Вознесенский Андрей Андреевич краткая биография
Дата рождения: 12 мая 1933 года.Дата смерти: 1 июня 2010 года.Место рождения: Москва, СССР.
Вознесенский Андрей Андреевич – поэт Советской России. Так же Андрей Вознесенский известен как публицист.
Андрей появился на свет в столице СССР в семье интеллигентов. Его отец, Андрей Николаевич, был занят в строительстве гидроэлектростанций и был профессором. А мама, Антонина Сергеевна, занималась домом и имела в роду священнослужителей. Ее предки были родом из Владимирской области.Именно под Владимиром и провел Андрей почти все свое детство.
С началом Отечественной войны мальчик с матерью были отправлены в Курган в эвакуацию. Там мальчик пошел в школу, откуда помнит только хорошее отношение ко всем детям. После окончания войны семья вернулась в столицу, и подросток закончил уже московскую школу. Затем он отправился получать высшее образование в институт архитектуры.
Но перед этим, совсем подростком осмелился отправить свои лучшие на тот момент стихи самому Б.Пастернаку. Наверное, с этого самого момента и завязалась их дружба. С тех пор Андрей стал регулярно писать стихотворения, и делал это в абсолютно новом стиле. Вскоре его несколько произведений были опубликованы. Вскоре стихотворений накопилось на целый сборник, который был издан во Владимире.
После того, как стихи дошли до власть предержащих, пришла команда уничтожить все изданные книги. Редактор была немедленно уволена, так как стихи не отражали тех принципов, которые насаждались повсеместно в то время.Следующий сборник мгновенно после выпуска стал редкостью, но поэт уже стал известен и довольно часто выступал на разнообразных поэтических вечерах.
Особенно удавались такие встречи в Политехническом музее.Казалось, что общество разделилось на тех, кто принимает стихи поэта, и того, кто против его творчества. Это подстегивало Андрея к созданию новых и новых произведений. Тем более, он был не один, с ним в одно время творили Ахмадуллина, Евтушенко.
Вскоре все в очередной раз поменялось, и поэт стал издаваться, выступать на ТВ и даже удостоился премии. Правда, продолжал печатать произведения, которые не проходили цензуру.Увлекался автор и архитектурой – так, он создал концепцию памятника «Дружба навеки», а воплотил ее уже скульптор.
Поэт вел активную жизнь, был знаком с множеством знаковых людей как за рубежом (Сартр, Пикассо), так и в СССР. Он стал автором слов, на которые были создан любимые до сих пор песни. Наверное, самым его известным творением в музыкальной сфере является текст к «Миллиону алых роз». В ее основу легла легенда о безответной любви художника Пиросманишвили к одной из французских актрис.
Создавал автор и более крупные формы –так, он был одним из создателей «Юноны и Авось».Трудился поэт в небезызвестном Переделкино, где в честь Пастернака дважды в год устраивал чтения. Скончался автор в 2010 году, перенеся повторный инсульт, который и оказался фатальным.
Достижения Андрея Вознесенского:
• Входил в известную плеяду поэтов-шестидесятников• Автор восьми поэм и более сорока поэтических сборников
Даты из биографии Андрея Вознесенского:
• 1933 г. появился на свет• 1941 г. пошел в школу г. Кургана• 1957 г. завершил обучение в Архитектурном институте• 1958 г. первая публикация стихотворений• 1959 г. издание первого сборника• 1960 г. выход «Параболы», ставшей библиографическим раритетом• 1963 г. поездка и выступление в Париже• 1978 г. получил Госпремию СССР• 1981 г. выход книги «Безотчетное»• 2006 г. перенес инсульт
• 2010 г. скончалсяСейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:} ActionTeaser.ru – тизерная реклама ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat5top.ru/biografii/507-voznesenskij-andrej-andreevich-kratkaya-biografiya
Андрей Вознесенский – биография, информация, личная жизнь
Андрей Андреевич Вознесенский. Родился 12 мая 1933 года в Москве – умер 1 июня 2010 года в Москве. Русский поэт, публицист, художник, архитектор.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Отец – Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.
Мать – Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина, была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.
В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».
После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт.
Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.
Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов – Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).
Первый сборник Вознесенского – «Мозаика» – был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж.
Второй сборник – «Парабола» – вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью.
Одно из лучших стихотворений этого периода – «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, – было обвинено в формализме.
Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности.
Это неприятие выражалось и в стихах – например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961 (Он сменною модой недельной / когда-то пленял молодёжь.
/ Так что ж ты, цветок рукодельный, / сегодня не модно цветёшь?) или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963 (Им служат оружьем трясучие джазы / И разный заморский абстрактный бред. / У них, говорят, появился даже / Собственный свой популярный поэт…).
На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, – и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша». В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике.
Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!».
Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, – например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами: “Слушай Же Не ке ге бе Ву Па Не ке ге бе Ву Понимаешь Ты Же”, – намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.
Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 – Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 – США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 – Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 – Франция; 1967, 1977, 1983 – ФРГ; 1971 – Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 – Великобритания; 1973 – Австралия; 1968 – Болгария; 1981 – Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках: «Я Мэрлин, Мэрлин. / Я героиня / Самоубийства и героина».
Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.
В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).
Вознесенский – автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З. Церетели.
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.
На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на “бис”» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе.
С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «”Юнона” и “Авось”», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981-м Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены.
Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».
Жил и работал в подмосковном Переделкине, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».
Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.
Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Смерть наступила от интоксикации, непроходимости кишечника.
Вознесенский умер на руках у жены Зои Богуславской, перед смертью шептал стихи. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ.
Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.
Личная жизнь Андрея Вознесенского:
46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.
Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская
Поэмы Андрея Вознесенского:
1959 – Мастера
1964 – Оза
1972 – Авось
1977 – Вечное мясо
1979 – Андрей Полисадов
1986 – Ров
1993 – Россия воскресе
Песни на стихи Андрея Вознесенского:
«Алло» (музыка – Михаил Литвин, исполнители – группа «Рондо»);
«Анафема» (музыка – Валерий Ярушин, исполнители – ансамбль «Ариэль»);
«Апрель» (музыка – Евгений Мартынов, исполнитель – Евгений Мартынов);
«Благодарю» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«В мире друзей» (музыка – Евгений Клячкин, исполнитель – Евгений Клячкин);
«В моей стране» (музыка – Дмитрий Варшавский, исполнители – группа «Чёрный кофе»);
«В моей стране» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Вальс при свечах» (музыка – Оскар Фельцман, исполнитель – Мария Пахоменко);
«Вальс при свечах» (музыка и исполнитель – Сергей Никитин);
«Вальс при свечах» (музыка – Сергей Бальцер, исполнитель – Сергей Бальцер);
«Вальс при свечах» (музыка – Вячеслав Малежик, исполнитель – Вячеслав Малежик);
«Верни мне музыку» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – София Ротару. Песню также исполняли Карел Готт, Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Раиса Мкртчян, Тамара Гвердцители, Филипп Киркоров);
«Верую в тебя» (музыка и исполнитель – Евгений Мартынов);
«Где ваша могила?» (музыка – Альфред Шнитке, исполнитель – Валерий Золотухин);
«Год любви» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев);
«Голая богиня» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Дальняя песня» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – ВИА «Весёлые ребята»);
«Два стрижа» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Ольга Пирагс, также исполняла Алла Пугачёва);
«Двенадцать дней» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Абдулов);
«Дуэт» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Айя Кукуле);
«Загляжусь ли на поезд» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Запомни этот миг» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«Затмение сердца» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«И в твоей стране» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Исповедь» (музыка – Валерий Пак, исполнитель – Валерий Пак);
«Исповедь мореплавателя» (музыка – А. Иосифов, исполнитель – Йорданка Христова);
«Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка – Оскар Фельцман, первые исполнители – ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко);
«Любовь бросить невозможно» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян);
«Москва-река» (музыка – Арно Бабаджанян, исполнитель – Людмила Зыкина);
«Меняю» (музыка – Виктор Резников, исполнители – Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»);
«Миллион алых роз» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Алла Пугачёва);
«Милый мой друг» (музыка – Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель – Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин);
«Муза» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Валерий Леонтьев);
«Муравей» (музыка – Дмитрий Бикчентаев, исполнитель – Дмитрий Бикчентаев);
«Над пашней сумерки не резки» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«Начни сначала» (музыка – Евгений Мартынов, первый исполнитель – Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару);
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не забудь» (музыка – Виктор Резников, исполнители – бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»);
«Не исчезай» (музыка – Микаэл Таривердиев, первый исполнитель – Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко);
«Не трожь человека, деревце» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Новые московские сиртаки» (музыка – Олег Нестеров, исполнители – группа «Мегаполис»);
«Ностальгия» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнители – трио «Меридиан»);
