Краткая биография ваншенкин

Методический материал «Биография Константина Ваншенкина»

К.Я. Ваншенкин. Биография

Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892—1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урождённой Шварц; 1902—1980). Выпускник политехнического института в Чехословакии (1913), Яков Борисович Вайншенкер преподавал химию в фабрично-заводском училище при бердичевском сахаропесочном и сахарорафинадном заводе.

Соответственно, ряд источников указывает, что первоначальная фамилия поэта — Вайншенкер. Как на косвенное подтверждение этой версии ссылаются также на воспоминания Бенендкта Сарнова о шутке С. Я. Маршака по этому поводу.

Данная версия оспаривается дочерью поэта Галиной Константиновной Ваншенкиной, утверждающей, что фамилия семьи происходит от голландского предка Михеля Ван Шенка, приехавшего в Россию в середине XIX века и служившего лесничим на Полтавщине. В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году из десятого класса ушёл в армию.

Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1953 году. В этом же году вступил в КПСС (вышел в 1989).

Обратите внимание

Первое стихотворение Ваншенкина, посвящённое освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано сразу после Великой Отечественной войны. А уже в 1951 году А. Т. Твардовский назвал его одним из лучших молодых поэтов, и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой. Всего Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы. В 60-70-е гг. К.

Ваншенкин написал сборник рассказов «Армейская юность» (1960), повести «Большие пожары» (1964), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977). Поэт высказывался против эстрадного бума в поэзии, который достиг своего пика в середине 60-х гг. Стихи, читавшиеся их авторами перед массовой аудиторией, он называл «текстами… для чтения вслух».

Для него единственно возможной оставалась традиционная форма общения с читателем. Будучи чужд декларативности, К. Ваншенкин был убежден: простота и ясность – высшее проявление гармонии. Первая «оттепель» конца 50-х гг. дала толчок к развитию медитативной лирики, где одной из самых привлекательных тем стало осмысление текучести, переменчивости времени. В поэзии К. Я.

Ваншенкина особое значение имеет ритмический рисунок стиха, его тональность и мелодика. Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским.

Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелётная погода».

Женой Ваншенкина стала сокурсница по Литинституту Инна Гофф — писательница, автор текста знаменитой песни «Русское поле». В браке, длившемся более 40 лет, они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу. Их внучка Екатерина публикует в СМИ статьи в жанре литературной критики. С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ. Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия.

Творчество

Непритязательное, нежное стихотворение «Мальчишка» вместе с винокуровским «Гамлетом» в 1951 году выглядело как восстание лирики за право на существование, отобранное у неё индустриально-колхозной риторикой. Поэзия, после разгрома лирики ждановскими постановлениями, начала потихоньку возвращаться от плакатности к человечности. Для того времени это было новаторство.

Поэзия Ваншенкина глядела на жизнь «прилежными глазами», уважая в ней не абстрактные политические символы, а милые детали, без которых жизни бы не было. Ваншенкин никогда не щеголял техникой стиха, но великолепно овладел ассонансной рифмовкой, разработанной следующим поколением. Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка Э.

Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь…» (1956).

Важно

Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия.

Лирика Ваншенкина весьма своеобразна: в ней нет безраздельного господства субъективных чувств, нет лирического эгоцентризма, она весьма чутка к жизни других людей и их переживаниям, т.е. к эпическому миру, а также к миру природы.

Эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стих., имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся.

В стихотворении «Земли потрескавшейся корка…» (1952) поэт рассказал, как он со своим другом закуривал на передовой: «Слепил цигарку я прилежно / И чиркнул спичкой раз и два. / А он сказал мне безмятежно: / — Ты сам прикуривай сперва… / От ветра заслонясь умело, / Я отступил на шаг всего, / Но пуля, что в меня летела, / Попала в друга моего».

Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистической лирике И. Бунина, М.Исаковского, А.Твардовского и Я.Смелякова. Влияние Бунина больше всего чувствуется в пейзажной лирике Ваншенкина, Исаковского — в песнях, Твардовского и Смелякова — в изображении текущей повседневности и в портретных зарисовках современников.

Как реалисту Ваншенкину чуждо все иррациональное, мистическое, демоническое, исключительное; он стремится запечатлеть только то, что стало явленным, доступным непосредственному наблюдению и восприятию, достаточно определенно оформившимся и закрепленным в психологии человека и обстоятельствах повседневной жизни.

В его лирике прозаические стороны жизни не противопоставлены резко ее поэтическим граням, сама жизнь — ее смыслу.

Поэт, конечно, видит, что качества жизни неодинаковы, разнообразны и диалектически противоречивы, но он не драматизирует их, не разрывает их визуальных связей, не подчеркивает их контрастность, а стремится в первую очередь выявить в них то, что их объединяет, делает благоприятными для человека. Даже смерть — это часть жизни, залог ее постоянного обновления.

Совет

Не случайно в книге стихов «Дорожный знак», например, где поэт постоянно обращается к невозвратимым утратам военной поры («Курсанты», «Баллада о последнем», «Больничная баллада», «Это правда», «Сверстники» и др.

), много лирических размышлений о детях, о новом поколении («Новое поколение», «Одиночество ребенка», «Детский рисунок», «В детстве», «Дети в цирке», «Облака, мосты…», «Эти дети»). Взаимодействие темы детства с темой военных утрат композиционно связывает эту книгу стихов, подчеркивая диалектическую неразрывность прошлого, настоящего и будущего, жизни и смерти.

Немалое место в лирике Ваншенкина занимают пейзажные стихи. Здесь представлен весь природный цикл. В стихотворении «Листопады и дожди.

