Краткая биография свирский

Александр Свирский – житие чудотворца и знамения от святых мощей

Святой Александр Свирский появился на свет 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка, память которого празднуется в этот день.

Это указывает на богобоязненность и благочестивость его родителей, многих сведений о которых не сохранилось: имена их были Стефан и Василиса или Васса. Они были пожилыми крестьянами села Мандроги или Мандеры, что стоит неподалеку от впадения реки Ояти в Ладожское озеро.

Известно, что у святого Александра были двое взрослых братьев или сестер, живших отдельно, а родители просили у Бога младшего сына как утешение в старости.

Обратите внимание

Действительно, после долгих молитв рождение преподобного было предварено голосом Самого Бога, призвавшего добрых супругов радоваться о будущем рождении сына, который будет утешением не только им, но и Церкви Божией.

С рождения святой показал себя избранником Божиим: он не играл много с другими детьми, специально выбирал одежду попроще, постился, сильно ограничивая себя в пище, а главное, был добр ко всем и безгрешен. К моменту совершеннолетия родители задумали женить его, однако сам он уже определился со своим желание посвятить жизнь Богу в монашестве.

С проходящими мимо села иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (это также духовная жемчужина ладожских земель, древняя обитель подвижников, расположенная на одиноком острове посреди огромной Ладоги) он отправился сразу в один из Валаамских скитов, где иноки жили по двое-трое человек. По преданию, одним из его проводников туда был Ангел Божий.

Будущий Александр Свирский — Амос — вел послушническую жизнь на скалах Валаама в течение семи лет. Он выполнял все трудные поручения настоятеля обители, как и многие монахи сегодня: днем трудился, нося воду и чистя скотный двор, прислуживая в храме, а ночью старался подвизаться в молитве, не спать, чтобы умерщвлять свои греховные желания.

Особенно тяжелы были ночные бдения в лесу на Валааме: карельские земли славятся мошкой и ее укусы — настоящее истязание.

В 1474 году появился на свет монах Александр — для мира умер Амос. Божиим промыслом именно в это время родители его — а в свое время Амос ушел из дома тайно — узнали о его местонахождении и постриге и сами ушли в некие северные монастыри, приняв постриг с именем Сергий и Варвара.

Интересно, что здесь и во многих эпизодах житие святого Александра перекликается с житием преподобного Сергия Радонежского — Игумена Земли Русской, этот великий святой также много трудился и молился в глухих лесах, родители его также приняли монашеский постриг.

После пострига преподобный поселился на малом острове в Валаамском архипелаге, устроив келью прямо в расщелине горы. Здесь сегодня стоит прекрасный скит во имя преподобного Александра Свирского с высокой белой церковью. Уже об этих подвигах разнеслась слава не только по Валааму, но и по окрестным селам.

Важно

К подвижнику стали приходить люди, паломники обители. В 1485 году преподобный, убегая от славы и ища безмолвия, ушел с Валаама. Он избрал место в глухом лесу, на берегу небольшого озера, позже названного Святым, и поставил крохотную келью, где в одиночестве жил около десяти лет, питаясь травами, грибами и ягодами.

Он страдал от холода, нередкого в этих местах, голода, болезней и искушений бесовских, но молился ко Господу обо всех людях и возрастал духовно. Бог поддерживал его молитвенное горение. Известно о чудесном исцелении святого: однажды преподобный не мог подняться с кровати, более того — поднять голову и читать молитву.

Однако он лежал на постели и пел известные ему наизусть псалмы. Внезапно ему явился Ангел: он положил руку на голову подвижника, перекрестил его и избавил от болезни.

В 1493 году Бог явил святого людям: к его келье пришел дворянин Андрей Завалишин, охотившийся на оленя и видевший несколько раз свет над местом подвига преподобного. Александр Свирский хотел скрыться, но охотник упросил его рассказать о себе с обещанием никому не выдавать место молитвы отшельника. Этот рассказ стал основой начала жития преподобного. Святой стал духовным наставником Андрея, который через некоторой время сам стал иноком Валаамской обители, постригшись в монахи с именем Адриана и со временем прославившись в лике преподобных. Этот в прошлом охотник стал основателем собственного Ондрусовского монастыря. Будущий святой Андриан, возможно, согрешил, не сдержав данное подвижнику слово — но именно благодаря ему к преподобному Александру стали собираться иноки будущей обители.

