Александр Блок сочинение
Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.
Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.
Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.
Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.
Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.
У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему его творчеству:
О, я хочу безумно жить!
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне;
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простым угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
5 февраля 1914 г.
Но мечта о счастливом и свободном человеке столкнулась с неизжитой и безжалостной реальностью, и это нерешенное противоречие определяло трагическую контрастность творчества Блока; образ веселого парня вытеснялся в его поэзии образом мертвеца, который ходит среди людей.
Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне все – равно.
Вон счастие мое – на тройке
В серебристый дым внесены…
26 октября 1908 г.
Но Блок не был бы великим поэтом, если бы он остался в стороне от мощного подъема освободительной борьбы в России. Тема Родины все большей полнотой входит в его творчество, его стихи о России звучат с некрасовской силой и простотой.
В голодной и больной неволе
И день не в день, и год не в год.
Когда же всколосится поле,
Вздохнет Униженные народ?
15 февраля 1915 г.
Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.
“Прошлое смотрит в будущее”, – так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.
Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму “Двенадцать”, которая стоит в начале советской поэзии.
Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.
Это величие и сближает Блока, его творчество с нашим временем. Лирический герой его поэзии – это человек в полном смысле этого слова. Константин Федин сохранил слова М. Горького о Блоке: “Особенно советую познакомиться с Александром Блоком. Обязательно познакомьтесь. Это… Это…
Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется – очень высокий, худой – медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.
– Человек, – произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь “.
Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.
В эпоху бурь и тревог, – говорил он, – нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой “.
Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.
Источник: https://schoolessay.ru/aleksandr-blok-sochinenie/
Сочинение на тему: Художественный мир А. Блока – Сочинение
Художественный мир А. Блока
«Александр Александрович Блок!. Судьба наградила его всем: красотой и силой, мужеством прозрения мысли и великодушием гения. Он врос в свое время, и время это уже невозможно представить без его песни. Он и сейчас как бы стоит у истоков своей жизни и говорит перед лицом всего мира:
О, весна, без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Так он понимал мир, его судьбу и свое назначение в этом мире.
Так, вопреки всему, как и подобает истинному рыцарю, он видел и славил жизнь, тайные истоки ее творческих начал и никогда не изменял этому высокому оптимизму..
Он был истинным поэтом, а истинная поэзия всегда имела свойство заглядывания вперед… Она не искала благополучия. Ее стихией были тревога и боль, или сочувствие, равное самой боли».
А.А. Блок прошел большой творческий путь. В своей ранней лирике он опирается на немецкий романтизм, на английскую школу искусств «прерафаэлитского братства», на культуру средневековья, на творчество Петрарки и Данте, на философию Платона и В. Соловьева.
В его поэзии — культ Прекрасной Дамы, культ подвига, героического начала, она пронизана духом старинной мифологии, сказочности, мистицизма.
Все это приводит Блока к отрешению от реальной действительности, полному погружению лирического героя в мир своей мечты («Стихи о Прекрасной Даме» — цикл, вошедший в первый том лирики поэта).
Следующий этап творчества поэта ознаменован его увлечением неохристианством. В лирике Блока появляются мотивы безумия, апокалипсиса, трагедийности. Именно в этом ключе поэт осмысливает жизнь современного города в цикле «Город» (второй том).
Трагическим осознанием ужасов окружающей действительности проникнуты и циклы «Страшный мир» и «Ямбы», включенные в третий том Блока. В этих стихотворениях возникает тема двойничества, обманутых надежд, разочарования, появляются мотивы забвения, опьянения.
Поэт пытается уйти от реальности в мир мечты («Незнакомка»).
Стоит отметить, что тема России всегда оставалась очень важной для поэта (стихотворения «Русь», «Осенняя воля», цикл «Родина»), В этих произведениях поэт выразил свою любовь к России и веру в ее великое будущее.
