Краткая биография страхов

Страхов Николай Николаевич — Биография

Никола́й Никола́евич Стра́хов (16 (28) октября 1828, Белгород, Курская губерния, Российская империя — 24 января (5 февраля) 1896) — русский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889).

В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Статьи о Л. Н. Толстом (в том числе о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского.

Из Костромской духовной семинарии, которую он окончил в 1845 г., Страхов вынес глубокие религиозные убеждения, которые не покидали его на протяжении всей жизни и составили впоследствии важнейший элемент его философии.

Вместе с тем сравнительно рано у Страхова проявился интерес к естествознанию, что и привело его на физико-математическое отделение — сначала в Петербургский университет, а затем в Главный педагогический институт. После окончания курса он в течение нескольких лет преподавал физику и математику в гимназиях, а в 1867 г.

Обратите внимание

защитил магистерскую диссертацию «О костьях запястья млекопитающих». Примерно с этого же времени началась и литературная деятельность Страхова.

Страхову принадлежит целый ряд крупных переводов: «История новой философии» и «Бэкон Веруламский» Куно Фишера, «История материализма» Ланге, «Жизнь птиц» Брема и некоторые другие.

Из собственных работ Страхова можно указать на три книжки под общим заголовком «Борьба с западом в нашей литературе», в которых автор анализирует европейский рационализм, критикует взгляды Милля, Ренана, Штрауса, отвергает дарвинизм и стремится перетолковать творчество русских писателей в славянофильском духе.

Вопросам философии естествознания посвящены сборники «О методе естественных наук и значении их в общем образовании» и «Мир как целое, черты из науки о природе». Кроме того, Страховым написано большое количество статей, рефератов научных работ, часть которых вошла в «философские очерки».

Активный сотрудник неославянофильских журналов «Время», «Эпоха», «Заря», в которых он отстаивал идею «русской самобытности» и монархии, подвергал критике либеральные и нигилистические воззрения, бывшие весьма популярными, высказывал своё враждебное отношение к западу и опубликовал ряд статей против Чернышевского и Писарева. Вместе с тем Страхов был видным философом-идеалистом, стремившимся истолковать науку в пантеистическом духе и построить систему «рационального естествознания», основанную на религии.

Свой взгляд на мир Страхов высказал следующим образом: «Мир есть целое, то есть он связан во всех направлениях, в каких только может его рассматривать наш ум. Мир есть единое целое, то есть он не распадается на две, на три или вообще на несколько сущностей, связанных независимо от их собственных свойств.

Такое единство мира можно получить не иначе, как, одухотворив природу, признав, что истинная сущность вещей состоит в различных степенях воплощающегося духа». Таким образом, корень всего бытия как связного целого — вечное духовное начало, которое и составляет подлинное единство мира.

Страхов считает, что и материализм, идеализм одинаково впадают в крайности, когда они стремятся отыскать единое начало всего существующего. И усматривают это начало либо в материальном, либо в духовном.

Важно

Избежать той или другой односторонности, пишет он, можно лишь в одном случае — «если объединяющего начала духовной и материальной сторон бытия мы будем искать не в них самих, а выше их, — не в мире, представляющем двойство духа и материи, а вне мира, в высочайшем существе, отличном от мира».

«Узлом мироздания», в котором как бы сплетаются вещественная и духовная стороны бытия, по Страхову, является человек. Но «ни тело не становится субъективным, ни душа не получает объективности; эти два мира остаются строго разграниченными».

Главное философское произведение Страхова — «Мир как целое» практически не было замечено современниками.

Равнодушие, или вернее слепота к его философскому творчеству — наследственная болезнь, перешедшая от «советских» философов к большинству «российских». Н. П.

Ильин

Оно интересно, помимо всего прочего, тем, что в нём Страхов, опережая своё время, совершает тот «антропологический переворот», который станет одной из центральных тем более поздней русской религиозной философии, а именно, проводя идею об органичности и иерархичности мира, Страхов усматривает в человеке «центральный узел мироздания».

У позднейших исследователей творчество Страхова не получило однозначной оценки. Своё религиозное мировоззрение он в большей степени стремился обосновать при помощи доказательства от противного. Главный объект философской полемики Страхова — борьба с западноевропейским рационализмом, для которого он изобрёл термин «просвещенство».

Под просвещенством Страхов понимает, прежде всего веру во всесилие человеческого рассудка и преклонение, доходящее до идолопоклонства, перед достижениями и выводами естественных наук: и то и другое, по мысли Страхова, служит философской базой для обоснования материализма и утилитаризма, весьма популярных в то время и на Западе и в России.

Гораздо больший общественный резонанс получило другое сочинение Страхова — трёхтомное исследование «Борьба с Западом в русской литературе» (1883), где отчётливо проявилось его увлечение идеями Ап. Григорьева и A. Шопенгауэра. Увлечение идеями Ап. Григорьева сближает его с «почвенниками» (хотя, как справедливо отмечает C.А.

Левицкий, значение его выходит за пределы «почвенничества»), увлечение A. Шопенгауэром сближает его с Л. Н. Толстым (и заставляет отречься от другого своего кумира, Ф.M. Достоевского). «Разоблачая» Запад как царство «рационализма», он настойчиво подчёркивает самобытность русской культуры, становится горячим Сторонником и пропагандистом идей H.Я.

Совет

Данилевского о различии культурно-исторических типов. Почвенничество у Страхова завершается в борьбе против всего строя западного секуляризма и в безоговорочном следовании религиозно-мистическому пониманию культуры у Л.H. Толстого. В целом следует согласиться с С. А.