Святой Александр должен был принять и наставлять приходящую к нему братию, желавшую строгой жизни и со временем по Божьему велению поставить церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, основав одноименную обитель. Сохранилась она и до сего дня в нескольких десятках километров от города Олонец. Однако желание уединения преподобный реализовал в своей «отходной пустыни», на расстоянии около километра от основного монастыря у озера Рощинского.

Известно, что именно в «отходной пустыни», со временем превратившейся в названный именем преподобного Александро-Свирский монастырь, святого постигли и самые страшные искушения, и наибольшая благодать Божия. Вначале ему являлись бесы в облике страшных зверей и множества змей, которых никогда не было в тех местах. Крепкой верой и сильной молитвой святой изгонял чудовищ.

А в 1508 году святому Александру явился Господь. К тому времени прошло 23 года с момента поселения преподобного на Свири. Пустынь ночью ярко осветилась и в келью святого вошли Трое, Чьи Лики сияли ярче Солнца. Святой пал перед Богом в поклоне до земли, Господь же поднял его за руку. Предание пересказывает нам Божии слова, обращенные к преподобному: крепко верить в Бога, надеясь на Его милость и не боясь; строить храм и монастырь. Святой даже возражал Творцу, говоря о своем недостоинстве, но Господь Сам поднял его с колен и повелел строить церковь: «Видишь Ты, возлюбленный Мной человек, Говорящего с Тобой Бога в Трех Лицах — поэтому и воздвигай церковь во имя Троицы Единосущной, Отца, Сына и Духа Святого. Я оставляю тебя в мире и подаю тебе свою благодать (мир)». После этих слов Ангелы распростерли крылья и поднялись на Небо, а святой стал думать, где же построить храм. Через некоторое время, поскольку святой не начал строительство, но продолжал размышлять о месте храма, молясь, ему вновь явился Ангел, на сей раз молящийся в монашеской одежде с поднятыми руками — он благословил место будущего храма.

Важно отметить, во-первых, что это явление Бога во Святой Троице — русскому святому — единственное в истории нашей Церкви. А во-вторых, эти явления и все житие преподобного Александра показывают нам, как смирение, постоянная надежда только на Бога, избегание людей и их славы возвеличивают человека, считающего себя самым недостойным.

Источник: https://www.o-vere.ru/aleksandr-svirskij.html

Алексей Свирский

8 октября 1865 года родился Алексей Иванович Свирский. В бедной еврейской семье родился мальчик — то ли в Петербурге, то ли в Житомире. Мальчика нарекли Шимон-Довид Вигдорос. Семья жила в нищете, а к восьми годам мальчик уже потерял родителей, став житомирским беспризорником.

Однако рос он любознательным — изучать страну, в которой родился, начал с 12 лет не сидя за партой, а с «практических занятий» – начал бродяжничать. География его скитаний была столь же велика, сколь велика страна. За почти пятнадцать лет молодой человек побывал в Крыму и Бессарабии, на Кавказе и Туркестане, в Сибири и Польше, побывал даже в Персии.

Попав в Москву, где жила сестра, по ее настоянию скиталец принял крещение. Так еврейский юноша Шимон-Довид стал Алексеем Ивановичем Свирским. Оторванность от «корней», от диаспоры только усилилась, а вот опоры в жизни вряд ли прибавилось.

Странствия продолжались.

Совет

Работал, где придется: был грузчиком на Волге и в портах Черного моря, работал на шахтах в Донбассе, рабочим на винокурнях, на плантациях табака и хлопковых полях, тяжелый труд на кирпичных заводах тоже принадлежал таким как он. На жизненных дорогах будущий писатель встречался с разными людьми: бродягами и промысловыми нищими, честными рабочими и мелкими авантюристами.

Однажды любознательного юношу свела судьба с человеком, который, сам того не подозревая, изменил судьбу юноши. Свирский побывал примерно в 32 тюрьмах, иногда сам приходил в полицейский участок и заявлял об отсутствии у него паспорта, чтобы хоть как-то пережить зиму.

Вот так однажды, уже в двадцатитрехлетнем возрасте, у Свирского появился учитель грамоты — им стал помощник тюремного надзирателя.

Образы, темы для своих произведений Свирский черпал из окружавшей его среды, нехватки в драматических и трагических сюжетах не было. В 1892 году в газете «Донская пчела» публикуются стихи Свирского «Ростовским поэтам».