» (1975) сравнение чистой, быть может, родниковой, готовой вот-вот покрыться льдом воды с темечком младенца оказывается настолько выразительным, что оно дает возможность почувствовать живой, родственный человеческому, пульс матери-природы, пульс затихающий, уходящий куда-то в глубину, но напоминающий своим упорным трепетанием, исходящим из глубины, о неизбежности возрождения к новой жизни. В стихотвороении «Естественно развитие плода…» (1974) поэт подчеркивает, что жизнь души и искусства, развиваясь по законам природы, не должна испытывать на себе даже малейшего насилия, мешающего ее росту: «Естественно развитие плода, / Души, строки, пульсирующей живо. / Конечно, это требует труда, / Но только без малейшего нажима. / Не стоит разворачивать бутон, / Как зачастую делают на рынке. / Он сам легко раскроется потом, / Отряхивая круглые росинки». Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, Жизнь…», им написаны известные песни «Мы вас подождем…» и «За окошком свету мало» (музыка в обоих случаях Э.Колмановского), «Женька» (музыка Е.Жарковского), «Я спешу, извините меня» (музыка Я.Френкеля) и многие другие. Особая доля оказалась у песни «Алеша» (музыка Э.Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник. Большой интерес представляют статьи и заметки Ваншенкина о поэзии, его воспоминания о старших товарищах и наставниках (Твардовском, Исаковском, Смелякове, Антокольском, Мартынове, Рыленкове, Бернесе и др.) и литературных сверстниках (М.Луконине, С.Гудзенко, А.Фатьянове, С.Орлове, В.Быкове, Е.Винокурове и др.). Многоликая поэзия Ваншенкина всегда пронизана раздумчивой философической нотой: «И единственной мыслью беспечной / Каждый душу залечивать рад,— / Что лежит еще день бесконечный / Между вами, восход и закат» С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др. Большинство прозаических произведений были опубликованы в возглавляемом Твардовским журнале «Новый мир».  

Книги

• Песня о часовых, 1951 • Надпись на книге, 1960 • Окна, 1962 • Армейская юность, 1964 • Другу, 1965 • Соловьиный коридор, 1967 • Избранное, 1969 • Прикосновение, 1972 • Характер, 1973 • Наброски к роману. Статьи, 1973 • Избранные произведения в 2 т.

, 1975 • Лица и голоса, 1978 • Повести и рассказы, 1976 • Дорожный знак, 1977 • Десятилетье, 1980 • Поздние яблоки, 1980 • Ветка, 1981 • Рассказ о потерянном фотоальбоме, 1982 • Жизнь человека, 1983 • Собрание сочинений в 3 т.

, 1983-84 • Его опасные пасы, 1984 • Графин с петухом, 1985 • Далёкий свет, 1985 • Поиски себя: Воспоминания, заметки, записи, 1985 • Зимняя дорога, 1986 • Жизнь человека, 1988 • Любовь по переписке, 1988 • Ещё одно десятилетье. Лирика, 1990 • Писательский клуб, 1998 • Женщина за стеной, 2003 • Поступок, 2005 • Шёпот.

Интимная лирика, 2008 • Фронтовая лирика, 2010 • Вернувшийся, 2010  

Награды

• орден Трудового Красного Знамени • орден Отечественной войны II степени • орден Дружбы народов • орден «Знак Почёта» • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

» • медаль «За взятие Вены» • медаль «За укрепление боевого содружества» • Государственная премия СССР (1985) — за сборник стихов «Жизнь человека» • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года — за сборник стихотворений «Волнистое стекло»

Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-biografiya-konstantina-vanshenkina-2906494.html

Ваншенкин Константин Яковлевич — Российский Поэт

Константин Ваншенкин родился 17 декабря 1925 года в городе Москва. Вырос в семье заводского инженера. Семья часто переезжала и жила при заводах в средней полосе России, в Сибири. В семье любили поэзию и часто читали стихи. Благодаря этому Ваншенкин начал писать стихи с самого детства. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках, о героях гражданской войны.

    В 1942 году из десятого класса Константин Вашенкин ушел на фронт — в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии сержанта. После войны поступил в геологоразведочный институт, но проучился там всего один год и перешел в Литературный институт, который окончил в 1953 году.

    Первые стихи Ваншенкин опубликовал в 1948 году, а первая книга «Песня о часовых» вышла через три года и была тепло встречена критикой.

Совет

Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность.

Затем последовали сборники стихов – «Подарок» — 1952, «Лирические стихи» — 1953, «Портрет друга» — 1955, «Волны» — 1957, «Лирика» — 1959, «Солдатская судьба: «Стихи» — 1960.

    Широкую известность Константину Ваншенкину принесло написание стихов к песням, авторами музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь»,- ставшая его визитной карточкой, «Алеша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».

Читайте также:  Краткая биография честертон

    С начала 1960-х годов Вашенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую.

Обратите внимание

Автор повестей «Армейская юность» — 1960, «Авдюшин и Егорычев» — 1962, «Большие пожары» -1964, «Графин с петухом» — 1968, рассказов и др.

Константин Ваншенкин также автор книги заметок о мастерстве поэта «Непонятливая Лика» — 1996. К числу последних книг писателя принадлежат «Женщина за стеной» — 2003 год и «Шепот. Интимная лирика» — 2008 год.

    Член Международного сообщества писательских союзов и Союза писателей России.

Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ в области литературы и искусства за сборник стихотворений «Волнистое стекло» — 2001 год, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени — 2001.

Лауреат премии правительства Москвы в области литературы и искусства за 2012 год за создание поэтических сборников «Фронтовая лирика», «Шепот» и «Вернувшийся».

    Константин Вашенкин был женат на писательнице и поэтессе Инне Гофф, в браке с которой родилась дочь Галина.

    Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия. Похоронен 22 декабря на Ваганьковском кладбище.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/konstantin-vanshenkin

Биография ваншенкин к. я

Константи́н Я́ковлевич Ванше́нкин (17 декабря 1925, Москва — 15 декабря 2012, там же) — советский и российский поэт, автор слов знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Вальс расставания». Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001).