Левицким, что «Страхов явился промежуточным звеном между позднейшими славянофилами и русским религиозно-философским ренессансом».

Правильной и объективной оценке философского творчества Страхова мешало (а отчасти и продолжает мешать) отсутствие собрания его сочинений, его вечное пребывание в «тени великих» (гл. образом Л.H. Толстого и Ф.M. Достоевского, но не только их).

Если же оценивать роль и значение Страхова совершенно беспристрастно, то очевидными станут и его неоспоримые заслуги перед лицом русской философии и культуры, и его уникальность, что косвенно подтверждается тем, что Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий «лагерь».

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage31480/biography

Страхов Николай Николаевич

СТРАХОВ Николай Николаевич родился [16 (28).X. 1828, Белгород] в семье протоиерея — фи­лософ и литературный критик.

Отец был преподавателя мест­ной духовной семинарии. Потеряв 7-ми лет отца, Николай Николаевич, учившийся в Белгородском духовном училище, был в 1840 устроен в Костромскую духовную семинарию.

С января 1845 поступил вольно­слушателем на юридиче­ский факультет Петербургского университета. В ав­густе того же года выдержал экзамены на математическом отделении, но из-за бедности остаться в университете не смог. Выучился он на казенный счет в Главном педагогическом университете, на естественном фа­культете.

В 1851 был учителем во 2-й одесской, а в 1852—61 и во 2-й петер­бургской гимназиях. Одновременно под­готовил магистерскую диссертацию «О ко­стях запястья млекопитающих», защитив ее в 1857. После знакомства с Ф. М. Дос­тоевским был введен в редакцию журнала «Время».

В 1863 за напечатание статьи «Роковой вопрос», умеренной по тону, но признанной за спокойный стиль изложе­ния польского вопроса «вредной», журнал был закрыт. Долгое время Николай Николаевич жил перево­дами философской литературы.

В 1869 — 72 (начало года) сотрудничал в «Заре».

С августа 1873 поступил на службу в Публичную биб­лиотеку.

С 1874 — член Ученого комитета министерства народного просвещения. Был членом-корреспондентом Академии наук, разбирал по ее поручению стихи, представленные на Пушкинскую премию.

В 1890-е гг. группа почитателей Страхова— В. В. Розанов, Б. В. Никольский и другие— пыталась представить его единственным крупным русским философом, стоявшим якобы выше суетных интересов совре­менности. Но как раз в философии Страхова Н. Н., выпустившего ряд книг —

«Мир как це­лое» (1872),

«Об основных понятиях психологии и физиологии» (1886),

«О ме­тоде естественных наук и значении их в общем образовании» (1865),

«О вечных истинах» (1887), мало глубоких и содержательных идеи, налицо смешение са­мых разнородных философских течений с целью создать отвлеченный нравствен­ный идеал. Именно о философии Страхова Лев Толстой сказал: «Это перебирание чужих взглядов и искание их я называю (неточ­но) притворством знания».

Обратите внимание

Литературная критика Страхова Н. Н. являлась продолжением и распространением идей А. Григорьева. Некоторую известность он приобрел резкой полемикой, которую вел во «Времени» и «Эпохе» (под псевд. Н. Косица) с революционно-демокра­тической критикой.

В статьях этого периода философ развивал идеи «почвенничества», вслед за Ап. Григорьевым и Ф. Достоев­ским, утверждая, что революционно-демократическая литература оторвалась от «родной почвы», не преклоняется перед «смиреномудрием народа» и тому подобное.

Сборник Николая Николаевича «Из истории литературного нигилизма» (1890) представлял собой переиздание ста­тей из «Времени» и «Эпохи».

В книге «Борьба с Западом в нашей литературе» (1882—96) фактически боролся сам Николай Николаевич с революционными учениями западных философов, с русским «западничеством», отождествляемым Страховым с идеями Белинско­го, зачастую неверно истолкованными, выступал тут Страхов и против народнического революционного движения.

Николай Николаевич приписы­вал себе заслугу «открытия» для русской публики «гения» Льва Толстого. На самом деле его сочувственные статьи (о «Войне и мире» и более поздних работах Толстого) появились лишь с 1872.

С Толстым его связывала многолетняя дружба, что не мешало Толстому резко выговаривать в письмах к Страхову за его безусловное признание основ существовавшего в царской Рос­сии строя. Собранные в книге «Критиче­ские статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом» работы Страхова Н. Н.

содержат ряд верных наблюдений, но в очень малой мере объясняют действительное значение творчества этих писателей.

Умер, — [24.I (7.II).1896].

Источник: http://www.znaniy.com/s/185-straxov-nikolaj-nikolaevich.html

Даниил Страхов (Daniil Strakhov): фильмография, фото, биография. Актер

Даниил родился 2 марта 1976 года в Москве. Отец — русский поэт, филолог, а мать — психотерапевт. В школе Даниил, по собственному признанию, учился весьма посредственно. К концу школьной поры он твердо решил, что хочет стать актером, не вполне понимая, что это означает на самом деле. Тем не менее с первой попытки Даниил попал в школу-студию МХАТ. «Я был московским мальчиком, полным лопушком, который чудом поступил в театральный институт. Почему именно в театральный? Я хотел славы и денег», – честно говорит Страхов. После года обучения он перевелся в Щукинское училище на курс Евгения Симонова.