Несколько позже в газетах «Ростовские-на-Дону известия», «Донская пчела» и «Приазовский край» стали публиковаться его репортажи и заметки, фельетоны и очерки. Литературная деятельность продолжилась циклами «Ростовские трущобы» и «Тюремные очерки» (1893г). В критических статьях отмечалась похожесть героев Свирского с героями ранних произведений М.Горького.

Существенное отличие в том , что он не романтизирует своих героев — обитателей «дна». Автор акцентирует бесполезность благотворительных попыток, так как одним из следствий люмпенизации является деградация личности. В среде бродяг, преступников, босяков существуют свои специфические законы, они не писаны, но твердо исполняемы.

Нравы и обычаи «естественного» отбора, арестантский фольклор — тщательно исследуется и демонстрируется.

С 1896 года писатель живет в Петербурге.

Здесь интерес его привлекает новая тема — в газетах «Русь», «Новости», «Петербургский листок», в «Биржевой газете», журналах Родина», «Всходы» появляются очерки о жизни рабочих, стоящих на грани люмпенизации, о шахтерах, пришедших на заработки из деревень (серия очерков «Углекопы»). В 1898 году увидел свет трехтомник очерков «Погибшие люди».

Обратите внимание

Вновь звучит тема отверженных — читатели посещают вместе с автором подвалы, ночлежки и вертепы. Знакомство с Горьким открывает новую страницу в жизни писателя. Во время сотрудничества с журналом «Жизнь» публикуются лучшие рассказы Свирского: «Подаяние», «Мишка-свистун», «Смертная казнь» (1900г.), «Бунт» (1902г.), «Зверь» (1910г.), «Там, внизу» (1912г.), повесть «Преступник» (1900г.).

«Записки рабочего» (1906г.), рассказ «Депутат» (1905г.). Талант Свирского-драматурга проявился в пьесе «Тюрьма» (1901г.), инсценированной в Петербургском Малом театре в 1906 году, а в течение следующих двух лет обошедшей почти все сцены провинциальных театров. Вслед за первой пьесой написана драма «Белый ангел» (1908г.), совместно с А.И.Куприным – «На покое» (1908г.

), комедии «Заратустра села Будникова» и «Дьявол».

В 1918 году Свирский становится членом большевистской партии. «Советская Родина в опасности!» – прозвучал призыв, и в ответ на него пятидесятитрехлетний писатель добровольцем уходит в Красную Армию.

На должности начальника театрально-клубного отдела пишет сатирические куплеты для художественной самодеятельности, активным организатором которой сам и является. С 1922 года писатель живет в Москве, работает в культурно-просветительных организациях — преимущественно на административно-хозяйственных должностях. Литературную деятельность однако он не прекращает.

В это время написаны рассказы «Стальное сердце», «Феликс», «Хорошее время». Писатель не мог остаться в стороне от борьбы с беспризорностью — гонорары от публикаций своих произведений Свирский перечисляет на организацию и содержание детских домов. «Книгой человеческой печали» называет Свирский автобиографический роман «История моей жизни», над которым работал с 1928 по 1938 годы. Главной творческой удачей Свирского по праву считается повесть «Рыжик», написанная в 1901-02 гг. о скитаниях маленького беспризорника. Повесть объединяет вокруг себя рассказы «Дети улицы», «Первый выход», «Тряпичники», «Силач», «Вор», «Искатели янтаря», написанные в начале двадцатого века. Развенчивая романтику бродяжничества, показывая гибельность «дна», Свирский говорит о необходимости человека бороться за свою жизнь, быть нужным людям — герой повести, фокусник, умирая, говорит: «Не надо так жить. Пойми мы около жизни ходили, а в середине ее не были… Трудись… Будь полезен другим… Вот счастье… Шататься не надо…». Умер Алексей Иванович Свирский в декабре 1942 года.

Читайте также:  Краткая биография абэ

Источник: https://www.livelib.ru/author/230200-aleksej-svirskij

Свирский Александр

Свирский Александр Святой — (1448 — 30 августа 1533) — русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен. Память совершается 17 апреля и 30 августа (по юлианскому календарю).

Родился в приладожском селе Мандеры (Сермакса), на правом берегу реки Ояти, притока реки Свири, недалеко от Введено-Оятского монастыря, в семье крестьян Стефана и Вассы, которые впоследствии также приняли монашеский постриг.