С этой темой перекликается и тема отношения поэта к современной ему России, к революционным событиям в стране. Романтически-восторженное восприятие революции 1905 года было подготовлено мироощущением Блока-символиста, обожествляющего стихию, бурю, вьюгу.
В творчестве поэта появляются стихотворения социальной проблематики. На революционный переворот 1917 года Блок отозвался поэмой «Двенадцать», статьями «Интеллигенция и революция», «Крушение гуманизма», очерком «Катилина».
Однако вскоре поэт разочаровывается в происходящем, у него появляется ощущение трагизма и безнадежности жизни. В этот период Блок пишет статьи об истинном предназначении поэта — речь «О назначении поэта», «Без божества, без вдохновенья».
Стоит отметить внутреннее единство всего творчества Блока, состоявшееся благодаря наличию сквозных тем, мотивов, определенной эволюции образа лирического героя, общих стилевых черт. Три тома своей поэзии он сам называл «трилогией вочеловечивания».
Лирический герой Блока — человек сложной, драматической судьбы, в душе его неразрешимые внутренние противоречия, извечная борьба страстей, обостренность чувств. Эти конфликты, напряженность чувств достигают в лирике Блока космического масштаба.
Стихотворения Блока сюжетны, динамичны. Однако окружающая обстановка, внешний фон, природа не самоценны, а входят в круг переживаний лирического героя, становясь полноправным участником сюжета.
Отметим наличие выразительных метафор в лирике поэта, неожиданных эпитетов, фонетическую выразительность и музыкальность блоковского стиха. Все это было характерно для поэтов-символистов. Цветовая гамма поэзии Блока — черный, серый, желтый.
Поэт использует тоническую систему стихосложения, он «утверждает» в литературе дольник.
Таким образом, творчество А. Блока — это целая эпоха в истории русской литературы, эпоха бурная, прекрасная, оставившая нам великих поэтов и гениальные произведения.
Здесь искали:
- сочинение на тему мое отношение к творчеству блока
- сочинение по блоку
Источник: http://Sochineniye.ru/sochinenie-na-temu-hudozhestvennyj-mir-a-bloka/
Сочинения по произведениям Блока А.А
Краткая биографическая справка
Александр Александрович Блок – великий русский поэт, публицист, писатель, критик – родился в 1880 году 16 ноября в семье, принадлежащей к кругу старой русской интеллигенции, где свято хранились традиции. Дед А.Н.Бекетов был ректором Санкт-Петербургского университета. Мать и тетушки занимались творчеством. Сашура рос в обстановке абсолютной любви и безоговорочной свободы мысли и действия.
В 1897 году матушка отправляется за границу в немецкий курортный городок Бад Наугейме. Здесь шестнадцатилетний Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она оставила глубокий след в его поэзии и воплотилась в цикле стихов «Двенадцать лет спустя». В 1898 году по окончании гимназии Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет петербургского университета.
Лишь через три года он перевелся на славяно-русское отделение истоpико-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. В 1898 году Блок влюбляется в соседку по даче Любовь Дмитриевну Менделееву (дочь знаменитого химика), с которой постоянно разыгрывает домашние спектакли, впоследствии она станет его женой.
Навечно запечатлеет образ возлюбленной молодой поэт в цикле стихов «О Прекрасной Даме».
В это время Блок примыкает к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 года – почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «Северные цветы». Стихи Блока встретили восторженное признание. Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное прозрение.
В самом себе А.А.Блок открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.
Одна за другой выходят книги Блока – сборники стихов «Нечаянная радость» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), сборник «лирические драмы» (1908).
В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая драма Блока «Песня судьбы» (постановка ее на сцене не осуществилась). В 1907 – 1908 годах определился глубокий разлад его почти со всей символистской литературой.
В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи» – лучшее, что есть в русской поэзии об Италии.
Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженеpно-стpоительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть о свержении самодержавия.