Карьеру в кино Даниил начал уже в 20 лет. В этом возрасте он сыграл в ленте Бориса Бланка «Карьера Артура Уи» (1996), снятой по известной пьесе Брехта. Затем была небольшая работа в сериале «Будем знакомы!» (1999). После окончания учебы Даниил Страхов был принят в труппу Театра имени Гоголя, где играл главные роли, а затем поступил в театр на Малой Бронной. В театре актер практически сразу добился признания и любви публики. Однако массовая популярность пришла к нему только после участия в телесериалах, где Даниил активно снимается с 24 лет («Маросейка, 12: Ставок больше нет», «Сыщики», «Бригада», «Всегда говори «всегда», «Талисман любви» и др.) Широкую узнаваемость ему, уже известному театральному актеру, принесла работа в псевдоисторическом телесериале «Бедная Настя», где он сыграл одну из ведущих ролей – Владимира Корфа — молодого надменного поручика. «Телевизор смотрят все, а в театр ходит одна сотая процента. Это ни плохо, ни хорошо, а просто данность нашего времени», – не обижается актер.

Читайте также:  Сочинения об авторе булычев

Первую заметную роль в полнометражном кино он сыграл в фильме «Северное сияние» (2001), где исполнил роль отвергнутого актрисой Мариной Александровой жениха Вадима. Последующие пять лет в кино Даниил Страхов появлялся исключительно в телесериалах, завоевывая репутацию экранного секс-символа, объекта интереса многочисленных телезрительниц. К своему 30-летнему юбилею Даниил впервые сыграл главную роль в полнометражной ленте – военной драме Александра Рогожкина «Перегон» (2006). Страхов играет советского военного, начальника аэродрома, красавца капитана Лесневского, который влюбляется в американскую летчицу на перегонном пункте Чукотки. Роль военного оказалась ему к лицу. Впоследствии актер сыграл немало значительных персонажей военного времени. Так, в 2009-ом он перевоплотился в юного Штирлица, советского разведчика Максима Исаева в сериале Сергея Урсуляка «Исаев». В 2011-ом сыграл Антона Ушакова в сериале Александра Ефремова «Немец», рассказывающем о тайнах немецкого вермахта.

Успешную работу в кино и телепроектах Даниил успевает совмещать с главными ролями в столичных театрах. Несмотря на популярность и востребованность на экране, театр остается для него главным в карьере. «Для меня моя профессия – это путь к свободе. Я получаю от своей работы какое-то немыслимое удовольствие. Я чувствую, как текст, который я произношу уже семьдесят раз, внутренне означает совсем не то, что означал на премьерных спектаклях. От этого я получаю силы, желание что-то делать дальше», – говорит актер.

Даниил женат на актрисе Марии Леоновой.

Источник: https://www.ivi.ru/person/daniil-strakhov-15530

Даниил Страхов – биография и фильмография. Жизненный и творческий путь российского актера

Даниил Страхов фотоДаниил Страхов — личная жизнь и кратная биография знаменитого российского киноактера, который зрителям известен по многим популярным сериалам и фильмам.

Творческая карьера талантливого москвича неумолимо движется вверх. Формат ролей, которые он играет, становится более весомым. В последние годы Страхов стал настоящей звездой отечественного кинематографа.

Даниил Страхов – биография, ранние годы, детство и семья

Будущий киноактер родился 2-ого марта 1976-ого года в столице РФ – Москве. Отец Даниила был весьма известным писателем и лингвистом, то общение с отцом для юноши было всегда редким удовольствием. Когда родители парня развелись, Страхов старший уехал жить в Америку, а потому в жизни сына участвовал крайне редко.

Огромную роль в судьбе и карьере Даниила сыграла его мама. Она знала основы частной психотерапевтической практики, поэтому всегда отыскивала «ключики к сердцу и душе» своего юного сына. На протяжении всей жизни Даниил был очень близок с мамой, которая поддерживала его во всех начинаниях.

Также в семье парня есть сестра, которую зовут Лиза и на сегодняшний день она живет в Штатах.

Важно

В плане актерской карьеры для Даниила все складывалось крайне удачно. Будучи учеником младшей школы, он стал участвовать в деятельности местного театрального кружка и во многих его любительских постановках.

Но актерское мастерство – это не единственное увлечение, интересовавшее парня, он также любил литературу и математику. В старших классах юноша также заинтересовался прововедением и даже подумывал стать юристом.

Однако в конечном итоге все же выбрал для себя профессию актера.

Российский актер Даниил Страхов в наши дни

Даниил Страхов (рост, вест и внешность которого покоряют женщин с первого же взгляда) в настоящее время часто появляется на экранах телевизоров в разнообразных картинах.

В 2006-ом году актеру досталась роль в картине «Перегон», за которую он получил приз на фестивале «Созвездие». Спустя несколько месяцев его также можно было увидеть в мини-сериале «Грозовые ворота».

Роль в этой ленте «подарила» Страхову медаль Министерства Обороны России «За укрепление боевого содружества».

Интересное в сети:

Сыграв роль молодого Штирлица (сериал «Исаев») Даниил получил премию ФСБ. Дальше актер снимался в фильмах «Мы из будущего», «Блаженная», в мистической ленте «Правосудие волков» и в прочих картинах. Также Страхов сыграл в драматическом сериале «Цезарь».

Страхов Даниил — личная жизнь, семья

Еще будучи студентом ВУЗа Даниил Страхов безумно влюбился в молодую актрису Марию Леонову. К сожалению, в тот момент девушка состояла в любовных отношениях.

