Виктория Токарева — биография, личная жизнь, национальность
Виктория Токарева всегда была многогранной личностью: сценарист, писательница, драматург. Однако её прозы не обращены конкретно к женскому полу, как многие ошибочно думают, они не имеют принадлежности по гендеру. В произведениях как мужчины, так и женщины могут уловить жизненную мудрость и применить на себе.
Девочка родилась в 1937 году 20 ноября, на тот момент в Ленинграде, в семье простого инженера.
Отец был по национальности евреем, мать имела и украинские, и русские корни.
Отец Виктории был участником Великой Отечественной войны, но так и не сумел пройти её. Подвело не смертельное ранение, а страшная болезнь, с которой Самуил Зильберштейн поступил в госпиталь, рак пищевода.
Потеряв мужа, которому на момент смерти было всего лишь 36 лет, мать Виктории Токаревой вынуждена была в одиночку тянуть на себе двух дочерей без чьей-либо помощи.
Преодолевая усталость, она загружала себя дополнительной работой помимо основной — вышивальщица на фабрике. Все свои силы и всю себя посвящала дочерям и не спешила устраивать личную жизнь после смерти мужа.
Образ матери часто в дальнейшем всплывал в книгах Виктории. В произведении «Террор любовью» главная героиня — это мать писательницы, которая наделена безумной, всеобъемлющей любовью к своим детям.
В старших классах девушка твёрдо решила, что посвятит свою жизнь медицине, но её планы не были осуществлены. Чтобы не терять время, Виктория отучилась 4 года в музыкальном училище, выбрав свой инструмент — фортепиано.
А затем решила не останавливаться на этом и продолжила учёбу дальше, только уже в консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Первым мужем Виктории был инженер, Виктор Токарев, о котором Токарева всегда особо не говорила, объясняя это тем, что Виктор не любит выставлять жизнь на публику. Виктория с мужем уехала из Ленинграда в Москву, где давала детям уроки в музыкальной школе.
Она была без ума от своей работы, но вскоре сменила род деятельности, стала редактором в киностудии «Мосфильм». В музыкальной школе, на одном из концертов Виктория случайно познакомилась с Сергеем Михалковым, который помог ей поступить во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).
Именно в этом 1964 году начинается её творческий путь, Виктория Токарева отправляет в печать своё первое произведение «День без вранья».
Но писательницей Виктория становится не потому, что её давно тяготило к этому, просто в один момент жизнь стала такой невыносимой, что единственным вариантом оставалось выплеснуть все эмоции, которые долго копились, на бумагу.
Во всех работах Токаревой нет вымысла, чистая реальная жизнь. И последующая книга «Дерево на крыше» стала автобиографической, очень откровенной для читателей. Виктория в произведениях принимает позицию настолько тонкого психолога, что в 1990-ых годах является одним из самых часто издаваемых прозаиков.
Её книги переводили на многие языки, что приносило Виктории ещё большую популярность. Но не за этим она гналась, хотелось лишь через творчество помочь как можно большему количеству убитых тоской и грустью людей.
Писательница настолько сильно вкладывает в свои работы душу, что в издательства приносит от руки исписанные листы, по её мнению, электронный вариант не может перенести всех эмоций, которые заложены в произведение.
На карьере писательницы Токарева не остановилась и стала сценаристом. Сотрудничество с Алексеем Кореневым принесло фильм «Урок литературы». Её работа продолжилась со многими режиссёрами и было снято более 20 фильмов.
Виктория Токарева не скрывала своей личной жизни, как раз наоборот охотно о ней рассказывала и чаще всего на страницах книг. С первым мужем Виктором Токаревым у писательницы был крепкий брак, но не было секретом то, что у неё было немало романов на стороне.
Виктор заручился терпением и стойко смог перенести все увлечения жены. Несмотря на то, что Виктория была популярна среди мужского общества, у неё никогда не возникало мыслей покинуть семью, за неё она держалась крепко. Любовным романам положило конец рождение дочери Натальи.
Именно она укрепила институт брака и семьи. Наталья полностью повторила жизнь своей матери: отучилась во ВГИКе, стала сценаристом, работает на киностудии. Она осчастливила мать, сделав её бабушкой замечательного мальчика Петра, который в свою очередь подарил своей бабушке правнуков, Сергея и Анну.
Виктория Токарева до сих пор очень много времени уделяет созданию книг. Но сейчас это больше способ отдохнуть, так как женщина считает, что обрела уже всё самое нужное в этой жизни.
Её сокровище — это большая, дружная семья, которая периодически собирается на семейной даче за одним столом, попивая ароматный чай и ведя беседы по душам. Она счастливый человек на все 100%, а большего и не нужно.
Источник: https://zajmy-onlayn.ru/viktoriya-tokareva-biografiya-lichnaya-zhizn-natsionalnost/
Виктория СамойловнаТокарева
Современная русская литература
Токарева Виктория Самойловна (р. 1937), прозаик, драматург. Родилась 20 ноября в Ленинграде в семье инженера. Во время войны семья Токаревых была эвакуирована на Урал. После возвращения в Ленинград будущая писательница окончила десятилетку, затем поступила в музыкальное училище (1956 — 60).
Выйдя замуж, переезжает к мужу в Москву, работает в музыкальной школе (1961 — 64). В 1964 — 69 учится на сценарном отделении ВГИК. В эти годы начинает писать рассказы. В 1964 был опубликован первый рассказ Виктории Токаревой — «День без вранья». Затем последовали другие рассказы, вызывавшие интерес читателей.
В 1969 выходит первая книга «О том, чего не было», включившая в себя уже печатавшиеся и новые повести и рассказы. В дальнейшем каждые пять лет писательница публикует очередной сборник повестей и рассказов: «Ничего особенного», «Летающие качели», «Сказать — не сказать», «Джентльмены удачи» и другие.
Токарева написала ряд киносценариев, в том числе «Мимино» (в соавторстве с Р. Габриадзе), «Джентльмены удачи», пьесу «Северный приют». В последние годы печатается в разных издательствах, пользуясь неизменной популярностью у читателей: сборники повестей и рассказов «Коррида», «Не сотвори», «Лошади с крыльями», «Хэппи энд» и другие.
Последняя повесть, опубликованная Токаревой, — «Ну, знаешь ли…».
В. Токарева живет и работает в Москве.
Виктория Самойловна Токарева, родилась в Ленинграде, 20 ноября 1937 года. В начале войны, семейство Токаревых было эвакуировано на Урал. После окончания Отечественной войны они вернулись обратно в Ленинград, где будущая писательница окончила школу.
После этого она решает поступать в музыкальное училище, где учится до 1960 года. Выйдя замуж, Токарева, переезжает к мужу в Москву, где занимается преподавательской деятельностью в музыкальной школе.