В мае 1917 года, Блок был привлечен к работе в Чpезвычайной следственной комиссии, которая была учреждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Осенью-зимой 1917-1918 годов поэт пишет поэму «Двенадцать». Современники приняли её неоднозначно. М.
Горький назвал произведение самой страшной сатирой на революцию. А вот оценка В.И.Ленина, который посчитал поэму «гимном революции», позволила её узнать многим советским читателям.
Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока – с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве).
В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь. Утром 7 августа он скончался. Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда, где похоронены почти все его родные.
Источник: http://litera.su/learner/all-works/blok-a-a
Сочинение на тему “Мой любимый поэт А. Блок”
Мой любимый поэт А. Блок
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Серебряный век – это период совершенно новых мироощущений человека. В это время у людей менялись духовные ценности и мировоззрение. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.
Александр Блок – замечательный поэт-символист, выдающееся явление в русской поэзии, один из моих любимых поэтов. Литературное наследие Блока обширно и многообразно. Его стихи я могу читать и перечитывать бесчисленное количество раз, и снова находить в них что-то новое. Его лирика, я думаю, никого не может оставить равнодушным.
Его речь течет медленно, но оставляет в душе неизгладимый след, словно поэт открывает душу каждому своему читателю, бросает ему в лицо свои чувства, отдается на его милость. С течением времени в стихах Блока не иссякает тот скрытый философский смысл, пропитывающий строфы. И он, этот смысл, всегда абсолютен, всегда непреложен.
Любовь поэта – чистая и светлая, и всегда чуточку отстраненная, чуточку недостижимая, как будто она принадлежит не земле, а небесам.
Среди стихов Блока мне особенно нравятся такие, как: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «О, я хочу безумно жить…», «Сама судьба мне завещала», «Когда ты загнан и забит» и, конечно, многие другие.
Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение. Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности.
Переход, конечно, весьма условный, но заметный.
Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики.
Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. В них – чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви. Цикл стихов о “Прекрасной Даме” посвящен возлюбленной А.А. Блока Любови Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой.
И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр “Вхожу я в темные храмы”:
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Из более позднего творчества Блока мне нравится стихотворение «Незнакомка». При первом прочтении я была поражена красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но мечты не могут оградить Блока от реальной жизни. Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века:
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее.
Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”.
Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет. После прочтения я была в восторге.
У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом.
Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах.
Мне нравится, что А. Блок стремился к светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, несмотря на то, что его творчество пришлось на довольно трудный период в жизни России.
Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-moy-lyubimiy-poet-a-blok.html
Мой а. а. блок (ii вариант)
Есть много разных поэтов, но один из моих самых любимых – Александр Блок. В своем творчестве поэт, как и любой писатель, касался множества тем. Это темы любви природы родного края, Родины.
Творчество Александра Блока, пронизанное любовью к Родине, своему народу и любовью к женщине, близко мне больше всего. Именно в стихотворениях моего любимого поэта я нахожу ответы на все мои вопросы, мне понятны переживания поэта, я вместе с ним задумываюсь о жизни и смерти, о добре и зле, о любви и ненависти.
Этих вопросов касались поэты всех времен, но у Блока, как мне кажется, они раскрыты наиболее полно.
Тема природы родного края занимает значительное место в творчестве поэта. С особым волнением и восторгом я читаю стихи Блока о природе. От них веет какой-то таинственностью, непостижимостью бесчисленных тайн природы. Гуляя в лесу, я с волнением прислушиваюсь к щебету птиц, стрекоту кузнечиков, с восхищением наблюдаю за жизнью природы, и на ум приходят строки из стихотворения «Летний вечер»:
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Сколько музыкальности, глубины чувства и красоты таят в себе строки поэта о природе! Красота природы воспевается в лирике Блока. С волнением и замиранием сердца, ощущением чего-то возвышенного и непостижимого я читаю строки:
Я встал и трижды поднял руки.