Согласно житию, мать долго молила Бога о рождении ребёнка и родила сына после многих лет бесплодия. При рождении был назван в честь пророка Амоса.

Когда Амос подрос он был отдан для обучения грамоте, но житие сообщает, что учился он «косно и не скоро».

В 19 лет Амос тайно ушёл на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а в 1474 году принял монашеский постриг с именем Александр.

Удалившись на уединенный остров, впоследствии названный Святым, Александр подвизался около семи лет в пещере.

На Святом острове теперь находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, где показывают пещеру и вырытую руками святого собственную могилу.

Важно

В 1485 году по благословению игумена монастыря Александр ушёл на Святое озеро, расположенное неподалеку от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь.

Согласно агиографической литературе, прославился многими чудесами и праведным образом жизни. Он воспитал много учеников в монастыре и привел к вере многих мирян. Какое-то время святой жил в полном уединении и вел суровую жизнь. После 25 лет затворничества, согласно житию, Александр единственным из русских святых был удостоен явления Святой Троицы.

На том месте, где располагалась «отходная пустынь» преподобного через некоторое время возникла обитель. В 1506 году Александр был поставлен игуменом Троицкого монастыря (впоследствии Александро-Свирский монастырь Олонецкой, ныне Санкт-Петербургской епархии) Новгородским архиепископом Серапионом.

Скончался 30 августа 1533 года. В 1545 году его ученик Иродион по указанию архиепископа Новгородского Феодосия составил житие преподобного Александра. Макарьевский собор 1547 года установил его общецерковное почитание; была составлена церковная служба. 17 апреля 1641 года обретены мощи св. Александра Свирского, которые были найдены нетленными.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти, в 1547 году, в правление Ивана Грозного, вероятно, по инициативе лично знавшего его митрополита Макария.

По указанию царя памяти святого был посвящён один из приделов храма Покрова-на-Рву.

Объясняют это тем, что в день памяти святого Александра Свирского русские войска одержали в 1552 году важную победу над казанским царевичем Епанчой.

Мощи святого были обретены 17 апреля 1641 года нетленными; 20 декабря 1918 года они были изъяты из монастыря и объявлены восковой куклой. 30 июля 1998 года мощи Александра Свирского были обретены повторно в военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, где они хранились как неэтикетированный анатомический препарат.

Совет

Однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё.

Тропарь, глас 4
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8
Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния, темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Молитва
Преподобне и Богоносне Отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.spiritpeople.ru/biografy/svirskij-aleksandr.html

Александр Свирский где находятся мощи, житие, о чем просить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Святой Александр Свирский при жизни был уникальным человеком. Перед ним, как и перед святым Авраамом снизошел Всевышний в трех ипостасях. О его чудотворных способностях говорят и поныне, существуют неоспоримые факты исцеления людей страдающих неизлечимыми болезнями. Да и сама жизнь старца была полна трудностей и нелегких испытаний.

Он никогда не сдавался, постоянно молился и искренне верил в Божью ласку и благодать, много работал и за свою жизнь успел передать свою веру и знания своим ученикам, которые и оставили о нем много достоверных писаний.

Житие Александра Свирского 

Родился святой Александр в русской семье, где чтили церковные обеты и правила. С детства воспитывался в строгом послушании Богу. После окончания обучения, родители Амоса (так называли его в семье), решили найти ему достойную невесту и будущую жену.

Но для молодого юнца, не это было главной целью в жизни, уже тогда он проявлял настойчивость и упорство к уединению и чтению молитв.

Поэтому он принял решение уйти служить Богу в монастырь, не сказав об этом своим родителям.

По пути следования, ему явились ангелы, устами которых было передано благословение Господние, указано место будущего монастыря и дарована встреча со спутником, который довел до пункта назначения.

Преподобный Александр Свирский в 26 лет стал монахом и в смиренных молитвах провел в монастыре полных 13 лет. Он был готов выполнить то, что было предначертано ему Свыше.

Подальше от людей, на берегу Рощинского озера, в густом, дремучем лесу он соорудил очень скромное жилище и жил там на протяжении 7 лет, тяжело работая, обращаясь ко Всевышнему с каждодневными молитвами и перебиваясь очень скромной пищей, добытой в лесу.

