занимал Шота Руставели, также упоминается в записи поминальной книги грузинской лавры Святого Креста в Иерусалиме, сделанной в тринадцатом веке. Кроме того, в этой лавре находится фреска с изображением портрета знатного человека в богатой одежде. Надпись «Руставели» на ней свидетельствует о принадлежности поэта к аристократии и поддержке им монастыря.

Вклад в литературу и живопись

Имя Руставели в мировой культуре в первую очередь связано с поэзией. Его призвание ярко выражено в литературном творчестве. Поэт владел обширными знаниями и навыками в пиитике, риторике, богословии.

Был хорошо знаком с персидской и арабской письменностью, гомеровскими сочинениями и платоновской философией.

Совет

Такие познания благотворно сказывались на создании потрясающих лирических работ, которым свойственны метафоричность и афористичность.

Руставели внес немалый вклад не только в литературу, но и живопись. Он считается замечательным художником и реставратором. Сегодня в Иерусалиме существует улица Шота Руставели, на которой расположен монастырь Святого Креста. В двенадцатом веке благодаря стараниям грузинского деятеля в обители были выполнены работы по ее обновлению и росписи.

Основной труд

Творение Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» – настоящий шедевр мировой литературы. Поэма представляет собой гимн служению родине. Она заставляет восхищаться патриотизмом, преклоняться перед настоящими чувствами дружбы и любви. Книга старается воспитать в людях лучшие нравственные качества.

В строках поэмы присутствует восхваление красот и величия мира, быстротечности всего земного. В философском мироощущении Руставели просматривается благородное отношение к женщине, верность дружескому долгу, твердость в выполнении обещаний, борьба за любовь. Эти качества, свойственные главным героям произведения, остаются актуальными на протяжении многих столетий.

В середине семнадцатого века несколько экземпляров «Витязя в тигровой шкуре» напечатано царем Вахтангом VI, однако спустя столетие они были сожжены патриархом Антонием I.

Наиболее известные переводы поэмы на русский язык были сделаны К. Бальмонтом, Г. Цагарели, Ш. Нуцубидзе и П. Петренко.

Легенды о смерти

Несмотря на недостаток достоверных сведений, считается, что умер Шота Руставели в 1216 году. Его кончина окутана тайной и поэтому иногда ее связывают с непростыми отношениями поэта и царицы Тамары.

Одно из народных преданий гласит, что безответная любовь Руставели к этой женщине вынудила его провести последние годы жизни в монашеской келье.

В другой легенде говорится о повелении царицы перевести на грузинский язык поэму, подаренную ей шахом. Несмотря на идеально выполненную работу, Руставели отказался от награды, из-за чего спустя неделю был обнаружен мертвым.

Память о поэте

И сегодня спустя несколько тысячелетий о великом грузинском деятеле помнят во всем мире. В его честь названы различные объекты архитектуры, институты и театры.

Во многих больших городах постсоветского пространства есть улицы, которым присвоено имя Шота Руставели. Уфа, Тбилиси, Москва, Киев, Бишкек, Одесса, Санкт-Петербург, Харьков, Челябинск, Ташкент, Владикавказ, Караганда, Омск, Тула – и это далеко не полный перечень таких населенных пунктов. В его честь также названы аэропорты и станции метро.

Читайте также:  Краткая биография байрон

В память о грузинском деятеле выпускались почтовые марки и фарфоровые статуэтки.

Монументы поэту воздвигнуты в Тбилиси, Ташкенте, Киеве, Москве. В декабре 2016 года открыт памятник Шота Руставели в Санкт-Петербурге. Скульптура из бронзы была установлена по случаю юбилейной годовщины грузинского поэта.

Источник: https://www.syl.ru/article/298666/shota-rustaveli-vyidayuschiysya-gruzinskiy-deyatel-poet-i-hudojnik

Шота Руставели

Шота́ Руставе́ли (груз. შოთა რუსთაველი, 1172—-1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века, автор хрестоматийной эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (вариант перевода — «Витязь в барсовой шкуре»).

Достоверных биографических сведений о Руставели сохранилось очень мало. Не известны даже годы рождения и смерти поэта. Главный источник сведений пролог поэмы, посвященный царице Тамаре (правила в 1184-1207 годах) и ее соправителю-мужу Давиду Сослани.