Разочаровавшись в любви, молодой человек начал искать утешения в мимолетных романах, однако в конечном итоге судьба снова свела Даниила с Леоновой.

На тот момент актриса уже оказалась свободной, поэтому между сценическими партнерами разгорелась любовь.

После четырех лет совместной жизни влюбленные актеры сыграли свадьбу. Пышной свадьбы у молодых не было. Они просто вдвоем пошли в ЗАГС, даже особо не наряжаясь (в футболках и джинсах).

На тот момент у них просто не было денег на грандиозное торжество, и особого желания тоже, поэтому на церемонию они не позвали даже родителей.

Сегодня Мария Леонова признается, что ей все же хотелось надеть белое свадебное платье, а потому она планирует это обязательно сделать на серебряную либо на золотую свадьбу.

Единственной проблемой в семье актеров является отсутствие общих детей. Супруги поняли, что в таком вопросе можно полагаться лишь на Бога, и по этой причине вопрос о детях они все время обходят, ища гармонию в своих отношениях.

Интересное в сети:

Источник: https://womanjournal.org/znamenitosti/931-daniil-strahov-lichnaya-zhizn-rannie-gody-tvorcheskiy-put-i-kratkaya-biografiya.html

Даниил Страхов биография актера, фото, его дети и жена 2019

Даниил Страхов – это знаменитый российский актер, известный зрителям благодаря многим популярным фильмам и телесериалам. Его творческая карьера неуклонно движется вверх. Формат сыгранных им ролей постоянно становится все более и более весомым.

Поэтому в нашей сегодняшней статье мы решили поговорить именно об этом потрясающем актере. Ведь в последние годы он стал настоящей звездой российского кино. Даниил Страхов появился на свет 2 марта 1976 года в российской столице – Москве. Его отец был довольно известным лингвистом и писателем. Однако общение с отцом всегда было редкой вещью в жизни молодого парня. После развода родителей Александр Страхов переехал жить в США, а потому мог участвовать в жизни сына лишь время от времени. Значительную роль в карьере и судьбе нашего сегодняшнего героя сыграла его мать. Она владела частной психотерапевтической практикой, а потому всегда могла отыскать подходящие ключики к душе молодого парня. Поэтому Даниил всю свою жизнь был очень близок с матерью, а она в свою очередь поддерживала его во всем.

Помимо матери и отца в семье знаменитого актера есть также сестра Лиза. Девушка сегодня также проживает в США. Что касается актерской карьеры, то в этом плане все складывалось для нашего сегодняшнего героя очень удачно. Уже в младшей школе он начал принимать участие в деятельности тамошнего театрального кружка, а также участвовать в большинстве его любительских постановок. Однако стоит отметить, что увлечение актерским мастерством было не единственным в жизни парня. Помимо театра он очень любил математику и литературу. В старших классах Даниил стал также интересоваться правоведением и даже некоторое время подумывал о карьере юриста. Но, в конце концов, все-таки выбрал для себя актерскую стезю. Объявив родителям, что хочет стать актером, Даниил не рассчитывал на поддержку, однако, несмотря на все опасения, все-таки сумел добиться их одобрения. Более того, перед поступлением в ВУЗ родители даже помогли сыну подыскать хорошего репетитора – известного артиста Олега Вавилова.

В итоге после окончания школы Даниил Страхов подал документы сразу в несколько учебных заведений, однако в конце выбрал Школу-студию МХАТ. В этом месте он проучился около года, но необходимой удовлетворенности так и не получил. Решив попробовать свои силы на новом месте, наш сегодняшний герой забрал документы и отправился в театральное училище Бориса Щукина. Впоследствии именно это учебное заведение актер успешно окончил. Свою первую роль в кино Даниил получил еще в студенческие годы. В 1996-м году наш сегодняшний герой исполнил одну из ролей в картине «Карьера Артура Уи». После этого актер получил возможность сосредоточиться на учебе. Благодаря этому, он успешно сдал все экзамены, а потому впоследствии был без вопросов принят в труппу Театра имени Н.В.Гоголя.

Совет

На местной сцене ему сходу доверили одну из крупных ролей – роль одного из центральных персонажей спектакля «Петербург». За эту работу актер получил приз фестиваля «Московские дебюты». Однако, несмотря на это, в «Горьковском» театре актер задержался ненадолго. Уже год спустя он перебрался в Театре имени Моссовета, в котором успешно выступал некоторое время.

Завершая тему театра, отметим, что на протяжении карьеры Даниил Страхов так и не обрел «своей» сцены. Долгое время он выступал в Театре на Малой Бронной, а впоследствии участвовал в постановках театра «Et Cetera», театра Армена Джигарханяна, а также играл во многих антрепризных спектаклях. Одной из причин подобного метания стала успешная карьера в кино. Довольно рано Даниил Страхов стал получать в кинопроектах центральные роли. По этой причине театр всегда занимал в его жизни отнюдь не первое место.

Вернуться в мир кино нашему сегодняшнему герою довелось в 1998-м году. В этот период он сыграл небольшую роль в сериале «Будем знакомы», однако уже год спустя получил постоянную роль в телепроекте «Маросейка, 12: Ставок больше нет». Данный сериал открыл имя актера широкому кругу зрителей. А потому впоследствии Даниил получил прекрасный базис для дальнейших карьерных побед. В 2001-м году он исполнил заметную роль в мелодраме «Северное сияние», а после этого сыграл в двух известных сериалах – «Всегда говори «всегда» и «Женская логика-2», где его экранной партнершей стала Алиса Фрейндлих. Полномасштабной звездой российского телевидения Даниил Страхов стал в 2003-м году, после того как сыграл главного персонажа в сериале «Бедная Настя». После этого наш сегодняшний герой упрочил свою популярность отметившись во втором и третьем сезоне проекта «Всегда говори «всегда».