Биография
Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича Ваншенкина и его жены Фаины Давыдовны (1902—1980). В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А. М.

Горького(окончил в 1953 году). В этом же году вступил в КПСС. Первое стихотворение опубликовал сразу после Великой Отечественной войны, оно посвящалось освобождению Венгрии от фашистских захватчиков.
Его женой стала сокурсница по Литинституту И. А. Гофф — писательница, автор знаменитой песни «Русское поле».

Они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу, и внучку Екатерину, публикации которой можно увидеть в Интернете. Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским.

Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».А. Т. Твардовский в 1957 году охарактеризовал Ваншенкина как способнейшего из современников, предупредив тогда же, однако, об опасности для поэта одинаковым образом реагировать на все жизненные явления.

Конкретно отображая жизненные явления, нередко прискорбные, Ваншенкин находит для них подходящие поэтические формы. Деталь приобретает в его стихах обобщающее значение, природа выступает в качестве источника импульсов или сравнений, входя органической частью в его философскую лирику.

Важно

Его творчество пронизано верой в то, что непосредственная сила поэтического таланта одерживает верх независимо от похвалы или хулы со стороны критики, обусловленной временем (Ниспровергают незаслуженно…, 1961). По форме его стихи непритязательны и естественны, да и сама суть его поэтического высказывания направляет к непритязательности и естественности.
— Вольфганг Казак

С начала 1960-х годов писал прозу, преимущественно автобиографическую.

Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др.С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ.

Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия.Похоронен 22 декабря на Ваганьковском кладбище.

Книги

Песня о часовых, 1951Надпись на книге, 1960Окна, 1962Армейская юность, 1964Другу, 1965Соловьиный коридор, 1967Избранное, 1969Прикосновение, 1972Характер, 1973Наброски к роману. Статьи, 1973Избранные произведения в 2 т.

, 1975Лица и голоса, 1978Повести и рассказы, 1976Дорожный знак, 1977Десятилетье, 1980Поздние яблоки, 1980Ветка, 1981Рассказ о потерянном фотоальбоме, 1982Жизнь человека, 1983Собрание сочинений в 3 т.

, 1983-84Его опасные пасы, 1984Графин с петухом, 1985Далёкий свет, 1985Поиски себя: Воспоминания, заметки, записи, 1985Зимняя дорога, 1986Жизнь человека, 1988Любовь по переписке, 1988Ещё одно десятилетье. Лирика, 1990Писательский клуб, 1998Женщина за стеной, 2003Поступок, 2005Шёпот. Интимная лирика, 2008Фронтовая лирика, 2010Вернувшийся, 2010

Общественное признание

орден Трудового Красного Знамениорден Отечественной войны II степениорден Дружбы народоворден «Знак Почёта»орден «За заслуги перед Отечеством» IV степенимедаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

»медаль «За взятие Вены»медаль «За укрепление боевого содружества»Государственная премия СССР (1985) — за сборник стихов «Жизнь человека»Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года — за сборник стихотворений «Волнистое стекло»

Отзывы

Только за одну «Я люблю тебя, жизнь!» Константину Яковлевичу можно поставить все памятники, я и его хорошо знал, и супругу его, замечательную поэтессу… прекрасный дуэт скромных и невероятно талантливых людей. Мы дружили семьями, но, что называется, время нас разбросало. Инны не стало, Константин Яковлевич остался один, тяжело переживая уход любимой жены и товарища. Вообще, он удивительный человек, это ж целая плеяда фронтовиков была… Жаль. Но время неумолимо.
— Иосиф Кобзон

Источник: http://www.chistylist.ru/poet/vanshenkin-k-ya

Константин Ваншенкин

     Константин Ваншенкин

Порой стихи случалось мне встречать –
Поэты в них с волненьем говорили,
Что, если б жизнь пришлось прожить опять,
Они б свою дорогу повторили. 

Ну, что же… Сквозь сумятицу годов,
Где дальний гром и тишина скупая,
И я по жизни вновь пройти готов,
Но все ж не так, не в тот же след ступая…..
Константин Ваншенкин

Константин Ваншенкин  – советский и российский поэт, прозаик, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша», «Вальс расставания» и других.

За долгий творческий путь (1951–2010 гг.) у него вышло более трех десятков книг.

Простая и такая близкая обычному человеку философия поистине народных стихотворений позволяет, творчеству поэта оставаться актуальным и по сей день.

Заказать книги в ЧОУНБ

Константин Яковлевич Ваншенкин – родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье заводского инженера-химика Якова Борисовича Ваншенкина и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны Ваншенкиной-Шварц.

Творческий путь Ваншенкина начался довольно рано благодаря родителям, которые очень любили поэзию и привили эту любовь сыну. Маленькому Косте едва исполнилось девять, когда он написал свои первые стихи о полярниках.

После начала Великой Отечественной войны, в 1942 г., Константин Ваншенкин ушел на фронт. В отличие от многих деятелей литературы, он не работал военным корреспондентом, а служил в десантных войсках. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах.

После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлеченный поэзией, перешел в Литературный институт имени А. М. Горького который окончил в 1953 г. Первое стихотворение опубликовал сразу после Великой Отечественной войны, оно посвящалось освобождению Венгрии от фашистских захватчиков.

Во время обучения женился на сокурснице Инне Гофф (автор текста песни «Русское поле»), с которой прожил в браке более 40 лет.

Стихи Константина Ваншенкина довольно быстро набрали популярность, критики также благосклонно приняли их. В 1951 г. вышел его первый сборник – «Песня о часовых».

Совет

Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность.

Затем последовали сборники стихов – «Подарок» (1952), «Лирические стихи» (1953), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (1960).

