Краткая Биография Туве Янссон. Муми-тролль. Детские народные сказки
Современные детские писатели очень серьезно относятся к своей миссии и четко определяют свою задачу: «Тот, кто пишет для детей, пишет для самой открытой, самой широкой, самой любознательной, самой не доктринерской части человечества.
Но он пишет одновременно — и в этом особая привлекательность — для взрослых завтрашнего дня». Так говорит знаменитый детский писатель ФРГ Джеймс Крюс, награжденный международной золотой медалью Ханса Кристиана Андерсена.
Ему же принадлежит и такая мудрая мысль: «Детского писателя отличает от других современных писателей одно свойство. В общем и целом он выруливает на гармонию мира. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Туве Янссон. Муми-тролль.
Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) В кажущееся безнадежным время он сохраняет мужество надеяться.
В каждом писателе для детей сидит неодолимая, неистребимая Пеппи Длинный чулок, сама жизнерадостность— «Ура, живем!» Может быть, этим и объясняется мировой успех этого образа». Многие светлые, оптимистические таланты находят для себя выход в сказке для детей, обращенной и к взрослым.
Одна из тех, кто «сохраняет мужество надеяться»,— Туве Янсон, финская художница и сказочница, пишущая на шведском языке и создавшая целый прекрасный мир — Долину Муми-троллей (Муми-дол), в которой стоит гостеприимный голубой дом.
Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Отец ее — финский скульптор, мать — художница, приехавшая в Финляндию из Швеции. Источник творчества Туве Янссон — в ее детстве.
Творческая атмосфера в семье, чуждой мещанства, немного безалаберная, зато доброжелательная, веселая, гостеприимная; отец и мать, которых девочка всегда видела увлеченными работой; финский ландшафт — побережье, шхеры и фьорды, море, вечно меняющее свой цвет; высокое небо с восходами и закатами; волшебный мир сказок любимого писателя Андерсена…
Маленькая Туве и ее братья рисовали и фантазировали, наряжались в самодельные маскарадные костюмы, разыгрывали придуманные сценки, отправлялись с родителями на далекие морские прогулки, переживали настоящие и воображаемые приключения. В девочке рано пробудилась поэтическая, художественно одаренная натура, Сначала казалось, что главный талант Туве — рисование.
Став лой, она работает как художница, рисует, иллюстрирует книжки. Вскоре после окончания войны, в 1946 году, выходит из печати ее книжка «Муми-тролль и комета» — одна из первых в большой серии сказок о Муми-троллях и их друзьях, населяющих прекрасную Долину, пейзаж которой во всем напоминает картины природы, еще в детстве поразившие воображение писательницы.
Фантастические герои этой книжки—Муми-тролль, похожий на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, его папа и мама, светло-зеленая пушистенькая фрекен Снорк с челкой и ее брат Снорк, так же как и она меняющий цвета в зависимости от настроения, Снусмумрик с трубкой или с губной гармошкой и в старой шляпе, с лицом с картинки, нарисованной ребенком, Снифф — вроде крысенка, Хемуль в платье с оборками, заменяющем мантию ученого,— все они похожи, судя по рисункам самой писательницы, на таинственных маленьких зверей, на ожившие игрушки, на фигурки в детских рисунках. Ведь и ребенок, играя, объединяет в воображении самые разные вещи, живое и неживое, в единый мир игры-сказки. Но отношения между этими сказочными персонажами — между детьми и их родителями, между друзьями, между знакомыми и незнакомы-, ми — и происшествия, которые с ними случаются, во всем напоминают жизнь людей. Хотя события и герои в повестях Туве Янсон таинственны и фантастичны, мы иной раз узнаем вдруг себя и своих близких в ее маленьких шуточных портретах. Больше того, мы узнаем здесь детскую карикатуру на современное «взрослое общество» с его корыстной моралью, непонятной героям Туве Янссон. Да, у всех у них есть и свои слабости. Дядя Ондатр слишком много «философствует», фрекен Снорк слишком любит танцевать и навешивать на себя всякие украшения, впрочем, ей все равно, из чего они — из голубых перышек или из жемчуга, а малыш Снифф — и вовсе «жадина», хотя и не видит большой разницы между такими ценными находками, как гора золота и пробковый пояс. Однако дело не в слабостях. Главное — та удивительная атмосфера, которая царит в доме Муми-троллей ив их Долине.
Здесь с распростертыми объятиями примут любого, кто бы ни пришел, усадят за стол, уложат спать, оставят жить «насовсем». «Муми-папа и Муми-мама лишь ставили новые кровати да расширяли обеденный стол».
Читатели встретятся с жителями Муми-дола не только в сказках «Муми-тролль и комета», «Шляпа Волшебника» и «Волшебная зима», вошедших в этот сборник, но и в сказках «Мемуары Муми-папы» и «Опасное лето», недавно переведенных на русский язык. Эти же герои участвуют и в других детских книжках Туве Янссон.
В 1968 году Туве Янссон пишет автобиографическую книгу «Дочь скульптора». Есть у нее еще ряд произведений для взрослых («Летняя книга», «Честный обман», «Каменистое поле» и др.). Но в основном творчество ее посвящено детям.
В 1966 году ей была присуждена самая почетная премия за детскую книгу — медаль Ханса Кристиана Андерсена.
Туве Янссон прекрасно понимает психологию ребенка. «Мир детей — это пейзаж, нарисованный яркими красками, где добро и зло неотделимы друг от друга,— говорит она.— В этом мире есть место для всего и нет невозможного. Неразумное перемешивается с ясным и логичным.
Ребенок может с радостью воспринимать страх и одиночество, всю захватывающую атмосферу ужаса, но он чувствует себя одиноким и покинутым, если нет утешения, нет спасения и нет возврата назад». И далее: «Безопасность может заключаться в знакомых и повторяющихся вещах.
Вечерний чай на веранде, отец, который заводит стенные часы,— это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить часы, и поэтому мир не может быть разрушен».
Писательница не скрывает от детей опасностей, грозящих человеку и всему человечеству. Недаром она говорит с ними о «комете», которая, столкнувшись с Землей, может уничтожить все живое. Этой угрозе она противопоставляет добрую волю людей.