Ко мне по воздуху неслись
Зари торжественные звуки,
Багрянцем одевая высь.
Блок писал: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» И я согласна с ним. Его восприятие природы и Родины близко мне, и порой мне кажется, что я смогла бы также поэтично воспеть в стихах красоту природы, если бы была наделена таким великим талантом, каким наделен Александр Блок.
Также близки мне стихотворения Блока о любви. Любовь – это возвышенное чувство, переданное поэтом в своих произведениях с огромной силой, чувством восхищения.
О своей возлюбленной он говорит с особой нежностью, восхищением и преданностью. Мне близки его переживания. Без любви невозможна жизнь, а жизнь без любви пуста.
Мне кажется, именно это поэт утверждает в своей любовной лирике, и я согласна с ним. Любовь должна быть чиста, и Блок презирает пошлость в любви:
Твой образ чудится невольно
Среди знакомых пошлых лиц.
Порой легко, порою больно
Перед Тобой не падать ниц.
Как и всех людей, которым была дана любовь в жизни, Блока увлекал вихрь любви:
Натянулись гитарные струны,
Сердце ждет.
Только тронь его голосом юным –
Запоет!
Бред безумья и страсти.
Бред любви…
Невозможное счастье!
На! Лови!
А иногда именно любовь вдохновляла поэта, и он создавал те бессмертные строки, в которых поэт пишет о своих любовных переживаниях:
Эта юность, эта нежность –
Что для нас она была?
Всех стихов моих мятежность
Не она ли создала?
Как и любой человек, Александр Блок знал и радость встреч, и горечь расставаний. Все это глубоко затронуло мою душу. Меня поразило то, что поэт как будто читал мои мысли, воплощал в стихотворные строчки именно мои мечты. Настолько талантлив Блок! Переживая горечь расставания, поэт пишет:
Как прощались, страстно клялись
В верности любви…
Вспоминай же, ради бога,
Вспоминай меня,
Как седой туман из лога
Встанет до плетня…
Переживая радость любви, Блок пишет:
Сердце занято мечтами,
Сердце помнит долгий срок,
Поздний вечер над прудами,
Раздушенный ваш платок.
Как и у меня, как и у любого человека, у Александра Блока были в жизни подъемы и падения, радости и огорчения, встречи и разлуки.
И всю свою жизнь, все, что волновало его, поэт воплотил в поэтических строках своих поэм и стихотворений. Читая стихотворения, я очень глубоко воспринимаю все, о чем пишет поэт.
В трудную минуту я обращаюсь к его стихам и всегда нахожу ответ. Меня поражают глубокие философские рассуждения поэта. В одном из стихотворений я читаю:
Все на земле умрет – и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг,
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг.
И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи.
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.
Ранняя лирика Блока полна загадок и таинственных символов. Позже Блок начинает писать произведения, в которых действительность предстает более реальной. Поэт пытается приблизиться к народу, понять его нужды. И в своем стихотворении «Русь» Блок пишет о своем так называемом «прозрении»:
Так – я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету.
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
В стихотворении «Россия» поэт выражает сочувствие народу и возмущение тем, что мешает ему жить и обрекает на тяжелый труд и страдание. Но и такой он любит Россию. Поэт пишет:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви.
Блок очень тяжело переживал поражение революции, но предрекал наступление величайших событий в истории страны.
Блок считал, что именно народ является единственной вдохновляющей силой. И поэт с любовью пишет о Родине и русском народе. Таким образом, творчество поэта разнообразно, разнообразны темы его произведений.
Поэт умер. Но стихотворения и поэмы восхищают людей и сейчас. Мне близко все в творчестве Блока. Я люблю его стихи, так как я восхищаюсь глубиной чувств, искренностью и огромной силой таланта великого поэта.
Александр Блок – великий художник слова, замечательный поэт, бессмертным творчеством которого я не перестаю восхищаться:
Сама судьба мне завещала
С благоговением святым
Светить в преддверии Идеала
Туманным. факелом моим.