Обратите внимание

Однажды перед святым явился лик Троицы, который указал место для строительства будущего храма Святой Троицы. В 1508 году он стал священником и был возведен в должность игумена, но в душе оставался скромным монахом. Не переставая тяжело работать, через короткое время храм разрастался, возводились новые сооружения, и люди больше узнавали о нем.

Незадолго до своей кончины, Преподобным Александром был открыта обитель из камня, на честь Пресвятой Богородицы Девы Марии. В 1533 году старец отошел в мир иной и уже через 14 лет был возведен к лику святых.

Мужской монастырь Александра Свирского

Ныне действующий монастырь расположен на расстоянии 260 км от Санкт-Петербурга. За время своего существования он пережил многое: пожары, разрушения, расстрел служащих, разорения и потерю на некоторое время святых мощей Преподобного Александра. Сейчас проводятся работы по реставрации и открытию новой обители.

Помогали строить храмы известные на то время люди, которые выделяли значительные пожертвования на материалы и работы.

На территории монастыря действует церковь Покрова Божьей Матери, где можно помолиться перед иконой и попросить у заступницы всего человечества исцеления, отпущения грехов и защиты от болезней.

Преображенский собор, сделан с красивого камня и обставлен чудотворным образом его основателя.

Мощи преподобного

После кончины, тело святого было похоронено на территории его монастыря. А его мощи, после многолетнего наблюдения стали мироточить, то есть выделять много благовонного драгоценного масла, что доказывает о его святости.

Многие прихожане собственными глазами могли наблюдать это действие, при этом весь храм наполнялся приятным ароматом. Количество выделения масла зависит от многих факторов: наличие верующих людей рядом или зевак, которые пришли просто посмотреть на это чудо, проведение Богослужений и многое другое.

Важно

Мироточение настолько обильное, что не заметить его невозможно, зафиксированы случаи, когда на стойкий, пьянящий запах в храм слетались пчелы. Больше всего выделяется масло на ступнях и открытой части руки. За 483 года, его тело и одежда остались не тленны.

Верующие люди из многих стран, наслышанные о чудотворной силе святого задаются одним очень важным вопросом: где находятся мощи Александра Свирского. После долгих переездов с одного места в другое, ныне мощи нашли покой на территории созданного своими руками монастыря. Многие прихожане могут помолиться и попросить исцеления души от страданий и болезней.

В чем помогает александр свирский

Искренняя молитва, обращенная святому Александру помогает  в исцелении людям, которые не теряют надежду на лучшее, своим советом в виде святого образа наяву. А также помогает найти выход, из сложных ситуаций являясь в сновидениях.

Существует много доказательств, когда драгоценное масло, выделяемое из его мощей, имело чудотворную силу и поднимало на ноги даже безнадежно больных людей. Искренняя чистосердечная молитва и безусловная любовь к Богу являются тем важным механизмом, который движет многими людьми.

У иконя и мощей Александра Свирского, о чем просят:

  • К нему обращаются с многочисленными просьбами об исцелении от мучительных, долгих болезней и сильных душевных страданий;
  • Об обретении счастья материнства и рождения здорового малыша;
  • О вере в свои собственные силы и возможность найти свое предназначение;
  • О защите от греховных помыслов и деяний;
  • О принятии серьезного увлечения или важного выбора в жизни ребенка;
  • О помощи в выборе жизненных приоритетов, от которых зависит дальнейшая жизнь.

Обязательно к прочтению:  Икона Взыскание Погибших в чем помогает

А вот и сама молитва к преподобному:

О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй. Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная.

Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, правителем страны нашея России. И да в мире глубоце пребудет святая православная Церковь Христова. Буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощниче.

Читайте также:  Сочинения об авторе метерлинк

Наипаче же в час кончины нашея явися нам, заступниче благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное.

Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред Престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойны есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Александре Свирском:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/aleksandr-svirskij-gde-naxodyatsya-moshhi-zhitie-o-chem-prosit/

Александр свирский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прп. Александр Свирский

Александр Свирский (1448 – 1533), игумен, преподобный

Память 17 апреля в день обретение мощей, 30 августа в день кончины, в Соборах Новгородских, Санкт-Петербургских и Карельских святых

Родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при крещении назван в честь его. Родители его, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири.

У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына.

Совет

Они усердно молились и услышали голос свыше: “Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам”.

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам.

Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам.

Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи – в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын.

По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь, приняли постриг с именами Сергий и Варвара, и сподобились преподобнического жития.