Герои Туве Янссон спасены от кометы, потому что в гроте, где они собрались, царит добрый мир. Так в конкретных, но в то же время обобщающих сценах и образах доводит писательница до своего читателя глубокую мысль о взаимосвязи между миром всех людей друг с другом и миром на земле.
В фантастической форме детской сказки она говорит о самых серьезных проблемах нашего времени.
Очень важно понять, как «поворачивает» Туве Янссон в своих книгах тему «богатства». О нем как будто немало говорят и мечтают ее герои, а особенно Снифф.
Но все эти жемчуга, спрятанные в гроте, драгоценные камни, которые сторожит в расщелине злое красноглазое чудовище, золото, которое выгребает Снорк и «Король рубинов» в огромном чемодане малюсеньких Тофслы и Вифслы, как мы всякий раз убеждаемся, не воспринимаются ими как ценности, имеющие продажную цену. Такого понятия нет у нормальных детей, нет его и у героев Туве Янссон.
Для них это красивые игрушки. И писательница не упускает случая в юмористической форме дать понять это читателю. «Интересно, что вы намерены предпринять с золотом Снорка?» «Обложим цветочные грядки, пусть служит украшением,— сказала Муми-мама.— Разумеется я, только куски покрупнее, мелочь совсем не имеет вида».
Когда Хемулю предлагают начать коллекционировать драгоценности, он только и отвечает, что «Тьфу!». А из прекрасных находок, среди которых и башмак без каблука, и гора золота, и рогожа, «самым драгоценным достоянием» для семьи Муми-троллей и их друзей оказался стеклянный шар, в котором, если его потрясти, вихрем крутились снежинки и опадали на домик с окнами из посеребренной бумаги. В.
этом смысле добрый и бескорыстный мир Муми-троллей противостоит алчной и равнодушной, «холодной» Морре, с глазами без выражения, от одного присутствия которой замерзает земля. В Муми-доле уважают каждого, со всеми его особенностями и привычками. Муми-мама волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и «сколько подушек им надо под голову».
Ведь все эти существа такие разные.
Снорк любит устраивать собрания и быть на них «председателем и секретарем», Хемуль, педантичный ученый-коллекционер, как и все хемули, мало что замечает, кроме своих марок и растений, Ондатр философствует и не видит, что другим иной раз приходится за ним ухаживать, Снусмумрик — вольная птица, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества уводит его от друзей — у всех здесь свои достоинства и свои недостатки. Однако это не мешает им жить дружно и весело: всех их объединяет атмосфера доброжелательности, терпимости, доброты и любви. Они живут без раздоров. Опасность грозит им не от внутренней распри, а извне. Но и такой опасности противостоит их волшебный союз. Здесь всем всегда помогают и никого не бросают в беде.
Книги Туве Янссон не только лирические фантазии — в определенном смысле они и реалистичны. Тролли в скандинавском фольклоре — фантастические существа, обычно враждебные человеку. Но Муми-тролли — дело другое.
Муми-тролли — фантастические существа, ведущие вполне человеческий образ жизни. Впрочем, фантастика тут не только в их внешности — она и в одной маленькой поправке образ жизни у них человеческий, но более человечный.
Среди современных сказок немало таких «обыкновенных историй». Реальные трудности и противоречия в них отнюдь не скрываются и не замазываются, а просто иногда разрешаются чуть-чуть более счастливо, чем это бывает на самом деле.
Однако чудо обыкновенной жизни, которое они воспевают, может состояться лишь при одном условии: каждый имеет право быть самим собой, но никто не имеет права думать только о себе. Это полные юмора, оптимистичные книги.
Их сказочная мечта — мечта о реализации в повседневной жизни самых лучших возможностей, заложенных в человеке. Они вселяют надежду и воспитывают чувства.
Вот такую «веселую историю» и «выдумывает» норвежский поэт Турбьёрн Эгнер про добрейший город Кардамон, где «человечное отношение» горожан и начальства заставило «стать людьми» даже трех ужасных разбойников — Каспера, Еспера и Юнатана.
Источники:
- Хопп С, Экхольм Я., Эгнер Т., Янссон Т. Сказочные повести скандинавских писателей: Пер. с норвежек, и шведск. / Вступ. ст. А. И. Исаевой; Ил. Б. А. Диодорова, Т. Янссон.—М.: Правда, 1987.—592 с, ил. Аннотация:
В издание включены сказочные повести Синкен Хопп «Волшебный мелок» про удивительные приключения двух друзей Юна и Софуса; Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая…» о лисенке Людвиге Четырнадцатом; веселая история о жителях города Кардамона_ и трех незадачливых разбойниках, написанная Турбьёрном Эгнером, и три повести финской писательницы и художницы Туве Янссон «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника» и «Волшебная зима».
Источник: http://www.testsoch.info/kratkaya-biografiya-tuve-yansson-mumi-troll-detskie-narodnye-skazki/
Туве Янссон: книги и творчество
Туве Марика Янссон для своего времени удивительная женщина. Племянница отзывалась о ней так: «Я не уверена, что Туве когда-либо использовала слово «феминистка», но была ею во всех смыслах этого слова.
Она бросила вызов многим правилам и нормам, которые все еще существовали в обществе в отношении того, как женщины должны были жить в то время.
Туве бросила вызов нормам, и это сделало её совершенно исключительной»
Вся жизнь Туве соткана из смелых решений: шаржи на Гитлера и Сталина, отказ от брака и детей, нежелание продавать бренд муми-троллей Уолту Диснею, открытое признание в своей бисексуальности.
Туве Янссон была писателем, иллюстратором, дизайнером. Её писательская карьера длилась почти полвека. Произведения Янссон разошлись миллионными тиражами.
Творчество Туве Янссон – новая реальность, реальность муми-троллей, завоевавшая и детей, и взрослых по всему свету.
Взросление и становление
«Лучшее, что может быть, — это свобода»
Туве Янссон выросла в творческой семье в Хельсинки, столице Финляндии. Её отец, финн Виктор, занимался скульптурой и был очень предан профессии, мать, шведка Сигне Хаммарштен, работала иллюстратором. «Мама» муми-троллей родилась 9 августа 1914 года, когда война уже накрыла Европу.