Читайте также:  Краткая биография битов

В перерывах между съемками в данных сериалах молодой актер успел сыграть еще в одном знаковом фильме – многосерийной картине «Дети Арбата». Проект получил очень высокие отзывы критиков, а потому до сих пор считается одной из лучших ролей в карьере актера. После этого все пошло по накатанной. Одна роль цеплялась за другую, а потому Даниил Страхов стал часто появляться в самых разных картинах второй половины двухтысячных.

В 2006-м году наш сегодняшний герой сыграл в фильме «Перегон», за роль в котором получил приз фестиваля «Созвездие». Несколько месяцев спустя он также появился в мини-сериале «Грозовые ворота», роль в котором была отмечена медалью Министерства обороны РФ («За укрепление боевого содружества»). Премию ФСБ наш сегодняшний герой получил также за роль молодого Штирлица в сериале «Исаев». После этого в фильмографии актера были фильмы «Блаженная», «Мы из будущего», мистическая лента «Правосудие волков», где его партнером по съемкам стал Майкл Йорк, а также многие другие картины.

На данный момент последним фильмом с участием актера является драматический сериал «Цезарь». Как отмечается в ряде источников, уже в этот самый момент Даниил Страхов работает над двумя новыми фильмами – сериалом «Обнимая небо», а также российско-американским фильмом «Дурное влияние». Еще во время учебы в ВУЗе Даниил Страхов влюбился в актрису Марию Леонову, однако в тот период она состояла в любовных отношениях с другим мужчиной. От разочарования наш сегодняшний герой стал искать утешение в объятиях других женщин, но, в конце концов, судьба вновь свела его с Марией Леоновой. В тот период девушка уже была свободна, а потому между партнерами по сцене завязался роман. В 2001-м году знаменитости поженились.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Поделитесь с друзьями и получите подарок

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-daniil-strahov.html

Страхов Николай Николаевич

Н.Н.Страхов.
Фотография 50-х годов XIX века.

Сверстник Чернышевского и Жюля Верна

Николай Страхов родился в 1828 году, и самим этим фактом он принадлежал к чрезвычайно интересному поколению, испытывавшему общие идейные влияния, читавшему одни книги, свидетельствовавшему бурные исторические события.

В том же 1828 году родился русский социальный фантаст (именно так) Николай Чернышевский, сочинивший любимый роман В.И.

Ленина “Что делать”, в котором сны Веры Павловны были, по сути дела, описаниями будущего общественного устройства (впрочем, мнимого), грезившегося определенным кругам европейски образованной русской интеллигенции.

В том же 1828 году родился фантаст французский – Жюль Верн.

Начав свою писательскую деятельность с комедий, он неожиданно сменил амплуа и под видом фантастики стал “сливать” в массовых количествах разнообразную техническую информацию – от устройства подводных лодок на каком-то топливе, сильно смахивающем на ядерное, до технологии космических полетов.

На фоне своих именитых сверстников Николай Страхов десятилетиями казался несуществующим. В марксистско-советское время его философия была недопустимой.

А в постсоветские время – при вроде как свободе слова и печати – мировоззренческие конструкции Николая Страхова по мере их извлечения из пыльных сундуков забвенья стали все более явной альтернативой навязываемым образованной части населения манипулятивным конструктам, созданным на подгнившем фундаменте из теорий Николая Федорова, Даниила Андреева и Владимира Соловьева, перелицованного Александром Солженицыным. “

Философии” Н.Федорова и Д.Андреева суть фантазии. А Николай Страхов своей метафизикой как раз фантазии изгоняет…

Обратите внимание

Что же за мировоззренческую систему создал Николай Страхов? Найти ответ на этот вопрос верней всего в его трудах, часть из которых вы найдете в ХРОНОСе, остальные в бумажных изданиях (ниже указаны выходные данные переизданных книг).

Кое-что интересное вы найдете и в статьях о Страхове, также опубликованных в ХРОНОСе (смотрите внизу настоящей странички рубрику “Далее читайте”). Если попытаться своими словами и совсем кратко изложить суть философии, то мне придется прибегнуть к аналогии, страдающей, как и все аналогии, неточностью передачи деталей.

Представьте себе: человек берет в руки палетку (квадратик твердой полупрозрачной пленки размерами с лист бумаги, разлинованный в клеточку со стороной в один сантиметр).

Накладывает этот инструмент на черную чернильную кляксу и считает: сколько целых квадратиков черных и сколько половинок, суммирует результаты подсчетов и определяет общую площадь любого, самой сложной формы, пятна. Так вот, рассматривая мир сквозь палетку, человек изучаем не столько мир, сколько эту самую палетку.

Неточности при ее изготовлении – кривизна нанесенных линий, несоответствие ширины клеток заявленной изначально определяют итог исследования в большей мере, чем сам объект исследования, то есть окружающий мир.