Как и все поэты военного поколения, Ваншенкин часто обращался в своем творчестве к военной тематике. Поэзия Ваншенкина, простая и незамысловатая по стилю, ясная по мысли и близкая по содержанию лирике «военных» поэтов его поколения.

 Поэт чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия. Эпическая жизнь изображается не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стихотворениях, имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся.

Особенно успешными были, конечно, те стихи Ваншенкина, которые становились текстами песен. Наиболее известны песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала визитной карточкой поэта), «Мы вас подождем…», «За окошком свету мало» (музыка Э. Колмановского), «Женька» (музыка Е.

Жарковского), «Я спешу, извините меня», «Вальс расставания», (музыка Я. Френкеля) и многие другие. Особая судьба сложилась у песни «Алеша» (музыка Э.

Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.

Уже с 1960-х гг, не прекращая писать стихи, Ваншенкин все больше обращался к прозе. В этом виде литературы он не достиг таких высоких успехов, как в поэзии, однако написал целый ряд повестей и рассказов, многие из которых были в той или иной степени автобиографическими.

Обратите внимание

Сборники рассказов «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962) ,«Любовь по переписке» (1988), повести «Большие пожары» о борьбе с огнем в лесах Сибири (1964), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977).

Во всех произведениях ведется повествование о военном поколении, шагнувшем из юности в войну, о сверстниках автора и народном подвиге, о честных и чистых людях, истинной дружбе, подлинном героизме и светлой первой любви.

Особое место в их ряду занимает одна из последних поэтических книг Ваншенкина «Ночное чтение» (1994), в котором остро выражена боль от потери жены, поэтессы Инны Гофф.

Практически вся жизнь Константина Яковлевича прошла в Москве. С 1995 г. Ваншенкин получал специальную пенсию президента Российской Федерации. Скончался 15 декабря 2012 г.,не дожив лишь двух дней до своего восемьдесят седьмого дня рождения. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Последняя книга вышла в печать за два года до смерти поэта, в 2010 г. 

Стихи  Константина Ваншенкина

Я люблю тебя, Жизнь,Что само по себе и не ново,Я люблю тебя, Жизнь,

Я люблю тебя снова и снова.

Вот уж окна зажглись,Я шагаю с работы устало,Я люблю тебя, Жизнь,

И хочу, чтобы лучше ты стала.

Мне немало дано –Ширь земли и равнина морская,Мне известна давно

Бескорыстная дружба мужская. 

В звоне каждого дня,Как я счастлив, что нет мне покоя!Есть любовь у меня,

Жизнь, ты знаешь, что это такое.

Как поют соловьи,Полумрак, поцелуй на рассвете.И вершина любви –

Это чудо великое – дети!

Вновь мы с ними пройдем,Детство, юность, вокзалы, причалы.Будут внуки потом,

Все опять повторится сначала.

Ах, как годы летят,Мы грустим, седину замечая,Жизнь, ты помнишь солдат,

Что погибли, тебя защищая?

Так ликуй и вершисьВ трубных звуках весеннего гимна!Я люблю тебя, Жизнь,И надеюсь, что это взаимно!

Едва вернулся я домой,Как мне сейчас же рассказалиО том, что друг любимый мой

Убит на горном перевале.

Я вспомнил длинный ряд могил(Удел солдат неодинаков!),Сказал: – Хороший парень был,–

При этом даже не заплакав.

И, видно, кто-то посчитал,Что у меня на сердце холодИ что я слишком взрослым стал…Нет, просто был я слишком молод.

Ты добрая, конечно, а не злая, И, только не подумавши сперва, Меня обидеть вовсе не желая, Ты говоришь обидные слова.Но остается горестная метка, – Так на тропинке узенькой, в лесу, Товарищем оттянутая ветка Бывает, вдруг ударит по лицу.

Зимний лес! От края и до краяОн застыл смолистою стеной,Сердце беспокойное смущая

Неправдоподобной тишиной.

Он меня гнетет своим величьем,Полным отрешеньем от всегоИ высокомерным безразличьем

Читайте также:  Краткая биография гранин

К жизни за пределами его.

Будто нет веселого сияньяГородов, затерянных вдали,Будто нет ни счастья, ни страданья,

Будто нет вращения Земли.

Важно

Лишь порой взлетает ворон круто,Потревожив царственную ель,И бушует целую минутуМаленькая тихая метель.

Читайте в Публичке!

Ваншенкин, К. Я. Собрание сочинений : в 3 т. / К. Я. Ваншенкин. – Москва : Худож. лит., 1983.

Источник: http://chelreglib.ru/ru/pages/about/lityear/litcalendar/december/Konstantin_Vanshenkin/

Ваншенкин Константин Яковлевич

Ваншенкин Константин Яковлевич (р. 1925 г.) — российский поэт, лауреат государственных премий СССР 1985 года и РФ 2001 года (Первую премию Ваншенкин получил за поэму «Жизнь человека», а вторую — за поэтический сборник « Волнистое стекло».

) Для поэтического творчества Ваншенкина характерны темы воспоминания о войне, размышления о долге каждого человека перед своей страной и временем, а также тема красоты родной природы.

Основные сборники: «Повороты света», «Поездка к другу», «Дорожный знак», «Ветка» и «Примета».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 45.

Ваншенкин Константин Яковлевич [17.12.1925, Москва] — поэт, прозаик.

Родился в семье инженера. 17-летним ушел в армию, служил в воздушно-десантных войсках, воевал на 2-м и 3-м Украинских фронтах.

В 1953 окончил Литературный институт им. М.Горького. Первый сборник стихов «Песня о часовых» вышел в 1951, в 2005 вышел сборник стихов «Поступок».