После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоваться Святым. Тут преподобный устроил себе хижину [1]. и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу.

Обратите внимание

В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж.

Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин.

Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни.

С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+ 1549).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки.

Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений.

Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

Важно

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца.

Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: “Уповай, блаженне, и не бойся”. Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное.

Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: “Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе”.

И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше.

Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: “Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь”.

И потом обратился к преподобному: “Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы”. И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным.

Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+ 1516), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя.

Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.

Совет

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами.

“Я празден”, – сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами.

Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма.

Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: “Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение”. Послышался голос, подобный грому: “Се Господь грядет и Рождшая Его”.

Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу.

Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: “Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви.

А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное.

Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы”. Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: “Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей”. И Она стала невидима.

Обратите внимание

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: “Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами”.

Братия отвечала: “Нет, отче, не можем сотворить этого”. Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня.

Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Мощи св. прп. Александра Свирского

Мощи и почитание

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему [2].

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский. Это – преподобные: Игнатий Островский (ХVI), Леонид Островский (ХVI), Корнилий Островский (ХVI), Дионисий Островский (ХVI), Афанасий Островский (ХVI), Феодор Островский (ХVI), Ферапонт Островский (ХVI).

Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (ХVI), преподобный Геннадий Важеозерский (+ 1516), преподобный Макарий Оредежский (+ 1532), преподобный Адриан Ондрусовский (+ 1549), преподобный Никифор Важеозерский (+1557), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565) [3].

Рака с мощами прп. Александра Свирского

В 1641 году были обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря.

Затем 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, во время Божественной литургии, рабочие копали ров для стен новой, каменной церкви Преображения Господня, и на престольном месте старой церкви обрели гроб святого, причём земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.

Читайте также:  Сочинения об авторе руставели

Когда к прогнившему гробу (хорошо сохранилась лишь нижняя доска) сошёлся весь монастырь, игумен Авраамий снял верхнюю доску, и вокруг разлилось сильное благоухание. Тело святого оказалось цело, в мантии и схиме, лицо закрыто, а из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, обе обуты в сандалии.

По телу его, “подобно некоторым растущим цветам”, разошлось и излилось благовонное миро. При открытии мощей присутствовал Новгородский митрополит святитель Аффоний. В ужасе и радости мощи переложили в новый гроб и отнесли в храм Николая Чудотворца в той же пустыни.

Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя, были потрясены полным их нетлением и составили подробное описание святыни. Особенно удивительным было лицо – столь живо выглядящее, что преподобный казался спящим. Лицо полностью соответствовало иконным ликам святого, которые были написаны его современниками.

Составители описания также отметили необычное положение рук и ног у преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи. Вскоре мощи поместили в пожертвованную царём Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли во вновь отстроенный Преображенский собор. В то же время преподобному Александру было установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления – 30 августа и день обретение мощей – 17 апреля.

В конце 1870-х годов для мощей преподобного была устроена новая серебряная рака весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась доныне в собрании Русского музея).

После богоборческого лихолетья, второе обретение мощей святого Александра последовало в 1998 году.

Важно

Поиск осуществлялся по благословению игумена Александро-Свирского монастыря Лукиана (Куценко), при ближайшем участии инокини Леониды (впоследствии монахини Александры (Сафоновой).

Обретение последовало 30 июля того года. Детали описания 400-летней давности помогли удостовериться в подлинности святыни.

Мощи прп. Александра Свирского

Молитвословия

Тропарь

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, / единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, / темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася, / како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, / победил еси полки страстей воздержанием / и явился еси равноангелен на земли, / Александре преподобне, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Кондак

Яко многосветлая звезда днесь в странах Российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, / Христовым стопам последовати усердно возжелал еси, / и Того святое иго на рамо твое взем честный крест, / умертвил еси, труды подвиг твоих, телесная взъиграния: / темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси Мудре, / да зовем ти: радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Видео

  • Тайнозритель преп Александр Свирский, реж. Дмитрий Золотов, 2005:
  • Александр Свирский, карельская телекомпания “Ника”, 2006:
  • Александр Свирский. Защитник и покровитель, реж. Андрей Кияница, Алексей Горовацкий, 2011:

Литература

  • Питирим, архиеп., “Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства”, Журнал Московской Патриархии, 1975, № 1, с. 59.
  • Вольгин А., “Преподобный Александр Свирский”, Журнал Московской Патриархии, 1978, № 8, с. 73-76.

