Жан-Поль Сартр : краткая биография
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.
Вернул термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934).
Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе.
Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.
В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.
После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.
Жан-Поль Сартр и Симона Бовуар беседуют с Че Геварой. Гавана, февраль 1960 года
Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года.
В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина».
Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.
Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций.
Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР.
В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».
В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).
Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П. Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.
Творчество
Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.
В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона.
Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — когда Сартр открыто критиковал СССР.
В том же году Сартр заявил о своём отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера. Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя тем самым популяризации его идей в Европе.
Философская концепция
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека.
Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение».
Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы.
Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его.
Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.
Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает).Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.
Сочинения
Художественные произведения
- Тошнота (1938)
- Слова (1964)
- Фрейд. Киносценарий
- Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
- Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945—1949)
- «Возраст зрелости»
- «Отсрочка»
- «Смерть в душе»
- «Странная дружба»
- Пьесы
- Мухи (1943)
- За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
- Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
- Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
- Дьявол и господь бог (1951)
- «Только правда» (Некрасов).
- «Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
- Сборник новелл «Cтена» (1939)
- Стена
- Комната
- Герострат
- Интим
- Детство хозяина
- Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии Еврипида
Литературная критика
- В семье не без урода. Густав Флобер (1821—1857)
- Объяснение «Постороннего»
- Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
- Миф и реальность театра
- К театру ситуаций
Философские и теоретические работы
- Что такое литература
- Бытие и ничто (L'Être et le néant, 1943)
- Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
- Проблемы метода
- Воображение
- Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
- Экзистенциализм — это гуманизм
- Картезианская свобода
- Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
- Критика диалектического разума
Политические работы
- Размышления о еврейском вопросе (1944)
- О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968 год)
- Почему я отказался от премии
- Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975 года)
- Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
- Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
- Андреаса Баадера.
- Маоисты во Франции
- Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
- «Бунт — дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)
Книги на русском языке
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
- Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956
- Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966
- Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967
- Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992.— 480 с., 100 000 экз.
- Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.— 224 с.,
- Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
- Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
- Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 640 с., 5 000 экз.
- Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
- Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
- Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.— 320 с.,
- Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
- Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
- Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012
Сартр Ж.-П.
Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», 1939 и эссе «Размышления о еврейском вопросе», 1944, 1946 ] / Пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Азбука, 2006. — 256 с. («Азбука-классика» pocket-book)
- Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
- Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
- Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
- Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
- Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
- Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
- Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 — март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
- Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
- Почему я отказался от Нобелевской премии
- Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева
Публикации на русском языке
- Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.
Публикации о Ж.-П. Сартре
- Великовский С. Путь Сартра-драматурга 1967
- Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра Лениздат, 1976
- Грецкий М. Н. Марксистская философская мысль во Франции. М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.
- Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990.
- Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: Geleos, 2004.
- Альсберг К. Больное место. Еврейство, желание и язык у Сартра // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в литературе, философии и политике. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 169—186.
- Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма
- Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб.: Петрополис, 2006.
- Дунаевская, Рая. Философия и революция: от Гегеля до Сартра и от Маркса до Мао, 1973.
- Долгов К. М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии.2007. № 2. С. 151—160.
- Кузнецов, Виталий Николаевич. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.
- Леденева Е. В. Ничто у Сартра и Гегеля. Credo new. 2013, № 2.
- Мердок А. Сартр — романтический рационалист. 1953.
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/zhan-pol-sartr
Жан-Поль Сартр, краткая биография
Французский драматург, писатель и философ Жан-Поль Сартр родился в 21 июня 1905 года в Париже. Отец мальчика, Жан Батист Сартр, был морским инженером. Мать, Анн-Мари Швейцер, происходила из рода известных ученых. После смерти главы семьи, Анн-Мари забрала маленького сына в дом его деда, Шарля Швейцера.
Именно этому властному кальвинисту суждено было не только заменить Жану умершего отца, но и рассмотреть первые ростки «одаренности», скрытые пока еще глубоко внутри. Дед забрал внука из общей школы и нанял ему самых лучших учителей. Несколько лет мальчик живет в уединении, посвящая все время учебе.
Его жизнь изменилась в 1917 году вместе с новым замужеством матери, с которой Жан-Поль уехал в Ла-Рошель.
В 1920 году Сартр возвращается в Париж, где оканчивает лицей Генриха IV. В то же время первые произведения юного писателя начинают печатать в местных периодических изданиях.