Страна погружалась в одно бедствие за другим, так что девочка часто посещала Швецию – родину матери. В целом финансовое положение семьи было шатким, каким оно обычно и бывает в семьях, посвятивших свою жизнь искусству, и в странах, участвующих в военных действиях.
Пока мама Туве работала, дочь сидела рядом, рисуя собственные картины. По многочисленным свидетельствам, Туве была очень близка с матерью. Отец же, отдалившийся после войны от семьи, разошелся с Туве во взглядах, её возмущали его нетерпимость и политические воззрения, отношение к её друзьям и матери.
Впервые своей мастерской Туве обзавелась в 1936 году, а окончательно съехала от родителей лишь в 27-летнем возрасте. За бытом в родительском доме следила экономка, поэтому когда девушка оказалась один на один с необходимостью решать каждодневные бытовые проблемы, она поначалу оптимистично верила, что все будет решаться само собой.
Каждый год, летом, семья отправлялась в путешествие по островам. Именно там Туве обрела друга на всю жизнь – Альберта Густафссона. А в шестидесятых открыла для себя островок Кловхару, в будущем арендованный ею, когда имя Туве Янссон стало известно на весь мир.
Краткая биография писательницы была бы неполной без упоминания её братьев – Пера Улофа и Ларса Янссонов. Пер Улоф – средний ребенок в семье, появился на свет в 1920 году, спустя шесть лет после Туве.
Он фотографировал работы сестры и трудился вместе с ней над книгой в восьмидесятых.
А младший брат практически полностью взял на себя с течением времени выпуск комиксов, в которых главными героями были выдуманные Туве существа.
Творчество
«Нельзя стать действительно свободным, чрезмерно восхищаясь кем-то»
Биография Туве Янссон насквозь пропитана искусством и свободой. Молодая художница не остановилась на рисунках, к ним она добавляла истории. Девочка очень быстро научилась рисовать, в четырнадцать лет был напечатан первый рисунок Туве. Всего через год она уже иллюстрировала печатные издания.
И если с искусством у Туве было все в полном порядке, то о математике этого нельзя было сказать. Она не радовала родителей школьными успехами, а потом и вовсе попросила разрешения порвать со школой до получения аттестата.
Девушка уехала в Стокгольм, чтобы получить художественное образование. Этот поступок перекрыл ей пути к отступлению, но она вряд ли колебалась и поступила в Политехническую школу в столице Швеции, чтобы изучать искусство.
Рекомендуем: Астрид Линдгрен: биография
Туве продолжила свое образование в Атенеуме и Свободной школе искусств, придерживавшейся прогрессивных взглядов. Тогда сюжеты её картин были полны мистики, сказочности, загадок и волшебства. Через некоторое время Янссон посетила Париж (1938 год), Бретань и Рим (1939 год).
В молодости художница продавала свои картины, что позволяло в некоторой степени формировать бюджет, но гораздо больше она получала за иллюстрирование: рождественские и новогодние заказы, пасхальные открытки и открытки с животными. Журнал «Гарм» назвал её лучшим карикатуристом страны.
Чувство юмора не оставляло Туве даже во время войны: ей удавалось облечь в забавную форму ужас и страх, печаль и боль и тем самым смягчить их. Политические зарисовки Янссон поражали своей смелостью: она издевалась над Сталиным и Гитлером, изображала войну без прикрас, путая все карты военной пропаганде.
Как художник Туве не изменила своим вкусам. Большая часть ее работ и во время войны – натюрморты. При этом картины были красочны, жизнерадостны. Её привлекало также создание портретов и автопортретов. За годы войны Туве продала много картин, особенно в последний год – почти в два раза больше, чем в начале. А потом продажи резко сократились, наступили голодные времена.
Янссон создавала витражи для ресторанов и школ, работала над фресками завода в Питаянмяки, расписывала столовую в мэрии столицы. Янссон развивалась и как литератор, хотя относилась к этому скептически, поскольку наибольший успех сопутствовал как раз серии иллюстрированных книг.
Рекомендуем: Агата Кристи: биография «королевы» детективов
Эти книги были о муми-троллях – милых белых бегемотиках – и их друзьях, живших в особенной стране, где мотивы восточной философии выражены детским, непосредственным языком. Первые две книги вышли после Второй мировой, и в них слышатся отголоски тех страшных событий. Грохочущее небо в книге о комете – это оттуда.
Сама Туве Янссон рассказывала, что прототип муми-тролля появился в результате спора о Канте с одним из её братьев. Она набросала рисунок и подписала его «Кант». А в мир сказки она погрузилась затем, чтобы укрыться от отчаяния военных лет.
Не сразу её существа обрели тот облик, что известен миллионам. Сначала они выглядели довольно устрашающе: худые, черные, с горящими глазами и рожками на голове. Демоны, которые в ночи прячутся по углам.
Несколько позже мумики обрели свой милый, добрый облик, свою философию и особый мир. Ко многим сценам книг нарисованы рисунки.
То, что Туве была профессионалом в иллюстрировании, внесло большой вклад в успех книжной серии.
Прорыв ее как писательницы состоялся вместе со следующей, третьей по счету, книгой о муми-троллях, выпущенной в 1949 году. Скорее всего, прототипом героев стали сама Янссон и её подруга, Бандлер.
Гомосексуализм был в те времена под запретом, и их связь была тайной. Как и то, что лежало в чемоданчике героев книги, скрытое от посторонних глаз.
К концу истории содержимым чемодана оказался Король Рубинов – величайшее сокровище на земле.
Книги заметил лондонский агент Чарльз Саттон и предложил писательнице сделку – выпуск комикса по мотивам её серии книг для газеты “London Evening News”.
Комиксы задумывались для взрослых, нужно было держать читателей в постоянном напряжении, ситуации должны были разворачиваться быстро. Янссон согласилась на семилетнее сотрудничество с 1954 года.
Серия стала чрезвычайно популярной: десятки миллионов читателей, 120 газет по всему миру печатали её. Янссон часто высмеивала глупости и предрассудки, показывала жизнь с изнанки с юмором и добротой.
Когда к книгам Янссон пришла популярность, она все равно считала живопись главным делом для себя, пытаясь и дальше заниматься творчеством. Из-под её кисти выходили пейзажи, портреты, натюрморты. Правда, с картин исчезли фантастические мотивы, полностью переместившись в мир муми-троллей.