«Ностальгия по настоящему» (музыка – Стас Намин, исполнители – группа Стаса Намина);
«Особый друг» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – София Ротару);
«Ода сплетникам» (музыка – Владимир Высоцкий, исполнитель – Владимир Высоцкий);
«Памяти поэта» (музыка – Давид Тухманов, первый исполнитель – Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Парижский снег» (музыка – Арно Бабаджанян, исполнитель – Ара Бабаджанян);
«Певец» (музыка – Вадим Байков, исполнитель – Вадим Байков);
«Первый лёд» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – ВИА «Весёлые ребята»);
«Песня акына» (музыка – Владимир Высоцкий, исполнитель – Владимир Высоцкий);
«Песня на „бис“» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Алла Пугачёва);
«Песчаный человек» (музыка – Давид Тухманов, исполнители – группа «Электроклуб»);
«Плачет девочка в автомате» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – Нина Дорда, ВИА «Весёлые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин);
«Подберу музыку» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Яак Йоала, также исполняли Александр Малинин, Валерий Меладзе, Руслан Алехно);
«Полюбите пианиста» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев);
«Пушинка белая» (музыка – Арно Бабаджанян, первый исполнитель – Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко);
«Разлука» (музыка – Оскар Фельцман, исполнители – ВИА «Весёлые ребята»);
«Ресторан качается» (музыка – Игорь Николаев, исполнитель – Александр Кальянов);
«Свадебная цыганочка» (музыка – В. Кеслер, исполнитель – Юрий Богатиков);
«Свеча» (музыка – А. Иосифов, исполнитель – Йорданка Христова);
«Свисаю с вагонной площадки» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Севернее всех» (музыка – Александра Пахмутова, исполнитель – Лев Лещенко);
«Сидишь беременная, бледная» (музыка – Евгений Клячкин, исполнитель – Евгений Клячкин);
«Скрипка Паганини» (музыка – Карел Сво́бода, З. Боровец), исполнитель – Карел Готт);
«Снег в октябре» (музыка – Сергей Бальцер, первый исполнитель – Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний – под названием «Снежное сожаление»));
«Старый Новый Год» (музыка – Стас Намин, исполнители – группа Стаса Намина);
«Старый Новый Год» (музыка – Дмитрий Бикчентаев, исполнитель – Дмитрий Бикчентаев);
«Танец на барабане» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк);
«Такое же» (музыка – Виктор Резников, исполнитель – Виктор Резников);
«Тишины хочу» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Ты меня не оставляй» (музыка – Раймонд Паулс, первый исполнитель – Валентина Легкоступова, также исполняла Алла Пугачёва);
«Убил я поэму» (музыка – Микаэл Таривердиев, исполнитель – Микаэл Таривердиев);
«Улетаешь, милый…» (музыка – Мишель Легран, исполняет Людмила Сенчина);
«Человек-магнитофон» (музыка – Раймонд Паулс, исполнитель – Валерий Леонтьев);
«Человек породы Сенбернар» (музыка – Владимир Мигуля, исполнитель – Михаил Боярский);
«Шарф мой, Париж мой» (музыка – Михаил Барашев, исполнитель – ансамбль «So-Net»);
«Я – Гойя» (музыка – Александр Градский, исполнитель – Александр Градский);
«Я друга жду» (музыка – Юрий Чернавский, исполнитель – Михаил Боярский);
«Я тебя никогда не забуду» (музыка – Алексей Рыбников, первый исполнитель – Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов);
Рок-опера «”Юнона” и “Авось”» (музыка – Алексей Рыбников);
«90%» (музыка – Арам Манукян, исполнители – Арам Манукян и рок-дуэт «Hay Lao»)
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Voznesenskiy_Andrey.php
Андрей Андреевич Вознесенский. Биография Вознесенского Андрея
Кто бы мог подумать, что имя обычного столичного мальчугана, в мае 1933 г. родившегося в семье инженера-гидротехника, станет известным не только читающей публике столицы, но и всем любителям российской поэзии. Мелодию стихотворной речи Андрей Андреевич Вознесенский познал еще в детстве, но впервые выложил свои стихи на суд публики в возрасте четырнадцати лет.
Первые свои творения он отправил по почте Борису Пастернаку, решив услышать из уст безмерно любимого и уважаемого им поэта всю правду о своих первых поэтических опытах. Пастернаку понравились стихи подростка, он сумел увидеть в его первых робких стихотворных попытках неизбитые рифмы и самобытный слог. Встреча и дальнейшие дружеские отношения с Пастернаком оказали на жизнь Вознесенского А.А.
сильное влияние.
Выбрав для продолжения образования учебу в архитектурном институте, юноша в 1957 г. покидает стены этого учебного заведения, получив профессию архитектора, но чувствуя в душе неудержимую тягу к рифме.
Творческий путь Андрея Андреевича Вознесенского начался с публикаций его стихов в периодических печатных изданиях в 1958 г.
В то время были очень популярны поэтические вечера и встречи, особенным вниманием любителей поэзии пользовались те из них, что проходили в стенах Политехнического музея, где целое созвездие молодых поэтов блистало на публике, покоряя слушателей ритмикой и новизной своих строк, и Вознесенский был одной из ярчайших звезд в этом созвездии. В 1959 г. почти одновременно выходят два сборника поэта – «Мозаика» и «Парабола». И если первый вызвал открытое недовольство официальных властей вплоть до попытки уничтожить весь тираж, то второй сразу стал одной из библиографических столичных редкостей.
С начала 60-х биография Вознесенского Андрея Андреевича связана с частыми выездами за границу с авторскими концертами и выступлениями, которые имели оглушительный успех в Польше и США, в Болгарии и Италии, в Австралии и Мексике.