Таким образом, поэма (не первое произведение Руставели) создана не ранее конца 80-х годов 12 века и не позднее 1-го десятилетия 13 века. Можно предположить, что Руставели родился на рубеже 60-70-х годов 12 века.

В прологе два раза упоминается, что автор поэмы Руставели (Руствели), что значит “владетель Руставского поместья” или “выходец из Рустави”. По некоторым данным, свое образование Руставели завершил в Греции.

Обратите внимание

Считается, что Руставели был государственным казначеем царицы Тамары (сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году). Руставели также реставрировал и расписывал грузинский монастырь святого Креста в Иерусалиме. По легенде, безнадежно влюбленный в свою повелительницу, он кончил жизнь в келье этого монастыря.

На одной из колонн монастыря обнаружена фреска, по предположению ученых, изображающая Руставели.
“Витязь в тигровой шкуре” одна из величайших поэм мировой литературы. Всего в поэме 1637 строф, по 16 слогов в стихе.

Она дошла до нас в многочисленных рукописях, с массой интерполяций и дополнений и с продолжением, известным под именем “Оманиани”. Причины отсутствия древнейших списков поэмы, близких ко времени ее создания, – как в многочисленных набегах чужеземных завоевателей на Грузию и связанных с этим бедствиях, так и в том, что поэма преследовалась духовенством, как противное христианскому смирению сочинение светского характера.

Полные переводы «Витязя в тигровой шкуре» есть на немецком (Leist, «Der Mann im Tigerfelle», Лейпциг, 1880), французском («La peau de léopard», 1885), английском, арабском, азербайджанском, армянском, испанском, итальянском, украинском, («Витязь в тигровій шкурі», 1937, Микола Бажан), китайском, курдском, персидском, японском, чувашском (2008, в переводе Юхма Мишши), на иврите, хинди и др. На польском языке существуют два полных текста — переведенный в 1960 году с русского перевода Николая Заболоцкого и перевод с грузинского оригинала редакции царя Вахтанга VI, осуществлённый в 1976 году Ежи Загорским.

На русском языке существует 5 полных поэтических переводов поэмы (Константин Бальмонт, 1933; Пантелеймон Петренко, 1937; Георгий Цагарели, 1937; Шалва Нуцубидзе, 1937; Николай Заболоцкий, 1957) и десятки её изданий. Существует также построчный перевод С. Г.

Иорданишвили, который долго ходил по рукам в машинописном виде, пока не был опубликован в 1966 году (к помощи этого подстрочника прибегал, в частности, Н. Заболоцкий).

Отрывки из поэмы на протяжении с 30-х и до 80-х годов XX века часто переводились и многократно публиковались на всех языках народов СССР и стран социалистического лагеря.

Доныне остается неразрешенным и вопрос, откуда Руставели заимствовал сюжет своей поэмы.

В литературе было высказано три мнения: первое основывается на словах самого Pуставели, который в 16-й строфе поэмы заявляет, что “он нашел персидский рассказ и переложил его стихами, словно крупную жемчужину, переходящую из рук в руки”; однако персидский оригинал, несмотря на все поиски, до сих пор не найден. Второе мнение впервые было высказано проф. Д.И.

Важно

Чубиновым, который доказывает, что Руставели не заимствовал сюжета “Барсовой кожи” у восточных писателей; она создана им самим и направлена к прославлению царицы Тамары. Третье мнение принадлежит А.

Хаханову; сравнивая стихи Руставели с народными песнями о Тариель, он предположил, что искусственная поэма XII века имеет своим основанием народную поэзию, подобно тому, как “Фауст” и “Гамлет” восходят к средневековым народным традициям. Руставели воспользовался народным сказанием для изображения великой исторической эпохи.

Персонажи представители разных народов (в том числе и вымышленных). Искусно используя приемы сюжетной маскировки, Р. художественно правдиво изображает современную ему действительность Грузии. В поэме сочетаются два основных повествовательных цикла (индийский линия Тариэла и Нестан-Дареджан, и арабский линия Автандила и Тинатин).