Источник: http://www.testsoch.info/moj-a-a-blok-ii-variant/
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Александр Блок – замечательный поэт-символист, выдающееся явление в русской поэзии, один из моих любимых поэтов. Литературное наследие Блока обширно и многообразно.
Его стихи я могу читать и перечитывать бесчисленное количество раз, и снова находить в них что-то новое. Его лирика, я думаю, никого не может оставить равнодушным.
Его речь течет медленно, но оставляет в душе неизгладимый след, словно поэт открывает душу каждому своему читателю, бросает ему в лицо свои чувства, отдается на его милость.
С течением времени в стихах Блока не иссякает тот скрытый философский смысл, пропитывающий строфы. И он, этот смысл, всегда абсолютен, всегда непреложен. Любовь поэта – чистая и светлая, и всегда чуточку отстраненная, чуточку недостижимая, как будто она принадлежит не земле, а небесам.
Среди стихов Блока мне особенно нравятся такие, как: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «О, я хочу безумно жить…», «Сама судьба мне завещала», «Когда ты загнан и забит» и, конечно, многие другие. Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение.
Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности.
Переход, конечно, весьма условный, но заметный.
Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви.
И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. В них – чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви. Цикл стихов о “Прекрасной Даме” посвящен возлюбленной А.А. Блока Любови Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой.
И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр “Вхожу я в темные храмы”:
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Из более позднего творчества Блока мне нравится стихотворение «Незнакомка». При первом прочтении я была поражена красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но мечты не могут оградить Блока от реальной жизни. Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века:
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее.
Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет.
После прочтения я была в восторге.
У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом.
Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах.
Мне нравится, что А. Блок стремился к светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, несмотря на то, что его творчество пришлось на довольно трудный период в жизни России. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/svobodnaya-tema/8816-sochinenie-na-temu-moj-lyubimyj-poet-aleksandr-blok
Мой любимый поэт: Александр Блок
Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей.
После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета. Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано.
В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского.
Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.
Ранние стихи Блока составили первую книгу, вышедшую в 1904 году, — «Стихи о Прекрасной Даме».
Это произведение символистское, потому что в нем противопоставляется скорбное ЗДЕСЬ и прекрасное ТАМ, святость идеалов героя, стремление в край обетованный, решительный разрыв с окружающей жизнью, культ индивидуализма, красоты.
Все это важнейшие идейные черты нового искусства России того времени. Не удивительно, что Блок сразу 55 же после выхода «Стихов о Прекрасной Даме» занял едва ли не центральное место в рядах символистов. Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 гг.
Изменилось настроение литературы этого периода. Отозвался на революцию и Блок, проявив присущее ему важное качество художника — социальную чуткость. Вторая его книга, «Нечаянная радость», сделала популярным имя поэта уже в широких писательских кругах.
В этот сборник вошли стихи 1904—1906 годов и среди них «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя волна». Звуковая магия стихов завораживала слушателей. По силе воздействия на читателя в то время Блок был одним из самых значительных поэтов. Герой Блока становится обитателем шумных городских улиц, жадно вглядывающимся в жизнь.
А стихотворение «Осенняя волна» стало первым воплощением темы родины, России в творчестве Блока, которой он в дальнейшем посвятит всю жизнь. В стихах появляются некрасовские интонации — любовь к родине — любовь-спасение, понимание того, что свою судьбу невозможно представить в отрыве от нее.
1906—1907 годы стали переломными для Блока, это годы переоценки ценностей. Поэт обращается к драматургии, потому что театр — это давняя и через всю жизнь пронесенная привязанность.
Когда Блок почувствовал желание и необходимость сказать новое слово, жанр театрального действа стал естественной формой. В 1906 году Блоком были написаны три лирические драмы — «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик».