Из последующих книг: «Подарок» (1952), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (I960), «Окна» (1962), «Повороты света» (1965), «Другу: Стихотворения, положенные на музыку» (1965), «Соловьиный коридор» (1967), «Опыт» (1968), «Станция» (1970), «Прикосновенье: Стихи о женщине, о любви» (1972; 3-е изд., доп.

1984), «Характер» (1973), «Дорожный знак» (1977), «Поздние яблоки» (1980), «Десятилетье» (1980), «Ветка» (1981), «Жизнь человека» (1983), «Примета» (1987), «Еще одно десятилетье» (1990), «Музыка из окна» (1991), «Ночное чтение» (1994).

Совет

Проза Ваншенкина представлена в сборнике «Как соловей лета» (1975), «Повести и рассказы» (1976), «Воспоминание о спорте» (1978), «Рассказ о потерянном фотоальбоме» (1985), «Графин с петухом» (1985); литературно-критические статьи, воспоминания о писателях, композиторах и артистах в книгах «Непонятливая Лика» (1966), «Наброски к роману» (1973), «Лица и голоса» (1978), «Поиски себя» (1985), «Зимняя дорога» (1986).

Основные темы творчества Ваншенкина обозначены в популярной песне на его стихи (музыка Э. Колмановского) — «Я люблю тебя, Жизнь…» (1956). Ваншенкин чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия. Лирика Ваншенкина весьма своеобразна: в ней нет безраздельного господства субъективных чувств, нет лирического эгоцентризма, она весьма чутка к жизни других людей и их переживаниям, т.е. к эпическому миру, а также к миру природы. Эпическая жизнь изображается поэтом не в больших событиях, а в повседневных эпизодах, не в монументальных повествовательных произведениях, а в коротких стих., имеющих характер бытовых зарисовок. Даже жизнь у смерти на краю описывается им как нечто будничное, хотя и навсегда запоминающееся. В стихотворении «Земли потрескавшейся корка…» (1952) поэт рассказал, как он со своим другом закуривал на передовой: «Слепил цигарку я прилежно / И чиркнул спичкой раз и два. / А он сказал мне безмятежно: / — Ты сам прикуривай сперва… / От ветра заслонясь умело, / Я отступил на шаг всего, / Но пуля, что в меня летела, / Попала в друга моего».

Лирика Ваншенкина строго реалистична, она близка к реалистической лирике И. Бунина, М.Исаковского, А.Твардовского и Я.Смелякова. Влияние Бунина больше всего чувствуется в пейзажной лирике Ваншенкина, Исаковского — в песнях, Твардовского и Смелякова — в изображении текущей повседневности и в портретных зарисовках современников. Как реалисту Ваншенкину чуждо все иррациональное, мистическое, демоническое, исключительное; он стремится запечатлеть только то, что стало явленным, доступным непосредственному наблюдению и восприятию, достаточно определенно оформившимся и закрепленным в психологии человека и обстоятельствах повседневной жизни. В его лирике прозаические стороны жизни не противопоставлены резко ее поэтическим граням, сама жизнь — ее смыслу. Поэт, конечно, видит, что качества жизни неодинаковы, разнообразны и диалектически противоречивы, но он не драматизирует их, не разрывает их визуальных связей, не подчеркивает их контрастность, а стремится в первую очередь выявить в них то, что их объединяет, делает благоприятными для человека. Даже смерть — это часть жизни, залог ее постоянного обновления. Не случайно в книге стихов «Дорожный знак», например, где поэт постоянно обращается к невозвратимым утратам военной поры («Курсанты», «Баллада о последнем», «Больничная баллада», «Это правда», «Сверстники» и др.), много лирических размышлений о детях, о новом поколении («Новое поколение», «Одиночество ребенка», «Детский рисунок», «В детстве», «Дети в цирке», «Облака, мосты…», «Эти дети»). Взаимодействие темы детства с темой военных утрат композиционно связывает эту книгу стихов, подчеркивая диалектическую неразрывность прошлого, настоящего и будущего, жизни и смерти.

Немалое место в лирике Ваншенкина занимают пейзажные стихи. Здесь представлен весь природный цикл. В стихотворении «Листопады и дожди.» (1975) сравнение чистой, быть может, родниковой, готовой вот-вот покрыться льдом воды с темечком младенца оказывается настолько выразительным, что оно дает возможность почувствовать живой, родственный человеческому, пульс матери-природы, пульс затихающий, уходящий куда-то в глубину, но напоминающий своим упорным трепетанием, исходящим из глубины, о неизбежности возрождения к новой жизни. В стихотвороении «Естественно развитие плода…» (1974) поэт подчеркивает, что жизнь души и искусства, развиваясь по законам природы, не должна испытывать на себе даже малейшего насилия, мешающего ее росту: «Естественно развитие плода, / Души, строки, пульсирующей живо. / Конечно, это требует труда, / Но только без малейшего нажима. / Не стоит разворачивать бутон, / Как зачастую делают на рынке. / Он сам легко раскроется потом, / Отряхивая круглые росинки».

Видное место в лирике Ваншенкина занимают песни. Кроме знаменитой «Я люблю тебя, Жизнь…», им написаны известные песни «Мы вас подождем…» и «За окошком свету мало» (музыка в обоих случаях Э.Колмановского), «Женька» (музыка Е.Жарковского), «Я спешу, извините меня» (музыка Я.Френкеля) и многие другие. Особая доля оказалась у песни «Алеша» (музыка Э.Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.

Большой интерес представляют статьи и заметки Ваншенкина о поэзии, его воспоминания о старших товарищах и наставниках (Твардовском, Исаковском, Смелякове, Антокольском, Мартынове, Рыленкове, Бернесе и др.) и литературных сверстниках (М.Луконине, С.Гудзенко, А.Фатьянове, С.Орлове, В.Быкове, Е.Винокурове и др.).