Глубокая психологическая характеристика героев, изображение внутренней сущности явлений основные черты новаторства Руставели. Он создал галерею живых, полнокровных, пластичных характеров; его герои самоотверженные, бесстрашные борцы за торжество справедливости и счастья, обобщенные, типизированные образы передовых людей феодальной Грузии 12 века.

Главную героиню поэмы, добродетельную и кроткую Нестан-Дареджан, охватывает дух протеста, когда она узнает, что ее ожидает брак по принуждению. Стойко переносит героиня заточение в Каджетской крепости, являющейся символом тирании, изуверства и земного мрака. Борьба трех витязей-побратимов за освобождение Нестан увенчивается победой.

Оптимистическая идея торжества справедливости над произволом, добра над злом лежит в основе поэмы: человек должен дерзать, он может добиться полного счастья на земле.
Поэма Руставели восторженный гимн свободной, земной, чистой и возвышенной любви. Поэт отвергает любовь грубо чувственную, плотски низменную.

В поэме ярко выражена идея преклонения перед женщиной, поэтически обоснована возможность нравственно-интеллектуального равенства мужчины и женщины.
Поэма проникнута идеей патриотизма. Политический идеал Руставели объединенное, сильное, единодержавное государство во главе с просвещенным и гуманным царем.

Поэт осуждает феодальные распри и сепаратистские устремления знати, ценит жизнь разумную, достойную благородного человека. Его герои не страшатся смерти. Поэт клеймит позором лжерыцарей, малодушных горе-воинов, подлых трусов и предателей, клятвопреступников, льстецов и лицемеров. Он превозносит рыцарскую доблесть и отвагу, смелость и дерзание.

“Витязь в тигровой шкуре”, бесспорно, имеет некоторое сходство с западноевропейскими рыцарскими романами и с восточными эпико-романтическими поэмами средневековья, однако в целом Руставели шел самостоятельным путем.

Совет

Великий гуманист, он, в противовес церковно-аскетической морали, провозглашает свободу личности, свободу мысли и чувств, ратует за человеческую жизнь, не предопределенную божественным провидением, роком. Руставели воплотил идеалы и чаяния своего народа, но ему чужда национальная ограниченность. Мир его идей имеет общечеловеческое значение. Своим свободомыслием поэт предвосхитил гуманистические идеи раннего Возрождения.

Впитав богатство древнегрузинской письменной культуры и одновременно следуя лучшим фольклорным традициям, Руставели развил и поднял на большую высоту грузинскую поэзию в целом. Поэма написана изящным, легким, музыкально-напевным стихом шаири. Руставели – законодатель и непревзойденный мастер этого стиха. Для поэтической речи Руставели характерны метафоричность и афористичность. Лирические прелюдии, эпистолии, не нарушая динамичности действия, красочно обрамляют сюжет и оживляют повествование. Руставели – родоначальник нового грузинского литературного языка.

Источник: https://www.livelib.ru/author/13287-shota-rustaveli

Руставели, Шота

(конец XII—начало XIII века) грузинский поэт и политический деятель

Сейчас кажется невероятным, что вплоть до конца XVIII века мало кто за пределами Грузии знал о существовании знаменитой поэмы «Вепхисткаосани» («Витязь в тигровой шкуре»). И тем не менее это так. Первым негрузином, прочитавшим поэму, был русский историк и библиограф митрополит Евгений (Болховитинов).

Он был настолько потрясен прочитанным, что сразу же поставил Руставели в один ряд с Оссианом, Роландом и автором «Слова о полку Игореве». Вместе с тем прочитанный им текст никак не походил на современные издания и переводы. Он был тяжеловесным по стилю и представлял собой лишь весьма приблизительный перевод-подстрочник.

Шота Руставели жил и творил в эпоху, которую справедливо называют «золотым веком» грузинской культуры. В это время страна не подвергалась нападениям извне и на протяжении почти целого века могла спокойно развиваться. В Грузии строились монастыри и города, создавали свои произведения писатели и поэты, открылись две философские академии — Гелати в Колхиде и Икалто в Иверии.

Теперь нам известно, что Руставели происходил из рода правителей месхетинского селения Рустави. В те годы носивший имя правителя город Рустави был большим и хорошо укрепленным поселением. По-видимому, как и многие другие юноши из знатных семей, Шота получил образование за пределами своей родины.