С 1964 по 1969 годы она учится во ВГИК на профессию сценариста.
В эти годы у неё просыпается тяга к творчеству. Первое произведение Токаревой было опубликовано в 1964 году (День без вранья).
В 1969 писательница печатает свою первую книгу, которая включила в себя все изданные ранее повести и рассказы.
После этого, Токарева, раз в пять лет публикует очередной сборник со своими произведениями.
В последние годы, писательница издаётся во многих журналах, пользуясь большой популярностью среди читателей.
Следует отметить современные сборники произведений, которые интересуют всех поклонников творчества Токаревой: “Коррида”, “Не сотвори”, “Хэппи энд” и многие другие. Последняя повесть, которая вышла совсем недавно, была “Ну, знаешь ли”.
Сегодня Виктория Токарева живёт и работает в Москве.
Источник: https://www.allsoch.ru/tokareva/
Биография Виктории Токаревой
Виктория Самойловна Токарева (урождённая Шефтер, род. 20 ноября 1937, Ленинград) — русский прозаик, сценарист. Многие относят произведения Токаревой к женской прозе, но ее книги не имеют гендерного оттенка.
Ранние годы
Родители будущей писательницы поженились перед войной. Отец Виктории – Самуил Зильберштейн – был коренным ленинградцем, инженером. Его призвали в ополчение. После он сильно болел, попал в госпиталь с диагнозом «рак пищевода». Умер 36-летним в начале 1945 года.
Мать одна занималась воспитанием двух дочерей, поскольку после смерти супруга больше замуж не вышла. Долго помощником был старший брат отца Евгений. Работая вышивальщицей на фабрике, матери часто приходилось брать работу на дом, а также загружать себя подработками.
Во многих своих произведениях Токарева представляла образ своей матери. О безграничной, иногда нелогичной чрезмерной материнской любви Токарева напишет в повести «Террор любовью», где главная героиня будет списана с матери.
Виктория после школы хотела посвятить себя медицине, но после отклонения заявления пришлось учиться 4 года в музыкальном училище по классу фортепиано. После окончания училища Токарева продолжила обучение в консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Когда Виктория вышла замуж, она уехала в Москву, где преподавала в музыкальной школе. Работа педагога ей не нравилась, о чем можно прочесть в ранних рассказах Токаревой. Позже писательница устроилась редактором на киностудию «Мосфильм».
Как-то раз творческий вечер в школе свел Викторию Самойловну с известным советским детским поэтом Сергеем Михалковым. В памяти будущей писательницы Сергей Михалков остался, как человек добрый и бескорыстный, потому что именно его протекция помогла Токаревой стать студенткой ВГИКа, фактически предопределила ее судьбу.
Карьера писательницы
1964 год был знаковым в жизни Токаревой. В этом году Виктория напечатала свой первый рассказ «День без вранья», а также стала студенткой сценарного отделения ВГИКа. Через 5 лет будущая писательница получила диплом сценариста и выдала первую книгу «О том, чего не было». В этом издании были собраны новые рассказы и повести, а также уже появлявшиеся в периодике.
В 1971 году Токарева становится членом Союза писателей Советского Союза.
В период с 1969 по 1991 год свет увидели 4 книги писательницы. К 90-м годам Виктория Токарева входит в топ-10 наиболее издаваемых российских прозаиков.
Тематика произведений Токаревой различна, но более всего она любит исследовать психологию жизни женщин в больших городах, совмещение личной жизни с работой, эфемерный мир фантазии, не вяжущийся с тусклой реальностью, мечты и грезы слабой половины человечества.
В 2009 году вышла откровенная автобиографическая книга писательницы «Дерево на крыше», где главная героиня Вера (прообраз Любовь Соколова) – менее счастливая соперница Токаревой.
В 2012 году вышел сборник рассказов «Короткие гудки», который, как и все предыдущие издания, имел огромный успех.
В свое время произведения Виктории Токаревой перевели на английский, французский, датский, итальянский, немецкий, а также китайский языки. За границей проза Токаревой воспринимается как феминистическая, отчего популярность только растет.
Интересным фактом можно считать тот момент, что все свои произведения Токарева пишет от руки, используя бумагу и ручку. Не понимает писательница компьютера, считая, что талант – подарок Бога, а компьютер не сможет быть проводником данного таланта, потому что просто машина.
Виктория Самойловна является членом Русского ПЕН-центра. В 1987 году талантливую писательницу наградили орденом «Знак Почета». Также Токарева в 1997 году была лауреатом премии Москва-Пенне.
2000 год принес Токаревой награду «За вклад в литературу и кино», который ей вручили на Каннском кинофестивале.
Библиография
- О том, чего не было (1969)
- Когда стало немножко теплее (1972)
- Летающие качели (1978)
- Ничего особенного (1983)
- Сказать — не сказать… (1991)
- Римские каникулы (1992)
- Почем килограмм славы (1993)
- Антон, надень ботинки! (1995)
- Хэппи энд (1995)
- Вместо меня (1995
- Лошади с крыльями (1996)
- Можно и нельзя (1997)
- Этот лучший из миров (1998)
- Мужская верность (2002)
- Птица счастья (2004)
- Террор любовью (2006)
- Дерево на крыше (2009)
- Тихая музыка за стеной (2012)
- Короткие гудки (2012)
- Так плохо, как сегодня (2013)
- Сволочей тоже жалко (2014)
- Муля, кого ты привёз? (2015)
- Мои мужчины (2015)
- Немножко иностранка (2016)
- Кругом один обман (2016)
- Дома стоят дольше, чем люди (2017)
- Дом за посёлком (2018)
Киноработы
Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами с конца 1960-х годов. Сегодня на счету Виктории Самойловны 14 сценариев, многие из которых – адаптации её рассказов или книг, среди них – «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).
Три фильма – «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) – были чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Личная жизнь
О том, кем является муж знаменитой писательницы, известно немного. По профессии он инженер. Зовут его Виктор Токарев.
Виктория Самойловна неохотно рассказывает как об этом человеке, так и вообще о биографии своей личной жизни, ссылаясь на его нелюбовь к публичности.
В книге «Дерево на крыше», пожалуй, самом автобиографическом произведении Токаревой, речь идет об ее отношениях с известным режиссером Георгием Данелия.
Безусловно, автор наделил своих персонажей вымышленными именами. Но после прочтения книги становится ясно, что Александр – это Данелия, Вера – известная актриса Любовь Соколова, Елена – сама Токарева.
Но даже в этом произведении образ мужа находится где-то в тени. Он присутствует незримо. Этот герой не наделен какими бы то ни было характерными чертами.
Он – всего лишь муж известной сценаристки и писательницы.
О браке у Виктории Самойловны понятие однозначное. Она полагает, что отчим никогда не сможет заменить родного отца. А потому, женщина, несмотря ни на что, не имеет права лишать своих детей отцовской любви.
Возможно, это мнение у писательницы сложилось под впечатлением невеселых детских воспоминаний, а также благодаря воспоминаниям в биографии об отце – человеке, который любил ее так, как никто впоследствии.
Виктория Токарева сейчас
Виктория Токарева и сейчас много пишет. Ее любимое место обитания – подмосковная дача, любимая семья – муж, дочка, внучка и внуки, а также правнуки. Она считает себя счастливой женщиной, которой повезло заниматься любимым делом, хотя ее героини и мечутся в поисках призрачной птицы удачи. Талантливая писательница, признанная во многих странах, мечтает о домике у моря.
Источник: https://stories-of-success.ru/viktorii-tokarevoi
Виктория Токарева – биография, информация, личная жизнь, фото
Виктория Самойловна Токарева (в девичестве – Шефтер). Родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская писательница, сценарист.
Виктория Шефтер, ставшая известной как Виктория Токарева, родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Имеет еврейские (по отцу) и русские (по матери) корни.
Отец – Самуил Насонович Шефтер (1907-1945), инженер, родом из Белоруссии.
Мать – Наталья Хлопова (1913-1995), родом из Донецкой области, работала вышивальщицей.
Семья жила в однокомнатной квартире на Лесном проспекте.
В войну Виктория с мамой и сестрой были в эвакуации на Урале. Во время войны отец был призван в ополчение. С фронта вернулся очень больным, затем умер от рака пищевода в январе 1945 года в возрасте 36 лет.
После смерти отца семье долгое время помогалего старший брат Евгений Насонович Шефтер (1900-1961), который работал директором Ленинградского металлического завода.
Родители Виктории Токаревой
Виктория Токарева в детстве
По словам Виктории, лет в 12-13 мама прочитала ей «Скрипку Родшельда» А.П. Чехова, и этот момент она считает своим «подключением в розетку» – тогда у нее родилось желание писать.
В школьные годы окончила музыкальную школу по классу фортепиано.
После школы собиралась учиться на врача, однако в медицинский ее не взяли.
В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Далее училась в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
Виктория Токарева в молодости
Выйдя замуж, Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения. Позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».
Параллельно начала писать прозу.
В 1962 году Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году.
В 1963 году по совету Владимира Войновича опубликовала свой первый короткий рассказ «День без вранья», который напечатало издательство «Молодая гвардия». Сама она вспоминала: “У меня первый мой рассказ вышел, и я стала сразу знаменитой через 3 дня, это было в 26 лет”.
В 1971 году вступила в Союз писателей СССР.
С конца 1960-х годов Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами. Написала полтора десятка сценариев к кинофильмов, ряд из которых по своим произведениям: «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).
Была соавтором сценариев к таким знаменитым картинам как «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий» и «Мимино». Фильм «Мимино» получил Государственную премию СССР 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Автор сценария картины «Шла собака по роялю» (в основу сценария Виктории Токаревой положена её повесть «Неромантичный человек», опубликованная в 1978 году в журнале «Юность»).
Виктория Токарева и Федерико Феллини
Книги Токаревой стали чрезвычайно популярны не только у советских и российских читателей, но также иностранных. Легендарный режиссер Федерико Феллини, прочитав ее книгу, сказал: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».
О себе писательница говорила: “Торжественно к себе не отношусь. Всегда писала, потому что мне хотелось писать. Как у алкоголика есть тяга к водке, так и у меня тяга к письму. Кто-то называет это талантом. Для меня это потребность, разновидность наркомании. Во всяком случае я никогда себя не заставляла, не писала по заказу. Я сажусь за стол и испытываю счастье”.
В 1990-2000-е были экранизированы ее произведения «Ты есть…» (экранизация повести «Я есть. Ты есть. Он есть»), «Я люблю» (по повести «Ничего особенного»), «Вместо меня» (по одноимённому рассказу), «Лавина» (экранизация одноимённой повести), «Важнее, чем любовь…
» (по повести «Длинный день»), «Простая история» (по повести «Паша и Павлуша»), «Лилии для Лилии» (экранизация рассказа «Розовые розы»), «Единственному, до востребования» (по рассказу «Свинячья победа»), «Птица счастья» (по одноимённой повести), «Своя правда» (по одноимённой повести), «Первая попытка» (экранизация одноимённой повести в соавторстве с Майей Шаповаловой), «Террор любовью» (экранизация одноимённой повести, написанной в соавторстве с Майей Шаповаловой).
Личная жизнь Виктории Токаревой:
Замужем. Супруг – Виктор Токарев (1930 г.р.), инженер.
В браке в 1965 году родилась дочь Наталья Токарева.
Как признавалась Виктория, несмотря на брак, она часто заводила романы на стороне. Супруг поначалу устраивал скандалы, но потом смирился и на развод подавать не стал. Токарева говорила: “Я думаю, муж очень страдал первое время.
Потом махнул рукой. Наверняка в глубине души он мечтал встретить другую женщину – преданную, верную, но, видимо, не встретил и остался со мной.
А я в глубине души искала кого-нибудь поярче, поинтереснее, но тоже не нашла и осталась с ним”.
У Виктории Токаревой был 15-летний роман с режиссером Георгием Данелия. Когда начался их роман, ей было 28 лет, а Данелия – 36, у него в тот момент была гражданская жена актриса Любовь Соколова.
По словам писательницы, это была самая яркая страница в ее жизни. Она говорила: “Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия – один из них”.
Их отношения поддерживала мать режиссера – Мери Анджапаридзе.
В то же время сам Данелия отрицал отношения с Токаревой, говоря, что они просто вместе работали: “А это она все придумала. Токарева же писательница. Мы работали вместе”.
Виктория Токарева и Георгий Данелия
Дочь Наталья Викторовна Токарева окончила сценарный факультет ВГИКа. Позже окончила колледж психоанализа. По второй специальности – психоаналитик.
Была замужем за Валерием Тодоровским, режиссёром, сценаристом и продюсером.
В браке родилось двое детей: сын Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.) и дочь Екатерина Валерьевна Тодоровская (1995 г.р.).
Однако брак не сложился и Наталья с Валерием развелись. Однако вместе воспитывали детей. Виктория Токарева о бывшем зяте говорила: “Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает”.
Виктория Токарева и дочь Наталья с внучкой
Наталья Токарева и Валерий Тодоровский с сыном
Фильмография Виктории Токаревой:
1971 – Джентльмены удачи – прохожая (нет в титрах) 2005 – Рождение легенды. Мимино (документальный) 2007 – Ничто не вечно… Юрий Нагибин (документальный) 2008 – Неизвестная версия. Джентльмены удачи (документальный) 2011 – Олег Митяев.
“Фантазии завтрашнего дня” (документальный) 2012 – Джентльмены удачи. 40 лет спустя (документальный) 2012 – Георгий Данелия. Между вымыслом и реальностью (документальный)
2012 – Виктория Токарева.
Она написала себе роль (документальный)
Сценарии Виктории Токаревой:
1963-1967 – Фитиль (короткометражный) 1968 – Урок литературы 1971 – Джентльмены удачи 1973 – Совсем пропащий 1975 – Красный петух плимутрок 1975 – Василиса Микулишна (анимационный) 1976 – “Сто грамм” для храбрости (киноальманах) 1977 – Перед экзаменом 1977 – На короткой волне 1977 – Мимино 1977 – Между небом и землёй (фильм-спектакль) 1978 – Шла собака по роялю 1979 – Поговори на моем языке (короткометражный) 1979 – Дефицит на Мазаева (фильм-спектакль) 1980 – Зигзаг (короткометражный) 1980 – Гость (короткометражный) 1980 – Глубокие родственники (короткометражный) 1981 – Шляпа 1983 – Талисман 1984 – Маленькое одолжение 1985 – Тайна земли (короткометражный) 1986 – О том, чего не было 1986 – Кто войдет в последний вагон 1987 – Стечение обстоятельств (Apstākļu sakritība) 1993 – Ты есть… 1994 – Я люблю 2000 – Вместо меня 2001 – Лавина
2006 – Важнее, чем любовь
Библиография Виктории Токаревой:
1969 – О том, чего не было 1972 – Когда стало немножко теплее 1978 – Летающие качели 1983 – Ничего особенного 1991 – Сказать – не сказать…
1992 – Римские каникулы 1993 – Почем килограмм славы 1995 – Антон, надень ботинки! 1995 – Хэппи энд 1995 – Вместо меня 1996 – Лошади с крыльями 1997 – Можно и нельзя 1998 – Этот лучший из миров 2002 – Мужская верность 2004 – Птица счастья 2006 – Террор любовью 2009 – Дерево на крыше 2012 – Тихая музыка за стеной 2012 – Короткие гудки 2013 – Так плохо, как сегодня 2014 – Сволочей тоже жалко 2015 – Муля, кого ты привёз? 2015 – Мои мужчины 2016 – Немножко иностранка 2016 – Кругом один обман 2017 – Дома стоят дольше, чем люди
2018 – Дом за посёлком
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Tokareva-Viktoriya.php
Виктория Токарева. «Она написала себе роль»
С 80-летием!
Книги Виктории Токаревой – отражение ее жизни, а герои ее –
наши современники. Произведения писательницы яркие, психологически точные и
ироничные и многие годы пользуются огромным успехом у читателей.
Поэтому поклонникам
ее творчества, у которых биография Виктории Токаревой вызывает немалый интерес, о том, кем является автор более двадцати книг, а также
сценариев к знаменитым советским и российским фильмам расскажет зав.
библиотекой №17 Любовь Приходько.
Виктория Токарева родилась
в Ленинграде в 1937 году. Отец
– Самуил Зильберштейн – коренной житель Северной столицы, был
призван в ополчение. Впоследствии тяжело болел и умер в возрасте 36 лет. О
нем у Токаревой осталось не так много воспоминаний. Мать пережила блокаду в
эвакуации в Свердловске, одна воспитывала двух
дочерей, работала вышивальщицей на фабрике. Образ матери часто встречается в
книгах Токаревой. В частности, в повести «Террор любовью» ему отдана главная
роль. Это произведение является во многом автобиографичным. Биография Виктории Токаревой гласит о безграничной
любви матери к своим дочерям, прообразом которой является главная героиня
Виктории Токаревой.
Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда мать читала ей
рассказ Чехова «Скрипка
Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать
писательницей: Токарева хотела стать врачом.
Но пришлось получать музыкальное
образование, четыре года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском
музыкальном училище (окончила в 1958 году),
а затем — в Ленинградской
государственной консерватории имени Н. А.
Римского-Корсакова.
После замужества
Виктория Токарева переехала в Москву. Понимая, что никогда не станет музыкантом, она стала работать
преподавателем музыки в школе.
По счастливой случайности, на одном из обычных школьных
вечеров Токарева познакомилась с известным детским поэтом Сергеем Михалковым и благодаря его протекции в 1963 году
поступила во Всероссийский государственный
институт кинематографии (ВГИК). Именно здесь она открыла в себе талант
писателя.
На второй год обучения в институте Токарева опубликовала свой первый
короткий рассказ «День без вранья». Этот рассказ был
замечен: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны
вышел фильм «Урок литературы».
Произведения молодой писательницы появлялись в
ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир».
В 1969 году была
опубликована ее первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее
печатавшиеся, так и новые повести и рассказы.
«У Виктории Токаревой нет
плохих рассказов, – писал Юрий Нагибин после выхода в свет ее первой книги «О
том, чего не было». – У нее есть только
хорошие, очень хорошие и блестящие».
Успешно
окончив ВГИК, Виктория Токарева получила заветный диплом сценариста. С этого
времени началось постоянное творчество Токаревой. В 1971 году её приняли в Союз Писателей СССР.
В 1970-1980-е годы Виктория Токарева печаталась
редко: очередной сборник ее произведений выходил раз в 5 лет (с 1969 по 1991
год вышли лишь 4 книги). Вошедшие в них рассказы и повести стали классикой
советской литературы.
Читатели ждали ее рассказов. И это неудивительно. Каждая ее
строчка обладает внутренней притягательностью: нет фраз лишних, бессмысленных –
каждая самоценна и рождает в воображении яркие и запоминающиеся образы.
От лица
женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьезных проблемах своего
поколения.
В ее рассказах и повестях, которые создавались в то время, когда
общественное официально котировалось выше личного, находилось место всему:
любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и еще очень многому, без
чего невозможна жизнь каждого человека.
Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились
бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой»
в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России
авторов. Это были сборники: «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995)
и «Лошади с крыльями» (1996), «Стрелец» и др.
«Меня обычно
спрашивают: где вы берете сюжеты? Я говорю так: беру в окружающей
действительности, но обрабатываю головой. То есть пишу не все, что вижу. Я
создаю нечто из той истории, которую могу наблюдать. Писатель – он немножечко
проповедник. Но чтобы пастве не было скучно, надо писать интересно. Ведь что
такое творчество писательское? Это инстинкт передачи информации».
Творчество писательницы, которая продолжает «чеховскую
традицию в литературе», отличают отточенность стиля, внимание к человеческим
характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования.
Проза
«русской Франсуазы Саган», как иногда называют Токареву, словно заряжена
энергией любви. «Если в сердце нет любви,
человек мертв. Живым он только притворяется» – такова философия ее творчества.
Талант, оптимизм, юмор и доброта – вот основные составляющие творчества
Виктории Токаревой.
Виктория Токарева признана и любима не только как
автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и
как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из
которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа.
Токарева начала работать с различными
советскими кинорежиссёрами с конца 1960 года. Многие из сценариев — адаптации
её рассказов или книг, среди них — «Сто грамм для храбрости» (1976), «Перед
экзаменом» (1977), «Талисман» (1983).
Три фильма — «Джентльмены удачи» (1971,
сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с
Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978) — были
чрезвычайно успешными, в особенности «Мимино», который получил Государственную
премию 1978 года и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в
1977 году. «Джентльмены удачи» и «Мимино»
стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не
устарели, как не стареют юмор и доброта.
Из интервью
корреспонденту «Комсомольской правды: « Вы
знаете что: юмор – это вообще главное. В человеке есть два основных качества –
ум, который хорошо бы, чтобы был. На всякий случай. И юмор. Вот это тоже
свойство ума. Есть такое слово – остроумие. Просто ум и острый ум.
Но у меня-то
большого ума нет… Вы знаете, есть серьезные интеллектуалы, писатели. Я к ним
не отношусь. Я дружу с Улицкой. Я не могу сказать, что я с ней часто общаюсь,
но каждый раз, когда ее вижу, я счастлива. Потому что она человек талантливый,
благородный и умный.
Юмора больше у меня, а таланта – у нее. Я независтливая».
Своим любимым современным российским писателем Токарева также
считает Сергея Довлатова. Ей нравятся Захар Прилепин, Татьяна Толстая, она
любит иронию Фазиля Искандера.
Дочь Виктории Самойловны Токаревой, Наталья Токарева, окончила
сценарный факультет ВГИКа. По её сценариям была отснята «Каменская». Ещё
в начале учёбы во ВГИКе у Натальи Токаревой начался роман с Валерием
Тодоровским, ставшим впоследствии её мужем.
Она подарила ему двоих детей – сына
Петра и дочь Екатерину с разницей в 10 лет. К сожалению, через двадцать лет брак
распался, но, по словам Виктории Токаревой, «зять
оказался поразительно порядочным человеком… никого не забывает, тащит всех
материально…
Сам он личность харизматическая.
Он очень хорошо говорит и очень умный. И это все передалось детям. Они очень
харизматические, умные и красивые». Гордости за свою дочь Виктория Токарева абсолютно не скрывает.
По
её словам, Наталья – умница и красавица, самодостаточная личность.
Виктория Самойловна Токарева живет и продолжает
работать в Москве. Писательница Токарева – едва ли не единственный известный
еще с советских времен автор, чьи книги регулярно издаются большими тиражами не
только в России, но и за ее пределами: в Италии, Англии, Франции, Германии,
Китае.
Виктория Токарева – лауреат IV Российского кинофестиваля
«Литература и кино» (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей вручен
приз «За вклад в литературу и кино». В.С. Токарева – член Русского Пен-центра,
лауреат премии Москва–Пенне (1997), член Союза писателей СССР (1972).
Награждена орденом «Знак Почета» (1987).
Пять лет назад вышел фильм-интервью
писателя, драматурга и остроумного наблюдателя-философа Виктории Токаревой «Она написала себе роль». Это документальный сериал, 4
серии, режиссер Анатолий Малкин.
Писательница вспоминает свое
детство, родителей, их характеры, свою работу с Георгием Данелия, длившуюся
четверть века, о роли живого слова, о таланте, вспоминает человеческие
проявления Александра Володина, Фазиля
Искандера, Владимира Войновича, Юрия Нагибина, Василия Аксенова, Юза
Алешковского, Сергея Довлатова и даже – своего кумира – Антона Павловича Чехова.
Она всегда пишет очень хорошей ручкой на очень
хорошей бумаге. Для неё компьютер – это техника, а всякая техника есть
прослойка между человеком и Богом. А её, по мнению писательницы, быть не
должно. «Сначала нечто идет из космоса в мозги (именно так!) через темя, а
потом это должно перетечь на кончик пера. Взаимодействие пера с бумагой и даёт
результат. А когда такого взаимодействия нет, получается другая литература».
Она любит слушать Чайковского, Шопена и
Рахманинова. А на вопрос «Вам чего-то не хватает в жизни?» отвечает: «Мне
хватает всего, но есть лишнее — это возраст и вес. Когда человек здоров, то
жизнь сама по себе тоже приносит удовольствие. Вот я, например, обожаю
просыпаться утром и смотреть в окно. Никогда не устану смотреть. У меня очень
красивая комната. Я её сама построила».
Любовь Приходько
Читайте также Виктория Токарева…, знающая о нас и жизни всё!
Яркий мир Виктории Токаревой
Источник: http://vokrugknig.blogspot.com/2017/11/blog-post_20.html
Виктория Самойловна Токарева. Биография Токаревой Виктории
20 ноября 1937 года в советском Ленинграде появилась на свет весьма талантливая девочка Виктория Самойловна Токарева, будущий прозаик, а также сценарист, ставшая одной из выдающихся литературных личностей России.
Родители малышки, Самуил и Наталья Зильберштейн, поженились перед войной, и вскоре отца призвали в ополчение, где он заболел раком пищевода, от которого умер в 36-летнем возрасте.
Мама писательницы больше замуж не выходила, самоотверженно воспитывая двух дочерей и работая на износ вышивальщицей на фабрике. Хорошей поддержкой семье был дядя Евгений, старший брат покойного папы.
Биография Виктории Самойловны Токаревой гласит о безграничной любви матери к своим дочерям, порой доходящей до абсурда, прообразом которой наделена главная героиня популярного романа писательницы «Террор любовью».
После окончания школы Виктория мечтала стать врачом, однако в медицинский институт не прошла, поэтому решила поступить в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, по классу фортепиано.
Первое замужество Токаревой сопряжено с переездом молодой семьи в Москву и педагогической деятельностью в музыкальной школе, которая, кстати, никогда не нравилась Виктории Самойловне.
По счастливой случайности, на одном из обычных школьных вечеров, Токарева познакомилась с Сергеем Михалковым, известным на то время детским поэтом, и благодаря его протекции, поступила в институт кинематографии (ВГИК). Раннее творчество Токаревой В.С. берет свое начало с первого рассказа талантливой писательницы «День без вранья», опубликованного в 1964 году.
Успешное окончание ВГИКа ознаменовалось не только получением заветного диплома сценариста, но и изданием первой полноценной книги Виктории Самойловны, вобравшей в себя все написанные ею произведения. Уже в 1971 году Токарева получает заслуженное членство в Союзе писателей.
Личная жизнь Токаревой В.С. сложилась весьма удачно, несмотря на мимолетные увлечения писательницей представителями противоположного пола.
Свой первый и единственный брак Виктория и Виктор Токаревы закрепили рождением дочери Натальи, которая тоже выбрала профессию сценариста и порадовала родителей талантливыми внуками. Биография Токаревой В.С.
упоминает о достаточно серьезном романе писательницы с известным в кинематографических кругах режиссером Георгием Данелия (их сблизил общий сценарий фильма «Джентльмены удачи», а затем и «Мимино»), который, однако, не привел к разводу с законным супругом.
Творческий путь Виктории Самойловны Токаревой наполнен исследованием женской психологии, из-за чего ее считают гендерной писательницей, что не совсем верно.
В 2009 году Токарева решилась написать откровенное повествование о собственной жизни «Дерево на крыше», где, не особо мудрствуя и лукавствуя, раскрывает перед читателем собственные любовные переживания.
Некоторые произведения Токаревой переведены на иностранные языки: английский и французский, итальянский и немецкий, датский и даже китайский. Именно за рубежом Викторию Самойловну воспринимают как писательницу-феминистку, что только добавляет популярности ее книгам.
Свои литературные шедевры Токарева до сих пор пишет от руки, в основном обитая на любимой подмосковной даче в кругу любимых внуков и правнуков, не переставая мечтать о собственном домике у моря.
Источник: https://stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/viktoriya-samojlovna-tokareva.html
Токарев Фёдор Васильевич
Фёдор Васильевич Токарев (2 июня 1871 — 7 июня 1968) — советский конструктор стрелкового оружия.
Биография Фёдора Васильевича Токарева
Фёдор Васильевич Токарев родился в станице Егорлыкской (по другим данным, в станице Мечётинской) Области Войска Донского(ныне территория Ростовской области) 2 (14) июня 1871 года (крещён 4 июня) в казачьей семье.
С 1891 года служил оружейным мастером в донском казачьем полку в Радивилове на Волыни. После окончания Новочеркасского казачьего училища и производства в хорунжии в 1900 году служил заведующим оружия. Затем прошёл курс Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме, в оружейной мастерской и на полигоне которой создавались и испытывались образцы стрелкового оружия.
В Офицерской стрелковой школе Токарев разработал образец автоматической винтовки, изготовленной путём переделки винтовки Мосина. Оружейный отдел Артиллерийского комитета нашёл идею системы правильной и заслуживающей внимания.
Годы работы на Сестрорецком заводе
После окончания курса Офицерской стрелковой школы по разрешению военного министра с 10 сентября 1908 по 17 июля 1914 года Токарев был прикомандировании к Сестрорецкому оружейному заводу для изготовления по его образцу нового экземпляра автоматической винтовки. На Сестрорецком заводе Токарев лично, как простой слесарь, выделывал наиболее ответственные детали винтовок, разработал образцы автоматического оружия.
К этому времени в оружейном отделе объявляется конкурс для выработки образца автоматической винтовки. Винтовка Токарева, переделанная из 3-х линейной винтовки Мосина в автоматическую прошла комиссионные и полевые испытания. За этот проект Токарев получил премию в 1000 рублей от канцелярии Военного министерства.
Комиссией по выработке образца автоматической винтовки была постановлено изготовить 10 экземпляров винтовок, переделанных по этой системе. Независимо от этих работ Токарев спроектировал и изготовил совершенно новый образец автоматической винтовки, представив его в феврале 1912 года на испытание.
Комиссия отметила, что новый образец значительно совершеннее образца, представленного в 1910 году. В декабре 1912 г. Токарев представил в Комиссию ещё более улучшенный образец. В итоге началось спешное изготовление на Сестрорецком заводе, при личном участии Токарева, 12 автоматических винтовок.
К июлю 1914 года были изготовлены почти все части винтовок, оставалось приступить к сборке и отладке. Но началась война, и Токарев должен был отправиться в распоряжение окружного атамана Донецкого округа для последующего назначения в полк.
На фронте Токарев находился около полутора лет, командовал сотней в 29-м Донском казачьем полку и за отличие в делах получил пять боевых орденов.
4 января 1916 года по предписанию Главного артиллерийского управление есаул Токарев вновь был отправлен в распоряжение начальника Сестрорецкого оружейного завода и назначен заведовать отделом поверки и сборки заводских изделий. Одновременно ему было поручено руководство сборкой тех 12 автоматических винтовок его системы, оставшихся незаконченными в 1914 году.
Работа Фёдора Васильевича Токарева на Тульском заводе
С 1921 Токарев работает на Тульском оружейном заводе.
В 1924 году на основе конструкции станкового пулемёта Максима он разработал ручной пулемёт Максима-Токарева, который 26 мая 1925 года был принят на вооружение Красной армии.
В 1926-м Токарев разработал новый вариант пулемёта Максима для применения в авиации, заменивший пулемёт Виккерса. В 1927 году разработал первый отечественный пистолет-пулемёт под револьверный патрон — (пистолет-пулемёт Токарева образца 1927 г.).
Фёдор Васильевич Токарев нередко выходил победителем открытых конкурсов на лучшие образцы оружия. Так, в конце 1920-х годов ряд конструкторов стрелкового оружия (С. А. Коровин, С. А. Прилуцкий и другие) работал над пистолетами.
Участвовал в этой работе и Токарев. С 25 июня по 13 июля 1930 года комиссия под председательством В. Ф.
Грушецкого проводила полигонные испытания 7,62-мм пистолетов Коровина, Прилуцкого и Токарева параллельно с испытанием лучших иностранных образцов систем Люгера, Браунинга, Маузера и пр.
Особое внимание Токарева привлёк пистолет Colt 1911, системы Браунинга. Токарев отметил чрезвычайно удачную систему запирания затвора этого пистолета, и несколько упростив, применил в ТТ не только эту систему, но и всю компоновочную схему.
Это был очень удачный выбор, схема Браунинга по сей день считается самой удачной и используется в современных пистолетах. Применив схему Браунинга для патрона 7,62*25, Токареву удалось создать необычно мощный и компактный пистолет.
Испытания выявили превосходство пистолета Токарева над многими другими по массе, габаритам и мощности в различных условиях эксплуатации.
В 1930 году на вооружение армии поступил разработанный Токаревым самозарядный пистолет ТТ. Им были также разработаны самозарядная винтовка образца 1938 года (СВТ-38), самозарядная винтовка СВТ-40, которые применялись в Великой Отечественной войне.
В 1948 году Токарев сконструировал оригинальный фотоаппарат для панорамной съемки ФТ-1, выпущенный в небольшом количестве в 1948—1949 годах на Красногорском механическом заводе. После существенной переработки заводскими конструкторами фотоаппарат Токарева под названием ФТ-2 выпускался с 1958 по 1965 годы.
Доктор технических наук. Похоронен в Туле на Всехсвятском кладбище.
Разработки Фёдора Васильевича Токарева
Модернизации
- Пулемёт «Максим».
- Пулемёт «Виккерс».
Награды Фёдора Васильевича Токарева
Русские
- Орден св. Владимира 4 степени с мечами и бантом.
- Орден св. Станислава 2 степени с мечами.
- Орден св. Анны 3 степени с мечами и бантом.
- Орден св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость».
- Орден св. Станислава 3 степени с мечами и бантом.
- Премия в 1000 руб. от канцелярии Военного министерства.
Советские
- Герой Социалистического труда (1940) и Герой труда (1930)
- Четыре ордена Ленина.
- Орден Суворова 2-й степени.
- Орден Отечественной войны 1-й степени
- Два ордена Трудового Красного Знамени
- Орден Красной Звезды
Медали.
- Лауреат Сталинской премии.
Подпишитесь на наши группы вконтакте
Источник: http://huntsmanblog.ru/tokarev-fyodor-vasilevich/
Виктория Токарева рассказала о романе с Данелия и жизненной мудрости – МК
Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому — чужому дядьке, которому она совершенно не нужна
01.09.2016 в 17:16, просмотров: 48291
Правила ее жизни гениально просты: делать только то, что нравится.
При этом она в отличие от любимой жены саудовского шейха, дочери нефтяного магната или подруги сердца банкира за все свои «хочу» платит сама.
Для этого надо всего ничего: в 26 лет сочинить рассказ «День без вранья», написать сценарии картин «Джентльмены удачи» (совместно с Георгием Данелия), «Мимино», «Шла собака по роялю» и других.
— Виктория Самойловна, а у вас получается жить без вранья?
— Получается после пятидесяти. Раньше мои главные приоритеты были любовь и творческий успех. А к этому возрасту уже покончено и с тем, и с другим. Успех добыт, любовь вычерпана. Все в порядке.
— А когда вы влюблялись в последний раз?
— В 57 лет. И это было ужасно. Во-первых, пятьдесят семь — это уже много, а во-вторых, того человека можно обозначить тремя буквами — чмо.
— Вы как-то сказали про Сергея Довлатова: «Он бы меня соблазнил и бросил на другой день, и я бы его возненавидела». Безответная любовь — это не про вас?
— Если я вижу, что ответной любви быть не может, я просто не иду на эти отношения. А с Довлатовым мы даже не были знакомы, но все произошло бы именно так. Он был очень востребован, очень красив и имел большой выбор.
— Но почему потом обязательно ненавидеть? Разве нельзя быть благодарным за какие-то прекрасные мгновения?
— Нет, нельзя. Благодарность строится на чем-то основательном, фундаментальном.
— Вы сохранили копию любовного письма, которое написали Георгию Данелия на пике чувств. Как это возможно — думать о втором экземпляре, когда эмоции преобладают над разумом?
— (Смеется.) Это чисто профессиональное. Я знала, что такой пик чувств я вряд ли еще испытаю. Однажды я сломала ногу. Был поздний вечер, почти ночь, а в нашем дачном поселке все живут за высокими заборами. Лежала я на снегу и думала о том, что я чувствую, потому что знала: это может мне пригодиться. Не было ни отчаяния, ни паники, даже боль не ощущалась.
— Почему среди тех, кого вы называете архитекторами вашей жизни, нет ни одного женского имени?
— Если и была какая-то женщина, то только моя мама, которая создала мне такие невыносимые условия, что я должна была бежать от нее куда-то подальше. Она меня тиранила и при этом очень любила.
— У вас не было в детстве мысли: вот я умру, и тогда все поймут, но будет уже поздно?
— Было, конечно. Это заложено в детской психологии.
— Вы унаследовали что-то от мамы, кроме внешнего сходства?
— Характер, наверное. Я тяжелая. Мне очень часто дочка говорит: «Привет от Натальи Степановны!» О родителях я написала хорошую книгу «Муля, кого ты привез?»
— Именно этими словами мать вашего папы встретила его юную избранницу, вывезенную из-под Донецка.
— Мне недавно сестра привезла фотокарточку, где вся семья моего отца в сборе, и среди них моя мать. Это, я вам скажу, такая белая ворона! Такая деревня! Я не могла понять, где были его глаза. Но, видимо, их брак нужен был для того, чтобы родилась я. Значит, он не был случайным, это провидение Господне.
— Как вы думаете: если бы ваш отец не умер так рано, в 36 лет, он бы сохранил семью или все-таки нашел бы другую женщину — по образу и подобию?
— Думаю, что родители жили бы вместе. Существует такое понятие, как чувство семьи. У одних оно есть, а у других отсутствует. Это прежде всего чувство ответственности. Мой отец никогда не ушел бы от матери, имея двух дочерей, а мать никогда бы не бросила отца по той же причине.
— Вы никогда не рассказываете о своем муже. Известно только, что он инженер с синими глазами. Это была любовь с первого взгляда и скоропалительный брак, оказавшийся прочным.
— Есть женщины, которые любят мужчину больше, чем ребенка. А есть женщины, которые детей любят больше всех на свете, и мужчина занимает уже следующее место. Я из этих вторых. Я не могла бы строить счастье на слезах своей дочки. У нее с отцом была и есть такая страстная, бесконечная любовь, что раздирать их, растаскивать значило бы просто уродовать ребенка.
Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому — чужому дядьке, которому она совершенно не нужна. И в этом причина моего долгого и непрекращающегося брака. А когда я вижу семьи, где у мужа одни дети, у жены — другие, это как будто искусственное. Потому что любовь-страсть между мужчиной и женщиной проходит, а остается только разное прошлое.
— Но у вашей дочери брак с Валерием Тодоровским не сложился…
— Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает.
— То самое чувство семьи — якорь, который вас всегда удерживал, но были, наверное, мгновения, когда вы готовы были сорваться?
— Не только мгновения…
— У вас есть счастливое ощущение, когда можно сказать: «Я выиграла свою жизнь». А что могло стать проигрышем? Если бы вы остались учительницей пения?
— Да. Это было бы ужасно.
— Вы общаетесь с Георгием Данелия?
— Сейчас мы общаемся очень много. Разговариваем по телефону два-три раза в неделю, и все, что он говорит, мне безумно интересно. Несмотря на возраст и болезни, его мозги работают, как раньше, и юмора — море. Внутренний мир не тронут, и индивидуальность не полиняла.
— В вашей жизни это тоже была одна из самых ярких страниц.
— Самая яркая! Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия — один из них.
— Когда начался ваш роман, вам было 28, Данелия — 36, а его гражданской жене, актрисе Любови Соколовой — 46. Она, как луна перед рассветом, на вашем фоне исчезла с его небосклона.
— Она никогда и не была в зените. Просто она родила ему замечательного сына, который составил счастье всей семьи. Я помню Колю, это был очень красивый и талантливый мальчик. Данелия его любил и любит до сих пор, несмотря на то, что Коля ушел рано, в 25 лет. Когда я сейчас вижу по телевизору молодые фотографии Георгия Данелия, я замечаю, как похож был на него Коля.
— Его мама, Мери Анджапаридзе, ваш роман не приветствовала.
— Мама вначале была в меня влюблена. Это потом она не приветствовала, когда стало все опасно. И я ее сейчас очень хорошо понимаю. Она хотела, чтобы у Коли была полная семья. Это нормально.
— А вы тогда не испытывали угрызений совести?
— Моменты были, конечно, но любовь — как поезд, который все сметает на своем пути. И моральные запреты уже не работают.
— Виктория Самойловна, меня завораживает ваша открытость. Такими бывают только самодостаточные и независимые люди.
— Это во-первых, а во-вторых, врать унизительно. И если можно не врать, то это очень удобно. Бывают унизительные подробности, которые не хочется из себя вытаскивать, но в моем прошлом ничего унизительного нет.
Есть только то, что является поводом для прекрасных рассказов. Художественное произведение интересно тогда, когда узнаваемо, когда в нем все — правда. Я пишу о том, что происходит в жизни практически каждой женщины.
— Многие узнают себя в ваших героинях.
— Однажды позвонила женщина со скандалом: «Кто вам рассказал мою историю?» Я спросила: «Какую? — «Я ехала отдыхать, и наша машина перевернулась. Я попала в больницу и влюбилась во врача».
— А вы узнали себя в фильме «Осенний марафон»?
— Не совсем, потому что Алла была машинисткой, а я — писателем. Это разные социальные слои. Вот она печатает, сидя, сгорбившись, за машинкой, а писатель — это другой уровень.
Машинистка зарабатывает гроши, ищет приработок, а писатель, если он еще и сценарист, идет в другом материальном коридоре. И потом я была замужем и с ребенком, а Алла одинокая.
Общее у нас только то, что Бузыкин был женат. Вот и все.
— В общем, параллелей нет?
— Параллели есть, потому что Александр Володин писал свою историю. У него была именно такая Алла, которую он очень любил. А у Данелия — другая история, и он пытался эту Аллу ко мне подтянуть. И к концу работы они даже поссорились.
— Вы еще и очень независимы в отличие от Аллы. В этом ваша сила. Но не хотелось хоть однажды стать слабой женщиной?
— Не понимаю, что значит быть слабой. Моя независимость — от материальной независимости и от профессиональной состоятельности.
— Но в советское время ваши книги выходили редко.
— Книги редко, а фильмы часто. Тогда сценарий стоил, как машина «Волга». А сейчас — как «Вольво».
— На что вам не хватает сегодня денег?
— Чтобы купить остров, хотя на самом деле он мне не нужен. Мой дом — это мой остров.
— Вы только что закончили новую книгу.
— Я ее еще не читала. Только написала, и все.
— Вы сказали, что теперь будете полгода отдыхать. Чтобы родник наполнился?
— Нет, мне просто надоело.
— Может, вы просто устали, пройдет время — и вам захочется вернуться к столу?
— Может быть, и так.
— А кто вам нравится из нынешних прозаиков?
— Мне нравится Прилепин. Он очень талантливый человек. Но очень брутальный. Читала его рассказ, где он описывает убийство: как взял его за волосы и семь раз ударил затылком об асфальт со всей яростью и злобой. Семь раз! Пока изо рта не пошли кровавые пузыри. Так написано, что я почувствовала, как убивают.
— Раньше вам нравился Лимонов.
— И сейчас нравится. Это очень большой писатель. Из-за известной сцены с негром на помойке в книге «Это я — Эдичка», внушившей людям такое отвращение, никто не хочет видеть главное — его отчаяние от потерянной любви. Это ведь его самоубийство, его суицид. Довлатов говорил о Лимонове, что как личность он ничтожен. Мне он близок по своему проценту правды, которая вспарывает пространство.
— Кто еще в вашем коротком списке?
— Петрушевская, хотя у нее другое, какое-то изломанное сознание. Очень люблю Толстую, она в последнее время пишет короткие вещи, например, как она варит холодец. Или рассказывает, как утонул «Титаник»: вроде все знают, а все равно очень интересно.
— Было время, когда книги Татьяны Устиновой шли нарасхват.
— Ни одной не читала. Хотя саму Устинову очень люблю.
— Дарья Донцова тоже очень плодовитая.
— Она такая очаровательная, и нежная, и трогательная. Болела, выздоровела и всем об этом рассказала. Некоторые думают, что она себя так пиарит.
А я верю, что это было на самом деле, и всегда, когда ее вижу, радуюсь, что она здорова и жива. И пусть пишет свои иронические детективы, раз хочет. Но я их не читаю, потому что я люблю другую иронию.
А именно иронию Фазиля Искандера, Сергея Довлатова, Александра Володина.
— Вы на своем острове вдали от политики?
— Я вовсе не вдали.
— Вы по-прежнему первый тост поднимаете за Горбачева?
— Теперь уже нет. Но перестройка дала мне очень много. Именно в перестройку я заключила договор со швейцарским издательством. И сумела на эти деньги построить дом, который составил мое счастье. Так что недооценивать Горбачева — несправедливо. У моего поколения появилась возможность хорошо одеваться, чего не было во времена СССР.
Благодаря Горбачеву у меня даже появилась норковая шуба. Был такой случай. Мы с Эдвардом Радзинским путешествовали по маршруту Самарканд — Хива — Бухара, и нас принимал председатель колхоза. Стояла осень, но было, как ни странно, холодно, и я взяла с собой легкую норковую шубку.
Председатель подал мне ее и сказал: «Иди ко мне в гарем!» Я удивилась: «Мне уже 40 лет, зачем тебе такая старая жена?» Он ответил: «Женщина, которая приносит в дом доход, ценится как молодая!» — «А с чего ты взял, что я приношу доход?» — «Вон на тебе какое пальто! Сколько из него шапок можно нашить!»
— Статусные вещи имеют для вас значение? Если платок, то от Эрме, если сумка, то Диор.
— У меня есть косыночка «Берберри», которую мне подарила Лариса Рубальская. У меня есть две брошки, эмаль в золоте, которую мне подарил Олег Митяев, вернее, его жена Марина Есипенко. У меня есть профессия, которая составляет мое счастье, двое внуков и правнук Илья невиданной красоты. И больше мне ничего не надо.
— В вашем поселке, наверное, много историй с людьми происходит. Или ничего не доносится из-за высоких заборов?
— Все доносится, но я их не обсуждаю, а то мне дом подожгут.
Источник: https://www.mk.ru/culture/2016/09/01/viktoriya-tokareva-mne-nadoelo-pisat.html