Далее было изучение философии в Высшей нормальной школе, служба в метеорологических войсках и преподавание в различных лицеях Франции. В тот период Сартр сближается с Симоной де Бовуар, которая в последствии стала его другом и соратником.
Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти Сартр основывает журнал «Новые времена».
Свои первые большие произведения, в том числе и знаменитый философский труд «Тошнота», открывающий человечеству глаза на абсурдность бытия, Сартр написал в конце 30-х годах 20 века. Тогда же выходит в печать нашумевшая новелла «Стена». Обе произведения удостоены звания «Книга года».
Когда началась Вторая мировая война, писателю пришлось вернуться в родные метеорологические войска, из-за слабого зрения он не мог воевать на передовой. Несколько месяцев Сартр проводит под Триром, в концлагере для военнопленных.
По возвращению в Париж философ уделяет много внимания политике и основывает общество содействия движению Сопротивления.
Тогда же происходит знакомство Сартра и Альбертом Камю, благодаря которому философ становится редактором газеты «Комба».
В те годы из-под пера писателя выходит огромный философский трактат «Бытие и ничто», а также несколько пьес – «Мухи», «Грязные руки» и «За запертой дверью».
Успех этих произведений был настолько велик, что Сартр смог бросить преподавательскую деятельность и полностью посвятить себя творчеству.
В следующие несколько лет «послужной список» автора пополнился исследованиями жизни и творчества Жана Жене и Шарля Бодлера, незаконченной тетралогией «Дороги свободы» и откровенным автобиографическим романом «Слова».
Такая бурная деятельность не осталась незамеченной! В 1964 году Сартра номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но, испугавшись, что слава нобелевского лауреата затмит его как политика, писатель от премии отказался.
Следующие 20 лет своей жизни Жан-Поль Сартр занимается все больше политикой и все меньше литературой и философией. Как сторонник мира на Венском конгрессе народов, он был избран одним из членов Всемирного Совета Мира.
В последние годы жизни Сартр практически ничего не видел из-за быстро развивающейся глаукомы. Он больше не имел возможности писать, зато давал многочисленные интервью. А еще спорил и обсуждал политические события со своими друзьями, слушал музыку и наслаждался голосом Симоны де Бовуар, которая читала ему книги.
Умер писатель 15 апреля 1980 года. Больше всего он ценил искренность, поэтому и просил, чтобы его похоронили тихо и без лишнего шума. Но по мере продвижения процессии к кладбищу, к ней присоединилось целых 50 тысяч парижан, пожелавших почтить память величайшего философа.
См. также:
По писателю: Сартр, Жан-Поль
Источник: https://goldlit.ru/sartre-biography
Сартр, Жан-Поль – краткая биография – Русская историческая библиотека
Жан-Поль Сартр родился в Париже, 21 июня 1905 г. всемье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. С 1924 по 1929 г.
Сартр учился в элитарном французском университете, Высшей Нормальной школе, который окончил с блестящими результатами.
Затем он служил в армии, преподавал (1931-1933) в гимназии, в течение года изучал феноменологию Гуссерля во Французском институте Берлина, а с 1934 по 1939 г., вновь был гимназическим преподавателем.
В это время Сартр начал работу над собственными произведениями, которые стали выходить в свет с 1936 г. В 1937 появилась его работа «Трансцендентность Эго», которая, несмотря на небольшой размер, уже предвосхищала большинство идей дальнейшей сартровской философии
Философия Сартра за 9 минут
В 1940 г. Сартр попал в плен к немцам и пробыл там до 1941 г. Самые важные и значимые сочинения Сартра были опубликованы после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто», «Мухи», «Дороги свободы», «Экзистенциализм – это гуманизм» и др.
Произведения Сартра – ярчайший образец экзистенциалистской философии. Писатель великолепно описывает необычные, болезненные состояния психики, разум и чувства отчаявшегося человека, подвергая при этом сомнению многие общечеловеческие ценности.
Вместе со своей женой, писательницей Симоной де Бовуар, и видным философом Морисом Мерло-Понти Сартр издавал литературно-политический журнал «Новые времена», который был выразителем крайних левых идей.
Сартр проявлял живейший интерес к марксизму, хотя после внимательного изучения марксистской философии пришел к выводу, что это не подлинно научная теория, а лишь революционный миф. Сартр иногда критиковал советский режим.
Как мыслителю-волюнтаристу ему была гораздо ближе маоистская версия коммунизма.