Во многом новаторская поэзия, отличающаяся самобытным ритмом стиха, смелыми метафорами, эксцентричными рифмами, находила своих поклонников среди любителей поэзии на всей планете. У себя на родине Вознесенскому приходилось несладко. В 1963 г.
Никита Сергеевич Хрущев не только в резкой форме раскритиковал творчество поэта, но и пригрозил выдворить дерзкого рифмоплета из страны. И хотя творчество Вознесенского А.А.
всячески очернялось и замалчивалось властями, сборники его стихов, которым посчастливилось быть изданными, моментально сметались с прилавков книжных магазинов, а стихи поэта переписывались от руки его восторженными поклонниками.
Талант поэта до бесконечности разнообразен.
Он известен не только как автор многочисленных сборников стихов («Антимиры», «Страдивари сострадания»), но и как создатель поэмы «Авось», которая легла в основу поставленной на ленкомовской сцене знаменитой рок-оперы, и как поэт-песенник, чьи стихи вдохновили на создание песен и романсов многих известных советских композиторов («Начни сначала», «Миллион алых роз»), и как автор серьезных статей и литературоведческих эссе. Биография Вознесенского Андрея постоянно бурлящая, кипучая, наполненная поездками, концертами, выступлениями и организациями встреч с молодыми авторами, была настолько насыщенной, что сердце 77-летнего поэта не выдержало, он скончался в Москве в самом начале лета 2010 г. и был похоронен рядом с родительскими могилами на Новодевичьем кладбище столицы.
Источник: https://stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/andrej-andreevich-voznesenskij.html
Биография Андрея Вознесенского
2013-05-12T10:00Z
2013-05-12T10:32Z
https://ria.ru/20130512/936462749.html
https://cdn23.img.ria.ru/images/93646/67/936466724_7:77:1243:776_1036x0_80_0_0_8cf5753d6d23dff2de3cda4a46cd0d03.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
Поэт, публицист, прозаик Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Стихи начал писать еще в школе. Будучи большим поклонником творчества Бориса Пастернака, Вознесенский, учась в шестом классе, послал ему свои стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил его в гости. Это определило дальнейшую судьбу Вознесенского.
В 1957 году Андрей Вознесенский окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ).
В 1958 году — дебютировал как поэт в периодике.
В 1960 году вышли его первые сборники стихов – “Парабола” и “Мозаика”.
В 1962 году вышел сборник стихов “Треугольная груша”, написанный после поездки поэта в Америку в 1961 году.
В 1963 году генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев подверг поэта резкой критике. Однако, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг достигли 200 тысяч экземпляров.
В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967), совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками стихов.
В 1964 году вышел сборник “Антимиры”, в 1966 году – “Ахиллесово сердце”. Позже были выпущены: “Тень звука” (1970), “Взгляд” (1972), “Выпусти птицу!” (1974), “Дубовый лист виолончельный” (1975), “Витражных дел мастер” (1976), “Соблазн” (1979).
В 1979 году Андрей Вознесенский принял участие в альманахе “Метрополь”.
В 1981 году у него вышла книга “Безотчетное”.
В начале 1980-х годов Вознесенский обратился к прозе и в 1982 году опубликовал повесть “О”, в 1984 году – книгу “Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения”, в 1987 году – книгу “Ров. Стихи и проза”, в 1990 году – “Аксиома самоиска”, в 1991 году – “Россiя, Poesia”.
Среди сборников прозы и стихов писателя: “Видеомы” (1992) (тираж 1000 экземпляров), “Casino “Россия” (1997), “На виртуальном ветру” (1998), “Страдивари сострадания” (1999), “Жуткий кризис “Суперстар” (1999), “Девочка с пирсингом” (2000), “СтиXXI” (2006), “Тьмать” (2009), “Ямбы и блямбы” (2010) и другие. В 1993 году в журнале “Дружба народов” был опубликован безразмерный молитвенный сонет “Россия воскресе”.
О самых известных стихотворениях Вознесенского читайте в материале проекта Weekend >>
В 1983 году вышло собрание сочинений в трех томах, в 2006 году – собрание сочинений в семи томах.
Цикл стихов Вознесенского “Антимиры” (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий.
На Таганке был поставлен также спектакль “Берегите ваши лица”, снятый сразу же после премьеры.
Рок-опера “Юнона и Авось” (музыка Алексея Рыбникова) по поэме Вознесенского “Авось” в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.
На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе “Миллион алых роз” (музыка Раймонда Паулса), “Песня на “бис” (музыка Раймонда Паулса), “Начни сначала” (музыка Евгения Мартынова), “Плачет девочка в автомате” (музыка Евгения Осина), а также много романсов на музыку Микаэла Таривердиева.
Андрей Вознесенский работал и в жанре визуальной поэзии. Он соединил чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом. Выставки этих произведений – видиом – с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходили во многих городах мира.
Андрей Вознесенский – автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много занимался переводами.
В последние годы жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции на сердце. Скончался 1 июня 2010 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Андрей Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Андрей Вознесенский награжден орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденами “За заслуги перед Отечеством” III (2004) и II (2008) степени.
Лауреат Государственной премии СССР 1978 года за сборник “Витражных дел мастер”.
Кавалер Золотого почетного знака “Общественное признание” (2003).
На Парижском фестивале “Триумф” 1996 года газета “Нувель Обсерватер” назвала Андрея Вознесенского “самым великим поэтом современности”.
Был женат на известной писательнице и драматурге Зое Богуславской.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Аудио предоставлено ФГУП “Фирма “Мелодия”
Источник: https://ria.ru/20130512/936462749.html
Андрей Вознесенский. Подробная биография
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника.
Отец — Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать — Антонина Сергеевна (1905-1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. В Киржаче Владимирской области Вознесенский провёл часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941-1942 в школе № 30. После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу.
В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Сорок шесть лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской. Первые стихи опубликовал в 1958. В 1960 вышли первые 2 сборника его стихов и поэм: «Парабола» — в Москве и «Мозаика» — во Владимире.
Далее последовали «40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша”» (1962), «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Тень звука» (1970), «Взгляд» (1972), «Выпусти птицу!» (1974), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1987), «Аксиома самоиска» (1990), «Росая, Poesia» (1991) и др.
Вознесенский — один из лидеров молодой, «эстрадной» поэзии 1960-х, проникнутой духом новаторства и раскрепощения человека от власти устаревших, изживших себя идеологических, социально-общественных, моральных и эстетических догм. Той поэзии, которая буквально ворвалась на эстрады, трибуны, стадионы, призывая слушателей к обновлению жизни. Основные темы своей поэзии Вознесенский определил еще в «Параболической балладе»: «Сметая каноны, прогнозы, параграфы, / Несутся искусство, любовь и история — / По параболической траектории!» Знаменательно, что здесь на первое место молодой поэт поставил искусство, так как с ним будет связана главная тема всего его творчества — тема мастеров, «прорабов духа», своим творческим трудом преобразующих жизнь. В отличие от Евтушенко, поэзия которого обращена ко всем людям, Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда, и первостепенное значение придает не социальной и нравственно-психологической проблематике, как Евтушенко, а художественным средствам и формам ее постижения и воплощения. С самого начала его излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора, родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами — лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит и наиболее крупные жанровые сооружения — книги стихов и поэм.
Не случайно, конечно, что свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы «Мастера», где речь идет не только о семи древнерусских молодцах — строителях «крамольного храма», но и о «художниках всех времен».
Среди «художников всех времен» Вознесенскому особенно близки зодчие, ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству (Данте, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Лорка). Экспрессивная изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира («архитекторы — в стихотворцы»).
Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, принадлежа к «громкой» поэзии, Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» (это особенно сказалось в сборнике «Ахиллесово сердце»).
Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии, вытряхивающим из человека живую душу. С такой тишиной связана и поэма о любви «Оза». Тема женственности вообще широко представлена в поэзии Вознесенского: «Свадьба», «Осень», «Сидишь беременная, бледная…», «Бьют женщину», «Противостояние очей», «Елена Сергеевна», «Песня Офелии», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро», «Лед-69», «Авось!» и т.д., причем раскрывается она чаще всего драматически.
Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве Вознесенского, с ней связаны «Баллада 41-го года», позднее озаглавленная как «Баллада Керченской каменоломни», «Гойя», «Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом», «Доктор Осень» и другие произведения.
Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 1960-е, поэт говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства, мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-90-е речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных духовно-нравственных ценностей (см., например, «Рапсодию распада»). Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает поэзию и искусство («Поэтарх»).
Творчество Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», Р. Гринберг в Ивановском молодежном театре поставила сценические композиции «Парабола» и «Мозаика», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин — «Поэторию», А. Нилаев — ораторию «Мастера», В. Ярушин — рок-ораторию «Мастера».
Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.
В конце XX в.
(1991-2000), раскрывая в основном тему распада в постсоветской России традиционных ценностей и идеалов, Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы, широко использует поставангардистские поэтические средства, создает «изопы» и «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, интернетскими знаками и символами, располагает текст в определенной форме, например, в форме креста (цикл «Распятие»), или, наоборот, беспорядочно рассыпает его, как горох, на не связанные друг с другом литеры (финал поэмы «Последние семь слов Христа»). Такие визуальные средства должны, очевидно, дополнить собственно словесно-образную поэзию, наглядно продемонстрировать идею распада всего и вся, однако фактически они больше затрудняют восприятие художественного текста, превращая его нередко в поэтический ребус, в демонстрацию распада поэтической формы.
Вознесенский жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».
Ещё в 1995 в клинике Бурденко поэту поставили диагноз — болезнь Паркинсона. Поначалу у Вознесенского начал пропадать голос, затем слабеть мышцы горла и конечностей.
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года. Поэта похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве.
Биография
Произведения
- Не исчезай во мне ты навек
- Сага
- Тишины!
Критика
Ключевые слова: Андрей Вознесенский, биография Андрея Вознесенского, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Андрея Вознесенского
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20170615-biografiya-andreya-voznesenskogo
Биография Андрея Вознесенского
Андрей Вознесенский – знаменитый и талантливый автор стихов и песен, которые знал и любил весь Советский Союз, родился в Подмосковье 12.05.1933 г.
Детство
Андрей Вознесенский – интеллигент в третьем поколении. Его отец был одним из крупнейших советских инженеров, руководил строительством нескольких гидроэлектростанций, был доктором технических наук.
Прадед был служителем церкви, носил титул архимандрита. И хотя «поповское происхождение» во времена становления Советской власти не приветствовалось, мальчик всегда помнил о том, что его предки были интеллигентными, образованными и уважаемыми людьми и старался им соответствовать.
Мама была из простой семьи, но тоже получила базовое образование. Хотя она почти всю жизнь не работала, посвятив себя мужу и сыну. Во время войны их эвакуировали в далекий уральский город Курган.
Вспоминая об том времени, Вознесенский всегда подчеркивал, что именно тогда, когда было тяжелее всего, люди бережно и внимательно относились друг к другу. Эти годы научили его ценить даже то малое, что имеешь и не бояться искренне проявлять свои чувства.
Литературное восхождение
Литературные способности мальчика раскрылись очень рано. Писать стихи он начал с самого детства. Рифмы складывались непринужденно сами собой, и даже в ранних произведениях уже присутствовал сложный ритмический рисунок. Андрей часто писал для школьной стенгазеты, но больше сочинял для себя.
Родители поощряли его творчество, но посоветовать или покритиковать не могли – оба они были далеки от литературы.
Пытаясь получить объективную оценку своего творчества, еще в подростковом возрасте Андрей отправил письмо уже находящемуся на пике популярности любимому своему поэту Борису Пастернаку и попросил честно высказать свое мнение о вложенных в письмо стихах.
К своему удивлению, он очень быстро получил ответ, в котором Пастернак подтвердил, что мальчик действительно талантлив. Знаменитый поэт написал, что несказанно рад знакомству с юным дарованием и с удовольствием будет продолжать общение.
Умение наблюдать и размышлять, которое было привито мальчику с детства, с одной стороны и сделало его известным, так как его стихи всегда отличались точность, ясностью, нестандартными образами.
С другой же оно сослужило ему плохую службу, поскольку многое звучало как критика сталинского режима. В стихах ему удалось отразить несоответствие звучавших со всех сторон призывов и лозунгов повседневным реалиям советского пространства.
В опале
Хотя Вознесенский по настоянию отца получил архитектурное образование, душа и мысли его были заняты литературой. Первые публикации состоялись уже после получения диплома. И сразу же на него обрушилась критика советской цензуры. Впрочем, до того, как ситуация крайне обострилась, успели выйти два его поэтических сборника.
Редактор первого из них поплатилась за это своей должностью. Практически весь тираж второго молниеносно убрали с открытой продажи.
Однако в те годы поэзией увлекались многие, часто устраивались литературные чтения и поэтические вечера. Поэты собирались на Арбате и в здании Московского политеха. Вознесенский быстро стал популярным. Познакомился с другими молодыми и талантливыми авторами, которые тоже подвергались жестокой критике и гонениям: Евтушенко, Ахмадулиной.
И если в годы Хрущевской оттепели на многое закрывали глаза, то в начале 60-х любое проявление инакомыслия тут же ставило человека под прицел спецслужб. Тогда в СССР началась волна массовой эмиграции. Уехало множество талантливых ученых, артистов, музыкантов, деятелей литературы и искусства. Попал под эту «зачистку» друг и наставник Вознесенского Борис Пастернак.
В 1963 году началась откровенная травля поэта. Тем более, что за два года до этого он выезжал в США для проведения творческих вечеров среди русских эмигрантов. О поэте ходили разные слухи.
Одни считали его прислужником КГБ, который просто подстрекал своими бунтарскими стихами проявить несогласие с режимом других литераторов.
Другие же убеждены в том, что спецслужбы реально травили и преследовали его по приказу самого Хрущева.
Так или иначе, долгие годы, вплоть до начала 70-х его сборники издавались исключительно за границей, публичные выступления в СССР не приветствовали, хотя невыездным он тоже не был. На этот период литературные и поэтические вечера за границей стали для него настоящей отдушиной и не позволили сдаться и забросить свое творчество.
Песенное творчество
Прекрасные, ритмичные, лиричные стихи поэта легко ложились на любую музыку. Кстати, первый такой опыт у Вознесенского состоялся в сотрудничестве с другим гениальным бардом неподражаемым Владимиром Высоцким.
Скандально известный Театр на Таганке в 1965 году поставил целый спектакль, основой для которого стал сборник стихов Вознесенского «Антимиры». Один из них Высоцкий положил на музыку и так родилась первая песня.
Страстным поклонником творчества поэта был популярный латышский композитор, автор бесчисленного количества хитов Раймонд Паулс. В творческом тандеме, который просуществовал не один десяток лет было написано огромное количество всенародно любимых произведений, многие из которых вошли в репертуар советской примадонны Аллы Пугачевой: «Миллион алых роз», «Танец на барабане» и др.
Настоящий фурор среди зрителей произвела первая советская рок-опера «Юнона и Авось», созданная гениальным режиссером Марком Захаровым.
Либретто в опере было написано Андреем Вознесенским, а музыка – композитором-песенником Алексеем Рыбниковым.
Премьера состоялась в 1981 году в театре Ленинского комсомола, и это произведение до сих пор не сходит со сцены и все так же тепло принимается зрителями.
Жизнь и смерть поэта
Всю свою жизнь поэт любил одну-единственную женщину – театроведа, литературного критика Зою Богуславскую. Они прожили в браке неполные пятьдесят лет до самой смерти поэта. Вознесенский любил жизнь во всех ее проявлениях – с удовольствием путешествовал, вел физически активную жизнь, любил плавать, кататься на лыжах.
Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская
Все его предки ушли из жизни в достаточно преклонном возрасте, и сам Вознесенский долго сохранял ясность ума и активность. Но в конце 90-х самочувствие поэта резко ухудшилось. Жена настояла на проведении всестороннего обследования, которое и выявило у него тяжелое генетическое заболевание – болезнь Паркинсона, поражающее нервную систему.
Более 10 лет поэт, постепенно слабея, самоотверженно боролся с недугом, и все это время любящая супруга находилась с ним неотлучно. Сначала он потерял голос, затем ослабели мышцы рук и ног.
В последние месяца поэту было трудно даже передвигаться самостоятельно. Первого июня 2010 года одного из самых выдающихся наших современников не стало.
Похоронен он на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.
(4
Источник: https://star-magazine.ru/andrej-voznesenskij/
Вознесенский Андрей Андреевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги
Андрей Вознесенский считал себя последователем Владимира Маяковского и был единственным учеником Бориса Пастернака. Вознесенский первым стал работать в новом жанре поэзии — видеомы. Он написал либретто к легендарному спектаклю «Антимиры» и всемирно известной рок-опере «Юнона и Авось», а эстрадные песни с текстами Вознесенского остаются известными и сегодня.
Единственный ученик Пастернака
Андрей Вознесенский родился в Москве в 1933 году. Свои первые стихи он написал в 10 лет. Спустя четыре года юный поэт отправил свои произведения на рецензию Борису Пастернаку.
Через некоторое время Пастернак позвонил Вознесенскому и предложил встретиться — так началась их многолетняя дружба. Пастернак не признавал институт ученичества: считал это лишней тратой энергии поэта.
Однако Андрей Вознесенский стал его единственным учеником. Они часто встречались, беседовали о жизни, судьбе, поэзии.
После школы Андрей Вознесенский поступил в Московский архитектурный институт. Поэт вспоминал: «Это Пастернак. Он запретил мне идти в Литературный институт, потому что он говорил: «Вас ничему там не научат, только испортят», и я пошел в Архитектурный».
Когда Вознесенский заканчивал учебу, в Архитектурном институте случился пожар. Студентам отсрочили защиту дипломов на два месяца, а в поэтическом портфолио молодого поэта-архитектора появилось стихотворение «Пожар в Архитектурном институте».
Пожар в Архитектурном!По залам, чертежам,амнистией по тюрьмам -пожар, пожар!По сонному фасадубесстыже, озорно,гориллой краснозадойвзвивается окно!А мы уже дипломники,нам защищать пора.Трещат в шкафу под пломбамимои выговора!
…Все выгорело начисто.Милиции полно.Все — кончено!Все — начато!Айда в кино!
Вознесенский окончил Архитектурный институт в 1957 году. Свои профессиональные знания он использовал лишь дважды: разработал архитектурную часть монумента «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве и создал памятную композицию на могиле родителей.
Оттепель: слава и опала
Вознесенский часто бывал на дружеских чтениях в доме Пастернака в Переделкино. Там он прочел свою первую поэму «Мастера» об ослепленных зодчих храма Василия Блаженного. В 1959 году ее опубликовала «Литературная газета».
«Я — в больнице. Слишком часто стали повторяться эти жестокие заболевания. Нынешнее совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».