То есть человек, изготовивший палетку и использующий ее, не наблюдает пассивно факты окружающего мира, а активно их формирует и интерпретирует. Если же исследователь намеренно пассивен (как бы объективен, старается не изменять объект) и полагает, что он наблюдает некие объективные, независящие от его воли факты, то, все равно, он в итоге своей работы опишет не сам мир, а лишь поверхность полупрозрачной пленки, которую держит в своих руках и через которую мир видит…

Повторю: аналогия эта лишь примерно передает суть воззрений Н. Страхова. Впрочем, она очень точно описывает воззрения не самого философа, а взгляды на философа ряда его биографов, которые, например, сотрудничество Н.Страхова с Ф.М.

Достоевским вольно интерпретировали как исключительно влияние второго на первого, но ни как не наоборот.

Важно

Вот уж, действительно, они описывали не объект, видимый сквозь палетку, а саму поверхность этого инструмента, порой грязную и искривленную, вероятно, тем, что ее использовали не по назначению.

Чтобы понять мировоззрение Н.Страхова адекватно, лучше всего прочитайте приведенные ниже биографические справки, затем статью Николая Ильина Последняя тайна природы. О книге «Мир как целое» и ее авторе, а далее переходите к трудам философа.

Вячеслав Румянцев

Краткая справка:

Страхов Николай Николаевич (1828-1896), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889).

В книгах «Мир как целое» (1872), «О вечных истинах» (1887), «Философские очерки» (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества.

Статьи о Л. Н. Толстом (в т. ч. о «Войне и мире»); первый биограф Ф. М. Достоевского.

Другие биографические материалы:

Из энциклопедии (“Кирилл и Мефодий”).

Безнюк Д.К. Философ, литературный критик и публицист (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Бажов С. И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Сапов В. В. Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий «лагерь» (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Лебедев С.В. Один из основателей почвенничества (Большая энциклопедия русского народа).

Лебедев Ю. Сотрудник журнала «Время» (Большая энциклопедия русского народа).

Далее читайте (сочинения Страхова, статьи о его творчестве, список литературы)

Мысли Н.Н.Страхова:

“Великое дело – уметь в философских явлениях различных эпох, стран и народов различать нормальные видоизменения, сохраняющие тип философской мысли, от тех, в которых этот тип нарушается или извращается”.

1893 год.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/strahov.php

Страхов Николай Николаевич – Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества

[16 (28) октября 1828, Белгород — 24 января (5 февраля) 1896, Петербург]

Критик, публицист, философ, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1889). Родился в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии (1840—1844), в Петербургском университете (1845—1848). В 1851 г. Страхов окончил естественно-математическое отделение Главного педагогического института, в 1857 г. защитил магистерскую диссертацию по зоологии.

Достоевский познакомился со Страховым сразу же после возвращения из ссылки, в самом конце 1859 г. или в самом начале 1860 г., в кружке А.П. Милюкова при журнале «Светоч». С 1861 г.

Страхов был ближайшим сотрудником журнала братьев Достоевских «Время», а затем «Эпохи», полностью разделяя ту систему общественно-политических взглядов Достоевского, которую обычно называют «почвенничеством». Из философских работ Страхова, в которых он является последователем Г.В.Ф.

Совет

Гегеля, наибольшую известность получили книги «Мир как целое» (2-е изд., 1892), «Философские очерки» (1895), «Об основных понятиях психологии и физиологии» (2-е изд., 1894). Из литературно-критических работ Страхова важнейшими являются: «Критические статьи о Тургеневе и Толстом» (2-е изд.

, 1895) и «Борьба с Западом в нашей литературе» (3-е изд., 1898), а также первая большая биография Достоевского в первом томе Полного собрания сочинений писателя (1883).

Несмотря на всю идейную близость Достоевского и Страхова и их принадлежность к лагерю «почвенников», на их многолетние встречи (неприятие революционно-демократической критики, общность взглядов, совместное путешествие по Италии в 1862 г., Страхов — свидетель со стороны Достоевского на его свадьбе в 1867 г., их дружеская переписка в 1867—1871 гг.

, статья Страхова о «Преступлении и наказании» в «Отечественных записках» (1867, № 3, 4), сотрудничество Страхова в «Гражданине» в 1873 г., редактируемом Достоевским, посещение Страховым Достоевского практически каждое воскресенье в последние пять лет его жизни), они все-таки никогда по-настоящему не были близки друг к другу.

Это особенно ярко вскрылось в известном письме Страхова к Л.Н. Толстому от 28 ноября 1883 г. (см.: Переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Страховым. Т. 2. СПб., 1914. С. 307—310. Первоначально — в журнале «Современный мир». 1913.

№ 10), перед которым Страхов кается в том, что так односторонне обрисовал фигуру Достоевского в своих «Воспоминаниях» о нем и приписывает Достоевскому преступление, которое совершили Свидригайлов и Ставрогин.

Хотя и в «Воспоминаниях» Страхова о Достоевском уже намечалась (правда, очень осторожно) «обличительная» тенденция (правда, ниточка тянулась еще раньше, от письма Страхова к брату от 25 июня 1864 г.: «С Достоевскими я чем дальше, тем больше расхожусь.

Федор ужасно самолюбив и себялюбив, хотя и не замечает этого, а Михайло просто кулак, который хорошо понимает, в чем дело, и рад выезжать на других»), так полно развившаяся в письме к Л.Н. Толстому. Но и Достоевский далеко не идеализировал Страхова. Вот что он, например, говорил о нем в письме к своей жене А.Г. Достоевской от 12 февраля 1875 г.