Он восхищался китайской «культурной революцией», уповая на то, что она произведёт переворот в человеческом сознании.
Жан-Поль Сартр и его жена Симона де Бовуар в маоистском Пекине, 1955
В 1964 Жан Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
Писатель отказался принять премию, объяснив это тем, что её присуждение имело политический смысл и включало его в буржуазную элиту, в то время как он всегда выступал против буржуазии.
Его приверженность коммунизму была столь сильна, что Александр Солженицын во время приезда Сартра в СССР отказался от предложения встретиться с ним.
Во второй половине 1960-х гг., во время войны во Вьетнаме, Сартр стал председателем антивоенного «Общественного трибунала», созданного другим видным западным левым – Бертраном Расселом. В 1970 г. Сартр сделался главным редактором газеты «Народное дело».
В последние годы жизни он ослеп от глаукомы и уже не мог писать. Ему читала вслух жена, а он охотно давал многочисленные интервью.
Умер Жан Поль Сартр 15 апреля 1980 г.
Источник: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/4635-sartr-zhan-pol-kratkaya-biografiya
Жан-Поль Сартр
Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а Владимир Набоков называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.
У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.
Философ Жан-Поль Сартр
Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии Нобеля. Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.
Оппоненты учения Сартра упрекают автора в человеконенавистничестве и зовут социопатом, у которого человеческое вызывало тошноту. Правда притаилась где-то посередине.
Детство и юность
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа.
Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца.
Позже сын своеобразно «поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра-старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял.
Анн-Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. Еще одной причиной неуемной материнской нежности оказалась внешность мальчика: Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом. Избалованный ребенок к 12 годам вырос нарциссом и эгоцентриком. Но в зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».
Мама яркого представителя экзистенциализма происходила из рода эльзасских ученых. Шарль Швейцер – дедушка Сартра – филолог-германист, профессор, основавший в столице Франции лингвистический вуз. Дядя – Альберт Швейцер – нобелевский лауреат, теолог и христианский гуманист.
Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие.
Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.
Жан-Поль Сартр
Атеизм Сартра стал «продуктом» воспитания.
Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно подначивали друг друга, посмеиваясь над религией «половинки», из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.
Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе Normale Sup (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.
Философия и литература
Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.
В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.
Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.
В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется французским экзистенциалистом для анализа проблем современности.
Книга Жан-Поля Сартра «Тошнота»
1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто».
Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция.
Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.
Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.
Книга Жан-Поля Сартра «Бытие и ничто»
Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер».
Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера.
Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.
В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл Луи де Фюнес. А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла Любовь Орлова.
Писатель Жан-Поль Сартр
В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.
В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы.
Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.
Жан-Поль Сартр и Че Гевара
В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает.
Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию.
Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.
Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. Шарль де Голль, услышав об этом, произнес:
«Франция Вольтеров не сажает».
Философ вышел на свободу.
Личная жизнь
Будучи студентом, Жан-Поль встретился с Симоной де Бовуар. Внешность Сартра (косоглазие, прокуренные желтые зубы, рябое лицо, рост 1,58 м) не остановили стройную красавицу. Симона написала, что встретила своего двойника и божество. Неказистого внешне Жан-Поля окружала толпа восхищенных француженок, для которых тот едва ли не до самой смерти оставался кумиром.
Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар
Сартр и Бовуар стали гражданскими супругами, но в этом браке было слишком много странного и скандального даже для Франции с ее свободными нравами.
Философ неоднократно и открыто изменял Симоне, она оставалась невозмутимой и тоже изменяла с мужчинами и женщинами.
Брак не «осложняли» дети и быт – супруги жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели.
Показательным для личной жизни пары стал роман с аристократкой из России Ольгой Козакевич. Француз увлекся красавицей, посвятил ей новеллу «Стена» и провел отпуск. Симона в долгу не осталась – соблазнила Козакевич и посвятила ей роман «Она пришла, чтобы остаться». Любовница стала членом семьи, а Сартр увлекся ее сестрой – Вандой.
Затем преподавательница Бовуар соблазнила 16-летнюю ученицу Натали Сорокину. Вскоре девушка стала любовницей Сартра. Мать Сорокиной пожаловалась в министерство образования, и Симону уволили.
Решение престарелого супруга передать права на литературное наследие юной любовнице – алжирке Арлетте Аль-каим – женщину возмутило, но не удивило.
Обстоятельство, что Сартр удочерил Арлетту, пытаясь юридически защитить наследницу, тоже не привело к размолвке: Симона поступила зеркально – завещала труды и деньги молодой подружке.
Но когда Жан-Поль слег, рядом оказалась верная – как бы странно это не звучало – Симона.
Смерть
Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Перед кончиной философ попросил проводить его без пафоса и громких некрологов: неискренность и парадные эпитафии ему претили.
Могила Жан-Поля Сартра
Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Как и завещал, официальных похорон не объявили. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.
Смерть мужа и кумира Бовуар приняла тяжело: от потрясения слегла с воспалением легких. Симона пережила мужа на 6 лет, которые провела в затворничестве и забытьи. Объект поклонения исчез, а смысла в дальнейшей жизни не осталось. Похоронили Бовуар в одной могиле с мужем на Монпарнасском кладбище.
Библиография
- 1938 – «Тошнота»
- 1939 – «Cтена»
- 1943 – «Мухи»
- 1943 – «Бытие и ничто»
- 1943 – «За закрытыми дверями»
- 1946 – «Добродетельная шлюха»
- 1948 – «Грязными руками»
- 1951 – «Дьявол и господь Бог»
- 1964 – «Слова»
Цитаты
Ничего нового. Существовал.Ад — это другие.Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.Для того чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.Гений – это не дар, а путь, избираемый в отчаянных обстоятельствах.
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/6430-zhan-pol-sartr.html
Биография Сартр
Биография Жана Поля Сартра
Жан Поль Эмар Сартр (1905-1980), французский философ, романист и
драматург, родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра,
морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из
семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда
отец мальчика умер в 1906 году от тропической лихорадки, мать увезла Жана Поля
сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 году, в
Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и
литератор, создал Институт современного языка. Швейцер, властный характер и
кальвинистские убеждения которого оказали заметное влияние на Сартра, считал
своего внука одаренным мальчиком и, забрав из школы, пригласил ему домашних
учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает,
когда его мать, вновь выйдя в 1917 году замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель,
на запад Франции.
Вернувшись в 1920 году в Париж, Сартр учится в лицее Генриха IV и начинает
печататься в столичной периодике.
В 1924 году он поступает в Эколь нормаль
сюперьёр, где изучает философию и готовится к сдаче выпускных экзаменов для
получения диплома, дающего право преподавания в лицее или университете.
В 1928
году сдать экзамены ему не удалось, но уже через год, в 1929 году, Сартр получил
диплом первой степени, как и Симона де Бовуар, ставшая со временем заметной
фигурой во французской литературе и близким другом и соратником Сартра.
После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 год
преподает философию в лицее в Гавре, а в 1933-1934 годах стажируется в Германии,
работая в Институте Франции в Берлине, где изучает феноменологию
Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое
влияние. Вернувшись в 1937 году во Францию, он занимается в Париже
преподавательской деятельностью.
В конце 1930-х годов Сартр написал свои первые крупные произведения, в т.ч.
четыре философских труда о природе явлений и работе сознания.
Еще будучи
преподавателем в Гавре, Сартр пишет “Тошноту” (“La Nausee”), свой первый и
наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году.
В это же время в “Новом
французском обозрении” (“Nouvelle Revue Francaise”) печатается новелла Сартра
“Стена” (“Le Mur”). Оба произведения становятся во Франции книгами года.
“Тошнота” представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над
биографией деятеля XVIII века, проникается абсурдностью существования.
Будучи не
в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность,
Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что
если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман.
Писательский труд, творчество – единственное занятие, имеющее, по мнению
тогдашнего Сартра, хоть какой-то смысл.
Когда началась Вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения освобождается от
призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в
концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 году возвращается в Париж, где
продолжает преподавать и писать.
В этот период политика играет в его жизни более
важную роль, чем в 1930-е годы, когда, если не считать критики буржуазной рутины
в романе “Тошнота”, главными интересами писателя были философия, психология и
литература.
Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не
принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и
познакомился с Альбером Камю, который ввел его
в редакцию газеты “Комба” (“Combat”).
Основными произведениями Сартра этого
времени были пьесы “Мухи” (“Les Mouches”, 1943), “За запертой дверью” (“Huis
clos”, 1944) и объемный философский труд “Бытие и ничто” (“L'Etre et le neant”,
1943), успех которых позволил писателю в 1944 году уйти из лицея Кондорсэ, где
он в это время преподает.
Пьеса “Мухи” представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в
дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует
объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный
выбор, на “бытие для себя”.
Орест отказывается покаяться перед Зевсом за
убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа – убийц своего
отца Агамемнона. В результате “свободного выбора”, ответственности за свой
поступок, Орест освобождает свой город от эриний.
Когда немецкие власти поняли,
что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее
постановку.
Пьеса “За запертой дверью” представляет собой беседу трех персонажей в
преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком
экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека
формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути
своей окажется трусом, если в решающий, “экзистенциальный” момент
смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими,
какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы:
“Ад – это другие люди”.
В главном философском труде Сартар “Бытие и ничто”, ставшем библией для молодых
французских интеллектуалов, Сартр проводит мысль о том, что сознания, как
такового, нет, ибо нет просто сознания, “чистого сознания”; есть лишь осознание
внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед
самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью – вне
зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.
К концу Второй мировой войны Сартр становится признанным вождем
экзистенциалистов, собиравшихся в “Кафе да Флёр” возле площади Сен-Жермен-де-Пре
на левом берегу Сены, кафе, ставшем местом паломничества французских и
иностранных туристов.
Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта
философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с
движением Сопротивления.
Сотрудничество различных слоев французского общества в
военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что
экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать
новую, революционную французскую культуру.
Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно.
Помимо рецензий и
критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих,
пьесу “Грязные руки” (“Les Mains Sales”, 1948) – драматическое исследование
мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, – а также
незавершенную тетралогию “Дороги свободы” (“Les Chemins de la liberte”,
1945-1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными
людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие –
нет. В эти же годы Сартр пишет исследования жизни и творчества
Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) –
опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа
личности с помощью онтологических категорий книги “Бытия и ничто”.
Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 году, когда он основал и
возглавил ежемесячный литературный журнал “Новые времена” (“Les Temps
Modernes”), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с
позиций марксизма.
В начале же 1950-х годов, перестав интересоваться
литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр
переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных
проблем.
Порвав в 1952 году с Камю, выступившим с критикой экстремистских
идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от
применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является
предательством гуманизма.
В “Словах” (“Les Mots”, 1964), откровенном автобиографическом романе о первых
десяти годах своей жизни, Сартр называет духовные ценности деда “буржуазными”,
отвергает литературу, которая отвечает эстетическим критериям, и провозглашает
необходимость политической и литературной “ангажированности”.
Главным
произведением этого времени стала философская работа “Критика диалектического
разума” (“Critique de la raison dialectique”, 1960), в которой предпринимается
попытка примирить марксизм и экзистенциализм.
Сартр полагал, что с помощью
“индивидуальной свободы” можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью
марксистских теорий – превратить экзистенциализм из философии личности в
философию общества.
Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 году “за богатое
идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее
огромное влияние на наше время”.
Сославшись на то, что он “не желает, чтобы его
превращали в общественный институт”, и боясь, что слава нобелевского лауреата
только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии
отказался.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем
литературой или философией. С усердием религиозного реформатора он стремился
восстановить “доброе имя” социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские
настроения до событий 1956 года в Венгрии. В последующие годы писатель много
путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения,
отстаивал права ультралевых групп.
Искренний сторонник независимости Алжира, он
сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе
“Затворники Альтоны” (“Les Sequestres d'Altona”, 1960).
Решительно осуждая
американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем
организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных
преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в
дальнейшем разочаровывается в политике этих стран.
Сартр приветствует
демонстрации парижских студентов 1968 года, но, потеряв надежду на революцию в
Европе, поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов)
революционные преобразования в странах “третьего мира”. В 1970-е годы Сартр
оказывается в полной изоляции, становится – впервые за 30 с лишним лет –
сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог
и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с
друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер Сартр 15
апреля 1980 года.
Значение Сартра, которого Хайдеггер считал скорее писателем, чем философом, а
Набоков, наоборот, скорее философом, чем писателем, еще предстоит оценить по
достоинству. Многим критикам кажется, что индивидуалистическая мораль раннего
Сартра не вяжется с его активной общественной позицией в 1960-е годы.
Вместе с
тем французский философ-структуралист Луи Альтюссер после смерти Сартра сказал:
“Он был нашим Жаном Жаком Руссо”.
В некрологе, напечатанном в газете “Монд”,
говорилось, что “ни один французский интеллектуал XX века, ни один лауреат
Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего
влияния, как Сартр”.
Источники:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1992.
The H.W. Wilson Company, 1987.
Источник: http://www.ateismy.net/content/zhza/sarts.html
/ Жан-Поль Сартр / Биография
Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел. Думаю, будущее опровергнет многие мои суждения; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но во всяком случае История не спеша движется к пониманию человека человеком…
Из предсмертной беседы Сартра со своим секретарем
Жан-Поль Сартр.
Энциклопедии называют его философом и писателем, но такое определение не безупречно. Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а вот писатель Набоков, напротив, скорее философом, нежели писателем. Но все, пожалуй, согласились бы с емким определением «мыслитель».
А всякий мыслитель – это обязательно еще и в той или иной мере психолог, причем, что касается Сартра, то его принадлежность к психологической науке очевидна и бесспорна (просто не столь выделяется на фоне его литературных и общественных достижений).
Экзистенциальное направление в психологии и психотерапии, за последние полвека завоевавшее огромную популярность, восходит к его представлениям о природе и назначении человека. А «Очерк теории эмоций», написанный Сартром в 1940 году, представляет собой один из наиболее значительных психологических трудов на эту тему.
Большинство психологов Сартра не читали.
Отчасти в этом виноват он сам – его труды доходчивыми не назовешь. Впрочем, его идеи не так уж абстрактны и непостижимы. Было время, когда ими бредили миллионы. И вполне можно изложить их в доступной форме. Не менее интересно рассмотреть, каков же тот человек, которому они пришли в голову.
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ
Жан Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже.
Он был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, который умер от тропической лихорадки, когда мальчику не исполнилось и года, и Анн-Мари Сартр, урожденной Швейцер, – она происходила из семьи известных эльзасских ученых и была двоюродной сестрой Альберта Швейцера.
Дед мальчика, профессор Шарль Швейцер, филолог-германист, основал в Париже институт современного языка. (Проживи подольше Френсис Гальтон, он непременно включил бы пример Сартра в свой труд «Наследственный гений».) Впоследствии Сартр вспоминал: «В детстве я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой.
Бабушка была католичка, а дедушка – протестант. За столом каждый из них посмеивался над религией другого. Все было беззлобно: семейная традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят».
Неудивительно, что, выступив одним из создателей учения экзистенциализма, Сартр развивал его атеистическую ветвь.
Окончив Эколь Нормаль, Сартр несколько лет преподавал философию в одном из лицеев Гавра. В 1933-1934 гг. стажировался в Германии, по возвращении во Францию занимался в Париже преподавательской деятельностью.
СМЫСЛ В ТВОРЧЕСТВЕ
В конце 30-х Сартр написал свои первые крупные произведения, в том числе четыре психологических по своему содержанию труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр написал «Тошноту» – свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году.
В это же время в «Новом французском обозрении» печатается его новелла «Стена». Оба произведения становятся во Франции книгами года. «Тошнота» представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается абсурдностью существования.
Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Творчество – единственное занятие, имеющее, по мнению Сартра в ту пору, хоть какой-то смысл.
В годы Второй мировой войны Сартр из-за дефекта зрения (он был практически слеп на один глаз) не попал в действующую армию, но служил в метеорологическом корпусе.
После захвата Франции нацистами он проводит некоторое время в концлагере для военнопленных, но уже в 1941 году его отпускают (какую опасность может представлять полуслепой метеоролог?), и он возвращается к литературной и преподавательской деятельности.
Основными произведениями этой поры стали пьеса «За запертой дверью» и объемный труд «Бытие и ничто», успех которых позволил Сартру оставить преподавание и целиком посвятить себя философствованию.
БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
В главном труде Сартра «Бытие и ничто», ставшем библией молодых французских интеллектуалов, проводится мысль о том, что сознания как такового нет, ибо нет просто сознания, «чистого сознания», есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас.
Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью – вне зависимости от того, отдают себе люди в этом отчет или нет. В послевоенные годы Сартр становится признанным лидером экзистенциалистов, собиравшихся в «Кафе де Флер» возле площади Сен-Жермен-де-Пре.
Широкая популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение свободе. Поскольку, по Сартру, быть свободным – значит быть самим собой, постольку «человек обречен быть свободным».
В то же время свобода предстает как тяжелое бремя (небезынтересно, что «Бегство от свободы» написано Фроммом в ту же пору). Но человек должен нести это бремя, если он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.