Поражение первой русской революции сказалось не только на судьбе поэтической школы символизма, но и на личной судьбе каждого из его приверженцев. Укрепление в Блоке гражданского негодования и протеста привели его к ослаблению связей с бывшими единомышленниками.
В своем дневнике Блок записал: «Никаких символизмов больше: я не мальчик, сам отвечаю за все».
Не имея возможности организовать издание собственного журнала, Блок активно включается в литературную борьбу; вторая половина 900 годов характеризуется появлением большого числа его литературоведческих, критических и публицистических работ.
После поездки в Италию в 1909 году Блок написал цикл «Итальянские стихи», весной 1914 года — цикл «Кармен». В этих стихотворениях Блок остается тончайшим лириком, воспевающим красоту и любовь. Основной темой своего творчества Блок считает тему Родины.
С первых стихотворений о России («Осенняя волна», «Осенняя любовь», «Россия») возникает двуликий образ страны — нищей, богомольной и одновременно вольной, дикой, разбойной. Цикл «На поле Куликовом» (1908) — этапное произведение поэта.
Многозначительно примечание автора к этому циклу: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
Для Блока одной из важнейших проблем в эти годы было единение интеллигенции и народа, и то, что герой его произведений находит свое место среди русских воинов в битве за спасение отечества, говорит о вере автора в возможность такого единства.
Об этом же поэма «Возмездие». Она наполнена отражением судьбы России в роковые для нее годы эпохи «безвременья» в конце XIX века. Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а также публицистическая статья «Интеллигенция и революция».
Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям. Поэма «Двенадцать» революционна не только по духу, но и по своей художественной структуре. «Вихревое», «музыкальное» начало революции выступает в ней то как мелодически-песенное, то как прозаизированное, говорное, то в лейтмотивных повторах.
В «Двенадцати» контрастно противопоставлены сатира на старый мир и трагический и героический апофеоз революционной «бури» (см. «Двенадцать»).
Призвав деятелей культуры участвовать в строительстве нового мира, Блок сам работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, служит в репертуарной секции театрального отдела Наркомпроса, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература».
Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят к творческому кризису: после января 1918 года он почти не создает лирических стихотворений. 1920—1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.
В апреле 1921 года Блок заболел, в мае его состояние резко ухудшилось, и 7 августа он скончался. Творчество Блока отличается глубоким единством, органичностью и напряженным динамизмом развития. Для лирики Блока неизменно дыхание страсти (его лирика всегда о любви, хотя никогда не бывает только интимной).
Стихи наполнены верой в высою/ю миссию поэта, сознанием сложной противоречивости жизни и др. Имя Блока воспринималось читателем как символ современности. Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в творчестве, воплотила представления целого поколения о предреволюционном десятилетии и о себе.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/moj-lyubimyj-poet-aleksandr-blok/
Сочинения на Getsoch.ru
Биография А.А. Блока
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Александр Александрович Блок родился 1880 году в Петербурге в исключительно интеллигентной и интеллектуальной семье.
Мать Блока, ее родители и сестры обладали несомненным литературным даром, владели иностранными языками, занимались сочинительством и переводами.
Мальчик вырос на стихах Пушкина, Фета и Жуковского, он рано научился любить и чувствовать природу, а сочинять начал буквально в пять лет.
В десятилетнем возрасте Саша был отдан матерью в гимназию, где провел многие годы, но так и не полюбил это учреждение. Ему было попросту неинтересно.
К тому же педантизм преподавателей, равно как жестокость и серость гимназического мира, вызывали отвращение юноши. Единственным светлым пятном за все эти годы стала первая любовь, пришедшая к 17-летнему гимназисту во время поездки с матерью на курорт.
Это увлечение оставило след в творчестве будущего поэта – как и все последующие романтические истории в жизни Блока.