Многоликая поэзия Ваншенкина всегда пронизана раздумчивой философической нотой: «И единственной мыслью беспечной / Каждый душу залечивать рад,— / Что лежит еще день бесконечный / Между вами, восход и закат».

М.Ф. Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 331-332.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные стихотворения: в 2 т. М., 1975;

СС: в 3 т. М., 1983-84;

Далекий свет: Лирика. М., 1985;

Из книги воспоминаний: О В.Некрасове, К.Кулиеве, Ф.Абрамове // Октябрь. 1988.

№8;

Не все так просто: По поводу статьи Владимира Корнилова «И холоп и пророк». О стихах М.Исаковского // Литературная газета. 1995. 22 февр. №8.;

Его песни поют все без исключения. Сто лет назад родился М.В.Исаковский // Литературная газета. 2000.

19-25 янв. № 3;

В мое время // Знамя. 1999. № 3; 2000. №11.

Литература:

Винокуров Е. Сила конкретности // Литературная газета. 1959. 10 дек. № 151;

Филиппова Л. Чувство перспективы // День поэзии. М., 1971;

Лавлинский Л. Красота лаконизма: Константин Ваншенкин // Лавлинский Л. Не оставляя линии огня. М., 1975;

Залин С. «Мы вышли из войны»: Штрихи к портрету Константина Ваншенкина // Литературная газета. 1975. 15 окт. №42;

Пьяных М. «Я люблю тебя, Жизнь» // Звезда. 1978. №5;

Михайлов Ал. Константин Ваншенкин: Очерк поэзии. М., 1979;

Урбан А. Общая со многими судьба: Константин Ваншенкин // Урбан А. В настоящем времени. Л., 1984;

Обратите внимание

Евтушенко Е. Скромное бессмертие Константина Ваншенкина // Литературная газета. 1995. 22 марта. №12.

Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_we/vanshenkin.php

Константин Ваншенкин

Родился в семье инженера Якова Ваншенкина и его жены Фаины Давыдовны (1902—1980). В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт.

После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт (окончил в 1953 году). В этом же году вступил в КПСС.

Первое стихотворение опубликовал сразу после Великой Отечественной войны, оно посвящалось освобождению Венгрии от фашистских захватчиков.

Его женой стала Инна Гофф — сокурсница по Литинституту, писательница, автор знаменитой песни «Русское поле». Они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу, и внучку Екатерину, публикации которой можно увидеть в Интернете.

Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель. Эпизодически приходилось работать с Евгением Жарковским, Валентином Левашовым, Аркадием Островским.

Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».

Важно

Александр Твардовский в 1957 году охарактеризовал Ваншенкина как способнейшего из современников, предупредив тогда же, однако, об опасности для поэта одинаковым образом реагировать на все жизненные явления.

С начала 1960-х гг. писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др.

Книги

  • Песня о часовых, 1951
  • Надпись на книге, 1960
  • Окна, 1962
  • Армейская юность, 1964
  • Другу, 1965
  • Соловьиный коридор, 1967
  • Избранное, 1969
  • Прикосновение, 1972
  • Характер, 1973
  • Наброски к роману. Статьи, 1973
  • Избранные произведения в 2 т., 1975
  • Лица и голоса, 1978
  • Повести и рассказы, 1976
  • Дорожный знак, 1977
  • Десятилетье, 1980
  • Поздние яблоки, 1980
  • Ветка, 1981
  • Рассказ о потерянном фотоальбоме, 1982
  • Жизнь человека, 1983
  • Собрание сочинений в 3 т., 1983-84
  • Графин с петухом, 1985
  • Далёкий свет, 1985
  • Поиски себя: Воспоминания, заметки, записи, 1985
  • Зимняя дорога, 1986
  • Жизнь человека, 1988
  • Любовь по переписке, 1988
  • Писательский клуб, 1998
  • Женщина за стеной, 2003
  • Шёпот. Интимная лирика, 2008

Библиография

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Васькин А. А. Неожиданный Ваншенкин//Литературная газета, 2008, № 19.

Источник: http://people-archive.ru/character/konstantin-vanshenkin

Издательство «ДОЛЯ»

(17 декабря 1925 —
15 декабря 2012)

Ваншенкин Константин Яковлевич — советский и российский поэт,
прозаик, автор знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Вальс
расставания» и др.

Родился в семье заводского инженера Якова Ваншенкина, семья часто
переезжала и жила при заводах в средней полосе России, в Сибири. В семье любили
поэзию и часто читали стихи.

Благодаря этому Ваншенкин начал писать стихи с
самого детства. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках, о
героях гражданской войны. В 1942 году из десятого класса был призван в
воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских
фронтах.

Во время войны Ваншенкин стихов не писал, но уже в конце войны, в
Венгрии снова вернулся к своему увлечению. Демобилизовался в конце сорок
шестого года в звании гвардии сержанта. Поступил в геологоразведочный институт,
но проучился там только один год, увлечённый поэзией Ваншенкин перешёл в
Литературный институт, который окончил в 1953 году.

Во время учебы в институте
Ваншенкин женился. Его женой стала Инна Гофф — сокурсница по Литинституту,
писательница, автор знаменитой песни «Русское поле». Они вырастили дочь Галину,
ныне известную художницу, и внучку Екатерину, публикации которой можно увидеть
в Интернете.

Читайте также:  Краткая биография фонвизин

Первые стихи Ваншенкин опубликовал в 1948 году, а первая книга
«Песня о часовых» вышла через три года и была тепло встречена критикой. Одновременно
с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое
получило весьма широкое распространение и известность.

Затем последовали
сборники стихов – «Подарок» (1952), «Лирические стихи» (1953), «Портрет друга»
(1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба: Стихи» (1960).
Поэзия Ваншенкина, простая и незамысловатая по стилю, ясная по мысли и близкая
по содержанию лирике «военных» поэтов его поколения (Е.Винокурова, С.Гудзенко, М.Дудина, Ю.Друниной и других). 