В эти же годы он пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера и Жана Жене – опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, а фактически попытку создания нового психологического направления – экзистенциального психоанализа.
ПРОТИВНИК БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
К психоанализу в его традиционном понимании и его создателю Зигмунду Фрейду Сартр всегда испытывал огромный интерес (им даже написан киносценарий, посвященный жизни Фрейда). Однако еще в работах «Очерк теории эмоций» и «Бытие и ничто» он критически переосмыслил фрейдовское учение о внутрипсихической деятельности личности.
Сартр разделял психоаналитические идеи, согласно которым поведение человека требует расшифровки, раскрытия смысла поступков, выявления значения любого действия.
Заслуга Фрейда состояла, по его мнению, в том, что основатель психоанализа обратил внимание на скрытую символику и создал специальный метод, позволяющий раскрывать суть этой символики в контексте отношений врач-пациент.
Сартр постоянно подчеркивал, что человек всегда знает, чего он хочет и чего добивается, он в этом смысле вполне сознателен (поэтому нет ни одного «невинного» ребенка, и даже истерика, по Сартру, всегда закатывается сознательно). По этой причине он критически относился к фрейдовской идее бессознательного. В ней он видел очередную попытку списать свободное (и потому полностью вменяемое) поведение человека на нечто от человека не зависящее и тем самым снять с него всякую ответственность.
ПРОТИВ ВСЯКОЙ СОЦИАЛЬНОСТИ
«Бурные шестидесятые» – апогей популярности Сартра. Пожалуй, никто из мыслителей не уделял так много внимания критике социальных институтов, как Сартр. Любое социальное установление, по Сартру, – это всегда посягательство на человека, любая норма – нивелировка личности, любой институт несет в себе косность и подавление.
Если использовать здесь название пьесы Сартра, то можно выразить его отношение следующим образом: у социальных институтов всегда «грязные руки».
Подлинно человеческим может быть лишь спонтанный протест против всякой социальности, причем протест одноактный, разовый, не выливающийся ни в какое организованное движение, партию и не связанный никакой программой и уставом.
Не случайно Сартр оказывается одним из кумиров студенческого движения, протестовавшего не только против «обуржуазившейся» культуры, но в значительной мере и против культуры вообще. Во всяком случае, бунтарские мотивы достаточно сильны в сартровском творчестве.
ИСКРЕННЕЕ ПРИЗНАНИЕ
“Век психологии: имена и судьбы” – собрание научно-биографических очерков, посвященных жизненному пути и научным открытиям выдающихся психологов.
Используя широкую палитру фактов и гипотез, автор стремится показать, из каких источников черпали вдохновение великие ученые, как перипетии их личной судьбы повлияли на становление их научных воззрений. Вы узнаете много интересного о жизни таких замечательных деятелей, как Э.Фромм, В.Райх, Э.Берн, В.П. Кащенко, А.Р.Лурия, И.П.Павлов, Л.С. Выготский, Л.И.Божович и многих других. Книга будет интересна специалистам-психологам, студентам психологических факультетов и всем, кто интересуется историей психологии. |
В мае 1968 года в Париже разразились серьезные студенческие волнения, и 63-летний мыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии.
Особенно вдохновлял его лозунг бунтующих студентов – «Вся власть воображению!» Ведь воображение, по Сартру, – самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности.
Он начал свои психологические изыскания с феноменологии воображения, набросок которой был опубликован еще в 1936 году, и ею же кончил, исследуя мир воображения Флобера. В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями.
Сартр умер 15 апреля 1980 года. Официальных похорон не было. Незадолго до смерти Сартр сам попросил об этом. Превыше всего он ценил искренность, и пафос парадных некрологов и эпитафий ему претил. Похоронную процессию составили лишь близкие покойного.
Однако по мере того как процессия двигалась по левобережному Парижу, мимо любимых мест мыслителя, к ней стихийно присоединились 50 тысяч человек. Такого в истории наук о человеке не было ни до, ни после. Некрологи, разумеется, все-таки появились. Так, газета «Монд» написала: «Ни один французский интеллектуал ХХ века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния на общественную мысль, как Сартр».
И к этому нечего добавить.
© Сергей СТЕПАНОВ
Примечание.
Впервые статья опубликована на сайте Школьный психолог. Публикуется с разрешения автора.
Источник: http://sartre.hpsy.ru/biography