Скорее всего для этого он отправился в Константинополь, а затем в один из палестинских монастырей. В настоящее время доказано, что Шота Руставели неоднократно посещал Палестину и подолгу работал там над греческими рукописями.

Большую же часть жизни он провел при дворе царицы Тамар, которой и посвятил свою поэму.

Во времена Шота Руставели грузинская столица была настоящей культурной Меккой, куда стекались талантливые люди со всего христианского Востока. Руставели занимал важный правительственный пост и на протяжении многих лет сопровождал царицу во время поездок по Грузии. Некоторые ученые даже предполагают, что он был влюблен в прекрасную повелительницу и пользовался ее взаимным расположением.

Обратите внимание

Именно последнее обстоятельство, видимо, и послужило причиной внезапного удаления Руставели из придворных кругов, после которого он переехал в свое поместье, а затем и вовсе покинул Грузию, вновь отправившись в Палестину.

Шота Руставели поселился в Крестовом монастыре, основанном выходцами из Грузии еще в V веке нашей эры. В его стенах Шота провел достаточно много времени. Известно, что он внес значительные пожертвования для восстановления разрушенной после нашествия крестоносцев обители.

Когда он умер, то благодарные монахи запечатлели его образ на фреске, написанной на одной из колонн монастырского собора. Уже в наше время экспедиция грузинских ученых обнаружила эту фреску и обширную подпись к ней. Они сделали копию с фрески и доставили ее в Грузию, откуда наконец стало известно, как выглядел на самом деле Руставели.

Это был красивый высокий человек с ясным, открытым взглядом.

В основе его поэмы лежит древнегрузинское сказание о подвигах и приключениях рыцаря Тариэла. Он сражается за обладание прекрасной царевной Нестан-Дареджан.

Шота Руставели хорошо знал не только грузинский фольклор, и поэтому его поэма представляет собой своеобразную мозаику из грузинских, греческих и восточных мотивов.

Проникновенные романтические сцены чередуются в ней с величественными описаниями сражений, а титанические подвиги героев — с весьма реалистичными описаниями повседневной жизни.

Руставели строит динамичный романтический сюжет, который поддерживает интерес читателя до последней страницы поэмы.

В произведении представлен весь мир средневекового человека. Из пышно украшенного царского дворца мы переносимся на улицы приморского города, а из суровых крепостных подвалов выходим на простор полей, где со свистом и гиканьем носятся за дичью охотники.

Важно

Поэт намного опередил свое время. Шота Руставели прохладно относился к христианской идеологии, он даже осмеливался ее критиковать. Герои совершают моления планетам и поклоняются греческим богам. Но главное — ни один персонаж не проявляет смирения и покорности судьбе. Наоборот, все герои активно борются с трудностями, преодолевают их и добиваются поставленной цели.

Поэтому тираж первого печатного издания поэмы, которое появилось в 1712 году, был принародно утоплен в Куре по постановлению грузинского патриарха. Тем не менее сегодня текст поэмы Руставели знает наизусть практически каждый житель Грузии.

Сразу же после написания она распространялась не только в виде рукописных списков, но и в многочисленных устных пересказах под названием «Тариэлиани».

Следует также подчеркнуть, что именно Руставели стал родоначальником нового грузинского литературного языка, ставшего позже общенародным.

Книга Шоты Руставели — это больше чем просто чтение. Отношение к ней грузинского народа скорее напоминает поклонение перед священным текстом. Как и Священное писание, ее дарили молодым на свадьбы и передавали потомкам как самое дорогое наследство. Известен случай, когда отец, недовольный своим сыном, в знак порицания отобрал у него подаренный в детстве текст поэмы.

Поэма Шоты Руставели интересна и в наши дни, потому что в ней рассказывается о прекрасной, светлой и чистой любви, ради которой герой преодолевает различные трудности и совершает немыслимые подвиги. Она переведена на многие языки мира, в том числе и на русский. Прекрасные переводы принадлежат Константину Бальмонту, Ш. Нуцубидзе и Николаю Заболоцкому.

Источник: http://biografiivsem.ru/rustaveli-shota

Ссылка на основную публикацию