Совет

Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами
музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель. Эпизодически
приходилось работать с Евгением Жарковским, Валентином Левашовым, Аркадием
Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она
стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как
провожают пароходы». 

Позднее Ваншенкин обратился также и к прозе.

Сборники рассказов
«Армейская юность» (1960), «Любовь по переписке» (1988), повести «Большие пожары»
(1964, о борьбе с огнем в лесах Сибири), «Во второй половине дня» (1966),
«Воспоминания о спорте» (1977), дающие, в частности, живые портреты известных
писателей. Особое место в их ряду занимает его жена, поэтесса  Инна Гофф, боль утраты
которой остро выражена в одной из последних поэтических книг Ваншенкина –
«Ночное чтение» (1994). 

Константин Ваншенкин также автор книги заметок о мастерстве поэта
«Непонятливая Лика» (1996).

Он не дожил до своего 87-летия двух дней. Скончался 15 декабря 2012 года.

Стихи поэта на нашем сайте:

http://vbasyrovdola.ucoz.ru/index/konstantin_vanshenkin_stikhi/0-219

 

Источник: http://vbasyrovdola.ucoz.ru/index/konstantin_vanshenkin_biografija/0-218

Константин Ваншенкин — Художники

Здесь можно скачать бесплатно «Константин Ваншенкин — Художники» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Известия, год 1984.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Художники» читать бесплатно онлайн.

Книга прозы известного советского поэта Константина Ваншенкина рассказывает о военном поколении, шагнувшем из юности в войну, о сверстниках автора, о народном подвиге. Эта книга – о честных и чистых людях, об истинной дружбе, о подлинном героизме, о светлой первой любви.

Константин Яковлевич Ваншенкин

Художники

Душным июльским вечером, ожидая электричку на людной московской платформе и потом с усилием втискиваясь в вагон, художник Сергей Попов остро вспомнил – и острота эта все не отпускала, – как когда-то ротный послал его в Москву к женщине – он сказал: к сестре – с продуктами.

Часть формировалась на маленькой станции, по этой же дороге, и вот-вот должна была сниматься с места. Ротный не мог отлучиться и послал единственного москвича. Вещмешок был запакован намертво, удобно лежал на спине, и Сергей отдал его с некоторым сожалением, только остались торопливые слова благодарности и взгляд испуганных молодых глаз.

До дома было отсюда порядочно, и он не стал терять времени: мать приезжала к нему прощаться накануне.

Молодой и голодный, он стоял на платформе в полном, без единого огонька, мраке, из которого неожиданно выплыл тоже темный состав. Люди цеплялись на ходу, стараясь захватить место.

Когда его внесло внутрь, вагон был уже полон, но долго не отправляли, и народу все прибывало. И на каждой станции садилось больше, чем выходило.

Обратите внимание

Потом остановились в поле, и люди в тесно набитом темном вагоне молча слушали отдаленные взрывы и где-то рядом скорострельную зенитную пальбу.

Попов, конечно, и раньше не раз вспоминал все это, но от многочисленных повторений ощущение постепенно стерлось, размазалось. А сейчас он даже не вспомнил об этом, сейчас он это увидел и почувствовал.

Так получилось. Летом он бывал в городе только при крайней необходимости. Сегодня нужно было срочно сдать портрет маршала Толбухина, выполненный для музея окружного Дома офицеров.

Все прошло нормально, как говорит его сын Витя, а затем на раскаленной московской улице Попов, уже слегка обремененный несколькими необязательными покупками, встретил Игоря Метелина.

И тоже – они частенько видались на выставках и на собраниях, а здесь оба как бы придали особое значение этой встрече, остановились, обрадовались. Вскоре они уже сидели в полупустом зале большого ресторана, где Игоря знали и были поэтому довольно внимательны, – и пили вино, лучшее, что нашлось, – каберне.

Игорь мимоходом разъяснил, что в принципе вино это зимнее и, как все красные, хорошо чуть подогретым, к мясу, а летом приняты сухие, охлажденные («Знаешь, в запотевших бутылках!») белые вина. Попов в этих тонкостях не разбирался, ну, а Игорь – он во всем был дока.

И сейчас Сергей, улыбаясь, смотрел на него, с удовольствием отмечал его изящество и осанку.

Они вместе учились, сразу после войны, и хотя Сергей жил дома, а Игорь в общежитии, были неосознанно близки друг другу, – оба мальчиками ушли на фронт, да и вернулись совсем молодыми. Тогда ничего еще в них окончательно не устоялось, их связывала только одинаковость их судьбы. Время было голодное, но радостное.

Важно

И еще сидело в крови ощущение, что нужно чего-то добиться, самому, своими руками. Процветал жанр. «Пресловутый жанр», – говорил Дударов, их профессор Дударов, Петр Григорьевич, которого они за глаза любовно называли «Петя», он и сейчас преподает в их институте.

«Нужно видеть общо, – учил он, – а у вас литература!» Все так, но, что ни говорите, перед «Письмом с фронта» толпы стояли.

А Игорь Метелин был прирожденный график, работал изящно, легко. Он был уверен, что время его придет. Теперь он вместе со стариком Дударовым преподавал в их институте, студенты его обожали за его работу, за повадку и язык.

Попов всегда угадывал его руку и, встречая в салоне эстамп или беря книгу, называл художника, не глядя на подпись, слегка гордясь, что это его однокашник и друг.

А старик Дударов и сейчас ворчал: «Французисто!» или «Среднеевропейский стандарт».

По правде говоря, не такой уж и стандарт!