Библиография Туве Янссон насчитывает 15 книг о муми-троллях, из них некоторые являются сборниками на основе комиксов, а также множество рассказов и повестей для взрослых. Янссон не переставала развиваться как художник, особенно с того момента, когда контракт на комиксы прекратился – они выжали из неё все соки.
Туве интересовалась абстракционизмом в шестидесятых, пережила прилив сил в Париже в семидесятых. Много времени она посвящала иллюстрированию: к примеру, Янссон стала иллюстратором книг Кэрролла и Толкиена.
Любовь
«Все великое делает нас только меньше»
Круг общения родителей обеспечил Туве знакомство с представителями богемы всех сортов. Среди её друзей было множество художников, писателей, артистов.
Благодаря Атосу Виртанену и политики вошли в число знакомых или друзей Туве. Вивика Бандлер помогла ей попасть в мир театрального закулисья.
Личная жизнь Туве Янссон бросала вызов обществу: не оформленное как брак длительное сожительство с мужчиной, отношения с женщинами, отсутствие детей.
Самой близкой подругой Туве Янссон была Ева Коникова – Кони. Среди наставников, возлюбленных и друзей Туве был Сам Ванни, с которым она познакомилась в 1935 году. Он долгое время являлся учителем и любовником молодой девушки.
В начале войны она увлеклась Тапио Тапиоваара – сокурсником в Атенеуме. Она самозабвенно заботилась о партнере, отодвигая на второй план свои желания. Тапио придерживался левых взглядов, именно он раскрыл перед Туве калейдоскоп социалистических мечтаний. После войны Тапио охладел к Туве и спокойно крутил интрижки на стороне.
Рекомендуем: Урсула Ле Гуин: биография
Для Туве такое поведение партнера стало болезненным опытом, художница все больше убеждалась, что с мужчинами будущее ей не построить. После неудачных отношений Туве Янссон хотела оставаться лишь художником, окончательно порвав с мечтой об обычной жизни женщины.
Самой серьезной связью с мужчиной стали отношения Туве с Атосом Виртаненом, политиком и литератором. У неё было желание остаться с ним навсегда, Янссон даже задумывалась о материнстве. Атос очень сильно повлиял на творчество Туве, его писательское мастерство подвигло и её заняться развитием своих историй уже не в образах, а в словах. Именно с ним она начала свою серию про муми-троллей.
Атос избегал обязательств, не торопился узаконивать их отношения, в конце концов Атос и Туве разошлись. С другой стороны, именно Атос участвовал в издании первой книжки о муми-троллях. Возможно, лишь благодаря ему эта история обрела начало и затем принесла всемирную известность Туве Янссон.
Еще не порвав до конца отношений с Атосом, Туве увлеклась Вивикой Бандлер. Общение с ней подарило Туве свободу, счастье, новое рождение, по словам писательницы. Так Янссон осознала свою бисексуальность.
Но Вивика была замужем, а подобные связи категорически осуждались обществом того времени. Гомосексуализм считался преступлением до начала семидесятых, психическим заболеванием – до 1981 года.
Вивика стала инициатором разрыва связи.
Последним увлечением Туве стала Тууликки Пиетиля. В 1955 году они встретились и через некоторое время вступили в отношения, чтобы не расставаться до самой смерти. Их объединили искусство и общие увлечения, они путешествовали, рыбачили, занимались видеосъемкой и создавали инсталляции.
Плоды и принципы
«Я пишу, чтобы было весело, а не для того, чтобы воспитывать»
Её книги – попытка выразить то, что когда-то пугало и завораживало саму писательницу. Семейство, находящееся в центре повествования, принимает мир таким, какой он есть, и уживается со всеми его обитателями. В её произведениях доброта и свет постоянно контактируют с жестокостью и тьмой, темнота ярче всего рядом со светом. В центре историй – забота друг о друге.
Хотя Туве Марика Янссон со временем стала миллионером, её образ жизни мало соответствовал этому статусу. Она сама отвечала на корреспонденцию, ездила в автобусах, в ней не было помпезности, единственная прихоть, которую себе позволила известная писательница, – аренда острова.
Она советовала начинающим писателям говорить в своих произведениях о том, что им действительно хорошо знакомо. Работа занимала большую часть жизни Янссон, а любви было отведено второе место. Туве любила повторять: «В жизни все очень неопределенно, и это-то меня и успокаивает»
Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/tuve-yansson.html
Туве Янссон: биография, карьера и личная жизнь
Туве Марика Янссон рождена 9 августа 1914 года в Хельсинки. Она стала первенцем в тандеме скульптора Виктора и художницы Сигне. Вскоре у Туве родились двое братьев.
В семье общались на шведском языке, поскольку У ее матери были дворянские корни, она принадлежала к древней шведской династии Хаммерстенов, поэтому в семье считали правильным говорить на родном языке именитых предков. Родители Туве были людьми творческими и придерживались экцентричного образа жизни. Они организовывали дома масштабные вечеринки.
В автобиографии Янссон позже напишет, что любила в детстве засыпать и просыпаться под аккорды музыки. Впоследствии именно этой атмосферой она будет вдохновляться при создании мира Муми-троллей.
Летние месяцы семья проводила у родителей Сигне, которые жили на шведском острове Блиде. Там и был выдуман фантастический персонаж, ставший впоследствии Муми-троллем. Туве нарисовала его во время спора с младшими братьями.
Изначально он выглядел по-другому: мало напоминал бегемота и имел длинный узкий нос. Туве дала ему имя Снорк.
В ее книгах позже он изменил облик и стал одним из главных персонажей, приятелем муми-семьи, который мог менять цвет по настроению.
После школы Туве решила пойти по стопам матери. Она переехала в Стокгольм, где начала изучать изобразительное исскуство. Впоследствии она долгое время занималась иллюстрацией чужих творений. Тогда Янссон в качестве подписи на своих работах использовала рисунок Снорка.
Вскоре Туве решила попробовать себя в роли писательницы. В 1938 году вышла ее первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение». Она также была и автором иллюстраций к ней.