: «Нет, Аня, это скверный семинарист и больше ничего; он уже раз оставлял меня в жизни, именно с падением “Эпохи”, и прибежал только после успеха “Преступления и наказания”», а в записных тетрадях Достоевского 1872—1875 гг. есть строки: «Если не затолстеет как Страхов, затолстел человек». В 83-м томе «Литературного наследства» впервые приводится запись Достоевского о Страхове, датируемая 1877 г.: «Н.Н. С. Как критик очень похож на ту сваху у Пушкина в балладе «Жених», об которой говорится:

Читайте также:  Краткая биография родари

Она сидит за пирогом
И речь ведет обиняком.

Пироги жизни наш критик очень любил и теперь служит в двух видных в литературном отношении местах, а в статьях своих говорил обиняком, по поводу, кружил кругом, не касаясь сердцевины. Литературная карьера дала ему 4-х читателей, я думаю, не больше, и жажду славы. Он сидит на мягком, кушать любит индеек, и не своих, а за чужим столом.

В старости и достигнув двух мест, эти литераторы, столь ничего не сделавшие, начинают вдруг мечтать о своей славе и потому становятся необычно обидчивыми и взыскательными. Это придает уже вполне дурацкий вид, и еще немного, они уже переделываются совсем в дураков — и так на всю жизнь.

Главное в этом славолюбии играют роль не столько литератора, сочинителя трех-четырех скучненьких брошюрок и целого ряда обиняковых критик по поводу, напечатанных где-то и когда-то, но и два казенные места. Смешно, но истина. Чистейшая семинарская черта. Происхождение никуда не спрячешь.

Обратите внимание

Никакого гражданского чувства и долга, никакого негодования к какой-нибудь гадости, а напротив, он и сам делает гадости; несмотря на свой строго нравственный вид, втайне сладострастен и за какую-нибудь жирную, грубосладострастную пакость готов продать всех и всё, и гражданский долг, которого не ощущает, и работу, до которой ему все равно, и идеал, которого у него не бывает, и не потому, что он не верит в идеал, а из-за грубой коры жира, из-за которой не может ничего чувствовать. Я еще больше потом поговорю об этих литературных типах наших, их надо обличать и обнаруживать неустанно».

Комментируя эту антистраховскую запись Достоевского, Л.М. Розенблюм справедливо предполагает, что Страхов видел эту запись, когда А.Г. Достоевская предоставила ему и профессору О.Ф.

Миллеру возможность ознакомиться с архивом Достоевского для подготовки первого тома посмертного Собрания сочинений писателя и когда было решено издать также большую часть последней тетради Достоевского. Совершенно очевидно, замечает Л.М. Розенблюм, что А.Г.

Достоевская не заметила этой антистраховской записи, иначе она бы упомянула о ней в заявлении по поводу письма Страхова к Л.Н. Толстому. «Страхов, конечно, понимал, — пишет Л.М. Розенблюм, — что со временем не только последняя тетрадь Достоевского, но и все остальные будут опубликованы.

Знал он также, что когда-нибудь будет издана и переписка Льва Толстого. Быть может, и эту мысль отчасти имел он в виду, направляя письмо Толстому, своеобразный “ответ” Достоевскому».

Об истоках гнусной клеветы Страхова рассказывает внучка знакомой Достоевского А.П. Философовой З.А. Трубецкая: «Когда Достоевский бывал в великосветских салонах, в том числе у Анны Павловны Философовой, он всегда, если происходила какая-нибудь великосветская беседа, уединялся, садился где-нибудь в углу и погружался в свои мысли.

Он как будто засыпал, хотя на самом деле слышал все, о чем говорили в салоне. Поэтому те, кто первый раз видел Достоевского на великосветских приемах, были очень удивлены, когда он, как будто спавший до этого, вдруг вскакивал и, страшно волнуясь, вмешивался в происходивший разговор или беседу и мог при этом прочесть целую лекцию.

Мой дядя Владимир Владимирович рассказывал нам следующий эпизод, очевидцем которого он был сам.

Важно

На этот раз гостей у Анны Павловны было немного, и после обеда все гости, среди которых был и Достоевский, перешли в маленькую гостиную пить кофе. Горел камин, и свечи люстр освещали красивые отливы платьев и камней. Началась беседа. Достоевский как всегда забрался в угол.

Я, рассказывал дядя, по молодости лет, подумывал, как бы удрать незаметно… Как вдруг кто-то из гостей поставил вопрос: какой, по вашему мнению, самый большой грех на земле? Одни сказали — отцеубийство, другие — убийство из-за корысти, третьи — измена любимого человека…

Тогда Анна Павловна обратилась к Достоевскому, который молча, хмурый, сидел в углу. Услышав обращенный к нему вопрос, Достоевский помолчал, как будто сомневаясь, стоит ли ему говорить. Вдруг его лицо преобразилось, глаза засверкали, как угли, на которые попал ветер мехов, и он заговорил.

Я, рассказывает дядя, остался как прикованный, стоя у двери в кабинет отца и не шелохнулся в течение всего рассказа Достоевского.

Достоевский говорил быстро, волнуясь и сбиваясь… Самый ужасный, самый страшный грех — изнасиловать ребенка. Отнять жизнь — это ужасно, говорил Достоевский, но отнять веру в красоту любви — еще более страшное преступление. И Достоевский рассказал эпизод из своего детства.

Когда я в детстве жил в Москве в больнице для бедных, рассказывал Достоевский, где мой отец был врачом, я играл с девочкой (дочкой кучера или повара). Это был хрупкий, грациозный ребенок лет девяти.