Они сидели в полупустом ресторане, болтая о чем попало, как два близких человека, довольные лишь присутствием друг друга. И они к тому же помнили, какой снаружи зной.

Как много сильных впечатлений
Еще душе недостает!

– подчеркнуто произнес Игорь, рассматривая на свет бокал с вином.

– Это кто написал?

– Одоевский. Декабрист.

– «Во глубине сибирских руд»? – уточнил Сергей.

– Нет, то Пушкин. А этот – ответ. «Струн вещих пламенные звуки».

– Да, да! – обрадовался Попов. – Помню. Еще в школе. Но вообще-то, знаешь, если к нам применить, сильных впечатлений было порядочно.

– Были, – согласился Игорь и, вытянув шею, при* близил к нему лицо: – Слушай, Серега, а ведь лучшее в нашей жизни все уже было.

– Так, значит, считаешь? – спросил серьезно Попов. – Так ставишь вопрос?

– Да брось ты дурака валять. Послушай. Юность была какая! Война. За Родину воевали. Друзья были какие! Женщины какие нас любили! И работа по душе, и успех мы знали. И дети есть. Судьба есть.

– Считаешь, уже всё?

– Да не все, но главное уже было.

– Не удивил, – сказал Попов, подумав. – К нашему возрасту надо же что-то сделать, чтобы основное уже было. Это нормально. Вопрос: есть ли у нас, у меня, к примеру, ядро это?

Ему вдруг ужасно жалко стало себя, растраченных дней, он поразился своей разболтанности, лени, хотя всегда считал себя работником.

– Работать надо, – сказал он жестко. – Вот это верно. Как нам старик Петя всегда говорил? «Поталантливей, ребята, поталантливей!» Ну, давай выпьем этой кислятины.

Они чокнулись краешками тяжелых бокалов, отпили, и Сергей, неожиданно для самого себя завладев разговором, продолжал:

– Это ты верно говоришь, нужно успеть побольше. Жизнь-то не ждет. Пускай ты сделал уже что-то, надо еще, и получше. Надо пользоваться тем, что не погибли, не умерли, а живем, надо же это оправдывать.

У меня на даче, за забором, Сенька Глухов, вот у них дед, семьдесят семь годов, крепкий дед, дай ему бог здоровья.

Совет

Вот слышу, говорит внуку, а внуку младшему десять лет, – ох-хо-хо, говорит, тебе жить, а я, говорит, уже на финише.

– Телевизора насмотрелся, – вставил Игорь. – С Олимпиады.

– Да. Ты, говорит, когда жениться станешь, из меня уже береза вырастет. А пацан стоит, глазами хлопает, не знает, что сказать. Ну, зло меня взяло. Что ты ноешь! Ты ведь, думаю, в более выгодном положении. Живи еще двадцать лет, на здоровье, но ты ведь жизнь прожил, а это прекрасно. Все у тебя было, А с ним еще неизвестно что будет. Может, он завтра умрет или утонет, ничего не испытав.

– Верно, – согласился Игорь. – Со временем нас волнует не кто раньше или позже помер, а кто сколько жил. Возьми Васильева Федора. Восемьсот пятьдесят тире семьдесят три.

Двадцать три годочка, всего-то навсего! А, скажем, Илья Ефимович? Посмотришь в словаре, – ага, значит, восемьсот сорок четыре и девятьсот тридцать. Прикидываешь машинально – восемьдесят шесть, так? И сердце радо.

А кто раньше, кто позже – это дело второе, так уж устроено.

Сергей посмотрел на худощавое, такое дорогое для него сейчас лицо Игоря и негромко спросил:

– А мою дипломную работу помнишь?

– Конечно, – удивился Игорь. – И захочешь забыть – не дадут. Каждый год какой-нибудь журнал воспроизводит. Но я и без этого помню. И «Стучат?» тоже.

Да, все есть, выставки, имя приличное. Но все-таки всерьез остались две картины. И первая – как сейчас ни удивительно – это его диплом.

Он ее задумал давно, на втором курсе, но не торопился, сдерживал себя, чувствовал, что это будет не рядовая работа. Она подолгу стояла у него перед глазами – каждый раз по-другому, не так. Там были две фигуры – молодая женщина и солдат.

Солдатом он твердо решил написать по памяти Колю Ермачкова, погибшего в самом конце войны в Чехословакии, чтобы Коля остался жить хотя бы на его холсте. Женщину он бы мог написать из головы, но у них было принято обязательно писать с натуры, и самому хотелось, чтобы вышло подостоверней.

Институтские натурщицы, которых они без конца писали и рисовали на занятиях, в различных постановках, явно не годились. Он присматривался к девчонкам со своего и с других курсов, к соседкам по двору, но подходящей не было. Можно было писать ту или другую, но не находилось безусловной, единственной.

Он раньше читал о мучительных поисках художниками натуры, но как-то не принимал этого вполне всерьез. Сейчас это занимало и задевало его все более.

Обратите внимание

В тот счастливый январский день, в воскресенье, он ехал в гости. Проезд в трамвае стоил еще пятнадцать копеек. Вагон был насквозь проморожен, жутко скрипел, на окнах пророс густой мохнатый иней, а с улицы сквозь него пробивалось солнце.

Лютые, прочные стояли тогда зимы. Или просто мы были скверно одеты? Англичане говорят: «Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда». Он был в шинели, на брюках латки.

Мать исхитрялась ставить их так здорово, что они были почти незаметны, не то что теперешние кожаные заплаты на Витькиных джинсах.

Он не видел, как она вошла. Обернулся – она уже стояла на площадке.

Сперва она ничем его не поразила. На ней была беличья шубка, а руки спрятаны в беличьей муфте, – сейчас такие почти не носят.

Источник: https://www.libfox.ru/100043-konstantin-vanshenkin-hudozhniki.html

Ссылка на основную публикацию