Писательница позже призналась, что описала свою семью. Первая книга не впечатлила читателей. Фурор произвели вторая и третья книги: «Муми-тролль и комета» и «Шляпа волшебника». Первая вышла в 1946 году, а вторая – спустя пару лет.
Всего Туве написала 9 книг о Муми-троллях.
Изначально Янссон писала на шведском языке, поскольку он был ей ближе, ведь она говорила на нем с детства. По этой причине ее родная Финляндия стала одной из последних стран, полюбивших Муми-троллей, пик популярности которых пришелся на эпоху языковых размолвок финнов и шведов. Теперь ее произведения переведены на несколько десятков языков.
Янссон понравилось писать для детей, и книги о добродушных бегемотиках стали выходить одна за одной. В 50-х годах мир захватил настоящий Муми-бум. Издательства предлагали Туве выгодные контракты. Муми-тролли сделали ее богатой и знаменитой. В 1966 году писательнице вручили самую престижную награду в области детской литературы – медаль Г.-Х. Андерсена.
Туве Янссон выпустила и книги для взрослых, среди которых «Серый шелк», автобиография «Дочь скульптора». Они также имели успех.
В юности Туве была помолвлена с журналистом Атосом Виртаненом. Однако пара расторгла помолвку. Уже после обретения популярности Янссон призналась в своей бисексуальности. В 1956 году она стала жить с художницей Тууликкией Пиетиля. Они были вместе до последних дней жизни Туве.
27 июня 2001 года Янссон не стало. Ее Муми-тролли до сих пор живут. Еще при жизни Янссон дала добро другим писателям на использование ее персонажей в своих произведениях.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-963885–tuve-yansson-biografiya-karera-i-lichnaya-zhizn
Произведения, цитаты, фото, биография Туве Янссон
Искусство и развлечения 7 января 2016
Есть люди, что приходят в наш мир, чтобы оставить не только светлые воспоминания, но и вещи, которые будут жить в веках и дарить светлые чувства. Мы расскажем вам о таком человеке, это Туве Янссон. Краткая биография, наиболее известные произведения и цитаты ждут вас в статье о загадочной сказочнице из далекой холодной Финляндии.
Кто такая Туве Янссон?
Финская писательница Туве Янссон известна во всем мире. Ее произведения, в большинстве написанные для детей, не оставляют равнодушными и взрослых. Мировую известность Янссон принесла серия про забавную и милую семью муми-троллей.
Секрет популярности произведений писательницы – в ее добрых персонажах, интересных историях, ненавязчивом, легком авторском языке. Дети всего мира знают ее героев. Многие книги экранизированы.
Изюминка ее произведений в том, что герои Янссон созданы ею от начала до конца. Писательница не только написала о них цикл книг, но и сама иллюстрировала их. Поэтому муми-тролли такие необычные и вместе с тем будто живые.
Видео по теме
Биография Туве Янссон
Эта удивительная писательница родилась в талантливой необычной семье. Произошло это в 1914 году в Финляндии.
Мама Туве – Сигне – была известной художницей родом из Швеции. Она не только писала удивительные пейзажи и портреты, но и была иллюстратором (то есть создавала картинки для книг и оформляла их).
Отец – Виктор Янссон – был талантливым скульптором, чьи работы украшали многие музеи и дома искусств в Финляндии.
Туве Янссон родилась первой в творческой семье. Позже появились на свет еще двое братьев, что тоже пошли по пути искусства: один стал фотографом, а второй -художником.
Есть сведения, что ее мать была из известного в Швеции рода Хаммарштен, который славился своими представителями, среди которых были и люди творчества, и политики.
Все свое детство летние месяцы писательница проводила у бабушки в Швеции. Здесь почти рядом было море, которым девочка наслаждалась и которое шептало ей сказочные сюжеты будущих книг.
В пятнадцать девушка уедет в Швецию уже не на летний отдых, а на обучение в колледже изящных искусств. Писательница успешно окончит его и будет стажироваться в Италии и Франции, Великобритании и Германии.
По завершении практики Туве возвращается домой, где не сидит сложа руки.
Здесь она с 10 лет – штатный иллюстратор журнала, чем и продолжает заниматься после приезда, плюс делает карикатуры и иллюстрации на заказ.
Слава придет к Туве после ее волшебных повестей о чудной Муми-дол – долине, где обитает семейство муми-троллей.
Интересные факты о жизни писательницы
Биография Туве Янссон показывает жизнь писательницы достаточно ровной и стабильной. Так и было в действительности, а причина тому – мягкий, покладистый характер Туве, ее рассудительность и добродушие. Добрые герои во многом напоминают ее саму – милые, жизнерадостные, мечтающие об интересных приключениях и загадках.
Книги о забавных муми-троллях и вещи с авторской символикой приносили Туве огромный доход. Но она вела довольно скромную и неприметную жизнь, ее самым дорогим приобретением была покупка острова Кловхарун в Финском заливе. Здесь был построен летний домик писательницы, где она проводила каждое лето и плодотворно работала.
Остаток своей жизни писательница Туве Янссон провела в своем доме в Хельсинки и в летней резиденции на острове Кловхарун с близкой подругой – художницей по имени Тууликки Пиетиля. После смерти писательницы именно она унаследовала недвижимость Туве. А еще художница стала прототипом милой Туу Тикки из повести «Волшебная зима», чем Тууликки очень гордилась.
Финляндия очень любила свою сказочницу Туве. Так, ее восьмидесятилетие отмечала вся страна. Отовсюду на удивленных туристов смотрели муми-тролли, а завершился праздник грандиозным фейерверком. Так же и в последний путь провожали любимую сказочницу всей страной. А день ее смерти – 27 июня 2001 года – стал днем национального траура.
Авторские права на книги получила по завещанию писательницы ее племянница Софи.
Туве – художница и скульптор
Биография Туве Янссон скрывает интересный факт. Она не только была писательницей, но и мастерски создавала необычных персонажей в своих книгах, рисовала их и лепила из глины. Любимыми персонажами были все те же муми-тролли.
Сама Янссон не единожды подчеркивала, что она не писательница, а художник. В подтверждение можно привести ее удивительную настенную роспись в здании мэрии города Хамина и роспись алтаря в церкви города Теува. Но как бы ни гордилась своим талантом к живописи Туве, всему миру она известна как писательница и автор повестей о муми-троллях.
Произведения
Благодаря волшебным повестям однажды знаменитой проснулась Туве Янссон. Произведения ее полны доброты и покоя, милых улыбчивых существ и интересных приключений. Туве Янссон много писала и иллюстрировала. Но известной на весь мир ее сделала повесть «Шляпа волшебника». Она переведена почти на сорок языков мира и во многих странах входит в школьную программу.
Всего жизни семейства мумии-троллей посвящено восемь повестей, наиболее известные из которых: «Муми-тролль и комета», «Волшебная зима», «Шляпа волшебника», «Муми-папа и море». В последней повести находит отклик биография Туве Янссон. Для детей ее книги – интересная сказка, для взрослых – настоящий кладезь философских взглядов на жизнь и предмет для изучения.
Откуда взялся муми-тролль?
Есть герои, которые узнаваемы и необычны в толпе книжных и киношных персонажей. Такими являются муми-тролли Туве Янссон. Биография писательницы рассказывает о том, что, когда Туве не уезжала к бабушке, они с семьей проводили летние каникулы в дачном домике на небольшом острове.
Здесь, как рассказывает любимая племянница писательницы София, туалет на улице был оклеен плотным картоном. На его стенах все члены семьи любили писать что-то друг другу, а иногда вступать в самые настоящие эпистолярные баталии.
Как-то брат Туве написал какую-то цитату из Канта, и девочка, не найдя, что ему ответить, нарисовала загадочное милое существо. Тогда будущий автор всемирно известных повестей назвала это существо «самым некрасивым, которое она когда-либо видела».
Это и был черновой вариант первого в мире муми-тролля. А прообразом волшебной Муми-дол послужил этот милый остров.
Туве Янссон. Цитаты и интересные фразы
Писательница не только создала любимый детьми и взрослыми всего мира образ муми-тролля, она еще и наполнила свои произведения удивительными фразами с скрытым смыслом.
Многие из ни стали афоризмами, как, например, фраза из повести «Все о муми-троллях»: «Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен».
Здесь же она напишет: «Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно… не ждать, пока это настроение пройдет».
В своем сборнике «Летняя книга» писательница опишет запах как «тонкое покрывало, сплетенное из воспоминаний». Стоит читать книги этой удивительной писательницы, вчитываясь в каждую фразу, ведь она так много может рассказать и показать нам, научить и развеселить, увлечь в мир философии и фантазии.
Почему нужно читать произведения Туве Янссон?
Настоящим достоянием мира литературы стали книги такой писательницы, как Туве Марика Янссон. Биография не расскажет нам так о ней, как это делают ее книги.
Многие литературоведы, исследуя повести Янссон, говорили, что ее герои и семья, живущая в сказочной Муми-дол, – это воплощение детства автора, взгляд на мир ребенка, который смогла сохранить в себе взрослая женщина.
Прошло почти шестьдесят лет с написания первой книги о забавных троллях, а ее популярность и актуальность до сих пор на пике. Ее милые персонажи полны такой светлой веры в добро и справедливость, что поневоле сам заряжаешься этой верой, и мир кажется лучше и светлее.
К тому же повести не так уж просты, как может показаться на первый взгляд. Многие исследователи выявляли в ее сюжетах элементы буддизма, философии Канта, христианства. Произведения Туве Янссон очаровывают читателей своей простотой, легкостью и очень глубоким, неожиданным философским содержанием.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/124984/
Биография Янссон Т. краткая, читать
Туве Янссон (швед. Tove Marika Jansson) (9 августа 1914 – 27 июня 2001) — известная финская писательница, художница и иллюстратор. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о Муми-троллях.
Писала на шведском языке.
Ранние годы
Родилась в творческой семье (отец — скульптор, мать — художник-график). Практически всю жизнь провела в Хельсинки. Училась в художественных школах Стокгольма и Парижа.
Путешествовала по �талии, Франции и Германии в творческих целях. Уже в 1920-х публиковала комиксы в журнале Garm, где работала её мать. Первая выставка работ Туве Янссон состоялась в 1943 в Хельсинки.
Муми-тролли и прочие работы
Существует несколько легенд о том, как возник образ Муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930.
Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940.
Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга — «Шляпа волшебника» (1949) — дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.
С 1953 по 1959 Туве Янссон рисовала комикс о муми-троллях для The London Evening News, который затем (до 1970) рисовал её брат, Ларс Янссон.
Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэролла. Выпустила ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.
Достижения и награды
Детские книги Янссон переведены более чем на 30 языков мира, в числе которых и русский. Её произведения для взрослых известны хуже. Туве Янссон удостоена многочисленных наград и премий: Медали Сельмы Лагерлёф (она же — медаль Нильса Хольгерссона, 1953), Финской Государственной премии по литературе (трижды — 1963, 1971, 1982), Международной золотой медали имени Ханса Кристиана Андерсена (1966), премии Suomi (1993). Среди прочих — премия Шведской Академии наук, премия Рудольфа Койву (за иллюстрации), Орден улыбки (Польша). Её имя четыре раза занесено в Почётный список Андерсена.
Особенности творческой манеры
Несмотря РЅР° то, что тролли были заимствованы писательницей РёР· шведских сказок, РёС… образ был существенно переработан, Рё РІ целом РјРѕР¶РЅРѕ говорить Рѕ том, что фольклор оказал РЅР° творчество РўСѓРІРµ РЇРЅСЃСЃРѕРЅ минимальное влияние. Р–РёР·РЅСЊ обитателей РњСѓРјРё-дален имитирует Р¶РёР·РЅСЊ семьи самой РЇРЅСЃСЃРѕРЅ СЃ точки зрения ребенка — неизвестно откуда берутся продукты Рё предметы домашнего РѕР±РёС…РѕРґР°, соседи РјСѓРјРё-троллей хоть Рё ворчливы, РЅРѕ чаще всего доброжелательны. Р’ более РїРѕР·РґРЅРёС… произведениях герои РЇРЅСЃСЃРѕРЅ как Р±С‹ взрослеют Рё понимают, что РјРёСЂ РЅР° самом деле РёРЅРѕР№ — жестокий Рё равнодушный (СЃРј., например, историю СЃ красными муравьями или рассказ Рѕ РјРѕСЂСЃРєРёС… лошадках РІ повести «Папа Рё море»). Если ранее РњРѕСЂСЂР° была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется Рё даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ согреется, РєРѕРіРѕ никто РЅРµ любит Рё кто уничтожает РІСЃРµ РІРѕРєСЂСѓРі себя» («Папа Рё море»). Тем РЅРµ менее, автор РЅРµ стремится подтолкнуть читателя Рє выводу Рѕ том, что Р¶РёР·РЅСЊ РІ этом РјРёСЂРµ наполнена страхом Рё мучениями. Последняя РёР· РєРЅРёРі Рѕ РјСѓРјРё-троллях заканчивается тем, что РѕРЅРё РІСЃС‘ Р¶Рµ возвращаются РІ СЃРІРѕР№ РґРѕРј. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ художественного РјРёСЂР° РўСѓРІРµ РЇРЅСЃСЃРѕРЅ лежит образ РґРѕРјР° — РґРѕРјР°, РІ котором всегда РіРѕСЂРёС‚ свет, тебя Р¶РґСѓС‚ близкие, готова вкусная еда Рё теплая постель. Рто незыблемая цитадель безопасности Рё любви, РѕРґРЅР° мысль Рѕ которой позволяет преодолеть любые невзгоды Рё РєСѓРґР° всегда РјРѕР¶РЅРѕ вернуться. Так, РњСѓРјРё-мама СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ дожидается окончания затянувшихся странствий РњСѓРјРё-тролля Р·Р° накрытым столом («Комета прилетает»). Другой важный мотив творчества РўСѓРІРµ РЇРЅСЃСЃРѕРЅ — это СЃРІРѕР±РѕРґР°. Каждый обладает правом РЅР° творческое самовыражение, поскольку СЃРІРѕР±РѕРґРЅР° РІ СЃРІРѕРёС… проявлениях сама РїСЂРёСЂРѕРґР°, весь окружающий РјРёСЂ. Ограничить СЃРІРѕСЋ СЃРІРѕР±РѕРґСѓ действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям Рѕ долге, РЅРѕ РЅРµ имеет права навязывать эти представления РґСЂСѓРіРёРј: РЎРЅСѓСЃРјСѓРјСЂРёРє ненавидит Сторожа парка, РіРґРµ запрещается бегать, смеяться, курить, РЅРѕ РІ то Р¶Рµ время РѕРЅ добровольно отказывается РѕС‚ СЃРІРѕРёС… планов, РєРѕРіРґР° вынужден позаботиться Рѕ нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»). Библиография РњСѓРјРё-серия «Маленькие тролли Рё большое наводнение» (1938, опубликована 1945, переработанное издание 1991) «Погоня Р·Р° кометой» (1946, затем издавалась РїРѕРґ заголовком «Муми-тролль Рё комета», переработанное издание РїРѕРґ названием «Комета прилетает» 1968) «Шляпа волшебника» (1949) «Бравада Папы РњСѓРјРё-тролля» (1950, переработанное издание РїРѕРґ названием «Мемуары Папы РњСѓРјРё-тролля» 1968) «А что было потом?В» (1952, РєРЅРёР¶РєР°-картинка) «Опасное лето» (1954) «Волшебная зима» (1957) «Кто утешит малютку?В» (1960, РєРЅРёР¶РєР°-картинка) «Дитя-невидимка» (1962, СЃР±РѕСЂРЅРёРє новелл) «Папа Рё море» (1965) «В конце РЅРѕСЏР±СЂСЏВ» (1970) «Жуткое путешествие» (1977, РєРЅРёР¶РєР°-картинка) «Мошенник РІ РґРѕРјРµ РјСѓРјРё-троллей» (1980, РєРЅРёР¶РєР°-картинка) Примечание: РєРЅРёРіРё РєРѕРјРёРєСЃРѕРІ представляли СЃРѕР±РѕР№ переиздание РІ РєРЅРёР¶РЅРѕРј формате РєРѕРјРёРєСЃРѕРІ, ранее появлявшихся РІ периодических изданиях. Прочие произведения «Дочь скульптора» (1968) — автобиографическая повесть «Летняя книга» (1968) — повесть «Умеющая слушать» (1971) — СЃР±РѕСЂРЅРёРє рассказов «Город солнца» (1974) — роман В«Р�грушечный РґРѕРјВ» (1978) — СЃР±РѕСЂРЅРёРє рассказов «Путешествие налегке» (1987) — СЃР±РѕСЂРЅРёРє рассказов Фильмы Рѕ РўСѓРІРµ РЇРЅСЃСЃРѕРЅ Р’ 2004 вышел документальный фильм Tove and Tooti in Europe производства финской кинокомпании Lumifilm.
Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfsktwvkw/index.html
Туве Янссон – Биография художника, известные произведения, выставки
Туве Янссон (швед. Tove Marika Jansson, 9 августа 1914, Гельсингфорс, тогда — Великое княжество Финляндское, Российская империя— 27 июня 2001, Хельсинки, Финляндия) — финская писательница, художница, наиболее известная как автор книг о муми-троллях, которые сама же и иллюстрировала. Живописные произведения Туве Янссон долгое время оставались в тени ее литературной славы.
Известные работы Туве Янссон: иллюстрации к книгам о Мумми — троллях (1,2,3…), работы к «Алисе в стране чудес» (1,2,3…), автопортреты (1,2,3).
Дочь художницы и скульптора, получившая отменное образование по части искусств, Туве Янссон не просто считала себя художницей — она ею была. Но как получилось так, что ее «детские» проекты затмили «серьезное» творчество? И стоит ли их разделять? Ведь все это — отражения и философия ее жизненного пути.
Все, за что бралась Туве, получалось превосходно и приносило радость людям.
Туве родилась в Хельсинки в 1914 году в семье известной шведской художницы Сигне Хаммарштен и финского скульптора Виктора Янссона.
Богемные родители обожали своих детей — старшую дочь Туве и сыновей Ларса и Пер-Олова и всячески поощряли искать свой собственный путь в искусстве.
Следуя по стопам своей матери, Туве стала иллюстратором еще в подростковом возрасте: в 10 лет она уже создавала рисовала иллюстрации для детского журнала, удивляя даже родителей откуда-то взявшейся уверенностью и верной интуицией в работе.
На отца, вспоминала художница, часто нападала депрессия, которая появилась после участия в гражданской войне в 1918 году. Но порой хороший шторм приводил его в хорошее расположение духа: тучи сгущались, а он брал всю семью в лодку, чтобы плыть «в самые дикие места и отдаленные острова».
Любовь к путешествиям, к морю, островам и архипелагу Туве сохранит на всю жизнь. А затем и ее герои дружной компанией будут срываться на прогулку в лодке по реке.
После окончания учебы Туве увлекалась политикой и в 1940-е годы работала в журнале «Garm» — рисовала антифашистские карикатуры.
Вообще, юность художницы пришлась на военную пору, причем одна сменяла другую, и Туве обвиняла в войне весь мужской род:
«У меня нет времени выйти замуж за кого-нибудь из них! — писала она своей лучшей подруге. — Конечно, мне их жаль, и конечно они мне нравятся, но у меня нет ни малейшего намерения посвятить жизнь спектаклю, который последует после… Я могу представить, что произойдет с моей работой, если я выйду замуж… И я отказываюсь иметь детей, которые могут быть убиты в какой-нибудь будущей войне».
Замуж художница действительно не вышла, и детей у нее не было. Ее малышами стали муми-тролли, они появились в ответ на потребность и желание уйти в мир добрый и наивный, где царит справедливость и всегда можно ожидать помощи от друга.
Первые же повести о необычных героях («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета») принесли большую популярность писательнице, а следующая книга «Шляпа волшебника» 1949 года произвела настоящий муми-бум во многих странах мира. Огромные доходы от продажи прав на театральные постановки и сувенирную продукцию с муми-троллями сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии.
Средства позволили художнице обрести желанное уединение вдали от публики: она приобрела необитаемый остров Кловахарун на архипелаге в Финском заливе, построила скромный деревянный домик и проводила там летние месяцы вместе со своей подругой с 1964 по 1998 год.
Важной особенностью творчества Туве Янссон была автобиографичность. Некоторые истории из жизни мумии-троллей тесно связаны с личным миром и переживаниями художницы, а в чертах характера персонажей можно будет узнать ее близких родственников, друзей и возлюбленных.
Главным в жизни художницы были любовь и работа, и в том и другом она была бескомпромиссна. Несколько лет ее связывали романтические отношения с журналистом Атосом Виртаненом, они были помолвлены, но до свадьбы дело не дошло.
Именно Виртанен с его вечной зеленой шляпой и независимым нравом стал прототипом для ведущего бродячую жизнь Снусмумрика.
Любовь и дружбу Туве обрела в женском обществе. Ее первой подругой была Вивика Бандлер, театральный режиссер. Отношения были тайными, но Туве рассказала о них в «Шляпе волшебника».
Подружки не-разлей-вода Тофсла и Вифсла, которые даже говорят на непонятном для всех языке — это Туве и Вивика. У них есть бесценное сокровище — огромный рубин, (их любовь), — и они пытаются его спрятать от злой Морры.
Бисексуальные отношения в то время в Финляндии осуждались.
Второй и последней любовью Туве стала финская художница Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietila), они прожили вместе 45 лет. Тууликки тоже пробралась в мир муми-троллей как очень практичный персонаж Туу-тикки.
Они вместе путешествовали, много времени проводили на острове, и похоже, были очень счастливы, но Туве так никогда и не отважилась познакомить маму со своей спутницей и держала их связь в «элегантной тишине».
Став знаменитостью, Туве Янссон и не думала почивать на лаврах — не в ее характере. Она написала десяток новелл для взрослой аудитории, занялась костюмами и оформлением сцены для театральных постановок о Мумии-троллях, с огромным удовольствием работала над росписями в детских садах и школах.
Ее азарта и увлечения хватило расписать фресками Городской Зал в Хельсинки и алтарь церкви в городе Теуве.
Литературная слава Туве Янссон как создательницы персонажей Муми-троллей затмила ее другие художественные проекты.
«Для Туве чрезвычайно важным было признание ее таланта как художницы, а не только как создателя персонажа Муми-тролль…» — София Янссон, племянница художницы.
Туве Янссон, за спиной которой было безупречное академическое образование и знакомство с самыми новыми и прогрессивными направлениями того времени, стала замечательным живописцем.
В 1930-е годы Туве училась в Колледже искусств в Стокгольме, в Академии искусств в Хельсинки, в парижской школе, а завершающим аккордом художественного образования девушки стало организованное родителями путешествие по столицам Западной Европы.
В 1930-е годы Янссон работала над сюрреалистическими картинами, в 1950-е годы увлеклась искусством модернизма, а в 1960—1970-е годы появились абстрактные работы.
В ее живописных работах прослеживаются увлечения художницы старыми фламандскими мастерами и гениями XIX — начала ХХ века.
Глядя на ее портреты и натюрморты, вспоминается Ван Гог, Матисс, Гоген, Дега, Модильяни…
Немало у художницы интересных и необычных автопортретов, и это вовсе не та оптимистичная сказочница Туве Янссон, образ которой нам кажется привычно знакомым по ее книгам. На картинах она погружена в себя, даже строга, хотя на многих фотографиях у нее — открытая улыбка, а в глазах прыгают чертики. Туве говорит об одиночестве, о самопознании, эта тема проскальзывает даже в ее рассказах о не такой уж беззаботной жизни муми-троллей.
Многие из этих автопортретов показывали на крупнейшей выставке, которую подготовила Лондонская Картинная галерея Далвич (25 октября 2017 — 28 января 2018 года). Зрители увидели около 150 живописных работ Туве Янссон.Туве Янссон также создала замечательные серии для других сказочных историй. Особенно впечатляют иллюстрации к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла
Туве Янссон ушла из жизни в 2001 году в возрасте 87 лет. Писательница остается любимой сказочницей для многих взрослых, а герои ее рассказов все так же продолжают учить нас самым важным правилам жизни. А то и просто — вызывать улыбку.
Источник: https://artchive.ru/tovejansson