В 1960 году практически одновременно вышли два сборника стихов Андрея Вознесенского, один во Владимире, второй — в Москве. Владимирский сборник «Мозаика» сразу попал в немилость. Использованное в стихах слово «беременная» цензоры расценили как порнографию, а посвященное трагедии Великой Отечественной войны произведение «Я — Гойя» — как формализм.
Со скандалом уволили редактора книжного издательства Капитолину Афанасьеву, тираж приказали арестовать и уничтожить, но решение приняли слишком поздно: все экземпляры были раскуплены. Похожая ситуация сложилась и с московским сборником «Парабола».
Однако цензура не смогла остановить поэзию Вознесенского: его книги обрели библиографическую ценность, поклонники передавали сборники из рук в руки, переписывали стихи и поэмы в тетради.
Несмотря на строгую цензуру, запрета на выступления Вознесенского не было и он вместе с другими поэтами-шестидесятниками читал свои стихи на стадионах, в концертных залах, на площадях.
Вознесенский был популярен не только в СССР — он выступал на концертных площадках во Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Читал стихи в США, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинодивой Мэрилин Монро.
Стихами Вознесенского зачитывался брат американского президента Роберт Кеннеди, он переводил их на английский язык.
В марте 1963 года на встрече первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева с интеллигенцией Вознесенского обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. На что Вознесенский с трибуны заявил: «Как и мой учитель, Владимир Маяковский, я — не член коммунистической партии». Закончить речь ему не дали, а Хрущев пригрозил выслать поэта из страны».
Последовали «проработки», слежки, скандалы в Союзе писателей. В это время Вознесенский старался не появляться в Москве, не выступал в Лужниках и Политехническом музее. Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.
В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская — писательница, критик, драматург, «Оза» из поэм Вознесенского. В 1964 году они поженились. В доме Вознесенского и Богуславской часто проводились поэтические вечера, дружеские встречи.
Гостили Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова.
Здесь бывали и друзья семьи, живущие за границей, — драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стенли Кьюниц, брат американского президента Эдвард Кеннеди с семьей.
Драматургия и видеомы
В конце 1964 года Юрий Любимов пригласил Андрея Вознесенского выступить со своими стихами в Театре на Таганке. Любимов вспоминал: «Нас познакомил Пастернак. Я спросил у Бориса Леонидовича, мол, к кому из молодых поэтов мне следует присмотреться и прочитать внимательно. Он сказал — к Андрюше Вознесенскому».
Изначально Любимов планировал организовать вечер «Поэт и театр». Репетиции шли два месяца. В постановке участвовали Владимир Высоцкий, Александр Васильев, Борис Хмельницкий. Постепенно проект перерос в полноценный спектакль на стихи Вознесенского «Антимиры». Его премьера состоялась 2 февраля 1965 года.
Спектакль оставался в репертуаре Театра на Таганке последующие 15 лет, был показан почти 800 раз и всегда собирал аншлаги.
Еще один известный театральный проект в творческой биографии Андрея Вознесенского — либретто к рок-опере «Юнона и Авось». Ее премьера прошла в Московском театре им. Ленинского комсомола 9 июля 1981 года.
Тогда западная пресса оценила рок-оперу как антисоветский спектакль.
Из-за такой характеристики театральную труппу не выпустили с «Юноной и Авось» на гастроли за рубеж, однако стараниями Вознесенского этот запрет позже был снят.
«Вознесенский сыграл громадную роль в становлении нашего театра, около 30 лет назад придумав произведение, признанное визитной карточкой труппы. Спектакль «Юнона и Авось» обрел широкую известность не только в России, но и за рубежом. И это произошло во многом благодаря дружбе Вознесенского с великим модельером Пьером Карденом, авторитет которого способствовал показу постановки в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира».
Намеренно затягивался выпуск аудиоверсии рок-оперы, пластинка «Юнона и Авось» увидела свет лишь в 1982 году. Спектакль до сих пор ставят в театре «Ленком». Музыкальную тему из рок-оперы «Я тебя никогда не увижу» не раз исполняли современные певцы.
Всего Андрей Вознесенский опубликовал около 20 сборников прозы и стихов, в 1983 году выпустил трехтомное собрание сочинений.
Эстрадные песни на его стихи стали известными в последней четверти XX века: «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате».
Также в творчестве Андрея Вознесенского появился жанр видеом — визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки видеом Вознесенского проходили в Париже, Нью-Йорке, Берлине.
Андрей Вознесенский до конца жизни продолжал писать стихи и видеомы. Поэта не стало в 2010 году. В первую годовщину его смерти Зоя Богуславская и ее сын Леонид Богуславский основали Благотворительный фонд имени поэта Андрея Вознесенского и учредили премию «Парабола» для «художников любого вида искусства».
Источник: https://www.culture.ru/persons/9345/andrei-voznesenskii