После окончания гимназии Александр Блок уехал в имение своего деда, по соседству с которым проживал Дмитрий Иванович Менделеев. Дочь великого ученого стала его музой, его Прекрасной Дамой, которой Блок посветил целый цикл стихов. Через несколько лет девушка с символическим именем Любовь вошла в жизнь поэта уже навсегда, согласившись стать его женой.
Вообще увлечение Блока символизмом началось примерно в эти годы.
Тому послужило личное знакомство юноши с Владимиром Соловьевым, известным поэтом-символистом, и вхождение в узкий литературный кружок единомышленников, видящих в каждом событии окружающей действительности некое мистическое значение, высший смысл.
С 1901 года поэт активно пишет, создавая все новые произведения, пытается печататься в разных журналах, посылает свои стихи Брюсову, но ответа не получает. Да и слава к поэту никак не приходит.
Но он работает. Друзья и единомышленники восхищаются произведениями Блока, хотя иногда стихи их пугают – слишком много в них настоящей страсти, стихии, чего-то странного и страшного.
А круг известных символистов не признает поэта. С большим трудом, мало-помалу, он завоевывает их уважение и признание.
И, хотя никто из новых знакомых не пророчит Блоку большого литературного успеха, его стихи все же начинают печатать в сборниках.
В 1903 году поэту поступает первое предложение от издательства выпустить собственную книгу стихов. Казалось бы, жизнь налаживается. К тому же Любовь Менделеева наконец-то согласилась стать женой поэта. Тем не менее, Блок опять переживает сложный этап душевных метаний и разброда. Он начинает разочаровываться в прежних приятелях и тех идеалах, которые проповедуются в их тесном кружке.
Начало русско-японской войны Блок ощутил очень остро, для него этот удар сопровождался даже некоторой утратой веры, своеобразным бунтом против всего, что раньше казалось единственно правильным.
На фоне реальных кровавых событий, в которые оказалась втянута Россия, Блок с присущей ему обостренной чувствительностью увидел фальшь восторженной экзальтации прежних друзей.
Он даже начал причислять себя к людям, не верящим в мистику, «темным» людям.
Вообще Блока всю жизнь отличала потрясающая искренность, именно она заставляла поэта так напряженно копаться в своей душе в поисках чего-то скрытого от посторонних глаз и от него самого.
Именно всепоглощающее желание быть в первую очередь честным и не грешить против собственной совести, кидало его из крайности в крайность.
После «кровавого воскресенья» 1905 года Блок потрясен реакцией правительства, но при этом открыто заявляет, что сам не готов примкнуть к движению реформаторов. Но в творчестве его все чаще и пронзительнее звучит тема Родины.
Блок бежит за границу, чтобы в путешествиях по Италии отвлечься от всех тех мерзостей, которые творятся в России.
Но снова попадает в плен внутренних противоречий: он не может жить вне России, по законам буржуазной Европы, но и на родине не видит никаких перспектив.
В который раз он заявляет, что единственный выход представляет лишь в том, чтобы сохранить хотя бы свое собственное сердце в чистоте и не уподобиться всем тем, кто сегодня разрывает на части многострадальную страну.
Революцию 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, Блок встречает с воодушевлением. И не потому, что готов примкнуть к победителям.
Просто в этой стихии очищения, сметающей все на своем пути, он видит особую красоту и особый Божественный смысл! Впервые Блок хоть в чем-то изменяет прежним принципам: после опубликования поэмы «Двенадцать» поэт с головой уходит в общественную деятельность, которой уделяет времени гораздо больше, чем своей поэзии.
Бытовые проблемы наваливаются одна за другой, накапливается хроническая усталость, критики все более ожесточенно высказываются в адрес Блока. Все это провоцирует стремительное развитие болезни сердца, которую проглядели врачи.
Летом 1921 года поэт умер в своей постели, до конца жизни так и не согласившись покинуть Родину и Революцию, в которых он так верил, и которые были к нему не слишком добры.
Источник: http://getsoch.ru/biblioteka/biografii/31-biografiya-bloka.html