Использованные материалы

[1]  Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе “отходную пустынь”, на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь

[2]  По другим данным – прославлен на Московском Соборе в 1547 году для повсеместного почитания.

[3]  Почти все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) входят в Собор Карельских святых.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/11321.html

Свирский Алексей Иванович

Свирский Алексей Иванович [26.9(8.10).1865, Петербург (по др. данным — Житомир) — 6.11.1942, Москва] — прозаик.

Отец Свирского работал кровельщиком на табачной фабрике, мать — служанкой. После развода родителей с 5-летнего возраста некоторое время проживал у тетки в Житомире, но, изгнанный ее мужем, стал беспризорником.

В 12 лет ушел из Житомира и в течение 15 лет бродяжничал. Исходил всю Россию, побывал в Персии и Константинополе, работал в портах на Волге и Черном море, шахтером в Донбассе, обрабатывал виноградники и табачные плантации в Крыму, на Кавказе и в Бессарабии, в Туркестане собирал хлопок, на Севере зарабатывал себе пропитание на кирпичном заводе, железной дороге, был рыболовом и плотовщиком.

В Ростове-на-Дону случайно, через «приютившего его портного», опубликовал в газете «Ростовские-на-Дону известия» (1892. 15 окт.) первое стих.— «Памяти Л.В.Кольцова».

Ободренный успехом, Свирский решил поведать о своих похождениях; он пишет ряд очерков из босяцкой жизни, вошедших затем в книги «Ростовские трущобы» (1893), «В стенах тюрьмы» (1894), «По тюрьмам и вертепам» (1895).

Продолжая развивать традиции В.Крестовского и раннего М.Горького, Свирский создает те особые типы маргинального героя, которые найдут продолжение и в советской литературе («Вор» Л.Леонова, «Последняя кража» П.Нилина и др.).

Примерно в это же время Свирский женился на рабочей табачной фабрики Т.А.Ростовцевой. По словам Свирского, этот брак сыграл большую роль в его писательской судьбе.

Совет

Вдохновленный поддержкой жены и признанием столичной критики (Скабичевский и др.), Свирский в 1896 переезжает в Петербург. При содействии В.И.Немировича-Данченко в изданиях «Новостей» печатается ряд очерков Свирский о страшных подробностях тюремного быта и нелегких путях нищего человека, пытающегося выжить. Под псевдонимом А.Ростовский Свирский печатался в «Петербургском листке».

Свирский сотрудничал также в ряде других столичных изданий — газете «Биржевые ведомости», «Новая газета», журналы «Всходы», «Жизнь», «РБ», «Рубикон», где публиковал заметки и очерки на различные темы городской жизни, о событиях Первой мировой войны.

Рассказы и очерки из жизни беспризорных детей и подростков Свирский объединил в сборнике «Несчастные дети» (1897), ставший предысторией цикла «Погибшие люди» (1898). О содержательной стороне этого трехтомника красноречиво говорят заглавия его книг: т.I — «Мир трущоб», т.II — «Мир тюрем», т.III – «Мир нищих и пропойц». Это издание принесло Свирскому значительный успех.

Под влиянием еврейских погромов Свирский начинает проникновенный разговор о еврейской бедноте, «мире отверженных вечных странников» (сб. «Вечные странники», 1899); тема эта, не чуждая всем произведениям Свирского, станет главной в таких книгах, как «Еврейские рассказы» (1909), «В черте» (1914), «В дни бесправия» (1927), «Евреи» (1934).

Большую популярность приобрела повесть Свирский для детей «Рыжик» (1901-04), рассказывающая о невзгодах и приключениях маленького бродяги. Книга была переведена на многие языки, а в 1960 на Московской киностудии им. М.Горького экранизирована под одноименным названием (реж. И.Фрэз, сценарист М.Львовский).

С 1905 в столичных и провинциальных театрах идут постановки по пьесам Свирского — «Тюрьма», «Белый ангел», «На покое» (совместно с А.Куприным), «Заратустра села Будникова» и других.

Повестью «Преступник» (1900), напечатанной в марксистском журнале «Жизнь», Свирский заявил о своих социал-демократических позициях.

С 1906 редактирует «Новую газету», примерно в это же время в его творчестве зазвучала новая тема — о рабочем классе (дважды запрещаемая цензурой повесть «Записки рабочего», 1906; «Черные люди», 1908).