Когда она видела цветок, пробивающийся между камней, то всегда говорила: “Посмотри, какой красивый, какой добрый цветочек!” И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, рассказывал Достоевский, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было ужо поздно.

Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может, и этим самым страшным преступлением я казнил Ставрогина в “Бесах”…

Совет

Этот рассказ я неоднократно слышала от своего дяди и помню, как он был страшно возмущен, когда прочел печально известное письмо Страхова к Л.

Толстому, в котором Страхов приписал преступление Ставрогина самому Достоевскому.

Дядя снова вспомнил рассказ Достоевского в салоне Анны Павловны и сказал, что это чудовищная клевета, что этого не могло быть даже и в мыслях Достоевского, ибо мысль еще грешнее действия!».

А.Г. Достоевская обратилась к целому ряду лиц, хорошо знавших Достоевского, с просьбой подписать протест против этого письма-клеветы Страхова (см., например, письмо А.Г. Достоевской к писательнице А.Н.

Пешковой-Толиверовой от 16 июля 1916 г.: Белов С.В. Переписка А.Г. Достоевской с современниками // Байкал. 1976. № 5. С. 144). Этот протест подписали А.В. Круглов, С.В. Аверкиева, Ж.А. Полонская, X.Д. Алчевская, А.А. Штакеншнейдер, С.С.

Кашпирева, академик М.А. Рыкачев и др.

«С чувством искреннего негодования, — гласил протест, — мы, лично знавшие покойного писателя, Федора Михайловича Достоевского, прочли письмо Н.Н. Страхова к гр. Л.Н. Толстому от 28 ноября 1883 года, напечатанное в журнале “Современный мир”, октябрь 1913 года.

В письме этом Н.Н. Страхов говорит, что Ф.М. Достоевский был “зол, завистлив и развратен”.

Не говоря уже об известном всему литературному миру факте, что Федор Мих взял на себя, после смерти своего брата, М.М.

Достоевского, все долги по журналу “Время”, в количестве более двадцати тысяч рублей, и выплачивал их до самой своей смерти, существуют свидетельства многих лиц, что он, сам больной и необеспеченный, помогал своему пасынку П.А. Исаеву, больному брату Николаю и семье умершего М.М. Достоевского.

Но не одни только близкие пользовались добротою Федора Михайловича: существуют многочисленные свидетельства, печатные и устные, что никто из обращавшихся к нему незнакомых ему людей не уходил от него без дружеского совета, указания, помощи в той или другой форме. Мог ли поступать подобным образом человек, “нежно любивший одного себя”, как о нем пишет Н.Н. Страхов?

Обратите внимание

Федор Михайлович, по словам Н.Н. Страхова, был “завистлив”. Но лица, интересующиеся русскою литературой, помнят и знаменитую его “Пушкинскую речь”, и восторженные и защитительные статьи, и отзывы его в “Дневнике писателя” о Некрасове, гр. Л.

Толстом, Викторе Гюго, Бальзаке, Диккенсе, Жорж Занде, которым он, очевидно, не «завидовал».

Подозревать Федора Михайловича в зависти к чинам, карьере или богатству других людей было бы странно, когда он сам, во всю свою жизнь, ничего для себя не искал и добровольно раздавал нуждающимся все, что имел.

Но еще поразительнее для нас в письме Н.Н. Страхова — это обвинение Федора Михайловича в “разврате”. Лица, близко знавшие его в молодости в Петербурге и в Сибири (А.П. Милюков, С.Д. Яновский, д-р Ризенкампф, бар. А.Е. Врангель и др.

), в своих воспоминаниях о Федоре Михайловиче ни единым намеком не обмолвились о развращенности его в те отдаленные времена.

Мы же, знавшие Федора Мих в последние два десятилетия его жизни, можем засвидетельствовать, что знали его как человека, больного тяжкою болезнию (эпилепсией) и вследствие ее иногда раздражительного и неприветливого, всегда поглощенного в свои литературные труды и часто удрученного житейскими невзгодами, но всегда доброго, серьезного и сдержанного в выражении своих мнений. Многие из нас знают Федора Михайловича и как прекрасного семьянина, нежно любившего свою жену и детей, о чем свидетельствуют и его напечатанные письма.
Все сказанное Н.Н. Страховым в вышеупомянутом письме до того противоречит тому представлению, которое мы вынесли о нравственном облике Ф.М. Достоевского, из более или менее близкого с ним знакомства, что мы считаем нравственным долгом своим протестовать против этих ни на чем не основанных и голословных обвинений Н.Н. Страхова». (Белов С.В. Переписка А.Г. Достоевской с современниками // Байкал. 1976. № 5. С. 144)

Этот протест не был напечатан отдельно, а был положен А.Г. Достоевской в основу специальной главы ее «Воспоминаний» «Ответ Страхову» (С. 416—426). Историю этой клеветы Страхова подробно исследовал и убедительно опроверг В.Н.

Захаров в своей книге «Проблемы изучения Достоевского» (Петрозаводск, 1978), хотя и опровергать-то ничего не надо было, ибо «гений и злодейство — две вещи несовместные» (см.: Белов С.В. «Гений и злодейство — две вещи несовместимые» // Ф.М.

Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб., 1993. С. 5—20).

Известны 24 письма Страхова к Достоевскому и 25 писем Достоевского к Страхову.

Материалы по теме:

Рублев С. Ответ Невзорову или Бесы XXI века

Обращение С. Рублева к А. Невзорову

Источник: https://www.fedordostoevsky.ru/around/Strakhov_N_N

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector