Александр Твардовский краткая биография
8 (21) июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии родился Александр Трифонович Твардовский, автор знаменитой поэмы о войне “Василий Теркин”, редактор самого “смелого” журнала – “Новый мир”. Александра Твардовского можно, пожалуй, по праву назвать народным поэтом. И не только потому, что детство и юность он провел в деревне.
Его поэзия вобрала в себя лучшие черты русского фольклора: искренность чувств и простоту выражения мыслей. Вчитайтесь в эти строки:
Июньское свежее лето, Любимая с детства пора, Как будто я встал до рассвета, Скотину погнал со двора.
Я все это явственно помню: Росы ключевой холодок, И утро, и ранние полдни – Пастушеской радости срок: С какой нежностью рисует поэт картины родной природы! Так говорить может только тот, кто по-настоящему проникнут любовью к ней. Талант поэта проснулся в Александре Твардовском в раннем детстве.
Еще учась в сельской школе, в Смоленской области, он в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи. Вскоре выходят его поэмы “Путь к социализму” (1931), “Вступление” (1932), “Страна Муравия” (1934-36), а затем – и сборники стихов “Дорога” (1938), “Сельская хроника” (1939), “Загорье” (1941).
Но самой знаменитой стала созданная во время войны поэма “Василий Теркин. Книга про бойца”. Здесь суровая правда о войне представлена глазами простого солдата. А всего иного пуще Не прожить наверняка – Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. О них, настоящих народных героях, защищавших страну от фашизма, автор знал не понаслышке.
В годы Великой Отечественной войны он работал в военных газетах. В поэме талант Твардовского соединил лирическую форму повествования с солдатскими притчами и байками.
Бунин так отзывался об этом произведении: “Это поистине редкая книга – какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный, народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова”.
Да, действительно, в поэме в непритязательной форме воплотились такие лучшие человеческие качества, как подлинный патриотизм, сила духа, героизм. Наряду с этим задорным лубочно-частушечным произведением Твардовский создает и другие, в которых война предстает в своем ужасном обличье.
С 1942 по 1946 год он пишет поэму “Дом у дороги”, в центре которой – судьбы “подвижника-бойца” Андрея Сивцова и его жены, Анны, которую вместе с детьми угнали в Германию. В ней звучат народные мотивы, близкие жанру плача. Поэма – гимн человеческому мужеству, стойкости и самоотверженности.
Находясь в гуще событий и ежедневно наблюдая фронтовые будни, поэт создает целый ряд стихотворений о войне, в которых воспевает мужество и героизм бойцов. Наверное, самое известное из них – это: Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете.
После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей – как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной. Создается книга “За далью – даль”, представляющая как бы дневник путешествия в Сибирь и на Дальний Восток. Книга была в 1961 году удостоена Ленинской премии.
Важными вехами в жизни Александра Трифоновича Твардовского была работа в качестве главного редактора журнала “Новый мир”. Впервые он возглавлял журнал в 1950-1954 годах. Время тогда было сложное – проходил процесс восстановления народного хозяйства.
Твардовский, душой болевший за деревню, сам остро критиковал социально-экономические преобразования и публиковал статьи на эту тему, названные “порочными”, авторами которых были В.Померанцев, М.Лившиц, Ф.Абрамов, М.Щеглов и другие. Кроме того, он попытался опубликовать там поэму “Теркин на том свете”, где в иносказательной форме подверг критике господствующую тогда бюрократическую систему.
Результатом явилось освобождение его от обязанностей главного редактора 23 июля 1954 года. Лишь после знаменитого 20-го съезда партии у него появилась возможность вернуться в журнал. При нем “Новый мир” стал действительно новым миром – миром демократии и свободы. Там публиковались произведения Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, Г. Бакланова, В. Белова, В. Быкова, В. Войновича, К. Воробьева, В.
Дороша, Ю. Домбровского, С. Залыгина, Ф. Искандера, Б. Можаева, В. Овечкина, Ю. Трифонова, Шукшина, А. Яшина и др.. Величайшей заслугой редактора стало опубликование произведения тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына “Один день Ивана Денисовича” (1962). В это время в литературный обиход вошел термин “новомирская проза” – то есть остро социальная и художественно значимая. Однако наступил конец хрущевской оттепели, и для Твардовского вновь настали сложные времена. Журнал стали ругать за “очернительство”, “искажение истории”, “критику колхозного строя”. Твардовского лишили ближайших сотрудников. Его, бывшего депутата Верховного Совета РСФСР нескольких созывов, члена Центральной Ревизионной комиссии КПСС, кандидата в члены ЦК КПСС, больше уже не избирали в подобные органы. В феврале 1970 года условия работы стали невыносимыми, и он вынужден был незадолго до своего шестидесятилетия покинуть журнал. А. И. Солженицын так отозвался об этом событии: “Есть много способов убить поэта. Для Твардовского было избрано: отнять его детище – его страсть – его журнал”.
После ухода из журнала все больше стала давать о себе знать болезнь, поэт уехал к себе на дачу под Москвой, где и провел последние дни. Скончался Александр Трифонович Твардовский 18 декабря 1971 года.
Источник: https://www.referatikk.ru/2014-02-22-09-40-16/571-2014-05-18-13-43-54/5963-2014-05-18-14-07-54.html
Твардовский А.Т. Краткая биография
Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971)
Родился в 1910 году в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух произведения этих писателей. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе.
В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи. М. Исаковский, работавший в редакции газеты «Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.
После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности. Пришлось существовать «на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций».
Когда в Москве в журнале «Октябрь» Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но «получилось примерно то же самое, что со Смоленском».
Зимой 1930 года он пять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. «Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением», – сказал впоследствии Твардовский.
В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.
Произведения Твардовского печатались в 1931 – 1933 гг., но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики.
Ее выход изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил Московский институт истории, философии и литературы, выпустил книгу стихов «Сельская хроника».
В 1939 году поэт был призван в ряды Красной армии и участвовал в освобождении Западной Беларуси.
С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Во время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945) – яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства.
По признанию Твардовского: ««Теркин» был моей лирикой, моей публицистикой, моей песней и поучением, моим анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».
Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «фронтовой лирики» поэт начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).
В 1950 – 1960 была написана поэма «За далью – даль» и в 1967 – 1969 – поэма «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой и опубликованная только в 1987.
Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 году была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина».
Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).
Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольский, Солженицын и другие.
18 декабря 1971 года А. Твардовский скончался после тяжелой болезни.
«Кружились белые березки…». Стихотворение написано в 1936 г. Казалось бы, оно начинается со строк, которые описывают природу, и его можно отнести к пейзажной лирике. Ведь мы, читатели, находим такие строки: «кружились белые березки» «на берегу своей реки» и т.д.
Но вместе с тем стихотворение глубоко патриотично, глубокая любовь чувствуется в каждом четверостишии. Думается, что строчка «И только я здесь был не дома» говорит о том, что Твардовский видит не совсем тех людей и не совсем ту страну, которую хотел бы видеть и любить.
Но свою любовь он доказывает последними строками, и эта любовь к «большой родине» заполняет всю его душу и сердце.
«О родине». Стихотворение глубоко патриотическое, относится к послевоенной лирике (1946). Автор размышляет о Волге, Урале, Кавказе и их красотах. Но он счастлив, что родился в своей любимой стороне и перечисляет все ее положительные черты и отрицательные, которые он тоже любит.
«Жестокая память». Стихотворение написано в 1951 г.
Автор проводит параллель между спокойной счастливой и кровавой, жестокой жизнью. В первой половине стихотворения звучит чистая, детская, искренняя любовь, чего не скажешь о второй, где мы видим также описания, но уже с грязью, страхом и ужасом смерти.
До конца дней своих Твардовский жил как бы с чувством смущения за свою судьбу и судьбы тех, кто вернулся живым из страшной круговерти войны.
«О сущем». Это произведение – из ряда стихов послевоенного времени (создавалось в 1957 – 1958 гг.). Лирический герой признается, что для него самое главное – прожить жизнь правильно, что слава придет к человеку, если у него есть талант.
Но для него важнее славы жить в единении с природой, в едином ритме со всем происходящим.
«Московское утро». Стихотворение написано в 1957 – 1959 гг. Тема предназначения поэта и его места в «рабочем строю» волновала и вдохновляла многих российских поэтов. Твардовский – не исключение.
Наоборот, как человек, чувствующий глубочайшую ответственность за все происходящее в стране, он не один раз обращался в своем творчестве к этой теме. Лирический герой стихотворения с легким юмором и усмешкой описывает город, который пробуждается и включается в обыденную трудовую жизнь.
И герой-поэт спешит занять очередь к газетному киоску, чтобы «увидеть свой вымысел, скрыто рожденный, печатными буквами вдруг утвержденный». Но стихов не напечатали. Бдительное око увидело бессмысленность в строках поэта. Герой все же справился с досадой, веруя в то, что нужно честно, на совесть трудиться, не приспосабливаясь к соображениям литературных сановников, а время оценит труд.
«Вся суть в одном-единственном завете…». Стихотворение написано в 1958 г. Поэт утверждает свое право руководствоваться в творчестве собственными представлениями о долге и правде.
«Не хожен путь…». Стихотворение написано в 1958 г. В это время поэт возглавил журнал «Новый мир», который в течение почти десяти лет был центром передовых литературных сил. Не один раз поэту-редактору приходилось выдерживать нападки консервативных критиков и осторожных политиков.
Борьба шла за право быть человеком, писать и говорить правду, разоблачать зло, учиться на ошибках прошлого. И потому литература – это передовая линия огня. Нужно ставить высокие цели и идти к ним, не оглядываясь, не приспосабливаясь, оставаясь во всех делах самим собой.
В стихотворении «Утро» (1961) звучит надежда на будущее.
Строки
Как каждый день – полней и лучше,
Да будет лучше новый год…
Написаны как пожелание светлого настоящего и светлого будущего. И автор верит, что хороших часов будет много как при его жизни, так и после него…
«Слово о словах». Стихотворение написано в 1962 г. В нем говорится о долге перед людьми и самим собой, о мучительных поисках правдивого слова. Лирический герой – это не просто мыслящий человек, а человек огромного мужества, ибо трезвый взгляд на русскую жизнь того времени и способность высказать суровый приговор целому поколению требует огромного бесстрашия.
Поэма «По праву памяти» родилась как акт сопротивления политике замалчивания сталинских ошибок и несогласия с теми, кто в своих корыстных интересах готов был вернуть прошедшие времена.
В ней рассказывается о том, что все хорошо знали, но о чем столько лет упорно молчали.
Судьба крестьянства, переломленная «Великим переломом», и судьбы целых народов, «брошенных в изгнанье»…
Поэма во многом автобиографична, она подводит итог многолетним размышлениям писателя.
В 1987 г.
поэма «По праву памяти» впервые была опубликована в журнале «Знамя», но, так как в свое время Твардовский хотел напечатать ее в «Новом мире», редакция этого журнала сочла возможным и необходимым осуществить пожелание поэта, что и было сделано в 1987 г.
«Василий Теркин» – это поистине народная «книга про бойца», герой которой стал олицетворением всей русской нации. Поэма «Василий Теркин» состоит из тридцати глав, отличающихся внутренней законченностью.
Все главы объединяет образ одного человека – Василия Теркина.
Теркин – трудолюбивый, простой, веселый, находчивый и мужественный солдат.
Хорошо играет на гармони, может починить часы, наладить переправу, подбодрить шуткой.
Теркин не считает себя героем, не записывает число совершенных им подвигов. Он заранее ничего не планирует. Он действует по обстановке. Он и похвал не любит, поэтому всегда отшучивается.
Глубокая человечность, отвага и скромность делают Василия Теркина непобедимым. Своей силой духа он поддерживает всех.
Поэма «Василий Теркин» – солдатская поэма, гимн воинам, сражавшимся на фронтах за победу над врагом.
2
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/tvardovskii_a_t_kratkaia_bioghrafiia
Твардовский А.Т. Основные даты жизни и творчества
1910, 8 (21) июня – родился на хуторе Загорье, ныне Починковский район Смоленской области в семье сельского кузнеца.
1920–1924 – годы учебы в сельской школе, ранний интерес к поэзии. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта А. Н. Седаковой-Ерофеевой).
1924 – становится корреспондентом местных газет, печатает стихи, очерки.
1925, 19 июля – в газете «Смоленская деревня» опубликовано стихотворение «Новая изба».
1926 – участвует в работе съезда селькоров.
1927 – первая поездка в Москву со стихами.
1930–1931 – подвергается грубой демагогической критике, в особенности после «раскулачивания» и высылки семьи.
1931 – первая публикация: поэма “Путь к социализму” (благодаря поддержке Э. Багрицкого).
1932 – поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске выходит очерк «Дневник председателя колхоза».
1935 – выходит “Сборник стихотворений 1930-1935”, высоко оцененный в рецензии В. Ф. Асмуса в «Известиях».
1936 – поэма “Страна Муравия” (Государственная премия СССР, 1941).
1938 – сборник “Дорога”, цикл “Про деда Данилу”.
1939 – закончил Московский институт истории, философии и литературы. Выходит сборник “Сельская хроника”. Поэт награжден орденом Ленина «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы».
1939 – в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской кампании (1939–1940). Ей посвящен цикл стихов “В снегах Финляндии” (1939-40), прозаические записи “С Карельского перешейка” (опубликованы 1969).
1941 – сборник “Загорье”.
1941–1945 – работает во фронтовых газетах. В них публикуются созданные за годы войны стихи, объединенные во “Фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции. В эти годы написана поэма “Василий Тёркин (Книга про бойца)” (Государственная премия СССР, 1946).
1946 – поэма “Дом у дороги”.
1947 – получает за поэму “Дом у дороги” Сталинскую премию второй степени. Его книга «Родина и чужбина» подвергается несправедливым нападкам в прессе. Начало поездок в Сибирь, продолжавшихся в 1940–1950-е годы.
1950–1960 – работает над поэмой “За далью даль”.
1953 – публикуются первые главы книги «За далью — даль». «Новый мир» начинает печатать остро критические статьи о современной литературе, вызывающие негодование официозной критики.
1950–1954 (и 1958-1970) – главный редактор журнала “Новый мир”.
1954 – Твардовский написал и хотел опубликовать сатирическую поэму «Тёркин на том свете» (была набрана для пятого номера «Нового мира»). Поэма была запрещена, а он снят с поста главного редактора.
1956 – в сборнике «Литературная Москва» опубликованы новые главы книги «За далью — даль», в том числе — «Друг детства».
1960 – напечатаны заключительные главы книги «За далью — даль» благодаря поддержке Хрущева.
1961 – книга «За далью — даль» получает Ленинскую премию.
1962 – Твардовский добивается публикации в «Новом мире» (№ 11) повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшей важной вехой в литературной и общественной жизни.
1963 – выходит сатирическая поэма “Тёркин на том свете” (напечатана благодаря поддержке Н.С.Хрущева).
1965 – на основе поэмы московский Театр Сатиры ставит замечательный спектакль, который вскоре был снят с репертуара якобы по желанию… самих актеров.
1966 – Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям А. Синявскому (1925–1997) и Ю. Даниэлю (1925–1988), обвиненным в антисоветской деятельности.
1967 – “Из лирики этих лет. 1959-1967” (Государственная премия СССР, 1971).
1968 – Твардовский отказывается подписать «коллективное» письмо, в котором писатели одобряют вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. (см. подробнее). Усиливаются нападки на «Новый мир». Цензура не пропускает
поэму «По праву памяти» (будет опубликована только 17 лет спустя), которая без ведома автора печатается в зарубежной прессе (1969).
1969 – цикл “Из новых стихотворений”.
1970, февраль – после многомесячной критической кампании по поводу «Нового мира» в прессе руководство Союза писателей по прямой подсказке ЦК КПСС устраняет из редколлегии «Нового мира» ближайших сотрудников Твардовского и заменяет их чуждыми и враждебными ему людьми. Попытка обратиться к Л. И. Брежневу безуспешна. Твардовский вынужден подать в отставку.
Июнь – вступается за генетика и диссидента Жореса Медведева (1925, Тифлис – 2018, Лондон), насильно помещенного в психиатрическую больницу.
1971, 18 января – Твардовский умирает в подмосковном дачном поселке Пахра. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Источник: http://literatura5.narod.ru/tvardovsky_biogr.html
Александр Твардовский – биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Александр Трифонович Твардовский. Родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе Загорье (ныне Смоленская область) — умер 18 декабря 1971 года в посёлке Красная Пахра Московской области. Русский советский писатель, поэт, журналист.
Александр Твардовский родился 8 (21 по новому стилю) июня 1910 год на хуторе Загорье рядом с деревней Сельцо. Ныне это Смоленская область России.
Отец – Трифон Гордеевич Твардовский (1880-1957), кузнец.
Мать – Мария Митрофановна Твардовская (в девичестве – Плескачевская) (1888-1972), происходила из однодворцев (военизированных землевладельцев, живших на окраинах Российской империи и несших охрану пограничья).
Младший брат – Иван Трифонович Твардовский (1914-2003), русский писатель и литератор, краснодеревщик, резчик по дереву и кости, диссидент.
Также у него были братья Константин (1908-2002), Павел (1917-1983), Василий (1925-1954) и сестры Анна (1912-2000), Мария (1922-1984).
Дед – Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище, которое в реальности не связано с дворянским происхождением, заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.
О месте своего рождения Твардовский писал: “Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна.
Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.
Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор”.
Как вспоминал Александр Трифонович, его отец любил читать, к чему приучил и его. В их крестьянском доме по вечерам читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина, Ершова и других классиков русской литературы.
С ранних лет начал сочинять стихи – еще даже когда не умел читать и писать.
Александр Твардовский в молодости
В 15 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского. В 1931 году была опубликована его первая поэма «Путь к социализму».
В 1935 году в Смоленске, в Западном областном государственном издательстве, вышла первая книга «Сборник стихов» (1930—1936).
Учился в Смоленске в педагогическом институте, который бросил на 3-м курсе. Осенью 1936 года стал учиться в Московском институте истории, философии и литературы, оконичл в 1939 году.
В 1939—1940 годах в составе группы писателей Твардовский работал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». 30 ноября 1939 года в газете были опубликованы стихи Твардовского «Час настал».
В 1939 году Твардовский был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Во время начала войны с Финляндией Твардовский получил офицерское звание, и служил в должности специального корреспондента военной газеты.
Стихотворение «На привале» было напечатано в газете «На страже Родины» 11 декабря 1939 года. В статье «Как был написан “Василий Тёркин”» А. Твардовский сообщил, что образ главного героя был придуман в 1939 году для постоянной юмористической рубрики в газете «На страже Родины».
В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (1934—1936) изобразил коллективизацию и мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.
Несмотря на то, что родители вместе с братьями Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств.
Одно время родители находились в ссылке в Русском-Туреке, куда и приезжал сам Твардовский.
Поэма «Василий Тёркин»
В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского. Это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны.
Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть.
По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой.
Авторство создания этого героя не принадлежало одному Твардовскому.
Сам поэт впоследствии рассказывал историю появления Василия Тёркина: «Но дело в том, что задуман и вымышлен он не одним только мною, а многими людьми, в том числе литераторами, а больше всего не литераторами и в значительной степени самими моими корреспондентами. Они активнейшим образом участвовали в создании «Теркина», начиная с первой его главы и до завершения книги, и поныне продолжают развивать в различных видах и направлениях этот образ.
Я поясняю это в порядке рассмотрения второго вопроса, который ставится в еще более значительной части писем, – вопроса: как был написан «Василий Теркин»? Откуда взялась такая книга? Что вам послужило материалом к ней и что – отправной точкой? Уж не был ли автор сам одним из Теркиных? Об этом спрашивают не только рядовые читатели, но и люди, специально занимающиеся предметом литературы: студенты-дипломники, взявшие темой своих работ «Василия Теркина», преподаватели литературы, литературоведы и критики, библиотекари, лекторы и т. п. Попробую рассказать о том, как «образовался» «Теркин».
«Василий Теркин», повторяю, известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Теркин» был известен еще с 1939-1940 года – с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н.Тихонов, В.
Саянов, А.Щербаков, С.Вашенцев, Ц.Солодарь и пишущий эти строки. Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки.
Затея эта не была новшеством в армейской печати. По образцу агитационной работы Д.Бедного и В.Маяковского в пореволюционные годы в газетах была традиция печатания сатирических картинок со стихотворными подписями, частушек, фельетонов с продолжениями с обычным заголовком – «На досуге», «Под красноармейскую гармонь» и т. п.
Там были иногда и условные, переходящие из одного фельетона в другой персонажи, вроде какого-нибудь повара-весельчака, и характерные псевдонимы, вроде Дяди Сысоя, Деда Егора, Пулеметчика Вани, Снайпера и других.
В моей юности, в Смоленске, я имел отношение к подобной литературной работе в окружной «Красноармейской правде» и других газетах».
Поэма «Василий Тёркин» стала одним из атрибутов фронтовой жизни, в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Помимо прочего, «Василий Тёркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.
Приказом ВС 3-го Белорусского фронта №: 505 от: 31.07.1944 года поэт редакции газеты 3-го БФ «Красноармейская правда», подполковник Твардовский А. Т.
награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за написание 2-х поэм (одна из них — «Василий Теркин», вторая — «Дом у дороги») и многочисленных очерков об освобождении белорусской земли, а также выступления во фронтовых частях перед бойцами и офицерами.
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Tvardovskiy-Alexandr.php
Биография А.Т.Твардовского (кратко)
Великий русский писатель и поэт Александр Твардовский появился на свет в маленькой деревушке Загорье в один их тихих летних дней – 08 июня 1910 года. По новому календарю его день рождения падает на 21 июня. Деревня не отличалась от других похожих селений, которыми славилась Смоленская губерния.
Населения немного, все знают друг друга в лицо. Несмотря на то, что отец Саши был кузнецом, он очень любил читать, и в доме Твардовских было множество разных книг. Именно за чтением этих книг Александр познакомился с такими значимыми в его жизни людьми, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие.
Читая их стихи и произведения вслух, Саша впитывал дух, который вложили в свои строки поэты. Воодушевленный стихами великих поэтов, он рано начал писать свои стишки. Сначала маленькие, затем больше и серьезнее. И уже в возрасте четырнадцати лет он начал свою карьеру поэта.
Посылая стихи в разные печатные издания, он надеялся на то, что его оценят и напечатают. И его ожидания оправдались. Некоторые издания действительно начали опубликовывать его стихи. Редактор одной из газет (Михаил Исаковский, «Рабочий путь») даже пригласил его на встречу, и так началось их сотрудничество на поэтическом поприще.
Один давал советы, другой писал и становился популярнее.
Александр Трифонович Твардовский
Писатель
Учился Александр в местной школе. Сельская школа дала ему начальное образование, но никакой профессии ему освоить не удалось. После окончания школы поэт поехал в город Смоленск и попытался наладить жизнь там. К сожалению, отсутствие профессионального образования не дало ему возможности закрепиться в городе. Прожив там какое-то время и заработав немного денег на стихах, Саша решил попытать счастья в Москве. Но и там его ждала неудача. Тогда он снова вернулся в Смоленск и решил стать студентом педагогического института. Но проучившись три года, он бросил его и поступил в институт философии, истории и литературы в Москве.
Если говорить о творчестве поэта, то настоящая его слава как поэта началась со времени, когда вышла его поэма «Страна Муравия». В это время Саше было уже 26 лет, и через три года он уже окончил институт и получил высшее образование.
Но применить теоретические знания на практике ему не удалось, так как сразу после выпуска он пошел в армию и стал участником освободительных боев на Белоруссии. Имея офицерское звание, Александр воевал в качестве военного корреспондента.
После окончания войны Твардовский продолжил свою литературную деятельность и писал уже не только стихи, но и прозу. Среди его произведений:
- «Василий Теркин»
- «Фронтовой хроники»
- «Дом у дороги»
- «За далью — даль»
- «По праву памяти»
- «Родина и чужбина» и другие.
Также, долгое время Александр возглавлял команду редакторов издания «Новый мир». В возрасте 60 лет у Твардовского обнаружили рак легких. И через год 18 декабря 1971 года он скончался и был похоронен на кладбище у Новодевичьего монастыря.
Источник: http://interesting-information.ru/2016/06/biografiya-a-t-tvardovskogo-kratko
Жизнь и творчество Твардовского | Инфошкола
26 Сентябрь 2017 админ Главная страница » Биографии Просмотров: 3186
Жизненный и творческий путь Твардовского.
Поэт Александр Трифонович Твардовский родился 8 (21) июня 1910 года на хуторе 3агорье Смоленской губернии в крепкой крестьянской семье. Несмотря на то, что отец Твардовского, Трифон Гордеевич, получил только три класса образования, он имел необыкновенную тягу к знаниям, к чтению.
Эта страсть к слову передалась будущему поэту. После окончания семилетки Александр начинает сотрудничать в смоленских изданиях. Первое напечатанное стихотворение Твардовского появилось в газете « Смоленская деревня» , когда ему исполнилось только 14 лет.
Будущий поэт остро чувствовал недостаток образования, поэтому поставил перед собой задачу: много и упорно учиться. Поступив в Смоленский педагогический институт, он составил для себя план, один из пунктов которого гласил: «перечитать всех классиков и, по возможности, не классиков». Твардовский упорно добивался поставленной цели.
Уже тогда, в конце 1920-хгодов он интенсивно печатается в местных смоленских газетах и журналах (его стихотворения появились тогда более 200 раз).
Главной темой раннего творчества Твардовского является тема становления советской власти в деревне, пропаганда колхозного движения.
Однако коллективизация сопровождалась жестоким насилием: начались раскулачивания, ссылки, расстрелы. Пострадала и семья Твардовского.
19 марта 1931 года семья поэта была раскулачена и выслана в глухой таежный край северного Зауралья. Твардовский, воспевавший в своих произведениях колхозный строй, попал в двусмысленное положение. Началась травля поэта. Его обвиняли в пособничестве врагам советской власти, называли подкулачником, «кулацким подголоском».
Он был выведен из САППа (смоленское отделение РАППа), ему даже пришлось уйти с третьего курса Смоленского педагогического института. Трудно сказать, что бы стало с
поэтом, если бы он, предупрежденный об аресте, не уехал из Смоленска в Москву.
Здесь судьба улыбнулась Твардовскому. В журнале «Октябрь» М. Светлов, которому поэт показал свои произведения, опубликовал его стихи. Кто-то из ведущих и авторитетных критиков их отметил.
Так Твардовскому удалось избежать трагической участи многих своих современников.
Первое крупное произведение Твардовского — поэма «Страна Муравия» (1935). Поэма посвящена теме коллективизации. Это оригинальное, самобытное произведение: не поэма-утверждение, а поэма-вопрос, созданная в традициях русской классической литературы. В ней угадываются мотивы поэмы-эпопеи. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Сюжет «Страны Муравия» — это концентрация тех сомнений, которые переживал народ, мучительно прощаясь со старым укладом и врастая в новый. Поэма имела шумный успех и была отмечена правительством: в 1939 году Твардовский был награжден орденом Ленина, а в 1941 получил Сталинскую премию.
Когда была опубликована «Страна Муравия» Твардовский уже жил в Москве и учился в МИФЛИ (Московский институт истории, философии и литературы), который закончил в 1939 году.
В конце 1930-х годов в печати появились также сборники стихов Твардовского: «Дорога» (1939), «Сельские хроники» (1939), «Загорье» (1941).
С первых дней и до конца Великой Отечественной Войны Твардовский прошел вместе с боевыми частями Красной армии как военный корреспондент газеты «Красная Армия»,
В боевых условиях создавались главы, пожалуй, самой знаменитой поэмы Твардовского «Василий Теркин» (1940-1945). Это была не только «книга про бойца», так определил жанр поэмы сам автор, но и для бойца.
Офицеры писали Твардовскому с фронта: «В глубокой траншее переднего края, … в тесной сырой землянке, в домиках прифронтовых деревень, на шоссейных и железных дорогах, ведущих к фронту, на станциях и полустанках в глубоком тылу — всюду читается ваша поэма. Это были свидетельства истинной народности поэмы.
Если «Василий Теркин» — широкое эпическое полотно, рассказывающее о буднях войны, то «Дом у дороги» (1946) — это рассказ о трагической стороне войны. Эта поэма — «плач о родине», «лирическая хроника».
В основу сюжета поэмы положен рассказ о трагедии семьи Анны и Андрея Сивцовых. Через судьбу этих героев показана судьба целого народа.
Послевоенные поэмы Твардовского «За далью — даль» (1960)1 «Теркин на том свете» (1963), «По праву памяти» (1969) имеют разную судьбу.
Поэма «За далью — даль» — это раздумье о стране, о времени общественного подъема, вызванного «оттепелью». Эта поэма о первых послевоенных годах и о собственной судьбе поэта. Поэма .
Теркин на том свете» (сатирическое произведение) была опубликована при жизни автора только в 1963 году («Известия», «Новый мир»).
Эта поэма долгое время считалась «порочной» (то есть порочащей советскую власть) и не переиздавалась.
Последняя поэма Твардовского по праву памяти мыслившаяся как одна из дополнительных глав к поэме «За далью — даль», была подготовлена автором к печати в 1969 году, но так и не была опубликована.
Поводом для создания поэмы стали известные слова Сталина: «Сын за отца не отвечает». Это произведение является своеобразной исповедью-покаянием перед своим отцом.
Поэма так и не была опубликована при жизни автора на родине, она получила распространение в списках.
Только через 15 лет после смерти поэта (в период перестройки в 1987 году) поэма появилась в отечественной печати («Знамя», «Новый мир»).
В 1950-60-е годы Александр Трифонович Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир» (он дважды занимал эту должность в 1950-1954, 1958-1970 годах).
Это был самый читаемый и демократический журнал периода «оттепели» (нередко сравнивают «Новый мир» Твардовского и «Современник» Некрасова). Но Твардовскому приходилось работать в нелегких условиях: слишком много было консерваторов, придерживавшихся старых сталинских убеждений.
Немалое мужество нужно было иметь, чтобы опубликовать такие произведения как «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» Солженицына, мемуары И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь», «Сотников» В. Быкова и др.
После 1964 года (смещение Хрущева) нападки на журнал стали еще более ожесточенными, цензурный пресс усилился. Но несмотря на такое давление, журнал Твардовского жил и жила вся русская литература. Заслуга «Нового мира» во главе с Твардовским состояла в том, что возврат к прежним временам, к прежней, «картонной» литературе стал уже невозможен.
В конце 1960-х годов нападки на главного редактора «Нового мира» еще более усилились. Началась настоящая травля, завершившаяся отставкой Твардовского 24 февраля 1970 года.
Твардовский умер 18 декабря 1971 года после продолжительной, тяжелой болезни. Похороны поэта прошли в «организованном» властями режиме, некролог, написанный друзьями, был заменен официальным.
Источник: https://info-shkola.ru/zhizn-i-tvorchestvo-tvardovskogo/
Твардовский Александр Трифонович краткая биография
Твардовский Александр Трифонович
Стихи А. Т. Твардовского
1910 — 1971 Русский поэт, главный редактор журнала “Новый мир” (1950 — 54, 1958 — 70). Поэма “Василий Теркин” (1941 — 45) — яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. В поэме “За далью — даль” (1953 — 60, Ленинская премия, 1961) и лирике (кн.
“Из лирики этих лет. 1959 — 67)”, 1967) — раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В поэме “Теркин на том свете” (1963) — сатирический образ бюрократического омертвления бытия. В итоговой поэме-исповеди “По праву памяти” (опубл.
1987) — пафос бескомпромиссной правды о времени сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы “Страна Муравия” (1936), “Дом у дороги” (1946); проза, критические статьи.Лирический эпос Твардовского обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии.
Государственные премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).
Биография
Родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано.
Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны. Тогда он отважился послать и стихи.
Исаковский, работавший в редакции газеты “Рабочий путь”, принял юного поэта, помог ему не только напечататься, но и сформироваться как поэту, оказал влияние своей поэзией.
После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, но не мог устроиться не только на учебу, но и на работу, потому что у него не было никакой специальности.
Пришлось существовать “на грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций”.
Когда в московском журнале “Октябрь” Светлов напечатал стихи Твардовского, тот приехал в Москву, но “получилось примерно то же самое, что со Смоленском”.
Зимой 1930 он опять вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. “Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением”, — сказал впоследствии Твардовский. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936.
Произведения Твардовского печатались в 1931 — 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации “Страна Муравия” (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов “Сельская хроника”.
В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.
Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма “Василий Теркин” (1941 — 45) — яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, “”Теркин” был… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”.
Почти одновременно с “Теркиным” и стихами “Фронтовой хроники” поэт начал законченную уже после войны поэму “Дом у дороги” (1946).
В 1950 — 60 была написана поэма “За далью — даль” и в 1967 — 1969 — поэма “По праву памяти”, где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987.
Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием “Родина и чужбина”.
Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги “Статьи и заметки о литературе” (1961), “Поэзия Михаила Исаковского” (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965).
Многие годы Твардовский был главным редактором журнала “Новый мир”, мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др.
18 декабря 1971 А. Твардовский скончался после тяжелой болезни.
Источник: https://infourok.ru/tvardovskiy_aleksandr_trifonovich_kratkaya_biografiya-451474.htm
А.Т. Твардовский краткая биография
Автор знаменитого солдата — удальца Василия Тёркина сам воевал на фронтах Великой Отечественной, был выходцем из крестьянской семьи и просто смелым человеком как говорит его биография. Твардовский — поэт с детства, редактор, журналист, писатель, помогал талантливым литераторам издавать свои творения.
Александр Твардовский биография кратко, самое главное
Александр появился на свет в семействе кузнечных дел мастера Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских 21 июня 1910 г. Хуторок Загорье, землю в котором выкупил отец писателя, находился близ села Сельцо, Смоленской области. Болотистая, заросшая земля, превозносилась отцом как великое благо.
Приучая детей ценить родную землю, родители учили их любить свой язык, читая по вечерам книги Пушкина, Гоголя, Некрасова. Первое в биографии краткое стихотворение Саша Твардовский сочинил до того как научился писать.
Его младший брат, который был моложе на 4 года, тоже избрал литературный труд делом своей жизни. Всего в семье кузнеца подрастало 7 детей: 5 мальчиков и 2 девочки. В 18 лет уехал из семьи в Смоленск. В 21 год женился.
Избранницей стала Мария Горелова, в браке с которой у них родились две девочки: Маша и Валя. В 26-летнем возрасте успешно сдал вступительные экзамены в педагогический институт Смоленска, откуда через три года перевёлся в столицу, в МИФЛИ.
Параллельно с сочинительством стихов составлял статьи, работал корреспондентом и военным корреспондентом, редактором издательств. Принимал участие в военных действиях. За свои произведения награждён орденами. Скончался в декабре 1971 г. от рака лёгких.
Литературное творчество
Литературное творчество Твардовский начал с первого стиха, напечатанного в издании «Смоленская деревня» в 1925 г. – «Новая изба». Краткое знакомство с Исаковским — редактором «Рабочего пути» стало самым главным в биографии Твардовского.
Тему коллективизации частных земель раскрыл в литературных трудах «Страна Муравия» (1934-1936 г.) и «Путь социализма».(1931 г.) Военный корреспондент Красной армии в 1941-1945 г. писал стих, помогавший солдатом на передовой, повышая их патриотизм и желание жить.
Каждый хотел выжить в сражении, чтобы прочитать следующую статью о солдате Василии Тёркине в газете «Красноармейская правда». Спецкорреспондент Александр Твардовский не знал, после очередного сражения продолжится или прервётся его биография, напишет ли следующую часть повествования.
После войны отказался написать цикл, посвящённый послевоенной жизни персонажа.
«Дом у дороги» (1946 г.) рассказывал о трудных годах начала Великой Отечественной войны.
Работал редактором журнала «Новый мир». В годы редактуры журнала Александром Трифоновичем, на страницы издательства попадали литературные творения оппозиционеров власти и антисталинцев, например «Один день Ивана Денисовича» пера Солженицына. Главлит вынудил писателя уйти с редакторской должности в 1970 году, после смены власти Хрущёва. Большая часть коллектива тоже покинула журнал.
Интересные факты
Родителей Твардовского раскулачили и отправили в ссылку в Кировскую область.
Биография Твардовского сообщает интересные факты, одним из которых был то, что он никогда не писал стихотворения о любви.
Источник: http://sochinyshka.ru/a-t-tvardovskij-kratkaya-biografiya.html
Краткая биография А. Твардовского: самое главное и основное | Литерагуру
Крестьянская семья, 1910 год. Небольшой хуторок Загорье, расположенный в Смоленской губернии. Тогда и там появился на свет Александр Трифонович Твардовский.
Детство и образование
Ребенок рос в семье обычных рабочих: отец по профессии был кузнецом, а мать происходила из рода однодворцев. В доме все были грамотными людьми, а в его стенах уютными зимними ночами мама или папа читали для всей семьи труды Лермонтова, Пушкина, Гоголя и других русских классиков.
Самый обыкновенный класс в сельском училище, расположенном в Ляхове. Здесь маленький Александр Трифонович провел четыре года школьной жизни. Отучившись в начальных классах, ребенок поступает в девятилетнюю гимназию, которая через некоторое время закрывается. Необходимой суммы у родителей, чтобы платить за учёбу их чад в другом образовательном учреждении, не было.
Творческий путь
В четырнадцатилетнем возрасте молодой Твардовский становится сельским корреспондентом, а через два года его стихотворения были опубликованы в общественно-политической газете «Рабочий путь». Следующим печатным изданием, в котором опубликовали подборку стихотворений писателя, стала молодежная еженедельная газета «Юный товарищ».
В 1928 году восемнадцатилетний Твардовский предпринял попытку трудоустроиться в Смоленске, корреспондентом в газете «Рабочий путь».
Но высокий процент безработных людей в совокупности с отсутствием образования сыграли не в пользу автора.
Однако Александр Трифонович решил не уезжать из Смоленска, довольствуясь непостоянной подработкой и небольшими вознаграждениями за стихотворения, нечасто публикуемые в местной прессе.
Война
1939 год, 29-летнего Александра Трифоновича призывают в Красную Армию, тем самым меняя совершенно в другую сторону ход его жизни – автор в эпицентре боевых действий в Белоруссии, точнее на западной ее части.
В 1941 году он начинает работать в воронежском печатном издании «Красная Армия», и как раз в этот период Твардовский пишет «Василия Тёркина», а также выпускает цикл стихотворений «Фронтовая хроника». Так же в 1941 году Александр Трифонович берется за создание произведения «Дом у дороги», которое будет готово в 1946 году.
История успеха и борьба с цензурой
Война сильно не повлияла на работоспособность Твардовского, он интенсивно продолжает заниматься писательством и в годы после этого ужасного события. 1950-1960 годы он работает над поэмой «За далью — даль».
Затем автор трудится над автобиографическим лирико-публицистическим произведением «По праву памяти», повествующим о печальной участи папы Александра Трифоновича, ставшего жертвой коллективизации.
Эта поэма была завершена в 1969 году, но читателю стала доступна лишь в 1987, до этого времени «По праву памяти» попадала под цензуру и не публиковалась.
Говоря о жизни и творчестве Твардовского, нельзя не упомянуть о его журналисткой карьере. В 1950-1954 и 1958-1970 Александр Трифонович занимает должность главреда литературного печатного издания «Новый мир».
Этот период в его деятельности можно без сомнений назвать периодом борьбы и постоянных столкновений с цензурой – главный редактор очень часто отстаивал право на печать для многих перспективных авторов. Среди них присутствовали такие хорошо известные нам фамилии, как Бунин, Солженицын, Молсаева, Залыгина, Ахматова.
Спустя непродолжительное время журнал превратился в оппозицию советскому правительству: публиковались поэты-шестидесятники, высказывавшие напрямую антисталинские мысли. В 1970 году Солженицын под сильным давлением власти уходит с места главного редактора «Нового мира».
Смерть
Жизнь Александра Трифоновича Твардовского закончилась 18 декабря 1971 года в селе Красная Пахра, Московской области. Причиной смерти стал рак легких.
Фамилию писателя носят многие улицы в таких городах, как Воронеж, Смоленск, Москва, Новосибирск.
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkaya-biografiya-a-tvardovskogo-samoe-glavnoe-i-osnovnoe/