В 1914-15 Свирский редактирует журнал «Рубикон».

Обратите внимание

После революции 1917 Свирский занимается культурно-просветительской деятельностью, в 1919 вступает в РКП(б) и уходит добровольцем на фронт.

В 1922 переехал в Москву.

В 1920-е Свирский был членом литературного объединения пролетарских писателей «Кузница», членом правления Всероссийского СП. Продолжал разрабатывать тему рабочего класса (рассказ «Стальное сердце», 1925, и др.

).

С 1928 был занят написанием итоговой автобиографической книги «История моей жизни», первый вариант которой был опубликован в 1929-34. В книге воплотился богатый жизненный опыт и уникальные наблюдения, частично в нее вошли ранее публиковавшиеся произведения, имеющие автобиографическую основу («По низинам», «Лагерь смерти», «Полынь» и др.). Творческое наследие Свирского интересно прежде всего неповторимым психологическим и социально-этнографическим материалом, на котором решаются традиционные вопросы русской литературы.

Е.И.Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П – Я. с.280-281.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

ПСС: в 10 т. [С автобиографией] / вступ. статья И.Кубикова. М., 1928-30;

История моей жизни. М., 1947.

Литература:

Резник О. [Об А.Свирском] // Свирский А. История моей жизни. М., 1947. С.3-11;

Либединский Ю. Незабвенный создатель «Рыжика» // Либединский Ю. Современники: Воспоминания. М., 1961;

Свешникова Р. Творческий путь А.И.Свирского. Курск, 1970.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/svirskiai.php

Хроника основных событий

Cвято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле.

Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность.

Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ, как иноки, так и ищущие молитвенной помощи.

Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI–XIX веков.

На рубеже XVIII–XIX веков монастырь называли «Северной Лаврой». Обитель расположена в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера, в 6 км. от реки Свирь. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.

Самым древним строением монастыря является каменная церковь Покрова Божией Матери, построенная самим прп. Александром в 1533 году. Строительство её велось на пожертвования царя Василия III. Церковь с трапезной и звонницей выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом преподобного Александра Свирского (1644 г.).

Каменный собор Живоначальной Троицы построен в 1791 г., но прежде на этом месте была деревянная церковь, построенная самим основателем монастыря, и освящена в 1509 г. Церковь свв. прор. Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна Дамаскина построена в 1718 г.

Важно

Каменная часовня Святой Троицы построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица. На строительство церквей и монастырских построек вносили большие вклады цари, великие князья, Российские императоры, родовитые бояре и дворяне, купцы. Сведения о каждом из них заносились бережной рукой монахов в «Переписные книги».

Большая часть монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.

За 500-летний период существования жизнь монастыря внешне мало отличалась от жизни других монастырей на Руси: расцветы и падения, нашествия врагов, пожары, разграбления, вновь восстановление храмов и строгая монастырская жизнь, неусыпные молитвы и труд.

В лучшие времена в монастыре было 8 храмов, богатая ризница, дорого украшенные иконы, богатое книгохранилище с древними рукописями, свитками и книгами. Историки XIX века называли обитель Северной Лаврой, ей подчинялось 27 монастырей и пустыней этого края.

Были годы, когда в монастыре после разрушений оставалась только главная святыня — мощи святого преподобного Александра Свирского, и несколько монахов (начало и конец XIX века).

Было и совсем лихое время (1918 г.), когда в монастыре не стало ни святыни, ни монахов. Мощи увезены, монахи разогнаны, часть их расстреляна, в том числе настоятель — архимандрит Евгений /Трофимов/. Вместо этого на территории монастыря: тюрьмы, казармы, инвалидные дома, совхоз, психиатрическая больница, заколоченные храмы и черные глазницы окон бывших братских келий.

Новым насельникам, поселившимся в монастыре в 1997 году, пришлось много потрудиться, — обитель им досталась разорённой. Самым большим событием в жизни восстанавливающегося монастыря стало обретение мощей основателя обители — прп.

Александра Свирского, происшедшее 30 июля 1998 года. Его молитвами и помощью возрождается древняя обитель.

Совет

Приведены в порядок храмы, часть корпусов и территория Преображенского и Троицкого комплексов, налажена богослужебная жизнь обители.

Источник: http://svirskoe.org/about/history/brief/

Ссылка на основную публикацию